Оперный певец соткилава. Зураб Соткилава: «С Паваротти мы напивались не раз, и очень основательно

ზურაბ სოტკილა&

12 марта 1937, Сухуми, Абхазская АССР, Грузинская ССР, СССР - 18 сентября 2017, Москва, Россия

Советский грузинский и российский оперный певец (лирико-драматический тенор), театральный педагог, спортсмен (футболист)

Заслуженный артист Грузинской ССР (1970).
Народный артист Грузинской ССР (1973).
Народный артист СССР (1979).

С детства увлекался музыкой (учился в музыкальной школе по классу скрипки и фортепиано) и спортом – футболом (играл в школьной команде, затем сухумском клубе).
Окончил Тбилисский политехнический институт по специальности «инженер-маркшейдер». В то же время играл в тбилисском «Динамо» (Сухуми) (1951-1955), «Динамо»(Тбилиси) (1955-1959), а также брал уроки вокала у профессора Н.В. Бокучава. Затем – учеба в Тбилисской консерватории в классе профессора Д.Я. Андгуладзе. По окончании консерватории в 1965 году – солист Тбилисского театра оперы и балета им. З.Палиашвили.

В 1966-68 годах стажировался в «Ла Скала» у маэстро Дж. Барра и Э. Пьяцца.
Дебют певца состоялся на сцене Большого театра в партии Хозе в «Кармен» Бизе в 1973 году. С 1974 года – солист Большого театра.
Весной 1980 года Соткилаву пригласили петь партию Отелло в новой постановке режиссера Витторио де Вита.
Болонская музыкальная академия избрала Зураба Соткилаву «за блестящую трактовку произведений Верди» своим почетным членом. Затем были «Аида», «Тоска», «Хованщина» – по всему северу Италии. Также пел «Messa Solenne» в Риме, Перудже.
Был профессором Московской государственной консерватории им. Чайковского.

театральные работы

Ричард («Бал-маскарад» Джузеппе Верди)
Манрико («Трубадур» Дж. Верди)
Марио Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини)
Водемон («Иоланта» П. Чайковского)
Радамес («Аида» Дж. Верди)
Индийский гость («Садко» Н. Римского-Корсакова)
Арзакан («Похищение луны» О. Тактакишвили) - первый исполнитель
Отелло («Отелло» Дж. Верди)
Хозе ("Кармен")
Туридду («Сельская честь» П. Масканьи)
Барон Каллоандро («Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло) - первый исполнитель в Большом театре
Самозванец («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Голицын («Хованщина» М. Мусоргского)
Измаил («Набукко» Дж. Верди)

призы и награды

I премия и золотая медаль, главный приз «Золотой Орфей» на международном конкурсе в Софии (1968).
II премия и серебряная медаль на IV Международном конкурсе им. Чайковского (1970).
I премию Международного конкурса им. Франсиско Виньяса в Барселоне (1970).
Государственная премия Грузинской ССР им. З. Палиашвили (1983).
Государственная премия Республики Грузия имени Шота Руставели (1998).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 марта 2001).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (3 декабря 2007).
Орден «Знак Почета» (1971).
Орден Трудового Красного Знамени (1976).
Премия «Овация» (2008).
Почётная грамота Президента РФ (27 октября 2012).
Почётный член Болонской академии музыки (Италия) - избран «за блестящую трактовку произведений Верди».
Орден "За заслуги перед Отечеством" II степени (2017)
Три ордена Чести (Грузия, 1997, 2007, 2016)

Имя певца известно сегодня всем любителям оперного искусства и в нашей стране, и за рубежом, где он гастролирует с неизменным успехом. Их захватывают красота и сила голоса, благородная манера, высокое мастерство, а главное, эмоциональная самоотдача, которая сопровождает каждое выступление артиста и на театральной сцене, и на концертной эстраде.


Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми. «Вначале, наверное, следует сказать о генах: мои бабушка и мама здорово играли на гитаре и пели, - говорит Соткилава. - Помню, они садились на улице возле дома, исполняли старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой карьере ни тогда, ни позже не думал. Интересно, что много лет спустя отец, у которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мама, обладающая абсолютным слухом, была категорически против».

И все же в детстве главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у него обнаружились неплохие способности. Он попал в сухумское «Динамо», где в 16 лет считался восходящей звездой. Соткилава играл на месте крайнего защитника, много и удачно подключался к атакам, бегая стометровку за 11,1 секунды!

В 1956 году Зураб стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два года попал в основной состав тбилисского «Динамо». Самой памятной для Соткилавы стала игра с московским «Динамо».

«Я горжусь тем, что выходил на поле против самого Льва Яшина, - вспоминает Соткилава. - Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вместе ездили к Яшину в больницу после операции... На примере великого вратаря я лишний раз убедился в том, что чем большего человек достиг в жизни, тем он скромнее. А матч тот мы проиграли со счетом 1:3.

Это, кстати, была моя последняя игра за «Динамо». В одном из интервью я сказал, что певцом меня сделал нападающий москвичей Урин, и многие решили, будто он меня покалечил. Ни в коем случае! Он меня просто вчистую переиграл. Но это было полбеды. Вскоре мы полетели в Югославию, где я получил перелом и вылетел из состава. В 1959 году попытался вернуться. Но окончательно поставила точку в моей футбольной карьере поездка в Чехословакию. Там я получил очередную серьезную травму, и через какое-то время меня отчислили...

В 58 м, когда я играл в тбилисском «Динамо», на неделю приехал домой в Сухуми. Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая всегда восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения ее словам не придавал, но все-таки согласился прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание. Особого впечатления мой голос на него не произвел. И тут, представляете, опять решающую роль сыграл футбол! В «Динамо» в ту пору уже блистали Месхи, Метревели, Баркая и достать билет на стадион было невозможно. Так вот, на первых порах я стал для профессора поставщиком билетов: он приезжал за ними на базу «Динамо» в Дигоми. В благодарность профессор приглашал меня к себе домой, мы начали заниматься. И вдруг он говорит мне, что всего за несколько уроков я сделал большие успехи и у меня есть оперное будущее!

Но и тогда подобная перспектива вызывала у меня смех. Всерьез я задумался о пении только после того, как был отчислен из «Динамо». Профессор выслушал меня и сказал: «Ну что ж, кончай в грязи пачкаться, давай чистым делом заниматься». И через год, в июле 60 го, я сначала защитил диплом на горном факультете Тбилисского политехнического института, а день спустя уже сдавал экзамены в консерваторию. И был принят. Учились мы, кстати, в одно время с Надаром Ахалкаци, который предпочел Институт железнодорожного транспорта. У нас были такие битвы в межинститутских футбольных турнирах, что стадион на 25 тысяч зрителей был битком!»

В Тбилисскую консерваторию Соткилава пришел как баритон, но вскоре профессор Д.Я. Андгуладзе исправил ошибку: конечно, у нового студента великолепный лирико-драматический тенор. В 1965 году молодой певец дебютирует на тбилисской сцене партией Каварадосси в пуччиниевской «Тоске». Успех превзошел все ожидания. В Грузинском государственном театре оперы и балета Зураб выступал с 1965 по 1974 год. Талант перспективного певца на родине стремились поддерживать и развивать, и в 1966 году Соткилаву отправили на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала».

Там он стажировался у лучших специалистов бельканто. Работал без устали, а ведь могла и голова закружиться после слов маэстро Дженарро Барра, который писал тогда: «Молодой голос Зураба напомнил мне теноров былых времен». Речь шла о временах Э. Карузо, Б. Джильи и других чародеев итальянской сцены.

В Италии певец совершенствовался два года, после чего принял участие в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей». Его выступление было триумфальным: Соткилава завоевал главный приз болгарского фестиваля. Через два года - новый успех, на этот раз на одном из самых ответственных Международных конкурсов - имени П.И. Чайковского в Москве: Соткилава удостоен второй премии.

После нового триумфа, в 1970 году, - Первая премия и «Гран-при» на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне - Давид Андгуладзе сказал: «Зураб Соткилава - одаренный певец, очень музыкален, его голос, необычайно красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. Вокалист эмоционально и ярко передает характер исполняемых произведений, полно раскрывает замысел композитора. И самая замечательная черта его характера - это трудолюбие, желание постичь все тайны искусства. Он занимается каждый день, у нас почти такое же «расписание уроков», как и в студенческие годы».

«На первый взгляд, - вспоминает он, - может показаться, что я быстро привык к Москве и легко вошел в оперный коллектив Большого театра. Но это не так. Поначалу мне было трудно, и огромное спасибо людям, которые в то время были рядом со мной». И Соткилава называет режиссера Г. Панкова, концертмейстера Л. Могилевскую и, конечно, своих партнеров по спектаклям.

Премьера «Отелло» Верди в Большом театре стала заметным событием, Отелло в исполнении Соткилавы - откровением.

«Работа над партией Отелло, - рассказывал Соткилава, - открыла мне новые горизонты, заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие критерии. Роль Отелло - это та вершина, с которой хорошо видно, хоть до нее и трудно дотянуться. Теперь, когда в том или ином предлагаемом партитурой образе нет человеческой глубины, психологической сложности, мне он не так интересен. В чем счастье артиста? Тратить себя, свои нервы, тратить на износ, не думая о следующем спектакле. Но работа должна вызывать желание так себя тратить, для этого нужны большие задачи, которые интересно решать...»

Другим выдающимся достижением артиста стала партия Туридду в «Сельской чести» Масканьи. Сначала на концертной эстраде, потом в Большом театре Соткилава добился огромной силы образной выразительности. Комментируя эту свою работу, певец подчеркивает: «Сельская честь» - веристская опера, опера высокого накала страстей. Это возможно передать в концертном исполнении, которое, разумеется, не должно сводиться к отвлеченному музицированию по книжечке с нотным текстом. Главное - позаботиться об обретении внутренней свободы, которая так необходима артисту и на оперной сцене, и на концертной эстраде. В музыке Масканьи, в его оперных ансамблях присутствуют многократные повторы одних и тех же интонаций. И здесь исполнителю очень важно помнить об опасности однообразия. Повторяя, например, одно и то же слово, нужно найти подводное течение музыкальной мысли, окрашивающее, оттеняющее различные смысловые значения этого слова. Нет надобности искусственно себя взвинчивать и неизвестно что наигрывать. Патетический накал страсти в «Сельской чести» должен быть чистым, искренним».

Сила искусства Зураба Соткилавы в том, что оно всегда несет людям искреннюю чистоту чувства. В этом секрет его неизменного успеха. Не стали исключением и зарубежные гастроли певца.

«Один из самых сверкающе-прекрасных голосов, которые существуют где-либо сегодня». Так отозвался рецензент о выступлении Зураба Соткилавы в парижском Театре Елисейских Полей. Это было начало зарубежных гастролей замечательного советского певца. Вслед за «шоком открытия» последовали новые триумфы - блистательный успех в США и затем в Италии, в Милане. Оценки американской прессы также были восторженны: «Большой по объему голос превосходной ровности и красоты во всех регистрах. Артистизм Соткилавы исходит непосредственно из сердца».

Гастроли 1978 года сделали певца знаменитостью мирового масштаба - последовали многочисленные приглашения участвовать в спектаклях, в концертах, в грамзаписях...

В 1979 году его художественные заслуги были отмечены высшей наградой - званием народного артиста СССР.

«Зураб Соткилава - обладатель редкого по красоте тенора, яркого, звонкого, с блестящими верхними нотами и крепким средним регистром, - пишет С. Саванко. - Голоса такого масштаба встречаются нечасто. Прекрасные природные данные были развиты и усилены профессиональной школой, которую певец прошел на родине и в Милане. В исполнительской манере Соткилавы преобладают признаки классического итальянского bel canto, что особенно ощущается в оперной деятельности певца. Ядро его сценического репертуара составляют лирико-драматические партии: Отелло, Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал-маскарад»), Хозе («Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Поет он и Водемона в «Иоланте» Чайковского, а также в грузинских операх - Абесалома в спектакле Тбилисского оперного театра «Абесалом и Этери» З. Палиашвили и Арзакана в «Похищении луны» О. Тактакишвили. Соткилава тонко ощущает специфику каждой партии, не случайно в критических откликах отмечалась широта стилистического диапазона, присущая искусству певца.

«Соткилава - классический герой-любовник итальянской оперы, - считает Э. Дорожкин. - Все «Дж.» - заведомо его: Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини. Однако есть одно существенное «но». Из всего набора, необходимого для образа ловеласа, в полной мере Соткилава обладает, как справедливо заметил в своем послании юбиляру восторженный российский президент, лишь «удивительной красоты голосом» и «природным артистизмом». Для того чтобы пользоваться такой же любовью публики, как жоржсандовский Андзолетто (а именно такого рода любовь окружает сейчас певца), этих качеств маловато. Мудрый Соткилава других, однако, и не стремился приобрести. Он взял не числом, а умением. Совершенно не обращая внимания на легкий неодобрительный шепоток зала, он пел Манрико, Герцога и Радамеса. Это, пожалуй, единственное, в чем он был и остается грузином, - делать свое дело, несмотря ни на что, ни секунды не сомневаясь в собственных достоинствах.

Последним этапным бастионом, который взял Соткилава, стал «Борис Годунов» Мусоргского. Самозванца - самого русского из всех русских персонажей русской оперы - Соткилава спел так, как голубоглазым белокурым певцам, ожесточенно следившим за происходившим из пыльных кулис, спеть и не снилось. Вышел абсолютный Тимошка, - а собственно, Тимошкой Гришка Отрепьев и был.

Соткилава - человек светский. Причем светский в лучшем смысле слова. В отличие от многих своих коллег по артистическому цеху певец удостаивает присутствием не только те мероприятия, за которыми неизбежно следует обильный фуршет, но и те, которые предназначены для настоящих ценителей прекрасного. На банку оливок с анчоусами Соткилава зарабатывает и сам. А жена певца к тому же замечательно готовит.

Соткилава выступает, хотя и не часто, и на концертной эстраде. Здесь его репертуар составляет в основном русская и итальянская музыка. При этом певец стремится сосредоточиться именно на камерном репертуаре, на романсовой лирике, сравнительно редко обращаясь к концертному исполнению оперных отрывков, что довольно распространено в вокальных программах. Пластическая рельефность, выпуклость драматургических решений сочетаются в интерпретации Соткилавы с особой интимностью, лирической теплотой и мягкостью, нечастыми у певца с таким масштабным голосом».

С 1987 года Соткилава ведет класс сольного пения в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Но, несомненно, и сам певец еще подарит слушателям много приятных минут.

Нескрываемый темперамент, выразительная техника и страстное отношение к музыке сделали из этой личности великого, лучезарного и всеми любимого артиста, воспитавшего целое поколение талантливых учеников.

Вспоминая жизненный путь маэстро, Sputnik Грузия поздравляет Зураба Лаврентьевича с юбилеем и желает крепкого здоровья, долголетия и творческих успехов.

Зураб Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми (Абхазия), в семье историка Лаврентия Соткилава и врача Ксении Карчава. Но прежде, чем стать звездой оперной музыки, судьба уготовила для юного Зураба карьеру футболиста.

Мальчик с детства страстно и серьезно увлекался этим видом спорта и в 16-летнем возрасте лет вошел в состав команды юниоров сборной Грузии, а позже стал и ее капитаном. В 1956 году команда одержала победу во Всесоюзных соревнованиях, и Соткилава приняли в основной состав тбилисского "Динамо".

Но вскоре в жизни Зураба появилась и музыка. "Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая всегда восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения ее словам не придавал, но все-таки согласился прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание".

Вскоре Зураб начал заниматься пением с профессором Тбилисской государственной консерватории им. В.Сараджишвили Николаем Бокучава. Приходилось выкраивать время и метаться между двух страстей — вокалом и футболом. Занятия пением Зураб посещал в промежутке между футбольными тренировками и играми.

Но настал момент, когда Зурабу, к сожалению, пришлось забыть о футболе — после тяжелых травм, полученных в 1958 году в Югославии и в 1959 году в Чехословакии, он не в силах был продолжать играть в футбол. И тогда решил полностью посвятить себя музыке.

© photo: Sputnik / Педенчук

Народный артист СССР Зураб Соткилава в роли Хозе в опере Жоржа Бизе "Кармен"

В 1960 году, по окончании горного факультета Грузинского политехнического института, он был принят в Тбилисскую консерваторию. Примечательно, что педагоги консерватории голос Соткилава сначала определили, как баритон. Но позже, уже учась на третьем курсе, Соткилава попал в класс выдающего грузинского драматического тенора и педагога Давида Андгуладзе. Именно ему удалось открыть у подающего весьма привлекательные надежды студента лирико-драматический тенор.

В 1965 году Зураб Соткилава успешно окончил Тбилисскую консерваторию, в 1972 году — аспирантуру и при ней. И тут же был принят в Тбилисский государственный театр оперы и балета имени З. Палиашвили. Именно на сцене этого театра Соткилава блестяще дебютировал. В то время Соткилава исполнял ведущие партии в таких операх, как "Тоска" и "Богема" Джакомо Пуччини, "Риголетто" Джузеппе Верди, а также грузинские оперы "Абесалом и Этери" Захария Палиашвили, "Миндия" Отара Тактакишвили и многие другие.

В 1966 году Зураба Соткилава как перспективного исполнител отправили на стажировку в Италию, в театр "Ла Скала" под руководством Дженнаро Барра и Энрико Пьяцца. Там он подготовил партии герцога в опере "Риголетто" Джузеппе Верди, Хозе в "Кармен" Жоржа Бизе, Турриду в "Сельской чести" Пьетро Масканьи. После этого в Италии его стали называть одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики.

После двухлетней стажировки в Италии, певец триумфально выступил на фестивале молодых вокалистов "Золотой Орфей" — Соткилава завоевал главный приз болгарского фестиваля. Через два года, в 1970 году — очередной успех: на одном из самых ответственных Международных конкурсов имени П.И. Чайковского в Москве Соткилава удостоен второй премии. После этой победы последовали и следующие — первая премия и Гран-при на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне.

Вскоре Давид Андгуладзе сказал про своего ученика: "Зураб Соткилава — одаренный певец, очень музыкален, его голос, необычайно красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. И самая замечательная черта его характера — это трудолюбие, желание постичь все тайны искусства".

Дебют на российской сцене у грузинского певца состоялся 1973 году, на сцене Большого театра — Зураб спел партию Хозе в опере "Кармен". За этим выступлением в 1974 году последовало и заманчивое приглашение — певца пригласили в оперную труппу Большого театра. В Большом в разные годы Зураб Соткилава исполнял партии Манрико в опере "Трубадур", Радамеса в "Аиде", Ричарда в "Бале маскараде", Измаила в "Набукко" и Отелло в одноименной опере Джузеппе Верди, Марио Каварадосси в "Тоске" Джакомо Пуччини и Туридду в "Сельской чести" Пьетро Масканьи. Надо отметить, что в репертуаре певца есть и российские оперы: "Иоланта" Петра Чайковского, "Садко" Николая Римского Корсакова, "Борис Годунов" и "Хованщина" Модеста Мусоргского. Между прочим, Соткилава был первым исполнителем партий барона Каллоандро в "Прекрасной мельничихе" Джованни Паизиелло и Арзакана в "Похищении луны" Отара Тактакишвили.

После этого перед Зурабом Соткилава открылись и лучшие сцены всего мира. Грузинский певец неоднократно пел в таких знаменитых оперных театрах, как Ла Скала, Лондонская королевская опера, Баварская Штатс опера, Дрезденская опера, Норвежская опера, Болонский театр Коммунале, оперные театры Лисео в Барселоне и Ля Фениче в Венеции. С 1970 по 1990 годы у известного тенора были громкие концертные гастрольные туры по странам Европы, а также в Великобритании, США и Японии.

Стоит отметить, что в репертуаре выступлений Зураба не только оперные арии, но и романсы Чайковского и Рахманинова, циклы немецких композиторов Штрауса и Вольфа. Любимой программой исполнителя также в обязательном порядке являются грузинские и русские народные песни, а еще итальянские и испанские композиции.

Но кроме того, что Зураб Соткилава — выдающийся певец, он еще и очень тонкий преподаватель. В 1976-1988 годах он работал в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (на кафедре сольного пения), с 1987 года — профессор кафедры. С 2002 года Соткилава возобновил преподавательскую деятельность в консерватории. Среди учеников маэстро — певцы Владимир Богачев, Владимир Редькин, Александр Федин и многие другие. Работал Соткилава и на телевидении. Он был создателем и ведущим циклов телепередач "Мастера оперной сцены" и "Клуб любителей оперы".

В арсенале наград Зураба — звания Народного артиста Грузинской ССР (1973) и Народного артиста СССР (1983). В 1983 году оперный певец стал лауреатом Государственной премии Грузинской ССР имени З. Палиашвили, а в 1998 году — обладателем Государственной премии Грузии имени Ш. Руставели. Кроме того, певец удостоен орденов России — "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2001), III степени (2007), а также двух орденов Чести Республики Грузия (1997, 2007). За блестящую трактовку произведений Верди Болонская музыкальная академия избрала Зураба Соткилаву своим почетным членом.

Однако, кроме отличной вокальной карьеры, Зураб Соткилава до сих пор счастлив в браке с Элисо Турманидзе, с которой он живет уже 51-й год. С Элисо Зураб познакомился еще в Тбилисской консерватории, которую та окончила по классу фортепиано с красным дипломом. В семье Элисо и Зураба родились две дочери — Теа (1967 года рождения) и Кетино (1971 года рождения). Обе окончили МГУ имени М.В. Ломоносова. Кстати, младшая дочь Соткилава была соавтором некоторых музыкальных передач отца на телевидении. У Зураба Соткилава есть и внуки — Кети и Левон.

В июле 2015 года в СМИ распространилась информация об онкологическом диагнозе оперного певца. Врачи поставили диагноз — злокачественная опухоль поджелудочной железы. После операции в Германии и курса лечения в России певец вернулся к творческой деятельности, а его первый после выздоровления концерт состоялся 25 октября 2015 года в Сергиевом Посаде.

© photo: Sputnik / Владимир Вяткин

С тех непобедимый Зураб Соткилава продолжает работать в консерватории и постоянно твердит журналистам: "Мне без музыки и пения не жить".

Оперный певец, лирико драматический тенор, солист Большого театра России, Народный артист СССР и Грузинской ССР Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в городе Сухуми (Абхазия). Отец - Лаврентий Соткилава - был историком, мать - Ксения Карчава - работала врачом.

С детства Зураб увлекался футболом. В 16 лет он вошел в состав команды юниоров сборной Грузии , затем стал ее капитаном. В 1956 году команда одержала победу во Всесоюзных соревнованиях, и Соткилаву приняли в основной состав тбилисского "Динамо".

Пением Зураб начал заниматься в юношеском возрасте с профессором тбилисской консерватории Николаем Бокучава. Занятия проходили в промежутке между футбольными тренировками и играми. После травмы, Соткилава не мог уже продолжать играть в футбол, и тогда решил целиком посвятить себя пению.

В 1960 году, по окончании горного факультета Грузинского политехнического института, он был принят в Тбилисскую государственную консерваторию имени

В. Сараджишвили. Сначала его голос определили как баритон, но, учась на третьем курсе, Соткилава попал в класс Давида Андгуладзе, который открыл у студента лирико-драматический тенор, что обусловило дальнейшие достижения молодого певца.

В 1965 году Зураб Соткилава с успехом окончил Тбилисскую консерваторию, в 1972 году - аспирантуру при Тбилисской консерватории.

По окончании консерватории он был принят в Тбилисский театр оперы и балета имени З. Палиашвили. Здесь Соткилава успешно дебютировал, исполняя ведущие партии в различных операх, среди которых "Тоска" и "Богема" Джакомо Пуччини, "Риголетто" Джузеппе Верди, национальные оперы "Абесалом и Этери" Захария Палиашвили, "Миндия" Отара Тактакишвили и другие.

В 1966-1968 годах Зураб Соткилава, как подающий большие надежды исполнитель, стажировался в театре "Ла Скала" под руководством Дженнаро Барра и Энрико Пьяцца, где подготовил партии герцога в опере "Риголетто" Джузеппе Верди, Хозе в "Кармен" Жоржа Бизе, Турриду в "Сельской чести" Пьетро Масканьи. После этого в Италии его стали называть одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики.

В 1973 году Соткилава дебютировал в Большом театре в партии Хозе в опере "Кармен".

В 1974 году певец был приглашен в оперную труппу Большого театра.

В Большом в разные годы он исполнял партии Манрико в опере "Трубадур", Радамеса в "Аиде", Ричарда в "Бале маскараде", Измаила в "Набукко" и Отелло в одноименной опере Джузеппе Верди, Марио Каварадосси в "Тоске" Джакомо Пуччини, Туридду в "Сельской чести" Пьетро Масканьи. В репертуаре певца есть и российские оперы: "Иоланта" Петра Чайковского, "Садко" Николая Римского Корсакова, "Борис Годунов" и "Хованщина" Модеста Мусоргского. Зураб Соткилава был первым исполнителем партий барона Каллоандро в "Прекрасной мельничихе" Джованни Паизиелло и Арзакана в "Похищении луны" Отара Тактакишвили.

В 1995 году он участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки оперы "Хованщина" в редакции Дмитрия Шостаковича, исполнив партию Голицына. Также исполнил эту партию в постановке "Хованщины" в Большом театре в 2002 году.

Соткилава неоднократно выступал на сценах лучших оперных театров мира - Ла Скала, Лондонской королевской оперы, Баварской Штатс оперы, Дрезденской оперы, Норвежской оперы, Болонского театра Коммунале, оперных театров Лисео в Барселоне и Ля Фениче в Венеции. В 1970-1990 годах тенор совершал большие концертные турне по городам Европы, Великобритании, США и Японии.

В последние годы сольные выступления певца проходят в концертных залах Москвы и Санкт Петербурга, почти всех крупных городов России и ближнего зарубежья. В репертуаре концертов не только оперные арии, но и романсы Чайковского, Рахманинова, циклы немецких композиторов Штрауса и Вольфа, грузинские и русские народные песни, итальянские и испанские песни.

Зураб Соткилава ведет преподавательскую деятельность. В 1976-1988 годах он работал в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского на кафедре сольного пения, с 1987 года - профессор кафедры. С 2002 года Соткилава возобновил преподавательскую деятельность в консерватории. Среди учеников мастера - Владимир Богачев, Владимир Редькин, Александр Федин и многие другие.

Соткилава был создателем и ведущим циклов передач на телевидении "Мастера оперной сцены" и "Клуб любителей оперы".

Зураб Соткилава удостоен многих премий и наград. В 1973 году певец был удостоен звания Народный артист Грузинской ССР, в 1983 году ему было присвоено звание Народный артист СССР.

В 1968 году ему была присуждена первая премия и приз "Золотой Орфей" на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. В 1970 году он получил II премию и серебряную медаль на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве, Гран при и первую премию Международного конкурса вокалистов имени Франсиско Виньяса в Барселоне.

За блестящую трактовку произведений Верди Болонская музыкальная академия избрала Зураба Соткилаву своим почетным членом.

В 1983 году он стал лауреатом Государственной премии Грузинской ССР имени З. Палиашвили, в 1998 году получил Государственную премию Республики Грузия имени Ш. Руставели.

Соткилава в области музыкального искусства за 2007 год в номинации "Классическая музыка".

Зураб Соткилава награжден орденами Знак почета (1971), Трудового Красного знамени (1976). Певец удостоен орденов России - "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2001), III степени (2007); двух орденов Чести Республики Грузия (1997, 2007).

Со своей супругой, Элисо Турманидзе, Зураб Соткилава познакомился в Тбилисской консерватории , которую она окончила по классу фортепиано с красным дипломом. В семье тенора родились две дочери - Теа (1967 года рождения) и Кетино (1971 года рождения). Обе дочери окончили МГУ имени М.В. Ломоносова. Младшая дочь Кетино была соавтором некоторых музыкальных передач отца на телевидении.

В свободное время певец , а также другие игровые виды спорта.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Имя лирико-драматического тенора Зураба Соткилава знают далеко за пределами страны, в которой он родился. Творческая биография певца началась в солнечном Сухуми, продолжилась в Милане и далее развивалась в Москве, где тенор стал солистом Большого театра и его гордостью.

Концерты Соткилава сопровождались неизменными аншлагами. Эмоциональная самоотдача артиста, сила и красота голоса, благородная манера исполнения сделали поклонниками Зураба Лаврентьевича миллионы любителей оперного искусства. Педагог и профессор Московской консерватории подготовил и выпустил в свет сотни талантливых молодых певцов.

Детство и юность

Будущий народный артист СССР родился весной 1937 года в крупнейшем городе Абхазии – Сухуми. В семье Соткилава пели и играли на гитаре мама и бабушка будущей звезды. В раннем детстве Зураб садился рядышком с ними на скамейке возле дома и подпевал женщинам, дававшим «концерты» соседям и случайным прохожим. В репертуаре были старинные грузинские песни, мелодичные и протяжные. О карьере певца Зураб Соткилава не мечтал – все мысли и планы в детстве и юношестве были связаны с футболом.


В младшем школьном возрасте Зураб Соткилава гонял мяч в школьной команде. По настоянию мамы (врач по профессии), обладавшей абсолютным слухом, сын посещал музыкальную школу, где научился играть на скрипке и фортепиано. В 16 лет подающий надежды грузинский футболист вошел в состав юношеской команды, став ее капитаном. В середине 1950-х команда победила на всесоюзных соревнованиях, капитана взяли в основной состав тбилисского «Динамо».


Восходящая звезда футбола был крайним защитником, стремительно атаковал (стометровку преодолевал за 11,1 секунды) и делал спортивную карьеру. Позже, став оперной знаменитостью, Зураб Соткилава поделился воспоминаниями о самой памятной игре – с московским «Динамо». В составе грузинской команды Соткилава сразился с самим , легендарным вратарем. Матч грузины проиграли со счетом 1:3, но знакомство с Яшиным продолжилось, когда Соткилава стал певцом.


Со спортивными буднями Зурабу Соткилава пришлось распрощаться после игры в Чехословакии: точку в карьере поставила серьезная травма. До этого футболист получил перелом в Югославии. Молодой спортсмен попробовал силы в вокале случайно: в дом захаживала пианистка Валерия Разумовская, слышавшая совместное пение Зураба с мамой и бабушкой. Она первой распознала в Соткилава певца. Женщина отвела 21-летнего парня к знакомому профессору консерватории, тот выслушал «сухумского соловья» скептически.


Но встречи с профессором продолжились: в благодарность за то, что Зураб Соткилава доставал ему дефицитные билеты на игры тбилисского «Динамо», педагог занимался с футболистом вокалом. Вскоре вокальные упражнения увенчались успехом: профессор объявил Зурабу, что у него блестящее оперное будущее. Но тогда перспектива стать оперным тенором вызвала у футболиста смех. Вспомнить о словах педагога консерватории Зурабу Соткилава пришлось после отчисления из команды в 1959-м.


Летом 1960 года Соткилава защитил диплом политехнического института в Тбилиси, где учился на горном факультете, играя в сборной. В том же году поступил в местную консерваторию. Поддержал сына отец, у которого музыкальные способности отсутствовали, а вот мама оказалась категорической противницей вокальной карьеры Зураба. Поначалу голос начинающего вокалиста определили как баритон, но на 3-м курсе у Соткилава открыли лирико-драматический тенор. В 1965-м будущая звезда оперы окончил Тбилисскую консерваторию, а спустя 7 лет - аспирантуру.

Музыка

Молодого певца приняли в труппу Тбилисского театра оперы и балета, где Зураб Соткилава успешно дебютировал. Вскоре ему доверили ведущие партии в операх «Тоска» и «Богема» Джакомо Пуччини. Затем Соткилава солировал в «Риголетто» , пел в национальных операх «Абесалом и Этери», «Миндия».


Тенор выступал на сцене Грузинского государственного театра оперы и балета 9 лет, с 1965 года. В 1966-м Зураба Соткилава отправили стажироваться в миланский «Ла Скала», где его учили педагоги бельканто. Маэстро и вокальный учитель Дженарро Барра восхищался грузинским певцом, голос которого напоминал ему теноров былых времен Энрико Карузо и Беньямино Джильи.

Спустя два года после начала занятий с миланскими педагогами Зураб Соткилава участвовал в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей» в Болгарии. Выступление грузинского певца было триумфальным: Соткилава вручили главный приз. В 1970-ом Зураб Соткилава занял второе место в Москве, на Международном конкурсе имени . В том же году тенор завоевал первую премию в Барселоне, где проходил международный конкурс вокалистов.


Зураб Соткилава в спектакле "Кармен"

В конце 1973-го Зураб Соткилава дебютировал на подмостках Большого театра, исполнив партию Хозе. Его пригласили в труппу БТ. Вскоре вокалисту доверили партию Отелло в опере Джузеппе Верди. Так ценители оперного искусства открыли для себя новую звезду – вокальный тенор Соткилава оказался откровением. Зрители и слушатели отметили работу певца: Зураб выкладывался на сцене в полную силу. Позже он признался, что партия Отелло стала той вершиной, после которой он не понижал планку исполнения, работая на износ.


Еще одно достижение артиста – партия Туридду в опере «Сельская честь» итальянского композитора Пьетро Масканьи. Выразительность, переданный вокалистом накал страстей, техническую виртуозность Соткилава заметили поклонники, армия которых выросла в разы.

В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилава назвали сверкающе-прекрасным: в Париже начались триумфальные гастроли тенора. Вскоре советскую звезду открыли любители оперного искусства в Америке, Италии и Японии, заметив, что его голос прекрасен во всех регистрах, а артистизм певца «исходит непосредственно из сердца».

Гастрольный тур конца 1970-х превратил Зураба Соткилава в звезду мирового масштаба, принеся ему звание народного артиста СССР. Последним бастионом, взятым оперной звездой, стала партия Самозванца в опере Модеста Мусоргского « ». Реже Зураб Соткилава выступал на эстраде, где его репертуар составляли романсы, русская и итальянская музыка. С 1976 года Зураб Соткилава преподавал в столичной консерватории, где вел класс сольного пения. В 1987-ом стал профессором и возглавил кафедру.

В 1995 году поклонники оперы услышали Соткилава на сцене БТ: он исполнил партию Голицына в постановке «Хованщина» . Вернулся к партии в 2002 году на тех же подмостках. Голосом Зураба Соткилава наслаждались меломаны Лондонской королевской оперы. Немецкие поклонники оперного искусства увидели певца на сцене Баварской штатс-оперы.


Слышали российского тенора в опере Дрездена, в болонском театре «Коммунале», барселонском театре «Лисео» и венецианском «Ля Фениче». В последнее десятилетие Зураб Лаврентьевич выступал в концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга, бывал в ближнем зарубежье. В его репертуар входили оперные арии, романсы Петра Чайковского и , грузинские и русские народные песни.

Личная жизнь

Зураб Соткилава гордился своей дружной и крепкой семьей. Он женился раз и навсегда. Половинкой и правой рукой артиста до последних дней оставалась жена Элисо Турманидзе, родившая мужу двух дочерей – Тею и Кети.


Вместе супруги прожили полстолетия. Зураб Лаврентьевич дождался двух любимых внуков – Кети и Левана, в которых души не чаял.

Смерть

Летом 2015 года артист признался, что тяжело заболел. Врачи диагностировали у него рак поджелудочной железы. В том же году Соткилава сделали операцию в Германии, в России провели курс лечения, химиотерапию. Певец вышел на сцену в октябре 2015-го. Концерт в подмосковном Сергиевом Посаде прошел с аншлагом, казалось, болезнь отступила.


Зураб Соткилава умер в 2017 году

Зураб Соткилава решился рассказать о раке, узнав о таком же диагнозе коллег и друзей и . Последние два года Зураб Соткилава преподавал в консерватории и, превозмогая недуг, выходил на сцену. В 2017 году он планировал дать юбилейный концерт – оперной звезде исполнилось 80 лет. Но онкологическая болезнь внесла коррективы в планы – вокалиста не стало 17 сентября.

Дискография

  • Ричард («Бал-маскарад», Джузеппе Верди)
  • Манрико («Трубадур», Дж. Верди)
  • Марио Каварадосси («Тоска», Дж. Пуччини)
  • Водемон («Иоланта», П. Чайковский)
  • Радамес («Аида», Дж. Верди)
  • Индийский гость («Садко», Н. Римский-Корсаков)
  • Арзакан («Похищение луны», О. Тактакишвили)
  • Отелло («Отелло», Дж. Верди)
  • Ричард («Бал-маскарад», Дж. Верди)
  • Туридду («Сельская честь», П. Масканьи)
  • Барон Каллоандро («Прекрасная мельничиха», Дж. Паизиелло)
  • Самозванец («Борис Годунов», М. Мусоргский)
  • Голицын («Хованщина», М. Мусоргский)
  • Измаил («Набукко», Дж. Верди)