Где таится смерть Кощея.

В книге Виктора Калашникова «Русская демонология» предпринята попытка систематизировать героев и сюжеты русских народных сказок. Делается это не из-за желания создать энциклопедию фольклора, а ради того, чтобы разглядеть, как за наслоениями эпох и культур (христианства, светского государства) в детских сказках растворился древний славянский эпос, героями которого были языческие боги и духи.

Кощей Бессмертный (или Кащей) — может быть, самая загадочная фигура в русских сказках. Афанасьев, например, считал, что Змей Горыныч и Кощей Бессмертный если не один и тот же, то, во всяком случае, взаимозаменяемый персонаж: «Как существо демоническое, змей в народных русских преданиях выступает нередко под именем Кощея бессмертного. Значение того и другого в наших сказках совершенно тождественно: Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей».

Но разве можно спутать живую мумию и дракона? Они ведь такие разные! Да и вообще, что за странное имя — Кощей? Что оно значит? Афанасьев считал, что оно происходит то ли от «кость», то ли от «кощуны» — колдовства. Другие ученые, склонные видеть в русских словах заимствования из языков соседних народов, считали, что имя живого скелета происходит от тюркского слова, означающего «раб, слуга».

Если раб, то — чей? Ведь в русских сказках не упоминается хозяин Кощея. Этот живой скелет может оказаться в плену у Марьи Моревны, но как прикованный цепями к стене пленник, вовсе не слуга. Как у русского Кощея могло оказаться тюркское имя? Что означает его смерть, покоящаяся в ларце то ли под заветным дубом, то ли на дне морском? При чем тут звери-помощники?..

Словом, вопросов возникает множество, а ответов однозначных нет. Может, все-таки прав был Афанасьев, когда возводил имя Кощея к кощунам, то есть называл его, таким образом, волшебником. Ну действительно, кто еще смог бы продлить свою жизнь настолько, чтобы люди стали его величать Бессмертным? Конечно, всемогущий маг. Или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как, скажем, Фауст. Но Кощей в сказках вовсе не волшебник и не человек, он сам, скорее всего, относится к демоническому миру. Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью.

Быть может, самой интересной догадкой является предположение Л. М. Алексеевой, которая в «Полярных сияниях в мифологии славян» написала:

«Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти. При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа, но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника. Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества (волхвов). Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного».

То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба?

Обложка книги Виктора Калашникова «Русская демонология».

Скажем, белуха, живущая в приполярных областях. Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов, Арктида.

Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен.

Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее.

Наши предположения вовсе не так фантастичны, как может показаться на первый взгляд. Согласно многочисленным легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, но и подземные глубины; не только ясный День, но и темная Ночь, не одно лишь Добро, но и Зло также. Следуя логике мифа, нужно вернуться к самому началу времен, чтобы поразить Зло в его зародыше, при этом разломав… иглу. Почему — иглу? В уже названной книжке Алексеева предполагает, что речь идет о копье — главном орудии северных народов, которым били морского зверя и белого медведя. Да и на китов по сю пору охотятся не иначе как гарпунами — большими копьями, или, если угодно, иглами.

Хотя бессмертный демон стужи, конечно, — не медведь, не морж и даже не кит. Его обычным гарпуном не возьмешь, тут нужно нечто помощнее. Например, магический жезл — та самая волшебная палочка, о которой говорится едва ли не во всех сказках.

И снова вопрос — почему же этот магический жезл не обратить против Кощея, чтобы, произнеся заклинания, лишить его жизни? Почему жезл надо сломать? Да по той простой причине, что жезл этот, судя по всему, принадлежал если не самому Кощею, то верховному жрецу его культа. Только уничтожив жезл, можно оборвать нить жизни древнего, но отнюдь не бессмертного демона. Что и проделал Иван в сказке, хотя Кощей был уверен, что тому не дано дойти своим умом до подобных премудростей. Бессмертный был уверен, что русские люди позабыли, откуда они пришли в леса. Ан нет, не позабыли: вспомнили в нужный момент, и тут Кощею пришел «карачун» — то есть конец.

Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников.

Обезопасить себя от назойливых мертвецов можно было единственным известным способом: в полночь разрыть их могилу, найти невидимую «навью» косточку и уничтожить ее, сломав, а еще вернее было сжечь ее. И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно. Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть.

Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова (не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога), князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце.

И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие. Наказание ли это или благо? Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами. Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была.

Так как я в это время был еще мальчиком, то интересовался, почему именно их предпочитают крестьяне сеять на кладбище. «Старые люди» мне отвечали, что «ото ж бессмертники — цветы мертвых родичей, потому что они и при жизни как мертвые». Старая Трембочка, баба на селе, как бы знахарка, объясняла иначе:

«Та те ж цветы цветут в яме! Они из ямы, и все, кого яма забирает, через те цветы с нами сообщаться могут. Эти цветы меж нами и ими, как черта (граница), и мы до них дотрагиваемся здесь, а они — там. Смерть их не берет. Сорваны они или нет, но жизнь для них, как и смерть — одно и то же. Цветы эти без смерти». Другая баба, жившая у моста через речку Желтые Воды, говорила: «Оттож, коли Бог свет делал, так взял и стал творожить землю, а смерть не хотела. Тогда Бог сел на коня и стал смерть на бой звать, а она вооружилась всякими ножами, когтями железными, дубинками, ружьем и пошла против Бога. Бой длился целую вечность. То Бог поборяет, а то она, треклятая, и пока Бог бился против смерти, Он творил урывками, то — то, то — другое. Бог сделает, а смерть разрушит!

Наконец, Бог подстерег смерть, когда та зазевалась, и убил ее. Но, падая, Смерть хваталась за кусты, травы, ветки, а за что схватится, то и посохнет. Схватилась она и за бессмертники да и начала рвать их с корнями. Бог сказал им расти крепче, чтобы она их вырвать не могла, а цветы выросли вокруг лежащей смерти только настолько, что закрыли ее наполовину, и Бог не мог ударить смерть так, чтобы она перестала двигаться! Тогда Он сказал: "Ну, так будьте же без жизни и без смерти!" И цветы остались такими навсегда. А сажают их на могилки, чтобы объявить усопшим, что "Смерти нет! Она убита Богом!" Но так как смерть еще не перестала двигаться и еще людей умерщвляет, то цветы напоминают усопшим о жизни, а живым о смерти!»

Действительно, пришлось наблюдать позже — крестьяне держать бессмертники в доме не любили. Это были могильные цветы. К ним было отношение почти религиозное. Сорвав несколько таких цветов, я пришел домой с кладбища, куда собирались весной дети для игры, и хотел цветы ставить в воду, но прислуга, заметив их, отобрала и бросила в огонь.

Что ж, это, пожалуй, наилучшее объяснение бессмертия Кощея, которое уже и жизнь не в жизнь, а смерть недостижима; он так и застрял между этими двумя мирами и оставался там до тех пор, пока Иван-царевич не избавил его от вечной муки и не даровал блаженное забвение смерти.

Если считать Кощея рабом, то он был слугой своего проклятого бессмертия. Все же он, скорее, принадлежал к потустороннему миру, ведь о появлении Ивана он узнает по запаху живого: «Русской костью пахнет!» Для мертвых, как известно, непереносим запах живых, так же как для живых отвратителен запах мертвечины. Этнограф В. Я. Пропп в «Исторических корнях волшебной сказки» писал по этому поводу: «Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху… Этот запах живых в высшей степени противен мертвецам… Мертвые вообще испытывают страх перед живым. Ни один живой не должен переступать заветного порога».

На Руси чрезмерных долгожителей подозревали в причастности к колдовству, считалось, что они «заживают» (то есть отнимают) чужой век. Самым правильным считалось умереть в свое время, в окружении большой семьи. Бессмертие же никого не прельщало. К чему оно, если люди, обладающие бессмертной душой, продолжают бесконечное существование в новом, более счастливом мире, Синей Сварге, стране в небесах, где живут наши предки?

В. Калашников. Русская демонология — М.: ЛомоносовЪ, 2014.

5 (100%) 1 vote

Почему кощей бессмертный. Это очень загадочный персонаж восточнославянских волшебных сказок. Почему он такой страшный и такой отрицательный? Неужели потому, что похитил любимую женщину (а других злодеяний за ним сказка не числит)? Что за имя такое – Кощей? Почему скупой, почему худой? Кем был «при жизни» – откуда попал в сказку? Почему Бессмертный, и почему смерть его упрятана в яйцо?

Ответы быть должны, ведь в народных волшебных сказках нет ничего случайного.

Начнем с «досье». Кощей Бессмертный, он же Кащей, Кащ, Каща, Костей, Косцей, Костий, Кошшуй Бездушный, Кощун, Корчун, Карачун, Царище-Кощерище, Кощуй Трипетов и пр., и пр.

Место жительства – Тридевятое царство, Подземное царство, Стеклянные горы.

Дворец, к примеру, из карбункла-камня, крытый золотом.

Род занятий – царь.

Хозяина во дворце обычно не застать: он занят войной, охотой или просто летанием по Руси.

Родственники неизвестны. Любовь Кощея – героиня сказки, похищенная на Руси женщина; любовь искренная, но как правило, безответная.

Друзей нет.

Враги: главный герой сказки (муж, брат, жених похищеной) и Баба-Яга.

Личные качества: худоба, физическая мощь, иногда – колдовская сила, умение летать. И самое главное – бессмертие. (Что до скупости, в сказках она не упоминается, но вытекает логически из худобы – при царском-то богатстве.) Это почти все.

Отрывочность сведений объяснима: сказка посвящена не жизни Кощея, а его смерти.

Поскольку Кощеи в сказках немного разные, и несколько различна их печальная судьба, выделим два типа Кощеев.

1. Кощей степной. В сказке появляется как пленник, прикованный в чулане, откуда его освобождает герой или героиня. Кощей уносится в свое царство, прихватив с собой героиню. Герой, достигнув обители Кощея, трижды пытается перепохитить женщину, дважды Кощей их настигает, на третий раз Кощей гибнет от копыта волшебного коня. (Конь герою дан Ягой-степной, повелительницей коней.)

2. Кощей северно-лесной. Налетает вихрь, уносит женщину, лишь потом выясняется, что вихрем и был Кощей. Смерть свою, заключенную в яйце, он спрятал в утке, утку – матрешкообразно – еще в несколько животных, все это – в сундук, на вершину дуба, который где-то на морском острове и стережется Кощеем пуще глаза. Баба-Яга здесь соответственно лесная, избушечная. По ее наводке действует главный герой. В момент разбития героем яйца Кощей гибнет.

Второй, «северный» тип Кощея представлен шире. Но в сказках Кощеи не обязательно блюдут чистоту типа. Случается и «северному» повисеть на цепях; бывает, и «степной» гибнет от яйца.

Особняком от сказок стоит былина об Иване Годиновиче. В ней, во-первых, героиня отдает свою любовь Кощею (за что ее Иван потом казнит), во-вторых, гибнет Кощей от собственной стрелы, а в-третьих, названо отчество Кощея – Трипетович.

Логично переходим к вопросам об имени и происхождении.

Многие персонажи былин имеют прототипами исторических лиц. Такие былинные злодеи, как Шарк-великан, Коньшик, унаследовали имена половецких ханов Шарукана и Кончака, известных по летописям и «Слову о полку Игореве».

В том же «Слове» трижды упомянут и некий Кощей. В следующих контекстах:

1. Взятие Игоря в плен половцами: «Ту Игорь-князь выседе из седла злата а в седло Кощиево».

Именно так – с большой буквы, как имя собственное – пишется Кощей в мусин-пушкинском издании «Слова о полку Игореве».

По мнению первых переводчиков-комментаторов, именно этот Кощей упомянут в Ипатьевской летописи: «И была половцам весть от Кощея от Гаврилкова от Иславича, что идут на них князи русские, и побежали половцы». Случилось это за 20 лет до «Игорева полка». Почему бы за это время не стать Кощею из скромного половецкого разведчика ханским приближенным?

Но потом выяснилось, что и в «Слове», и в летописях «кощей» – существительное нарицательное, означает: раб, слуга, пленник.

По-тюркски «кошчи».

И половецкий «резидент» был слугой у некого Гаврилка, и седло князю Игорю досталось холопское или пленничье, и резана – это бросовая цена за раба, и хана Кончака называют «смердом языческим» (в порядке пожелания).

Наш сказочный Кощей тоже иногда бывает пленником. Но не эта роль дала ему имя.

Скорее, наоборот. Слово «кошчи» проникло на Русь из степей не ранее VI века н. э. А Кощей уже был Кощеем.

Славяне приняли новое слово, скрестив его со старым, похожим. (Похоже на то, как ныне e-mail перекрещивают в «емелю» и пр.).

Раб в южной Руси стал называться кощеем, а «степной» Кощей стал еще и пленником. И потому-то именно для «степного» Кощея пленничество характернее.

Каков же первый смысл имени? В.И. Даль справедливо производил имя Кощей от слова «касть», означающего вред, порчу, пачкотню, ругань.

Корень этого слова древен и ветвист: каст – кость – каз – коз – каж – кащ – кощ. Уже в старославянских рукописях встречается «казити» – вредить; «изказити» – уничтожить, оскопить; «проказити отрочя» – изгнать плод.

Современное польское «кажич», чешское «казит», русские диалектные «казить» и «кастить», «костить» – означает одно и то же: портить, пачкать, вредить, ругать-костерить.

Существительное от «костить» – «кощенье».

А ребенок, который делает в штанишки – «кощенок», «костенок». «Пакость», «пакоща» – от того же корня, но с приставкой «па-».

В древнерусских летописях «творить пакощи» означало – совершать массовые убийства. «Сказиться» – беситься. «Каженик», «каженец» – калека, одержимый; порченный сглазом или иной порчей; скопец. (Обращаю внимание, что одним и тем же словом «касть» обозначается и злословие, и злодеяние; вред физический и ущерб моральный уравниваются.

Так, слово «брань» означает и битву, и ругань, а слово «ягать» – ругать, родственное имени Бабы-Яги, происходит от древнего корня со значением «зло», «вред».)
Итак, смысл имени Кощея вполне соответствует представлению о его зловредности, «кастливости».

Что касается его костялвости, худобы, то и этот вопрос можно выяснить из словарей. В рукописях XI века встречаются слова «кощий», «кощеный» – в значении «тощий», «худой»; в XVII веке – «кощавый» – в том же значении. Происходят ли эти прилагательные от слова «кость», либо худоба понималась как следствие порчи, «кощенья» – однозначно не сказать, но что само имя наводит на мысли о худобе – очевидно.

Еще надо заметить, что хотя прототипа сказочному Кощею в русской истории не нашлось, но несказочные Кощеи на Руси были. Найден даже автограф новгородского ключника по имени Кощей – берестяная грамота XV века. Загляните в телефонный справочник – сколько среди нас Кощеевых. А предки их прозывались Кощеями. Но эти Кощеи, если имели отношение к сказочному тезке, то лишь вторичное.

Вернемся к Кощею Бессмертному. Имя его имеет смысл, соответствующий роли, а значит, это не просто имя, а псевдоним. Подлинное имя, если бы кто и знал, вслух не называл бы: табу. Потому что его обладателя надо искать в мифологии.

Адрес Кощея, как помните, – Тридевятое царство, куда живой человек может войти только через избушку Бабы-Яги. И это царство, и Ягу детально изучил филолог В.Я. Пропп.

Это – царство смерти. Яга – существо пограничное, недаром у нее одна нога костяная, а избушка поворачивается, подобно турникету на проходной.

В Тридевятом царстве русский дух так же неприятен, как в русском царстве – мертвый дух. (Немудрено Кощею зафукать, учуяв Ивана.) Для этого царства и характерны молочные реки с кисельными берегами, дворцы из драгоценных материалов. А Кощей – владыка того царства! То есть – … кто?

Сюжет о похищении невесты Смертью древен, как само человечество. Только поначалу это была персональная Смерть конкретной невесты, она представлялась в виде змея или птицы.

Кощея – Смерть вообще – убить сложнее. Для пущей сложности Кощей свою гибель спрятал.

Не такой уж оригинальный прием, вот тому примеры. Жизнь древнегреческого Мелеагра заключалась в головне; головню сожгли, и он умер в муках.

Древний египтянин Бата спрятал свое сердце в цветок акации; цветок сорвали – Бата умер; сердце нашли – Бата воскрес.

Персидский принц носил душу в кинжале на шее. Догадайтесь, что случилось с принцем, когда кинжал похитили, и что – когда кинжал удалось вернуть.

Но почему гибель Кощея именно в яйце? Кажется очевидным – ведь в нем заключена жизнь. Но все сложнее.

Есть у нашего Кощея «братья по яйцу» за границей – тоже злодеи, тоже похитители женщин и тоже подобным образом упрятавшие свою смерть (сердце, душу, жизнь).

Встретить их можно в сказках скандинавских, кельтских, болгарских, польских, албанских под псевдонимами Великан без сердца, маг Тело-без-души, Змей, Червен Вятър, шайтан, а то и просто ведьма. Но у каждого почти – спрятанное заветное яйцо, обычно утиное. (Но, скажем, в итальянской сказке яйцо скрывает в себе орел.)

Теперь обратимся к «досье» и привлечем еще один псевдоним Кощея – Карачун. Это слово собственно смерть и обозначает, но не только. А еще и зимний солнцеворот, самый короткий день, языческий праздник. Что напоминает о древнем совмещении понятий смерти и зимы.

Само слово «смерть» древлеродственно словам «мор» и «мороз».

У лопарей был бог зимы и смерти Рот, властитель подземного царства – Ротайлы.

Еще в XIX веке лопари справляли праздник в честь Рота – 24 декабря, т. е. ровно в наш Карачун.

А яйцо тут вот причем. Конец зимы, по северным мифам, возвещает утка (или гусь, лебедь), влекущая по морю яйцо – солнце. С отступлением ледников миф потерял актуальность для европейцев, и яйцо перекочевало в сказку.

Есть и такие варианты сказки, где Кощею довольно только увидеть яйцо, чтобы потерять силу. В XIX веке американский ученый Дж.Д. Кертин серьезно изучал славянские мифы и сказки. Кертин знал русский язык, бывал в России, где его называли Еремеем Давидовичем Куртиным.

Узнав сказку о Кощее Бессмертном, Кертин поделился мифом, записанным им от индейцев Северной Америки.

Персонаж мифа, чье имя означает Зима, своей песней приносит морозы и снег. Зима неуязвим, ибо сердце его где-то спрятано. Однако враг Зимы находит сердце, сжигает его, и Зима умирает. Вот вам пожалуйста – зимняя ипостась Кощея в чистом виде.

Даже если сходство мифов индейского и европейского – не след единой культуры, а просто невероятное совпадение, то и оно неслучайно (по-научному это называется «конвергенция»).

Выводы. Почему кощей бессмертный.

1. Имя Кощей – славянское, означает «злодей», «вредоносец», «губитель», «пакостник». По сути, псевдоним, заменяющий истинное имя, которое нельзя назвать.

2. Созвучие с тюркским словом «кошчи» (невольник) внесло в южный вариант сказки эпизод заточения Кощея.

3. Созвучие со словами «кость», «кощий» (худой) способствовало представлениям о костлявом облике Кощея.

4. В сказку Кощей пришел из мифологии, где являлся божеством смерти, а ранее – и зимы.

5. Яйцо, несущее гибель Кощея, прежде было яйцом – солнцем, побеждающим зиму – смерть.

6. Вот почему Кощей страшен, величествен, непостижим.

7. Если воссоздавать славянский языческий календарь, Кощею должен быть посвящен самый короткий день года – Карачун. (А вовсе не 29 февраля, как предлагают некоторые.)

Литература
Мокиенко В.М. В глубь поговорки. К., 1989.
Назиров Р.Г. Истоки сюжета «Кощеева смерть в яйце»//Фольклор народов РСФСР: Сб. Уфа, 1989.
Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. Слово о полку Игореве.

101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович

Кощей Бессмертный

Кощей Бессмертный

Фантастический персонаж потустороннего мира Кощей Бессмертный в славянской мифологии воспринимается как владыка потустороннего мира. Он часто выполняет не только роль похитителя красавиц, освобождать которых сразу же направляется какой-нибудь добрый молодец, но и скупого хранителя сокровищ. Слово «кощь» в старославянском языке означает тощий, сухой, худой телом, близко слову «кость». «Кощуны творить» означает совершать дьявольские действия, кощунствовать. Таким образом, сказочный Кощей Бессмертный в русском фольклоре, получается, выступает как аналог Дьявола, Сатаны.

Есть еще одна странная сказка про Кощея Бессмертного, символизирующая собой зло как последствие человеческого предательства на земле. Злодеем становится богатырь из сказки «Про Кощея-богатыря». Этого героя предают его товарищи-князья. Предательство рождает своего рода артефакт в душе героя, который перерождается в злодея. В сказке этот герой фигурирует как самый первый богатырь, который вызволял людей из плена. После предательства он оказывается посаженным на цепь и заточенным в башню, в которой вынужден пребывать так долго, что цепи его ржавеют, а он сам забывает свое имя и называет себя Кощеем, потому что становится очень тощим. Тем не менее, выйдя из темницы, он подчиняет себе армию своего врага и начинает завоевывать чужеземные города. Завоевав чужие земли, этот единственный в своем экземпляре Кощей объединяет их в одно царство, а затем решает идти на Русь мстить предателям. Так к образу раба, злодея, колдуна Кощея присоединяются еще черты психически перерожденного в злодея героя, в прошлом освободителя. Получается совсем по Фрейду: обида рождает в душе зло, а неспособность ее побороть - цепь злых поступков.

Во многих сказках Кощей является пленником, триста лет пробывшим в заточении в башне либо в подземелье.

Иногда Кощей представлен не только чародеем, колдуном, но и военачальником, который пришел жечь русские города. В этом плане он выступает как олицетворение иноземной напасти, которой подвергались русские земли в древности.

Кощей как существо, стоящее над реальностью человеческого мира, чувствует. Он чует человеческий дух на расстоянии и может вести людей к гибели.

Смерть Кощея сокрыта столь далеко, что его называют Бессмертным: «на море на океане, на острове на Буяне есть зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке каменное яйцо, в том яйце игла, а на конце той иглы Кощеева смерть». Стоит только добыть это яйцо и сжать его в руке, как тотчас же Кощей начинает чувствовать страшную боль; стоит только сломать иглу, и Кощей мгновенно умирает.

Овладев чудесным яйцом, царевич бросает его в лоб Кощея - и тот умирает. Существует поверье, что дьявола можно убить только серебряною пулею (молнией) или яйцом, снесенным курицею накануне Рождества, когда, согласно старинному мифу, рождается солнце.

Внешне Кощей изображается в виде худого высокого старика. Он часто представляется кряжистым и скупым. Кощей связан со стихией воды. Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья. Сказаний про Кощея много, и всегда он является абсолютным злом, поэтому в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, или ему разбивают голову.

Сюжет о Кощее Бессмертном восходит к мифологическому мотиву о Змее, хранителе Мирового яйца. Первый культурный герой убивает Змея. Смерть Змея означает конец первозданному хаосу и начало организованного космоса.

Из книги Записки командира штрафбата [Воспоминания комбата, 1941–1945] автора Сукнев Михаил Иванович

Глава 6 «Теперь Сукнев бессмертный…» Итак, один оставшийся от полка 1-й батальон под командованием Григория Гайчени занял оборону аж в шесть километров - по правому берегу Волхова от Кирилловки до села Слутка. Кем заполнили прорехи в обороне, не знаю. Мне приказ: 5 мая

Из книги Каменный Пояс, 1986 автора Петрин Александр

автора

Из книги Жизнь и необычайные приключения писателя Войновича (рассказанные им самим) автора Войнович Владимир Николаевич

Бессмертный Очумелов Меня наказывали, я пытался протестовать против наказания.Разные начальники время от времени вызывали меня к себе. Теперь мне кажется, выражение «вызывать к себе» даже не существует, я не могу себе представить, что меня вызовет к себе, а не попросит

Из книги Фонвизин автора Люстров Михаил Юрьевич

Бессмертный «Недоросль» Судя по всему, после женитьбы писательская активность Фонвизина стремительно падает, а выполненные во второй половине 1770-х годов переводы секретаря главного российского фрондера Никиты Панина и верного сторонника Павла Петровича посвящены

Из книги И было утро... Воспоминания об отце Александре Мене автора Коллектив авторов

Из книги Охотник вверх ногами автора Хенкин Кирилл Викторович

5. Бессмертный князь Потемкин-Таврический В ту же зиму 1941/1942 года я узнал, что в Елабуге, куда она эвакуировалась с сыном Муром, повесилась Марина Ивановна Цветаева.Повесилась... Дочь ее, Ариадна (Аля), с которой мы в детстве дружили, уже мыкалась в то время по лагерям и

Из книги Алексей Яковлев автора Куликова Кира Федоровна

Глава четвертая СЛАВНЫЕ РУССКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ И БЕССМЕРТНЫЙ ВЕНЕЦИАНСКИЙ МАВР НЕУТОМИМЫЙ ШАХОВСКОЙ До конца жизни не будет знать покоя этот картавящий, пришепетывающий, с маленькими острыми глазками и огромным птичьим носом, быстро семенящий короткими ножками, одержимый

Из книги Граф Сен-Жермен - хранитель всех тайн автора Шакорнак Поль

Из книги Клара Цеткин автора Ильберг Ганна

БЕССМЕРТНЫЙ ПОДВИГ Кларе Цеткин только что исполнилось семьдесят пять лет. Казалось, что ее тяжелая, напряженная жизнь постепенно затухает. Клара уже не вставала. Здесь, на своей второй родине, в Советском Союзе, она получила потрясающее известие об успехе фашистов на

Из книги Наедине с осенью (сборник) автора Паустовский Константин Георгиевич

Бессмертный Тиль Старинная Фландрия. Родина Тиля Уленшпигеля. Веселая и богатая страна. Страна румяных и шутливых людей, тучных пастбищ, маленьких городов, дремлющих под треньканье надтреснутых колоколов, и других городов – многолюдных, огромных.Эти города сотни лет

Из книги Рассказы о героях автора Карпов Николай

В. Альтов БЕССМЕРТНЫЙ ДЕСАНТ Герой Советского СоюзаАкрен Мингазович Хайрутдинов В ночь на 26 марта 1944 года над Южным Бугом висли белесые космы тумана.Когда совсем стемнело, к берегу, стараясь ступать неслышно, подошла группа воинов. Майор Федор Котанов, подозвав

Не все русские народные сказки наделены только положительными персонажами. Некоторые герои наводят страх и ужас на маленьких детей. Стоит вспомнить уродливую старуху , заманивавшую в свой домик на курьих ножках девочек и мальчиков, которые прямиком отправлялись в печь. В зловещем лесу можно встретить , а в озере обитают русалки. Красавицы с рыбьим хвостом – вовсе не добрые существа, каких мы привыкли видеть на картинках, ибо они кидаются на людей, ловят их и щекочут до смерти.

Кроме того, в дремучих лесах стоит остерегаться мистического персонажа Кощея Бессмертного, который предстает в образе злого чародея. Не повезет тому, кто окажется в его царстве! Этот старик, вечно чахнущий над златом, привлек внимание известных художников, режиссеров, мультипликаторов и литературной диаспоры. Стоит только вспомнить картину мастера фольклорной живописи «Кощей Бессмертный», чтобы понять, насколько ужасен этот старик.

Образ и внешность

Откуда пришел Кощей, ученым не понятно до сих пор, поэтому в исследовательских кругах существует несколько мнений. Первые считают, что владельца меча и обладателя сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод. Вторые говорят, что Бессмертный «списывался» с германского мифического правителя Одина. Третьи же уверены, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями.


Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. В основном любители кино и литературы привыкли представлять Кощея в образе худого старика в темном костюме, из которого торчат кости. Его кожа настолько бледна и натянута, что видны очертания черепа и глазные впадины. Лицо чародея украшают хмурые брови и крючковатый нос. Порой и вовсе Бессмертного рисовали как скелета. В любом случае, его внешний вид связан с темнотой и смертью, недаром говорится:

«Кощей на что ни взглянет – все вянет. Кощей на скот – скот дохнет, Кощей на траву – трава сохнет».

Во многих рассказах упоминается, что Кощей является пленником, который 300 лет пробыл в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями.

Принято выделять три ипостаси Бессмертного. В первой группе рассказов старик предстает в облике царя, обладающего магическими способностями и владеющего несметными богатствами. Чаще всего у Кощея есть спутник – верный конь-скелет, олицетворяющий мир домашнего скота. Но иногда он появляется и без него.


Главная цель героя заключается в том, чтобы похитить красавиц и расквитаться с врагами: , Дубыней, Горыней и прочими богатырями. Девушкам, которые оказывались в плену худого волшебника, крупно не везло. Однако был случай, когда галантный кавалер Кощей обольстил барышню. По крайней мере, это демонстрируется в былине «Об Иване Годиновиче»: чародей посватался к черниговской княжне Марье Дмитриевичне, которая ответила взаимностью.

В других сказках Бессмертный упоминается как отец Чуд-юд, женатый на змеихе-ведьме. Кощей проводит свои дни праздно: лежит на кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают два десятка могучих богатырей. Таким образом, худощавый колдун чем-то напоминает из одноименной повести .


Также Кощея можно увидеть в виде старика, которому авторы дали такую характеристику: «сам с ноготь, борода с локоть». Герой живет в избушке на курьих ножках. Этот образ демонстрируют сказки «Зорька, Вечорка и Полуночка», «Медведко», «Горыня» и некоторые другие произведения народного творчества.

Сила

Кощей – весьма профессиональный колдун, которому позавидуют и из «Гарри Поттера». Причем темный волшебник подходит к своим магическим преступлениям весьма оригинально.

За примерами далеко ходить не надо. В сказке «Елена Прекрасная» он обратил своего заклятого врага Ивана-царевича в орех, превратил красавицу в царевну-лягушку, а другую барышню – в змею. А в истории об «Иване Сосновиче» колдун расквитался с целым царством, превратив его жителей в каменные глыбы.


Кстати, если увидите в лесу огромного черного ворона, то, возможно, это Кощей Бессмертный перевоплотился в гордую птицу из стихотворения .

Кощея можно назвать счастливчиком, ведь свою силу он черпает из обыкновенной воды. Когда старик выпил три ведра воды, поднесенные Иваном-царевичем, он без труда разорвал двенадцать цепей и освободился из подземелья. Однако у властителя трона есть и слабые стороны. Убить его не просто, но можно:

«Смерть Кощея на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет».

Однако в сказке о Марье Моревне старик, обладающий бессмертием, пал от волшебного коня Ивана, который ударил чародея копытом и размозжил ему голову. Далее Иван сжег несчастного на костре, а пепел пустил по ветру. В другой вариации сказки царевич добивает своего заклятого врага палицей.

Фильмография и актеры

Кинематографических произведений про Кощея Бессмертного не сосчитать на пальцах, поэтому представим несколько известных картин с участием именитых актеров.

«Кащей Бессмертный» (1944)

«После дождичка в четверг» (1985)

В 1985 году режиссер Михаил Юзовский презентовал сказку по мотивам либретто . Сюжет рассказывает о том, как после дождичка в четверг царь Авдей стал отцом: супруга родила ему мальчика. В тот же день ключница Варвара тоже родила первенца, а в капусте был обнаружен новорожденный подкидыш.


Всех мальчиков назвали Иванами, а владелец короны велел воспитывать их вместе. Однако ключница решила действовать хитростью: в царскую люльку положила своего сына, а остальных отдала разбойникам. Прошло 20 лет, и два Ивана решили освободиться от оков и сразить Кощея Бессмертного. Роль колдуна досталась , который поработал с Геннадием Фроловым, и .

«На златом крыльце сидели» (1986)

Волшебная сказка Бориса Рыцарева рассказывает про двух королей-соседей – Федота и Амфибрахия. Но последний монарх словно провалился сквозь землю, а королева не смогла справиться с государственными делами в одиночку. Поэтому повелительница начала размышлять о том, как бы отдать свою дочь Алену замуж на выгодных условиях. Сердце девушки покорил Иван-царевич, которому пришлось сразиться с Кощеем Бессмертным.


Любителя злата сыграл Виктор Сергачев, а его коллегами были , и .

«Книга мастеров» (2009)

В 2009 году вышел первый российский фильм в сотрудничестве с кинокомпанией «Walt Disney Pictures». Режиссером выступил Вадим Соколовский. История рассказывает о том, что Каменная Княжна, заточенная в башне, скоро выберется на свободу, и миру настанет конец. По случайному стечению обстоятельств, роль вершителя судьбы людей достается Ивану, которому придется столкнуться с Кощеем Бессмертным.


В актерский состав картины вошли

Изображение

Этимология

Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя. Это слово, по наиболее распространённой этимологии, от тюркского košči «невольник», которое, в свою очередь, образовано от koš «лагерь, стоянка» (в древнерусском «кошь» - стан, обоз; в украинском языке «кіш» означает стан, поселение, а «кошевой» - старшина, начальник коша. В белорусском языке «кашеваць» означало раскинуть стан); впрочем, А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию - от костить "бранить".

Кощей , как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает не тюркизмом, а исконно славянским словом (омонимом) и связывает со словом кость (общеславянское *kostь)

Внешний вид

Кощей Бессмертный (Кащей Бессмертный) - отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда - всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым (ср. «там царь Кощей над златом чахнет» А. С. Пушкина).

Происхождение

Прежде всего, нам известно, что это один из ярких сказочных персонажей. Его облик смутный, а варианты толкования образа противоречивые. Кроме того, его имя имеет не совсем ясную этимологию. Есть как минимум две версии происхождения этой сомнительной сказочной (а может, и не сказочной) личности: 1. Это результат народного воображения, впоследствии ставший фольклором и достоянием республики. 2. Кощей Бессмертный - это прототип реального человека. Кощей Бессмертный, фото которого по ряду причин не представляется возможным вам продемонстрировать (только рисунки) как фольклорный вымышленный персонаж наделен многими полномочиями. Он превращается в черного ворона, а иногда - в летучего змея. Это позволяет ему легко и быстро перемещаться по свету и разным мирам, выкрадывая все, что ему необходимо. А необходимо ему именно золото и другие богатства... Помните, как у Пушкина сказано про Кощея, который чахнет над златом? Вот так и есть. Согласно народному приданию, силу ему придает вода. Выпив за раз целых три ведра, он способен укротить даже самого Змея Горыныча! Кстати, некоторые исследователи в области славянской мифологии утверждают, что образы Бессмертного и Горыныча взаимозаменяемы в русских сказках. Оба они просто обожают богатства, а также воруют девушек-красавиц! Однако Кощей наделен чуть большим могуществом, неподвластным Змею Горынычу. По этой версии прототипом сказочного Кощея является не кто иной, как сам Святой Касьян. Дело в том, что вышеупомянутый прототип вполне могли назвать Кощеем из-за созвучности этих имен. Кроме этого, совпадают два праздника: день Чернобога и день Святого Касьяна славяне отмечали в одно и то же время - в конце февраля. По некоторым данным, на этот праздник они надевали на себя странные наряды в виде человеческих костей с короной на голове, которые и по сей день пользуются популярностью на детских утренниках и в сказочных спектаклях. Имеется в виду костюм Кощея Бессмертного. Между тем, Касьян многое сделал, чтобы христианство распространилось на земле, однако его все равно считали злым, а не святым!

Место обитания

Точное место обитания Героя неизвестно, в разных источниках упоминается разное.

  • ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ - В сказке «Царевна-лягушка» героиня успевает бросить на прощание Ивану-царевичу фразу: «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кащея Бессмертного». В столь драматический момент Василиса Прекрасная не стала бы говорить пустые, ничего не значащие присказки. Она указала Ивану-царевичу точное место, где находится царство Кащея. Там ее и надо было искать, чтобы вызволить из кащеева плена.
  • На восприятие Кощея Бессмертного как представителя «иного» мира, мира смерти, указывают характеристики его местопребывания. Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться в «прикрай свету, в самый конец» его. Туда из всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный: герой изнашивает железные сапоги, железный сюртук и железную шляпу, съедает три железных хлеба; ему приходится преодолевать многочисленные препятствия, обращаться к помощникам за советом и подмогой, вступать в борьбу с коварным противником и даже погибать и воскресать. Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке как дворец, замок, большой дом, «фа-терка - золотые окна». Здесь находятся несметные богатства - золото, серебро, скатный жемчуг, которые герой после победы над противником забирает из его царства. По мнению исследователей, золотая окраска предметов в мифопоэтическом сознании воспринимается как признак потустороннего мира. То же касается и образа стеклянных гор, где, согласно некоторым текстам сказок, расположен дворец Кощея Бессмертного. Живёт в подземном царстве.

Родственники

  • По некоторым ретроспекциям Кощей представляется сыном Матери Земли в древней славянской мифологии.
  • Родственные связи Кощея Бессмертного. Е. В. Караваева отмечает: в сказке непосредственно упоминается о том, что Василиса является дочерью Кощея Бессмертного, которую он не хочет ни за кого выдавать замуж, что является очередным проявлением его жадности и стяжательства, авторитаризма. А имя же Василиса происходит от византийского "базилеос", что значит "царь" или "царица".То есть Василиса - царская дочь, она состоит в родстве с Кощеем и подтверждает его высокий социальный статус царя.

Особенности характера и привычки

Безжалостный, злой, страшный колдун, ужасно скупой.

В словаре русского языка Даля «Кащей» пишется через «А» . И объясняется почему. «Кащей» , по мнению Даля, происходит от слова «кастить» , что означает «грязнить, гадить, пакостить, марать, сорить, бранить, сквернословить» . «Касть» – это пакость, мерзость, гадость, скверна..

В данном случае имя очень точно определяет характер и привычки нашего героя.

Интересы

Коллекционирует злато-серебро, разные сокровища. Любит похищать красавиц.

Друзья

Друзей в разных сказках мы не обнаружили

Враги

  • Баба Яга. Чаще всего эти два отрицательных персонажа заодно, но в некоторых сказках именно эта старушка рассказывает главному герою о том, как погубить злодея.
  • Богатыри – добрый Добрыня, умный Усыня и смекалистый Горыня.
  • Основной враг Кощея – это всё же Иван-царевич, человек, который не устаёт с ним бороться.

Характерные фразы, цитаты

- "Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несёт!"

- "У меня смерть в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть."

- "Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного..."

- "Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался - от тебя русским духом и пахнет."

- "И я тут был, мед-вино пил, по усам текло, во рту не было."

Образ в искусстве

Произведения, в которых встречается существо

Марья Моревна. Царевна-лягушка. Кощей Бессмертный. Булат - молодец. Русские народные сказки

Иван Соснович. Беломорская сказка

Кощеево царство. Житейская сказка

Панюшкин В. Код Кощея: Русские сказки глазами юриста.

Известный литератор Валерий Панюшкин обнаружил истоки современной правовой системы в русских народных сказках: уже тогда тяжущиеся были уверены, что истина недостижима, мера наказания определялась социальным положением преступника, прав всегда оказывался самый сильный, условия договора пересматривались задним числом, а зло в открытом судебном процессе было априори непобедимо. Неужели за столько веков ничего не изменилось?

Ю. Костров Сукин сэр, или яйцо Кощея.

После посещения фирмы "Апогей", которую возглавляет Илья Суворов, таинственно исчезают несколько крупных бизнесменов и политиков. На ничего не подозревающего владельца фирмы начинает охоту всероссийский олигарх по кличке Кальсон, которому удается заманить Суворова в закрытую клинику доктора Сплина, где занимаются странными опытами над людьми. Находчивый и изворотливый Илья Суворов, одновременно находящийся "под колпаком" у полковника из МУРа Петровны и Кальсона, не только выпутывается из цепких лап доктора-экспериментатора, но и успевает одаривать пылкой любовью женщин, встречающихся на пути к спасению...

Шемшук В.А. Встреча с Кощеем Бессмертным. Практика бессмертия.

Фильмография

Фото Кощея Бессмертного

из детского фильма "Кащей Бессмертный" ,Режиссер Александр Роу. Премьера - 27 мая 1945

Римский-Корсаков Музыкальный фильм. 1952г. (Евгений Лебедев)

Кадр из мультфильма "Царевна-лягушка" 1954 год

Огонь, вода и… медные трубы Детский, мюзикл. 1968г. (Георгий Милляр)

Весёлое волшебство Фильм. 19669г. (Фёдор Никитин)

Новогодние приключения Маши и Вити Детский фильм. 1975г.(Николай Боярский)

Там, на неведомых дорожках… Детский фильм. 1982г.(Александр Филиппенко)

После дождичка в четверг Детский фильм. 1985г.(Олег Табаков)

На златом крыльце сидели Детский фильм. 1986г.(Виктор Сергачёв)

Сказка про влюблённого маляра Детский фильм. 1987г.(Валерий Ивченко)

Лиловый шар Фантастический детский фильм. 1987г.(Игорь Ясулович)

Кощеево царство . Детский фильм. 2003г. Россия. Режиссер: Светлана Кенециус

  • Чудеса в Решетове Детский фильм. 2003г.(Нодар Мгалоблишвили)

Книга мастеров Детский фильм. 2009г.(Гоша Куценко)

Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях

Кощей Меднобородый – в польских сказках чудище водяное. Водяной с медной бородой, жабьей головой, рачьими клешнями и огромными глазами. Умеет колдовать. Разговаривая всё время подквакивает. Имеет власть над всеми водами, вплоть до подземных. «Из колодца, глаза в глаза, чудище на него глядит: голова жабья с бадью, рот от уха до уха, глазищи как лукошки, вместо рук – клешни рачьи…высунулось чудище из колодца наполовину – рыжая бородища раскинулась по воде, точно ржавые водоросли, каждый волосок поодиночке шевелится. - Я – Кощей Меднобородый, владыка подземного царства…