Как выиграть в автомат по выталкиванию предметов. Музей советских игровых автоматов

Не знаю что больше повлияло в пользу того чтобы провести пол дня в музее советских игровых автоматов — желание поностальгировать или желание повысить свою профессиональную квалификацию в области игр еще раз обратившись к истории компьютерных игр на примере игровых автоматов? В любом случае, и та и та потребности были удовлетворены.

Музей имеет филиалы в Санкт-Петербурге и Казани, мне удалось посетить главный в Москве на улице Бауманской д.11, не далеко от метро Бауманская. Музей работает ежедневно с обеда и до 20 — 21 часов. Мне очень понравилось, что даже в вечернее время воскресного дня людей было совсем не много. Кстати, где-то в информации о музее мне удалось узнать, что с утра (до 13:00) в нем можно провести праздник для детей, в вечернее время (после 20:00) - устроить вечеринку для взрослых. Также можно взять в аренду игровые автоматы, как этим хвастались в Студии Лебедева, в которой и сделали официальный веб-сайт музея . Конечно, первое впечатление, оказалось очень ярким, ведь действительно, это машина времени, мне показалось, что я в конце 80х в г. Витебске, в фойе спортивного зала на улице Кирова, именно там я впервые и встретил автоматы «Сафари», «Зимняя Охота», «Морской бой», «Городки».

Осторожно! Под катом очень много фото.

Описание музея из Яндекс Афиши мне кажется очень точным

Здесь сбываются мечты любого «перестроечного» ребенка и не только! Получая пригоршню 15-копеечных монет, можно отправиться исследовать зал, который весь наполнен до боли знакомыми игровыми автоматами, среди которых встречаются совсем необычные и редкие экземпляры. Каждому посетителю дается право поиграть на 15 игровых автоматах.
А на экскурсии можно еще и узнать много разного-интересного. Оказывается, придуманы и созданы игровые автоматы еще в середине позапрошлого века в Америке. До советских просторов они добрались к лету 71-го года вместе с Всемирной выставкой аттракционов и игровых автоматов, и тут же вызвали небывалый ажиотаж среди посетителей.
А уже через 4 года на основе купленных выставочных образцов были созданы первые игровые автоматы отечественного производства. И собирали их не где-нибудь, а на военных заводах. Ведь именно там были сосредоточены необходимые мощности и передовые технологии того времени. Представьте себе, во благо и радость пионеров тогда работали более двадцати оборонных заводов! Да и стоили они тогда дорого – почти, как легковой автомобиль.
В музее собрано около 50 разнообразных игровых автоматов, и поиски продолжаются. И все – на радость повзрослевшим «детям советской эпохи».

Говоря об экскурсии — она действительно интересная. Помимо истории, которая есть на официальном сайте, вам удастся заглянуть под крышку автоматов, узнать принцип работы не только морского боя, который оказался не так уж и прост, но и автомата с газировкой.

И мы расскажем про то, что игровые автоматы были придуманы в Америке в середине XIX века. А советский человек увидел их летом 71-го года, когда в ЦПКиО им. Горького открылась Всемирная выставка аттракционов и игровых автоматов. Полтора месяца длиннющих очередей и полного аншлага. Люди увидели настоящие аппараты: с ковбоями, птицами, музыкой и цветными лампочками. Посетители были просто в восторге.

Игровые автоматы

Чтобы лучше понять что это такое рассмотрим подробнее некоторые из них, которые мне были знакомы с детства и которые вызывают наибольший интерес. К сожалению, рассмотреть все, а их более 40 видов, не предоставляется возможным в рамках данной статьи по понятным причинам.

Морской бой

Автомат выпускался на Серпуховском заводе с 1974 года. На официальном сайте хорошо разобрано устройство этого агрегата, лично для меня было удивительным узнать, что он оказался устроен совсем не так как я ожидал. Я и представить себе не мог, на сколько далеко зашла инженерная мысль при его создании, имею ввиду, в первую очередь, конструктивное решение и использование зеркал. Этот автомат по праву считается самым узнаваемым автоматом советской эпохи после автомата с газировкой.
Много хороших фото и детальное описание автомата есть на официальном сайте по ссылке выше.

Вид в перископ.

Мне нравится то, что помимо играющего, в окошечко может понаблюдать за происходящим любой желающий.

Торпедная атака

У некоторых особенно популярных автоматов спустя какое-то время появлялся младший улучшенный брат. Так и произошло с автоматом «Морской бой» — у него появилось продолжение в виде игрового автомата для двоих игроков «Торпедная атака».

Автомат с газировкой

Жаль, но для того чтобы попробовать газировки в музее нужно покупать отдельные жетоны. На экскурсии вы ознакомитесь не только с внешним видом автомата, но и сможете заглянуть внутрь.

Зимняя охота

Автомат также знакомый с детства, который стал популярен, еще до появления 8-битных игровых приставок с пистолетом и игр Duck Hunt или Wild Gunman.

Дуплет

Версия Зимней охоты для двух игроков. Играть на много интереснее потому как возникает соревновательный эффект.

Магистраль

Автомат примечателен игровым управлением с рулём и педалями. Можно поиграть вдвоём. Игра сложная, обыграть компьютер в одиночном режиме практически не возможно. На официальном сайте даже есть PDF с отсканированной инструкцией по эксплуатации.

Городки

Также довелось играть в эту игру в совсем юном возрасте. Заметил особенность — играть в эмуляторе принципиально легче автомата из-за удобства использования мышки вместо джойстика. Прямо сейчас мне без труда удалось с первой попытки попасть в призовую игру. Хотя на автомате 2 монетки не принесли мне и половины такого успеха. Управление в автомате представляет из себя самую примитивную версию джойстика с клавишей на конце.

Авторалли-М

Совершенно невменяемый по сегодняшним меркам геймплей. Честно говоря, мне гораздо больше нравятся полумеханические автоматы по сравнению с полностью электронными (т.н. телевизионными игровыми автоматами), они приятны и интересны и по сей день. Взять хотя бы морской бой, воздушный бой, они не стандартны. А игровые автоматы базировавшиеся на выводе через ЭЛТ, конечно безвозвратно утратили способность вызывать интерес за очень редкими исключениями.

Сафари

Это как раз и есть то редкое исключение когда телевизионный автомат может быть интересен. Правда, в музее мне попался экземпляр с ЧБ экраном, хотя я прекрасно помню что игра была в цвете. Но это не помешало мне с удовольствием опустить в автомат несколько монеток и попытаться добиться призовой игры.

Да, действительно, убедился в том, что полосы для разных зверюшек были окрашены в разные цвета.

Снайпер

Мой товарищ со своей девушкой, которые составили компанию при походе в музей, фактически оккупировали все автоматы стрелкового жанра.

Репка

Данный игровой автомат остался для меня не покоренным. Вероятно, он был неработоспособен, т.к. всегда показывал 116.

Скачки

В этот раз хотя и не довелось поиграть в данный экземпляр, но не понаслышке знаю, что автомат достоин внимания, в первую очередь потому, какую бурю эмоций он может вызвать при одновременной игре в него вшестером!

Не так давно видел подобную игровую механику в одной из передач по TV, в которой игроки звонят по телефону и управляют игрой через телефон.

Баскетбол

Обожаю оформление этого автомата и особенно шрифты, они вызывают во мне глубокое чувство ностальгии по 80-м, ведь в то время это был стандартный спортивный шрифт, которым оформляли все залы и стадионы.

Данные игровые автоматы были некогда очень популярны, помню именно его можно было часто встретить и после спада популярности игровых автоматов уже в 90-е.

В музее этих автоматов несколько штук, но мы заметили что тот, который на первом этаже, даёт преимущества красным, поскольку пружины в ключевых позициях срабатывают гораздо лучше чем у синих.

Футбол

Классическая настольная игра, в которой нужно управлять линиями футболистов крутя ручки. Единственное отличие от настольной игры в исполнении — электронный подсчёт голов и защитная крышка для игрового поля.

Хоккей

Также ставшая известной еще до появления игровых автоматов игра.

Викторина

Как можно догадаться из фото автомата, он позволяет проверить свои знания дорожных знаков.

Но поиграть и разобраться в правилах лично мне не довелось.

Подводная лодка

Суть игры очень напоминает «Морской бой» и «Торпедную атаку». Мне очень понравилась голограмма поверхности морского дна, я не вдавался в подробности технической реализации, но визуальное впечатление эта штука будет создавать до 2020 точно.

Танкодром

Хороший электронно-механический автомат. Задача игры поразить все цели врага за две минуты не наехав на мины. Игра сложна управлением — в качестве управления два рычага, это вам не world of tanks.

Воздушный бой

Одна из моих любимых игр детства. Очень классное игровое оформление: начиная видом из кабины, заканчивая джойстиком управления стилизованного под настоящий истребитель. Обратите внимание, что в те времена не было возможности выпускать сложную логику, но конструкторы в полной мере выкладывались на дизайне и сеттинге игровых автоматов, большинство из которых изобилует бутафорскими датчиками и элементами управления.

Хороший игровой процесс: самолёты противника постоянно маневрируют, нужно поймать их в прицеле. Очень напоминает появившийся гораздо позже Top Gun на 8-битной игровой платформе.

Зонд

Одна из самых популярных разновидностей игровых автоматов в которой, управляя механической дряблой рукой терминатора, нужно вытягивать призы и подарки. Во времена СССР эти автоматы были набиты настоящими интересными игрушками, мой отец несколько раз вытаскивал мне пластмассовые игрушки, гоночный автомобиль, например.

Поскольку цена игрового сеанса очень низкая, то и автомат в музее заполнен самыми простыми подарками.

01

Игра состоит из двух частей, первая напоминает «Магистраль» — задача как можно быстрее добраться до горящего здания. Во второй части игровое поле меняется на фасад здания с горящими окнами, по которым необходимо попасть из брандспойта и потушить пожар нажимая на кнопку на брандспойте и педаль газа. Очень жалею, что не уделил должного внимания этому экспонату.

Цирк

Одна из разновидностей популярного в те времена на западе автомата пинбол. Советская копия еще раз говорит о некоторой вторичности в советской индустрии игровых автоматов.

Автомат весьма играбелен, хотя для того, чтобы собрать какой-нибудь малозначительный ряд фонариков, нужен серьезный опыт.

Телеспорт

Автомат не нуждающийся в представлении.

Обратите внимание, на заднем плане хорошо виден автомат 01.

Обгон

Неплохой автомат, процесс повторяет «Магистраль». Однако, этот автомат гораздо интереснее, потому что он полумеханический и все визуальные ряды создаются зеркалами и светом.

Понимаете о чём я?

Вираж

Один из моих любимых автоматов, хотя не могу сказать, что у меня хватит терпения сыграть в него более 2-х раз к ряду. Игроку предстоит управлять голографической моделью автомобиля и пробираться по шоссе в вираже. К сожалению, кресло водителя для меня оказалось не очень удобным (вы можете видеть это на фото ниже). Создатели игрового автомата постарались сделать его управление максимально похожим на настоящее и добавили в автомат не только руль и педали, но еще и рычаг переключения скоростей. Однако даже на первой скорости мне с трудом удавалось проныривать межу автомобилями и стенками мостов.

Кран

Автомат «Кран» является разновидностью автомата «Зонд».

Ледокол

«Ледокол» это не «Магистраль» хотя у игр и схожие цели. «Ледокол» гораздо интереснее своим сеттингом и визуальным оформлением. Настоятельно рекомендую перед игрой ознакомиться с правилами, помимо рычага полный вперед есть еще и рычаг заднего хода. Интересные ощущения от процесса.

Шайбу! Шайбу!

Один из самых интересных с точки зрения игровой задачи автомат. Игровой автомат предусматривает игру двоих игроков с принципиально разными задачами, у хоккеиста задача забить шайбу, у вратаря отразить. Очередная успешная механическая реализация визуального ряда – люблю когда действие происходит с настоящими фигурками а не с пикселями на экране. Рекомендую попробовать этот автомат.

Меткий стрелок

Удачная вариация игры «Снайпер».

Удачный выстрел

Одна из самых затягивающих игр жанра тир.

Ни пуха, ни пера!

По разновидностям и популярности игровых автоматов можно уловить интересы советского обывателя — спорт, тир/стрельба, автомобили, военная техника. В музее я насчитал не менее 6 видов автоматов использующих макеты стрелкового оружия.

Перехватчик

Телевизионный игровой автомат. Если брать все телевизионные, к которым я отношусь очень холодно, то, на мой взгляд, это одна из интереснейших моделей из-за удачно обыгранного дизайна самого автомата: конструкция не сводится к простому управлению
и экрану, как это сделано у большинства других аппаратов, а обыгрывает военную тематику и изобилует датчиками и лампочками.

Истребители

Разновидность телевизионного игрового автомата. Упустил его из виду и не ознакомился.

Конёк горбунок

Игра выпускалась на базе ТИА-МЦ-1. ТИА-МЦ-1 - Телевизионный Игровой Автомат Многокадровый Цветной со сменными игровыми программами, один из наиболее известных советских игровых автоматов.

А вот и скриншоты из самой игры.

Эта игра, кстати, есть в версии для Android и называется Humpbacked Horse.

Если кого-то заинтересует платформа ТИА-МЦ-1, на просторах сети можно найти TIA-MC Emulator.

Снежная королева

Игра выпускалась на базе ТИА-МЦ-1.

Бильярд

Игра выпускалась на базе ТИА-МЦ-1. В настоящее время игра вряд ли покажется интересной.

Питон

Игровой автомат выполнен на базе платформы Фотон, в основе которой лежал ПК8000 (собрат ZX-Spectrum). Эти аппараты выпускались в самом конце эпохи советских игровых автоматов.
Обратите внимание на аскетичность управления. Представляю как в начале 80-х дети мечтали о таком автомате дома, правда им было невдомёк о том, что подобное изделие стоило по цене в половину автомобиля Жигули.

Поверьте, я привел далеко не все игровые автоматы которые установлены в музее и, тем более, не все которые изготавливались в те времена. Не верите? Тога вот полный перечень .

Для тех, кто хотел бы еще лучше ознакомиться с игровыми автоматами советской эпохи, но кто не хочет для этого ехать в музей имеется симулятор, конечно, вся фишка советских автоматов именно в ощущениях от них самих, дубовых элементов управления и других, способных вызвать ностальгические чувства, мелочах.

Естественно, я сделал полную локальную копию сайта 15kop.ru, так что если хотя бы одна ссылка перестанет работать — дайте знать, я обязательно запущу копию на своём сайте.

Вместо выводов

— Стоит ли идти в музей из академических и профессиональных интересов?
— Конечно стоит, более того, стоит даже если просто захотелось вспомнить 80-е не только на ощупь но и на вкус (имею ввиду удивительно точное соблюдение советской рецептуры газировок).

— Стоит ли идти туда с ребенком?
— Стоит, но мне кажется, стоит идти либо с совсем маленьким лет до 6, либо уже со взрослым после 14, т.к. у детей от 6 до 14 уже есть любимые игры например на iPad или PC и вряд ли они оценят ваши старания. А детям после 14 стоит идти исходя из соображений относительного общего развития, таких как ходят в исторические музеи.

— Стоит ли идти с друзьями?
— Стоит, но нужно обратить внимание на то, что для веселой компании лучше всего подойдут автоматы «Баскетбол», «Футбол», «Хоккей», «Скачки» и «Дуплет». Остальные могут вызвать глубокое уныние и разочарование.

Обнаружил для себя, что тема истории компьютерных игр весьма интересна — в последствии обязательно опубликую подготовленный ранее материал о моём первом компьютере ZX-Spectrum 48k.

Биография советских игровых автоматов берет начало в 70-х годах прошлого века. Тогда выпуском первых моделей озадачились совершенно непрофильные заводы — предприятия оборонно-военного комплекса, поскольку в их распоряжении были самые мощные и передовые технологии. Всего насчитывалось 23 производителя, которые систематически радовали советских граждан новыми развлечениями.


Для этого работали лучшие разработчики, инженеры и специалисты в сфере электроники. Финансового кризиса не наблюдалось и денег на это не жалели. Средняя цена аппарата колебалась в пределах 2-4 тысяч рублей.

За период существования СССР успели выпустить около 70 развлекательных автоматов, но в 90-х наступил крах, 15 копеек, которыми обычно расплачивались посетители, окончательно обесценились, содержать парки стало дорого и устройства тех времен просто доживали свое.

Технически советские игровые автоматы можно разделить на две группы: механические (или электромеханические) и электронные (на базе дискретной логики или микропроцессоров). Последние обычно использовали ТВ-экран для отображения игрового сюжета, то есть являются типичными аркадными игровыми машинами. Как правило, это достаточно оригинальные конструкции, хотя и с возможным заимствованием зарубежных идей, но реализованные на советской технической базе.

Советскими аркадными игровыми автоматами (АИА) называются аркады, выпускаемые и распространяемые на территории республик бывшего СССР. Устанавливались они обычно в фойе театров, цирков, кинотеатров, Дворцов Культуры, в парках аттракционов и тому подобных общественных местах. Иногда автоматы «собирали» в самостоятельные специализированные «Игротеки», «Игровые залы» или «Залы игровых автоматов» (не путать с современными залами, в которых установлены автоматы и слот-машины для азартных игр). Конкуренция у них отсутствовала, так как западные образцы на советском рынке представлены не были.

Как и любые другие аркады, советские АИА предназначались только для развлечения, не предусматривая иных призов, кроме так называемой «призовой игры» за удачные действия игрока. Или, в других случаях, сувениров и мелочей типа жевательной резинки, шоколадки, мягкой игрушки, брелка и т.д. В автоматах типа «Кран» периодически появлялись «сувениры», вроде небольших бутылочек алкоголя (чаще всего — коньяка) и юбилейных монет, вкладываемых для более активного привлечения игроков. Часть автоматов (в основном, с незначительными изменениями) была без особых затей «содрана» с западных образцов. Но были у нас и свои, оригинальные разработки.

Никакого возрастного ценза игра на автоматах не предусматривала. Единственным ограничением мог стать рост игрока. Хотя и самые маленькие находили способ поиграть, подкладывая под ноги деревянные лотки или ящики из-под бутылок, чтобы достать до кнопок управления.

Активировался автомат путем опускания в монетоприемник 15-копеечной монеты, игрок получал возможность, в зависимости от типа автомата, либо поиграть определенное (обычно очень небольшое 1-3 минуты) время, либо сделать определенное количество игровых попыток (например, выстрелов). После чего игра прекращалась до следующей оплаты, если не была выиграна призовая игра, дававшая игроку дополнительное бесплатное время или несколько поощрительных попыток.

Позже в связи с заменой советских монет на российские рубли (либо иные денежные единицы, имеющие хождение в республиках бывшего СССР) монетоприемники были модифицированы под новые монеты, либо в них использовались жетоны, аналогичные по габаритам старым 15 копейкам, но имевшим иную стоимость. Нередко монетоприемники просто запаивались или забивались, а автомат игроку после оплаты включал оператор.

Будучи детьми, мы чаще всего начинали игру с просовывания пальцев в окошко возврата монет, надеясь обнаружить там позабытую предшественником монетку.

Люди среднего и старшего возраста наверняка помнят манящие к себе огнями и звуковыми эффектами автоматы «Морской бой», «Меткий стрелок», «Ралли», «Подводная лодка», «Воздушный бой» и другие. Сколько карманных денег, сбереженных на школьных завтраках, перетаскали туда дети!

Большая часть советских аркад не обладала замысловатым геймплеем и была достаточно простой (хотя эта простота и не подразумевала легкости игры), но с середины 80-х годов прошлого века появляются отечественные полноценные аркады, с меняющимися игровыми экранами. Одним из примеров таких аркад может служить игра «Конек-Горбунок», прозванная на Западе «Русской Зельдой» (Zelda). Правда, сложно сказать, комплимент ли это разработчикам или упрек во вторичности. В любом случае, эти игры запомнились, их любили, и игравшие в них люди с удовольствием вспоминают «те времена» до сих пор.

Пик расцвета игровых автоматов в СССР пришелся на 70-80 годы прошлого века и закончился с началом перестройки. Отечественные игровые автоматы были вытеснены более зрелищными западными аналогами, «однорукими бандитами», компьютерными салонами и домашними игровыми компьютерами и приставками. А старые автоматы практически повсеместно перекочевали на склады, были уничтожены либо просто выброшены на свалку.

Морской бой

Наверное, самый известный отечественный игровой автомат, без которого не обходился ни одни уважающий себя игровой зал. И, видимо, первый. Аналог американского игрового аппарата Sea Devil.

Автомат имитировал торпедную атаку с подводной лодки по надводным целям.

Игрок смотрел в перископ, в котором перед ним открывалась морская панорама с периодически появляющимися на горизонте кораблями противника. Необходимо было сделать поправку на скорость движения корабля и нажать кнопку «Огонь», находившуюся на одной из рукояток перископа. Далее оставалось следить за торпедой, путь которой подсвечивался под поверхностью «воды». При попадании игрок слышал звук и видел вспышку взрыва, и корабль «тонул», либо после вспышки разворачивался и следовал в обратном направлении. При промахе — продолжал свое движение. Всего за одну игру можно было сделать 10 пусков торпед. При поражении ими 10 кораблей игрок получал право на призовую игру — 3 бесплатных пуска. Существенным минусом автомата было то, что при должной сноровке топить корабли не составляло никакого труда.

Визуальная глубина создавалась при помощи зеркал, и то, что игрок видел корабль далеко на горизонте, было всего лишь иллюзией. На самом деле механизм движения кораблей находился едва ли не вплотную к игроку, где-то на уровне его колен.

Воздушный бой

На экране автомата игрок видел силуэты трех вражеских самолетов и перекрестье прицела. Управляя джойстиком, нужно было стараться поймать врага на «мушку». Сложность игры была в том, что неприятельское звено никак не хотело быть сбитым и постоянно выскальзывало из прицела. При попадании силуэт пораженного самолета пропадал с экрана. Для победы нужно было сбить все три самолета в отведенное на игру время — 2 минуты.

Охота

Электронный тир со световой (или электромеханической) винтовкой, существовавший во множестве модификаций: «Зимняя охота», «Удачный выстрел», «Сафари», «Меткий стрелок» и т.д.

Например, в «Зимней охоте» игрок должен был с некоторого расстояния поражать подвижные мишени (зверей и птиц), мерцающие на экране, с изображенным на нем пейзажем зимнего леса.

В самой «Охоте» экрана не было, а были декорации леса, из-за которых появлялись фигурки животных. «Болотный» вариант игры назывался «Ни пуха, ни пера!»

Снайпер

Электронный тир, где игроку нужно было поразить из винтовки двадцать неподвижных мишеней в течение минуты. После удачного попадания подсветка соответствующей мишени гасла. При хорошей стрельбе игроку полагалась призовая игра.

Интересно, что система, контролирующая попадания, располагалась в подставке ружья автомата. Там же находилась «обратная связь» — электромагнит, при выстреле имитировавший отдачу.

Вираж

Аналог знаменитой настольной домашней игры «За рулем». Автомат имитировал движение автомобиля по кольцевой трассе с препятствиями виде эстакад и попутных автомобилей. Для получения призовой игры игроку необходимо было проехать без столкновений определенное количество «километров», учитывающихся на счетчике. Интересно, что при опускании в автомат одной 15-копеечной монеты игроку полагалась только одна призовая игра. А при двух монетах — целых три.

Пенальти

Настенная вариация пинбола со всеми присущими пинболу элементами — шариком, рукояткой для удара, и игрового поля с препятствиями и призовыми зонами.

С помощью рычага шарик подбрасывался вверх, игроку необходимо было рассчитать силу удара таким образом, чтобы скатываясь обратно, шарик поразил ворота и не угодил в штрафную зону.

Городки

Управляя битой при помощи джойстика, игроку необходимо было поражать движущиеся по экрану стандартные городошные мишени. На прицеливание перед каждым броском игроку отводилось 5 секунд, по истечении которых бита вылетала автоматически. При выбивании всех 15 фигур игроку, затратившему на это не более 24 бит, полагались 40 призовых бросков.

Скачки

Точная копия Steeplechas"а с Атари. Одновременно могли играть до 6 человек. При одиночной игре игрок соревновался с компьютером. Но интереснее было играть против других людей. Забавно, что игра была черно-белой, а «разноцветность» дорожкам придавали наклеенные на экран цветные полоски.

Конек-Горбунок

Игра выпускалась на базе платформы ТИА МЦ-1 и была первой полноценной аркадной игрой для советских АИА. Всего в игре было 16 экранов-уровней, при прохождении которых главному герою необходимо было преодолевать препятствия и сражаться с врагами.

Кран

Управляя механической рукой, необходимо было попытаться достать из прозрачного корпуса автомата приз. Обычно им были мягкие игрушки, жвачки, шоколад и прочие мелочи. Управлялась рука двумя кнопками, отвечающими за движения «руки» вперед и вбок. При нажатии кнопки «рука» двигалась до тех пор, пока кнопка не была отпущена (или до упора). «Заднего хода» не было и нужно было точно рассчитать момент, когда отпустить кнопку. При отпускании кнопки, отвечающей за боковое перемещение, «рука» автоматически опускалась и пыталась захватить приз, над которым она была. При удачном захвате «рука» раскрывалась над лотком призоприемника, и везунчик мог достать из него свою награду.

Баскетбол

Автомат был рассчитан на игру вдвоем. Задачей игрока было за отведенное время «набросать» мячей в корзину соперника больше, чем успеет тот. При счете «30-30» и больше игроки поощрялись призовой игрой.

Игровое поле было накрыто прозрачным куполом и разбито на лунки с пружинами, в одну из которых попадал мячик. Нажатием кнопки игрок «выстреливал» мяч из лунки, стараясь поразить корзину соперника или не дать в свою очередь бросить ему (каждая лунка управлялась обоими игроками).

Футбол

Игра, больше известная у нас в стране под названием «шашлык» (и носящая на Западе название «фуссбол»), предназначенная для двух-четырех игроков. Удары и пасы осуществлялись вращением рукояток стрежней, на которых были «насажены» фигурки футболистов (отсюда и название — «шашлык»). При этом фигурки футболистов на стержне меняли свой угол наклона, что позволяло наносить удары по шарику-мячу. Также стержни можно было перемещать вперед-назад, меняя горизонтальное расположение игроков. Поразив ворота соперника точным ударом, игрок получал очко.

Хоккей

Игра, мало чем отличавшаяся от своей «домашней» версии, получить которую на день рождения мечтали много советские дети. Основными отличиями были габариты и наличие стеклянного колпака, накрывающего поле и предохраняющего шайбу от вылета за его пределы, а фигурки игроков — от любопытных детских рук.

Астропилот

Первая попытка создать аппарат с космической тематикой. Игроку предстояло управлять космическим кораблем, стараясь не врезаться в элементы пейзажа и успешно осуществить посадку. Использовался джойстик, в итоге начислялись очки.

Танкодром

Вождение очень маневренной и шустрой модельки танка по полосе препятствий, имитируя атаку и поражение неподвижных мишеней, рассредоточенных по периметру игрового поля.

Группа подростков выиграла у автомата с толкателем. Видел сам, краем глаза, но меня это просто улыбнуло, и я не вмешался. Всё абсолютно законно (далее расскажу почему типа законно)! Причём выигрыш «1 к 1», то есть каждый первый. Как выиграть у автомата с толкателем? Сейчас расскажу как выиграть. Все мы помним как устроен этот автомат!? Если не помним — я расскажу. На полочках лежат различные призы: смартфоны, камеры, фотоаппараты и прочие. На кнопках случайным порядком моргают красным лампочки. Нажав в определённое время на кнопку, если она совпала с включённой «лампочкой» — толкатель выталкивает приз, который вываливается в лоток. Вы открываете лоток снизу и забираете приз. Вот и весь принцип. Но, так как лампочки моргают очень быстро, попасть в нужную не получается, ведь моргают они случайным образом. Но, в случае «совпадения» соленоид выталкивает приз. Как правило сам автомат с толкателем стоит где-то на отшибе в магазине, в тёмном углу, где никого нет, люди не ходят. Основной вес его внизу, а 2/3 верха — лёгкие. Почему я говорю про вес? Сейчас поймёте! Ребята просто дружной толпой окружили автомат, что бы никто не видел, не орали, не галдели — не привлекая к себе внимания, а — просто наклонили автомат к себе на 13-15 градусов и аккуратно и тихо поставили его на место. Помните — я говорил Законно? Нигде не написано, что наклонять автомат нельзя во время игры 😉 Выпали почти все тяжёлые призы в лоток с полок автомата: камеры, фотики, часы, игрушки, ещё и ещё что-то. Заслонив одного мальчёнку толпой — который аккуратно, присев на корточки, и тактично, выгребал все призы в чёрный пакет. Потом он быстро вышел из магазина. Его место сменил другой — уже с рюкзачком, в который тоже тот стал закладывать халявный хабар. Пока я стоял в очереди на кассе с продуктами, остальные трое, которые заслоняли — просто вышли не быстрым шагом из магазина, что-то обсуждая. На вид парням лет 16 😉 Позже, когда я пробил продукты, решил посмотреть — что же осталось? Автомат был цел, полностью рабочий, ничего не разбито, мигали какие-то лампочки в демо-режиме, но на полках уже не было призов. Какие-то простые валялись внизу (мягкие игрушки) в лотке, это было видно через стекло — видать не взяли просто. Рассказал, что видел. Когда я вышел из магазина — парней и след простыл. Самый прикол — что никто этого не заметил, ни охранник, ни люди, (кассиры сидят спиной обычно). Потом, спустя недели две — автомат в обще убрали оттуда. У них вся «операция «Ы» — заняла около 3-4 минут. Ну видать они готовились и искали подходящий автомат по магазинам. Хулиганьё блин. Хахахахахаха!!!

Игровая культура в Советском Союзе появилась неожиданно, быстро развивалась и так же быстро пошла на спад. К сожалению, а может, и к счастью, советская публика освоила игровые автоматы только спустя 100 лет после их появления. Чтобы узнать, как и с чего всё начиналось, корреспондент «Ридуса» отправился в Музей советских игровых автоматов, расположенный в самом центре Москвы.


Расположен музей в самом центре столицы в пяти минутах ходьбы от станции метро «Кузнецкий мост». Вход в музей платный - 450 рублей с человека. В стоимость билета входит ознакомительная экскурсия и 15 жетонов. В коллекции музея представлены несколько десятков различных моделей автоматов - от классического пинбола до виртуального бильярда.

Немного истории

Первые игровые автоматы появились в США. Одним из первопроходцев был всем известный пинбол, который является родителем своей электронной версии в операционной системе Windows. В советской вариации он назывался «Цирк», но принцип работы был абсолютно тот же.


Чуть позже появились и другие автоматы, носившие в себе уже долю азарта, - классические «однорукие бандиты». Автомат представлял собой короб с ручкой, на экране которого вращались изображения. И если у игрока выпадало три одинаковые картинки, то он получал приз. У первых таких автоматов не было монетоприёмника, поэтому в виде награды игрок получал сладости или напитки, а не джекпот в виде горы монет. Отсюда и пошли классические изображения фруктов и ягод на барабанах.


До СССР подобная техника добралась только спустя сто лет после создания первого игрового автомата. В 1971 году в московском парке культуры и отдыха имени Горького проходила выставка под названием «Аттракцион-71». Там-то советская неискушённая публика и познакомилась с игровыми автоматами. Ежедневно выставку посещали более десяти тысяч человек, и на волне этого ажиотажа Министерство культуры СССР приняло решение выкупить все игровые автоматы с данного мероприятия. Изучив технологию и немного её модернизировав, советские инженеры выпустили первые игровые автоматы собственного производства.


Первые игровые автоматы

Одним из таких аттракционов был игровой автомат «Репка». Это аналог классического американского силомера, с помощью которого любой желающий мог проверить свои физические способности, ударив кулаком по боксёрской груше или молотом по пружине. Советская же версия силомера была устроена так, чтобы во время самого процесса не было никаких признаков агрессии. Поэтому вместо типичного «бей-толкай» человек должен был тянуть пружинное устройство, напоминающее репку из одноимённой русской сказки. Примечательно, что самый высокий уровень можно было получить, потянув за репку с силой в 200 килограммов. Неизвестно, смог ли кто-то достигнуть такого результата, так как в среднем здоровый взрослый мужчина выбивает на этом автомате около 80 килограммов.


Одно из главных отличий между советскими игровыми автоматами и зарубежными заключалось в их сроке службы. Большинство автоматов, сделанных в СССР, работают до сих пор и при бережном обращении прослужат ещё минимум 50 лет. Причина этому довольна проста - все советские автоматы производились на территории одного из 22 военных заводов из самых качественных и дорогих материалов. Тем временем найти американский или японский игровой автомат 80-х годов - задача практически невыполнимая.

В среднем цена производства одного игрового автомата в СССР составляла 4000 рублей - по тем временам космические деньги. И по планам советских маркетологов такой автомат должен был окупить себя ровно за 365 дней, то есть каждый день приносить прибыль 8 рублей 10 копеек. Если через год аттракцион не окупал себя, то его переставали выпускать.


Все советские автоматы были исключительно аркадные и не носили никакого азартного характера. Максимум, что вы могли выиграть в любом аттракционе, - это дополнительное игровое время. Единственным автоматом, который выдавал хоть какие-то призы, был классический «автомат-кран». Игрок с помощью механической руки мог вытащить из коробки приз в виде жвачки или конфеты.


Конец эпохи

Но ближе к 90-м годам все советские автоматы оказались либо на свалках, либо в пунктах приёма металлолома. Причиной всему этому стало появление компьютерных видеоигр. Ребёнку больше не нужно было бежать в парк, чтобы поиграть в «морской бой», а достаточно было купить игровую приставку один раз и наслаждаться любимыми играми дома в любое удобное для него время.

История игровых автоматов в нашей стране началась с 70-х годов прошлого столетия. Аппараты выпускались заводами, совершенно не профильными, чаще из оборонно-военного комплекса, где имелись свободные мощности и передовые на тот момент технологии.
Целых 22 оборонных завода на территории всего СССР трудились на радость советских граждан. Из-за того, что план выпуска гражданской продукции у военных был финансовый, инженеры и разработчики старались вставить в игровой автомат как можно больше самой современной электроники. Поэтому аппараты получались страшно дорогими: от 2,5 до 4 тысяч рублей, почти как «Жигули». Соответственно ни одно предприятие, выпускающее на тот момент игровые автоматы, не выросло до мощнейшего гиганта, подобного Sega. (Из истории: компания SEGA была основана в 1940 году для предоставления услуг в сфере бизнеса развлекательных автоматов в США. В 1951 году она переехала в Токио под именем «SErvice GAmes of Japan». Первый игровой автомат – симулятор подводной лодки “Periscope” был выпущен в 1966 году и сразу стал хитом во всём мире. Сегодня Sega –компания, имеющая представительства в США и Европе и множество дистрибьюторов по всему миру). За всё время в СССР было выпущено порядка 70 видов автоматов «для развлечения, активного отдыха и развития глазомера и реакции у населения». Кризисное время 90-х поставило жирную точку на производстве советского оборудования, а именно игровых автоматов, тех, о которых расскажу ниже. Причин тому было немало. Это и обесценивание тех самых 15 копеек, это общая тяжелейшая ситуация в стране, которая способствовала тому, что игровые залы попросту закрывались и не могли себя содержать, а многочисленные парки, в которых также работали автоматы, переходя на новый уровень, стремились к развитию и уделяли больше внимания «крупнокалиберной» технике. Кризис коснулся и мест отдыха и проживания детей (детских лагерей, интернатов и т.п.), куда аппараты приобретались шефами (крупные предприятия и заводы) и работали бесплатно.
Сегодня то время, как и многие вещи из того времени, стали историей. Историей времён СССР. Итак, аппараты времён СССР…Вспомним их поимённо? Первое, что приходит на ум, всеми любимый, без ограничения по возрасту и полу «Морской бой».
Выпускался он с 1973 года и был самым популярным и запоминающимся автоматом. Аппарат имитировал торпедную атаку подводной лодки по движущейся морской надводной цели с сопровождением световых и звуковых эффектов. Надо заметить, что устройство аппарата не отличалось особой сложностью (в сравнении с сегодняшними аналогами, такими как современный, выпущенный американцами «SEA WOLF»)
В основе нашего аттракциона лежал принцип зеркального отражения панорамы «боевых» действий, надводных целей (силуэты кораблей) и движущейся торпеды. Панорама «боевых» действий расположена вертикально, но, отражаясь в зеркале, установленном под углом 45°, выглядела расположенной горизонтально. Имитация моря была выполнена из стекла, на которое нанесен рисунок моря. Под стеклом располагались 8 «лучей» траектории движения торпеды с 10-ю лампочками в каждом луче, что являлось упрощением конструкции игрового автомата, по сравнению с перемещаемой траекторией торпеды, что, например, было реализовано в игровом автомате-прототипе «Sea Devil», выпущенном в 1970 году в США.
Управление пуском торпеды игроком осуществлялась через кнопку «Пуск» на правой рукоятке «перископа», через который играющий видел панораму «боевых» действий. При повороте перископа, выбиралась одна из 8 трасс пуска торпеды. Такой принцип фиксирования трассы торпеды делал аппарат более надежным технически, но в то же время пуск торпеды менее предсказуемым для игрока.

Максимальное количество «торпед» было 10, но при 10 попаданиях появлялась возможность призовой игры. Надо заметить, что любителей этой игры, в то время было немало и, как и полагается в нашей стране, они таки находили варианты получения постоянных бонусов. При повороте «перископа» в крайне правое (при движении кораблей справа налево) и крайнее левое (при обратном движении кораблей) положение, если запустить «торпеду» в момент выхода корабля из-за ширмы-укрытия, корабль гарантированно поражался.
Я уверена, каждый из тех, кто много лет назад «торпедировал» корабли, смог не только вернуться в прошлое, но представить себе его, вспомнить ощущения от игры и запах. Вы помните запах «перископа»? Это первая ассоциация у всех, кто знает эту игру…А то, что небольшой рост зачастую не давал возможности дотянуться до него? Для исправления ситуации в автомате была предусмотрена выдвижная спец. подставка, позволяющяя быть выше.
Одной из любимых стрелялок советских граждан была игра в «Сафари».Неповторимая захватывающая (да, тогда и такое впечатляло) охота на африканскую дичь собирала вокруг себя много народу. Игрок, управляя всадником, скачущим на лошади (скачки усложнялись препятствиями), должен был за отведённое время поразить движущихся на трёх высотах бегущих животных. Видеоавтомат с примитивной графикой и с полным отсутствием спецэффектов, которыми сегодня так насыщены современные симуляторы стрельбы, тогда имел большой успех, как у детей, так и взрослых. Женский пол также захаживал в игровые залы пострелять и не реже, чем мужское население. Я сама ходила в подобный игровой зал с друзьями и надо сказать, что получалось у меня лучше, чем у моих партнёров по игре мужского пола, потому масса положительных эмоций была обеспечена.
Самым известным из стрелковых был автомат «СНАЙПЕР», который выходил в двух версиях. По сути, он представлял тир с ружьем, сильно напоминающем настоящее. Задачей было поразить как можно больше мишеней за определённое количество времени. Тяжёлая винтовка в руках играющих была возможностью представить себя настоящим стрелком, снайпером. Толпы мальчишеских компаний и молодёжи простаивали у аппарата часами, играли, выбивая очки, соревнуясь между собой и показывая свою меткость рядом стоящим девушкам. Интересно то, что система, контролирующая попадания, располагалась в подставке ружья автомата. Там же находилась «обратная связь» - электромагнит, при выстреле имитировавший отдачу.
Если говорить о симуляторах стрельбы, то выпущено в то время их было немало. Кто-то наверняка вспомнит и советский «Тир» в виде автомата. В нём стрельба производилась по неподвижным, поворотным и движущимся спортивным мишеням. Оружием служил пластиковый пистолет, негабаритный, лёгкий по весу и удобный. В течение основного сеанса игры, который длился всего 2 минуты, можно было сделать до 200 выстрелов. Как и в любых аппаратах существовали и бонусы, которые добавляли азарта и веселья.
В этой же категории был автомат «Точный стрелок» (или «Меткий стрелок» в вариации). Выпущенный одним из приборостроительных заводов, он имел очень простой дизайн и несколько вариантов мишеней на выбор. Игрок мог выбрать падающие (в случае попадания, мишень падала) или двигающиеся мишени (при попадании она разворачивалась и двигалась в другую сторону) Была возможность стрелять и по стандартной круговой мишени. Для любителей была мишень в виде «совы» с «горящими глазами» (при попадании глаза гасли) При наборе 2500 очков после 20-ти выстрелов предоставлялась призовая игра. Число выстрелов в призовой игре равно 15-ти. По окончании игры на счетчике очков показывалось суммарное количество очков. Подобные игры для компаний вызывали бурю восторга, кто-то играл «на спор», кто-то «проигрывал» готовку ужина (реальная история из прошлого знакомой семейной пары), кто-то «продувал» кружку пива, а кто-то и жвачку (мятную или апельсиновую, помните тот вкус?).
В то время были первые попытки выпуска автоматов на космическую тему. Игровой аппарат «Астропилот» был менее распространен, но не менее увлекателен. Задача играющего была вести космический корабль с максимальной скоростью над поверхностью планеты, избегая столкновения с элементами пейзажа и посадить корабль на посадочную площадку за время посадочного сигнала. Управление космическим кораблем происходило перемещением джойстика. Очки начислялись за точную посадку без столкновений с различными объектами.
«Городки» были одним из любимых развлечений советских граждан. Увлекательная игра задерживала у себя на долгое время желанием добиться максимального результата и победить. На выбор игрока предлагалось сбить битой стандартные городошные мишени. На прицеливание перед каждым броском игроку отводилось 5 секунд, по истечении которых бита вылетала автоматически. При выбивании всех 15 фигур, игроку, затратившему на это не более 24 бит, полагались 40 призовых бросков. Были и постоянные клиенты, которые приходили, чтобы поставить свои личные рекорды.
Немало любителей было и у «Конька-горбунка» Игра, основанная на базе платформы ТИА-МЦ-1 (Телевизионный Игровой Автомат Многокадровый Цветной со сменными игровыми программами) стала первой разработанной в СССР аркадной игрой и основой для многих подобных «ходилок» с сюжетом (позднее были выпущены «Автогонки», «Кот-рыболов», «Остров Сокровищ», Снежная королева и др.). Задачей играющего было взять призы. Это были персонажи или вещи из художественного произведения или одноимённой сказки, в «Коньке…» это были жар-птица, сундук, царевна.), проводя в каждом кадре как можно быстрее главного героя Ивана на Коньке-горбунке к правому краю экрана.

Действия осуществлялись с помощью ручек управления и клавиш, которые заставляли его прыгать, ложиться, пятиться назад, идти вперёд, наносить удары. Все ошибки в действиях играющего (падение через камень, столкновение с летающим огнём, драконом, яблоком, камнем) наказывались потерями попыток. Красочная, музыкальная игра приводила в восторг детское население. На сегодняшний день подобные игры широкораспространены в виде компьютерных игр для детей младшего возраста.
Особый интерес представляет на сегодня игровой аппарат «Перехватчик» Уникальная очень показательная модель того времени. Задача игрока - отразить воздушную атаку капиталистического агрессора (!!!) Оформление, как и подобает, было предельно скромным. Для создания антуража (управления летательным аппаратом) внешность была стилизована имитацией самолётных приборов.
Ручка («джойстик» того времени) позволяла не только маневрировать на большой скорости, но и совершать выстрелы. «Магистраль» - гоночный автомат, который развивал внимание, быстроту реакции, улучшал глазомер и совершенствовал логическое мышление. По крайней мере, так уверяли его создатели. Стоящий перед аппаратом игрок управлял своим транспортным средством при помощи большого руля, что добавляло интереса (ведь в то время не было сегодняшних возможностей «рулить» дома, смотря в компьютер и т.п.) Возможны были несколько режимов игры, среди которых «ночной» режим и режим «мокрой дороги». Волнение и азарт (столкновения-то хотелось избежать, очки заработать) были гарантированы.
Из автомобильных гонок был знаменит «Вираж» Это симулятор гонок того времени, предоставляющий возможность пройти на большой скорости по кольцевой трассе, ограниченной обочиной с зелёными насаждениями. Этот игровой автомат явился далёким предшественником сегодняшних автогонок. Модель имела экран и незаменимые атрибуты - кресло для водителя, ручку узла переключения скоростей.
Цель игры, управляя с помощью руля, педалей «газа», «тормоза» и ручки переключения скоростей набрать максимальное число условно пройденных километров (очков) за время, отведённое на игру, избегая «аварийных наездов» на попутные автомобили и эстакаду. При нажатии педали «газ» включался двигатель панорамы и создавалась имитация движения по трассе, т.е чем сильнее жмёшь на педаль «газа», тем быстрее вращается ландшафт и тем быстрее движешься ты, за рулём автомобиля. Как и все аппараты «Вираж» сопровождался музыкальными звуками столкновений, экстренного торможения и т.п. (конечно не было крутых стереосистем, динамиков, эффектов ветра, отдачи руля и т.п.) Игровой автомат имел бонусы. Интересно, что при опускании в автомат одной 15-копеечной монеты игроку полагалась только одна призовая игра. А при двух монетах - целых три.
«Воздушный бой» любили все. На экране автомата игрок видел силуэты трех вражеских самолетов и перекрестье прицела. Управляя джойстиком, нужно было стараться поймать врага на «мушку». Сложность игры была в том, что неприятельское звено никак не хотело быть сбитым и постоянно выскальзывало из прицела. При попадании силуэт пораженного самолета пропадал с экрана. Для победы нужно было сбить все три самолета в отведенное на игру время - 2 минуты.
Невероятно интересными были «Скачки». Очень похожие на «Сафари» с наипримитивнейшим дизайном они были такими азартными! Игра позволяла играть как с автоматом, так и с друзьями, выбирая своего наездника с лошадью. Как выдерживали те бедные 6 кнопок я не знаю, потому как по ним и стучали, и ударяли, и колотили двумя руками…Ведь задачей было не только преодолеть все встречающиеся на пути препятствия, но и придти первым к финишу. Забавно, что игра была черно-белой, а «разноцветность» дорожкам придавали наклеенные на экран цветные полоски.

Самым замечательным (это моё субъективное мнение) был «Настольный баскетбол». Автомат был рассчитан на парную игру. Задачей игрока являлось за отведенное время «набросать» мячей в корзину соперника больше, чем успеет тот. При счете «30-30» и более игроки поощрялись призовой игрой. Игровое поле было покрыто прозрачным куполом и разбито на лунки с пружинами, в одну из которых попадал мячик. Нажатием кнопки игрок «выстреливал» мяч из лунки, стараясь поразить корзину соперника или не дать в свою очередь бросить ему (каждая лунка управлялась обоими игроками). Сегодня данная модель выпускается в современном обновлённом и усовершенствованном виде и называется SPASE BASKETBALL.






В то время выпускались и советские аналоги других спортивных аппаратов: настольный футбол, настольный хоккей (внешне он чем-то напоминал SUPER CHEXX, а, по сути, домашний вариант игры в увеличенном исполнении).
Пик расцвета игровых автоматов в Советском Союзе пришелся на 70-80 годы прошлого века и закончился с началом перестройки. Отечественные игровые автоматы были вытеснены более зрелищными западными аналогами, «однорукими бандитами», компьютерными салонами и домашними игровыми компьютерами и приставками. А старые автоматы практически повсеместно перекочевали на склады, были уничтожены либо просто выброшены на свалку. Сегодня, когда те времена вспоминаются, как исторические моменты прошлого, аппараты, как и многое другое, является раритетом.
Некоторое время назад 2 выпускника московских ВУЗов-Александр Стаханов и Максим Пинигин организовали Музей Советских Автоматов в Москве. Свой первый экспонат для коллекции ребята обнаружили на… помойке Таганского парка. Им оказался «Морской бой». Через полгода коллекция выросла до шести автоматов. Руководство МАМИ (Московский Государственный Технический Университет) выделило под помещение музея подвал в общежитии. Сейчас коллекция насчитывает более 60 АИА. Более чем половину раритетов Максиму и Александру удалось вернуть «к жизни» при помощи паяльника и умелых рук. Останавливаться на достигнутом ребята не собираются, продолжая по крупицам собирать свою экспозицию. Одной из последних целей их поисков был автомат для производства газировки. Активно разыскиваются и 15-копеечные монетки, необходимые для запуска автоматов.
Но музеем жизнь советской игровой техники не ограничивается. Присутствием подобных автоматов в развлекательных центрах и барах поделились со мной их владельцы из разных городов нашей уже современной России. Как оказалось, они очень даже неплохо зарабатывают, а, главное, являются отличным привлечением в заведения разных направлений. Аппараты вызывают немалый интерес у сегодняшних детей, избалованных стремительно развивающимися компьютерными играми и не отстающим от них рынком развлекательного игрового оборудования. Но, как ни крути, история поучительна, а игровые автоматы СССР лучшее тому живое подтверждение.