Древняя индия.  Древняя Индия

Историю человечества древние индийцы делили на четыре века. Первый, как они думали, был веком всеобщего благополучия. Люди не знали болезней и нужды, не было необходимости трудиться, так как природа сама давала человеку все, что ему было нужно. Не было угнетения, и никто не жил за чужой счет. Все были равны, добродетельны и справедливы.

Таковы были неясные воспоминания древних индийцев о периоде первобытнообщинного строя. Непрерывная тяжелая борьба за жизнь с грозной природой, дикими зверями, враждебными племенами, голодом - все это забылось. Люди помнили только о том, что тогда все были равны, не было ни господ, ни рабов.

Во втором веке добродетель в людях уменьшилась на одну четверть. Им уже пришлось тяжким трудом добывать себе пропитание. Еще на одну четверть уменьшилась добродетель в третьем веке, и на людей обрушились болезни и стихийные бедствия. А в четвертом веке жить людям стало совсем тяжко.

Индийцы называли этот век «темным» и «грешным»: только одна четверть прежней добродетели осталась у людей. Одни угнетают других. Порочные пользуются радостями жизни, а на долю добродетельных остаются одни горести. Возникает царская власть, и цари строгими наказаниями стараются защитить богатых и знатных от бедняков и угнетенных.

В таком мрачном свете рисовалась жизнь трудовому народу рабовладельческой Индии.

Все же задолго до нашей эры по всему миру начала распространяться молва об Индии как о «стране чудес». И возникла она не случайно. Много удивительного и прекрасного было создано в древности трудом целых поколений индийцев.

В Индии уже в III тысячелетии до н. э. возникла высокая по тому времени . Но это было только на северо-западе страны. На остальной ее территории бродили редкие охотничьи племена и царил еще каменный век. Самые густонаселенные районы современной Индии - долина реки Ганга и морские побережья - тогда были покрыты джунглями и болотами. Только в начале I тысячелетия до н. э., освоив технику добычи и обработки железа, индийцы стали вырубать джунгли и осушать болота. Ценой огромного труда на протяжении многих веков люди осваивали долину Ганга. К V в. до н. э. в этой плодородной долине почти не осталось необжитых земель. Здесь возникло множество мелких государств, часто враждовавших между собой.

В IV в. до н. э. Индия пережила вторжение войск . В долине реки Инда захватчикам удалось преодолеть упорное сопротивление местных племен, но государства долины Ганга к этому времени уже были объединены царями страны Магадха в одно сильное государство, и македонцы не решились продолжать свой поход дальше на восток.

Вскоре македонские гарнизоны были изгнаны и с северо-запада страны. После этого возглавивший освободительное движение Чандрагупта захватил власть в Магадхе. Ему и его преемникам удалось подчинить и другие части страны, и при его внуке, царе Ашоке (III в. до н. э.), под властью царей Магадхи оказалась почти вся Индия, кроме крайнего юга полуострова. Так как Чандрагупта и его потомки принадлежали к роду Маурьев, то их государство называют обычно «империей Маурьев».

Завоевывая новые территории, цари из рода Маурьев и окружавшая их знать преследовали свои личные цели, но объединение страны в сильное государство было и в интересах индийского народа. Теперь никто не мог безнаказанно вторгнуться в Индию; ведь у Чандрагупты, как утверждали греки, армия состояла из 600 тыс. человек пехоты, 30 тыс. всадников и 9 тыс. боевых слонов. Дороги и реки стали безопасны для сообщения. Прекратились изнурительные внутренние войны, во время которых гибли люди, разрушались города и села, вытаптывались посевы. Правда, Маурьи оставили на своих местах большинство прежних царьков и племенных вождей, но своеволие местных правителей было сильно ограничено.

Государство Маурьев в начале II в. до н. э. распалось, потому что отдельные части империи так и не образовали прочного единого целого. В Индию снова вторглись с северо-запада жадные до чужого добра завоеватели: греки, обосновавшиеся в Средней Азии еще при Александре Македонском, скифы, кушаны. Только в начале IV в. н. э., через пять веков после распада государства Маурьев, Магадхе опять удалось объединить почти всю Северную Индию. Это новое государство называется «империей Гупт» по имени царствовавшей династии.

Предания, подтверждаемые данными науки, рассказывают, что во времена империй Маурьев и Гупт Индия была могущественной и независимой страной, а народ добился больших успехов в развитии хозяйства и культуры.

Греки, побывавшие в Индии еще в IV-III вв. до и. э., с удивлением рассказывали, что в этой стране добывается сладкий на вкус белый камень, который тает, когда его кладут в рот. Это был сахар; индийцы называли его «шаркара». Они первыми научились выращивать сахарный тростник и получать из него сахар. Греки рассказывали также, что индийцы выращивают шерсть на деревьях, т. е. хлопок. Индийцы первыми освоили культуру хлопка. Индия была известна в Европе как поставщик различных пряностей, высоко ценившихся в то время благовоний, прочных и ярких растительных красок.

Велико было искусство древних мастеров.

В окрестностях Дели (теперь столица Индийской республики) есть железная колонна высотой 7 ½ м и весом в 6 ½ т. Она была изготовлена в начале V в. н. э. Ученые до сих пор не могут объяснить, как индийцы более полторы тысячи лет назад сумели исполнить работу, за которую еще 100 лет назад взялись бы только очень немногие заводы Европы и Америки. При этом железо столь высокого качества, что оно почти совсем не ржавеет, хотя в жарком и влажном климате Индии железные предметы обычно разрушаются очень быстро.

О высоком искусстве древнеиндийских металлистов говорят большие статуи, отлитые из меди, оружие, которое было известно далеко за пределами страны, инструменты, серебряная посуда. Уже тогда Индия славилась своими высококачественными хлопчатобумажными и шелковыми тканями.

Плотники умели строить многоэтажные деревянные дома. Корабельные мастера создавали речные и морские суда, причем некоторые могли перевозить сотни пассажиров. Строители сооружали плотины и каналы для искусственного орошения полей.

В разных частях страны сохранились древние пещерные храмы и монастыри; особенно много их в Центральной Индии, в горах Аджанты. В скалах вырубались обширные залы, их украшали резными колоннами и орнаментами.

На некоторых стенах сохранилась цветная роспись, восхищающая современных художников и искусствоведов.

Древние индийцы вели обширную торговлю по суше и морю не только с соседями, но и с отдаленными странами. Длительным и опасным было путешествие морем в Китай. Народы Европы в то время еще не предпринимали таких плаваний. Индия вывозила в другие страны изделия из железа, ткани, слоновую кость, драгоценные камни, жемчуг, благовония, пряности.

Спрос на индийские товары в странах Средиземноморья был очень велик, в уплату за них индийские купцы получали много золота. В Индию ввозили цветные металлы и изделия из них, рабов, коней.

Центрами ремесла и торговли были города.

Иностранцы удивлялись их количеству, величине, многолюдности и богатству. Так, крупнейший город древней Индии, столица Магадхи Паталипутра (ныне Патна), по утверждению греков, была около 15 км в длину и около 3 км в ширину.

В связи с растущими нуждами повседневной жизни и производства развивалась и наука.

Мы пользуемся так называемыми арабскими цифрами (европейские народы заимствовали их у арабов), но сами арабы заимствовали эти цифры у индийцев. И не только цифры, но и систему их использования, в которой каждая цифра меняет свое значение в зависимости от его места в числе (позиционная система). Индийцы также ввели в цифровую систему нуль. Нет ни одного достижения в области математики, равного по своему значению этим изобретениям безвестных древнеиндийских математиков.

Европейские народы заимствовали алгебру у арабов (само слово «алгебра», как известно, арабского происхождения). Однако и в этой науке учителями арабов были индийцы.

Индия - многонациональная и многоязычная страна. И в древности разные племена и народы, населявшие Индию, говорили на разных языках. Однако существовал язык «санскрит», который не был разговорным, но его знали все образованные индийцы. Санскрит играл в Индии такую же роль, как и латинский язык в средневековой Европе, т. е. был средством культурного общения для различных племен и народов. На нем записывались произведения художественной литературы, эпос, научные сочинения, сборники законов. Некоторые из современных индийских языков на 70- 80% состоят из слов, заимствованных из санскрита. До нас дошла грамматика этого языка, составленная индийским ученым Панини еще в V в. до н. э. Это древнейшая грамматика в мире.

В древней Индии, как ни в какой другой стране того времени, была развита наука о языке - языкознание.

Древнеиндийская литература отличается богатством и разнообразием. Особенно прославился поэт и драматург (V в. н. э.), который в индийской литературе занимает такое же место, как Шекспир в английской и Пушкин в русской.

Сборники старинных индийских народных сказок, рассказов и басен еще в средние века распространились далеко за пределами страны и переводились на другие языки. Под их влиянием сложился в древней Греции сборник басен, известный под названием «Басни Эзопа», а в арабских странах сказки «Тысяча и одна ночь».

Многими путями проникали достижения древнеиндийской культуры в другие страны. Трудовой опыт, технические навыки и искусство индийских ремесленников и художников распространялись с торговлей. О научных достижениях индийцев рассказывали у себя на родине побывавшие в Индии иноземные купцы, послы и путешественники. Некоторые специально приезжали в Индию, которая слыла страной мудрецов, для обогащения своих знаний. Когда индийская религия, буддизм, начала распространяться в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, с нею проникли в эти страны санскрит, индийская литература, предметы искусства.

В страны Юго-Восточной Азии - Цейлон, Бирму, Индонезию и др. - в первых веках нашей эры началось массовое переселение индийцев, поэтому влияние индийской культуры на язык, религию, архитектуру, литературу и искусство народов этих стран оказалось наиболее сильным.

Великая и прекрасная культура была создана руками миллионов индийских тружеников, но только небольшая часть населения древней Индии жила в счастье и довольстве. Жалкое, беспросветное существование влачили многочисленные рабы, которые были полной собственностью своих господ. Да и среди свободных не было равенства. Они делились на четыре группы: «брахманов» - жрецов, «кшатриев» - воинов, «вайшиев» - крестьян, ремесленников и купцов и «шудр» - слуг и наемных работников. От рождения индиец принадлежал к определенной группе: дети брахмана были брахманами, кшатрия - кшатриями и т. д. Такие замкнутые общественные группы называют кастами. Низшими кастами были вайшии и шудры; только они платили налоги. Особенно тяжелым и унизительным было положение шудр.

Им предписывалось быть только слугами у членов высших каст. Полагалось отрезать шудре язык, если он говорил брахману дерзости, и отрубить руку, если он ею ударил брахмана или только пытался ударить, и т. д.

Неравенство людей освящалось религией - брахманизмом. Индийцы верили, что человек, кроме тела, имеет и душу. Смертно только тело, а душа умершего переходит в тело другого живого существа. Использовав эти древние верования, брахманы создали свое религиозное учение. Тот, говорили они, вынужден тяжело работать на своего господина, голодать и вечно нуждаться, чья душа прежде находилась в теле человека, жившего грешно (а грехом считалось все, что было неугодно рабовладельцам и жрецам). Значит, рабы и бедняки не могут жаловаться на то, что им живется плохо. Порядок этот, как учили жрецы, был установлен самими богами; богами же были созданы царская власть и касты. И каждый, кто стремится изменить к лучшему свое положение или не подчиняется властям, нарушает волю богов.

При царе Ашоке в Индии распространился возникший еще раньше буддизм. Буддизм принимал все основное, что было в брахманизме, но, кроме того, учил, что жизнь - зло, а жить - значит страдать. Не надо ничего желать, к чему-либо стремиться, и тогда не будет никаких поступков, за которые в будущей жизни пришлось бы отвечать. Тогда и душа перестанет возрождаться для страдания на земле, спасется от зла-жизни и достигнет блаженного состояния - «нирваны». Достижение нирваны, учит буддизм, - главная цель верующего, успешнее всего можно добиться этого, став монахом.

Господствующим классам было выгодно, чтобы угнетенные больше думали о «спасении души», а не об улучшении своей жизни, и потому они всегда охотно помогали монахам в распространении буддизма. Так религия наряду с армией, судом, шпионами и т. д. помогала господствующей верхушке удерживать трудовой народ в повиновении.

Древние индийцы представляли себе историю как развитие от хорошего к плохому. Такое представление отразилось в мифе «о четырех веках», с которого мы начали свой рассказ о древней Индии. И это не удивительно, так как истинные создатели прекрасной древнеиндийской культуры - труженики, как свободные, так и рабы, видели только угнетение, тяжелый труд и невзгоды, а благами культуры пользовались в основном цари, знать, богачи и жрецы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Министерство культуры РК

гоу спо коми республиканский колледж культуры

им. В.Т. Чисталева

контрольная работа № 1

По предмету: Основы философии

Тема: История Древней Индии

Студента 3 курса заочного отделения

Специализация Театральное творчество

Филипповой Надежды Александровны

Адрес: г. Инта РК

ул. Горького, дом1,квартира 20

Место работы: СДК пст.

Юсьтыдор

при ЦНК и ТНТ ГО «Инта ».

Обучение бюджетное

Дата 2011 г.

Уинстон Черчилль говорил, что называть Индию нацией - все равно, чтоназывать нацией экватор. А Индия – как химия – широко простирает руки свои в дела человеческие – её место в мировой культуре никому не занять. В нашей стране Индию знают давно. Ещё 300 лет назад в Астрахани существовало специальное подворье индийских купцов.

Индия седьмое по площади государство на земле – 3,29 млн. кв. км. Это - самая населенная страна после Китая. Сами индийцы называют свою страну – Бхарат.

Издревле в Индии почитали цветок лотоса. Это символ индуизма. Он олицетворяет чистоту и духовное совершенство. Боги изображаются сидящими на тронах – цветках.

Другое растение – чай – является визитной карточкой Индии. Восточная пословица гласит, что свежий напиток из него подобен бальзаму, а оставленный на ночь подобен ядовитой змее. Выращиванием чая в Индии стали заниматься только в 1834г., но существует легенда о том, что Будда попросил пить, ему подали воду, в которую ветром занесло лепестки чая. Будде напиток очень понравился …

Древнее государство Индия

На юге Азии за Гималайским хребтом, расположена удивительная

страна - Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако

современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим

же названием. По площади Древняя Индия была примерно равна Египту,

Междуречью, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым.

На этой огромной территории были разнообразные природные условия. На

западе протекала река Инд, дожди шли сравнительно редко, но летом были

большие разливы. Здесь расстилались просторные степи.

На востоке несли свои воды в Индийский океан реки Ганг и Брахмапутра.

Здесь всегда шли обильные дожди, а вся земля была покрыта топкими болотами

и непроходимыми джунглями. Это густые заросли деревьев и кустарников, где

даже днем царит полумрак. В джунглях водились тигры, пантеры, слоны,

ядовитые змеи и огромное количество разнообразных насекомых.

Центральная и южная части Индии в древности представляли собой

гористые пространства, где всегда было жарко и выпадало много дождей. Но

обилие влаги не всегда было благом. Густая растительность и болота являлись

большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных каменными

и медными топорами. Поэтому первые поселения возникают в Индии на

менее лесистом северо-западе страны. У долины Инда было еще одно

преимущество. Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что

облегчало связь и торговлю с ними.

Традиционно индийское общество разбито на касты. Известно, что ещё во втором тысячелетии до нашей эры у народов, заселивших Индию, существовало деление на четыре сословия, - « варны». Варны подразделяются на

профессиональные группы – «джати», которые в европейских странах принято называть кастами. За каждой кастой закреплено положение в иерархической структуре общества, определен свой набор профессий. Членство в касте является наследственным, а заключение браков разрешается только внутри своей касты. В стране насчитывается более трех тысяч каст. Касты имеют свои газеты, кассы взаимопомощи и даже банки. Принадлежность к касте можно определить по типу прически, одежды, знакам на лбу, пище и сосудам для её приготовления. Высшим кастам запрещено принимать еду из рук человека из низшей касты, - считается, что он оскверняет пищу своим прикосновением. За небольшой проступок, человек временно изгоняется из касты, за тяжкий – может быть изгнан навсегда.

Не завидно в традиционном индийском обществе положение вдовы. По обычаю, женщина, принадлежащая к одной из высших каст, овдовев, не имеет права снова выйти замуж. Она обязана носить только белое сари, не должна надевать украшения, пользоваться благовониями. Вдова не имеет права находиться в обществе мужчин, даже если это её сыновья. Она должна питаться только мучной похлёбкой и спать на голом полу. Жизнь этой женщины должна проходить в молитвах. Встретить вдову, - плохая примета.

Привлекает к себе внимание древний обряд сати, в соответствии с которым вдова подвергается сожжению на погребальном костре вместе с телом покойного мужа. По мнению современных исследователей, этот обычай получил распространение около 500 года и соблюдался на регулярной основе до начала Х1Х века.

Изначально ритуал считался привилегией жён полководцев или правителей. Королевские похороны могли сопровождаться сожжением многочисленных жертв. Так, в гигантском костре одного из махараджей одновременно смерть три тысячи жён и наложниц. При этом сати малоизвестно среди представителей низших каст. Формально этот обычай носит добровольный характер, однако в реальности трудно судить о том, насколько сильным могло быть давление со стороны общины или родственников.

В XVIII – XIX веках на индийских территориях, находящихся под властью европейских держав, вводились запреты против обычая сати. Однако ритуал сохранился в Индии и в ХХ веке. Известен случай самосожжения восемнадцатилетней бездетной вдовы, произошедший в 1987 году в штате Раджастхан. После этого случая,- сначала власти штата, а затем и федеральные приняли дополнительные законодательные акты против сати. За попытку совершения ритуала женщине грозит до одного года тюрьмы и штраф. Наказание ждёт и её подстрекателей – им грозит длительный тюремный срок, крупный штраф. Однако они могут рассчитывать и на уважение окружающих, начальника тюрьмы и сокамерников. Этот обычай до сих пор имеет место, преимущественно в сельской местности. Власти пытаются пресечь практику

самосожжения, вводя строгие наказания не только для участников ритуала, но и для пассивных наблюдателей.

Традиционно около 60 процентов каст в Индии считаются низшими. Несмотря на принятие закона, запрещающую дискриминацию, говорить о равенстве пока не приходится. Например, касте манганьяр не разрешено посещать храмы, брать воду из общих колодцев. Члены этой касты традиционно живут в пустыне Тар. Известны они тем, что все мужчины здесь – хорошие кузнецы и лихие конокрады, а женщины - гадалки. Они одеваются очень пестро: браслеты, ожерелья, серьги, сари, расшитые серебром и золотом. Манганьяры зарабатывают тем, что вызывают дождь, уговаривают землю на урожай. А ещё они прекрасные певцы и музыканты, поют на свадьбах и похоронах. В песнях они славят Шиву и своих предков в 10 – 15 поколениях. Детей учат пению с восьми лет. Каста ланга – тоже певцы, но они выше манганьяров, так как их содержит махараджа.

Город Дели семь раз разрушали до основания и нещадно грабили, но он снова отстраивался. В конце XIV века Тимур предал его огню и мечу, на улицах появились пирамиды из голов убитых жителей. Но город вновь воскрес! Очередной завоеватель Надир - шах был поражен богатыми дворцами, на крышах которых сияли золотые монеты.

Как полагают, город было основан династией Пандавов около 3000 лет до н.э. и сначала получил имя Индрапрастха. В 736 году он в очередной раз был выстроен заново и назван Дхилли, позже - Дехли.

В V веке в Делли была установлена семиметровая колонна диаметром 40см. На высоте человеческой груди она блестит от прикосновений многочисленных паломников. По преданию, царь приказал установить колонну на голову змеи, которую прежде закопают в землю. Через много лет его потомки захотели проверить – действительно ли под колонной находится змеиная голова. Колонну отодвинули – династия рухнула! Вот уже 1500 лет на колонне нет ржавчины. Высказывались различные версии в качестве объяснения этого феномена. Долгое время считалось, что дело в составе металла, из которого выполнена колонна. Также высказывалось мнение, что колонна могла быть сооружена из метеоритного железа. Однако недавние исследования показали, что причина, скорее, в очень сухом воздухе Дели.

В Дели сначала правили индийские князья, потом мусульманские правители. Поэтому в городе появились мечети, мавзолеи, дворцы, минареты. Мечеть Джама Масджид хранит реликвии тех времен: волос из бороды Мухаммеда, отпечаток его ступни на мраморе, остаток сандалии пророка, усыпанный лепестками роз, и главную книгу мусульман, написанную его рукой,- Коран.

Мумбаи (Бомбей) называют воротами в Индию, жемчужиной индийского океана индийским Парижем, так как он является столицей индийской моды. Одни говорят, что это совсем не Индия, другие, что это Индия в миниатюре. Здесь много домов удивительной красоты, словно целиком завернутых в кружева. Резные ставни на окнах и верандах берегут не тепло, а прохладу. Среди

множества фонтанов нет ни одного похожего. Вода льется из пасти тигра или льва, кувшина в девичьей руке или утеса, фонтаны охраняют боги Ассирии и Египта, сказочные принцы и нимфы. Здесь есть висячие сады, в которых умелые садоводы- архитекторы сотворили в причудливых вазах зеленых слонов, колесницы… Ворота в Индию были заложены на морской набережной города в честь коронационного визита короля Георга V, состоявшегося в 1911 году. Строительные работы завершились лишь в 1926 году. После обретения Индией независимости через эти ворота отплыли последние британские корабли.

Мохенджо – Даро

На территории современного Пакистана археологи раскопали один из древнейших городов индийской цивилизации – Мохенджо – Даро - (холм мертвых). Он возник около 2600 года до н.э. и просуществовал 900 лет. Раскопки показали, что в Древней Индии существовала высокая культура: найдено зернохранилище с вентиляцией, улицы города пересекались под прямыми углами, ширина главной улицы была 10 метров, что позволяло одновременное движение нескольких воловьих повозок. Дома строили высотой 7,5м. из кирпича. В жилищах были кирпичные ванны, грязную воду сливали в кувшины с малыми отверстиями – чтобы вода просачивалась в землю. В Мохенджо – Даро были обнаружены одни из первых известных археологам общественные туалеты и система городской канализации. Люди делали из меди и бронзы лемеха, оружие, топоры. Женщины носили короткие юбки с брошью и жемчужным поясом, гребни из слоновой кости, фигурные шпильки, серебряные украшения. Мужчины носили набедренные повязки, волосы на прямой прибор повязывали лентами.

Город Агра когда – то был столицей Могольской империи. Недалеко от него расположен прекрасный мавзолей – мечеть - Тадж-Махал. Это чудо света было построено по приказу императора Великих Шах – Джахана в память о его жене Арджуманд Бану Бегам, также известной под именем Мумтаз Махал – «Украшение дворца». Хотя у шаха был огромный гарем, кроме нее он никого не видел. Прекрасная жена не оставляла его даже в военных походах. Но однажды, родив ему 14 –го ребенка, она умерла на руках у мужа. Более 20 лет (1630 -1652) шах строил для любимой мавзолей, на строительстве трудились 20 тысяч человек. В основании этого чуда света со стороной 95м. по углам 4 минарета,5 куполов, на окнах ажурные решетки, высота мавзолея 74м. вокруг него расположились сад, кипарисы, мраморный водоем. Поэты и сейчас воспевают мрамор стен, агаты и алмазы, вплетенные в решетки и ажурную отделку. Раньше с минаретов Тадж-Махала вниз бросались влюбленные юноши, доказывая любовь отвергающим их девушкам. Чтобы охладить влюбленных, входы на минареты закрыли.

На другом берегу реки шах мечтал построить для себя такой - же мавзолей, только облицованный мрамором. Судьба шаха плачевна.

Долго оплакивая любимую, он заболел. К власти пришел его сын, который заточил отца в темницу. Величие шаха было безграничным, имя его повергало в

трепет, взгляд его был страшнее молнии. А последние годы жизни он провел в тюрьме, любуясь из окна белоснежным чудом света. Гробница жены инкрустирована драгоценными камнями, которые светятся будто живые, а ветви сказочных деревьев, переплетаясь с цветами, украшают гробницу. Лазуриты, нефриты, аметисты воспевают любовь, обретшую бессмертие.

Индийская деревня Эллора в штате Махараштра прославилась на весь мир своими храмами, высеченными в скале. Создание этих сооружений датируется VI-IX веками. Всего их здесь 34. Самая знаменитая – пещера № 16 - храм Кайласанатха, посвященный богу Шиве. В его каменистых тайниках найдена медная пластина с надписью: «О, как я мог подобное сделать без волшебства?» Основание храма 61 на 33м. Восьмиметровый цоколь опоясан трехметровыми скульптурами слонов и львов. Белизна штукатурки отполирована до блеска. Стены не имеют гладкой поверхности, их можно принять за движущуюся массу тел. В одной из ниш – статуя демона Раваны, ночью его освещают трепетные огоньки светильников, и демон производит на зрителей магическое впечатление. Чтобы построить этот храм в скале, сверху вырубили траншею, освобождаясь от каменной шелухи, постепенно очищаясь от всего лишнего.

Хозяйственная жизнь .

Уже в III тысячелетии до н. э. основным занятием жителей долины Инда было

земледелие.Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые в

мире хлопчатник и сахарный тростник. Хорошо было развито животноводство.

Индийцы разводили коров, овец, свиней, ослов. Конь появился позже.

Индийцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда

делали из меди. Из неё выплавляли ножи, наконечники копий и стрел, мотыги,

топоры и многое другое. Не было для них секретом художественное литье,

мастерская обработка камня, сплавы, среди которых особое место занимала

бронза. Индийцам были известны золото и свинец. Но железа в это время они не

Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество.

Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабатывали драгоценные металлы и

камни, слоновую кость и раковины.

Высокого уровня достигла морская и сухопутная торговля. В 1950 г.

археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива

Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии

привозили хлопок, ювелирные изделия. В Индию привозили ячмень, овощи,

фрукты, были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индийцы

обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на

реке Амударья.

С упадком индийской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в

середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индийцев в хозяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индийцев, так это в использовании лошади.

Только на рубеже II - I тысячелетий до н. э. новое население Индии -

индийцы - вновь перешло к земледелию. Появились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джута. Особенно большие урожаи собирали земледельцы долины реки Ганг.

Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом важное место в хозяйстве занял слон. С его помощью люди успешно боролись с непролазными джунглями.

Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в начале I тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями.

Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани, изделия из которых можно было продеть через маленькое колечко. Эти ткани были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Были и более простые дешевые ткани.

Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась

обменом товарами между общинами.

Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие

сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они

приручили самое крупное животное в мире слона.

А теперь удалимся за пределы городов с их удивительными сооружениями и обратимся к индийским животным.

Слона в Индии особенно почитают. Уже на протяжении 5,5тысяч лет это животное рано будят, дают неторопливо позавтракать и искупаться, потом ведут на работу, в полдень предоставляют четырехчасовой отдых. Слон знает около 30 команд, проявляет трогательное усердие.

Популяция индийских слонов самая многочисленная – этих животных насчитывается около 20 тысяч. В Индии активно приручают диких слонов, так как выращивать их дорого. Индийское правительство относится к слонам очень бережно. В Индии богатство феодала определялось количеством слонов. Все индийские храмы украшены изображениями этих животных. Бог мудрости и благоразумия Ганеша – человек с головой слона. По преданию, когда он родился, боги радовались его появлению на свет, но один бог был глазлив: как только он взглянул на младенца, у того оторвалась голова. Приставить ее обратно не удавалось, мать была безутешна. Тогда нашли голову слона, она приросла, и малыш остался жив.

В Индии есть животные, которые спокойно бродят по улице деревень и городов, никто не смеет их беспокоить. Речь идет о священной корове Зебу. На

спине у них большой горб. Они легко переносят жару и укусы насекомых. Убивать, и есть их, запрещает религия: убийство священной коровы считается в Индии большим грехом, чем убийство человека. Традиционно корова была жертвой для бога.

Особое отношение в Индии к змеям. В честь них проводится праздник в период проливных дождей. Они появляются и в номерах роскошных отелей, и в простых лачугах. И никто не может их убить – грех! В этот день праздник змей приносят из леса в дома и осыпают цветочной пыльцой, кормят молоком, топленым маслом, медом, поджаренным рисом. Если «почетному гостю» случается умереть, его тело украшают шелком и сжигают на погребальном костре из сандалового дерева. В этот день змеи не кусаются и терпят людское гостеприимство, а их заклинателям достается много работы.

МИФЫ

Индийская культура богата мифами. Сохранилось поэтическое сказание «Махабхарата», появившееся в середине 2 тысячелетия до н.э. где содержится более 200 тысяч стихотворных строчек. Это поэтическая энциклопедия мифологии, истории и философии Индии. Она рассказывает о потомках Бхараты – царя, которого считают основателем Индии.

Старинный миф «Рамаяна» относится к середине I тысячелетия до н.э., но популярен в Индии и сейчас, сюжет его разыгрывают на осеннем ежегодном празднике. Он рассказывает о приключениях принца Рамы и содержит 48 тысяч строк. Вот о чем повествует эта поэма…

Стояла страшная засуха, и царь по поверью начал пахать землю золотым плугом, чтобы вызвать долгожданный дождь. Но на первой, же борозде он выкопал глиняный горшок, в котором обнаружил новорожденную девочку. Он назвал ее Сита, что значит «борозда». Когда ей исполнилось 16 лет, пора замужества, царь назначил испытание: Сита достанется тому, кто сможет натянуть тетиву огромного лука. Состязание выиграл Рама. Свадьба состоялась, но враги вынуждают Раму покинуть трон на 14 лет. Он оставляет дворец вместе с женой.

В прекрасную Ситу влюбляется Равана – страшилище с десятью головами, двадцатью руками и страшным голосом. Он очень силен. Равана подсылает к Сите слугу, который умеет превращаться в животных, и тот предстает перед ней в образе молодого оленя. Сита просит Раму поймать это красивое животное. Муж не может ей отказать и бросается в погоню. Хитрость Раваны удалась: Сита остается одна и Равана увозит ее на золотой колеснице, запряженной зелеными лошадьми.

Рама, чтобы вернуть Ситу, обращается за помощью к обезьянам. Мудрейший из них, Хануман был сыном бога ветра и умел летать, увеличиваться и уменьшаться в размере. Он – то и добрался до владений Раваны, увидел Ситу в окружении служанок. Когда Сита осталась одна, Хануман сказал ей: « Твой супруг идет на помощь! Госпожа радуйся!»

И началась битва. С утра до полуночи. Последняя стрела Рамы пробила каменный панцирь Раваны, вонзилось в самое сердце.

В XI веке культ Рамы становится основной религией Индии, история получает продолжение. Рама – воплощение бога Вишну. Он спас Ситу, но засомневался в ее верности. Тогда она в доказательство своей верности прошла сквозь огонь, и осталось невредимой. Но и тогда Рама не поверил жене. Сита покинула дворец и поселилась в лесной лачуге, где родила двух сыновей. Через много лет Рама нашел ее и признал своих детей. Но он вновь сомневается в ней. И тогда святая Сита говорит: «О, мать – земля! Если я чиста перед Рамой, прими меня навеки в свое лоно». И земля поглотила Ситу. Напрасно пытался Рама удержать любимую за волосы, они выскользнули из его руки, оставив на ладони порезы. По поверью с тех пор человеческие ладони изрезаны тонкими линиями. Безутешный Рама превратился в Вишну и отправился на небо, где воссоединился со своей женой.

Вишну.

Своими четырьмя руками Вишну держит раковину, диск, булаву и лотос. Все они используются Господом для поддержания Дхармы человечества. Раковина призывает человека к праведному пути, который прямо ведет к миру и совершенству, божественному освобождению (Вишнупада). Многие из нас, очарованные доступной возможностью получить мирскую радость, отказываются слушать тихий внутренний голос совести, голос раковины Панчджанья. Поэтому (также) Он держит булаву, и мы переживаем неприятности и трагедии в течение нашего спокойного существования - религиозные, социальные и государственные. Если по прежнему человек не слышит призыв раковины, колесо времени (чакра) уничтожает всю вселенную. Призыв и наказание - это только способ привести человека к высшей цели, представленной лотосом в руке Вишну.

Религии

Развитие ведийской религии, проходившее при значительном влиянии неарийских культов и традиций, к началу нашей эры привело к формированию индуизма. Индуизм поныне является религией подавляющего большинства населения Индийской республики.

Индуизм является одной из древнейших мировых религий, а по числу последователей занимает третье место в мире после христианства и ислама. Наибольшее распространение эта религия имеет в индии и Непале. Поскольку в индуизме объединены различные направления и традиции, у этой религии нет единого основателя.

Три главных божества индуизма: Брахма – «высший создатель» - творец мироздания. Шива – «благосклонный, милостивый, благой» - бог очистительного разрушения. Вишну - «вездесущий, предвечный» - хранитель мироздания.

Одним из основных понятий индуизма является реинкарнация, или переселение душ. Только тело подвержено смерти и рождению, а душа, называемая атманом, бессмертна. Цепь перерождений предполагает воздание за добродетельные и дурные поступки.

Есть в индуизме особые верующие – аскеты. Чтобы увидеть прошлое настоящее и будущее, они дают обет молчания, не носят одежды (ее им заменяет ветер), голодают, живут в холоде и сырости, питаются навозом священных коров, могут спать на гвоздях, годами сжимать ладонь в кулак, пока ногти не прорастут сквозь ладонь. При Екатерине II в России гостил один индийский аскет. В девять лет он дал обет не садиться и не ложиться на землю в течение двенадцати лет. Он спал, привязывая себя веревками к столбу или дереву, потом мог обходиться и без привязи. Следующие двенадцать лет он стал ходить с сомкнутыми над головой руками, а потом уже не смог их разомкнуть – они срослись. Легенды гласят, что аскетам удавалось обрушивать в море скалы, вызывать и останавливать дождь, насылать голод и неурожай на врагов. Е. Парнов так описывает одного аскета… «…Лохматое, обросшее волосами существо, замершее под навесом. Маленький острый трезубец, пронзивший высунутый язык и нижнюю губу, обрекал его на вечное молчание, а свисающая с потолка трапеция, обернутая подушкой, свидетельствовала о том, что «святой» не должен ни сидеть, ни лежать, а может лишь изредка облокотиться. Соседский крестьянин довольным взглядом собственника окинул фигуру фанатика, в котором не осталось ничего человеческого, и восхитился: «вот уже 30 лет мы и кормим его ходим за ним. Так и стоит, все время, молча… Великий подвиг!»

Будда (в переводе с санскрита – «пробудившийся» - так называют в буддизме существо, достигшее просветления. Этот эпитет применяется и к Сиддхатке Гаутаме – индийскому, духовному учителю, жившему в VI-V веках до н.э. и достигшему просветления. Гаутама Будд - ключевая фигура в буддизме. Воспоминания о его жизни, беседах и монашеских правилах передавались в устной традиции и передавались и были записаны лишь спустя 400 лет. В мифологии Будда перерождался 550 раз.

Буддизм – вера не в бога, а в его спасение. Суть буддийского учения содержится в проповеди Будды о четырех "Благородных истинах". Согласно первой - жизнь, не только дурная или несчастливая, но всякая жизнь, вообще жизнь - зло, страдание. Вторая утверждает, что причиной жизни и новых возрождений являются желания – жажда жизни, наслаждений, власти, богатства. Третья провозглашает возможность спасения от зла жизни; четвертая объявляет путь достижения этого спасения через состояние абсолютной уравновешенности, подавление всяких эмоций, желаний и т.д.

Высшей целью, к которой должен стремиться каждый верующий, является достижение нирваны - состояния духа человека, освободившегося от всех земных страстей и привязанностей; после смерти такой человек уже не возрождается.

Буддийское "спасение", следовательно, означает не достижение счастливой вечной жизни (в каких-то неземных условиях), как в других религиях, а вечное избавление от нее.

Принципиально важно, что в пути "спасения", предписываемом ранним буддизмом, не было ничего о ритуале, не было обращения к богам или к самому Будде. Обрести конечное спасение можно было только личными усилиями. Существование богов признавалось, однако и сами боги подвержены перерождениям и закону кармы. Поэтому достигший нирваны Будда - выше богов. Таким образом, оказались ненужными обрядность, жертвоприношения, молитвы; лишним оказывалось жречество, священный характер вед отрицался.

Еще одна религия, распространенная в Индии – сикхизм. Он был основан в Пенджабе гуру (духовным учителем) Нанаком (1469-1539). Сикхи верят в единого Бога, всемогущего Творца, настоящее имя которого никому не известно. Бог рассматривается в двух аспектах – как Абсолют и как Бог внутри каждого человека. Религиозным центром сикхизма является Харимандир Сахиб – (золотой храм). Это главный храм комплекса, основанного в XVI веке посередине священного озера. В городе Амритсар в штате Пенджаб Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на земле.

Джайнизм – религиозно – философское учение, возникшее, а Индии около VI века до н. э. Основателем этого учения является Джино Махавира. Джайнисты верят в перевоплощение. Они проповедуют неизменную ценность каждой жизни во всех формах ее проявления, в результате чего, конечно же, являются вегетарианцами. Воду пьют сквозь ткань, чтобы не проглотить мелкое насекомое, дорогу подметают, чтобы не раздавить муравья, в холодные ночи не разводят огня, от которого могут погибнуть мотыльки, летящие на пламя. Джанистя дают обет правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства.

Есть в Индии огнепоклонники – парсы. Они почитают четыре священных элемента: воду, огонь, землю и воздух, поэтому у них своеобразных погребальный обряд. Поскольку они считают тело умершего не чистым, то его нельзя предать ни воде, ни воздуху, ни земле. Парсы хоронят людей в «башнях молчания» - дагмах. Это невысокое башня с наружной лестницей. Внутри нее – колодец, вокруг которого расположены ниши. Сюда и кладут покойников. Трупы поедают грифы, кости падают в колодец. Частые дожди постепенно растворяют их, и все бесследно исчезает.

Искусство и архитектура

Об архитектуре и изобразительном искусстве мы получаем возможность судить довольно поздно. В ведийский период крупных культовых сооружений не возводилось. Величественные дворцы Чандрагупты и Ашоки, о которых сообщают греки, были построены из дерева и не сохранились. Известны главным образом буддийские памятники каменного зодчества – пещерные храмы и

монастыри, иногда огромных размеров, со сложной архитектурой, а так же ступы – сооружения курганского характера, предназначенные для хранения святынь.

В маурийскую эпоху появляются и первые наземные храмы,

сначала буддийские, а затем и индуистские. Ранние индуистские храмы имели плоские крыши, были приземисты и массивны. Только к концу гуптского периода они устремляются в высоту и приобретают величественный вид. Основным элементом храма становится башня, возведенная над маленьким темным святилищем, где помещались идолы или символы божества.

Первые памятники каменной скульптуры также связаны с буддизмом и относятся к маурийской и послемаурийской эпохам. Это знаменитая резная ограда вокруг Большой ступы в городе Санчи, рельефы Бхархута, памятные колонны со сложными капителями (одна из них – Сарнатхская колонна с изображением львов – стала гербом Индийской Республики). В скульптуре первых вековновой эры наиболее крупными были матхурская и гандхарская школы.

Первая, названная так по городу Матхуре, возникла на чисто индийской основе и явилась развитием традиций маурийского периода.

Вторая называлась по имени Гандхары, области на крайнем северо-западе страны. Гандхарская скульптура представляла собой сложный сплав индийских и среднеазиатских традиций при сильнейшем воздействии эллинистического искусства. В матхурской и гандхарской скульптуре впервые стал изображаться Будда и сложился его традиционный иконографический облик.

Живопись Древней Индии известна главным образом по настенным росписям (сюжетным и декоративным), сохранившимся в буддийских пещерных храмах и монастырях Аджанты. Древнейшие из них относятся к рубежу новой эры.

Культура

Многим известна фигурка танцующего бога Шивы с длинными развевающими волосами, усыпанными драгоценными камнями, в волосах - кобра, на шее – ожерелье из черепов, в руках - месяц и река Ганг, на ногах и руках – браслеты или обвитые змеи. У него четыре руки и три глаза, третий глаз – символ высшей мудрости. Считают, что он изображает 108 танцев.

Индусы верят, что, когда Шива танцует, мир погружается в хаос, а звезды беспорядочно падают на землю. При его храмах существовали танцовщицы, которые умели, и петь, и танцевать, и тонко обходится с посетителями, они были красавицами. Священные книги предписывали им знать 28 жестов для одной руки и 24 – для обеих. Они могли изобразить кобру перед прыжком, бродящего по лесу оленя, Кришну играющего на флейте. Техника индийского танца сложилась две тысячи лет назад. В танцах присутствуют движение, мимики и музыка. Танцы приурочены к сбору урожая, рождению ребенка, времени года.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

-12-

Языки и письменность Древней Индии.

В конце III тысячелетия до н. э. в Индии была крупная держава с

высокоразвитой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говорили

жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых.

Первые надписи индийцев относятся к XXV - XIV вв. до н. э. Индийское

письмо, которому нет подобия, насчитывает 396 знаков-иероглифов. Писали

на медных табличках или глиняных черепках, царапая письменные знаки.Число знаков в одной надписи редко превышает 10, а наибольшее число-17. В отличие от языка индийцев язык древних индийцев хорошо известен ученым.Он называется санскрит. Это слово в переводе значит «совершенный».

Создателями санскрита и его хранителями считались боги и брахманы. Каждый человек, считавший себя арием, обязан был знать этот язык. «Чужие», как шудры, так и неприкасаемые, не имели права изучать этот язык под страхом жестокого наказывали.

Литература.

О литературе индийцев ничего не известно. Но литература древних индийцев -

это огромное наследие для всего человечества.

Древнейшими произведениями индийской литературы являются Веды,

написанные между 1500 и 1000 гг. до н. э. Веды (буквально - мудрость) -

священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних

индийцев знания. Их правдивость и полезность никогда не оспаривались. Вся духовная жизнь древних индийцев создавалась на основе Вед. Поэтому индийскую культуру I тысячелетия до н. э. называют ведийской культурой.

Кроме Вед, индийская культура создала множество разнообразных

произведений. Все они были написаны на санскрите. Многие из них входят в

сокровищницу всемирной литературы. Первое место в этом ряду принадлежит

великим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна».

В «Махабхарате» рассказывается о борьбе сыновей царя Панду за право

управлять царством. В «Рамаяне» повествуется о жизни и подвигах царевича

Рамы. Поэмы описывают жизнь древних индийцев, их войны, верования, обычаи и приключения.

Кроме великих поэм, индийцы создали замечательные сказки, басни, мифы

и легенды. Многие из этих произведений, переведенные на современные языки, и не забываются, и по сей день.

Философия

Мыслители Индии внесли большой вклад в развитие философии. Древнейшие памятники религиозно-философской мысли – упанишады – созданы в конце ведийского периода. Конечной целью человека в упанишадах признается слияние своей души с Мировой душой посредством мистического “значения”,

ощущения их торжества, выражаемого знаменитой формулой: “то – ты еси” (санскр: “тат твам аси”).

Идеи упанишад оказали влияние на большинство религиозных учений и философских систем древней и средневековой Индии.

Шесть важнейших систем философии и логики, в начале новой эры признанных ортодоксальными с точки зрения индуизма, а также буддийская и джайнская философия исходили из теории переселения душ и закона кармы. В основе каждой из них лежала особая теория пути к достижению “спасения”, которое мыслилось как освобождение от телесных оков.

Древнеиндийские философы развивали идеи постоянной изменчивости мира и атомистического строения вселенной. Важнейшее значение имели исследование проблемы источников правильного познания (восприятие, умозаключение, аналогия, свидетельство авторитетов), разработка системы интерпретации текстов и логической аргументации.

Знакомство с упанишадами заметно у ряда европейских мыслителей XIX (особенно у А. Шопенгауэра) и XX вв., а изучение классической индийской философии и логики оказывается неожиданно плодотворным для современного научного и литературного творчества.

Помимо идеалистических и дуалистических философских концепций в Древней Индии существовало и материалистическое направление, представленное школой Чарвака или локаята. Последователи чарваки признавали единственной реальностью материю, а единственным источником познания – чувственное восприятие. Весь мир они считали состоящим из основных элементов – воздуха, огня, воды и земли. Чарваки отрицали существование ведийских богов, бессмертной души, отвергали доктрины о переселении душ и законе кармы.

Подводя итог можно сказать, что про Индию мы знаем не много. Хотя в истории этого древнего государства есть еще много белых пятен, которые все-таки когда-то раскроются перед нами. И все узнают о величии Древней Индии. Мировая литература получит бесценные произведения индийских авторов. Археологи раскопают новые города. Историки напишут интересные книги. И мы узнаем много нового. Передадим наши знания будущему поколению без утрат.

Заключение

В историческом развитии древнеиндийского общества и государственности проявились общие закономерности и особенности исторического развития древневосточных государств. Своеобразным и сложным было формирование древнеиндийской цивилизации. Ее очаги возникли очень рано, еще в III тысячелетии до н. э. в долине Инда. В течение почти тысячелетия функционировала оригинальная общественная структура и государственность, находившаяся в контактах с народами Месопотамии. После запустения главных центров древнейшей цивилизации и вторжения племен ариев произошло общее

понижение социально-экономического и культурного уровня. Разрушение начальной государственности и классовой структуры.

Проникшие в Индию арийские племена в ходе общественного развития многое заимствовали из социально-экономического и культурного опыта своих более цивилизованных предшественников. Это предопределило быстрый темп исторического развития древнеиндийских племен в I тысячелетии до н. э. и сложный синтез и оригинальность формирующейся государственности и культуры, вобравшей в себя местные институты и традиции индоиранского мира.

В связи с постоянным расселением ариев по долине Ганга центр общественного и культурного развития Древней Индии перемещался из долины Инда в долину Ганга. Появляются крупнейшие города и государственные образования. Возникает огромное государство, объединяющее практически всю территорию Древней Индии.

В I тысячелетии до н. э. Древняя Индия имела определенные контакты с иранскими племенами, южной частью Средней Азии и Месопотамией. Однако до походов Александра Македонского процесс ее общественного и культурного развития происходил в известной изоляции, что предопределило самобытность и своеобразие древнеиндийского общества и государства. Эта оригинальность появилась, прежде всего, в особой общественной структуре Древней Индии. В Индии сложилась система сельских общин со своеобразной и сложной внутренней структурой, бывших не только основной социальной ячейкой древнеиндийского общества, но и административно-политической единицей древнеиндийской государственности, создавшей предпосылки для деспотической формы индийской монархии, которая так и не получила развития в период древности.

С рубежа IV – III вв. до н. э. Индия вступает в тесные политические контакты с восточноэллинистическими монархиями, государственными образованиями Средней Азии. До нового объединения под эгидой династии Гуптов Индия переживает процесс политической раздробленности и обособленности отдельных частей, которому противостояло определенное единство индийской культуры. Ее высокий уровень способствовал тому, что завоеватели тех или иных областей Индии подпадали под мощное местное влияние. Но общение с завоевателями и их традициями обогащало процесс исторического творчества, создавая для них дополнительные стимулы.

Самобытность, высокий уровень индийской цивилизации, сознание культурного единства, противостоящего политической раздробленности и власти иноземных завоевателей, обеспечили постоянное развитие, и преемственность индийской культуры от ранних стадий ее развития на протяжении всей древности вплоть до новейшего времени. В Индии возникла одна из первых мировых религий – буддизм, распространившийся из Индии в Центральную, Восточную, Юго-Восточную Азию, вместе с которым туда проникали и культурные достижения древних индийцев. В ряде областей духовной жизни – эпической поэзии, философии, лингвистике и эстетике, медицине и математике –

ими были созданы шедевры, прочно вошедшие в сокровищницу общечеловеческой культуры.

На мой взгляд индийская философия – это притягательная, загадочная экзотика, медико-физиологическая гимнастика, а именно дыхательная гимнастика йоги. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращению к внутреннему миру человека. Она открывает мир возможностей нравственной личности. Ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская.

Список литературы

Л. Н. Толстой “Круг чтения”, II том «История Древнего Востока»

Г.А Иващенко –«Индия»

Е. Костюкова – Вокруг света 1995г. № 5.

Энциклопедия для детей – Искусство т.7.

Энциклопедия для детей – Религия т. 6.

Я познаю мир – «Страны и народы»

О.В. Перзашкевич и А.А. Прохорова - «Страны Древнего Востока»


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Интересные факты о Древней Индии . Волшебная и сказочная страна, одна из самых древних. Индия полна тайн и загадок, многие факты о этом государстве кажутся невероятными. Именно с Индии берут свои начала многие человеческие достижения. Узнаем о некоторых из них подробнее.

  1. Многими любимая игра шахматы пришла в современный мир с Индии .
  2. Еще в далекие времена жители Индии делали кристаллический сахар из тростника . Многие жившие в то время поражались тому как можно изготовить мед без пчел, это был искусственный мед из сахара.

  3. Индия - родина всемирно известного кальяна . Они научили курить персов, персы египтян, и так постепенно об этом узнал весь мир.

  4. Столько религий как в Индии, нет ни в одной цивилизации . В религии индийская культура не знает себе равных. С самых древних времен индусы поклонялись множеству богов, сочиняли массу легенд и историй о происхождении человечества. Религия Индии оставила след во многих современных вероучениях.

  5. Народ Древней Индии сделал много для развития науки . Огромных успехов индийские мудрецы добились в математике, медицине, астрономии, а также в лингвистике. Они знали значения числа «пи», и придумали десятичную систему счета, цифры которыми мы пользуемся, тоже их заслуга. Многие математические термины тоже придумали жители Индии. В астрономии они догадывались о вращении земли вокруг своей оси. Еще в те далекие времена врачи проводили операции, пользуясь при этом специальными инструментами. Врачи лечили растительными средствами серьезные заболевания. В то время как в других цивилизациях об этом даже понятия не имели.

  6. Индусы не уступают и в литературе . Веды самое древнее литературное достояние. Они были созданы 2 тысячи лет назад до н.э. Позже появились Рамаяна и Махабхарата. Далее появилась Панчатантра. Это был сборник басен, сказок, притч и легенд, его содержание было поучительным.

  7. Наверняка у всех Индия ассоциируется с песнями, и танцами, без этого невозможно представить эту культуру. Свои истоки индийские танцы, театр берут в древних обрядах индийских племен . Индусы считают царем танца- Шиву, также отдают предпочтение Кришне.

  8. Не мало достижений и в химии. Древние индусы разбирались в различных металлах и сплавах . Они умели создавать красители, стекло, драгоценности, ароматические вещества, и даже яды.

  9. В Древней Индии хорошо знали анатомию человека . Врачи знали все органы человеческого организма. Умели правильно поставить диагноз, и назначить лечение.

  10. Индусы смогли приручить огромное животное - слона . Эти животные служили для перевозки тяжестей, носили бревна. Также они принимали участие в сражениях, на них садились воины, и стреляли по врагам стрелами. Слоны затаптывали врагов. Индусы считали, что слоны имеют божественное происхождение, один из их богов был с головой слона. Буйволы служили им для вскапывания поля, а корова считалась священным животным, ее называли матерью и кормилицей. Убийство коровы считалось грехом.

  11. Свои жилища люди строили вдоль рек, или на краю джунглей . Занимались обычные индусы выращиванием пшеницы, овощей и ячменя. Умели выращивать хлопчатник, из которого делали пряжу, и изготавливали удобную одежду. Со временем эта одежда красочно преобразилась.

  12. В городах Древней Индии была канализация . Система канализации была просто образцовой в те времена. Она была собрана из сети каналов. Делалось все очень продумано и тщательно. Каналы время от времени прочищали. За городом делали стоки из кирпича.

  13. В истории есть информация, что индусы вели необычные войны . Они применяли некое «оружие богов». Что самое интересное, действие этого оружия похоже на ядерное, в тот момент человечеству еще было очень далеко до таких достижений.

  14. В прошлом веке было сделано уникальное археологическое открытие. Возле реки Инд, раскопали огромный город . Его длина была 5 км, разделен сам город на 12 частей. Улицы были ровные и прямые. Дома построены из глины и кирпича.

  15. В Древней Индии существовали школы по скульптурам . Самые большие из них это гандхарская, матхурская, и Амараваты. Скульптуры Индии несут религиозный и культурный характер. Индусы придумали специальное руководство по изготовлению скульптур.

Древняя Индия занимала полуостров Индостан на юге Азии.

Территорию Индии пересекает с севера на юг две великие реки Азии - Инд и Ганг, берущие свои начала с Гималайских гор. В древности территория эта была покрыта джунглями, в которых обитали в большом количестве хищные звери и птицы.

Центрами древней индийской цивилизации были города Харапп, Мохенджо-Диро. Археологические раскопки на местах, где стояли эти города, показали, что они застраивались по предварительному плану. Улицы прямые, состояли из двух, трехэтажных домов. Дома строились из жженного кирпича. Города состояли из двух частей - верхней и нижней. На городских улицах располагались мастерские ремесленников, торговые центры, базары. Здесь были зернохранилища, водопроводы. Во время раскопок были найдены свыше 400 знаков, высеченных на каменных плитах на дравидском языке.
В II тысячелетии до н.э. город был разрушен, в связи с чем жители покинули его.
Приблизительно к концу II тысячелетии в долине Инда появились племена ариев. Основным занятием их было животноводство. Ими правили выходцы из вельмож - раджы. Смешавшись с местными дравидами, арийцы перешли к оседлости и занимались земледелием.
В 1 тысячелетии в Индии стали возникать государства рабовладельческого типа. В III в. до н.э. в Индии возникло единое централизованное государство. Наивысшего расцвета это государство достигло при царе Ашоке, правившем страной в течение 36 лет. При Ашоке начинается установление контроля государства за духовной жизнью подданных. Царь активно содействовал распространению буддизма. В правлении Ашоки строились дороги, оросительные каналы, развивалась культура, распространялась письменность.
Для социальной системы древнеиндийского общества была характерна варновая система. Четыре Варны (касты, т.е. замкнутые группы лиц) представляли основные сословия общества, это брахманы, кшатрии, вайшии и шудры. Брахманы (жрецы) и кшатрии (военная аристократия) осуществляли руководство страной. Вайши (земледельцы, торговцы и некоторые ремесленники) и шудры (в основном неполноправные, зависимые ремесленники и землевладельцы) в основном занимались физическим трудом, создавали материальные блага для общества. Древние индейцы достигли больших успехов в архитектуре и строительстве. При царе Ашоке построен величественный царский дворец, строительным материалом послужил камень.
Жизнь и быт древних индейцев прекрасно описан в эпических поэмах "Махабхарата" и "Рамаяна". В них воспеты лучшие качества человека - воспитанность и честность.
Индийцы принесли миру новую систему записи цифр. Открытием их был "нуль", обозначающий пустоту. Закрепили в математике понятия "число", "синус", "корень". Эти цифры были заимствованы арабами и от них попали в Европу. Поэтому сейчас эти цифры называют арабскими.

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия — страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов».

Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной».

Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги.

Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевальность.

Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви - чувственной и физической, которую они не считают греховной.

Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности — от местных дравидов до пришлых ариев. По сути индийский народ является суперэтносом , включающим в себя несколько самостоятельных народов.

Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».

История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый — это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг.

Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Ха- раппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Харапиы. Пережив высокий подъем и расцвет, хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями.

После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь.

С приходом ариев в индийской истории и культуре начинается новый, индоарийский период. Об основной части этого периода главным источником сведений являются созданные ариями Веды (от глагола «ведать», «знать»). Они представляют собой сборник религиозных текстов — гимнов, песнопений и магических формул. Основное содержание Вед — рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения ариев на новом месте жития, об их борьбе с местными племенами.

Они написаны на ведийском языке — древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части:

  • Ригведа (религиозные гимны);
  • Самаведа (песнопения);
  • Яджурведа (жертвенные формулы):
  • Лтхарваведа (магические заклинания и формулы).

К ведической литературе также относятся комментарии Вед — брахманы и упанишады.

Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии: теологии, философии и науки. Они содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев. В частности, они сообщают о делении индийского общества на четыре варны:

  • брахманы (жрецы);
  • кшатрии (воины);
  • вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы);
  • шудры (рабы и военнопленные).

Эти четыре варны позднее были дополнены многочисленными кастами (более двух тысяч), которые сохранились до наших дней.

Начиная с Вед, в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм — религия самих Вед. Для него характерно многобожие и антропоморфность. Главным среди всех божеств был Индра — бог Грозы, могущественный воин, покровитель ариев в их борьбе с местными племенами. В Ригведе именно ему посвящено больше всего гимнов. За ним следуют: Варуна — бог неба и космоса: Сурья — бог солнца; Вишну — олицетворяющий круговращение Солнца; Агни — бог огня и др.

На новом — эпическом — этапе (I тыс. до н.э.) ведизм трансформируется в брахманизм. Он представляет собой более стройное учение о мире, в котором прежнее множество богов сведено к троице. Абсолютная и неопределенная сущность — Брахман — проявляется втримурги, или в триедином божестве: Брахма — творец мира; Вишну — охранитель мира; Шива — разрушитель мира.

Во второй половине I тыс. до н.э. брахманизм переходит в индуизм, который ассимилирует многие индийские верования — от языческих до буддизма. Индуизм является самой распространенной в Индии религией, охватывая более 80% верующих. Он существует в виде двух главных направлений: вишнуизма и шиваизма. Вместе с тем в наши дни самостоятельной ветвью индуизма является кришнаизм. Включение в индуизм различных культов осуществляется через концепцию аватары (воплощений) Вишны. Согласно этой концепции, Вишна нисходит в мир. перевоплощаясь в различные образы. Таких аватар — десять, из которых главными являются седьмая, восьмая и девятая. В них Вишну принимает облики Рамы, Кришны и Будды.

Священным писанием индуизма является «Бхагаватгита» (Господня Песня) — одна из частей «Махабхараты». Основу индуизма составляет учение о вечном переселении душ (сансара ), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за все содеянное в жизни.

В VI в. до н.э. в Индии появляется буддизм — одна из грех мировых религий. Его создателем стал Сиддхартха Гаутама, который в сорокалетнем возрасте достиг состояния просветления и получил имя Будда (просветленный).

В III в. до н.э. буддизм достиг наибольшего влияния и распространения, вытеснив брахманизм. Но с середины I тыс. н.э. его влияние постепенно падает, и в начале И тыс. н.э. он растворяется в индуизме. Дальнейшая его жизнь как самостоятельной религии проходит за пределами Индии — в Китае, Японии и других странах.

Основу буддизма составляет учение о «четырех благородных истинах»: существует страдание; его источник — желание: спасение от страдания возможно; есть путь к спасению, к освобождению от страдания. Путь к спасению лежит через отказ от мирских соблазнов, через самосовершенствование, через непротивление злу. Высшее состояние — нирвана — и означает спасение. Нирвана (угасание) представляет собой пограничное состояние между жизнью и смертью, означающее полную отрешенность от внешнего мира, отсутствие всяких желаний, совершенную удовлетворенность, внутреннее просветление. Буддизм обещает спасение всем верующим вне зависимости от принадлежности к той или иной варне или касте.

В существуют два направления. Первое — хинаяна (малая повозка) — предполагает полное вхождение в нирвану. Второе — махаяна (большая повозка) — означает максимальное приближение к нирване, но отказ от вхождения в нее ради помощи и спасения других.

Одновременное буддизмом в Индии возникает джайнизм, который близок к буддизму, но выстоял в борьбе с индуизмом, поскольку принял деление на варны и касты. В нем также существует понятие нирваны, однако главным выступает принцип ахимсы - непричине- ние зла всему живому.

В XVI в. из индуизма выделился как самостоятельная религия сикхизм , выступавший против иерархии варн и каст, за равенство всех верующих перед Богом.

Для религиозной жизни индийцев характерно сохранение самых ранних форм религии — фетишизма и тотемизма, о чем свидетельствует поклонение многим животным. В число священных входят коровы и быки из породы зебу (которые в отличие от коров используются в хозяйственных работах). Особое внимание индийцы уделяют обезьянам. Они тысячами живут в храмах, получая от людей пищу и уход. Еще большим поклонением пользуются кобры.

В Индии существует настоящий культ змей. Им возводятся великолепные храмы, о них складываются легенды и пишутся сказания. Змея воплощает вечное движение. Знак змеи индийцы наносят по обе стороны входной двери своего жилища. Каждый год, в конце июля, торжественно отмечается праздник змей. Их угощают молоком и медом, осыпают цветочной пыльцой, к их норам кладут цветы жасмина и красного лотоса. В благодарность за такое внимание змеи в этот день не кусаются. Некоторые животные традиционно связываются с определенными богами, которых они олицетворяют: корова — с Кришной, кобра — с Шивой, гусь — с Брахмой.

Важную роль в жизни индийцев играют касты , которых насчитывается более двух тысяч. Они сложились на основе четырех варн и существуют с раннего Средневековья. Самой низшей среди них является каста неприкасаемых. Ее члены выполняют наиболее грязную и унизительную работу. Им запрещено входить не только в храмы для высших каст, но даже на кухню. Они также не могут пользоваться вещами высших каст.

В настоящее время роль каст в политической жизни юридически ограничена. Однако в повседневной жизни эта роль остается значительной, особенно в семейно-брачных отношениях. Как правило, браки заключаются внутри каст и чаше всего без учета мнения будущих супругов. У высших и средних каст свадьбы происходят в доме невесты и отличаются пышностью и роскошью. В низших кастах за невесту полагается выкуп.

Помимо , в Древней Индии высокого уровня достигли другие области культуры. В первую очередь это относится к философии. К числу так называемых ортодоксальных, т.е. признающих авторитет Вед, относятся шесть философских школ: вайшешика, веданта, йога, миманса, ньяя и санкхья. Некоторые из них близки между собой. В частности, содержание веданты и мимансы составляют размышления о путях освобождения человека, проблематика общественной жизни. Атомистическое учение вайшешики имело много общего с логикой и теорией познания ньяи . что в конце концов привело к их слиянию. В основе дуалистической философии саньяхья находится проблематика двух противоположных начал мира — материи и духа. Школа отдает предпочтение духу, исследуя возможности и пути его освобождения.

Все затронутые философские концепции тесно связаны и переплетаются с какой-либо религией. В той или иной мере названные течения имеют место в философской мысли современной Индии и сохраняют свое влияние. Однако самой известной и знаменитой является философская школа йоги , которую основан Патанджали. В основе йоги лежит идея о глубинной связи человеческой психофизиологии с космосом. Ее цель — достижение состояния нирваны, освобождение от закона кармы.

Средством для достижения этой цели выступает система специальных усилий и упражнений — как физических, так и духовно-интеллектуальных. Первые предназначены для тела, они включают определенные упражнения для освоения особых поз — асан, а также упражнения для дыхания. Вторые направлены на приведение в состояние самопогруженности и сосредоточенности. Исключительную роль при этом играет медитация.

Наряду с философией в Древней Индии успешно развивалась наука. Наиболее значительных успехов индийцы добились в математике, астрономии, медицине и лингвистике. Индийским математикам было известно значение числа «пи», они создали десятичную систему исчисления с использованием нуля. Всем известные арабские цифры скорее всего изобрели индийцы. Математические термины «цифра», «синус», «корень» также имеют индийское происхождение. Индийские астрономы высказали догадку о вращении Земли вокруг своей оси. Высокого уровня достигла индийская медицина, создавшая науку о долголетии (аюрведу). Индийские хирурги делали 300 видов операций, используя около 120 хирургических инструментов. Лингвистика своим рождением обязана прежде всего индийским ученым.

Художественная культура Древней Индии

Не менее высокого уровня достигла художественная культура, где особое место занимает литература. Самым древним литературным памятником являются Веды. Начало их создания датируется II тыс. до н.э. Несколько позднее, в I тыс. до н.э., появились еше два великих литературных памятника — «Махабхарата» и «Рамаяна». Основное содержание первого составляет спор о власти между братьями Кауравами и Пандавами, закончившийся многодневной битвой между ними, в которой победили Пандавы. Главные герои событий — Арджуна и его возничий и наставник Кришна, поучения которого составляют отдельную часть памятника — «Бхагаватгиту».

Из более поздних памятников литературы особого выделения заслуживает «Панчатантра» (Пятикнижие, III-IVвв. н.э.) — сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительного толка. Особого выделения заслуживает также творчество поэта и драматурга Кали- дасы. Мировую известность ему принесла драма «I Пакунтала», а также поэмы «Облако-вестник» и «Рождение Кумары».

Что касается древнеиндийской архитектуры, то ее развитие имеет некоторые особенности. Дело в том, что никакие памятники материальной культуры Древней Индии, включая архитектурные, существовавшие до III в. до н.э., не сохранились и не дошли до наших дней. Это объясняется тем. что в тот период основным строительным материалом служило дерево, которое не выдержало испытания временем. Только в III в. до н.э. в строительстве начинается использование камня, и с этого времени многие архитектурные сооружения уже сохраняются. Поскольку господствующей религией в этот период был буддизм, постольку основными памятниками являются буддийские сооружения: ступы, стамбхи, пещерные храмы.

Буддийские ступы представляют собой круглые кирпичные сооружения диаметром 36 м и высотой 16 м. По преданию, в ступах хранились реликвии Будды. Самой известной из них стала «Большая ступа № 1», окруженная оградой с воротами. Стамбхи — это монолитные столбы-колонны высотой около 15 м, наверху которых установлена фигура священного животного, а поверхность покрыта надписями буддийского содержания.

Пещерные храмы обычно входили в комплекс построек вместе с монастырями. Самым знаменитым храмом является комплекс в Ад- жанте, объединяющий 29 пещер. Этот храм интересен также тем, что в нем сохранились прекрасные образцы древнеиндийской живописи. Росписи Аджанты изображают сиены из жизни Будды, мифологические сюжеты, а также сцены из светской жизни: танец, царская охота и т.д.

Индийскую культуру нельзя представить себе вне музыки, танца и театра, которые органически слиты между собой. Вокальнучомузыку индийцы понимают как начало и конец всех искусств. Особенностям музыки, канонам и технике танца посвящен древний трактат «Натьяшастра». В нем написано: «Музыка — дерево самой природы, его цветение — танец». Истоки танца и театра находятся в культовых обрядах и играх древнеиндийских племен. Творцом танца считается Шива, которого называют Натараджа (царь танца). Как танцор, хотя и в меньшей степени, известен также Кришна. Тем не менее большая часть классических и народных танцев посвящена именно Кришне и Раме.

Культура Древней Индии занимает исключительное место в мировой культуре. Будучи восточной, она оказала огромное влияние и на западную культуру. Многие ее памятники и достижения составляют органическую часть других культур.