Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный технологический университет"
Лесосибирский филиал
Кафедра ЭиУП
по дисциплине:
"Менеджмент и маркетинг"
Тема: "Планирование как функция менеджмента"
Лесосибирск 2013
Введение
1.3 Особенности стратегического и тактического планирования
2 Решение задач
2.1 Задача 1
2.2 Задача 2. Оценка финансовой деятельности предприятия
2.3 Задача 3
2.4 Задача 5. Организационная структура предприятия
Заключение
Библиографический список
Введение
Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Процесс управления организацией - это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально-экономической системы (организации). Всю многообразную деятельность по управлению организацией можно представить в виде процесса выполнения ограниченного числа функций.
Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления).
Планирование - это одна из основных функций менеджмента. В широком смысле планирование это деятельность, направленная на определение целей и задач организации, а также распределение и перераспределение ресурсов для реализации поставленных задач.
1. Планирование как функция менеджмента
1.1 Сущность, задачи планирования
Планирование - это умение предвидеть цели фирмы (организации), результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.
Содержание планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.
Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.
План действий - это одновременно и предвидимый результат, и направление действий, которому надо следовать, и этапы, которые надо пройти, и методы, которые следует применить, это своего рода картина будущего, в которой ближайшие события очерчены с некоторой определенностью, в то время, как отдаленные события выступают все менее и менее отчетливо. Она охватывает область деятельности, как ее можно предвидеть, и то, чем располагать в течение определенного времени.
Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.
Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях. Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.
Большинство крупных российских предприятий имеют длительный опыт социалистического планирования. Практика этого планирования имела негативные последствия, связанные, прежде всего с ограничением свободы планирования и свободы действий.
Российские экономические реформы открыли путь к экономической свободе предприятий.
Планирование - один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений. Планированию можно дать следующее определение.
Планирование - это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.
Планирование решает следующие основные задачи:
формулирует цели ее деятельности и конкретные задачи, с помощью которых они достигаются;
создает необходимую основу для перестройки структуры фирмы и системы управления ею;
создает основу для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей;
обеспечивает выбор наилучшего варианта решения;
формирует систему стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности фирмы и поощрение наиболее отличившихся работников.
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке и о деятельности предприятия. Она обеспечивается бухгалтерским учетом и обширной статистической базой. Однако предприятия - это всего лишь небольшая часть рынка и экономики страны. Следует понимать, что невозможно получить абсолютно все важные данные о рынке в целом и особенно те, что касаются деятельности конкурентов.
1.2 Виды планирования. Подход менеджмента к планированию
Выделяются различные виды планирования.
Общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы
Частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности.
Виды планирования по срокам:
Долгосрочное осуществляется на срок более пяти лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование);
Среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);
Краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.).
Разновидности планов.
Планы-цели: характеристики желаемого состояния предприятия (отделов). Используются при планировании на длительные сроки и в условиях неопределенности.
Планы для повторяющихся действий регламентируют выполнение традиционных работ в стандартных условиях (расписание движений поездов, самолетов) составляемых с учетом форс-мажорных обстоятельств.
Планы для неповторяющихся действий составляются для решения специфических проблем в конкретных сложившихся ситуациях.
Планирование можно классифицировать по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности:
Стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов;
Тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов;
Оперативное - реализация данной возможности).
Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):
полнота (требуется учесть все),
детализация (глубина ее определяется целью планирования),
точность,
простота и ясность,
непрерывность,
эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),
выравнивание при планировании (учет "узких мест"),
экономичность.
При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.
Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.
Следует четко определить:
Объект планирования (что планируется),
Субъект планирования (кто планирует),
Период (горизонт) планирования (на какой срок),
Средства планирования (например, компьютерное обеспечение),
Методику планирования (как планировать),
Согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).
Различают:
последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего)
скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.,
жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия),
гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).
.3 Особенности стратегического и тактического планирования
Стратегия - представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии
организации и достижение её целей.
Многие крупные компании в современных условиях стали уделять все большее внимание развитию стратегического планирования как инструменту централизованного управления. Такое планирование предусматривает разработку общих принципов ориентации фирмы на перспективу; определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
В системе стратегического планирования в зависимости от методологии и целей обычно различают долгосрочное планирование и стратегическое планирование. В системе долгосрочного планирования цели претворяются в программы действий, тактические планы и бюджеты, планы прибылей, разрабатываемые для каждого из главных подразделений организации. Затем программы, тактические планы и бюджеты выполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактических показателей от запланированных.
Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.
Основными признаками стратегического планирования являются:
цель планирования,
долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы,
носитель идеи планирования - высший менеджмент,
проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования,
горизонт планирования - долгосрочное,
охват - глобальный, широкий спектр альтернатив,
принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).
Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.
Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии.
Под тактическим планированием понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей. Иными словами, тактика является одной из форм выражения стратегии. Стратегия и тактика, в общем плане, имеют родственные цели и их сущность заключается в определении средств, с помощью которых предприятие стремится к достижению поставленных целей и заданий.
Тактическое планирование - это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматривать как определенные шаги, ступени по направлению к вершине - общей цели, предусмотренной стратегией.
Успешное стратегическое планирование неразрывно связано с тактическим планированием, представляющим собой детальную работу по конкретизации стратегии. Ежедневная работа менеджера заключается в постоянном принятии множества решений, каждое из которых сопровождается процедурой текущего планирования хода их реализации.
Текущее планирование представляет собой совокупность планов по различным видам деятельности предприятия. Разработка текущего плана должна начинаться с подразделений. Задачи, стоящие перед ними (определяемые потребностями реализации стратегических целей), требуют разработки плана действий и наличия ресурсов, достаточных для их решения. В итоге планы по подразделениям разрабатываются в виде бюджетов или смет. Прогноз сбыта - та основа, на которой, в конечном счете, строятся все бюджеты подразделения.
Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации (оперативное, или, тактическое планирование).
2 Решение задач
2.1 Задача 1
Эффективность производственной деятельности предприятия.
На основании данных заполнить таблицы. Рассчитать показатели удельного веса каждой статьи актива и пассива баланса. Произвести расчет эффективности производственной деятельности предприятия.
Заполняем таблицы 1.1 и 1.2.
Для определения удельного веса по каждой статье актива и пассива баланса используем формулу:
Например, определяем удельный вес по статье "основные средства"
на начало года:
на конец года:
Определяем изменения за год по статье "основные средства":
удельный вес изменения:
Таким образом, производим расчет по всем статьям, и полученные величины заносим в таблицы 1.1 и 1.2.
Таблица 1.1
Состав имущества предприятия
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
1. Планирование - функция управления, с помощью которой определяются цели деятельности организации, необходимые средства, а также наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Начальным элементом планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития объекта, рассматриваемого в тесном взаимодействии с окружающей его средой.
Организация обычно формирует единый план для управления деятельностью, но в ее рамках для достижения конкретных целей применяются различные методы. Образно говоря, составляется карта пути, по которому должна продвигаться организация к поставленной цели в конкретный отрезок времени.
Вид планирования и соответствующий тип плана зависят от уровня организационной иерархии, на котором они осуществляются.
Так, стратегическое планирование предусматривает выдвижение таких целей в стратегии развития организации, реализация которых обеспечит ее эффективное функционирование в долгосрочной перспективе в своей рыночной нише. Стратегическое планирование осуществляется на высшем уровне иерархии управления.
На среднем уровне управления производится тактическое плани рование , т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. В основу тактического планирования положены идеи, выработанные при стратегическом планировании.
На нижнем уровне организационной иерархии осуществляется опе ративное планирование. Оперативное - текущее производственно-финансовое и исполнительское планирование на короткие отрезки времени, ориентированное на дополнение, детализацию, внесение коррективов в намеченные ранее планы и графики работ.
Все три типа планов (стратегический, тактические и оперативные планы) составляют общую систему, которую называют генеральным, или общим, планом, или бизнес-планом организации.
С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью в бу дущем и более эффективно на нее реагировать
Состав и структура бизнес-плана
Бизнес-планирование и бизнес-план
Общая характеристика и структура бизнес-плана
1. Бизнес-планирование - процесс разработки системы мероприятий! по реализации предпринимательского, инвестиционного проекта, развитию организации на определенный период времени, оформляемых в виде бизнес-плана
Бизнес-план - это постоянно действующий документ, в который вносятся изменения, дополнения, связанные с переменами как внутри организации, так и во внешней среде. Такой план как страте гический документ решает следующие задачи: обосновывает экономическую целесообразность направлений развития организации; представляет расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности (объем продаж, прибыли и др.); определяет источники финансирования для реализации выбранной стратегии; намечает состав работников, который способен реализовать планируемые мероприятия.
Стратегический бизнес-план - документ внутреннего пользования. Для инвесторов, кредиторов и потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию, бизнес-план составляется в сжатой форме (резюме), но так, чтобы они видели реальность и выгодность реализации данного проекта. Именно этот документ как специальный инструмент менеджмента, широко используемый в современной рыночной экономике для инновационной деятельности, и называют бизнес-планом.
2. Бизнес-план - основа предпринимательства. Структура бизнес- плана должна быть легко понятной потенциальным инвесторам, содержание глав соответствовать их названиям, иметь оглавление. Как правило, прогнозирование развития осуществляется на 3- 5 лет, причем в первый год разбивка всех показателей дается подробно (помесячно, поквартально) с указанием ответственных лиц, на второй год - с интервалом в полгода, на остальные сроки - по итогам года. В бизнес-плане указываются возможные причины неточностей, проблемы и риски, которые неизбежны при развитии всякого нового дела и которые могут потребовать корректировки материальных и денежных ресурсов.
Обычно бизнес-план состоит изследующих разделов: 1. Введение; 2. Характеристика организации; 3. Описание продукции (работ, услуг); 4. Анализ рынка и конкурентов; 5. Маркетинговый план; 6. План производства; 7. Организационный план; 8. Финансовый план; 9. Инвестиционный план; 10. Приложения.
Объем бизнес-плана составляет 20-25 страниц машинописного текста для получения небольших инвестиций и 50-80 страниц - для привлечения крупного инвестиционного капитала
Планирование это процесс определения набора действий, необходимых организации для достижения поставленных перед ней целей. Планирование это один из инструментов управления, включающий в себя определение необходимых ресурсов, перспектив развития организации и выбор путей достижения целей.
Целью планирования является разработка планов, обязательных для исполнения на всех уровнях управления. Планом называется документ в котором находят свое отражение прогнозы развития компании, цели и задачи, стоящие перед всей организацией и перед ее подразделениями, направления координации ее текущей деятельности, распределение имеющихся ресурсов.
Функция планирования является исходной в цикле управления, так как процесс управления начинается с постановки целей. Другие функции менеджмента направлены на достижение целей, определенных при планировании.
Сущность планирования заключается в выработке оптимального плана организации, направленного на достижения поставленных целей и задач. При осуществлении планирования необходимо использовать информацию о прошлых периодах работы компании и информацию о ее текущей деятельности. Выходными данными при планировании является перспективная информация, то есть план является результатом планирования.
При планировании необходимо определить:
- определение параметров текущей деятельности организации,
- определение того, что может произойти с организацией, если не предпринимать корректирующих действий,
- определение возможностей внешней среды организации,
- определение ресурсов, необходимых для достижения целей организации.
Глубина планирования, виды планов
Глубина планирования это промежуток времени в будущем, который охватывает план. В деятельности организации в зависимости от глубины планирования рассматривают оперативное планирование, тактическое планирование и стратегическое планирование (рисунок 1).
Рисунок 1. Виды планирования в организации
Стратегическое планирование включает в себя определение общих целей развития компании, ключевых направлений ее развития. Глубина планирования при этом от 1 года и до 15-20 лет.
Тактическое планирование осуществляется на срок до 1 года и включает в себя определение конкретных мероприятий и сроков их исполнения, применение которых позволит достичь определенных в рамках стратегического планирования целей.
Оперативное планирование осуществляется на срок от нескольких часов до 1 месяца и заключается в выборе конкретных исполнителей и осуществлении конкретных мероприятий, определенных в тактическом плане.
Принципы планирования
При осуществлении планирования следует руководствоваться рядом принципов (рисунок 2). Принципы планирования представляют собой правила осуществления планирования в организации.
Рисунок 2. Принципы планирования и их характеристика
Ключевыми принципами являются непрерывность (то есть при реализации одних планов им на смену должны приходить другие), реальность и обеспеченность (постановка целей и задач исходя из имеющихся ресурсов), гибкость (возможность корректировки плана в зависимости от изменяющихся условий внешней среды), директивность (обязательность исполнения) и партисипативность (вовлеченность сотрудников в процесс планирования).
Планирование как вид управленческой деятельности, определяющий перспективу развития организации, включает в себя следующие этапы: постановка целей, оценка состояния организации, выбор стратегии, разработка тактических и операционных планов, корректировка планов.
Введение Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.Процесс управления организацией - это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально-экономической системы (организации). Всю многообразную деятельность по управлению организацией можно представить в виде процесса выполнения ограниченного числа функций.Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления).Планирование - это одна из основных функций менеджмента. В широком смысле планирование это деятельность, направленная на определение целей и задач организации, а также распределение и перераспределение ресурсов для реализации поставленных задач.В узком смысле - это процесс составления специальных документов, цель которых состоит в сочетании и координации работы, организации и повышении ее эффективности.Планирование дает основу для принятия решений и развития предприятия в целом. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий.
Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе руководителям российских предприятий и организаций необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Тема организации управления на предприятии, а также выполнение функции планирования чрезвычайно насущной на сегодняшний день. В последнее время в прессе, на многочисленных конференциях, в неформальном общении специалисты все чаще обсуждают задачу перехода от тактического планирования к стратегическому. Однако создать только оптимальные системы управления такими структурами недостаточно для эффективного развития компаний. Необходимо построить корпоративную культуру, соответствующую структуре и целям организации и полностью сформировать мировоззрение всех сотрудников, ориентированные на стратегическое развитие.
Цель работы - рассмотреть планирование как функцию менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях.
Цель достигается постановкой следующих задач.
1. раскрыть сущность функции планирования
2. рассмотреть виды планирования в организации
3. раскрыть особенности стратегического и тактического планирования
4. определить значение функции планирования в процессе управления в современных условиях.
Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия функций менеджмента создает условия принятия правильных решений в области формирования и функционирования систем менеджмента. Анализ литературы и источников показал интерес ученых и специалистов как отечественных, так и западных, к рассматриваемой проблеме. При написании работы в качестве источников литературы были использованы учебные пособия по менеджменту. В частности, автором были изучены работы по менеджменту таких отечественных авторов, как Н.Н. Герчикова, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, Е.П. Михалева, а также работа американского классика М. Мескона и др.
1. Планирование как функция менеджмента 1.1 Су щность функции планирования Планирование - одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. В ходе планирования разрабатываются планы. Планирование - первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять - это предвидеть», а «предвидеть - это уже почти действовать» .Планирование - это не просто умение предусмотреть все необходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения.Планирование - «это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством» .Планирование является важнейшим этапом процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач .План - это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо. Отсутствие планирования ставит организации в такое положение, когда они:· не понимают поставленных целей, будущих задач;· хозяйствование не рассматривают как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;· теряют ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются в основном краткосрочными интересами и не понимают глубинного смысла происходящих событий;· оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.Применение планирования:· улучшает координацию действий в организации;· позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде;· делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации;· улучшает информационный обмен в организации;· способствует оптимальному распределению ресурсов;· четко очерчивает обязанности и ответственность персонала;· симулирует работников к лучшему исполнению своей работы, а менеджеров - к большей обоснованности и реализации своих решений;· улучшает контроль в организации .По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих вопроса:1. Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, каким и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.3. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.Процесс планирования является инструментом, способствующим принятию управленческих решений (рис. 1).Рис. 1. Классификация решений, вырабатываемых и принимаемых при планированииПосредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.Процесс планирования включает в себя четыре этапа:1. выработку общих целей предприятия;2. детализацию и конкретизацию целей;3. определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;4. контроль за достижением целей.Эффективность планирования во многом определяется тем, насколько соблюдены следующие его принципы (табл. 1).
Таблица 1 - Принципы планирования
Принципы | Краткая характеристика | |
Единство научно-технических, социальных и экономических задач развития организации | Находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки плановых решений | |
Научная обоснованность и оптимальность решений | Обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления производственных процессов, использованием методов оптимального планирования экспериментов, оптимизации плановых решений, построения интегрированных систем подготовки и обработки данных | |
Доминирование стратегических аспектов в планировании | Требует обязательного использования специфических форм стратегического планирования на предприятии и подчинения ему всех других видов оперативного планирования | |
Комплексность планирования | Означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятии планов | |
Ресурсная сбалансированность планов | Реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях предприятия материальных, трудовых, финансовых, энергетических и прочих видов балансов | |
Гибкость и эластичность планирования | Требует динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов, а также способности сохранять необходимые резервы и предусматривать плановые альтернативы | |
Непрерывность планирования | Находит свое наиболее полное выражение в концепции скользящего планирования, в которой благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием |
Можно выделить четыре основных функции управленческой деятельности в рамках процесса планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение .
Распределение ресурсов - включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, управленческие кадры и технологический опыт.
Адаптация к внешней среде - охватывает все действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и возможным опасностям, выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Планирование преуспевающих предприятий имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.
Внутренняя координация есть координация деятельности организации учитывающая ее сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, - больших или малых, - является неотъемлемой частью деятельности менеджеров.
Осознание организационных стратегий - деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте позволяет организации корректировать свое стратегическое направление и повышать профессионализм в области стратегического менеджмента. Устойчивый успех организаций обеспечивает постоянное стремление руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.
1.2 Виды планирования Выделяются различные виды планирования.· Общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы· Частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности .Виды планирования по срокам:1. долгосрочное осуществляется на срок более пяти лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование);2. среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);3. краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.).Разновидности планов.Планы-цели : характеристики желаемого состояния предприятия (отделов). Используются при планировании на длительные сроки и в условиях неопределенности.Планы для повторяющихся действий регламентируют выполнение традиционных работ в стандартных условиях (расписание движений поездов, самолетов) составляемых с учетом форс-мажорных обстоятельств.Планы для неповторяющихся действий составляются для решения специфических проблем в конкретных сложившихся ситуациях.Планирование можно классифицировать по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности1. стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов2. тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов3. оперативное - реализация данной возможности) .Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):- полнота (требуется учесть все),- детализация (глубина ее определяется целью планирования),- точность,- простота и ясность,- непрерывность,- эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),- выравнивание при планировании (учет «узких мест»),- экономичность.При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования,Следует четко определить:1. объект планирования (что планируется),2. субъект планирования (кто планирует),3. период (горизонт) планирования (на какой срок),4. средства планирования (например, компьютерное обеспечение),5. методику планирования (как планировать),6. согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).Различают:· последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего)· скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.,· жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия),· гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).Основными признаками стратегического планирования являются:ь цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы,ь носитель идеи планирования - высший менеджмент,ь проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования,ь горизонт планирования - долгосрочное,ь охват - глобальный, широкий спектр альтернатив,ь принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).Это планирование включает: выработку стратегии, стратегическое планирование производственной программы, планирование развития потенциала, планирование развития структуры потенциала .Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.Отличительными чертами оперативного планирования являются:ь носитель идей планирования - средние и низшие уровни менеджмента,ь задача планирования - обеспечение относительной надежности и относительного структурирования,ь горизонт - короткие и средние сроки, глубина - детализация планов,ь диапазон - ограниченный спектр альтернатив,ь основа - созданный потенциал.Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия2. Сущность тактического и стратегического планирования в организации 2.1 Та ктическое планирование в организации Термин «тактика» - термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей. Тактическое планирование имеет дело с решением о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей .Текущее планирование является этапом реализации стратегического плана фирмы. За отправную точку текущих планов в рыночной экономике принимается прогноз сбыта продукции на текущий год. Кроме этого, в отличие от стратегического плана несколько меняются формы представления результатов текущих планов.Текущее планирование представляет собой совокупность планов по различным видам деятельности предприятия. Разработка текущего плана должна начинаться с подразделений. Задачи, стоящие перед ними (определяемые потребностями реализации стратегических целей), требуют разработки плана действий и наличия ресурсов, достаточных для их решения. В итоге планы по подразделениям разрабатываются в виде бюджетов или смет. Прогноз сбыта - та основа, на которой, в конечном счете, строятся все бюджеты подразделения.Текущие планы охватывают годовой период. Текущие планы имеют ряд отличительных черт .Их составление является исключительной функцией руководителей отделов и подразделений (функциональных руководителей) .Это обеспечивает вовлечение в процесс разработки стратегических планов тех менеджеров, которые непосредственно занимаются их внедрением в производство. Окончательный вариант текущих планов формируется на основе производственной стратегии и общих целей фирмы, и он же является основой для ведения дел согласно поставленным целям.Текущие планы разрабатываются с тем, чтобы все подчиненные, ответственные за внедрение долгосрочной стратегии, имели четкое представление о том, что, как и когда они должны сделать, чтобы цели, стоящие перед ними, были достигнуты. Кроме того, текущие планы обеспечивают механизм, с помощью которого главные менеджеры могут проследить за тем, насколько процесс производства соответствует пунктам стратегического плана.Другой важной характеристикой текущих планов является его соответствие всем балансовым показателям работы фирмы. Баланс и другие формы статистической отчетности выполняют две важные функции по отношению к текущему планированию:1) отражают распределение ресурсов в соответствии с планами (в том числе финансовых, трудовых, материальных) по конкретным направлениям деятельности;2) выполняют функцию мониторинга и оценки эффективности внедрения стратегии.Краткосрочные планы разрабатываются на уровне предприятия в виде производственной программы, на основе поступивших заказов или результатов маркетинговых исследований, а затем конкретизируются для отдельных цехов на квартал или на месяц. В сущности, такие планы содержат решения о том, как эксплуатировать производственную систему организации в зависимости от меняющегося рыночного спроса. В задачу краткосрочного планирования в связи с этим входит обеспечение производства продукцией и услугами с минимальными затратами.Если говорить конкретно, то речь в данном случае должна идти о планировании привлечения необходимого количества работников, использования производственных мощностей, материальных затрат. Обычно для годичного периода производственные мощности постоянны, и из расчетов их можно исключить, а поэтому на первый план здесь выдвигается планирование материально-технического обеспечения производства и планирование численности занятых на нем. Помимо этого в годовом разрезе составляются финансовые планы, планы научных исследований и опытно-конструкторских разработок, проведения социальных мероприятий, повышения квалификации работников и пр.Руководители нижнего звена каждой организации должны разрабатывать три различных типа планов для ежедневного контроля за производственным процессом и его соответствием общей стратегии корпорации.Сводная информация по этим трем типам текущих планов дана в таблице 2.Таблица 2. Три типа текущих плановТип плана | Роль в системе планов | Форма, в которой разрабатывается план | |
Функциональные планы | Помощь при внедрении стратегического плана корпорации | Ключевые краткосрочные цели и тактические подходы к решению насущных проблем, возникающих на данном этапе в каждой из функциональных сфер | |
Единовременные планы | Содержит указания по осуществлению действий, носящих разовый характер | Программы, проекты | |
Стабильные планы | Стандартизируют решения по регулярно повторяющимся операциям, процессам |
В настоящее время сложилось несколько способов составления планов, т.е. методов планирования. К ним относятся балансовый, нормативный, математико-статистические.
Список литературы 1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 456 с.2. Бородин А. Этапы формирования стратегического потенциала предприятия // Проблемы теории и практики управления, 2005, №63. Брасс А.А. Основы менеджмента. - М.: Экоперспектива, 2006. - 239 с.4. Вершигора Е.Е. Менеджмент. М., Инфра-М, 2008. - 283 с.5. Веснин В.Р. Менеджмент. - М.: Проспект, 2009. - 512 с.6. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2002. - 292 с.7. Гавриленко В.М. Менеджмент. - М.: Приор-издат, 2004. - 160 с.8. Герчикова Н.Н. Менеджмент. - М.: Юнити, 2008. - 621 с.9. Деловое планирование / Под ред. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 345 с.10. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. - М.: ПЖ ФУА, ЗАО Экономпресс, 2007. - 284 с.11. Казначевская Г.Б. Менеджмент - Феникс, 2008. - 378 с12. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления - М.: Норма, 2006. - 528 с.13. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. - М.: Новосибирск: Инфра-М - Сибирское соглашение, 2001. - 123 с.14. Менеджмент / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. - М.: ФБК - Пресс, 2009. - 504 с.15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2006. - 704 с.16. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения - М.: Дело, 2006. - 440 с.17. Основы менеджмента / Под ред. В.И. Королева. - М.: Магистр, 2008. - 620 с.18. Пилипенко Н.Н., Татарский Е.Л. Основы менеджмента: Структурно-логические схемы. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. - 144 с.19. Руденко В.И. Менеджмент. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 192 с.20. Томпсон А.А., Стрикленд Дж.А. Стратегический менеджмент. - М.: Юнити, 2007. - 411 с.21. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева - М, Инфра-М, 2008. - 736 с.22. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М., ЗАО Бизнес-школа Интел - Синтез, 2005. - 641 с.23. Хворостенко А.В. Основы менеджмента. - М.: Экзамен, 2006. - 157 с.24. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 439 с.25. Ямпольская Д.О., Зонис М.М. Менеджмент. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 427 с.Планирование представляет собой изначальную и важную, общую (универсальную) функцию в работе менеджеров организации независимо от иерархического уровня и специфики работы. Начальным этапом деятельности любой фирмы является процесс планирования.
В настоящее время эффективная деятельность любой организации невозможна без заранее тщательно отработанной системы планов. Система планов включает документы для компании в целом, на различные сроки по всем важнейшим составляющим работы (оперативные, среднесрочные и стратегические, производственные, развития персонала, финансовые и др.), для различных структурных элементов (подразделений, групп и даже отдельных сотрудников).
При переходе России к рыночным отношениям от планирования практически отказались, особенно в 1992-1995 гг., считая, что рынок расставит все по своим местам. Но планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к неплатежеспособности предприятий.
Как отмечалась выше, планирование предполагает предварительное прогнозирование условий, в которых будет действовать организация, и учет отклонений от этих прогнозов и планов, которые могут иметь место в действительности. Поэтому планирование - это не одноразовый акт, а непрерывный процесс, предполагающий постоянный анализ реального хода событий, пересмотр целей и конкретных путей их достижения, обеспечение координирования усилий всех членов организации для достижения ее целей.
Руководители предприятия должны учитывать, что планирование - это экономическая функция управления, выступающая как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование часто базируется на данных прошлого, но стремится определить п контролировать развитие предприятия в перспективе. Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в фирму. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой .
В экономической литературе существует большое количество подходов к пониманию природы планирования. Вот несколько распространенных определений планирования:
- планирование можно рассматривать как процесс принятия решений, связанных с будущим состоянием системы (бизнеса). Он включает в себя постановку целей, подготовку необходимых мероприятий для их достижения в рамках создаваемого экономического потенциала предприятия ;
- планирование - это опирающееся на определенное понимание реалий формирование образа будущего и поэтому обязательная предпосылка воплощения поставленных целей, непременное условие позитивного продвижения в решении сложных задач ;
- планирование - процесс, включающий в себя определение конечных и промежуточных целей; задач, решение которых необходимо для достижения целей; средств и способов их решения; требуемых ресурсов, их источников и способа их распределения .
Обобщая приведенные определения, можно сделать вывод, что большинство авторов как необходимые элементы планирования выделяют определение целей организации и путей их достижения.
Под функцией планирования следует понимать определение целей организации и путей их достижения. Это наиболее общее определение понятия планирования. Дальнейшая конкретизация предполагает определение видов и форм планирования в организации.
В современных условиях можно выделить следующие принципы планирования.
- единства. Поскольку организация - это целостная система, то составные ее части должны развиваться в едином направлении. Иными словами, планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации;
- участия. Означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности, т.е. процесс планирования должен привлекать всех тех, кого он затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называется партисипативным;
- непрерывности. Означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это необходимо, так как внешняя среда организации неопределенна и изменчива, поэтому фирма должна корректировать и уточнять планы с учетом этих изменений;
- гибкости. Заключается в обеспечении возможности изменять направленности планов в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств;
- точности. Означает, что любой план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только возможна .
Функция планирования реализуется при составлении и утверждении плана. План - это документ, включающий комплекс показателей-заданий, сбалансированных по ресурсам, срокам осуществления и исполнителям, ответственным за обеспечение системы исследовательских, финансовоинвестиционных, производственно-коммерческих, организационно-хозяйственных и других мер (действий), направленных на достижение целей и задач организации (отрасли, национальной экономики).
Говоря о классификации планов, можно отметить, что в зависимости от критерия специалисты выделяют различные формы и виды планирования деятельности предприятий. Ниже приведены некоторые из них.
Виды планирования различаются по ряду признаков:
- а) в зависимости от длительности планового периода различают следующие виды планирования: текущие - охватывающие отрезок времени от месяца до одного года работы предприятия; среднесрочные - осуществляются на срок до пяти лет; перспективные - на срок более пяти лет;
- б) по степени охвата сфер деятельности выделяют общефирменные планы , т.е. планирование всех сфер деятельности предприятия; частные планы, т.е. планирование определенных сфер деятельности;
- в) по объектам функционирования (в зависимости от содержания хозяйственной деятельности): планы производства; сбыта; НИОКР; материально-технического снабжения; финансовые; планирование кадров ;
- г) в зависимости от регулярности планирования различают: эпизодическое (нерегулярные, от случая, к случаю); периодическое (регулярно повторяющееся, текущее или стандартное). Периодическое планирование в зависимости от последовательности временных периодов может быть: скользящим (с перекрывающим один другой периодами); последовательным ;
- д) с точки зрения организационной структуры предприятия выделяют следующие виды: общее планирование деятельности фирмы; планирование деятельности дочерних предприятий и филиалов ; отдельных подразделений ;
- е) по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности планирование бывает стратегическим , тактическим , оперативным.
Стратегическое планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач. Разрабатываемые на его основе тактические и текущие (оперативные) планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.
Оперативные платя реализуются через систему бюджетов, которые составляются на год или более короткий срок по каждому отделению - центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план фирмы.
Бюджет представляет собой финансовый план. Он состоит из двух частей - доходной и расходной. Доходная часть формируется на основе прогнозов сбыта. Эго необходимо для достижения намеченных планом финансовых показателей (объема продаж, чистой прибыли, нормы прибыли на инвестируемый капитал). Расходная часть представляет собой сметы затрат и распределение финансовых ресурсов между подразделениями.
Через бюджет осуществляется увязка перспективных, текущих и оперативных планов, а также планов всех функциональных областей. Бюджет представляет собой представление плана в денежных единицах. Бюджет рассматривает и утверждает высшая администрация фирмы.
На основе прогноза продаж составляются следующие планы: производства, снабжения, производственных запасов, НИОКР, инвестиций, финансирования, денежных поступлений.
Издержки формируют планы расходов ресурсов производственных подразделений организации. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений, поэтому он служит средством координации и интеграции работ всех звеньев фирмы.
Бюджетирование от нуля (БОН) - метод более эффективного контроля распределения издержек. Преимущества БОН заключаются в том, что любой расход должен вновь подтверждаться каждый раз, когда составляется бюджет, а не просто производиться на уровне «последних лет» независимо от производительности или изменений во внешней среде. Бюджетирование от нуля соединяет планирование с процессом составления бюджета и заставляет каждого управляющего на каждом уровне детально подтверждать все его бюджетные требования.
Стержнем этой системы являются пакеты решений, информации о каждой альтернативе бюджета. Менеджер предоставляет описание того, что можно ожидать от данного вида деятельности при минимальном уровне ее выполнения. В другом пакете решений менеджер описывает ту же задачу и показывает, сколько можно выбрать в производительности, если по этой статье бюджета будет получено больше, чем минимальные средства. Для каждой статьи бюджета дается несколько уровней финансирования. Эти пакеты решений передаются вышестоящему менеджеру, который начинает работу по подбору такого из них, который соответствует его собственным приоритетам.
Менеджер, желающий сделать большой акцент на определенном виде деятельности, выбирает для него более высокий предполагаемый уровень финансирования. Если он выйдет за пределы своих денежных средств прежде, чем иссякнут пакеты решений, то следует ликвидировать или урезать некоторые задачи. Как только менеджер приводит пакеты в соответствие со своим порядком предпочтения, они передаются вышестоящему менеджеру, который должен сравнить их с пакетами всех остальных подчиняющихся ему подразделений.
На каждом уровне БОН заставляет менеджеров располагать затраты в некотором порядке предпочтения, а не пытаться «строить империи», непрерывно добавляя ассигнования и никогда не урезая какие-либо из них. Это не безотказная система, но в организациях, тяготеющих к бюрократичности и медленному развитию, она заставляет сокращать бесполезные и непроизводительные службы и кадры. Так, управляющие вынуждены решать, какие операции важны при достижении целей, за которые они отвечают, и сколько может быть затрачено на каждую область деятельности без того, чтобы не подвергать опасности задачу в целом.
В зависимости от видов планов и форм организации планирования выделяются и методы планирования. Методы планирования можно разделить на следующие группы .
По степени централизации процесса разработки планов различают методы:
- децентрализованные, когда организация самостоятельно выбирает вид деятельности, объемы производства, рынки, ценовую политику и другие рыночные показатели;
- централизованные, когда персонал организации и организация в целом руководствуются точными предписаниями выполнения указаний и решений вышестоящих организаций. Самостоятельность решений проявляется в основном лишь в решении внутренних задач экономии ресурсов, повышения качества. Возможности влиять на план в целом у организации нет;
- индикативные, когда развитие организации регулируется на основе показателей, рекомендуемых вышестоящей организацией, или на основе опосредованного, косвенного воздействия, например путем регулирования системы налогообложения, размеров отчисления от прибыли вышестоящей организации (управляющей компании);
- программно-целевые, когда определяются точные сроки и результаты выполнения целевых программ и отдельных этапов. Программно-целевые методы предусматривают четко определенные комплексы целей, адресность распределяемых ресурсов с указанием, какое подразделение в каких объемах финансируется, порядок распределения ресурсов в условиях реализации программы.
По степени влияния на организацию и временному горизонту планирования различают методы:
- стратегического планирования - влияют на всю организацию, носят, как правило, долгосрочный характер. Могут носить и краткосрочный характер, если принимаемые решения влияют на развитие организации в целом, например выход на новый рынок, смена собственников или топ- менеджеров. Методы стратегического планирования основаны на применении принципов системного подхода и разработке системных моделей, включают методы стратегического сценарного планирования и прогнозирования;
- тактического планирования - определяют развитие всей организации в среднесрочном интервале и развитие ее подразделений. Включают методы количественных сравнений, регрессионного анализа, математического моделирования;
- оперативного планирования - предназначены для управления организацией и ее подразделениями в краткосрочном интервале времени. Включают методы решения типовых задач, например методы планирования выпуска продукции, логистики, планирования трудовых ресурсов и др.
По степени учета неопределенностей во внешней и внутренней среде существуют методы:
- детерминированные, когда изменения факторов внешней и внутренней среды не учитываются;
- стохастические, когда применяются модели, учитывающие вероятностные изменения тех или иных параметров процесса управления;
- риска, когда главным критерием является риск в оценке экономических последствий вариантов управленческих решений.
По характеру применяемых экономике-математических моделей различают методы:
- оптимизации (линейная, нелинейная, динамическое программирование);
- теории игр;
- теории массового обслуживания;
- балансовые;
- нормативные;
- инженерно-экономические.
По характеру графических методов :
- трендовые модели;
- регрессионные;
- сетевые модели планирования;
- моделирование деревьев решений.
По степени использования опыта , интуиции и нестандартных приемов".
- стандартные методы планирования, использующие готовые методики;
- методы экспертной оценки (индивидуальные, групповые, коллективные);
- эвристические методы, основанные на получении нестандартных решений в условиях, когда аналитические методы применить невозможно.
По характеру и степени применения системного подхода можно выделить методы:
- планирования по принципу черного ящика, на основе анализа входных и выходных данных без изучения закономерностей развития объектов и процессов планирования. Этот метод часто применяется в условиях дефицита и экономии средств на планирование. По его результаты ненадежны, требуют накопления статистических данных, которые в условиях динамичной среды трудно собрать и обработать;
- имитационные, на основе построения моделей, отражающих с той или иной степенью укрупнения объектов и процессы управления, частично описывающие связи между ними;
- системного моделирования, отражающие все существенные связи и элементы процессов планирования, описывающие самые важные факторы развития и показывающие пути разработки наиболее эффективных планов. Это наиболее сложные и в то же время самые эффективные методы планирования, так как они синтезируют все методы на основе построения системной модели, содержащей закономерности развития объектов управления и факторы, на них влияющие. Разработка системной модели требует значительных затрат времени и финансов, но именно такие модели позволяют получить реальные конкурентные преимущества.
- См.: Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
- См.: Иванов В. В., Цытович II. И. Корпоративное финансовое планирование. СПб. :Б АН; Нестор-История, 2010. С. 45. См.: Маленков Ю. А. Стратегический менеджмент: учебник. С. 146-147.