Художники натуралисты картины. Западноевропейская культура XIX века

Натурализм (по-французски naturalisme, от латинского слова «natura» - - «природа»):

1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США. В программе натурализма были полемически заострены стремление уподобить художественное познание мира научному его изучению, стремление к объективному, бесстрастному изображению реальности, прежде всего человеческих характеров, их обусловленности физиологической природой человека и окружающей его общественной средой. Натурализм зародился во французской литературе и литературной критике под влиянием успехов экспериментальных естественных наук, особенно физиологии и медицины. Философской основой натурализма был позитивизм французского философа Огюста Конта и его преломление в эстетической теории Ипполита Тэна, в теории эволюции английского социолога Херберта Спенсера.

Теория натурализма как литературной школы была подробно разработана Эмилем Золя, возглавившим школу писателей-натуралистов. При всей ограниченности творческого метода писателей-натуралистов, отказавшихся от обобщения и анализа социально-экономических проблем в ЖИЗНИ общества, натурализм способствовал резкому расширению круга тем и образов, становлению критического реализма XIX в.; расширился интерес к изображению «социального дна», к функционированию разнообразных «социальных организмов» (шахты, предприятия, рынки, прачечные, публичные дома), к взаимодействию личности и толпы. Это породило новые средства художественного изображения действительности. Сходные направления существовали в художественной культуре многих стран («веризм» в Италии, «областничество» в США). Позитивистский пересмотр реалистической традиции формирования художественного образа, проявившийся в литературе и искусстве натурализма, привел к росту черт импрессионизма, символизма и декадентства в творчестве таких писателей, как Ги де Мопассан, Жорж Гюисманс. Натурализм оказал сильнейшее воздействие на творчество таких художников последней трети XIX в. и начала XX в., как Эдуар Мане , Эдгар Дега , Жюль Бастьен-Лепаж, Анри де Тулуз-Лотрек , Теофиль Стейнлен во Франции, Константен Менье в Бельгии, Макс Либерман, Кете Кольвиц в Германии, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела в Италии. Однако натурализм в изобразительном искусстве не оформился в цельное, последовательное направление;

2) в советской эстетике и критике 30 ых - 70 годов двадцатого века натурализм объяснялся как художественный метод, типологически противопоставлявшийся реализму как его антипод (также как и формализм). Главной особенностью натурализма провозглашался внесоциальный, биологический взгляд на человека, чему соответствовала пассивная регистрация жизненных явлений и фактов без их критического отбора, идейно-философского осмысления и анализа; натурализм отождествлялся с бесстрастным копированием жизни без художественного ее обобщения, с повышенным интересом к темным (даже патологическим) ее сторонам. В таком понимании признаки натурализма обнаруживались в академическом салонном искусстве (Поль Деларош, Эрнест Месонье), в «риджиоиализме» живописи США, в таких авангардистских течениях, как дадаизм,


Справа расположены близкие друзья и люди, которые поддерживают художника. На переднем плане, на столе, расположился увлеченный чтением поэт Бодлер. Неподалеку от него, на табурете, устроился писатель Шанфлери. Чуть дальше находится группа из пяти человек, среди которых философ Прудон и меценат Брюйя. За спиной у художника стоит обнаженная...

Натурализм в живописи Гюстав Курбе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Справа расположены близкие друзья и люди, которые поддерживают художника. На переднем плане, на столе, расположился увлеченный чтением поэт Бодлер. Неподалеку от него, на табурете, устроился писатель Шанфлери. Чуть дальше находится группа из пяти человек, среди которых философ Прудон и меценат Брюйя. За спиной у художника стоит обнаженная модель — символ жизнеутверждающей творческой энергии, слева социальные аллегории: группа бедняков, задумчивая крестьянка, маленький мальчик в оборванной одежде и охотничья собака. Картина выдержана в теплой коричневато-желтой гамме. Она по праву считается одним из лучших произведений Курбе. Коллеги художника называли эту работу настоящим художественным подвигом, так как сочли ее очень личной, а, значит, попирающей академические устои, запрещавшие возносить личное до уровня исторической эпопеи. Таким образом, можно сделать вывод, что начиная с 1847 года Курбе отдаляется от романтизма, который становится, по ею мнению, все более академичным. Художник многому учится у классиков, и романтиков, причем тщательно анализирует не только их несомненные успехи, но и досадные промахи, и в конце концов решает, как он сам выразился, «поднять флаг реалистическою искусства».Искусство реализма Курбе противопоставляет, прежде всего, классической школе и академизму. Художник часто повторяет: «Реализм — это отрицание идеала». Он также отбрасывает романтизм с его культом воображения, считая «Похороны в Ориане» похоронами и самого романтизма и утверждая, что из всего творческою наследия, оставленного миру этим направлением в живописи, стоит сохранить лишь картины Де лакруа и Жерико. Подчеркивая свою верность реализму, Курбе сжигает за собой все мосты. Между тем, он был универсальным художником, что позволяло ему выйти и рамки исключительно реализма, в которые он поначалу сам себя и заключил. В 1855 году, кона Курбе удается организовать свою первую независимую выставку, он проявляем еще большую изворотливость. С одной стороны, он называл свой павильон «Реализм», исключая тем самым любые разночтения представленной в нем живописи, а с другой, в каталоге выставки публикует своеобразный манифест, где призываем публику забыть как досадное недоразумениетот факт, что ему, Гюставу Курбе, когда-то был приклеен ярлык «художника-реалиста». «Имя „реалист“ было мне навязано точно гак же, как в 1830 годы художникам навязываюсь имя „романтик“. Подобные определения никогда ничего не выражали. Я не хочу никому подражать, никого копировать и тем более не стремится к „искусству для искусства“! Нет! Я просто хотел обрести в полном знании традиции осмысленное и независимое чувство моей собственной индивидуальности. Знать, чтобы мочь, — так я рассуждал. Быть в состоянии выразить нравы, идеи, облик эпохи в соответствии с собственной оценкой."Натурализм Курбэ не допускал таких ограничений: он любил резкое и грубое, только не выдуманное, а существующее в действительности. Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги „Искусство“ (на русском — перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в реализме. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832−83) успехи в изображении предметов природы, освещенных на открытом воздухе (пленеризм, от франц. „plein air“); импрессионизм также внес свою долю в технику живописи, настаивая на обобщении тонов и уменьшении подробностей. ЗаключениеВ XIX века французская живопись переживала особый этап: в ее развитии ярко и последовательно отражались новые тенденции художественной культуры, которые нередко встречали противодействие со стороны официального направления. Самые значительные и оригинальные художественные течения возникали не в русле официальной школы, а, как правило, в борьбе с ее нормами и принципами. Французские художники второй половины XIX в. стремились запечатлеть жизнь такой, какая она есть, в быстроменяющемся мире, а также достичь наибольшей достоверности в изображении природы и человека. Для получения такого результата они искали новый способный правдиво отразить действительность, новые выразительные средства, способные отразить современную жизнь. Обращение к изменчивому и преходящему в окружающем мире сочеталось с потребностью художника выражать в своем произведении свои личные впечатления и настроения. Художники довели до высокого совершенства искусство закрепления мимолетного, которое до них нередко ускользало от внимания художников. В этом контексте, „натуралистическую“ картину можно сравнить с отрезком кинофильма сжатым в один кадр или с коллажем из множества детальных снимков. К слову, фото-коллаж, в общем-то, уже не совсем фотография, а художественное произведение выполненное фото-средствами.Помимо перечисленных качеств, картина художника-натуралиста, как и представителя любого другого направления живописи, должна обладать рядом качеств. И в первую очередь, быть сгармонирована, как композиционно, так и колористически, не говоря уже о том, что от создателя, под час, требуется филигранное владение инструментами и техникой живописи. В картине натуралиста нет места случайностям, характерным для фотографии, не говоря уже об эмоциональной составляющей и поиску эстетики в вещах заведомо не эстетичных, во всяком случае, считавшихся не эстетичными на момент возникновения натурализма как направления изобразительного искусства в конце XIX века. Быстро сойдя на нет, натурализм уступил место „заменившей“ его фотографии и народившемуся импрессионизму. Что интересно, это течение в живописи, до момента появления у него собственного названия, именовалось критиками как натурализм."Свет, который излучало искусство Курбе, был так ярок (…), что без него очертания всей со-временной живописи остались бы размытыми,» — утверждает Андре Бретон. Многие художники в поисках собственного стиля рано или поздно обращались к творчеству Курбе. Вез него у нас не было бы ни чудесных маринистических полотен Моне, но крайней мере таких, какими мы их знаем сейчас, ни «фирменного» мазка Сезанна с его работ шестидесятых годов, ни изысканной обнаженной натуры на картинах Ренуара. Если бы не явление Курбе в искусстве, большая часть живописи Мане, Уистлера, Гогена и Матисса оставалась бы не понятой. Однако ни один из этих художников не выразил своего преклонения перед талантом Курбе в той степени, в какой это сделал Пикассо, создав в 1950 году, в память о маэстро, проникновенную собственную версию его «Девушек, отдыхающих на берегу Сены» и продемонстрировав тем самым главный художественный принцип Курбе: в искусстве новаторство состоит в неустанном воссоздании традиций. Список используемой литературыЕвропейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.2. — М.: Белый город, 2006. — С.327Яворская Н. В. Западноевропейское искусство XIX века" - Москва: Издательство Академии Художеств СССР, 1962 — 78. С. Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века. — Л., 1981. — 311 с. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 3. Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века — М.: Искусство, 1993. — 348 с. Adams L. A History of Western Art.: McGraw-Hill Humanities., 2010. — 640 с. Наливайко, Д. С. Искусство: направления, течения, стили / Д. С. Наливайко. Киев: Мистецтво, 1985. — 240 с. Ревалд Дж. История импрессионизма, Л. — M., 1959. — С.185Французская живопись II половины XIX века и современная ей художественная культура: сб. ст. / под ред. И. Е. Даниловой. — М.: Советский художник, 1972. — 205с. Кривцун, O.A. История искусств в свете культурологии / O.A. Кривцун // Современное искусствознание: Методологические проблемы. М.: Наука, 1994. — С. 29−51.Этюды по всеобщей истории искусств/ под ред. И. Е. Даниловой. -М.: Советский художник, 1979. — 305с. Мастера искусства об искусстве / под общей редакцией Д. Аркина и Б. Терновца. Т III. М.: Искусство, 1965. — 271с., ил. Приложение: Альбом иллюстрацийРисунок 1 — Гюстав Курбе. Похороны в Орнане.1849−1850 г., 315×668, Музей д`Орез, ПарижРисунок 2 — Гюстав Курбе. Купальщицы. 1853 г. 227×193. Музей Фабр, МонпельеРисунок 3 — Гюстав Курбе. Девушки, отдыхающие на берегу Сены. 1856−1857 г., 174×206, Пти-Пале, ПарижРисунок 4 — Гюстав Курбе. Мастерская («Реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей жизни») 1855 г., 359×598. Музей д`Орез, Париж

Список литературы

  1. Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. - Т.2. - М.: Белый город, 2006. - С.327
  2. Яворская Н. В. Западноевропейское искусство XIX века" - Москва : Издательство Академии Художеств СССР, 1962 - 78. С.
  3. Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века . - Л., 1981. - 311 с.
  4. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств . Вып. 3. Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века - М.: Искусство, 1993. - 348 с.
  5. Adams L. A History of Western Art.: McGraw-Hill Humanities., 2010. - 640 с.
  6. Наливайко , Д. С. Искусство : направления, течения, стили / Д. С. Наливайко. Киев: Мистецтво, 1985. - 240 с.
  7. Ревалд Дж. История импрессионизма, Л . - M., 1959. - С.185
  8. Французская живопись II половины XIX века и современная ей художественная культура: сб. ст. / под ред. И. Е. Даниловой. - М.: Советский художник, 1972. - 205с.
  9. Кривцун , O.A. История искусств в свете культурологии / O.A. Кривцун // Современное искусствознание: Методологические проблемы. М.: Наука, 1994. - С. 29−51.
  10. Этюды по всеобщей истории искусств/ под ред. И. Е. Даниловой. -М.: Советский художник, 1979. - 305с.
  11. Мастера искусства об искусстве / под общей редакцией Д. Аркина и Б. Терновца. Т III. М.: Искусство, 1965. - 271с., ил.

- «Благая весть», 1644, худ. Филипп де Шампень (Philippe de Champaigne), Музей Метрополитен, Нью Йорк Живопись барокко или барочная живопись живописные произведения периода барокко в культуре XVI XVII веков, тогда как в политическом плане… … Википедия

Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819 77) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому, избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Петрус Кристус. Портрет молодой дамы. Около 1450. Берлинская картинная галерея. Берлин Ранняя нидерландская живопись (редко старонидерландская … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Реализм. Эдуар Мане. «Завтрак в мастерской» (1868) Реализм эстетическая позиция, с … Википедия

- (япон. Ниппон, Нихон) I. Общие сведения Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… …

Сандро Боттичелли. «Портрет юноши с медалью Козимо Медичи». 1470 1477. Уффици, Флоренция Портрет итальянского … Википедия

- (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия

Портрет Иоанна Генриха, маркграфа Моравии. Петер Парлер и мастерская. Между 1379 1386, Собор святого Вита, Прага Портрет Средневековья, портретное искусство Средних веков стадия определённого упадка в истории развития … Википедия

Охватывает период IX II в. до н. э. Содержание … Википедия

В. Фаворский (фото 1920 х годов) … Википедия

Книги

  • Творчество. Человек-зверь. Статьи , Эмиль Золя , В томе представлены широко известные произведения классика французской литературы Эмиля Золя… Категория: Классическая и современная проза Серия: Золотой фонд мировой классики Издатель: АСТ, АСТ Москва, Neoclassic ,
  • Naturalismus , Hamann R. , Hermand J. , Натуралистическая живопись, а точнее, натурализм в живописи, как направление искусства конца XIX века, не ограничивается созданием визуально схожего с натурой образа. Он целиком погружается в… Категория:

В последней трети девятнадцатого столетия на территории Америки и Европы сложилось новое направление в искусстве и литературе – натурализм. Развиваясь под воздействием позитивистских идей, одними из главных деятелей которого были Спенсер и Конт, натурализм проявился в стремлении к бесстрастному и объективному отображению реальности. Этот стиль в искусстве и литературе выражался в уподоблении художественного познания научному и исходил из представлений об абсолютной зависимости духовной жизни человека от окружавшей его социальной среды, предопределенности судьбы, физиологии и наследственности.

Натуралистичные идеи в искусстве, в первую очередь, нашли отображение в произведениях французских авторов Э. Золя, Ж. и Э. Гонкуров. этих писателей представляют окружающий мир без каких-либо прикрас, запретов и условностей. В их произведениях все события наполнены позитивистской правдой и объективностью. Натуралисты стремились поведать о человеческой натуре все скрытые стороны, проявляя особый интерес к биологической сфере жизни. Это направление в искусстве и литературе утверждало, что весь мир является частью природы, поэтому его можно объяснить природными законами, а не сверхъестественными доводами.

В живописи, как и в литературе, натурализм нашел отображение в откровенной демонстрации всех физиологических особенностей человека и его патологий. Многие мастеров-натуралистов представляют сцены жестокости и насилия, изображавшиеся художниками абсолютно бесстрастно. Главными признаками этого направления стали деэстетизация и фотографичность художественных форм.

Натуралисты в своем творчестве отказывались от анализа и обобщения социальных и экономических проблем общественной жизни, а также были последователями ограниченного творческого метода. При этом данный стиль способствовал введению новых тем в искусство, появлению интереса к изображению так называемого «социального дна». Последователи натурализма использовали новые средства для отображения действительности, что способствовало формированию и становлению в девятнадцатом столетии критического реализма.

При этом в живописи идеи натурализма не смогли оформиться в последовательное и целостное явление. Советские критики, работавшие в период с тридцатых по семидесятые годы, рассматривали натурализм как художественный метод, отличавшийся противоположными к реализму идеями, и характеризовавшийся биологическим и асоциальным подходом к человеку. По их мнению, натуралисты копировали жизнь, не обобщая ее с художественной точки зрения, уделяя большой интерес к ее негативным и темным сторонам. В литературе натуралистические принципы нередко подвергались критике из-за существенного недостатка художественной составляющей.

Реализм и натурализм в живописи - Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819-77) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому, избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно - рабочего, трудового класса. Если в литературе слово "натурализм" получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определенно, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим - не в духе французского языка. Направления в живописи определяются не только родом сюжетов, избираемых для картин, но и способом их выполнения по отношению к действительным предметам природы, которых изображение входит во всякую картину, к какому бы роду она не была отнесена (см. Живопись). Бытовая живопись, хотя и представляет изображение сцен действительной жизни, но легко допускает в себя и анекдотический элемент, поэтому она вообще не отождествляется с реальным направлением без особых оговорок. Во всяком случае бытовая живопись (жанр) - родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол. в то время, когда в Италии и во Франции господствовала живопись религиозных и мифологических сюжетов, да и в самой Фландрии были художники, писавшие на сюжеты не обыденной жизни. Никогда и нигде в продолжение последних четырех столетий не могло удержаться исключительно одно направление в живописи, а иногда появлялись художники, которых произведения были чрезвычайно многосторонни; таков был, например, Рубенс. В выборе реальных тем для картин голландцы пошли дальше бытовой живописи, так как у них начался и достиг высокой степени простой обыденный пейзаж с крестьянскими фигурами и домашними животными. Голландцы разрабатывали, кроме того, сюжеты неодушевленной природы, как то: цветы, плоды, битую дичь и т. п. (см.); Снейдерс изображал на огромных полотнах рыбные и мясные лавки, и картины его пользовались спросом и известностью. Знаменитый Мурильо, изобразитель мадонн, видений святых и т. п., не гнушался изображением нечистоплотного мальчишки или нищего, просящего милостыню. Веласкес, писавший святых, портреты (весьма реально), изображал также картежников и гуляк из простонародья. В Италии Караваджо в конце XVI-го столетия заявил себя поборником Р., изображая сцены, в которых действующими лицами были солдаты, картежники, гуляки, часто пьяные и разбойничьего вида. Хотя он писал и религиозные картины, но вся его художественная деятельность была энергическим протестом против господствовавшего направления, слишком удалившегося от действительности не только по сюжетам, но и по выполнению их. Всякий художник, конечно, должен был изображать предметы с более или менее полным напоминанием соответственной действительности, но в особенности ясным это представляется в портретной живописи. Однако сходство не есть единственное достоинство портрета: требуется еще реальность высшего порядка - жизненность, и сверх того - характерность, только не грубая, тривиальная, низкая. Натурализм Курбэ не допускал таких ограничений: он любил резкое и грубое, только не выдуманное, а существующее в действительности. Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги "Искусство" (на русском - перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832-83) успехи в изображении предметов природы, освещенных на открытом воздухе (пленеризм, от франц. "plein air"); импрессионизм также внес свою долю в технику живописи, настаивая на обобщении тонов и уменьшении подробностей. Соединение Р. по содержанию с Р. по выполнению, как его ныне понимают, встречается только у новейших живописцев, как напр. у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли, изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь. Их холсты изображают людей также в натуральную величину, хотя такие размеры картин вызваны менее требованиями сюжетов, чем протестом против исключительных размеров картин исторического содержания. - Смена направлений в живописи представляется законом, находящимся в соотношении с изменениями в ходе общественных идей, но вообще различия в личностях художников и в убеждениях отдельных частей общества приводит к совместному существованию многих эстетических течений. История живописи последних четырех или пяти столетий полна примеров Р.; к вышеназванным Веласкесу, Караваджо и др. можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка, реалистов по исполнению. Рубенс даже не искал красоты, изображая только крепкие, здоровые тела. Однако Р. на время подавлялся идеализированием, переходившим даже в условность и манерность. Классический пейзаж, основанный Пуссеном и Лорреном в XVII стол., пустил более глубокие корни во Франции и выразился в виде облагораживания природы как там, так и отчасти в Голландии, - чем реальный пейзаж, имевший, однако, в Голландии таких высоких представителей как Вейнантс, Рюисдаль, Гоббема. Во Франции в XVIII стол. все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы. В виде реакции возник ко времени великой революции во Франции классицизм Давида с господством формы - по крайней мере, правильной - над колоритом. Наступивший в двадцатых гг. нашего столетия романтизм Делакруа с преобладанием колорита над формой отвергал классические сюжеты из мифологии и истории греков и римлян и сделал шаг к Р. в красочном отношении. Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat), Дюпре и др.) совершенно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением. В Англии еще в прошлом столетии Вильки поставил бытовую живопись на значительную высоту, но во Франции бытовая живопись затерялась в XVIII веке в манерности Ланкре, Патера и преимущественно - Буше. Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии; с 1848 г. Милле (Millet) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда. Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ. Этот последний имел более порицателей, чем ценителей во Франции, но его резкий протест составил полезную переходную эпоху и оставил следы как во французской, так и в бельгийской школах. Альфред Стевен в противоположность Курбэ изображал салоны, визиты, будуары современных парижанок и хотя тоже относится к ним как реалист, но о безобразии тут нет и речи. Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) - реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен. Бастиен Лепаж, Лермит и Рафаэлли - реалисты в неодинаковой степени; в живописном отношении они более реальны, чем Курбэ, так как воспользовались уроками пленеризма и импрессионизма, хотя не все в разумной мере. В Бельгии в 1850-70 гг. также господствовало влияние Курбэ; Шарль de Гру (de Groux) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов; Луи Дюбуа - может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов. Влияние французских пейзажистов на бельгийских началось уже в тридцатых годах, но бельгийцы сначала поклонялись величественным мотивам иностранной природы; только в пятидесятых годах Киндерманс первый возвратился к изображению простой отечественной природы, Фурмуа напомнил Гоббему, Теодор Барон - писал зимы и меланхолическую осень, Клайс - спокойное море, Лэманс - лунные ночи, Ферстретер, Куртенс - все это реалисты и колористы. Несмотря на то, бельгийская живопись, по мнению Мутера, не есть выразительница тонких ощущений.