Карлейль Томас – краткая биография. Краткая биография томаса карлейля Другие исторические сочинения

КАРЛЕЙЛЬ, ТОМАС (Carlyle, Thomas) (1795–1881), английский писатель, философ. Родился 4 декабря 1795 в Эклфехене (Шотландия). Воспитывался в строгих пуританских правилах, восприняв от отца, необразованного каменщика и фермера, неколебимую убежденность в могуществе истинной религиозности и важности труда, восхищение силой разума, веру в законную власть и взгляд на поэзию и художественную прозу как на праздные забавы.

Начальное образование получил в Эклфехене и в частной школе шотландского города Эннана. В 1809 поступил в Эдинбургский университет, где готовился к духовной карьере, но вместо этого получил ученую степень по математике и с 1814 по 1818 учительствовал в Эннане, затем в Кирколди. В 1818 вернулся в Эдинбург изучать право, однако уделял больше внимания немецкому языку, истории и философии. В 1820 Карлейль окончательно оставил мысли о священнослужительстве, юриспруденции, математике и учительстве, отказался от намерения эмигрировать и решил зарабатывать на жизнь литературным трудом.

В 1824 опубликовал жизнеописание Шиллера и переводы Геометрии А.Лежандра и романа Ученические годы Вильгельма Мейстера И.В.Гете , авторизовавшего его перевод. В 1826 женился на Джейн Уэлш и поселился в Эдинбурге, зарабатывая публикациями в «Эдинбург ривью» и других журналах. В 1828 слабое здоровье и денежные затруднения вынудили его переехать на ферму жены, где он жил вплоть до 1834, от случая к случаю готовя журнальные статьи, но в основном работая над романом Sartor Resartus. Жизнь и мнения профессора Тейфельсдрека (Sartor Resartus. The Life and Opinions of Herr Teufelsdrоckh ). С 1834 Карлейль постоянно жил в Лондоне, выпуская книги, очерки, беседы и письма. Работу прерывали только поездки в Шотландию на праздники, два путешествия в Германию (1852 и 1858), вступление в почетное ректорство Эдинбургского университета (1865–1866; должность не требовала постоянного присутствия) и смерть жены в 1866.

Первая работа Карлейля, принесшая ему широкую известность, Sartor Resartus (лат. – перекроенный портной), в 1833–1834 публиковалась во «Фрейзерс мэгэзин», отдельной книгой вышла в Америке (1836, предисловие Р.У.Эмерсона) и Лондоне (1837). В этом философско-публицистическом романе выразилась суть карлейлевской философии: современный мир «вывихнут», ибо для решения своих проблем он избрал методы научного рационализма, вместо того чтобы возродить к жизни истину духа. В 1837 появилось лучшее историческое сочинение Карлейля История Французской революции (The French Revolution. A History ), эпически пространная картина гибели разлагающейся французской аристократии, утратившей ведущее положение в обществе и не сумевшей для своего спасения провести необходимые реформы.

В своей книге Чартизм (Chartism , 1839) Карлейль призывал аристократию извлечь урок из французской революции, обеспечив массам мудрое руководство, залог процветания и спокойствия. Подробнее эту тему он разобрал в книге Герои, культ героев и героическое в истории (On Heroes, Hero Worship, and the Heroic in History , 1841). Главная его мысль сводилась к тому, что руководить надлежит героям, которые становятся вождями в силу особого духовного склада, и что массы, если они не соблазнены ложными героями, хотят одного: чтобы их направляли люди высшего порядка, избранные. «Культ героев» и патриархальная утопия (книга Теперь и прежде Past and Present , 1843) стали для него наваждением. В поздних книгах он особо настаивал на исполнимости своей концепции вождей. Так, яркий портрет сильного лидера дан в Письмах и речах Оливера Кромвеля (Oliver Cromwell"s Letters and Speeches , 1845–1846); ряд рекомендаций по искоренению конкретных социальных зол представили Современные памфлеты (Latter Day Pamphlets ) (1850); биография Жизнь Джона Стерлинга (The Life of John Sterling , 1851) восславила человека, олицетворявшего безупречную правдивость. Наконец, в книге История Фридриха Второго Прусского (History of Frederick II of Prussia , 1858–1865) предстал идеализированный образ короля-героя.

К концу жизни, став знаменитым, Карлейль отказывался от почестей, в том числе от дворянского титула и пенсиона. В 1872 он принял прусский орден «За заслуги», учрежденный Фридрихом Великим, в 1875 – почетную степень Гарвардского университета. Умер Карлейль в Лондоне 4 февраля 1881. Посмертно вышли его Мемуары (Reminiscences ).

Thomas Carlyle , -) - британский писатель , публицист , историк и философ шотландского происхождения, автор многотомных сочинений «Французская революция» (1837), «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841), «История жизни Фридриха II Прусского » (1858-65). Исповедовал романтический «культ героев» - исключительных личностей вроде Наполеона , которые своими делами исполняют божественное предначертание и двигают человечество вперёд, возвышаясь над толпой ограниченных обывателей. Известен также как один из блестящих стилистов викторианской эпохи .

Начало деятельности

Родился в простой крестьянской семье; предназначаемый своими родителями-строгими кальвинистами к духовной карьере, в 14 лет поступил в Эдинбургский университет . Не желая быть священником, он по окончании курса в университете стал учителем математики в провинции, но скоро вернулся в Эдинбург . Здесь, живя на случайный литературный заработок, он некоторое время усиленно занимался правом , готовясь к адвокатской деятельности; но и это он быстро забросил, увлекшись немецкой литературой .

Сочинения о немецкой литературе

Книга о французской революции. Историко-философские взгляды

Такой же оригинальностью, как и эти произведения, отличается «История французской революции» («French Revolution, a history», ), едкий памфлет «Чартизм» (), лекции о героях и героическом в истории («On Hero worship», ) и историко-философские размышления «Past and present» ().

Не подходя ни к одной из установившихся политических партий, Карлейль чувствовал себя одиноким и думал некоторое время об издании собственного журнала для проповеди своего «верующего радикализма». Все указанные произведения Карлейля проникнуты стремлением свести прогресс человечества к жизни отдельных выдающихся личностей-героев (согласно Карлейлю, всемирная история есть биография великих людей), положить в основу цивилизации исключительно нравственный долг; его политическая программа ограничивается проповедью труда, нравственного чувства и веры. Утрированная оценка героического в истории и недоверие к силе учреждений и знания привели его к формальному культу прошедших времен, более благоприятных для героических людей. Взгляды его ярче, чем где-либо, сказались в двенадцати «Памфлетах последних дней» («Latter-day pamphlets», ); здесь он смеется над эмансипацией негров, над демократией , филантропией , политико-экономическими учениями и пр. Не только прежние враги после этих памфлетов негодовали на Карлейля, но и многие поклонники перестали его понимать.

Другие исторические сочинения

На протяжении 40-х годов взгляды Карлейля менялись в сторону консерватизма. Постепенно в работах Карлейля критика капитализма звучала все глуше, а его высказывания, направленные против выступлений народных масс,-- все резче. В книге «Прежде и теперь» он рисовал идиллические картины средневекового общества, где якобы царили простые благородные нравы, добрый монарх обеспечивал благополучие и свободу подданных, а церковь пеклась о высоких моральных ценностях. Это была романтическая утопия, сближавшая Карлейля с феодальными социалистами. Из всех сочинений Карлейля наибольшее историческое значение имеет «Letters and Speeches of Oliver Cromwell» (1845-46), с комментариями; последние далеко не беспристрастны к «герою» Кромвелю . Карлейль по-новому показал роль Кромвеля в истории страны, в частности, его заслуги в возвышении морского могущества Англии и в усилении ее международного престижа. Работа носила для своего времени новаторский характер. Английские историки до того времени игнорировали этого деятеля, видя а нем только «цареубийцу» и «тирана». Карлейль сделал попытку вскрыть подлинные мотивы и значение государственной деятельности Кромвеля. Он пытался понять и характер самой революции, но исходил из того, что Английская революция, в отличие от Французской, носила религиозный характер и не имела «земных целей». Самое обширное сочинение Карлейля - «History of Frederick II » (1858-65), заставившее его предпринять путешествие в Германию ; при многих блестящих качествах оно страдает большою растянутостью. Карлейль воспевает этого «короля-героя» и восхищается порядками крепостнической Пруссии. В г. появились его «Исторические и критические опыты» (сборник журнальных статей), в г. - биография его друга юности, поэта Стерлинга . С до г. Карлейль был занят изданием полного собрания своих сочинений («Library edition», в 34 т.). За этим изданием последовало на следующий год дешевое издание «People’s edition», которое много раз было повторено. Далее он напечатал ряд очерков под заглавием «Первые норвежские короли» (). В г. Карлейля предложили почетное место ректора Эдинбургского университета; кроме этого места, он никогда не занимал никакой должности, всю жизнь оставаясь только писателем. Во время франко-прусской войны он стал на сторону Пруссии и горячо и искренне отстаивал её дело в своих письмах в «Times», изданных и отдельно (). Он умер в 1881 году .

Карлейль и нацизм

Английский философ Томас Карлейль (1795–1881) был одним из тех, кто вернулся к идее выдающейся роли личностей, «героев» в истории. Одно из самых известных его произведений, оказавших очень сильное влияние на современников и потомков, так и называлось – «Герои и героическое в истории» (1840, рус. пер. 1891; см. также: Карлейль 1994). Согласно Карлейлю, всемирная история есть биография великих людей. Карлейль и сосредоточивается в своих работах на тех или иных личностях и их роли, проповедует высокие цели и чувства, пишет целый ряд блестящих биографий. О массах он говорит гораздо меньше. По его мнению, массы нередко только орудие в руках великих личностей. По Карлейлю, существует своего рода исторический круг, или цикл. Когда героическое начало в обществе ослабевает, тогда наружу могут вырваться скрытые разрушительные силы массы (в революциях и восстаниях), и они действуют, пока общество вновь не обнаружит в себе «истинных героев», вождей (таких как Кромвель или Наполеон). Подобный героический подход, несомненно, привлекал внимание к роли личностей, ставил (однако не решил) задачу раскрытия причин колебаний этой роли в истории. Но он имел слишком очевидные изъяны (помимо несистематического изложения): рассматривались только «герои», общество жестко делилось на вождей и массу, причины революций сводились к социальным чувствам и т. п.

Взгляды Карлейля в чём-то предвосхитили воззрения Ницше с его культом сверхчеловека , а через него - Гитлера и других фашистских идеологов. Так, профессор Чарльз Сароли в своей профашистской статье 1938 года «Был ли Карлейль первым нацистом?», пытается ответить на этот вопрос утвердительно в журнале «Anglo-German Review»:

Известный историк Мануэль Саркисянц в своей книге «Английские корни немецкого фашизма» посвятил вопросу о влиянии Карлейля на развитие нацистских идей отдельную главу .

Сочинения

  • «Исторические и критические опыты»
  • «Герои и героическое в истории» («Современник» г.)
  • «Нибелунги» («Библ. для чтения» г.).
    • ст. в «Вестн. Европы» ( г., кн. 5 и 6);
    • «Новейшая англ. литература»
    • И. Тэна; «Автобиография Д. С. Милля»;

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • «Томас Карлейль и „божественные фельдфебели - инструкторы по строю“ для беднейших англичан» - глава из книги Мануэля Саркисянца «Английские корни немецкого фашизма»
  • Энгельс Ф. Положение Англии
  • В. Г. Сироткин. ТОМАС КАРЛЕЙЛЬ И ЕГО ТРУД "ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ИСТОРИЯ"

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся в 1795 году
  • Умершие в 1881 году
  • Писатели на английском языке
  • Писатели Великобритании
  • Писатели XIX века
  • Историки по алфавиту
  • Историки Великобритании
  • Историки XIX века
  • Философы по алфавиту
  • Философы Великобритании
  • Философы XIX века
  • Эссеисты Великобритании

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Карлейль, Томас" в других словарях:

    - (Carlyle) Карлейль, Карлайл Томас (Carlyle, Thomas) (1795 1881) Английский писатель, публицист, историк, философ. Родился 4 декабря 1795, Эклфехан. 1814 окончил университет в Эдинбурге. Умер 5 февраля 1881 в Лондоне. Автор концепции культа героев … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (Carlyle, Thomas) (1795–1881) Шотландский писатель, историк и политолог. Родился в Эклефехане (Юго Западная Шотландия) недалеко от границы с Англией в семье мастера каменщика, исповедующей кальвинизм. Учился в Аннанской академии и Эдинбургском… … Политология. Словарь.

    Карлейль Томас - (Carlyle, Thomas) (1795 1881), шотланд. историк и публицист. Нек рое время был учителем и сотрудничал в газете Эдинбург ревью, в 1824 г. написал кн. Жизнь Шиллера. В 1826 г. женился на Джейн Уэлш, впоследствии известной писательнице,… … Всемирная история

    - (Carlyle) (1795 1881), английский публицист, историк и философ. Выдвинул концепцию «культа героев», единственных творцов истории. * * * КАРЛЕЙЛЬ Томас КАРЛЕЙЛЬ (Carlyle) Томас (1795 1881), английский публицист, историк и философ. Выдвинул… … Энциклопедический словарь

    Томас Карлейль (англ. Thomas Carlyle, 1795 1881) британский (шотландский) писатель, историк и философ. Содержание 1 Начало деятельности … Википедия

    Карлейль, Карлайл (Carlyle) Томас (4.12.1795, Эклфехан ‒ 5.2.1881, Лондон), английский публицист, историк, философ. Окончил Эдинбургский университет (1814). Мировоззрение К. сложилось под сильным влиянием немецкого романтизма и классического… … Большая советская энциклопедия

    - (Carlyle, Thomas) (1795 1881), английский писатель, философ. Родился 4 декабря 1795 в Эклфехене (Шотландия). Воспитывался в строгих пуританских правилах, восприняв от отца, необразованного каменщика и фермера, неколебимую убежденность в… … Энциклопедия Кольера

    Карлейль, Томас - (1795 1881) английский историк, критик и публицист. Начал свою литературную деятельность с восторженных статей о классической поэзии и идеалистической философии немцев. На историю Карлейль смотрел как на продукт творчества великих людей. В своих… … Исторический справочник русского марксиста

Заметное место в европейской историографии XIX века занимает английский историк, писатель, философ Томас Карлейль (1795-1881). Его современник французский историк И. Тэн писал: «Спросите любого англичанина, кого у них больше всего читают, и всякий ответит вам – Карлейля». Томас Карлейль родился в Шотландии в семье фермера, был воспитан в строгих правилах пуританизма, учился сначала в сельской школе, затем в семинарии, где изучал арифметику, алгебру, геометрию, французский язык, латынь. После окончания семинарии в 15 лет Томас отправился в Эдинбургский университет. Денег на транспорт, т. е. проезд в почтовой карете, у него не было, поэтому вместе с товарищем они прошли от своего дома до Эдинбурга 100 миль пешком. Многие студенты университетов Эдинбурга и Глазго были выходцами из небогатых семей. После окончания университета они становились учителями, священниками, юристами. Во время учебы в университете, как писал позднее Карлейль, ему удалось «из хаоса университетской библиотеки выловить множество книг, о которых не знал даже библиотекарь». Он научился свободно читать почти на всех европейских языках.

После окончания университета Карлейль работал учителем математики в семинарии, затем в сельской школе, которую содержали местные жители, давал частные уроки. В начале 30-х гг. Карлейль переехал в Лондон и занялся литературным трудом. Он опубликовал в «Лондонском журнале» биографию Шиллера, затем делал переводы из Гёте, Гофмана, Тика, Рихтера и других немецких романтиков. В 1834 г. Карлейль написал свое первое крупное произведение «Сартор Резартус» (буквально «Перелицованный портной»), в котором показал разнообразные стороны британской жизни того времени и свои интеллектуальные и духовные поиски. Книга получила широкую известность и привлекла внимание к личности автора.

В 1838 г. была опубликована его первая книга по истории – «Французская революция». Объясняя свой интерес к этой теме, он говорил, что мир казался бы ему безнадежным, если бы не Французская революция. Он мало уделял внимания экономическим и политическим вопросам революции, а пытался дать нравственную оценку поступков ее участников. Революция у него предстает в лицах, а не в событиях. Карлейль рисует мрачный портрет активного деятеля первого этапа революции, герцога Филиппа Орлеанского: «лунообразное лицо темнеет, как неокисленная медь, в стеклянных глазах появляется беспокойство. Пресыщение и жадность, лень, не знающая покоя, мелкое честолюбие, мнительность, ничтожность. О, какая смута смут скрывается под этой кожей, покрытой карбункулами». Филипп Орлеанский, родственник короля, масон, в целях личного возвышения поддержал революцию в самом начале, в период якобинской диктатуры был казнен. Давая такую неприглядную, гротескную характеристику внешнего и внутреннего облика этой личности, Карлейль показывает свое отношение к тем мотивам, по которым Филипп Орлеанский примкнул к революции.

Свою отрицательную оценку Карлейль дает и еще одному из наиболее известных деятелей революции – Марату, идеологу якобинской диктатуры. Карлейль пишет о нем: «Язвителен, едок как терновый спирт Марат Друг Народа. Человек этот беден, неопрятен, живет на чердаке, человек неприятный наружностью и внутренними качествами. Человек отталкивающий – и вдруг он становится фанатиком, одержимым навязчивой идеей».

Более светлым ему представляется образ другого активного деятеля революции, журналиста Камилла Демулена. Его он видит «с оттенком озорства на лице, светящемся гениальностью, все, чего бы ни коснулся Демулен, приобретает неожиданный оттенок благородства на фоне ужасной смуты, то, что вышло из-под его пера, стоит прочесть, о других этого не скажешь». Карлейль приводит парадоксальные характеристики и других участников революции. Так, Дантон у него «колоссальная реальность», а Робеспьер «зеленоватая формула» или просто «зеленый». Карлейль отмечал большое влияние Мирабо на ход событий в первые годы революции и писал, что «это Мирабо сдвинул старую Францию с ее основания, и он же лишь своей рукой удерживал от окончательного падения готовое рухнуть здание». Карлейль полагал, что если бы Мирабо не умер так рано, то вся история Франции и мира «пошла бы другим путем».

Он не описывает в подробностях действия народных масс во время революции, иногда изображает ситуацию одной метафорой: «Беспредельный хаос мятежа сжимается вокруг дворца, как Океан вокруг водолазного колокола, и может просочиться в любую трещинку». Характеризуя бесплодность конституционной монархии, установленной на первом этапе революции, её обреченность, несмотря на усилия Лафайета, имевшего в то время огромный авторитет, Карлейль пишет, что «конституционная королевская власть вянет как отрезанная ветка, сколько бы ее ни поливал Лафайет». Книгу Карлейля по истории Французской революции называли поэмой, говорили, что читатели видят все происходившее в то время, как бы при вспышке молнии.

О причинах революции Карлейль писал в своем необычном стиле: «Столько веков подряд накапливалась растущая масса злобы, обмана, притеснения человека человеком. Грешили короли, грешили священники, грешил народ. Урожай многих столетий созревал, и теперь пожинается разом, в одночасье, в этом Царстве Террора». По его мнению, главными деятелями революции были Голод, Нагота, кошмарный Гнет, давивший 25 миллионов существ. Раскрывая неприглядные стороны революции и деятельности ее участников, Карлейль все же писал, что революция – время крещения Демократии. Однако, по его мнению, нужно еще два столетия не меньше, прежде чем Демократия, пройдя через неизбежные и гибельные этапы Лжекратии, возродит этот зачумленный мир и появится новый мир, молодой и зеленый. Карлейль пытался вызвать у читателей своей книги высокие нравственне идеалы.

В 1839 г. Карлейль издал книгу «Чартисты». Эпиграфом к ней он поставил слова народной пословицы «Нет дыма без огня». Он стремился обратить внимание властей на то, что чартистское движение вызвано тяжелым материальным положением рабочих. Карлейль призывал понять, что «чартизм – это наша Французская революция», и его нельзя уничтожить, не уничтожив нищету. Он резко критиковал парламентский Закон 1834 г., по которому вместо материальной помощи беднякам в городах начали создавать работные дома, где неимущие должны были трудиться только за скудную пищу и ночлег. В памфлете «Прошлое и настоящее», опубликованном в 1840 г., Карлейль описывает посещение работного дома. По его словам, эта книга – выражение протеста угнетенных Бедных против праздных Богатых.

Помочь Англии, оказавшейся в период чартистского движения в довольно сложном положении, по мнению Карлейля, мог только герой. Современному миру, полагал он, следует найти своего героя, которому должен подчиниться рабочий, ему же подчинится и аристократия. К этому времени у Карлейля сложилась оригинальная концепция о роли личности в истории. Свои взгляды на эту проблему он изложил в брошюре «Герои, почитание героев и героическое в истории», изданной в 1844 г. Это был конспект лекций, курс которых он прочитал публично. Слушать его приходили министры, депутаты, деятели культуры, дамы высшего общества. Уже в первой лекции он говорил: «Всемирная история, все, что человек совершил в этом мире, есть, по моему разумению, в сущности, история великих людей, потрудившихся здесь на земле. Безвестные массы составляют лишь фон, на котором творят историю герои».

Каждая из лекций Карлейля посвящена особой форме героизма: герой – божество, Бог; герой – пророк (Магомет); герой – поэт (Данте, Шекспир); герой – пастор (Лютер); герой – писатель (Руссо, Джонсон, Бёрнс) и, наконец, герой – вождь (Кромвель, Наполеон). В них Карлейль видел высшее воплощение героизма. В то время, когда прежнее преувеличение роли королей и полководцев отходило в прошлое, Карлейль создает свой культ героев. В этом заметно влияние романтизма. Подобно другим романтикам он преклонялся перед героическим в противоположность будничной погоне за наживой, прибылью, капиталом в современном ему обществе. Герой у Карлейля выступает как человек высокой нравственности, искренности, деятельности. Придавая труду высшее, почти религиозное значение, Карлейль видел в подлинном герое человека, постоянно трудящегося, деятельного. По его мнению, герои являются сознательными носителями и исполнителями божественного провидения, в отличие от рядовых людей, которые служат лишь пассивным орудием в руках Бога.

Карлейль признает идею прогрессивного развития общества в результате борьбы. Однако, по его мнению, борются не классы в истории, а извечно противоположные начала добра и зла, веры и неверия. Плодотворные и счастливые эпохи веры сменяются мрачными периодами безверия, всеобщей лжи и разложения. Признавая, что переход от эпохи безверия к эпохе веры нередко происходит в форме революции, которая является очистительной жертвой за ложь предыдущей эпохи, Карлейль принимает революцию как одну из форм исторического развития, которая иногда бывает необходима. В частности, начало начал во французской революции 1789 г. Карлейль видел в том, что старая феодальная верхушка забыла о своем долге «пасти человеческое стадо». Это привело к тому, что рухнули плотины, которые сдерживали разрушительные силы, всегда таящиеся в народе. Только герой, через которого провидение открывает свои замыслы, может снова обуздать народ.

Героем, способным укротить Французскую революцию, Карлейль считал Мирабо, которому якобы раньше других открылся сокровенный смысл событий, но Мирабо умер в 1791 г. Героем мог быть Дантон, если бы он одержал верх над Робеспьером. Наконец, явился «нужный человек» Наполеон, который «картечью уничтожил революцию с ее правом на восстание». Герой, по словам Карлейля, это «единственная живая скала среди всевозможных крушений, единственная устойчивая точка в современной революционной истории». Герой должен быть спасителем общества от революции. «Пока человек остается человеком, – писал Карлейль, – Кромвели и Наполеоны всегда будут неизбежным завершением санкюлотизма».

В 1845 г. вышла книга Карлейля «Письма и речи Оливера Кромвеля с толкованием» в пяти томах. Свой биографический метод историк применил и к Английской революции. Его книга состоит из подлинных писем Кромвеля, его речей, а также комментариев и пояснений историка. В комментариях Карлейль показывает весь ход революции и стремится быть точным в деталях. Чтобы дать описание битвы у Нэзби, он ездил осматривать это место. Книга была воспринята современниками как образец исторического исследования. По собственному признанию Карлейля, целью этой работы была реабилитация Кромвеля как человека и политика. До него английские историки видели в Кромвеле лишь «цареубийцу и тирана». Карлейль, по его словам, хотел «снять с виселицы труп Кромвеля, вздернутый на неё историками XVIII века». Он рассматривает всю революцию как воплощение деятельности героя Кромвеля и даже называет её «Кромвелиадой». Он оправдывает все действия Кромвеля и осуждает всех его противников. Кульминационным пунктом революции он считает разгон «охвостья» Долгого парламента в 1653 г. и установление Протектората Кромвеля, т. к. у народа после этого акта появился, наконец, подлинный вождь-герой.

В книге «Герои, почитание героев» Карлейль пишет, что из всех людей, принимавших участие в пуританской борьбе, только Кромвель был неизбежно необходимым человеком, чтобы видеть, дерзать и решать, быть «нерушимой скалой среди водоворота разных случайностей». Наполеона Карлейль не считает равным по величию Кромвелю. В Наполеоне он видит «какую-то чудовищную помесь героя с шарлатанством». По его словам, Кромвель был человеком искренним, а при Наполеоне во Франции стало общей поговоркой выражение «лживый как рапорт». Наполеон, оправдывая свою ложь, говорил, что она необходима для введения в заблуждение неприятеля, для поддержания бодрости духа в рядах своих и т. п. Карлейль же считает, что обману не может быть никакого оправдания. Ложь – ничто, из ничего нельзя сделать что-либо. В конце концов, вы тоже получаете ничто и еще теряете время и труд. Карлейль писал: «Истина! Хотя бы небеса раздавили меня за нее! Ни малейшей фальши! Хотя бы за отступничество сулили все блаженства рая!».

Последний исторический труд и самое обширное произведение Карлейля «История Фридриха II». Тринадцать томов этой работы посвящены восхвалению Фридриха Великого как политика, философа и человека, хотя приводимые историком архивные документы, рисуют этого прусского короля и вероломным, и жестоким человеком. В образе Фридриха II Карлейль видел патриархального государя в стиле средневековых феодалов аристократов, которых он идеализировал, отдавая дань романтизму. Фридрих II являлся для Карлейля воплощением Пруссии, государственный строй которой он противопоставлял государственному строю Англии и Франции XVIII века.

В прусском государстве, как известно, господствовал патриархально-юнкерский уклад и военная муштра. Но Карлейль считает это обязательным атрибутом всякого «правильно организованного государства». Фридрих II в изображении Карлейля стоит оплотом мира и порядка в бушующей вокруг него стихии разлагающегося XVIII века, этой эпохи безверия, скепсиса и отрицания. Он «настоящий» король, в отличие от распутного Людовика XV и ничтожного Георга I. Карлейль противопоставляет Фридриха II не только его современникам, монархам XVIII века, но и «дурным вождям Европы» XIX века, которым он хотел показать «достойный пример» в образе Фридриха Великого.

В 1865 г. Карлейль был избран студентами ректором Эдинбургского университета, одержав победу над Дизраэли. Это свидетельствует о его большой популярности как писателя, историка, мыслителя. Труды Карлейля занимают видное место в историографии тех событий, которые он исследовал. Во многом актуальны выводы Карлейля о том, что положить конец революции и сопровождающим ее разрушительным процессам, таким как ослабление власти, анархия, произвол, беззаконие, может только сильная личность.

Опыт истории показывает, что это, как правило, человек, выросший на идеях революции, принимавший в ней участие до того момента, после которого она начинает приносить только разрушение. Обладая сильной волей, соответствующим характером и стремлением к личной власти, этот человек останавливает жесткими мерами дальнейшие, ставшие опасными для общества преобразования. Он прекращает, и попытки защитников старого строя вернуть прежние порядки. Своей властью он закрепляет те достижения революции, которые в данный момент соответствуют возможностям страны и потребностям ее населения. В истории известны кроме Кромвеля и Наполеона, о которых писал Карлейль, и другие «сильные личности», сыгравшие в своих странах подобную роль. Насколько длительным и плодотворным может быть их правление, зависит от конкретных условий каждой страны.

Томас Карлейль

Карлейль (Carlyle) Томас (1795-1881), английский публицист, историк и философ. Выдвинул концепцию «культа героев», единственных творцов истории.

Карлейль Томас (1795/1881) - английский философ и историк, автор публицистических трудов. Карлейль создал теорию «культа героев», которые, по его мнению, являются единственными творцами истории.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009 , с. 122.

Карлейль Томас (1795-1881) - английский буржуазный философ и историк. Пропагандировал немецкую идеалистическую философию и реакционный романтизм, близок к пантеизму . Учение Фихте об активной деятельности субъекта как творческом начале мира Карлейль применил к обществу, обосновывая «культ героев». История общества, по Карлейлю,- это биография великих людей. Карлейль - сторонник исторического круговорота теории. Его критика капитализма близка к «феодальному социализму». Современные буржуазные философы и социологи используют наследие Карлейля для борьбы с марксизмом-ленинизмом. Основные сочинения: «Сартор Ревартус» (1834), «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1840), «Прошлое и настоящее» (1843), «История французской революции» (1-3 т., 1837), «Современные памфлеты» (1850).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991 , с. 182.

Философ

Карлейль (Carlyle) Томас (4декабря 1795, Эклфехан, Дамфрис, Шотландия - 5 февраля 1881, Лондон) - британский философ, писатель, историк и публицист. Родился в семье каменщика. Воспитывался в духе сурового пуританизма, в уважении к чувству долга и поклонении труду. С 5 лет учился в местной деревенской школе, начиная с 1805 - в «латинской школе» в Аннане. В 1809 поступил в Эдинбургский университет. Закончив подготовительный курс (предполагавший изучение языков, философии и математики), отказался от плана пройти курс богословия. В 1814 стал учителем математики в Аннане. Здесь Карлейль заинтересовался литературой, изучил немецкий язык. В 1816 подружился со знаменитым впоследствии проповедником Э. Ирвингом; возглавил школу для мальчиков в Кирккальди. С декабря 1819 жил в Эдинбурге, изучал право в университете, давал частные уроки. В 1818-20 сотрудничал в «Эдинбургской энциклопедии» Брюстера, в 1822 получил место домашнего учителя. Первые значительные публикации были посвящены немецкой литературе: в 1822 в «New Edinburgh Review» появилась статья Карлейля о «Фаусте» Гете, в 1823-24 в «London Magazine» - цикл статей «Жизнь Шиллера» (отд. изд. 1825). В 1818-21 пережил духовный кризис, который объяснял тем, что дух исследования, движимый любовью к истине, внушил ему знание, противоречащее вере детства. Карлейль характеризовал свое состояние как потерю надежды и веры, которая есть все в жизни человека. Вся вселенная, в т. ч. собственное «я», казалась ему механизмом, не знающим свободы. Карлейль мучился из-за своей слабости, которая, как он понимал, могла быть преодолена только действием, действие же требовало осознания своей силы, способности противостоять необходимости мертвой природы. В июне 1821 Карлейль пережил духовное возрождение, преодолев «кошмар неверия», избавившись от страха и приобретя презрение к злу. В 1820-х гг. активно занимался немецкой философией и поэзией, увлекался Гёте , Шиллером , Новалисом , Фр. Шлегелем , Фихте и Шеллингом . Видел свою миссию в пропаганде немецкой культуры. Мировоззрение Карлейля складывалось в эпоху господства в духовной жизни Англии ассоцианистской психологии, утилитаризма в этике и индивидуалистической политической экономии. Такого рода философию Карлейль называл «механической философией прибыли и убытка». Карлейль отвергал системы в философии, ему были близки мистицизм, романтизм, субъективизм и активизм в мировосприятии. В 1820-х гг. признавал логическую безукоризненность «Системы природы» Гольбаха, полагал, что мир есть бесчувственный механизм, враждебный человеческому «я» как источнику и носителю свободы, восстающему против мира. Признавая верным материалистический взгляд на мир, Карлейль понимал, что он основывается на тезисе о реальности материи во времени и пространстве. Познакомившись через Новалиса и Фр. Шлегеля с учением Канта о феноменальности пространства и времени, Карлейль изменил свои взгляды на мир природы. Однако, в отличие от Канта, он убежден в субстанциальности души как источника силы и творчества. Внутренняя сила души проявляется в духовном и телесном существовании человека, весь же материальный мир Карлейль рассматривает теперь как форму проявления высшей внутренней силы - Бога, обожествляет материю как одеяние Бога. Вечность Бога проявляется в вечности прошлого и вечности будущего, встреча которых составляет настоящее. Вся история для Карлейля представляет непрерывное откровение, и каждый человек, который ищет Бога и проповедует о нем другим, - пророк. И природа, и история, полагает Карлейль, заслуживают благоговейного отношения и «вечного Да». 17 октября 1826 Карлейль женится на Джейн Уэльш, до 1828 живет в Эдинбурге. Публикации 1820-х гг. посвящены в основном немецкой литературе: в 1823 вышел его перевод «Вильгельма Мейстера» (Карлейль послал его Гёте, завязалась переписка, становившаяся все более содержательной; впоследствии была издана; «Жизнь Шиллера» Карлейля вышла на немецком языке с предисловием Гёте), в 1827 - статья о немецкой литературе, в 1828 - статьи о Гёте, Гейне и Бёрнсе, в 1829 - очерки о Вольтере, Новалисе и статья «Признаки времени», в 1830 - статья об истории, в 1832 - три статьи о Гёте, в 1833 - три статьи об истории, роман «Sartor Resartus». В 1828-1834 годы из-за финансовых трудностей жил в имении Крегенпатток, где работал над «Sartor Resartus». В 1831, находясь в Лондоне в связи с хлопотами вокруг издания романа, Карлейль знакомится с Дж. С. Миллем . В 1833 знакомится с Р. У. Эмерсоном , американским философом, испытавшим влияние Карлейля; благодаря Эмерсону книга «Sartor Resartus» вышла отдельным изданием в Америке (1836, в Англии - 1838). В 1833-34 роман был опубликовал в «Fraser"s Magazine».

Роман «Sartor Resartus. Жизнь и мысли герра Тейфельсдрека» - сложное литературное произведение, изобилующее символами и аллегориями. В образе главного героя, написавшего труд «Одежда, ее происхождение и философия», Карлейль прослеживает развитие человеческой души к свободе. В главах «Вечное Нет», «Средоточие равнодушия» и «Вечное Да» изображает собственный духовный опыт годов кризиса. Карлейль утверждает, что Бог и собственная душа являются единственной опорой человека. Все существующее родственно нашему духовному существу и, как и оно, исходит от Бога. Поэтому человек должен любить все творение. В романе изложены мысли Карлейля о мире, о вечности и времени, о природе, человеке и разуме, об обществе, религии, Церкви, символах, идеалах, бессмертии, прошлом и будущем и пр. Философия «одежды» оборачивается настоящим миросозерцанием. Пространство, время и все находящееся в них суть только символы Бога, за которыми надо видеть самое Божество. Но мир, платье Бога, не является мертвым, оно - его живое одеяние, и все происходящее в мире символизирует вечную деятельность Бога. Дух каждого века сгорает в пожирающем его пламени, но вместо конца вещей возрождается феникс. За дымом мы видим Божество. Поэтому отношение человека к миру не может быть чисто созерцательным, он должен способствовать рождению нового феникса. В конце книги Карлейль сатирически рисует современное общество, утратившее свою внутреннюю сущность, выродившись в символы, причем как со стороны правящих классов, так и со стороны пролетариата.

Начиная с 1834 Карлейль живет в Лондоне. Здесь он работает над «Историей Французской революции» (опубл. 1837). В 1835 знакомится с Д. Стерлингом, который в 1839 написал очерк о мировоззрении Карлейля - лучшее, по мнению Карлейля, из всего написанного о нем (опубл. в приложении к рус. изд. «Sartor Resartus»). Стерлинг подчеркивает в мировоззрении Карлейля требование благоговейного отношения к миру и человеку, отношения к ним как к чуду; утверждение, что наивысшая форма отношения человека к миру - религия, в основе которой лежит чувство божественного; это последнее - само высочайшая форма божественного в человеческом существовании. Карлейль высоко ценит также поэзию. Главнейшая задача человека - не столько познание, сколько работа, творчество, которые вознаграждают благородные усилия. Сквозь запутанность прошлого и настоящего надо уметь рассмотреть основания человеческих действий. Благоговейное наблюдение, однако, приведет человека в ужас от зла, неправды, слабости, сшибок. Нравственной поддержкой человека в такой ситуации должны служить труд, мужество, простота и правдивость.

После публикации «Sartor Resartus» Карлейль постепенно теряет интерес к литературе, которую и раньше не рассматривал как цель в себе, видя в ней способ постижения мира и человека. Мировоззрение Карлейля развивается в направлении философии истории. В работах «Признаки времени» (1829) и «Характеристика нашего времени» выразилась его критическая позиция по отношению к общественным учреждениям, современной ему общественной философии; Карлейль считает современное общество больным, утверждает, что люди слишком озабочены своим «я», слишком носятся со своими проблемами; наиболее же серьезная болезнь общества - чрезмерное богатство одних и нищета других. Нынешняя ситуация хуже прежней из-за отсутствия веры и идеалов. Люди ничего не делают интуитивно, из глубины своей сущности, все руководствуются затверженными рецептами. Они утратили веру в себя, в действенность собственных усилий, заботятся не о внутреннем усовершенствовании, а о внешнем приспособлении, гонятся за внешними преобразованиями. Между тем реформы преждевременны без самосовершенствования, без достижения свободы не в одном только политическом смысле. В очерке «Чартизм», имевшем огромный общественный резонанс, Карлейль не выступает с партийных позиций, он рассматривает чартизм как симптом общественной жизни, глубоко коренящийся в недовольстве рабочих своим положением. Исследуя общие причины чартизма, Карлейль подробно останавливается на различных сторонах общественной жизни тогдашней Англии, полемизирует с современными экономистами, не принимая тезиса о временном характере бедствий трудящихся, который якобы исчезнет сам собой, не соглашается с принципом полного невмешательства государства в экономическую жизнь. В 1843 в книге «Прошлое и настоящее», отталкиваясь от одной средневековой хроники, Карлейль сравнивает современную ситуацию с прошлым; он утверждает, что прежние крепкие узы между людьми сменились связью в форме денежного договора, а нынешняя формальная свобода людей лишь ухудшила ситуацию, поскольку полностью сняла ответственность за их положение с господ. По Карлейлю, надлежащим образом управлять обществом может только сильный человек, гений. В «Памфлетах последнего дня» (1850) Карлейль критикует современность еще более резко, рассуждая о рабстве, о правительственных учреждениях, парламенте, образцовых тюрьмах (где жизнь заключенных лучше жизни рабочих), двойной морали (англичане исповедуют две религии: по воскресеньям христианство, в будни - политическую экономию) и пр. В своей публицистике Карлейль выступает с позиций морали, совести и долга, пессимистически оценивая современное положение общества.

В 1837-40 Карлейль неоднократно выступал в Лондоне с публичными лекциями. Последний курс был опубликован под названием «О героях, культе героев и героическом в истории» (1840). По Карлейлю, всемирная история есть история, биография великих людей: образователей, покровителей, творцов. Все существующие в мире вещи - воплощение их мыслей и стремлений. Великие люди - пророки, поэты, проповедники, писатели, правители. Вопреки господствовавшим тогда тенденциям Карлейль видит в великих людях чудо, нечто сверхъестественное, пророков, через которых происходит непрерывное откровение Бога. Их души открыты для божественного содержания жизни, их качества - искренность, само-бытность, чувство действительности. В 1845 Карлейль публикует «Письма и речи Оливера Кромвеля», в 1851 - биографию Д. Стерлинга. Последний крупный труд Карлейля - «Жизнь Фридриха Великого» (т. 1-5, 1858-65). В ходе работы над книгой Карлейль дважды посетил Германию (1852, 1858). Во время франко-прусской войны Карлейль выступал с публикациями в «Times» на стороне Германии, за что Бисмарк наградил его орденом «За заслуги». Карлейль оказывал огромное нравственное и литературное (в частности, на Диккенса, Рёскина и др.) влияние на современников, отстаивая в век революций и перемен моральные ценности.

И. В. Борисова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010 , т. II, Е – М, с. 218-219.

Историк

Карлейль, Карлайл (Carlyle), Томас (4.XII.1795 - 4.II.1881) - английский публицист, историк, философ. Сын сельского каменщика. Окончил Эдинбургский университет (1814). Философско-исторические взгляды Карлейля сформировались под сильным влиянием германских философов-идеалистов и реакционных романтиков и отчасти Сен-Симона. Энгельс определил мировоззрение Карлейля как пантеизм (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 589). В памфлетах Карлейля "Чартизм" ("Chartism", L., 1840), "Теперь и прежде" (L., 1843; рус. пер. - M., 1906) и других произведениях 30 - начала 40-х годов сочувствие трудящимся, глубокая, подчас революционная критика капитализма сочеталась с апофеозом средневековья и призывами к восстановлению феодально-иерархических общественных отношений, что сближало Карлейля с феодальным социализмом. В лучшем историческом сочинении Карлейля "Французская революция" (L., 1837; рус. пер. - СПБ, 1907) наряду с оправданием свержения народными массами прогнившего абсолютизма уже намечается крайне субъективистская идеалистическая концепция "культа героев", развернутая в цикле лекций "Герои, почитание героев и героическое в истории" (L., 1841; рус. пер. - СПБ, 1908), читанном в 1837-1840 годы. Эта концепция положена в основу "Писем и речей Оливера Кромвеля" ("Oliver Cromwell"s letters and speeches", L., 1845-46). По Карлейлю, определяемые провидением законы развития мира открываются лишь "избранным", "героям", единственным действительным творцам истории ("история мира - биография великих людей"), а массы - "толпа, орудие в их руках"; героическое начало в обществе периодически ослабевает, и тогда скрытые в толпе слепые разрушительные силы вырываются наружу, пока общество снова не обнаружит в себе "истинных героев" - "вождей" (напримен, Кромвель, Наполеон). Таков, по мнению Карлейля, замкнутый круг истории. По мере развития классовой борьбы пролетариата мелкобуржуазная философско-историческая концепция Карлейля становилась все более реакционной. (См., например, "Памфлеты последнего дня" (L., 1850; рус. пер. - СПБ, 1907) и др.). Восхваляющая прусский милитаризм "История Фридриха Второго Прусского" ("History of Friedrich II of Prussia", v. 1-13, 1858-65) свидетельствовала о глубоком кризисе исторического творчества Карлейля. Концепция "культа героев" Карлейля была подхвачена буржуазной историографией и широко используется идеологами империалистической реакции.

И. Н. Неманов. Смоленск.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965 .

Сочинения: The works, v. 1-30, L., 1896-1905; Letters. 1826-1836, v. 1-2, L.-N. Y., 1888.

Литература: Энгельс Ф., Положение Англии. Томас Карлейль. "Прошлое и настоящее", К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1; Маркс К. и Энгельс Ф., Томас Карлейль. "Современные памфлеты. No 1. Современная эпоха. No 2. Образцовые тюрьмы", там же, т. 7; Ленин В. И., Тетради по империализму, Соч., 4 изд., т. 39, с. 509; Неманов И. Н., Субъективистско-идеалистическая сущность воззрений Т. Карлейля на историю общества, "ВИ", 1956, No 4; Froude J. A., Thomas Carlyle, N. Y., 1882; Wilson D. A., Life of Thomas Carlyle, v. 1-6, N. Y., 1923-34; Young L. M., Thomas Carlyle and the art of history, L., 1939; Gascoyne D., Thomas Carlyle, L.-N. Y., 1952.

Карлейль, Карлайл (Carlyle) Томас (4.12.1795, Эклфехан, Шотландия, - 5.2.1881, Лондон), английский философ, писатель и историк. Мировоззрение Карлейля сформировалось под влиянием Гёте, Фихте, Шеллинга и немецких романтиков. Противник французского материализма и шотландского утилитаризма.

В философском романе «Сартор Резартус» (1833-34, рус. пер. 1902) в традиционном для романтизма мифологическом духе создал философскую картину мира, «одетого» в своеобразные символические покрывала-эмблемы, скрывающие трансцендентную реальность природы и общества. Вслед за Фихте рассматривал пространство и время как иллюзию чувств, которая скрывает от человека божественный строй мироздания. Философия, согласно Карлейлю, призвана «разгадать» по символам-эмблемам присутствие пантеистического духа в видимых формах воспринимаемого мира. Романтическому натурализму Карлейля присущ космизм - стремление объединить микрокосм «являющейся» природы со вселенской природой и вечностью, тождественными духу. Субъективизм Карлейля подчас приводил его к солипсизму. Спиритуалистическая философия Карлейля использовалась представителями теософии.

Пантеистический символизм Карлейля распространял на общество и культуру. Он резко критиковал англиканскую церковь и весь строй буржуазных духовных ценностей. В философии истории Карлейль выступил глашатаем «культа героев» - носителей божественного предначертания и духовных творцов исторического процесса, возвышающихся над «средней» массой. Некоторые черты социологии Карлейля дают основание сравнивать её с идеологией «сверхчеловека» Ницше. Развивая концепцию «родственных отношений» между земельными собственниками и низшими классами феодального общества, он идеализировал корпоративную структуру феодализма, выдавая его за социализм. Феодальный социализм Карлейля был подвергнут критике в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 .

Сочинения: Works..., v. 1-30, L., 1899-1923; в рус. пер. - Историч. и критич. опыты, М., 1878; Этика жизни, СПБ, 1906; Франц. революция, СПБ, 1907; Герои, почитание героев и героическое в истории, СПБ, 1908».

Далее читайте:

Философы, любители мудрости

Историки (биографический справочник).

Исторические лица Англии (Великобритании) (биографический справочник).

Сочинения:

Works, v. 1-30. L., 1899-1923, в рус. пер.: Новалис. М., 1901; Sartor Resartus. Жизнь и мысли герра Тейфельсдрека, кн. 1-3. М., 1902; Этика жизни. Трудиться и не унывать! СПб., 1906; Теперь и прежде. М., 1906; Памфлеты последнего дня. СПб., 1907; Герои, почитание героев и героическое в истории. СПб., 1908; Исторические и критические опыты. М., 1978; Французская революция. История. М„ 1991.

Литература:

Яковенко В. И. Т. Карлейль, его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1891; Гензель П. Т. Карлейль. СПб., 1903; Кареев Н. И. Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи. Пг, 1923; Саймоне Д. Карлейль. М., 1981; Froude J.A. Thomas Cairlyle: A History of the First Forty Years of Life, 1795-1835. L., 1882; Idem. Thomas Carlyle: A History of His Life in London, 1834-81. L., 1884; Hood E. P. T. Carlyle. Philosophic Thinker, Theologian, Historian and Poet. N. Y., 1970; Campbell I. T. Carlyle. L., 1974.

Томас Карлейль (Carlyle), один из известнейших английских писателей и публицистов XIX столетия, родился в 1795 г., в пуританской семье деревенского каменщика. Юный Томас посещал сельскую школу. В 1809 г. Карлейль отправился пешком в Эдинбург, поступил в университет, по окончании которого учительствовал. В 1826 г. он женился на Джен Уельш, выдававшейся своим умом, к которой относился, впрочем, довольно эгоистично. С 1828 по 1834 Карлейль прожил в её имении, отдавшись литературным занятиям. Потом он переехал в Лондон, где читал публичные лекции о немецкой литературе, сделался одним из влиятельнейших писателей, в 1865 г. был назначен ректором эдинбургского университета. Умер Томас Карлейль в 1881 г.

Карлейль начал свою литературную деятельность популяризацией немецкой литературы, перевел «Вильгельма Мейстера» (1824, отсюда его переписка с Гёте : Correspondence between Goethe and Carlyle, 1887), написал биографию Шиллера (1825), издал антологию произведений немецких романтиков (German Romance, 1827). Он был и по своим философским взглядам, непродуманным и сбивчивым последователем германской идеалистической философии (см. его Sartor resartus). От литературы Карлейль перешел к истории, написал историю французской революции (в которой видел суд Божий), труд о Кромвеле («Письма и речи», 1845) и Фридрихе II (1858 – 1865). В истории Томас Карлейль видел продукт творчества великих людей – мысль, которую он подробно развил в лекциях, потом изданных книгой «О героях и героическом в истории» (1841).

По мере того, как разрасталось чартистское движение , и надвигалась революция 1848 г., Карлейль все больше времени и внимания отдавал социальному вопросу, посвятив ему три сочинения: «Чартизм» (1840), «Теперь и прежде» (1843) и «Памфлеты» (Latter-Day Pamphlets, 1850). В своих социальных памфлетах Томас Карлейль подвергал резкой критике буржуазное общество с его «механической» и «утилитарной» культурой, культом естественных наук и политической экономии, с его литературой, служащей развлечению сытых магнатов, с его низменными интересами, сводящимися к заботам о пище и комфорте, с его преклонением перед Маммоной, вытеснившим Бога, с его экономической доктриной laissez aller (свободной конкуренции), приведшей к «неурожаям, чартистскому движению, провозглашению красной республики», словом к «хаосу». Восставая против буржуазии, Карлейль еще резче вооружался против рабочего класса, стремившегося к захвату политической власти путем всеобщего избирательного права (чартизм), так как Бог создал вселенную, и следовательно, общество, на началах «господства» и «подчинения», а не «равенства».

Томас Карлейль. Фото 1854

Карлейль считал, что только новая аристократия, «новые aristoi» могут спасти Англию от воцарившегося «хаоса» и вновь превратить жизнь в «космос». В этот класс должны войти капиталисты, понявшие, что их назначение не в том, чтобы охотиться за прибылью, «как индейцы за скальпами», что спрос и предложение не единственный закон жизни, а заработная плата не единственное звено, связующее людей, – и интеллигенция, понявшая, что её призвание не «развлекать» (заниматься литературой), а «воспитывать». Если во главе общества станут эти «вожди промышленности», правильно осознавшие свои социальные обязанности, рабочие охотно подчинятся им, как дети подчиняются отцам. На таких началах отеческой опеки верхов и добровольного подчинения низов было, по мнению Карлейля, построено феодальное общество , которое он и противополагал, как идеал, и предлагал, как образец, своим современникам (в «Теперь и прежде».).

Социальная философия Карлейля оказала большое влияние на таких писателей, как Диккенс , Кингсли, госпожа Гаскелл, Дизраэли , Рёскин и др., и была до известной степени претворена в жизнь английской буржуазией в эпоху «социального мира», воцарившегося в Англии после чартистских волнений до 1880 годов. Собрание сочинений Карлейля в 37 томах было издано в 1871 г. (People"s Edition).

Литература о Томасе Карлейле

Массон, Карлейль. Личность и труды

Гарнетт , Жизнь Томаса Карлейля

Макферсон ,

Шульце-Геверниц, Карлейль. Его взгляд на мир и общество