Спортивные бальные танцы список танцев. Если ты выбираешь бальные танцы Какие бывают бальные танцы

Бальные танцы – это не просто танцы, это целое искусство, и одновременно наука, спорт, страсть, одним словом – целая жизнь, воплощённая в движении. Также бальные танцы совершенно не напрасно называют спортивными – это колоссальная тренировка для всех мышц тела, а также правильная и здоровая кардиологическая нагрузка.

Во время танца пара общается друг с другом и с залом языком тела, который может выражать как огромный посыл позитивной энергии, так и нежное, умиротворённое, возможно даже тоскливое настроение – надрыв души, и это зависит от вида бального танца.

На данный момент к видам бального танца часто причисляют такие направления, как, например, бачата или сольная латина для девушек, но это не совсем правильно. В традиционную программу бальных танцев (они обязательно являются парными) входит десять танцев, разделённые на европейское направление или программу (по другому называют «стандарт») и латино-американское («латина»). Итак, какие существуют виды бальных танцев – начнем по порядку.

Король танцев – вальс

Самый благородный и торжественный танец классической программы – медленный вальс. Зародилось это направление вальса еще в начале прошлого века и с тех пор не претерпевало никаких изменений. Танец имеет очень размеренное движение на три счета, как и все вальсовые виды бальных танцев, и сопровождается лирической музыкой.

Есть в стандартной программе и ещё один вальс – венский, который отличается обилием вращений на достаточно высокой скорости и танцуется под быструю мелодию, тем самым создает просто феерические ощущения у зрителей.

Другие элементы европейской программы

Наполненный дыханием аргентинской страсти танго – ещё один элемент европейской программы, очень чувственный, сочетающий быстрые и медленные движения. Все виды бальных танцев отводят главенствующую роль партнеру, но именно танго особо акцентирует на этом внимание.

Также в программу стандарта входят медленный фокстрот (танцуют на счет до 4), отличающийся умеренным темпом с некоторыми переходами с замедленному и ускоренному, и квикстеп. Последний – это самый озорной танец из всей программы, основанный на прыжках, быстрых поворотах. Задача танцора соединить эти резкие движения с плавными переходами под очень энергичную музыку.

Танцы под зажигательные латино-американские ритмы

Виды бальных танцев латинской программы – это, во-первых, не менее волнующий, чем танго, но, в то же время, очень нежный танец – румба.

Ритм медленный, с акцентом на ещё более медленные доли. Во-вторых, полная противоположность румбе – джайв, невероятно позитивный и очень быстрый, самый современный и постоянно обретающий новые движения.

Беззаботный латино-американский танец ча-ча-ча – удивительнейшая придумка человечества, для него характерны движения бёдрами и ногами, которые ни с чем невозможно спутать, и очень интересная манера счета («ча-ча-1-2-3»).

Сродни зажигательному ча-ча-ча – танец самба, которая может быт как достаточно медленной, так и невероятно быстрой, настолько, что танцорам приходится проявлять высочайший уровень мастерства.

Самба базируется на «пружинных» движениях ногами, сочетающихся с плавными движениями бедрами. И конечно, и самба, и другие виды бальных танцев латинской программы – это четкий ритм и бешеная энергетика, которая распространяется на самих танцоров и зрителей, даже если танец исполняют не профессионалы.

Когда-то, когда я искала кружки для дочки, мы пришли на день открытых дверей в местный ДК и не смогли оторвать глаз от пары на паркете. Арина сразу мне сказала (а ей тогда было 5 лет): "Мама, я хочу танцевать в таком платье!" Пришлось записаться на бальные танцы. Тогда я совершенно ничего о них не знала. Я и сейчас опираюсь лишь на наш 4-х летний опыт, но все же теперь у нас за плечами есть хоть какой-то багаж наших собственных ошибок и побед. Есть чужие истории, которые происходят на глазах. И я, образца 2013 года, с удовольствием бы послушала советы тех, кто разбирается в теме, прежде чем делать выбор.

А для чего оно надо?

Про самого главного

Каждому человеку хочется быть успешным. Бальные танцы не подарят удовольствия, если у ребенка не будет результатов на паркете в виде баллов от судей (а мотивация просто танцевать для души у бальников пропадает довольно быстро). Танцевать может каждый, но, конечно, есть те, кому это будет даваться легче. Обратите внимание на своего ребенка. Вот что мне кажется хорошими предпосылками к успешному танцеванию (не говорю, что это полный набор качеств, и что если ребенок ими не обладает, то ему не стОит идти в бальные танцы!):

Физические данные. Гибкость, подвижность, форма, легкость: то, что дается природой и совершенствуется в тренировках!

Трудолюбие, целеустремленность. Если ребенок привык добиваться результата, а не увиливает при любой возможности от дела, это во многом определяет успех.

Харизма. Хорошо выступает тот ребенок, которого можно назвать ярким. Робким или не выражающим эмоций детям сложно рассчитывать на признание судей. Внешность при этом является важным фактором только с того момента, когда речь заходит о гармоничности пары (главное, чтобы партнеры друг другу подходили; по отдельности их внешность не имеет большого значения).

Лидерские качества. На паркете ребенок столкнется с конкуренцией. Важно, чтобы он относился к этому без страха, принимая определенный вызов, правильно себя настраивая на танец среди других танцоров. Психологически бывает сложно настроиться на борьбу. Одного толкнули в спину - и он пошел танцевать дальше, другого толкнули - он расстроился и еле дотанцевал программу.

Неконфликтность. Бальные танцы - парные танцы. Они подойдут ребенку, которому интересно танцевать с кем-то, чувствовать партнера.

Танцевальный фанатизм. Любить танцевать - самое главное в бальных танцах. Обычно мамы таких детей видят склонности к танцеванию с самого раннего возраста. Не бывает бальников, которым не нравится их дело, поверьте. Если ребенок не хочет танцевать, лучше заберите его, отдайте в другое направление или вообще не мучайте танцами. Слишком большие нагрузки в бальных танцах отсеивают детей (как через решето) довольно рано, остаются реальные фанатики.

Родители

Обычно дети начинают заниматься танцами в раннем возрасте. Соответственно, в первую очередь, начать танцевать - это ваше решение. Чем младше ребенок, тем больше роль взрослого в его занятиях танцами. Родителям нужно обладать практически теми же качествами, что и маленькому танцору:

Чуткость. Учтите, только вы можете заметить склонность ребенка к танцам. А когда начнется ваше совместное путешествие в мир бальных танцев, вы будете разделять все сложности и радоваться большим и маленьким успехам своего ребенка. Вам предстоит быть помощником и на изнуряющих турнирах: подсказывать заходы, в которых участвует пара, и в рутинных тренировках: от перекусов до сопровождения к месту занятий.

Трудолюбие и целеустремленность. Во-первых, дети "зеркалят" взрослых, ведут себя так же - подавайте им пример. Во-вторых, несдвигаемое интенсивное расписание очень изнуряет. "Иногда можно и пропускать тренировки", - скажут некоторые... Но на турнире вы неожиданно поймете, что пропуски сразу же сильно сказываются на качестве танца. К тому же ответственный родитель будет помнить о том, что его ребенок танцует не один. Не пришел один из партнеров - занятие прошло вполсилы для пары.

- Неконфликтность. Взаимоотношения между родителями имеют не меньшее значение, чем между партнерами. Очень часто пары расстаются по желанию родственников. Если вы смогли найти общий язык со "стороной" партнера/партнерши - это уже полдела! Сразу стОит честно поговорить о том, как вы видите ближайшее будущее. Важно сверить ваши взгляды на цели, тренировочный процесс, частоту выступлений и т.д. Наиболее успешны пары, где родители работают в тандеме, мыслят похоже и сохраняют теплые дружеские отношения.

Pre-School

Если бы я сейчас могла что-то изменить, то, прежде чем отдать ребенка в бальные танцы, отвела бы ее на классическую хореографию для детей. Коврик, купальник, станок и зеркала, лягушки, лодочки и мостики - то, что будет интересно ребенку 3-5 лет. И только после этого лет в 6-7 отдала бы в бальные танцы. Основы классического танца нужны в любом направлении. Это, на мой взгляд, базис, как буквы для чтения.

Клуб

Ключевое решение - выбор клуба. Что нужно принимать во внимание:

Расположение. Занятий много, поэтому удобнее, если дорога до места не будет очень долгой. Хотя я слышала много историй о том, как танцоры приезжают из другого города, да и мы сами так делаем. :)

Тренер. Главный человек для вашего ребенка, как учитель в школе, закладывает технику и прививает любовь к танцу. Естественно, он должен нравиться Вам и вашему маленькому танцору - это залог успеха. Вы должны доверять тренеру, он должен уважительно относиться к своим подопечным, быть в меру требовательным и любить свое дело (как танцы, так и преподавание!). Говорят, что класс у тренера должен быть как минимум на 2 класса выше, чем у танцора (о классах расскажу ниже). Если тренер является судьей - это дополнительный немаловажный плюс: (здесь и далее речь идет об СТСР - см. объяснение ниже). В клубе может быть несколько тренеров, и это хорошо, - у каждого свой стиль; получается в результате более разнообразное преподавание. Иногда есть основной тренер, и он периодически приглашает дополнительных тренеров, чтобы дети воспринимали материал, поданный в другой манере.

Действующие пары. Поинтересуйтесь, сколько и какие пары есть в клубе. Если есть возможность, посмотрите, как они выступают. Хорошо, когда есть пары разного возраста и класса, когда в клубе занимается умеренное количество танцоров. Например, отсутствие пар или 2-3 пары должно насторожить, как и предложение заниматься с 20 парами в группе. Все это можно проверить самостоятельно, если по названию или на карте. Все действующие пары будут показаны в таблице - поизучайте ее. Успешные пары выступают регулярно и получают квалификационные очки.

Важное дополнение. В России существует 2 федерации бальных танцев - Союз Танцевального Спорта России (СТСР) и Российский Танцевальный Союз (РТС). У них даже на международном уровне свои турниры, и спортсмены двух федераций никогда не встречаются на паркете. Любой клуб, в который вы поведете ребенка, будет являться членом региональной организации (например, в Москве существует Московская Федерация Танцевального Спорта - МФТС), которая, в свою очередь, будет принадлежать к одной или другой федерации (МФТС является членской организацией СТСР). Если нет - то вы пришли просто в кружок, там и нагрузка будет маленькая, и результат соответствующий: для души. Насколько я поняла, в СТСР больше клубов, есть своя база данных спортсменов (можете найти своего танцора в разделе ), выдаются спортивные книжки. В целом СТСР является более спортивной федерацией, тогда как в РТС к танцам относятся больше как к искусству. Немаловажный момент: если вы захотите сменить федерацию, то все результаты обнуляются!

И еще одно отступление. Клуб - это вторая семья. Дети очень много времени проводят вместе, с тренером, устраивают совместные праздники. Родители образуют свое "сообщество". Хорошо, когда подбирается хороший коллектив, без одиозных личностей. :)

Программа обучения, классы мастерства и возраста

Ваши дети придут в бальные танцы, чтобы научиться танцевать 10 танцев двух направлений:

Стандарт (W - медленный вальс, T - танго, V - венский вальс, F - медленный фокстрот, Q - квикстеп)

Латина (S - самба, Ch - ча-ча-ча, R - румба, Pd - пасодобль, J - джайв)

На самом начальном этапе маленьких детей учат танцевать польку и иногда диско, но это тупиковые ветви эволюции. Эти танцы разучиваются вместе с медленным вальсом и ча-ча-ча - первыми настоящими бальными танцами. Как только маленькому танцору удается выучить три танца, про польку забывают навсегда. К вальсу и ча-ча-ча добавляют квикстеп и джайв. И, наконец, к этой четверке подключают самбу и венский вальс.

Основы этих 6 танцев разучиваются на первой ступени обучения: в школе бального танца (ШБТ) по программе "Массовый спорт". Это пока еще только подготовка к серьезным танцам. Чаще всего дети начинают танцевать по-одному, как говорят, соло. Постепенно тренер формирует пары. Но турниры по классу ШБТ всегда проходят и для одиночных танцоров, и для пар. Все танцоры ШБТ имеют специальный класс мастерства - H (новичок).

Как только дети будут уверенно танцевать первую шестерку танцев и состоять в паре, тренер, своим решением, переводит их в категорию "Спорт высших достижений". С этого момента можно сказать, что Ваш ребенок занимается профессиональными бальными танцами. Вместе с опытом растет класс мастерства спортсмена-бальника: начинают танцевать в E классе (6 танцев), затем последовательно переходят в D (8 танцев - добавляется танго и румба), С (с этого класса танцуют 10 танцев - добавляется медленный фокстрот и пасодобль), B, A, S, M классы. Кроме самих танцев, классы отличаются разрешенными фигурами и поддержками. Переход из класса в класс происходит на основании результатов участия в турнирах, где пары зарабатывают очки. Очки сохраняются в общей базе данных и вклеиваются в спортивную книжку. По достижении определенного количества баллов происходит переход в следующий класс).

Помимо классов мастерства среди бальников существует строгая возрастная градация:

6 лет и младше - Дети-0,

7 - 9 лет - Дети-1,

10-11 лет - Дети-2,

12-13 лет - Юниоры-1,

14-15 лет - Юниоры-2,

16-18 лет - Молодежь,

19-20 - Молодежь-2,

19-34 - Взрослые,

35 и старше - Сеньоры.

"Возраст" пары определяется по году рождения старшего партнера (если партнер родился 25 июля 2005 года, а партнерша - 10 декабря 2006, то в 2016 году пара должна танцевать в категории Дети-2, а с 1 января 2017 - перейти в категорию Юниоры-1, так как партнеру в этом году исполняется 12 лет). Это условие во многом ограничивает возможности создания пары.

Часто турниры проходят строго по своему возрастному классу. Паре, где один из партнеров заметно младше, будет сложнее перетанцевать более опытных партнеров-ровесников в другой паре. Разница по возрасту в паре не может составлять более 2 лет.

Таким образом, ваш ребенок неизбежно переходит по возрасту в новую категорию каждые 2 года, а по классам мастерства двигается в зависимости от успешности выступления на турнирах. Можно встретить пары в Детях-2 С-класса, а бывают пары Молодежь Е-класса. По моим наблюдениям, при одном и том же классе мастерства, пары младшего возраста танцуют лучше своих старших "коллег". Собственно за баллы и переходы в новые классы мастерства и соревнуются бальники. :)


Пара

Когда ваш ребенок приходит в школу бального танца, он какое-то время будет танцевать один, соло, даже на турнирах. Так может продолжаться довольно долго, например, 1 год. Но одиночеству в конце-концов придет конец и образуется пара. Если этого не происходит, значит, нет подходящего партнера или уровень танцевания не позволяет тренеру поставить ребенка в пару. Вообще пара в бальном танце - ключевое явление. Если в массовом спорте можно танцевать без пары, то в спорте высших достижений - нет. Собственно, проблема отсутствия партнера заставляет многих закончить карьеру в бальных танцах, иногда очень неожиданно.

Создать гармоничную успешную пару - целая история. Первоначально это делает тренер. Он обращает внимание на уровень танцевания, внешнюю гармоничность пары, учитывает характеры детей и амбиции родителей. Если выбор партнера происходит уже не в первый раз, родители также могут принимать участие в этом процессе. Как правило, первые пары составляются из партнеров одного клуба. Но не всегда все бывает удачно, иногда приходится искать нового партнера "на стороне". Это довольно сложно. По моим наблюдениям, чуть проще найти партнершу, потому что их больше. :) Поэтому обычно девочки переходят в клуб к мальчикам, иногда после конкурсного просмотра - все это долгий и творческий процесс.

В паре очень важны взаимопонимание и симпатия. Бывают случаи, когда дети специально наступают друг другу на ноги, давят на косточки пальцев рук, - в общем взаимодействуют не только посредством танца. Опытные родители обращают внимание на то, как их дети общаются. Настоящая дружба может стать залогом успеха, поэтому здорово, если есть возможность каких-то совместных активностей помимо работы на паркете - кино, пикники, общие походы в музеи. Если дети не хотят танцевать вместе, вряд ли выйдет что-то результативное - надо задумываться о смене партнеров.

После создания пары приходит осознание того, что партнеры сильно зависят друг от друга, что у них есть общая цель. Заболел один партнер - турнир пропускают оба спортсмена; кто-то был в плохом настроении - проиграла пара. Зато если партнеры постарались, то результат может быть лучше, чем у каждого по отдельности, включаются законы синергии. Так что пара - это очень-очень важно. Танцуешь уже не за себя и ответственность пополам.

Пара обычно создается на продолжительное время: на несколько лет при удачном раскладе. Иногда для создания движения, для открытия новых потенциальных возможностей, рекомендуют менять партнера. Когда - подскажет тренер. Но надо понимать, что новой паре снова нужно время, чтобы станцеваться, она не сразу станет блистать на паркете...

Одежда и прическа

В тренировочном зале поначалу можно обойтись спортивным купальником с юбкой для девочек и спортивными брюками с футболкой для мальчиков. А вот туфли придется приобрести практически сразу. В будущем вам захочется порадовать своего танцора специальной тренировочной одеждой - она удобная и не маркая. Для девочек специальные костюмы: юбки и топы (или платья), для мальчиков - брюки и футболки. Обычно это форма однотонного черного цвета, которую можно найти в специализированных магазинах или на просторах интернета. С прической все просто - чтобы волосы не мешали.

Турниры - другая история. В самой младшей возрастной категории "Дети" (как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений) все девочки танцуют в рейтинговых однотонных платьях, а мальчики - в белых рубашках-боди и черных брюках. Костюмы в Детях универсальные для всех танцев. Наше первое платье было очень похоже на простой купальник с юбкой, - этого было достаточно, - в нем можно было танцевать и на тренировках, и на турнирах. Постепенно пришло желание взять такое платье, в котором уже не будешь сидеть на полу в спортивном зале, хотя оно тоже отвечает всем критериям рейтингового. Моделей очень много, хотя они ограничены определенным набором фасонов рукавов, горловин, юбок, - можно найти в магазине или заказать индивидуальный пошив. Первый вариант для начальных этапов мне кажется более рациональным, только важно подобрать то, что действительно идет именно вашему ребенку. Костюм, особенно у девочки, должен выделяться на паркете, подчеркивать особенности внешности ребенка.

Сложности начинаются с категории Юниоры-1, т.е. с 12 лет. С этого момента вы поймете, что костюм вполне может стоить половину зарплаты, что его, скорее всего, надо шить под заказ и как-то согласовывать с партнером. На стандарт и латину нужны разные костюмы, в том числе туфли. Дети вынуждены быстро переодеваться между программами, поэтому к юношескому возрасту автоматически перестают стесняться друг друга (наблюдала сама, как они вперемежку в раздевалке быстро хватают платья, брюки и переодеваются на скорость). Чем старше танцор, тем меньше ограничений по нарядам и внешнему виду. В дальнейшем разрешаются стразы, макияж, украшения, высокий каблук. Но до 14 лет все довольно сдержанно.

Прическа. Чем быстрее вы сами научитесь ее творить, тем лучше для вас. Сначала можно делать просто пучок шпильками, а мальчикам расчёсывать аккуратно волосы. Потом вы поймете, что лохматые дети на паркете - это то еще зрелище и захотите использовать немного лака, чтобы зафиксировать волосы. Потом заметите девочку с завитушками на гладкой голове, и, когда у вас появится партнер и стимул выглядеть лучше других, будете стремиться сделать какую-то специальную прическу. Опять отправляю всех в интернет, так как создание прически - это отдельная большая тема. Основное: прическа должна быть очень аккуратной, пара должна смотреться ухожено и опрятно.

У меня дома целый парикмахерский набор: шпильки, сетки, лаки-гели, блестки, зажимы и специальные расчески... На прическу у меня уходит дома около 1 часа и 0 рублей (не считая стоимости расходников), на турнире имидж студии предлагают неопытным родителям прически от 1000-2000 руб. и часто также около 1 часа по времени.

Тренировки

Тренировки - залог успеха и основное, на что уйдет время при занятиях бальными танцами. Будьте готовы к серьезным нагрузкам:

Групповые занятия. Тренеры обычно устраивают 2 групповых занятия в неделю, где дети учат и повторяют хореографию, чаще всего по отдельности. Как правило, эти тренировки либо отдельно по стандарту, либо по латине (но поначалу, пока танцев мало, они могут быть смешанными). Продолжительность устанавливает тренер (например 1,5 часа).

Прогон. На тренировке-прогоне дети учатся двигаться на паркете в условиях, приближенных к турнирным. Если у ребенка есть партнер, то отрабатывается техника движений в паре. По длительности обычно 1 час.

ОФП. Силовые упражнения и растяжка, элементы классической хореографии - это необходимые условия высокого качества танца, легкости на паркете. Так что как бы это ни казалось лишней тратой времени вам, дальновидный тренер будет проводить такие занятия, хотя бы 1 час в неделю.

Мастер-классы по актерскому мастерству. Хорошо, когда есть возможность совершенствовать психологические аспекты танцевания. Оно у бальников специфическое, многое приходит с опытом, но советы профессионалов многим помогают.

Тренировки в других клубах. Хорошо, если есть возможность иногда попадать на тренировки в другие клубы (иногда об этом договариваются тренеры), это позволяет научиться чему-то новому. Но все это актуально не на первых этапах обучения. :)

Индивидуальные занятия. При создании пары встает вопрос об индивидуальных занятиях. Это специальное время (45 мин. - 1 час), когда тренер может поставить паре программу, поработать над их собственными ошибками, уделить паре максимум внимания. Количество этих занятий зависит только от возможностей тренера и желания родителей (которое, в свою очередь, зависит от финансовых ограничений). Обычно предлагается от 1 до 5 занятий в неделю, как я себе это представляю. Мы ходим на 2-3 занятия в неделю.

Итого в неделю получается около 7-8 часов занятий... Конечно, на начальных этапах такой нагрузки не будет и, вполне возможно, что для 6-7 лет вам предложат около 1.5-2 часов в неделю групповых тренировок. Но через год вы почувствуете, как обрастаете часами танцев. :)

Турниры

Турниры - это мотивация бальников. На турнирах можно показать себя и заработать очки для перехода в следующий класс. Как правило, они проходят по воскресеньям, реже по субботам, так что для танцоров воскресенье - целиком зарезервированный день. Очень часто турниры для начинающих танцоров проводятся с самого утра (а дальше выступают более старшие и опытные). Регистрация на турнир открывается за 1.5 часа до турнира и заканчивается за 30 минут, происходит по спортивным книжкам (а для начинающих спортсменов по свидетельствам о рождении). Все турниры платные, как для участников, так и для зрителей. Оплачивается участие в каждом виде программы, так что для участника обычно покупается несколько билетов. Каждому сольному участнику или паре выдается номер (в паре он прикрепляется только на спине у мальчика). Для начинающих турниры проходят несколько иначе, чем для тех, кто выступает в Е-классе и выше. Маленькие спортсмены выступают сольно или в парах в категориях Н-3 (т.е. танцуют 3 танца), Н-4, Н-5, Н-6 (т.е. танцуют все 6 танцев) и ВСЕ получают дипломы I-III степени в зависимости от результата. Кроме этого устраиваются соревнования по отдельным танцам (например, кубок медленного вальса) и суперкубок по всем танцам, где все происходит примерно как у взрослых: распределяются места между участниками, а победитель/пара победителей получает кубок в награду.

Танцы оцениваются жюри. Системы судейства сейчас касаться сильно не буду. Специальных жестких критериев оценки нет, поэтому объективность судейства достигается за счет количества судей (но и это не всегда помогает). Ходит много разговоров о нечестности судей, предвзятости и т.д. Иногда даже устраивают независимые соревнования "судьи без своих пар". Мне сложно это комментировать, так как я не специалист и заинтересованное лицо, поэтому просто промолчу. Главное помнить, что яркую сильную пару засудить сложнее, чем непримечательную, танцующую не очень чисто. В случае квалификационных выступлений в категориях Н3-Н6 каждому танцору/паре судьи присуждают 1-3 уровень, затем считается среднее. В кубках система 1/16, 1/8, 1/4, 1/2 финала (смотря сколько пар участвует). На промежуточных этапах судьям достаточно ставить кресты понравившемся танцорам, а в финале распределить первые 6 мест. Когда участников много, то их разделяют по заходам. При этом, если для начинающих танцоров объявляют номера участников, то начиная с Е-класса за сменой заходов должны следить сами спортсмены или родители! Всю информацию развешивают на информационной доске или показывают на специальных дисплеях. И вот тут самые волнительные моменты: можно увидеть, прошел ваш ребенок в следующий тур или нет.

График турниров известен заранее. Он выкладывается, как правило, на сайте региональной организации. Следите за обновлениями, турниры могут добавляться за несколько месяцев, а иногда за 2-3 недели. Их расписание и другие подробности могут меняться!

Важный момент: прикрепление номера на спину танцора. Это надо делать быстро, так как бывают случаи, что выдаются разные номера для каждой категории танцев, а между заходами нет больших промежутков. Есть несколько способов это сделать:

Взять распечатанный на бумаге номер и приколоть 4 булавками. Быстро, дешево, но ненадежно, так как бумага может порваться, помяться и номер будет выглядеть неопрятно, а в худшем случае не доживет до конца турнира.

Организаторы всегда предлагают опцию заламинировать номер, прилагают к нему булавки. Надежно, но дорого (ламинация одного номера - 100 руб., иногда нужно 6-9 разных номеров на крупный турнир).

Вставить бумажный номер в обычный файл для бумаг А4, лишнюю часть файла загнуть, закрепить защищенный номер булавками. Получается практически легкая ламинация. Бесплатно, но не всегда быстро можно поменять номер.

Использовать специальный держатель для номера. Он состоит из кнопок, которые пришиваются на рубашку и пластикового конверта, который закрепляется конпками на спине. Надежно, быстро, но его надо найти, а это не очень просто (можно посмотреть в выездных магазинах на турнирах), и отшивать кнопки от рубашки не будешь уже, т.е. 4 кнопки будут на спине даже тогда, когда они не нужны, например в показательных номерах.

На турнир не забудьте взять деньги, спортивную книжку, костюм, еду и воду, теплую одежду, держатель для номера (или булавки для номера), файлик для грамот.


Сборы

После первого года обучения (а может быть даже на зимних каникулах), профессиональные клубы предлагают летние/зимние танцевальные сборы. Считайте, что детский лагерь тематической направленности. Вы можете игнорировать это предложение, но если стоите в паре, то лучше этот вопрос обсуждать сообща. На сборах дети интенсивно тренируются по 5-7 часов в день, проходят те же занятия, но в сжатые сроки и обычно с бОльшим количеством индивидуальных тренировок. Цель сборов: подготовить спортсменов к новому сезону после каникул. Если произошли перестановки в парах (а это обычно происходит в начале года), - сборы помогают детям быстрее станцеваться. Обычно сборы - целое приключение и детям очень нравятся. Для маленьких детей, не привыкших отлучаться от родителей, может быть сложновато, но терпимо, так как рядом очень знакомые люди (все-таки не лагерь, где в смену попадают незнакомые дети). Иногда сборы проводятся сразу для нескольких клубов (если клубы небольшие). Поэтому с вашими детьми будут заниматься разные тренеры - обычно целая команда.

Цена

Ну и о цене. Расходы растут постепенно.

С самого начала придется раскошелиться на групповые занятия и туфли - это минимальные расходы. Цены по Подмосковью на групповые занятия около 2000-4000 руб. 2-3 занятия в неделю. Учтите, что обуви больше, чем на сезон, вряд ли хватит: обувь у бальников специальная, с мягкой кожаной подошвой. Цена от 2000-2500 руб.

Как только предстоит выступать на турнире (вряд ли в первые полгода), надо будет приобрести костюм для выступлений. Но пока простой, а значит, бюджетный. Думаю, в Н-классе можно даже б/у взять. На Avito полно предложений, да и новое не очень дорого. Простое платье можно взять от 1000 руб., потолок не ограничен, можно найти рейтинговое платье и за 6000 руб. :) Приготовьтесь, что на турнире надо будет оплачивать участие, это около 400-600 руб. за один конкурс (постепенно ребенок захочет соревноваться и будет участвовать в Кубках) и билет зрителя. Не забудьте про ламинацию номера (если вы не подготовили другие варианты - см. выше). Плюс расходы на еду, так как турнир - мероприятие долгое. Обычно в Н-классе это выливается в 2000-3500 руб. за один раз.

Далее добавятся расходы на индивидуальные занятия (индивы) уже в паре. Расходы на индивы зависят от их количества. Приблизительно одна индива будет стоить 20% стоимости групповых занятий в месяц. Можно начать с 1-й индивы в неделю. Для нас оптимальны 2-3 индивы, но есть те, кто занимается каждый день. Это статья расходов, которая зависит от вас и родителей партнера. Договаривайтесь между собой.

Тренировочные сборы на 2 недели обойдутся в 30000-35000 руб. Но все зависит от цены на проживание и количества индивидуальных занятий.

При получении квалификационной книжки спортсмена взимается сбор (единоразово), также как и за членство в клубе (ежегодно). Точные суммы не помню, но не более 400-700 руб. в каждом случае.

На крупных соревнованиях нужна спортивная страховка (стоимость от 450 руб.) - вряд ли это будет актуально в первое время.

По каждому разделу можно еще много чего написать, но перед собой я ставила задачу лишь приблизительно описать, что ждет вас и ваших детей, если вдруг решите отдать их в бальные танцы, и на что надо обратить внимание. И все же если вы серьезно настроены, то вникнуть в тему придется самим.

Услышав словосочетания «бальные танцы», многие представляют себе роскошные платья, изысканные мужские фраки и тихую классическую музыку. Все потому, что слово «бал» ассоциируется с торжественными королевскими событиями и мероприятиями, о которых мы читали еще в детских сказках.

На самом же деле, «бальными» начали называть светские, непрофессиональные, парные танцы, которые возникли еще в средневековье в Европе. За всю свою историю они претерпели существенные изменения, и каждая эпоха вкладывала в них свои особенности и специфические черты.

В 20 веке бальные танцы складывались из европейских, в которые были внесены элементы латиноамериканской и африканской культуры. На самом деле, большая часть современных бальных направлений имеют настоящие африканские «корни», которые были «отполированы» европейскими мастерами и танцевальными школами.

Разделение бальных танцев и новинки, ставшие популярными

В двадцатых годах 19 века при английском Императорском обществе возник особый Совет, который должен был заниматься конкретно бальными танцами. Целью специалистов было - стандартизировать все имеющиеся на тот момент направления, такие как:
  • фокстрот (быстрый и медленный);
  • вальс;
  • танго.
Именно в тот момент все бальные танца были разделены на два противоположных по стилю направления - social dance и популярные ныне - спортивные. Уже к 50-м годам число танцевальных направлений, господствующих в Европе, существенно увеличилось. Люди узнали о зажигательных, фестивальных латиноамериканских танцах, которые, несмотря на свою специфику, были приняты обществом и по праву стали считаться «бальными». Европейцы оценили: джайв, самбу, пасадобль, румбу, ча-ча-ча.

В наши дни, ежегодно, проводятся тысячи крупных и небольших соревнований по классическим спортивным танцам . В большинстве случаев, они делятся на три программы - латиноамериканскую, европейскую, и «десятку».

Все, что нужно знать о бальных танцах

Первая особенность бальных танцев - это то, что все они являются парными, и представляют собой, своего рода, «общение» между дамой и кавалером. Причем партнеры должны точно соблюдать все допустимые точки контакта, чтобы по-настоящему слиться в превосходном, красивом, чарующем взгляд, танце. Техники, разрабатываемые годами, были доведены до идеального баланса, чтобы танец был не просто движениями под музыку, а совокупностью гармоничных па, создающих идеальный ансамбль.

Если говорить о контактах, то латиноамериканские танцы отличаются большей свободой движений, а партнеры основную часть времени соприкасаются только руками. В некоторых моментах контакт теряется полностью, а иногда усиливается, во время исполнения специальных фигур.

В современном мире популярность бальных танцев значительно снизилась, за счет того, что их исполнение требует особых навыков и изнурительных тренировок, для постоянного поддержания формы.

В шестидесятых годах 20 века появился твист, популярность которого стала «началом конца» для парных стилей танца. Танго , вальс, фокстрот практически канули в лета и перестали служить способом развлечения для широких масс людей.

Без сомнений, говорить о бальных танцах как об одном направлении, неправильно - каждый из них имеет свои особенности, которые заслуживают отдельного внимания. Но бесспорно, самыми гармоничными и яркими являются два танца - танго и фокстрот. В один период времени им удалось охватить сразу несколько континентов, и по сей день они остаются популярными и любимыми направлениями миллионов людей по всему миру.

Танго

Этот стиль появился в африканских сообществах, проживавших в Буэнос-Айресе, и был основан на древних танцевальных движениях, придуманных жителями самого жаркого континента.

В Европу его «привезли» гастролирующие оркестры и танцоры, а впервые он был исполнен в столице Франции - Париже и только после этого «пошел» в Берлин, Лондон и другие города.

В 1913 году танец стал популярен в Финляндии, США и множестве других стран.

В период «Большой депрессии» был настоящий «золотой век» танго - в это время создавалось множество ансамблей, в состав которых входили обычные люди, ставшие со временем настоящими звездами.

В 83 году 20 века, в Нью-Йорке было создано шоу Forever Tango, после показов которого люди по всему миру начали ходить на уроки, дабы освоить это прекрасное, ритмичное и страстное направление.

Фокстрот

Существует ошибочное мнение, что своим названием этот танец обязан английскому слову «foxtrot», которое в переводе означает «лисья походка», однако, на самом деле, название пошло от фамилии человека, который стал родоначальником стиля - Гарри Фокса.

Появившийся в США в 1912 году, фокстрот сразу после Первой мировой войны, завоевал сердца европейцев.

Особенностью этого танца стала «невесомость» шагов, придававшая всем движениям особую легкость и воздушность. Пожалуй, больше ни одно «бальное» направление не может похвастаться тем, что партнеры, в процессе, становятся буквально одним целым, сливаются в идеальный организм.

Классификация бальных танцев

Все бальные спортивные танцы делятся на две основные программы - латиноамериканскую и европейскую. Каждое из направлений имеет определенные нормы, правила и темп, которым необходимо следовать.

Латиноамериканская включает в себя такие стили как:

  • ча-ча-ча (от 30 до 32 тактов в мин.);
  • джайв (от 42 до 44 тактов в мин.);
  • пасодобль (от 60 до 62 тактов в мин.);
  • румба (от 25 до 27 тактов в мин.);
  • самба (от 50 до 52 тактов в мин.).
В европейскую входят:
  • танго (от 31 до 33 тактов в мин.);
  • медленный вальс (от 28 до 30 тактов в мин.);
  • квикстеп (от 50 до 52 тактов в мин.);
  • медленный фокстрот (от 28 до 30 тактов в мин.);
  • венский вальс (от 58 до 60 тактов в мин.).
В наши дни, европейские бальные танцы вряд ли можно встретить на вечеринках в ночных клубах. Чаще всего их исполняют на соревнованиях и торжественных мероприятиях, а вот латиноамериканское направление достаточно популярно среди молодежи.

Представители данного направления являют собой разновидность танцевального ремесла, существующую в рамках условий бала или танцевального вечера в форме состязаний. В направлении объединены коллективные, групповые и парные номера, а также движения, которые создаются творчеством исполнителей и тренеров-профессионалов.

В большинстве случаев источниками направления являются такие моменты, как старые традиции древних культур и народностей. Преимущественно зарождение большинства номеров произошло в Африке и Южной Америке, а сегодня они получили распространение во всем мире.

Считается, что первые бальные танцы возникли в эпоху Средневековья, а также появилось большинство композиций в Возрождение. Как раз в этот временной период в народе существовали особые настроения, из-за расслоения общественного искусства. Они подразделялись на простонародные и элитные направления. Хотя до этого времени и крестьяне, и горожане стремились исполнять однотипные танцы в хороводе.

Первые бальные танцы были придворными, их смело можно считать таковыми. Они включали в себя торжественные костюмы, изящное выполнение поклонов и реверансов, возможность подчеркивания вертикальной и ровной постановки корпуса.

Также бальные танцы отличала горделивая посадка головы, выполнение гладких шагов и мягких прыжков, округлое положение рук. Несмотря на то, что с тех пор прошло много времени, большинство деталей актуальные для этого направления до сих пор.

Изначально на балах почетных людей распространенными были танцевальные шествия, которые имели прыжковые элементы и множество других деталей. Затем они были превращены в церемониальные композиции в виде АЛЛЕМАНДА, ПАВАНА, САЛЬТАРЕЛЛА. К ним впоследствии присоединились танцевальные образцы более плавного характера. Почти все придворные композиции были позаимствованы у простолюдинов. В 18 веке их ряд был пополнен полонезом, контрдансом, менуэтом.

Новая эра в развитии культуры

Более современные направленности стали обретать спортивный характер, в них появилось больше прыжков, динамичных движений, ярких ритмов. В 18 веке появился вальс, и с тех пор стартовала новая эра развития направления. Придворные композиции, исполняемые ранее, отошли на вторую строку. В результате каждая программа публичных баллов включала в себя в качестве обязательных элементов такие направления:

  • полонез;
  • полька;
  • вальс;
  • мазурка;
  • галоп;
  • кадриль;
  • котильон.

В первой половине 20 века миру танцев довелось столкнуться с новой революцией. В моде стали появляться танцы, имеющие американские корни. Так, появился следующий список направлений:

  • танго;
  • фокстрот;
  • чарльстон;
  • бостон;
  • квикстеп;
  • венский вальс.

Последние направления были официально утверждены в 1920-х годах, когда они были заточены под конкурсную стилистику. Что касается последующего времени, в частности – 1960-х годов прошлого столетия, то за этот период снова произошли колоссальные изменения в танцевальной моде. Танцоры стали отдавать предпочтение линейным построениям, в новых танцах отсутствовал стандарт закрытой позиции. Данное время ознаменовалось появлением следующих направлений:

  • мэдисон;
  • твист;
  • ХАЛЛИ_ГАЛЛИ;
  • казачок;
  • шейк;
  • САЛЬСА.

В 70-х годах стали модными дискотеки, и вместе с этим популярностью пользовались особые дискотечные движения. Это были спортивные бальные танцы в новой аранжировке и под новую музыку.

Услышав выражение «бальные танцы», многие начнут представлять девушек в красивых пышных платьях с кольцами, мужчин в черных фраках, классическую музыку. Это все по той причине, что само слово «бал» у нас ассоциируется с королевскими приемами, о которых мы читали в сказках в далеком детстве. Например, в "Золушке" или "Спящей красавице".

Что это за танец?

Танец - это вид творчества, в котором посредством различных движений тела создаются герои и художественные образы. Танец очень тесно связан с музыкой. Именно их общее взаимодействие эмоционально влияет на зрителя.

В русский язык слово «танец» пришло из французского (ballare - "танцевать"). Бальные танцы имеют свои отличительные признаки:

  • Их исполняют два человека.
  • Пара состоит из мужчины и женщины, они двигаются, соблюдая точки контакта.

У этого направления есть своя история, которая придала ему популярность как новому виду отдыха, так и новому виду спорта, по которому проходят соревнования.

Немного истории

Бальными называют непрофессиональные парные танцы. Свою историю они берут из средневековой Европы. За несколько сотен лет они очень сильно изменились. Все эпохи вносили что-то от себя.

Танцы двадцатого века являются продолжением европейского стиля. Большее количество направлений, которые дошли до наших дней, имеют африканское происхождение, только не в чистом виде, а с дополненной техникой европейской школы.

В 20-е годы прошлого века специально созданный Совет преподавателей привел к единому стандарту все популярные в то время танцы, а именно вальс, фокстрот и танго. Так образовался конкурс танцев по двум направлениям: спортивные и сосіal dance. В период с 30-х по 50-е годы прошлого века число стандартных бальных танцев выросло за счет присоединения нескольких направлений латиноамериканской школы: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча.

На данный момент существует три соревновательных программы: латиноамериканская, европейская и десятка, в нее входят все десять направлений.

Европейская программа

Разберем подробно каждый из трех танцев.

  • Медленный вальс - этот танец может научиться танцевать любой желающий. Его танцуют и на дискотеках, и на выпускных, и на балах. Почти у каждого композитора есть прекрасная мелодия для вальса, которую все знают.
  • Танго - очень разнообразный и страстный танец. Он основан на древних движениях жителей Африки. В Европу он попал с гастролирующими артистами. Первый раз его станцевали в Париже, а затем он разошелся по миру.
  • Фокстрот - «невесомый» танец. Его особенностью является легкость шагов. Именно в этом танце пара становится единым целым. Появился он в Америке в 1912 году. Пика популярности этот танец достиг после окончания Второй мировой войны.

Латиноамериканская программа

  • Самба - танец, который зародился в Бразилии. Его распространили десять человек, которые танцевали его на бразильских карнавалах. Сегодня самбу танцуют везде: и на международных соревнованиях, и на скромных танцевальных площадках.
  • Ча-ча-ча - зажигательный кубинский танец. Название произошло от звука, который возникает во время касания пола при исполнении танца.
  • Румба - очень эмоциональный бальный танец. Это просто смесь чувств и эмоций, которая не оставит равнодушным никого из зрителей.
  • Пасодобль - танец, который рассказывает о борьбе во всех сферах жизни: любви, быту, работе, а также олицетворяет противостояние личности. Испанское происхождение отражено в агрессии и эмоциональности этого танца.
  • Джайв - танец для подготовленных пар. Ярким отличием от прочих направлений является наличие резких элементов хореографии.

Как оценивается конкурсный танец?

Чтобы паре выставить оценку, судьи оценивают следующие параметры:

  • Ритм - самый важный критерий. Если пара не слышит музыку и танцует невпопад, то ей сразу ставят самый низкий бал и на другие характеристики не смотрят.
  • Позиция в паре. Она должна придавать изящность, делает ведение более легким.
  • Линия - растяжение всего тела от макушки до кончиков пальцев. Красивые линии увеличивают фигуры в объеме.
  • Рамка - неподвижное положение рук в закрытом танце. Линия, состоящая из рук партнеров, должна быть прямой по всей длине.
  • Баланс. Баланса всего два: центральный и нейтральный. При центральном балансе вес тела распределен на обе ноги, при нейтральном - на одну. Вообще, любой танец состоит из переходов от одного баланса к другому. Если их не соблюдать, то танец будет грубым, тяжелым.
  • Музыкальность. Все движения должны соответствовать атмосфере музыки для бальных танцев - на сильных моментах делать акцент, слабые - прорабатывать.
  • Динамика. Движения по паркету должны быть достаточно активными. Особенно это заметно в европейской программе. Если, например, длина шага у пары будет больше, чем у соперников, то они сразу привлекут к себе внимание зрителей и судей.
  • Представление. Пара должна танцевать с показом эмоций, а не думать о том, какой элемент следующий.
  • Энергия. Энергия танца должна быть управляемой. Если ее правильно направить, то можно заполучить все внимание зрителей и судей, и тогда они точно отдадут свой голос за вашу пару.

Какими качествами должен обладать танцор?

Раньше танцы считались творчеством и индивидуальным самовыражением. Сегодня спортивные бальные танцы являются самостоятельным видом спорта. Чтобы танцору осилить нагрузку, которая присутствует во всех танцах, ему нужно обладать рядом определенных качеств.

  1. Физическая сила. В бальных танцах много разных поддержек и других сложных элементов, где требуется сила.
  2. Координация и гибкость. Для исполнения различных фигур и маневрирования по паркету без этих качеств не обойтись. Баскетболисты, футболисты и гимнасты тоже обладают этими чертами.
  3. Выносливость. За все время соревнований танцору требуется выступить в пяти турах. Танец в каждом туре длится по две минуты. За один двухминутный танец мышцы спортсменов напрягаются так же, как у велосипедистов и бегунов на средние дистанции.
  4. Грация. Плавность движений в танцах, так же, как в художественной гимнастике, является одной из важных составляющих успеха.
  5. Командный дух и дисциплина. Команда в танце может состоять из двух или шестнадцати человек. Требования к восьми парам, которые еще должны без проблем ориентироваться в пространстве относительно друг друга, предъявляются очень высокие.
  6. Музыкальность. У всех участников должно быть понимание музыки, как у гимнастов.

Бальные танцы для детей

Многие родители раздумывают, отдавать ли своих чад на танцы. Чтобы окончательно определиться, следует знать о пользе данного занятия:

  • Укрепление мышц.
  • Увеличение выносливости.
  • Формирование правильной осанки.
  • Тренируется моторика.
  • Развивается чувство ритма.
  • Умение жить в социуме и взаимодействие с другими людьми.
  • Развитие интеллекта и любознательности.
  • Избавление от комплексов и страхов.
  • Бальные танцы для девочек помогут улучшить растяжку.
  • Повышается уровень уверенности в себе.

Когда следует начинать занятия?

После принятого решения родители часто задаются вопросом, во сколько лет надо отдать ребенка на занятия? Специалисты рекомендуют начинать занятия в 6-7 лет. Но все же следует учитывать индивидуальные особенности вашего чада.

С другой стороны, дети, начавшие занятия раньше семилетнего возраста, чаще добиваются успеха, а с другой - они чаще устают, у них не развита моторика, им сложнее воспринять информацию от преподавателей.

Если все же вы захотели отдать в более раннем возрасте, то задайте себе несколько вопросов:

  1. Сумеет ли ребенок понимать и точно исполнять все указания преподавателя?
  2. Сможет ли он концентрировать внимание на деталях?
  3. По силам ли будет ему физическая нагрузка, которая дается на занятиях?
  4. Есть и у ребенка желание учиться танцевать? Или это ваша прихоть?
  5. Есть ли у него музыкальный слух?

Если на большинство вопросов вы дали утвердительный ответ, то смело ведите малыша на занятия, вы к этому готовы.

Требования, предъявляемые к наряду маленьких танцоров

Итак, вы решились отдать ребенка на танцы. У вас впереди первые соревнования, пора шить сценический наряд.

Платья для бальных танцев для девочек должны соответствовать самым строгим правилам:

  • Цвет одежды должен быть однотонным, но ни в коем случае не телесным.
  • Варианты рукавов: короткий, длинный или ¾, также допускается фонарик. Не допускаются разрезы.
  • Горловина или вырез: полукруг, треугольник или квадрат. Возможно сшить воротник-стойку.
  • Юбка должна быть свободного кроя и одинаковой длины спереди и сзади. Длина юбки не должна быть выше 10 см от колена.
  • Не должно быть шнурков, оборок, аппликаций и прочих дополнений.
  • Не допускается использовать оборки, ленты и лески для обработки подола юбки.
  • Материал, из которого сшито платье, не должен быть прозрачным, гипюровым, переливающимся и прочее. Допускается только плотная ткань.

К обуви тоже есть требования:

  • Максимальная высота каблука - 3,5 см.
  • Каблук должен быть широким и устойчивым.
  • Обувь может быть любого материала и цвета. Допускаются отливы под металл.
  • На обуви не должно быть пряжек, страз, камней и так далее.
  • К обуви можно подобрать носочки любого цвета или телесные колготки. Нельзя носить колготки в сетку или с элементами блеска, рисунками и прочее.

Обувь и платья для бальных танцев должны соответствовать ряду жестко регламентированных правил, не следуя которым, артист может быть дисквалифицирован.

Основные статьи расходов

Спортивные бальные танцы являются одним из самых затратных видов спорта. Помимо оплаты занятий, есть еще другие расходы. Рассмотрим их:

  1. Оплата за кружок - первая предстоящая трата.
  2. Наряд для участия в соревнованиях и концертах.
  3. Девочкам потребуется обувь с каблуком и без него для тренировок.
  4. Два комплекта одежды для тренировок. Мальчикам надо будет купить брюки и рубашки, а девочкам - юбки и топы.

Важно помнить, что наряды для выступлений шьются на заказ, а индивидуальный пошив подразумевает дополнительные траты.

Если соревнования проводятся не в вашем городе, то нужно еще включить траты на проезд, проживание и питание, взнос за участие в турнире.

Как выбрать школу?

Чтобы правильно определиться со школой и в дальнейшем не жалеть о выборе, нужно узнать о ней как можно больше информации. Придерживайтесь следующего алгоритма:

  • Узнайте как можно больше о преподавательском составе. Спросите, где обучались учителя, есть ли у них дипломы о получении специального образования.
  • Выясните, есть ли у них награды, упоминалось ли о них в газетах или Интернете.
  • Участвуют ли ученики школы в турнирах по бальным танцам, есть ли известные выпускники.
  • Соберите мнения родителей учеников о школе, узнайте достоинства и недостатки.
  • Посетите день открытых дверей. Так вы увидите процесс обучения изнутри, сможете выбрать наиболее подходящую программу.
  • Посмотрите, как классы оборудованы инвентарем, есть ли все необходимое.
  • Ознакомьтесь с прайсом. Помните, что в хороших школах цены немаленькие.

Во многих городах есть школы бальных танцев. Москва, конечно, лидер по количеству школ, и там есть, из чего выбрать. Поэтому, если вы проживаете в столице, походите по данным заведениям, соберите о них информацию. При выборе вы должны быть уверенным, что школа вам подходит по всем параметрам.