Ослиный хвост ларионов. Художественное объединение "ослиный хвост"

Издан: Ослиный хвост. Каталог выставки картин группы художников Ослиный хвост. М., 1912.

Выставка организована М.Ф.Ларионовым; вторая (после «Бубнового валета» зимой 1910–1911) из серии его четырёх знаменитых выставок живописи авангарда начала 1910-х. Смысл эпатажного названия выставки связан с известной в кругах художников историей об ослике из Парижа, который кистью, привязанной к его хвосту, создал картину, якобы признанную художественной критикой за шедевр живописного искусства. «Ослиный хвост» был организован Ларионовым после его решительного разрыва с группой своих бывших единомышленников – художниками П.П.Кончаловским, А.В.Лентуловым, И.И.Машковым, создавшими в конце 1911 художественное общество «Бубновый валет». Выставка Ларионова открылась вскоре после второй выставки «Бубнового валета» в феврале 1912. В ней приняли участие его соратники – В.С.Барт, С.П.Бобров, Н.С.Гончарова, К.М.Зданевич, И.Ф.Ларионов, А.В.Шевченко; близкие в это время к Ларионову К.С.Малевич и В.Е.Татлин; молодые художники из Петербурга М.В.Ле-Дантю, В.И.Матвей, Е.Я.Сагайдачный; а также А.А.Моргунов, Н.Е.Роговин, И.А.Скуйе, А.В.Фонвизин, М.З.Шагал, А.С.Ястржембский. Одновременно с «Ослиным хвостом» и в том же выставочном помещении была развёрнута экспозиция петербургского объединения «Союз молодёжи», в ней участвовали В.Д.Бубнова, К.В.Дыдышко, А.М.Зельманова, Л.Н.Курчанинова, П.И.Львов, В.И.Матвей, Л.Я.Мительман, С.А.Нагубников, П.Д.Потипака, О.В.Розанова, Э.К.Спандиков, И.С.Школьник, П.Н.Филонов (вне каталога) и другие.

В.Е.Татлин. Матрос. 1911. Холст, темпера.71,5х71,5. ГРМ («Ослиный хвост». №257 по каталогу)

Н.С.Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки. 1911. Холст, масло. 104х97,5. ГТГ(«Ослиный хвост», №68 по каталогу)


Выставка открылась в новом выставочном здании МУЖВЗ на ул. Мясницкой. Провокационный и скандальный смысл названия «Ослиный хвост» проявился с самого начала: в день открытия в выставочном помещении возник пожар (его удалось быстро потушить); к тому же по требованию цензора из основной экспозиции были сняты религиозные произведения Гончаровой (тетраптих «Четыре апостола») и картина Филонова. Московская пресса своими публикациями о соперничестве «бубновых валетов» и «ослиных хвостов» также подогревала интерес публики к выставке. Но эти проявления эпатажного характера отнюдь не составляли основного её содержания. В историю искусства авангарда «Ослиный хвост» вошёл не столько благодаря скандальности названия, но главным образом из-за новаторского характера и высокого качества представленных на выставке живописных произведений.

Живопись художников-экспонентов «Ослиного хвоста» была выполнена в примитивистском стиле. В 1912 примитивистский период в творчестве лидера группы Ларионова достиг фазы зрелости и наивысшей силы художественного выражения. Это проявилось и в живописи Ларионова, представленной на выставке. Его экспозиция была значительна – более 40 произведений. Среди них выделялась серия полотен, созданных художником по мотивам его «несостоявшегося путешествия в Турцию». Для таких произведений серии, как «Турок» (1911–1912. ГТГ), характерно весьма изысканное цветовое решение композиции, но в то же время и определённый возврат к изображению радостных и идиллических сцен в черноморском пейзаже – теме уже закончившегося импрессионистического периода творчества. В «Турецкой сцене. Курильщице» (1911. Частная коллекция, Париж; вероятно, она же «Барышня и служанка» в каталоге выставки) примитивистская трактовка изображённых персонажей сочеталась с плоскостным, но при этом крайне изысканным, построенным на тончайших оттенках и нюансах цвета, решением фона картины.

На выставке было показано значительное количество полотен из «солдатской» серии Ларионова. Они были связаны с впечатлениями от военной службы, которую художник проходил с конца 1910. Многие из произведений, представленных на выставке, сейчас хорошо известны: «Утро в казармах» (1910. ГТГ), «Этюд близ лагеря» (1911. ГРМ), «Отдыхающий солдат» (1911–1912. ГТГ), «Казак» («Солдат на коне». 1911–1912. Галерея Тейт, Лондон). Для произведений «солдатской» серии, созданных на вершине примитивистского периода творчества Ларионова, характерно сочетание нарочито «приземлённых» сюжетов, взятых из повседневных армейских будней, с весьма изысканными и нетрадиционными живописными решениями. При этом Ларионов смело вводит в свои полотна такие элементы, как примитивный рисунок, заборные надписи или даже цифры на табличках с указанием номера воинской части. Особенно эпатажным и провокационным, вызвавшим негодование досужей газетной критики, стал его «Автопортрет» («Собственный портрет Ларионова». 1911–1912. Частная коллекция). Художник со смеющимся лицом изображён на нём в белой рубашке с расстёгнутым воротом, в картину введена надпись – как будто бы его собственноручная подпись.

Другие произведения Ларионова, показанные на выставке, также относятся к числу его лучших живописных работ. Среди них – «Причёска перед выходом на сцену» («Дамский парикмахер». 1910–1911. Частная коллекция), связанная ещё с предыдущей – «парикмахерской» – серией, или же «Цирковая танцовщица перед выходом» (1911. ООМИИ), в которой нашёл своё отражение интерес художника к провинциальным театральным афишам. В ряде других своих работ Ларионов пытался как бы расширить границы живописи, обращаясь к новым техникам передачи действительности («Моментальная фотография», «Фотографический этюд весеннего талого снега» и другие) или изображая не свойственные живописи прежде темы и проявления жизни («Женщина в синем корсете (газетное объявление)»). Наконец, такие произведения, как «Сцена (кинематограф)» (1911–1912. Центр Помпиду) и «Кёльнерша» (1911–1912. ГТГ), были созданы в приглушённой и отчасти монохромной цветовой гамме, с преобладанием мягкого белого цвета. В творчестве изысканного колориста Ларионова такое временное «затухание» интенсивности живописного цвета свидетельствовало о грядущих скорых переменах в его живописной манере.

Произведения других участников выставки также представляли богатые возможности примитивизма. Этого направления придерживались и другие мастера – соратники Ларионова. Ими были показаны довольно большие экспозиции примитивистских картин. В некоторых произведениях Шевченко, таких как несколько его «солдатских» полотен, также навеянных впечатлениями от военной службы, ощущалось определённое влияние творчества лидера группы – Ларионова. Другой вариант примитивизма (пожалуй, несколько более близкий к живописи художников «Бубнового валета») продемонстрировал в своих картинах Моргунов. В экспозиции Татлина привлекали внимание серия его «матросских» произведений, связанных со службой во флоте («Продавец рыб» и другие), и эскизы костюмов к постановке «народной драмы» «Царь Максемьян».

Значительный интерес вызвала обширная (более 50 картин) экспозиция Гончаровой. Многие из показанных художницей живописных произведений относятся к лучшему как в её наследии, так и в живописных достижениях русского примитивизма. Это её религиозные произведения (тетраптих «Четыре апостола» в связи с цензурным запретом демонстрировался в отдельном помещении), сцены из крестьянской жизни («Крестьяне, собирающие яблоки», «Жатва», «Хоровод» и другие), натюрморты. В своих произведениях Гончарова смело использовала элементы народного искусства – иконы, лубочной картинки или даже расписных жестяных подносов («Курильщик» (стиль подносной живописи)»). Художница представила на выставке как серии произведений, созданных на один сюжет, так и полиптихи, состоящие из нескольких частей. Интересные возможности дальнейшего развития живописи авангарда демонстрировали её полотна из серии «Художественные возможности по поводу павлина»: в них изображение птицы было выполнено поочерёдно в «китайском стиле», «египетском стиле», «стиле русской вышивки», а также в современной манере – «стиле кубистов» и «стиле футуристов».

Свою вариацию примитивистской живописи представил на выставке Малевич. Показанные им произведения «крестьянского цикла» («Уборка ржи», «Похороны крестьянина», «Крестьянки в церкви») стали важнейшим этапом в его творческом развитии. В своих оригинальных произведениях, созданных в период «Ослиного хвоста», Малевич оказывается отчасти близким к примитивистскому творчеству Гончаровой и сопоставим с ним в гораздо большей степени, нежели с творчеством других участников группы. Другие картины Малевича были связаны с городской жизнью. Такие его произведения, как «Мозольный оператор в бане», «Аргентинская полька», отличаются красочностью и смелостью в выборе темы и в композиционном решении, в то же время для них характерна определённая эпатажность.

Выставка «Ослиный хвост» вызвала большой интерес публики и значительное количество откликов в прессе; из многочисленных публикаций заслуживает быть отмеченной рецензия М.А.Волошина (Ослиный хвост // Русская художественная летопись. 1912. №7. Апрель).

Литература:
  • Литература: Лобанов 1930; Александр Флакер. Ослиный хвост. Об одном самоименовании // Памяти Харджиева 2000; А.А.Стригалёв. О выставочной деятельности петербургского общества художников «Союз молодёжи» // Волдемар Матвей и «Союз молодёжи». Отв. ред. Г.Ф.Коваленко. М., 2005; Поспелов 2008; Иньшаков 2010.;

Художественное объединение «Ослиный хвост». М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова.

«Ослиный хвост» - группа русских художников-авангардистов, связанная с одноименной выставкой, устроенной 1912 в Москве. Ведет свое эпатажное название от скандала в парижском Салоне независимых (где группа мистификаторов выставила в 1910 абстрактную картину, на деле «написанную» ослом при помощи хвоста). Ядро московской выставки составили работы группы М.Ф.Ларионова, который незадолго до этого вышел вместе с Н.С.Гончаровой и рядом других художников из объединения «Бубновый валет», решив организовать свою собственную, гораздо более радикально-авангардную экспозицию. Здесь были показаны произведения крупнейших мастеров русского футуризма (помимо Ларионова и Гончаровой – К.С.Малевича, В.Е.Татлина и М.З.Шагала).

В стилистике доминировали нарочитый примитив, мощная цветоформальная экспрессия, мотивы сельской архаики или грубоватого городского фольклора.

В отличие от «Бубнового валета», вошедшего в традицию и как многолетняя стилистическая тенденция, «Ослиный хвост», организационно не оформившись, распался уже в 1913, не образовав общей художественной парадигмы. В любом случае эфемерная группировка вписалась в историю как важный этап русского футуризма, перешедшего в этот короткий период от «неофольклорного» примитива к спонтанной «лучистской» абстракции.

М.Ф.Ларионов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А.Серова, И.И.Левитана. Там же познакомился с Н.С.Гончаровой, ставшей не только его супругой, но и единомышленницей в творчестве. С начала 1900 годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе, и большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы. В 1902-06 работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»). В 1907 - испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере, создавая запоминающиеся (сочный цвет, резкие линии, острые сцены) полотна («Отдыхающий солдат»; «Весна»).

Находясь на острие художественной жизни того времени, к 1912 году создал новую художественную концепцию - лучизм, одну из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», в которой формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.

Живопись и графика Н.С.Гончаровой – первоначально импрессионистическая, затем решенная в духе фовизма – стоит у истоков русского футуризма. В 1907–1911 ей удалось – возможно, более органично, чем кому-либо из современников, – соединить традиции «примитива» (лубка, расписной вывески и др.), равно как и традиции иконы, с новыми авангардными веяниями. Особое место в ее искусстве занимают жанрово-бытовые темы («Сенокос», «Мытье холста»), а также религиозные мотивы (цикл «Евангелисты»). Грозно-апокалиптической экспрессией впечатляют «Мистические образы войны». Разлагая формы видимого мира, художница обратилась к кубофутуризму («Велосипедист»).

Превращая авангард в «искусство жизни», Гончарова и Ларионов занимались театром (проект артистического кабаре «Розовый фонарь») и кино (участие в съемках первого русского футуристического фильма «Драма в кабаре № 13»). Поэтому так органичен был их переход к сценографии (по приглашению С.П.Дягилева). Мощная живописная пластика оформленной Гончаровой постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок» имела шумный успех в Париже. Работая в «Русских сезонах», Гончарова вместе с мужем покинула Москву, в 1919 окончательно обосновавшись в столице Франции.

1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.

Ослиный хвост» - одно из самых известных и даже нашумевших художественных объединений нашей страны. Объединение было организовано в 1912 году русскими художниками-авангардистами Михиалом Фёдоровичем Ларионовым и Натальей Сергеевной Гончаровой. Данная организация художников с самого начала привлекала к себе внимание общественности. Она объединяла схожих по духу творцов, которым были близки авангардные течения искусства.

Название «Ослиный хвост» произошло от одной из картин, которая выставлялась на выставке в Париже в 1910 году. Эта картина была необычна тем, что была нарисована хвостом осла. К сожалению, несмотря на свой быстрый старт и даже немного скандальную популярность, объединение художников просуществовало недолго и в 1913 году распалось, оставив после себя только память об историческом событии в авангардном искусстве.

Кроме Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, в "Ослином хвосте" состояли такие художники, как: Казимир Малевич, Владимир Татлин, В. Барт, А. Шевченко и другие. В отличие от других авангардных художественных объединений, художники из Ослиного хвоста пропагандировали объединение европейской школы и традиции русского народного искусства, русского примитивизма, лубка и так далее. Картины этих художников в полной мере подтверждали их тезисы. Нарочито упрощённые формы, где -то напоминающие этно-примитивизм вкупе с авангардными стилистиками, которые были распространены в начале 1910 годов. Для многих "Ослиный хвост" тесно связан с понятием примитивизма в живописи. Распад группы произошёл по причине того, что многие из художников, что входили в объединение, попробовав себя в данном стиле, понемногу стали отходить в разные стороны, пробовать себя в других жанрах и направлениях.



Творчество К. Малевича

Казимир Северинович Малевич (1878 - 1935) – художник, прославленный в жанре авангардизма, импрессионизма, футуризма, кубизма.

Его первые картины были написаны под влиянием французских импрессионистов и сами, конечно же, были созданы тоже в стиле импрессионизма. Спустя какое-то время, он со страстью увлекся футуризмом. Был чуть ли не самым активным участником всех футуристических выставок, и даже работал над костюмами и декорациями, одним словом, оформлял футуристическую оперу под названием «Победа над Солнцем» в 1913-ом году. Этот спектакль, прошедший в Петербурге, стал одним из самых важных этапов в развитии всего русского авангарда.

Именно геометризация форм и максимальное упрощение в оформлении и натолкнули Казимира Малевича на мысль о создании нового направления – супрематизма.

Творчество Малевича

Художник совершил революцию, сделал шаг, на который до него никто не мог решиться никто в мире. Он полностью отказался от изобразительности, даже от изобразительности раздробленной, которая до этого существовала в футуризме и кубизме.

Свои первые сорок девять полотен художник продемонстрировал миру на выставке, прошедшей в Петрограде в 1915 году – «0,10». Под своими работами художник разместил табличку: «Супрематизм живописи». Среди этих полотен был и знаменитый на весь мир «Черный квадрат», написанный в 1914-ом году (?), который вызвал яростнейшие нападки со стороны критики. Впрочем, эти нападки не стихают и по сей день.

Уже в следующем году Казимир Малевич издал брошюру под названием «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», в которой доходчиво обосновывал свое новшество.

Супрематизм в итоге оказал настолько огромное влияние не только на живопись, но и на архитектурное искусство Запада и России, что принес своему создателю воистину мировую славу.

Супрематизм

Музыкальный инструмент

Цветочница

Как и все художники нестандартного, «левого» направления, Казимир Малевич во время революции вел очень активную деятельность.

Художник занимался декорациями для первого спектакля Владимира Маяковского «Мистерия – буфф» в 1918-ом, он заведовал Художественным отделом при Московском совете. Когда перебрался в Петроград, то заведовал и преподавал в Свободных художественных мастерских.

В 1919-ом году, осенью, Казимир отправился в город Витебск, для того, чтобы преподавать в Народной художественной школе, которую организовал Марк Шагал, и которая вскоре преобразовалась в Художественно-практический институт. Он покинул Витебск лишь в 1922-ом году, чтобы вернуться в Петроград и работать на фарфоровом заводе, изобретать все новые и новые формы росписей, занимался изучением возможностей применения супрематизма в архитектуре.

В 1932-ом Малевич добился должности руководителя Экспериментальной лаборатории при Русском музее, где разработал теорию о «прибавочном элементе в живописи», которую выдвигал ранее.

В том же 1932-ом году Малевич внезапно вновь обратился к традиционному реализму. Возможно, это было связано с веяниями нового времени, но, так или иначе, а закончить этот новый период своего творчества Казимир Малевич так и не смог. В 1933 году он тяжело заболел, а два года спустя, в 1935 – скончался.

Творчество П. Филонова

Павел Николаевич Филонов (8 января 1883, Москва - 3 декабря 1941, Ленинград) - русский, советский художник, основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства - уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века.

Творчество Филонова

Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на бумаге (Мужчина и женщина, Пир королей, Восток и Запад, Запад и Восток; все работы – 1912–1913, Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам» бытия.

В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь. Однако (в отличие от В.Е.Татлина) он пребывает как бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой, искрящейся, пестрой живописности.

В 1913 разработал декорации на сцене для трагедии Владимира Маяковского «Владимир Маяковский» Следующие два года Павел Филонов работал иллюстратором футуристических буклетов, издал свою трансрациональную поэму «Проповедь о поросли мировой» и начал разрабатывать художественные теории: «Идеология аналитического искусства» и «Принципы сделанности».

В 1919г. картины художника выставлялись на первой государственной свободной выставке искусств рабочих в Петрограде. Из-за продолжавшейся резкой критики и нападок в адрес Филонова, его выставка, планируемая на 1929-1930г. в Русском музее не состоялась.

В 1932г. Его жизнь и творчество не было оборвано войной. Он умер от пневмонии во время блокады Ленинграда в 1941г. В 1967г. была проведена посмертная выставка работ Павла Филонова в Новосибирске.

Лишь в недавние годы живопись Филонова получила всемирное признание. Изображения созданные его мыслью дали огромный толчок развитию авангарда в СССР. Он нашёл свой художественный стиль, благодаря тем бескомпромиссным идеалам в которые он верил.

Уже в его ранних работах чётко прослеживается непринятие идеологии Академии живописи в Петербурге. Филонов покинул академию в 1910г и сделал выбор игнорирования основного направления в живописи с целью дальнейшего развития своего стиля.

В своей живописи Павел Филонов наблюдал и осознавал силы, которые заключают в себе существование человечества. Его целью было достижение систематического знания мира и его человеческого населения.

Картины Филонова были результатом не просто смысловых изображений. Его живопись - это утверждение интеллектуальных принципов, некоторые их которых взяты с теории и идеологии художника. В живописи Филонова виден «проектный интеллект» в образе.

Павел Филонов уделял очень много времени и усилий для х

удожественных изобретений и творческих идей. Он работал по 18 часов в сутки.

В 1925г., найдя много последователей и поддерживающих его стиль выражения, он основал школу в Петрограде. Эта школа была закрыта правительством в 1928г. вместе со всеми частными художественными и культурными организациями.

Работы художника

Колхозник

Те кому нечего терять

Формула весны

Мужчина и женщина

Пир королей

Животные

Те кому нечего терять

"Ослиный хвост" - группа русских художников-авангардистов, связанная с одноименной выставкой, устроенной 1912 в Москве. Ведет свое эпатажное название от скандала в парижском Салоне независимых (где группа мистификаторов выставила в 1910 абстрактную картину, на деле «написанную» ослом при помощи хвоста).

Ядро московской выставки составили работы группы М.Ф.Ларионова, который незадолго до этого вышел вместе с Н.С.Гончаровой и рядом других художников из объединения «Бубновый валет», решив организовать свою собственную, гораздо более радикально-авангардную экспозицию. Здесь были показаны произведения крупнейших мастеров русского футуризма (помимо Ларионова и Гончаровой – К.С.Малевича, В.Е.Татлина и М.З.Шагала).

В стилистике доминировали нарочитый примитив, мощная цветоформальная экспрессия, мотивы сельской архаики или грубоватого городского фольклора.

В отличие от «Бубнового валета», вошедшего в традицию и как многолетняя стилистическая тенденция, «Ослиный хвост», организационно не оформившись, распался уже в 1913, не образовав общей художественной парадигмы. В любом случае эфемерная группировка вписалась в историю как важный этап русского футуризма, перешедшего в этот короткий период от «неофольклорного» примитива к спонтанной «лучистской» абстракции.

М.Ф.Ларионов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А.Серова, И.И.Левитана. Там же познакомился с Н.С.Гончаровой, ставшей не только его супругой, но и единомышленницей в творчестве.

С начала 1900 годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе, и большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы. В 1902-06 работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»). В 1907 - испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере, создавая запоминающиеся (сочный цвет, резкие линии, острые сцены) полотна («Отдыхающий солдат»; «Весна»).

Находясь на острие художественной жизни того времени, к 1912 году создал новую художественную концепцию - лучизм, одну из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», в которой формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.

Живопись и графика Н.С.Гончаровой – первоначально импрессионистическая, затем решенная в духе фовизма – стоит у истоков русского футуризма. В 1907–1911 ей удалось – возможно, более органично, чем кому-либо из современников, – соединить традиции «примитива» (лубка, расписной вывески и др.), равно как и традиции иконы, с новыми авангардными веяниями. Особое место в ее искусстве занимают жанрово-бытовые темы («Сенокос», «Мытье холста»), а также религиозные мотивы (цикл «Евангелисты»). Грозно-апокалиптической экспрессией впечатляют «Мистические образы войны». Разлагая формы видимого мира, художница обратилась к кубофутуризму («Велосипедист»).

Скандальную известность выставке обеспечила цензура ,

запретив ряд картин Гончаровой , представлявших

лубочные изображения святых (« Евангелисты », 1911 ),

посчитав , что они не могут быть показаны на экспозиции

с подобным названием .

Превращая авангард в «искусство жизни», Гончарова и Ларионов занимались театром (проект артистического кабаре «Розовый фонарь») и кино (участие в съемках первого русского футуристического фильма «Драма в кабаре № 13»). Поэтому так органичен был их переход к сценографии (по приглашению С.П.Дягилева). Мощная живописная пластика оформленной Гончаровой постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок» имела шумный успех в Париже. Работая в «Русских сезонах», Гончарова вместе с мужем покинула Москву, в 1919 окончательно обосновавшись в столице Франции.

«Ослиный хвост» - одно из самых известных и даже нашумевших художественных объединений нашей страны. Объединение было организовано в 1912 году русскими художниками-авангардистами Михаилом Фёдоровичем Ларионовым и Натальей Сергеевной Гончаровой . Эта организация художников с самого начала привлекала к себе внимание общественности. Она объединяла схожих по духу творцов, которым были близки авангардные течения искусства.

Н Гончарова "Урожай"

Название «Ослиный хвост» произошло от одной из картин, которая выставлялась на выставке в Париже в 2010 году. Эта картина была необычна тем, что была нарисована хвостом осла.

К сожалению, несмотря на свой быстрый старт и даже немного скандальную популярность, объединение художников просуществовало недолго и в 1913 году распалось, оставив после себя только память об историческом событии в авангардном искусстве.


Н.Гончарова "Хоровод"


Н.Гончарова "Мальчик с петухом"


Н.Гончарова "Купание лошадей"


Н.Гончарова "Автопортрет с желтыми лилиями"


М.Ларионов "Курящий солдат"

Кроме Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, в "Ослином хвосте" состояли такие художники, как: Казимир Малевич, Владимир Татлин, В. Барт, А. Шевченко и другие.

К.Малевич "Полотеры"

В отличие от других авангардных художественных объединений, художники из Ослиного хвоста пропагандировали объединение европейской школы и традиции русского народного искусства, русского примитивизма, лубка и так далее.

Картины этих художников в полной мере подтверждали их тезисы. Нарочито упрощённые формы, где -то напоминающие этно-примитивизм вкупе с авангардными стилистиками, которые были распространены в начале 1910 годов.


В.Татлин "Автопортрет"

Для многих "Ослиный хвост" тесно связан с понятием примитивизма в живописи. Распад группы произошёл по причине того, что многие из художников, что входили в объединение, попробовав себя в данном стиле, понемногу стали отходить в разные стороны, пробовать себя в других жанрах и направлениях.


В.Татлин "Натурщица"


В.Барт "Двойной автопортрет"


А. Шевченко «Женщина в красном (Портрет жены художника Н.С.Псищевой-Шевченко)»