Детектив. Что это такое

Детекти́в (англ. detective, от лат. detego - раскрываю, разоблачаю) - литературный жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Основной признак детектива как жанра - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие - это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными.

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д.).

Важное свойство классического детектива - полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы - найдены ответы.

«Мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»,- таково было мнение Н. Н. Васильева о жанре «детектив».

Что часто встречается в жанре детектива:

Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что - странным, выходящим за рамки.

Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе - мотивы преступления) персонажей.

Существование правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив - недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно, перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена - свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Эволюция жанра

Первыми разработчиками жанра были такие знаменитые писатели, как Э. А. По, Г. К. Честертон, А. Конан-Дойль, Г. Леру, Э. Уоллес, С. С. Ван Дайн, Д. Хамметт, Э. Куин и др.

Пожалуй, первым теоретиком детектива как особого жанра стал Г. К. Честертон, выступивший в 1902 году со статьей «В защиту детективной литературы». В своем эссе Честертон делает упор на том, что «детективный роман или рассказ является совершенно законным литературным жанром». «Важнейшее достоинство детектива состоит в том, что это – самая ранняя и пока что единственная форма популярной литературы, в которой выразилось некое ощущение поэзии современной жизни» .

В начале 20 века предпринимались попытки выработать нормы, в соответствии с которыми создавались бы произведения детективного жанра. Так, в 1928 английский писатель Уиллард Хэттингтон опубликовал свой свод литературных правил, назвав его «20 правил для пишущих детективы».

Среди современных исследователей детектива следует назвать А. Адамова, Г. Анджапаридзе, Н. Берковского, В. Руднева, А. Вулиса. В их работах прослеживается история жанра, анализируется его поэтика, проводится исследование художественных параллелей в произведениях разных авторов.

Детектив по В. Рудневу, это «жанр, специфический для массовой литературы и кинематографа ХХ века». Руднев объясняет особенность жанра детектива тем, что «главный элемент как жанра заключается в наличии в нем главного героя – сыщика-детектива (как правило, частного), который раскрывает (detects) преступление. Главное содержание детектива составляет, таким образом, поиск истины.

Еще раз обратимся к определению жанра:

ДЕТЕКТИВ (лат. detectio – раскрытие англ. detective – сыщик) – художественное произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между добром и злом, реализованный в раскрытии преступления.

Получается, что на первый план в детективе выходят воспитательный и психологический момент: детектив должен показать торжество добра, неотвратимость наказания для зла, а еще он дает возможность раскрыть природу преступления. Как человек склоняется к совершению преступления? Как это происходит: во всем виновата среда или он склоняется к этому сам?

Детектив показывает человека в редкой ситуации - во время личной или социальной драмы. Детектив - это напряженная борьба, будь то интеллектуальная схватка, допрос, погоня, стрельба или рукопашный бой.

Братья Вайнеры отмечали, что обязательным условием детектива является социальность. А поскольку материя детектива - преступление, то и «берет он срез жизни, в котором накопились взрывные силы, в котором “негативные стороны” прорвали общественные устои нравственности и законности. Именно детективные писатели решительно и беспощадно вскрывают язвы и нагноения общества».

Чарльз П. Сноу писал, что детективная литература - признак цивилизации и расследование преступления - символ всего положительного, что есть в современном мире, романтика в полном смысле слова. Это свойство детектива особенно ценно сейчас, в пору острейшего дефицита истинной романтики, опасной борьбы со злом, его разоблачения и наказания.

Говоря о детективе, нельзя обойти вниманием писательницу, которая произвела революцию жанра, обессмертив классический детектив. Это, конечно же, Агата Кристи! Она представила миру новую концепцию прозы, провозгласившей верховенство закона и торжество разума, защищающие общество в целом и индивидов в частном перед угрозой посягательства кого-либо на чужие права и свободы. Гений Эдгар Аллан По, основавший детектив как таковой, тяготел к мистике, и потому не сформировал позднее обнаружившуюся у Кристи «идею Немезиды», правосудия над преступниками; существенный вклад в развитие данного жанра внёс Артур Конан Дойл, предложив универсальный образ героя - легендарного Шерлока Холмса, славящегося логикой и целеустремлённостью; вопросы морали рассматривал неоднократно уважаемый Кит Гилберт Честертон, через своего главного героя - патера Брауна - обратившись к внимающему читателю. Но именно женщине было суждено возглавить победоносное шествие детектива, в 1920 и 1930-е годы ставшим уверенным представителем среднего класса жителей Запада. Лейтмотивом ставя в своих произведениях близкое к идеальному правосудие и неизбежность наказания для преступника, Кристи при этом не забывала о литературе непосредственно, пронзительной простотой завоёвывая доверие читателей, накаляя до предела интригу и расписывая бытовые коллизии доброй старой Британии.

Анализ произведения Агаты Кристи

«Убийство Роджера Экройда»

Для анализа был взят роман «Убийство Роджера Экройда», признанный в свое время одним из лучших творений Агаты Кристи и шедевром жанра.

Действие романа происходит в вымышленной английской деревне Кингз Эббот. Повествование начинается со смерти миссис Феррар, богатой вдовы, по слухам, убившей своего мужа. Жители деревни полагают, что вдова совершила самоубийство, до тех пор, пока не погибает Роджер Экройд - вдовец, собиравшийся жениться на миссис Феррар.

Прибывший на место Эркюль Пуаро начинает расследование, имея вокруг множество подозреваемых - родственников и знакомых Экройда, каждый из которых был заинтересован в его смерти. Один из них, - последний, кто видел Экройда живым, - доктор Джеймс Шепард - является рассказчиком истории и шаг за шагом отслеживает действия Пуаро, выступая в роли своеобразного "доктора Ватсона" - помощника и биографа сыщика-профессионала. Здесь и там в тексте романа рассыпаны "ключи" к тайне - намеки, оговорки, подробности, - способные при внимательном чтении открыть глаза на происходящее задолго до развязки повествования.

Ключевым словом, которое, на наш взгляд, положено в основу романа является слово «слабоволие». Впервые оно произносится в главе 17 доктором Шепардом, а потом его сестрой Каролиной по отношению к нему самому.

«Мы стали говорить о Ральфе Пэтоне.

Человек он слабовольный, - настаивал я, - но не порочный.

А! Но слабоволие, где оно кончается?

Это верно, - сказала Каролина, - взять хотя бы Джеймса мягок, как вода. Если бы не было меня возле, чтобы присматривать за ним

Моя дорогая Каролина, - сказал я раздраженно, - не могла бы ты не переходить на личности?

Ты слабый, Джеймс, -продолжала она, совершенно не тронутая моим замечанием, - я на восемь лет старше тебя О! я не возражаю, если месье Пуаро будет знать об этом»

Именно слабоволие приводит к драматическим последствиям: шантаж, доведение до самоубийства, убийство человека и предательство друга ради личных интересов. Вот как об этом говорит Эркюль Пуаро:

«- Давай возьмем человека – самого обыкновенного человека, у которого об убийстве нет даже помыслов. Но где-то в глубине души таится некая склонность к слабоволию. Ничто её не затрагивает, и она себя не проявляет. Может быть, она никогда и не проявит себя, и человек уйдет в могилу честным и всеми уважаемым. Но, предположим, что-то случилось. Он попадает в затруднительное положение Или даже не это. Он случайно узнает какую-то тайну, тайну, от которой зависит чья-то жизнь или смерть. Первое его побуждение – рассказать об этом, честно выполнить свой долг гражданина. И тогда проявляет себя его склонность к слабоволию. Он видит, что можно получить деньги – большие деньги. А деньги ему нужны, он их жаждет. И это так легко. Чтобы получить их, ему ничего не нужно делать. Ему нужно всего лишь молчать. Это начало. Но страсть к деньгам растет. Ему нужно все больше и больше! Он опьянен тем, что у его ног открылся золотой рудник. Он становится жадным, и в своей жадности перехитряет сам себя».

Кто знает, сколько еще убийств могло бы последовать, если бы преступника не остановили? Под удар могли попасть и самые близкие люди.

«Но больше всего меня пугала Каролина. Мне казалось, она может догадаться. Она как-то странно говорила в тот день о моей склонности к слабоволию».

Наиболее примечательный приём, использование которого привело к многочисленным дискуссиям, - это использование ненадежного рассказчика, который в итоге оказывается убийцей. В своём финальном признании доктор Шеппард так пытается оправдаться от возможных обвинений о лжи:

«Я весьма доволен собой как писателем. Что может быть точнее, например, следующих слов: «Письмо принесли без двадцати минут девять. Оно так и осталось непрочитанным, когда без десяти девять я уходил. Уже взявшись за дверную ручку, я нерешительно остановился и оглянулся, обдумывая, всё ли я сделал. Ничего не придумав, я вышел и закрыл за собой дверь».

Замыслом Агаты Кристи было то, что доктор Шеппард не утаивает истину и не лжёт - он просто недоговаривает. В частности, он «забывает» упомянуть, что случилось между 20. 40 и 20. 50, когда фактически и был убит Роджер Экройд.

События приобретают новое значение в глазах читателя, когда становится известен убийца. Доктор Шеппард сам изумлён своей двуличностью, сложностью расследования и тем, что под подозрением оказалось так много человек. С одной стороны, его одолевает страх перед разоблачением, с другой стороны, он любуется и гордится своей хитроумностью, тем, что может обвести вокруг пальца такого знаменитого сыщика, как Пуаро!

Даже после разоблачения убийца не сожалеет о сделанном, о загубленных жизнях, считая, что они получили заслуженное наказание, возмездие. Ему даже себя не жаль. Он удручен одним: что там появился Эркюль Пуаро.

«А потом что будет потом? Веронал? Это было бы как возмездие свыше, нечто вроде поэтической справедливости. Я не считаю себя виновным в смерти миссис Феррарс. Она явилась прямым следствием её собственных поступков. Я не чувствую к ней жалости. У меня нет даже жалости и к себе. Так что пусть будет веронал. Но лучше бы Эркюль Пуаро никогда не уходил в отставку и не приезжал сюда выращивать тыквы»

Итак, опираясь на вышеизложенное, можно сделать следующие выводы

1. Проработав определение жанра «детектив» и исследовав эволюцию этого жанра, мы выяснили, что отличительным свойством классического детектива является заложенная в нем нравственная идея, или моральность. Так, в романах А. Кристи дело всегда оборачивается наказанием преступника и торжеством справедливости.

2. В детективах можно уловить много воспитывающего и даже предостерегающего, даются ситуации, связанные с общечеловеческими пороками. Обычно, герои поставлены в весьма крайние ситуации, что помогает автору выявить скрытые черты личности, во внешне благополучных людях.

Что мы видим в произведении Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда»?

Предательство близкого человека в угоду корысти

Предательство друга ради личных интересов

А что в результате?

Легкие деньги, не приносящие счастье

Доведение до самоубийства

Убийство человека

Постоянный страх разоблачения

Но зачем, спрашивается, человеку нужны какие-то дополнительные проблемы, ведь жизнь и без того полна разных неприятностей. Загнанность в тупик, финансовый недостаток и другие проблемы понемногу ломают человека, и вскоре он поддается порокам, опускаясь, например, до воровства или до шантажа. Затем наступает момент непреодолимого страха, и в итоге приходится совершать другое, более тяжкое злодеяние во избежание наказания за первое.

Думает ли человек в этот момент о том, что вдвое усложняет свое положение? Зло разъедает человека, один порок тянет за собой другой, а шальные деньги идут только прахом, как легко они достаются, так легко они и уходят.

В этом произведении главный герой начинает писать обо всем происходящем некий роман. Для чего понадобилось писать о собственном преступлении? Все дело в немыслимой уверенности человека, который грамотно построил себе алиби и надеялся отправить эту книгу Эркюлю Пуаро как первое нераскрытое преступление в его практике. И что в итоге не вышло?

Людям нельзя забывать о том, что любое преступление не остается безнаказанным, и если приговор не будет вынесен судом, то его вынесет жизнь, более суровая и беспощадная.

Познавая мир, люди становятся мудрее и чище. Детективный роман – тоже своего рода познание – через наблюдение к «озарению», к открытию истины. Человеческие драмы в романах Агаты Кристи не выставлены на первый план, всегда остаются в глубине, оттого они и производят столь сильное впечатление. Словно в погоне за развлекательным сюжетом проходишь мимо человеческих судеб.

Материалы данного исследования можно использовать при проведении внеклассных занятий по литературе, на уроках при изучении зарубежной литературы 20 века как дополнительный материал.

Жанры фильмов

Детектив

Детектив по праву занимает почетное место среди жанров литературы и кино. Будоражащие воображение хитросплетения сюжета и сохраняющаяся до финальных сцен интрига заставляют его поклонников, затаив дыхание, следить за приключениями героев и пытаться вместе с ним разгадать все тайны. Извечная борьба добра и зла в форме противостояния преступника и представителей закона, как нельзя более живописно раскрывается здесь.

История жанра детектив

Интерес к расследованию преступления и поиску виновных лиц возник в обществе с того момента, как уголовное преследование нарушителей закона стало носить публичный характер. Еще на заре развития цивилизации преследованию и каре подвергались воры, убийцы, мошенники и подобные им. Раскрыть преступление, найти тех, кто его совершил и доказать их вину всегда было не просто и требовало аналитического мышления, смекалки и наблюдательности, присущей избранным.

Первые попытки написать литературное произведение в жанре детектива имели место еще в XVIII веке в опусах Вильяма Годвина, описавшего приключения увлеченного любителя раскрытия интриг. Однако лишь из-под пера Эдгара По в 1840 годах вышли действительно детективные рассказы , повествующие о предприимчивом Дюпене, ловко распутывающим самые хитрые ребусы. Именно тогда излюбленным героем жанра стал одиночка, который, в отличие от полиции, находит ответы на все вопросы и добивается торжества справедливости.

Родиной детектива считается Англия, где творили Агата Кристи, Дойл, Коллинз, Бидинг и другие мастера пера, произведения которых до сих пор актуальны и интересны миллионам читателей по всему миру. Не менее блистательно писали француз Фаню, американцы Шелдон, Чейх и Хейли и многие другие. В отечественной литературе полноценный детектив появился лишь в конце XIX века после снятия цензуры и падения железного занавеса.

Отличительные признаки жанра детектив

Детективу свойственна яркая завязка сюжета, основанного на совершении преступления, когда установить виновного не удалось. Как правило, следствие, идя по горячим следам, оказывается в тупике или задерживают невиновного человека. В борьбу с беззаконием вступает отчаянный сыщик-интеллектуал, который быстро находит истинного преступника и отыскивает достаточные доказательства его вины.

Специфика таких произведений в том, что читатель одновременно с главным героем изучает улики, получает информацию и знакомится с подозреваемыми, пытаясь угадать, кто же из них действительно совершил преступление и по каким мотивам действовал. Если детектив хороший , то правда выясняется на последних страницах книги, а острота сюжета сохраняется до финальной точки.

Что касается основных персонажей, то, помимо злодея и его антипода, непременно присутствует потерпевший, несколько альтернативных подозреваемых, или, как вариант, несправедливо обвиненных лиц, а также ленивые, безынициативные или попросту продажные представители официальных следственных органов. И наконец, невозможно себе представить детектив , лишенный торжества справедливости и внесения ясности во все тайны.

Законы жанра Детектив

Детективный жанр , как никакой иной, подчиняется непреложным законом и стереотипам. Так, во-первых, главное действующее лицо, ведущее расследование, будь это журналист, полицейский или девушка-студентка никогда не окажутся истинным виновником происшествия, в то время, как в жизни такое вполне может иметь место. Во-вторых, самый вероятный преступник обычно оказывается непричастным, а собранные доказательства в итоге указывают на того, кто вовсе не вызывал подозрений изначально.

Во-вторых, в детективах не бывает лишних элементов. Здесь уместен пример с пресловутым ружьем, которое должно выстрелить, раз уж висит на стене. Каждый персонаж выполняет свою роль, а любые мелочи предназначены для наведения читателя на правильный ответ. Распознать в замысловатых случайностях подсказку сумеет лишь очень проницательный человек, которому детективы по-настоящему близки.

В-третьих, совершенное преступление и попытки его раскрыть являются главными в сюжетной линии, даже, если она разбавлена комичными ситуациями, мистикой или любовными историями. Окружающая обстановка и поведение участников действа неизменно понятны и близки каждому в такой степени, что не сложно вообразить самого себя среди героев.

Разновидности детективов

Не смотря на подчиненность жанра четким правилам, существует большое многообразие детективов. Так, сегодня большой популярностью пользуются остросюжетные книги и фильмы, где сыщик проявляет не только тонкое аналитическое мышление и прозорливость, но вполне успешно владеет боевыми искусствами, мастерски водит машину и стреляет из всех видов оружия.

Такие детективы с элементами боевика, а порой и триллера по достоинству оценили мужчины, в то время, как представительницы слабого пола отдают предпочтение классическому и неспешному течению сюжета. Не менее востребованы юмористические детективы, главным действующим лицом которых выступают домохозяйки, постоянно попадающие в череду неприятностей или рассеянные и добродушные следователи.

Особого внимания заслуживают детективы с мистическим оттенком, где преступление совершают потусторонние силы или одержимые психозом люди. Самой распространенной тематикой в такой разновидности жанра являются истории поимки маньяка. Любовные авантюры и детективы с эротическими нотками не менее интересны зрителю и читателю любого пола и возраста, так как, помимо возможности следить за поисками преступника, можно наслаждаться романическими моментами.

Детектив в кинематографе

Детективный сюжет вдохновил многих режиссеров на создание блестящих кинолент и сегодня этот жанр положен в основу миллионов сценариев. Примечательно, что съемки классического детектива не требуют большого бюджета фильма, но, при интригующем и ярком сюжете, виртуозной актерской игре и высоком качестве постановки, неизбежно приносят огромные кассовые сборы.

Экранизации фильмов и сериалов о самых известных сыщиках, будь это реальные люди или вымышленные персонажи, подобно Шерлоку Холмсу или Эркюлю Пуаро, привлекают внимание миллионной зрительской аудитории. Современные трактовки классических произведений отличаются оригинальностью и свежестью, а нынешние герои отечественного и зарубежного кино также собирают толпы поклонников и приносят известность актерам, сыгравшим их.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Разумеется, мисс Марпл, Эркюль Пуаро и Шерлок Холмс навсегда останутся в наших сердцах, но и в современных фильмах есть немало достойных сыщиков, лихо расправляющихся с преступными замыслами. Если вам нравится ломать голову над загадками и неожиданными поворотами сюжета, то эта подборка для вас.

сайт собрал современные кинодетективы, которые придутся по вкусу всем, кто любит разгадывать тайны и следить за раскрытием, казалось бы, идеально продуманных преступлений.

Семь

Мощный актерский состав, глубокий сюжет и лихо закрученная игра в кошки-мышки. Кино о том, насколько пугающим стал окружающий мир и насколько мы привыкли к происходящему. Это тот фильм, после которого сидишь еще какое-то время, глядя в уже черный экран, и размышляешь над увиденным не в силах произнести ни слова.

Игра

Дэвид Финчер, как никто другой, умеет создавать интригующую атмосферу фильма, играя со зрителем, всячески запутывая и дразня его. А в самом конце, когда напряжение уже достигает предела, он добивает фантастическими концовками.

Отель «Гранд Будапешт»

Фирменный стиль Уэса Андерсона: совершенно потусторонние персонажи, превосходные декорации и продуманные до мелочей детали. Этот фильм вовсе не такой легкомысленный, как может показаться на первый взгляд. И чем вдумчивее смотреть, тем больше интересного открывается.

Олдбой

Этот фильм называют азиатской реакцией на «Убить Билла». Оказываясь в заточении, главный герой постепенно превращает себя в боевую машину, чтобы отомстить тем, кто посягнул на его свободу. В этом фильме есть все, что положено отличному кинодетективу: преступление, захватывающее расследование и непредсказуемая развязка, которая окажется куда менее каноничной, чем вы будете ожидать.

Время убивать

Когда смотришь этот фильм, хочется взять в руки блокнот и записать каждый диалог - настолько они шикарны. Кино оставит после себя много вопросов. Вы будете размышлять о том, всегда ли за преступлением должно следовать наказание да и стоит ли вообще считать совершенное преступлением, если речь идет о справедливом возмездии.

Сонная лощина

Молодого констебля отправляют в местечко под названием Сонная лощина для расследования серии загадочных убийств. Отличное сочетание фэнтези и детектива. Мрачноватая и таинственная цветовая гамма фильма идеально подходит под историю и место действия и наполняет картину особой атмосферой и духом.

Молчание ягнят

Это кино - тревожное и пугающее путешествие по запутанному лабиринту затаенных фобий, человеческих слабостей и потемок души. Если хочешь избавиться от ночных кошмаров, иди не к высокооплачиваемому психотерапевту, а в самую отдаленную тюремную комнату, где принимает лучший психолог в округе - интеллектуал-людоед Ганнибал Лектер.

Одержимость

Молодой человек неожиданно встречает свою бывшую возлюбленную, которая исчезла несколько лет назад при загадочных обстоятельствах. И теперь герой делает все, чтобы ее выследить. Постоянные повороты сюжета приводят в восторг, а порой и в недоумение, постепенно складываются в единую картину и проясняют смысл лишь в самом конце.

Подмена

Шикарная атмосфера Лос-Анджелеса 1920-х годов дополнит просмотр непередаваемым настроением. А чем больше вы будете наблюдать за развитием сюжета, тем яснее ощутите, как словно десятки маленьких молоточков колотят по нервам, не давая расслабиться, заставляя сомневаться и делать новые и новые предположения.

Шерлок Холмс

Удивительно, но Холмс Гая Ричи не так уж и далеко ушел от литературного оригинала. Авантюрист и шалопай с абсолютно неисчерпаемым любопытством к миру - этот персонаж, как ни странно, ближе многих прочих к настоящему Шерлоку. Конечно, мы уже не наблюдаем традиционной войлочной кепки и не слышим любимой фразы про Ватсона - зато появились привлекательные мускулы и отличное чувство юмора.

Первобытный страх

Обаятельный Ричард Гир в роли адвоката и еще малоизвестный Нортон, который уже производит впечатление своей игрой. Сюжет разворачивается в суде и по динамике и хлесткости диалогов заставляет посторониться даже «Время убивать». До самых последних кадров вы будете оставаться в сомнении относительно того, кто здесь виновен на самом деле. Пожалуй, один из лучших фильмов в своем жанре.

Багровые реки

Кассовитцу удалось создать должный уровень саспенса и зловещую атмосферу. В этом ему помогли игра Жана Рено и Венсана Касселя, а также альпийские пейзажи, поддерживающие мрачное настроение на протяжении всего фильма. Кино снято довольно бодро - вы не будете скучать. Один из наиболее удачно выстроенных детективов.

Престиж

Чувство соперничества двух фокусников здесь передается с такой полнотой, что кажется, будто ты сам начинаешь что-то придумывать, чтобы обставить своих оппонентов. Этот фильм - удивительное сочетание увлекательности и трагичности, реалистичности и зрелищности, мастерства постановки и красоты. А фокус удался как никогда - напряженное любопытство не оставит до самого конца.

Детективный жанр можно назвать самым популярным среди всех остальных. Детективами зачитываются люди всех возрастов. Запутанные сюжеты, расследования и различные авантюры полностью захватывают читателя и увлекают в таинственный мир. К тому же, детектив можно выбрать на любой вкус – будь то исторический, романтический, ироничный или политический.

Большинство книг данного жанра издаются сериями. Например, истории про Перри Мейсона, Эркюля Пуаро, мисс Марпл и многие другие. Они увлекают читателя в мир, полный неожиданностей, переживаний и новых приключений.

Зарубежный детектив представляют такие известные авторы, как Агата Кристи, Артур Конан Дойль, Иоанна Хмелевская, Эрл Стенли Гарднер и многие другие. Среди отечественных писателей можно назвать Александру Маринину, Дарью Донцову, Бориса Акунина, братьев Вайнеров.

Основным признаком детективного жанра является какое-либо загадочное происшествие, обстоятельства которого неизвестны, но должны быть выяснены. В основном, описываемое происшествие является преступлением.

Отличительной чертой детектива является то, что читатель не знает настоящих обстоятельств преступления до завершения расследования. Автор проводит его через весь процесс раскрытия происшествия, давая возможность самому делать определённые умозаключения. Если же все факты описаны в начале книги, то произведение можно отнести к какому-либо родственному жанру, но не к детективу в чистом виде.

Ещё одним важным свойством описываемого направления литературы можно назвать полноту фактов. Результат расследования обязательно строится на тех сведениях, которые читатель знает. К моменту завершения произведения вся информация должна быть подана в полной мере. Таким образом, читатель может сам найти разгадку. Скрытыми могут остаться только небольшие подробности, которые не влияют на результат раскрытия тайны. В конце все вопросы должны найти ответ, а все загадки разгаданы.

Хоть детективы и считаются художественной литературой, но описываемые сюжеты часто встречаются в жизни.

Некоторые виды детективов

Детектив закрытого типа. Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих и расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления с помощью остальных героев. Примеры детективов закрытого типа: Агата Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе», «Десять негритят»; Борис Акунин «Левиафан»; Дарья Донцова «Летучий самозванец»; Владимир Кузьмин «Конверт из Шанхая» (серия «Приключения Даши Бестужевой»).

Психологический детектив. Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Примеры психологического детектива: Чарльз Диккенс «Тайна Эдвина Друда»; Фёдор Достоевский «Преступление и наказание».

Исторический детектив – это историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление. Пример: Гилберт Кийт Честертон «Отец Браун»; Борис Акунин литературный проект «Приключения Эраста Фандорина»; Хенри Винтерфельд «Детективы в тогах»; Елена Артамонова «Царство ожившей мумии».

Иронический детектив. Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую, произведения, написанные в таком ключе, пародируют и высмеивают штампы детективного романа.
Примеры: Дарья Донцова (все произведения); Александр Казачинский «Зелёный фургон»; Иоанна Хмелевская «Дом с приведениями», «Сокровища», «Особые заслуги» и др.; серия «Смешной детектив», в которую входят произведения разных авторов.

Фантастический детектив. Произведения на стыке фантастики и детектива. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире. Примеры: Станислав Лем «Расследование», «Дознание»; Кир Булычёв цикл «Интергалактическая полиция» («Интергпол»); Братья Стругацкие «Отель «У Погибшего Альпиниста»; Кирстен Миллер «Кики Страйк девочка-детектив».

Политический детектив. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает, что главный герой далёк от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие со стороны «власть имущих» или раскрывает заговор. Отличительная особенность политического детектива отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения. Классический пример этого вида произведение Бориса Акунина «Статский советник»; Евгениос Тривизас «Последний чёрный кот».

Шпионский детектив. Основывается на повествовании о деятельности разведчиков, шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела, а в шпионском внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.).

Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива. Авторы, двигаясь к разгадке преступления, выстраивают повествовательную линию в историческое прошлое, которое представляется криминальным, находящимся во власти некоего тайного общества.

Примеры шпионского детектива: Агата Кристи «Кошка среди голубей»; Борис Акунин «Турецкий гамбит»; Дмитрий Медведев «Это было под Ровно»; Юлиан Семёнов «Семнадцать мгновений весны»; Валерий Роньшин «Тайна зефира в шоколаде».

Полицейский детектив. Описывается работа команды профессионалов. В произведениях этого типа главный герой-сыщик либо отсутствует, либо лишь незначительно выше по своему значению в сравнении с остальными членами команды. В плане достоверности сюжета наиболее приближен к реальности и, соответственно, в наибольшей степени отклоняется от канонов жанра чистого детектива. Подробно описана профессиональная рутина с деталями, не имеющим прямого отношения к сюжету, присутствует значительная доля случайностей и совпадений, большую роль играет наличие информаторов в преступной среде, преступник зачастую остаётся неназванным и неизвестным до самого конца расследования, а также может уходить от наказания вследствие небрежности расследования или недостатка прямых улик.
Примеры: Эд Макбейн цикл «87-й полицейский участок»; Юлиан Семёнов «Петровка 38», «Огарёва 6».

«Крутой» детектив. Описывается чаще всего детектив-одиночка, мужчина лет 35-40, либо мелкое детективное агентство. В произведениях данного типа главный герой противостоит чуть ли не всему миру: организованной преступности, коррумпированным политикам, продажной полиции. Основные черты - максимум действия героя, его «крутости», подлый окружающий мир и честность главного героя. Примеры: Дэшил Хэммет цикл о Континентальном детективном агентстве – считается родоначальником жанра; Раймонд Чандлер «Прощай, любимая», «Высокое окно», «Женщина в озере»; Джеймс Хедли Чейз «Свидетелей не будет», «Весь мир в кармане» и др.

Детектив - признанный лидер среди жанров современной детской литературы. И хотя со всех сторон его теснят фэнтези и «виртуальные» приключения, детский детектив продолжает жить и бурно развиваться, несмотря на свой солидный возраст.

Среди создателей детских детективов есть и вполне маститые писатели. Например, Эрих Кёстнер, автор повести «Эмиль и сыщики», Астрид Линдгрен, написавшая книги про суперсыщика Калле Блумквиста, Анатолий Рыбаков с его знаменитым «Кортиком».

Среди авторов современного детского детектива – Валерий Роньшин, Екатерина Вильмонт, Елена Матвеева, Антон Иванов, Анна Устинова, Алексей Биргер, Сергей Силин, Валерий Гусев, Владимир Аверин, Галина Гордиенко, Андрей Грушкин, и этот список далеко не полный. К авторам детского детектива можно добавить мэтра этого жанра Бориса Акунина, который издал детектив «Детская книга» и обработал для детей свои «взрослые» романы.

Разновидностей детских детективных историй много: детективы бытовые и исторические, мистические («страшилки») и сказочные (их герои - персонажи русского фольклора).

Для примера можно привести серии: «Чёрный котёнок» (Елена Артамонова «Прикол из каменного века», Валерий Гусев «Агент номер раз» и др.); «Детективное агентство» (Антон Иванов, Анна Устинова «Загадка чёрной вдовы», «Тайна пропавшего академика» и др.); «Аббатские тайны» (Шерит Болдри «Заклятие монастырского котла», «Тайна королевского меча», «Крест короля Артура»); «Детектив + Love» (Екатерина Вильмонт «Трудно быть храбрым», «В поисках сокровищ» и др.) и т.д.

Основной признак детектива как жанра - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие - это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик , полицейский роман и т. д.).

Особенности жанра

Важное свойство классического детектива - полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы - найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

  • Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что - странным, выходящим за рамки.
  • Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе - мотивы преступления) персонажей.
  • Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив - невозможность случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена - свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Типичные персонажи

  • Сыщик - непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда - совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура сыщика - центральная в детективе.
    • Сыщик-профессионал - работник правоохранительных органов. Может быть экспертом очень высокого уровня, а может - и обычным, каких много, работником полиции. Во втором случае в сложных ситуациях иногда обращается за советом к консультанту (см. ниже).
    • Частный детектив - для него расследование преступлений - основная работа, но он не служит в полиции, хотя может быть полицейским в отставке. Как правило, имеет чрезвычайно высокую квалификацию, деятелен и энергичен. Чаще всего частный детектив становится центральной фигурой, а для подчёркивания его качеств в действие могут вводиться сыщики-профессионалы, которые постоянно делают ошибки, поддаются на провокации преступника, встают на ложный след и подозревают невиновных. Используется противопоставление «одинокий герой против бюрократической организации и её чиновников», в котором симпатии автора и читателя оказываются на стороне героя.
    • Сыщик-любитель - то же самое, что и частный детектив, с той лишь разницей, что расследование преступлений для него - не профессия, а хобби, к которому он обращается лишь время от времени. Отдельный подвид сыщика-любителя - случайный человек, никогда не занимавшийся подобной деятельностью, но вынужденный вести расследование в силу острой необходимости, например, чтобы спасти несправедливо обвинённого близкого человека или отвести подозрение от себя. Сыщик-любитель приближает расследование к читателю, позволяет создать у него впечатление, что «я тоже мог бы в этом разобраться». Одна из условностей серий детективов с сыщиками-любителями (вроде мисс Марпл) - в реальной жизни человеку, если он не занимается расследованием преступлений профессионально, вряд ли встретится такое количество преступлений и загадочных происшествий.
  • Преступник - совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать следствию. В классическом детективе фигура преступника явно обозначается лишь в конце расследования, до этого момента преступник может быть свидетелем, подозреваемым или потерпевшим. Иногда действия преступника описываются и по ходу основного действия, но таким образом, чтобы не раскрыть его личность и не сообщить читателю сведений, которые нельзя было бы получить в ходе расследования из других источников.
  • Потерпервший - тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия. Один из стандартных вариантов развязки детектива - потерпевший сам оказывается преступником.
  • Свидетель - лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования. Преступник нередко впервые показывается в описании расследования как один из свидетелей.
  • Компаньон сыщика - человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может оказывать техническую помощь в расследовании, но главная его задача - более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание на отдельные моменты, которые сам читатель мог бы упустить. Классические примеры таких компаньонов - доктор Уотсон у Конан Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи.
  • Консультант - человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования, но сам в нём непосредственно не участвующий. В детективах, где выделяется отдельная фигура консультанта, она может являться главной (например, журналист Ксенофонтов в детективных рассказах Виктора Пронина), а может оказаться просто эпизодически советчиком (например, учитель сыщика, к которому тот обращается за помощью).
  • Помощник - сам не ведёт расследования, но обеспечивает сыщика и/или консультанта сведениями, которые добывает сам. Например, эксперт-криминалист.
  • Подозреваемый - по ходу расследования возникает предположение, что именно он совершил преступление. С подозреваемыми авторы поступают по-разному, один из часто практикуемых принципов - «ни один из сразу заподозренных не является настоящим преступником», то есть все, кто попадает под подозрение оказываются невиновными, а настоящим преступником оказывается тот, кого ни в чём не подозревали. Впрочем, данному принципу следуют далеко не все авторы. В детективах Агаты Кристи , например, мисс Марпл неоднократно говорит, что «в жизни обычно именно тот, кого заподозрили первым, и есть преступник».

История детектива

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По , написанные в 1840-х , но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина «Приключения Калеба Вильямса» (1794) один из центральных героев - сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока , опубликованные в 1828.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1868). В романах «Рука Уайлдера» (1869) и «Шах и мат» (1871) ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом . Основоположником франзуского детектива является Э. Габорио - автор серии романов о сыщике Лекоке . Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).

Некоторые виды детективов

Детектив закрытого типа

Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления, с помощью остальных героев.

Данный вид детектива отличается тем, что сюжет в принципе исключает необходимость поиска неизвестного преступника. Подозреваемые налицо, и работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создаётся тем фактом, что преступником должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Иногда в детективе закрытого типа происходит целая серия преступлений (обычно - убийств), в результате которых количество подозреваемых постоянно сокращается - например

  • Сирил Хэйр, «Чисто английское убийство »

Психологический детектив

Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.

  • Буало - Нарсежак, Волчицы , Та, которой не стало , Морские ворота , Очертя сердце
  • Жапризо, Себастьен , Дама в очках и с ружьем в автомобиле.
  • Калеф, Ноэль, Лифт на эшафот .

Исторический детектив

Историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление.

  • Честертон, Гилберт Кийт «Патер Браун» («Отец Браун »)
  • Буало-Нарсежак «В заколдованном лесу»
  • Куин, Эллери «Неизвестная рукопись доктора Уотсона»
  • Борис Акунин , Литературный проект «Приключения Эраста Фандорина»

Иронический детектив

Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую произведения, написанные в таком ключе, пародируют штампы детективного романа.

  • Варшавский, Илья , Ограбление произойдет в полночь
  • Каганов, Леонид , Майор Богдамир спасает деньги
  • Козачинский, Александр , Зеленый фургон
  • Уэстлейк, Дональд, Проклятый изумруд (Горячий камушек), Банк, который булькнул

Фантастический детектив

Произведения на стыке фантастики и детектива. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире.

  • Лем, Станислав , «Расследование », «Дознание »
  • Расселл, Эрик Фрэнк , «Будничная работа », «Оса »
  • Хольм ван Зайчик , цикл «Плохих людей нет»
  • Кир Булычёв , цикл «Интергалактическая полиция»(«Интергпол»)
  • Айзек Азимов , циклы Лакки Старр - космичекий рейнджер, Детектив Элайдж Бейли и робот Дениел Оливо

Политический детектив

Один из довольно далеких от классического детектива жанров. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает также, что главный герой сам по себе далек от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие расследованию со стороны «власть имущих» или раскрывает какой-либо заговор. Отличительной особенностью политического детектива является (хоть и не обязательно) возможное отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Одним из видных писателей в этом жанре являеться азербайджанец Чингиз Абдуллаев. Его произведения переведены на многие языки мира. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения.

  • Левашов, Виктор, Заговор патриотов
  • А. Холл , Берлинский меморандум (Меморандум Квиллера).

Шпионский детектив

Основывается на повествовании о деятельности разведчиков , шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела и антагонистические конфликты, в шпионском же внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.). Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива

  • Агата Кристи , «Кошка среди голубей»
  • Джон Бойнтон Пристли , «Мгла над Гретли» (1942)
  • Дмитрий Медведев , «Это было под Ровно»

Детектив в кино

Детектив - субжанр более общей категории криминальных фильмов. Он фокусируется на действиях детектива, частного сыщика, либо начинающего сыщика в выяснении загадочных обстоятельств преступления путём нахождения ключей к разгадке, расследования, и искусных умозаключений. Удачный детективный фильм часто скрывает личность преступника до концовки истории, затем добавляет элемент неожиданности в процесс ареста подозреваемого. Возможно, однако, и обратное. Так, визитной карточкой сериала Коломбо стала демонстрация событий с точки зрения как детектива, так и преступника.

Неопределённость часто сохраняется как важная часть сюжета. Это может быть осуществлено с помощью звуковой дорожки, углов постановки камеры, игры теней и неожиданных поворотов сюжета. Альфред Хичкок использовал все эти приёмы, время от времени позволяя зрителю войти в состояние предчувствия угрозы и затем выбирал наиболее удачный момент для драматического эффекта.

Детективные повести доказали свою пригодность быть удачным выбором для сценария кинофильма. Сыщик часто является сильным персонажем с ярко выраженными лидерскими качествами, и сюжет может включать элементы драмы , неизвестности, личностного роста, неоднозначные и неожиданные отличительные черты характера.

По крайней мере до 1980-ых, женщины в детективах часто играют двойную роль, имея отношения с сыщиком и часто выполняют роль «женщины в опасности». Женщины в тех фильмах часто изобретательные личности, будучи самоуверенными, полны решимости и нередко двуличны. Они могут служить элементом неизвестности как беспомощные жертвы.