Ян амос коменский - биография, информация, личная жизнь. Семья и образование

Ян Коменский является известным чешским педагогом и писателем. Будучи епископом Чешскобратской церкви, он получил большую известность благодаря инновационным классно-урочным методам обучения.

В это время Ян Коменский написал множество статей, направленных на возвращение его народу законных территорий и веры. Вскоре он начал подвергаться гонениям, как, впрочем, и его братья по вере.

В результате, реформатор оказался в польском Лешно, где он находился в относительной безопасности.

Первой супругой Яна Коменского была Магдалина Визовская, с которой он прожил 4 года. В 1622 г. она и двое их детей скончались от чумы.

Спустя 2 года Коменский снова вступил в брак, женившись на дочери епископа Марии-Доротее.

Несмотря на беспрерывные войны и религиозное преследование, Коменский продолжал заниматься писательской деятельностью. Одним из самых известных его произведений является «Великая дидактика», в которой он собрал большинство своих работ.

Серьезное внимание Коменский уделял реформированию знаний. Он постоянно стремился усовершенствовать .

Признание в обществе

В начале 1630-х годов, популярность Яна Коменского стала набирать обороты. Его переводились на разные языки и вызывали большой интерес в обществе.

Например, учебник «Открытая дверь к языкам» (1631), позволял быстрее и легче изучать латынь.

В этой книге, в отличие аналогов, вместо традиционных склонений, спряжений и правил, давалось описание реальной действительности.

В скором времени Ян Коменский написал очередную книгу «Христианское всезнание». Она была переведена на и опубликована под названием «Реформа школ».

Его видение воспитания и образования детей было совершенно новым, вследствие чего оно активно обсуждалось в обществе.

Яна стали приглашать в и Францию, где у него было много сторонников. Кардинал Ришелье даже предлагал ему продолжить работать в Париже, обещая создать для него все необходимые условия. Но Коменский отказался.

Вскоре, ему удалось встретиться с , имя которого было известно всей Европе.

Пансофия Яна Коменского

Обосновавшись в Швеции, Ян Коменский вновь столкнулся с трудностями. Руководство Оксеншерна настаивало на том, чтобы педагог писал для обучения школьников.

Однако на тот момент времени Каменский работал над пансофией (обучение всех всему). Тем более что эта идея набирала популярность среди европейских ученых.

В результате, в 1651 г. ему удалось закончить написание сочинения под названием «Пансофическая школа». В нем было изложено устройство пансофической школы, принципы ее работы, учебный план и общий распорядок дня.

По сути, этот труд представлял собой образец для всеобщего получения универсальных знаний.

Неудача в Шарошпатаке

В 1650 г. князь Сигизмунд Ракоци из Трансильвании, пригласил Яна Коменского обсудить школьные реформы, которые планировалось провести в скором будущем.

Кроме этого, Сигизмунд хотел более подробно рассмотреть пансофию Коменского. Педагог согласился помочь князю, и вскоре принялся за работу.

В одной из школ он осуществил множество преобразований, однако в прошествии нескольких лет никаких серьезных результатов не последовало.

Несмотря на отсутствие заметных успехов, Коменский смог в это время написать произведение «Чувственный мир в картинках», которое стало настоящим прорывом в педагогике.

Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)

В нем для изучения языков Ян Коменский начал использовать картинки, чего ранее никто не предпринимал. Вскоре он скажет, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них».

Интересен факт, что современные также включают в себя цветные иллюстрации. Кроме этого, картинки или образы используются в большинстве мнемонических техник.

Последние годы жизни

После того, как Ян Коменский возвратился из Трансильвании в Лешно, между Швецией и Польшей началась война.

Вследствие этого были утеряны все рукописи Коменского, а ему самому пришлось вновь переезжать в другую страну.

Следующим и последним местом жительства Коменского стал Амстердам. За время проживания в этом городе он завершил объемный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», состоящий из 7 частей.

Ян писал его на протяжении 20 лет, и таким образом смог подвести итоги всей своей деятельности. И хотя фрагменты произведения были опубликованы еще в конце 17 века, оно считалась утерянным.

В 30-е годы 20 века были найдены остальные 5 частей книги. В полном объеме данный труд опубликовали на латинском языке лишь в 1966 г.

Ян Амос Коменский умер в ноябре 1670 г. в возрасте 78 лет. Его похоронили в Наардене, неподалеку от Амстердама.

Идеи и дидактика Яна Коменского

Прочитав краткую биографию Коменского, предлагаем вам ознакомиться с основными идеями великого педагога.

Путь света

Путь света представляет собой разработанную Коменским программу, направленную на просветление человека. Основными ее темами стали благочестие, знание и добродетель.

Большое внимание Коменский уделял Богу. Он считал, что человек обязан открыться для 3-х откровений:

  • видимому творению, в котором видна сила Творца;
  • человеку, созданному по подобию Бога;
  • слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку.

Все знания и незнания должны быть взяты из 3-х книг: природы, разума (духа человека) и Священного Писания.

Для того чтобы достичь такой мудрости, индивиду надо задействовать чувства, разум и веру.

В связи с тем, что человек и природа созданы Богом, у них должен быть похожий порядок вещей, благодаря которому можно достичь гармонии во всем.

Знать себя и природу

Данная доктрина макрокосма-микрокосма позволяет удостовериться в том, что человек может постичь до сих пор нереализованную мудрость.

Вследствие этого, каждый индивид становится пансофистом – маленьким богом. Язычники не в состоянии постичь такой мудрости по причине нехватки явленного Слова, которым, согласно христианству, является Иисус Христос.

По мнению Яна Коменского, человеку необходимо обращаться только к божественным произведениям и познавать что-либо посредством прямого столкновения с вещами.

Он утверждал, что любое обучение и получение знаний начинается с чувств. Жизнь и мир любого человека являются школой.

Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты – священниками в храме природы. Исходя из всего сказанного, каждый человек должен стремиться познать себя и природу.

Энциклопедия всезнания

Под этим понятием подразумевается метод, посредством которого человек способен видеть порядок вещей, осознавая их причины.

Благодаря этому, каждый индивид в полной мере сможет постичь различные знания. Более того, человеку удастся достичь состояния, в котором он находился до грехопадения Адама и Евы.

Новаторство в образовании

По мнению Яна Коменского, ребенка следует воспитывать таким образом, чтобы он мог сопоставлять вещи и слова. Обучая его родному языку, родителям нужно избегать пустых слов и сложных понятий.

Книги в учебных заведениях должны быть распределены по группам. То есть, ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь на данный момент времени.

Жизнь как школа

Ян Коменский считал, что вся жизнь является для человека школой и подготовкой к вечной жизни. Девочки и мальчики должны обучаться вместе.

Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию.

Процесс обучения должен проходить в игровой манере. Если ребенок не сможет овладеть той или иной , это ни в коем случае не является его виной.

В своих трудах Ян Коменский утверждал, что в основе преобразования человечества должна стоять пансофия, в то время как теология будет являться направляющим мотивом.

В собственных произведениях педагог использовал множество цитат из Священного Писания.

Среди библейских книг его больше всего интересовали пророчества Даниила и Откровение Иоанна Богослова.

Он считал, что читая эти книги, человек сможет получить важнейшие знания, необходимые для библейского тысячелетия.

Человек своего времени

Стоит отметить, что Яна Коменского мало интересовало развитие науки. Вместо этого он акцентировал свое внимание на богословии.

Все свои идеи он заимствовал из теологии Богемских братьев. Более того, он активно изучал труды таких известных деятелей, как Николая Кузанского, Бэкона, Якоба Беме, Хуана Луиса Вивеса, Кампанелла и других мыслителей.

Вследствие этого, Коменскому удалось собрать большой багаж знаний, который помог ему сформулировать собственные взгляды в отношении проблем образования, богословия и научной педагогики.

Что же, надеемся, что теперь вы знаете о жизни и трудах Яна Коменского все самое необходимое. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам вообще нравятся – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

  1. Прав ли Ян Амос Коменский, великий педагог XVII века, утверждая, что «…немыслим толковый читатель, который не был бы в то же время Отбиратель»? Как вы понимаете слово «Отбиратель» в этом афоризме? Почему, как вы думаете, автор написал слово «Отбиратель» с большой буквы?
  2. Ян Амос Коменский, несомненно, прав. Думающим читателем можно счи-тать человека, сознательно выбирающего себе книги для чтения в соответствии со своими духовными запросами, которые формируются в семье, на школьных заня-тиях по литературе и другим предметам, в библиотеке, в общении с друзьями. Сис-тематическое, постоянное чтение расши-ряет эрудицию, дает ответы на волнующие философские, нравственные, социальные проблемы. Отбор иногда складывается из интересующей читателя тематики произ-ведений (историческая, о любви, философ-ская, мемуаристика и т. д.), от любви к определеныому роду и жанру художественных произведений, например, к лирической поэзии или юмористической литературе, хорошей приключенческой литературе.

    Видимо, Ян Коменский написал слово «Отбиратель» с большой буквы из-за осо-бого уважения к сознательному, подготов-ленному, квалифицированному читате-лю, постигающему истинную ценность на-стоящей литературы.

  3. «Для многих, многих книги так же нужны, как хлеб и соль. И так будет, сколько бы ни изобретали замысловатых кассет, и телевизоров, и других заме-нителей. В человеческом мозгу хранятся книжные сокровища, которые не умрут. Они все там — «Одис-сея» и «Божественная комедия», «Война и мир» и «Давид Копперфильд». Согласны ли вы с этим суж-дением Астрид Линдгрен? Какие книги вы бы внес-ли в этот список?
  4. Понять художественное произведение можно только при условии, что прочитана его первооснова — книга. В список, на-званный Астрид Линдгрен, можно вклю-чить еще большое количество произведе-ний русской и зарубежной литературы, например: «Илиада» Гомера, «Гамлет» У. Шекспира, «Повести Белкина» и «Ев-гений Онегин» А. С. Пушкина, «Челове-ческая комедия» О. Бальзака, «Красное и черное» Ф. Стендаля, «Ревизор» Н. В. Го-голя и многие другие.

  5. «Добрые люди не знают, сколько времени и усилий стоило иному, чтобы научиться читать. Я по-тратил на это восемьдесят лет и еще сейчас не могу сказать, что достиг цели», — сказал Гёте незадолго до смерти. Как вы объясните такое признание вели-кого писателя?
  6. Объяснить это можно сложностью того искусства, которое называется искусст-вом чтения. Читать художественное про-изведение — значит не только понимать его содержание. За страницами книги важно видеть автора с его позицией, цен-ностными понятиями, его личную и твор-ческую судьбу. Важно увидеть судьбу лю-дей, изображенных в произведении, их характеры, обусловленность их устоями общества и индивидуальными особеннос-тями. Опытный читатель должен хорошо ориентироваться в художественной инди-видуальности писателя, разбираться в поэтических особенностях произведения, стилистической манере писателя.

    Великий Гёте сказал так потому, что в течение жизни его требования к чтению повышались.

  7. «Читатель — составная часть искусства», — ут-верждал Алексей Толстой в статье «О читателе». Как можно подтвердить эти слова?
  8. Писатель создает свои произведения для читателей — самых разнообразных

    людей, как его современников, так и для тех, кто будет жить в последующие време-на. Чтобы заинтересовать их своими идея-ми, заставить вместе с собой переживать за героев, радоваться, наслаждаться худо-жественным словом, необходимо владеть искусством. И диалог писателя с читате-лем — это высокое искусство для того и другого.

  9. Как вы понимаете слова Роберта Стивенсона: «Литература во всех ее видах — нечто иное, как тень доброй беседы»?
  10. Вдумчивое чтение книги — это беседа с ее автором. Иногда мы ему возражаем, а иногда полностью согласны. Часто та-кая беседа побуждает к дальнейшему раз-думью о прочитанном и к внутреннему диалогу с автором книги.

  11. Согласны ли вы с таким утверждением: «Все, чем должен владеть писатель, обязательно и для чи-тателя художественной литературы. Все, кроме од-ного: дара воплощения»?
  12. Если речь идет о культуре чтения, эру-диции, знании законов развития художе-ственной литературы, основ теории и ис-тории литературы, то это справедливо. Однако все же писатель должен владеть значительно большим, чем просто чита-тель, чтобы покорять сердца, быть доб-рым другом и наставником. Автор должен виртуозно владеть языком, на котором он пишет свои книги, ибо это основной инст-румент писателя.

  13. Как вы представляете себе дар воплощения у иллюстраторов художественных произведений? Каких иллюстраторов вы могли бы назвать?
  14. Иллюстратор не просто передает содер-жание той или иной сцены из художест-венного произведения или воспроизводит по авторскому описанию портреты героев, пейзажные зарисовки, он раскрывает соб-ственное видение, которое иногда вступа-ет в противоречие с позицией автора. Ос-новное назначение иллюстратора — быть добрым посредником между автором и читателем, помочь читателю увидеть ге-роев книги. Иллюстратор тонко чувствует авторское слово. Среди иллюстраторов можно назвать И. Билибина, А. Агина, В. Фаворского, И. Глазунова. Известно также, что некоторые писатели, например А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, сами создавали иллюстрации к своим произве-дениям.

  15. Можно ли согласиться с тем, что «произве-дение художника необходимо нам именно потому, что оно есть ответ на наши вопросы: наши, ибо ху-дожник не ставил их себе и не мог их предвидеть… каждый новый читатель «Гамлета» есть как бы его новый автор, каждое новое поколение есть новая страница в истории художественного произведе-ния»?
  16. И да и нет. Когда художник создает произведение, он отвечает на волнующие его вопросы, которые поставила перед ним и перед обществом реальная действи-тельность. И знать, что волновало автора, нам необходимо, чтобы правильно понять смысл его творения. Вместе с тем в веках живет и становится интересным и важ-ным для читателей новых поколений лишь то произведение, которое дает отве-ты на их вопросы, как правило, философ-ские, нравственные, эстетические, т. е. проблемы вечные. Произведения интер-претируются читателем во многом в за-висимости от его системы ценностей. Не случайно наряду с «Гамлетом» в круг произведений, ставящих и разрешающих вечные философско-нравственные вопро-сы, входят и «Борис Годунов» А. С. Пуш-кина, и его же «Маленькие трагедии», «Обломов» И. А. Гончарова, как и боль-шинство творений русской и мировой классики. Деятельность же читателей по открытию новых страниц в истории про-изведения проявляется как в их личной интерпретации, так и в трактовках про-фессионалов — критиков, литературове-дов, театральных и кинорежиссеров, ори-ентирующихся в своих версиях не только на отражении позиции автора, сформиро-ванной его временем, но и на запросы вре-мени, в котором они живут. Материал с сайта

  17. Разделяете ли вы отношение крупнейшего книговеда Н. А. Рубакина к читателю: «История ли-тературы не есть только история писателей и их про-изведений, несущих в общество те или иные идеи, но и история читателей этих произведений»?
  18. Разделяю. Писатели создают свои про-изведения для читателей и о читателях, т. е. об отдельных людях и обществе в це-лом. Каковы они в разные эпохи мировой истории, что составляет их духовные или, наоборот, бездуховные интересы, мы во многом узнаем из художественных произ-ведений. В этом проявляется история чи-тателя. С другой стороны, жизнь книги в веках зависит от читателя, который при-знает ценность того или иного автора, то-го или иного художественного произведе-ния. История литературы, стало быть, еще и история читательских вкусов, исто-рия отбора ими духовного наследия, дос-тающегося от одного поколения другому.

  19. «Литература — учебник жизни». Согласны ли вы с этим утверждением Н. Г. Чернышевского?
  20. Литература, конечно, дает глубокие представления о жизни людей, оказывает воздействие на мировоззрение, воспиты-вает высокие нравственные качества, за-ставляет задумываться над сложнейшими вопросами бытия. Однако изучение жиз-ни на основе литературы все-таки осу-ществляется преимущественно через эмо-циональную сферу личности читателя, что требует собственных ответных раз-мышлений, диалога с автором и героями произведения, т. е. включения в процесс по-стижения действительности субъективно-личностного начала. Поэтому формула «Ли-тература — учебник жизни», характерная для революционно-демократического ми-ровоззрения, представляется нам слиш-ком категоричной и прямолинейной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • читатель составная часть исскуства
  • прав ли ян коменский
  • они все там одиссея и божественная комедия война и мир
  • как вы понимаете слово отбиратель в этом афоризме
  • для многих,многих книги так же нужны как хлеб и соль

Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komenský, лат. Comenius). Родился 28 марта 1592 года в Нивнице, Южная Моравия - умер 15 ноября 1670 года в Амстердаме. Чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Ян Коменский родился в Моравии, в городке Нивнице. Сын Мартина Коменского (Martin Komenský) и Анны Хмеловой (Anna Chmelová). Мартин Коменский был уроженцем соседней деревни Камне. Отец Мартина - Ян Сегеш (Jan Segeš) - перебрался в Моравию из Словакии. И взял себе фамилию Коменский - в честь деревни Камне, в которой поселился... Мартин и Анна Коменские были членами религиозной общины Чешских (Моравских) братьев.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пржерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя - Амос.

Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 г. Коменский - учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618-1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618-1627).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно. Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1651 году трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак. Коменскому удалось частично осуществить замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

1618 - женится на падчерице бургомистра г. Пшерова Магдалине Визовской.

1622 - жена и двое детей скончались от чумы.

1624 - в Брандисе Коменский женится на дочери епископа Марии-Доротее.

1648 - скончалась вторая жена Коменского.

1649 - Коменский женится на Яне Гаюсовой.

По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания - чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени - эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Великая дидактика Яна Амоса Коменского:

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика».

Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.
Утренние часы для занятий наиболее удобны.
Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста - так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Подготовка материала: книг и др. учебных пособий - заранее.
Развивать ум ранее языка.
Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
Примеры предпосылать правилам.

В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы - так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
Время должно быть распределено с величайшей точностью - так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Образование юношества должно начинаться рано.
У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
Всё последующее должно опираться на предыдущее.
Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём-то одном.
На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.

«Школа без дисциплины есть мельница без воды»
Для поддерживания дисциплины руководствоваться:
Постоянными примерами воспитатель сам должен показывать пример.
Наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами.

9 правил искусства обучения наукам Яна Амоса Коменского:

1.Всему, что должно знать, нужно обучать.
2.Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
3.Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
4.Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей.
5.Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
6.Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
7.Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
8.На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
9.Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

16 правил искусства развивать нравственность Яна Амоса Коменского:

1.Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
2.Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
3.Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
4.Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
5.Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
6.Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
7.Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
8.Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
9.Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
10.Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель- готовность услужить другим и охоту к этому.
11.Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
12.Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!
13.Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
14.Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
15.Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
16.И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.

чеш. Jan Amos Komenský , лат. Comenius

чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы

Краткая биография

– выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

Первоначальное образование Ян получал в принадлежавшей братству школе, затем, с 1608 по 1610 г., - в латинской. Чрезвычайно скучный процесс обучения пробудил в старшекласснике первые мысли о необходимости реформ в этой сфере. Следующими учебными заведения для молодого Коменского стали Герборнская академия, с 1613 г. – Гейдельбергский университет, где он изучал богословие. В 1612 г. он берется за фундаментальную работу по составлению полного словаря чешского языка, чтобы посвятить «Сокровищнице чешского языка» 44 года жизни. После окончания университета он ненадолго отправляется в путешествие по Нидерландам, а по возвращении в Чехию, в г. Пшеров, устраивается в братскую школу учителем, преподавая латынь по собственной методике.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. В биографии этого великого человека немаловажную роль играло вмешательство внешних враждебных обстоятельств, не раз ему приходилось терять самое ценное, что у него было, скитаться за пределами Чехии из-за войн, религиозно-политического преследования. Так, его первая супруга и двое маленьких сыновей стали жертвою чумы. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет. Одно из них – «Дидактика» на чешском языке, которую он позднее перепишет на латыни под названием «Великая дидактика». В этот же период им был написан ряд учебников, а также «Материнская школа» (1632) - руководство по семейному воспитанию, ставшее первым в истории.

С 1650 по 1654 г. Ян Амос Коменский по приглашению князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в г. Шарош-Патак по новой системе, после чего снова возвращается в Лешно. В апреле 1656 г. польский город разрушают, предавая огню, шведы. Все, что было нажито Коменским за почти три десятка лет, включая дом и большую часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был после начавшегося истребления протестантов в очередной раз бежать.

В качестве нового места жительства Ян Амос Коменский выбрал среди многочисленных предложений Амстердам, куда его пригласил сенат, где и жил с 1657 г. до смерти. Там его материально поддерживал сын давнишнего покровителя, благодаря чему педагог-мыслитель мог спокойно работать над написанием и изданием трудов. В 1657-1658 гг. публикуются давно написанные 4 тома «Великой дидактики», которые произвели настоящий фурор. В 1658 г. увидел свет «Мир чувственных вещей в картинках», который стал первым в истории учебником, снабженным иллюстрациями.

Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и практику работы школ; в современной теории обучения можно найти немало его дидактических постулатов. 15 ноября 1670 г. Ян Амос Коменский скончался.

Биография из Википедии

Деятельность

Ян Коменский родился в Моравии, в городке Нивнице. Сын Мартина Коменского (Martin Komenský) и Анны Хмеловой (Anna Chmelová). Мартин Коменский был уроженцем соседней деревни Комне. Отец Мартина - Ян Сегеш (Jan Segeš) - перебрался в Моравию из Словакии, и взял себе фамилию Коменский - в честь деревни Комне, в которой поселился. Мартин и Анна Коменские были членами религиозной общины Чешских (Моравских) братьев.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя - Амос.

Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 г. Коменский - учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618-1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618-1627).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1651 году трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак. Коменскому удалось частично осуществить замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы - союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую (лютеранскую) армию.

В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 г. капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica ), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Семья

  • 1618 - женится на падчерице бургомистра г. Пшерова Магдалине Визовской.
  • 1622 - жена и двое детей скончались от чумы.
  • 1624 - в Брандисе Коменский женится на дочери епископа Марии-Доротее.
  • 1648 - скончалась вторая жена Коменского.
  • 1649 - Коменский женится на Яне Гаюсовой.

Философские воззрения

По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания - чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени - эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Педагогическая система Я. А. Коменского

Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф. Бэкон , Ф. Рабле.Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система.Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия - высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Великая дидактика

Via Lucis", 1668

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», то есть общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика».

Глава 16. Общие требования обучения и учения, то есть как учить и учиться.

Основоположение 1

  • Образования человека надо начинать в весну жизни, то есть в детстве.
  • Утренние часы для занятий наиболее удобны.
  • Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста - так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Основоположение 2

  • Подготовка материала: книг и др. учебных пособий - заранее.
  • Развивать ум ранее языка.
  • Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
  • Примеры предпосылать правилам.

Основоположение 4

  • В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Основоположение 6

  • С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
  • Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Основоположение 7

  • Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы - так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
  • Время должно быть распределено с величайшей точностью - так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Глава 17. Основы лёгкости обучения и учения

Основоположение 1

  • Образование юношества должно начинаться рано.
  • У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
  • По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Основоположение 2

  • Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
  • Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Основоположение 3

  • Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
  • Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
  • Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

Глава 18 Основы прочности обучения и учения

  • Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
  • Всё последующее должно опираться на предыдущее.
  • Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
  • Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём-то одном.

Глава 26 О школьной дисциплине

  • «Школа без дисциплины есть мельница без воды»
  • Для поддерживания дисциплины руководствоваться:
  • Постоянными примерами воспитатель сам должен показывать пример.
  • Наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами.

9 правил искусства обучения наукам

  • Всему, что должно знать, нужно обучать.
  • Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
  • Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
  • Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путём изучения причинных связей.
  • Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
  • Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
  • Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
  • На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
  • Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

16 правил искусства развивать нравственность

  • Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
  • Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
  • Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
  • Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
  • Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая своё влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
  • Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому своё, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
  • Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
  • Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
  • Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
  • Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель- готовность услужить другим и охоту к этому.
  • Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
  • Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!
  • Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
  • Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
  • Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
  • И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.

Библиография

  • Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни = «Orbis Sensualium Pictus» / Пер. с латинского Ю. Н. Дрейзина; Под ред. и со вступит. статьёй проф. А. А. Красновского. - Изд. 2-е. - М.: Учпедгиз, 1957. - 352 с. - 20 000 экз. (в пер.)
  • Dílo, sv. 1-2, 17, Praha, 1969--1971 (изд. продолжается): Listy přátelům a přiznivcům, Praha, 1970: в рус. пер.- Избр. соч., ч. 1-3, Ревель, 1892-1897
  • Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1-2, М., 1902-1911
  • Избр. педагогические сочинения, т. 1-3, М., 1939-1941
  • Избр. педагогические сочинения, М., 1955
  • Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов, М., 1768
  • Материнская школа / Пер. с нем. С-Пб., 1892 (репринт М.,1992,тираж 100000)
  • Лабиринт света и рай сердца. М.: Изд-во МИК, 2000
  • Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009, 288 с.

Афоризмы

  • Спорить с Природой - напрасное дело (Великая дидактика, гл. XXIII).
  • Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни (Великая дидактика, гл. XIII).
  • Без примера ничему не выучишься.
  • Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.
  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
  • Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
  • Книги - это инструмент насаждения мудрости.
  • Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
  • Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.
  • Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.
  • Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
  • Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.
  • Тот, кто мало знает, малому может и учить.
  • Ничто притворное не может быть продолжительным.
  • Читать и не понимать - то же, что совсем не читать.
  • Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее - лучшее, и всего ревностнее - наилучшее.
  • Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

Память

  • Названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).
  • Монеты:
    • Чехословакия, 1957 г., 10 крон, вес 12 гр., проба 500.
    • Чехословакия, 1992 г., 500 крон, вес 24 гр., проба 900.
  • Портрет Яна Амоса Коменского помещён на аверс банкноты в 200 чешских крон.
  • Изображен на почтовой марке Венгрии 1992 года.


ИДЕИ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

ТРУДЫ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

ЛИТЕРАТУРА

ЖИЗНЬ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

Ян родился 28 марта 1592 года в городке Нивница. Позже его семья из Нивницы (Словакия) перебралась в Комну. От названия деревни и пошло название Коменский.

Мартин Коменский, его дядя, принадлежал к видным членам Общины чешских братьев. В семье Яна царили четкие критерии и ценности в мышлении и в разговорах. Мир виделся им гармонически упорядоченным, поскольку таким его создало высшая Провидение. Таким образом, маленький Ян жил в волшебном мире детства, в мире, где нет места сомнениям, тайнам и страху.

Когда Яну исполнилось десять лет, умер отец. Через год умерла мать. Одновременно, или почти одновременно, умерли две сестры. В это время людей поражает чума. После первого испуга приходит страх, потом тоска, скорбная пустота и одиночество.

Осиротевшего Яна взяла к себе тетя, сестра отца, Зузана Носалова, которая жила я мужем в городе Стражнице на моравско-словацкой границе. Школа и учителя Община чешских братьев в Стражнице, учеником которой он стал, пользовался отличной репутацией.

В школе дела у Яна шли хорошо, и ему нравилось учиться. Он быстро превзошел в знаниях соучеников, от этого нисколько не потеряв в их глазах, напротив. Он был необыкновенно любознателен и, безусловно, превосходил остальных ребят: он умел не только смотреть, но и видеть, кроме того, он умел делиться знаниями так увлекательно, что притягивал к себе учеников.

Но вскоре началась война – борьба чешских и моравских протестантов против гнета католического дворянства. Село было сожжено, многих забрали в плен. Но семья Носаловых с маленьким Яном, к счастью, убежала почти невредимой. Думать не о чем – надо идти в Нивницу.

Вернувшись в родной городок, Ян начал потихоньку приниматься за одно, за другое, за третье, но все тотчас оставлял после мучений и колебаний он пришел к заключению, что прежде всего, нужно посмотреть все человеческие дела. Но человек в одиночку не может справиться с познанием окружающего мира и его противоречий, с раскрытием его тайн. Мало только смотреть, задавать вопросы, надо читать, учиться, черпать из бездонных источников мудрости, которую лучшие из лучших вложили в свои книги. Мудрые всех поколений должны прийти на помощь вступившему на путь познания. Ян хочет учиться дальше, ему шестнадцать лет.

Так в 1608 году Ян становиться учеником школы Чешских братьев в Пшерове, лучшей среди братских учебных заведений. Старший среди учеников, он жадно поглощает знания из всех источников и быстро перегоняет товарищей. Здесь он знакомиться с латынью и греческим языком.

Возглавлял пшеровскую школу Ян Ланеций, прекрасный учитель и воспитатель, который сразу же заметил выдающиеся способности Коменского его сильную волю и целеустремленность. Он порекомендовал послать Яна для совершенствования знаний в академию.

Коменский приезжает в Герборн в 1611 году. Яну Амосу (теперь он прибавляет второе имя) девятнадцать лет. В те годы Герборнский университет в протестантском мире пользуется отличной репутацией: прекрасная программа обучения и выдающие профессора.

В академии большое влияние на Коменского оказал профессор теологии Иоанн Генрих Альштед, который привлекал студентов невероятной широтой знаний. Благодаря влиянию этого преподавателя у Коменского появилась идея составить энциклопедию для своего народа. Также он понял, что необходимо систематически упорядочивать познанное и также систематически продвигаться вперед. Передавая его другим, объясняя, обучая.

Отныне его задача – охватить все знания, привести их в строгую логическую последовательность и найти систему, с помощью которой познанное передать другим.

Он писал: “Бойтесь быть ученым только для себя. Насколько в ваших силах, к тому же ведите и других. Пусть вас побуждает хотя бы пример Сенеки, который говорит: “Я желаю передать другим все, что знаю сам”. А также: ”Я бы отверг мудрость, если бы она давалась по тем условиям, чтоб держать ее в себе и не распростронять”.

После окончания Герборнской академии Коменский путешествует по Англии и Нидерландам. В 1613 году приезжает в Гейдельберг, учиться на богословском факультете Гейдельберского университета.

В 1614 году Коменский вернулся домой, ему было двадцать шесть лет. Он женился на Магдалене Визовской и становиться управляющим Советом братской Общины и одновременно учителем и проповедником в Фульнеке.

Коменский вновь переживает трагедию детства: начинается общеевропейская Тридцатилетняя война, которую сопровождают эпидемии чумы (1621 год). Умирает его жена.

В 1624 году Ян Амос обручился с Доротой Кирилловой, тогда ему было тридцать два года.

В 1641 году Коменский отправляется в путешествие по Англии, а с 1644 года он путешествует по Европе. В 1650 году он возвращается домой.

В 1652 году в стране разражается эпидемия оспы. Болеет вся семья Коменского (ему исполнилось шестьдесят лет). Умирает вторая жена.

В 1667 году значительно ухудшилось здоровье Коменского, но это было лишь временное явление. Хотя спустя какое-то время приступы стали посещать Яна Амоса все чаще, его охватывала лихорадка, начало постепенно парализовывать. Времени оставалось мало. Он уже перестал писать, но его сын Даниэль писал за него. Все эти трудные годы рядом с ним была его заботливая и любящая жена Яна.

В 1670 году холодным ноябрьским утром Коменский умер. Вокруг него книги, планы, записи с идеями. Его слово мертво и молчаливо. Но через много лет или столетий кто-нибудь взглянет, прочтет – и оживут слова. Ян Амос заговорит.


Коменский сформулировал представления о системе обучения, о разделении школы на ступени, о содержании образования и о круге его “потребностей”, и главное – о методе приспособления образования к природе человека, к разным этапам его развития. Пытаясь применить свои идеи на практике, он натолкнулся на консерватизм коллег. В их глазах все новшества ставили под угрозу реноме школы и подрывали ее авторитет среди учеников и городского общества, т.к. отвергали прежнюю методическую основу школьной системы. Та предусматривала беспрекословную дисциплину и подчинение учителю, покорное зазубривание всего, что полагалось “принимать на веру”. А Коменский выступал против отрыва теории от практики, механической зубрежки, самоцельного обучения, не связанного с воспитанием. Разве не революционным было предложение украшать стены школьных классов картинами, водить учеников в поле и лес, “играть в ремесла” при изучении латыни, разрешить школярам задавать вопросы и спорить...

По мнению Яна Амоса начинать обучение надо с первых самостоятельных шагов по земле маленького человека, с детства. “Самый передовой пост человеческого рода – у колыбели. Потому что от начала зависит все, и доброе и злое: куда и как направить человека, туда он и пойдет – за головой тело. И легче всего начинать с самого начала, иначе дело пойдет тяжко”. Уже в предшкольный период можно заложить основы познания, на которых потом будет строиться школьное и нравственное воспитание. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки, от которых зависит, чтоб ребенок хорошо учился, старательно использовал свой разум в познавании мира, создал достаточный запас представлений, в который слово и понятие всегда будут связаны с конкретным образом конкретных предметов, чтобы ребенок научился понимать простейшие зависимости.

Подобное воспитание и обучение возможно только в семье. Только в семье и в особенности у матери, есть возможность вводить ребенка в простейшее и в то же время в самое важное – в понимание мира. “Материнская школа” – название этого периода воспитания возникает само собой.

ОТРЫВКИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Я.А. КОМЕНСКОГО

О развитии природных дарований

Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте – воля – судья, все решающий и повелевающий. Третья – способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь – истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования.

Законы хорошо организованной школы

Учить только умению говорить и не учить вместе с тем понимать (т.е. учить языкам без понимания вещей) – это значит не усовершенствовать человеческую природу, а только придать ей наружное, поверхностное украшение. Учить же понимать вещи, но не учить вместе с тем действовать, есть вид фарисейства: говорить, но не делать. Наконец, понимать и делать вещи, не отдавая себе, однако, отчета в пользе знания и действия, - это полуневежество. Чтобы образовать людей, знающих вещи, опытных в деятельности и мудрых в использовании знания и действия, наша мастерская гуманности, школа, должна вести умы через вещи таким образом, чтобы везде соблюдалась польза и предупреждалось злоупотребление. Это принесет значительную пользу во всей жизни...

Законы для учителей

1. Учителями должны быть люди честный, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим. (Ничто притворное не может быть продолжительным).

2. Чтобы быть в состоянии бодро выполнять обязанности своей профессии и предохранить себя от скуки и отвращения они должны...остерегаться слишком низко ценить себя и относиться к самим себе с презрением...Но наши полагают, что они поставлены на высоко почетном месте, что им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем, именно, чтобы маленькое подобие Бога доводить до сходства с Богом или, как говорит Бог у пророка, насождать небо и основывать землю, т.е. полагать основание церкви и государства...