Герасимов александр михайлович биография художника. Русские художники

Александр Герасимов - художник, автор целого ряда картин на революционную тематику. Однако он писал и лирические портреты, пейзажи, в которых особо проявились особенности его творчества: яркий колорит, широкий мазок, стремление к этюдному оформлению полотен.

Годы учебы

В небольшом городе Тамбовской губернии в 1881 году родился Александр Михайлович Герасимов. Художник, биография и творчество которого являются предметом настоящего обзора, больше десяти лет учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Сначала он занимался на живописном отделении, и здесь его учителями были такие известные мастера, как Коровин, Серов. Именно от них он заимствовал свою характерную манеру письма. Также автор перенял многое у авторов-импрессионистов, творчеством которых увлекся в годы студенчества. Герасимов - художник, который не ограничился живописью, он также занялся и архитектурой, поступив на соответствующее отделение.

Женский портрет

Во время обучения в московском училище автор написал ряд интересных работ, в которых уже тогда сказался его незаурядный талант живописца. В 1912 году он создал портрет известного переводчика и театрального историка Надежды Гиляровской. Картина наполнена ярким солнечным светом, ее краски насыщенные и яркие. В центре полотна находится фигура молодой красивой женщины в простом летнем домашнем платье. Перед ней - стол с огромным букетом цветов, который придает картине праздничный дух. На заднем фоне изображен великолепный сад. Эта картина получилась очень жизнерадостной, она проникнута любовью к природе.

Картина «Букет цветов»

Герасимов - художник, который на раннем этапе своего творчества увлекался пейзажными зарисовками. Через два года он написал новую картину - «Букет цветов. Окно». Как и первая картина, она написана яркими и сочными красками.

В этих двух полотнах отчетливо проявилось увлечение автора импрессионизмом: изображения не столько рассказывают историю, сколько передают сиюминутные впечатления автора. Он делал акцент на образность изображаемых объектов, поэтому их контуры получились несколько расплывчатыми, мазок кисти - свободен и широк.

В степени художника и архитектора окончил училище Герасимов. Художник во время Первой мировой войны был призван в армию, потом некоторое время жил в родном городе Козлове и лишь в 1925 году получил возможность вернуться в Москву. Здесь он вступил в общество революционных художников - организацию АХХР, представители которой в своем творчестве развивали принципы социализма. К этому периоду жизни художника относится его знакомство с наркомом К. Ворошиловым, который принимал активное участие в судьбе и продвижении живописца.

Портреты

В конце 1920 - первой половине 1930-х годов в искусстве господствующим стал социалистический реализм. Данное направление предполагало изображение действительности с точки зрения идеалов одноименного общественного строя. Главным его принципом была народность, что предполагало доступность и понятность сюжетов. Герасимов стал писать свои картины в новой манере. Показателен тот факт, что в рассматриваемое время он воспринимал сам себя как портретиста. Его полотна отличались парадностью и даже некоторым лоском. Художник создал целую галерею портретов партийных деятелей (К. Ворошилова, В. Ленина, И. Сталина). Характерной чертой его работ является яркая экспрессия, выразительность, подвижность фигур.

Картина «В.И. Ленин на трибуне»

Это полотно было создано в 1930 году. Именно в данной работе наиболее отчетливо проявился социалистический реализм, так как ее содержание проникнуто духом классовой борьбы, которая стала главной темой указанного направления. В центре картины - фигура этого партийного лидера, который резким движением подался вперед, как бы желая этим движением усилить смысл сказанного. Идеей борьбы проникнута картина «Ленин на трибуне». Герасимов нарочно играет на контрасте красок. Небо покрыто темными серыми тучами, в то время как самого докладчика окружают красные флаги, которые, как известно, являются знаком революции.

Внизу художник изобразил огромную толпу народа с красными флагами. Цветовая гамма картины получилась очень колоритной. Серые, почти черные тучи резко выделяются на фоне белых просветов, а черный костюм Ленина подчеркивает стремительность его движения к слушателям. Вся композиция построена на контрасте, так как автор хотел показать динамизм борьбы. В том же году художник создал второй портрет Ленина, представляющий его выступающим на пленуме Моссовета в 1922 году. Данное полотно, в отличие от первого, делает акцент на внешности докладчика: его лицо - в центре, а фигура снова полна динамизма и стремительности.

Работы конца 1930-х годов

Два монументальных портрета создал в этот период Герасимов. Художник, картины которого отличались не только лиричностью, но и некоторой официозностью, написал в 1938 году Сталина и Ворошилова на широком фоне Кремля. Генсек и «железный нарком» изображены в полный рост. Оба наблюдают строительные работы, развернувшиеся в столице. Пейзаж на заднем плане получился у живописца особенно хорошо: автор изобразил городской вид после дождя, что всегда удавалось ему особенно хорошо.

Картина имеет глубокое идеологическое значение: виды строительства должны были показать зрителю достижения социализма, фигуры Сталина и Ворошилова на фоне обновляющейся Москвы служили воплощением идеи о прогрессивной роли большевистской партии в судьбах страны. Через год художник написал портрет Сталина, делающего доклад на съезде ВКП(б). Это полотно также носит официальный характер и отличается парадностью.

«Гимн октябрю»

Эта работа была создана в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году. В то время советская культура особенно активно проводила мысль о прогрессивной роли революции, партии, партийных лидеров. Большое внимание уделялось личности Сталина, которого представляли как законного преемника Ленина. Картина «Гимн октябрю» соединяет эти вышеперечисленные идеи в одно целое. В центре - бюст Ленина, над которым висит портрет Сталина в профиль. Впереди изображены партийные деятели, а на трибуне слева выступает Иосиф Виссарионович перед собравшимися, которые заполнили весь зал. Картина выполнена в красном цвете, который выражает революционную идеологию. Заседание проходит в Большом театре (по бокам видны ложи), что придает изображению особенную праздничность и торжественность.

Это полотно считается наиболее монументальным в творчестве художника, оно было представлено на 10 международных выставках. Все вышеперечисленные картины являются полотнами строго официального характера, они стали эталоном искусства в стране.

Картина «После дождя»

Это произведение считается одним из лучших в творчестве художника. Оно проникнуто тем тонким лирическим духом, который был так характерен для раннего Герасимова, начинавшего с прекрасных пейзажных зарисовок, в которых чувствовалась его неподдельная любовь к родной природе. В 1935 году на пике своей популярности живописец неожиданно решает съездить в Тамбовскую область, чтобы отдохнуть. По воспоминаниям сестры художника, он был поражен и восхищен обновившимся пейзажем после сильного ливня. Особенно хорошо писал так называемые «дождевые» сюжеты Герасимов. Художник («После дождя» - наиболее яркий образец мастерства автора в изображении природы) как никто другой умел показывать состояние воздуха, травы, неба и всей окружающей среды в период ее обновления. Его картина дышит свежестью и влажностью. Глядя на нее, зритель начинается чувствовать воздушную прохладу и мягкость, разлитую вокруг.

Композиция

В центре полотна - садовое крыльцо (второе название работы - «Мокрая терраса») с изящным столиком, на котором стоит ваза с букетом цветов. На заднем плане - густой сад, поросший свежей зеленью. Половина картины заполнена легким солнечным светом, который напоминает о недавно прошедшем дожде. Правая сторона затемнена, и этот контраст сглаживается лазоревым оттенком неба, который как будто примиряет обе стороны.

Художнику очень хорошо удалось показать мокрую свежую листву деревьев, влажную террасу, умытый дождем столик. Произведение выполнено в лучших традициях раннего творчества Герасимова.

Становление карьеры

Герасимов занимал пост председателя Совета художников Советского Союза. Он стал одним из первых деятелей искусства, который получил звание народного живописца. В течение десяти лет, с 1947 по 1957 год, он занимал пост президента Академии художеств. Герасимов занимался разработкой теории искусствоведения, о чем говорит получение им научной степени доктора. Помимо картин и монументальных полотен, он занимался иллюстрированием (так, его руке принадлежат рисунки к повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»). В годы правления Сталина Герасимов был ведущим художником в стране, однако после прихода к власти Н. Хрущева он лишился почти всех своих постов, а его картины были убраны из музеев.

В 1963 году скончался знаменитый живописец Герасимов. Художник, выставка которого была организована в 2016 году в историческом музее, прошел долгий творческий путь от увлечения импрессионизмом до перехода к социалистическому реализму. На указанной выставке представлены его наиболее значимые работы, а также ранние пейзажные зарисовки, которые наглядно демонстрируют эволюцию живописца. Особенно выделяется среди экспонатов картина «Гимн октябрю». Это огромное монументальное полотно долгое время находилось на хранении в музее и не выставлялось напоказ, поскольку, как выяснилось впоследствии, изображенного на полотне торжественного заседания в честь годовщины революции не было, но живописец получил заказ изобразить его на картине.

Данное полотно интересно тем, что, являясь памятником советской эпохи, наглядно показывает идеологию, господствовавшую в свое время в нашей стране. Именно поэтому полотно вызывает немалый интерес и у западного зрителя, который по нему может составить себе примерное представление о мышлении советского человека середины 20 века. Творчество Герасимова было чрезвычайно многообразно: он рисовал и семейные портреты, и пейзажи, и официальные полотна. Будучи по образованию архитектором, художник писал здания. Одна из лучших работ живописца на данную тематику -«Есть метро!». Герасимов прошел долгий творческий путь и занял видное место среди отечественных художников.

. .

Дом №6А. Дом-мастерскую для художника А.М. Герасимова построили в 1937 г. на месте сквера, через который был проход на ул. Венецианова. Участок под строительство выделили по ходатайству наркома обороны К.Е. Ворошилова (с ним художник был знаком еще с 1927 г., когда писал его портрет, и дружил всю жизнь ), а поселиться в поселке Герасимову предложил председатель Правления "Всекохудожник" В.Ф. Сахаров, который одновременно был и председателем Правления кооператива "Сокол".
Как утверждается в некоторых источниках, коттедж был построен по проекту самого художника (?).
Ул. Левитана, дом 6А. Вот так в годы моего детства выглядел этот домик.

Правда, его авторство у меня вызывает сомнение, сам он утверждал - ""Еще будучи учеником я проектировал здание театра в Козлове (сейчас г. Мичуринск ) в стиле модернизированного ампира. Это единственная постройка - остальные проекты остались на бумаге, потому что всю свою жизнь я посвятил живописи" .
Мичуриснкий драматический театр, построенный в 1913 г. по проекту Герасимова А.М.

Народный художник СССР, лауреат четырех Сталинских премий, первый президент Академии художеств СССР Александр Михайлович Герасимов (1881-1963 гг.) личность яркая и неоднозначная. Талантливый художник, человек разносторонних увлечений, друживший со многими выдающимися людьми своего времени, в т.ч. и с властью, вызывал у современников противоречивые чувства, одни его ненавидили, другие завидовали, третьи любили.
Художник Герасимов Александр Михайлович. Автопортрет.

Сейчас, по прошествии времени, понимаешь, что Герасимов - человек-глыба, сделавший сам себя, добившийся карьерных высот, оставивший на своих полотнах с одной стороны летопись эпохи в монументальных полотнах и портетах своих современников, а с другой стороны тонкие и лирические пейзажи и натюрморты. Однако, чем больше я всматриваюсь в работы художника и читаю воспоминаний о нем, меня не оставляет чувство двойственности, как будто речь идет о двух разных людях.
О нем, написано достаточно много статей и книг и каждый желающий сможет с ними ознакомиться. Я же коротко упомяну о начальном периоде его биографии и в основном раскажу о периоде его проживания в поселке и о его семье.
Александр Михайлович родился 12 августа 1881 года в городе Козлове (ныне Мичуринск), на Тамбовщине. Отец будущего художника, выходец из крестьян, впоследствии был прасолом - торговцем скота. Закончив церковно-приходскую школу, Герасимов поступает в Козловское уездное училище. Одновременно отец приучает "наследника" к торговому делу.

Герасимов А.М. в юности.

Возможно, юный Александр и пошел бы по стопам отца, но помог случай. В начале 90-х годов в Козлов приехал выпускник Петербургской Академии художеств С.И.Криволуцкий и открыл художественную школу, которую юный Александр стал посещать. Вот он-то увидев работы мальчика и посоветовал ему учиться дальше.
Герасимов едет в Москву, блестяще сдает экзамен по рисунку и становится студентом Училища живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками становятся такие выдающиеся художники как В.Серов, К.Коровин, А.Васнецов, А.М.Корин, А.Е.Архипов, Л.О.Пастернак и мн. др.
В училище Александр Михайлович занимался с 1903 - по 1915 гг. После его окончания, в 1915 г., он был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. Как нестроевой солдат, служил в санитарном поезде на южном (галицийском) фронте. После демобилизации, в 1918 - 1925 гг., жил и работал в Козлове. Здесь он женился и в 1918 г. у него родилась дочь Галина.
Вместе с семьей Герасимов в 1925 г. переселяется в Москву . Сначала все складывалось очень не просто, первые годы он вынужден был перебиваться случайными заработками. Однако, вскоре, чувствуя конъюктуру, Герасимов начинает писать картины "на потребу дня", часть по собственной инициативе, часть по заказу, среди них такие как "Портрет К.Е. Ворошилова" - 1927 г. (благодаря этому знакомству в дальнейшем А.М. добился многого ); "Ленин на трибуне " - 1929 -1930 гг.; "Доклад тов. Сталина на XVI партсъезде " - 1931 г.; "Сталин и делегаты Второго Всесоюзного съезда колхозников-ударников труда 1935 года " и др.
Герасимов А.М. "Портрет К.Е. Ворошилова"

Своего жилья в городе Герасимов не имел, не говоря уже о мастерской. Сначала он жил на Волхонке в помещении правления Ассоциации художников революционной России, куда он вступил. Затем соорудили для него времянку, типа большого сарая, на Балтийской улице при Изофабрике, где находился "Всекохудожник" (), Здесь он, в 1935 г., и написал по заказу Ворошилова свою картину "Первая конная армия" . Годом позже, в 1937 г. это произведение было показано в Париже на Всемирной выставке и получило высшую награду - Гран-При.
В этом же году он переселяется в свой дом в поселке Сокол. Вот как описывает этот дом, один из его гостей, писатель Иван Шевцов, правда, посетивший его уже в 1960-е годы - "...прибыли на улицу Левитана к небольшому и неприметному, скромному особняку в два этажа, напоминающему загородную дачу. Таким мне показался частный дом президента Академии художеств. Он делился на две половины.

Первая, так сказать, парадная в два этажа была обиталищем жены и дочери художника, а также "нахлебников" - сестры жены и ее мужа. Вторую половину дома занимала просторная, высотой в два этажа мастерская. Она поразила меня какой-то безалаберностью, преднамеренной неухоженностью, нарочитой простотой и беспорядком. Особенно удивляла спальня хозяина, отгороженный холстом угол. В ней деревянный жесткий диван, покрытый тюфяком, одеяло, подушка, у ног медвежья шкура. Очевидно, поэтому знакомые и друзья называли спальню "медвежьим углом". В стене вколочены гвозди, на которых висят выходные и повседневные костюмы хозяина, то есть весь его гардероб. В мастерской многопудовая хрустальная люстра, мольберты, краски, и штабеля картин и этюдов...". Фото мастерскаой 1940-х годов.

Здесь, на Соколе, в 1937 г. художник создает большое полотно "Заседание Совета при наркоме тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе". На картине более сорока фигур. "Я работал над ней, - рассказывал художник, - с большим подъемом. Мне хотелось создать коллективный портрет командиров индустриализации".

Когда Александр Михайлович писал картину, к нему на сеансы по три, четыре, пять раз приезжали выдающиеся современники: Г.К. Орджоникидзе, академик Губкин, архитектор Веснин и многие другие. Во время работы Герасимов с каждым из них беседовал, проникал в образ, сживался с ним. Но это было время репрессий. Герасимов вспоминал - "К моему глубокому сожалению, портретируемые мною личности один за другим уходили в небытие, и, естественно, я вынужден был снимать их с полотна. Иногда на одном месте картины приходилось менять фигуры до четырех раз. Только портретных этюдов было уничтожено более ста. Душевное волнение не только мешало работе, но и наводило на мрачные мысли, что не сегодня-завтра сам можешь оказаться там же". Не лучше была и атмосфера и в поселке на Соколе, посадки следовали одна за другой.
В интернете встречается информация, что с жителями Сокола у него отношения не сложились, не знаю насколько она достоверна, но даже если это и так, то можно предположить, что тот парадный блеск, который был изображен на полотнах Герасимова в это трудное время, далеко не всем нравился.
О таком Герасимове писали "Незаурядный талант живописца, жизнерадостная, сочная манера письма - все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице соцреализма обретало парадный лоск. Его полотна создавались бригадным методом, т. е. подмастерьями, сам Герасимов прописывал лишь живописные детали". Отсюда становится понятным, почему в его мастерской делили углы худож-ники, которых он приютил: И.Г. Антро-пов и Н.А. Денисовский, а позднее и его ученики.
Вряд ли такие картины приносили удовлетворение художнику. В то же время Александр Михайлович пишет совсем другие произведения. Видимо, здесь на Соколе написана картина "Песня скворца" (предполагаю дом слева - №3 по ул. Венецианова, а вдали домики на ул. Сурикова ).
Герасимов А.М. "Песня скворца". 1938 г.

Отводит он душу и в многочисленных натюрмортах с изображением цветов.
Полдень. Тёплый дождь. 1939 г.

Впрочем, такие натюрморты он писал всю жизнь. "Я всегда любил писать цветы: розы и пионы, поскольку видел в них предельное сосредоточение жизненных сил природы и ее обаяние. Они как-то по-особенному возбуждали мою творческую фантазию, дразнили огромными возможностями богатых красочных воплощений..." - вспоминал художник.
Натюрморт с пионами и гвоздикой. 1950-е г.


В том же, 1938 г., он пишет и картину "Деревенская баня" (ссылку не даю, т.к. ЖЖ выставляет особые условия для размещения обнаженной натуры, но кто захочет без труда найдет картину в интернете ). Эта картина была написана в бане самого Герасимова, которую он построил на своем участке в поселке Сокол. Для создания картины он пригласил сразу нескольких натурщиц.
Предположительно, второе строение слева и есть эта баня, обратите внимание на окошки, прописанные на картине.

Писатель Иван Швецов писал - "...на меня сильное впечатление произвела его большого размера картина "Русская баня" (точное назв. "Деревенская баня" ). В ней дюжина обнаженных женских тел, связанных сложной композицией, выписаных с очаровательным блеском, где каждая фигура - это образ, индивидуальный характер. Вызывало удивление, что такому шедевру, по художественной силе равному кисти титанов Возрождения, не нашлось места в отечественных музеях и картинных галереях: она хранилась в мастерской художника".
Еще одной отдушиной для Александра Михайловича было написание портретов. Художника привлекали личности творческие, интеллектуально богатые и значительные. "Я любил и люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне неудержимо хочется запечатлеть его в красочном образе" - вспоминал А.М.Герасимов.
Герасимов А.М. "Портрет балерины О.В.Лепешинской"

Всем известен его "Портрет балерины О.В.Лепешинской" (1939 г.). Вот как она сама об этом вспоминала - "На первый сеанс, - вспоминала Лепешинская, - я летела, как на крыльях. К тому же меня восхищала чарующая красота Сокола: цвели сады, благоухали розы, их аромат кружил мне голову. Я подружилась с женой художника Лидией Николаевной и особенно близко - с их дочерью Галиной, тоже художницей. После сеанса все вместе мы пили чай в саду. Герасимов был чрезвычайно интересным собеседником, он очень много знал. У нас с ним сложились общие взгляды на искусство. Словом, в гостеприимной семье Герасимовых я проводила лучшие часы моей жизни...". Среди работ этого периода портреты артистов МХАТа А.Тарасовой, И.Москвина, пианиста А.Гедике и др.
Герасимов А.М. "Портрет А.К. Тарасовой"


Портрет народного артиста СССР Ивана Михайловича Москвина. 1940 г.

В тяжелые дни 1941-го Герасимов создал "Окна ТАСС", занимался эвакуацией художников и их семей. Сам он вместе с семьей пережил пять бомбежек и только по настоятельному требованию военного времени эвакуировался. Но его кипучая натура требовала действия и уже 1 мая 1942 г. он возвращается. Герасимов с семьей пролетел на "Дугласе" над крышей своего дома и приземлился на Ходынском поле. А дом был занят воинской частью, даже пушку солдаты в него втащили (дом был опорным пунктом баррикады, тянувшейся через весь поселок ). Семье пришлось более двух месяцев жить у художника Бялыницкого-Бирули в Воротниковском переулке. Дом в Соколе нуждался в основательном ремонте. Водяное отопление в нем было выведено из строя, печь установили прямо в мастерской. Так и жили всю войну.
При этом Герасимов не перестает работать, в феврале 1943 г. он пишет большое полотно "Гимн Октябрю ", освещает важные мировые события "Тегеранская конференция трех великих держав " - 1944 1945 гг. и др. Продолжает писать и портреты, среди них портреты В.И. Немировича-Данченко и академика-литературоведа М.Б. Храпченко, "Портрет старейших художников : Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н." - 1944 г.; В 1945 г. Александр Михайлович написал портрет известного тенора Большого театра Н.С. Ханаева, который был частым гостем на Соколе.
Множество портреов он напишет и после войны, портрет Самуила Маршака, Рины Зеленой, балерины Софьи Головкиной, "Портрет старейших советских архитекторов (В.Г.Гельфрейх, Б.М. Иофан, А.Г. Мордвинов, СГ. Чернышев, Д.Н. Чечулин) - 1958 г. и др., продолжал Герасимов писать и портреты политических деятелей, военных, ученых, всего около трехсот таких работ было создано им.
Портрет балерины Софьи Головкиной. 1947 г.

Среди портретов художника был и портрет его жены. Лидия Николаевна (1887 - 1977 гг.), была интересным человеком. В Саратове она училась вместе с дочерьми Столыпина. В Гражданскую войну Лидия Николаевна работала в штабе Южного фронта в Козлове, где ей приходилось по службе встречаться с Троцким. Поселившись в Соколе, она занялась домом и садом. Лидия Николаевна обладала тонким художественным вкусом. Скатерти, салфетки, занавески и шторы в доме были вышиты ее руками.
Портрет жены художника Лидии Николаевны Герасимовой.

Но музой Александра Михайловича была совсем другая женщина - .художник-декоратор Виллер Наталья Бернардовна. Художник часто бывал у нее гостях. Ее дочь Э. Мандалян пишет - "Познакомились они еще во время войны, когда мама работала художником в Окнах ТАСС, куда Герасимов наведывался по долгу службы. А для Герасимова она была другом и своего рода музой практически до самой его смерти...". И далее - "Только жены Герасимова (в гостях у Виллер ) мы ни разу не видели. (Мама говорила, что его жена страдала каким-то психическим расстройством и он с нею не мог показываться на людях. На всякие официальные и неофициальные приемы, включая ЦДРИ, в гости и на банкеты, он предпочитал брать с собой мою маму)".
Портрет Виллер Натальи Бернардовны. 1947 г.

Дочь Герасимовых, Галина Александровна (1918 - 1979 гг.), пошла по стопам отца. С 1942 г. - она член Московского товарищества художников. Галина Александровна писала пейзажи, натюрморты с изображением цветов, как и ее отец. С неповторимым изяществом и тонкой поэтической звонкостью создавала она полотна цветущей сирени. Это сблизило ее с известным селекционером сирени Колесниковым.
Герасимов А.М. Портрет дочери. 1951 г.

Карьера Герасимова продолжает идти в гору, в 1943 г. он получает звание "Народный художник СССР", в 1947 г. становится первым президентом Академии художеств СССР, в 1951 г. доктором искусствоведения.
Одним из самых значительных грехов Герасимова, в этот период считается, закрытие музея Нового Западного искусства, состоящий в основе своей из двух коллекций московских купцов С.И. Щукина и Морозова И.А. Вот как пишет об этом в книге "Московские коллекционеры" Н. Семенова - "Самым яростным музеененавистником был А. М. Герасимов. Идея использовать здание ГМНЗИ в качестве помещения для московской штаб-квартиры Академии художеств СССР принадлежала именно ему. Герасимов ненавидел музей физически. Ненавидел даже тогда, когда ГМНЗИ ликвидировали, а он сделался хозяином морозовского кабинета. Рассказывают, что в сердцах президент Академии художеств грозился даже повесить того, кто осмелится выставить Пикассо". Права Семенова или нет судить не берусь, времена были не простые. Напомню только - шла кампания против "космополитизма" и Постановление Совета министров от 6 марта 1948 г. о ликвидации музея как "рассадника низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой" подписал лично тов. Сталин.
В послевоенный период Герасимов продолжает работать в разных жанрах. В 50-е годы создает серию иллюстраций к повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", создает серию путевых рисунков, написанных в разных городах мира, пишет виды Москвы, а также множество натюрмортов с изображением цветов. В 1955 г. пишет яркие, взрывные, динамичные "Половецкие пляски" (на сюжет из оперы Бородина "Князь Игорь" ). Об этой картине писали - "Буйные краски "осени патриарха" - словно попытка отдать высокому искусству всё, что накопилось за долгие годы работы над заказами партии и правительства". Сам автор писал об этой работе: "Хотелось бы, чтобы у меня на палитре краски горели, как огонь, как звёзды, как блеск моря, чтобы они переливались. как драгоценные камни...".
Герасимов А.М. "Половецкие пляски"

Александр Герасимов притягивал к себе людей, всегда был окружен друзьями. Общение с ним радовало и обогащало.
Еще в юности Герасимов открыл для себя западную литературу, увлекся ею и задался целью самостоятельно выучить французский, английский и немецкий, чтобы читать европейских классиков. "В подлинниках я прочел, - рассказывал Герасимов, - Золя, Мопассана, Альфонса Доде, Поля Бурже, Марселя Прево, Пьера Леру, мемуары Тьера "Империя и консульство" и вообще много книг о Наполеоне; по-немецки - Густава Фрейтага, Шиллера; по-английски - Чарльза Диккенса, Вальтера Скотта, но не смог одолеть Шекспира". Александр Михайлович любил поэзию, слушал стихи с нескрываемым волнением, много знал, поэтому в его мастерской всегда было много народу: художники, писатели, уче-ные, артисты, дипломаты, посол США М.А. Гарриман бывал много раз , приезжали послы Италии, Судана, Монголии, Чехословакии, Аргентины, Мексики. Перечислить всех гостей этого дома невозможно, кроме уже упомянутых здесь бывал маршал Толбухин, скульптор Вучечич, писатель Гладков и многие, многие другие.
После смерти И. В. Сталина влияние Герасимова стало уменьшаться, постепенно он был снят со всех постов. Кроме того, Хрущев приказал снять все картины "этого козловского мужика" и отправить в запасники. От опального президента отшатнулись многие бывшие приближенные, и это сильнее всего угнетало старого художника. Круг друзей и знакомых резко сузился. Да и сам он внешне изменился. Стал как бы меньше ростом, похудел. Умные глаза были грустными. Опальный художник во время хрущевской "оттепели" воспринимался как нечто отжившее. Герасимов А.М. умер 23 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Закончу я рассказ о художнике словами писателя И. Швецова - "…В сложное время жил и творил Александр Михайлович Герасимов. Он прожил долгую и прекрасную жизнь, этот мудрый, мужиковатый, самобытный и очень одаренный человек, познал стремительные взлеты к вершинам власти и мягкое падение, испытал преданность друзей и предательство лицемеров. Время - строгий и беспристрастный судья. Оно смывает все пакостное, второстепенное и обнажает главное в художнике - его творение. Герасимов своим могучим талантом живописца отобразил для потомства свою эпоху, глядя на нее с позиции художника-реалиста и страстного патриота России".
Дом на Соколе художника А.М. Герасимова, в котором побывало так много знаменитых людей, сохранился, правда, сейчас он перекрашен в ядовитый салатовый цвет. Кому он принадлежит в наше время я не знаю.

Александр Михайлович Герасимов родился 31 июля (12 августа) 1881 года в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск). Здесь, в маленьком уездном городе Тамбовской губернии, прошли его детские и юношеские годы. Сюда он часто приезжал на лето, уже став именитым художником.

В 1903-1915 годах Герасимов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были крупнейшие русские живописцы: А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин. В. А. Серов. У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, экспрессивный мазок, сочный колорит, который зачастую был у него слишком нарочитым.

Под влиянием К. А. Коровина начинающий живописец обратился к изучению художников-импрессионистов, что отразилось на его собственных картинах: «В саду. Портрет Нины Гиляровской» (1912. Дом-музей А.М. Герасимова. Мичуринск), «Букет цветов. Окно» (1914. Астраханская картинная галерея).

Окончив в 1910 году живописное отделение Училища, Герасимов поступил на архитектурное отделение и продолжал работать в мастерской Коровина. В 1915 году он окончил Училище со званием художника 1-й степени и архитектора. Герасимов был членом художественного объединения «Свободное творчество», внепартийного выставочного сообщества.

В период обучения художник обращался главным образом к пейзажной живописи, создавая произведения, лиричные по настроению: «Пчелы гудят» (1911), «Рожь покосили» (1911), «Белеет ночь» (1911), «Большак» (1912), «Зной» (1912), «Март в Козлове» (1914).

В 1915 году Герасимова призвали в армию. С 1918 года он жил в Козлове, участвовал в оформлении города для крупных советских праздников.

В 1925 году художник вернулся в Москву: в провинциальном городке не получишь всеобщего признания и славы. В столице он присоединился к АХРРу (Ассоциации художников революционной России). В творческом отношении это была наиболее рутинная организация художников. Ахровцы реализовывали советскую политизированную тематику в традиционных, к этому времени уже устаревших формах передвижничества. Себя они считали подлинными «реалистами», а всех же прочих – «формалистами» и «эстетами», непонятными и ненужными народу. Из недр АХРР вышел соцреализм.

К этому времени относится близкое знакомство Герасимова с Климом Ворошиловым. Сохранилась их переписка, в которой художник обращался к наркому с различными просьбами. Из советских партайгеноссе именно Ворошилов постоянно поддерживал живописца и продвигал его наверх (Герасимов А. Мои встречи с Климентом Ефремовичем Ворошиловым // Творчество. 1941. № 2.).

Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом. Среди его работ постепенно начинают преобладать изображения людей высокопоставленных. Особую известность Герасимов получил как автор многочисленных изображений В. И. Ленина, И. В. Сталина и крупных партийных бонз. Свою кисть он сознательно отдал на службу торжествующей коммунистической власти в обмен на личное преуспевание.

Незаурядный талант, жизнерадостная, «сочная» манера письма – все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице обретало парадный лоск (Портрет К. Е. Ворошилова. 1927. Музей современной истории России). Его наиболее признанными полотнами стали «В. И. Ленин на трибуне» (1930. ГИМ; повторение 1947 в ГТГ) и «Выступление В. И. Ленина на Пленуме Моссовета 20 ноября 1922 года» (1930. ГИМ).

Успех и признание не заставили себя ждать. В начале 1936 года в Москве открылась персональная выставка Герасимова, на которой были показаны 133 произведения, начиная с самых ранних. Центральное место, конечно, занимали портреты партийных вождей, главное место на экспозиции было отдано «Выступлению И. В. Сталина на XVI съезде партии» (1933. Архив художественных произведений).

В отличие от многих других, Герасимову разрешалось выезжать за рубеж. В 30-е годы он побывал в Берлине, Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Стамбуле и Париже. За границей художник писал много этюдов («Айя-София». 1934. ГРМ) и постоянно посещал художественные выставки. Но «правильному» борцу за соцреализм не понравилось безыдейное, как он считал, искусство Европы. Французские художники, по уверению Герасимова, с интересом слушали его рассказы о «художественной деятельности в СССР». «Им казалась сказкой прекрасная жизнь и условия работы художников в Советском Союзе, где все виды искусства окружены заботой со стороны партии и правительства» (Сокольников М. А. М. Герасимов. Жизнь и творчество. – М., 1954. С.134.).

Во второй половине тридцатых и в сороковых годах появляются такие официально помпезные произведения Герасимова, как «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938. ГТГ), «И. В. Сталин делает отчетный доклад на ХVIII съезде ВКП(б) о работе ЦК ВКП(б)» (1939. ГТГ), «Гимн Октябрю» (1942. ГРМ), «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова» (1948. ГТГ, Сталинская премия 1949 г.). Подобные «эпохальные» картины обычно создавались бригадным методом, то есть подмастерьями, – сам маэстро прописывал лишь ответственные детали. Его огромные по размерам холсты, полные плакатного пафоса, становились эталонами официального стиля советского искусства.

Его картины создавали образ «мудрого вождя» и играли важную роль в пропагандистских кампаниях. Художник безудержно льстил Сталину и в своих помпезных изображениях генсека, и в высказываниях о нем. Быть может, лишь чтобы поднять свой авторитет, он уверял, что Сталин в разговорах с ним «высказывал ценнейшие, для нас – художников, замечания, касающиеся самой темы нашего ремесла». Однако сам Сталин не считал себя знатоком живописи, скорее он был к ней равнодушен, если дело не касалось его собственных портретов (Громов Е. Сталин: власть и искусство. – М., 1998. С. 288, 305.).

Художник не покладая рук также писал портреты высокопоставленных лиц коммунистической партии и правительства (Портрет В.М.Молотова. [В.М. Молотов выступает на заседании в Большом театре 6 ноября 1947 года.]. 1948. ГТГ), военачальников и героев социалистического труда. Иногда Герасимов писал и представителей творческой интеллигенции: «Балерина О. В. Лепешинская» (1939), «Групповой портрет старейших художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова» (1944, Сталинская премия 1946 года). Портретировал он также свою семью – «Семейный портрет» (1934. Музей Республики Беларусь).

Для себя Герасимов занимался грубоватой и упрощенной эротикой, сохранились многочисленные этюды к незаконченным картинам «Деревенская баня» (1938, Дом-музей А.М. Герасимова, Мичуринск) и «Половецкие пляски» (1955, собственность семьи художника, Москва). На тему «Деревенской бани» Герасимов писал множество этюдов «для себя» на протяжении многих лет (Деревенская баня. Этюд. 1950. Собрание семьи художника). «Отводил душу» он и в работе над иллюстрациями к «Тарасу Бульбе» (1947-1952), в которых, возможно, искал потерянные пути к национальному романтизму начала века.

К концу 1930-х годов, в период массовых репрессий и становления тоталитарной сталинской системы, Герасимов добивается полного официального успеха и благополучия. Теперь он не только придворный, высоко оплачиваемый живописец, любимец Сталина, но и наделенный властью руководитель художественной жизни страны. Ему было доверено возглавлять и, главное, контролировать творчество других художников. Его назначили председателем правления Московского отделения Союза художников (1938-1940 гг.) и председателем оргкомитета Союза советских художников (1939-1954 гг.). Когда в 1947 году была создана Академия художеств СССР, то первым ее президентом по настоянию Ворошилова был назначен Герасимов – в этом кресле он продержался до 1957 года.

На всех постах Герасимов выказывал себя энергичным помощником партии в подавлении творческой интеллигенции. Он неукоснительно боролся с любыми отклонениями от соцреализма под ложным лозунгом «верности великим традициям русского реализма». Он твердо и последовательно боролся с «формализмом», против «преклонения перед выродившимся искусством буржуазии».

Как преданный сподручный Ворошилова, он активно способствовал закрытию в 1946 году Музея нового западного искусства, в здании которого разместился Музей подарков И. В. Сталину. В 1948 году в ходе дискуссии о формализме он неустанно выступал «за высокое идейное искусство», то есть за искусство выхолощенное и идеологическое. Герасимов риторически спрашивал и без обиняков отвечал: «Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? [...] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше».

С особой яростью и с удовольствием он топтал импрессионистов. Верные люди Герасимова выискивали непокорных художников и доносили о них строгому блюстителю соцреалистического порядка. Разбирательство всегда было коротким и безапелляционным. Если художник писал мазками, то следовало обвинение в «импрессионизме». С этого момента любые произведения такого опального живописца уже никуда не принимались и он обрекался на голодное существование.

В то же время Александр Герасимов прекрасно понимал, что такое настоящее искусство и подлинное творчество. Когда его мысли были далеки от ответственных постов и высоких трибун, он создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах сказалась, волей-неволей, живописная система его учителя Константина Коровина. Многие из них несут отчетливые следы импрессионистического письма: «Песня скворца» (1938. ГТГ), «Яблони в цвету» (1946. Собрание семьи художника). На мой взгляд, лучшее его произведение – «После дождя. Мокрая терраса» (1935. ГТГ). В нем художник явил подлинное живописное мастерство.

В быту Александр Михайлович был известен как мягкий и доброжелательный человек. В разговорах с близкими людьми он позволял себе весьма неортодоксальные высказывания. Молодым художникам он советовал: «Самое важное – это ухватить жизнь за хвост. Ее неповторимость. Не гонитесь за особо официальными полотнами. Деньги получите, а художника в себе потеряете».

К старости маститый художник словно уменьшился в росте и выглядел карликом, морщинистая желтая кожа свисала на лице складками, черные монголоидные глаза под дряблыми веками казались грустными. Ничего злодейского в его облике не было. О себе он говорил: «Я ведь чистейший русский! Но татары в моем роду, видимо, побывали основательно. Мне бы на коне сидеть, под седлом вяленую бастурму отбивать, пить, если захотел, конскую жилу подрезать, крови напиться. Впрочем, я и так крови всяких формалистов, и имажинистов, бубновалетчиков насосался вот так... больше не хочу, тошнит...».

Со смертью Сталина влияние Герасимова стало сходить на нет, а после XX съезда КПСС и разоблачения культа личности прежний властитель художников был отстранен от дел. В 1957 году он лишился поста президента Академии, картины с прежними вождями убрали в музейные запасники.

Опала Герасимова была воспринята интеллигенцией как один из симптомов хрущевской «оттепели». Однако сам художник, высоко ценивший свой талант, считал себя незаслуженно отторгнутым. Когда одна из его знакомых, художественный критик, встретила на улице бывшего главу соцреализма и спросила, как у него дела, тот ответил поразительной фразой: «В забвении, как Рембрандт». Однако он преувеличивал меру и своей отверженности, и своего таланта. Соцреалисты будут востребованы вплоть до падения партократии в 1991 году.

Феномен Герасимова и многих ему подобных художников советского периода неоднозначен. Герасимов – живописец, наделенный от Бога большим талантом. Любой мастер в своем творчестве, хочет он этого или нет, зависит от власти, от социокультуры, от сложившегося сообщества, от денег. До какой степени он может позволить себе пойти на компромисс, которого не избежать? Герасимов явно перешел невидимую демаркационную линию. Он стал служить не своему Таланту, а Вождям.

На экспозиции в Третьяковской галерее выставлены две герасимовские картины: «Мокрая терраса» и «И.В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле». Пример творческой альтернативы для будущих историков искусства. Но, быть может, потомки, когда покроются патиной времени преступления и несправедливости сталинской эпохи, увидят в них лишь большой живописный дар вне связи с политической конъюнктурой прошлого. И в еще ненаписанной истории русского искусства останется и «Мокрая терраса», и «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов». Как выдающиеся памятники своей эпохи. Ведь никому сейчас не придет в голову упрекать за царские портреты Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, И. Е. Репина, В. А. Серова.

Умер Александр Михайлович Герасимов в Москве 23 июля 1963 года; в том же году вышли и мемуары «воинствующего соцреалиста» («Жизнь художника»).

В марте 1977 года в Мичуринске был открыт мемориальный дом-музей художника. Это обширное двухэтажное кирпичное здание. Имеются сад, дворовые постройки, каретный сарай и амбар. Судя по всему, родители художника были зажиточными купцами, умевшими торговать с выгодой для себя. Сын пошел по их стопам.

Жизнь художника не может складываться безоблачно, даже если внешне все благополучно. Настоящий мастер всегда в поиске и средств художественной выразительности, и сюжетов, которые затронут человека, обратившего свой взгляд на его картину.

Отрочество и юность

Родился в небольшом городке Козлове в Тамбовской губернии в 1881 году. В него, на свою малую родину, он будет возвращаться снова и снова, отдыхая от напряженной жизни в столице и набираясь новых сил, впечатлений. А пока подрастающий одаренный юноша учится живописи в Москве. Его учителями были К. А. Коровин, А. В. А. Серов, настоящие мастера, чьими произведениями гордится наша Родина. Широкая этюдная манера письма, сочный колорит становятся присущими начинающему мастеру. Так растет Герасимов-художник, осваивающий классическую и современную технику.

Когда началась Первая мировая война, Герасимова мобилизовали, и два года он провел на фронтах. Он познал всю тяжесть окопной войны, когда человека, по выражению Шолохова, вошь поедает до кости.

Возращение и отъезд в столицу

В 1918 году Герасимов возвращается в родной Козлов и работает в нем декоратором несколько лет. В 1925 году он вновь приезжает в столицу. В ассоциации АХРР как живописец находит себя Герасимов. Художник теперь совмещает советские политические темы с традиционной манерой живописного письма. Задумана и пишется большая работа «Ленин на трибуне».

Она не может не найти отклик в душах людей, потерявших вождя совсем недавно, четыре года назад, скорбь которых еще жива. Но вот они видят Владимира Ильича на фоне алых знамен, за которые они проливали кровь на фронтах гражданской войны, энергичного, зовущего вперед... Картина наполнена пафосом революционной энергии и написана понятным, доходчивым живописным языком.

Портретист

В это же время он является преподавателем в Училище памяти 1905 года. У Герасимова была способность схватывать портретное сходство. Поэтому он себя воспринимал и позиционировал в первую очередь как портретист. Именно в 30-е годы главным в творчестве художника становится портретная живопись. У него есть портреты индивидуальные и групповые. Он работает над портретами известных любимых актеров, полярников. Групповой портрет «Конная армия» получает Гран-при на выставке в Париже.

Общественная жизнь

Художник «распахнул дверь» в свою мастерскую, и в нее широким потоком влилась повседневная жизнь людей. Ни одно общественное событие, которое затрагивает страну, живописец не пропускает - у него все находит отклик. Одновременно прибавляется административная работа: Герасимов стал одним из руководителей в секретариате правления Союза советских художников. Несмотря на нехватку времени, на его портретах начинают все чаще появляться первые лица государства. Вольно или невольно, но его работы считаются образцом того, как надо писать. Герасимов-художник становится любимым портретистом Сталина.

Это портрет Сталина на 17 съезде ВКП(б) в 1934 году. Еще полный сил И. В. Сталин читает доклад, вызывающий поддержку всего зала. Различные оттенки коричневого, играющего золотистыми отблесками, не сливаются, но придают строгость и серьезность моменту. Это официальный «парадный» портрет. Более камерный, «домашний» портрет И. В. Сталина и А. М. Горького в Горках, он напишет в 1939 году.

Уютная обстановка на веранде, залитой утренним светом, пробивающимся сквозь зелень окружающих деревьев. Его перламутровые отблески - на резных перилах, на скатерти, на одежде двух спокойно беседующих людей. Все наполнено простотой и умиротворенностью. Покой и мир подчеркивает спокойно спящая на полу собака. Виртуозно обыграл эту доброжелательную обстановку Герасимов. Художник не пожалел светлых красок, которые и создали такой чудный гармоничный уголок.

Порыв вдохновения

Картина, которую написал Герасимов, «После дождя», проста, легка и поэтична.

Это всего лишь уголок веранды с садом за ней: скамья с перильцами, стол фигурной формы с резными ножками. Объемный букет в стеклянном кувшине, опрокинувшийся стакан, - все играет и переливается радостными красками, отблесками вышедшего после ливня солнца. Сочна и разнообразна зелень омытого дождем сада. Использованы все оттенки зеленого. Мерцает каждый листочек, освещенный по контуру и подсвеченный с обратной стороны. Тяжело наклонились ветви, совсем близко к веранде, вот-вот в нее заглянут. В лужах на полу отражается голубизна неба. Везде, на каждом предмете, сверкают перламутром капли дождя. Особого состояния свежести и чистоты добился художник, используя отблески, которые оставляют после себя и зелень листвы, и бело-розовый букет на темной мокрой поверхности стола. Свет и тень переплелись, но тень выполнена многими оттенками, а потому тоже сияет и переливается, радуя взгляд. Источника света зритель не видит. Рассеянный свет солнца - где-то за деревьями и кустами. Он неяркий, но теплота закатного летнего солнышка чувствуется повсюду. По рассказам очевидцев, после летнего ливня Герасимов («После дождя» - одно из самых известных его полотен), восхищенный увиденным, сразу взялся за краски и палитру и на одном дыхании, не отрываясь, запечатлел дивный пейзаж. Но чтобы суметь работать так быстро и эффективно, надо пройти долгий и трудный путь в живописи. Только поэтому художнику удалось высказать искренность своего чувства, которое никого не оставляет равнодушным, передать зрителю энергию свежести. Позже мастер вспоминал свой восторг, свое нетерпение, когда он работал над пейзажем. Потому и работа стала правдивой и поэтичной в каждой детали. Она была выставлена в Париже, и живописец получил Большой приз (Гран-при). Это не случайная удача, а результат большой длительной работы, обусловленной всей жизнью. К ней примыкает семейный портрет, созданный годом раньше.

В этом же отцовском доме в Козлове жарким летним днем собралась вся семья Герасимова. Именно здесь, не перебираясь в столицу, постоянно живут близкие художника. Живописец безмятежно отдыхает после напряженной деятельности в кругу семьи. Он готовится к предстоящей сложной и большой работе. Полотно наполнено светом, миром и согласием.

Выставка - большое событие в жизни художника

В эти же годы, точнее, в 1936 году, художник подвел итог своей деятельности, длившейся уже четверть века: состоялась его выставка в Москве, где было представлено около ста произведений. Это были живописные и графические работы.

Еще один портрет

Чуть позже будет написан «Портрет балерины О. В. Лепешинской», в 1939 году.

Художник застает ведущую танцовщицу после разминки, она уже не у станка. В традиционной балетной пачке, стоя на пуантах, она готова вспорхнуть и продолжить танец. Горделивая посадка головы, разворот плеч, легкая улыбка - все говорит о темпераментном искрометном характере танцовщицы, о ее живости и динамичности, которые она переносила на сцену. Вдохновение и любовь к работе, которые испытывает прима-балерина, также запечатлены художником на этом портрете. Ольга Васильевна была одной из самых любимых балерин И. В. Сталина, он называл ее «стрекозой».

Война

В трудные годы войны мастер продолжает работать и передает свои личные сбережения в Фонд обороны. Исторический жанр занимает теперь художника все в большей мере. Он создает портреты героев Великой Отечественной Войны. В этот же период он пишет «Групповой портрет старейших советских художников Павлова И. Н., Бакшеева В Н., Бяляницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.», за который получает Сталинскую премию в 1946 году.

Учитывая, какое большое влияние на развитие изобразительного искусства оказал А.М. Герасимов, он был удостоен звания народного художника СССР. А также работает над эпической картиной, посвященной конференции руководителей трех великих держав в Тегеране.

Так в очередной раз проявился исторический жанр в творчестве художника. Полотно запечатлело и облик, и характеры лиц, принимавших в ней участие.

Академик

После войны, в 1947 году, его выбирают первым президентом Академии художеств СССР. Немалую роль в этом избрании сыграл его близкий друг Ворошилов. В течение десяти лет, исполняя эту должность, Герасимов энергично боролся против тех художников, которые были замечены в новаторстве или даже просто в импрессионизме. Вырождающееся искусство Запада он считал чуждым советскому человеку. В эти годы он создает полное торжественности и помпезности полотно под названием «Есть метро!»

В центре на трибуне - И. В. Сталин. Но почему-то все внимание привлекает не вождь, не делегаты в зале, а пять огромных люстр. Все остальное кажется более мелким и незначимым.

На малой родине

Большим творческим потенциалом и высокой работоспособностью художник распоряжается, когда приезжает в родной город. Здесь он пишет натюрморты, пейзажи, отражающие его душевное состояние. Воспоминание о годах работы и учебы у сказываются в этих полотнах.

«Песня скворца» - чистейшая работа без всякой патетики, лирично рассказывающая о красоте пробуждающейся природы. Натюрморт «Полдень. Теплый дождь» показывает, как истосковался мастер по настоящей работе.

В ней он может использовать все имеющиеся наработанные приемы, сменить приевшийся коричнево-красный колорит на тонкий сиреневато-синий, показать капли дождя, стекающие по стеклу, вздохнуть чистым, наполненным влагой воздухом. Это - жизнь в ее личных проявлениях. Это - Герасимов-художник, картины которого далеки от официоза, зато полны мечты и лирики, восхищенья и наслажденья.

Черты личности

Здесь проглядывает другая сторона его личности. Ведь в бытовой жизни Герасимов был мягким, доброжелательным человеком. Молодым художникам рекомендовал не гнаться за званиями, за деньгами и славой. К человеку, их заслужившему, они придут сами после продолжительной работы над рисунком и колоритом. Он считал, что художника в себе нельзя терять.

Опала

После смерти И. В. Сталина влияние Герасимова стало уменьшаться. Да и сам он внешне изменился. Стал как бы меньше ростом, похудел. Умные глаза были грустными. Но и было ему уже за семьдесят. Опальный художник во время воспринимался как нечто отжившее.

Жизнь продолжается

Однако сам Герасимов ретроградом себя не считал. Он знал, что он художник, наделенный большим талантом самим Богом. И это было действительно так. Только на что он разменивал свой талант? Ему приходилось, чтобы выжить, идти на компромисс и служить тем, кто был у власти. Здесь - тонкая линия между служением Таланту и Властителям. Как с нее не соскользнуть? Как не перейти невидимую грань? Это вечные вопросы для каждого художника, в какой бы области он не работал. Перед музыкантом Орфеем стоял вопрос, кому служить - светлому, ясному, гармоничному Фебу или темному, бурному, экстатическому Дионису. Так с античных времен этот вопрос решает для себя каждый сам. Герасимов Александр Михайлович (художник) дал себе ответ, хоть до конца и колебался.

Неоднозначность художника

Будущие искусствоведы, сравнивая две картины Герасимова, которые находятся в ГТГ, могут увидеть в них вневременной талант и не станут упрекать художника за парадность портретов советских вождей. Как смотрим мы сегодня на тщательно выписанные в каждой детали парадные работы Франца Ксавьера Винтерхальтера или Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского и относимся к ним спокойно - просто как к произведениям искусства.

Что дала художнику Родина

За заслуги перед Отечеством, начиная с 1941 года, А. М. Герасимов был обласкан властями. Награды и премии просто сыпались на него. Он - народный художник СССР, у него четыре орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени.

Вот так, в неустанной работе, прошла жизнь творца с простой фамилией Герасимов. Художник, биография которого двойственна и неоднозначна и, несомненно, отмечена Талантом, умер, когда ему было 82 года.

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Герасимов. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Герасимов, Михаил. Герасимов Михаил Михайлович Дата рождения: 8 августа 1936(1936 08 08) (76 лет) … Википедия

    - (1881 1963), советский живописец. Народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Председатель оргкомитета Союза советских художников (1939 54), президент АХ СССР (1947 57). Учился в МУЖВЗ (1903 15) у А. Е. Архипова и К … Художественная энциклопедия

    Советский живописец, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947), доктор искусствоведения (1951). Член КПСС с 1950. Учился в Московском… … Большая советская энциклопедия

    - (1881 1963) российский живописец, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947, президент в 1947 57). Многофигурные парадные композиции, историко революционные картины (Ленин на трибуне, 1929 30), портреты, пейзажи,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1881 1963), живописец, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947, президент в 1947 57). Многофигурные парадные композиции, историко революционной картины («Ленин на трибуне», 1929 30) и портреты сосуществуют в его… … Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Герасимов. Герасимов, Александр Михайлович (1881 1963) советский художник. Герасимов, Александр Михайлович (1861 1931) русский вице адмирал … Википедия

    - (1861 1930) вице адмирал. Окончил Морской корпус в 1882 г. В 1903 г. капитан 2 ранга и в Порт Артуре старший офицер эскадренного броненосца "Победа". Участник сражения на Желтом море 28 июля 1904 г. и обороны Порт Артура. После гибели… … Большая биографическая энциклопедия

    Герасимов, Александр: Герасимов, Александр Анатольевич (р. 1957) российский журналист, главный редактор радиостанции «Сити FM». Герасимов, Александр Васильевич (1861 1944) шеф жандармов. Герасимов, Александр Георгиевич (р. 1975)… … Википедия