Современные молодежные направления. Молодёжные субкультуры

Субкультура (англ. sub – под и culture – культура) – группа людей объединяемых общей системой ценностей, моделью поведения и жизненного стиля отличающаяся от доминирующей культуры, к которой они принадлежат.

Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.

С точки зрения культурологии субкультура – это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, атрибутикой, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть музыкальные жанры и стили, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Другие субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и, отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е гг. «стиляг» – эпатажной городской молодежи, которая одевалась и танцевала «cтильно», за что и получили презрительное определение «cтиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм, ориентированность на внутренние проблемы. В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Эти объединения можно назвать и «альтернативными».

Типология молодежных субкультур:

1. Политизированные субкультуры: активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

2. Эколого-этические субкультуры: занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

3. Нетрадиционные религиозные субкультуры: в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

4. Радикальные молодежные субкультуры: отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

5. Субкультуры образа жизни: группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

6. Субкультуры по интересам: молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и других;

7. Субкультура «золотой молодежи»: характерна для столичных городов и ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Интернет-ресурсы:

Статьи:

Алексеевский, М.Д. «Возьми трубку и зажги мир...»: Молодежное сообщество пранкеров в России / М.Д.Алексеевский //

Андреев, В.К. Лексикон диггеров как отражение ценностных доминант субкультуры / В.К. Андреев //

Аникин, А. Субкультура люберов: История России / А. Аникин // Новости Археологии и Истории

Астахова, А. Люберальные ценности: Субкультура «любера» – прошлое и настоящее / А. Астахова // Совершенно секретно. – 2015. – 28 января.

Баранов, А. StarWars и субкультура: Субкультура джедаев / А. Баранов // Караван

Баркова, А.Л. Толкинисты: пятнадцать лет развития субкультуры / А.Л. Баркова // Авторский проект Екатерины Алеевой

Белановский, С. Субкультура «люберов»: Сопоставительный анализ агрессивных подростковых субкультур / С. Белановский, В. Писарева // Молодёжная субкультура 80-х в СССР

Большакова, Е. Родителям о молодежных субкультурах: Фрагменты книги «Ваш ребенок – неформал» / Е. Большакова // Пси-фактор

Брешин, А.А. Субкультура StraightEdge: жизнь без пороков: Характеристика субкультуры, ее поведенческие аспекты, культура, система ценностей, язык, символика / А.А. Брешин //

Варламов, Е. Субкультура "байкеры": история возникновения. Кто такие байкеры? / Е. Варламов // ФБ

Вахитов, Р. Скинхеды: кто такие и кому нужны?/ Р. Вахитов // Научно-популярный портал "Нечто"

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: рэперы / М. Вершинин, Е. Макарова // Пси-фактор

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: скинхеды / М. Вершинин // Пси-фактор

Вершинин, М. Современные молодежные субкультуры: хакеры / М. Вершинин // Пси-фактор

Волкова, В.В. Основные признаки и функции субкультуры / В.В. Волкова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов

Воловникова, Е. Молодёжные субкультуры: Секрет молодежной субкультуры как явления / Е. Воловникова // Клиника «Инсайт»

Гопники разных стран – в чём отличия? // За городом

Горелов, А.И. Молодежная субкультура «рэперы». Влияние на социализацию личности: Доклад по социальной педагогике / А.И. Горелов // Сoolreferat.com

Дворкин, А.Л. Движение "Нью эйдж": Сектоведение / А.Л. Дворкин // Православная беседа

Егоров, Р. Политика и субкультуры: Расклад эпох, течений, лиц. Битники, контркультура / Р. Егоров // Сетевой интеллектуальный клуб

Загребин, С.А. Молодёжная субкультура: Металлисты / С.А. Загребин // Сoolreferat.com

Исагалиева, А.С. Социальный портрет реконструкторов как представителей молодёжной субкультуры / А.С. Исагалиева, Л.И. Зулькорнеева // Молодой ученый. – 2015. – №16. – С. 378-382.

Корчагина, Ю. Подросток и субкультура: психологические и социальные механизмы, подталкивающие к выбору особого – субкультурного – образа жизни / Ю. Корчагина // Первое сентября – Здоровье детей. – 2008. – № 24.

Куприянов, Б. Субкультура ролевого движения: Ролевое движение в России / Б. Куприянов, А. Подобин // Технология альтруизма

Лебедева, И.В. Молодёжная субкультура: проблемы и пути решения / И.В. Лебедева // Сoolreferat.com

Левикова, С.И. Молодёжные субкультуры и объединения // Гражданское общество в России

Левикова, С.И. Феномен молодежной субкультуры: социально-философский аспект / С.И. Левикова // Библиотека диссертаций

Луков, В.А. Молодежные субкультуры в современной России: Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России / В.А. Луков // Пси-фактор ; Знание. Понимание. Умение

Марусецкая, Л.В. Молодёжные субкультуры современной России: Научная работа / Л.В. Марусецкая // Международный студенческий научный вестник

Минязева, К. Нонконформисты – модное безумие?: Одежда как инструмент самовыражения. Субкультуры / К. Минязева // Модный магазин

Михайлова, Ю.Д. Анимэ и манга в современной России: Причины обращения российской молодёжи к анимэ и манге, история и характерные черты русского фэндома /Ю.Д. Михайлова // Виртуальная Япония

Молодежная культура как явление субкультуры : Реферат по социологии // Сoolreferat.com

Молодежная субкультура. Готы // Студенту на заметку

Молодежная субкультура. Неформальные объединения : (информационные материалы) // МУК «ЦБС» г. Батайска

Молодежный экстремизм и молодежная субкультура : Реферат по социологии // Сoolreferat.com

Мытаров, С. Якудза на колёсах: японская субкультура мотохулиганов – босодзоку / С. Мытаров // Furfur

Назарова, Н. Кризис яппи: Яппи во время финансового кризиса /Н. Назарова // Атлас страхования. – 2011. – № 3.

О молодежной субкультуре // Блог социального педагога, психолога

Орлов, Д.В. Субкультура ролевиков в современном российском обществе: Диссертация / Д.В. Орлов // Сайт свободных игровых коммуникаций

Особенности и причины появления молодежных субкультур // ЛедиВека.ру

Особенности функционирования молодежных субкультур России XXI века : Причины создания неформальных молодежных объединений // Пятифан

Пакуленко, А.Ю. Молодежная субкультура и ее роль в современном обществе: Реферат. Секция обществознания / А.Ю. Пакуленко, Н.Л. Курякина // Алые паруса

Писаревская, Д.Б. Ритуализированные практики в субкультуре ролевых игр / Д.Б. Писаревская // Авторский проект Екатерины Алеевой

Поляков, С. Современные молодежные субкультуры: Понятие, причины привлекательности / С. Поляков // Первый психологический портал Пятигорска

Работягина, Е.Л. Гранж в мировой культуре: История возникновения, проявление в массовой культуре / Е.Л. Работягина // Тaby27.ru

Раевский, А.Н. Движение NewAge как квазирелигиозная субкультура современного общества: Диссертация / А.Н. Раевский // D isserCat: электронная библиотека диссертаций

Резухина, Е.В. Подростковые и молодёжные субкультуры: психологический аспект / Е.В. Резухина // Валеоцентр

Ремчуков, К. Хипстеры: О новой субкультуре в среде молодежи / К. Ремчуков // Независимая газета. – 2014. – 15 апреля.

Рондарев, А. Битники и Хиппи / А. Рондарев // Мир альтернативной рок-музыки

Рыбко, С. Неформалы и монах, или Евангелие на рок-концерте: [беседа с отцом Сергием – настоятелем храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище о проповедовании Евангелия среди рокеров, байкеров, панков и других неформалов / беседовала В. Посашко] // iPages.ru

Суркова, Е.Г. Способность к созиданию и преобразованию собственной жизни у юношей и девушек, относящих себя к представителям молодежных субкультур: особенности поведения представителей различных неформальных субкультур / Е.Г. Суркова, Е.В. Гурова // Знание. Понимание. Умение

Тарасов, А. Хочешь стать яппи? Становись. Тебе же хуже: «Нам их ставили в пример. Нас опять обманули» / А. Тарасов // Неприкосновенный запас. – 1999. – № 2.

Топ-10 невероятных субкультур со всего мира // БУГАГА.РУ

Устинова, Е.Ю. Молодежные субкультуры: Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру / Е.Ю. Устинова // Российский информационно-образовательный портал VeniVidiVici Система: тексты и традиции субкультуры / Т.Б. Щепанская. – М.: ОГИ, 2004. – 286, с: ил.

Эмо. Новая прогрессирующая молодёжная субкультура : Презентация // Хостинг презентаций

Юрина, А.А. Субкультура яппи: попытка социологического анализа / А.А. Юрина // КиберЛенинка


Страницы:

Любое цивилизованное общество предполагает наличие, осуществление и организацию людьми совместной деятельности. Способы ее организации могут быть как формальными, так и неформальными, они не заменяют друг друга и протекают по существенно отличающимся законам.

Например, в формальных группах отношения как бы обезличены: люди действуют по предписанным законам или правилам. В неформальных отношениях, людей или группы людей, происходит общение и коммуникация через общественное мнение или систему межличностных отношений.

Другими словами, «формалы» — это члены общества, которые придерживаются нормам и законам этого общества, а «неформалы» — не соблюдают данные нормы, «выходят за рамки» социальных стереотипов и шаблонов.

Подростки — неформалы

В основе любого неформального движения лежит идея свободного сообщества единомышленников, сохраняющего эмоциональную теплоту и в тоже время предоставляющая каждому члену определенную индивидуальную свободу.

Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Разрушает все шаблоны и стереотипы не только во внешнем облике, но и в отношениях. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

В 1980-х годах, с первыми порывами свободы, набрала силу так называемая «Система» – молодежное объединение преимущественно панк — рокеров и хиппи. Она существовала как протест или бунт в адрес коммунистической системы.

Неформальная молодежная субкультура и ее движение «Система» развалилось вместе с развалом СССР, но новый уклад жизни людей, стремление к лучшей жизни и постепенное разочарование сформировало большое количество других неформальных молодежных и подростковых групп.

Особенности молодежной субкультуры

В современном мире, замечаем мы это или нет, но уже сформировалась довольно устойчивая молодежная субкультура. Она имеет свои внутренние и внешние особенности. Во – первых, это общий интерес и одна идейная программа на всех участников неформальной молодежной организации. Во – вторых, наличие у неформалов желания самоутвердиться, наряду с конкуренцией в группе таких же.

При этом, у каждой неформальной молодежной группировки слабо выражена внутренняя структура и внутренние связи.

Современные молодежные субкультуры

Еще одной немаловажной чертой и особенностью всех молодежных движений является их внешние отличительные признаки. У каждой группы существует свое название, свой неформальный статус и так называемый dress – code (кодекс одежды). Т.е. форма одежды или атрибут, который свидетельствует о принадлежности подростка или юноши к той или иной неформальной модели молодежной субкультуры.

Давайте разберёмся в классификации современных молодежных субкультур

Итак, для начала все неформальные объединения делятся на группы, а те, в свою очередь, на микро группы. При разделении руководствуются сугубо симпатиями и антипатиями.

Существуют также исключительно неформальные подростковые движения, неформальные молодежные и смешанные группировки. Встречаются антисоциальные неформалы и положительно настроенные.

Общая классификация неформальных молодежных организаций и виды молодежных субкультур

Спортивно направленные неформалы

Это так называемые спортивные фанаты. Их движение характеризуется четкой дисциплиной и организованностью. Молодые люди и подростки, которые хорошо разбираются в том или ином виде спорта, знают его историю. Пропагандируют здоровый образ жизни. Внешний облик их узнаваем – спортивные шарфы, кепки, футболки и т.п.

Политически направленные молодёжные субкультуры

Самая социально направленная молодежная субкультура и неформальная группировка. Они отличаются социальной активностью, участием во всевозможных митингах и имеют четкую политическую позицию. К ним относятся: пацифисты, нацисты (скинхеды), панки и др.

  • молодежная субкультура пацифистов, которая выступает против войны, и одобряют борьбу за мир.
  • молодежная субкультура «скинхеды» (от англ. Skin –кожа, Head – голова) стихийно возникшая маргинальная организация, которая характеризуется националистическими взглядами и готовностью их отстоять. Скинов легко отличить от других: бритоголовость, черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках.
  • молодежная субкультура панков, в основном, экстремистское неформальное подростковое движение, поведение которых отличается эпатажем и безудержным желанием привлечь к себе внимание окружающих.

Философствующие молодёжные субкультуры

Выделяются среди них такая молодежная субкультура как хиппи. Неряшливая одежда, голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки – отличительные внешние признаки хиппи. Неформальная молодежь находится в вечном поиске смысла жизни, познании себя и окружающего мира.

Музыкально направленное движение неформалов

Молодежная субкультура реперов, рокеров, брейкеров, паркур (уличная акробатика) и др. Неформалов данной молодежной субкультуры объединяет устойчивый интерес к музыке или танцам. И этот интерес чаще всего трансформируется в стиль жизни.

Другие современные молодёжные субкультуры

  • готы (всячески популяризируют культ смерти, очень внешне похожи на вампиров);
  • эмо (сокр. от слова «эмоции»). Их молодежная субкультура основывается на идее, что жизнь подростка – это очень суровое испытание, и поэтому эмо — неформал грустит и печалится. Об этом говорит черный цвет в одежде подростка, сочетающийся с розовым, который является символом любви и дружбы.
  • молодежная субкультура анархистов отличает их демонстративная прямолинейность во взглядах и агрессивность поведения. Черный цвет в одежде, и обязательный металлический аксессуар.

Психология неформальности

Подростки неформалы имеют свои психологические особенности, прежде всего, желание и склонность к подражанию. Это объяснимо, т к. подростки «не умеют» еще быть самим собой, находятся в поиске смысла «Я» и своего предназначения в жизни. Еще одна характерность любого неформала молодежной субкультуры — это стремление выделиться, тяга к автономности и независимости.

Реализация этого стремления вполне реальна в группе таких же как он сам. Но на самом деле подросток растворяется в толпе себе подобных. «Подавляющее большинство неформальных группировок молодежной субкультуры держаться не на сознательном единстве, это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов».

Одно из условий существования подростковых неформальных групп — наличие или создание оппонентов, недоброжелателей и т. п. Чаще всего врагом номер один становится мир взрослых. Подросток неформал выражает несогласие, неудовлетворенность системой и распространяет этот протест на всех неформалов в группе.

Молодежная культура относится к числу особо сложных явлений. Об этом свидетельствует тот факт, что до недавнего времени само ее существование подвергалось сомнению. В наши дни число сомневающихся в ее наличии стало незначительным, однако связанные с ней проблемы и сложности остались.

Исходными пунктами при изучении молодежной культуры выступают понятия молодости и молодежи. Молодость — это длительная фаза или этап жизни, в течение которого каждый человек переходит от детства к взрослости. Содержанием этого перехода является процесс социализации. Поскольку этот переход осуществляется не в одиночку, постольку все совершающие такой переход и составляют . Последняя представляет собой социально-демографическую группу, объединяющие признаки которой — возраст, социальный статус и социально-психологические свойства.

Следует сказать, что указанные признаки являются весьма неустойчивыми и неопределенными, они зависят от характера и уровня развития общества, культуры и особенностей процесса социализации. В целом же этап социализации все больше растягивается. Так, еше в прошлом веке период молодости заканчивался чаще всего к 20 годам, поскольку к этому возрасту человек начинал свою трудовую деятельность и вступал во взрослую жизнь.

Сегодня — в связи с резким увеличением срока получения образования — верхняя граница молодости поднялась до 30 и даже более лет. То же самое происходит и с нижней границей, правда, в обратном направлении. Раньше она соответствовала 14 годам. Теперь она — в связи с феноменом акселерации — иногда отодвигается назад, к 10 годам, особенно, если речь идет о молодежной культуре. Однако большинство ученых сходится на том, что возрастные границы молодости находятся между 14 и 30 годами.

Эти границы указывают на то, что молодежь составляет огромную социальную группу — почти половину населения общества. В силу этого ее роль в общественной и культурной жизни постоянно возрастает. Во многом по этой причине в наше время возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилось встречное движение со стороны взрослых. Они не спешат расстаться со своей молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуя у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения. Такое явление лишний раз свидетельствует о том, что молодежная культура существует, что она образует в первую очередь феномен именно нашего времени.

На этапе социализации отмеченные признаки молодежи — возраст, социальный статус и социально-психологические свойства — претерпевают глубокие, качественные изменения. По мере увеличения возраста происходят физическое, физиологическое и половое развитие и созревание. Практически отсутствовавший социальный статус приобретает вполне конкретные черты: в 18 лет человек официально признается взрослым, что предполагает соответствующие права и обязанности.

Социально-психологические свойства также становятся вполне определенными и устойчивыми, образуя неповторимый характер. Помимо этого вступающий в жизнь человек получает образование, приобретает профессию и квалификацию, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи, идеалы и ценности.

Основными каналами социализации выступают семья, школа и высшее учебное заведение, общество сверстников, средства массовой коммуникации. При этом собственно культурная социализация составляет преобладающую по своему объему и исключительно важную по своему значению часть.

Является одним из следствий процесса социализации вообще и культурной в особенности. Ее социально-пси- хологические истоки находятся в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации. Эти естественные устремления далеко не всегда получают необходимую поддержку. Дело в том, что почти все названные выше каналы социализации, за исключением общества сверстников, рассматривают молодого человека главным образом в качестве объекта воздействия.

От последнего в таком случае требуется просто принять и усвоить содержание и ценности существующей культуры. Однако входящий в мир человек не соглашается быть пассивным объектом, он далеко не все принимает в предлагаемой культуре. Его свежий взгляд позволяет ему острее видеть то. что некоторые элементы культуры старшего поколения уже не соответствуют духу времени, другие же нуждаются в обновлении.

Именно этот процесс критического осмысления и творческого обновления культуры, позволяющий делать ее действительно своей, в конце концов и приводит к появлению молодежной культуры.

В западной литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории «конфликта поколений», конфликта «отцов» и «детей». В основе таких теорий, как правило, лежит система психоанализа 3. Фрейда, ядро которого составляет известный эдипов комплекс. В античном мифе о трагедии царя Эдипа, который убил своего отца и женился на своей матери, Фрейд увидел универсальное объяснение всех межчеловеческих отношений, включая отношения между поколениями и народами.

Его современные последователи рассматривают конфликт поколений в качестве главной и универсальной движущей силы истории. По их мнению, вся предшествующая история была историей борьбы между старыми и молодыми, отцами и детьми, зрелыми мастерами и молодыми подмастерьями, старыми профессорами и молодыми студентами. В качестве современных проявлений борьбы поколений указывается на студенческие и молодежные движения, на молодежную культуру.

Хотя концепции молодежной культуры, опирающиеся на теорию конфликта поколений, отражают некоторые черты данного явления, в целом они страдают явными преувеличениями, упрощениями и схематизмом. В первую очередь они противоречат фактам истории. В первобытном обществе культура была однородной, в ней не было каких-либо субкультур, как и конфликта поколений. На последующих этапах истории культура начинает дифференцироваться, в ней возникают субкультуры, в частности, городская и сельская. Однако молодежь еще не составляет особую социально- демографическую группу, что не дает оснований говорить о конфликте поколений.

Только в наше время молодежь выделяется в относительно самостоятельную фуппу и становится носителем особой — молодежной субкультуры, которая, однако, существует наряду с другими — женской, городской, сельской и т.д. Теперь появляются реальные возможности для возникновения разногласий и противоречий между поколениями.

Действительно, сегодня темп социального развития значительно ускоряется. Это ведет к тому, что многие принципы отношений, нормы и правила поведения, знания, идеалы и ценности, сами условия и уклад жизни старшего поколения, проходившего социализацию 25-30 лет назад, и нового поколения оказываются настолько различными, что таят в себе потенциальные возможности для разногласий и противоречий, которые могут перерасти в конфликт. К тому же с возрастом у человека снижается способность к адаптации, он уже не может воспринимать и усваивать новое наравне с молодыми. Поэтому люди старшего поколения все больше отстают от ускоряющегося темпа жизни. Все это усиливает вероятность возможных конфликтов.

Тем не менее в культуре всегда имеется достаточно прочный и солидный слой, который обеспечивает преемственность между поколениями. Но даже если на определенном этапе культура действительно переживает глубокие, радикальные изменения, их настоящим источником является вовсе не «конфликт поколений». Последний может выступать лишь как внешняя форма происходящих изменений, тогда как действительные причины скрываются гораздо глубже. К тому же культурные революции происходят не так часто, что также свидетельствует не в пользу теории «конфликта поколений».

Молодежь чаще всего расходится не со всей культурой прежних поколений, а по конкрепшъш позициям. Прежде всего ее не устраивает сложившаяся иерархия ценностей. Обычно составляющие культуру элементы располагаются в таком порядке: образованность и интеллект, мастерство и умение, нравственные ценности, эстетические ценности и т.д. Однако молодежь на первое место ставит нравственность, за которой следуют эстетические, интеллектуальные и другие ценности. Но даже на эстетические и другие ценности она часто смотрит через призму морали. В искусстве ее интересует в первую очередь нравственная проблематика. Как показывают социологические исследования, культурный человек для нее — это прежде всего нравственная личность.

В целом для молодежи характерно эмоционально-нравственное восприятие мира. В ее поведении преобладают движения, действия и динамика. В равной мере для нее характерно резкое противопоставление добра и зла, категоричность и максимализм, нетерпимость ко лжи, несправедливости, лицемерию, неискренности, равнодушию и т.д. Именно в этой области молодежь чаше всего расходится с культурой старших поколений.

Здесь ей труднее всего находить взаимопонимание и взаимное доверие. Поэтому нередко наилучшей средой для нее оказываются сообщества сверстников, которые могут быть как официальными, так и неформальными. Последним отдается явное предпочтение, поскольку в них меньше иерархии, каких-либо правил и ограничений.

В них молодежь в наибольшей степени чувствует себя как дома. Здесь ей легче всего найти взаимопонимание. Они позволяют с интересом провести досуг, обсудить личные проблемы, весело развлечься. Через эти сообщества молодежь добивается эмоционально-нрав- ственного самоутверждения. Они оказываются главным местом создания молодежной культуры, выступающей основной формой самовыражения и самореализации.

В узком смысле молодежная культура — это культура, созданная самой молодежью. В этом отношении она похожа на народную культуру. По своему уровню она также нередко бывает не слишком высокой, однако это компенсируется неподдельной искренностью и честностью, откровенностью и подкупающей наивностью. Как и народная, молодежная культура в той или иной мере противопоставляет себя официальной, массовой культуре и отчасти — высокой.

Вместе с тем молодежная культура выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массовую. Значительная часть культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, а также моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т.д.

Основные виды и формы молодежной культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает наиболее сильным эмоциональным воздействием. Только музыка способна наиболее глубоко выражать чувства. Она наполняет жизнь поэзией, заражает энергией, меняет и поднимает настроение. Музыка может становиться главным средством общения. Она является лучшим способом самовыражения. Главными жанрами при этом выступают рок- и поп-музыка, а вся культура часто называется рок-культурой. Рок-музыка в массовой культуре действительно выходит за рамки искусства и становится стилем или образом жизни.

Наряду с рок- и поп-музыкой элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т.д. Сленг, или молодежная речь, отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. Одежда и обувь включают в первую очередь кроссовки, джинсы и куртку. Во внешнем виде большое значение придается прическе, длине волос: у хиппи они длинные, у панков — короткие и покрашены в яркие цвета. Все элементы культуры несут символическую нагрузку, они означают общность и единение носителей культуры и подчеркивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.

Молодежная культура является субкультурой , существующей наряду с другими. Она представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов и т.д. Значительная часть молодежи либо не связана с ней, либо эта связь является весьма слабой, чисто символической. Молодежная культура распадается на множество групп и течений, наиболее активные из которых объединяются вокруг тех или иных рок-ансамблей.

Часть из них составляют поклонники (фанаты) какой-либо спортивной команды — футбольной, хоккейной, баскетбольной и т.д. На какое-то время одна из ведущих групп становится лидером, уступая затем свое лидерство другой: после битников и хиппи появились панки, затем рокеры, металлисты и т.д.

В целом роль и значение молодежной культуры, ее влияние на общую культуру остаются локальными. Они не сравнимы с ролью и влиянием массовой культуры. Однако на определенных исторических этапах роль и влияние молодежной культуры могут резко возрастать как по своим масштабам, так и по своему значению. Ярким примером тому стало движение контркультуры , имевшее место на Западе в 60-е гг., основными движущими силами которого выступили студенческая молодежь и интеллигенция.

Первоначально движение возникло как леворадикальное политическое. В начале 60-х гг. оно соединилось с культурным движением и стало быстро набирать силу, превратившись в мощное движение контркультуры. Не отказываясь от политических целей, оно решило идти к ним не прямо, а через культуру и искусство, через революцию в сознании, стиле жизни и системе ценностей. Движение опиралось на идеи Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, 3. Фрейда. Путеводной нитью движения стала концепция современного последователя фрейдизма Г. Маркузе. изложенная им в книге «Эрос и цивилизация» (1955).

Контркультура выступила с полным отрицанием всей западной цивилизации и господствующей культуры. По мнению ее сторонников, в самом начале западная цивилизация имела две тенденции развития, одну из которых символизировал Орфей (Дионис, Нарцисс), а вторую — Прометей (Аполлон, Гермес). Орфей воплощает собой свободную игру и наслаждение, любовь и красоту, чувственность и блаженство.

Прометей, напротив, символизирует труд и необходимость, разум и господство над природой, отказ и подавление свободы, рационализм и практическую пользу, ограничение и вытеснение естественных, чувственных влечений человека. Западный мир сделал выбор в пользу Прометея, и всю его эволюцию можно рассматривать как последовательное забвение того, что символизирует Орфей — чувство, игру и наслаждение, и утверждение того, что воплощает Прометей — разум, труд и пользу. Итогом такой эволюции стала «репрессивная цивилизация», покоящаяся на господстве бездушной техники, тяжелом принудительном труде, покорении природы и подавлении в человеке его чувственных и эстетических способностей. Контркультура выступила с отказом от технократизма, разума и интеллекта, сковывающих и ограничивающих чувственность, с отрицанием техники как угрозы искусству. Наиболее резкая критика была направлена против культа потребительства массового общества и массовой культуры. Из всей существующей культуры, по мнению сторонников контркультуры, достойным сохранения и дальнейшего развития объявлялось искусство авангарда, которое представляло собой настоящее «царство свободы».

Контркультура провозгласила новую систему ценностей, в которой особое место занимали избавленная от всяких внешних ограничений «новая чувственность», свобода самовыражения, игра, воображение и фантазия, «невербальные» способы общения и т.д. На пути к достижению новых ценностей большое значение придавалось поиску «новой общности», конкретными формами которой выступали различного рода «коммуны», возникавшие на основе естественных, спонтанных отношений братства и любви, лишенных какой-либо иерархии и субординации.

Особая роль отводилась «сексуальной революции», которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений прежней ханжеской морали. Сексуальная революция выступала одним из главных способов формирования «новой чувственности».

По мере воплощения в жизнь новых ценностей должен был осуществиться переход от прометеевского разума к орфической чувственности, от производительного труда к беззаботной игре. Высшей и конечной целью движения контркультуры провозглашаюсь общество как произведение искусства. Искусство в таком обществе — в духе авангардизма — должно будет слиться с самой жизнью. В этом обществе путь к эстетическому удовольствию и наслаждению уже не будет опосредован искусством. Удовольствие и наслаждение будут непосредственно возникать в каждом виде деятельности, понимаемой как игра.

Одним из примечательных явлений контркультуры стали «хиппи», стиль жизни и поведение которых по-особому ярко показывали некоторые характерные черты всего движения. Протест против существующего общества и культуры принял у них форму бегства от этой жизни и культуры. Примерами для подражания они избрали Иисуса Христа, Будду, Ганди, Франциска Ассизского. Они уходили из городов, жили коммунами. Символом любви выступали цветы, которые хиппи носили в волосах, на одежде или вышивали их на ней, вырезали из бумаги, заплетали в венки. Отсюда их течение назвали «цветочной революцией». Наряду с любовью хиппи увлекались наркотиками.

В начале 70-х гг. движение контркультуры переживает кризис и постепенно сходит на нет. Оно уступает место неоконсерватизму, который провозгласил новую систему ценностей, во многом противоположную контркультуре. В 70-е гг. молодежная культура возвращается к своему статусу одной из субкультур.

Молодежная культура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с завершением процесса социализации и включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.

Субкультуры и контркультура

Культура, взятая во всех своих проявлениях, неоднородна и противоречива. Даже внутри относительно целостной культуры, например культуры конкретного народа в определенную эпоху, можно выделить различные группы людей (деревенские, городские, профессиональные, возрастные и т.д.) со своими особыми установками, ценностями, предпочтениями, обычаями. Следовательно, во всех этих группах проявляются относительно самостоятельные культурные тенденции. Такие самостоятельные культурные сферы, находящиеся внутри господствующей культуры , называются субкультурами.

Для субкультур характерен ряд особенностей, которые находят отражение в основных областях жизни той или иной группы. Например, можно говорить о субкультурах молодежи, представителей мира искусства или преступного мира, где имеются свои особые моральные нормы, язык (жаргон), манеры, стиль поведения.

Многие из этих субкультур не просто отличаются от официальной культуры, но и прямо противостоят ей. Например, резко критическим отношением к принятым в господствующей культуре ценностям отличались молодежные движения 1960-х гг. (хиппи, рокеры, панки и т.д.) Взятые вместе, такие протестные субкультуры формируют контркультуру. Таким образом, контркультурой можно назвать комплекс установок, направленных против официальной культуры.

Весь процесс истории культуры иногда представляется в виде борьбы официальной культуры и контркультуры. Например, христианские общины в первых веках новой эры резко противопоставляли свои ценности господствующим установкам эпохи античности времени упадка. В Советском Союзе контркультурными признавались все установки, направленные против коммунистической и государственной идеологии. И в том, и в другом случае контркультура после долгих лет борьбы вытеснила официальную культуру и заняла ее место.

Такие глобальные перемены в культуре происходят чрезвычайно редко — в кризисные эпохи, когда господствующие ценности перестают соответствовать изменившейся реальности. В остальное время они остаются невостребованным резервуаром инноваций. Современный интерес к контркультурам как на Западе, так и в России обусловлен именно тем, что современная культура проявляет все признаки системного ценностного кризиса. Возможно, что пути выхода из этого кризиса сейчас формируются в протестных контркультурах.

Контркультура

Контркультура — социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, лежащим в основе той или иной культуры, характеризующиеся отказом от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Термин «контркультура» появился в западной литературе в I960 г. Его ввел американский социолог Теодор Роззак (род. 1933), который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в относительно целостный феномен. Теория контркультуры ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представлялась организованным насилием над личностью. Этот протест принимал различные формы — от пассивных до экстремистских.

Молодежная контркультура стала наиболее значимой в жизни современного человечества. Первоначально она была направлена против технократизма индустриального общества. Собственность, семья, личная ответственность и другие фундаментальные ценности современной цивилизации провозглашались предрассудками, а их защитники рассматривались как ретрограды.

Самым известным примером контркультуры стали молодежные движения 1960-1970-х гг. битников и хиппи, сконцентрировавшие антибуржуазные идеи и выступавшие против западного образа жизни и буржуазной морали. В середине 1940-х гг. основоположники битничества Д. Керуак, У. Берроузи А. Гинзбергстали экспериментировать с понятиями дружбы, нового видения и нового сознания, а в 1950-е гг. появились их книги, где они попытались обосновать новое миропонимание, связанное с поэтизацией мужского начала, мужественности и бунтарства, отказом от пуританства и ханжества буржуазной морали и традиций общества потребления. Эти поиски привели их на Восток, привив последующим поколениям интерес к буддизму, психоделическим практикам, которыми особенно увлекались хиппи.

К 1960-м гг. спектр молодежных течений в контркультуре расширился, все чаще вовлекая в свои ряды тинейджеров — подростков от 13 до 19 лет.

Рокеры — одетые в кожу мотоциклисты, наводящие ужас на обывателей, культивирующие «мужской дух», жестокость и прямоту межличностных отношений, основанных только на физической силе. Они агрессивны, грубы, шумны и уверенны в себе. Воплощением их образа жизни стала рок-музыка, тяжелый и простой ритм которой хорошо вписывается в их жизнь.

Движение панков стало особенно популярным в 1970- 1980-е гг. Панки шокировали добропорядочных людей умопомрачительными по цвету и дизайну прическами и ругательствами, а также своими нарядами — старой школьной формой, «украшенной» мусорными пакетами, туалетными цепочками, булавками. Им противостояли теды («тедди-бойз»), объявившие себя хранителями социального порядка, и моды («модернисты»), стремившиеся приблизиться к среднему классу. Позже от «модов» откололись скинхеды , или «бритоголовые», агрессивно настроенные ко всем девиантным, с их точки зрения, группам.

Иными словами, эти движения возникают, затем идут на убыль, но рождаются новые движения, которые ждет та же судьба. Но они не исчезают бесследно. Их ценностные ориентиры растворяются в лоне господствующей культуры, которая начинает изменяться под их влиянием. Можно сказать, что контркультуры обладают мощным творческим зарядом, способствующим динамике культуры.

Наличие контркультуры не является специфической чертой XX в. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностей происходит в мировой культуре снова и снова. Как контркультура возникло христианство в Римской империи, светская культура в эпоху Возрождения, романтизм в конце эпохи Просвещения. Всякая новая культура рождается в результате осознания кризиса культуры предшествующего периода на базе существующих контркультурных установок.

Субкультура

Субкультуры — крупные составные части целостных локальных культур (этнических, национальных, социальных), отличающиеся определенной местной спецификой тех или иных черт и возникающие вследствие того, что любое общество неоднородно по своему составу и включает в себя разные социальные группы — национальные, демографические, профессиональные и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, детерминированные общими условиями жизни, — доминирующая культура. Но имеющиеся между группами различия в то же время формируют у каждой из них собственную культуру, получившую название субкультуры. По сути это часть общей культуры какого-то народа, в отдельных аспектах отличающаяся от доминирующей культуры, но в главных чертах согласующаяся с ней. Как правило, субкультуры связаны с многочисленными, компактно размещенными и относительно изолированными группами людей. Обычно субкультуры располагаются на окраинах ареала распространения целостной культуры, что связано со специфическими условиями, сложившимися там. Формирование субкультур происходит по этнографическим, сословным, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, образом жизни, манерами поведения, обычаями и т.д. Хотя различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре и включает ряд ценностей доминирующей культуры, добавляя к ним новые ценности, характерные только для нес. Примерами субкультур могут быть сельская и городская культуры. Так, русские старообрядцы отличаются от базовой культуры спецификой своих религиозных воззрений; специфический образ жизни казачества связан с их особыми профессиональными функциями защитников рубежей страны; субкультура заключенных возникает из-за их изоляции от основной массы населения; субкультуры молодежи и пенсионеров возникают в связи с возрастными различиями и т.д.

Как правило, субкультуры стремятся сохранить определенную автономию от других культурных слоев и групп, не претендуют на универсальность своей культуры, своего образа жизни. В силу этого они отличаются некоторой локальностью и определенной замкнутостью, но сохраняют лояльность к основным ценностным установкам данной культуры. Субкультуры — это лишь отклонения от магистрального пути развития культуры. Они не ставят своей целью переделку господствующей культуры, а по-своему приспособляются к ней и этим отличаются от контркультуры, стремящейся переделать мир.

Социальные науки под субкультурой понимают часть культуры, отличающейся от общепринятой: системой ценностей, внешним видом представителей, языком. Субкультура, как правило, стремится противопоставить себя обществу, изолироваться от его влияния.

Само понятие было сформулировано в 1950-х годах в Америке. В статье будет рассмотрена молодежная субкультура, ее виды, идеология.

История и современность

В середине XX века появились первые молодежные неформальные объединения, в их основе лежали музыкальные предпочтения. Развитие рок-н-ролла, новые его направления привели к появлению таких видов субкультур, как битники, хиппи, рокеры, панки, готы и другие. В том или ином виде эти движения сохранили свою актуальность.

В XXI веке основу неформальных движений составляют не только музыкальные вкусы, а и различные виды искусства, спортивные увлечения, интернет-культура.

Если несколько десятилетий назад принадлежность к одному-единственному течению было однозначной, то сейчас фрагментарное вхождение то в одно, то в другое неформальное общество не вызывает неприятия и конфликтов в молодежной среде.

Среди современных видов субкультур выделяют следующие направления:

  • музыкальное;
  • спортивное;
  • индустриальное;
  • интернет-культурное.

Арт-субкультура

Под арт-субкультурой понимают неформальные движения, связанные с творческим самовыражением, хобби. Это и граффити, и андеграундное искусство, и ролевые игры, и аниме.

Граффити - самый узнаваемый вид арт-субкультуры. Под ним понимают надписи и рисунки на стенах зданий, подъездов, станций метрополитена. Современное граффити-движение зародилось в Нью-Йорке.

Многие уличные художники в своих работах отражают острые социальные или политические темы, кто-то создает настоящие шедевры на стенах домов, а популярные в последние годы 3D-картины на улицах городов поражают своей реалистичностью.

Граффити как вид субкультуры довольно популярен среди российской молодежи. В середине двухтысячных в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль этого направления.

Ролевики - жители двух миров

Ролевики или исторические реконструкторы - еще одно направление арт-субкультуры.

В основе ролевого движения лежит увлечение фэнтези или историей. Каждый участник ролевой игры перевоплощается в определенного персонажа и действует согласно сценарию. В основе игры могут лежать как исторические события, так и сюжеты произведений в стиле фэнтези.

Участники стараются как можно более достоверно повторить бытовые условия, костюмы, ремесла, сражения конкретной эпохи. Популярны у ролевиков викинги, Древняя Русь или средневековые рыцарские сражения.

Отдельным направлением ролевого движения являются толкинисты - фанаты Дж.Р. Толкина. Участники этой субкультуры перевоплощаются в персонажей его книг: эльфов, орков, гномов, хоббитов, разыгрывая сюжеты из вселенной, придуманной писателем.

В обычной жизни участники ролевого движения могут и не выделяться из толпы, но многие предпочитают необычные украшения и одежду, стилистически приближенную к костюмам персонажа, многие заводят аккаунты в социальных сетях от имени своего героя.

Ролевые игры - вид эскапизма, способ уйти от реальности. Для кого-то это отдых от повседневной рутины, для кого-то - альтернативная и более предпочтительная реальность. Среди ролевиков можно встретить и подростков, и людей старше.

Анимешники и косплееры

Еще один вид субкультуры молодежи - отаку. В его основе любовь к японской анимации и манге (японский комикс). Участники этого движения не только пассивно смотрят мультфильмы, но и создают свои собственные, устраивают фестивали и конкурсы косплея.

Косплей - перевоплощение в конкретного персонажа аниме, манги, фильма или компьютерной игры. Это не только достоверный костюм и прическа, многие с помощью арт-макияжа стараются добиться полного сходства с выбранным героем.

Представителей этого вида субкультуры можно узнать по ярким волосам, атрибутике с любимыми персонажами. Но опять же, далеко не все копируют внешний вид любимых героев в повседневной жизни.

Для движения отаку в России характерен специфический сленг, основанный на употреблении слов японского языка. Это могут быть как расхожие фразы - «аригато» - «спасибо», «сайонара» - «до свидания», так и специфичные: «каваий»- «мило», «прелестно», или «ня» - выражающее огромный спектр эмоций.

Возрастной состав анимешников разнообразный - это и 15-летние подростки, и люди 20-30 лет.

Музыкальные субкультуры

В понятии субкультуры виды неразрывно связаны с развитием музыкальных жанров. Первым музыкальным течением считаются любители рок-н-ролла 50-х годов XX века - рокабилли. Яркие и дерзкие, они бросали вызов общественным устоям, отвоевывая свое право на самовыражение.

С развитием рок-музыки в 60-е появились хиппи, выступающие за мир без войн, за любовь к природе и гармонию с ней. «Дети цветов» предпочитали жить коммунами, носили длинные волосы, баловались легкими наркотиками и изучали восточную философию. Самопознание и раскрытие своих ментальных способностей, любовь к природе и отказ от насилия составляют основу субкультуры хиппи.

В 70-е годы разнообразие жанров рок-музыки подарило миру панков, металлистов. В 80-е появились готы. В 90-х годах XX века развитие электронной музыки привело к появлению рейверов.

Общим для различных музыкальных субкультур является любовь к определенному жанру, внешний вид, копирующий популярных музыкантов, философия и ценности, присущие конкретному жанру музыки.

Панки - анархисты, бросающие вызов общественным устоям

В середине 70-х годов XX века зародилось панк-движение. Его участники противопоставляли себя обществу, выражали недовольство политическим строем.

Флагманы панк-рока - Sex Pistols, The Stooges (Игги Поп), Ramones. Для музыки характерно грязное гитарное звучание, провокационные тексты и эпатажное, на грани и даже за гранью приличия поведение музыкантов на сцене.

Игги Поп - один из ярких представителей панк-сцены - во многом заложил манеру поведения музыкантов этого жанра.

Панк как субкультура декларирует полную личную свободу, отказ от общепринятых правил, стремление полагаться на собственные силы и не поддаваться влиянию.

Нигилизм, нонконформизм и эпатаж - черты, определяющие представителей панк-движения.

Узнать панка можно по рваным джинсам, обилию металлических украшений, булавок, заклепок, цепей, волосам, окрашенным в яркий цвет, ирокезу или выбритым вискам, кожаной куртке-косухе.

Несмотря на то что панк-движение зародилось в далекие 70-е, оно остается актуальным и в современных реалиях. Протест против социальной несправедливости, призыв к личной свободе - то, что делает панк востребованным у молодежи.

Готика - эстетизация смерти

В 80-х годах XX века на волне пост-панка появляется новое музыкальное направление - готик-рок. Оно дает начало и новому виду субкультуры.

Готы не так яро протестуют против социальной несправедливости, они уходят от несовершенного мира, погружаясь в мистическую романтику и эстетизацию смерти. Их можно сравнить с приверженцами декаданса литературно-художественного направления на рубеже XIX-XX веков.

Меланхоличные, одетые, как правило, во все черное, готы видят прекрасное там, где обыватели его не замечают. Кладбища и старинные соборы, гротескная, наполненная мистическим смыслом графика, стихи, воспевающие упадок, триллеры и фильмы в жанре хоррор - неполный список увлечений представителей этого вида субкультуры.

Готы отличаются утонченным вкусом и высоким уровнем эстетических потребностей. Их можно назвать снобами в рок-музыке.

Черная одежда викторианской эпохи или более современные луки из латекса и кожи, макияж, основа которого - выбеленное лицо, на котором ярко выделяются накрашенные черным глаза и губы, - отличительные черты гота.

Готик-рок претерпевал изменения, разветвляясь на несколько направлений, так и вся субкультура менялась и расширялась вместе с музыкальным жанром. От классических The Sisters Of Mercy, Bauhaus, The Cure к London After Midnight, Dead Can Dance, Clan of Xymox, Lacrimosa.

В таких странах, как Великобритания, Германия, США, в странах Латинской Америки готика сохраняет популярность на протяжении нескольких десятилетий, в России пик популярности этой субкультуры пришелся на 2007-2012 годы.

Индустриальные субкультуры

Индустриальная субкультура, виды и их характеристики ее рассмотрены ниже.

К индустриальным субкультурам относят:

  • диггеров;
  • сталкеров.

Диггеры - исследователи подземных военных или гражданских сооружений, заброшенных или действующих. Это могут быть как бомбоубежища, так и заброшенные бункеры, недоступные для пассажиров станции метро.

Для этой субкультуры характерен свой собственный сленг, понять который непосвященному будет сложно.

Сталкеры предпочитают исследовать всевозможные заброшенные объекты как гражданские, так и военные, города-призраки. Объектом их интереса могут стать и действующие промзоны, которые закрыты для посещения граждан.

Сталкеров привлекают индустриальные пейзажи, особая атмосфера заброшенных сооружений. Многие совмещают увлечение сталкингом с фотографией или графическим изобразительным искусством.

Представителей этой субкультуры отличает особая скрытность, большинство не афиширует точные координаты объектов, которые посещают, стараются не размещать личные фото на объектах в сети.

Интернет-субкультура

Распространение интернета привело к появлению таких субкультур, как «падонки» и блогосфера.

Появление такого интернет-явления, как «падонки», связано с сайтом «Удафф.ру». Именно его основатель первым начал продвигать общение в интернете с помощью специально исковерканных, написанных с ошибками слов. Такие выражения, как «аффтар жжот», быстро распространились на просторах Рунета.

Для «падонков» характерно не только нарушение норм русского языка, но и особо циничное отношение ко всему происходящему, высмеивание и обесценивание даже значимых событий.

Блогосфера как направление интернет-субкультуры объединяет людей, ведущих различные блоги. Это могут быть и каналы на «Ютуб», и дневники в ЖЖ, отчасти паблики и сообщества в социальных сетях. Блогеры касаются самых разных тем: кто-то освещает новинки кино и музыки, литературы, кто-то пишет о политике, кто-то ведет бьюти-блог.

Краткий список субкультур

Список видов субкультур, наиболее распространенных в России:

Музыкальные субкультуры:

  • панки;
  • металлисты;
  • готы;
  • рэперы;
  • фолкеры;
  • скинхэды.

Арт-субкультуры:

  • граффити;
  • ролевики;
  • отаку;
  • андеграунд.

Индустриальные субкультуры:

  • диггеры;
  • сталкеры;
  • кибер-готы;
  • риветхеды.

Интернет-субкультуры:

  • «падонки»;
  • блогосфера;
  • демосцена.

Субкультуры позволяют подростку найти единомышленников, лучше разобраться со своим внутренним миром, но в то же время это своего рода бегство от реальности.

Субкультура - это особая сфера господствующей культуры, которая отличается своей внутренней организацией, обычаями, нормами.

Молодежная субкультура - это культура молодого поколения, которую отличают особый язык, стиль жизни, черты поведения, групповые нормы, ценности, средства самовыражения.

Молодежная субкультура является феноменом, характерным для индустриальной и постиндустриальной стадии развития любого типа культуры. Она выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчи-няется единым законам развития. Будучи субкультурой, вплетенной в структурную ткань конкретного типа культуры, она обладает свойствами и особенностями по-следнего.

Молодежной субкультуре для любого общества на всех этапах развития присуще так называемое противоречие «отцов» и «детей». Его смело можно отнести к вечным проблемам: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей», — сетовал Сократ еще в 470 г. до н. э.

Однако, развертываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя благодаря действию механизмов преемственности, которые передают каждому новому поколению культурное наследие предшествующих эпох (семья, традиции, общая система образования, СМИ, учреждения культуры).

По этапам жизненного цикла выделяют официальные (традиционные) и инновационно-авангардные молодежные культуры. Примером официальных молодежных субкультур в Советском Союзе были пионерская организация и комсомол, в современной России - движение «Идущие вместе».

По сферам интересов молодежные субкультуры также подразделяют на музыкальные, интеллектуальные, религиозно-философские, спортивные, компьютерные, контркультурные и пр.

Возникновение молодежных субкультур вызвано несколькими причинами .

Во-первых , это стремительное и постоянное ускорение современной жизни индустриальных обществ. Феномен молодежной культуры - признак преимущественно динамических обществ (техногенной цивилизации). Если ранее культура не делилась на «взрослую» и «молодежную», то теперь у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.

В современной культуре присутствуют инновации, кото-рые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя подчас тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меня-ющимся условиям и требованиям жизни. Недолговечность и новизна образуют «опасную смесь», поскольку человек, стремящийся к самоидентификации, установлению социальных связей, ведет поиски в изменчивой среде, т. е. все объекты, с которыми он соприкасается и к которым мог бы присоединиться, пребывают в постоянном ускоряющемся движении.


Во-вторых , удлиняетсяпериод социализации молодого поколения. Это вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональ-ную подготовку, соответствующую требованиям современной эпохи. Сегодня юноша (или девушка) рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу он (она) еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст — это время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, ро-жденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрело-стью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

В-третьих , в индивидуально-психологическом плане для молодежи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представ-лений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто осно-ванная на восприятии негативных явлений общества.

Социализация происходит под воздействием разнообразных условий и обстоятельств, в том числе и неконтролируемых факторов, какими являются неформальная среда общения со сверстниками, взгляды и настроения, бытующие в обществе.

Имеются некоторые специфические черты,которые отличают субкультуру молодежи от господствующей в обществе культуры. Иными словами, молодежные субкультуры - это своеобразное социально-культурные образования.

Молодежная субкультура не имеет четко определенного социального статус а. Принятые в ней нормы и символы иные, чем предписаны обществом. Однако в ней существуют остатки прежних мифов, легенд, ростки новых явлений. Информация, проникающая от чужих культур, не вписывающаяся в основную культуру, оседает в молодежных субкультурах.

Внутренние ценности молодежных субкультур противопоставлены так называемым «общепринятым» ценностям. Молодежные культуры характеризуются бунтарским духом, непринятием или даже полным отторжением официальной идеологии, аполитичностью. Члены различных молодежных субкультур настаивают на своей независимости от общества. Независимость - одна из главных черт самосознания.

Молодежная среда часто формирует контркультурную ценностную ориентацию , высшим принципом которой является принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью поведения. Отсюда мораль вседозволенности может стать составным и органическим элементом контркультуры.

Большинство молодежных субкультур имеют свою символику . Например, хиппи, панки имеют лохматую прическу, потертую одежду, самодельные сумки. На одежде и в сумках присутствует графическая символика: вышитые цветы, антивоенные лозунги. Для скинхедов характерно отсутствие волос на голове, кожаная одежда, тяжелая, грубая обувь и т. д. Эти символы в первую очередь бросаются в глаза, поэтому наличие особой символики - это знак существования коммуникационного поля, в котором тебя признают «своим».

Каждая молодежная субкультура старается выделиться своим языком (сленгом), который затрудняет общение с «чужими». По языку уже подсознательно узнается «свой». Здесь особый фольклор, свои поговорки, анекдоты, частушки, легенды и предания.

Нынешнюю ситуацию в России можно определить как стадию между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой, которая еще только рождается.

Долгое время в нашей стране единственной молодежной организацией был комсомол, официально разрешенный и поддерживаемый. Однако уже в 70-е гг. стали складываться неформальные молодежные группы, в силу общей социально-политической ситуации в стране находившиеся в «андерграунде», про-дуцирующие в ряде случаев свою контркультуру. Гласность и перестройка по-зволили этим группам легализовать свою деятельность, громко заявить о себе, значительно увеличив тем самым свою численность.

Определенное место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т. п.).

Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные ориентации которых имели некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты , пацифисты , отклонисты, зеленые).

Выделялись группы аполитичного, эс-капистского характера (хиппи, панки, люди системы).

Среди интеллектуальной молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа «митьки», выде-лявшаяся самоиронией и гротескно подчеркнутым стилем «а ля Русь».

Формировались группировки, исповедовавшие «культ мускулов» и физической силы «качки». Появились также криминогенные группы, объединявшиеся на базе аг-рессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности (стиляги, гопники, люберы и т. п.). Некоторые из них воодушевлялись лозунгами восстанов-ления социалистической справедливости или борьбы со «скверной» в лице хиппи , панков и других.

Нонконформизм этой молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, в одежде, в увлечениях, в жаргоне, достигая иногда откровенно экстремистских форм. Течения западной молодежной субкультуры на нашей почве зачастую трансформировались в довольно нелепые формы, приобретая лишь внешний характер: они «срисовывались» с западных сверстников неуме-лыми «художниками», поэтому получались не копии, а карикатуры.

После поражения августовского «путча» 1991 г. волна демократической эйфории резко повысила социально-политическую активность, в том числе и молодежи. Достигнув максимума, эта активность стала спадать, что сопровожда-лось исчезновением многих неформальных молодежных группировок, значитель-ным уменьшением численности оставшихся.

В настоящее время можно выделить несколько негативных тен-денций в развитии молодежной субкультуры.

Субкультура развлекательно-рекреативной направленности. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) молодежный досуг выполняет в основном рекреативную функцию, чаще всего в виде пассивного отдыха («ничегонеделанья»). У молодежи формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление образования, культуры, труда. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающих ценностей массовой культуры, способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.

«Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов вытесняет ценности национальной культуры, как классической, так и народной, образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми героями и, в определенной степени, образцами для подражания становятся кумиры шоу-бизнеса или спорта, для девушек - героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.

Прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Так, в студенческой среде «нормальным» явлением становится взаимная оплата образовательных услуг - написание рефератов, курсовых работ, помощь в подготовке к сдаче экзаменов и пр. Наиболее важной ценностью у многих молодых людей признается «эквивалентность взаимного воздаяния» (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло).

Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодежи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей, как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что она практически лишена иллюзий о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы.

Слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селедки в бочке») достаточно жесткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» - «отверженных», «не интересных», «непрестижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал — «крутого» (иногда в лице лидера данной группы).

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

Культурная самореализация вне учреждений культуры. Досуговая самореализация молодежи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием в основном экранного искусства (кино и телевидения) — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

В этих видах искусства (как, впрочем, в содержании искусства вообще) наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации, что проявляется, прежде всего, в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности, что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию.

Отсутствие этнокультурной самоидентификации. В современной России налицо тяжелый кризис идентичности во многих группах общества, особенно в том, что касается самоидентификации с культурными, политическими и социальными ценностями. Некоторые группы молодежи принимают в большей или меньшей степени новые ценности и нормы, другие же пытаются сохранить и укрепить традиционные ценности.

Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству».

Принадлежность к молодежной культуре, будучи фазой развития, переходной стадией становления личности, утрачивающей свое значение по мере адаптации юноши (девушки) к миру взрослых, Молодежь сама по себе не производит никакой культуры, не усвоив предвари-тельно традиционной культуры. В ходе этого усвоения она может репродуцировать предлагаемые ей готовые формы, которые, в свою очередь, будут пополняться в соответствии с ее потребительскими способностями.