Значение опекушин александр михайлович в краткой биографической энциклопедии. Опекушин Александр Михайлович, русский скульптор: биография, работы Опекушин работы

    Опекушин, Александр Михайлович - Александр Михайлович Опекушин. ОПЕКУШИН Александр Михайлович (1838 1923), российский скульптор. Памятник А.С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической конкретностью и поэтичностью образа, М.Ю. Лермонтову в Пятигорске (1889) и др. А.М.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1838 1923), рус. скульптор. Автор памятника А. С. Пушкину в Москве, О. создал и памятник Л. в Пятигорске (проект был признан лучшим на конкурсе 1883). Отлитый в бронзе, памятник открыт в авг. 1889 в гор. сквере, откуда открывается вид на горы.… … Лермонтовская энциклопедия

    Опекушин, Александр Михайлович скульптор, родился в 1840 г., сын крестьянина. Образование получил под руководством профессора Д.И. Иенсена, после чего занимался в Императорской Академии Художеств, которая, в 1864 г., присудила ему звание… … Биографический словарь

    Русский скульптор. Сын крепостного. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художников и в скульптурной мастерской Д. И.… … Большая советская энциклопедия

    - (1838 1923), русский скульптор. Учился в Рисовальной школе ОПХ и в скульптурной мастерской Д. И. Иенсена в Петербурге. Участвовал в создании (по проектам М. О. Микешина) памятника Тысячелетие России в Новгороде (открыт в 1862) и Екатерине … Художественная энциклопедия

    Опекушин Александр Михайлович - (1838—1923), скульптор. В Петербурге жил в 1850—1918. Учился в Рисовальной школе ОПХ и мастерской скульптора Д. И. Иенсена. Академик АХ (1872). Работал в области станковой («Пётр I», бронза, 1872, ГТГ) и монументальной пластики;… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1838 1923) российский скульптор. памятник А. С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической конкретностью и поэтичностью образа. Создал также памятник К. М. Бэру в Тарту (1886), М. Ю. Лермонтову в Пятигорске (1889) и др … Большой Энциклопедический словарь

    - (1838 1923), скульптор. В Петербурге жил в 1850 1918. Учился в Рисовальной школе ОПХ и мастерской скульптора Д. И. Иенсена. Академик АХ (1872). Работал в области станковой («Пётр I», бронза, 1872, ГТГ) и монументальной пластики; наиболее… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1838 1923), скульптор. Участвовал в создании памятника «Тысячелетие России» в Новгороде (открыт в 1862) и Екатерине II в Санкт Петербурге (открыт в 1873) по проектам М. О. Микешина. Памятник А. С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической … Энциклопедический словарь

    Скульптор; род. в 1840 г.; образование получил под руководством профессора Д. Йенсена, после чего занимался в Императорской академии художеств, которая, в 1864 г., присудила ему звание неклассного художника за скульптурные эскизы… … Большая биографическая энциклопедия

(16 (28) ноября 1838, деревня Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии, — 4 марта 1923, село Рыбницы ныне Ярославской области) — русский художник, скульптор-монументалист.

Фотография К.К. Булла. М.А. Опекушин

Александр Михайлович Опекушин работал в подмастерьях у скульптора Йенсена в Петербурге, затем учился в Академии художеств, получив диплом «классного художника» в 1869 году. Сперва завоевал признание как портретист. Он принял участие в создании монумента «Тысячелетие России» в Новгороде (1859-1862), вылепив для него фигуру Петра I, а также в работе над памятником Екатерине II в Петербурге (1862-1873), для которого Опекушин исполнил уже 9 фигур. В 1870-е годы уже в полной мере - причем именно в монументальном искусстве - развернулся его дар ваятеля-романтика, умеющего воплотить идеальный образ знаменитости торжественно и в то же время подкупающе-человечно. Именно эти черты ярко проявились в его шедевре — памятнике Пушкину для Москвы (1872-1880), который по праву стал самым популярным русским монументом 19 века.

Также среди его работ - памятники: Пушкину в Петербурге (1884), К.Бэру в Тарту (1886), Лермонтову в Пятигорске (1889), Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1889), все осуществленные в традиционных материалах (бронза для фигуры, гранит для постамента). Наиболее грандиозными были памятники Александру II в Московском Кремле (1898) и Александру III близ храма Христа Спасителя (1912), демонтированные после Октябрьской революции (равно как и монумент Муравьеву-Амурскому).


Памятник Александру III близ храма Христа Спасителя (1912)


Александр III


Монумент «Тысячелетие России» (1859-1862)


Скульптурная группа на пьедестале памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге: В.Я.Чичагов,А.Г.Орлов-Чесменский, Г.Р.Державин, Е.Р.Дашкова. (1862-73)

Этот человек никогда не жил на Тверском бульваре, но о нем говорят все, кто проходит по бульвару, кто останавливается на Пушкинской площади.

Александр Михайлович Опекушин.

Родился он 11 ноября по старому стилю 1838 года в деревушке Свечине Даниловского уезда Ярославской губернии. Не думаю, что его отец, крепостной Михайл Евдокимович Опекушин не думал, что его сынишка, записанный под № 9 в поместье надворной советницы Ольхиной, будет известным российским скульптором. Ольхиной принадлежала вся семья Опекушиных. Она отпускала крестьян на отхожий промысел, и отец скульптора был опытным лепщиком на петербургском бронзолитейном заводе англичанина Кохуна. Лепка, ремесло каменотесов и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом крестьян Даниловского уезда. Михаил Евдокимович рано заметил талант сына и, с согласия своей помещицы Е.В.Ольхиной, отдает его в обучение лепкой в Петербург, где в 1850 устраивает его на учебу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств.

В чужом, холодном Петербурге Опекушин работает мальчиком на побегушках в мастерской известного в то время скульптора Д.И.Иенсена. Его замечают, доверяют копировать гипсовые орнаменты. Когда умер отец Александра Михайловича, на его плечи свалилась забота о всей семье, оставленной в Ярославской губернии. Заработанные деньги Опекушин посылал родным, а оставшиеся крохи откладывал. Он хотел избавиться от крепостной зависимости, и за два года до манифеста 1861 Опекушин покупает себе свободу.

1862 стал поворотным в жизни А.М.Опекушина. Ему 24 года. Ученый совет Академии художеств неожиданно присуждает Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М.О.Микешин приглашает никому не известного молодого скульптора принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России.

Открытый 8 сентября 1862 памятник по количеству изображенных российских исторических деятелей явился самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства, став первым в нашей стране монументом, воздвигнутым не отдельной личности, а величию Государства Российского. Помимо Опекушина, в его сознании приняла участие целая плеяда даровитых отечественных скульпторов: Р.К.Залеман, М.А.Чижов, И.П.Шредер, Н.А.Лаверецкий.

У подножия этого памятника помещены многочисленные фигуры русских военачальников, ученых, государственных деятелей и писателей, среди которых была фигура А.С.Пушкина. Это было первое по времени изображение поэта в монументальной скульптуре.

В то время у А.М.Опекушина было много работы, много заказов. Он делает бюст цесаревича Николая Александровича, за который получает диплом кадемика скульптуры, статую Петра Великого, бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков, памятник флотоводцу-адмиралу А.С.Грейгу в Николаеве, памятник Императрице Екатерине II в Петербурге (Опекушину принадлежат девять статуй сподвижников русской Императрицы).

И вот в 1873 году объявлен конкурс на памятник А.С.Пушкину в Москве.
Сохранились воспоминания А.М.Опекушина, свидетельствующие о тяжелой моральной атмосфере конкурсных лет: «В течение ряда лет ночи не спались как следует. Были три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха! Сколько зависти друг к другу; каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, “вековечного памятника”». На торжествах по случаю открытия памятника выступили с речами почти все великие русские писатели того времени. Известна, например, знаменитая речь Ф. М. Достоевского. Памятник А. С. Пушкину в Москве - первый в России памятник великому русскому поэту. Этот памятник стал событием в жизни Москвы, да и всей России.

Опекушину принадлежат и менее известные памятники Пушкину в Петербурге (1884), в Кишиневе (1885), в Остафьево (1913).

В 1881 Александр Михайлович получил первую премию на международном конкурсе проектов памятника естествоиспытателю академику К. Э. Бэру. Его открытие состоялось в Дерпте (Тарту, Эстония) на Соборной горе 16 ноября 1886. Опекушиным создается и первый в истории России памятник поэту М. Ю. Лермонтову. Он открыт 16 августа 1889 в Пятигорске. Замечательным в художественном отношении был и памятник русскому государственному деятелю, генерал-губернатору Восточной Сибири гр. Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891) - самый крупный по размерам монумент в дореволюционной России: общая высота скульптуры вместе с постаментом составляла почти 16 м.

В то же время в памятнике не было ничего официозного. Скульптору наряду с уникальным портретным сходством удалось раскрыть неповторимую духовную сущность Н. Н. Муравьева-Амурского и величие его дел. Стоявшая на высоком берегу Амура красивая статуя хорошо просматривалась даже с далекого расстояния. В 1925 по безжалостному приказу председателя Дальревкома Я.Гамарника памятник-великан был уничтожен, и в течение многих десятилетий даже упоминание о нем в печати оставалось под негласным запретом. Ныне по сохранившейся модели памятник воссоздан в виде копии. Такая же судьба и у опекушинского памятника русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко. Открытый в мае 1895 в г. Сумы Харьковской губернии, в начале 1920-х по решению местных большевистских руководителей памятник демонтирован и переплавлен. Ныне же воссоздана его копия.
Самыми известными и общепризнанными в художественном отношении до революции считались опекушинские монументы Александру II и Александру III. Всего к настоящему времени известно 12 таких памятников. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия. Эти памятники стали местами всеобщего паломничества москвичей и гостей столицы. Газета «Московские Ведомости» отмечала: «Уже прошло более месяца со дня открытия памятника Императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа. Поучительно наблюдать настроение толпы. Это не простой осмотр, публика ходит тихо, с каким-то благоговением, разговор происходит чуть не вполголоса». Менее известен московский опекушинский памятник Екатерине II (1896). После 1917 он был спасен от уничтожения скульптором С. Д. Меркуровым и др. представителями армянской диаспоры, ныне находится в Ереване. Созданные А. М. Опекушиным памятники Александру II были установлены в Астрахани (1884), Пскове (1886), Кишиневе (1886), Ченстохове (Польша, 1889), Бутурлиновке (1912), Владимире (1913), Рыбинске (1914) и др. городах. Опекушину принадлежит скульптурная отделка целого ряда московских зданий: здания Государственного банка, Биржи на Ильинке, Незлобинского театра, особняков Елисеева, Прове, Мазуриных, Малкиеля, князей Щербатовых и др.

В предреволюционный период имя скульптора было очень популярно в монархических кругах. Его благоволили представители царской династии. По желанию Императора Александра III именно Опекушину было поручено создать московский памятник его отцу - Императору Александру II. В Москве скульптору покровительствовал великий князь Сергей Александрович. После 1917 большинство из созданного Опекушиным варварски уничтожено. Первыми жертвами культурного террора стали его монументы русским Царям, снесенные в соответствии с декретом В. И. Ленина «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции», от 12 апреля 1918. В 1919 опальный скульптор с семьей вынужден был вернуться в родную деревню, где медленно умирал в ужасающей бедности и без медицинской помощи.

Александр Михайлович Опекушин (1841-1923) - сын крестьянина-каменотеса Ярославской губернии. В 60-х годах он занимался в Академии художеств, но академии не окончил, хотя в 1873 году получил звание академика за статую «Петр I». В начале своей деятельности он участвовал в создании микешинского памятника «Тысячелетие России» и приобрел опыт монументалиста. Позднее им были выполнены девять статуй деятелей XVIII века для памятника Екатерине II в Петербурге, сооруженного по проекту Микешина. Две из этих статуй - Орлова-Чесменского и Чичагова - были созданы Опекушиным по собственным эскизам. Имя свое скульптор увековечил памятником А. С. Пушкину, сооруженным в 1880 году в Москве и поныне остающимся лучшим монументом поэту.

В 1889 году Опекушин воздвиг в Пятигорске памятник другому великому русскому поэту - М. Ю. Лермонтову. И эта его монументальная работа отличается серьезностью замысла и высоким качеством исполнения. Лермонтов изображен сидящим на скале в задумчивой позе, у ног его - книга, возле постамента внизу - лира и венок. Его лицо обращено к панораме гор, столь любимых поэтом.

В 1886 году Опекушин соорудил памятник знаменитому русскому естествоиспытателю Карлу Бэру на родине ученого, в городе Тарту. Проект этого памятника был удостоен первой премии на всемирном конкурсе. Более поздние произведения Опекушина - памятники Александру II и Александру III в Москве - не удались автору, в 1918 году они были сняты. Из других работ известны небольшие памятники Пушкину, Вяземскому и Жуковскому, сооруженные в 1913 году в парке имения Вяземских - Остафьеве.

Памятник Пушкину. Памятник поэту, одно имя которого вызывает в нас чувство гордости и благоговения. Он стоит, этот памятник, в центре Москвы, где родился великий поэт. У его подножия никогда не вянут живые цветы, к нему не зарастает народная тропа, поколение за поколением приходят сюда люди, чтобы поклониться Пушкину.

В 1860 году шла подготовка к пятидесятилетию Царскосельского лицея. Бывшие лицеисты, товарищи Пушкина предложили установить памятник в саду лицея. Но дело тогда не сдвинулось, и только через десять лет был образован специальный комитет по сооружению памятника. Комитет решил, что монумент нужно установить в столице - Петербурге.

Но царское правительство осталось верным себе по отношению к Пушкину - память опального поэта Александр II запретил увековечивать в Петербурге. Только после долгих переговоров комитет получил «высочайшее» разрешение на установку памятника в Москве.

Однако правительство демонстративно отказалось оплатить расходы, и пушкинский комитет был вынужден обратиться за помощью к народу. Подписной лист пошел из города в город, из губернии в губернию, по всем уголкам России, которая с энтузиазмом встретила весть о сборе средств на памятник любимому поэту. Деньги вносили люди разных сословий, разного достатка и положения в обществе - имя Пушкина было свято для всех русских людей.

«Делом общественной совести» назвал один из журналов того времени создание памятника Пушкину. Комитет по сооружению памятника объявил конкурс, и многие известные ваятели приняли в нем участие.

Скульптору Александру Михайловичу Опекушину было тридцать лет, когда газеты сообщили о конкурсе. Молодой мастер решил попробовать свои силы в такой ответственной работе, как памятник Пушкину. Он перечитывает произведения поэта, воспоминания о нем, изучает картины и рисунки, сделанные при жизни Пушкина. Несколько месяцев Опекушин напряженно работает над памятником - делает рисунки, лепит модели.

Наконец настал день открытия выставки конкурсных проектов. Большинство моделей, показанных в зале Петербургского опекунского совета, были отвергнуты. Проекты же, предложенные Александром Опекушиным, получили высокую оценку петербургских критиков. И все-таки первую премию не присудили ни одному из скульпторов. Решено было конкурс продлить. Через год, когда вновь открылась выставка конкурсных проектов на памятник Пушкину, жюри так и не назвало победителей. Предпочтение было отдано трем скульпторам - А. Опекушину, П. Забелло и А. Боку, чьи работы жюри отметило премиями.

Однако надо было решать, кому же все-таки поручить окончательное исполнение памятника. Специально созданная комиссия назвала имена Опекушина и Забелло.

Прошел еще год. Опекушин выставил на суд жюри шесть моделей, Забелло - четыре. Оба скульптора решали памятник в строгой, лаконичной манере. Однако при равных достоинствах модели Опекушина выигрывали в мастерстве исполнения. Трудный многолетний конкурс закончился блестящей победой Александра Опекушина.

Уже в глубокой старости Александр Михайлович Опекушин вспоминал о счастливых днях своей молодости, когда он работал над лучшим своим памятником: «Около десятка альбомов пришлось заполнить изображениями Пушкина во всех его возрастах и видах, сделать больше тридцати проектов памятника из глины и пластилина. В течение ряда лет почти не спалось как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха!.. Каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, «вековечного памятника» человеку, который впитал в себя огромное количество красок и музыки жизни. Газеты кричали наперебой. Одна из них предлагала кончить конкурировать и отложить дело на двадцать-тридцать лет, вернее - ждать свежих художественных сил… В третьем конкурсе мой проект получил первую премию. Радость, конечно, для меня необычайная».

Сообщение о победе Опекушина было с одобрением встречено передовой частью русского общества. Но Академия художеств отнеслась к итогам конкурса без всякого энтузиазма. Когда Опекушин обратился в академию с просьбой предоставить мастерскую для работы, академическое начальство отказалось помочь молодому скульптору, ссылаясь на то, что памятник сооружается не по правительственному заказу, а по частной подписке.

Реакционная пресса, увидевшая в модели Опекушина покушение на каноны академического искусства, возмущенно обрушилась на победителя: «Чему же учат в Академии художеств, когда на Пушкинском конкурсе всех академиков «заткнул за пояс» какой-то крестьянин Опекушин!» Так писали респектабельные критики, но злобные их слова канули в Лету.

В трудной обстановке приходилось Опекушину завершать работу над памятником Пушкину. Но скульптор знал, что высшим судьей ему будет не Академия художеств, не император, не злопыхатели из различных «новостей» и «ведомостей», а народ - он один может принять или не принять труд ваятеля. И хотя предложенный им проект был доброжелательно принят жюри, Опекушин продолжал вносить поправки в памятник, понимая, какая ответственность перед будущим лежит на ваятеле «вековечного памятника».

Вскоре скульптура была отлита в петербургских бронзолитейных мастерских и привезена в Москву. Опекушин хотел установить памятник на Страстной (ныне Пушкинской) площади, но настоятель монастыря не пожелал перед входом в святую обитель видеть памятник вольнодумцу. Вероятно, отцы города сочли доводы монастырского духовенства основательными и отвели место для памятника у входа на Тверской бульвар.

Опекушина это решение очень расстроило, потому что статуя теперь будет стоять спиной к солнцу. Однако делать было нечего - пришлось согласиться.

Шестого июня 1880 года, в день открытия памятника, в Москве было пасмурно, шел дождь. Но тысячи людей, депутации со всех концов России, с цветами и венками двигались по московским улицам к Страстной площади. В городе царило праздничное оживление, каждый хотел быть свидетелем исторического события.

У трибун рядом с памятником - людское море. Кажется, что сюда пришла вся Москва, вся Россия. Здесь крупнейшие писатели и поэты - Достоевский, Тургенев, Островский, Аксаков, Писемский, Плещеев, Майков, Полонский…

Покрывало медленно сползает, падает к подножию пьедестала. Свершилось! Памятник Пушкину, о котором столько лет мечтали лучшие люди страны, предстал перед народом.

Задумчиво, чуть склонив голову, стоит поэт. Правая рука его заложена за борт сюртука, левая, откинутая назад, держит шляпу. На плечах широкий плащ с пелериной. Взор поэта обращен в землю, он словно ушел в себя, прислушивается к певучему ритму поэтических строк. Таким «преданным своим мечтам» посреди шумной улицы предстал июньским днем 1880 года Пушкин.

10 февраля 1937 года, в 100-летнюю годовщину гибели поэта, на Пушкинской площади собрались тысячи людей. В этот день состоялось второе открытие памятника Пушкину. В 1880 году при установке памятника на пьедестале были высечены строфы из пушкинского стихотворения в искаженном виде:

И долго буду тем народу я любезен,

Что прелестью живых стихов я был полезен
И милость к падшим призывал.

Царское правительство запретило тогда воспроизвести строчку «Что в мой жестокий век восславил я свободу». И только в столетие со дня трагической гибели поэта, в феврале 1937 года, на пьедестале появились подлинные стихи Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

А через тринадцать лет в истории памятника Пушкину произошло еще одно событие – памятник «переехал» с Тверского бульвара на Пушкинскую площадь. Ночью, когда вся Москва спала, мощные домкраты подняли монумент. На тележках его перевезли по рельсам к скверу в центре площади. Огромный поворотный круг развернул статую. Утром москвичи увидели памятник на новом месте – там, где мечтал его поставить Александр Михайлович Опекушин. Лицо поэта впервые было обращено к солнцу.


Подоконники moeller на подоконники podokonnik.pro .



Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,


В стороне от шумных городов, на нижнем берегу Волги, в небольшом селе Рыбницы находится скромная могила человека, творчество которого когда-то хорошо знала вся образованная Россия. Здесь похоронен русский скульптор-патриот Александр Михайлович Опекушин, отразивший в своих творениях величие самодержавного Российского государства, неистребимую духовную мощь народа. Десятилетиями намеренно замалчивались, искажались и продолжают замалчиваться до сих пор многие вехи его творческой биографии. Официальное советское искусствоведение изрядно потрудилось в свое время, выставляя А.М.Опекушина "автором одного гениального произведения" - знаменитого памятника А.С.Пушкину в Москве, после чего якобы скульптора преследовали только одни неудачи. Искаженно трактовались его творческая позиция и политические взгляды. Белым пятном остаются и сейчас его последние годы жизни - после февраля и октября 1917 года. Александр Михайлович Опекушин родился 28 ноября (ст. ст.) 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика. Ремесло каменотесов, лепщиков и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом среди крестьян этого уезда.


В Свечкине, Рыбницах, Давыдкове, Овсяниках существовали целые семейные династии лепщиков и каменотесов: Дылевых, Лапиных, Козловых, Курпатовых, Опекушиных. Талантливым лепщиком был отец Александра - Михаил Евдокимович Опекушин. Азы грамоты будущий скульптор постигал у сына священника села Рыбницы, здесь же окончил сельскую школу. Заметив рано проявившиеся творческие способности сына, отец получил у своей помещицы Е.В.Ольхиной разрешение на его учебу в Петербурге.


В сопровождении двоюродного дедушки Луки Афанасьевича Саша в 1850 году отправился в российскую столицу. В дороге с ним приключился весьма курьезный случай. "Дело было так, - вспоминал на склоне лет Александр Михайлович. - На одной из остановок я вышел на платформу, заложил руки назад и чинно погуливаю по ней в полной уверенности, что, когда поезд пойдет, меня предупредят, попросят в вагон. Звонок. Я не слушаю, лишь неожиданно увидел, что поезд тронулся. Я к вагону - дверь не открывается. Я к окну, и дедушка схватил меня за длинные волосы, через окно втащил в вагон и дал хорошую трепку, так что я уже больше из вагона нигде не выбирался".


В Петербурге отец устроил Сашу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. Уже тогда выявились такие качества характера будущего скульптора, как фантастическое трудолюбие и целеустремленность. Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года.


Потом за три года вместо пяти он заканчивает известную мастерскую Д.И.Иенсена, ученика датского скульптора Б.Торвальдсена, где его обучают искусству орнамента, и переходит к изучению скульптуры. В то время Опекушину было 17 лет. Постоянные материальные трудности и болезни, затем свалившиеся на него изнурительные заботы о семье, оставшейся в деревне после смерти отца без кормильца… Труд, труд и труд днем и ночью! "Я боюсь, что буду художником, но не свободным человеком", - говорил Опекушин. Но в 1860 году Александр, скопив с большим трудом 500 рублей, откупился от помещицы Ольхиной, получив вольную. В 1861 году он повенчался в Преображенской церкви Санкт-Петербурга с Евдокией Ивановной Гуськиной, дочерью государственного


Памятники Опекушина год стал поворотным в жизни молодого скульптора. Взошла и засияла его яркая звезда! Ученый совет Академии художеств неожиданно присудил Опекушину малую серебряную медаль за барельеф "Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово". В этом же году скульптор М.О.Микешин пригласил молодого ваятеля принять участие в сооружении памятника "Тысячелетие России" в Новгороде. По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России, первый в нашей стране монумент, воздвигнутый не отдельной личности, а величию государства Российского. По количеству изображенных фигур памятник является самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства. В его создании участвовали академик Р.К.Залеман, М.А.Чижов, И.П.Шредер, Н.А.Лаверецкий. Как начинающему скульптору Александру Михайловичу было доверено выполнение лишь одной фигуры - Петра I, стоящего со скрещенными руками. И надо признать, что фигура Петра, выполненная Опекушиным, оказалась одной из самых удачных.



После этой работы об Опекушине заговорили в художественных кругах Петербурга. Обращала на себя внимание его искусная лепка барельефов и фигур, необыкновенное сходство с оригиналами, простота художественного исполнения. В 1864 году за скульптурные эскизы "Велизарий" и "Амур и Психея" Императорская Академия художеств награждает его серебряной медалью. В 1869 году ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в классного художника 1-й степени. В 1872 году Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за великолепно выполненные бюст Цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого. В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью. Лишь узкий круг искусствоведов знает, что совместно с М.О.Микешиным Опекушин создал памятник русскому флотоводцу адмиралу А.С.Грейгу, торжественно открытый при большом стечение народа в Николаеве в 1873 году


Одновременно Микешин, замечательный художник, автор великолепных скульптурных портретов, но не слишком хороший лепщик, приглашает Опекушина и Чижова для работы над памятником Екатерине II в Петербурге. Матвей Афанасьевич Чижов лепит скульптуру Императрицы, а над располагавшимися вокруг пьедестала девятью скульптурами ее сподвижников - Румянцева, Потемкина, Суворова, Державина, Дашковой, Безбородко, Бецкого, Орлова и Чичагова - трудится Опекушин. Поставленный в 1873 году перед Александринским театром памятник вызвал всеобщие симпатии.




1875 год. Оглушительный успех молодого ваятеля в конкурсе на сооружение памятника А.С.Пушкину в Москве - первого в России памятника великому русскому поэту - вызвал бурю злословия среди тогдашних знаменитостей. Особенно возмущался побежденный Опекушиным в конкурсном состязании прославленный Марк Антокольский. Не понравилась опекушинская модель и Павлу Третьякову. "Это не фигура поэта, но приличный статский человек - вот и все", - писал Иван Крамской Третьякову. Последствия не замедлили сказаться: руководство Академии художеств в резкой форме потребовало от скульптура- победителя немедленно освободить мастерскую.


30 мая 1912 года в Москве в обстановке общенационального торжества был освящен и открыт самый знаменитый дореволюционный московский памятник - монумент Александру III, около храма Христа Спасителя. Сохранилась кинохроника этого события. Целый день на площади около памятника толпились тысячи людей. Монумент производил колоссальное впечатление: на могучих глыбах из полированного финляндского гранита на троне в мантии, порфире и короне, с державой и скипетром в руках сидел Царь-Миротоворец. Александр III был изображен в позе, которую при жизни чрезвычайно любил принимать: он сидел, немного наклонившись вперед. Фигура Императора как нельзя лучше была передана в бронзе, чувствовалась внутренняя сила и спокойствие. По углам постамента восседали огромные двуглавые орлы. Памятник символизировал высокое предназначение православной России и русского Самодержавия. "Это была статуя, изображавшая русского императора как помазанника Божия", - писал американский ученый Ричард Уэртман.


Создавался этот монумент исключительно на всенародные пожертвования - всего тогда собрали 2 миллиона 388 тысяч 586 рублей. Опекушинский монумент не вызвал такой волны негативной критики, как это произошло в случае с известным петербургским памятником Паоло Трубецкого. Еще одна статуя Царя- Миротворца была создана А.М.Опекушиным для Музея изящных искусств имени Александра III. С сентября 1894 года Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Только за московский памятник Александру III Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. "Лучшим русским скульптором" называют его газеты.