В чем заключается трагизм нигилиста Е. Базарова

Замысел романа Тургенева "Отцы и дети" появился у автора в 1860 году, когда он отдыхал летом на острове Уайт. Писатель составил список действующих лиц, среди которых был и нигилист Базаров. Характеристике этого персонажа и посвящена данная статья. Вы узнаете, действительно ли Базаров - нигилист, что повлияло на становление его характера и мировоззрения и каковы положительные и отрицательные черты этого героя.

Первоначальная авторская характеристика Базарова

Каким же изобразил своего героя Тургенев? Автор первоначально представил этого персонажа как нигилиста, самоуверенного, не лишенного цинизма и способностей. Он живет малым, презирает народ, хотя и умеет говорить с ним. Евгений не признает "художественного элемента". Нигилист Базаров знает много, энергичен, а в сущности своей - "бесплоднейший субъект". Евгений горд и независим. Таким образом, сначала этот персонаж был задуман угловатой и резкой фигурой, лишенной душевной глубины и "художественного элемента". Уже в процессе работы над романом Иван Сергеевич увлекся героем, научился его понимать, проникся симпатией к Базарову. В какой-то степени он даже начал оправдывать отрицательные черты его характера.

Евгений Базаров как представитель поколения 1860-х годов

Нигилист Базаров, несмотря на весь свой дух отрицания и резкость, - типичный представитель поколения 60-х годов 19 века, разночинной демократической интеллигенции. Это независимая личность, которая не желает склоняться перед авторитетами. Нигилист Базаров привык подвергать все суду разума. Герой подводит под свое отрицание четкую теоретическую основу. Он объясняет общественные болезни и несовершенство людей характером общества. Евгений говорит, что нравственные недуги появляются от дурного воспитания. Большую роль при этом играют всяческие пустяки, которыми с малых лет набивают головы людей. Именно такой позиции и придерживались отечественные демократы-просветители 1860-х годов.

Революционность мировоззрения Базарова

Тем не менее в произведении критикуя и объясняя мир, пытается его кардинально изменить. Частичные улучшения жизни, мелкие ее исправления его не могут удовлетворить. Герой говорит, что не стоит большого труда "только болтать" о недостатках общества. Он решительно требует смены самих основ, полного уничтожения существующей системы. Тургенев в видел проявление революционности. Он писал, что если Евгений считается нигилистом, то это означает, что он является и революционером. В те времена в России дух отрицания всего старого, отжившего крепостнического мира был тесно связан с народным духом. Нигилизм Евгения Базарова со временем становился разрушительным и всеобъемлющим. Не случайно этот герой в беседе с Павлом Петровичем говорит, что тот зря порицает его убеждения. Ведь нигилизм Базарова связан с народным духом, а Кирсанов ратует как раз во имя него.

Отрицание Базарова

Тургенев, воплощая прогрессивные черты молодежи в образе Евгения Базарова, как отметил Герцен, проявил некоторую несправедливость в отношении к опытному реалистическому воззрению. Герцен считает, что Иван Сергеевич смешал его с "хвастливым" и "грубым" материализмом. Евгений Базаров говорит, что придерживается во всем отрицательного направления. Ему "приятно отрицать". Автор, подчеркивая скептическое отношение Евгения к поэзии и искусству, показывает характерную черту, свойственную ряду представителей передовой демократической молодежи.

Иван Сергеевич правдиво изображает и то, что Евгений Базаров, ненавидя все дворянское, распространял свою ненависть и на всех поэтов, которые были выходцами из этой среды. Это отношение автоматически распространялось и на деятелей других искусств. Такая черта также была свойственна многим представителям молодежи того времени. И.И. Мечников, например, говорил, что среди молодого поколения распространилось мнение о том, что лишь положительное знание может привести к прогрессу, а искусство и иные проявления духовной жизни способны только тормозят его. Вот почему Базаров - нигилист. Он придерживается веры только в науку - физиологию, физику, химию - и не приемлет все другое.

Евгений Базаров - герой своего времени

Иван Сергеевич Тургенев создавал свое произведение еще до отмены крепостного права. В это время в народе все нарастали революционные настроения. На первый план были выведены идеи разрушения и отрицания старого порядка. Теряли свое влияние старые принципы и авторитеты. Базаров говорит, что теперь полезнее всего отрицать, поэтому нигилисты и отрицают. Автор видел Евгения Базарова героем своего времени. Ведь он является воплощением этого отрицания. Однако нужно сказать, что нигилизм Евгения не имеет абсолютного характера. Он не отрицает того, что проверено практикой, опытом. В первую очередь это относится к труду, который считает призванием каждого человека Базаров. Нигилист в романе "Отцы и дети" убежден, что химия является полезной наукой. Он полагает, что в основе мировоззрения каждого человека должно лежать материалистическое понимание мира.

Отношение Евгения к псевдодемократам

Иван Сергеевич не показывает этого героя как лидера губернских нигилистов, какими являются, например, Евдокия Кукшина и откупщик Ситников. Для Кукшиной отсталой женщиной является даже Евгений Базаров понимает пустоту и ничтожество подобных псевдодемократов. Их среда чужда ему. Тем не менее Евгений скептически относится также и к народным силам. А ведь именно на них возлагали главные надежды современные ему революционные демократы.

Отрицательные стороны нигилизма Базарова

Можно отметить, что нигилизм Базарова, несмотря на множество положительных сторон, имеет и отрицательные. В нем заключена опасность упадка духа. Кроме того, нигилизм может превратиться в поверхностный скептицизм. Он способен даже трансформироваться в цинизм. Иван Сергеевич Тургенев, таким образом, проницательно отметил в Базарове не только положительные стороны, но и отрицательные. Он показал и то, что при определенных обстоятельствах могло развиться до крайности и повлечь за собой неудовлетворенность жизнью и одиночество.

Тем не менее, как заметил К.А. Тимирязев, выдающийся русский ученый-демократ, в образе Базарова автор воплотил лишь намечавшиеся в то время черты типа, который проявил при всех "второстепенных недостатках" сосредоточенную энергию. Именно благодаря ей русскому естествоиспытателю удалось в короткое время занять почетное место как у себя дома, так и за границей.

Теперь вы знаете, почему Базарова называют нигилистом. Тургенев в изображении этого характера использовал прием так называемой тайной психологии. Иван Сергеевич представил натуру Евгения, духовную эволюцию своего героя через жизненные испытания, выпавшие на его долю.

Образ Базарова продолжает традицию изображения «лишних людей», начатую Пушкиным в начале 19 века. Онегин, Печорин, Обломов – люди умные, образованные, имеющие свою точку зрения, но не знающие, как практически применить свои знания. Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров – один из них, «новый человек», бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей «сперва… место расчистить», а «строить» потом.

Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.

Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери.
По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм». Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича.

Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.

У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным»,- говорит Базаров... - В теперешнее время полезнее всего отрицание,-мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить»,- самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.

Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей... если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь.
Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль.
Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.

Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего...» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.

Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».


В чем сущность нигилизма Базарова? Роман "Отцы и дети" направлен против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы "Записки охотника"), но оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,-а весь класс помещиков, доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейный разгром. Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа 1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в управлении Россией. В "Отцах и детях" и показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой, революционной, прогрессивной. Носителем этой новой морали является главный герой романа - Евгений Васильевич Базаров. Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть отрицания. Что же отрицает Базаров? "Все", - говорит он, А все - это то, что относится к минимальным потребностям человека и к познанию природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию, самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих убеждений, но он и не проповедник. Одна из черт нигилизма вообще - отрицание духовных и материальных ценностей. Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта черта - признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность "романтизмом" и "вздором", он презирает людей - ее носителей. "Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта", - говорит Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой женщины. Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное незнание литературы ("Природа навевает молчание сна", - сказал Пушкин и так далее) и неопытность в любви. Любовь к Одинцовой, скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям. Итак, ценностей для Базарова не существует, и это - причина его цинизма. Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами. Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие ученые - его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и тот, и другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться на уже приобретенные кем-то знания. Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся, допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к знаниям. Базаров - нигилист, и в том числе за это мы его уважаем.


3).Край любимый! Сердцу снятся

Скидры солнца в водах лонных.

Я хотел бы затерятся

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы - кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

«Прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты»

Нигилизм для Базарова – это всё, то есть сознательную, «обдуманную» жизнь он провел под кровом этого мировоззрения. Так что, изучая Базарова, мы понимаем и суть нигилизма.

Начнем с основы: откуда взялся нигилизм у Базарова? В студенческие годы, благодаря преподавателям и студенческой атмосфере, пришло ясное осознание того, что в России плохо всё, что ни возьми, что ни делай, всё равно все развратится и обернется в труху: «Представьте мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания» . Понятное дело выплывает вопрос: Кто в этом виноват, что с этим делать, как исправить? Виноватых найти не получилось, поэтому просто сказали – виновата среда! «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет ».

Как же собираются «спасать» общество эти молодые люди? К чему они прибегнут? «-Вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить. –Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить». Говоря русским языком, свершить революцию, но перед этим необходимо своим нигилизмом пропитать головы окружающих, чем неплохо занимался Базаров. Отец его, боготворит его, не смеет слова поперёк сказать, понятное дело, что он согласиться на это «отрицание» ради внимания своего сына. Ситников прямо говорит, что Базаров ему «глаза открыл» — не признавать авторитетов. «Друг» Базарова Аркадий, как ученик семинарии, все повторяет и во всем с Базаровым (до определенного момента) соглашается. Про Евдоксию вообще молчу. Николай Петрович опять же потакает своему сыну, подчеркивая, что, видно, отстал от века. Вот только один старый либерал Павел Петрович все упирается и спорит с Евгением. Конечно, если говорить откровенно, то весь этот «нигилизм» чистая фикция, но ведь из всех героев произведения один дядя Аркадия выражает открыто свое негодование данным мировоззрением. А это говорит только одно: нигилизм – сила. «Мы ломаем, потому что мы сила» — замечает и Аркадий Кирсанов.

Остается последнее, а именно: как же лучше всего уничтожать общество, чтобы «расчистить» место для общества, где болезней не будет, где будет неважно: добр человек или зол, умный или глупый? Какое средство выбрали «спасатели» мира? Отрицание всего, что хоть как-то свято, непризнание авторитетов, но это не значит, что нигилист, удостоверившись в правильности и достоверности когда-то непризнанного им авторитета, снова станет в его глазах авторитетом. О, нет! Этот нигилист будет его также не признавать, как и прежде.

На чем держится любое общество, народ, нация? На культуре, которую берегут из поколения в поколение, это произведения искусства, над которыми задумается любой уважающий себя человек. Нигилист же видит в культуре ту силу, из-за которой нет в обществе справедливости. Они в этом до конца не уверены, но с другой стороны, если отрезать побольше, то проблема, так сказать, вирус точно может отпасть и только тогда страна будет справедливой и процветающей.

Что же в России было основа? Вера Правослвная. И это первое, что отрицают нигилисты – Бога, его бытие. Отсюда корни нигилизма проникают и в философию, и в поэзию, и в музыку, короче говоря, во все творческие деятельности и направления: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» . Надо также заметить, что отрицание Бога сопровождается отрицанием любви, что и привело Базарова к тому, что с ним произошло. Отрицание души, как следующий шаг отрицания Бога закрыло для нигилиста говорить о том, что его волнует, что творится в нем. «В душе очень обрадовался, но почел обязанностью скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!»

Ниже хочется рассмотреть конкретные примеры нигилизма Базарова, так сказать, на практике.

Отрицает Базаров, как было сказано выше, любовь, это священное чувство, которое почувствовал Евгений, словно древний человек первый раз увидевший огонь и обжегся им, он до конца не понимает свойств и применение этого пламени, но понимает, что оно несет ему уют для его пещеры. «Что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения» . Как видим, Базаров видит отношения между полами крайне плоско и пошло, а отсюда и его непризнание браков: «ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал» .

А теперь перейдет непосредственно к самой России и отношения Базарова, как нигилиста, к ней. Начнем с вещи, с первого взгляда интернациональной, но имеющее непосредственное значение для русского человека, а для названия произведения Тургенева оно имеет самое близкое отношение. Отношение нигилиста к семье, к родителям: оно отсутствует, а отсутствие это обусловлено отрицанием у человека чувств, как романтизма. Именно поэтому Аркадий Кирсанов, в присутствии своего друга-нигилиста, говорил не «папа», а «отец». Нигилист как бы отдаляется от своих родственников, семья разрушается. Далее идет отношение к своему детству, к тем местам, где вырос будущий нигилист. Оно снова отсутствует, как будто нет никакой разницы между того сада, в котором ты бегал, будучи дитем, и садом в другом имении, который ты в первый раз видишь. «-Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! –Ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным. –Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился» . Откуда это? А с мысли нигилиста Евгения: «природа не храм, а мастерская» . С чего бы это нигилисту любить отчий дом? Говорить про русскую поэзию и другие искусства не стоит, итак понятно, что ничего этого нигилист не признает. Базаров уверен только в науке, а что он говорит про русскую науку? «-Об русских ученых вы, вероятно, не имеете столь лестного понятия? –Пожалуй, что так» . А что же думает Базаров о русском народе, частью которого он сам и является? Ничего хорошего: «русский человек только тем и хорош, что он сам по себе прескверного мнения» . А как этот «нигилист» разговаривает с простым народом? Как последний хам, уважение к аристократу, отцу и к мужику отвратительное. А как же хвастался Базаров пред Павел Петровичем, что, мол, с простым мужичком может беседовать? Вот только действительность другая: «самоуверенный Базаров и не подозревал, что в их глазах (то есть простого народа) был все-таки чем-то вроде шута горохового» . Надо заметить, что сам Евгений себя русским не считает, но об этом чуть ниже.

Что же выходит из всего этого? Нигилист не признает в своём Отечестве ничего: ни духовной жизни, ни государственной, не видит великолепных русских ученых, ни великих поэтов, не испытывает абсолютно никаких чувств к отчему дому, к своей Родине, не видит ничего хорошего в народе, среди которого он живет, которого решил лечить. Что стоит такому человеку осквернить церковь или сжечь имение, убить человека, свергнуть строй? Сущий пустяк.

Но на чем же держится любой нигилист? Ведь должен же быть какой-то стержень? Очень просто сказать, что его нет, ведь это мировоззрение не признает авторитетов. Да, действительно не признает, с одной только поправкой: не признает никаких авторитетов, кроме себя. Вся сущность этих борцов – тщеславие и самолюбование, гордость и себялюбие. Это смертная страсть насквозь пропитала молодых людей. Она проявляется во всем: «-Мы стало быть, с тобою боги? То есть – ты бог, а олух уж не я ли? –Да, ты еще глуп» . Базаров без зазрения совести считает себя самым великим, самым умным. И тут встает вопрос, что же было изначально: негодование внутренней политикой государства или гордыня? Что за чем следует? Больше верится, что именно эгоцентризм Базарова породил в нем приверженность к нигилизму, ибо к концу своей жизни, он совсем не был нигилистом. Любовь Базарова и дыхание смерти облагородило его душу, его взгляды поменялись и вряд ли это изменение связано с политической обстановкой в стране, а скорее в том, что он освободился от гордыни, от того, что и есть основа его нигилизма. Как это можно подтвердить? Очень просто: обратите внимание как Базаров разговаривает с окружающими? Сквозь зубы. Зато как ласкает его слух отец, Аркадий Кирсанов, Ситников, Одинцова?

Вот так грех гордыни нашел себе уютное место в нигилизме, в которой очень сложно его обнаружить. Верно заметил Павел Петрович: «гордость почти сатанинская… сами бессильны и бесплодны до гадости».

В романе “Отцы и дети” образ нового человека Евгения Васильевича Базарова представляется сложным, противоречивым и, безусловно, очень интересным. Он не может оставить равнодушным как читателя прошлого века, так и нашего современника.
И. С. Тургенев в самом начале работы над романом не определился в своем отношении к Базарову. С одной стороны, он оценивает героя по достоинству, вполне искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого. Но, с другой стороны, читатель чувствует, что Базаров чужд автору, непонятен - Тургенев искренне хочет заставить себя полюбить своего героя, “загореться” его идеей, но безрезультатно.
Этим вызвано глубокое одиночество Базарова. Он недюжинно силен, но в то же время бесконечно несчастен. Вероятно, это удел любого выдающегося человека. Да и сам Базаров не стремится к тому, чтобы понравиться людям, скорее наоборот. По его собственному замечанию, “настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушать или ненавидеть”. Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны лишь на поклонение, не претендуя на большее. А это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Единственный, кто решается противостоять этому бурному натиску, - Павел Петрович Кирсанов. В своих спорах с Базаровым Кирсанов отстаивает свои исторические корни, духовные ценности, жизнь, которую он не мыслит другой, и это придает ему силы в “схватке” с противником, который может противопоставить ему только свою могучую личность. Но несмотря на очевидность того, что Базаров неправ, его бескомпромиссная борьба вызывает восхищение.
Всякие убеждения нуждаются в проверке, и Тургенев вводит в жизнь своего героя испытание любовью.
Автор все время напоминает читателю, что Базаров не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Базаров полюбил помещицу Анну Сергеевну Одинцову. Он испытал то самое чувство, над которым ранее безжалостно смеялся. Евгений понял, что человек- это не бездушная “лягушка”. Он внезапно осознал, что живая природа никогда не подчинится каким-либо теориям. Одинцова ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров. Он не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность.
В груди у Базарова бьется сердце романтика, которому доступны и любовь, и нежность, которое понимает, что такое искренность и преданность любимому человеку. И никому, даже самому себе, Базаров не признается в этом. Душа его иногда прорывается наружу, но Базаров тут же усилием воли подавляет ее, при этом становясь жестче и резче. Именно По этим скачкам поведения можно судить о том, насколько сердце его подвержено романтическим порывам. В этом и заключается трагизм положения Базарова. Душой и сердцем он желает любить, тогда как сознанием он подавляет это желание. И ярче всего эти противоречия души и сознания проявляются в сценах в доме Одинцовой. Именно здесь душа на краткий миг обретает свободу, чтобы тут же быть погребенной на самое дно сознанием. Это происходит во время признания в любви Базарова Одинцовой. Этот гордый нигилист оказался во власти отрицаемого им чувства: душа вырвалась наружу, но с такой разрушительной силой, что оказалась смертельной для этого самого чувства, ибо сильная любовь сродни ненависти. Во время признания Базарова била дрожь, но это была не сладострастная дрожь первого признания: страсть бурная и неконтролируемая била в нем. И Одинцова испугалась его; чувство, начавшее было появляться в ней, оказалось сломленным, потому что нельзя любить человека, которого боишься. Базаров потерял свою единственную любовь из-за того, что слишком долго сдерживал свою душу, и душа эта отомстила ему, лишив его женщины, которую он полюбил.
После неудачи с Одинцовой Базаров стал более замкнутым, озлобленным. Он начал критиковать себя, винить за предательство своих же принципов. Он стал отдаляться от Аркадия, или, вернее сказать, Аркадий стал отдаляться от него, так как с тех пор, как Кирсанов полюбил Катю, он стал постепенно отказываться от принципов Базарова, становиться мягче, добрее, романтичнее. Базаров оказался один на один со своей бунтующей душой и подавляющим ее сознанием. Он еще более ожесточенно принимается отрицать все авторитеты и чувства: доходит до того, что он отрицает любовь своих родителей и относится к ним так равнодушно или даже с раздражением, что родители впадают в отчаяние, пытаясь вернуть себе сына.
И тут образуется замкнутый круг. Базаров мечется в нем, одинокий, отчаявшийся. Он противоречив: Базаров отрицает романтизм, но по своей сути является романтиком, он отрекается от “глупой жизни отцов”, но сам, в порыве откровения, признается Аркадию в своей любви к ним. Он делает все, по его мнению, для благополучия родины, но сам задается вопросом: “Нужен ли я России? Нет, видимо, не нужен”. Страшно чувствовать себя в таком замкнутом круге противоречий, и это тяжело даже такой сильной личности, как Базаров. Как тяжело, умирая, осознавать бесплодность прожитой жизни! Ведь исправить уже ничего нельзя.
А Базаров, на мой взгляд, достаточно умен, чтобы, пусть на смертном одре, осознать свои ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью, значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую при жизни он воспринимал так материалистически (“Я умру, и из меня лопух расти будет”, “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”). Перед лицом природы, перед лицом Вселенной даже такой титан, как Базаров, кажется жалкой песчинкой. В этом и есть его трагическое одиночество. Он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая могилу, как бы отделяет его от мира. Он жил “могучим богатырем, которому негде было развернуться, некуда деть исполинские силы, некого любить настоящей любовью”. С этой точки зрения смерть его была неизбежной.