Художественная культура 19 столетия. Художественная культура XIX века

Лекция 9 (13.05.11)

20 числа на второй паре – доклад-презентация.

Основные реформы в области образования и культуры.

Петр Первый, приступая к коренным изменениям в жизни России, прекрасно понимал, что никакие реформы не окажутся действенны без перестройки системы обучения: развивающемуся госаппарату были необходимы опытные чиновники, армии и флоту грамотные офицеры, промышленности – знающие инженеры. Именно поэтому процесс обмирщения, начавшийся в 17 веке, становиться доминирующем в первой четверти века 18.

В период с 1701 – 1725 годы в России были открыты Инженерная школа, Артиллерийская школа, Навигатская школа, Медицинское училище, Академическая гимназия Пастера Глюка, а также 42 школы в губернии.

Петр прилагал очень много усилий к популяризации научных знаний. Именно с этой целью, еще в время своего первого заграничного путешествия 1696-97 годов он начал скупать коллекции минералов, флоры и фауны со всего света. Именно эти коллекции и легли в основу будущей Кунсткамеры в Петербурге, посещение которой Петр сделал обязательной для всех дворян.

Окончательное оформление Российской науки и образования происходит в 1724 году. Когда по указу Петра была создана Санкт-петербургская Академия наук, деятельность которой начинается 1725 года. Первыми Российскими академиками были иностранцы, приглашенные из Европы. Такие как Эймлер, Паллас, Бернулли и другие. Но уже к 40-м годам в России появились и свои русские академики, такие как Лепехин, Зуев, Румовский, Ломоносов.

Санкт-петербургская академия наук в свою очередь пыталась популяризовать научные знания, однако этому препятствовало то обстоятельство, что все обучение велось на латыни. Лишь 1746 году первую публичную лекцию на русском языке прочитал Ломоносов.

Развитие отечественной науки продолжалось и после смерти Петра. Важной вехой на этом пути стало открытие в 1755 году первого русского университета в Москве. Окончательное закрепление Российской науки как института произошло 1783 году. Когда по указу Екатерины Второй была создана Российская Академия наук. Первым президентом, которой была Екатерина Романовна Дашкова.



Художественная культура 18 века.

18 век в истории русской культуры это время становления её светского характера, это время прихода в неё западноевропейских стилей, направлений, видов и жанров. Первым большим художественным стилем 18 века в России явилась Барокко, которое прониклось сюда через восточную Европу и Западную Украину и Белоруссию, что наложило на него определенные отпечатки. Следует сразу заметить, что не один из стилей, пришедших на Русь из Европы, не существовал здесь в первозданном виде и получал национальное преломление. Русское Барокко имело целый ряд специфических черт, среди которых следует отметить сочетание Барочной безудержности и вычурности со строгостью русского православия, а также отсутствие того гротеска, который был присущ Западной Европе.

Барокко в России находит выражение в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Царского Села, Петергофа, в стихах Ломоносова, Державина, Тредиаковского, в скульптурных работах Карло Растрелли.

Классицизм в России также имел целый ряд специфических черт, прежде всего, он приходит сюда с опозданием минимум н сто лет, во вторых в разные виды искусства он входил не одновременно, а постепенно. Например, в литературу в 40-50- годы, в архитектуру в 60-70, в живопись лишь в конце века. При этом в Европе классицизм был официальным стилем аристократии.

В России же в нем находит отражение чисто русские проблемы: судьба крестьянства, невежество и жестокость дворянства, особенности православия и т.д., при этом для русского классицизма была характерна идеализация действительности и понимания цели творчества, как воссоздание должного, а не отражение реально существующего.

Классицистические идеи находят свое выражение в архитектуре Василия Баженова, скульптура Федота Шубина, это литературное наследие Фонвизина, это творчество А.Н. Радищева, живописная работа

В области живописи 18 век это время отхода на задний план религиозной живописи и время становления русского светского портрета, практически все художники работали в этом жанре: Матвеев, Никитин, Антропов, Аргунов, Вишняков, Ласенко. Вторая половина 18 века – художники: Рокотов, Боровиковский, Левицкий.

Также 18 век это время становления и развития русского театра. 1703 году в Москве на Красной площади был открыт первый общедоступный, публичный театр, в котором играли немецкие актеры на немецком языке. Затем в русском театре наступает период так называемых домашних театров, наиболее заметным из которых был театр графа Шереметьева.

Также в различных городах России создавались небольшие труппы, которые на свой страх и риск сочиняли пьесы и ставили спектакли. На одну из таких трупп, возникших в Ярославле в конце 40-х годов под предводительством актера, режиссера, поэта и художника Федора Волкова обратил внимание губернатор Сумароков. Который в 1755 году вывез эту труппу в Петербург и её спектакли так понравились Елизавете Петровне, что её указом был создан первый русский драматический театр (1756г.)

Фильм «Как я провел этим летом»

Русская культура 19 века.

19 век в истории русской культуры это время наивысшего взлета и окончательной завершенности всех культурных форм, при этом это был век величайших катаклизмов, войн, противоречий и смут, благодаря которым Россия достигла колоссального взлета.

В начале 19 века Россия, эта огромнейшая континентальная страна, с ярко-выраженный аграрным способом производства, с населением около 90 млн. человек, из которых грамотным было менее 12%. К концу 19 века население России возросло до 120 млн. человек, грамотным из которых было около 25 % и страна представляла собой довольно развитую в промышленном отношении державу. Факторами, которые значительно повлияли на развитие страны и её культуры были ОТВ 1812 года и заграничные походы русской армии, восстание декабристов 1825 года, жесточайшая политика Николая Первого 1825-55 годов, Крымская война 1853-56 годов и поражение России в ней, отмена крепостного права 1860 года и зарождение и становление народно-революционного движения последней четверти 19 века.

Основным фактором, оказавшим влияние на культурный взлет, стала война 1812 года. Национально-патриотический подъем обусловил интенсивное развитие системы образования, науки, искусства, литературы, музыки и театра.

Серьезным тормозом на развитии ее культуры было сохранение системы сословного неравенства. Сословий в России было 6:

1. Дворянство

2. Духовенство

3. Купцы и почетные граждане

4. Казачество

5. Мещанство

6. Крестьянство.

Художественная культура 19 века.

В первой половине 19 века в России одновременно сосуществовали 3 художественных направлений:

1. Классицизм – который к началу 19 века стал господствующем стилем господствующего дворянства, которое стремилось к тому, чтобы именно в нем видели оплот существующего строя. Русский классицизм, обращаясь к античному наследию, превозносил темы мужества, личной ответственности за все происходящее, т.е. те идеи, которые в новых условиях были не актуальны. Поэтому уже в первой четверти 19 века классицизм сходит на нет.

2. Сентиментализм – это направление, появившиеся в русской культуре в конце 18 века, и отражавшее призрачную уверенность дворян в изначальной простоте и чистоте русского крестьянства. В 19 веке в новых политических и исторических условиях оставалось актуальным лишь для сторонников сохранения культуры Екатерининских времен, таких как Державин и Карамзин, поэтому в 20 годах 19 века сентиментализм исчезает.

3. Самым влиятельным направлением был романтизм . Проникнув сюда из Европы, прежде всего в творчестве Байрона и Гете, романтизм с его идеями свободы, вольнолюбия, мятежности, бунтарской любви, оказался необычайно популярным и востребованным. Романтическая стилистика оттачивалась в творчестве таких поэтов как Жуковский, Батюшков, Чаадаев. Позднее в произведениях Рылеева, Кюхельбекера, Одоевского, Грибоедов. Расцвет русского романтизма это творчество Пушкина и Лермонтова. А завершение его это произведения Тютчева, Фета, Алексея Толстого.

В середине 19 века русская литература переживает новый подъем, связанный с идеями натурализма и реализма, у истоков которого стоял Гоголь. Русская натуралистическая литература это творчество таких писателей как Тургенев и Гончаров.

Вторая половина 19 века это эпоха господства критического реализма. Представленные по большей части романы. Представители это направления в своих произведениях стремились изображать жизнь со всеми противоречиями и недостатками, поэтому в произведениях Льва Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Лескова и других предстает широчайшая панорама общественной жизни русского общества конца 19 века.

Русский театр.

В начале 19 века на русской сцене преобладали произведения, написанные в классицистической манере, как правило, это были трагедии, написанные на античные героические сюжеты.

Также с большим успехом ставились комедии, среди которых наиболее заметными можно считать комедию И.А. Крылова, такие как «Модная лавка», «Урок Дочкам».

В 20-30 годы на русской сцене господствовал водевиль, синтетический жанр сочетавший в себе драматическое действие с музыкой, пением и танцами. В основном зрителями были купцы и мещане. Значительным событием театральной жизни 30 годов стала постановка в Питере на сцене Александрийского театра – комедия Гоголя «Ревизор».

Во второй половине 19 века центром театральной жизни России становиться Малый театр в Москве, более 30 лет связанный с именем драматурга А.Н. Островского. За свою жизнь он написал свыше 80 пьес, среди которых наиболее заметны: драмы «Бесприданница», «Гроза», комедии «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты», сказка «Снегурочка» и другие. При этом Островский выступал не только как автор, но и как педагог-наставник для актеров и режиссеров Малого театра. В 80 годах заметным явлением была постановка драм Л.Н. Толстого, таких как Живой труп и Князь толпы.

Конец 19 века ознаменован творчеством А. П. Чехова, драматургия которого для всего 20 века является своеобразной школой. Крупнейшими русскими актерами 19 века были: Михаил Щепкин, Петр Садовский, Асенкова, Ермолова, Стрепетов и другие.

XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г. , всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли и художественной культуры, и оказывающей на нее собственное влияние.
Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской действительности. Еще свежа была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о крепостном праве и т. п. Ключевую роль в идейных спорах XIX в. играл вопрос об историческом пути России и ее взаимоотношениям с Европой и западноевропейской культурой. Этим вопросом задавался сначала П. А. Чаадаев, позднее он привел к идейному размежеванию западников и славянофилов в среде русской интеллигенции. Западники (Т. М. Грановский, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин) воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие страны по европейскому пути, за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве. Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. и И. С. Аксаковы, П. В. и И. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин) находились в более сложном отношении к европейской культуре. Они были воспитаны на немецкой классической философии, в частности, на философии Гегеля с его идеей национального духа. Основываясь на этой посылке, славянофилы подчеркивали самобытный путь развития России, отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения к иностранным влияниям (А. С. Хомяков) .
Начиная с 40-х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм.
Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в. , и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность.
XIX в. по праву называют "золотым веком" российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на мировую культуру.
В первые десятилетия XIX в. в литературе заметен отход от просветительской идеологии, преимущественное внимание к человеку и его внутреннему миру, чувству. Эти изменения были связаны с распространением эстетики романтизма, предполагавшей создание обобщенного идеального образа, противопоставленного действительности, утверждение сильной, свободной личности, пренебрегающей условностями общества. Зачастую идеал виделся в прошлом, что вызывало повышенный интерес к отечественной истории. Возникновение романтизма и в русской литературе связано с балладами и элегиями В. А. Жуковского; сочинения поэтов-декабристов, а также ранние произведения А. С. Пушкина привнесли в него идеалы борьбы за "угнетенную свободу человека", духовное освобождение личности. Романтическое движение заложило основы русского исторического романа (А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин) , а также традиции художественного перевода. Поэты-романтики впервые познакомили русского читателя с произведениями западноевропейских и античных авторов. В. А. Жуковский был переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера.
В 1830-50егг. Развитие литературы было связано с постепенным движением от романтизма к реализму, соотнесение изображаемого в литературном произведении с "жизненной правдой". Этот переходный период был одним из периодов взлета российской словесности, ознаменовавшегося творчеством А. С. Пушкина – создателя норм современного русского литературного языка классических образцов всех литературных жанров: лирической и эпической поэзии, романа, повести.

В начале 19 века у людей вырос интерес к литературе и искусству. Человека на то время увлекала философия, исторические произведения, классическая трагедия и комическая опера. Люди стали заниматся коллекционированием и собирать книги. Устраивали домашние спектакли и посещали музыкальные вечера.

Начало "Золотого века" и новые веяния в культуре

Главным направлением в русском и европейском искусстве этого века был классицизм. В основу произведений классицизма входили идеи служения государю и Отечеству.

Сентиментализм возник перед Отечественной войной 1812. В отличие от классицизма, внимание уделялось к чувствам и переживаниям людей.

Новым направлением стал романтизм. В русском романтизме внимание уделялось традициям, отечественной истории.

Реализм получил развитие в 20-50х годах - изображали окружающую действительность. Новым стилем стал критический реализм - выявлял плохие стороны жизни и требовал перемен.

В первой половине 19века русская литература вступила в "золотой век". Писатели обращались к историческому прошлому страны, обсуждали важные общественные проблемы. Романтические произведения создавали великие поэты - Пушкин и Лермонтов, в их работах присутствовал оптимизм и активная борьба за идеалы.

В критическом реализме проявил себя Гоголь, одним из ярких его произведений является повесть "Шинель".

Реалистичный мир показал читателю Островский в драмме "Свои люди - сочтемся", работал по темам быт, купечество.

Тургенев писал произведения на тему крепостной деревни и крестьян, к которым он отнесся с симпатией и теплотой.

Театр и живопись

В театре в 20-30 годах особое внимание уделялось героико-трагедийным пьесам, в которых главным акцентом были переживания героев. С 40х годов тема театра связана с реалистическими направлениями. В реализме хорошо проявил себя великий актер театра М.С. Щепкин. Каждая его роль в театре была крупнейшим событием для Москвы.

Петровский театр в Москве в 1824 году разделили на Большой и Малый.

В живописи происходит отказ от классицизма, растет интерес к жизни не только богов и царей, но и простых людей.

Кипренский и Тропинин были портретистами и работали в стиле романтизма. Кипренский создал портреты Пушкина. Тропинин любил рисовать человека за любимым делом. Критическим реализмом занимался Федотов. В картинах выражал главные социальные проблемы.

Архитектура

В архитектуре классицизм был дольше чем в других областях творчества. В начале 19 века внимание обращалось к стилю ампир - главным было четкость линий, богатые украшения. Главным были скульптуры которые дополняли оформление зданий. В стиле ампир строились здания правительства, театры, храмы.

В начале 19 века застраивались Москва, Петербург и центральные части крупных городов. Губернские города перестраивались по специальным технологиям. В центральной части были не только соборы и дворцы, но и новые здания - музеи, школы, библиотеки, театры.

4.2. Художественная культура XIX века: формирование национальной самобытности

После того, как мир средневековых культурных ценностей и моральных устоев сменился светской по своей природе культурой нового времени, литература в России взяла на себя роль духовного и этического наставника общественной жизни. В XIX веке эта функция литературы приобрела осо­бое значение, а художественная литература стала основ­ным стержнем отечественной культуры.

Художественная литература XIX века - явление уни­кальное, содержащее две, казалось бы, трудно совместимые черты. С одной стороны, русская литература никогда не за­мыкалась в сфере чисто художественных интересов, всегда была кафедрой проповедника и учителя. С другой - имея четко сформулированную программу и цель, русская лите­ратура дала миру великие образцы истинно художественного творчества.

Родившись в результате взаимодействия традиционной культуры с западным миром, когда, по известной формуле Л. И. Герцена, «на призыв Петра цивилизоваться Россия ответила явлением Пушкина», русская литература, вобрав­шая и по-своему переплавившая плоды европейской циви­лизации, вступила в свой классический «золотой век». Она создавалась многими поэтами, писателями, драматургами. Выделим лишь некоторые имена, особо значимые по своему месту в отечественной культуре.

Главное достижение русской культуры первых десятиле­тий XIX века - это Пушкин. С первых шагов в нашей ли­тературе и доныне не было писателя, который равнялся бы Пушкину в гениальном даровании и в могуществе своего воздействия на литературную жизнь. Можно сказать, что это был первый оригинальный и самобытный художник, с которого действительно начинается русская литература.

Сильнейшее впечатление на современников произвела поэма «Руслан и Людмила». Пушкин сумел сделать то, о чем мечтали еще с конца XVIII века: поэтически изобразить рус­скую народность, «старину». Но поэма стала событием и по­тому, что выражала требование нового направления содер­жания и формы. За ней быстро последовали другие произ­ведения Пушкина «характера романтического». К середине двадцатых годов становление романтизма, о котором уже шла речь, было полным.

Утверждение нового романтического «видения» мира мог­ло сделать честь любому поэту. Но не гению Пушкина. Его значение в русской культуре настолько многогранно, что требует многолетних исследований, каждое из которых мо­жет «высветить» отдельную грань. Пушкин - «величайшее явление русской творческой гениальности первой трети века, создатель русского языка и русской литературы» (Н. А. Бер­дяев), «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет» (Н. В. Гоголь), «Пушкин великий мыслитель, мудрец» (Д. С. Мережковский), «ни один из русских поэтов не мо­жет столько, как Пушкин, быть воспитателем юношества, образователем юного чувства» (В. Г. Белинский).

Творчество Пушкина - это русская история («Борис Го­дунов», «Полтава»), историческая проза и русский быт («Евгений Онегин»), психология характера («Маленькие трагедии»). Несомненно велика заслуга Пушкина в том, что в его творчестве «поэзия впервые воцарилась в русской ли­тературе во всем ее свободном могуществе... Все жизненное и житейское, что им владело и его поражало, превращалось у него в поэтический образ, приобретало поэтическую окрас­ку» /5, с.400/. Владимир Соловьев в годы, завершающие XIX век, который открыл Пушкин, напишет: «Пушкинская поэ­зия есть поэзия по существу и по преимуществу, - не до­пускающая никакого частного и одностороннего определе­ния. Сама сущность поэзии - то, что, собственно, ее состав­ляет, или что поэтично само по себе, - нигде не проявляется с такою чистотою, как именно у Пушкина, - хотя были поэты сильнее его» /6, с.43/.

«Величие поэтичности» как основы пушкинского творче­ства сделало его поэтом глубоко национальным. С провоз­глашением величия поэзии, искусства было заявлено и дру­гое - достоинство самой человеческой личности, свобода мысли, право поэта на эту свободу. «Поэзия Пушкина есть целая история борьбы возвышенного идеала, который ищет света, полноты чувства и свободы: поэт переживает эту борьбу в самом себе с мучительным чувством неудовлетво­ренности... но в конце концов оставляет завет, которым жила последующая литература» /5, с.409/. При всем многообразии подходов к творчеству Пушкина большинство критиков еди ны: без Пушкина в русской культуре не было бы ни До­стоевского, ни Толстого.

Утверждение поэзии в ее духовном и национальном пра­ве и художественное воспитание общества составляют вели­чайшую историческую заслугу Пушкина. Но это - с одной стороны.

Необычайное богатство поэтических картин, характери­зующее последний период его деятельности, было целым отк­ровением. Он раздвигал горизонты русской поэзии до той широты, которую потом назвали «всечеловеческой». Разно­образие и многоплановость поэзии Пушкина было великим приобретением русской литературы, утверждением общече­ловеческого значения русской культуры.

Это подчеркивал Белинский: в сфере своего поэтического мировоззрения Пушкин как художник был «гражданин Все­ленной». В июне 1880 года в связи с открытием памятника Пушкину в Москве произнес речь, ставшую знаменитой, дру­гой великий русский писатель - Достоевский. Он назвал Пушкина «бессознательным выразителем русского народно­го гения», поскольку он в своем творчестве проявил прису­щие русскому народу «всемирную отзывчивость, способность к всечеловеческому единению и братской любви». В этом - общечеловеческое значение Пушкина.

Рядом с великим искусством Пушкина - поэзия Лер­монтова, который после смерти Пушкина был признан его преемником, но преемником независимым и самобытным.

Поэзия Лермонтова явилась самым ярким выражением тревоги тридцатых годов: недовольство старым, искреннее стремление к лучшему будущему, растерянность перед мас­сой противоречивых взглядов, непоколебимая уверенность в необходимости найти выход из тягот современной жизни, сознание своей слабости перед этой высокой задачей, часто повторяющийся «упадок духа» и, наконец, «гнев на внешние условия, стеснявшие и без того стесненную мысль» - вот идеи и чувства молодого поколения 30-х годов.

Через 60 лет после смерти Лермонтова публикуется статья Вл. Соловьева «Личность и поэзия Лермонтова». Соловьев видит в Лермонтове прямого родоначальника того духовного настроения и того направления чувств и мысли, а отчасти и действий, которые можно назвать «ницшеанством».

В чем же, по Соловьеву, смысл лермонтовской поэзии? В великой истине: «Человек - единственное из земных су­ществ, которое может относиться к самому себе критически, подвергать внутренней оценке не отдельные свои положения и действия..., а способ своего бытия и целом. Он себя судит, а при суде разумном и беспристрастном - и осуждает. Ра­зум свидетельствует человеку о факте его несовершенства во всех отношениях, а совесть говорит ему, что этот факт не есть для него только внешняя необходимость, а зависит также и от него самого.

Первая и основная особенность Лермонтовского гения - страшная напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем «Я», страшная сила личного чувства» /7, c .442/.

Поэзия Лермонтова, так же как и его личность, была для современников серьезной загадкой: с одной стороны, непри­миримое отрицание действительности, с другой - нежное, тонко выраженное чувство благоговения перед этой действи­тельностью.

Лермонтов поражает противоречиями, он самобытен и оригинален, он сам видел лишь немногих писателей, отве­чавших его мысли и поэзии. Во главе их стоял Байрон.

Через всю его поэзию проходит изображение определен­ного типа, характера, в котором Лермонтов пытался выра­зить внутреннюю борьбу сильной личности с условиями об­щества. В поэзии Лермонтова поражал высокий уровень «поэтического идеализма», философского обобщения. Слож­ное содержание было «одето» в гениальную поэзию. Таково место писателя в культуре России.

Каждый из писателей России XIX века внес определен­ный вклад в создание национальной и самобытной культуры. Но о Н. В. Гоголе - особый разговор, его роль - иная, отличная от роли Грибоедова и Лермонтова, Тургенева и Салтыкова-Щедрина. Гоголь вышел из совершенно иного круга, чем тот, который обычно поставлял русских писате­лей.

Это свидетельствовало о том, что «литературная жизнь за­хватывала... все более и более широкий объем деятельности, переходя из замкнутой среды немногих любителей и жрецов искусства все в более многолюдную массу: писатель все более удалялся от того высокомерия, с каким жрецы отго­няли толпу, совершая художественные таинства: он все более стремился узнать эту толпу, предчувствуя, что эта толпа есть народ и что этот народ есть именно основной предмет изучения литературы, основной источник ее самобытной ори­гинальности, основная цель поэтического и нравственного воздействия» /5, с.482/.

В этих словах - огромный смысл. С Гоголем значительно ослабело противостояние двух культур - культуры пред­ставителей господствующих классов и культуры народных масс, для России, в основном, крестьянской. Первая культу­ра создавалась, за редким исключением, достаточно обра­зованными людьми, профессионалами. Вторая - как бы рас­творялась в быте, в повседневности. Пушкин попытался «пе­рекинуть» мостик между культурой официальной и культу­рой народной, и в определенной степени это сделал. Но зна­чительно успешнее эту задачу смог решить Гоголь,

М. М. Бахтин, замечательный философ и эстетик, счи­тает, что творчество Гоголя можно «понять только в потоке народной культуры, которая всегда, на всех этапах своего развития противостояла официальной культуре и выраба­тывала свою особую точку зрения на мир и особые формы его образного отражения» /8, с.484/. По мнению исследова­теля, в творчестве Гоголя мы найдем почти все элементы народно-праздничной культуры, «смеховой», как ее называет Бахтин. Впервые элементы этой культуры вошли в серьез­ную русскую литературу, восхитив современников.

У Гоголя на место «искусственного круга идей и при­емов» выступала сама жизнь со всем богатством ее содер­жания, со всей глубиной ее нравственных внушений, наконец, со всем богатством того языка, которому Тургенев посвятил восторженные строки.

Гоголь - представитель Малороссии, он принес в лите­ратуру быт и культуру южной Руси, и это свидетельствовало о том, что литература как часть культуры становится выра­жением духовного многообразия страны. Гоголь писал по-русски, но внес в русскую литературу такие элементы, кото­рых не было у его русских современников. Но кроме этого, Гоголя влекло «к наблюдению за обществом», он пытается воздействовать на жизнь сатирой и комедией. Гоголь решает, что его творения должны охватить самые существенные сто­роны русской жизни. Эстетическая теория укрепляла его в представлении о могуществе художника, как «изобразителя и истолкователя жизни», а религиозно-мистическое настрое­ние, развившееся из особенностей его характера, дало этому представлению новую окраску. Здесь - истоки создания и «Ревизора», и «Мертвых душ».

Смысл и значение «Мертвых душ» раскрывается свиде­тельством самого Гоголя: «Когда я начал читать Пушкину первые главы из «Мертвых душ»..., то Пушкин, который всег да смеялся при моем чтении, начал понемногу становиться все сумрачнее, а наконец, сделался совершенно мрачен. Ког­да же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!».

Религиозность была характерна для Гоголя-писателя всег­да, но к концу работы над первым томом «Мертвых душ» она стала особенно сильной. И это Гоголь попытался выра­зить в сожженном позднее втором томе «Мертвых душ» и в «Выбранных местах из переписки с друзьями».

Гоголь не дал многостороннего изображения русской жизни, не развил русского народного идеала, но его произ­ведения, отмеченные и глубоким реализмом, и психологиче­ской проницательностью, горячей любовью к человеку и неосознанным, но сильным общественным чувством, стали заветом дальнейшему развитию русской литературы, полу­чившим отражение в творчестве Тургенева, Островского, Некрасова, Достоевского, Толстого.

Творчество Гоголя «погибло» (А. Н. Пыпин) в стремле­нии решить непосильную задачу: как достигнуть единства художественной деятельности с тем нравственным идеалом, который писатель сам себе создал и который должен слу­жить «поучению и исправлению общества».

Знаменитая «литературно-философская эстафета», о кото­рой уже говорилось выше, нашла наиболее полное выраже­ние в творчестве Ф. М. Достоевского.

Личный трагический опыт Достоевского - это опыт рус­ского интеллигента, испытавшего тюремный каземат и си­бирскую каторгу, эшафот, бесправие и горечь моральных унижений. Это концентрированный опыт русской интелли­генции в целом.

Достоевский не является философом в общепринятом смысле слова, у него нет ни одного чисто философского со­чинения. Он мыслит как художник, идеи воплощаются у не­го в столкновениях и встречах различных героев произве­дений. В этом сила художественного гения Достоевского: он увидел «чужие души». «Достоевский обладал способно­стью как бы прямого видения чужой психики. Он загляды­вал в чужую душу, вооруженный оптическим стеклом, позво­лявшим ему улавливать самые тонкие нюансы, следить за самыми незаметными переливами и переходами внутренней жизни человека. Достоевский, как бы минуя внешние пре­грады, непосредственно наблюдает психологические процес­сы, совершающиеся в человеке, и фиксирует их на бумаге» / 9, с.63/. Отсюда - полифоничность1 многих произведений Достоевского.

Творчество Достоевского сосредоточено вокруг филосо­фии духовности. Оно включает темы антропологии, филосо­фии истории, этики, философии религии, эстетики. В ранний период творчества писатель «жадно впитывает в себя влия­ние романтической поэзии». В это же время Достоевский сближается с кружком Петрашевского. Дело, как известно, привело к ссылке на каторжные работы в Сибирь. Что ха­рактеризует Достоевского, писателя и мыслителя, в этот период творчества? Формирование важнейшей для писателя идеи - в основе человеческой природы лежит добро, в этом «совершенство души человеческой». Шестидесятые годы - возвращение в Петербург и напряженная творческая работа. Начиная с первоклассного произведения «Преступление и наказание», Достоевский один за другим пишет романы - «Идиот», «Подросток», «Бесы» и, наконец, «Братья Кара­мазовы». И вновь, правда, на ином уровне художественного творчества, главной остается тема веры «в добро в чело­веке». В дневнике писателя за 1877 год есть такие строчки: «величайшая красота человека... величайшая чистота его... обращаются ни во что, проходят без пользы человечеству... единственно потому, что всем этим дарам не хватило гения, чтобы управить этим богатством» /10, с.134/. Достоевский постоянно обращался к этой мысли: нет ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может, нет и ничего страшнее человека. Человек загадочен, соткан из противо­речий, но даже самый ничтожный является абсолютной цен­ностью. Достоевский утверждает всем своим творчеством, что человек «не из одного какого-нибудь побуждения со­стоит», человек - целый мир, но важно, чтобы основное «побуждение в нем было благородно».

В «Дневнике писателя» есть одна удивительная картина будущего общества. Живут в нем Шекспир, Кант, Кеплер, а за ними прибирают, их обихаживают вполне обыкновен­ные люди. Словно бы и не изменилось ничего, но только на первый взгляд. Один из служащих говорит Шекспиру: «Ты выше меня своим гением, и придя к тебе служить, я именно этим сознанием моим и доказал, что по нравственному до стоинству я не ниже тебя нисколько и, как человек, тебе равен» /10, с.54/.

Итак, люди равны. Но равны не только «в добре».

С неповторимой художественной глубиной раскрывает Достоевский «светлые силы души», но с непревзойденной силой он показывает и «темную» сторону в человеке, силы разрушения и беспредельного эгоизма, таящиеся в глубине души. Основная тайна человека в том, полагает Достоев­ский, что он постоянно стоит перед выбором добра и зла, от которого не может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот неизбежно становится на путь зла.

Достоевский отдает себе отчет в особенностях того исто­рического этапа, в котором оказалась Россия после реформ 1861 года. «Мы переживаем самую смутную, самую неудоб­ную, самую переходную и самую роковую минуту, может быть, из всей истории русского народа» /10, с.58/, - пишет он. Собственное предназначение Достоевский видит в том, чтобы проникнуть в психологическую глубину темных, бес­сознательных процессов духовной жизни российского обще­ства, где все «вверх дном и на тысячу лет», «где треснули основы», «замутилось море», «сместились определения и гра­ницы добра и зла». Морально-психологический феномен, ос­новой которого является «вседозволенность», разворачивает­ся у Достоевского в мощное художественное обобщение - «карамазовщину».

В музее-квартире Достоевского в Санкт-Петербурге ви­сит увеличенный лист газеты «Санкт-Петербургские ведо­мости», где напечатан кодекс революционера, составленный основателем «Народной расправы» Нечаевым. Этот доку­мент позволяет тому, кто поставил себе целью освободить общество от несправедливости, совершать все - грабить, убивать, растлевать, подкупать, предавать. Все оправды­вается «сияющей впереди далью». Для Достоевского эта даль залита кровью. Освобождая дух человека из-под мо­гущественной власти материального, Достоевский обращает его к цене каждой человеческой жизни, «имеющей на весах бытия бесценное значение». Другими словами, Достоевский отрицает ту внутреннюю свободу, какая предоставляет че­ловеку право на кровь. Он в этом смысле за ограничение свободы, за «несвободу» в отношении средств, которые мо­гут вести к великой цели.

Таким образом, Достоевский одним из первых дал эти­ческий анализ социальных процессов. Его творчество подтвердило: одна из важных общественных функций искусства состоит в привлечении внимания людей к назревающим социоморальным проблемам, тенденциям, противоречиям, а следовательно, «в художественном прогнозировании итогов социального развития». Большой художник, он обладал тон­чайшей интуицией и сумел зафиксировать глубинные про­цессы психологии людей, индивидуального и общественного сознания.

Русскую культуру как целостное и самобытное явление невозможно постичь без творчества Л. Н. Толстого. XIX век ни в России, ни в Европе не знал другого такого замеча­тельного человека, такого могучего и страстного «искателя правды». Гениальный художник, до конца дней занимав­шийся литературным творчеством, он в то же время был глу­боким, хотя и противоречивым мыслителем.

Напечатанные в 50-е годы «Детство», «Севастопольские рассказы» принесли ему известность и славу. Поездка за границу в середине 50-х годов дала ряд произведений, среди которых гениальный, по мнению исследователей, очерк «Люцерн», в котором уже звучат первые нотки «обличения» сов­ременной культуры, «обличения», которое, в конечном счете, принимает чисто национальный характер, сливаясь с общим морально-этическим приоритетом русской культуры.

Уже в ранние годы творчества у Толстого на первом плане - этика, «стремление к совершенствованию», постоян­ное недовольство собой, борьба с «низшими» устремлениями и страстями. Толстой стремится к «опрощению», к близости с народом - тезис, характерный для русской культуры XIX века. Но «опрощение» у писателя носит индивидуаль­ный характер: оно необходимо было самому Толстому, чтобы сбросить груз условностей, мешающий «естественному со­стоянию человека». Это стремление к принципам Руссо: главное в человеке - слияние с природой. Вспомним рас­сказ Толстого «Три смерти». Как достойно умирает мужик! Это закономерно, он всегда был рядом с природой, даже больше, он неотделим от нее. Вот почему он оставляет этот мир так же, как гибнет, «умирает» дерево.

Основные темы, которыми всегда занята мысль Толсто­го, сходятся, как в фокусе, в его этических исканиях.

Толстой жаждал безусловного, абсолютного добра. Бу­дучи «баловнем судьбы», по выражению одного из иссле­дователей его творчества, изведав все, что может дать жизнь человеку: радости семейного счастья, славы, социальных пре имуществ, творчества, Толстой затосковал о «вечном добре». Где же найти его? Толстой, отвечая на этот вопрос, обосно­вывает и развивает то, что в русской философии называют «новой антропологией», новым взглядом на человека. В этом направлении Толстой - рядом с Достоевским.

Обратим внимание на одно из важных положений твор­чества писателя.

Для Толстого «люди, как реки», жизнь - постоянное из­менение и постоянная нестабильность. Умение улавливать и запечатлевать это изменение, «текучесть» самого челове­ка составляет характерную черту таланта Толстого. И на протяжении всей жизни Толстой ищет основы духовной ус­тойчивости человека, опираясь на вечную, выработанную мыслителями всех времен и народов мудрость Сократа, Рус­со, Канта, Конфуция. Толстой в глазах своих современников сам олицетворяет мудрое начало, вносящее в окружающую жизнь, с ее изменчивостью и противоречивостью, необходи­мостью представления о ее смысле и человеческом назна­чении в ней.

Толстой, художник и мыслитель, стремится рассмотреть и понять с равной степенью внимания и участия поступки, мысли и чувства многих и многих людей, общие законы, ко­торые руководят ими.

Всем своим творчеством Толстой утверждал: жизнь не­возможна без созидательных, добрых сил, и человек должен строить свое существование в соответствии с ними. Людям свойственно стремиться к радостному, гармоническому еди­нению с миром. «Если радость кончается, ищи, где ты ошибся» /11, с.482/, - говорил Толстой.

Существенно для всего творчества Толстого то, что «обнаружение «коренного» в человеке он обставляет «наи­более серьезными катастрофическими обстоятельствами». Знаменитая «диалектика души», как определил Н. Г. Чер­нышевский, зерно творческого метода Толстого, «таила пру­жину драматического действия». Но разве не драматична сама российская действительность последних десятилетий девятнадцатого столетия?!

Толстой-мыслитель не раз меняет свою точку зрения на мир и место человека в нем. Для него это естественно. Сме­на проблематики и даже определенных мировоззренческих принципов выступает подтверждением общей писательской установки. Толстой считает: «Художник для того, чтобы дей­ствовать на других, должен быть ищущим, чтобы его про изведение было исканием. Если он все нашел и все знает, или нарочно потешает, он не действует» /12, с.456/.

Толстой ищет всю свою жизнь. Создание «Войны и ми­ра», «Анны Карениной» - произведений, прочно вошедших в мировую классику, казалось бы, должно принести Толсто­му полное удовлетворение. Но уже к концу 70-х годов у Тол­стого начался тяжелейший духовный кризис. Проблема смерти встала перед Толстым, и, размышляя над ней, он порывает с той светской культурой, которой жил до сих пор. Теперь для него жизнь «открылась во всей своей непрочно­сти», а неотвратимая власть смерти превратила жизнь в бессмыслицу. Страдания Толстого, по его собственному признанию, были настолько мучительны, что он едва не при­шел к самоубийству. Духовный кризис Толстого закончился переходом к религиозному мировоззрению.

Главным становится вопрос, где найти основания веры? Толстой находит ее у простых людей и вслед за ними обра­щается к церкви. Но недолго пробыл Толстой в мире с цер­ковным пониманием христианства, его отталкивает догма­тика, его отталкивает все то, что трудно принять разумом, он разрывает в своем учении с церковью.

Как отмечалось выше, проблема человека в его отноше­нии к добру и злу является центральной в творчестве Тол­стого. И решение этой проблемы у Толстого невольно на­талкивает на мысль о единстве его позиций с принципами Достоевского. «Нет в мире виноватых» - это не просто на­звание неоконченного, одного из последних, произведений Толстого. Это внутренняя установка, которая стала особенно явной в последние годы его жизни. «Недоброта» и «виновность» - это не качества человека, а устройство жизни, могущественные социальные силы, действующие разруши­тельно. Им должно было противостоять иное начало, вопло­щенное в человеке.

Каковы же эти силы в современной Толстому русской действительности? Толстой видит в ней черты «конца ве­ка», понимая под этим не хронологический рубеж, а опре­деленный период ломки одного и формирования другого миросозерцания. Это характеризует Россию в целом: «и как отдельные люди в такие переходные времена часто живут особенно неразумной, мучительной бурной жизнью, так это бывает в целых обществах людей, когда формы их жизни не отвечают уже их сознанию». «Как в жизни человека есть периоды болезненные, так и в жизни народов» /11, с.480/.

Толстой велик, как велик всякий гениальный художник. Но его место в русской культуре определяется не только художественным творчеством. В. В. Зеньковский пишет об этом так: «Самые крайности его мысли, его максимализм и одностороннее подчинение всей жизни отвлеченному мораль­ному началу довели до предела одну из основных стихий русской жизни...». «Добро может быть только Абсолютным, или оно не есть добро... - таков итог исканий Толстого, та­ково его завещание русскому сознанию» /13, с.207-208/.

Рассмотрев русскую литературу XIX века как основу формирования национального самосознания, обратимся к проблемам изобразительного искусства этого периода. Опре­деление места архитектуры, скульптуры и живописи в рус­ской культуре XIX века позволяет выявить очень интересную тенденцию: изобразительное искусство «идет» к массам, оно постепенно, но неуклонно формирует широкую зрительскую аудиторию. Остановимся на этом.

Как уже отмечалось, в изобразительном искусстве нача­ла века господствовал «зрелый классицизм». В его основе лежат принципы монументальности, простоты и логической ясности художественного образа, которые были присущи и классицизму XVIII столетия, но теперь развитие этих черт достигло кульминации. Скульпторов и зодчих все более при­влекает гражданственная героика античного мира. Архитек­торы обращаются к суровому лаконизму греческого дори­ческого или тосканского ордеров. К середине XIX века в ар­хитектуре усиливаются черты величавости, праздничной тор­жественности.

В живописи классицизм проявил себя более всего в исто­рической картине, но больших достижений здесь не принес. Известностью пользуются работы А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, А. И. Иванова.

Однако поиски героического и возвышенного, утверждение героики как высшей ценности не исчерпывали ни эстетиче­ских идеалов, ни художественных тенденций времени. Не менее существенным в развитии русского изобразительного искусства в первые десятилетия XIX века было стремление сблизить искусство с жизнью. Крупнейшие живописцы тех лет - О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венециа­нов - пытались дать человека неповторимого душевного склада, выявить в портрете то, что на человека наложила жизненная обстановка. Определенная демократизация куль­туры этого периода сказывается и в пейзаже, характерно появление в русской живописи пейзажа национального. И, на­конец, внимание русских живописцев привлекает бытовой жанр. Бытовая тема утверждается в это время как изобра­жение народной жизни, как раскрытие этической и эстетиче­ской значимости образа русского простолюдина.

В России начинают серьезно относиться к вопросам фор­мирования эстетических вкусов публики. Возрастает попу­лярность выставок, организуемых регулярно. Суждения зри­телей становятся критерием оценки того или иного произве­дения искусства. Позднее эту точку зрения выразил И. Н. Крамской: «...Высшей судебной инстанцией для художника всегда было и будет то впечатление, которое выносят тысячи зрителей от картины» /14, с.359/. В периодической пе­чати появляются статьи о выставках, об отдельных худо­жественных произведениях, о зарубежном искусстве. В 1807 году в Москве впервые в России выходит специальный «Жур­нал изящных искусств», в 1823 году под таким же назва­нием В. И. Григорович издает в Петербурге новый журнал. В 1820 году начало свою деятельность Общество поощрения художников, имевшее целью поддержку и пропаганду оте­чественного искусства путем организации выставок, лотерей, продажи картин и скульптур, лекций художников.

Растет интерес к собиранию произведений отечественного искусства. Помимо музея при Академии художеств, важную часть коллекции которого еще в XVIII веке составляли ра­боты воспитанников и профессоров, в 1825 году в Эрмитаже создается «Русская галлерея». В 1810 году возникает «Рус­ский музеум» П. Свиньина, собирателя и популяризатора рус­ского искусства.

К художественной культуре приобщаются все более и более широкие общественные круги. Большое распростране­ние получают печатная графика, книжная и журнальная иллюстрация.

В художественной жизни страны по-прежнему значитель­на, хотя и противоречива, роль петербургской Академии ху­дожеств. Творческое становление молодых художников про­исходит, с одной стороны, на основе глубоких профессио­нальных знаний и возвышенных представлений о целях ис­кусства, а с другой - в борьбе с той регламентацией в ис­кусстве, которую насаждала чиновная часть Академии. Во второй трети XIX века все отчетливее становится борьба между отживающей системой художественного мышления и новыми творческими принципами, определяющими пути по следующего развития русской художественной культуры. Возникают явления, прямо противоположные по своему общественному и художественному значению.

В одно и то же время, в 1858 году, перед русской пуб­ликой предстала живопись интерьера Исаакиевского собора, наиболее консервативная ветвь в развитии искусства тех лет, и наивысшие достижения русской культуры 1830-1850 го­дов - картина Александра Иванова «Явление Христа на­роду» и произведения П. А. Федотова.

В исторической и жанровой живописи осуществляется но­вое, более глубокое осмысление исторического и современ­ного человеческого бытия. Именно здесь закладывались мно­гие особенности будущего демократического искусства второй половины XIX столетия.

Изменение характера русской живописи связано с фор­мированием эстетически грамотного зрителя, заинтересован­ного в искусстве. Это явление П. Милюков связывает с име­нем К. Брюллова - его знаменитой картиной «Последний день Помпеи», выставленной в 1836 году. «Впервые в Рос­сии успех картины принял размеры какого-то общественно­го события, и смысл этого события - поражение, нанесен­ное новой картиной академической условности и рутине» /15, c .218/, - подчеркивал Милюков. Гоголь и многие совре­менники Брюллова увидели в ней «светлое воскресение жи­вописи, пребывающей долгое время в каком-то полулетар­гическом состоянии» /16, с.113/.

Таким образом, первое сильное впечатление, произведен­ное живописью на русскую публику, было вместе с тем и первой победой над условностями академического класси­цизма. За первой победой последовали и другие.

Однако Россия остро нуждалась в другой живописи, то есть, по-существу, в других основополагающих культур­ных и художественных ценностях. На академической выстав­ке 1848 года появилось знаменитое федотовское «Утро чинов­ника, получившего первый орден». Это означало, что русская живопись осмелилась задеть настоящую, «неприкрытую го­голевскую действительность». Через год Федотов взял тему в духе драматургии Островского и представил на суд пуб­лики «Сватовство майора». Русская живопись могла теперь праздновать свое «гражданское совершеннолетие», а поиски Федотова стали своеобразной «точкой отсчета» в образова­нии самостоятельной русской школы.

Русские художники в своем стремлении к «правде жизни», к отражению реальной действительности видели глав­ного врага в господстве устаревших требований и принци­пов. Молодежь спешила сбросить оковы ненавистного дог­матизма, и это настроение художников находит свое выра­жение в событии, получившем впоследствии в официальных кругах название «бунта 14». Талантливые выпускники Ака­демии Художеств отказались работать над темой, заданной на конкурсе на золотую медаль, подав прошение с просьбой о самостоятельном выборе сюжетов. Прошение было откло­нено. Академическое руководство расценило это выступление как политическую демонстрацию.

Молодые художники решают, что им не нужна ни Ака­демия, ни поездка за границу, они всему предпочитают на­туру, ищут вдохновения в натуре отечественной. Впослед­ствии И. Е. Репин даст этому следующую оценку: «Этот протест молодых людей имел глубоко национальное основа­ние... художники инстинктивно чувствовали в себе уже пред­ставителей земли русской от искусства» /17, с.159/.

Последствия этого движения 60-х годов для русской и мировой культуры хорошо известны. Молодежь составляет «Артель», ставшую основой «Товарищества передвижных вы­ставок». Обращение к большой публике являлось естествен­ным выходом для направления, объявившего войну всякой академической условности. С 1872 года появляется пере­движная выставка, и к ней переходят все симпатии публики.

Наиболее последовательно новую концепцию художест­венного творчества выражает И. Н. Крамской. Он утверж­дает, что художник, будучи человеком своего времени и своей страны, не может не воспринимать явлений действи­тельности «сквозь призму своего мировоззрения». Необходи­мо при этом, чтобы он мог «ясно и выразительно в образах провести мысль без малейшего следа тенденций и нраво­учения, и вывод представлялся бы сам собой уму зрителя, и чтобы это было не только умно, но и симпатично, не толь­ко поучительно, но и прекрасно» /14, с.293/. Если же искус­ство перестает, руководствоваться высокими идеями разъяс­нения истины, добра и красоты, оно умирает, превращается в забаву.

Напомним, что основополагающие принципы художест­венной культуры, которым следовали шестидесятники, были сформулированы Н. Г. Чернышевским в работе «Эстетиче­ские отношения искусства к действительности». Именно эти принципы легли в основу творчества В.Г. Перова, которого современники называли «Некрасовым русской живописи», идеолога передвижничества И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, В. Е. Маковского, целой плеяды талантливых художни­ков, перенесших на полотно содержание русской действи­тельности. Эту живопись неоднократно обвиняли в «литера­турщине», потере специфики живописного отображения, ни­чем не прикрытой тенденциозности. Нельзя отрицать фак­тов, вызвавших эти обвинения, и нет необходимости их оп­равдывать: искусство в этом случае было верным вырази­телем настроений современного ему общества.

Вершиной развития реалистического искусства этого пе­риода явилось творчество И. Е. Репина. Целым открытием в русской культуре стали его «Бурлаки на «Волге». Худож­ник создает картину, в которой значителен и характерен каждый образ. Жанровый мотив, множество бытовых под­робностей в облике, одежде, жестах, композиционное реше­ние и даже размеры картины - все это было ново по срав­нению с бытовой живописью предшествующих десятилетий.

Место Репина в художественной культуре определяется не только жанровыми картинами и масштабными полотна­ми. Репин - мастер исторических сюжетов и замечатель­ных, просто блестящих по психологической характеристике, портретов.

В 70-80-х годах жанр подчинил национально-историче­ские сюжеты, традиционные для русской художественной культуры XIX века. Новатором в батальной живописи вы­ступает В. В. Верещагин. Большой общественный интерес в связи с вопросом о дальнейших путях развития России вызывают исторические полотна В. И. Сурикова, воплотив­шего сложившиеся в ходе многовековой истории националь­ные идеалы и типы.

Выбор сюжетов художников-передвижников определялся, в значительной степени, «сверхзадачей» - созданием нацио­нально-самобытной художественной культуры. Преоблада­нием национальной темы отличалась и пейзажная живопись А. К. Саврасова, Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи. Достижения русских художников-пейзажистов как бы синтезируются в творчестве И. И. Левитана, его работы подводят итог исканиям и открывают новый этап пейзажной живописи.

Конечно, содержание русского изобразительного искус­ства XIX века и определение его места в художественной культуре далеко не ограничивается рассмотренным материа лом /18/. В данном случае важно отметить следующее.

Вспомним тезис об особой роли русской литературы в формировании самобытной культуры и национального само­сознания. Обратимся еще раз к А. И. Герцену: «Литература у народа, не имеющего политической свободы, - единственная трибуна, с высоты которой он может заставить услышать крик своего негодования и своей совести» /19, с.100/, - пишет он. Во второй половине XIX века такой же трибуной стано­вится и изобразительное искусство. Подчеркнем еще раз: решение этой задачи не помешало русским писателям, ху­дожникам, скульпторам создать блестящие образцы эстети­ческой формы, по праву включенные в мировую художест­венную классику.


1 Полифоничность (гр. poly – много, многое; phonia – звук) – многоголосие, многозвучие.

Художественная культура XIX века

Романтизм в живописи


Цель:

Познакомиться с

Искусством романтизма

в живописи


Романтизм

Романтизм (фр. romantisme ) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века.

Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень.


Романтизм в живописи

В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В своих полотнах художники подчинялись только зову собственной души, уделяли большое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека. Живописи романтизма была присуща «страшная сила творить всеми возможными способами». Любимыми выразительными средствами романтической живописи становятся колорит, освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка, фактуры.


Каспар Давид Фридрих

Немецкий художник.

Родился 5 сентября 1774 г. в Грейфсвальде в семье мыловара. В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794-1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене. В 1794-1798 учился в копенгагенской Академии художеств. До 1807 работал исключительно в технике рисунка затем обратился и к масляной живописи. Главным выразителем эмоциональной нагрузки Давида является свет. Он не создает иллюзию света, а заставляет предметы и фигуры отбрасывать причудливые и таинственные тени. В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене.

«Картина должна восприниматься как картина, как создание рук человеческих, а не обманывать нас совершенным подобием с натуры» (К.Д. Фридрих)


Работы Давида Фридриха:

«Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар

«Странник над морем тумана» (1817-1818)


Регулярное художественное образование его началось лишь в 1822 году в берлинской Академии, у пейзажиста П. Л. Лютке. Однако вследствие несложившихся отношений с учителем К. Блехен порвал с академической школой и уезжает в Саксонскую Швейцарию. С 1824 по 1827 год он работал театральным художником-оформителем в Берлине. Блехен по своей тематике - художник-пейзажист. Его композиции после поездки на юг становятся свободнее и стилистически реальнее. Он известен как один из первых немецких «индустриальных» художников, воспевавших нарождающуюся промышленную мощь нового времени. Карл Блехен умер в возрасте 42 лет психически больным человеком.


Работы Блехена:

В Берлинском Тиргартене, 1825

В парке виллы д"Эсте, 1830


Взорванная башня Гейдельбергского замка,

ок. 1830

Постройка Чёртова моста,


Фердинан Виктор Эжен Делакруа

Французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Его родители умерли, когда он был совсем юным. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774-1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа. В 1855-м наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа - в рамках Всемирной парижской выставки. Скончался Делакруа, тихо и незаметно от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.

«Мое сердце,- писал он, - всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти»


Работы Делакруа:

"Смертельно раненый разбойник, утоляющий жажду". 1825 г.

"Алжирские женщины в своих комнатах". 1834 г. Холст, масло. 180х229 см. Лувр, Париж.


Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр

«…Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради нее»

( Эжен Делакруа)


Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес

Испанский живописец, гравер.

Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском:

- картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791),

- портреты («Семья короля Карла IV», 1800),

- росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20),

- картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» - обе ок. 1814).


Работы Гойя:

Портрет маркизы Санта-Круз


"Маха одетая» Ок.1803, Прадо, Мадрид

"Маха обнаженная« 1800, Прадо, Мадрид


"Разносчица воды" 1810

"Антониа Зарате» 1811, Эрмитаж, Санкт-Петербург


Вывод :

Романтики открывают мир человеческой души, индивидуальное, ни на кого не похожее, но искреннее и оттого близкое всем чувственное видение мира. Мгновенность образа в живописи, как говорил Делакруа, а не последовательность его в литературном исполнении определила нацеленность художников на сложнейшую передачу движения, ради которого были найдены новые формальные и колористические решения.

Романтизм оставил в наследство второй половине XIX в. все эти проблемы и раскрепощенную от правил академизма художественную индивидуальность.

Символ, который у романтиков должен был выразить сущностное соединение идеи и жизни, в искусстве второй половины XIX в. растворяется в полифоничности художественного образа, захватывающего многообразие идей и окружающего мира.