Что говорить на собеседовании менеджеру по продажам. Интервью

Каждый человек хочет работать на престижной должности в стабильной компании. Но для достижения этой цели нужно постараться. Сначала грамотно составить резюме, а затем успешно пройти собеседование. Преодолеть второй барьер бывает особенно непросто. с учетом современных трендов бизнеса? Каковы требования HR-менеджеров и владельцев компаний сегодня? Как правильно пройти собеседование с точки зрения перспектив долгосрочного трудоустройства? На все эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Собеседование: готовимся

Прежде чем думать о том, как проходит собеседование на работу, кандидат должен пройти несколько этапов подготовки к интервьюированию HR-менеджером. Приблизительно в такой последовательности.

1. Составить индивидуальный профиль соответствия занимаемой должности

Предполагается, что кандидат, вызванный на собеседование, указал в своем резюме только общую информацию, касающуюся его профессиональной квалификации.

Уже во время непосредственного интервью с представителем компании-работодателя человек должен будет показать, какие у него есть преимущества в сравнении с другими претендентами. Поэтому кандидату следует проанализировать свой опыт, компетенцию, навыки и выделить среди них те, что с высокой вероятностью покажутся убедительным менеджеру на собеседовании как обеспечивающие наилучшее соответствие вакансии. Некоторые HR-специалисты советуют взять свое резюме (именно того образца, что было направлено работодателю и обусловило выбор кандидата) и выделить ключевые навыки из него.

2. «Отрепетировать» вопросы.

Эксперты в области HR признаются, что основную часть времени на собеседовании занимает, как правило, обмен стандартными репликами. Вопросы, которые задает менеджер, в целом однотипны и сводятся к следующим тезисам (и подобным им):

- «Какие у вас сильные стороны»?

- «Справитесь ли вы на этой должности»?

- «Сможете ли вы подружиться с коллективом»?

- «Как вы мотивируете себя на работе»?

3. «Разведка».

HR-специалисты рекомендуют кандидатам, готовящимся к собеседованию, не полениться и найти как можно больше информации о работодателе. Это важнейший фактор того, как удачно пройти собеседование. Найти нужную информацию очень легко при помощи интернета (особенно социальных сетей). Можно даже находить персональные профили сотрудников, менеджмента, руководства. Владение информацией о компании и о тех людях, которые в ней работают, может здорово помочь в выстраивании диалога с человеком, который проводит собеседование. Его приятно удивит осведомленность кандидата относительно компании-работодателя.

Собеседование: идем

Как проходить собеседование в практическом выражении? Непосредственный поход на интервью включает в себя ряд нюансов, которые опытные HR-специалисты рекомендуют брать во внимание. Перечислим их.

Встречают по одежке

Очень часто HR-менеджер подбирает кандидатов, которые имеют практически однаковый уровень профессионализма и квалификации. С рациональной точки зрения все равно, кого выбирать на вакансию. В этот момент, как отмечают эксперты, включается эмоциональная составляющая. То, как кандидат сможет презентовать себя не только с точки зрения профессионализма, но и как человек. Одним из важнейших элементов такого позиционирования считается одежда. HR-специалисты рекомендуют кандидатам, собирающимся на собеседование, придерживаться очень простого правила — одеваться так, как если бы предстоял отбор на вакансию уровнем выше.

Уважают тех, кто ценит время

Пунктуальность исключительно важна. Здорово, если удастся приехать к офису компании-работодателя на 20-25 минут раньше оговоренного срока. Но заходить сразу не надо, можно погулять или выпить кофе в соседнем ресторане. Войти в офис оптимальнее всего за 10 минут до начала собеседования.

Как проходить собеседование, если опоздал? Попал в пробку, не сработал будильник? HR-специалисты настоятельно рекомендуют держать под рукой контактный телефон менеджера, который будет проводить собеседование. Если ситуация складывается так, что кандидат опаздывает, нужно сразу же позвонить и предупредить человека. Это лучше, чем опоздать хотя бы на 5 минут.

Уважают тех, кто готовился

Как мы уже сказали выше, менеджер очень обрадуется, если в ходе разговора ему удастся узнать, что кандидат выделил время для поиска нужной информации о компании. Причина положительных эмоций сотрудника компании будет в том, что кандидат на вакансию — человек ответственный.

Но вполне может получиться и так, что в процессе интервью нюанс, связанный с информированием о работодателе, не будет затронут. Как тогда кандидат покажет менеджеру, что готовился к собеседованию? Очень просто — принеся с собой распечатки самой вакансии (например, с сайта), а также своего резюме. Обязательно — ручку и блокнот. Абсолютно не играет роли уровень должности. Поэтому даже если человеку приходится думать о том, как пройти собеседование на руководителя компании, вышеописанная процедура важна.

Собеседование: общаемся

Переходим к этапу, касающемуся непосредственного присутствия кандидата на собеседовании. Что советуют опытные HR-специалисты?

Первое впечатление — в единственном экземпляре

Некоторые эксперты придерживаются теории о том, что подсознательное «да» либо «нет» у человека, который проводит собеседование, появляется в первые несколько секунд общения с кандидатом. И потому особенно важно впечатлить менеджера в самом начале встречи. Или, по крайней мере, не отпугнуть. HR-специалисты советуют — если кандидат не проходил дорогостоящих курсов, проводимых мировыми мэтрами ораторского искусства, то лучше обеспечить нейтральность первого впечатления. Не нужно стараться быть подчеркнуто красноречивым или эмоциональным.

Должен быть диалог

Эксперты советуют кандидатам при первой возможности перевести процедуру «вопрос-ответ» в полноценный диалог. Не нужно стесняться задавать дополнительных вопросов человеку, который проводит собеседование. Можно комментировать изречения менеджера, и очень хорошо, если сказанное кандидатом будет по делу. Особенно важно умение поддерживать диалог специалистам, которым предстоит много общаться с клиентами. Как пройти собеседование на консультанта или, скажем, на специалиста колл-центра, не умея выстраивать конструктивного диалога? Проблематично.

Замечательно, если заранее, на стадии подготовки к собеседованию, получится проработать вопросы, которые будут задаваться представителю компании-работодателя.

Какие еще полезные советы мы можем привести кандидатам, опираясь на рекомендации экспертов в области HR? Как правильно проходить собеседование с точки зрения психологии разговора?

1. Необходимо соблюдать баланс между робостью и самоуверенностью. Если в манере общения кандидата превалирует первое, то это может свидетельствовать о том, что он не уверен в достаточном уровне своего профессионализма. Если второе — то, как ни странно, о том же самом. Поскольку в этом случае менеджер может посчитать, что своей помпезностью и красноречивостью кандидат хочет скрыть некомпетентность.

2. Не следует часто обращаться к предыдущему опыту работы, особенно в негативном ключе. Ошибка многих кандидатов в том, что они ругают своих прошлых работодателей. Называют причиной увольнения произвол, плохое отношение. В глазах работодателя такой кандидат предстанет не самым желанным сотрудником. Есть и другая ошибка. Человек чрезмерно хвалит работодателя, хвастает своими успехами. В таких случаях менеджер может, притом совершенно резонно, задастся вопросом: "А чего ж ты тогда с такой хорошей работы ушел?" Видимо, были на то веские причины — особенности характера или, как вариант, систематические нарушения дисциплины. И то и другое может предопределить выбор другого кандидата.

3. Высокомерию и пафосу — твердое нет. Это еще одно непременное условие того, как успешно пройти собеседование. Найти работу — прежде всего в интересах кандидата. Практически на любой вакансии есть конкурс.

Это значит, что работодателю есть, из кого выбирать. Многие кандидаты приходят на собеседование, уверенные в своей исключительности, и это, как считают эксперты, ошибка. Высокомерие, попытка поставить себя в чем-то выше действующего сотрудника компании, который проводит собеседование — не лучший способ пройти конкурсный отбор.

Отраслевая специфика трудовых отношений: устраиваемся в банк

Перейдем от теории к практическим нюансам, связанным с прохождением собеседований и трудоустройством. Рассмотрим отрасль, которая характеризуется высокой динамикой появления новых и разнообразных вакансий — банкинг. Новые филиалы и офисы кредитно-финансовых организаций открываются все в большем количестве, везде требуются специалисты.

Как проходит собеседование в Сбербанке, ВТБ и иных банковских структурах? Как финансовому специалисту повысить шансы трудоустроиться на желаемую должность? Эксперты в области HR советуют обращать внимание на следующие нюансы.

1. Адаптация к специфике сегмента должна осуществляться уже на стадии составления рассылки резюме. Рекомендуется создавать персональные профили на специализированных сайтах.

Эти ресурсы каждый день изучаются HR-специалистами крупнейших банков. Создавая резюме, рекомендуется рассказывать о своих навыках как можно детальнее. Иногда большее значение для банка имеет владение кандидатом какой-то конкретной компьютерной программой, чем, скажем, общий опыт работы. Или же, например, знание определенного закона, регулирующего финансовую деятельность.

2. Прежде чем думать о том, как пройти собеседование в банк, кандидатам стоит обратить внимание на одну интересную особенность найма персонала в кредитно-финансовые организации. HR-менеджеры, работающие в банках, любят тестировать кандидатов на предмет профессиональной этики.

Могут, к примеру, задать такой вопрос: "А расскажите-ка о своем опыте работы с крупными денежными переводами." Если кандидат начнет повествовать о том, что участвовал в международных финансовых трансферах с участием такой-то компании, то менеджер почти со стопроцентной вероятностью завершит собеседование. Причина тому — закон о банковской тайне. Следование его принципам — ключевой аспект компетентности любого банковского сотрудника.

3. Собеседование с кандидатами в кредитно-финансовых учреждениях проводится, как правило, в несколько этапов. Сначала с человеком общается, как правило, начальник отдела, затем — заместитель руководителя банка, а после — непосредственно управляющий. Кандидат должен быть готов к прохождению многоступенчатого отбора.

Все эти нюансы кандидатам следует знать. Это поможет понять, как пройти собеседование в банк.

Отраслевая специфика трудовых отношений: устраиваемся менеджером по продажами

Пример другой сферы, где наблюдается высокая динамика набора персонала — продажи. Этот сегмент — один из ведущих для экономики России. Одна из самых востребованных сегодня профессий — менеджер по продажам. Как проходить собеседование на эту должность?

1. Невозможно научить человека искусству продавать.

Прежде чем думать о том, как пройти собеседование на менеджера, кандидату следует обратить внимание на важнейшую деталь. Большинство экспертов в сфере HR, специализирующихся на работе в сфере ритейла, сходятся во мнении — настоящих «продажников» нужно искать очень долго.

Человек может искренне желать научиться этому искусству, но не иметь внутренней, генетической, предрасположенности успешно заключать сделки на практике. Отсюда первое правило. Не умеешь продавать — не ходи на собеседование.

2. Результативность — ключевой критерий.

Для HR-менеджеров, нанимающих менеджеров по продажам, исключительно важны достижения кандидата. То, сколько сделок он закрыл за такой-то период, то, какой товар был продан и за какую цену. А также то, как достигнутые показатели соотносятся с показателями других менеджеров (или со средними по отрасли). Одно из условий того, как правильно проходить собеседование — умение доказывать представителю компании-работодателя свою состоятельность в аспекте достижения ощутимых результатов.

3. Узость специализации генерирует прибыль.

Большинство HR-специалистов считает, что такая должность как «менеджер по продажам» не может быть универсальной для всех сегментов. Одно дело — продавать, к примеру, мебель, другое — автомобили. Несмотря на то, что человек может быть генетически предрасположен к данному виду деятельности, не менее важна специализация. Поэтому рекомендуется в первоочередном порядке претендовать на вакансию в том сегменте, в котором был опыт результативной работы.

Как успешно пройти собеседование в компаниях, ведущих деятельность в новых для кандидата сферах? Эксперты рекомендуют ставить акцент на уменьшении амбиций — по зарплате, по условиям работы. Тогда работодатель увидит, что человек действительно желает освоиться в непривычном сегменте, готов пойти на ухудшение комфорта и с высокой вероятностью предоставит кандидату шанс попробовать себя на новой должности.

Сегодня мы изучили некоторые аспекты того, какова специфика процедуры интервьюирования кандидатов на вакансии в современном российском бизнесе. Рассмотрели основные нюансы, характеризующие то, как проходит собеседование в Сбербанке и иных финансовых организациях. Изучили специфику выбора подходящих кандидатов на должность менеджера по продажам. Безусловно, критериев того, как правильно пройти собеседование, гораздо больше, чем мы успели рассмотреть. Но та информация, которая есть в нашей статье, позволит кандидатам сделать хотя бы несколько шагов вперед к тому, чтобы найти желанную работу.

Менеджер по продажам уже несколько лет возглавляет сразу два рейтинга – самых востребованных специалистов и самых сложных вакансий, поэтому найти по-настоящему толкового продажника – заветная мечта любого HR’a. Как оценить уровень сэйлза ещё на входе в компанию? Ведь тест с продажей ручки давно не показателен.

Описание ситуации. Как определить уровень менеджера по продажам на собеседовании, какие компетенции и каким образом проверять, чтобы понять, будет ли он успешен?

Задача. Разработать список вопросов, которые помогут выявить необходимые для продавца/менеджера по продажам навыки и умения.

Татьяна Копылова, независимый консультант по управлению персоналом:

Поскольку менеджеры по продажам, как правило, делятся на две категории (те, кто ищет новых клиентов и те, кто работает с постоянными клиентами и клиентами, которые обратились сами), в первую очередь важно понять, к какой из этих категорий относится специалист. Если кандидат занимался и тем и другим, нужно определить, какие именно продажи превалировали и что ему ближе.
Стандартные вопросы этого блока:
Опишите свой обычный рабочий день.
Почему вы выбрали эту профессию?
Приходилось ли вам заниматься поиском клиентов?
Какой процент в общем объёме времени занимал поиск клиентов?
Сколько звонков, встреч вы делаете ежедневно (еженедельно)?

Представление о том, насколько у кандидата развиты навыки поиска клиентов и навыки работы с информацией, даёт ответ на следующий вопрос:
Позиция менеджера по продажам в нашей компании предполагает поиск новых клиентов. Расскажите, как вы будете искать клиентов?

Хороший продавец определит, кто может являться потенциальными клиентами (исходя из сферы деятельности компании и выпускаемой ею продукции), перечислит источники, из которых планирует добывать информацию, расскажет о методах обработки данной информации и о том, как будет определять лиц, принимающих решение, а также обозначит план своих дальнейших действий в отношении этих клиентов.

Знания
Важно также понимать, продаёт ли кандидат интуитивно или владеет технологией продаж. Чтобы прояснить этот момент, спросите соискателя о том, как он оценивает свои знания по технике продаж, скажем, по пятибалльной системе? Попросите его рассказать об этапах продаж.

Наблюдение: если кандидат рассказывает о технологии продаж своими словами (не книжными или тренинговыми) с комментариями на основе собственного опыта, это значит, что знания, полученные им на тренинге или из книги, благополучно перешли в умения и навыки (а не легли «в стол» вместе с раздаточными материалами тренинга).

Идеально, когда кандидат в процессе собеседования демонстрирует владение технологией (потому как собеседование - та же продажа: приветствие, выявление потребности, презентация, работа с возражениями, завершение сделки).

Опыт
Прогнозировать успешность (результативность) кандидата во многом можно на основе его предыдущего опыта, который проясняется по следующим вопросам:
Как часто вы выполняли планы продаж? А как часто перевыполняли?
Каковы были ваши результаты по сравнению с результатами других сотрудников отдела?
Приведите примеры клиентов, привлечение которых к работе с компанией является именно вашей заслугой.
Расскажите о самой крупной сделке, заключённой вами.
Какая сделка оказалась самой сложной? Почему?

Дополнительно стоит задать уточняющие, конкретизирующие вопросы: как появился тот или иной клиент, с кем кандидат вёл переговоры, какие были сложности и пр. Это помогает понять реальную роль соискателя - только тот, кто пошагово вёл сделку, помнит её до мельчайших подробностей. И наоборот, если кандидат говорит «я уже и не помню» или отвечает расплывчато, вероятно, его заслуги не так велики, как он пытается это преподнести.

Стоит дополнительно развернуть вопрос про самых крупных клиентов и сделки с ними. После того, как кандидат привёл примеры таких клиентов, выберите любого из перечисленных и попросить рассказать подробнее о том, что это был за проект, откуда появился клиент (как и кем был найден), что именно ему продали и за счёт чего («слить» по самой низкой цене - ещё не значит быть хорошим продавцом), какие были сложности/особенности этого проекта, как их решали и т.д.

Наблюдение: по ответам (их глубине и детализации) можно сделать вывод о том, действительно ли данная сделка - заслуга кандидата. В разговоре также обязательно спросите, кто был лицом, принимающим решение по сделке в компании данного клиента. Как правило, кандидат называет должность специалиста, на что в ответ можно устроить небольшую проверку-провокацию: «Да-да! Алексей Игнатьевич? Он замечательный специалист!» (имя выбираю наугад, избегая распространённых сочетаний имени и отчества; если клиентом кандидата была западная компания - называю какое-нибудь не очень распространённое, но и не исключительно редкое имя). Если кандидат действительно работал с этим клиентом, он либо задаст вопрос, кто такой Алексей Игнатьевич, либо скажет, что не знает такого и работал с таким-то и таким-то. Если начнёт активно поддакивать (такое тоже случается!) - делайте соответствующие выводы...

Мотивация
Желание и дальше продолжать свою карьеру в области продаж и направление этой карьеры проясняется вопросами наподобие:
Что вам нравится в работе менеджера по продажам больше всего? Почему?
Что, на ваш взгляд, самое сложное и/или неприятное в работе продавца? Почему?
На какой уровень дохода вы хотели бы выйти через год?
Кем вы видите себя через год, три, пять лет?
Дайте определение понятию «успешный продавец (менеджер по продажам)». Если кандидат говорит, что не очень успешный и/или есть к чему стремиться, задайте уточняющий вопрос «Чего вам не хватает для того, чтобы уверенно сказать, что успешный?».

Ответ на первый вопрос позволяет понять, насколько кандидат ориентирован на результат. В ответе должны присутствовать слова, обозначающие результаты: «сделка», «объём продаж», «результативный», «добивающийся поставленных целей» и т.п. Ответ на последний вопрос даёт представление о том, как кандидат себя оценивает в качестве продавца.

При приеме на работу во многих организациях и предприятиях проводятся собеседования с кандидатами, чтобы лучше узнать их и понять, подходят ли они на конкретную должность. Такой метод весьма труден для желающих получить работу, т. к. кандидатов оценивают не только по их квалификации, навыкам и опыту, но и по личным качествам. Но собеседование на должность руководителя еще сложнее и серьезнее: менеджером быть не так просто. Как нужно готовиться к такому собеседованию и вести себя на встрече с боссом, чтобы получить работу.

Как подготовиться к собеседованию

Чтобы удачно пройти собеседование на руководящую должность, вам необходимо охватить все факторы. Нужно не только изучить особенности желаемой должности, но и потратить время на то, чтобы узнать о компании в целом. Собеседование может кардинально изменить ход событий, поэтому быть к нему готовым необходимо. Рассмотрим следующий список шагов, необходимых для того, чтобы встреча с начальником прошла успешно.

  1. Проведите свое исследование о компании. Посмотрите информацию в интернете и определите, какова ее миссия. Соберите как можно больше информации, чтобы вы могли ответить на вопросы, которые могут возникнуть. Вы также можете составить список своих вопросов о компании. Таким образом, наниматель узнает, что вы готовились к встрече.
  2. Получите полное представление об управленческой позиции, которую предлагает компания. Узнайте все нюансы этой должности и убедитесь, что вы сможете сосредоточиться на этих моментах во время собеседования. Если компания упомянула конкретные качества и квалификацию в описании, значит они важны. Поэтому убедитесь, что вы указали эти данные в своем резюме.
  3. Постарайтесь заранее подготовиться к вопросам, которые вам могут задать. Вы должны подготовить список предполагаемых заданий и рассмотреть все возможные ответы. Не забудьте сосредоточиться на важных моментах. В интернете можно найти перечень часто задаваемых вопросов на собеседовании. Прочтите их.
  4. Решите, что вы наденете на встречу с высшим руководством. Выбирайте консервативную одежду, в идеале костюм. Вы должны быть правильно одеты и ухожены. Убедитесь, что ваши вещи чисты и поглажены, а обувь отполирована. Ваш внешний вид станет показателем того, насколько высоки ваши стандарты. Поэтому найдите время, чтобы подготовиться вплоть до мельчайших деталей. Воздержитесь от яркого макияжа и использования духов с сильным ароматом.
  5. За день до интервью проверьте, все ли вы подготовили. Убедитесь, что у вас есть все необходимые документы в нужном количестве. Лучше все данные дополнительно скинуть на флешку или диск.
  6. Накануне собеседования хорошо отдохните. Ложитесь спать не слишком поздно, чтобы утром не выглядеть уставшими и сонными. Если вам сложно просыпаться рано, поставьте несколько будильников, чтобы не проспать, выпейте кофе и немного взбодритесь.
  7. Постарайтесь как можно раньше прийти в назначенное место. Нет никакого оправдания за опоздание на собеседование. Никто не будет вас ждать. Вы должны распланировать свое утреннее время так, чтобы пораньше выйти из дому и вовремя приехать на работу.
  8. Расслабьтесь и сделайте глубокий вдох, прежде чем отправиться на собеседование. Во время беседы с нанимателем вы должны быть уверены в себе и своем поведении. Но обязательно научитесь быть уверенным, не проявляя высокомерия.

Эти простые правила помогут понять вам, как подготовиться собеседованию на должность управленца. Итог вашей деловой встречи во многом зависит от того, какими личностными качествами вы обладаете. Поэтом постарайтесь выглядеть профессионально.

Как проходить собеседование

Если вы собираетесь проходить собеседование на руководящую должность, вы должны показать себя с лучшей стороны и убедить босса, что вы сами способны быть кому-то начальником. Если в прошлом вы уже работали на должности менеджера и также проводили собеседования, не будьте в себе слишком уверены. Полезно просмотреть вероятные вопросы и ознакомиться с советами по собеседованию. У каждого начальника свое представление о работе и свои требования. Чем лучше вы будете подготовлены к деловой встрече, тем больше вы будете иметь шансов получить эту должность. То, как вы будете вести себя на собеседовании с руководителем, сложит первое впечатление о вас и покажет работодателю, подходите ли вы ему.

Собеседование на должность менеджера будет состоять из вопросов о вашем опыте, стиле управления, ваших достижениях и ожиданиях. Начальник будет задавать различные вопросы, чтобы определить, насколько хорошо вы вольетесь в организацию и как эффективно будете работать на этой должности.

Вы должны отвечать на вопросы уверенно, можете шутить или рассказывать анекдоты, если это уместно, чтобы показать, что вы не только профессионал своего дела, но и просто интересный человек.

Можете приводить конкретные примеры из вашего предыдущего опыта работы, чтобы показать интервьюеру, как вы умело справлялись с ситуациями и работали с командой.

Во время опросов кандидатов большинство руководителей сосредотачиваются на двух аспектах управленческого опыта – конкретные результаты и работа с людьми. Оба одинаково важны. Если вы не можете заниматься управлением в командной среде и в стрессовых ситуациях, другие ваши профессиональные навыки не будут иметь значения, особенно когда вы устраиваетесь на должность менеджера по персоналу. С другой стороны, если вы будете углубляться в личные проблемы работников, вы вряд ли сможете помочь компании достичь своих целей.

Чтобы удачно пройти собеседование управляющим, также важно подготовиться к общим вопросам. Ваши работодатели захотят знать, с какими проблемами вы сталкивались в прошлом, каковы ваши планы на карьеру, сможете ли вы вписаться в корпоративную культуру. Как руководитель вы должны задавать тон своей команде. Если вы не разделяете ценностей, целей и культуры организации, вы не сможете эффективно вести бизнес.

Собеседование с начальником: вопросы и ответы

Решение о приеме на работу чаще принимаются после личной встречи с кандидатом и общения с ним. Когда вы будете знать, как лучше ответить на тот или иной вопрос, вы сможете правильно проходить собеседование. Ниже представлены самые популярные вопросы, которые обычно задают работодатели, и лучшие варианты ответов.

Вопрос

Опишите, как вы будете справляться с проблемой сотрудника.

Ответ

Вам нужно продемонстрировать, что вы можете управлять всеми типами людей. Любой человек может управлять самомотивированным, успешным сотрудником, но руководители, которые являются маргинальными личностями, высоко ценятся за их способность создавать большую производительность для компании.

Потратьте время, чтобы написать свои мысли на бумаге. Укажите два или три случая, в которых вы столкнулись с проблемой сотрудника. Подумайте, как ваше вмешательство привело к позитивным изменениям. Например, ваша критика или совет улучшили отношение к работе или повысили производительность. Важно также помнить, что работодатели будут искать менеджеров, имеющих такт, терпение и настойчивость, чтобы иметь дело с хронически отстающими сотрудниками, которые сопротивляются изменениям. Несмотря на то что многие сотрудники стремятся получить конструктивную критику и стремятся улучшить свою работу, другие не приветствуют советов и не терпят вмешательства начальника.

Вопрос

Вы предпочитаете работать самостоятельно или в команде?

Ответ

Большинство начальников хотят услышать, что вы хорошо работаете самостоятельно, но все же открыты для командной работы и обмена ответственностью с другими. Любой человек предпочтет один способ работы перед другим, но выделение преимуществ обоих подходов сделает вас более динамичным, подходящим претендентом. На этот вопрос нет правильного ответа, в одних ситуациях на рабочем месте может потребоваться независимость, а в других – усилия всей команды.

Примеры лучших ответов:

  1. «Мне одинаково комфортно работать как в команде, так и независимо».
  2. «Я действительно наслаждаюсь разнообразием возможностей работать самостоятельно над некоторыми проектами и в команде в другое время».
  3. «У меня есть опыт самостоятельной и командной работы, и я вижу ценность в обоих подходах».
  4. «В старшей школе мне нравилось играть в футбол и выступать с оркестром. Каждый из видов деятельности требовал разного рода командной работы, но общая цель обучения была неоценима».
  5. «Работа в команде активизирует меня, хотя я тоже уверен в своей способности работать в одиночку, когда мне это нужно».
  6. «Мне очень удобно работать в команде, но я могу работать и самостоятельно».
  7. «Мне комфортно работать и в одиночку, и в группе. Все зависит от ситуации. Если задача легкая, не требует коллективного мозгового штурма, я буду рад работать самостоятельно. Но если задание является высокоприоритетным или слишком сложным для одного человека, я приветствую работу в команде для совместного достижения цели».
  8. «Опыт работы в международной сфере усилил мои способности работать как наедине, так и с другими».
  9. «Мне комфортно общаться с клиентом лицом к лицу, но я также считаю, что наличие команды позади меня дает уверенность в том, что мне будет с кем посоветоваться и у кого попросить помощи, если я с чем-то не смогу разобраться один».

Вопрос

Как вы справляетесь со стрессом и давлением?

Ответ

Лучший способ ответить на этот вопрос – дать пример того, как вы справлялись со стрессом на предыдущей работе. Так начальник сможет получить четкое представление о том, насколько хорошо вы работаете в стрессовых ситуациях. Избегайте упоминания о причинах, вызвавших напряжение, если они возникли по вашей вине (вы откладывали работу и дотянули до крайних сроков). Вам также не следует уделять слишком много внимания тому, как вы себя чувствовали в этих ситуациях. Подчеркните, как вы справлялись со стрессом, а не то, как это беспокоило вас.

Примеры лучших ответов:

  1. «Давление очень важно для меня. Хорошее давление, такое как наличие большого количества заданий для работы или приближающийся конечный срок. Это помогает мне оставаться мотивированным и продуктивным. Хотя бывают случаи, когда слишком большое давление может привести к стрессу. Однако я очень компетентен в балансировании нескольких проектов и соблюдении сроков, что мешает мне часто испытывать стресс».
  2. «Я реагирую на ситуации, а не на стресс. Это помогает снять напряжение. Например, когда я имею дело с неудовлетворенным клиентом, я сосредотачиваюсь на задаче. Думаю, что моя способность эффективно общаться с клиентами в эти моменты помогает уменьшить мой стресс, а также уменьшает любой стресс, который может испытывать клиент».
  3. «Я действительно лучше работаю под давлением, мне нравится работать в сложных условиях. В такой обстановке я могу выполнять много разных заданий».


Вопрос

Расскажите о себе.

Ответ

Попробуйте начать с некоторых личных интересов, которые не относятся непосредственно к вашей работе. Расскажите о своем хобби: астрономия, шахматы, хоровое пение, гольф, лыжи, теннис и т. д. Если вы занимаетесь спортом, стоит упомянуть об этом. Рассказ о том, что вы заядлый читатель или любите решать кроссворды или ребусы поможет продемонстрировать ваш интеллектуальный подход. Интересы, такие как гольф, теннис и еда для гурманов, могут иметь какую-то ценность, если вам придется развлекать клиентов на своей новой работе. Волонтерская работа продемонстрирует серьезность вашего характера.

Инструкция

Кем вы видите себя через 5 лет? Этот вопрос, наверное, самый распространенный, а ответить на него не помешало бы не столько для эйчара, сколько для себя самого. Подумайте о том, как вы планируете развиваться. С одной стороны, нужно намечать себе внушительные перспективы, а с другой, слишком сильно отрываться от земли тоже не следует. Ваша цель должна «зажигать» вас, тогда, рассказывая про нее кому-то третьему, вы сумеете не только произвести впечатление, но и приблизить ее достижение.

Ваши худшие и лучшие качества характера? Кристальная честность – не главное при ответах на эти вопросы. Вот интересный способ определить свои качества, ответ по которому уж точно не разочарует: запишите 10 своих лучших (любимых вами самими) качеств в столбик. Теперь разделите их на 5, которыми восхищаются окружающие и на 5, которые людям кажутся сомнительными или мало подходят для вашей профессии. Первые – ваши лучшие, а вторые – худшие черты характера.

Можете ли вы обмануть? Это непростой вопрос, и ответ на него лучше придумать заранее. Не нужно говорить «да» или «нет» прямо, если ваше безошибочное чутье не подсказывает обратного. Нужно привести абстрактные рассуждения, достаточно ясные, но и довольно туманные одновременно. Понятно, что менеджер по продажам порой обманывает клиентов, или хотя бы, в немалой мере лукавит с ними. Но сказать, что да, вы можете обманывать – это обычно не лучший ход на собеседовании. Так же как и отвечать «нет», это может говорить о том, что вы попросту неопытный идеалист.

Ваша лучшая сделка. Придумайте ее или приукрасьте имеющуюся, которой вы гордитесь. Только не переусердствуйте, ведь в наше время все можно проверить. Если вы рассказываете, приводя имена и даты, то правда должна преобладать. Можно придумать про сложность в переговорах, про дополнительные моменты, которые мешали заключить сделку.

Стрессоустойчивы ли вы? Вы должны быть стрессоустойчивым. Но проблема в том, что кадровик может попытаться проверить это, накричав на вас или раскритиковав ваш внешний вид. Заранее подготовьтесь к такому повороту событий, представьте, что это театральная постановка. Так оно, собственно, и есть. Улыбайтесь и отшутитесь, если слышите проверочные претензии.

Видео по теме

Полезный совет

Настройтесь на победу, перед тем, как отправляться на собеседование. Для менеджера по продажам очень важно продемонстрировать непоколебимую уверенность в себе.

«Плохие» советы для менеджера – это практичные решения по повышению эффективности продаж. Во второй части цикла разберем, в чем важность работы в команде.

Продолжим знакомство с «плохими» советами для менеджера по продажам. Второй совет помог мне без труда перевыполнить план на период испытания – вместо 300 тысяч я продал на 1 миллион. Что же это за секрет, который помогает достигать эффективности в 330%?


Раз сотрудник, два сотрудник…


А вовсе это не секрет, скажу я вам. Эффективность метода подтверждается всей историей человечества.


Мог ли один первобытный человек загнать мамонта? Вряд ли. Вот и сбивались люди в группы, когда отправлялись на охоту. Два охотника по отдельности – голодное племя. Два охотника, которые действуют сообща, – жареный окорок на костре.


Точно так же следует трудиться и в современной компании. Когда вы пытаетесь все осилить в одиночку, что-то получится. Но величина этого «что-то» будет гораздо больше, если объединить усилия.


Эй, ухнем!


Не пытайтесь тянуть локомотив продаж самостоятельно. Используйте всех, кто может помочь вам в достижении успеха.


В моем случае продажи пошли после того, как компания устроила выездной семинар. Обучение потенциальных клиентов предполагает не только знакомство и получение контактов, но и ставит ваших лекторов-специалистов на одну ступеньку выше. В дальнейшем к их экспертному мнению будут прислушиваться более внимательно.


Если клиент уважает слова вашего специалиста, почему вы должны быть лишним посредником? Соедините их, и результат приятно удивит вас. Вы получите не просто готового, а лояльного клиента, который ценит сотрудничество с вашей организацией.


Руководитель центра или отдела продаж ждет от вас роста заказов? Пусть и сам внесет достаточный вклад. Используйте его опыт и авторитет на личных встречах с клиентами: чем выше статус, тем легче привлечь покупателя.


В небольших компаниях, где можно чуть ли не панибратски общаться с высшим руководством, используйте и этот ресурс. Кто, как ни генеральный или исполнительный директор, лучше всех поможет вам убедить крупного клиента? А в больших организациях прибегайте к манипулированию известным .


Будьте эффективными и не забывайте привлекать других: работа в одиночку никогда не принесет вам максимум!

Очередной «плохой» совет для менеджера по продажам: работая меньше, зарабатываешь больше. Почему нельзя выкладываться на 100%, если хочется достичь максимальной эффективности.

Продолжим знакомство с «плохими» советами, которые оптимизируют работу менеджера по продажам и повышают ее эффективность. В этой части цикла разберем очень противоречивое правило: оно понравится самим менеджерам, но будет восприниматься в штыки большинством руководителей.

Кто сказал, что нужно много работать?

Начальник или директор требует от подчиненных постоянной сосредоточенности. Это понятно: главная задача руководителя – достижение корпоративных целей. Он мечтает об увеличении продаж, о неиссякаемом потоке новых клиентов и соответствующих бонусах за успехи рядовых сотрудников.

Руководитель априори следует второму из «плохих» советов – он работает чужими руками. В то же время он заинтересован в продажах не меньше самого менеджера: перед ним точно так же ставят планы и требуют их выполнения. Удивительно ли, что руководитель заставляет вас работать в каждую минуту трудового дня?

Работай меньше, зарабатывай больше

Постоянная вовлеченность в рабочий процесс неэффективна, как бы ни говорил директор. Вы же слышали о законе Парето, который имеет еще одно, «цифровое» обозначение – закон 20/80.

Этот закон объясняет, почему нельзя выкладываться на 100%. Ваши первоначальные усилия дают впечатляющие результаты, но чем дальше, тем меньше их эффективность. Зачем работать на 100% и получать 100% «выхлопа», если можно отработать 20% и добиться эффективности в 80%?

Кто-то может возразить: в первом случае результат больше, чем во втором. Это неверно: он больше только в абсолютном выражении. Представьте, что в каждом из своих рабочих процессов вы выложились на 20%: тут плюс 80%, там плюс 80%... В итоге суммарный результат заставит вас приятно удивиться.

В холодных продажах это правило обладает взрывным потенциалом для увеличения эффективности. Вместо того, чтобы бездумно обзванивать потенциальных клиентов из базы, проведите аналитическую работу. Отсеките неблагополучных контрагентов: в долгий ящик всех «сложных» и неадекватных, а также тех, кто отличился недобросовестной платежной культурой.

Выясните причины, которые привели к вам действующих клиентов. При общении с потенциальными партнерами делайте на них акцент. Если первая пара звонков не приблизила вас к продаже, отложите этого клиента. Не растрачивайте свое время попусту.

В холодных продажах правило Парето можно сформулировать так: не отрабатывайте по всем 100% из своей базы. Сосредоточьте усилия на тех 20%, кто действительно стоит вашего труда. Добивайтесь максимальной эффективности, работая меньше!

Добрый вам день, дорогой друг!

Есть вещи, о которых большинство соискателей даже не подозревают. Сегодня ваш покорный слуга сядет по другую сторону “баррикад”. На свое привычное место, напротив соискателя. Так будет проще ответить на вопрос “ Как правильно пройти собеседование на руководящую должность?”.

Вернее рассказать об одном инструменте, который применяют опытные компетентные рекрутеры. Иногда вам встретятся и такие:)

Этот метод — считывание метапрограмм кандидата.

Это ментальные модели, фильтры, через которые человек пропускает информацию, делает выводы. Они определяют его мышление и поведение.

Всем известен пример со стаканом, в котором воды наполовину. Один человек считает, что он наполовину полный, другой — наполовину пустой. У них разные полюса метапрограмм.

Смысл в том, что для руководителей есть определенные предпочтения в профиле метапрограмм. Моя задача, как рекрутера — определить этот профиль и сравнить с оптимальным для должности, на которую претендует кандидат.

Я делаю так: предлагаю собеседнику рассказать о себе и фиксирую метапрограммы по построению его фраз.

Потом задаю и также наблюдаю за его речью. После беседы делаю выводы.

Теперь подробнее о метапрограммах. Их много, но мы рассмотрим 4 наиболее важных.

Сильно углубляться в эту тему вам не обязательно. Просто понять смысл и соотношения полюсов метапрограммы, чтобы стараться следить за своей речью.

1. Тип мотивации: стремление/избегание

Для человека основными стимулами являются или достижения или избежание проблем.

“Люди — достигаторы” большее внимание уделяют своим целям. Они встречают проблемы с открытым забралом, считая их неизбежным спутником и даже помощником в работе.


Те, кто склонен к избеганию, основные усилия направляют на то, чтобы избежать проблем и наказания.

Вопрос может быть задан такой: «Опишите идеальное для вас место работы». Или похожий.

Первый тип скажет: работа с интересными, сложными задачами, перспективой профессионального роста.

Второй: работа с понятными показателями, критериями поощрения и наказания, в неконфликтном коллективе.

Первый использует в свое речи “лидерские глаголы”. Я организую, я делегирую, я мотивирую.

Второй предпочитает осторожные формулировки, такие фразы как “Мне пришлось сделать…” , “Я вынужден был...”.

Для большинства руководящих позиций предпочтительнее профиль, ориентированный на достижения.

Соотношение полюсов этой метапрограммы 8 к 2 . То есть в 8 случаях из 10 я хотел бы фиксировать поведение, характерное для человека “достижения”.

Это не значит, что руководителю с превалирующей мотивацией избегания, — пора зачехлить карьеру. Такие люди неплохо могут себя проявить на должностях, связанным с контролем, аудитом. Они обычно внимательны к деталям.

2. Тип референции: внутренний/внешний

Показывает, на свое или чужое мнение больше ориентируется человек при принятии решения,. Что для него важнее.


Люди с внутренней референцией обычно самостоятельно решают, как поступить, опираясь на свой опыт и интуицию. “Я принял решение поступить так: ...”

Руководители с преобладающей внутренней референцией хороши на позициях ТОП-менеджеров, руководителей проектов, креативных направлений работы.

При преобладающей внешней референции , руководитель в большей степени опирается на мнения коллег, руководства, какие-то статистические данные. “ На основании анализа я предложил… исполнительный директор меня поддержал”.

Люди с преобладанием внешней референции больше подходят для работы с клиентами, а также для должностей, требующих высокой исполнительской дисциплины.

Ответы: “ Опыт подсказал”, “Я просто так вижу…” записываются во внутреннюю референцию.

Для большинства позиций в моем “толмуде” предпочтительное соотношение полюсов внутренняя/внешняя референция 6 к 4 .

Ваша задача определить какой тип референции предпочтителен для должности на которую вы претендуете и от этого строить свои примеры и фразы.

3. Фокус в работе: процесс/результат

Задается вопрос вроде этого: “Что Вам больше всего нравится в работе …?”


Человек, ориентированный на процесс, в основном и описывает сам процесс. В его речи львиную долю занимают глаголы несовершенной формы — организовывал, анализировал. Или существительные: обеспечение, привлечение и т.д.

Человек «результата» использует глаголы совершенной формы: построил, организовал, совершил. Еще их называют “лидерскими” глаголами.

Тяготение к процессу не является недостатком, но для руководителя важна в первую очередь результативная работа. Мы говорили об этом в статье

Поэтому предпочтительное соотношение полюсов процесс/результат, для большинства позиций — 3 к 7.

4. Уровень активности: активность/рефлексивность (пассивность)

Здесь, думаю, понятно без подробных комментариев.

Вопрос может быть такой: Опишите Ваш первый день на работе?


Активный в своей речи использует первое лицо в активном залоге. “Делаю, предлагаю, начинаю”.

Люди рефлексивные предпочитают множественное число: “Делаем, предлагаем”. Использует обороты типа “Надо сделать” “Нам скажут”, безличные формы типа “Будет сделано”.

Для руководителя предпочтительное соотношение полюсов активность/ рефлексивность — 8 к 2.

Многое зависит от позиции, на которую вы претендуете. Исходя из этого подбирайте примеры и то, как вы будете отвечать на вопросы.

И все же. Руководитель должен обладать лидерскими качествами. Вы никогда не ошибетесь, если будете выстраивать свой имидж руководителя на лидерской основе.

В метапрограммах, о которых мы сегодня говорим, лидерские полюса — стремление, внутренняя референция, результат, активность . Из этого и исходите.

  1. В рассказе о своем профессиональном опыте, делайте больший акцент на , нежели на решение текущих проблем. Подбирайте соответствующие примеры.
  2. В своей речи старайтесь меньше использовать осторожные фразы: “Мне кажется”, “Как бы”, “Вероятно”. Они вступают в противоречие с имиджем лидера.
  3. Старайтесь меньше использовать частицу “не”. Она нашим подсознанием не воспринимается. Например “несложно” многие слышат как “сложно”.
  4. Исключите из своей речи слова с выраженным негативным смыслом: Ужас, беда, кошмар и т.п. Они создают ненужное напряжение.
  5. Используйте больше “лидерских глаголов”.

Например

Сразу может не получиться, ибо сознательно контролировать свою речь очень трудно. Но тренируясь и практикуя, вы со временем научитесь выстраивать свою речь нужным образом. И транслировать имидж руководителя-лидера не только, чтобы проходить собеседование, но и в повседневной работе.

Внимание к построению своей речи важно не только для собеседования. Постепенно будут меняться и ваши внутренние установки в сторону лидерского поведения.

Спасибо за интерес к статье. Буду признателен за комментарий (внизу страницы).

Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.

Удачного вам дня и хорошего настроения!