Христианские мученики, пострадавшие на Востоке, со времени завоевания Константинополя турками (1862). Архидиакон стефан - первый мученик за христа

Писали о том, как важно отдать жизнь за Христа, считая, что смысл их подвига заключался в терпении боли и других лишений.

В русском языке слово «мученик» иногда вызывает неверные ассоциации. Для нас «мученик» - это персонаж античной трагедии, который претерпел невыносимые страдания и скончался от пыток или казни. Мученицей могут назвать женщину, которая в одиночку воспитывает много детей или живет с мужем-алкоголиком, но в Церкви слово это означает совсем другое.

Греческое слово martis переводится как «свидетель». Христианские мученики почитались как святые не за то, что могли стойко переносить пытки или не бояться страданий, а за способность свидетельствовать о Христе даже перед лицом смерти. Это была очень страшная форма .

Первый текст о мученичестве за Христа можно найти в Деяниях апостолов. В 6 и 7 главах книги рассказывается об обстоятельствах мученической кончины Стефана. Бесстрашный архидьякон защищает новую веру перед иудейскими старейшинами, произносит большую проповедь, а затем гибнет под градом камней.

Исторически свидетельство Деяний апостольских чрезвычайно ценно, поскольку содержит в себе не только упоминание о гонениях на христиан со стороны иудеев, но и сюжетное ядро будущих мартириев (повествований о мученичестве).

Центральная часть рассказа о мученичестве Стефана представляет собой проповедь основ христианства и обличение заблуждений иудеев. Апостол Лука ставит в центр своего рассказа не описание ужасных пыток архидьякона, а его проповедь.

Древние повествования о мучениках - мартирии также не стремятся пощекотать нервы читателям детальным рассказом о побивании камнями, распятии или других казнях.

Древние мартирии - это сухой протокол допроса римскими судьями. Судопроизводство в империи было делом формальным. Прежде всего, чиновник должен был записать имя обвиняемого, его возраст, социальное происхождение и сформулировать суть обвинения.

Сам процесс начинался после утвердительного ответа на вопрос: «Христианин ли ты?»

В начале II века человека осуждали за саму принадлежность к христианству, и обвиняемый мог оправдаться практически сразу, отрекшись от Христа.

При этом судья не мог вести процесс в отношении тех людей, против которых не было выдвинуто формальное обвинение.

Иногда это приводило к неожиданным последствиям - представитель власти мог пытать или казнить конкретного христианина, но в его доме могли спокойно жить рабы и близкие - последователи новой религии. До тех пор, пока на них никто не донес, они были в относительной безопасности.

После начала судебного заседания к мученикам могла применяться пытка для того, чтобы они отреклись от Христа. Цель пытки - не убийство преступника, а его раскаяние. С ее помощью судья надеялся получить желаемый ответ и прекратить суд.

Чаще всего протоколы допросов строились из чередования пытки с допросом, что отразилось во многих житиях . В коптском мартирии апы (отца) Виктора мы можем найти следы подлинных протоколов, в которые добавлены традиционные житийные топосы (общие места) с описанием чудес.

В этом тексте мы видим постоянное ужесточение пытки, что соответствовало римской практике: начинали от более «гуманных» орудий, постепенно переходя к самым жестоким. В самом начале судьи ограничивались лишь угрозой пыток.

К сожалению, до нас мало дошло древних мартириев, а потому рассматривать тексты мученических житий как исторический источник следует с большой осторожностью.

В отличие от христиан римские чиновники не заботились об увековечивании памяти мучеников. С точки зрения Рима это были преступники, почитание которых следовало пресекать.

Последователям новой веры приходилось идти на большие жертвы, чтобы сохранить память о первых христианских святых. Все начиналось с момента попадания мученика в тюрьму. Практически сразу его окружали заботой единоверцы: подкупали стражей, приносили в место заключения еду, напитки и одежду.

По словам античных критиков христианства, забота о единоверцах была так велика, что этим пользовались мошенники, выдававшие себя за христианских мучеников.

Проведя некоторое время в тюрьме, окруженные заботой местной общины, эти люди на суде могли отречься от Христа и перебраться в другой город, где все могло начинаться заново.

Еще сложнее было получить доступ к подлинным протоколам и телам мучеников: римские власти, зная о почитании тел христианами, предпринимали много усилий для уничтожения их тел. Жития часто описывают, что страдальцы были сожжены, отданы на растерзание диким зверям или утоплены в море.

В этих условиях появилось большое количество подложных или исторически недостоверных мартириев, авторы которых заполняли лакуны, вставляя обширные богословские куски, придавая им вид мученической проповеди. На самом деле римским судьям никогда бы не пришло в голову подробно записывать рассказы преступников о своей вере, а потому почти все мартирии, где мученик обращается к своим палачам с пространной проповедью, относятся к поздним текстам.

Иногда фантазия христианских авторов была столь велика, что вместо короткого мартирия появлялся настоящий авантюрный роман, который впоследствии становился настоящим литературным сокровищем. Так в житии Евстафия Плакиды можно найти историю о трагическом разлучении и чудесном обретении жены и детей, рассказ о путешествии в далекие страны и множество других новелл, не имеющих отношения к мученичеству. Само же описание пыток и страданий святого занимает малую часть от всего повествования.

Еще одной проблемой Древней Церкви, связанной с почитанием мучеников, было отношение к тем, кто отрекся от Христа, не выдержав пыток, или подкупил римских чиновников, чтобы избежать обвинений.

Чтобы доказать свою невиновность, христианин должен был произнести отречение и принести жертву богам за здоровье императора. Часть верующих публично называла себя христианами, но затем под угрозой пыток отрекалась от веры и приносила жертвы. Таких людей ждало самое серьезное наказание - их отлучали от Церкви и не допускали к до самой смерти.

Были и другие способы избежать гонений, которые наказывались не столь сурово: христианин мог подкупить римского чиновника, чтобы тот внес его в список принесших жертву, мог постоять у жертвенного огня, имитируя жертвоприношение, и, наконец, мог выдать под видом священных книг христиан еретические или языческие сочинения.

Из-за отношения к таким людям в Церкви разгорелся большой спор между донатистами, считавшими, что любой серьезный грех навсегда отлучает человека от Христа и делает таинства, совершенные человеком не безупречной нравственности, недействительными, и православными, считавшими, что человек может восстановить свою принадлежность к Церкви через покаяние.

Церковь запрещала самим христианам искать мученического венца, чтобы предотвратить возможное отречение человека от Христа, но многие последователи новой веры игнорировали это предупреждение. Во время последнего жестокого преследования христиан в начале IV века при императоре Диоклетиане в 305 году многие последователи новой веры становились мучениками вопреки желанию римских солдат их защитить. Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» рассказывает, что многие римские солдаты и чиновники давали христианам возможность избежать наказания, не отрекаясь от веры.

За три века, прошедших с момента основания Церкви, язычники привыкли мирно жить рядом с христианами. Де-факто между ними установились терпимые отношения, и никто в империи не хотел плодить новых мучеников. Дело доходило до того, что судьи на процессе подсказывали епископам и священникам правильные ответы.

Одного клирика просили выдать священные книги. Тот ответил: «Есть, но не отдам». Судья попытался подсказать ему, предложив избавиться от любых рукописей (многие отдавали солдатам сочинения еретиков или трактаты по медицине). Клирик повторил свой ответ. Наконец, римский чиновник делает последнюю попытку спасти кандидата в мученики, говоря: «Отдай книги, или у тебя их нет». Следует первоначальный ответ, и христианин осуждается на казнь. Многие мученичества эпохи Диоклетиана вообще выглядят как цепь случайных событий. Христиане часто искали смерти и не проявляли ни малейшей хитрости. Например, возвращаясь после посещения мучеников в темнице, они правдиво говорили солдатам, где были, тем самым обрекая себя на смерть.

В этом свидетельстве со стороны мучеников не было какого-то вызова империи или желания позлить судей. Страдальцы умирали на крестах или отправлялись в серебряные рудники не потому, что им надоела жизнь, и они хотели прекратить ее как можно скорее, а потому, что свидетельство о Христе Воскресшем было для этих людей самым важным событием в их жизни, истиной, ради которой они были готовы идти на смерть.

*
В словах Иисуса сделаны три главные утверждения:

*
1. В этом мире Христос создаст Церковь.
2. Его Церковь будет подвержена сильным атакам.
3. Диавольские атаки не смогут разрушить ее.

*
Оглядываясь назад на историю христианства, мы видим, что Слова Христа исполнялись в каждом столетии - славная история подтверждает это. Во-первых, существование истинной Церкви Христа. Во-вторых, руководители на различных ступенях мирской или религиозной власти и их подчиненные использовали силу и хитрость, ложь и предательство, угрожали истинной Церкви и преследовали ее. В-третьих, Церковь подвергалась испытаниям и свидетельствовала о Христе во время каждой направленной против нее атаки. Ее послания сквозь шквалы ярости и ненависти полны славы, ее история записана в этой книге, чтобы Христу была воздана слава за чудесную работу Божию, чтобы знание о переживаниях мучеников Церкви оказывало благотворное влияние на читателей и укрепляло их христианскую веру.

*
Иисус

*
Первым пострадал за Церковь Сам Иисус Христос - не мученик, конечно, но вдохновитель и первоисточник мученичества. История Его страдания и распятия так хорошо описана в Святом Писании, что нет необходимости писать об этом здесь. Достаточно лишь сказать, что Его последующее воскресение поразило намерения иудеев и дало отвагу и новое направление сердцам Его учеников. И после того, как приняли силу Духа Святого в день Пятидесятницы, они исполнились веры и бесстрашия, в чем так нуждались, чтобы проповедовать Его имя. Новая уверенность и смелость учеников полностью сразила иудейских лидеров и изумляла всех, кто слышал о них.

*
Стефан

*
Вторым пострадал и умер за Церковь Стефан, чье имя означает "венец, корона" (Деяния 6:8). Он был замучен за проповедь Евангелия тем людям, которые убили Иисуса. Сказанное им настолько взбесило этих людей, что они тут же схватили его и вытащили за город, где побили камнями до смерти. Мученическая смерть Стефана произошла примерно через восемь лет после распятия Его Господа, т.е. где-то в 35 г. н.э., так как Иисус предположительно родился в 6 году до н.э., за два года до смерти Ирода Великого, который умер в 4 г. до н.э. (см. Матфея 2:16).
Ненависть, направленная на Стефана, неожиданно переросла в великое преследование тех, кто открыто заявлял об Иисусе как об иудейском Мессии. Лука пишет: "В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии" (Деяния 8:1). Во время этого преследования были замучены около двух тысяч христиан, включая Никанора, который был одним из семи диаконов Церкви (Деяния 6:5).

*
Иаков

*
Первый мученик из двенадцати апостолов Иаков был сыном Зеведея и Соломин и старшим братом апостола Иоанна. Он казнен в 44 г. н.э. по приказу Ирода Агриппы I, правителя Иудеи. Его смерть была исполнением сказанного Иисусом о нем и его брате Иоанне (Марка 10:39).
Знаменитый древний писатель Климент Александрийский утверждал, что, когда Иакова вели на место казни, его необычайная смелость так поразила одного из конвоиров, что тот пал на колени перед апостолом, прося у него прощения и исповедуя, что он тоже является христианином и что Иаков не должен умирать в одиночестве. В результате оба они были обезглавлены. Примерно в это же время Тимон и Пармен, двое из семи диаконов, были казнены, один - в Филиппах, другой - в Македонии.
Ровно через десять лет, в 54 г. н.э., апостола Филиппа после бичевания бросили в темницу и затем распяли в Иераполе во Фригии.

*
Матфей

*
Совсем немного известно о последних днях жизни апостола Матфея, о времени и обстоятельствах его смерти, но легенда гласит, что он путешествовал по Эфиопии, где общался с Кандакией (Деяние 8:27), и что в этой стране он и принял мученическую смерть.
В некоторых преданиях говорится, что он был пригвожден к земле и обезглавлен при помощи алебарды в городе Надавах (или Наддар), Эфиопия, приблизительно в 60 г. н.э.

*
Иаков (Младший)

*
Этот Иаков был братом Иисуса и автором послания. Похоже, он был лидером Иерусалимской церкви (см. Деяния 12:17, 15:13-29; 21:18-24). Нам не известны точная дата и обстоятельства его смерти, но утверждается, что это произошло в 66 г. н.э.
Как пишет иудейский историк Иосиф Флавий, первосвященник Анна приказал побить Иакова камнями. Но раннехристианский писатель Хегесипус, которого цитировал Евсевиас, христианский историк, живший в III веке, говорит, что Иаков был сброшен с крыши храма. В этой версии его смерти утверждается, что Иаков не погиб от падения, поэтому ему разбили голову дубиной, которую, возможно, использовали валяльщики для сукна, или кузнечным молотом.

*
Матфей

*
О нем и его жизни не известно ничего, за исключением того, что он был избран на место Иуды. Известно также, что он был побит камнями в Иерусалиме, а затем обезглавлен.

*
Андрей

*
Андрей был братом Петра (Матфея 4:18). Предание говорит, что он проповедовал Евангелие многим азиатским нациям и принял мученическую смерть в Эдессе через распятие на Х-образном кресте, который стал известен под названием "Крест Святого Андрея".


Марк

Совсем немного известно о Марке, за исключением того, что написано о нем в Новом Завете. После упоминания Павла о нем во Втором послании к Тимофею (4:11) он исчезает из вида. Только предание сообщает нам возможные обстоятельства его смерти: он, вероятно, был разорван на части людьми в Александрии, когда выступил против проведения торжества в честь их идола Сераписа.

*
Петр

*
Единственное описание мученической смерти апостола Петра мы находим у раннехристианского писателя Хегесипуса. Он рассказывает историю о чудесном явлении Христа. Нерон задумал погубить апостола Петра, когда тот был уже в преклонном возрасте (Иоанна 21:18). Когда ученики узнали об этом, они убедили Петра оставить город [Рим], что он и сделал после долгих уговоров. Но когда Петр подошел к городским воротам, то увидел Христа, идущего ему навстречу. Петр пал перед Ним на колени и спросил: "Господи, куда ты идешь?" Христос ответил: "Я иду, чтобы быть распятым снова". Петр понял, что для него пришло время принять смерть, посредством которой он прославит Бога, и вернулся в город. После того, как его взяли и привели на место казни, он попросил, чтобы его распяли вверх ногами, так как он не считал себя достойным быть распятым так же, как и его Господь.

*
Павел

*
Апостол Павел был заключен в темницу в 61 г. н.э. и написал там Послания ефесянам, филиппийцам и колоссянам. Его заключение длилось приблизительно три года и закончилось в мае 64 г. н.э. за год до пожара в Риме. Во время короткого пребывания на свободе Павел, возможно, посетил Западную и Восточную Европу и Малую Азию, а также написал Первое послание к Тимофею и Послание к Титу.
Нерона уличили в поджоге Рима, но он отверг обвинение и направил его на христиан. В результате началось сильнейшее гонение на них, во время которого Павел был арестован и брошен в темницу в Риме. Находясь снова в заключении, он написал последнее Второе послание к Тимофею.
Вскоре Павла признали виновным в преступлении против императора и приговорили к смерти. Его привели на место казни, где он был обезглавлен. Это произошло в 66 г. н.э., за четыре года до падения Иерусалима.

*
Иуда

*
Брат Иисуса был распят в Эдессе, древнем городе Месопотамии, приблизительно в 72 г. н.э.

*
Варфоломей

*
История говорит, что Варфоломей проповедовал во многих странах, перевел Евангелие от Матфея на язык Индии и учил в этой стране. За это он был жестоко избит и распят язычниками-идолопоклонниками.


Фома


Фома проповедовал Евангелие в Персии, Парфии и Индии. В Каламине (Индия) его схватили и пытали язычники, затем пронзили копьем и бросили в огненную печь.


Лука

Лука был язычником и, может, греком. Неизвестно, когда и как он был обращен, возможно, он был врачом в Троаде, где и обращен Павлом, так как скорее всего в Троаде присоединился к Павлу и начал путешествовать с ним. Обратите внимание на стихи в Деяниях (16:8-10), где после упоминания Троады Лука начинает использовать местоимение "мы", а не "они": "Миновавши же Миссию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там". Лука прибыл с Павлом в Филиппы, но не был заключен вместе с ним в темницу и не путешествовал с ним после его освобождения. Очевидно, он поселился в Филиппах и жил там некоторое время. И только когда семь лет спустя Павел снова посетил Филиппы (Деяния 20:5-6), мы снова встречаемся с Лукой. С этого момента он опять путешествует с Павлом и остается с ним до путешествия Павла в Иерусалим (Деяния 20:6-21:18). Еще раз он исчезает из вида, когда Павла заключают в узы в Иерусалиме и Кесарии, и вновь появляется, когда Павел отправляется в Рим (Деяния 27:1). Он был с Павлом во время его первого заключения (Филимону 1:24, Колоссянам 4:14). Многие исследователи Библии убеждены, что Лука написал Евангелие и Деяния апостолов во время пребывания с Павлом в Риме.
Во время второго заключения Павла Лука, очевидно, был рядом с ним, потому что Павел перед своей мученической смертью пишет Тимофею: "один Лука со мною" (2 Тимофею 4:11).
После смерти Павла Лука, вероятнее всего, продолжает нести Благую весть, научившись этому у Павла. Точная дата его смерти и то, как он умер, неизвестны. В одном древнем источнике говорится: "Он безраздельно служил Господу, не имея ни жены, ни детей, и умер во сне в возрасте восьмидесяти четырех лет в Боетии (неизвестное нам место), будучи исполненным Духом Святым". Другой ранний источник утверждает, что Лука отправился с Благой вестью в Грецию, где был повешен на оливковом дереве в Афинах в 93 г. н.э.


Иоанн

Апостолу Иоанну, брату Иакова, приписывают основание семи церквей, упоминаемых в Откровении: Смиринской, Пергамской, Сардисской, Филадельфийской, Лаодикийской, Фиатирской и Ефесской. Утверждается, что в Ефесе он был арестован и отправлен в Рим, где его погрузили в котел с кипящим маслом, которое не причинило ему вреда. В результате он был освобожден и выслан императором Домицианом на остров Патмос, где написал книгу "Откровение". После освобождения с Патмоса Иоанн вернулся в Ефес, где умер в 98 г. н.э., будучи единственным апостолом, который избежал насильственной смерти.
Даже во время непрекращающихся гонений и насильственных смертей Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви. Церковь была глубоко укоренена в учении апостолов и окроплена кровью святых. Она была подготовлена к грядущим преследованиям.

Ч.3-2
ч.3-2
Большие и малые христианские чудотворцы раннего средневековья

Итак, уважаемый читатель наша повесть продолжается. И в этой части мы рассмотрим последнюю четверку христиански х чудотворцев якобы живших в период раннего средневековья.
Их всего четверо: великомученик и целитель Пантелеймон, святитель Николай Чудотворец, преподобный Василий-исповедник и мученица Фомаида Египетская.
И если первых двух святых и чудотворцев можно по занимаемому ими рангу в христианской церкви и рейтингу популярности среди рядовых прихожан можно сразу же отнести к «великим чудотворцам и целителям», то двое остальных, уже мало кому известны даже в среде самих христиан имеющих богословское образование и давно как бы «затерялись» в «бесчисленном полку преподобные, святых и великомучеников» которые, зачастую не смотря на всю свою мифологичность продолжают автоматически почитаются в христианстве.
А начнём мы эту часть с «великомученика и целителя Пантелеймона»!
Ведь он в христианстве, он как бы заменил или скорее всего будет сказать правильно ВЫТЕСНИЛ образ самого «римского бога-врача Асклепия»!
Культ, которого в Римской империи был непогрешимым и действенным в плане оказания жрецами этого культа реальной и эффективной медицинской помощи населению!
А вот эта «рокировка» Асклепия на Пантелеймон ничего на практике не дала не то, чтобы для дальнейшего развития медицины как науки, а и были при этом безвозвратно утрачено все старые медицинские методики лечения!!! Ибо стали лечить исключительно «словом Божьим!»
А о самом Пантелеймоне можно говорить кратко, а можно и расширено.
Начну с первого как описания как его характеризуют сами христианские писатели, создавшие его ЖИТИЕ.

«Великомученик и целитель Пантелеймон (IV в., 9 августа) еще юношей изучил врачевание. Лечил бескорыстно именем Христа.
Ему принадлежит чудо воскрешения мертвого ребенка, укушенного ядовитой змеей. Исцелял от различных болезней и взрослых, и детей, в том числе от чревных болей»
Т.е. мы сразу видим, что Пантелеймон хоть и обладал какими-то познаниями в древнеримской медицине, но их на практике не использовал!
Ибо как христианский религиозный фанатик все болезни лечил «именем Христа»!
А теперь вникнем в расширенную версию биографии великомученика Пантелеймона

«Пантелеймон (греч. - всемилостивый), до крещения Пантолеон (греч.) († 305 год) - христианский святой, почитаемый в лике великомучеников, целитель, врач безмездный.
И тут сразу у нас идет и первая сенсация!
Римско-католическая христианская церковь не признает реальное существование великомученика Пантелеймона!
Но вот в православии что константинопольского что московского толка св. Пантелеймон на основании неизвестно кем и когда, а скорее всего все тем же фальсификатором христианской истории С. Метафраксом составленном Жите почитается как великомученик!
Жизнеописание
Родился в Никомедии (ныне г. Измир Турция-автор) в семье знатного язычника и получил имя «Пантолеон».
Его мать святая Еввула была христианкой и воспитывала сына в своей вере, но умерла.
Когда Пантолеон был в отроческом возрасте, его отец отдал сына в языческую школу, а затем поручил знаменитому врачу Евфросину для изучения Пантолеоном врачебного искусства.
Вскоре о нём услышал римский император Максимиан, пожелавший видеть Пантолеона при своём дворе.
Найти упоминания о наличии при дворе римского императора Максимиана знаменитого врача Ефросина или его ученика Пантелона вашему автору не удалось.
А вот в отношении императора нашлась нужная нам информация.
И тут сразу скажу, что перед нами из тьмы истории выходит забытая особенно в российской историографии под влиянием Русской православной церкви как гонителя на христиан историческая фигура великого римского императора!
И посему я ему далее уделю немного больше внимания чем, казалось бы, надо на первый взгляд.
Ибо, зная его жизнь и деяния вы уважаемый читатель легко сможете себе представить то время, когда жил и действовал наш св. Пантелеймон который как мы знаем входил в ближний круг слуг императора Максимиана!!!

Справка: Марк Авре;лий Вале;рий Максимиа;н Герку;лий (лат.), более известный в римской историографии как Максимиа;н Герку;лий, - римский император в 285-305 годах (в 306-308 и 310 годах - узурпатор).

Максимиан происходил из Паннонии (нынешняя Венгрия).
В 285 году он был объявлен цезарем своим товарищем Диоклетианом, а в 286 году получил титул августа и полномочия соправителя.
В то же время Максимиан получил прозвище «Геркулий», в честь мифического героя Геркулеса.
Он правил западной частью Римской империи из своей столицы в Медиолане (совр. Милан). В 285-286 годах император подавил народное восстание багаудов в Галлии; в 286-293 годах с переменным успехом воевал с прирейнскими племенами; в 297-298 годах - с африканским народом мавров.
С 303 года Максимиан проводил политику преследования христиан.
В 305 году вместе с Диоклетианом отказался от престола, однако после восстания своего сына Максенция в 307 году вмешался в борьбу за престол.
В 310 году он сделал попытку захватить Южную Галлию, но был разбит войсками Константина I и покончил жизнь самоубийством в Массалии (совр. Марсель).

Максимиан носил следующие победные титулы: «Британский Величайший» - с 285-288 годов; «Германский Величайший», «Германский Величайший» (второй раз) - с 285 года; «Персидский Величайший» - с 288 года; «Сарматский Величайший» - с 289 года; «Германский Величайший» (третий раз) и «Германский Величайший» (четвёртый раз) - с 286-293 годов; «Сарматский Величайший» (второй раз) - с 291 года; «Германский Величайший» (пятый раз) - с 294 года; «Сарматский Величайший» (третий раз) - с 295 года; «Британский Величайший» (второй раз) - с 296 года; «Армянский Величайший», «Мидийский Величайший», «Адиабенский Величайший», «Карпийский Величайший», «Персидский Величайший» (второй раз), «Германский Величайший» (шестой раз) - с 297 года; «Сарматский Величайший» (четвёртый раз) - с 299 года; «Германский Величайший» (седьмой раз) - с 302 года.
Максимиан родился около 250 года в окрестностях паннонского города Сирмия (совр. Сремска-Митровица, Сербия) в семье иллирийских лавочников.
.
В «X латинском панегирике» восхваляются паннонские добродетели и доблесть Максимиана, а также упоминается его суровое воспитание на дунайской границе, где постоянно велись локальные войны

Максимиан как римский гражданин, вступив в молодом возрасте в римскую армию отличился на службе в армии при Аврелиане во время походов на Дунай, Евфрат и Рейн, а затем в Британии.
При императоре Пробе он продолжал делать успешную военную карьеру и в это время сдружился со своим земляком Диоклетианом.
Возможно, Максимиан принимал участие в месопотамском походе императора Кара в 283 году и в провозглашении Диоклетиана императором 20 ноября 284 года неподалёку от Никомедии.

Личные качества
Со своей огромной энергией, решимостью, агрессивным характером и преданностью Максимиан представлялся привлекательным кандидатом для императорского поста.

Историк IV века Аврелий Виктор описывал Максимиана как «хорошего и умного воина.
Несмотря на его положительные качества, Максимиан был все же необразованным полководцем и предпочитал размышлениям действие.

Семья
В браке с сириянкой Евтропией у Максимиана родилось двое детей: Максенций и Флавия Максима Фауста.

Назначение цезарем

Соправитель Максимиана - Диоклетиан
Вскоре после своей победы над Карином Диоклетиан в Медиолане в 285 году провозглашает Максимиана своим соправителем с титулом цезаря.
Причины этого решения достаточно сложные. Во-первых, многочисленные конфликты раздирали практически каждую приграничную провинцию империи, как, например, Галлию, Сирию, Египет и низовья Дуная, и поэтому Диоклетиану был необходим человек, с которым он мог бы разделить часть имперских проблем.
А во-вторых, по мнению историка Стивена Уильямса, Диоклетиан считал себя посредственным военачальником и нуждался в таком человеке, как Максимиан, чтобы возложить на него военные проблемы империи.

Отношения между Диоклетианом и Максимианом были быстро сформулированы в религиозных формах. Около 287 года Диоклетиан принял прозвище Иовий (лат. Iovius), а Максимиан принял прозвище Геркулий (лат. Herculius)

Это призвано было показать следующее: Диоклетиан будет брать на себя доминирующую роль в соправлении (Юпитер); Максимиан же будет действовать в качестве его подчинённого, выполняющего героическую роль в решении поставленных задач (Геркулес)

Теоретически Римская империя продолжала оставаться единой, хотя последствия разделения власти имели место: у каждого императора были собственные резиденция, чиновничий аппарат, армия. Императорская пропаганда в 287 году настаивала на едином и неделимом Риме, «patrimonium indivisum».

Диоклетиан встретился с Максимианом в Медиолане либо в конце декабря 290 года, либо в январе 291 года.
Очень много народа собралось там для того, чтобы посмотреть, как императоры вступают в город и как много времени они посвятили общественным зрелищам Поттер среди прочих, предположил, что мероприятия были организованы для демонстрации неизменной поддержки Диоклетиана его коллегой.
Правители втайне обсуждали вопросы политики и войны.
Кроме того, есть вероятность, что на этой встрече был впервые поднят вопрос тетрархии. Тем временем, делегация от римского сената встретилась с правителями и возобновила с ними бывшие до этого редкими сношения.
Со времён медиоланского съезда Диоклетиан и Максимиан не встречались до 303 года.

После отказа от вторжения в Британию в 289 году Максимиан установил шаткое перемирие с Караузием.

Максимиан терпел правление Караузия в Британии и на континенте, но отказался предоставить сепаратистскому государству формальную законность. Со своей стороны, британский узурпатор был доволен предоставленной ему территорией за пределами континентальной Галлии.

Однако Диоклетиан не мог долго мириться с этим оскорблением его авторитета.
И пытаясь решить эту проблему он совершает для всей Римской империи роковую ошибку – выдвигает в лидеры мало кому еще известного римского гражданина префекта (по сути начальника тайной римской полиции -претория Констанция!
Именно это человек став императором в дальнейшем примет христианскую веру и отменить преследования христианства в Римской империи, что быстро в конечном итоге приведет к ее распаду на Западную и Восточную части.
С последующим уже медленным, но неуклонным распадом под ударами варварских народов! Поскольку христианство очень быстро как скажем инфекционные болезни чума или холера подорвали РИМСИЙ ДУХ И РИМСКУЮ СЛАВУ!
А тогда недальновидней император Диоклетиан пытаясь решить частную задачу когда он толкнувшись с восстанием Караузия и некоторыми проблемами на египетской, сирийской и дунайской границах, понял, что двух императоров было недостаточно для полноценного управления империей

И в связи с чем 1 марта 293 года в Медиолане (г. Милан Италия- автор) Максимиан назначил префекта претория Констанция своим Цезарем.

В тот же самый день или на месяц позже Диоклетиан возвысил военачальника Галерия до такого же титула, создав тем самым тетрархию, или правление четырёх.
Констанцию дали понять, что он должен преуспеть там, где Максимиан потерпел поражение, и победить Караузия.
Констанций оправдал возлагаемые на него надежды быстро и эффективно и в 293 году изгнал солдат Караузия из Северной Галлии.
В том же году Караузий был убит в результате заговора, и его место занял казначей Аллект. Затем Констанций прошёл по побережью до устья Рейна и Шельды, где он одержал победу над франкскими союзниками Караузия, приняв титул «Германский Величайший». Следующие три года Констанций был занят строительством флота для вторжения в Британию.

Максимиан, все ещё находившийся в Италии после назначения Констанция Цезарем, был проинформирован о планах вторжения и летом 296 года вернулся в Галлию.
Там он сторожил рейнскую границу от франкских союзников Аллекта, в то время как Констанций начал своё вторжение в Британию.
Аллект был убит на севере Гемпшира или Беркшира во время сражения с префектом претория Констанция Юлием Асклепиодотом.
Сам император высадился с армией возле Дубриса и вскоре достиг Лондиниума, жители которого приветствовали его как освободителя.
После победоносного возвращения Констанция Максимиан был в состоянии сосредоточиться на конфликте в Мавретании
Поскольку римская власть в этом регионе была ослаблена в период кризиса III века, кочевые берберские племена постоянно тревожили африканские города.

В марте 297 года Максимиан начал кровопролитное наступление против берберов.
Кампания сильно затянулась, и император увёл армию на зимовку в Карфаген, прежде чем продолжил поход в 298 году.
Его кампания завершилась весной 298 года, и 10 марта Максимиан совершил триумфальный въезд в Карфаген. Сохранились благодарственные надписи в честь Максимиана, где он назван «redditor Lucis aeternae» (рус. реставратор Вечного света) [.
Во время своего пребывания в Африке император укрепил границу на всём протяжении от Мавретании до Ливии.
Максимиан вернулся в Италию весной 299 года, чтобы отпраздновать очередной свой триумф в Риме
В Медиолане, ставшем его столицей, Максимиан, по упоминанию поэта Магна Авсония, построил театр, цирк, дворец, храмы, бани и монетный двор.

Гонения на христиан

Кроме того, Максимиан принимал активное участие в Великом гонении на христиан, которое началось по приказу Диоклетиана в 303 году.

За отказ от участия в жертвоприношениях император грозил смертной казнью
Особенно строго Максимиан соблюдал указ в Африке.
Политическая элита Африки настойчиво выполняла указ, особенно в Нумидии, где христиане оказывали особое сопротивление.
В Африке были мученики ещё до Великого гонения.
В 298 году Максимилиан, солдат из Тебессы, был осуждён за отказ следовать воинской дисциплине.
Другой солдат, Маркелл Танжерский, в том же году был казнён за отказ участвовать в языческом жертвоприношении.
Проконсул Африки Гай Анний Ануллин в дополнение к указу решил, что государство должно заставлять христиан приносить жертву языческим богам.
В Риме было конфисковано всё имущество христиан.
О гонениях за пределами Рима известно мало. «Acta Eulpi» сообщает о мученичестве Евпла в городе Катания на Сицилии;
Евпл был арестован за проповедование Евангелия 29 апреля 304 года и казнён 12 августа 304 года.

Вот собственно и все гонения на христиан, что были занесены в римские хроники, которые можно поставить в вину императору Максимиану.
Но в них мы не видим истории казни за проповедования христианства св. Пантелеймоном – личным врачом императора Максимиана!!!
Хотя он по своей важности и известности наверно был виднее чем два вышеупомянутых римских солдата-легионера!!???

Отказ от престола
После окончания мавретанской кампании Максимиан вернулся на север Италии, где проводил всё своё время во дворцах в Медиолане и Аквилее, оставив своему Цезарю Констанцию управлять всеми военными делами.
Максимиан был более агрессивным в своих отношениях с сенатом, чем Констанций, а Лактанций утверждает, что он терроризировал сенаторов вплоть до ложных обвинений и последующих конфискаций имущества, подвергся такому наказанию в том числе и префект Рима в 301/2 году
С другой стороны, Констанций поддерживал хорошие отношения с сенаторской аристократией и проводил время в активной обороне империи. Он совершал походы против франков в 300 или 301 и 302 годах, в то время как Максимиан отдыхал в Италии.
Кроме того, Констанций продолжал вести войну против германских племён на Верхнем Рейне

Максимиан был оторван от отдыха в 303 году для празднования виценаллий - двадцатилетней годовщины правления вместе с Диоклетианом.
Некоторые данные свидетельствуют о том, что Диоклетиан потребовал от Максимиана обещания уйти в отставку вместе, передавая титулы Августов своим Цезарям Констанцию и Галерию.
Предположительно, сын Максимиана Максенций и сын Констанция Константин, которые держались в качестве заложников в Никомедии, должны были стать новыми Цезарями.

Однако Максимиан, возможно, не пожелал уйти в отставку, но Диоклетиан по-прежнему держал ситуацию под контролем и не оказывал никакого сопротивления.
До ухода в отставку Максимиан был судьёй на Секулярных играх в 304 году.

1 мая 305 года во время отдельных церемоний, проводимых в Медиолане и Никомедии, Диоклетиан и Максимиан одновременно отказались от престола.

В честь этого была выпущена серия монет с надписями: «Наисчастливейшие старшие императоры» (лат. Felicissimo Seniori Augusto). Те, кто стали наследниками, не устраивали Максимиана.
Из-за влияния Галерия Флавий Север и Максимин Даза были назначены Цезарями в обход Максенция.
Оба назначенных Цезаря имели длительную военную карьеру и были близки к Галерию.
Максимин Даза был его племянником, а Север бывшим товарищем по персидской войне. Максимиан вскоре изменил своё отношение к новой тетрархии, видя, что Диоклетиан по отношению к нему всё равно занимает доминирующее положение.

Хотя бывший император проводил церемонию по провозглашению Севера Цезарем, он был достаточно недоволен для того, чтобы поддержать будущее восстание сына против нового режима.
Диоклетиан удалился в большой дворец, который он построил у себя на родине в Далмации неподалёку от Салоны.
Максимиан же отправился на свою виллу в Кампании или Лукании, где он жил в роскоши и спокойствии.
Несмотря на отдалённость от политических центров империи, Диоклетиан и Максимиан продолжали оставаться в постоянных отношениях.
Но нас в этой истории интересует отношения императора Максиминиана со своим врачам Пантелеймоном!
Известно что Пантелеймон жил и умер в 305 г. в г. Никомедии.
Справка Никоме;дия (др.-греч. ;;;;;;;;;;, ныне Измит, ;zmit, (Турция)до 1918 года название города в русских текстах могло писаться как Никомидия) - древний город в Малой Азии, центр области Вифиния. Располагался на подступах к Константинополю на берегу Мраморного моря.
А Никомедия всегда была во власти императора Диоклетиана!
А император Максиминиан располагался в своей столице ныне г Милан в Италии и сам никогда в Никомедиии не бывал!
Следовательно, он не мог там встретить св. Пантелеона и пригласить его в свою свиту лечащим врачом!
Да и в 305 г. Пантелеймона мог казнить только император Диоклетиан!
Но все «христианские писатели» труды которых дошли до нас хотя и пишут о казненных Диоклетианом в Никомедии 100 христиан, но в их числе не упоминают нам о казни и врача императора Пантелеймона!
Поэтому вот этот ниже подаваемый мною текст, взятый из Жития св. Пантелеймона есть ничто иное как псевдоисторический миф не содержащей ни крупицы объективной и правдивой информации

«Проживавший в Никомедии пресвитер Ермолай заметил Пантелеймона и начал рассказывать ему о христианстве.
Далее Панталон уверовал в Иисуса Христа после того, как, увидев ребёнка, умершего от укуса змеи, он по молитве к Иисусу Христу воскресил его.
После этого он принял крещение от пресвитера Ермолая и получил имя Пантелеимон.
Став безвозмездным врачом, Пантелеймон лишил многих врачей доходов, и на него поступил донос императору Максимиану, что Пантелеймон посещает в тюрьме христиан и лечит их именем Христа.
Император призвал Пантелеимона и просил опровергнуть донос.
Святой предложил императору призвать одного неизлечимого больного и устроить испытание.
Кто исцелит его: он или языческие жрецы - вера того и должна быть истинною.
Согласно житию, языческие жрецы не смогли исцелить больного, а Пантелеймон силой молитвы даровал расслабленному исцеление.
После этого многие уверовали во Христа, а Максимиан ожесточился на Пантелеймона и приказал истязать его, а затем бросить с тяжелым камнем в море.
Но Пантелеймон остался невредим, тогда его подвергли новым мучениям: повесили на дереве, жгли свечами, потом рвали железными когтями, колесовали, бросали в кипящее олово, и снова попытались утопить в море.
Дикие звери, которым он был брошен на растерзание, лизали ему ноги.
После всех истязаний Пантелеимона приговорили к усекновению головы.
Его привязали к масличному дереву и хотели отрубить голову, но святой стал молиться, и меч не причинил ему вреда.
Во время молитвы голос с небес призвал Пантелеимона в Царство небесное и святой попросил воинов исполнить данный им приказ.
Согласно житию, когда ему отрубили голову, то из раны потекло вместо крови молоко, а маслина тут же покрылась плодами. Брошенное в костер тело великомученика не сгорело и было погребено христианами.»
Ну а далее а Римской империи со времени императора Константина началось признание христианской веры вначале как одной из официально разрешенных верований в Римской империи а затем христианские руководители из числа первых эпископов добились признания христианства официальной религией Рима и вот тут то и понадобились и святые и великомученики.
Так был через время неизвестными христианскими писателями найден и «великомученик Пантелеймоне» и не просто найден, а даже найдены его нетленные мощи!
Глава Пантелеймона хранится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне.
Частицы мощей святого находятся во многих городах России.
В Православной церкви Пантелеймон почитается как покровитель воинов (его языческое имя Пантолеон переводится как «лев во всём»), а также как целитель, что связано с его вторым, христианским, именем Пантелеимон - «всемилостивый».
Иконография
В православной традиции на иконах изображается в образе юноши «без бороды, кудрявый» в одеянии, традиционном для изображения целителей - синем хитоне с золотыми нарукавниками, синей рубашке с золотым оплечьем и коричневом плаще, собранном на груди. На левом плече узкая белая лента, подобная диаконскому орарю. В правой руке мученический крест, в левой - коробочка для лекарств, по форме напоминающие чудотворные реликвии.

При изображении страданий святого Пантелеимона «Ерминия Дионисия Фурноаграфиота» указывает: «был привязан к цветущей маслине и обезглавлен. Из выи его вместо крови текло молоко».

Так начался сначала в Византии, а потом в Московском царстве культ св. Пантелеймона.

На этом собственно нашу история о св. Пантелеймоне можно будет и закончить.
И тут я вправе задать нериторический вопрос к вам уважаемый читатель:
Можно ли нам в нее поверить уважаемый читатель с учетом той информации что современная наука накопила как о медицине, так и истории?
Я лично уверен, что большинство из вас согласится с тем что «великомученик Пантелеймон» это мифологическая фигура, придуманная «благочестивыми», анонимным христианскими писателям между X - ХVII веками нашей эры исключительно в целях для популяризации христианства и вытеснения местных языческих верований….

А далее после св. Пантелеймона у нас идет второй по известности в христианском мире святой и чудотворец святой Николай!
Святитель Николай Чудотворец (IV в., 19 декабря и 22 мая) при жизни не только исцелял глазные болезни, но и возвращал зрение слепым. Его родители Феофан и Нонна дали обет посвятить родившегося у них ребенка Богу.
С ранних. лет святой Николай усердно постился и молился, и творя добро, старался, чтобы об этом никто не знал. Был избран архиепископом Мирликийским.
Во время паломничества в Иерусалим остановил бурю на море и спас (воскресил) матроса, упавшего с мачты. Во время гонения на христиан при Диоклетиане был брошен в темницу, но остался невредим.
Святитель совершил много чудес, на Руси почитался особо: считалось, что он помогает при путешествиях по водам. Николу называли «морским» или «мокрым».
Расширенная же версия жизни и деятельности св.ю Николая выглядит в своем классическом виде примерно так:

«Никола;й Чудотво;рец; Николай Уго;дник; Николай Мирлики;йский; Святи;тель Николай (греч. ;;;;; ;;;;;;;; - святой Николай; около 270 года, Патара, Ликия - около 345 года, Миры, Ликия) - святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе - покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей.

Изображается с митрой на голове, символом его епископства. Святой Николай дал начало персонажу Санта-Клаусу На основании его жития, в котором рассказывается о даре святителем Николаем приданого трём дочерям разорившегося богача, произошли рождественские подарки.

В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец
Начало священного служения святителя Николая относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284-305) и Максимиана (годы правления 286-305). В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1 мая 305 года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи Констанций Хлор (годы правления 305-306) положил конец гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части Галерий (годы правления 305-311) продолжил преследования до 311 года, когда он выпустил эдикт о веротерпимости, уже находясь на смертном одре. Гонения 303-311 годов считаются самыми продолжительными в истории империи.

После смерти Галерия его соправитель Лициний (годы правления 307-324) в основном относился к христианам терпимо. Христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (в окрестностях современного города Демре, провинция Анталия в Турции).

Разрушение нескольких языческих храмов также приписывают ему - среди них храм Артемиды Элевтеры в Мире
Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в книге «;;;;;;;;» («Сокровище») излагает сказание, будто во время Вселенского собора (325) Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария.
Однако профессор церковной истории Василий Болотов в «Лекциях по истории Древней Церкви» пишет: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского».

По мнению профессора протоиерея Ливерия Воронова, это «не может быть признано истинным прежде всего потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя», с одной стороны, и с Правилами святых апостолов, с другой[. Тем не менее, по его же словам, Церковь «не сомневается в действительности факта соборного суда над свт. Николаем» за этот проступок. Воронов «на основании анализа лексики церковных песнопений» подтверждает, что Святой Николай обозвал Ария «безумствующим богохульником»

Фактов заушения Николаем Ария и суда над Николаем нет в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке и помещённом в Четьи-минеи, ничего подобного нет и в житии Николая, размещённом в греческом Синаксаре, нет этих событий и в Великих Четьих-Минеях, собранных и изданных святителем Макарием в середине XVI века.
Нет этих событий в Прологе в богослужебных текстах Минеи 6 декабря. Описание пощёчины впервые появляется в русской агиографии лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским.

Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых, молитвенник за моряков и других путешественников.
Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай отправился учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося в шторм с корабельной оснастки и разбившегося насмерть.
В другом случае Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.

В житии святителя Николая описывается история о том, как святой Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам. Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он бросил мешок с золотом в их дом, а сам возвратился домой. Обрадованный отец девицы выдал свою дочь замуж и использовал эти деньги для её приданого.
Через некоторое время святой Николай подбросил мешок с золотом также для второй дочери, что позволило второй девице выйти замуж, обеспеченной приданым. После этого отец дочерей решил узнать, кто его благодетель, и поэтому дежурил все ночи, чтобы его дождаться. Его ожидание оправдалось: святой Николай ещё раз бросил мешок с золотом в окно и поспешил удалиться. Услышав звон золота, отец девиц побежал вслед благодетеля и, узнав святого Николая, бросился ему в ноги, говоря, что он спас их от погибели. Святой Николай, не желая, чтобы его благодеяние стало известно, взял с него клятву, что он никому об этом не расскажет

Согласно католическому преданию, мешок, брошенный в окно святителем Николаем, приземлился в чулке, оставленном для просушки перед огнём. Отсюда произошёл обычай вывешивать носки для подарков от Санта-Клауса

Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.
Мощи св. Николая
Сразу после смерти тело святителя стало мироточить и стало объектом паломничества. Над могилой в VI веке построили базилику, а в начале IX века - поныне существующую церковь Святого Николая. В ней мощи хранились до 1087 года, - до похищения их итальянцами из города Бари.
Изначально святой Николай был погребён в церкви в Мире (ныне - город Демре на территории современной Турции).

В мае 1087 года итальянские купцы украли бо;льшую часть мощей святителя из храма города Миры, в спешке и суете оставив в саркофаге около 20 % мощей, и перевезли их в город Бари (Италия). Спустя 9 лет венецианцы похитили остальные части мощей святителя Николая и вывезли их в Венецию вместе с мощами других мирликийских святых: святителя Николая - по мнению венецианцев, «дяди» святителя Николая, на самом деле родственника святого Николая Пинарского, и священномученика Феодора, тоже архиепископа Мир Ликийских.

Ныне около 65 % мощей святителя Николая находятся в католической базилике Святого Николая в Бари, под престолом алтаря крипты. Примерно пятая часть мощей святителя находится в католическом храме святого Николая на острове Лидо в Венеции в раке над престолом, над которой установлены кипарисовые статуи священномученика Феодора, святителя Николая Чудотворца (в центре) и святителя Николая «дяди». Остальные части мощей Николая Чудотворца разнесены по всему миру.

В базилике в Бари внизу престола сделано круглое отверстие в гробницу святителя Николая, из которой один раз в год, 9 мая, извлекают прозрачное миро!.

В 2005 году группа британских учёных-антропологов попыталась реконструировать по черепу внешний облик святого Николая: он был крепко сложён, ростом примерно 168 см; его характеризовали высокий лоб, выступающие скулы и подбородок, карие глаза и смуглая кожа.

На встрече патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска 12 февраля 2016 года в Гаване была достигнута договорённость о том, что с 21 мая по 28 июля 2017 года часть мощей святителя Николая Чудотворца из базилики в Бари будет принесена в Русскую православную церковь.

Это событие произошло впервые за 930 лет пребывания честных мощей в Бари, в течение которых они никогда не покидали города.
Вечером 21 мая 2017 года ковчег с частью мощей святителя (левое ребро, извлечённое из-под спуда через отверстие для сбора мира) доставлен самолётом в Москву, где в храме Христа Спасителя его встретил патриарх Кирилл.
Поклониться святыне в Москве можно будет с 22 мая по 12 июля 2017 года. 13 июля 2017 года ковчег будет перевезён в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, где мощи будут открыты для поклонения до 28 июля 2017 года.
Президент РФ Владимир Путин возле ковчега с мощами святителя Николая. Москва, Храм Христа Спасителя, 24 мая 2017 года.»
И все в этой истории было хорошо и правильно но до совсем недавнего времени!
Ибо случилось то что всегда должнослучиться когда правда о том или ином событии раскрывается! Вот это сенсационная новость!! РИА Новости https://ria.ru/religion/20171005/1506267879.html
05.10.2017 г.
АНКАРА, 5 окт - РИА Новости, Алена Палажченко. Археологи обнаружили в церкви святого Николая в турецком городе Демре подземное помещение, где могли быть захоронены останки святителя, заявил РИА Новости глава департамента охраны памятников администрации провинции Анталья Джемиль Карабайрам.

"Под восточной частью церкви святого Николая в Демре найдено помещение. Рентгеновская томография показала, что там в совершенно нетронутом состоянии с IV века находится некая конструкция с арочными перекрытиями размером 80 квадратных метров.

Особенно важно, что она не повреждена, туда никто не входил за прошедшие века. Это очень волнующее событие.

Когда мы закончим наше исследование, то надеемся, что нам удастся открыть миру нечто особенное, касающееся святого Николая.
Археологи считают вполне вероятным, что это и есть его настоящая гробница", - сказал собеседник агентства.
По его словам, экспертиза ДНК вывезенных в Италию в XI веке останков, которые, как утверждается, принадлежат святому Николаю, не проводилась, поэтому вопрос об их подлинности остается открытым.
"Открытие, которое может произойти, вызовет большой резонанс в мире. Возможно, станет наконец понятно, кому принадлежат останки, находящиеся сейчас в итальянском Бари. Пока в обнаруженное под землей помещение мы не можем проникнуть, потому что оно закрыто каменной плитой с мозаикой, её нельзя разрушать, поэтому мы сейчас рассматриваем вариант подобраться к этому помещению с другой стороны", - заявил Карабайрам.

Он отметил, что находка должна заинтересовать российских туристов, многие из которых посещают церковь святого Николая в Демре. "Мы можем обнаружить в этом помещении не только останки, но и многое другое, относящееся к IV веку и непосредственно к святому Николаю", - добавил собеседник агентства.
В связи с этим я до окончательного вывода турецких археологов прерываю свое повествование о св. Николае ибо открытие его настоящей гробницы и естественно настоящих останков в корне подрывает все те христианские мифы что сложились вокруг св. Николая и его чудодейственных мощей!
Оказывается, не тому поклонялись! И ибо неизвестно чьи останки обожествляли!
И «Чудеса св. Николая» все либо придуманные задним числом либо произошли по совсем другим причинам!

Преподобному Василию-исповеднику (VIII в., 13 марта), вместе с Прокопием Деканомитом, заключенному в темницу за иконопочитание, молятся для избавления от тяжелой одышки и вздутия живота
Но сайт РПЦ МП https://days.pravoslavie.ru/Life/life523.htm дает нам немного другое описание Василия Исповедника!
Преподобный Василий исповедник был иноком и пострадал в царствование иконоборца Льва Исавра (717 - 741).
Когда началось гонение на почитателей святых икон, святой Василий вместе со своим сподвижником преподобным Прокопием (память 27 февраля) был предан многим истязаниям и заключен в темницу, где оба мученика томились долгое время, до самой смерти нечестивого императора.
Когда святых исповедников Василия и Прокопия освободили вместе с другими почитателями святых икон, они продолжили свой иноческий подвиг, наставляя многих в православной вере и добродетельной жизни. В 750 году преподобный Василий мирно скончался.»
Т.е. ни о каким «даре исцеления» о от внутренних болезней наш великомученик Василий-исповедник не был наделен ни при жизни ни после смерти!
Теперь у нас в списке чудотворцев=целителей появляется наконец женщина. – Фомаида Египетская.
В краткой форме о «Мученица Фомаиде Египетская» (V в., 26 апреля) известно, что предпочла смерть супружеской неверности!
Опасающиеся насилия молятся святой Фомаиде, и она помогает в сохранении целомудрия.
Но в расширенном виде ее жизнь и деятельность выглядит немного по другому. https://days.pravoslavie.ru/Life/life851.htm
Судите сами.
«Святая мученица Фомаида родилась в городе Александрии в христианской семье. С детства она была воспитана в благочестии и любила читать Священное Писание.
В 15 лет юную отроковицу выдали замуж за рыболова, тоже христианина. Молодые супруги жили в семье родителей мужа, где святую Фомаиду любили за кротость, незлобие, доброту и целомудрие.
Свекор святой Фомаиды, по наущению диавола, пленился ее красотой.
Когда его сын ушел ночью на рыбную ловлю, он стал склонять невестку к греху.
Напрасно святая Фомаида увещевала обезумевшего старика, напоминая ему о Страшном Суде и о наказании за грех.
Разъяренный твердостью святой Фомаиды, он в безумии схватил меч и стал угрожать ей смертью. Но святая Фомаида твердо ответила: "Если ты даже рассечешь меня надвое, я не отступлю от заповеди Господней".
Ослепленный страстью свекор взмахнул мечом и рассек святую Фомаиду.
Святая приняла мученическую кончину за свое целомудрие и верность заповеди Божией в 476 году.
Убийцу постигла Божия кара!
Он мгновенно ослеп и не мог найти двери, чтобы убежать.
Утром пришли друзья мужа святой. Они открыли двери и увидели тело святой Фомаиды и окровавленного слепого старика.
Убийца сам сознался в своем злодеянии и просил осудить его на смертную казнь.
В то время в Александрию пришел из пустынного скита преподобный Даниил. Он велел монахам ближнего Октодекадского монастыря принести тело мученицы и похоронить в монастырской усыпальнице.
Некоторые из монахов недоумевали, как можно хоронить женщину вместе с монахами. Преподобный Даниил сказал: "Эта отроковица - мне и вам мать. Она умерла за чистоту".
После торжественного погребения преподобный Даниил возвратился в свой скит.
Вскоре один из молодых монахов стал жаловаться ему, что его мучают плотские страсти. Преподобный Даниил велел ему пойти и помолиться у гробницы святой мученицы Фомаиды.
Инок исполнил повеление старца. Во время молитвы у гробницы он заснул тонким сном. Тогда ему явилась святая Фомаида и сказала: "Отче, прими благословение и иди с миром".
Проснувшись, инок почувствовал радость и мир в своей душе.
После этого плотская брань больше не смущала его. Авва Даниил объяснил ему: "Благословение - дар мученицы целомудрия: такое дерзновение имеют перед Богом подвижники чистоты".
В последующие времена многие находили у гробницы святой Фомаиды освобождение от страстей и духовную радость.
Мощи святой мученицы Фомаиды были перенесены в Константинополь в один из женских монастырей. В 1420 году их видел русский паломник иеродиакон Зосима.»
Вот такая история. На этом мне остается сказать одно. Наше повествование о святых раннего средневековье закончено!
Верить ли вам уважаемый читатель в Жите о моральном подвиге св. Великомученицы Фомаиды Египетской или не верить не мне решать.
Но мое личное отношение таково. Не существа до никакой Фомаиды Египетской и ее посмертное обожествление в ранге «христианской великомученицы» есть лишь плод фантазии поздних христианских писателей, пленившихся так сказать сюжетом обычного убийства на бытовой почве!
А о том, что такие преступления на бытовой почве имели место и наше просвещённое время и будут иметь место и в будущем когда родители и дети живут в одном доме (квартире) и называется СНОХАЧЕСТВО.
Подробно об этом очень хорошо рассказано тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Снохачество
Но вот так никто в РПЦ МП на все это время ее существования так и не решился ввести в ранг «святой великомучениц» одну из сотен тысяч российских жертв снохачества….
(конец ч.3-2)

Христос предупредил Своих учеников: Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин 15, 20). Начиная с первого христианского мученика диакона Стефана человек, страдавший за Христа, воспринимался Церковью как подражатель крестной жертве Спасителя. Сперва гонениям от начальников иудейских подвергались ученики Христовы в Иерусалиме. В языческих областях Римской империи христиане также подвергались притеснениям, хотя государственных гонений пока еще не было. Апостол Павел, сам не раз претерпевавший и заточения, и побои, писал христианам македонского города Филиппы: вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп 1, 29). Другой македонской Церкви он писал (52-53): вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев (Фес 2, 14).

Гонения на Церковь в Римской империи

Преследование христиан со стороны государства, чудовищное по своей жестокости, началось в Риме в 64 году при императоре Нероне . В это гонение были казнены апостолы Павел и Петр и множество других мучеников. После смерти Нерона в 68 году преследование христиан временно прекратилось, но возобновилось при императорах Домициане (81-96), а с особенной силой — при Траяне (98-117). При Домициане мучениям подвергался апостол Иоанн Богослов, но он чудом остался жив. Евангелист Иоанн единственный из апостолов Христовых не принял мученическую кончину и умер в глубокой старости. При императоре Траяне пострадал ученик апостола Иоанна Богослова святой Игнатий Богоносец . Он был епископом Антиохии, и его приговорили к смерти от когтей и зубов диких зверей на арене. Когда воины везли его в Рим на казнь, он писал римским христианам, прося их не добиваться его освобождения: «Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищей зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым».

Гонения продолжались. Император Адриан (117-138) принял меры для обуздания неистовства толпы против христиан. Обвиняемые должны были подвергаться судебному разбирательству и наказываться только по признании их вины. Но и при нем и его преемниках пострадало немало христиан. При нем были замучены три девочки, названные в честь главных христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. Вере, старшей из них, было двенадцать лет, Надежде — десять, а Любови — девять. Их мать София умерла спустя три дня у них на могиле и также прославлена как мученица.

Толпа ненавидела христиан за то, что те сторонились и избегали языческих празднеств, но собирались тайно. На христианские богослужебные собрания не допускались не принадлежавшие Церкви, и язычники подозревали, что на этих собраниях совершаются чудовищные преступления. Клевета на христиан передавалась из уст в уста. Не почитающие родных языческих божеств христиане представлялись народу настоящими безбожниками, а языческое государство видело в христианах опасных мятежников. В Римской империи спокойно относились к разнообразным и часто экзотическим верованиям и культам, но при этом, к какой бы религии ни принадлежал человек, требовалось по отечественным установлениям почитать римских богов, особенно — самого императора, который обожествлялся. Для христиан было немыслимо, поклоняясь Творцу неба и земли, воздавать Божественные почести творению. Некоторые христианские писатели обращались к императорам с апологиями (что значит «оправдания»), письмами в защиту учения Христова. Самым известным христианским апологетом был мученик Иустин Философ , пострадавший в 165 году, в правление императора Марка Аврелия.

В первой половине III века гонения на Церковь несколько ослабли, пока в 250 году не начал гонения на христиан император Декий . Гонения его отличались особой систематичностью и исключительным размахом. Всех граждан Римской империи обязывали принести жертву идолам и тем самым засвидетельствовать свою благонадежность для государства. Христиан, отказывавшихся участвовать в этих обрядах, принуждали к ним изощренными пытками. Принесших жертву идолам отпускали, им выдавалось специальное удостоверение. Христиане отвыкли от преследований за долгие годы мира. В пору правления Декия немало людей, не выдержав гонений, отрекалось от Христа и приносило требуемые жертвы. Некоторые богатые христиане, пользуясь связями и своим влиянием, покупали положенные удостоверения, но сами жертвы не приносили. В это время пострадали Римский епископ Фабиян, Антиохийский епископ Вавила, Иерусалимский епископ Александр.

В конце 251 года, во время войны с готами, Декий был убит. В 258 году последовал новый императорский указ, направленный против церковных иерархов. В этом году приняли мученическую кончину святой Сикст, папа Римский , с четырьмя диаконами и святой Киприан, епископ Карфагенский.

С 260 года до начала IV столетия в систематических преследованиях христиан наступил перерыв. Число христиан в империи неуклонно росло. Но этот временный мир для Церкви был прерван в 303 году. Началось преследование христиан, которое вошло в историю как Великое гонение. Его начали император Диоклетиан и его соправители, и продолжалось оно его преемниками до 313 года. Эти десять лет дали Церкви множество мучеников, среди которых — святые Георгий Победоносец, воин Феодор Тирон, Димитрий Солунский, целитель Пантелеимон, мученицы Анастасия Римская, Екатерина Александрийская.

Тысячи христиан приняли смерть за веру во Христа в первые три века — мужчины, женщины, дети, священнослужители, миряне...

В 313 году император Константин Великий издал в городе Милане эдикт (указ), прекращающий преследования христиан. Тем не менее в областях империи при соправителе Константина Ликинии продолжались казни и преследования христиан. Так, в 319 году пострадал мученик Феодор Стратилат , в 320 году под Севастией были замучены сорок воинов-христиан. В 324 году император Константин одержал победу над Ликинием, и Миланский эдикт о веротерпимости стал соблюдаться по всей империи.

Освободившись от гонений и получив поддержку императора, Церковь стала расти и укрепляться.

Язычество, обессиленное внутренне, изжившее себя к этому времени, быстро сходило на нет. Попытку восстановить его и возобновить преследование христиан предпринял в 362 году император Юлиан , за свой отказ от христианства получивший прозвание Отступник. За полтора года его правления подверглись гонениям и казни многие христиане. С внезапной гибелью Юлиана во время битвы гонения христиан прекратились.

Церковь мучеников

«С первого дня своего существования Церковь была, есть и будет мученической. Страдание и гонение является для Церкви Божией атмосферой, в которой она непрестанно живет. В разные времена и гонение это бывало различным: иногда — явным и открытым, иногда — скрытым и вероломным», — писал сербский богослов преподобный Иустин (Попович).

Вплоть до VII века тысячи христиан претерпевали притеснения и гонения в Персидской империи. Мученический венец приняло множество епископов и священнослужителей, а еще больше простых мирян — мужчин и женщин. Немало мучеников пострадало и в других языческих странах, например в Готфских землях.

С особой изощренностью православных преследовали ариане. Так, в V веке в Северной Африке от захвативших эти земли вандалов, исповедовавших арианство, было убито шестьдесят два священника и триста мирян. От еретиков-монофелитов пострадали преподобный Максим Исповедник и два его ученика.

Им отрубили правые руки, чтобы они не могли писать в защиту Православия, и всех троих отправили в ссылку, где они вскоре и скончались. Жестокое гонение на православных предпринимали императоры-иконоборцы . Особенно пострадали в эти дни монахи, мужественные защитники православного учения о святых иконах. Историк описывает надругательства над православными при императоре-иконоборце Константине V: «Многих монахов умертвил ударами бичей и даже мечом и бесчисленное множество ослепил; у некоторых обмазывали бороду спуском воска и масла, подпускали огонь и таким образом обжигали лица их и головы; иных после многих мучений отсылали в изгнание». Пострадал от этих гонений святитель Никифор, патриарх Константинопольский. Двум братьям-монахам Феофану и Феодору на лице выжгли оскорбительные стихи (за это братья получили прозвания Начертанных).

В начале VII века в Аравии возник ислам и стремительно завоевал Ближний Восток и Северную Африку. Немало христианских мучеников пострадало от них. Так, в 845 году в Аморрее за отказ отречься от Христа приняли смерть сорок два мученика.

Огромный сонм святых мучеников явила Грузинская Церковь. Очень часто иноверцы-захватчики приходили на Грузинскую землю. В 1226 году на Грузию напала армия хорезмийцев во главе с хорезмшахом Джалал ад-Дином. После того как Тбилиси (Тпилиси) был взят, шах согнал всех горожан к мосту, на котором положил святые иконы. Он предложил свободу и щедрые дары тем, кто отречется от Христа и потопчет святые иконы. Тогда сто тысяч грузин засвидетельствовали свою верность Христу и приняли мученическую кончину. В 1615 году от персидского шаха Аббаса I приняли мученическую кончину монахи Давидо-Гареджийского монастыря.

Первыми святыми, явленными в нашей Русской Церкви, тоже были мученики — Наш народ не был еще просвещен верой Христовой и поклонялся идолам. Жрецы потребовали от Феодора, чтобы он отдал в жертву своего сына Иоанна. Будучи христианином, Феодор воспрепятствовал этому бесчеловечному требованию, и оба — отец и сын — были убиты. Их кровь стала духовным семенем, из которого проросла наша Церковь.

Порой мучениками становились христианские миссионеры, а также их паства, которую они привели ко Христу. Два века (с начала XVIII столетия) продолжалась деятельность Русской духовной миссии в Китае. В самом конце XIX века в Китае вспыхнуло националистическое восстание ихэтуаней. В 1900 году восставшие достигли столицы Китая Пекина и начали жечь дома европейцев и китайцев-христиан. Несколько десятков человек под страхом мучений отреклись от веры, но двести двадцать два православных китайца выстояли и сподобились мученического венца. Возглавляет собор Китайских мучеников иерей Митрофан Цзи, первый православный священник-китаец, рукоположенный равноапостольным Николаем, просветителем Японии.

Новомученики и исповедники Российские

Самые масштабные, систематические и массовые гонения в истории Церкви Христовой случились не столетия назад, в древние века, а в России в ХХ веке. По количеству пострадавших за Христа гонения минувшего столетия превосходят и Великое гонение Диоклетиана, и все прочие преследования христиан. В первые же недели после прихода к власти большевиков (25 октября 1917 года) полилась кровь православных священников. Первомучеником открывшихся гонений стал протоиерей Иоанн Кочуров , служивший в Царском Селе (расстрелян 31 октября).

В январе 1918 года участников Поместного Собора, проходившего в Москве, потрясло известие о том, что 25 января у стен Киево-Печерской лавры был злодейски убит почитаемый пастырь и иерарх Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский. Члены Собора издали определение: «Установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за православную веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках и ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Тогда, в начале 1918 года, участники Собора, вероятно, не могли представить, сколько за последующие годы исповедников и мучеников присоединится к этому поминальному списку.

В сонм новомучеников вошло великое множество иерархов и священников — участников Поместного Собора 1917-1918 годов. Возглавляет Собор новомучеников и исповедников Российских его председатель святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России.

В те годы пострадало огромное число епископов, священников, монахов и мирян. Среди сотен иерархов, пострадавших в те годы, — митрополит Петр (Полянский), официально замещавший патриарший престол после смерти патриарха Тихона (f1925), но фактически находившийся в заточении и полностью лишенный возможности управлять Церковью; Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский; Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский; Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский.

Особое место занимает в Соборе новомучеников семья последнего Российского государя, царя Николая: царица Александра и дети их — Ольга, Татиана, Мария, Анастасия и Алексий, расстрелянные в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года.

Власти преследовали Церковь отнюдь не по политическим соображениям. С 1933 по 1937 годы прошла так называемая безбожная пятилетка, которая в рамках общегосударственного планирования народного хозяйства ставила целью «окончательно изжить религиозный дурман». Но Церковь Христова выстояла. В 1937 году прошла государственная перепись населения, во время которой треть горожан и две трети селян объявили себя верующими, убедительно свидетельствуя о провале атеистической кампании. Материалы этой переписи были запрещены для использования, многие из тех, кто ее осуществлял, подверглись репрессиям. Когда в 1990 году итоги переписи 1937 года были опубликованы, стало ясно, почему их так долго не обнародовали. Оказалось, что среди неграмотных православных верующие от шестнадцати лет и старше составляли 67,9%, среди грамотных — 79,2%.

Наиболее кровавые гонения пришлись на 1937-1939 годы. В пору Великой Отечественной войны отмечается некоторое ослабление преследования Церкви. В 1943 году, после того как стало известно, что на оккупированных немцами территориях открыто три тысячи семьсот тридцать два храма (больше, чем было в то время по всей Советской России), власти пересмотрели свою позицию. Однако и в годы войны аресты и расстрелы священников продолжались. С середины 1948 года давление государства на Церковь снова усилилось. Открытые ранее храмы опять закрыли, многие священнослужители были арестованы. С 1951 по 1972 год была закрыта почти половина всех храмов в России.

Давление государства на Церковь продолжалось все годы советской власти.

В современном мире в некоторых странах продолжаются настоящие кровавые гонения на христиан. Сотни христиан (в том числе и православных) каждый год подвергаются преследованиям и казням. В некоторых странах принятие христианства наказывается государственным законодательством, а в некоторых христиан преследуют, унижают и убивают агрессивно настроенные граждане. Причины гонений и ненависти к христианам в разные века и в разных странах объявляют разные, но общей для всех мучеников остается их стойкость и верность Господу.

Святой апостол и архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р.X. и пострадал в возрасте около 30 лет. Мученики занимают особое место в истории становления нашей Православной Церкви. Многие святые и учителя церковные говорят, что кровь мученическая - это семя, на котором возросло древо церковное.

Святой апостол и архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р.X. и пострадал в возрасте около 30 лет. Мученики занимают особое место в истории становления нашей Православной Церкви. Многие святые и учителя церковные говорят, что кровь мученическая - это семя, на котором возросло древо церковное. По-русски - мученик, а на других языках это свидетель, свидетель того, что Господь воскрес, что Он был на земле, Он ходил в теле человеческом, совершал чудеса и воскрес. Первомученик Стефан видел Спасителя, общался с апостолами, был сам апостолом из семидесяти, был и тем первым диаконом, который занимался практическими бытийными делами церкви, храма. В духовном поучении для священнослужителей говорится, что диакон это уши, глаза, уста и руки священнослужителя. Диакон - первый и самый важный помощник священника. Когда диакон участвует в Богослужении, оно становится более полноценным. Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т.е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом - старшим диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях. Господь именно этого человека избрал в первомученики, а мученичество это не просто стечение обстоятельств, а зачастую закономерный венец добродетельной, особенно ревностной жизни христианина. Кто-то достигает высот духовности, благодаря бескровным мучениям, подвигам молитвенной жизни. Но те, кто пролил кровь непосредственно за исповедание Христа, они венчаются этим подвигом за особую любовь к Богу. Первомученик Стефан первым положил начало мученическому подвигу веры, он не задумывался и не оценивал свои поступки, движимый горячей любовью к Богу, и естественный страх смерти, физических мучений был им превзойден. Несмотря на реальную угрозу своей жизни, он поверил в Спасителя и принял страшные мучения. Они еще были и позорными, потому что для иудеев смерть от побивания камнями, которую принял первомученик Стефан, была позорной казнью в древней Иудее, этому виду казни подвергались сугубые грешники, но великий подвиг мученичества возможен только с Божественной помощью. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром, после его гибели началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны - христианская вера стала распространяться по всей Римской империи.