Воскресная школа для детей. Проповедуя карандашом и кистью Уроки рисования в воскресной школе

Начиная преподавать рисование в воскресной школе, я столкнулась с двумя проблемами: отсутствием учителей с соответствующей специальностью и с наличием специфической тематики. Поэтому уроки рисования в воскресных школах часто сводятся в лучшем случае к попыткам реалистичного изображения храмов и житийных сцен, в худшем дети сидят, пыхтя над распечатками раскрасок на те же темы.

Думаю, не обязательно темы всех уроков по ИЗО в воскресной школе сводить к околоприходской тематике, но нить христианского образа жизни упускать тоже не стоит. Поэтому я посчитала полезным делиться нашими наработками.

Есть две крайности, в которые может впасть преподаватель в воскресной школе: излишняя сухость, наукообразность урока и чрезмерное панибратство, пускание процесса на волю волн. Давать конкретные знания необходимо, но и поразмышлять вместе, выслушать детей очень важно. Важно научиться и научить видеть красоту Божьего мира в простых повседневных вещах. И я очень рада, что мне ни разу не удалось «дать теорию» гладко и по пунктам. Значит, есть процесс осмысления. Очень хорошо, когда дети задают вопросы, а ведь бывает, что понятия, как бы всем известные и кажущиеся очевидными, не обсуждаются и обрастают в детской голове большим количеством мифов и фантазий. Помню, читала историю про мальчика, которому первые слова молитвы Господней слышались как «Очи наши». Дескать, Господь – это такие большие глаза, которые на нас с неба смотрят.

Поэтому остановимся сегодня на чисто церковном, возвышенном и загадочном явлении – на монашестве. Дети верующих пап и мам бывают в монастырях: родители едут приложиться к святыне, искупаться в святом источнике, испросить духовного совета у людей сугубо молящихся. И берут с собой детишек. Всё ли дети понимают правильно? Это откроется в ходе работы. Мы выполним коллективное изображение в технике аппликации.

Первым делом рассмотрим фотографию какого-нибудь монастыря (здесь Задонского Рождество-Богородицкого), чтобы понять внешнее устроение храма и колокольни.

Источник: smotra.ru

Обговорим основные особенности монашеской жизни: что монастыри бывают женскими и мужскими, что монахи не женятся, для того чтобы много времени проводить в молитве и часто бывать на богослужениях, для чего в монастыре обязательно есть храм. Одежда у монаха особенная, длинная, наглухо застёгнутая. Нижнее одеяние – подрясник, верхнее – мантия. Под одеждой на теле монахи имеют параман – плат с изображением Голгофского креста, носимый на четырёх шнурах таким образом, чтобы шнуры на груди также образовывали крест. Параман напоминает о кресте, который взял на себя монах, пожелав следовать за Христом. Головной убор монаха называется клобук и имеет вид цилиндра и прикреплённого к нему чёрного покрывала, разделяющегося на три части, которые спускаются по плечам и спине до пояса. Для отсчитывания молитв монах имеет чётки – шнур, замкнутый в кольцо, с нанизанными на него бусинами.

Для начала достаточно, поэтому приступаем к творческому процессу. Нам потребуется:

— большой лист тонированной бумаги для рисования пастелью или упаковочной,

— белая офисная бумага,

— упаковочный картон,

— из цветной бумаги берём чёрную и «золотую» (а можно и фольгу от шоколадки),

—клей-карандаш и ПВА,

— фломастеры,

—гелевая ручка серебристого цвета.

Теперь на большом листе нам надо определить линию горизонта и заполнить «земную» часть снегом, ведь сейчас зима! Часто в воскресной школе группа детей разновозрастная, поэтому используем принцип разделения труда. Снег пусть изобразят малыши: просим их порвать на полоски белую бумагу и намазать её клеем-карандашом. Наклеиваем полоски на основу горизонтально, оставляя для неба меньшую часть листа. В это время силами старших детей снимаем с упаковочного картона верхний слой бумаги и получаем отличный «строительный материал» для храма и колокольни, купола которых «золотим» с помощью цветной бумаги соответствующего цвета. Архитектурные элементы довольно тяжёлые, поэтому для их фиксации на листе используем клей ПВА.

Остаётся самое интересное: портреты людей на переднем плане. Для вдохновения мы показываем детям фотографию керамики из Новоголутвинского женского монастыря, изображающей монахинь.

Фигуры людей делают все, кто ещё не устал. Мы берём чёрную бумагу и вырезаем заготовки для фигур, а лица и руки рисуем на белой бумаге, вырезаем и приклеиваем к основе. Все кресты, а также чётки выполняются серебристой ручкой. Чтобы как-то заполнить промежутки между нашими основными объёмами, рисуем деревца на земле, а по небу пускаем облака из кусочков белой бумаги.

Так и не сойдясь в окончательном решении, рисовать монахов или монахинь, дети выдают мне и тех, и других. Ладно, матушки налево, батюшки направо! Наблюдаю ещё одну неувязку: одна девочка всё-таки изобразила своей монахине маленький свёрточек на груди, похожий на дитя в слинге. Что делать, объясняю, что при монастырях бывают детские приюты для сирот, и монахини в таких случаях принимают участие в воспитании детей. Нашлось объяснение и для присутствующих в женском монастыре двоих монахов. Они приехали на праздник в гости. У одного из них есть наперсный крест, значит этот монах ещё и священник – иеромонах. Такой же крест есть и у одной из матушек – это настоятельница монастыря. Она вышла самой весёлой, хоть и покрасневшей от мороза. Наверное, больше всех хлопотала на улице! Эх, тяжело быть начальницей!..

Вот собрались взрослые и обсуждают, на какой из монастырей похоже наше изображение.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

8 Comment threads

3 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Рисование.

Рассказывает Мария Масунова-Короткина,
художник, преподаватель рисования в нашей воскресной школе:

В нашей воскресной школе каждую неделю проводятся занятия рисованием для детей от 4-х лет и старше. Время занятий примерно около часа. Как раз столько, сколько нужно мамам и папам что бы принять участие в приходской трапезе и беседе.

Занятия рисованием решают сразу три задачи.

О первой задаче пишет митр. Антоний (Сурожский): У себя мы 38 лет тому назад создали приходскую школу, и она с тех пор растет. Два раза в месяц после Литургии бывает урок; потом детей водят играть в соседний парк, что бы они друг с другом ближе знакомились. Очень важно, что бы они составили семью, которая в будущем будет приходской общиной... Бывают занятия по предметам веры в группах, занятия по рукоделию, спорт, походы. И это создает между детьми отношения, позволяющие им, когда они подрастут и дойдут до возраста, в котором подростки бунтуют против родителей, делиться своими впечатлениями или искать совета и помощи не в школе или на улице, а идти к своим товарищам по лагерю, по воскресной школе, то есть по Церкви, в конечном итоге, - и получать, конечно, совершенно иного рода ответы.

Вторая задача - освободить родителей, что бы они тоже могли учувствовать в приходской жизни, а не только "пасли" своих детей.

И третья, наверное, самая важная задача - развить у детей образное мышление, умение видеть и наблюдать.

Почему именно рисованием, а не другими предметами, чаще всего занимаются с детьми в воскресных школах? Дело в том, что это самый просто и доступный способ развить у детей образное мышление. Ведь одна из задач рисования (независимо от того, кто ты, взрослый художник или ребенок) - изобразить на плоскости трехмерное (объемное) пространство. Это трудно для ребенка, поэтому он, рисуя, обычно не знает, что получится на выходе.
Но рисующие дети по своему развитию отличаются от своих сверстников. Они лучше умеют анализировать и сосредотачиваться. Они учатся наблюдать и видеть предметы и людей не сами по себе, а соотношение этих предметов в пространстве.
Естественно, что рисующим детям приходится обращать внимание на красоту окружающего Божьего мира. Ведь как человек не старался на протяжении многих веков (особенно ХХ века) уничтожить эту красоту, все равно она есть. Я не знаю других, таких приятных и легких способов объяснить маленькому человеку, что в жизни очень важно уметь видеть и наблюдать. Это не значит, что не нужно уметь слушать и общаться, петь или читать… Но все эти умения вместе, наверное, и дают человеку правильную картину мира, в котором есть не только наши мелкие и крупные неприятности, но есть и вещи, которые над нами, которые выше нас. И осознание этого может быть одним из путей, приводящих человека к Богу.
От всех остальных предметов рисование отличается тем, что оно всегда работает на результат. Это очень важно для маленьких детей, потому что они пока еще не понимают, как это можно трудиться и не видеть плодов своего труда. А тут все сразу: поработал 3-4 занятия - и есть успехи. И не просто тебе сказали, что ты молодец, а этот успех можно увидеть и показать другим.
Наверно поэтому практическая психология любит использовать рисование в качестве лекарства от многих неприятностей.
Поэтому все воскресные школы и занимаются с детьми рисованием. Это детям в радость, это им не надоедает, они не устают, ну а о пользе таких занятий я уже сказала.

Есть ли зависимость между тем, что и как ребенок рисует и особенностям и его личности и настроения? Родители разных детей задавали мне примерно такой вопросы. Например, один психолог напугал маму тем, что если рисунок в черных и коричневых тонах (мрачный), значит что-то не в порядке или с ребенком, или в семье. Дорогие мамы и папы, не верьте! Вначале проверьте, как лежат краски у вашего малыша. Понаблюдайте: может он просто не может дотянуться до ярких красок или ему лень это делать? Может быть, не хватает света, а когда рисуешь в темноте, все становится чернее и мрачнее? Можно назвать и много других самых разных бытовых, но никак не психологических причин. Поэтому, пожалуйста, не анализируйте рисунки ваших детей с точки зрения психологии. Это заведомо неверная оценка. Сами психологи говорят, что их критерии не применимы к художникам. А ведь все наши дети художники. Поэтому психоанализ тут просто не применим.
Поясню это еще одним примером. Если сравнить цветовую гамму Рембрандта и Пикассо, то получится, что Пикассо - светлый, радостный и добрейшей души человек, а Рембрандт - мрачный и угрюмый человеконенавистник. Но ведь на самом деле все наоборот. В живописи черным и коричневым цветом можно выражать добро и радость, а красным и желтым испортить настроение.

Пускай дети рисуют, как рисуют.

Это их восприятие мира, их личное отношение с ним. И очень важно помнить, что мы со своим взрослым восприятием можем помешать ребенку, если начнем говорить ему, что он рисует неправильно и непохоже. Рисовать "похоже", он просто не умеет (этому долго надо учится), а как правильно, порой мы и сами не знаем. Поэтому, пока у детей есть желание рисовать, надо предоставить им эту возможность. Сейчас они это делают с радостью, а пройдет какое-то время, они станут взрослее и все больше и больше начнут обращать внимание на реакцию окружающих людей и подстраиваться под то, "что другие скажут". И тогда ребенок перестает рисовать, он говорит, что не умеет, боится, ему становится неинтересно. Это происходит со всем детьми, и ничего тут не поделаешь. Начинается подростковый возраст с другими интересами и проблемами. Начинается взросление. И тут уже нет места детскому рисованию с вечными "принцессами, машинами-танками" и сказочными персонажами. Это значит - детство закончилось.

В программу обучения входит:
-живопись (техника работы с красками);
-рисунок (техника работы с карандашом);
-прикладное творчество (поделки ручной работы).

Специальная программа обучения позволит легко развить навыки рисования и мелкой моторики, творческие способности и креативное мышление ребенка. Программа формирует интерес к творчеству.
Она развивает воображение, фантазию, эмоциональную отзывчивость.
Гармонизирует ребенка (перевозбужденного – может успокоить, заторможенного – «разбудить»).
Помогает тренировать внимание, память, мышление как таковое, а также, трудолюбие и самостоятельность.
Формирует навыки изобразительной деятельности.

На каждом уроке мы узнаем что-то новое, разгадываем загадки, беседуем. ТАЛАНТ ЕСТЬ В КАЖДОМ РЕБЁНКЕ! ГЛАВНОЕ — ЕГО ПРАВИЛЬНО РАЗВИТЬ!

Очень часто после урока я слышу от родителей: “Не может быть! Дома мой ребенок ТАК не рисует! Да он же не умеет! Это Вы за него нарисовали)))” НЕТ! Я не рисовала. Просто когда ко мне на урок приходят маленькие ученики — я вижу в них взрослого человека, абсолютно талантливого, я искренне ВЕРЮ в их способности, а самое главное никогда не забываю, что КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК УМЕЕТ РИСОВАТЬ. Надо только немного помочь ему раскрыться.

Ругать или не ругать ребенка за неудачу? За то, что у него что-то не получилось? ХВАЛИТЬ!!! Мы ругаем, потому-что они не оправдывают НАШИ ожидания. Вполне вероятно, что ребенок приложил ВСЕ СВОИ усилия, а у него просто не получилось…. А мы сразу думаем, что не старался и начинаем ругать. В итоге отбиваем полностью желание продолжать делать что-либо дальше. И вырабатываем боязнь делать ошибки. К ошибкам ребенка надо подходить по другому!!! Не нужно выплескивать свое негодование, свою усталость после тяжелого рабочего дня, злясь на неоправданное ожидание!!! Что же нужно делать? Нужно сначала отметить все ЛУЧШЕЕ в данной работе, что сделал ребенок. Не может быть, что ВСЁ плохо. Обязательно есть что-то хорошее. И Вы, как опытный и взрослый человек должны это увидеть и показать, похвалить ребенка. И вообще, малыш видит, то что он изобразил, совсем не так как мы. Здесь не может быть никаких штампов. Наоборот, в маленьком художнике нужно развивать индивидуальность, а не так, если рисуем что-то,то у всех должно быть все одинаково. Каждый человек, даже самый маленький имеет право выражать свои мысли по-своему.

В нашей изостудии мы стараемся следовать именно этому.

А самое главное- никогда не занимайтесь с малышом творчеством, если у вас нет настроения. Дети эмоционально очень восприимчивы: ребенок не будет рисовать, если не чувствует вашей увлеченности. Одна девочка очень часто напевает во время рисования, выражая тем самым полет своей души. Да и некоторые родители тоже не могут усидеть, стремятся внести свои поправки в рисунки детей, особенно папы. На открытии воскресной школы состоялась наша первая выставка работ. С 7 по 14 октября рисунки детей находились на выставке в детском саду № 25 г. Липецка. В настоящее время планируются новые выставки. Посмотрите наши работы – двух одинаковых у нас нет!!!

Тема: «Крест Господень».

Урок 1–2.

Цели: Формирование представления о Кресте Господнем, как орудии спасения.

Теоретическая часть.

Знакомство с формой православного креста, крестами другой формы.

Изображение православного креста, как центра декоративной композиции к празднику Воздвижения Креста Господня.

Анализ декоративных элементов, которые можно использовать для завершения композиции.

Практическая часть.

1-й урок: Подготовительный рисунок композиции «Крест Господень»

2-й урок: Завершение работы в цвете.

Материалы: Бумага, карандаш, фломастер, акварельные краски (по выбору).

Тема: «Праздничная открытка».

Цели: Развитие кругозора, формирование представлений об истоках славянской культуры (письменности, книгопечатания, шрифта).

Знакомство с плакатной графикой, шрифтовым плакатом.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 3–4. «Буквица» (инициал).

Теоретическая часть.

1) Из истории развития письменности:

История шрифта;

Создатели славянской азбуки св. братья Кирилл и Мефодий.

2) Из истории книгопечатания:

Первые рукописные книги на Руси;

Типография Федорова, первого книгопечатника на Руси.

Анализ формы, орнаментики и цветового решения инициала в рукописных книгах.

Практическая часть.

3-й урок: Выполнение рисунка «буквицы»(инициала) в карандаше.

4-й урок: Орнаментальное решение буквицы, работа в цвете.

Материалы: Бумага, карандаш, линейка, фломастер, акварельные или гуашевые краски (по выбору).

Урок 5. Монограмма.

Теоретическая часть.

Из истории развития письменности.

Виды шрифтов. Старославянская вязь.

Анализ вариантов композиции из нескольких букв.

Практическая работа.

Выполнение рисунка монограммы из первых букв своих имени и фамилии в цвете.

Материал: Бумага, карандаш, фломастер, акварель.

Урок 6. Шрифтовой плакат.

Теоретическая часть.

Из истории плакатной графики.

О композиции шрифтового плаката.

Практическая часть.

Выполнение надписи «С Рождеством Христовым!» церковно-славянским или рубленым шрифтом в цвете.

Материалы: Альбомный лист, карандаш, линейка, фломастеры, гуашь.

Тема: «Православный храм».

Цели: Формирование представлений об архитектуре, ее видах, храмовой архитектуре.

Закрепление знаний по перспективе.

Развитие творческих способностей, пространственных представлений, зрительной памяти.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 7–8. Знакомство с храмовой архитектурой.

Теоретическая часть.

Из истории храмовой архитектуры:

Анализ конструкции и пропорций различных храмовых сооружений.

Из истории нашего храма Рождества Христова.

Анализ конструкции и пропорций нашего храма.

Фронтальная и угловая перспектива куба.

Анализ вариантов композиции рисунка.

Практическая часть.

Выполнение рисунка храма Рождества Христова в карандаше (сбоку, в три четверти или спереди).

Материалы:

Бумага, карандаш, линейка.

Тема: «Красота Божьего мира».

Цели: Формирование эстетического чувства при восприятии живой природы и живописных работ пейзажного жанра.

Развитие репродуктивных навыков и творческих способностей, развитие глазомера, композиционного чувства.

Закрепление навыков в работе красками.

Урок 9. Зимний пейзаж.

Теоретическая часть.

Анализ произведений живописи с зимней тематикой.

Сравнение цветовой гаммы в картинах и природе.

Практическая часть.

Выполнение живописной работы «Зима в лесу» без прорисовки карандашом.

(Под диктовку педагога).

Материалы: Бумага, гуашевые краски, палитра, кисти.

Тема: «Твой небесный покровитель».

Цели: Формирование представлений о небесном покровителе.

Знания о портретном жанре, видах портрета, пропорциях фигуры ангела и деталей его одежды.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 10–11. День Ангела.

Теоретическая часть.

Анализ пропорций фигуры, лица, крыльев, прически, деталей костюма ангела.

Анализ художественных портретов: поплечных, погрудных, поясных и в полный рост.

Анализ вариантов композиции рисунка Ангела (по выбору).

Практическая часть.

9-й урок: Выполнение рисунка Ангела в карандаше.

10-й урок: Цветовое решение рисунка.

Материалы: Бумага, карандаш, фломастер, цветные карандаши, акварель или гуашь по выбору.

Тема: «Праздник Рождества христова».

Цели: Формирование навыков в композиционном решении поздравительной открытки.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 11–12. Праздничная Рождественская открытка.

Теоретическая часть.

Использование знаний и умений в разработке композиции открытки с изображением зимнего фона, храма, ангелов трубящих, праздничной надписи.

Анализ вариантов размещения элементов композиции на листе бумаги.

Анализ цветового решения композиции.

Практическая часть.

Выполнение рисунка открытки в карандаше и цвете.

Использование украшающих элементов (блесток).

Материалы : Бумага, карандаш, акварель или гуашь по выбору, блеск, мишура.

Тема: «Человек – вершина творения Господня».

Цели: Формирование представлений о человеке как вершине Божиего творения.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом.

Урок 13. Фигура человека.

Теоретическая часть.

Закрепление пропорций фигуры человека, фигура человека в движении.

Практическая часть.

Наброски и зарисовки фигуры человека в движении.

Материалы: Бумага, простой карандаш.

Тема: «Защитники земли Русской».

Цели: Формирование представлений о человеке как вершине творения Господня, о героизме как проявлении духовной силы человека, формирование патриотических чувств.

Закрепление пропорций фигуры человека, фигура человека в движении.

Знания из истории Отечества, символики, детелях одежды и снаряжения русского воина.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 14. Праздник «День Защитника Отечества».

Теоретическая часть.

Факты из истории нашей Родины о святых героях: Илье Муромце, Александре Невском, Дмитрии Донском, героях ополчения Минине и Пожарском и др., героях Великой Отечественной войны.

Анализ одежды и вооружения русского воина, обмундирование современных солдат разного рода войск, некоторые виды орудий, транспортных средств (конь, танк, бронетранспортер).

Анализ произведений изобразительного искусства, изображающих богатырей, и на темы гражданской и Великой Отечественной войны.

Анализ вариантов композиции «Защитник Отечества» или «Мой папа (брат) в армии».

Практическая часть:

Выполнить рисунок в цвете фигуры русского богатыря или современного воина с элементами вооружения.

Материалы:

Тема: «Домашний очаг. Семья».

Цели: Формирование понятий о семье, как малой церкви.

Знание особенностей русского деревянного зодчества, интерьера русской избы, дворца.

Знание законов фронтальной перспективы, умение рисовать интерьер во фронтальной перспективе.

Развитие пространственных представлений.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 15. Интерьер – внутренняя часть здания.

Теоретическая часть.

Интерьер русской избы, дворца. Современные интерьеры. Особенности заполнения и оформления интерьера.

Фронтальная перспектива интерьера.

Цвет в интерьере.

Практическая часть.

Рисунок интерьера собственной комнаты (сюжета) во фронтальной перспективе.

Материалы: Бумага, простой карандаш, линейка

Тема: «Праздник Пасхи».

Цели: Формирование благоговейного «пасхального» чувства при вспоминании Воскресения Христова.

Формирование эстетического чувства в выборе композиции поздравительной открытки, ее элементов, цветового решения.

Развитие творческих способностей.

Закрепление навыков в работе карандашом и красками.

Урок 16–18. Пасхальная открытка.

Теоретическая часть.

О праздновании Пасхи в церкви и дома.

Анализ Пасхальной атрибутики (храм, яички, кулич, пасха, вербочки).

Анализ вариантов композиции открытки с включением интерьера комнаты, атрибутов праздника, ангелов и праздничной надписи.

Практическая часть.

Урок 16: Выполнение рисунка яичка с декоративным орнаментом и буквами Х.В. в цвете.

Урок 17: Выполнение в карандаше композиции рисунка праздничной открытки с включением фронтального интерьера с окном.

Урок 18: Выполнение открытки в цвете.

Материалы: Бумага, карандаш, акварель или гуашь по выбору.

(Программу составила учитель изобразительного искусства

Миненко Ирина Анатольевна)

Он служит Господу молитвой и рассказывает детям о красоте Божиего мира при помощи красок. Иеродиакон Паисий (Новожёнов) из Свято-Успенского монастыря в городе Старица под Тверью - удивительный человек. Автор книг и фильмов на духовные темы, он занимается иконописью, делает акварельные иллюстрации к детским книгам и ведет изостудию при монастырском образовательном центре «Образ». Рисунки учеников отца Паисия - живые и чистые, трогают душу, вызывают умиление и радость. О том, как и чему монах-художник учит ребят, - беседа с ним.

- Отец Паисий, а откуда в монастырский кружок приходят ребята? Это дети прихожан?

Большая радость в том, что мои нынешние ученики - абсолютно светские дети. Это обычные школьники, которые не ходят в церковь, дети не из православных семей. Даже есть несколько девочек-мусульманок. Честно говоря, я не знаю, как так получилось. Это какое-то чудо! Вы только подумайте: в монастырь к преподавателю-монаху приходят светские дети. Сами! Не потому, что их родители привели. Это замечательная возможность рассказать ребятам о Боге, о Православии.

У меня самый сложный вариант - смешанные группы. В них занимаются ребята 6-14 лет. Детей ровно 50, они разделены на две группки по 25 учеников. В основном учатся школьники 4-7-х классов, но есть художники постарше и помладше.

- А как вы набирали нынешних учеников? И как давно вы преподаете рисование?

В 2003 году я начал преподавать изобразительное искусство во дворце культуры. Мне эта работа так понравилась, так вдохновила, что теперь не представляю своей жизни в отрыве от преподавательской деятельности. С тех пор я постоянно занимаюсь организациями кружков, студий, воскресных школ и факультативов - в Сергиевом Посаде, Ржеве, Твери. Теперь в Старице, в монастыре, куда меня направили полгода назад.

Когда приехал в этот город, первым делом отправился в школы - у нас их три. Прошел по классам, в каждом из них открывал большую папку с лучшими детскими рисунками прежних учеников и показывал ребятам. Приглашал в изостудию при монастыре всех желающих. Пришло много школьников - аж 44 человека! Потом они стали друзей приводить, братьев-сестер, в итоге у нас 50 детей.

Когда-то, когда я сам учился во втором классе, на урок зашла молодая учительница рисования из школы искусств, показав свои графические работы, пригласила в школу. Мне рисунки так понравились, что я пошел учиться. А теперь сам использую этот прием.

- Отче, как проводите занятия? На что обращаете внимание?

Самое главное и самое сложное - создание правильной учебной атмосферы. С одной стороны, педагогу нужно постараться, чтобы детям было интересно - чтобы на занятиях образовалась добрая веселая дружественная среда. Также важно строить уроки так, чтобы ученики приобретали навыки умения и знания, раскрывали таланты.

Я им постоянно твержу, что они должны развивать свои таланты, быть целеустремленными, трудиться каждый день над саморазвитием, стараться определить свои склонности. И уже есть небольшие проблески. Однажды ко мне подошла маленькая девочка, ее зовут Машенька, и шепотом сказала: «Отец Паисий, кажется, у меня есть свой талант». Поясню, о чем речь. То, что я рисую на доске, эта ученица перерисовывает в точности. Другие ребятишки в основном импровизируют на тему «что нам показал отец Паисий», и в этом, конечно, тоже есть свой смысл. Уникальные вещи получаются, порой даже в стиле Пикассо. А эта девочка очень точно следует тому, что показано на доске, правильно передает пропорции и контуры, угол линии даже угадывает. Как будто мой рисунок перенесли на ее листочек - только в уменьшенном виде. До этого я постоянно твердил: у тебя есть особый талант, развивай его. Она в ответ только хихикала. А потом додумалась своей маленькой головушкой.

Убеждая ребят в одаренности, я не гордыню провоцирую, а учу ответственному отношению к своим талантам

Тут я хотел бы уточнить: убеждая ребят в одаренности, я в них не гордыню провоцирую, а учу ответственному отношению к своим дарованиям. Дары - от Бога. И нельзя ими пренебрегать, а нужно, напротив, преумножать их. Поэтому я постоянно внушаю детям, что время - драгоценно, что жизнь строится смолоду.

Иногда я беру книгу Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени» и читаю оттуда вслух отрывки, пока они рисуют. Чтобы глубже в ребят вошло понимание драгоценности времени, особенно в юношеский период, когда формируется их будущая жизнь. Иногда незаметно для других я наклоняюсь над кем-нибудь, помогая нарисовать, и тихонько говорю какое-нибудь полезное слово.

- А как поступаете с озорниками?

Если в ком-то из ребят ярко проявляется дурное, не высмеивая его при всем классе, наедине даю совет. Даже больших баловников надо терпеть. Разумно, конечно. Но не стоит отрубать больную веточку раньше времени, пока еще есть надежда исцелить. У меня есть хороший пример на эту тему. Ко мне приходил ученик - с самым дурным поведением. Зимой, когда я выходил из школы, он мне, учителю и церковнослужителю, в спину комком снега кидал. И много чего еще делал плохого. И директор, и учителя постоянно указывали мне на него, готовили к тому, чтобы его отчислить из воскресной школы.

Я думал: ну, еще немножко потерплю его. Был уверен: мальчик это от глупости делает, не со зла. Ведь я в нем чувствовал одаренность и увлеченность. Думаю, и крутило его потому, что он очень эмоциональный был, гиперактивный. Я его вызывал на беседы, говорил то, что ему стоило услышать по поводу его поведения, пытался достучаться до самой глубины его сердца. И, знаете, вскоре была победа. Тут, может быть, и вовсе не наши беседы стали причиной, может, какие-то жизненные обстоятельства, но вскоре мальчик стал серьезнее. Это, конечно, Господь действует над теми, кто подает надежды. Этот баловник стал самым лучшим учеником. Лучше даже тех, кого считали самыми благонравными. А сейчас он учится на третьем курсе московской семинарии. Добрый парень, выше меня ростом.

Ученики перед учителем - как на ладони. В студии очень хорошо видно, какие у кого дурные привычки. Это им кажется, что я их не замечаю, вполоборота стою, а я всё вижу. Понимаю, кто баловник, кто хитрит, кто других готов обидеть, кто в унынии пребывает, потому что в семье разлад между родителями. Им всем сегодня не хватает доброты взрослых, нежности какой-то.

- А как самих детей научить быть добрее, если доброты вокруг не хватает?

Как? Я не знаю. Но я никогда не обижаю детей, не ругаю их. Надеюсь, этот дух доброты им сообщится без поучений, передастся как состояние. Учить ведь можно и молчанием, и сочувствием, выслушивая их детские переживания по поводу того, кто во дворе что сказал-сделал и как теперь быть.

В крайних случаях, если они начинают слишком баловаться, применяю методику «сетования». Как старая добрая бабушка, которая твердит: «Ох, и что же теперь делать-то?!», начинаю ходить вокруг них и сетовать. Они догадываются, что перешли границы, и успокаиваются.

Надеюсь, ребята запомнят, как можно выходить из неприятных ситуаций, покрывая ошибки других любовью

А когда кто-нибудь опрокидывает банку с гуашью на белоснежный пол, не смотрю с остервенением на них, дескать «что натворили!»… Они по привычке замирают и глядят на меня, широко открыв глаза. Потому что знают эквивалент наказания в таких случаях из опыта общеобразовательной школы. Но тут-то у меня и появляется шанс показать, как преподаватель берет на себя их вину. Сам же успокаиваю их сразу, несу ведро и начинаю мыть пол. И они присоединяются радостно и, как послушные ангелочки, всё начисто вытирают. И так мы сохраняем нервы друг другу. Очень надеюсь, что они, став взрослыми, будут помнить, как можно выходить из неприятных ситуаций без скандалов и криков, а покрывая ошибки окружающих любовью.

Каждый раз, когда ребята перестают рисовать и начинают о чем-то переговариваться, смеяться, шутить, мне кажется, что нарушается строгий чин образа урока. В эти минуты я вспоминаю гравюру Питера Брейгеля: «Если в школе учитель осёл». Там изображен осёл в кафтане учителя, а вокруг него дети хаотично занимаются кто чем. Это, конечно, недопустимо. Урок должен быть системным, с дисциплиной. Но без перегибов, без закручивания гаек. Мне коллеги часто говорят: «Будь с детьми построже». Но что означает «построже»?

Больше чем у половины учеников нет отцов, потому что родители развелись. Это трагедия для ребенка. У одного мальчика нет и матери, она от него отказалась, парень бабушкой. У другого мальчика мама погибла в аварии… Ну как тут быть строгим с этими ребятами, какую уставную дисциплину устраивать?!

Воскресная школа - это доброе времяпровождение, и оно потом всю жизнь будет вспоминаться

Воскресная школа - это иное настроение, веселый урок доброго общения. Это время должно особенно запоминаться и нравиться. Не обязательно здесь сообщать очень много информации, устраивать муштру и зубрежку на тему «какого цвета должен быть аналой». Главное в воскресных школах - научение духу нравственной доброй жизни. Пусть иногда занятия проходят балагурно, но при всем при этом создается культурное пространство, творческое культурно-этическое поле, которое формирует души детей. Это доброе времяпровождение впоследствии всю жизнь будет вспоминаться ребятами. И не важно, что на таком уроке ученик может ничего не записать на белом листе тетради. Ребенок созерцал саму жизнь и радовался ей, смотрел на лица товарищей и от души хохотал, и тетрадью оказалась его память, в ней остался прекрасный день, и это воспоминание будет поддерживать его в будущем во всех тяготах.

То, о чем я упомянул в нескольких примерах выше, это и есть некие мои принципы, к которым я пришел, работая с детьми.

- Отец Паисий, а какова глобальная цель вашей педагогики?

Уверен, искусство способно преображать душу человека, прививать чувства справедливости, побуждать к совершению благородных поступков. Через каждодневное совершенствование в науках и искусствах ученики приходят к пониманию закономерностей духовной жизни. Впоследствии кто-то станет врачом, кто-то учителем, а кто-то ученым, но все с благодарностью будут вспоминать своих учителей музыки и рисования, вдохновивших их на подвиг жизни, сумевших привить им понимание красоты мира и величия человеческой души.

- А где вы сами обучились живописи?

До иконописной школы мне посчастливилось учиться на живописца-педагога в Тверском художественном училище имени Алексея Гавриловича Венецианова. До монашества - учился в удивительно интересной иконописной школе при Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре. Лавра - это уникальнейшее место для русской православной культуры. Здесь собираются выдающиеся творческие люди: опытнейшие иконописцы, мастера реставрации и золотошвеи, регенты, филологи-редакторы, композиторы, режиссеры, фотографы, миссионеры, талантливейшие педагоги, профессора, искусствоведы, писатели, рассудительные монахи-молитвенники.

Пять лет мы изучали древнерусскую живопись, делали списки древнейших икон Переславльского музея, Ростовского кремля, Новгородского музея, иконного зала Третьяковской галереи, посещали древние монастыри, находящиеся в «Золотом кольце» России. Всё это дало хорошее представление о сущности русского православного искусства, привило понимание о подлинно высоком и прекрасном. В иконописной школе прошли традиционную технику иконописи, монументальную живопись - фреску, реставрацию икон. Всё, что я там узнал и увидел, очень помогает в работе над пособиями по православной культуре.

Время обучения стало бесценным временем знакомства с тысячелетним наследием культуры Святой Руси, ее храмами и росписями - от Старой Ладоги до Ярославля. Мы беседовали с лаврскими старцами - схимонахами и старейшими архимандритами, общались с интересными людьми. И в меру наших возможностей черпали от них духовную мудрость.

Считаю, именно в таких учебных заведениях реализуется правильное образование, когда вместе с интеллектуальным развитием проходит и относительно здоровая духовная жизнь.

- А когда сами начали учить детей рисованию, сразу всё получилось?

Конечно, поначалу я допускал много ошибок. Но через этот опыт лучше понял: надо основательно изучать методику и историю педагогики. Ради этого четыре года назад решил поступить в Тверской университет на кафедру теологии педагогического факультета. И теперь радуюсь, что так сделал. Это было крайне необходимо для того, чтобы грамотнее подходить к составлению занятий для школьников.

Сейчас работаю над программой преподавания изобразительного искусства в воскресных школах. Пока работа в подвешенном состоянии. На мой взгляд, прежде, чем издавать второпях теоретические пособия, их нужно апробировать, дорабатывать, учитывая реалии, и только потом выпускать.

Преподавание в воскресных школах - в принципе дело непростое. Педагогам ИЗО, например, нужны знания в области мировой художественной культуры и церковного искусства. Теорию, полученную в вузах, требуется перевести в категории, понятные детям. Однажды кто-то из ребят на уроке спросил, почему дали в пейзаже всегда кажутся голубыми, ведь деревья, которые там растут, - зеленые. Вспомнил интересную книгу «Живопись» Ж. Вибера, где говорилось о преломлении света, видах лучей, их длине и характерах прохождения сквозь различную среду. Начал рассказывать обо всём этом детям. Маленькие ребята, лет 7-9, смотрели на меня с недоумением. А я всё говорил, не мог до конца ясно выразить свою мысль, под конец напрочь запутался и едва довершил объяснение. Ученики смотрели на меня ошарашенно. Понял, что я их заморочил сложными пояснениями и вряд ли они уловили что-нибудь.

Нужно говорить с детьми не только на языке понятных им слов, но и на языке доступных их восприятию понятий

Этот случай заставил меня серьезнее подходить к вопросу адаптации теории изобразительного искусства. Нам нужно говорить с детьми не только на языке понятных им слов, но и на языке доступных их восприятию понятий.

При этом не всегда удается найти методические пособия к нужной теме. Поэтому я уже привык, что нередко приходится самому разрабатывать те или иные уроки. Уверен, за многие годы преподавания у многих моих коллег-педагогов рождаются интересные идеи и приемы. Хотелось бы найти площадку, где можно было бы встречаться с коллегами и обсуждать актуальные проблемы преподавания «Основ православной культуры», «Мировой художественной культуры», ИЗО, истории христианского искусства. Вовсе не считаю себя профессионалом в области преподавания, но ищу единомышленников, с которыми можно обсудить проблемы этой сферы.

Из заметок отца Паисия

Рассказал ребятам об истории нашего монастыря, о том, как 900 лет назад сюда пришли два монаха, обустроили территорию, возвели деревянную келью. Рассказал и о том, как случился пожар в обители. В сущности, истории основания всех русских монастырей похожи. Обязательно первые монахи, придя, быстренько сооружали малые храмы, и пожары всегда были типичным явлением. Интересно, что дети, эти маленькие чуткие аналитики, удивительно проницательно изобразили всё услышанное поэтапно.

Первый рисунок был посвящен тощему монаху-аскету с киркой в руке. Он угрюмо долбил известняковую гору. В Старице много известняка, здесь была крупная добыча белого камня. Кто-то из мальчишек спросил: «А можно будет идти дождь?» Как точно! Это же образ искушений и трудностей, всегда присутствующих при основании монастырей.

Другой мальчик нарисовал несколько молний на небе, причем одна из них угодила прямо в голову монаху. Его спасла скуфья. Крепкий монах продолжил свою работу в прежнем режиме, а мальчик пояснил, что в те времена еще не было громоотвода. Я разрешил присутствие такой энергетики. Ведь благодать тоже своего рода Божественная энергия, помогающая в подвигах. Однако я насторожился: «Что же следующее они придумают?»

Девочки свели всю суровость на нет. У них засияло на рисунках солнышко, земля расцвела после дождя. Одна девочка спросила: «А можно там будет собачка?» Она старательно изобразила рядом с черной фигуркой отшельника пятнистого щенка далматинца. Я до такого никогда бы не додумался. Вскоре у всех девочек на рисунках были изображены далматинцы, цветочки, розочки, птички. В общем, в конце концов обитель мы основали веселую.

Когда я иду и стучу в деревянное било, созывая на службу, вижу, как на электропроводах усаживается несколько десятков чудных воробушков, они не пугаются моего стука, смотрят с любопытством и щебечут. Глядя на них, я думаю о том, что монахи - это провода электростанции, по которым движется духовная энергия в города. Провода с виду просты, и на них безопасно могут сидеть малые пташки, но в то же время та сила, которая проходит через них, потом раздвигает мосты, освещает улицы, зажигает свет в тысячах квартир. Я стучу в свое било, молчу и думаю: как соединить разведенные мосты между Богом и сотнями наших соотечественников, не знающих Иисуса Христа? как осветить светом Христовым темные улицы ложных учений, во тьме которых блуждает сегодня столько людей?