Как на самом деле выглядели древние египтяне? Какие современные народы являются самыми близкими родственниками древних египтян.

Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян и египетских фараонов. Само слово «копт» происходит от греческого Αιγύπτιος — «айгопти ос» и означает просто «египт янин», а греческое слово: geo+copt обозначает «земля коптов» . Сами потомками древних египтян называли и себя и свою страну «хемус «- «земля»(др.-греч.: Aἷμᾰ (Haîma) — кровь; Αἷμος (Haîmos) — кровная, лат.: haema 😉 . Хемус — древнее название Балканских гор.

Коптский язык развился из древнего египетского языка, сохранив многие его особенности и элементы того языка, на котором разговаривали фараоны. Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и Франсуа Шампольоном с успехом использовал современный язык коптов при расшифровке древнеегипетских иероглифов. Коптский язык сохранил в себе он сочетание элементов древнегреческого языка, существовавшего в эпоху древнеегипетских фараонов. Коптские буквы похожи на греческие, из греческого же языка заимствовано много слов.

В начале нашей эры иероглифическое письмо древнеегипетского языка сменили на греческое написание текстов, а древнеегипетский язык стали называть коптским.
К этому времени христианство в Египте уже получило широкое распространение, и священная Библия была переведена на язык египтян, которые не знали греческого. Да, и египетского иероглифического (демотического) письма простой народ Египта не знал, так как для изучения иероглифов требовалось специальное, длительное обучение. Переводчикам Библии пришлось создать алфавит из 24 греческих букв и добавить 6 новых знаков для шипящих звуков, отсутствующих в греческом языке. В начале IV века египтяне-христиане, или «копты» , знакомые с греческим алфавитом, смогли читать Святое Писание.

В последние годы исследователи обнаружили на погребальных масках египетских фараонов тексты на коптском и греческом языках , а также тексты коптского евангелия и фрагменты античных произведений классических греческих авторов.

Копты, как и были не похожи на остальных жителей Египта, они отличались светлой кожей и красивым разрезом глаз , они и сегодня сохраняют тонкие черты лица, точеный профиль фараонов. На протяжении многих веков копты строго хранят чистоту своей крови и в жены берут только женщин европейского вида, похожих на белокожих коптских женщинах. Женятся копты только один раз в жизни, гражданские браки и разводы у них не признаются.

Египетский бог Гор в римском военном костюме

Римское завоевание Египта

В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию. Через Александрийский порт в страну стали проникать товары со всего Средиземноморья, вместе с торговцами греками и македонянами. Александрия в начале нашей эры была одним из центров торговли Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры.

С этого времени только греки могли занимать чиновничьи должности. Официальным языком стал греческий, которого древние египтяне не знали. Уделом коренных жителей Египта коптов, земледельцев и ремесленников оставались лишь тяжёлый труд, налоги и поборы. Количество денежных налогов и поборов, в виде сельскохозяйственных продуктов — хлеба, вина, растительного масла, доходило до 450! Не будучи в силах вынести эти налоги и поборы, египтяне поднимали восстания в 165, 181-184 годах уже нашей эры, но римляне жестоко расправлялись с восставшими.

После завоевания Египта римлянами, ограничения в правах и угнетение египтян ещё больше ужесточились. Для новых хозяев Египет был житницей, римляне стремились вывезти как можно больше зерна.

Во II веке нашей эры в Египте стало распространяться христианство. Центром распространения новой религии стала Александрия. В 213 году при подавлении очередного восстания египтян римляне разрушили даже ирригационные каналы, обрекая земледельцев на голод и мучения. Римский император Деции в 250 году решил истребить христианство, заставив всех христиан совершить при специальной комиссии римские языческие обряды. Тех, кто отказывался это делать, отправляли в темницу, морили голодом и отрубали голову, сжигали на костре или бросали на съедение диким зверям. Женщин-мучениц казнили зверским образом: привязывали к верхушкам двух пригнутых к земле финиковых пальм и, резко отпуская, разрывали их пополам.

В 258 году римский император Валериан издал указ о казни всех христианских священников, а знатных христиан за отказ от жертвоприношения лишали имущества и превращали в рабов.

Страшные мучения остались в памяти египетского народа, копты ведут счет времени по «эре мучеников» — с 28 августа 284 года, даты восшествия на престол римского императора Диоклетиана, беспощадного гонителя христиан, по указу которого, тысячи христиан мужчин и женщин с детьми, после пыток предавали мучительной смерти.

В 313 году император восточно-римской империи Константин Великий объявил себя христианином и издал указ о вероисповедании.

Арабское завоевание Египта

Копты в Египте почитались с глубокой древности, они были настоящими хранителями древнейшей культуры Египта, древнеегипетского языка и веры.

В 1970-х в Верхнем Египте была обнаружена книга заклинаний, написанная в VII-VIII веке на коптском языке. Книга заклинаний ещё не полностью расшифрована, но учёные уже обнаружили в ней любовные заклинания, заклинания для изгнания злых духов, лечебные и проклинающие заклятия.

Учёные полагают, что в не расшифрованной пока части «Египетского справочника колдовских сил» хранится еще много тайн, которые раскроют правду о верованиях древних коптов.

Коптский язык использовался в официальных документах Египта до арабского нашествия в 641 году, после вторжения арабов в Египет официальным языком государства стал арабский, а коптский язык фараонов был исключен из употребления в государственных документах.

Ритуальные заговоры, записанные на коптском языке

После 641 года египетских христиан стали называть коптами, в отличие от египтян, принявших ислам. В современном Египте численность коптов, исповедующий христианскую религию, по разным источникам, составляет от 6 до 8 млн. человек.

При арабских правителях Египта Аббасидах (750 — 1258 г.г.) жизнь коптов становится очень тяжелой. Хотя многие копты продолжают занимать ответственные посты в Египте, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют положение коптов, и к середине IX века копты оказались в Египте христианским меньшинством. Хотя исламское господство сопровождалось частыми преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.

Коптская Церковь

Коптская церковь Египта — самая ранняя христианская церковь в мире! Коптская Церковь была основана в 42 году нашей эры самим святым Марком Евангелистом, прибывшим в столицу древнего Египта Александрию с проповедью христианства.

Епископ Кесарийский Евсевий, написавший около 310 года первую «Историю Церкви» по-гречески свидетельствует о том: «Святой Марк первым отправился в Египет, чтобы проповедовать Евангелие, которое он уже записал, и сначала он организовал церковь в самой Александрии» (Евсевий, ОН 2.16.1). Эта информация дополняет «Хронику Евсевия», где Епископ Кесарийский отмечает приезд святого Марка в Александрию на третий год правления римского императора Клавдия (41 – 54 гг.) — то есть в 42 — 43 году .

Основание самой ранней христианской церкви произошло через десять лет после даты смерти Иисуса Христа, традиционно считавшейся в 33 году нашей эры.

Крылатый Лев — символ евангелиста Св. Марка

Святой Марк написал самое раннее из четырёх Новозаветных Евангелий , был основателем первой христианской церкви и первым епископом Александрийской церкви, ещё до основания Римской церкви.

Благодаря деятельности возникших в Египте первых христианских поселений египетский город Александрия оказался первым среди пяти первых христианских столиц — вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно Александрийская школа богословия, основателями которой были св. Климент, Ориген, Кирилл, пыталась привить христианству философский язык.

В 69 году святой апостол Марк принял мученическую смерть от римлян-язычников. Святой Марк, крестивший коптский народ, почитается у коптов первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.

Приняв христианство, копты стали избирать с 536 года своего духовного отца, главу христианской церкви Александрии, который носит титул Папы. Сейчас коптский Папа вместе с синодом находится в Каире.

Коптскую христианскую традицию избрания Папы, переняли римляне, позднее принявшие христианство, как государственную религию, и церковные иерархи Рима стали избирать Папу. В отличии от Папы римского, избираемого в довольно преклонном возрасте смерти, коптский папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне, он служит своему народу пожизненно, пользуется непререкаемым авторитетом и является лидером нации.

Нынешний коптский Папа Александрийский, Патриарх престола св. Марка — Шенуда III родился в 1923 году, избран в 1971 году, возглавляет Коптскую церковь и является единственным духовным лидером всего народа. Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св. Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, и 40 минут произносит духовное слово к прихожанам, затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.

Коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри — алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи, утварь, но отличаются особой скромностью и простотой своего убранства. В большинстве коптских храмов есть скамейки, фрески на стенах храма встречаются нечасто, иконопись упрощенная, без деталей, изображения плоские, пропорции не соблюдаются, как на детских рисунках. Кресты в коптских храмах ориентированы в двух направлениях, так что с любой стороны храма виден Крест.

При входе в храм копты снимают обувь. В коптской церкви мужчины и женщины разделены перегородкой, они молятся семь раз в сутки, обратившись на восток, обязательно в головных уборах. Постятся копты большую часть года, соблюдая пять постов, семь великих и пять малых праздников. Коптские священники носят шапочки-тюрбаны и кресты, сделанные из кожи, и к ним так же подходят прихожане для обязательной исповеди и благословения.

Христианские традиции копты хранят очень трепетно, они венчаются в церкви.

Официальная дата появления Коптской церкви — 451 год Халкидонский Вселенский Собор, осудивший монофизитство как ошибочное учение, и Коптская Церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви. В Александрии избирают дух патриархов - коптского и греческого, при этом копты называют себя ортодоксами, в то время как почти на всех языках Европы этим термином определяются православные христиане. год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе.

Копты - монофизиты (от греческого: monos — один и physis — природа, естество) — учение в христианстве, возникло в V веке. Монофизиты — армяне, эфиопы, и потомки фараонов копты, считают человеческую природу Иисуса Христа «единосущностной», поглощенной божественной природой. Согласно христианской вере коптов, Иисус Христос имеет единую божественную сущность, не разделённую на божественную и человеческую. Копты - монофизиты противопоставляли свои христианское воззрения, учению Архиепископа Константинополя Нестория (428-431 г.г.).- несторианству, подчеркивающему человеческую сущность Христа.


Из религиозных праздников копты почитают христианское Рождество, отмечая его 7 января. Праздник Пасхи очень древний, его отмечали ещё фараоны в Древнем Египте и назывался он тогда Опет. Копты отмечают праздник весны в пасхальный Понедельник, совпадающий с православной Пасхой - Жам эн-Нессим, что в переводе с арабского означает «аромат западного ветра». Копты в этот день массово выезжают за город и устраивают праздничные пикники. Александрия является древним коптским церковным центром, там находятся захоронения всех патриархов Коптской Церкви, начиная от святого апостола Евангелиста Марка.

Центр Коптской христианской Церкви коптского народа расположен в египетском Каире и включает в себя гигантский собор св. Марка, древний храм апостолов Петра и Павла, множество различных служб и зданий. В египетском Каире находится главная духовная семинария Коптской Церкви. В Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры.

Монашество

Именно у коптов в 3−4-м веке возникло монашество, которое отсюда распространилось по христианскому миру. Стало оно неотъемлемой частью и русского православия.

Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне, вдали от Нила египетским христианским подвижником преподобным Антонием Великим (251- 356 г.г.). Почти одновременно с ним в Египетской пустыне возник монастырь св. Павла.

Почитаемые христианской церковью святые Мария Египетская, преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина родились и жили на берегах Нила. В настоящее время в Коптской Церкви имеется 12 мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями, где монахи живут, согласно монастырскому уставу, в строгости и молитвах, питаясь в основном хлебом и водой.

Египтяне не только дали христианскому миру монашество — традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской православной культуры, но и возрождают монашество в наши дни. Немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри Египта. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира.

Египет дал миру множество святых, чтимых повсюду в христианском мире — это Святой Павел Фивейский 90 лет постился в одиночестве, святой Макарий Египетский, способный «добрым словом и худого человека сделать добрым», святая Мария Египетская , раскаявшаяся блудница, святая великомученица Екатерина , отказавшая римскому императору ради «брака с Господом».

Самыми известными в мире коптами были Св. Афанасий, Св. Василий - автор праздничной православной церковной литургии, Св. Пахом - основатель монашеского и отшельнического движения.
Сохранились руины древнего коптского христианского монастыря V века близ Саккары — города мёртвых, рядом с Мемфисом — древней столицей Египта.

Коптская культура и искусство

Коптская культура — это удивительный сплав египетских, греческих и христианских мифов. Один из крупнейших исследователей коптских древностей, Александр Каковкин, утверждает, что копты воспринимали языческие божества и героев христианскими персонажами: «Так, Иустин Философ, или Мученик (ум. ок. 165), в мифах о Дионисе, Геракле, Асклепии видел искаженные библейские пророчества о Спасителе. Особенно много общего Иустин находил между Христом и Иосифом».


Одним из самых интересных коптских искусств является изготовление тканей. Копты ткали, используя, в основном, гобеленовую технику переплетения нитей. Среди излюбленных мотивов — подвиги Геракла и история Иосифа.


В Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры. Коптское искусство представляет собой удивительно привлекательный и очень радостный стиль, отказывающийся от правил классического Рима, но изобилует созревшим виноградом, героическими сценами сражений или охоты — все нарисовано или вышито в веселых, ярких тонах, напоминающих энергичные детские рисунки.

Коптское искусство настолько радужно красиво, что при исламе, копты продолжали исповедовать христианство, поглощая яркость красок коптского ремесла, и применяя его элементы в своём искусстве.


Копты не мумифицировали своих мертвых, но хоронили их в пустыне . В песке, предметы одежды коптов хорошо сохранились. Они дают нам представление о традициях ткачества, и особенностях одежды коптов. Это развернутое детское платье, воротник вокруг шеи и манжеты рукавов отделаны полосой цветной вышивки, в которой можно рассмотреть характерные элементы коптского орнамента.

До нашего времени дошла коптская литература, в которой большое место занимают рассказы о религиозных мучениках (мартирии) и жизнеописания первых деятелей коптской церкви. Эта литература — важный источник для изучения ранней истории христианства.

В 1517 году власть в Египте перешла в руки турок, гонения и притеснения на египетских коптов-христиан привели к тому, что в XVII веке коптский язык перестал быть разговорным языком.

Учёные-копты, опасаясь за судьбу коптского языка, издавали грамматические учебники, но и это не помогло. Богослужение в коптской церкви ведётся на коптском языке, но прихожане уже не понимают его. Иногда копты пользуются Библией, в которой текст дан параллельно на двух языках коптском и арабском, и священники читают тексты свящённой книги на двух языках.

Египет — несравненный хранитель потерянного времени: место, где прошлое никогда не умирает. Мы думаем о древнем Египте как о земле мумий и пирамид египетских фараонов, но сухая земля и песок, сохранивший древние могилы фараонов, также чудесно сохранила манускрипты, произведения искусства и предметы быта, одежда, обувь, того далёкого времени, детские игрушки, рядом с прекрасно сохранившейся туникой.

Самые старые книги в мире написаны в Египте на папирусах и пергаменте, они хранят тексты древнегреческих пьес. Найденные при археологических раскопках в Оксирхинчусе (англ. Oxyrhynchus) реалистичные портреты древних коптов завораживают своей красотой и совершенством.

Судя по найденным древним манускриптам на иврите, древнегреческом и арабском языке, в древнем Египте мирно жили бок о бок различные национальные общины на протяжении тысячелетий. В Египте сохранилась Еврейская Библия 9 — 10 века с яркими рукописными буквами на иврите, рядом Кодексом Синайтикус (Codex Sinaiticus) — самым старинным в мире христианским текстом Нового Завета, написанным в монастыре Святой Екатерины на Синае в середине 4 века н.э. , то есть во времена Римской империи. Рядом с этими рукописями лежит великолепная копия страницы из Корана 8 века н.э., созданная спустя столетие после завоевания Египта исламом.

Менее всего сохраняются сведения о самой вере, о появлении монотеизма из языческого многобожия (политеизма). Как происходил переход от боготворения языческих богов к поклонению единому богу?

Египетская галерея языческих богов была особенно экстравагантной.

Римская империя, поглотившая Египет после битвы при Ациуме в 31 году до н.э., была очарована экзотическими египетскими божествами, такими как Исида и Серапис. По своей давней традиции римляне принимали в свой пантеон новых богов, которым поклонялись завоёванные римлянами народы. Сохранилась бронзовая статуэтка римского императора с головою египетского божества шакала Анубиса, и мраморный бюст бога Сераписа на его голове.

Среди этих странных египетских богов был также бог Иегова, согласно Библии у евреев была долгая история, связанная с Египтом. Саймон Шама в своей книге «История евреев» пишет, что реальные сведения из истории евреев мы находим в документах, хорошо сохранившихся египетских папирусах. Например, письмо римского императора Клавдия, в котором он говорит местным жителям не поклоняться ему как богу и просит их терпеть евреев.

Новая христианская религия охватила Римскую империю во втором веке нашей эры.

В древнем Египте, захваченном Римом можно увидеть самые древние образцы христианского искусства, ставшие откровенным подтверждением того, как христианство принимало языческую символику и обряды.

Великолепно сохранившийся древнехристианский текстиль с необыкновенно яркими, электризующими красками вышивки, мозаикой с классическими виноградными лозами, и херувимами (putti — путти) и, что более странно, древним египетским символом «анк» — крестом с петлистым верхом, который на тысячелетия предшествовал христианству, но был принят христианами Египта, как знак вечной жизни.

Древний Египет приближает нас к решению тайны самой религии. Первоначальная религия египетских фараонов вырастает из песков предыстории, он так же стара, как и любая другая религия, основанная на стремлении человека к вечной жизни.

Египтяне использовали магию и мумификацию умерших, для обеспечения их вечной жизни после смерти — символ «анк» служил этой цели. Монотеистическая христианская религия тоже обещает вечную жизнь праведникам после смерти, поэтому не удивительно, что христиане приняли египетский анк, как один из своих знаков.

Старый Каир всё еще сохранился в лабиринтах церквей, и веры, которую сохраняют копты и называют христианством.

Существуют исламские манускрипты, которые воспроизводят старых богов древнего Египта, а также книги египетских заклинаний, повторяющих ту же магию, что и языческие римляне, ранние христиане и средневековые мусульмане. Для веры, которая действительно универсальна, используют древнюю египетскую магию, традиция её восходит к древним временам и смешивает религиозные воззрения евреев, христиан и исламские идеи. Магия проклятия, остаётся проклятием, каким бы богам ты ни верил.

Древний Египет указывает на то, что мирное сосуществование разных религий и взаимопроникновение религиозных идей, символов, обрядов и традиций вполне возможно . В древнем Египте были времена, когда христиане защищали мечети, а мусульмане защищали христианские церкви, евреи же почти полностью исчезли из современного Египта.

2017-06-12

Египет - не только одно из самых излюбленных мест для отдыха россиян, но и колыбель мировой цивилизации.

А знали ли вы, что эта страна является родоначальницей большинства предметов домашнего быта: от посуды и инструментов до предметов личной гигиены.

1. В Египте была впервые изобретена косметика. Но в отличие от современной женщины, которая пользуется ей для того, чтобы выглядеть привлекательнее, египтянки использовали косметические средства для защиты от активных солнечных лучей.

2. Производство фаянса, стекла и даже цемента является нововведением Древнего Египта.

3. Египтяне были одними из первых и в письменности. Именно жители Египта придумали писать письма с помощью бумаги и чернил.

4. Хотя Франция считается законодательницей моды на алкогольные напитки, в частности вино, мало кто знает, что первый винный погреб был найден в Египте. К тому же именно там было сварено первое пиво на планете.

5. Фараон Пепи II - является самым "долгоправящим" правителем в мире. Он взошел на престол в возрасте 6 лет, а сложил свои полномочия в связи со смертью в 94 года.

6. Интересным является и то, что раньше египтяне спали на подушках не из пуха и пера, как современные люди, а из камней.

7. Считается, что лечение антибиотиками было открыто в конце XIX века, однако доподлинно известно, что древние египтяне лечили инфицированных больных при помощи хлебной плесени. Следовательно, можно полагать, что Египет является и родоначальником антибактериальной медицины.

8. Впервые почтовые голуби для передачи писем были использованы в Египте.

9. Одной из известных достопримечательностей этой страны считается фигура Сфинкса. Кто бывал в Египте, наверняка видел, что у Сфинкса отсутствует нос. Эта скульптура потеряла его в 1798 году, когда солдаты армии Наполеона использовали его в качестве мишени при обучении стрельбе.

10. Жители Египта никогда не праздную свой день рождения. Причина этого до сих пор не ясна.

11. Даже в невыносимую жару мужчины носят белую одежду, а женщины черную. Считается, что так женщина быстрее будет возвращаться домой.

12. Египетские пирамиды являются чудом света. Большая пирамида Хеопса была построена около 3000 лет тому назад. На ее постройку было потрачено 2 300 000 громадных каменных блоков, суммарная масса которых равна 7 000 000 тонн.

13. Оказывается, эта африканская страна получает большую долю доходов не от туризма, а от пошлин, которые взимаются с проходящих по Суэцкому каналу кораблей. На втором месте - добыча нефти, а туризму отводится лишь третья позиция.

14. Налог на недвижимость в Египте очень высокий. Поэтому, что бы его избежать, местные жители не возводят крыши у своих домов. Так дом считается недостроенным, а следовательно, не надо платить налог.

15. Суэцкий канал является самым большим в мире. Он был построен в 1869 году и соединил Средиземное и Красное море. Судоходство прекращалось здесь только в период 1967-1975 годов во время войны с Израилем. Не менее знаменитый, Панамский канал ровно в два раза короче Суэцкого.

16. Асуанская плотина, построенная для того, чтобы оградить поля от разливов Нила, - самая массивная постройка в мире. По количеству затраченного на строительство материала она в 17. раз превзошла Великую пирамиду Хеопса. После возведения Асуанской плотины, возникло озеро Насера - самое большое рукотворное водохранилище в мире. И хотя при строительстве плотины все вопросы между Египтом и Суданом были согласованы, она очень часто служит причиной конфликтов между этими странами. В отдельные годы, когда Нил бывает очень полноводным, Египет отказывается искусственно понизить уровень воды в озере Насера и избавить Судан от разрушений.

18. Умирая, Александр Македонский завещал своему полководцу Птолемею Лагу похоронить себя в оазисе Сивы в Египте. Однако его могилу так до сих пор и не нашли. Предполагается, что полководец нарушил обещание Александра Македонского и похоронил его недалеко от Александрии, города, возведенного самим Македонским.

19. Практически всю территорию страны занимает пустыня (95%), поэтому неудивительно, что все население Египта проживает на оставшихся пяти процентах земли.

20. Древние египтяне пользовались медом вместо золота для уплаты налогов.

21. В давние времена убийство кота считалось страшным преступлением.

22. В 1974 году египтологи обнаружили, что мумия фараона Рамзеса II быстро портится. Было принято решение немедленно везти её самолётом во Францию для экспертизы, для чего мумии оформили современный египетский паспорт, а в графе "род занятий" написали "король (скончавшийся)". В Париже мумию встречали со всеми военными почестями, полагающимися королям.

23. Обручальным кольцам мы тоже обязаны египтянам. Именно там зародилась традиция, выходя замуж, надевать молодоженам кольцо на безымянный палец.

24. , один из курортов Египта, полностью покрыт водой. Внешне Эль-гуна напоминает Венецию. Как и в Венеции, в Эль-гуне нужно передвигаться на лодке.

25. Среди скал находится археологический памятник истории, состоящий из двух скальных храмов (Абу-Симбел). Эти храмы были полностью перенесены в 1960-м году из-за угрозы затопления с озера Несер. Храм Абу-Симбел удалось спасти, аккуратно разрезав всю скалу на блоки и перенеся ее на 200 м по горизонтали и на 65 м вверх.

26. Красное море получило свое название из-за песка, который, если присмотреться, имеет красноватый оттенок.

27. В Египте есть черная и белая пустыни.

28. Красное море - самое любимое место для погружения дайверов всего мира, благодаря разнообразной фауне.

Когда пал последний фараон Египта и страна стала разрываться на части непрерывными атаками со стороны агрессивных соседних стран, куда пропало местное население? Может быть, в период времени от римских завоеваний до присоединения Египта к мусульманским империям оно полностью исчезло?

Копты — это коренное население Египта и прямые потомки египтян. Они одни из первых христиан в мире и представители одной из самых древних ветвей христианства. Это именно то население Египта, которое в течение нескольких тысяч лет создавало великую цивилизацию.

Сейчас копты являют собой прекрасный пример того, как могут в тесной обстановке уживаться христианство и ислам. Копты, несмотря на непрестанные попытки ассимиляции, все так же похожи на древних египтян и все так же христиане. Они блюдут не только веру, но и чистоту крови. Коптская девушка никогда не выйдет замуж за не копта. А коптские юноши не женятся на арабских девушках. И лишь изредка они берут в жены европейских христианок.

...ПОКАЗАЛИ МНОГОЛЕТНИЕ ДНК- ИССЛЕДОВАНИЯ

Назвать египтянина арабом равносильно тяжелому оскорблению. "Мы - потомки фараонов и не имеем никакого отношения к арабам", - парируют жители Страны пирамид. Впрочем, они оказались почти правы, и это подтвердили многолетние научные изыскания, пишет издание "Иджипт индепендент", ссылаясь на данные обнародованного исследования National Geographic Genographic Project.

Более 10 лет ученые из National Geographic работали над определением генетического профиля каждой страны мира, чтобы установить расовое и этническое происхождение человечества. Анализ ДНК сотен коренных египтян выявил, что с арабами потомки фараонов соотносятся лишь на 17%. На 68% египтяне - исконные африканцы, точнее, североафриканцы, кровь которых со временем разбавили евреи (4%), выходцы из Восточной Африки (3%), азиаты (3%) и жители Южной Европы (3%).

По оценкам специалистов, "древнее население мигрировало из Африки, и их путь пролегал через северо-восток Африки затем далее на юго-запад Азии". Северовосточные и арабские компоненты в Египте появились в результате тех миграционных потоков, уверены ученые, равно, как и более поздние мигранты вернулись обратно в Африку с распространением сельского хозяйства 10 тыс. лет назад, а уже в VII веке с распространением ислама сюда пришли и арабы с Аравийского полуострова.

Восточноафриканские компоненты в египетской генетике стали отражением внутренних потоков передвижения в сторону плодородного Нила, а появление южноевропейских и азиатских элементов обусловлено ролью, которую играл в свое время Египет в экономическом и культурном развитии Средиземноморского региона.

Согласно результатам исследования, в наибольшей степени арабами являются кувейтяне: их ДНК на 84% соответствует арабской генетике, на 7% - азиатской, на 4% - североафриканской и на 3% - восточноафриканской. "Ближневосточная кровь", отмечают специалисты, формировалась также в результате миграции населения из Африки в Азию, когда часть людей решила остаться и, тем самым, заложила основу генетического фонда арабов. Между тем небольшая часть африканской крови, полагают эксперты, могла стать результатом работорговли в VIII-XIX веках.

Что касается ливанцев, то арабами их можно считать лишь наполовину (44%), на 14% в них течет еврейская кровь, на 11% - североафриканская, а еще 10% им добавили азиатские предки наряду с европейцами (5%) и выходцами из Восточной Африки (2%). В наименьшей степени - всего на 4% - арабами можно назвать туниссцев, в жилах которых течет 88% североафриканской крови. На 5% ее разбавили выходцы из Западной Европы и на 2% - жители Западной и Центральной Африки.

Немного истории

Можно считать ошибкой, что знакомство египтян с арабами произошло во время арабского завоевания Египта в седьмом веке. Культурное влияние Египта на культуру Аравии не вызывает сомнения. В свою очередь, с самого раннего времени отмечается появление в египетском языке слов, заимствованных у обитателей восточных пустынь. Основной путь, который связывал Египет с Аравией, шел через реку Вади аль-Хаммамат, которая начиналась недалеко от Фив и выходила к Красному морю в Аль-Кусейра. Египтяне установили контакты с бедуинскими племенами на Синайском полуострове еще в додинастические времена, когда приобретали у них медь и бирюзу. Фараоны первой династии уже сами эксплуатировали рудники на Синае, подчиняли себе проживавших там бедуинов или просто договаривались с ними.

Аравийский полуостров окружали степи и пустыни, превращая его в естественную крепость, недоступную для завоевателей. Недаром арабы называют его Арабским островом. Ограниченные жизненные ресурсы заставляли население мигрировать в соседние страны. Примерно раз в тысячелетие миграция бедуинских племен принимала массовый характер. Переселенцы направлялись или на восток в Междуречье, или в районы Сирии и Синайского полуострова, за которым лежала богатейшая долина Нила.

В 24-м году до нашей эры по приказу римского императора Августа префект Египта Элий Галл снарядил военную экспедицию для завоевания Аравии. В нее входило 10 тысяч воинов Египта, как и самих египтян, так и проживавших в стране римлян и греков. В состав экспедиции так же входили и союзники: 10 тысяч набатейцев и 500 иудеев. Это была первая и последняя попытка европейского государства захватить Внутреннюю Аравию. Изнурительный поход не принес никаких результатов, и через несколько месяцев закончился возвращением в Египет.

В 269-270 годах победоносные войска Зенобии, царицы Пальмиры, захватили Египет. По данным историков, что бы завоевать симпатии египтян, царица Зенобии распространяла слухи о своем египетском происхождении. Во всяком случае, все историки сходятся на том, что она в совершенстве владела египетским языком.

Еще один краткий эпизод из истории взаимоотношения арабов и египтян:

Уже после того, как войскам императора Аврелиана удалось разгромить пальмирцев, почти одновременно произошли антиримские восстания в Пальмире и Александрии. Это говорит об общих интересах египтян и арабов в борьбе против иноземных захватчиков.

Нередки были случаи, когда арабы жили среди египтян и наоборот. Арабские историки сообщают, что египтянин Бакум еще до появления ислама восстановил храм Каабы в Мекке, разрушенный сильнейшим селем, а Джабр бен Абдаллах аль Кибты (т.е. копт), один из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда, был египтянином. На отношения арабов с египтянами повлиял сам пророк Мухаммед. По преданию он пожелал добра коптам, когда его жена коптка Мария родила сына, которого нарекли Ибрахимом.

Предводитель арабского войска Амр ибн аль-Ас, завоевавшего Египет, ранее был купцом и неоднократно приезжал в эту страну со своими товарами. Он говорил: Население Египта благороднее всех неарабов, щедрее и ближе всех к родству к арабам.

Из всего этого следует, что вступление в Египет под знаменами ислама арабской армии в 640 году не явилось вторжением враждебного народа. Уже с древнейших времен арабы знали египтян, а египтяне арабов. Были между ними и вооруженные столкновения, и длительные периоды мирных торговых, культурных и религиозных связей.

Само завоевание проходило мирно. Глава коптской церкви, подвергавшейся жестоким гонениям со стороны византийцев, призвал всех египтян не оказывать сопротивления новым завоевателям, чье число не превышало 12 тысяч (через несколько десятилетий в Египте насчитывалось уже более 80 тысяч воинов-арабов). Каждый наместник, назначаемый халифом в Египет, приводил с собой войско в несколько тысяч человек. Многие воины женились на коптских женщинах и навсегда оставались в Нильской долине. Особенно охотно арабы селились в Верхнем Египте, где их привлекали жаркий сухой климат, и конечно плодородие земель.

Завоевав Египет, арабы не поселились в уже существовавших городах. Жизнь в них для них была непривычна. Они разбили свой военный лагерь аль-Фустат, вблизи крепости Вавилон. Постепенно лагерь превратился в столицу. Лагерь оставался столицей до 969 года. После Фатимиды основали Каир.

Первый шаг в египтизации арабов и арабизации египтян — это ежегодная весенняя отправка арабских военных отрядов в различные районы страны для выпаса лошадей. Определенный отряд отправлялся в определенный район, и это приводило к установлению прочных связей с местным населением. Воины приживались в этих районах и постепенно смешивались с местным населением. Интересный факт: араб иногда брал в жены египтянку, но обратного не происходило.

Смешению арабов и египтян-коптов содействовало и то, что на большинстве государственных должностей (кроме самых высоких, занимаемых арабами), находились египтяне. Арабские племена, поселившись в Египте, переходили к оседлому образу жизни, и перенимали у коренных жителей их жизненный опыт, обычаи и привычки.

Уже спустя несколько веков большинство египтян приняло ислам, забыло свой древний язык, и переняло арабский. В настоящее время на коптском языке (давно уже непонятном для коптов), совершается лишь часть богослужений в церкви, но и здесь преобладает арабский. Копты, составляющие население в несколько миллионов, не являются национальным меньшинством в стране, что иногда про них говорят. В этническом отношении они принадлежат к египетскому народу, отличаясь от остальных египтян лишь религией.

Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя. Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты очень близки к традиционному православию. Но различий между православием и египетским христианством немало - и в теологии, и в традициях.

ЛЭЙН, ЭДВАРД УИЛЬЯМ

НРАВЫ И ОБЫЧАИ СОВРЕМЕННЫХ ЕГИПТЯН

ДОМАШНИЙ УКЛАД

Мы подробно рассмотрели моральные и социальные основы жизни мусульман в Египте, теперь мы можем ознакомиться с их домашним укладом и традициями. Начнем с высших и средних слоев общества.

Обращаясь к главе семьи или к любому взрослому мужчине, не считая слуг и простолюдинов, мусульмане обычно выражают свое почтение, прибавляя к имени слово шейх (букв, «старший» или «пожилой»). Но часто это обращение, принятое в основном по отношению к известным своей образованностью или святостью людям, употребляется в том же значении, что английское «мистер». Шерифа принято называть сеидом или сейидом («господин»), какое бы положение он ни занимал. Многие шерифы принадлежат к низшим слоям населения, среди почитаемых потомков Мухаммада много слуг, мусорщиков и нищих, но их всех полагается величать этим почетным именем, кроме того, их отличают от других мусульман зеленые тюрбаны 1 . Однако многие из имеющих право на эти привилегии, не только среди бедноты, но и среди богачей, а особенно среди ученых, не хотят ими пользоваться и предпочитают белые тюрбаны и обращение шейх. Мужчину, который совершил паломничество, обычно называют хагг, а женщину - хагга, однако многие паломники, так же как и шерифы, о которых только что шла речь, предпочитают звание шейх. Обычное обращение к женщине - ситт («госпожа»).

Прежде чем приступить к описанию поведения главы семьи, нужно рассказать о том, из кого состоит мусульманская семья. Для гарема отводится специальное помещение (называемое, так же как и его обитатели, «гаремом»), куда никому из лиц мужского пола, кроме главы семьи, некоторых близких родственников и детей, входить не разрешается. Гарем - это жена или жены (числом до четырех), рабыни (белые и «абиссинки», вернее, галла, чаще всего являются наложницами главы семьи, другие, черные, готовят пищу, прислуживают женам и т.д.), наконец, вольные, служанки, которые наложницами, по крайней мере узаконенными, не бывают. Слуги мужского пола - иногда черные или белые рабы, но чаще всего вольнонаемные. Очень мало кто из египтян позволяет себе иметь четырех жен, как это допускается исламом, а еще реже можно встретить мужчину, который кроме двух или более жен содержит еще и наложниц. Даже те, у кого только одна жена, ради сохранения мира в семье или по иным причинам предпочитают не заводить наложниц-рабынь. Другие считают, что лучше не иметь жены, содержание которой обходится довольно дорого, но содержать наложницу-абиссинку, которой прислуживает черная рабыня или служанка-египтянка, выполняющая также и прочие работы по дому. Жен редко помещают в одном доме, обычно они живут в разных местах. Если средства позволяют, глава семьи нанимает одного или двух слуг мужского пола, прислуживающих ему и его гостям - мужчинам, и, кроме того, сакка - водоноса, который обслуживает гарем и сопровождает женщин, когда они выходят из дому 2 , бавваба - привратника, который сидит у входа в дом, и саиса - конюха, который следит за лошадью, мулом или ослом. Редко у кого из египтян есть мамлюк, т.е. белый слуга, чаще всего они принадлежат туркам, и мало кто,

кроме высокопоставленных турок, держит евнухов, но богатый купец-египтянин горд, если у него есть черный раб, который едет или идет позади него и несет его трубку.

Египтяне рано ложатся и очень рано встают, поскольку им полагается встать и одеться до рассвета, когда наступает время утренней молитвы. Обычно, пока глава семьи совершает ритуальное омовение и произносит молитвы, жена или рабыня варит для него кофе и наполняет его трубку, чтобы к моменту, когда он закончит религиозный обряд, все было готово.

Многие египтяне до самого полудня довольствуются чашкой кофе и трубкой, а некоторые рано утром съедают легкий завтрак. Первая трапеза египтян (аль-фатур) состоит, как правило, из хлеба, яиц, масла, сыра и взбитых сливок или кислого молока и пр. или из фатыры - тонких блинчиков, пропитанных молоком и сложенных наподобие салфетки, иногда их поливают медом или посыпают сахаром. Очень часто на завтрак едят бобы вроде наших конских бобов, которые томят целую ночь в закупоренном глиняном сосуде, доверху погруженном в горячую золу печи или бани. Это блюдо едят с льняным или сливочным маслом и обычно приправляют небольшим количеством лимонного сока, в таком виде его и продают по утрам на рынках Каира и других городов. Часто у тех, кто не имеет средств на изысканные яства, трапеза состоит из хлеба и так называемой дакки - смеси соли и перца с заатаром (диким майораном), мятой или тмином, к которым добавляют еще либо зерна кориандра, либо корицу, кунжут или хуммус (мелкий «турецкий» горошек). В эту смесь макают хлеб, который всегда имеет форму круглой лепешки шириной в пядь и толщиной в палец. Почти все египтяне, которым такая роскошь по карману, выпивают чашку кофе и выкуривают трубку рано утром и еще несколько раз в течение дня. Многие всегда имеют при себе трубку: либо сами держат ее в руках, либо передают слуге, который всюду носит ее за господином. Курильщики держат табак в мешочке, сделанном из шалевой ткани, из шелка или из бархата, к этому мешочку часто добавляется еще и маленький кисет, в котором лежат кремень, огниво и трут. Носят его обычно за пазухой.

Трубки (называют их по-разному: шибук, уд и т.д.) обычно бывают от четырех до пяти футов 3 длиной, иногда несколько короче, а иногда и значительно длиннее. Чаще всего трубки делаются из дерева гармашак. Большая часть трубки (начиная с мундштука и примерно на три четверти длины) покрыта шелком, отороченным по концам золотой нитью, часто переплетенной либо с цветным шелком, либо с полоской золота или серебра, а нижний конец шелкового покрова украшен кистью. Изначально этот покров предназначался для того, чтобы его смачивали водой для охлаждения трубки (а следовательно, и дыма), но это делают только в тех случаях, когда трубка старая или некрасивая. Зимой многие египтяне курят трубки из вишневого дерева, их никогда шелком

не покрывают. Летом трубка из гармашака дает более прохладный дым, чем другие. Чашеобразная часть трубки делается из обожженной глины и окрашивается в красный или коричневый цвет 4 . Мундштук делается из двух или более кусков темного и светлого янтаря, соединенных орнаментом из покрытого эмалью золота, агата, яшмы, сердолика или еще какого-либо полудрагоценного камня. Это самая дорогая часть трубки; иногда мундштуки украшают даже бриллиантами. Наиболее распространенный тип трубки стоит примерно от двух до трех фунтов стерлингов. За мундштуком идет деревянная часть, которая быстро засоряется никотином и поэтому часто меняется. Трубку тоже приходится часто чистить, а делается это при помощи пакли, намотанной на длинную проволоку. Многие каирские бедняки зарабатывают на жизнь чисткой трубок.

Табак, который курят египтяне из высших и средних слоев общества, обладает очень тонким и приятным ароматом. Он производится в основном в окрестностях Латакии, в Сирии. В прилегающих к этому городу горах выращивается лучший сорт «горного табака» 5 . Среднее сословие чаще всего курит более крепкий табак, называемый «тирским» - по имени города Тир 6 , иногда курят смесь обоих сортов. При курении жители Египта и других восточных стран затягиваются глубоко, так что значительная часть дыма проникает в легкие. Поэтому арабское выражение «курить табак» буквально значит «пить табак» или «пить дым», поскольку табак и дым обозначаются одним и тем же словом. Редко можно увидеть египтянина, который сплевывает во время курения.

Некоторые знатные египтяне курят персидскую трубку, в которой дым проходит сквозь воду; такая трубка называется наргиле, потому что вода находится в кокосовом орехе, который по-арабски называется наргиле. Другой тип трубки - со стеклянным сосудом - называется шиша 7 . В персидских трубках всегда очень длинный, гибкий ствол. Для водяных трубок употребляется особый тип персидского табака - тумбак. Его сначала несколько раз промывают и набивают им трубку, пока он еще не высох, а сверху кладут два-три куска горящего древесного угля. Такая трубка распространяет очень приятный, нежный аромат, но, поскольку при этом типе курения приходится сильно втягивать дым, оно вредит людям со слабыми легкими 8 . Куря персидскую трубку, люди втягивают в свои легкие дым так же свободно, как воздух. Считается, что из-за курения наргиле среди жителей Аравии и Египта очень многие страдают болезнью печени. Простонародье курит трубку, обычно называемую гоза; она устроена так же, как и наргиле, только ствол у нее короткий, не гибкий и без подставки. Набивают ее либо тумбаком, либо пьянящим гашишем, или коноплей (см. рис. 33).

Кофе (кахва или ахва) заваривают очень крепким и пьют без сахара и без молока. Кофейные чашки (финган) обычно очень маленькие: они вмещают менее полутора унций жидкости. Сделаны

они из фарфора или голландского стекла, без ручек, поэтому их ставят в другие чашки (зарф), очень похожие на подставки для яиц и сделанные из серебра или меди - в зависимости от того, насколько состоятелен владелец сервиза 9 . Свежеобжаренный и смолотый кофе кладут в закипевшую воду и размешивают, после чего один или два раза кофейник ставится на огонь, чтобы довести кофе до кипения, потом его разливают по чашкам, пока поверхность еще сохраняет кремовый цвет. Египтяне особенно любят крепкий кофе без всяких приправ, сахар добавляют очень редко (только в случае болезни), молоко или сливки - никогда, но часто кладут в него немного зерен кардамона. Принято также обкуривать посуду дымом смолы мастикового дерева. В богатых домах ей иногда придают изысканный аромат амбры. Обычно это делается так: в кофейник кладут серую амбру, примерно с карат весом, и растворяют ее на огне, затем приготовляют кофе в другом кофейнике, дают ему немного отстояться и переливают в.кофейник с амброй. А иногда просто прилепляют на дно чашки кусочек амбры весом примерно в два карата: такого количества хватает на две-три недели. Так делают люди, которые хотят всегда пить ароматический кофе, но угощают им не всех. Кофейник иногда подают в серебряном или медном сосуде (азки) с горящими угольями. Такой сосуд подвешивают на трех цепочках. Раздавая кофе, слуга держит ножку зарфа большим и указательным пальцами. Финган берут двумя руками - левой снизу, а правой сверху.

В холодную погоду на пол ставят наполненную углем медную жаровню (манкаль, в просторечии манкад), в которой иногда жгут ароматические вещества (рис. 35). Египтяне очень любят приятные запахи и часто освежают ароматами свое жилище. Чаще всего для этого пользуются низкосортным ладаном, так называемым бахур аль-барр, а также бензойной смолой или древесиной алоэ.

Если египтянин в состоянии держать лошадь, мула или осла или нанимать осла, он очень редко выходит за пределы своего дома пешком, но мало кто из жителей Каира или других городов

решается держать лошадь, потому что это может навести на мысль о его чрезмерном богатстве и побудить власти вымогать у него дополнительные налоги. Современные египтяне пользуются мягкими седлами, покрытыми вышитой или еще какой-нибудь красивой материей или бархатом, оголовье и нагрудную часть уздечки украшают шелковыми кистями, монетами или какими-нибудь орнаментами из серебра (рис. 36). Богатые купцы и улемы обычно ездят на мулах с примерно такими же седлами, только седла, на которых ездят улемы, покрыты саггадой, иногда такими ковриками покрывают и седла для женщин, которые, впрочем, сильно отличаются от мужских, о чем будет рассказано ниже. По узким и заполненным людьми улицам Каира осла обычно пускают мелкой иноходью. Ослов в Каире много, и их всегда можно нанять. Египет искони славился своими прекрасными ослами, которые, как правило, больше английских и превосходят их во всех отношениях. Цена хорошего, породистого и дрессированного осла соответствует примерно трем-четырем фунтам стерлингов, а иногда даже превышает стоимость обычной лошади. На осла надевается мягкое седло, передняя часть которого покрыта красной кожей, а сиденье - мягкой, цветной, сплетенной из шерсти попоной, стремя всегда делается очень коротким. Чтобы расчистить дорогу едущему на коне всаднику, впереди бежит его конюх (их может быть и двое), вооруженный длинной палкой (наббутой), которую он держит вертикально, ухватив за нижний конец. С этой же целью рядом с ослом, позади него, а иногда и впереди тоже бежит слуга, призывая прохожих отойти с дороги или поостеречься, как бы им не досталось по спине, по лицу, по бокам, по ногам или по пяткам 10 . Однако наездник должен не полагаться на своего слугу, а смотреть в оба, как бы не удариться об объемистую поклажу верблюда и не вылететь из седла: такие неприятности неизбежно случаются на узких и заполненных пешеходами улицах. Трубку наездника обычно несет слуга, который наполняет ее и зажигает, когда его господин спешивается около какого-нибудь дома или лавки.

Если у египтянина нет определенного занятия, он проводит большую часть дня либо разъезжая по городу, посещая друзей и знакомых и делая покупки, либо куря трубку, попивая кофе и предаваясь беседе с друзьями дома. По утрам он проводит час, а то и более в общественной бане, наслаждаясь этой процедурой. В полдень, если он соблюдает мусульманские обряды, снова наступает время молитвы, но, как я уже говорил, среди египтян сравнительно мало людей, которые никогда не пренебрегают своими религиозными обязанностями, напротив, многие из них вообще почти не молятся. Сразу после полудня (если у него не было позднего завтрака) египтянин съедает легкий обед, за которым следуют курение трубки и чашка кофе, а в жаркую погоду он в течение некоторого времени предается полуденному сну. Часто глава семьи удаляется для отдыха в гарем, где жена или служанка оберегает его покой или трет ему ступни. В таких случаях, да и в другое время, когда хозяин дома хочет побыть в уединении, слуга объясняет всякому приходящему гостю, что его господин находится в гареме, и все знают, что вызывать его оттуда нельзя, разве что по какому-нибудь очень важному и безотлагательному делу. Со времени дневной молитвы и до захода солнца (время следующей молитвы) египтянин опять наслаждается трубкой и кофе в обществе одного или нескольких друзей у себя дома или где-нибудь еще. Вскоре после захода солнца он ужинает.

Теперь я перейду к описанию обеда (аль-гада), ужина (аль-аша) и того, как принято совершать эти трапезы, из которых главной считается ужин. Готовят обычно днем, а то, что остается от ужина, если в доме нет гостей, съедают на следующий день на обед. Глава семьи обычно обедает и ужинает со своей женой или женами и детьми, но многие мужчины из высших слоев либо считают такую трапезу для себя унизительной, либо слишком для этого заняты и могут принимать участие в семейной трапезе только в редких случаях. Есть и среди простонародья мужчины, которые очень редко едят вместе со своими женами и детьми. Если кто-либо находится в гостях у друга, когда наступает час обеда, хозяин обязательно должен распорядиться, чтобы принесли обед. Это считается необходимым и в тех случаях, когда гость - чужой человек.

Прежде чем сесть за стол, вернее, за ПОДНОС, ВСе ДОЛЖНЫ ПОМЫТЬ руки 11 , а иногда и рот водой с или хотя бы облить правую руку

водой. Слуга приносит медный таз и кувшин (тишт и ибрик) 12 (рис. 37). Таз покрыт крышкой с отверстиями и со специальным возвышением для мыла посередине. Когда воду поливают на руки, она проходит сквозь отверстия в таз, так что, когда таз несут дальше, к другим сотрапезникам, скопившейся в нем воды не видно (рис. 38). Каждому дается по салфетке (фута).

Столом служит круглый медный поднос (он называется синийа и санийа) обычно от двух до трех футов в диаметре; его ставят на деревянную табуретку (курси) высотой примерно в пятнадцать дюймов, которую часто покрывают перламутром, панцирем черепахи, костью и т.д. Эти два предмета составляют суфру (рис. 39). На подносе раскладывают круглые лепешки, иногда разрезанные пополам, несколько разрезанных пополам лимонов, которые выжимают на любое блюдо, требующее кислой приправы, и ложки из самшита или слоновой кости по одной на каждого из сотрапезников. Лепешки часто служат тарелками. Затем в соответствии с обычаем страны на поднос ставят одновременно несколько блюд из меди или фарфора с различными яствами, овощами и пр. или же по одному блюду поочередно на турецкий лад.

Сотрапезники садятся на пол вокруг подноса, и каждый кладет на колени по салфетке; если же поднос стоит вблизи низкого дивана, как это часто бывает, одни садятся на диван, а другие - на пол. Если трапеза особенно многолюдна, поднос ставят на середину комнаты и садятся вокруг него, доложив одно колено на пол, а второе (правое) приподняв - это наиболее принятая во время трапез поза, позволяющая двенадцати сотрапезникам разместиться вокруг подноса шириной в три фута. Садясь за стол, закатывают правый рукав до локтя и, прежде чем начать еду, говорят: «Бисмилля» («Во имя Аллаха») 13 . Эту фразу обычно произносят очень тихо, первым это делает хозяин дома. Она считается и благословением, и приглашением принять участие в трапезе. Если тот, к кому обращаются со словами бисмилля пли тафаддаль (что в данном случае означает: «Окажи мне

милость и прими участие в трапезе»), не хочет принять приглашение, он должен ответить: «Ганиан» («Пусть это будет приятным») или что-нибудь в этом роде, иначе возникнет опасение сглаза, ибо говорят, что пища, которую «сглазили», не благословенна. Но настойчивость, с которой египтяне уговаривают пришельца поесть вместе с ними, показывает, что бисмилля произносится прежде всего из побуждений гостеприимства. Хозяин дома начинает есть первым, его примеру следуют гости и другие сотрапезники. Вилками и ножами мусульмане не пользуются, их заменяют большой и указательный пальцы правой руки; для супа, риса и других блюд, которые трудно есть иначе, подают ложки, а в особых случаях, о которых речь пойдет ниже, пользуются обеими руками. Если на подносе одновременно стоит несколько блюд, каждый берет из какого-нибудь по желанию, а иногда и из всех по очереди, когда же подается только одно блюдо, каждый угощается, а затем блюдо убирают и ставят другое 14 . Считается вежливым взять маленький кусочек и передать его другу. Когда жители Египта и других стран Востока едят руками, это делается не так грубо, как может вообразить европеец, никогда этого не видевший и не читавший точных описаний такой трапезы. Каждый отламывает маленький кусочек хлеба и опускает его в блюдо, а затем подносит ко рту вместе с кусочком мяса или еще чего-нибудь, взятого из блюда 15 . Кусок хлеба обычно складывают вдвое, держа внутри мясо или еще что-нибудь, пользуясь при этом только большим и указательным пальцами. Если кусок мяса нельзя сразу положить в рот, его кладут на хлеб (рис. 40).

Еда подается так, чтобы ее удобно было есть описанным выше образом. Состоит она, как правило, из йахни - тушеного мяса с нарезанным луком, бамьей 16 или другими овощами; кавурмы - жирной тушенки с луком; варак махши - смеси риса и рубленого мяса (слегка приправленного солью и луком, а часто чесноком, петрушкой и пр.), завернутой в листья винограда, салата или капусты и сваренной в таком виде; огурцов (хийар), черных, белых или красных бадинганов 17 или тыквы (каракуса) такого же размера и

формы, как огурец, фаршированных такой же смесью мяса, риса и специй; кебаба, или маленьких кусочков говядины или баранины, прожаренных на вертеле. Многие блюда полностью или в основном состоят из овощей: капусты, портулака, шпината, бамьи, бобов, люпина, турецкого горошка, мелко нарезанной тыквы и т.д. Часто подают рыбу, приправленную подсолнечным маслом. Поскольку жиры в Египте дефицитны, большинство блюд готовят на очищенном масле, причем кладут его очень много (в жаркую пору оно совсем жидкое). Дичь делят на части либо двумя руками, либо берут вдвоем так, чтобы каждый действовал только правой рукой, некоторые управляются сами, одной рукой. Многие арабы считают недозволенным прикасаться к пище левой рукой и делают исключение только в тех случаях, когда правая рука покалечена 18 . Дичь часто фаршируют изюмом, фисташками, хлебными крошками и петрушкой, иногда также готовят целого ягненка, но его мясо легко отделить одной рукой. Тушеное мясо часто приправляют сладостями: йахни, например, подают с персиками и абрикосами с сахаром. К трапезе подают разнообразные сладости безотносительно к порядку других кушаний. Излюбленное сладкое блюдо египтян - кунафа, на вид нечто вроде тонкой вермишели из пшеничной муки. Ее поджаривают и приправляют сахаром и медом. В соответствующий сезон часть трапезы составляет арбуз (баттых). Его нарезают примерно за четверть часа до подачи и охлаждают на открытом воздухе, но при этом все время следят, как бы не подползла змея и не отравила его своим дыханием или укусом, поскольку считается, что эти пресмыкающиеся особенно любят арбузы и чуют их по запаху на большом расстоянии. В Египте очень много арбузов, весьма вкусных и полезных. Трапеза обычно заканчивается вареным рисом с маслом, солью и перцем (рузз муфальфалъ, турецкий пилав), но в богатых домах за ним часто следует миска хушафа 19 - сладкого отвара изюма с сахаром, охлажденного и приправленного розовой водой 20 . Часто вместо этого подают арбуз 2l .

Египтяне едят немного и довольно быстро. Окончив трапезу, каждый говорит: «Аль-хамду ли-лля» («Хвала Аллаху») и встает, не ожидая других 22 . После этого моют лицо и руки с мылом, слуга подает таз и поливает из кувшина, так же как перед трапезой.

Пьют за трапезой только воду из Нила, а в богатых домах - шербет, который будет описан ниже. Во время еды арабы пьют очень мало или вовсе не пьют, но сразу после еды выпивают довольно много. Нильская вода удивительно вкусная, а в колодцах Каира и по всему Египту вода немного солоноватая. Воду пьют либо из глиняных бутылей, либо из медных чашек 23 . Существует два типа бутылей для воды: дорак - с узким горлышком и кулля - с широким (рис. 41, а и б ). Делаются они из сероватой пористой глины, которая хорошо охлаждает воду испарением, поэтому их обычно выставляют на сквозняк. Внутреннюю поверхность этих бутылей коптят дымом какого-нибудь смолистого дерева, а потом тем же способом придают ей аромат дерева кафали 24 и мастики. Перевернутую бутыль держат над небольшим глиняным сосудом (мибхара), в который кладут необходимый для разжигания дерева горящий древесный уголь и мастику. Примерно в дюйме от горлышка дорак перевязывают тряпочкой, чтобы смола не разливалась по поверхности. Кроме того, для аромата в бутыли вливают немного сока из цветка апельсинового дерева. Бутыли либо закрывают пробками из серебра, меди, олова или дерева, либо покрывают

сплетенными пальмовыми листьями и ставят на поднос из луженой меди, на котором скапливается выступающая из них вода. В холодную погоду во многих домах предпочитают таким бутылям, слишком сильно охлаждающим воду, посуду из фарфора (рис. 42). На рис. 43 изображены чашки для питья наиболее распространенной формы. Внутри некоторых из них выгравированы тексты из Корана и другие изречения или имена «Семи спящих отроков», но это мне редко приходилось видеть. Перед тем, как выпить воды, и после этого обязательно повторяют те же восклицания, которые произносятся веред едой и после еды, а каждый из сотрапезников говорит пьющему: «Пусть это будет приятным» 25 , на что полагается ответить: «Да дарует тебе Аллах радость» 26 .

В некоторых прелестных рассказах «Тысячи и одной ночи» мы читаем о том, что «унесли яства» и «принесли вина», однако в современном Египте мусульмане редко потребляют этот запретный напиток в обществе. Но все же многие позволяют себе выпить вина в компании избранных знакомых. Слуги такого человека точно знают, кого из его друзей можно допускать в дом, когда господин предается этим запрещенным радостям, а всем другим говорят, что хозяина нет дома или что он находится в гареме. Такие люди пьют вино перед ужином, после и во время его, но более всего - перед, потому что считается, что оно возбуждает аппетит. По словам одного моего друга - раскаявшегося мусульманского пьяницы (я не могу рассказать об этом по собственному опыту, поскольку я не пью вина и потому меня никогда не приглашали принять участие в мусульманской пирушке), вино подается на круглом лакированном подносе или на стеклянном блюде. Обычно на таком подносе стоят два кувшина из фигурного стекла: в одном - вино, а в другом - сладкий напиток из изюма и сахара, а иногда еще пара бутылок, несколько маленьких стеклянных чаш и стеклянные блюдца с сухими и свежими фруктами и какими-нибудь соленьями. Кроме того, на подносе стоят две свечи и часто букет цветов в подсвечнике.

Египтяне потребляют различные виды сладкого напитка - шербета. Чаще всего это просто очень сладкая вода, иногда лимонад (шараб аль-лимун) или наиболее ценимый сорт - зеленый напиток, изготовленный из толченых цветов фиалки, вскипяченных с сахаром (шараб аль-банафсаг). Четвертый вид шербета делается из шелковицы (шараб ат-тут), пятый - из щавеля (шараб аль-хумейд). На улицах продают также шербет из изюма (забиб), так он и называется. Есть еще один напиток, который представляет собой крепкий настой солодкового корня (ирсус) и называется так же, как этот корень, третий делается из рожкового дерева и называется по имени его плода - харруб. Шербет подают в стеклянных чашках (кулля) (примерно на три четверти пинты 27 ), расписанных цветами из позолоты (рис. 44). Чашки для шербета ставят на круглый поднос и покрывают круглой салфеткой из

вышитого шелка или парчи. На правой руке того, кто подает шербет, висит большая продолговатая салфетка, расшитая широкими узорами золотом и шелком по краям. Очевидно, она предназначается для того, чтобы вытирать губы после питья, но пользуются ею очень редко, и висит она скорее для вида.

Промежуток между ужином и акта, временем молитвы и наступления ночи, египтяне обычно проводят, покуривая трубку и попивая кофе. Если курение прерывают из-за молитвы, то потом снова предаются этому наслаждению. Кроме того, коротать время помогают беседы, шашки, шахматы или еще какие-либо игры. Члены зажиточной египетской семьи могут проводить время в приятных, но всегда тихих, спокойных занятиях. В час ужина или после него мужчины нередко ходят в гости к друзьям. Обычно они пользуются в этих, да и в других случаях складным фонарем (фанус) из натянутой на проволочные кольца вощеной ткани, с дном и крышкой из луженой меди. На рис. 45 изображены такой фонарь и обычная лампа (кандиль) в деревянном футляре, служащем защитой от ветра. Эта лампа представляет собой маленький стеклянный сосуд с вделанной в дно трубочкой, в которую вставляется фитиль из обкрученного вокруг соломы хлопка. Сначала в лампу вливают воду, а потом горючее. Такого типа лампы часто висят над входом в дом. По ночам интерьеры домов выглядят мрачнее, чем днем: для освещения большого, нарядного помещения считается достаточным зажечь две свечи (стоящие на полу или на табуретке, к тому же иногда скрытые под большим стеклянным абажуром или вставленные в стеклянный фонарь, поскольку в окнах нет стекол, а есть лишь решетки). Летом мало кто из египтян бодрствует позднее трех-четырех часов ночи, т.е. в течение трех или четырех часов после захода солнца (в любое время года точкой отсчета часов является заход солнца); зимой они иногда засиживаются по пять-шесть часов после захода.

Так проводят свои дни египтяне среднего достатка, не имеющие постоянных занятий или дел, которые требовали бы их участия или присутствия. У людей торговых принято вскоре после завтрака отправляться в лавки или на склады и оставаться там почти до захода солнца 28 . В лавке у них достаточно досуга, чтобы курить сколько пожелают, а их покупатели часто курят вместе с ними. Некоторым из покупателей купец предлагает трубку (если у них нет своей) и чашку кофе, которую приносят из ближайшей кофейной лавки. Значительная часть дня часто проводится в приятной беседе с покупателями или торговцами из соседних лавок. Торговцы обычно совершают молитвы, не выходя из лавок. Вскоре после дневной молитвы, а иногда перед ней или вскоре после нее они съедают либо легкий завтрак, либо кебаб с лепешкой (принесенные слугой из дома или купленные на рынке), лепешку с сыром, соленьями или еще с чем-нибудь из продающегося на улицах съестного. Если при этом в лавке присутствует покупатель, его всегда приглашают, и часто очень настойчиво, принять участие

в трапезе. В лавках всегда держат большие глиняные бутыли с водой, которые по мере необходимости наполняются проходящими по улицам сакка. Вечером торговец возвращается домой, съедает свой ужин и вскоре ложится спать.

В Египте общепринято, чтобы муж и жена спали на одном ложе, исключение составляют только богатые семьи, в которых предпочитают иметь разные постели. В домах людей среднего достатка ложе обычно устроено так: кладут набитый хлопком матрас (тарраха) примерно в шесть футов длиной и три или четыре фута шириной на низкие козлы из пальмовых веток (сарир), в изголовье помещают подушку, а простыню расстилают и на подушку и на матрас. Лётом обычно укрываются только легким одеялом (харам), а зимой - стеганым, набитым хлопком (лихаф). Если козел нет, матрас кладут прямо на пол или два матраса один на другой, а иногда по бокам размещают диванные подушки. Предохраняющая от москитов занавеска 29 вешается около постели на четырех шнурках, подвязанных к вбитым в стену гвоздям. Египтяне редко переодеваются, ложась в постель, зимой многие спят во всем облачении, снимая только верхнюю одежду, а летом и вовсе ничего не снимают. Зимой ложе помещается в маленьком чулане (хазна), летом - в большой комнате. Днем все постельные принадлежности сворачивают и кладут сбоку или заносят в чулан. В самую жаркую погоду многие спят на крышах или в открытом помещении (фасха или фасаха), но от сна на открытом ночном воздухе часто возникают глазные болезни и прочие недуги. В наиболее распространенном тине козел из пальмовых веток заводятся жуки, которые в Египте столь же многочисленны летом, как мухи зимой. Самые противные насекомые - вши - почти неизбежны в Египте даже при исключительной чистоплотности, однако тех, кто меняет белье каждые два-три дня, они мало беспокоят, а если такое и случается, то кожу они не затрагивают, заползая только в белье, откуда их легко убрать. Можно почти полностью уберечься от мух, если часто мыть и подметать полы, покрывать двери и окна сетками, но очистить египетский дом от жуков, особенно если в нем, как это часто бывает, много деревянных изделий, невозможно.

Слугам-мужчинам обычно живется очень легко. Исключениесоставляет только саис - конюх, который бежит впереди своего господина или вслед за ним несколько часов подряд и даже в самую

жаркую погоду не обнаруживает никаких признаков усталости. Чаще всего слуги - уроженцы Египта. В Каире и других городах иногда берут в услужение нубийцев, которые обычно выполняют роль привратника и считаются более честными, чем слуги-египтяне. Жалованье слуг очень мало - от доллара до двух в месяц, но они получают много подарков 30 . В праздник ид аль-фитр, после рамадана, хозяин обычно дарит всем своим слугам какую-нибудь одну или все принадлежности туалета: ири (синюю рубашку, служащую верхней одеждой), тарбуш и тюрбан. Другой одеждой (иногда за исключением обуви) слуга должен обеспечивать себя сам. Кроме хозяина слугам делают небольшие денежные подарки и его гости, а также торговцы, с которыми он имеет дело; это происходит практически всякий раз, когда слугу посылают за большими закупками. Слуги спят в том, в чем ходят, на маленьких циновках, а зимой укрываются плащом 31 или одеялом. В некотором смысле их отношения с хозяевами часто носят весьма фамильярный характер, они даже вместе смеются и шутят, но в остальном слуги очень покорны, всячески выражают своему господину глубочайшее почтение и совсем по-детски, безропотно терпят от него телесные наказания.

К черным рабам (абид) мужского пола относятся мягче, чем к вольнонаемным слугам; их образ жизни вполне соответствует их природной лености. Если черный раб недоволен своим положением, он согласно закону может заставить хозяина продать его. Многие рабы в Египте носят турецкую военную форму. Это наиболее фанатичная часть населения, склонная оскорблять христиан и других иноверцев, хотя сами они приняли ислам, зная о его доктринах не более, чем ребенок, проведший в школе одну неделю. О служанках речь пойдет в другой главе.

Знакомство с современными жителями Египта часто заставляет нас сравнивать их домашний уклад с образом жизни средневековых европейцев. При этом, пожалуй, когда речь идет о мужчинах, мы замечаем больше сходства, нежели различия, зато применительно кженщинам мы обнаруживаем картину прямо противоположную.


Население Египта составляет более 77 миллионов человек, причем демографических проблем эта страна не знает: рождаемость превышает смертность почти в пять раз. Правда, это заслуга отнюдь не совершенной системы здравоохранения (она формально бесплатная, но лечиться лучше в коммерческих клиниках, в государственных же хирурги, например, получили прозвище «мясники») и уж тем более не высоких доходов египтян, секрет заключается в обычной для арабских стран многодетности семей. Однако справедливости ради надо отметить довольно высокую среднюю продолжительность жизни: 68 лет для мужчин и 73 - для женщин.

Некоторый лоск влияния международной культуры, а, возможно, и колониального прошлого заметен в одежде служащих.

Вероятно, галстуки и пиджаки обязательны для разного рода офисных работников, а также сотрудников туристических компаний, по роду службы сталкивающихся с иностранцами. Впрочем, водителей автобусов или гидов это правило обычно не касается.

Обычные жители крупных городов, если говорить о представителях сильного пола, одеваются в целом привычно западному глазу: джинсы, рубашки, пиджаки, легкие куртки…

Кстати, действительно больших городов с населением более миллиона человек в Египте только три: столичный Каир, вплотную примыкающая к нему Эль-Гиза, а также имеющая неофициальный статус культурной столицы Александрия.

Школьное образование является бесплатным, хотя имеющие такую возможность родители стараются пристроить своих чад в платные учебные заведения. Система высшего образования отличается от привычной нам, обучение в вузах в среднем занимает три-четыре года, хотя у врачей, если ничего не путаю, больше.

Гордостью современных египтян является родословная, при случае они любят подчеркнуть, что происходят от великих строителей грандиозных пирамид и величественных храмов, государство которых достигло рассвета задолго до того, как в Европе появились первые города. На деле, конечно, прямыми потомками (насколько этот термин вообще позволителен в правильном котле множества народностей) жителей Древнего Египта являются разве что некоторые копты, составляющие лишь небольшую долю в общем населении страны. Предками же остальных являются арабские завоеватели, хлынувшие в Египет в VII веке. Справедливости ради надо отметить, что византийские императоры в предшествующей борьбе с арианской ересью оказались столь усердны, что средиземноморское побережье Африки изрядно обезлюдело; тем самым были созданы самые благоприятные условия для вторжения из Аравии.
Национальные меньшинства сейчас включают в себя также бедуинов, берберов, нубийцев и черкесов, численность которых в общей сложности не превышает 2% от населения страны. Насколько я знаю, каких-либо столкновений на этой почве в Египте нет, если кто и доставляет проблемы, так это радикальные исламисты.

То, что Египет - государство мусульманское (исповедуется ислам суннитского толка) и не вполне светское (хотя в основе законодательства лежит многое еще от кодекса Наполеона, в него инкорпорированы также и шариатские нормы), сразу видно уже хотя бы по тому, что подавляющее большинство женщин носят хиджабы - легкие головные платки.

Один из гидов толкнул целую речь про преимущества положения прекрасного пола в Египте. Мол, никакой эмансипации, женщин холят и лелеют, буквально на руках носят. Ну, а если какая-то особа вдруг не хочет жить по законам шариата, она всегда вольна снять хиджаб и начать жить по светским законам. При этом гид перечислял имена женщин, занимающих видные посты в государственном аппарате Египта, и даже оказался настолько подкован, что назвал российских министров слабого пола. Сравнение, разумеется, оказалось в пользу исламской страны.

Платки носят и совсем юные особы, исключение тут составляют разве что маленькие девочки.

По существующим каноном требуется не только носить хиджаб, но и закрывать плечи, руки и, разумеется, ноги. Думаю, в жару это не слишком удобно. Впрочем, и египетские мужчины, как видно на снимках, шорты не носят.

Однако юность и кокетливость берут свое - девушки пытаются одеваться модно. Сейчас, как мне показалось, популярны чуть расклешенные джинсы, поверх которых носят длинные кофты или короткие платья.

Школьная экскурсия. Это совсем малыши, и девочки платки еще не надевают.

В то время как легко одетые европейки и русские фотографировали Сфинкса и пирамиды, эти девушки-старшеклассницы когда украдкой, а когда и вполне открыто как значительно большую экзотику снимали туристок.

А это уже чадра, - если можно так выразиться, радикальная форма исламской женской одежды. Упомянутый выше гид, к слову, отзывался об этом явлении резко отрицательно, напирая на то, что по-настоящему твердая в вере женщина так не оденется, лишь увлеченная ложными течениями ислама.
Кстати, в Каире или Гизе подобные картины мне встречались сравнительно редко, этот снимок, например, я сделал в Луксоре.

По отсутствию чадры и крестам на груди стоящие слева пожилая женщина и девушка безошибочно идентифицируются как христианки. Доля православных среди населения страны составляет около 5% (еще есть немного католиков). Вообще же женщин без головных платков в Египте я видел крайне редко.

Тему доходов населения гиды обсуждали весьма неохотно. Ответы их сводились в основном к звучащей подобно заклинанию формуле «Египет - страна богатая, только правители у нас воры». Ей-богу, аналогии тут говорят сами за себя. :)
Наиболее патриотично настроенный гид (Махмуд-Азиз, о котором я уже рассказывал в альбоме об ) предпочитал толкать речи про то, как хорошо живется тут ученым: и зарплата в три тысячи долларов в месяц, и льгот куча, включая ежегодный недельный отдых на курортах Хургады или Шарм-эль-Шейха. Другой гид нехотя признал, что многие зарабатывают менее ста долларов в месяц, особенно это касается жителей сельской местности и маленьких городов.

Откровенно говоря, у меня создалось впечатление, что для многих и озвученная стодолларовая планка является более чем желанной. Впрочем, достоверную статистику на этот счет мне видеть не доводилось.

Любопытно, что все гиды весьма презрительно отзывались о крестьянах-феллахах, часто приезжающих в города на заработки и ходящих в архаичного вида национальных длинных рубахах (галабеях).

Этого уличного торговца я даже было принял за европейца. И хотя цвет кожи у него непривычно светлый, черты лица скорее местные. Как мне подсказали, это скорее всего альбинос.

В египетской провинции в галабеях ходят очень многие мужчины, совсем необязательно одни только крестьяне.

Часто подобные одеяния используются как униформа мелкими служителями вроде вахтеров на экскурсионных объектах. Заодно они часто пытаются подзаработать, предлагая туристам пофотографировать себя за деньги на фоне старых храмов или усыпальниц. Вероятно, они тешат себя надеждой, что в антураже способны недурно заменить собою древних египтян.

Бедуины, которых не пускают на территорию православного монастыря Св. Екатерины близ , через ограду пытаются продать туристам путеводители и какие-то сувениры.

Подавляющая доля египтян проживают в долине Нила, где плотность населения превышает 1700 человек на квадратный километр.

В этом же время в покрывающих большую часть территории страны пустынях живет не более 2% от населения Египта, а на квадратный километр там приходится менее одного человека.

Веранда кафе на западном берегу Нила близ Луксора. В целом я бы не стал называть египтян народом бездельников (многие вынуждены работать в нескольких местах), но то, что напряженно работать они не любят, - факт налицо. И сильнее всего, на мой взгляд, им мешает невнимание к мелочам, что проявляется буквально во всем: в одежде, домах, качестве работы…

Однако даже бедные феллахи вовсю пользуются мобильной телефонией.

Главными источниками государственного дохода Египта являются поступления от судоходства в Суэцком канале, продажи за рубеж сырья (в основном нефти) и туризма. Тем не менее сельское хозяйство по-прежнему играет в экономике страны огромную роль, и за владение плодородной землей идет нешуточная борьба.

Невинные детские забавы на деревенской улочке.

Пусть Египет импортирует пшеницу, овощи и фрукты он, напротив, экспортирует. Цены на местную сельхозпродукцию даже в туристических местах совсем невелики. Скажем, килограмм хорошей клубники стоит 10 фунтов, то есть меньше двух долларов. Вместе с тем цены в магазинах на всякого рода шоколадки, конфеты и прочие мелочи способны поразить даже иностранца, причем речь не идет о лавках Шарм-эль-Шейха или Хургады, где давно всякий стыд позабыли, а о минимаркетах при АЗС по главным магистралям страны. Подозреваю, что ценники там спешат за платежеспособным спросом, ведь феллахи на личных автомобилях между городами не разъезжают.

Между тем в глубинке и в магазинах только для местного населения, уверен, все стоит очень дешево. Египет является дорогой страной разве что для туристов и то в местах массового скопления последних.

Багажники: и у машины на крыше, у женщины на голове… Впрочем, для позвоночника вертикальная осевая нагрузка наверняка предпочтительнее асимметичной.

Уличный продавец лепешек. Поджаристые, они выглядели столь заманчиво, что я едва сдержался купить. Главным образом меня остановили не думы об антисанитарии, а почти стопроцентная вероятность того, что торговец при виде туриста загнет цену раз так в десять.

Продавец сувениров. С этими товарищами ухо надо держать остро, так как обманывать здесь любят, в частности продавать под видом серебряных украшений бижутерию и т.п. Вообще обилие клиентов-туристов, как мне кажется, портит представителей любого народа. Даже в Китае чем дальше от границы с Россией, тем лучше отношение к русским (взять тот же близ Хабаровска - весьма показательный пример). В туристических же местах Египта туристов воспринимают исключительно как бумажники на ножках. Это явление носит столь масштабный характер, что вызывает у многих иностранцев острую неприязнь ко всему местному населению без разбора.

Между тем мне доводилось слышать, что в египетской глубинке люди совсем другие: куда более дружелюбные, причем приветливость их обычно лишена вошедшей в туристическй фольклор корыстной составляющей. Там и подвезти путешественника могут бесплатно и даже накормить обедом, довольные уже самим фактом знакомства с иностранцем.
Довелось мне наблюдать подобный альтруизм и в Шарм-эль-Шейхе, когда садовник (кстати, интеллигентного вида юноша в очках) на улице подарил красивой девушке цветок (сначала она даже отнекивалась, полагая, что это попытка получить деньги).
К слову, объясниться в Египте, не зная арабского, легко в свете упомянутого выше колониального прошлого. В образованных кругах распространен французский язык, еще больше людей, причем из разных слоев общества, в той или иной степени владеют английским. Вроде бы оба этих языка даже входят в обязательную школьную программу. В туристических местах легко встретить и египтян, разговаривающих на русском: там давно уже усвоили законы конкуренции и странное нежелание многих туристов из России осваивать иноземные наречия.

Уличный уборщик. Впрочем, о ситуации с мусором на улицах египетских городов и об экологии я лучше поговорю в другой раз, когда буду показывать Каир и Эль-Гизу. В про египтян я затрону преимущественно вопросы транспорта, включая общественный, и охраны правопорядка.