Жены мироносицы у гроба. Жены Мироносицы: кто они? Праведные сестры Марфа и Мария

«Христос Воскресе!» 40 дней после Пасхи православные христиане приветствуют друг друга этими радостными словами. 40 дней звучат они под сводами храмов, в домах, мы поем ликующие пасхальные песнопения. Каждый, кто участвует в церковной жизни, знает, что нет более радостного времени в году, чем пасхальные дни.

В третье воскресенье по Пасхе Святая Церковь традиционно прославляла тех, кто первыми передали людям радостную весть о Воскресении Христовом. Замечательно, что это были женщины. Как через праматерь Еву произошло падение человека, и смерть вошла в мир, так через женщин пришла весть об избавлении от греха и смерти. Мы празднуем в это воскресенье память святых жен-мироносиц.

Вспомним Евангельские события, чтобы глубже понять всю высоту подвига этих святых женщин. Из Евангельской истории мы знаем, что чуткие сердца женщин горячо откликнулись на проповедь Христа. Во время Его земной жизни множество женщин следовали за Ним, служили Ему своими трудами, средствами – как говорит Евангелие, «имуществом своим». Они сопровождали Христа и во время Его славных деяний, когда Он изумлял всех многими чудесами, знамениями, исцелениями. Но эти женщины проявили еще большую любовь и преданность во время величайшего унижения Христа, во время Его страданий на Кресте и даже тогда, когда Его тело лежало во Гробе.

Евангелие повествует о том, что после взятия Христа все ученики покинули Его, и только Матерь Его и святые жены следовали за Ним, когда Он, изнемогая под тяжестью Креста, шел на Голгофу. Эти женщины со слезами, не таясь, шли рядом с Божественным Страдальцем.

Сейчас наступили новые времена в духовной жизни нашей Отчизны. Многие годы лишь единицы из верующих россиян могли попасть на Святую Землю. Ныне же тысячи наших верующих соотечественников совершили паломничество в Иерусалим, побывали в местах, связанных с жизнью, страданиями и Воскресением Господа.

Те, кто были в Иерусалиме, рассказывают, что до сего дня сохранилась память о Крестном пути Господа на Голгофу.
На этом пути есть несколько остановок, где по преданию Господь падал, изнемогая под Крестом. Но есть на этом пути место, связанное с одной из тех, чью память мы сегодня совершаем. На этом пути показывают место, где во времена жизни Спасителя находился дом одной женщины, которая следовала за Ним и служила Ему среди других женщин. Имя ее – Вероника.

Церковное предание повествует: когда Господь остановился на Своем скорбном пути, Вероника подала Ему плат, чтобы Он смог отереть Свой окровавленный Лик. Христос приложил этот плат к лицу, и на плате осталось Его изображение. В западной христианской традиции существует множество изображений страдающего Лика Христа, отпечатавшегося на плате Вероники.

Когда Христа распинали на Кресте, рядом стояла Его Матерь Пресвятая Богородица, апостол любви – Иоанн Богослов – и вместе с ними стояли святые жены. Их не испугали угрозы отлучения от церкви, угрозы смерти, их не испугали беснующиеся толпы. Любовь ко Господу помогла им победить страх. Тем временем на Голгофе совершились страшные и непонятные события: внезапная тьма, землетрясение. Постепенно разошлась толпа после совершенного злодеяния, и у креста с Распятым Господом остались до конца стоять римские воины, которые по долгу службы должны были стеречь тела распятых, осталась Божия Матерь с апостолом Иоанном и святые жены.

В православных иконах есть прекрасные изображения, показывающие это стояние у Креста. В каждом православном храме обязательно присутствует Распятие с изображенными рядом с ним Божией Матерью, апостолом Иоанном или одной из святых жен – Марией Магдалиной.

После смерти Спасителя на Кресте тайные ученики Христа – Иосиф и Никодим – пришли к Пилату просить тело Иисуса. Когда Христос открыто проповедовал, они ходили к Нему ночью, боясь ненависти и мести от своих соотечественников. Но после Распятия и Крестной смерти Господа они по преданности, по любви и благодарности оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открыто исповедали себя учениками Христа, когда другие ученики Его скрывались. Они открыто погребли Тело своего Учителя, от которого они уже больше никогда не отказывались. Оба они по­страдали за это впоследствии. Невзирая на страх перед синедрионом (членом которого был Никодим), они обвили тело Его новой плащаницей, помазали ароматами. Синедрион следил, где погребали Господа, поставил стражу у гроба Спасителя и наложил печать, один конец кото­рой был на пещере, другой – на камне.


Святые жены были рядом и смотрели, как погребали Господа. Они вместе с Божией Матерью долго не могли уйти от пещеры, где был погребен Господь. Но уйти все же пришлось, так как наступал субботний день, по закону иудейскому он был днем покоя. И только когда в Иерусалимском храме зажигались огни, можно было опять идти ко Гробу.

Именно из-за того, что приближалась суббота, Иосиф с Никодимом поспешили взять Тело Господа и положили в пещеру, чтобы через день совершилось погребение по принятому у иудеев полному обряду. Поэтому, возвратившись в дом, святые жены купили ароматы, приготовили благовония, которыми по обычаю умащивали тело погребаемого. Сделали они это в пятницу – день распятия и смерти Господа, так как в субботу ничего нельзя было ни продавать, ни покупать, ни приготовлять.

Так что в субботу (как повествует апостол и евангелист Лука) они были в покое по заповеди и только на другой день, в предрассветной тьме, поспешили с приготовленными ароматами ко Гробу Божественного Учителя. Поэтому и называем мы их мироносицами, что они несли в сосудах драгоценное миро и благовония, чтобы помазать ими Тело Господа.

В то время, когда они шли ко Гробу, произошло величайшее событие: Господь Иисус Христос Воскрес, Ангел Господень сошел с Небес и отвалил камень от Гроба, нарушив печать. Когда жены-мироносицы шли ко Гробу, они волновались: кто отвалит им тяжелый камень от Гроба, чтобы приготовить Тело Господа к погребению? Подошли к пещере и видят: она пуста!

Сегодня, в день празднования в честь святых жен-мироносиц, хочется рассказать о том, на что обычно мало обращают внимания. Это вопрос о том, кто первым узнал о Воскресении Христа. На Небе первыми узнали Ангелы – они и возвестили об этом, как повествует Евангелие. А на земле? Из текста Евангелия следует, что первыми узнали о Воскресении святые жены-мироносицы. Их подвиг был вознагражден великой, несказанной радостью: святые жены первыми увидели Воскресшего Господа, первыми услышали Его приветствие: «Радуйтесь!» и первыми возвестили апостолам о Его Воскресении.

Здесь хочется отметить, как важно не только верить в Бога, как говорят многие сегодня: «Я верю, но считаю, что не обязательно ходить в церковь»,– но как важно участвовать именно в церковной жизни, в богослужениях, в молитвенных трудах. Тогда можно узнать удивительные вещи, о которых обычно не говорится. Так, в особом чтении (называется оно «синаксарь») в богослужении первого дня Пасхи нам открывается, что первой узнала на земле о Воскресении Господа Его Матерь!

В 28-й главе Евангелия от Матфея есть такие слова: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф. 28. 1).
«Другая Мария» – это Божия Матерь. Она была там, когда земля задрожала, когда воины в страхе бежали. Ангел первой возвестил Ей о Воскресении. Все, кто бывал на Пасхальном богослужении, знают эти слова Ангела, каждый год мы с радостным трепетом ожидаем, когда в храме зазвучит это дивное обращение-песнопение: «Ангел вопияше Благодатней, Чистая Дево, радуйся, и паки реку: радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от Гроба и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся…»

Только после этого ко Гробу пришла Мария Магдалина и ей явился Христос. В нашей национальной сокровищнице – Третьяковской галерее – многие могут увидеть картину знаменитого художника Александра Иванова «Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине».

Хочется посоветовать всем, у кого есть дети, непременно посещать этот музей, там многому можно научиться, риобщиться к красоте. Можно по-разному относиться к нахождению в музеях икон. Конечно же, их место – в храме. Но невозможно отменить тот факт, что в Третьяковской галерее (и в других музеях) находится много дивных чудотворных икон – святынь нашей Церкви. Пойти помолиться перед ними, увидеть и почувствовать благодать и красоту, которые они источают, это наш христианский долг.

Святая Мария Магдалина первой из жен-мироносиц удостоилась счастья видеть Воскресшего Господа – об этом повествуется в Евангелии, и, более того, именно ей Господь повелел возвестить Своим ученикам и Петру о Воскресении. Святые отцы говорят, что тем самым Мария явилась как бы апостолом для апостолов. Всем нам в этот день следует перечитать строки Евангелия от Иоанна, где рассказывается о событии Воскресения Христова и о явлении Господа Марии Магдалине:
«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко Гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от Гроба. И так бежит, и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из Гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко Гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик вежал скорее Петра и пришел ко Гробу первый. И наклонясь, увидел лежащие пелены; но не вошел во Гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во Гроб, и видит одни пелены леждщие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежит, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко Гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежлло воскреснуть из мертвых. И так ученики опять возвратилнсь к себе.

А Мария стояла у Гроба и плакала, и, когда плакала, наклонилась во Гроб. И видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы, и другого у ног, где лежало Тело Иисуса. И они говорят ей: жена! Что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась ндзад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! Что ты плачешь? Кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратясь, говорит бму: Раввуи! Что значит: учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братиям Моим, и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он сие сказал ей» (Ин. 20, 1–18).

Явился Господь и другим святым женам, сохранившим верность Ему до конца. Имена многих из этих святых жен сохранило нам св. Евангелие. Это Мария Магдалина (память 22 июля), Мария Клеопова или Иаковля (память 23 мая), Соломия (память 3 августа), Иоанна (память 27 июля), сестры св. праведного Лазаря – Марфа (память 4 июля) и Мария (память 18 марта), Сусанна, Вероника и «многие другие, которые служили бму имением своим» (Лк. 8, 3), как пишет св. евангелист Лука.

Этих святых жен, принесших миро ко Гробу Спасителя, Святая Церковь чтит и назвала их мироносицами, установив особый день празднования им, когда все мы молитвенно просим их благодатной помощи в христианской жизни.
Их подвиг воодушевил многих женщин. Их заботы и труды положили начало служению, которое приобретало со временем разные формы. Оно выражалось в воспитании детей, заботах о сиротах, больных. В раннехристианское время существовали в Церкви диаконисы, которые помогали священникам при совершении таинства св. Крещения, помогали исповедникам веры, заключенным в тюрьмы, ухаживали за больными.

Некоторые из язычников даже называют христианство «религией женщин». Мы же вспомним сегодня слова знаменитого языческого ритора Либания, учителя св. Иоанна Златоуста, сказанные им о матери святителя: «Какие у христиан женщины!» Это возглас восхищения и удивления.

Если мы посмотрим сегодня на нашу Церковь, то и в ней большинство нашей паствы – женщины. На их плечах лежит большинство забот по благоустроению храмов, помощь в богослужении, христианское воспитание детей, да и материально церковь существует главным образом на средства наших верующих женщин. Не случайно один из духовных людей сказал в послереволюционное время: «Россия спасается не клобуками, а платочками» (не монашеством, а простыми верующими женщинами).

Среди святых жен-мироносиц есть два имени, которые стали символами христианского служения женщин: это Мария, которая, сидя у ног Христа Спасителя, внимала началам жизни вечной, и ее деятельная сестра Марфа, которая хлопотала о приготовлении лучшего угощения для Божественного Учителя. В своем хозяйственном рвении Марфа упрекнула Господа за то, что сестра ее, сидя у ног Его, не помогала в приготовлениях. Христос, отвечая Марфе, не осудил ее забот и дел, которые она делала из любви к Нему, а лишь отметил относительную ценность ее забот в сравнении с «благой частью», которую избрала Мария. Это два пути служения: путь Марфы – путь внешнего, но вдохновленного любовью служения ближним; Марфа утверждает Божественную истину о том, что «вера без дел мертва»; путь Марии – молитвенное, духовно-благодатное воздействие на мир.

Не случайно отрывок из Евангелия о посещении Христом Марфы и Марии читается на утрени праздников в честь Пресвятой Богородицы. Завершается это Евангелие словами: «Блаженны слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 11, 28).
Эти слова относятся к мироносице Марии, и это не только духовная вершина служения для женщины, но и вообще достижение того, к чему был предназначен человек. Назначение Адама и Евы – слушать слово Божие, хранить знание, дарованное Богом и творчески исполнять его. Но первые люди не исполнили это призвание, поддавшись соблазну искусителя. И вот, на грани Ветхого и Нового Заветов, среди жен-мироносиц, встретивших первыми Воскресшего Господа, Евангелие раскрывает нам дивный образ Марии, которая слышит слово Божие, хранит и исполняет его.

На нашей земле это служение святых Марфы и Марии воплотилось в Марфо-Мариинской обители, основанной в Москве святой преподобномученицей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. И не случайно после убийства большевиками ее нетленные останки нашли упокоение во святом граде Иерусалиме, в храме святой Марии Магдалины, расположенном в Гефсиманском саду.

СВЯТЫЕ ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ МАРИЯ МАГДАЛИНА, МАРИЯ КЛЕОПОВА, САЛОМИЯ, ИОАННА, МАРФА, МАРИЯ И СУСАННА.

По традиции, принятой в Православной Церкви, этот день святых жен-мироносиц считается праздником всех женщин-христианок. Не 8 марта, а в день святых жен-мироносиц поздравляли всегда на Руси женщин с их праздником, дарили цветы, подарки. Давайте присоединимся и мы к этому древнему прекрасному обычаю. Быть может, узнав об этом, мужчины вспомнят о своих верующих матерях, женах, сестрах и устроят им настоящий радостный праздник.

Пример святых жен-мироносиц свидетельствует о том, что ни убеждения, ни идеи, какими бы правильными и добрыми они ни были, смерть победить не могут, а только любовь может победить смерть. К этой любви и зовут нас святые жены, память которых мы совершаем ныне, и мы можем просить, чтобы они умолили Господа: да дарует Он всем нам этот дар верной, вечной, непобедимой любви. Аминь.

Неделя (воскресенье) жен-мироносиц - это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

В этот день вспоминаются святые жены-мироносицы. Кто они, святые жены-мироносицы - Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна?

Почему Русская Православная Церковь чтит память этих женщин во второе воскресенье после Пасхи?

Каждая женщина Земли является мироносицей и несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.

Мироносицы - это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине - Марии Магдалине.

Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности - особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа - вот жизненный идеал Православной Руси.

Другая черта древнерусской праведности - особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

День жен-мироносиц в Православии считается аналогом 8 марта. Только вместо сомнительного идеала женщины-революционерки и феминистки-бунтарки Церковь восхваляет совсем иные качества наших матерей, супруг, сестер и подруг. Прежде всего, это великая жертвенность, самозабвенность, верность, любовь и живая пламенная вера, могущая всё преодолеть. Те самые вера и любовь, которые в полной мере доступны лишь немощному женскому естеству, и которые светят даже в самой беспросветной тьме.

Сколько мироносиц было всего - мы доподлинно не знаем. Евангелие просто перечисляет их по именам, и только лишь нескольких женщин называет более-менее конкретно. Церковная традиция усвоила звание мироносиц семи или восьми ученицам Христа. Все они впоследствии стали пламенными проповедницами и потрудились наравне с другими апостолами. А Магдалина и вовсе удостоилась чести называться равноапостольной - то есть имеющей ту же славу и понесшей тот же крест, что и другие ученики-мужчины.


Богородица

Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева» (Мк. 16: 1) и «другая Мария» (Мф. 28: 1) - это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Богородица и не была среди мироносиц, Она все равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына - согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.

Пречистая некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь еще на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь, Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Святая Дева так и не смогла. Местом Ее апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Богородица жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена там же - в Гефсиманском саду. Однако тела в Ее гробнице нет - предание гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Ее в небесную славу вместе с телом.

Мария Магдалина

Сведения об этой женщине путаные. Одни усматривают в ней знаменитую евангельскую блудницу, которую Христос спас от избиения камнями и которая помазала Ему ноги дорогим маслом. Другие видят в ней простую еврейку, исцеленную Христом от тяжкого недуга одержимости и бесноватости. После выхода апостолов на проповедь она пренебрегла всеми тогдашними нормами (женщине запрещалось проповедовать самой) и в одиночку ходила из города в город, возвещая всем о воскресшем Учителе. По одной версии жития, Магдалина окончила свои дни в доме Иоанна Богослова в Эфесе, дожив до глубокой старости. Другие варианты биографии говорят о том, что Мария конец жизни провела в покаянии, около тридцати лет живя в пещере близ Марселя. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней священник. Он же и похоронил святую.

Марфа и Мария, сестры Лазаря

Сведения об этих женщинах очень скудны. Вместе с братом, которого некогда воскресил Сам Христос, они перебрались из Иерусалима на Кипр, где помогали Лазарю нести епископское служение. Где, когда и как умерли святые сестры - неизвестно.

Иоанна

Она была женой Хузы - одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы. Иоанна занимала очень высокое положение, обладала большим влиянием и связями. В дни проповеди Христа именно Иоанна брала на себя львиную долю расходов апостольской общины, заботясь о пропитании и всем необходимом для Господа и Его учеников. Есть версия, что такая щедрость столь знатной дамы неслучайна - по мнению ряда толкователей, сын царедворца, исцеленный Христом (Ин. 4: 46 - 54), был ребенком Иоанны, и благодарная женщина после этого служила Спасителю всем, чем могла.

С ее именем связана история головы Иоанна Крестителя. Как известно, за свои обличения в адрес Ирода Предтеча сначала подвергся аресту, а затем был обезглавлен по навету Иродиады - Иродовой сожительницы. После того, как нечестивая женщина надругалась над главой ненавистного ей пророка, она выбросила свой «трофей» на свалку. Иоанна, видя все это и глубоко скорбя о смерти Предтечи, тайно ночью отрыла главу, положила ее в глиняный сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.

Мария Клеопова

О ней практически ничего не известно. Была одной из родственниц Христа. По одной версии, Мария приходилась не то дочерью, не то женой Клеопе - брату Иосифа Обручника. Другая версия, весьма маловероятная, говорит о том, что эта женщина была сестрой Пресвятой Богородицы.

Мария Иаковлева

С этой женщиной больше всего неясностей. По преданиям, она являлась младшей дочерью Иосифа Обручника, находилась в очень теплых отношениях с Богородицей и была, по сути, Ее ближайшей подругой. Вполне вероятно, что это и есть Мария Клеопова. Иаковлевой она стала называться потому, что один из ее сыновей - Иаков - входил в число апостолов.

Сусанна

Самая загадочная из мироносиц. Она служила Христу от своего имения, то есть, видимо, была довольно обеспеченной. Больше о ней неизвестно ничего.

▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰

Здравствуйте, все! Хочется Вас познакомить поближе и с другими религиозными праздниками православия, пусть даже не столь грандиозными, как двунадесятые, но не менее почитаемыми.

Например, Праздник жен мироносиц:

Неделя Жён-мироносиц отмечается в третье воскресенье после Пасхи. Она служит напоминанием о таком важном, но, увы, редком человеческом качестве – верности. Верности не показной, не «выгодной», а искренней, идущей от сердца, преображающей всё естество любящего. Тёплой. Сердечной. Безусловной!

Неделя (воскресенье) Жён-мироносиц в 2014 году выпадает на 11 мая. В этот день почитается память святых и верных Марии Магдалины, Саломии, Марии Клеоповой, Марфы и Марии, Сусанны, Иоанны и иных.

Из Евангелий об этих женщинах нам известно совсем немного, а большинство из них упоминаются в связи с погребением и воскресением Иисуса только один раз.

Марфа и Мария известны тем, что их брата Лазаря воскресил Христос, и диалогом Христа с Марфой, звучащим с евангельских страниц напоминанием об истинных ценностях жизни человека.

Марфа готовила для Учителя большое угощение в своем доме, волновалась, суетилась, по ходу упрекнула в лени свою сестру Марию и пожаловалась Христу на неё. Но Иисус мягко ответил ей, что главное для человека не в еде и одежде, не во внешнем престиже жизни, не в пыли, пущенной в глаза окружающих: «Марфа, Марфа, ты заботишься и хлопочешь о многом…, а нужно всего лишь одно!» Ев. от Луки 10 гл. 41-42 ст.

Самый драматичный образ женщины, почитаемой в этот день, это образ Марии Магдалины . Она предстаёт перед нами в Евангелиях, в апокрифах, в церковных преданиях. Всегда с трепетным отношением ко Христу, с благодарностью Ему, обратившей на Него свою верность, преданность и любовь. Но после чего?

Многие исследователи Священного Писания полагают, что несостоявшийся суд над женщиной, уличенной в прелюбодеянии, который неожиданно завершился уходом обвинителей и судей после слов Христа: «Кто без греха — первый брось в неё камень» был «судом» над Марией Магдалиной.

Её прошлое, как блудницы, последующее оправдание и прощение Христом легло в основу множества произведений искусства: картин, икон, песен, стихотворений. Знаменитое стихотворение «Магдалина» Бориса Пастернака:

Чуть ночь, мой демон тут как тут, За прошлое моя расплата. Придут и сердце мне сосут Воспоминания разврата, Когда раба мужских причуд, Была я дурой бесноватой И улицей был мой приют.

Встреча с Христом, который простил ей все многочисленные грехи, навсегда и глубоко меняют её сущность – она становится преданной Ему, Ему одному…

Однажды, незадолго до своей смерти Христос был приглашен в богатый дом на обед, с представителями политической и религиозной элит иудейского общества, которые слушали Его, скорее забавляясь невероятностью учения о воскресении и вечной жизни.

И вдруг ко Христу, возлежавшему за трапезой, подходит женщина с сосудом драгоценного , очень дорогого благовония в те дни, как впрочем и сейчас. По иудейским обычаям миром помазывали головы священников и первосвященников, а вдруг женщина выливает его на ноги Иисуса Христа!

Этот поступок вызывает шок, гнев, недоумение, зависть тех, кто его наблюдает. Они начинают выкрикивать: «Что происходит?», «Зачем это?», «Можно было миро продать, а деньги уделить нищим, такова заповедь Божья», но всё это лишь лицемерие людей, которые пытались угодить Богу формальным соблюдением заповедей, без личной веры и сердечной любви к Иисусу.

Христос объяснил изумлённым сотрапезникам причину поведения, пришедшей: «Кому много прощено – тот сильно любит» Ев. от Луки 7 гл. 47 ст.

Марина Цветаева так выразила оценку Христа её искренней, высочайшей жертвы любви, принимая которую Он показал всем, что над самым дорогим в этом мире, Он превозносит искреннее участие сердца:

— Мироносица! К чему мне миро?

Ты меня омыла

Как волна.

Все женщины, почитаемые в праздник Жён-мироносиц поименно, в Евангелиях встречаются под общим словом «женщины» или «жёны», потому что женщина без мужчины была абсолютно бесправна и беспомощна во времена Христа.

Что говорить, если даже в современном иврите, возрожденном в начале 20 века, нет словосочетания «муж и жена», подразумевающего равноправный союз. Есть «хозяин (господин) и его женщина, и его дети». В насквозь патриархальном обществе роль женщины была незаметной и недооцененной многими, почти всеми, но не Христом!

Евангелия многократно и беспристрастно освещают поведение учеников-мужчин и последовательниц-женщин во время суда и распятия, свершившихся над Христом. Складывается впечатление, что первыми свидетелями воскресения Иисуса женщины стали в награду за свою верность.

В отличии от дня сегодняшнего, в древнем мире женщина не могла проявлять себя в общественной жизни, принимать участие в волеизъявлении народа, поэтому толпа, кричавшая «Распни!» состояла на все сто процентов из мужчин.

Предателем стал один из учеников — Иуда. Евангелие от Матфея в 26 главе сообщает, что сразу после ареста Иисуса «ВСЕ ученики покинули Его и убежали» . Пётр по малодушию трижды отрёкся от Христа перед служанкой, женщиной, мнение которой не имело ни веса, ни ценности.

На момент казни Иисус остался без учеников, которых просил молиться и поддержать Его, но не один! На месте казни «было много женщин, смотревших издали» Ев. От Матфея 26 гл. 55 ст.

Великий русский писатель Фёдор Достоевский, однажды увидел в картинной галерее германского города Базель картину «Мёртвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна Младшего и был очень взволнован её реалистичностью, кажущейся бесповоротностью ужасающего сюжета.

В романе «Идиот» Достоевский устами князя Мышкина говорит: «Да от этой картины у иного вера может пропасть!». Каково же было любящим последовательницам Иисуса видеть обезображенным и мёртвым Того, Кто сказал о Себе: «Я есмь воскресение и Жизнь» …? Ев. Иоанна 11 гл. 25 ст.

Их любящие сердца разрывались от скорби и боли, поскольку они не находились возле Иисуса постоянно, возможно, не слышали Его обещания воскреснуть на третий день. Поэтому на рассвете женщины отправились ко гробу Иисуса, чтобы по традиции помазать Его тело благовониями.

мироносицы идут

Храня верность, они шли ко гробу Учителя, который не стал политическим вождём, не возглавил борьбу против римлян, как ожидали многие.

Его оставили даже ученики, а значит, никакая память о Нём и Его учении не сможет сохраниться в будущем.

Но женские сердца, исполненные верности и любви, способны вопреки всему нежно заботиться о тех, кого полюбили.

Именно такими были сердца Жён-мироносиц, движимые любовью они пришли… и увидели первыми пустую гробницу, Ангела, сообщившего им, что Христос воскрес, и самого Христа, встретившего их приветствием: «Мир вам!».

Бог всегда награждает за верность, смотрите! Женщины волновались, они присутствовали на казни, участвовали в захоронении Тела, не зная предстоящей радости воскресения, скорбели об ушедшем от них навсегда Учителе. И Он сам явился им, встретил и утешил их, показал им, что жизнь продолжается, что их надежда не погибла!

О чудо! Женщины бегут сообщить о ученикам, становятся своего рода апостолами для будущих апостолов. Но! Они не верят! Самым знаменитым неверующим становится Фома, о котором мы вспоминаем в первую неделю по Пасхе.

Однако божественное учение далеко от того, чтобы ссорить мужчин и женщин, чтобы в ущерб фактам превозносить одних и принижать других. Неспроста в этот день также почитается память святых и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, которые просили разрешения снять Тело Христа и захоронить его.

Иосиф для захоронения приобрёл новую гробницу, в которой и было положено Тело. Тщательность Божественного внимания да будет радостью для вас.

Тем более что тема жён-мироносиц не изжила себя, она продолжается и в современном искусстве. В 2013 году на концерте в День любви, семьи и верности прозвучала песня жены мироносицы в исполнении Кати Лель и Евгения Кунгурова.

Покровительницы всех православных женщин: почему они причислены к лику святых и в чем их подвиг? Об этом и о том, какие женщины, кроме Марии Магдалины, удостоились чести видеть воскресшего Христа, расскажет данная статья.

Какие события изображены на иконе

Икона изображает евангельские события утра Воскресения. Накануне, в субботу, ко входу в Гроб Господень по приказу первосвященников Иудеи приставляют стражу из римских солдат. Караул нужен был для того, чтобы не дать ученикам Спасителя выкрасть Его тело и инсценировать воскрешение.

Мироносицы были первыми, кто пришел ко гробу, чтобы помазать тело Христа миром

После обязательного субботнего Покоя к пещере, где было положено тело Иисуса Христа, подошли несколько женщин из числа Его учеников. Они хотели умастить Его тело благовониями, драгоценным миром по древнему обычаю. Эти женщины прославлены в лике святых и известны как Жены-мироносицы.

На заметку! Миро - масло, которое применяют в Таинстве миропомазания сразу после Крещения человека. Приготовление мира - многодневный процесс, который длится от среды Крестопоклонной недели до Великой Среды.

По дороге в пещере женщины беспокоились о том, как им удастся убедить стражу впустить их внутрь и как сдвинуть камень, закрывавший вход. В это время перед ними явился Ангел Господень, прогнавший римских солдат и сказавший им, что искать «Сущего с мертвыми … яко человека» им не следует, так как Христос воскрес. Камень от гроба был отвален, тела Спасителя там уже не было.

Кто такие Жены-Мироносицы

События посещения пещеры женами-мироносицами описывают все евангелисты. И все они расходятся в сведениях о количестве пришедших ко гробу Господню учениц.

День святых жен-мироносиц – православный женский день

Если перечислять всех, то это были:

  • Божия Матерь, которая хотя и названа евангелистами в этом отрывке «другой Марией», но Иоанн Златоуст утверждает, что под этим именованием скрывается Богородица;
  • Мария Магдалина, образ которой в Православии отличается от чисто католического представления о ней как о раскаявшейся блуднице;
  • Мария Клеопова, жена брата Иосифа Обручника;
  • Марфа и Мария Вифанские, сестры воскрешенного Христом незадолго до распятия Лазаря Четверодневного;
  • Иоанна, выкравшая у Иродиады голову Иоанна Крестителя;
  • Саломия, мать двоих апостолов - Иоанна Богослова и Иакова Зеведеева;
  • Мария Алфеева, мать апостола от семидесяти Иакова;
  • Сусанна.
На заметку! Новый Завет рассказывает о том, как Христос изгнал из Марии Магдалины семерых бесов, а она последовала за ним, раздав свое имущество. В Православии она почитается как равноапостольная святая.

Жены-мироносицы следовали за своим Учителем вплоть до Креста, не оставили они Его и после смерти. Хотя даже апостолы в этот непростой момент подверглись искушению. Вера этих женщин была вознаграждена: именно они первыми увидели Спасителя воскресшим.

Неделя Жен-Мироносиц

Память о событиях у Гроба Господня и о тихом подвиге жен-мироносиц закреплена в церковном календаре. Ежегодно в третье воскресенье после Пасхи совершается празднование в честь святых жен-мироносиц. Сегодня это также праздник, посвященный всем православным женщинам как ученицам Христа. Идеал женщины, прославляемый Православной Церковью, восходит к подвигу святых жен-мироносиц, верных и жертвенных, любящих и верующих.

Этим праздником Церковь напоминает о том, что ищущий Бога находит Его тем скорее, чем больше усердия и чистоты в его вере.

Внимание! В 2018 году празднование Недели Жен-мироносиц выпало на 22 апреля. В 2019 году этот праздник Церковь отметит 12 мая.

Известные иконы Жен-Мироносиц

Самому раннему изображению Жен-мироносиц почти две тысячи лет, на нем женщины несут сосуды с маслом, освещая себе путь факелами. Позднее на иконах появляется изображение ангела, сидящего у входа в пещеру. Так, широкое распространение в иконографии получил образ «Явление ангела женам-мироносицам».

Икона Жены Мироносицы у Гроба Господня

Одно из знаменитых изображений жен-мироносиц XV века находится на иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Здесь события из Евангелия происходят на фоне гор. Ангел сидит на круглом камне, его крылья подняты вверх. Жены-мироносицы развернуты к ангелу, но заглядывают в пещеру. Такая икона с прямоугольным изображением Гроба Господня стала распространена в русской традиции.

Важно! Образ святых жен-мироносиц считается помощником всем православным женщинам в обретении веры, укреплении духа, поиске вдохновения.

Чему молиться у иконы святых жен-мироносиц - каждая женщина знает сама. Сделать можно словами тропаря, написанного специально для почитания этой иконы:

Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.

Икона Жен-мироносиц: Правда Воскресения Христова

Кто такие жены мироносицы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить о событиях, предшествовавших Воскресению Христову..
В Страстную Пятницу Спасителя распинают на Голгофе. В этот же день Его Тело с креста снимают тайные последователи Христа Иосиф Аримафейский, важный чин священного Синедриона и фарисей Никодим, участник совета того же Синедриона.

Тело Спасителя, обернув в специальное полотно из льна - плащаницу, пропитанную ритуальными маслами и благовониями, запечатывают в пещере, принадлежащей богачу Иосифу Аримафейскому.
В субботу, по просьбе иудейских первосвященников, опасавшихся похищения тела Христа и инсценировки Его воскрешения, ко входу в Гроб Господень приставляют римских солдат в качестве караула. В воскресенье к пещере,где был захоронен Спаситель, подошли женщины, близкие к Нему, чтобы обработать Его тело благовониями и миром согласно древним обычаям.
Вот они и известны нам как жены-мироносицы , они и изображены в числе других Святых на данной иконе.

Подойдя к пещере, женщины стали размышлять над вопросом: как же уговорить стражников отойти и как отодвинуть огромный камень,
закрывавший вход в Гроб Господень?
Но им не пришлось долго думать: раздался небесный гром, земля затряслась под ногами и перед ними явился Ангел Господень.
Из-за землетрясения камень самостоятельно откатился от
входа в пещеру, а стражники, испугавшись нисхождения Ангела, в страхе бежали места караула. Женам - мироносицам же Ангел Господень поведал радостное известие: Иисус Христос воскрес и вскоре встретится с ними.

В описаниях всех четверых евангелистов количество жен мироносиц разнится. Мы же попытаемся перечислить всех упомянутых женщин в Священном Писании и в церковном Священном Предании. В первую очередь, конечно же, вспомним Святую Деву Марию, Богородицу.
Хотя в трудах евангелистов она явственно не указана, а обозначена некая "другая Мария",отличная от Марины Магдалины. Тем не менее Иоанн Златоуст, один из Отцов Церкви,наряду с Василием Великим и Григорием Богословом,высказывался именно за такую
трактовку Писания: "другая Мария" - это Дева Мария , Божия Матерь. Священное Предание указывает, что именно Приснодева первой была удостоена чести увидеть воскресшего Иисуса Христа. Он, явившись ей в белых одеждах, попросил сообщить Его ученикам апостолам, о Своём Воскресении. Поспешив с благой вестью к апостолам,по пути Богородица встречает Марию Магдалину, где уже перед обеими Мариями снова является воскресший Господь.

К женам - мироносицам также причисляют: Марию Клеопову , жену Клеопа, брата Иосифа Обручника, Марфу и Марию Вифанских - сестёр Лазаря, воскрешенного Спасителем, Иоанну , жена слуги царя Ирода, которая выкрала усечённую голову Иоанна Крестителя у Иродиады, Саломию , мать апостолов от двенадцати Иоанна Богослова и Иакова Зеведеева, Марию Алфееву , мать Иакова, апостола от
семидесяти и Сусанну , одну из приближенных к Христу и апостолам жен.

Иконе жен - мироносиц молятся о прощении грехов, об укреплении веры и об избавлении
от зла и искушения для постижения тихой. праведной и чистой жизни.

Женам - мироносицам(третья неделя по Пасхе посвящена им).
Ко гробу с миром драгоценным
Они тогда чуть свет спешили -
Поступок не казался ценным, -
Просто Христа они любили...

И первым им Христос явился,
А не апостолам, мы знаем!..
С днём мироносиц мы сегодня
Всех наших женщин поздравляем!

Кто мир несёт с собой повсюду,
Кто детям веру прививает...
Может и я среди них буду...
Всех нежно Солнце обнимает...

Тем, первым, сердцем подражая,
Вы своды храмов сберегали...
Любовь, как жертвенность простая -
Вы ею семьи укрепляли...

Пусть не зовут вас Саломией
И Марфой тоже не зовут...
Но вас сегодня поздравляют
За ваш порой нелёгкий труд!
18 мая 2013 г Татиана Кенпинская.

© Copyright: Татиана Кенпинская, 2013

В евангелиях имена жен-мирносиц и их количество различаются. После субботы ко гробу пришли: у Матфея (28:1-10) - Мария Магдалина и другая Мария (вероятно, Матерь Божия); у Марка (16:1-13) - Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (мать сынов Зеведевых Иакова и Иоанна);

У Луки (23:23-55) - Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы), Мария (мать Иакова), «и другие с ними»;
у Иоанна (20:1-18) - Мария Магдалина. Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц.

Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности - особое, исконно русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа - вот жизненный идеал Православной Руси.

Другая черта древнерусской праведности - особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах - святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни - несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу.

Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.
Неделя (воскресенье) жен-мироносиц - это праздник каждой православной христианки, православный женский день. (отмечается во второе после Пасхи воскресенье или еще говорят третья неделя Пасхи-"неделя" по-славянски и есть воскресенье,Пасха-первое,следуещее - Фомино,и потом- Жен мироносиц) В этом году - 26 апреля

художник Петров-Кириллов Владимир

мозаика - Церковь Сант Аполлинаре Нуово. Равенна. Италия

иконописица Светлана Богатова

часть фрески

монастырь Милешево

Герберт Густав Шмальц

икона первой четверти ХVIII века