Зураб соткилава биография личная. Зураб Соткилава - грузинский оперный певец: биография, семья, творчество

Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми. «Вначале, наверное, следует сказать о генах: мои бабушка и мама здорово играли на гитаре и пели, - говорит Соткилава. - Помню, они садились на улице возле дома, исполняли старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой карьере ни тогда, ни позже не думал. Интересно, что много лет спустя отец, у которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мама, обладающая абсолютным слухом, была категорически против».

И все же в детстве главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у него обнаружились неплохие способности. Он попал в сухумское «Динамо», где в 16 лет считался восходящей звездой. Соткилава играл на месте крайнего защитника, много и удачно подключался к атакам, бегая стометровку за 11,1 секунды!

В 1956 году Зураб стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два года попал в основной состав тбилисского «Динамо». Самой памятной для Соткилавы стала игра с московским «Динамо».

«Я горжусь тем, что выходил на поле против самого Льва Яшина, - вспоминает Соткилава. - Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вместе ездили к Яшину в больницу после операции... На примере великого вратаря я лишний раз убедился в том, что чем большего человек достиг в жизни, тем он скромнее. А матч тот мы проиграли со счетом 1:3.

Это, кстати, была моя последняя игра за «Динамо». В одном из интервью я сказал, что певцом меня сделал нападающий москвичей Урин, и многие решили, будто он меня покалечил. Ни в коем случае! Он меня просто вчистую переиграл. Но это было полбеды. Вскоре мы полетели в Югославию, где я получил перелом и вылетел из состава. В 1959 году попытался вернуться. Но окончательно поставила точку в моей футбольной карьере поездка в Чехословакию. Там я получил очередную серьезную травму, и через какое-то время меня отчислили...

В 58 м, когда я играл в тбилисском «Динамо», на неделю приехал домой в Сухуми. Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая всегда восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения ее словам не придавал, но все-таки согласился прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание. Особого впечатления мой голос на него не произвел. И тут, представляете, опять решающую роль сыграл футбол! В «Динамо» в ту пору уже блистали Месхи, Метревели, Баркая и достать билет на стадион было невозможно. Так вот, на первых порах я стал для профессора поставщиком билетов: он приезжал за ними на базу «Динамо» в Дигоми. В благодарность профессор приглашал меня к себе домой, мы начали заниматься. И вдруг он говорит мне, что всего за несколько уроков я сделал большие успехи и у меня есть оперное будущее!

Но и тогда подобная перспектива вызывала у меня смех. Всерьез я задумался о пении только после того, как был отчислен из «Динамо». Профессор выслушал меня и сказал: «Ну что ж, кончай в грязи пачкаться, давай чистым делом заниматься». И через год, в июле 60 го, я сначала защитил диплом на горном факультете Тбилисского политехнического института, а день спустя уже сдавал экзамены в консерваторию. И был принят. Учились мы, кстати, в одно время с Надаром Ахалкаци, который предпочел Институт железнодорожного транспорта. У нас были такие битвы в межинститутских футбольных турнирах, что стадион на 25 тысяч зрителей был битком!»

В Тбилисскую консерваторию Соткилава пришел как баритон, но вскоре профессор Д.Я. Андгуладзе исправил ошибку: конечно, у нового студента великолепный лирико-драматический тенор. В 1965 году молодой певец дебютирует на тбилисской сцене партией Каварадосси в пуччиниевской «Тоске». Успех превзошел все ожидания. В Грузинском государственном театре оперы и балета Зураб выступал с 1965 по 1974 год. Талант перспективного певца на родине стремились поддерживать и развивать, и в 1966 году Соткилаву отправили на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала».

Лучшие дня

Там он стажировался у лучших специалистов бельканто. Работал без устали, а ведь могла и голова закружиться после слов маэстро Дженарро Барра, который писал тогда: «Молодой голос Зураба напомнил мне теноров былых времен». Речь шла о временах Э. Карузо, Б. Джильи и других чародеев итальянской сцены.

В Италии певец совершенствовался два года, после чего принял участие в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей». Его выступление было триумфальным: Соткилава завоевал главный приз болгарского фестиваля. Через два года - новый успех, на этот раз на одном из самых ответственных Международных конкурсов - имени П.И. Чайковского в Москве: Соткилава удостоен второй премии.

После нового триумфа, в 1970 году, - Первая премия и «Гран-при» на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне - Давид Андгуладзе сказал: «Зураб Соткилава - одаренный певец, очень музыкален, его голос, необычайно красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. Вокалист эмоционально и ярко передает характер исполняемых произведений, полно раскрывает замысел композитора. И самая замечательная черта его характера - это трудолюбие, желание постичь все тайны искусства. Он занимается каждый день, у нас почти такое же «расписание уроков», как и в студенческие годы».

«На первый взгляд, - вспоминает он, - может показаться, что я быстро привык к Москве и легко вошел в оперный коллектив Большого театра. Но это не так. Поначалу мне было трудно, и огромное спасибо людям, которые в то время были рядом со мной». И Соткилава называет режиссера Г. Панкова, концертмейстера Л. Могилевскую и, конечно, своих партнеров по спектаклям.

Премьера «Отелло» Верди в Большом театре стала заметным событием, Отелло в исполнении Соткилавы - откровением.

«Работа над партией Отелло, - рассказывал Соткилава, - открыла мне новые горизонты, заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие критерии. Роль Отелло - это та вершина, с которой хорошо видно, хоть до нее и трудно дотянуться. Теперь, когда в том или ином предлагаемом партитурой образе нет человеческой глубины, психологической сложности, мне он не так интересен. В чем счастье артиста? Тратить себя, свои нервы, тратить на износ, не думая о следующем спектакле. Но работа должна вызывать желание так себя тратить, для этого нужны большие задачи, которые интересно решать...»

Другим выдающимся достижением артиста стала партия Туридду в «Сельской чести» Масканьи. Сначала на концертной эстраде, потом в Большом театре Соткилава добился огромной силы образной выразительности. Комментируя эту свою работу, певец подчеркивает: «Сельская честь» - веристская опера, опера высокого накала страстей. Это возможно передать в концертном исполнении, которое, разумеется, не должно сводиться к отвлеченному музицированию по книжечке с нотным текстом. Главное - позаботиться об обретении внутренней свободы, которая так необходима артисту и на оперной сцене, и на концертной эстраде. В музыке Масканьи, в его оперных ансамблях присутствуют многократные повторы одних и тех же интонаций. И здесь исполнителю очень важно помнить об опасности однообразия. Повторяя, например, одно и то же слово, нужно найти подводное течение музыкальной мысли, окрашивающее, оттеняющее различные смысловые значения этого слова. Нет надобности искусственно себя взвинчивать и неизвестно что наигрывать. Патетический накал страсти в «Сельской чести» должен быть чистым, искренним».

Сила искусства Зураба Соткилавы в том, что оно всегда несет людям искреннюю чистоту чувства. В этом секрет его неизменного успеха. Не стали исключением и зарубежные гастроли певца.

«Один из самых сверкающе-прекрасных голосов, которые существуют где-либо сегодня». Так отозвался рецензент о выступлении Зураба Соткилавы в парижском Театре Елисейских Полей. Это было начало зарубежных гастролей замечательного советского певца. Вслед за «шоком открытия» последовали новые триумфы - блистательный успех в США и затем в Италии, в Милане. Оценки американской прессы также были восторженны: «Большой по объему голос превосходной ровности и красоты во всех регистрах. Артистизм Соткилавы исходит непосредственно из сердца».

Гастроли 1978 года сделали певца знаменитостью мирового масштаба - последовали многочисленные приглашения участвовать в спектаклях, в концертах, в грамзаписях...

В 1979 году его художественные заслуги были отмечены высшей наградой - званием народного артиста СССР.

«Зураб Соткилава - обладатель редкого по красоте тенора, яркого, звонкого, с блестящими верхними нотами и крепким средним регистром, - пишет С. Саванко. - Голоса такого масштаба встречаются нечасто. Прекрасные природные данные были развиты и усилены профессиональной школой, которую певец прошел на родине и в Милане. В исполнительской манере Соткилавы преобладают признаки классического итальянского bel canto, что особенно ощущается в оперной деятельности певца. Ядро его сценического репертуара составляют лирико-драматические партии: Отелло, Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал-маскарад»), Хозе («Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Поет он и Водемона в «Иоланте» Чайковского, а также в грузинских операх - Абесалома в спектакле Тбилисского оперного театра «Абесалом и Этери» З. Палиашвили и Арзакана в «Похищении луны» О. Тактакишвили. Соткилава тонко ощущает специфику каждой партии, не случайно в критических откликах отмечалась широта стилистического диапазона, присущая искусству певца.

«Соткилава - классический герой-любовник итальянской оперы, - считает Э. Дорожкин. - Все «Дж.» - заведомо его: Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини. Однако есть одно существенное «но». Из всего набора, необходимого для образа ловеласа, в полной мере Соткилава обладает, как справедливо заметил в своем послании юбиляру восторженный российский президент, лишь «удивительной красоты голосом» и «природным артистизмом». Для того чтобы пользоваться такой же любовью публики, как жоржсандовский Андзолетто (а именно такого рода любовь окружает сейчас певца), этих качеств маловато. Мудрый Соткилава других, однако, и не стремился приобрести. Он взял не числом, а умением. Совершенно не обращая внимания на легкий неодобрительный шепоток зала, он пел Манрико, Герцога и Радамеса. Это, пожалуй, единственное, в чем он был и остается грузином, - делать свое дело, несмотря ни на что, ни секунды не сомневаясь в собственных достоинствах.

Последним этапным бастионом, который взял Соткилава, стал «Борис Годунов» Мусоргского. Самозванца - самого русского из всех русских персонажей русской оперы - Соткилава спел так, как голубоглазым белокурым певцам, ожесточенно следившим за происходившим из пыльных кулис, спеть и не снилось. Вышел абсолютный Тимошка, - а собственно, Тимошкой Гришка Отрепьев и был.

Соткилава - человек светский. Причем светский в лучшем смысле слова. В отличие от многих своих коллег по артистическому цеху певец удостаивает присутствием не только те мероприятия, за которыми неизбежно следует обильный фуршет, но и те, которые предназначены для настоящих ценителей прекрасного. На банку оливок с анчоусами Соткилава зарабатывает и сам. А жена певца к тому же замечательно готовит.

Соткилава выступает, хотя и не часто, и на концертной эстраде. Здесь его репертуар составляет в основном русская и итальянская музыка. При этом певец стремится сосредоточиться именно на камерном репертуаре, на романсовой лирике, сравнительно редко обращаясь к концертному исполнению оперных отрывков, что довольно распространено в вокальных программах. Пластическая рельефность, выпуклость драматургических решений сочетаются в интерпретации Соткилавы с особой интимностью, лирической теплотой и мягкостью, нечастыми у певца с таким масштабным голосом».

С 1987 года Соткилава ведет класс сольного пения в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Но, несомненно, и сам певец еще подарит слушателям много приятных минут.

Позор Вам, г-н Соткилава!
Анатолий 15.08.2008 08:51:43

Для всех читатаелей копирую заявление Солиста Большого театра:
Народный артист СССР Зураб Соткилава делает спеиальное заявление в связи с событиями в Грузии.

«Возмущен действиями Российской Федерации в отношении Грузии. Сейчас не врем определять, чья это земля и кто виноват. Россия должна прекратить бомбардировку мирных городов», - заявляет он.

По его заявлению, разрушение столицы Грузии является мечтой не такой уж малой части российских политиков.

«Почему бомбят Зугдиди и Кодорское ущелье?! Линия фронта расширяется. Разрушается и наносится урон грузинским городам, которые никакого отношения не имеют к Цхинвалському региону», - заявляет он.

По заявлению Соткилава, Россия нарушает международное право. Российские каналы же эти события освещают односторонне.

«Почему волнует Россию гибель только мирного осетинского населения, а про погибшее грузинское мирное население никто ничего не говорит?! Почему обманывает нас такая большая медиамашина?! Это недопустимо!, - заявляет он.

Г-н Соткилава! Любовь к Родин и своему народу, и поддержка фашиста Саакашвили - не одно и то же! Не следует ли Вам покинуть Россию? После таких мерзких заявлений, думаю тяжело Вам будет здесь!

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени З. Палиашвили, лауреат Государственной премии Грузии имени Ш. Руставели

Родился 12 марта 1937 года в городе Сухуми. Отец – Соткилава Лаврентий Гутуевич (1905–1975), историк. Мать – Карчава Ксения Виссарионовна (1917–1975), врач. Супруга – Турманидзе Элисо Максимовна (1940 г. рожд.), пианистка, концертмейстер Тбилисской консерватории. Дочь – Соткилава Теа Зурабовна (1967 г. рожд.), окончила Московский государственный университет, филологический факультет, романское отделение, живет в Испании. Дочь – Соткилава Кетино Зурабовна (1971 г. рожд.), окончила Московский государственный университет, исторический факультет, отделение истории искусств, работала режиссером ТВ, затем в журнале «Интерьер + Дизайн».
Как многие мальчишки, Зураб любил спортивные игры – плавание, легкую атлетику, но страстью его был футбол. Играли во дворе, а вместо мяча, который трудно было достать в послевоенное время, гоняли пучок травы, переплетенный корнями. Позднее появились американские каучуковые мячи, но с очень сильным отскоком, потому играли на гаревой дорожке. Несмотря на эти неудобства, Зураб к 16 годам настолько преуспел в этом виде спорта, что вошел в состав команды юниоров сборной Грузии, вскоре стал ее капитаном. В 1956 году команда одержала победу во Всесоюзных соревнованиях, после этого успеха Зураба приняли в основной состав тбилисского «Динамо». Однако спортивная карьера оборвалась после двух серьезных травм во время международных игр в Югославии и Чехословакии. В это время Соткилава уже учился в Грузинском политехническом институте на горном факультете, куда он поступил в 1955 году (окончил в 1960 г.).
А как же пение? В грузинских семьях пение – дело обычное, как говорится, «музыка в крови». В семье Зураба пели под гитару и бабушка, и мать, собираясь с соседями теплыми вечерами во дворе. В команде «Динамо» были игроки с прекрасными голосами и тоже часто пели. Зураб лишь подпевал в домашнем кругу, а с приятелями по команде не пел никогда. Однако соседка, пианистка, обратила внимание именно на его голос и устроила ему встречу с профессором Тбилисской консерватории Н.В. Бокучавой.
В 22 года студент 5-го курса Горного института становится студентом 1-го курса консерватории. Зураб покорил комиссию красотой голоса и необычайной музыкальностью. Интерес к серьезной музыке всё больше захватывал Соткилаву. Он познакомился с искусством выдающихся певцов по зарубежным музыкальным фильмам с участием Б. Джильи и М. Ланца; услышал по трансляции из Большого театра оперу «Кармен» Ж. Бизе с участием М. дель Монако; побывал на спектакле «Фауст» Ш. Гуно в тбилисской опере, где партию Мефистофеля спел солист Большого театра А.П. Огнивцев.
Однако собственные занятия вокалом не приносили Зурабу полного удовлетворения: его считали баритоном, но по собственным ощущениям певца с голосом что-то было неладно. На 3-м курсе Соткилава попадает в класс выдающегося певца и педагога Д.Я. Андгуладзе, который обнаружил у молодого певца великолепный лирико-драматический тенор, повел его в этом направлении, и вскоре началось стремительное восхождение Зураба в вокальной карьере.
В 1964 году Соткилава становится лауреатом первой премии в Закавказском конкурсе музыкантов-исполнителей. В 1965 году он оканчивает консерваторию (в 1972 г. окончит аспирантуру) и получает приглашение в Тбилисский театр оперы и балета имени З. Палиашвили, причем сразу на ведущие партии. Здесь он успешно дебютирует в опере «Тоска» Дж. Пуччини в партии Каварадосси, поет Хозе в «Кармен»; Турриду в «Сельской чести» П. Масканьи; Герцога в «Риголетто» Дж. Верди; Рудольфа в «Богеме» Дж. Пуччини. В национальных операх «Абесалом и Этери»
З.П. Палиашвили и «Миндия» О.В. Тактакишвили, исполнил главные партии.
Как подающего большие надежды, Зураба Соткилаву посылают на стажировку в Миланский театр «Ла Скала». В 1966 – 1968 годах под руководством известного педагога Д. Барра и дирижера, бывшего помощника А. Тосканини, Э. Пьяцца певец одержимо работает над ведущими партиями в операх, которые уже пел в своем театре – «Богема», «Сельская честь», «Кармен», учит новую партию – Эдгара в опере «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, работает над «Реквиемом» Дж. Верди и готовит концертные программы из произведений итальянских авторов.
Глубокое погружение в музыку на занятиях, а также яркие впечатления от спектаклей театра «Ла Скала» с известными в мире певцами способствовали развитию его собственного незаурядного дарования. По возвращении из Милана он добивается новых успехов, которые открывают имя Соткилавы для широкой публики, – это его блистательные победы на вокальных конкурсах.
В 1968 году он получает Гран-при и приз «Золотой Орфей» на IХ Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. «…У него красивый голос, хорошая школа и сердце, какого не может дать никакой даже самый гениальный педагог», – скажет о З. Соткилаве председатель жюри конкурса Христо Брымбаров.
В 1970 году Зураб становится обладателем второй премии и серебряной медали на
IV Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве и Гран- при Международного конкурса вокалистов имени Франсиско Виньяса в Барселоне. Тогда же он был удостоен специального приза «Покровительница Барселоны» за исполнение произведений Дж. Верди. Его успех определился уже в первом туре. Исполнение арии из оратории «Родина» Г. Кокеладзе, «Пимпинеллы» Чайковского и «Импровизации» из «Андре Шенье» У. Джордано вызвало такой энтузиазм публики и жюри, что вопреки правилам, запрещающим аплодисменты на конкурсе, аплодировали все. Более того, в третьем туре по просьбе жюри Соткилава исполнил «Импровизацию» еще раз. Такой же успех выпал и на долю еще одной участницы из Советского Союза
Е. Образцовой, и этот успех сопровождал советских певцов на концерте лауреатов, и на специально организованном для них концерте. Общество друзей Гранадоса наградило их памятными медалями за исполнение нескольких произведений этого испанского композитора.
А после концерта последовал ряд предложений выступить в спектаклях Барселонской оперы, с концертами и произвести запись.
Испанская критика писала: «Зураб Соткилава – это прекрасный тенор, которого по объему, широте и силе выражения можно приравнять к голосам великих оперных певцов. Он – один из тех артистов, из-за которых оперные театры спорят, чтобы в качестве “звезды” показать в репертуаре “бельканто”».
В 1971 году З. Соткилава впервые появился на сцене Большого театра в составе труппы Тбилисской оперы на гастролях в Москве. Он пел партию Абесалома. Публика уже знала певца по конкурсу и встретила его горячо. В 1972 году он принял участие в концерте, посвященном 100-летию Л.В. Собинова. Дирекция театра не прочь была иметь этого певца у себя, и в 1973 году предоставила ему дебют в опере «Кармен». Это событие было омрачено lдвумя трагедиями: незадолго до этого спектакля умерли мать Зураба и его педагог Д.Я. Андгуладзе.
Успех этого выступления, а также сольного концерта в рамках фестиваля «Русская зима» подвели певца к решению вступить в труппу Большого. В это же время случился пожар в Тбилисском театре, певцу нужна была постоянная сцена.
С первых дней в Большом театре Соткилава был окружен вниманием, чуткой заботой руководителя оперной труппы А.И. Орфенова, дирижеров Б.Э. Хайкина, Е.Ф. Светланова, А.М. Жюрайтиса. При помощи великого мастера, режиссера Б.А. Покровского, замечательного концертмейстера Л.А. Могилевской, старших коллег по сцене И.К. Архиповой, И.И. Петрова, имея таких партнеров, как Е.В. Образцова, М.Ф. Касрашвили, Т.И. Синявская, Ю.А. Мазурок, Е.Е. Нестеренко и другие. Соткилава быстро осваивал ведущий репертуар, достигая вокального совершенства, и усиленно работал над актерским мастерством, которого ему еще недоставало.
При наличии сильной теноровой группы в Большом певец стал признанным исполнителем партий особенно близкого ему зарубежного репертуара – помимо Хозе, Каварадосси, Турриду, также партий в операх Верди – Манрико в «Трубадуре», Радамеса в «Аиде», Ричарда в «Бале-маскараде», Отелло в одноименной опере и Исмаила в опере «Набукко».
Его репертуар пополнился и партиями в русских операх: Водемона в «Иоланте» Чайковского, Индийского гостя в «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, Самозванца в «Борисе Годунове» и Голицына в «Хованщине» М.П. Мусоргского. И здесь он был по-своему интересен.
В 1977 году, ориентируясь на З. Соткилаву, была поставлена опера «Похищение луны» О.В. Тактакишвили, где певец ярко, темпераментно исполнил партию героя Арзакана. В опере «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло в партии барона Каллоандра певец показал, что он не только исполнитель драматических и лирических партий, но может исполнять и юмористические. Это говорило о богатстве его вокальной палитры и о том, что проблем с актерским мастерством у него больше нет. Последней работой в Большом была партия Исмаила в опере «Набукко» Верди.
З. Соткилава достиг вершины в творческой карьере – стал признанным певцом современной мировой музыкальной сцены. Начиная с 1970-х годов он гастролирует во многих странах, поет на крупнейших сценах мира. Так, одну из своих коронных и любимых партий – Каварадосси – пел в Лондоне в «Ковент- Гарден», затем в Глазго в Шотландской Королевской опере, в Осло в театре «Норск-опера», там же спел в опере, которая уже не шла в Большом театре, – в «Доне Карлосе» Верди. В новой для себя опере «Плащ» Дж. Пуччини (партия Луиджи) выступил в Барселоне в театре Лисео.
В Мадридской опере – в партии Турриду – одной из лучших в его репертуаре. Шумный успех сопровождал его выступления в партии Радамеса в Италии – на сценах Флоренции, Болоньи, Венеции.
Самой высокой вершиной в его творчестве стала партия Отелло. Он долго мечтал о ней, но когда опера в 1978 году вошла в репертуар Большого театра, не сразу решился ее исполнить. Объясняя свои сомнения, певец говорил: «Партия Отелло – вершина тенорового репертуара. Она ставит перед исполнителем задачи высочайшей трудности. Был страх перед потерей голоса, тревога о том, хватит ли в моей палитре выразительных красок для воплощения этого труднейшего образа».
Но все же он спел ее и получил признание у публики и критики. Газета «Московская правда» писала после выступления: «В облике Зураба Соткилавы – Отелло есть всё, что видится в шекспировском герое. – мужественность и чуть тяжеловатая грация, внутренняя эмоциональная наполненность и внешняя сдержанность. Его тенор, сильный, свободно льющийся, богатый нюансировками, способен к драматическому звучанию, в то же время нежен и лиричен».
В 1980 году З. Соткилава выступил в Болонье и имел подлинный триумф. Это подтвердил звонок и теплые слова легендарного исполнителя этой партии Марио дель Монако, которого с таким восторгом слушал Зураб в далеком 1959 году в опере «Кармен». Еще большим подтверждением этого необычного успеха стал тот факт, что Болонская музыкальная академия, одна из старейших в мире, созданная в XVII веке, приняла его в число своих почётных членов. В дипломе сказано, что певец удостоен этой чести «за тонкую и глубокую интерпретацию произведений Дж. Верди». Соткилава спел партию Отелло в 12 театрах – не только в Италии, но и в Германии, Испании, Венгрии, в общей сложности более 60 раз.
Исполнял он за рубежом и русскую оперу. Так в ФРГ, в Висбадене, впервые выступил в партии Андрея Хованского в «Хованщине» Мусоргского (в редакции
Д.Д. Шостаковича); в Большом театре он пел Голицына; партию Самозванца в «Борисе Годунове» впервые исполнил во время гастролей Большого в театре «Ла Скала» (1973); партию Владимира Игоревича в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина в концертном исполнении – в Лондоне в зале Альберт-холл.
Раньше, чем в опере, З. Соткилава стал выступать за рубежом с концертами. Певец абсолютно владеет концертным стилем исполнения. В его репертуаре произведения разных эпох. Он совершал большие концертные турне по городам США, Японии, Индии, у него были концерты в Израиле, в странах Европы.
В Большом зале Миланской консерватории Соткилава исполнил 22 произведения итальянских авторов, в Германии участвовал в исполнении двух месс А. Брукнера. «Реквием» Дж. Верди пел в разных странах и с разными оркестрами. Особенно ему запомнилось выступление с Филадельфийским оркестром под управлением дирижера Юджина Орманди. Часто исполняет грузинские песни, вокальные циклы композитора О.В. Тактакишвили, с которым его связывала большая дружба.
В Финляндии в программе «Неделя советской музыки» с Московским камерным хором под руководством В.Н. Минина он исполнял вокальный цикл «С лирой Церетели».
В Японии он в Токио и во многих других городах сполнил вокально-симфонические сюиты «Лирические песни» и «Мегрельские песни».
В Большом зале Венгерской музыкальной академии имени Ф. Листа исполнил грузинские песни с Будапештским оркестром и Венгерским народным хором. Выступал Соткилава и в Париже в Театре Елисейских полей, где ему аплодировал даже оркестр. Дирижеру Пьеру Мишелю Ле Конту принадлежат слова: «Такой триумф случается не часто. Работа с таким выдающимся певцом мирового класса – настоящее счастье. Он великолепно поет в стиле итальянского бельканто, превосходя итальянских певцов эмоциональностью и мастерством игры на сцене». Пресса назвала его «Карузо из Большого театра».
Соткилава выступает с концертами в разных залах Москвы в самых разных программах. Не раз был участником фестиваля «Майские звёзды» и «Русская зима». Участвовал в первом исполнении в Советском Союзе «Маленькой мессы» Россини с М.Ф. Касрашвили, Е.В. Образцовой, Е.Е. Нестеренко с Камерным хором под управлением В.Н. Минина. В Большом зале Московской консерватории он исполнял вокальный цикл композитора
К.В. Молчанова на слова Ф. Петрарки (кстати, цикл посвящен певцу, аккомпанировала
Л. Могилевская), там же участвовал в концерте «Новый век – музыка России»; в Камерном зале Дома музыки с камерным оркестром «Времена года» (руководитель В. Булахов) – с концертом, посвященным 190-летию со дня рождения
Дж. Верди, в музее А.С. Пушкина – в «Званых вечерах в русской усадьбе», в Георгиевском зале Кремлёвского дворца – в концерте «Звёзды в Кремле» (1997), в Концертном зале имени П.И. Чайковского – дуэты из опер Верди, Масканьи, Бизе, Пуччини со своей любимой партнершей, тоже солисткой оперы Большого театра – М. Касрашвили, на фестивале грузинской культуры в Российской Федерации (2003).
Он гастролировал во многих городах бывшего Советского Союза со спектаклями и концертами, но с особым настроением едет в родную Грузию – в Сухуми, Кутаиси, Тбилиси. Так в Тбилисской опере он пел в «Кармен», «Трубадуре», «Бал-маскараде», «Отелло».
Дал концерт, посвященный памяти Д. Андгуладзе из произведений, которые он разучивал когда-то со своим учителем. Был участником авторского вечера О.В. Тактакишвили, где исполнил вокально- симфонические сюиты «Лирические песни» и «Мегрельские песни» (написанные для певца). Не раз выступал с известным ансамблем «Рустави». Зураб Соткилава – участник и один из организаторов фестиваля искусств, называвшегося ранее «Мелодии Советского Закавказья», а позднее – «Мастера оперной сцены». Невозможно перечислить имена русских, зарубежных и современных композиторов, произведения которых исполняет Соткилава. Наиболее любим певцом С.В. Рахманинов, о котором он говорит: «Какая глубина, экспрессия, любовь к человеку».
Концертная деятельность З. Соткилавы носит особый гражданский характер: его многочисленные благотворительные концерты или участие в таковых поражают: концерты в Фонд мира, в Фонд помощи Чернобылю, пострадавшим от землетрясения в Спитаке, в Фонд помощи воинам-афганцам, в Фонд спортсменов-инвалидов, памяти Андрея Сахарова и другие.
В расцвете своего творчества З. Соткилава начал педагогическую деятельность сначала в аспирантуре Тбилисской консерватории по совету Андгуладзе, позднее – на кафедре сольного пения в Московской консерватории. И в этом он достиг прекрасных результатов, о чем свидетельствуют блестящие успехи его учеников – высокие награды, полученные ими на международных конкурсах, и их успешная работа на разных сценах. За рубежом работают бывшие солисты Большого театра В.В. Богачев и А.Н. Федин. Одним из ведущих баритонов театра является В.Н. Редькин. Из других –
В. Абносов – солист Казанского оперного театра и И. Джалилов – солист Ташкентского театра. У профессора Соткилавы снова и снова появляются ученики, из которых он воспитывает замечательных певцов, к примеру тенор
А. Долгов – ныне солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
По инициативе З. Соткилавы в 1991 году состоялось выступление Тбилисского оперного театра на Летнем фестивале Дж. Вреди в городе Буссето. Он пел в опере «Отелло» (дирижер Дж. Кахидзе). В течение нескольких лет Соткилава являлся постоянным членом жюри конкурса «Вердиевские голоса», проходящего в этом городе.
В 1994 году З. Соткилава возглавлял жюри Х Международного конкурса П.И. Чайковского по специальности «сольное пение». В 1996 году он – член жюри Первого Международного конкурса теноров имени Д.Я. Андгуладзе (Батуми).
Зураб Соткилава по натуре своей – просветитель. Он – создатель и ведущий телевизионных циклов «Мастера оперной сцены» и «Клуб любителей оперы». Широкий кругозор, художественный вкус, большие знания – все это проявилось в его рассказах о певцах, дирижерах, художниках, а живые встречи с коллегами по искусству проникнуты уважением к ним и душевным теплом. Эти передачи привлекли многочисленную аудиторию любителей оперного искусства разных поколений.
З. Соткилава – народный артист СССР (1979), народный артист Грузинской ССР (1973), лауреат Государственной премии ГССР имени З.Палиашвили (1983), лауреат Государственной премии Грузии имени Ш. Руставели (1998). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001), Трудового Красного Знамени (1976), «Знак Почёта» (1971), орденом Чести Республики Грузия (за большие заслуги в развитии грузинского музыкального искусства, 1997, 2007). Среди его наград - орден Петра Великого I степени (2007). Певец избран академиком Российской академии творчества (1992; с 2000 г. Международная академия творчества), профессором Московской консерватории (1987).
Судьба наградила Зураба Соткилаву ещё одним бесценным сокровищем – дала ему настоящее семейное счастье. Со своей супругой он познакомился в Тбилисской консерватории, которую она окончила по классу фортепиано. Была его концертмейстером в сольных концертах. Глубоко понимая всю сложность профессии своего мужа, она является неизменным его хранителем и опорой в жизни, мудрым, доброжелательным советчиком и нелицеприятным критиком в творчестве.
Младшая дочь Кетино была соавтором некоторых его музыкальных передач. А что касается интересов помимо творчества, то это неизменная любовь и лучший отдых – футбол.

ზურაბ სოტკილა&

12 марта 1937, Сухуми, Абхазская АССР, Грузинская ССР, СССР - 18 сентября 2017, Москва, Россия

Советский грузинский и российский оперный певец (лирико-драматический тенор), театральный педагог, спортсмен (футболист)

Заслуженный артист Грузинской ССР (1970).
Народный артист Грузинской ССР (1973).
Народный артист СССР (1979).

С детства увлекался музыкой (учился в музыкальной школе по классу скрипки и фортепиано) и спортом – футболом (играл в школьной команде, затем сухумском клубе).
Окончил Тбилисский политехнический институт по специальности «инженер-маркшейдер». В то же время играл в тбилисском «Динамо» (Сухуми) (1951-1955), «Динамо»(Тбилиси) (1955-1959), а также брал уроки вокала у профессора Н.В. Бокучава. Затем – учеба в Тбилисской консерватории в классе профессора Д.Я. Андгуладзе. По окончании консерватории в 1965 году – солист Тбилисского театра оперы и балета им. З.Палиашвили.

В 1966-68 годах стажировался в «Ла Скала» у маэстро Дж. Барра и Э. Пьяцца.
Дебют певца состоялся на сцене Большого театра в партии Хозе в «Кармен» Бизе в 1973 году. С 1974 года – солист Большого театра.
Весной 1980 года Соткилаву пригласили петь партию Отелло в новой постановке режиссера Витторио де Вита.
Болонская музыкальная академия избрала Зураба Соткилаву «за блестящую трактовку произведений Верди» своим почетным членом. Затем были «Аида», «Тоска», «Хованщина» – по всему северу Италии. Также пел «Messa Solenne» в Риме, Перудже.
Был профессором Московской государственной консерватории им. Чайковского.

театральные работы

Ричард («Бал-маскарад» Джузеппе Верди)
Манрико («Трубадур» Дж. Верди)
Марио Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини)
Водемон («Иоланта» П. Чайковского)
Радамес («Аида» Дж. Верди)
Индийский гость («Садко» Н. Римского-Корсакова)
Арзакан («Похищение луны» О. Тактакишвили) - первый исполнитель
Отелло («Отелло» Дж. Верди)
Хозе ("Кармен")
Туридду («Сельская честь» П. Масканьи)
Барон Каллоандро («Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло) - первый исполнитель в Большом театре
Самозванец («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Голицын («Хованщина» М. Мусоргского)
Измаил («Набукко» Дж. Верди)

призы и награды

I премия и золотая медаль, главный приз «Золотой Орфей» на международном конкурсе в Софии (1968).
II премия и серебряная медаль на IV Международном конкурсе им. Чайковского (1970).
I премию Международного конкурса им. Франсиско Виньяса в Барселоне (1970).
Государственная премия Грузинской ССР им. З. Палиашвили (1983).
Государственная премия Республики Грузия имени Шота Руставели (1998).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 марта 2001).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (3 декабря 2007).
Орден «Знак Почета» (1971).
Орден Трудового Красного Знамени (1976).
Премия «Овация» (2008).
Почётная грамота Президента РФ (27 октября 2012).
Почётный член Болонской академии музыки (Италия) - избран «за блестящую трактовку произведений Верди».
Орден "За заслуги перед Отечеством" II степени (2017)
Три ордена Чести (Грузия, 1997, 2007, 2016)

Знаменитый певец умер в Москве. Последние два года он боролся с онкологическим недугом. Президент России Владимир Путин выразил соболезнования в связи с кончиной Зураба Соткилавы.

В канун своего 80-летия всенародно любимый тенор был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени. Торжественная церемония состоялась в родном для певца Большом театре, где он спел все свои самые значимые партии.

А вечером того же дня, 9 июня, Зураб Лаврентьевич пришел в Большой зал Московской консерватории на гала-концерт в свою честь "Vivat Соткилава!". Этот день стал последним его публичным появлением перед поклонниками, которые приветствовали своего кумира стоя. Вечер стал приношением Благотворительного фонда Елены Образцовой и соединил две главные страсти в жизни певца - оперу и футбол.

Зураб Соткилава родился 12 марта 1937 года. Сначала он стал инженером, закончив в 1960 году горный факультет Грузинского политехнического института. Но любовь к музыке и прекрасный голос взяли верх. В 1965 году он окончил Тбилисскую консерваторию в классе знаменитого Давида Андгуладзе. В 1973 году дебютировал в Большом театре в партии Хозе в опере Бизе "Кармен". И уже год спустя стал солистом главного театра страны, в котором прослужил более 40 лет и создал около двух десятков ярких образов. Самыми важными своими работами Зураб Лаврентьевич считал "Кармен" и вердиевского "Отелло".

Имя Зураба Соткилавы было отмечено в летописи советского футбола. В юности Зураб Соткилава был капитаном юниорской сборной Грузии и даже с 1955 года четыре сезона выступал за легендарное тбилисское "Динамо", в составе которого в 1959 году стал бронзовым призером чемпионата СССР.

Но опера была для него смыслообразующим делом. Он не только пел в Большом театре, но и был профессором Московской консерватории, переживал за своих учеников, поддерживал их и крайне досадовал, когда в очередной раз убеждался, что таланту научить невозможно ни при каких обстоятельствах.

Еще как, пожалуй, никто из плеяды самых знаменитых солистов Большого, Зураб Соткивала очень много и с огромной любовью к своей публике выступал с концертами по всей огромной стране. В его исполнении опера переставала быть чем-то чопорным и элитарным, мгновенно превращаясь в очень близкое миллионам людей искусство. А каждое сольное выступление Зураб Лаврентьевич неизменно завершал исполнением a capella проникновенной народной мегрельской песни так, что "мурашки" бежали по коже и наворачивались слезы.

Зураб Соткилава - не просто народный артист СССР, лауреат Госпремии и кавалер множества престижных наград, он - человек "эпоха". Уходят "последние из могикан", объединявших народы постсоветского пространства, даже когда страны под названием Советский Союз уже нет на картах мира.

Свой последний аншлаг Зураб Соткилава соберет 20 сентября в Большом театре, где состоится прощание со знаменитым тенором. А похоронен он будет на родине - в Грузии . Но к счастью, остаются прекрасные записи, и его голос будет по-прежнему жить в наших сердцах.

Вот несколько фрагментов из тех интервью, что в разное время мне посчастливилось взять у Зураба Соткилавы.

Зураб Лаврентьевич, вы довольны своей певческой биографией?

Зураб Соткилава: В свое время я спел в Большом театре все, что хотел, и сделал это на достойном уровне. Плохо другое - на первую свою зарубежную постановку я выехал в сорок три года. Это поздно, тем более для тенора из Советского Союза, потому что импресарио, естественно, хотят работать с молодыми. Сделай я это раньше, у меня была бы совсем другая карьера. В принципе на Западе я мог стать миллионером за два-три сезона. А в России на старости лет оказался достоин лишь пенсии в 2700 рублей в месяц. Во всем мире, если ты проработал в театре 20 лет и был ведущим солистом, при выходе на пенсию тебе положен достойный пансион от этого театра. Если бы я получал тысяч пять долларов в месяц, то жил бы сейчас спокойно, ничего не делая.

Надо было бы мне родиться лет на тридцать позже. Сегодня у молодых шансов в жизни гораздо больше, чем было у моего поколения. Я не умею просить и унижаться, а для того, чтобы тебя отпустили за границу, этим надо было заниматься постоянно. Надо было дружить с девочками из Госконцерта, чтобы они вместо твоей фамилии другие не посылали, сообщая, что ты "очень занят" и приехать не сможешь.

Еще, конечно, я много глупостей и сам сделал. Самая большая моя ошибка была, когда, приехав в Америку, я отказался от предложения прослушаться на CBS. Еще мне не повезло: президент звукозаписывающей компании Sony, который меня очень любил, успел выпустить лишь один мой диск, а после его смерти все остальные на фирме меня только обманывали. А все мои диски, что я обнаруживаю в России, - пиратские, очень плохого качества.

Уходят последние из могикан, объединявших народы постсоветского пространства

Пиратские записи - верный признак популярности.

Зураб Соткилава: Это не популярность, а воровство. А популярность у меня хорошая, добрая. Я хорошую жизнь прожил, я счастливый человек. Все в жизни попробовал, все познал, все, что хотел спеть, спел. И люди меня искренне любят. Когда я появляюсь, встают по собственной инициативе.

Вы ни разу не пожалели о том, что предпочли карьеру оперного певца, а не футболиста?

Зураб Соткилава: Нет. У нас в семье все делалось для того, чтобы отвлечь меня от футбола, который считали хулиганской игрой. Несмотря на мое сопротивление, меня заставляли ходить в музыкальную школу, но с занятий я сбегал на стадион. Спустя полгода мать узнала об этом и в наказание изрубила топором мои любимые бутсы. Из футбола я ушел не по своей воле - после серьезной травмы уже не мог играть. Мне было 20 лет, и казалось, что жизнь кончилась, мир рухнул. Отчисление из тбилисского "Динамо" - моя первая мужская слеза.

А вторая?

Зураб Соткилава: Смерть мамы. Я готовился к дебюту в Большом театре и так хотел привезти ее в Москву, где она никогда не была. Даже платье ей нарядное сшили. Но моим родителям не довелось слышать и видеть меня на сцене. А сегодня я даже на могиле родителей побывать не могу.

Это как?

Зураб Соткилава: Это плохая история. В прошлом году я хотел поехать в Абхазию - принять участие в фестивале, который проходит в Пицунде, и побывать в Сухуми на могиле родителей. Но абхазские власти меня не пустили. Сказали, что мой визит - это чуть ли не политическая акция, инспирированная Грузией. А я же сам сухумский - там родился и вырос.

Но у вас на территории всего Советского Союза всегда была большая и верная армия почитателей…

Зураб Соткилава: Я красотой никогда не блистал. Всегда брал пением. Семья для меня - это святое. То, что я есть сегодня, - это заслуга моей супруги Элисо. Ей со мной никогда легко не было. Две дочери и муж-тенор в доме - это хуже, чем пятеро детей. Но она красивая и сильная женщина из рода Багратиони. Именно Элисо создала в нашей семье комфортную обстановку и все сделала для того, чтобы я мог петь до сих пор. Она ради меня карьерой пианистки пожертвовала, а в отличие от меня консерваторию с красным дипломом окончила! Все удивлялись, почему она вышла за меня замуж. А потому что пока все говорили: "Ах, какая девочка!", я взял и женился.

Вам поклонники часто дарили подарки?

Зураб Соткилава: Материальных подарков я не люблю. Я к пафосным вещам равнодушен. Долгое время я ездил на "Оке", пока мне на ней нацарапали: "Не позорь нацию - смени машину".

Какой знаменитый гузинский тост пришелся бы сегодня вам по душе?

Зураб Соткилава: Грузинские тосты - это всегда аванс на то, что ты станешь хорошим человеком. А я о себе все хорошее уже услышал. Хочу лишь, маленькую горсточку здоровья, чтобы видеть и радоваться, как внуки растут.

Оперный певец, лирико-драматический тенор, солист Большого театра России, народный артист СССР и Грузинской ССР Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в городе Сухуми (ныне Сухум, Республика Абхазия). Его отец, Лаврентий Соткилава, был историком, мать, Ксения Карчава, работала врачом.

С детства Зураб увлекался футболом. В 16 лет он вошел в состав команды юниоров сборной Грузии, затем стал ее капитаном. В 1956 году команда одержала победу во Всесоюзных соревнованиях, и Соткилаву приняли в основной состав тбилисского "Динамо".

Вокалом Зураб с профессором тбилисской консерватории Николаем Бокучава. Занятия проходили в промежутке между футбольными тренировками и играми. После травмы, полученной в 1959 году, Соткилава не мог уже продолжать играть в футбол и решил посвятить себя оперному пению.

В 1960 году, после окончания горного факультета Грузинского политехнического института, он был принят в Тбилисскую государственную консерваторию имени В. Сараджишвили. Сначала его голос определили как баритон, но, учась на третьем курсе, Соткилава попал в класс Давида Андгуладзе, который открыл у студента лирико-драматический тенор, что обусловило дальнейшие достижения молодого певца.

В 1965 году Зураб Соткилава окончил Тбилисскую консерваторию, в 1972 году — аспирантуру при Тбилисской консерватории.

После окончания консерватории он был принят в Тбилисский театр оперы и балета имени З. Палиашвили. Он успешно дебютировал, исполняя ведущие партии в различных операх, среди которых "Тоска" и "Богема" Джакомо Пуччини, "Риголетто" Джузеппе Верди, национальные оперы "Абесалом и Этери" Захария Палиашвили, "Миндия" Отара Тактакишвили и другие.

В 1966-1968 годах Зураб Соткилава стажировался в театре "Ла Скала" под руководством Дженнаро Барра и Энрико Пьяцца, где подготовил партии герцога в опере "Риголетто" Джузеппе Верди, Хозе в "Кармен" Жоржа Бизе, Турриду в "Сельской чести" Пьетро Масканьи. После этого в Италии его стали называть одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики.

В 1973 году Соткилава дебютировал в Большом театре в партии Хозе в опере "Кармен".

В 1974 году певец был приглашен в оперную труппу Большого театра.

В Большом в разные годы он исполнял партии Манрико в опере "Трубадур", Радамеса в "Аиде", Ричарда в "Бале-маскараде", Измаила в "Набукко" и Отелло в одноименной опере Джузеппе Верди, Марио Каварадосси в "Тоске" Джакомо Пуччини, Туридду в "Сельской чести" Пьетро Масканьи. В репертуаре певца были российские оперы "Иоланта" Петра Чайковского, "Садко" Николая Римского-Корсакова, "Борис Годунов" и "Хованщина" Модеста Мусоргского. Зураб Соткилава был первым исполнителем партий барона Каллоандро в "Прекрасной мельничихе" Джованни Паизиелло и Арзакана в "Похищении луны" Отара Тактакишвили.

В 1995 году певец участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки оперы "Хованщина" в редакции Дмитрия Шостаковича, исполнив партию Голицына. Также исполнил эту партию в постановке "Хованщины" в Большом театре в 2002 году.

Соткилава неоднократно выступал на сценах лучших оперных театров мира: Ла Скала, Лондонской королевской оперы, Баварской Штатс-оперы, Дрезденской оперы, Норвежской оперы, Болонского театра Коммунале, оперных театров Лисео в Барселоне и Ля Фениче в Венеции. В 1970-1990 годах тенор совершал большие концертные турне по городам Европы, Великобритании, США и Японии.

В последние годы сольные выступления певца проходили в концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга, городах России и ближнего зарубежья. В репертуаре концертов были не только оперные арии, но и романсы Чайковского, Рахманинова, циклы немецких композиторов Штрауса и Вольфа, грузинские и русские народные песни, итальянские и испанские песни.

Зураб Соткилава вел преподавательскую деятельность. В 1976-1988 годах он работал в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского на кафедре сольного пения, с 1987 года был профессором кафедры. В 2002 году Соткилава возобновил преподавательскую деятельность в консерватории. Среди учеников мастера — Владимир Богачев, Владимир Редькин, Александр Федин и многие другие.

Творчество Зураба Соткилавы было отмечено многими премиями и наградами. В 1973 году певец был удостоен звания народного артиста Грузинской ССР, в 1983 году ему было присвоено звание народный артист СССР.

В 1968 году Зурабу Соткилаве была присуждена первая премия и вручен приз "Золотой Орфей" на IX Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. В 1970 году он получил II премию и серебряную медаль на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве, Гран-при и первую премию Международного конкурса вокалистов имени Франсиско Виньяса в Барселоне.

За трактовку произведений Верди Болонская музыкальная академия избрала Зураба Соткилаву своим почетным членом.

В 1983 году он стал лауреатом Государственной премии Грузинской ССР имени З. Палиашвили, в 1998 году получил Государственную премию Республики Грузия имени Ш. Руставели.