Эль Греко. Картины: история и описание

Подборка знаковых работ художника.

Доменикос Теотокопулос, известный всему миру под именем Эль Греко , был художником греческого происхождения и являлся одним из ведущих деятелей испанского Возрождения 15-го и 16-го веков. Эль Греко одинаково превосходен в изображении религиозных сюжетов, портретов и пейзажей. Его работы оказали влияние на развитие экспрессионизма и кубизма . Узнайте о десяти самых известных картинах мастера.

#10 Святая Троица

Год создания: 1577

Ранние проблески таланта Эль Греко можно наблюдать в «Святой Троице», которая принесла художнику известность в Толедо, во многом благодаря мастерскому использованию цвета и освещения.

#9 Христос исцеляет слепого

Эль Греко создает это произведение искусства в начале своей карьеры (еще до переезда в Испанию). Окрашенный в стиле венецианского Возрождения этот шедевр иллюстрирует сюжет Евангелие, в котором Христос исцеляет слепого , касаясь его глаз. Тема была популярна в то время и появлялась на полотнах различных именитых живописцев.

#8 Поклонение пастухов

Это полотно изображает пастуха и ангелов, прославляющих чудо рождения Иисуса. Греко использует причудливые позы и фиксирует ритмичные танцы. Вместе с диссонирующими цветами работа вызывает удивление и восторг зрителя. В последних работах Эль Греко можно обратить внимание на искажение пропорций фигур.

#7 Успение Богородицы

Эта внушительных размеров работа была частью более крупного проекта и окрашена для алтаря Санто-Доминго-эль-Антигуо. Работа оказала большое влияние на репутацию Греко. Написана в венецианском стиле, в ней используются интенсивные цвета и световые контрасты, которые стали отличительной чертой труда. «Успение Пресвятой Богородицы» предзнаменовала новый период в жизни художника, который раскрыл его гений в полной мере.

#6 Лаокоон

Эта картина изображает смерть мифического персонажа Лаокоона, двух его сыновей и троянского священника Посейдона. Согласно мифу, Лаокоон предупредил своих соотечественников об опасности троянского коня, затем он и его сыновья, были задушены гигантскими морскими змеями, посланными в качестве наказания. Эта работа из всех произведений автора оказала самое глубокое влияние на современную живопись и имеет важное значение для экспрессионизма.

#5 Портрет пожилого дворянина

Это, пожалуй, самый известный портрет, как из серии изображающей неизвестных господ, так и во всем портретном творчестве художника. На нем изображен слегка наклонившийся влево, на меч, рыцарь.

#4 Снятие одежд с Христа

Необыкновенно оригинальная картина изображает обнажение Христа перед распятием. В работе использованы различные методы, получившие распространение в маньеризме и других стилях, а так же применен прием, в котором головы людей в толпе накладываются друг на друга, визуально расширяя её.

#3 Открытие пятой печати

Также известная как «Видение святого Иоанна», эта картина является одной из наиболее известных картин мастера поздних лет. На ней изображен сюжет из книги «Откровения» (Новый Завет), где после вскрытия пятой печати души убиенных за слово Божие взывают к справедливости, облачившись в белые одежды. Многие художественные критики считают, что данная работа оказала влияние на картину «Авиньонские девицы» кисти Звездной ночью

Полотно иллюстрирует популярную легенду. В ней святые Августин и Стефан сходят с небес, чтобы помочь в захоронении Дона Руиса, известного как граф Оргас. Он при жизни славился филантропией и благочестием. Нижняя часть работы посвящена именно этому действию, в то время как выше изображены небеса, ожидающие Оргаса. Это не только самая знаменитая картина Эль Греко, но и одна из величайших шедевров ренессанса.

Больше картин можно найти в специальном списке работ Эль Греко .

10 известных картин Эль Греко обновлено: Октябрь 2, 2017 автором: Глеб

Эль Греко краткая биография средиземноморского художника изложены в этой статье.

Эль Греко краткая биография

Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году около городка Кандии, средиземноморской столицы острова Крит. Точных записей о месте и дне рождения будущего художника, к сожалению, не сохранилось.

Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. Его отец — сборщик податей, поэтому Доменико должен был получить прекрасное образование. Существуют факты, что он дружил с учеными людьми, а личная библиотека живописца, которую описали после его смерти, состояла из 131 книги по литературе, истории, живописи, философии и архитектуре на латинском, греческом, испанском и итальянском языках. Данный факт свидетельствует о том, что Эль Греко был образованным, начитанным человеком, владеющий многими языками.

Имя Эль Греко в официальных документах впервые упоминается в 1566 году, где он вспоминается как «мастер Доменико Теотокопули, художник». Несколько работ, которые сохранились за этот период, показывают, что художник писал в стиле византийской традиционной иконописи.

В 1568 году Греко появляется в Венеции и живет там предположительно до 1570 года. В ноябре этого года он переезжает в Рим и обитает в городе 5-6 лет. Здесь живописец подружился с Джулио Кловио, местным художником, который отослал запрос кардиналу Алессандро Фарнезе с просьбой разрешить чужестранцу пожить в Риме. Кардинал предложил ему пожить во дворе, а его картины впечатлили местных ценителей искусства.

В 1572 году Эль Греко приняли в члены Академии святого Луки. Он заводит дружбу с римскими теологами и учеными.

Не получив ни одного большого заказа в Риме, художник отъезжает в Испанию. В хрониках Толедо упоминается 2 июля 1577 года. В этом же году он завершает свой большой проект — алтарный образ под названием «Успение Богородицы».

Несмотря на то, что личная жизнь живописца находится под занавесом тайн, его имя часто появляется в финансовых сделках. История не сохранила и его личных писем.

С 1585 года он стал жить, как говориться, на широкую ногу – арендует дворцы у маркизов, требует высокой оплаты за свои картины и портреты, ведет себя очень вызывающе. Король Испании Филипп II заказал ему оформление монастыря-дворца Эскориала. Оно началось в 1563 году. Но его полотно под названием «Мученичество святого Маврикия» не пришлось по вкусу королю, и свой заказ он передал другому художнику — Ромуло Чинчиннато.

Эль Греко, или Доменико Теотокопули (1541-1614), - испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Его произведения не пользовались успехом у современников, лишь некоторые из них могли оценить прекрасные картины живописца. И только в XX веке ценители искусства обратили внимание на его яркие и оригинальные работы. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Его полотна характеризуются вытянутыми фигурами, искаженными пропорциями и нереальными фрагментами.

Детство и юность

О первых 25 годах жизни Доменико известно немногое. Он появился на свет приблизительно в 1541 году. Отцом будущего живописца Георгиос был сборщиком налогов, благодаря ему мальчик смог получить достойное образование. О его матери не известно ничего, кроме того, что она родилась в Греции.

Сын Теотокопули был любознательным, увлекался чтением. Позднее он начал общаться с известными учеными, собрал библиотеку из 130 книг. Художник владел испанским, итальянским и греческим языками, читал и говорил на латыни. Еще в школьном возрасте он начал рисовать.

Искусствоведы предполагают, что мастерству живописи Греко учился у иконописцев острова. В 1560 году он перебрался в Венецию, где стал учеником Тициана. Почти через десять лет художник переехал в Рим, чтобы изучать архитектуру. Там он увлекся маньеризмом, изучал работы Микеланджело, Тинторетто и Бассано.

Творческий путь

За несколько лет юноша успел научиться масляной живописи, в его картинах присутствовали черты венецианского колоризма. Примечательно, что он часто скептически высказывался в адрес других художников, хотя и был подвержен их влиянию. Свои полотна живописец подписывал полным именем, однако при встрече представлялся людям «Эль Греко» для удобства.

В Риме Доменико встретил Джулио Кловио. Люди искусства быстро подружились, новый приятель даже отправил запрос кардиналу Алессандро Фарнезе, чтобы тот позволил Греко остаться в городе. Правитель был восхищен работами художника, он предложил тому пожить при дворе.

В общей сложности Теотокопули провел в Риме 7 лет. В 1572 он стал членом Академии святого Луки, подружился с местными теологами. В том же году он открыл студию вместе с другими живописцами. Но у них не было заказов, картины не пользовались спросом. Из-за разногласий между коллегами студию пришлось закрыть.

Чуть позднее художник познакомился с испанцами, которые уговорили его переехать в Мадрид. Там он хотел получить работу при дворе короля Филиппа II, но эта затея не увенчалась успехом. Еще в 1573 он предоставил правителю эскиз полотна «Мученичество святого Маврикия», но тот не был впечатлен. Король передал заказ Ромуло Чинчинатто, отказавшись от услуг Эль Греко.

Последние годы

В 1577 г. живописец отправился в Толедо, где и прожил до конца своей жизни. Там его ждал успех, начавшийся со знакомства с деканом собора Диего де Кастилья. Священнослужитель попросил Теотокопули расписать алтарь. Эта работа принесла ему известность среди дворян.

Эль Греко не смог выдержать искушение популярностью. С 1585 года он начал бездумно тратить все заработанные деньги. Художник брал в аренду дворцы у маркизов, требовал огромные суммы за свои полотна, вел себя крайне вызывающе.

В 1607 г. живописец узнал о том, что он тяжело болен. На лечение ушло много денег, постепенно Доменико обнищал. Его имя часто упоминалось в финансовых документах, художник брал взаймы у друзей и знакомых. С 1609 по 1611 год он не мог платить за аренду квартиры, в итоге лишился ее. Эль Греко умер седьмого апреля 1614 года в Толедо, его похоронили в монастыре Сан-Торквато. Позднее здание было разрушено, а останки живописца - навсегда утеряны.

Художник никогда не был женат, но ходили слухи о его отношениях с Жеронимой де лас Куевас, она даже жила вместе с Теотокопули. В 1578 г. девушка родила сына Хорхе Мануэля, который также стал художником. Впоследствии именно ему досталось все имущество живописца.

В XVI веке он был нарасхват. В середине XVIII его картины сочли «нелепыми», а в 1818-м им не нашлось места в Прадо. В начале XX его назвали предтечей модернизма, а сегодня его живопись висит в лучших музеях и так же дорога, как шедевры Рафаэля

Этого художника высоко ценили Пикассо и Сезанн, немецкие экспрессионисты называли его предтечей модернизма. Его работы хранятся в лучших музеях по всему миру. Сегодня кажется, что он уже давно вошел в разряд Старых мастеров, по ценам на арт-рынке его работы сравнимы с шедеврами Рафаэля Санти. В июле этого года его картина «Молитва Святого Доминика» ушла с аукциона более чем за 9 миллионов фунтов и возглавила список самых дорогих работ художника, проданных на открытых торгах.

Между тем мир открыл его искусство не так давно: лишь к середине XIX века его картины признали заслуживающими внимания. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Более того, когда в 1818 году формировалась экспозиция музея Прадо, места его работам там не нашлось, хотя именно Испания приняла и признала его, грека с острова Крит, учившегося в Италии, великим художником. В период рассвета его слава распространилась по всей стране, и какое-то время он не знал себе равных среди живописцев Испании. Его греческое имя - Доменико Теотокопули - было непроизносимым для испанцев, поэтому его звали Доменико Грек, или просто Эль Греко.

О его жизни почти не сохранилось достоверных данных. Даже год его рождения мы сегодня знаем из косвенных источников: в 1606 году он объявил о своем 65-летии. Из тех крупиц информации, которые сегодня известны историкам искусства, получается вот что.

Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули; известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Очевидно, что семья не нуждалась и принадлежала скорее к высшему классу критского общества, поэтому совсем не удивительно, что Доменико, как младшему сыну, предоставили все условия для развития природного таланта. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Увлекло настолько, что подростком его отправили учеником в иконописную мастерскую Георга Клонцаса, последователя Феофана Грека. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики, исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.

Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства - холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров; не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например - «Изгнание торговцев из храма»).


Судя по всему, проучился в Венеции он относительно недолго, примерно в 1570 году, возможно, желая начать самостоятельную карьеру, Эль Греко отправился в Рим. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Известно рекомендательное письмо друга Эль Греко, итальянского художника-миниатюриста Джулио Кловио, которое он адресовал своему покровителю, кардиналу Александру Фарнезе. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. В Риме Эль Греко познакомился с античным искусством, увидел работы Микеланджело и начал получать заказы. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Для полноценного признания ему нужен был только крупный заказ на алтарную роспись, лучше всего - в Ватикане. Однако ничего не получилось, более того, молодой художник утратил поддержку кардинала Фарнезе. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Такого в Риме стерпеть не могли, и путь к быстрой славе в Италии для Эль Греко оказался закрыт. (Он вообще славился своим сложным характером - часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты.) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Но все оказалось тщетно, самое большее, что у него получилось, - продать уже готовые работы: известно, что семь картин купил Фульвио Орсини, библиотекарь кардинала Фарнезе. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Луки, поняв, что добиться большого успеха в Италии ему, судя по всему, не удастся, Эль Греко решил попытать счастья в Испании.


Первоначальной целью художника в Испании, несомненно, был Мадрид; в конце 1570-х как раз заканчивалось строительство дворца Эскориал, и Эль Греко вполне мог рассчитывать получить заказ на оформление его стен. Однако понимания его творчество в Мадриде не встретило: венецианское многоцветье и микеланджеловские объемы были слишком чужды сдержанному и по-пуритански строгому вкусу испанских монархов; прожив в Мадриде несколько месяцев, художник отправился в Толедо - старую столицу Испании. Мы не знаем точной даты его приезда в Испанию, но в хрониках Толедо его имя впервые упоминается 2 июля 1577 года.

В Толедо ему наконец повезло: он нашел себе покровителя - маркиза де Вильена, который давал ему заказы и ввел в местное высшее общество. Известно, что почти сразу Эль Греко зажил на широкую ногу: снял себе огромный дом (по некоторым источникам, часть дворца де Вильена) и даже нанял музыкантов, чтобы они развлекали его за обедом. Более того, в 1577 году он завел близкое знакомство с Иеронимой де Куэвос, представительницей толедского дворянства; в 1578 году она родила ему сына - Хорхе Мануэля, в будущем тоже ставшего художником. (Кстати, никаких сведений о женитьбе Эль Греко не обнаружено, так что считается, что он никогда не был женат.)

Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо - пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. данным – ок. 1600). Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д.), его все же вывесили в соборе. Ко всеобщему удивлению, картина оказалась очень популярна среди горожан и добавила славы своему автору. Популярность в Толедо была приятна, но для удовлетворения амбиций художника явно недостаточна - он все-таки хотел, чтобы его признали Мадрид и король.

В 1579 году Эль Греко написал небольшую картину «Поклонение имени Христа», на которой Филипп II и правитель Священной Римской Империи Карл V поклоняются появившемуся в небе имени Христа. Картина была хорошо принята в Эскориале, и Эль Греко наконец получил заказ в Мадриде - алтарный образ «Мученичество Св. Маврикия» (1580–1582) для дворцового собора.

В этой работе Эль Греко впервые в полной мере проявил свою творческую индивидуальность: ни в композиции, ни в колорите практически не опираясь ни на кого из своих учителей, он создал нечто уникальное. К сожалению, имевший пристрастие к живописным канонам классицизма Филипп II работу Эль Греко не оценил, и в день показа вместо нее публика увидела другую картину. По легенде, уязвленный Эль Греко пообещал больше не работать для Эскориала и вернулся в Толедо.

В Толедо Эль Греко получил так нужное ему признание. В 1580–90-х о нем говорили уже как о непревзойденном мастере портрета и религиозной живописи не только в городе, но и по всей Испании. Он писал большое количество портретов испанской знати, время от времени уделял внимание жанровым полотнам (например, занимался творческим воссозданием работ древнегреческих художников по описаниям, которые встречаются у историков, - например, по тексту Плиния Старшего он написал картину «Мальчик, зажигающий свечу»).

В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач - например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции, искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом).

В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений - программную работу «Погребение графа Oргaca». Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Стефан и Св. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной.

В этой работе Эль Греко удалось в полной мере показать все грани своего таланта - и как светского портретиста, и как мастера религиозных полотен. Композиционно картина поделена на две почти равные части, две реальности - мир земной и мир небесный. Художник, отходя от общепринятой традиции, не оставляет никакой видимой границы между этими мирами - он использует вместо этого разные манеры письма в верхней и нижней части работы. Фигуры святых предельно абстрактны и плоски, их светящиеся, удлиненные черты практически лишены всякой видимой телесности, в то время как представители реального мира в нижней части работы написаны в подчеркнуто реалистической манере в соответствии с традицией написания официального группового портрета. Среди праведников, окружающих фигуру Христа в самой верхней части работы, можно узнать лица Филиппа II и кардинала Таверы, славящихся своей набожностью, - видимо, художник все еще не утратил надежды на благосклонность Мадрида. А похоронную процессию XIV века в нижней части картины, согласно условиям контракта, Эль Греко составил из своих современников - знатных жителей Толедо века XVI. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он - единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).

К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто - жженую умбру). Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой.

В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию, изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Заказов было так много, что свои самые популярные работы Эль Греко часто тиражировал, создавая несколько вариантов одного и того же сюжета, и прибегал для этого даже к помощи художников своей мастерской. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей - заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах, и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона - обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья.

В 1587–1592 годах Эль Греко написал знаменитое полотно «Апостолы Пётр и Павел». В дальнейшем этот сюжет развился в целую серию изображений апостолов - «Апостоладос» (1605–1610 и 1610–1614). А десятилетие с 1597 по 1607 год - один из самых плодотворных периодов в творчестве художника.

Будучи невероятно популярным и модным художником, Эль Греко старался ни в чем не отставать от своих богатых заказчиков и друзей из высшего света. Он всегда жил не по средствам, на широкую ногу, устраивал пиры, приглашал музыкантов и т. д. Известно, что к 1607 году его долговые обязательства в несколько раз превышали стоимость его имущества. К концу жизни художник был практически разорен. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Работы последних десяти лет жизни Эль Греко проникнуты трагизмом, идеей тщетности всего сущего и приближения судного дня. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса.

В 1610–1614 годах разочаровавшийся в людях Эль Греко пишет одно из самых удивительных и известных своих полотен, которое он посвящает городу, ставшему для него новой родиной, - «Вид Толедо». Отказываясь в этой работе от ренессансной телесности и перспективы, художник изображает город словно мистическое видение на фоне неспокойного грозового неба. Несмотря на кажущуюся точность изображения городских построек, картина эта прежде всего субъективный взгляд автора, «портрет Толедо».

Известно, что к концу жизни Эль Греко продолжал работать несмотря на все жизненные неурядицы, материальные трудности и болезни. Его последняя картина «Обручение Марии» (1613–1614), так и осталась незаконченной: художник скончался 7 апреля 1614 года, не успев довести до конца работу над ней.

Эль Греко не слишком везло в последние десятилетия его жизни, судьба его творческого наследия также вышла поначалу не слишком счастливой. При жизни Эль Греко имел целую студию учеников и последователей, но почти никому из них не удалось выбраться из разряда второстепенных, не известных широкой публике художников. Из великих лишь Веласкес, пожалуй, придерживался сходных с Эль Греко творческих взглядов; кстати, он же говорил о необходимости вернуть в Эскориал его работы, в свое время убранные из дворца.

Сегодня Эль Греко в основном музейный художник. Его можно увидеть в Эрмитаже, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Метрополитен (Нью-Йорк), Филадельфийском музее искусств, Дрезденской галерее, Лувре, Прадо и других крупнейших мировых собраниях.

Каждая его работа на рынке - событие и объект повышенного внимания, в котором интересно все: атрибуция, история написания, провенанс и пр. На открытые аукционы полотна Эль Греко выставлялись чуть более 30 раз - исключительно на Sotheby’s и Christie’s, что и понятно: включить в каталог художника такого уровня могут лишь крупнейшие аукционные дома. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sotheby’s 3 июля этого года за 9 154 500 фунтов (13 907 516 долларов). На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат - 3 442 500 фунтов (5 229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christie’s картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2 249 520 фунтов (3 605 000 долларов). Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов.

Мария Кузнецова, AI

Источники :

  1. Эль Греко: альбом. - М. : изд-во «Директ-Медиа» (по заказу ИД «Комсомольская Правда»), 2010. - (Великие художники; вып. 47);
  2. Эль Греко / Марк Дюпети. - Киев: изд-во «Иглмосс Юкрейн», 2003. - (Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество; вып. 64).

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.

Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, - обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция “Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.