Богатыри и защитники земли русской. I.2

Мацнева И.Н. МБОУ «Озерская СОШ»

Тема: Богатыри – защитники земли Русской.

ворческая площадка «Я - гражданин России» )

Цели:

    Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

    Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

    Закреплять знания о названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря, расширять и обогащать словарный запас учащихся.

    Воспитывать интерес к истории России, гордость за своих предков.

Отрывок из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Учитель --- В давние-давние времена ещё в Древней Руси стояли на страже нашей Родины на заставе (границе) очень сильные люди, богатыри. Без устали разъезжали они на могучих конях, зорко всматриваясь вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

- Ребята, расскажите, какую вы работу провели, чтобы узнать, кто такие богатыри?

На столах детей лежат словари, они с ними работают.

1 группа:

- По словарю Ожегова «богатырь» - это человек очень большой силы, стойкости и отваги.

А по словарю Даля « богатырь» - это человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач.

Этимологический словарь - « богатырь»- это храбрый, доблестный воин.

Энциклопедический словарь - « богатыри» -это сильные люди, герои народных сказаний, песен, былин.

Вторая группа ищет информацию в телефонах и планшетах.

Ответы @ mail . ru - слово «богатырь» - древнерусское слово, обозначает силач, храбрец.

Яндекс словари - слово «богатырь» - это воин, который отличается необычной силой, мужеством, удалью и умом.

Из википедии: « богатырь» - герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

3 группа: делала опрос среди учащихся начальной школы.

Слайд 1 Картина Васнецова « Три богатыря»

    Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов описание картины дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого».

    Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.

Учитель --- Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегали родную землю Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - все они в степи да в чистом поле несли службу воинскую. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть - гусляров послушать, друг с другом потолковать.

Учитель --- Что вы можете рассказать о славных русских богатырях?

1 ученик - « Как одно на небе красно – солнышко,

А один на Руси Илья – Муромец».

Сидел сиднем тридцать лет, а вылечили его люди прохожие - дали испить водицы. Больше всего люди любили да и теперь уважают этого богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к лику российских Святых, и у него остался в истории день рождения - 1 января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспомните также, что это и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника земли русской.

В 1988 году Межвеждомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца в Киево-Печерской лавре.

Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты ошеломили ученых.

Это был могучий мужчина, косая сажень в плечах, скончавшийся в возрасте 45-55 лет, ростом 177 см. В 12 веке, когда жил Илья, такой человек считался высоким (средний рост мужчины того времени – 165 см).

На костях Ильи обнаружили следы битв – множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча.

Это подтверждало сведения о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений.

Кроме того, исследователи считают, что, в полном согласии с произведениями устного народного творчества, Илья на самом деле долгое время не мог ходить, так как перенес тяжелое заболевание – туберкулез костей или полиомиелит, что стало причиной паралича ног.

2 ученик - Добрыня Никитич носил прозвище "Тихий». Он был хорошим дипломатом, умел к каждому человеку подойти по- особенному. Недаром князь Владимир назначил его послом. С 12 годов Добрыня Никитич на гуслях играл, сам песни складывал и в шахматы играл.

Добрыня – из русского языка – от добрый. Он творит добро – и это одна из характерных черт могучего былинного богатыря. Добрыня бьётся со Змеем Горынычем и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятичну

3 ученик - сын ростовского попа Леонтия. Рождение Алеши Поповича сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Ему свойственны , натиск, сметливость, находчивость, .

Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три-

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Учитель--- Как вы отличите богатыря от других людей? КОНВЕРТЫ

(работа в группах) - собери те картинки, которые относятся к богатырям, приклейте на картон, вывесите на доску

Слайд 2 - гусляры

Учитель - Подвиги русских богатырей описаны в былинах.

4 ученик - Жили когда-то на Руси Великой люди - песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины – разные истории про князя Киевского Владимира Красно Солнышко, про битвы с лютыми ворогами, про царства- государства чужеземные, заморские, про чудеса невиданные. И сложено было этих былин и ходило их по Руси – несчётное число Самым известным певцом- сказителем, чьё имя дошло до нашего времени, конечно, был Баян.

Учитель - Во многих городах России сооружены памятники богатырям….

Слайд 3 - ПАМЯТНИК СВЯТОГОРУ В Г. ЯЛТЕ

Слайд 4 - ПАМЯТНИКИ ИЛЬЕ МУРОМЦУ В Г. МУРОМЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Слайд 5 - ПАМЯТНИКИ ИЛЬЕ МУРОМЦУ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ И Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.

Слайд 6 - ПАМЯТНИК ДОБРЫНЕ НИКИТИЧУ В П. ШИЛОВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛ.

Слайд 7 - ПАМЯТНИКИ ТРЕМ БОГАТЫРЯМ В Г.КОЗЕЛЬСКЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛ. И В Г. САМАРЕ.

Слайд 8 - ПАМЯТНИК АЛЕШЕ ПОПОВИЧУ В УДМУРТИИ

Прошли века. Богатырей тех нет,

Но дух свободы в душах наших вечен.

И богатырский мужественный свет –

Неколебим, свободен, бесконечен.

В тайге, в горах, во льдах, среди морей,

На всех постах у мира и свободы,

Не счесть – о Русь!- твоих богатырей,

И рать их не рушимей год от года

Учитель - Россия издавна славилась своими богатырями. И не только былинными - Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, но и настоящими - князьями, полководцами, солдатами, спортсменами. В ряду самых знаменитых борцов-классиков стоят имена

    Слайд 9 - грузчика Ивана Максимовича Поддубного –

«чемпиона чемпионов», 45 лет жизни он провел на борцовском ковре и лишь один раз потерпел поражение.

    Слайд 10 - Александр Знаменский, исполнял рекордные силовые номера, поднимал оркестр, держал на себе карусель, носил пианино с играющим человеком.

    Слайд 11,12 - Валентин Иванович ДикУль (род. 1947) - выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на своем теле металлическую «пирамиду» весом в одну тонну, а на спине - автомобиль «Волга» (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов). Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после травмы позвоночника. Почти семь лет он не мог двигаться. С помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В. И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича.

Учитель - Всё может родная земля!

Слайд 13 - Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом,

Слайд 14 - напоить родниковой водой,

Слайд 15 - удивить своей красотой.

Слайд 16 - И только защитить сама себя она не может…

Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой!

Рефлексия Ребята, у вас на столах лежат иллюстрации с изображением богатырей. Обсудите всей группой, если занятие вам понравилось – поместите на доску цветную иллюстрацию, если нет – черно – белую.

Викторина для 4 класса на тему

«Русские Богатыри»

1. Какое значение имеет слово «богатырь»?

а) человек очень умный

б) человек очень ловкий

в) человек очень сильный

г) человек очень богатый

2. Как называются русские народные песни о подвигах богатырей?

а) рассказ

б) летопись

в) былина

г) повесть

3. Что являлось оружием богатыря?

а) ружье

б) меч

в) копье

г) пищаль

4. Назовите имя громадного богатыря, которого «даже земля не держит».

а) Святогор

б) Илья Муромец

в) Микула Селянинович

г) Алеша Попович

5. От кого спасает землю русскую Илья Муромец?

а) от Святогора

б) от Соловья-разбойника

в) от Сухана

г) от Тугарина

6. У кого был бой с Тугариным?

а) у Ильи Муромца

б) у Вольги Святославовича

в) у Алеши Поповича

г) у Добрыни Никитича

7. С кем боролся Добрыня Никитич?

а) с Алешей Поповичем

б) со Змеем Горынычем

в) с Кощеем Бессмертным

г) с Соловьем-разбойником

8. Кто из героев новгородских былин играл на гуслях и бывал у морского царя?

а) Василий Буслаев

б) Садко

в) Святогор

г) Микула Селянинович

9. Кто из богатырей был пахарем?

а) Илья Муромец

б) Святогор

в) Микула Селянинович

г) Садко

10. Кто является автором картины «Богатыри»?

а) Виктор Михайлович Васнецов

б) Михаил Александрович Врубель

в) Василий Иванович Суриков

г) Архип Иванович Куинджи

Приложение 1.

(тексты исследовательской работы)

РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ

(1 группа)

1. Значение слова Богатырь по словарю Ефремовой: Богатырь - 1. русских былин и сказок.

2.Значение слова Богатырь по словарю Ожегову: Богатырь стойкости, отваги

3. Значение слова Богатырь в Энциклопедическом словаре:
Богатырь - крупнейший в мире
около г. в Казахстане.

4. Значение слова Богатырь по словарю Ушакова

Богатырь - русских былин, преимущественно совершающий военные подвиги.

5. Значение слова Богатырь по словарю Даля: Богатырь - м. и видный; силач; и и

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА

(2 группа)

На вопрос « Кто такой богатырь?» получили следующие ответы:

Слайд 2

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, стойкости, отваги, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.

  • Виктор Васнецов «Богатыри на конях.» 1896.
  • Слайд 3

    За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом.

    Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

    • Константин Васильев «Русский витязь»
  • Слайд 4

    Сказитель так и говорил:

    Расскажу я вам про дела старые,
    Да про старые, про бывалые,
    Да про битвы, да про сражения,
    Да про подвиги богатырские!

    Слайд 5

    Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.

    В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова.

    Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

    Слайд 6

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ

    Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью.

    Былина о нём так говорит:

    Он одной рукой камень вывернет,
    А двумя – то руками быка свалит,
    Зовут его Микула Селянинович.

    Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

    Встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

    Слайд 7

    • Георгий Юдин Микула Селянинович и Святогор.
    • Константин Васильев «Встреча Вольги и Микулы Селяниновича»
  • Слайд 8

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем.

    Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей.

    ВОЛГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ

    Слайд 9

    Константин Васильев «Вольга Святославович»

    Слайд 10

    Самые известные былинные богатыри:

    • Илья Муромец, Алеша Попович,
    • Добрыня Никитич.
    • В.М.Васнецова «Богатыри».
  • Слайд 11

    ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

    Представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия.

    Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.

    Слайд 12

    • Памятник Илье Муромцу в Муроме.
  • Слайд 13

    АЛЁША ПОПОВИЧ

    Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти совершенно сходны друг с другом.
    !Не топтать их коням Землю Русскую
    Не затмить им солнце наше красное!
    Век стоит Русь – не шатается!
    И века простоит – не шелохнётся!
    А преданья старины
    Забывать мы не должны.
    Слава русской старине!
    Слава русской стороне!

    Посмотреть все слайды

    Богатыри - былинные защитники Земли Русской, «супергерои» русского народа на протяжении многих веков.

    Вспомним главных.

    1. Илья Муромец. Святой богатырь

    Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь.

    Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века.

    В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

    2. Бова Королевич. Лубочный богатырь

    Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение.

    Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь - заезжий.

    3. Алеша Попович. Младшенький

    «Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

    4. Святогор. Мегабогатырь

    Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле.

    На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

    5. Добрыня Никитич. Богатырь со связями

    Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

    6. Дюк Степанович. Богатырь-мажор

    Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

    7. Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

    Микула Селянинович - богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь.
    Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

    8. Вольга Святославович. Богатырь маг

    Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию - с походом Олега на Царьград. Вольга - непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

    9. Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

    По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год.

    В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

    10. Дунай Иванович. Трагический богатырь

    По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай - богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

    11. Михайло Потык. Верный муж

    Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр».
    По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, о сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

    12. Хотен Блудович. Богатырь-жених

    Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

    13. Василий Буслаев. Рьяный богатырь

    Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное - пока его не останавливает мать.

    В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим - он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

    14. Аника воин. Богатырь на словах

    Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности. Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos .

    Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

    15. Никита Кожемяка. Змееборец

    Никита Кожемяка в русских сказках - один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

    Слово «богатырь» вызывает у современного человека стойкую ассоциацию с могучими воинами, облаченными в кольчуги, которые с мечом в руке берегут Киевскую Русь от супостата. И мало кто знает, какими они были на самом деле.

    Первыми богатырями были монгольские полководцы!

    Все мы ещё со школьной скамьи знаем о древнерусских былинных богатырях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. С недавних пор их образы активно и успешно эксплуатируются в мультипликации. Это не нравится многим взрослым, которым претит трансформация богатырей из героев эпоса в героев поп-культуры. Однако правда в том, что былинные богатыри так же далеки от своих исторических прообразов, как и герои мультипликации. Ибо и те и другие - суть выдумка…

    Былинные времена

    Впервые слово «богатырь» попадает в древнерусские летописи уже во времена заката Киевской Руси, в грозный час Батыева нашествия. Запись относится к событиям 1240 года. «Пришёл Батый к Киеву с силой тяжкой многим множеством силы своей, и окружил город. И обступила сила татарская, и был город в осаде великой… Воевода его первый - Себедяй богатур и Бурундай богатур, который взял Болгарскую землю и Суздальскую» , - рассказывает нам Ипатьевская летопись.

    Итак, первыми «богатырями» древнерусской летописи являются татарские полководцы Субэдэй и Бурундай, которые выступают совсем не как защитники Русской земли. Если мы заглянем в Большую советскую энциклопедию, то узнаем, что слово «богатырь» происходит от древнетюркского «багатур» - «храбрый воин». Оно встречается в летописях начиная как раз с 13-го века.

    Логично предположить, что все известные нам «богатырские» былины созданы не ранее всё того же 13-го века, а то и позже. Также не стоит искать в так называемых «былинах киевского цикла» реальные события.

    Единственный персонаж, который связывает былины с исторической Киевской Русью, - это великий князь Владимир Красное Солнышко. Но и он похож на своего исторического прототипа Владимира I Святославича не больше, чем его мультипликационный тёзка. А уж «научные» сопоставления половецкого хана Тугоркана с былинным Тугарином Змеем, что летает по небу и дышит огнём, не лезут ни в какие ворота.

    Интересно и то, что большая часть известных ныне былин записана в бывших новгородских землях. Остальные - в разных частях нынешней России. Но ни в Белоруссии, ни в Украине (которые также входили в Киевскую Русь) не зафиксировано ни одной былины - хотя есть предания того периода.

    Вывод очевиден: известные нам «древнерусские» былины являются «новоделом» 13-15 веков. Причём «новоделом» новгородским, имеющим самое отдалённое отношение к истории собственно Киевской Руси. А вот какие песни слушали жители Киева в более ранние времена - нам, увы, неизвестно.

    Дошедшие до нас былины - это, прежде всего, литературно-эпические произведения, возникшие как реакция на татаро-монгольское иго и призванные поднять народный дух в эту нелёгкую годину. В то же время былинная лексика уже содержала неологизмы типа тюркского «богатырь». А в более поздних былинах Илья Муромец даже назван «старым казаком», что даёт нам верхний предел их возникновения - 16-й век.

    «…и удавил муж печенежина»

    Всё вышесказанное вовсе не означает, что во времена Киевской Руси не было отважных воинов. Были, конечно! Правда, называли их не «богатыри», а «храбры», «хоробры» или «храборы» (родственное прилагательное «храбрый»). Из летописей мы знаем множество примеров личной воинской доблести князей - таких, как Святослав Игоревич, Андрей Боголюбский, Изяслав Мстиславич, Мстислав Храбрый, Мстислав Удатный, Даниил Галицкий. А также их дружинников: Евпатия Коловрата, противостоявшего с малой дружиной Батыю; дворского Андрея, пленившего венгерского воеводу Фильния; тысяцкого Дмитрия, защищавшего Киев от всей Батыевой орды.

    В 992 году печенеги учинили набег на Русь. Князь Владимир вышел им навстречу и остановил на реке Трубеж у брода. Обе стороны не решались начать бой. Тогда печенежский князь подъехал к реке, вызвал князя Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего - пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года».

    Владимир послал глашатаев по своему лагерю со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» . И тогда пришёл к князю один старик и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками» . Обрадованный князь призвал чудо-молодца к себе, но тот сначала попросил его проверить. На него натравили разъярённого вола, но молодец увернулся и отхватил рукой у вола кусок мяса. Впечатлённый князь сказал, что тот может биться с печенегом.

    На следующее утро состоялся поединок: «И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились крепко, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. И воскликнули русские, и побежали печенеги, и гналась за ними Русь, избивая их, и прогнала» .

    По словам «Повести временных лет», князь Владимир сделал своего поединщика и его отца «великими мужами». А в честь победы заложил город Переяславль. Тут автор «Повести…» для красного словца немного приврал - ведь город Переяславль был известен ещё в начале 10-го века. Автор «Повести…» также не называет русского «храбора» по имени. Но народные предания величают его Никитой Кожемякой или Яном Усмошвецом.

    Покорение касогов

    Второй случай произошёл в 1022 году с братом Ярослава Мудрого, Мстиславом Владимировичем Храбрым, князем Тмутараканским. Когда он пошёл в поход на касогов (кавказское племя, предки нынешних черкесов и адыгов), то в личном поединке одолел касожского вождя Редедю, а потом зарезал его.

    К слову, ныне этот эпизод часто трактуют неправильно, а тот факт, что Мстислав зарезал Редедю ножом, считают постыдным. Однако Мстислав, по представлениям своего времени, поступил в высшей степени благородно, сохранив кавказскому джигиту главное - честь. Ибо ещё перед поединком Редедя поставил условие: «…если одолеешь ты, возьмёшь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое всё».

    Мстислав в поединке победил (предварительно обратившись за помощью к Богородице): «…и ударил им о землю. И вынул нож и ударил его ножом в гортань и так зарезан был Редедя. И пошёл в землю его и взял все богатства его, и жену его, и детей его, и обложил касогов данью» . То есть Мстислав зарезал Редедю, чтобы тот не был свидетелем того, как русич по условиям поединка будет брать «богатства его, и жену его, и детей его». Возвратившись в Тмутаракань, князь воздвиг церковь Богородицы.

    К слову, уже в следующем году Мстислав пошёл на брата Ярослава с войском, в котором были и касоги. То есть, по их представлениям, Мстислав победил Редедю в честном бою и сам стал касожским князем по праву.

    Подводя итоги всему сказанному, следует ещё раз подчеркнуть, что «храборы» никогда не переводились на Руси. Однако изучать этот вопрос только по былинам или другим сугубо литературным произведениям было бы опрометчиво.

    - Присоединяйтесь!

    Ваше имя:

    Комментарий:

    Слышали все. Но немногие знают, что он почил в Киево-Печерской лавре, где в пещерах покоятся его нетленные мощи в числе четверти всех святых, прославленных в Русской православной церкви за тысячу лет.

    Само название «былина» означает песню о том, что было, то есть имело место в жизни. Слово же «богатырь» появилось в русских летописях в XII веке. Оно пришло на смену синониму «хоробр», то есть «удалец».

    В то время русским воинам приходилось постоянно сражаться за свободу отечества с ордами кочевников на восточных рубежах Киевской Руси. Народ называл их богатырями.

    Главные их черты - верность долгу, бескорыстная любовь к Родине, готовность всегда встать на защиту обижаемых и обездоленных, умение постоять за свое достоинство и честь.

    Именно такими чертами наделяют былины Илью Муромца:

    «Я простой крестьянский сын, - говорит он. - Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов ее оборонять».

    Его многочисленные ратные подвиги описываются в былинах в сказочной форме. Но под прозвищами врагов богатыря («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое») подразумевались вполне конкретные кочевые народы: печенеги, половцы, с которыми воевала Киевская Русь. В старину эти былины были своеобразными «военными хрониками», не требовавшими расшифровки, о ком в них идет речь.

    А вот биография Ильи Муромца в былинах излагается очень скупо. Подробности о жизни богатыря удалось установить историкам в результате длительных кропотливых изысканий.

    Предположительно Илья родился 5 сентября 1143 года в семье крестьянина Ивана сына Тимофеева, жившего в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области (отсюда и название «Муромец»). От рождения он был немощен - «не владел ногами» - и до тридцати лет не мог ходить.

    Однажды, когда его родители трудились в поле, в дом зашли «калики перехожие». В то время каликами называли паломников к святым местам. Считалось, что они не только не уступают богатырям, но и превосходят их силою духа, а их «пропагандистский» подвиг приравнивался к ратному.

    Калики просят Илью встать и принести им воды. На это он ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят его встать и принести им воды.

    Годы болезни воспитали в нем великое терпение и удивительный по силе характер. «Немощный» Илья искренне желает выполнить волю старцев. Можно представить его изумление, когда, опустив ноги с лавки на пол, он пытается встать на них и вдруг чувствует, что они держат его! Неведомая сила, ниспосланная свыше, вселяется в беспомощного калеку…

    После этого Илья идет к водоносу и приносит воду. Старцы же велят ему самому выпить ее. Илья беспрекословно послушался, выпил и полностью выздоровел. Больше того: вторично испив воды, он ощущает в себе непомерную силу, и тогда ему велят выпить третий раз, чтобы уменьшить ее.

    Затем старцы говорят Илье, что в благодарность за ниспосланное исцеление он должен идти на службу к князю Владимиру, чтобы защищать Русь от ворогов. «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана», - предсказывают они.

    Научное обоснование


    А теперь посмотрим на чудесное исцеление Ильи Муромца с точки зрения современной науки. В 1926 году, когда Киево-Печерскую лавру закрыли большевики и на ее месте организовали музей, нетленные мощи святых вскрывали и изучали, чтобы объяснить феномен сохранности их тел в пещерах. Проводилась медицинская экспертиза и останков преподобного Ильи Муромца, которые датировали XII веком.
    Анатомы выявили в поясничном отделе его тела явно выраженные отростки на позвонках, вызывавшие ущемления нервов спинного мозга. А врачи поставили диагноз: перенесенный в молодости полиартрит, сковывавший движения, от которого он позднее излечился. Так что современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения».

    Очевидно, «калики перехожие», исцелившие «немощного» Илью, были не просто странниками, а экстрасенсами-врачевателями, которые вылечили его с помощью энергетически заряженной воды. В старинных рецептах, помимо различных травяных настоев, есть и указания на то, как готовить и применять «целительную воду».

    Исследования также показали, что Илья Муромец был на голову выше человека среднего роста того времени - 177 сантиметров, но в XII веке такой воин считался великаном. К тому же он имел очень мощное телосложение и, очевидно, обладал огромной физической силой.

    «Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.На княжеской службе


    Но вернемся к былине. Калики говорят Илье, что по дороге в Киев есть неподъемный камень с надписью, у которого он должен обязательно остановиться.

    Попрощавшись с родными, Илья отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит «к тому камени неподвижному», на котором было написано, чтобы он сдвинул камень с места. Там он найдет коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашел там все, что было написано. А после этого поскакал в Киев.

    Там он попадает на княжеский пир у великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), который собирает вокруг себя самых мужественных и славных людей Руси. Это не обычное застолье, а прежде всего, духовное общение, братская встреча.

    Собравшиеся за столом богатыри - не любители повеселиться, а защитники веры Православной и Русской земли от врагов. Недаром на Руси такой пир называли братчиной, поскольку он знаменует духовное единение его участников.

    Судя по былинам и летописям, за братским столом у князя Владимира сиживали богатыри из разных городов, охранявшие границы Руси: Илья Муромец - крестьянский сын, Алеша Попович - сын священника из Ростова, Добрыня Никитич - княжеского рода, Ставр - боярин, Иван - купеческий сын.

    Илья Муромец - единственный из русских витязей - крестьянин по происхождению. Но именно ему дарована самая большая сила - и духовная, и телесная. Поэтому выходцу из далеких Муромских земель воздают честь не по сословию, а по делам и подвигам. Он быстро научился мастерски владеть булавой, палицей, мечом и копьем. В сочетании с огромной физической силой это делало его непобедимым бойцом.

    Будучи на службе у князя Владимира, Илья Муромец участвовал в бесчисленном множестве «боестолкновений», постоянно происходивших на границах Киевской Руси. Ни в одном из них он не потерпел поражения, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает того уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступил в смертельный бой.

    Но русские воины-пофессионалы, во главе которых встал Илья Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врагов. В летописях повествуют о том, что доблестные дружины загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю».

    Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

    Нет сомнения, что во всех этих славных походах неизменно принимал участие Илья Муромец, причем он всегда был впереди в ходе кровопролитных схваток, неизменно одерживая верх над вражескими витязями.


    Илья Муромец. Реконструкция облика на основании мощей. Скульптор С.А.НикитинИнок Печерского монастыря


    В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу его нетленных мощей. Для получения точных данных применялась самая современная методика и сверхточная аппаратура.

    В результате исследований удалось установить, что Илья Муромец скончался в возрасте не моложе 40-45 лет. В то время это был возраст, до которого доживали немногие мирные люди, а профессиональные воины практически никогда.

    Но Муромский богатырь дожил. Если же учесть, что он занялся ратным делом после 30 лет, а пробыл в Печерском монастыре после монашеского пострига не слишком долго, то получается, что его «военная выслуга» была больше 10 лет. Для ХII века это было просто немыслимо.

    Тем более что, как установила медицинская экспертиза нетленных мощей, Илья Муромец получил тяжелое ранение в области сердца, которое сказывалось впоследствии в течение всей жизни. Были у него и другие ранения, например левой кисти, полученные в боях.

    Израненный и чувствовавший, что его физические силы на исходе, Илья Муромец принял постриг и стал монахом. Но прежде у богатыря была семья, и после него остались сыновья, от которых пошел род киевских дворян Чеботковых. А получили они эту фамилию от прозвища своего отца.

    Дело в том, что в кратком житии преподобного Илии указано его прозвище - «Чеботок», то есть сапожок. Появилось же оно у Муромца после одного памятного случая. Вскоре после его пострига в монастырь ворвалась шайка разбойников (вероятно, половцев). В этот момент в своей пещерной келье Илия обувался и успел надеть лишь один сапог.

    Но, застигнутый врасплох, монах не растерялся: выпрямившись во весь свой немалый рост, он принялся с такой силой и яростью колотить нападавших вторым сапогом, что обратил их в бегство.

    В Печерском монастыре Илья Муромец ушел в затвор, почти не спал, проводя чуть ли не круглые сутки в молитвах. Так завершилось его ратное служение Отечеству в битвах земных и началось молитвенное служение Церкви и Святой Руси.
    ***
    Отошел Илья Муромец в Царство Небесное 1 января 1188 года. К лику святых он был причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

    В пещерах можно подойти к его гробнице, которая заметно больше других, однако рост усопшего не кажется огромным. Персты правой руки Ильи Муромца сложены так, как крестятся православные: три перста вместе, а два прижаты к ладони.

    Его левая рука хранит след раны, нанесенной копьем. Она как бы свидетельствует о воинском служении, а правая - о духовном подвиге православного монаха.

    Каждый новый год православные начинают под знаком народного героя – преподобного воина Илии Муромца. Память его Русская церковь отмечает 1 января.