Художественная культура 18. Изобразительное искусство: особенности развития

На рубеже XVII - XVIII веков Россия вступила в новый этап общественной и государственной жизни. Реформы Петра I ускорили и закрепили этот исторический поворот, решительно проявившийся во всех сферах бытия. Перед Россией встали новые политические, экономические, духовные и эстетические задачи.

Своеобразием отличается русская культура переходного периода - первой четверти XVIII века, проникнутой пафосом военных побед и духом преобразований. Принципиально новое понимание ценности человеческой личности, ее активности, целеустремленной деятельности неотделимо от сурового, но полного великих деяний времени Петра I. Эпоха потребовала образованных, энергичных, предприимчивых и умелых людей. Заслуги перед государством и талант ставились выше родовитости. Все это нашло отражение в общественной и культурной жизни страны.

Утверждение светских начал в культуре, искусстве, использование европейского опыта стали государственной политикой. В петровское время впервые возникла идея создания Академии художеств. Стало широко практиковаться пенсионерство - посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии.

Строительство новой столицы России - Петербурга и других городов привело к развитию архитектуры, возведение многочисленных дворцов требовало совершенствования декоративной пластики и живописи, круглой скульптуры и рельефа. Больших успехов достигли гравюра, прикладное искусство. Начали издаваться газеты и журналы, родилась русская журналистика. Был создан первый профессиональный театр.

XVIII век славен великими людьми: Петр I и Екатерина II, Ломоносов и Державин, Фонвизин и Новиков, Никитин и Матвеев, Аргунов и Антропов, Зарудный и Растрелли, Баженов и Шубин, Березовский и Бортнянский, Левицкий и Боровиковский и многие другие определили лицо культуры этого времени.

Русское искусство первой четверти XVIII века характеризуется развитием архитектуры, что было вызвано изменением облика русских городов. Новые типы сооружений (административные, общественные здания) требовали новых конструкций, материалов, развития строительной техники.

Черты нового времени появляются в архитектуре Москвы: жилые сооружения располагаются вдоль улиц, а не усадебным приемом. Строится Арсенал в Кремле. И. П. Зарудный (вторая половина XVII века - 1727) возводит церковь Архангела Гавриила на территории усадьбы А. Меншикова (так называемая Меншикова башня); в ней сочетаются церковные и светские элементы.

Строится новая столица - Петербург, который был заложен первоначально как порт и крепость. Создается генеральный план города, укрепляются берега Невы и малых рек, сооружаются каналы. Воздвигаются производственные, административные, жилые дома. Приглашаются многие иностранные архитекторы, русские мастера едут обучаться за границу.

Д. Трезини (около 1670-1734) сооружает Петропавловский собор, ворота в Петропавловской крепости; проектирует здание Двенадцати коллегий - главное административное здание страны. Формируется стиль русского барокко. Новые здания отличаются рациональностью планов и конструкций, умеренным пластическим декором фасадов.

Крупнейшие русские зодчие этого периода: М. Г. Земцов (1686-1743), возглавлявший контроль над жилым строительством в Петербурге (известная его постройка - Аничков дворец на Невском проспекте); И. К. Коробов (1700- 1747), знаменитый работами в Адмиралтействе (золоченая "Адмиралтейская игла"); П. М. Еропкин (1698-1740), разработавший приемы планировки (например, планировка Адмиралтейского острова).

К середине XVIII века меняется общая направленность строительства. Определяющими становятся дворцовые и церковные сооружения, которые должны были привлекать своими размерами, богатством отделки. В пригородных районах создаются большие парки с геометрической планировкой и декоративными сооружениями, большими дворцовыми зданиями.

Крупнейший архитектор этого времени - В. В. Растрелли (1700-1771). Его создания - Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец, Смольный монастырь. Здания дворцов отличаются пышностью; строятся торжественные въезды в дворцы, колонны, пилястры. Применяется интенсивная расцветка зданий. Внутри - анфиладное размещение комнат и залов. В отделке используются деревянная, обычно позолоченная резьба, скульптуры, зеркала, живописные вставки.

Известные зодчие - С. И. Чевакинский (1713 - вторая половина 1770-х годов; Никольский военно-морской собор), Д. В. Ухтомский (1719-1774; колокольня Троице-Сергиевой лавры и другие постройки в Москве).

Вторая половина XVIII века в русском искусстве связана с распространением классицизма. В архитектуре это определило обращение к античности; античные ордера стали главным средством решения фасадов и интерьеров зданий. Основным требованием стало соблюдение гармоничности пропорций.

Именно в этот период в Петербурге строится здание Академии художеств (1764-1788 гг.), которое возводят А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот. В Москве создается кольцо бульваров, строятся здания Воспитательного дома.

Новые тенденции получают свое развитие в творчестве В. И. Баженова (1737-1799; проект Кремлевского дворца, строительство ансамбля в Царицыне, знаменитый Пашков дом в Москве); М. Ф. Казакова (1738 - 1812; здание Сената в Кремле, Голицынская больница и другие), И. Е. Старова (1745 - 1808; Таврический дворец в Петербурге).

Во второй половине XVIII века в России работают и мастера, приехавшие из Европы. Это Дж. Кваренги (1744-1817), который воздвигает здания Академии наук, Государственный банк, торговые ряды; одно из лучших созданий - Смольный институт. В пригородах Петербурга работает Ч. Камерон (1740-1812). Им создана знаменитая Камеронова галерея в Царском Селе, интерьеры комнат Екатерины II в Екатерининском дворце.

Наряду с профессиональными архитекторами работают талантливые крепостные зодчие. Так, усадьба "Останкино" строится при участии крепостного мастера П. И. Аргунова. Активно создаются парки, в которых осуществляется синтез искусств, сочетание пейзажа со скульптурой и архитектурой. Это пейзажные парки - Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск и другие.

Скульптура в XVIII веке развивается в двух направлениях: станковая и монументальная. Уже в начале века применяется монументально-декоративная пластика. Особенной выразительностью отличается скульптура в ансамбле Петергофа (в дальнейшем она претерпела изменения). Создаются первые проекты монументальных памятников.

Б. К. Растрелли (1675-1744), приехавший в Россию по приглашению Петра I, нашел в ней вторую родину (отец архитектора Растрелли). Им создан бронзовый бюст Петра I, в котором передано не только портретное сходство, но и характер Петра I; бюст А. Меншикова, статуя Анны Иоановны с арапчонком. Самое его значительное произведение - конный памятник Петру I (Петр восседает на коне в облачении римского императора); отлитый в

1745-1746 годах, он более полувека пролежал в сарае и был установлен только в 1800 году по приказу Павла I.

Величественный памятник Петру I, названный Пушкиным "Медным всадником", создает Э. М. Фальконе (1716-1791). Петр I показан как законодатель и преобразователь России. О и изображен на вздыбленном коне над дикой скалой-пьедесталом. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силу утверждающего жеста его правой руки. А. С. Пушкин писал:

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял па дыбы?

Во второй половине XVIII века начинают работать Ф. И. Шубин, Гордеев, Козловский, Мартос, Прокофьев, Щедрин.

Ф. И. Шубин (174 -1805) - по происхождению холмогорский крестьянин, как и Ломоносов, сам определивший свою судьбу. Окончив с золотой медалью Академию художеств, пенсионером едет в Париж и Рим, где изучает античную скульптуру. Основной жанр произведений Шубина - портрет, поражающий глубиной содержания, правдой характера, профессиональным мастерством. Таковы бюст князя А. М. Голицина, портрет П. А. Румянцева- Задунайского и другие. Особенно выразительны бюст М. В. Ломоносова, лишенный парадности, передающий его высокий ум и человечность; а также бюст Павла I, созданный по законам парадного портрета, но раскрывающий всю сложность и противоречивость его характера.

Шубин поднял жанр скульптурного портрета на новую качественную ступень.

М. И. Козловский (1753-1802) работал, в историческом жанре, используя в русле классицизма, античные образы и традиции. Его композиции: "Бдение Александра Македонского", "Поликрат", "Геркулес на коне"; знаменитая статуя в Петергофе - "Самсон, раздирающий пасть льва" (погибла в годы Великой Отечественной войны, воссоздана в 1947 г.). Обращался он и к русской истории: статуя "Яков Долгорукий, разрывающий царский указ", памятник Суворову (Петербург, Марсово поле): изображен полководец в античных доспехах и шлеме в образе бога войны Марса. В своих скульптурах Козловский стремился передать красоту и совершенство человека.

Живопись в течение XVIII века прошла свой путь развития. Уже в первой половине века появились новые жанры: историческая композиция, изображение баталий, портрет, натюрморт, миниатюра. Широкое распространение получает монументально-декоративная живопись. В станковой живописи художники начинают работать на холсте масляными красками. Самые крупные художники первой половины XVIII века - Никитин и Матвеев.

И. Н. Никитин (около 1685 - не ранее 1742) - один из первых петровских пенсионеров. Он овладел искусством европейских мастеров, но выработал свой стиль. В портретах художника нет внешней эффектности западноевропейского парадного портрета. Никитин отразил дух преобразований, новое понимание личности человека и его места в обществе. Мастер неоднократно писал Петра I. Последняя из этих работ - "Петр I на смертном одре" - одна из самых ярких. Наиболее значительное произведение русской живописи этого периода - "Портрет напольного гетмана" (1720-е гг.).

Никому из современников Никитина не удалось достичь такого глубокого проникновения в существо человеческой психологии и такого профессионального мастерства.

Другой "птенец гнезда Петрова" - А. Матвеев (1701-1739). Тоже учился за границей. В России возглавлял "Живописную команду Канцелярии от строений", которая занималась художественным убранством построек столицы. Росписи* Матвеева не сохранились. Наибольшую ценность представляют портреты, правдивые и непосредственные. Среди них - "Автопортрет с женой", который отличается остротой характеристик, точностью рисунка, мягкостью живописной лепки.

В середине XVIII века творит замечательный мастер И. Я. Вишняков (1699 - 1761); ученик Матвеева, он после его смерти возглавил "Живописную команду Канцелярии от строений". Формируется как монументалист (росписи в Петропавловском соборе, в Троицкой соборной церкви и другие) и как мастер портрета, в котором стремился передать весь сложный душевный мир человека. Вся жизнь персонажей Вишнякова - в лице, а лица открыты миру.

Впервые художник изобразил ничем не примечательных людей - семью Тишиных. Николай и Ксения Тишины показаны в венчальных уборах, в традиционных позах, но свободно и непринужденно. Они обладают внутренним достоинством, доброжелательностью и серьезностью. Значительное достижение Вишнякова - портреты детей Фермор, особенно Сары Фермор. Это парадный портрет, но в нем - поэзия и очарование, музыкальность форм, светлые и нежные цветовые созвучия.

Во второй половине XVIII века расцветает исторический жанр в живописи, т. к. именно он мог запечатлеть героические события прошлого и современности. Глубины и монументальности достиг М. В. Ломоносов в мозаике "Полтавская битва", которая наметила новый путь русской монументальной живописи.

Крупный мастер исторической живописи - А. П. Лосенко (1737-1773). Родился на Украине, рано попал в Петербург, где с 16 лет учился живописи. Окончил Академию художеств, где был впоследствии профессором, а позднее директором. Известен был своими рисунками и картинами: "Жертвоприношение Авраама", "Каин", "Авель" и другие. Самые значительные картины - "Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой", проникнутые героическим пафосом.

Г. И. Угрюмов (1754 - 1814) создал серию картин из русской истории: "Торжественный выезд Александра Невского...", "Взятие Казани" и другие. Самое значительное полотно - "Испытание силы Яна Усмаря", где создан образ русского героя-богатыря.

Во второй половине XVIII века особых успехов достигает портретная живопись. Художники Рокотов, Левицкий, Боровиковский и другие создали блестящую портретную галерею современников, воспели красоту и благородство человека.

Ф. С. Рокотов (1735/36-1808) писал камерные портреты. Он любил изображать человека без парадного окружения, непозирующим. Выражал в живописи стремление передового дворянства следовать высоким нравственным нормам. В портрете В. И. Майкова создан образ поэта, выявлены его характерные черты. Портрет отличает темпераментная живопись, колорит построен на противопоставлении красного и зеленого.

Представление о прекрасном воплощено в портрете В. Е. Новосильцевой. Таковы же портреты Н. Е. Струйской, Е. Н. Орловой, В. Н. Суровцевой, отличающиеся поэтичностью и артистизмом исполнения.

Д. Г. Левицкий (1735-1822) родился в Киеве, там же встретился с Антроповым, что и определило его судьбу. Учился в Петербурге у Антропова, работал в Петербурге и Москве. Левицкий - мастер портрета. За портрет архитектора Кокоринова он был удостоен звания академика. Кокоринов изображен в кабинете, перед ним - план Академии художеств. Замечательно передана пластика жеста, дымчато-сиреневая тональность колорита. Левицким создана серия портретов "смольнянок" - воспитанниц Смольного института. Каждая изображена в определенной сюжетной ситуации, характерной позе. Портретам присуща декоративность, изысканная красота линейных контуров и силуэтов.

Замечательны портреты архитектора Львова и его жены М. Львовой, урожденной Дьяковой. Значительное со здание художника - портрет Екатерины II в духе оды Державин; "Фелица".

Левицкий изображал сложную духовную жизнь своих моделей его портреты отличает замечательный рисунок и тонкий колорит.

B. Л. Боровиковский (1757-1825) родился в Миргороде, і юности писал иконы. Учится и работает в Петербурге, сближаете с Левицким; пишет портреты, воспевая в своих моделях способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям. Левицкий был близок к сентиментализму, к писателю и историк; Н. М. Карамзину.

В портрете М. Лопухиной он передал очарование молодости, полной мечтательности и легкой грусти. Портрет отличается мягкостью и внутренней гармонией. Боровиковским созданы портреты Екатерины II на фоне царскосельского парка, А. Б. Куракина, Г. Р. Державина, Д. П. Трощинского и других.

Во второй половине XVIII века становится самостоятельным жанром пейзажная живопись, в которой нашли отражение возвышенные идеалы классицизма.

C. Ф. Щедрин (1745-1804) - мастер паркового пейзажа. Он создал серии пейзажей Гатчины, Павловска, Петергофа, запечатлел красоту садов и парков, архитектурных ансамблей.

Ф. Я. Алексеев (1753/54-1824) изображал виды Москвы Воронежа, Херсона. Особенно он прославился строгими и стройными картинами с изображением Петербурга: набережные Невы грандиозные дворцы, площади ("Вид на Михайловский замок" "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" другие). Художник изобразил панораму столицы в серебристо сером свете северного неба.

Развивается в этот период бытовая живопись: И. Фирсов ("Юный живописец"), М. Шибанов ("Крестьянский обед", "Празднество свадебного сговора").

С XVIII века начинается развитие новой русской литературы, в которой воплощаются идеи Просвещения, облеченные в художественные формы классицизма. В XVIII веке творят выдающиеся мастера слова: А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин.

Развитие классицизма в русской литературе имело свои особенности. Русские писатели, обращаясь к античным сюжетам, имели большой интерес к отечественной истории, к народному творчеству. Русский классицизм был более демократичен. Во многих произведениях была поставлена проблема крепостного права. Все это вело к накоплению реалистических элементов. Наиболее распространенными жанрами стали оды, послания, героические поэмы, трагедии, комедии и басни.

Связующим звеном между литературой XVII и XVIII веков явился Феофан Прокопович (1681-1736), сподвижник Петра I. Он автор церковных проповедей, трактатов, трагикомедии "Владимир". Под влиянием этого мастера формировался А. Д. Кантемир (1708-1744), который в своих произведениях обличает тех, кто презирает учение ("На хулящих учение"), кто похваляется знатностью ("На зависть и гордость дворян злонравных") и других. Он написал девять сатир, явившись зачинателем сатирического направления в русском классицизме.

Одним из выдающихся деятелей русской литературы и всей русской культуры XVIII века был М. В. Ломоносов (1711-1765). Обладая энциклопедическим умом, Ломоносов во многих областях знаний достиг выдающихся результатов: в физике, химии, астрономии, философии и т. д. Ломоносов - автор "Российской грамматики". Большое значение для развития русской литературы имела реформа Ломоносова в области стихосложения. Это силлабо-тоническая система стихосложения, основы которой сформированы В. К. Тредиаковским (1703-1769) и Ломоносовым *258 ("Письмо о правилах российского стихотворства").

*258: {Силлабо-тоническая система (от греч. syllabi - слог, tonos - ударение) основана на четком чередовании ударных и безударных слогов, Размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Терминология взята из античного стихосложения.}

Как поэт Ломоносов выступил в различных жанрах. Он писал оды, стихи естественнонаучного содержания, трагедии, поэмы. Но основной его жанр - оды, которым он придал черты национального своеобразия. Ломоносов воспевал победы русского оружия ("Ода на взятие Хотина"), труды Петра I (поэма "Петр Великий"). Этапная его ода - "На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года", где Ломоносов славит мир ("возлюбленную тишину"), воспевает родину, пауку. В своих произведениях он обращается и к сатире ("Гимн бороде", "К Пахомию").

М. В. Ломоносов явился и теоретиком литературы. Он разработал теорию о трех "штилях" - высоком, среднем и низком ("Предисловие о пользе книг церковных в российском языке").

Оказав большое влияние на развитие русской культуры, этот выдающийся деятель вошел в историю как родоначальник новой литературы (Белинский: "отец русской литературы").

Значительным явлением в русской литературе явился А. П. Сумароков (1717-1777). В поэзии он соперничал с Ломоносовым (писал эклоги, мадригалы, элегии, басни и сатиры). Но особенно популярны были его 9 трагедий: "Хорев". "Дмитрий Самозванец" и другие, утвердившие за Сумароковым славу "северного Расина". Трагедии писал и Я. Б. Княжнин ("Вадим Новгородский").

В 60-е годы появляется русская повествовательная проза: Ф. А. Эмин (1735-1770), романы "Приключения Фемистокла" и другие; М. Д. Чулков (1743-1792), автор плутовских новелл и волшебно-рыцарских повестей "Пересмешник, или Славенские сказки", романа "Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины" и другие.

Вторая половина XVIII веке - период появления журналистики. Значительную роль в этом процессе сыграла деятельность Н. И. Новикова (1744-1818), который выпускает сатирические журналы "Кошелек", "Трутень", "Живописец". Позже эту традицию продолжил И. А. Крылов (1769-1844), издавал журналы "Почта духов", "Зритель" и другие.

В XVIII веке наступает новая эра книгоиздательства, подъем книжного дела. Крупнейшим центром издания книг становится Московский университет, созданный Ломоносовым. И в этом деле огромна роль Новикова. Он основал первое в России издательское товарищество - "Общество, старающееся о напечатании книг".

В последней трети XVIII века новое развитие получает комедия. Яркий драматург этого периода - Д. И. Фонвизин (1744-1792), автор комедий "Бригадир" и "Недоросль", по словам Гоголя, "первой истинно общественной комедии".

Ведущий поэт второй половины XVIII века - Г. Р. Державин (1743-1816). Он воспел победы русского оружия ("Осень во время осады Очакова", "На взятие Измаила" и другие), запечатлел образы Румянцева, Суворова, Ушакова, Кутузова. Известность поэту принесла ода "Фелица", где Державин рисует аллегорический образ мудрой царицы, тем самым давая "наказ" властьимущим. Державин обращался и к сатирическому направлению ("Вельможа"), описывал природу ("Бог", "Водопад"). Особое значение поэзия Г. Р. Державина имела для становления таланта А. С. Пушкина.

С 70-х годов возрастает роль идей и принципов сентиментализма и предромантизма. Пути развития сентименталистской прозы определил Н. М. Карамзин (1766-1826), автор повестей "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь", "Марфа Посадница". Выдающимся писателем этого периода был А. Н. Радищев (1749-1802), автор "Путешествия из Петербурга в Москву".

Русская культура XVIII века явилась тем фундаментом, на котором было воздвигнуто здание великой русской культуры XIX века.


Введение……………………………………………………………...2.

Глава 1. Учебные заведения…………………………………………4.

Глава 2. Литература………………………………………………….6.

Глава 3. Архитектура……………………………………………….13.

Глава 4. Скульптура………………………………………………...17.

Глава 5. Живопись………………………………………………….19.

Глава 6. Театр и музыка………………………………...………….24.

Заключение………………………………………..………………...26.

Литература…………………………………………………………..27.

Введение

На протяжении всей истории развития философской мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. Само слово “культура” происходит от латинского слова "colere", что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин "agriculture" или искусство земледелия. Но в XVIII в. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово "Kultur" также означало высокий уровень цивилизации.

Актуальность проблемы, выбранной мною темы, заключается в том, что в сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Но до сих пор для нас культура не стала нормой жизни.

Применительно к современному времени, можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты.

Цели моего реферата очень просты. Во-первых, показать насколько в XVIII в. изменилась наша страна, какие успехи в развитии она совершила всего за один век, и какую роль в этом играет Запад. Во-вторых, показать переход от религиозной культуры к светской. Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее. Развитие культуры - органическая составная часть истории общества. Постоянно развиваясь, культура всегда проявляет себя в конкретно-исторических формах.

XVIII в. был знаменателен для России заметными переменами в социально-экономической сфере и значительными достижениями в области искусства. В архитектуре, в скульптуре, в живописи и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. XVIII в. в области культуры и быта России - век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.

Русская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы.

Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре. При Петре I в культуру и быт активно проникают западные веяния. Это приводит к плодотворному синтезу. Основным художественным направлением в эпоху Петра был классицизм, который продолжал характеризовать культурный процесс до середины XVIII в. Его идейной основой была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти, утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии.

Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из “среднего” класса.

Наряду с сентиментализмом (а чаще в сочетании с ним) все больше выявляются реалистические тенденции русской культуры, условно называемые “просветительским реализмом”. Они с наибольшей активностью и последовательностью выражали протест против феодальной идеологии.

Задачами реферата являются изучение стремительного развития культуры в XVIII в. и влияния Запада.

Глава 1.Учебные заведения.

В новой культуре появилась тенденция к демократизму. Большую роль в этом сыграли реформы в области образования. Создается система светских школ. На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Социальный состав учащихся к этому времени в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т.д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся - в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.

Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича “Первое учение отрокам”, “Арифметика” Л. Ф. Магницкого и “Грамматика” М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы - общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это - наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских, принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).

Второй тип школ в России XVIII в. - это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т.д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийской, Инженерном) готовили, главным образом, офицеров для армии и флота. В них учились первые русские актеры братья Волковы и драматург Сумароков; ученики участвовали в спектаклях придворного театра. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы - частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т.д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпускалось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды “общественного призрения” - больницы, богадельни и пр.

К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах.

Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.

Наконец, подготовка специалистов велась и через университеты - Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г. Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова. Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.

Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету “Московские ведомости”, имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский.

Выдающиеся открытия в области физики, химии, астрономии совершил Ломоносов. Е. Р. Дашкова, глава Академии наук, много сделала для организации исследований. И. П. Кулибин создал семафорный телеграф, винтовой лифт, 300-метровый одноарочный мост, И. И. Ползунов - первый в мире паровой двигатель. М. М. Щербатов написал «Историю Российскую...» в 7-ми томах.

Глава 2. Литература.

Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и образов, вызванных к жизни изменившимися историческими условиями. Мятежное поэтическое творчество неизменно сопутствует народу на протяжении всей его истории, являясь художественным откликом на крупнейшие события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало разные формы.

Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве. Эти песни создавались в ходе боев восставших с Царскими войсками. Народ видит в Пугачеве народного царя, крестьянского заступника и мстителя. В народных преданиях Пугачев - богатырь, герой-полководец, кровно связанный с народом и противостоящий дворянству; он стал во главе восставших.

Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популярностью ранее созданные песни о Разине, о “добрых молодцах, вольных людях”.

В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного творчества - былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые песни и т.д. Нельзя считать случайностью, что в XVIII в. были записаны пословицы, отражающие представление о воле: “воля господину, а неволя холопу”, “воля неволи не хочет”, “в поле-воля”.

В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных рогаток. Таков “Плач холопов”, который выразительными сравнениями раскрывает “свирепство” бар и подневольное положение крепостных. Трудная жизнь голодающих дворовых отразилась в крестьянской “Повести пахринской деревни Камкина”. То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в рукописных пародиях на официальные документы. В “Глухом паспорте” автор с горечью говорит о невозможности беглому крестьянину найти работу; нищета толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана в рукописных повестях солдатского происхождения - в пародийной челобитной к богу и в “Горестном сказании”. Народная сатира проникает и в лубочные листы - такова картинка “Бык не захотел быть быком”, где в иносказательной форме выражаются мечты народа о социальной справедливости.

Основные мотивы устной народной драмы - резкое обличение царя-злодея (драма “Царь Максимилиан”), насмешка слуги над разорившимся дворянином (“Мнимый барин”), призывы к расправе над дворянами (“Лодка”). Этот жанр устного народного творчества отразил в доходчивой игровой форме классовые противоречия того времени.

В литературе первая половина XVIII в. была временем расцвета повести («истории»). Широко известной стала «История о российском матросе Василии Кориотском», в которой отразилась идеология и реальная жизнь той поры. Эта история должна была убедить читателя, что уважение, почет и богатство достигаются благодаря личным качествам человека, а не знатности его рода.

Рассматриваемый период занимает важное место в процессе становления нового литературного языка, чему во многом способствовало введение гражданской азбуки. Однако для литературы характерна большая языковая пестрота, так как продолжал использоваться церковнославянский язык.

  1. Культура 18 века России (2)

    Реферат >> История

    Огромных успехов. Общая оценка русской культуры 18 века О значении сдвигов, происшедших в русской культуре , говорит тот факт... своей ценности вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские композиторы, исполнители, оперные артисты...

  2. Русская культура и революция (2)

    Реферат >> История

    В этой оценке. События периода русских революций ХХ века привели русскую культуру в совершенно новые условия... с азербайджанцами, продолжавшиеся в 1905-1906 годах. 18 февраля был опубликован царский манифест...

  3. Русский портрет XVIII века

    Реферат >> Культура и искусство

    Пейзажа, исторического и бытового жанров. С начала 18 века от довольно примитивного изображения человеческого... / Т.В. Ильина. – М., 2000. Краснобаев, Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века

Начало обширному культурному развитию России положил реформатор Петр I, который еще в 1700 году ввел новое летоисчисление и издал первую газету «Ведомости». Другие реформы Петра I . Не забывал уделять внимание царь и школам и образовательной системе в целом. Были открыты математические, артиллерийские, инженерные школы, при крупных мануфактурах создавали ремесленные школы, а в Мосек была открыта первая медицинская школа.

Наука и образование

По указу Петра в 1725 году была создана Академия Наук, которой было предпринято множество географических экспедиций, что послужило развитием этой сферы в России. Говоря о культурном развитии России в XVIII веке, вспоминают о таких деятелях науки, культуры и техники, как М.В. Ломоносове, историке В.Н. Татищеве, литераторах А.Д. Кантемире и В.К. Тредиаковском.

Деятельность выдающегося ученого Ломоносова была присуща нерасчлененность научного знания, которая была характерна для всей науки этой эпохи. Благодаря нему был открыт Московский университет в 1755 году.

Вторая половина XVIII века ознаменована развитием школьного образования - открылась гимназия для дворян в 1758 году, было открыто первое женское учебное заведение в 1764 году в Петербурге, которое носило название «Воспитательное общество благородных девиц».

Подобные результаты в развитии сфера образования обусловлены деятельность И.И. Бецкого. В будущем собирались ввести три различных рода образовательных заведений - главные, малые и средние народные училища. Развивалась и историческая наука : Щербатовым была создана полноценная концепция русской истории, а Болтин был автором книги о критических примечаниях на исторический взгляд Щербатова.

Усиливается критика жестких форм крепостничества и самодержавия, это было характерно для тех русских мыслителей, которые проявляли интересе к идеям Просвещения. Огромное влияние получает масонство, к 1780 году в России насчитывалось около ста масонских «лож». С именем одного из масонов связано возникновение сатирических журналов «Кошелек» и «Живописец».

Искусство и литература

Искусство и литература XVIII развивалась довольно в сложных обстоятельствах, смешивались разные стили и боролись между собой представители разных направлений в этих сферах. Господствовал классицизм в русской литературе , особенностью которого в России стали комедии сатиры.

Яркими представителями этого жанра были Д.И. Фонвизин, А.П. Сумароков, Я.В. Княжнин. В это время творил один из самых главных и влиятельных представителей русской литературы - Гавриил Державин, творчество и деятельность которого сыграла значительную роль в развитии русского языка.

В 1757 году возникла Академия художеств, которая активно способствовала развитию живописи в России. Наиболее талантливыми представителями живописи и скульптуры были А.П. Лосенко, Ф.Ф. Щедрин, Ф.И. Шубин.

Еще одно знаменательно событие относится к развитию культуры и ее наследия в XVIII веке - это создание первого русского театра в Петербурге в 1756 году. Первоначально театр возник в Ярославле, но благодаря инициативе режиссера и актера Ф.Г. Волкова он был перенесен в Санкт-Петербург.

XVIII столетие в истории России стало поистине судьбоносным. Оно явилось временем коренных перемен, вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад. Этот поворот и его последствия для развития России и русской культуры стали предметом острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелся в XIX в. и продолжается по сей день.

У одних начавшиеся перемены вызывали самую высокую оценку, восторг и восхищение, другие же, напротив, оценивали их весьма критически . усматривая в них истоки всех последующих бед и несчастий России. В частности, русский религиозный философ П.Я. Чаадаев дает резко отрицательную оценку деяниям Петра, считая, что тот «вырыл пропасть между нашим прошлым и нашим настоящим».

Столь же критически смотрит на Петра французский философ- просветитель Д. Дидро, полагая, что своей слишком поспешной и форсированной европеизацией он нанес России непоправимый вред, лишив ее возможности и в будущем успешно осваивать западные достижения. Некоторые авторы укоряют Петра за то, что он разрушил прежнюю целостность русской культуры, сделал ее разорванной, противоречивой и больной, расколол на две части, одна из которых — культура высших слоев общества — утратила самобытность русской культуры, стала чужеродной для основной массы народа.

Сторонники петровских преобразований придерживаются иной точки зрения. Так, авторитетный историк С.М. Соловьев полагает, что европеизация оказалась вполне совместимой с культурно-историческим развитием России. По его мнению. Петр своими реформами осуществлял то, что на Западе имело место в эпоху Возрождения. Примерно такого же мнения придерживался историк К.Д. Кавелин.

Петровские реформы трудно оценить однозначно, они имели двойственный характер. Прежде всего сделанный Петром выбор между Востоком и Западом в пользу последнего был исторически необходимым и потому правильным. Попытки сохранить прежнюю самобытную Россию в неизменном виде вряд ли были осуществимы, либо они могли привести к утрате Россией своей самостоятельности и независимости, а вместе с этим — к исчезновению ее самобытности.

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, позволили ей значительно расширить свою территорию — за счет присоединения Крыма. Северного Причерноморья, Северного

Кавказа и западных земель, превратили ее в великую и могучую империю. Благодаря победам в Северной и турецких войнах Россия получила статус балтийской и черноморской державы. В ней возникли новые крупные города — Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Екатеринбург, Одесса и др.

Высокий экономический и военный потенциал России позволял ей оказывать огромное влияние на ход мировой истории. В то же время грандиозные преобразования стати тяжелым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

Исключительно сложной и неоднозначной является также фигура Петра. Он обладай невероятной силой воли, неистощимой энергией, твердым и настойчивым характером, был одарен многими талантами. Его кипучая деятельность покоилась не только на воле, но и на широких знаниях, богатом практическом опыте. Петр был человеком высокой культуры. Он знал два иностранных языка (голландский и немецкий), в совершенстве владел 14 ремеслами, имел острый ум и образное мышление, наделен был сильным эстетическим чутьем.

Петр сожалел, что не может работать одновременно двумя руками: держать в правой руке шпагу, а в левой — перо. Это позволило бы ему сделать гораздо больше. Он считал, что предназначение государства — внутренняя и внешняя безопасность, а свою славу оно должно находить в искусстве и науке. Разворачивая Россию на Запад, он не отрекался от отечественной культуры и древних традиций. Он проявлял глубокое уважение к прошлому, что получало выражение в строительства новых храмов, в особом почитании дела Александра Невского, останки которого были перенесены в Петербург, в специально построенную для этого Невскую лавру.

Хотя эпоха «просвещенного абсолютизма» в России связывается с Екатериной II, наделе именно Петр был настоящим просвещенным монархом. То же самое можно сказать по отношению к Западу. Европа не знала такого правителя, как Петр, хотя понятие «просвещенного абсолютизма» обычно относят к ней. Петра по праву называли «северным исполином». Подчеркивая масштабы его выдающейся личности, Пушкин отмечал, что Петр «один есть целая всемирная история».

В то же время его личность не была лишена крайностей. В его деяниях воля и произвол иногда брали верх над мерой и разумом. Некоторые свои реформы он начина! без должной подготовки, а при их проведении допускал излишнюю поспешность и нетерпение. Его любимыми выражениями были «не мешкать», «учинить по сему немедленно». Максимализм и бескомпромиссность Петра иногда переходили в дикую ярость и беспощадную жестокость. Это случалось даже по отношению к его близким, в частности к сыну Алексею.

Глубокому реформированию были подвергнуты практически все области общественной жизни — государственно-административное устройство, экономика, армия, Церковь, наука и просвещение, художественная культура. Основное содержание и характер проводимых реформ выражали две тенденции: секуляризация, т.е. обмирщение. ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре. а также ее европеизация.

В 1711 г. вместо прежней многочисленной Боярской Думы (до 190 человек) Петр I учреждает Сенат . состоящий из 9 человек, назначенных самим царем. Критерием отбора в Сенат служили лишь деловые качества, а прежние наследственные привилегии не учитывались. Сенат выступат как высший орган по делам законодательства и государственного управления.

Ранее существовавшие приказы были заменены 12 коллегиями (министерствами ), ведавшими отдельными сферами государственного управления. Страна была поделена на губернии и уезды. Благодаря этим нововведениям государство достигало высшей степени централизации и превращалось в абсолютную монархию.

Исключительно важное значение имела реформа Церкви , которая существенно ограничила место и роль религии и Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной церкви — упразднение патриаршества. Его место заняла Духовная коллегия, или Святейший синод , во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем. Фактически Синод мало чем отличался от других государственных учреждений.

Церковь лишилась части своих земель и доходов, что существенно ослабляло сс экономические основы. Духовенство ставилось в один ряд с другими сословиями. Священникам вменялось в обязанность не только содействовать проводимым преобразованиям, но и помогать властям в сыске и задержании противников реформ. От них при этом требовалось даже нарушение тайны исповеди: под страхом казни священники должны были доносить о намерениях исповедовавшихся совершить государственное преступление. В результате всех этих мер произошло огосударствление Церкви. Она оказалась в полной зависимости от светской власти.

Петровская эпоха создана благоприятные условия для оживления экономики. Россия начинает активно осваивать промышленное производство. В стране быстро растет число ткацких и текстильных предприятий, в особенности по производству сукна и шерсти. Урал становится центром по выплавке металла, который с 20-х гг. XVIII в. вывозится за рубеж. Впервые организуется промышленное производство фарфора.

Значительный прогресс наблюдается во всей материальной культуре, в технике и технологии. Уральский теплотехник И.П. Ползунов разработал проект универсального парового двигателя и построил паросиловую установку, опередив английского изобретателя Д. Уат- та. Механик-самоучка И.П. Кулибин изобрел многие механизмы — часы, прожектор, семафорный телеграф, разработал проект моста через Неву. В сельском хозяйстве вместо серпа используется коса, создаются конные заводы, успешно развивается скотоводство. Петр I придавал большое значение торговле, называя ее «верховной обладательницей судьбы человеческой», и всячески содействовал ее развитию. По его инициативе устраиваются крупные ярмарки, строятся каналы: построен Вышневолоцкий, начато строительство Волго- Донского.

Развитие материальной культуры и экономики позволило провести модернизацию армии , что сделало ее одной из самых современных и сильных. В русской армии впервые появляется конная артиллерия, начинают использоваться ручные гранаты и штык. Главным достижением в военном деле стало создание русского флота - любимого детища Петра.

Русская наука XVIII в.

XVIII век стал временем создания в России системы светского образования и науки, которые раньше практически отсутствовали. Происходившие глубокие преобразования во всех областях общественной жизни остро ставили проблему подъема культурного и образовательного уровня населения, которую нельзя было решить без широкой сети новых учебных заведений. В 1701 г. на Сухаревой башне в Москве открылась Навигацкая школа, которая в 1715 г. была переведена в Петербург, где на ее основе была создана Морская академия. Чуть позже по типу Навигацкой появляется еще несколько школ — Инженерная, Артиллерийская и Медицинская.

В 1703 г. в Москве открывается частная общеобразовательная гимназия Э. Глюка, имевшая задачей подготовку кадров для научной деятельности. Основу начального образования в губернских городах составили цифирные школы. В специальных школах для подьячих готовили разного рода чиновников. При наиболее крупных мануфактурах — на Урале и других местах — открывались ремесленные училища. В 1722 г. появилось первое коммерческое училище.

В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия , созданная по инициативе Петра и открытая в 1725 г. Первоначально в состав Академии входили главным образом иностранные ученые, изъявившие желание работать в России. Многие из них имели мировую известность: математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, физик Ф. Эпинус, ботаник П. Паллас. Первыми русскими академиками были географ С.Г1. Крашенинников, натуралист и путешественник И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и др.

В отличие от западных Российская академия не занималась богословием, являясь целиком светским государственным учреждением. В то же время она была тесно связана с отечественным искусством. В 1732 г. при ней было организовано художественное отделение. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня.

Исключительную роль в развитии отечественной и мировой науки сыграл великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765), ставший первым русским членом Академии в 1745 г. Он был не только великим естествоиспытателем, но и поэтом, филологом, художником, историком. По масштабу своей личности он ни в чем не уступал европейским титанам эпохи Возрождения. Подчеркивая универсальный характер его личности, А.С. Пушкин отмечал, что «Ломоносов обнял все отрасли просвещения», что «он все испытал и во все проник».

Важнейшей вехой в становлении и развитии российской науки и образования явилось основание в 1755 г. Московского университета. Первоначально он имел три факультета: философский, медицинский и юридический. Затем он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания. В 1783 г. создается Российская академия наук, первым президентом которой становится княгиня Е.Р. Дашкова. Академия также сыграла огромную роль в развитии отечественной науки. Первым ее крупным научным достижением явился шеститомный «Словарь Российской академии», содержавший толкования основных научных терминов и понятий. В целом можно с полным основанием сказать, что в течение одного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед. Начиная почти что с нуля, она смогла подняться до мирового уровня.

XVIII столетие было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании , значительным оживлением и подъемом общественной мысли. Этому способствовали как петровские преобразования, так и крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Россию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и . Одна из важных черт происходящих в общественном сознании изменений — ослабление влияния религиозной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала. Вторая существенная черта — стремление осмыслить прошлое и настоящее России, что сопровождалось ростом национального самосознания.

Крупным русским мыслителем XVIII в. был Феофан Прокопович, современник и сподвижник Петра. В своих работах («Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей» и др.) он разрабатывает русский вариант концепции просвещенного абсолютизма. Опираясь на европейские идеи естественного права, общественного договора и общего блага и сочетая их с российскими особенностями, Прокопович. будучи почитателем Петра, всячески прославлял его деяния и подавал его за образец просвещенного монарха. Он был также идеологом реформирования Церкви, обосновывал необходимость ее подч и нения государству.

Интересным и глубоким мыслителем-самоучкой был И.Т. Посошков, автор «Книги о скудости и богатстве». Будучи сторонником Петра, он вместе с тем стоял в оппозиции к дворянству, выражая и отстаивая интересы крестьянства, купечества и ремесленников.

Осмыслению прошлого России посвящены труды В.Н. Татищева — первого крупного русского историка, написавшего «Историю Российскую с самых древнейших времен». В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра I.

— писатель и философ — занимает особое место в духовной жизни России. Он разработал концепцию русского Просвещения в его радикальном, революционном виде. В главном своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель нарисовал яркую картину ужасающего положения крепостного крестьянства, в котором увидел глубинные истоки будущих потрясений России. Радищев предложил проект реформ сверху, которые носили демократический характер и включали освобождение крестьян.

Русская литература XVIII в.

Художественная культура России XVIII в. также переживает глубокие изменения. Она все явственнее приобретает светский характер, испытывая растущее влияние со стороны Запада. К середине столетия в ней вполне сложились основные европейские стили: классицизм и барокко.

В литературе классицизм представляют А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский и М.В.Ломоносов. Первый из них добился литературной славы своими сатирами. Из-за содержавшихся в них острот, шуток и сарказмов, направленных против власти имущих и духовенства, нажил себе влиятельных врагов при дворе, что задержало их публикацию на три десятилетия.

Тредиаковский является автором поэмы «Тилемахида». Он также внес значительный вклад в теорию литературы, разработав принципы русского стихосложения, оказал влияние на поэзию В.А. Жуковского. А.А. Дельвига, Н.И. Гнедича. Многие его последующие произведения были также написаны в форме од, имевших глубокое философское содержание и высокое гражданское звучание. Помимо этого он является автором трагедий, сатир и эпиграмм. Некоторые его произведения по стилю близки к барокко.

Русская архитектура XVIII в.

В архитектуре западное влияние сказалось наиболее сильно. Новая столица России - Санкт-Петербург — представляла собой резкий контраст с Москвой. Город Петра создавался на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер, покоившегося на строгой плакировке улиц, площадей, административных зданий и дворцов. До недавнего времени именно Петербург считался настоящим современным городом, тогда как Москву часто называли «большой деревней». Некоторые почитатели красавца-Петербурга предлагали называть его «восьмым чудом света» — в дополнение к известным «семи чудесам».

Только сегодня, в связи с появлением архитектуры постмодернизма, вызвавшей переоценку ценностей, Москва по своей архитектурной значимости вновь возвысилась над Петербургом.

Русский классицизм в архитектуре XVIII в. представляли И.Е. Сгаров, Д. Кваренги, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Первый из них построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге. Кваренги создал павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге. Баженов и Казаков творили в Москве. Первому принадлежит великолепный дом Пашкова, а второму — старое здание Московского университета, Сенат в Кремле, Первая городская больница.

Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в творчестве Д. Трезини и В.В. Растрелли. Первый построил «здание Двенадцати коллегий» (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге. Второй — Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе.

Русская живопись XVIII в.

XVIII век стал временем расцвета русской живописи. Русская портретная живопись поднимается до уровня лучших образцов европейского искусства. Основоположниками портретного жанра являются A.M. Матвеев и И.Н. Никитин. Первый написал «Автопортрет с женой» и парные портреты супругов Голицыных. Наиболее известные работы второго — «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе».

Наивысшего расцвета портретная живопись достигает в творчестве Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского. Первый прославился картинами «Неизвестная в розовом платье» и «В.Е. Новосильцова». Левицкий создал картины «Кокоринов», «М.А. Дьякова». Боровиковскому принадлежит известное полотно «М.И. Лопухина». Наряду с портретной успешно развивается историческая живопись. Ее представляет А.П. Лосенко. написавший картины «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». Художник работал также в жанре портрета.

В XVIII в. в России рождается и успешно развивается современная скульптура. Здесь также ведущее место занимает портрет. Наиболее значительные достижения связаны с творчеством Ф.И. Шубина, работавшего в духе классицизма. Он создал портреты-бюсты

A.M. Голицына, M.P. Паниной, М.В.Ломоносова. В стиле барокко творил Б. Растрелли. Лучшим его произведением является «Императрица Анна Ивановна с арапчонком». В жанре монументальной скульптуры самым известным творением является «Медный всадник», созданный Э. Фальконе.

В XVIII в. заметные изменения происходят и в музыке, хотя и не такие глубокие, как в других видах искусства. Создается новый национальный инструмент - балалайка (1715). С середины столетия получает распространение гитара. Продолжает успешно развиваться церковно-певческая. хоровая музыка. В то же время возникают новые жанры. В частности, появляется военная музыка, исполняемая духовыми оркестрами. Возникает камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка. Многие аристократы заводят домашние оркестры. Особого выделения заслуживает творчество Д.С. Бортнянского, создававшего прекрасные хоровые произведения, а также оперы «Сокол», «Сын-соперник».

В XVIII в. рождается первый профессиональный русский театр. Его создателем стал великий актер Ф.Г. Волков.

Глубокие изменения затронули не только рассмотренные области культуры, но и весь уклад повседневной жизни. Здесь одно из главных изменений было связано с введением нового летоисчисления и календаря. По указу Петра вместо прежнего счета годам от «Сотворения мира» впредь предписывалось исчислять года от Рождества Христова. т.е. с 1 января 1700 г., как это было принято в европейских странах. Правда. Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу устанавливалась и новая традиция - торжественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи.

По другому указу Петра вводилась новая форма общения людей — ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит также традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы — французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том. что дамы дворянского общества начинают музицировать на клавесине.

Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения. Правила хорошего тона среди детей дворян пропагандирует популярная в те времена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

Культурные преобразования и нововведения XVIII в. касались преимущественно привилегированных сословий русского общества. Низшие сословия они почти не затрагивали. Они вели к разрушению прежнего органического единства русской культуры. К тому же эти процессы проходили не без издержек и крайностей, когда некоторые представители высших кругов общества начисто забывали русский язык и культуру, русские традиции и обычаи. Тем не менее объективно они были необходимы и неизбежны. Культурные преобразования способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран.

Для истории России 17 век имеет переломное значение. Он ознаменовал начало планомерного перехода к Государство менялось как в политическом, так и культурном плане. начинали обращать свой взор на Запад. Далее рассмотрим, что собой представляла культура России в 18 веке. Краткое содержание особенностей ее интенсивного роста будет также представлено в статье.

Общие сведения

Культура России 18 века имела ключевое значение в развитии государства. Это столетие просвещения и разума. Так отзывались о нем великие мыслители того времени. Культура России 17-18 века считается расцветом эпохи больших общественно-исторических и идейных сдвигов. Последний также ознаменовался борьбой с религиозными догматами и феодально-монархическими устоями.

Основные проявления

Культура России в 18 веке выделяется утверждением духа свободолюбия и распространением материалистического мировоззрения. Это наиболее ярко отразилось в литературе, науке, философии. Словом, в представительской деятельности крупнейших писателей, философов и ученых того времени. Речь идет о Радищеве, Ломоносове, Шиллере, Гете, Лессинге, Руссо, Вольтере, Гольбахе, Дидро и так далее.

Основные особенности развития

Культура России 17-18 века - это знаменательный перелом, с которого начался новый период для государства. Нельзя не принять во внимание трехвековое монгольское завоевание. Из-за него культура России 16-18 века как бы находилась в изоляции. Кроме того, следует отметить влияние православной церкви, которая всеми силами старалась отгородить Русь от "западного" и "еретического". Это также относится и к формам культурного быта, нравам и образованности. Тем не менее, культура России в 18 веке встала на путь общеевропейского развития. Она начала постепенно освобождаться от средневековых оков.

Особенности приобщения к Европе

Чем примечательна культура России 18 века? развития, прежде всего, светского искусства, а также решительной победы рационалистического мировоззрения над аскетическими и бескомпромиссными догмами религиозной морали. Культура России в 18 веке (картинки будут представлены ниже) дала "мирскому" искусству право на общественное признание. Оно начинает приобретать более важную роль. Речь идет о формировании новых устоев жизни общества, а также системы гражданского образования. Однако культура России в 18 веке не смогла опровергнуть своего прошлого. Да, русские деятели приобщались к богатому духовному наследию Европы. В то же время они не забывали о коренных отечественных традициях, которые накопились за период длительного художественно-исторического развития. То же самое относится и к опыту Чем так интересна культура России 18 века? Кратко рассматривая ее развитие, можно понять, что ее характеризует глубокая преемственность поколений. Благодаря этому она прочно утвердилась в музыке, театре, живописи, зодчестве, поэзии и литературе. В конце столетия русское искусство достигло небывалых высот.

Общие оценки

Культура России в 18 веке переживала значимые сдвиги. Об этом ярко свидетельствует то, что впервые в стране нецерковная (светская) музыка вышла из областей устных традиций. Она стала высокопрофессиональным искусством. Культура России в 18 веке (таблица, представленная в статье, содержит информацию о некоторых, наиболее ярких событиях того времени) достигла своего пика благодаря крупным преобразованиям всех сфер жизни общества. Речь идет о реформах, которые были проведены в эпоху Петра I. Данные преобразования коренным образом изменили весь общественный и культурный строй страны. "Домостроевские" обычаи церковно-схоластического мировоззрения времен Средневековья начали рушиться. Многих сфер коснулась развивающаяся культура 18 века России. Быт народа, традиции, устои - все и вся претерпевало изменения. Благодаря политическим достижениям в людях укреплялось чувство национальной гордости, а также сознание мощи и величия государства. Чем ознаменовались 19, 18 века? Культура России получила неоценимый вклад, внесенный русскими музыкантами. Речь идет об оперных артистах, исполнителях и композиторах, которые в большинстве своем вышли из народа. Им нужно было решить крайне трудную задачу. Они вынуждены были быстро осваивать то, что западноевропейские исполнители накапливали веками.

Основные периоды развития

Культура России в 18 веке кратко делится на три главных этапа:

  1. Первая четверть столетия (реформы Петра).
  2. 30-60-е гг. Они ознаменовались ростом национальной культуры, а также большими прорывами в области искусства, литературы, науки. Вместе с тем существенно усилился сословный гнет.
  3. Последняя треть века. Она характеризуется ростом правительства, существенной демократизацией русской культуры, обострением социальных противоречий и крупными общественными сдвигами.

Особенности просвещения

Этот период характеризуется общим ростом грамотности в России. если проводить параллели с Западной Европой, то уровень образованности у нас заметно отставал. Что касается социального состава учащихся, то он был весьма пестрым. То же самое можно сказать и о возрасте. Немалый вклад в прогрессирование просвещения внесли солдатские школы.

Особенности развития науки

Многими великими событиями пополнилась история России (18 век). Культура способствовала развитию русского общества. Наука начинала освобождаться от пут средневековой схоластики. Для нее это было своеобразное Возрождение. Меткую характеристику тому времени дал Ф. Энгельс. Он считал, что это эпоха, которая нуждалась в титанах и породила таковых по учености, многосторонности, характеру, страсти и силе мысли. В то же время и науке нужны были "творцы". Таким образом, открытия мирового значения были совершены в Российской академии наук математиками Бернулли и Эйлером, а также химиком и физиком Ломоносовым.

Основные вклады

Исследования, проводимые учеными-иностранцами, которые приглашались в Петербургскую академию, также оказывали влияние на развитие мировой и российской науки. Однако последняя была создана не их усилиями. То же самое можно сказать и о "просвещенной" монархии. Отечественная наука была создана русским народом. Речь идет о людях "разного чина и звания", среди которых можно выделить следующих:

  1. И. И. Ползунов (солдатский сын).
  2. М. И. Сердюков (калмыкский строитель и гидротехник) - создал "огнедействующую" машину, является первым русским теплотехником.
  3. А. К. Нартов (токарь).
  4. И. И. Лепехин, В. Ф. Зуев, С. П. Крашенников (солдатские дети) - входили в число первых отечественных академиков.
  5. М. Е. Головин (солдатский сын) - математик.

Это и есть подлинные творцы науки в крепостной России.

Вклад Ломоносова

Его открытия и гениальные догадки сильно выделяются среди всех достижений русской научной мысли. Он опирался на опыт, живую практику и материалистически оценивал окружающий мир. М. Ломоносов стремился к глубокому творческому обобщению. Он хотел познать тайны природы. Этот ученый является родоначальником физической химии и атомистики.

Дополнительные сведения

Основы научной биологии были заложены во второй половине XVIII столетия. В это время ыходит первый российский медицинский журнал. Речь идет о "Санкт-Петербургских врачебных ведомостях".

Историческая наука: главные особенности

Вторая четверть века - время становления истории как науки. Собираются и публикуются определенные издания. Многие дворяне-историки пытались заниматься подобной деятельностью. Большой интерес для общества представляет сегодня история России (18 век). Культура империи продолжала стремительно развиваться. В. Н. Татищев является крупнейшим исследователем прошлого. Он начал работать над "Историей Российской". Это была его попытка связно изложить события с дворянской точки зрения. Заметим, что данная работа стала основой для многих ученых. В частности, это относится к М. В. Ломоносову и его "Древней Российской истории". Также не стоит забывать М. М. Щербатова и его труд "История Российская от древнейших времен", в котором прослеживается стремление возвеличить дворянство, оправдать крепостное право и привилегии "высшего" сословия. Автор был напуган Крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева. Он понимал, что народные восстания и движения неизбежны, но вместо с тем осуждал их. И. И. Болтин - еще один историк из дворян. Критик, проницательный, вдумчивый ученый, он также занимался историей не только дворянства, но и прочих слоев общества - ремесленников, духовенства и купечества. Но и его труды возвеличивали самодержавную власть царя и крепостнический строй.

Основные достижения

Российская наука развивалась в качестве части мировой. При этом русские ученые воспринимали достижения своих западноевропейских коллег с творческой точки зрения. Кроме того, они сами начинали существенно влиять на мировую научную мысль. Что касается общего уровня ее развития, то он был несколько ниже западноевропейского. В связи с этим, каждое новое достижение приобретает гораздо большее значение. Ученые из других стран были прекрасно осведомлены об изданиях Российской академии наук. Стоит также отметить, что данные успехи не превратились в достояние трудовых масс. Они были оторваны от этого. Интересы масс были далеки от науки и просвещения. Что касается самодержавия, то власть имущие боялись распространения знаний. Народ выражал свои художественные представления и общественно-политические взгляды иначе. Речь идет о прикладном искусстве и устном творчестве.

Особенности зодчества

Новшества начали вноситься в сферу строительства еще в Как и вся культура России в 18 веке, архитектура переживает значительные изменения. Архитектурные сооружения призваны выражать величие и мощь империи. Благодаря страны меняется и гражданское строительство. Арсенал в Кремле, Большой Каменный мост - наиболее знаменитые сооружения того периода.

Развитие архитектуры

Первая Архитектурная школа была организована в Москве Ухтомским. М. Ф. Казаков и В. П. Баженов учились под его руководством. Петровскую эпоху знаменует строительство новой столицы. Для этого приглашаются иноземные зодчие. Речь идет о Растрелли и Трезини. Новая столица задумывалась в качестве регулярного города. При этом она должна была иметь длинные лучевые проспекты и ансамбли кварталов, площадей и улиц. Трезини стал автором жилых строений для нескольких категорий населения:

  1. "Простых" людей.
  2. "Зажиточных" горожан.
  3. "Именитых" граждан.

Данные общественные сооружения отличала простота стиля. К значительным объектам можно причислить Петропавловский Собор. Среди общественных зданий выделяются следующие:

  1. Адмиралтейство.
  2. Биржа.
  3. Гостиный двор.

Вместе с Петербургом возводились многие другие объекты. В частности, это относится к загородным дворцам со знаменитыми парковыми ассамблеями. Речь идет, в первую очередь, о Петергофе. Что касается стиля русского барокко, то огромный вклад в его развитие внесло творчество отца и сына Растрелли. Первый являлся итальянским скульптором. Он принимал участие в декоративной проработке Петергофа. Его сын является уже русским архитектором. Он - автор множества значимых сооружений, среди которых можно выделить следующие:

  1. Дворцы: Екатерининский, Большой, Зимний.

Развитие зодчества во второй половине столетия

В зодчестве русский классицизм сменил барокко. На рубеже 19-18 века культура России увидела расцвет этого направления. Также были и представители классицизма. К ним можно отнести архитекторов И. Е. Старова, М. Ф. Казакова и В. П. Баженова. Последние работали в Петербурге и Москве. Они сделали весомые вклады в возведение таких сооружений, как:

  1. Михайловский замок.
  2. Дворянское Собрание.
  3. Сенат в Московском Кремле.
  4. Дворцово-парковый ансамбль (подразумевается Царицыно).
  1. Прямые ряды колонн.
  2. Соблюдение строгой симметрии.
  3. Прямые линии.

Дворцовая площадь (архитектор К. И. Росси) является ярким примером данного направления. Сохранившиеся здания того периода в настоящее время являются не только украшением городов - это шедевры, имеющие мировое значение.

Изобразительное искусство: особенности развития

России 18 века также претерпевала изменения. Этот период ознаменовался расцветом портретной живописи. К наиболее известным художникам петровского времени можно отнести следующих:

  1. Ивана Никитина.
  2. Андрея Матвеева.

Они считаются основоположниками русской светской живописи. Перелом наметился в конце 20-х годов. Стало преобладать придворное направление живописи. Лучшими портретистами того периода считаются:

  1. В. Л. Боровиковский.
  2. Д. Т. Левицкий.
  3. Ф. С. Рокотов.
  4. А. П. Антропов.

Классическое направление в скульптуре представлено следующими деятелями:

  1. Михаилом Козловским.
  2. Федором Шубиным.

Эрмитаж (богатейшая художественная коллекция мира) также был сформирован в XVIII ст. Его основой служит частное собрание картин императрицы Елизаветы Петровны.

Особенности образа жизни столичных горожан

В нем происходили разительные изменения. Это было особенно легко заметить в Москве и Петербурге. Также выделялись некоторые другие большие города страны. Вельможи начали строить для себя роскошные дворцы. Популярными местами для этого стали Невский проспект и Дворцовая набережная. Сооружения возводились прямо вдоль каналов, впадавших в реку. На стали красоваться гранитные набережные. Вся эта работа закипела после соответствующего указа императрицы. Также стоит отметить, что небезызвестная решетка Летнего сада установлена именно благодаря ей. К концу столетия мода в Петербурге несколько изменилась. Здесь многие увлеклись содержанием аристократических салонов. Тут можно было услышать французскую речь или принять участие в спорах об искусстве, литературе или политике. В подобных салонах начинали блистать многие личности. В частности, это относится к российским литературным знаменитостям. Щегольские экипажи проезжали мимо роскошных особняков, расположенных на Невском проспекте. Здесь частенько прогуливались нарядно одетые обыватели и гвардейские офицеры.

Москва тоже претерпевала значительные изменения. Стоит отметить, что петербургского блеска и богатства тут не было. Тем не менее, московская знать не собиралась отставать от новых веяний времени. Хаотичная застройка города прекращалась, улочки начали выравниваться. Стоит отметить, что эти новшества не захватили все государство. Скорее, даже наоборот. Они еще сильнее подчеркивали бедность российской жизни, традиционность и общую застойность. Огромная область народного быта осталась вне городской цивилизации. Это, прежде всего, относится к деревне и селу. Как и в городах, тут явственно ощущались существенные перепады в особенностях уклада и условиях жизни. Дворянство продолжало оставаться частью сельского населения. После выхода соответствующих указов (Жалованной грамоты и вольности) представители данного сословия освободились от обязательной военной и государственной службы. Таким образом, значительная часть дворянства начала устраивать сельскую жизнь, поселилась в своих поместьях и стала заниматься домашним хозяйством.

Что касается основной части этого класса, то она была представлена помещиками "средней руки" и владельцами деревенских усадеб. В связи с этим можно смело сделать вывод: дворяне не были отделены от крестьянского быта чем-то непреодолимым. В их усадьбах проживала прислуга, а также дворовые люди, с которыми они могли общаться. Представители двух разных сословий много лет находились бок о бок. Таким образом, происходило соприкосновение с одной и той же народной культурой, поверьями, обычаями и традициями. Дворяне могли лечиться у знахарей, париться в бане и пить те же настои, что и крестьяне. Также стоит отметить, что значительная часть данного сословия была мало- или безграмотной вовсе. Тут весьма уместно вспомнить госпожу Простакову Фонвизина. Усадьбы дворян были неотъемлемой частью российской сельской жизни. Что касается крестьян, то последние новшества не коснулись их вовсе. Лишь малая часть из них смогла выбиться в "люди". В селах они начали строить добротные и чистые избы. Также крестьяне использовали новые предметы быта (мебель и посуду). Они смогли разнообразить свою пищу и приобретать более качественную обувь и одежду.

В заключение

В представленной ниже таблице можно увидеть наиболее яркие события и явления, характерные для первой половины 18 века.

Образование Театр Наука Зодчество Живопись Литература Быт

1."Арифметика" Магницкого.

2. "Букварь" Поликарпова.

3. "Грамматика" Смотрицкого.

4. "Первое учение отрокам" Прокоповича.

Реформа алфавита, введение гражданского шрифта.

Указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться.

Создание школ:

1. Цифирных.

2. Навигацкой.

3. Морской.

4. Инженерной.

5. Медицинской.

6. Артилерийской.

Издан Указ о формировании Академии художеств и наук.

Создан общедоступный театр, начато сооружение "Комедиальной хламины"

1. Создание Нартовым токарно-копировального станка.

2. Аптекарский огород стал основой ботанического сада.

3. Сформирован первый госпиталь. Появились хирургические инструменты.

4.Создана Кунсткамера - первый естественно-научный музей.

6. В Сухаревской башне Я. Брюсом открыта обсерватория.

7. Состоялись Камчатские экспедиции Чирикова и Беринга.

Преобладает барокко. Особенности стиля:

Монументальность;

Изогнутость линий фасада;

Пышность;

Обилие колонн, статуй.

Памятники:

Собор Петропавловской крепости;

Здание 12 коллегий;

Кунсткамера;

Адмиралтейство;

Смольный собор, Зимний дворец.

Никитиным создано полотно "Пётр на смертном ложе".

Матвеев написал "Автопортрет с женой".

1.Тредиаковский создал первую оду.

2. Начала выпускаться газета "Ведомости".

3. Создана библиотека.

Появление ассамблеи - бала, устраиваемого в домах знати. С 1700 используется новое летоисчисление.