Идейные споры павла и базарова. Споры Базарова с Павлом Петровичем: кто же прав? (Роман И.С

Павел Петрович Евгений Базаров
I. Об аристократизме
Аристократия - главная движущая сила общественного развития. Идеал – английская свобода, т. е. конституционная монархия. Либерализм, прогресс, реформы - это то, что помогает двигаться обществу. Разрушение старого является для Базарова самоцелью, а не условием создания нового. Русскому человеку слова «либерализм», «реформа», «прогресс» даром не нужны. От аристократов, которые сидят сложа руки, нет никакой пользы. Базаров отрицает аристократические идеалы и принципы.
II. О русском народе
Народ не может жить без веры, он патриархален, создал здоровые основы жизни: общину и крестьянскую семью. Народ - категория неизменная. Духовный уровень народа, принципы народной жизни вечны. Дух отрицания чужд русскому народу. Пассивность, вера, патриархальность - вот постоянные черты его. Готов согласиться с тем, что пока народ суеверен, патриархален, но Базаров считает необходимым отличать народные предрассудки от интересов народа. Он считает себя представителем народа. Всё, чем восхищается Кирсанов, Базаров считает временным явлением. Мужик пока ещё не понимает собственного положения, своих интересов, но Базаров народные интересы понимает. Вера, покорность, доверчивость – временное состояние народа, дух отрицания свойствен русскому народу. Своё отрицательное направление Базаров считает проявлением народного духа.
III. Что такое отрицательное направление Базарова?
Страшно то, что говорит Базаров, когда речь идёт о религии. Он всё отрицает, но ведь надо же и строить. Нигилизм для Павла Петровича явление неприемлемое, нигилисты никого не уважают, они дурные и безнравственные люди. В России им делать нечего, Базаровы не нужны, «их всего четыре с половиной человека». Но, по мнению Базарова, «…от копеечной свечи Москва сгорела», «… нас не так мало», и нигилисты - первый огонёк, от которого вспыхнет огромное пламя. Базаров полагает, что в будущем поведут тоже нигилисты. С точки зрения Базарова, критерий пользы - это польза не для отдельной личности, не для него, а для народных интересов, и Евгений категорично говорит, что «нам не до отвлечённостей». Речь идёт о мужике, и с позиции мужика Базаров смотрит на явления русской жизни. На первый план Базаров выдвигает отрицание, которое в данный момент для него важнее всего. Всё отрицает Базаров, не находит в гражданском, общественном, семейном устройстве ни одного положения, которое он бы полностью не отрицал. Он отрицает государственный строй, общественные учреждения, семейные отношения, Бога, пользу аристократизма и аристократии, искусство, художество, красоту природы и т. д. «Самое беспощадное отрицание всего, - говорит Базаров об очерёдности задач. – Сначала всё сломать, расчистить место». По Базарову, всё, что мешает разумной организации жизни надо ломать. По мнению автора, такое разграничение разрушения и созидания неверно. Базаров не доверяет Павлу Петровичу и не говорит, действительно ли он собирается переходить от слов к делу.
IV. О нигилизме
Павел Петрович считает нигилистов людьми без «принсипов», а потому безнравственными, т.е. никого не уважающими. Нигилизм чужд духу русского народа. Нигилистов мало, их всего «четыре с половиной человека», да и те не нужны, они потерпят поражение. Нигилизм - отрицание всего: 1) Бога, религии; 2). общественного и государственного устройства России; 3). старой нравственности («принсипов»); 4). искусства. Базаров верит в то, что нигилисты решат свою главную задачу - «место расчистить». Базаров верит в торжество своих идей: «От копеечной свечи Москва сгорела…». Он не отрицает необходимости строить, необходимости положительной программы, но считает разрушение первоочередной задачей. Он утверждает критерии пользы и идеи материализма.
V. Об искусстве
Для Павла Петровича искусство - один из ведущих «принсипов» Отрицает пользу искусства, утверждая, что «…Рафаэль гроша ломаного не стоит», «…один порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта».


Итак, мы знаем, что роман «Отцы и дети» о прогрессисте и нигилисте. Почему же так много места в романе отводится любви? Почему, по замыслу автора, влюбляется Базаров?

Всё просто: чувство сбросит всё наносное, и мы увидим живого человека. Вспомните, как относился к любви сам Тургенев. Базаров всегда и везде был уверен в себе. Духовная стабильность начинает нарушаться, когда происходит испытание любовью.



Каковы же взгляды Базарова на любовь? Вспомните, что говорит об этом Базаров после рассказа Аркадия о Павле Петровиче. Ничего поэтического и романтического в этом нет. Любовь как чувство всепоглощающее Базаров не принимает. Романтических отношений знать не хочет и не признаёт.

Отношения Базарова и Одинцовой развёртываются с обоюдно возникшего интереса. Базаров, увидев её на балу, был поражён и, чтобы скрыть это, довольно цинично проявляет свой интерес: «Кто она такая?», «На других баб не похожа». Анна Сергеевна тоже заметила Базарова, но выделила его не по изысканности манер, внешне он не отличался от других, был, как и все, во фраке. Она заметила незаурядное лицо. То, что он заметил её, говорит в пользу Базарова, т.к. Анна Сергеевна поразила его не только «физиологией», но и ещё чем-то, он восхищён ею, но на первых порах он скрывает, зажимает это. Его чувство пока в зародыше. А далее следуют удивительные вещи: Одинцова из интереса к Базарову приглашает друзей в гостиницу, и Аркадий во время этого визита замечает, что Базаров смущается, конфузится и, в конце концов, краснеет, хотя идёт серьёзный разговор. Одинцова спрашивает его об отношении к людям, к науке, искусству. Базаров на её вопросы отвечает совершенно серьёзно. Мы видим, как начинает расти чувство.

Базаров принимает предложение Одинцовой побывать в Никольском. Не работать он туда ехал, а в гости к красивой женщине. Эта любовь разрастается не только как страсть, но и как жажда общения с женщиной по-настоящему умной, способной его понимать, и он это интуитивно чувствует: «Не похожа на всех прочих русских баб,» - говорит он об Анне Сергеевне.

Что нового о Базарове мы узнаём во время его визита к Одинцовой?

Мы вновь видим его смущение, но видим и его значительность, незаурядность. Тургенев говорит об Одинцовой: «Одно пошлое её отталкивало», а в пошлости Базарова никто не обвинит. Слово «нигилист» в XIX веке означало «заурядный». Базаров же явно незауряден. В разговоре с Анной Сергеевной он говорит очень серьёзно, и мысли его глубоки и значительны: «Исправьте общество - и болезней не будет». В разговоре с ней он касается и своей будущей научной деятельности. Никакой сатанинской гордости мы не видим, но в этих отношениях раскрывается то, чего он в себе ещё не знал: способность к глубокому, единому, всепоглощающему чувству. И это очень важно, потому что это истинно человеческое.

Но как же его убеждения? Он, смеющийся над всяким романтизмом, сознаёт вдруг романтика в самом себе. Даже умирая, он помнит об Одинцовой. Жизнью управляют не принципы, а ощущения. Ему казалось, что нет такой любви, а ощущения его ему сказали, что есть. И он не в силах противиться человеческому, и от этого выигрывает: чувства раскрыли его душу, показали истинно человеческое лицо. Страсть и духовное начало гармонично сочетаются в Базарове.

Сама же Анна Сергеевна Одинцова непростая женщина. Мы узнаём её биографию и знаем, как она очутилась в Никольском. Кровь её течёт спокойно, жизнь катится по накатанному пути. Для неё спокойствие превыше всего. Анна Сергеевна составляет Базарову хороший дуэт в беседах. Она ему пара по интеллекту и уму. Во многом с ним не соглашается. Но, как Базаров тянется к ней, так и она тянется к нему.

Обратите внимание: на фоне отношений Базарова и Одинцовой развиваются чувства Аркадия и Кати. Аркадий не скрывает, что влюблён, Базаров демонстрирует своё олимпийское спокойствие. У Аркадия всё происходит как бы само собой. Катя - это то, чего хотела его душа. Катя, музыка, природа – и душа Аркадия с этим согласна.

А вот с Базаровым сложнее. Он сам Базаров относится к своим чувствам неоднозначно. Базаров любит, в какой-то момент он злится на себя, потому что его глубокая натура понимает, что тот романтизм, который он считал недостойным мужчины, входит в него. Страсть Базарова тяжела, потому что, полюбив Одинцову, он обнаружил в своём мировоззрении явные пустоты. До встречи с ней он всё объяснял разумом, а сейчас это чувство разумом объяснить не может. Его мировоззрение разваливается. Он ведёт жёсткую борьбу с собой, но всё-таки находит силы объясниться с ней.

Объяснение происходит, и происходит необычно. Анна Сергеевна сама провоцирует на этот поступок Базарова. Жизнь её пуста, хочется жизненных впечатлений, она устала от этого размеренного движения жизни. А он сильный, зрелый мужчина, он не такой, как все. Этим он её и привлекает. Она хотела, чтобы он сказал ей что-то о любви. А Базарову не до шуток. В нём такая сила страсти! Он упёрся в холодное стекло лбом. Она вынудила его признаться. Она протянула руки, а в следующий момент уже оказалась в другом конце комнаты. «Мы останемся друзьями,» - говорит она.

Что же отталкивает Одинцову от Базарова? Чего она боится: что он беден или что он лекарь и сын лекаря? Она разрешает себя любить, но сама ещё не любит, она на грани любви. Она испугалась того беспокойного начала, начала поиска, революционного начала, которое живёт в Базарове. Быть с Базаровым - значит утратить покой. Ведь даже ради неё он не отступится от своих убеждений. (Представьте, а если отступится, то кем станет? Павлом Петровичем). При прощании она выглядит не блестяще, просит Базарова остаться, а он отвечает: «Зачем?» Для Базарова нужно всё или ничего, для Одинцовой, скорее, ничего, чем всё. Вспомните раздумья Одинцовой после записки Базарова, в которой он пишет, что больше не останется. Она понимает, что такого и настоящего чувства в её жизни не будет, но для неё «спокойствие лучше всего на свете», и, приняв такое решение, удовлетворённая, она засыпает. Анна Сергеевна никогда не осмелилась бы связать свою жизнь с Базаровым. Она сама строит жизнь, исходя только из разума. Но у Базарова и Одинцовой есть общие черты:

1) они ничьих мнений не разделяют;

Катя, которая боится свою сестру, полюбив Аркадия, меняется, а Анна Сергеевна её не понимает. В своём развитии, в своей судьбе она больше теряет, чем находит, она не идёт хозяйкой по жизни. Она проходит тенью, в отличие от Павла Петровича, который любил. Одинцова задушила в себе всё, будучи яркой и одарённой натурой. В эпилоге Тургенев говорит о её замужестве, но горько звучат его слова: «…может быть, доживёт до любви».

Базаров выглядит крупнее на её фоне. Он талантлив, широк душой, способен заглянуть жизни в глаза, мужественен. Он может жизнь принять такой, какая она есть, какая ударила его в лицо. А Одинцовой важен комфорт, растрачивать себя на любовь, на волнения она не может и не хочет. Она испугалась. О такой любви можно только мечтать, но с таким человеком трудно жить: он никаких полутонов не признаёт. Она оскорбила его: «Вы меня не поняли…», и он понял, что она его не любит. Он как настоящий мужчина больше не может находиться в этом доме.

Базаров в своей любви тоже выше всех, выше в своей естественной человеческой простоте. У него настоящая любовь, огонь, а она…. Тургенев несколько раз подчёркивает её холодность, говорит, что она себя «заморозила». С этого момента Базаров в корне меняется. Но он одинок и в любви. Трагизм его положения возрастает от главы к главе.

Одинцова же своей загадочностью напоминает княгиню Р. То, что Базаров отрицал, оказывается, в природе существует. Одинцова - существо загадочное, эгоистичное, холодное. И княгиня Р., и Одинцова - обе не достойны той великой любви, которую испытывают к ним герои.

Милостыню Базаров не приемлет - «…взял мою жизнь - отдай свою». Зачем ему крохи, подачки? По его мнению, человек, который всю жизнь поставил на карту любви, не мужчина. Вспомните разговор между Базаровым и Аркадием, когда они впервые уезжают из Никольского («Лучше камни бить на мостовой. Настоящий мужчина должен быть свиреп…»). Настоящий мужчина должен быть серьёзен и занят настоящим делом. Нельзя ставить на карту женской любви жизнь. Базарову пришлось признать в силу ощущения, что любовь, в смысле романтическом, существует, но от своего дела он не отказывается, ему не изменяет.

Простившись с Одинцовой, Базаров с Аркадием едет в Васильевское, к родителям.

Что представляют собой родители Базарова? Отец Евгения хочет идти в ногу с сыном, не хочет показать, чтобы Евгений догадался, какое это для него событие – приезд сына. Он пытается вести себя так, чтобы показать, что приезд сына - нормальное явление. Василий Иванович напускает на себя суровость, а у самого губы и брови дёргаются. Он, как и отец Аркадия, не хочет отстать от своего сына, хочет, чтобы кровная, человеческая, духовная связь не была прервана, поэтому у отца идёт внутренний монолог: «Я буду человеком его круга, его убеждений». Интонации отца раздражают Евгения.

Василий Иванович утверждает, что человек должен жить своим трудом, он сам всю жизнь трудился и продолжает трудиться. Как и Николай Петрович, он прежде всего видит вою связь с веком в том, что «…не без чувствительных для себя пожертвований посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу». Но тщетны усилия доброго старика. Жизнь стремительно движется вперёд, и между ним и его сыном возникает пропасть. Отец Евгения сам это осознаёт и склоняет голову перед молодёжью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Ведь вы нам на смену пришли».

Д. И. Писарев по этому поводу говорит: «Когда родителями и детьми появился такой разлад, какой мы видим между стариками Базаровыми и их сыном, тогда и выхода-то никакого нельзя придумать. Евгений Базаров, разумеется, может отшатнуться от своих родителей, и его жизнь будет всё-таки полна, потому что её наполнит умственный труд; но их жизнь? И какой же настоящий Базаров, какой мыслящий человек решится оттолкнуть от себя стариков, которые им только и живут и дышат и которые сделали всё, что могли для его образования. Эти старики буквально подсадили его на своих плечах, чтобы он мог ухватиться своими отроческими руками за нижнюю ветку дерева познания; он ухватился и полез и залез высоко, и ходу нет назад, и спуститься невозможно, а им тоже невозможно подняться кверху, потому что они слабы и дряхлы, и приходится им аукаться издали, и приходится им страдать оттого, что нет возможности расслышать и понять друг друга; а между тем старики и тому рады, что слышат, по крайней мере, неясные звуки родного голоса. Скажите, Бога ради, кто не решится, находясь в положении Базарова, замолчать совершенно и не отвечать ни одним звуком на кроткие и ласковые речи, поднимающиеся к нему… И Базаров откликается».

Какие чувства испытывает Базаров дома? В Васильевское Базаров приезжает с мыслью, что «баба его не сломает», приезжает, чтобы излечиться от любви к Одинцовой. Мировоззрение его изменяется. Радость родителей ломает Базарова. Матери он позволяет повисеть на плече. Раньше чувствам, называемым им романтизмом, он говорил нет. А сейчас всё по-другому. Он видит, как себя ведёт отец, особенно в саду: Василий Иванович поёт. Оказывается, всё, что он не признавал в простом человеке, всё это есть у отца, и получается, что, по его понятиям, отец - плебей.

И всё же, как относится Базаров к своим родителям? Прав ли Писарев? Да. Давайте вспомним сцену разговора Аркадия и Базарова под стогом. На вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает: «Да, Аркадий, люблю»

А мы ощущаем ещё больше его одиночество, видим его внутренний конфликт, он сам с собой не в ладу. В 10-й главе он уверен в себе, в своём деле: «Надо место расчистить», он знает, что надо в жизни делать. В 21-й главе он другой.

Обратите внимание на пейзаж в сцене - размышления о природе вечной.

Базаров о цели жизни, о себе говорит с другой точки зрения. У него сознание расколото. Он не только одержим желанием «место расчистить». Базаров, вероятно, начинает осознавать ошибочность своих взглядов. Отсюда и слова его: «А я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который (речь о мужике) мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну а дальше?»

Поэтому и лопух после смерти, являющийся логическим завершением человеческой жизни, по его же теории, теперь уже не устраивает Евгения, ибо кому же хочется, чтобы из него просто так, без всякого смысла, без всякой идеи, вырос лопух. Гибель идеи становится очевидной для героя, и поэтому все дальнейшие попытки бороться вызывают у него только душевные муки.

Базаров видит себя в соединении с вечностью. Каким бы он не был умным, сильным, но мы слышим его немой вопрос: «… каким бы я не был сильным, умным, Господи, что я значу, даже если я вот такой?»

Тургенев приводит Базарова к горьким мыслям. Базаров смотрит на себя: «Что значит для этой вечной жизни моё трепыханье? Можно ли поколебать вечное, вселенское? « Даже такой сильный и умный, что он может в этой жизни вечной изменить? Да и нужно ли?» Он попробовал и ударился об эту жизнь.

Каково же Базаров относится к мужику? Базаров считает, что смотрит на народ изнутри и понимает его, но даже ему не дано заглянуть в тайну мироощущения русского мужика. (Но в Марьине его принимали простые люди за своего, а Васильевском он для мужиков барин). Базаров лечит бабу «по последней методе», по выражению Базарова - старшего, а баба сама в себе: она думает о том, как бы ей оставить в благодарность четыре яичка.

Вспомните сцену игры в карты с Алексием. У обоих свои принципы, свои убеждения. Священник обладает тысячелетним живым опытом связи с русским человеком. Каким-то своим чувством он понял, что Базарова благословлять не надо. Он гибок, широк, в картишки играет, курит. Базаров рискует в игре. Священник говорит: «Рискованно играет».

Для чего дана эта сцена? Она имеет определённый смысл: крайние взгляды Базарова (для Тургенева - постепеновца «крайние») проигрывают естественной жизни, русскому быту.

Базарова, уже другого, испытавшего любовь и поражение, видевшего отцовские слёзы, отдалившегося от друга, Тургенев заставляет пройти по второму кругу: Никольское - Марьино - Никольское- Васильевское.

Развитие сюжета дважды приводит героя в одни и те же места. И если в первое посещение обнаруживаются противоречия между героями, то во время второго визита они перерастают в конфликт. Вы помните, что идеологическая, словесная дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым была показана автором в начале романа, в конце романа между ними произошла настоящая дуэль.

Во второй приезд молодых людей в Марьино Кирсановы – старшие их встречают радостно. Даже Павел Петрович потряс руку Базарова, снисходительно улыбаясь. Но в споры с Базаровым Павел Петрович не вступает: «Мы друг друга понять не можем, я, по крайней мере, не имею чести вас понимать, »- замечает он. Тем не менее, он видит в Базарове учёного, врача, человека.

Что послужило поводом для дуэли? Вспомним сцену с Фенечкой, когда Базаров её целует.

Давайте подумаем, чем вызвано поведение Базарова. Базаров любит Одинцову, и Фенечка ему не нужна. Это был флирт. Вспомните обстоятельства: летнее утро, разбитый Базаров, для которого Одинцова как наваждение. Поцелуй Базарова - это попытка вернуться к самому себе. Он считает, что любовь – романтизм, её нет, есть только ощущения. (Вспомните его высказывания о любви). Он хочет вернуться к тем позициям, к тому состоянию, которые нарушила Одинцова. Но Фенечка - жена Николая Петровича, а Базаров не признаёт традиций, чувств, условностей. По его мнению, любви нет, а есть инстинкт. Он, как уже отмечалось, хочет вернуться к прежнему состоянию, поэтому и целует Фенечку

Фенечка, уважающая до этого Базарова и доверяющая ему, говорит: «Грех вам». В ней заложена духовная культура, народная нравственность. Женский инстинкт, народная нравственность подсказывают ей эти слова. С её точки зрения, поступок Базарова безнравственный, он свидетельствует о бездуховном состоянии Евгения. Сама природа Фенечки - одухотворённость и нравственная красота.

Но вот интересно: Фенечка – жена Никола Петровича, а на дуэль Базарова вызывает Павел Петрович.

Почему? На это есть две причины.

1). Прежний Павел Петрович не вызвал бы плебея на дуэль, но в нём происходит внутренняя эволюция. Одно дело - принципы, а другое - практика. В его доме оскорбляют жену брата. Получается, что Павел Петрович перечёркивает своё отношение к аристократии и выходит на дуэль. 2). Он сам влюблён в Фенечку, бросает на неё пылкие взгляды, от которых, по словам Фенечки, «так тебя холодом и обдаёт».

Итак, Базаров видит в Фенечке Одинцову и пытается избавиться от любви к ней, П.П. Кирсанов видит в Фенечке княгиню Р.

Вспомним, как же между ними происходит объяснение, сцена вызова на дуэль (Глава 24-я). Павел Петрович приходит с палкой, украшенной набалдшником, Базаров ведёт себя единственно возможным способом: он спокоен, иронизирует и принимает вызов.

Почему всё-таки Базаров соглашается на дуэль? Если бы Павел Петрович вызвал бы Базарова на дуэль в первом споре, Базаров бы не согласился принять вызов. Тогда в душе не было чувств. Теперь же он сам изменился, и его взгляды тоже изменились, он уже другой человек, живущий не только ощущениями, но и чувствами.

Прочитайте сцену дуэли со слов: «Базаров поднял голову и увидел Павла Петровича…». Сцена дуэли - кульминация развития конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем. Единственный секундант - трус лакей Пётр. Базаров спокоен и продолжает иронизировать: «Соблаговоляю, - говорит он Кирсанову, предлагавшему «соблаговолить» выбрать оружие. Ии добавляет: «А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычен до смешного…»

Павел Петрович целится внимательно, а Базаров не целится вообще и по чистой случайности попадает в мякоть бедра Кирсанова. Базаров ведёт разговор с Павлом Петровичем в шутливой форме, с издёвкой, а Кирсанов напыщенно, серьёзно. Базаров соглашается шагами измерить взаимную неприязнь.

После ранения Павела Петровича, Базаров отказывается вести дуэль и занимается своим привычным делом: он врач. Обморок Павла Петровича не трусость, он просто очень сильно нервничает.

Таким образом, дуэль показала полную несостоятельность Павла Петровича в сравнении с Базаровым. Если в спорах Базаров побеждал Павла Петровича, и об этом нигде не было сказано, то в дуэли поражение совершенно очевидно. «Сцена эта введена для обличения элегантно дворянского рыцарства, и это справедливо».

Главный герой дуэли - Базаров. А зачем вообще нужна дуэль, мы ведь видели Базарова достаточно ясно. Обозначив позиции героев, автор проводит их через испытания любовью и жизнью. Испытание любовью Базаров выдерживает, он человек больших чувств. Таким образом, через трагическое испытание Базаров проходит победителем. Далее Тургенев проводит его через комическое. Самое трудное - не казаться смешным и жалким в смешных обстоятельствах. Трудно сохранить своё достоинство, попав в смешную ситуацию. Базаров и через смешное проходит с достоинством, так, что мы его не осуждаем. В дуэли Базаров - сильный, мужественный человек, достойный уважения.

Но у этой сцены есть и другой смысл - философский. Крайние идеологические позиции подталкивают людей к конфронтации. Базаров и Павел Петрович – олицетворение общественных сил единой нации. Единство нации - это вечность, а идеология и общественная борьба - современность, которая должна руководствоваться вечностью. Нельзя раскалывать нацию, семью. Трещина в семье - трещина в нации. Люди эти, герои романа, достойны друг друга. Дуэль показывает, что и Базаров, и Павел Петрович - неплохие люди. Павел Петрович хвалит поведение Базарова, а он говорит: «Я врач. И прекратите!» Страшна такая дуэль. Это трагедия, когда словесная дуэль перерастает в физическое уничтожение.

Обратите внимание на пейзаж в начале главы. Дисгармония в душе героя и в природе.

А как складываются отношения Базарова с другими представителями «старого мира»? Что можно сказать о них?

Николай Петрович. Давайте вспомним всё, что мы о нём уже знаем. Он мягкий, слабый человек. (Вспомните уменьшительно-ласкательные суффиксы: пухленький, седенький, ножки и т.д.).

Симпатизирует ли автор Николаю Петровичу? Да. Даже даёт собственные черты характера: любовь к природе, искусству, любовь к Пушкину. Он занимается хозяйством, размежевался с крестьянами, завёл ферму. Он старается жить передовыми идеями века, решительный противник крепостного права. Его 200 десятин обрабатывают вольнонаёмные рабочие, которые портят машины. За становым посылать либеральные принципы и порядочность человека не позволяют.. Он лишний, не способен к практической деятельности (см. 22 гл.) Он мягок, умён, оформляет брак с Фенечкой, любящий отец. Н.П. Кирсанов пользуется уважением автора, но он «лишний»

А как складываются отношения с Аркадием? Давайте проследим их отношения от начала до конца. Аркадий Кирсанов - молодой, романтичный дворянин - попадает под влияние демократа Базарова, увлёкшись его идеями. Аркадий вообще легко поддаётся влиянию. Но трудовой образ жизни демократов для Аркадия, очевидно, не очень характерен: автор ни разу не показывает молодого Кирсанова за работой. Зато столько раз Аркадий заявляет о своих новых взглядах и откровенно любуется собой. Вспомните несколько примеров. Когда Аркадий и его отец едут в Марьино, отец говорит ему о родных местах и читает Пушкина. Аркадию это нравится, но, боясь показаться перед Базаровым романтиком, сделав равнодушный вид, он говорит о том, что нет разницы для человека, где родиться. Явно желая озадачить отца и дядю, Аркадий произносит слово «нигилист», не очень тактично заводит разговор о месте Фенечки в доме - ему хочется продемонстрировать широту взглядов. Нигилистические корни не укрепились в нём прочно.

Как Базаров относится к Аркадию? Он одёргивает своего молодого ученика, просит «не говорить красиво», но в то же время он привязан к Аркадию, и его можно понять: Аркадий - добрый и во многом симпатичный юноша, но вот тяжесть и суровость задачи, которую ему хочется взвалить на себя, он осознаёт плохо.

Противоречия между друзьями начинают обнажаться с того времени, когда они побывали в гостях у Одинцовой. Именно в Никольском появляется первая трещина. Аркадий не выдерживает сравнения с Базаровым. Анне Сергеевне он не интересен. Здесь же, в Никольском, начинается увлечение Катей, правда, на первых порах он этого не осознаёт. Между обоими молодыми людьми с некоторых пор установилось какое-то лжеразвязное подтрунивание, что всегда служит признаком тайного неудовольствия или невысказанных подозрений.

В усадьбе Базаровых Аркадий вступает в спор с Евгением. Этого раньше никогда не было! Под влиянием соперничества происходит окончательное осознание Аркадием своего «я», и здесь особенно проявляется связь Аркадия с дворянским гнездом: он стремится оправдать в глазах Базарова Павла Петровича, не соглашается с его резкими оценками.

Герои оказываются в одной ситуации: оба влюблены в Одинцову, оба без взаимности. Глубокая страсть Базарова оттеняет увлечение быстро утешившегося Аркадия.

Как строятся взаимоотношения Аркадия с Катей? Аркадий - мягкий воск, из которого человек сильный слепит всё, что угодно. Он подчиняется Кате, 18-летней девушке. Её это не удивляет: она сильная натура, она настоящее чудо: умная, красивая, умеет за себя постоять. Не замечая, Аркадий попадает под влияние Катерины Сергеевны. Она сразу видит разницу между Аркадием и Евгением и замечает, что они люди разной породы. «Он хищник, а мы ручные, » - говорит она. Катя понимает, что таким, как Базаров, а он «другой породы», нужно родиться. Умная Катя скоро понимает и другое: у Аркадия, после того, как он отошёл от Базарова, убеждений не осталось, остались только следы сатирического направления. Он, влюбившись в Катю, становится рьяным хозяином, ведёт общую жизнь с отцом в Марьине. Любовь Аркадия к Кате окончательно разводит друзей, а женитьба «усмиряет» Аркадия. Насколько крепки демократические идеалы Аркадия, говорят опять-таки сцены в Никольском

Базаров : «Мы прощаемся навсегда… для нашей горькой, терпкой бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость и молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не дерётесь - и уже воображаете себя молодцами, а мы драться хотим. Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собой, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно - нам других подавай; нам других ломать надо! Ты славный малый, но ты всё-таки мякенький либеральный барич».

Аркадий : «Я теперь уже не тот заносчивый мальчик, каким я сюда приехал… я по-прежнему желаю быть полезным; желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, а задавал себе задачи, которые мне не по силам».

Как мы видим, Аркадий осознал невозможность принять участие в революционной деятельности. И хотя «преобразования и необходимы», его роль в них ограничится только хозяйственной деятельностью в своей усадьбе. Задачи самовоспитания оказались Аркадию не по плечу. Итак, идеалы дворянства достигнуты Аркадием, осуществимы им. Аркадий грустит при разлуке с Базаровым : «Ты прощаешься со мной, Евгений?» И Базаров ему отвечает: «Ты ведь уж сам давно простился со мной»... С делом же, которому так предан Базаров, Аркадий давно уже расстался. Горько для обоих это прощание, оба переживают разлуку. «Ты прощаешься, и нет других слов, » - говорит Аркадий, а Базаров верен себе: он не хочет показывать своих чувств, но мы понимаем, что происходит в душе Базарова: «Есть, но я могу рассиропиться». Из всех людей Аркадий был для Базарова самым близким человеком, но Евгений понимает: для Аркадия естественно сделать то, что он сделал. И Евгений говорит Аркадию, чтобы он брал пример с галки. Галка - семейная птица, сидящая на кончике своего гнезда, и Аркадий вернулся к своему гнезду, став рьяным хозяином.

Почему «рьяным»? Аркадий не пошёл рядом с Базаровым, он опустился ниже своих родителей - «отцов», считая, что разумно можно строить отношения с рабочими с помощью станового. Если отец Аркадия мягок, то сам Аркадий бесхарактерен. Молодой Кирсанов не удерживается на уровне порядочности отцов. Перед нами дворянин-хозяин с капиталистической хваткой .

Вывод. Даже лучшие из дворян, свободные от предрассудков, практичные, демократичные «дальше благородного кипения дойти не могут, а это пустяки». Они слабы, вялы, не могут противостоять «новым людям». Главная задача Тургенева - доказать: «если сливки плохи, каково же молоко?»

Тургенев остаётся в оценке дворян человеком их круга, дворянство - его класс, но он перестал быть передовым, имея, безусловно, право на существование. В далёкое будущее дворяне повести не могут. «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса».

Но Тургенев не видел никаких условий развития и другого направления. Либеральные дворяне, которые ничего не сделают, всё- таки имеют какие-то условия деятельности (ферма Аркадия процветает), а Базаров трагически одинок: нет никаких соратников рядом, нет людей одного с ним масштаба, тех, кто мог бы «не спасовать перед ним». Анна Сергеевна - натура сильная, но она равнодушна к делам Базарова.

Базаров прощается не только с Аркадием, но и с Одинцовой, хотя та и выражает надежду на встречу. Давайте ещё раз проследим их отношения и посмотрим, понял ли Базаров Анну Сергеевну. Что творится в душе каждого из них? Это нам будет знать необходимо для того, чтобы понять их во время последней их встречи перед смертью Базарова.

Итак, Базаров знакомится с Анной Сергеевной на балу. Они обратили внимание друг на друга, выделяясь среди остальных своей незаурядностью. Он принимает приглашение навестить её сначала в гостинице, а затем и в её имении в Никольском. Мы с вами знаем и причину приезда Базарова и Аркадия в Никольское: они увлечены каждый по-своему Анной Сергеевной, пытаются это скрыть друг от друга. Мы знаем об их «однообразных» 15 днях, проведённых ими здесь. Для Базарова эти дни имеют свою сокрытую динамику становления его отношений с Одинцовой, знаем, чем заканчиваются эти отношения.

А как их характеризует Писарев? Отношения Базарова с Одинцовой кончаются тем, что между ними происходит странная сцена. Она вызывает его на разговор о счастье и любви, она с любопытством, свойственным холодным и умным женщинам, выспрашивает у него, что в нём происходит, она вытягивает из него признание в любви. Она с оттенком невольной нежности произносит его имя; потом, когда он, ошеломлённый внезапным притоком ощущений и новых надежд, бросается к ней и прижимает её к груди, она же отскакивает с испугом на другой конец комнаты и уверяет его, что он её не так понял, что он ошибся».

Всё кончено. Один из принципов Базарова: «Нравится тебе женщина - старайся добиться толку; а нельзя - ну и не надо, отвернись - земля не клином сошлась, » - в своей первой части изжил себя. Как это не тяжело осознавать Базарову, но теперь у Одинцовой ему делать нечего. «Базаров уходит из комнаты, и тем кончаются отношения. Он уезжает на другой день после этого происшествия, потом видится раза два с Анной Сергеевной, даже гостит у неё вместе с Аркадием, но для него и для неё прошедшие события оказываются действительно невоскресимым прошедшим, и они смотрят друг на друга спокойно и говорят между собой тоном рассудительных и солидных людей, » - отмечал Д.И. Писарев.

Но так ли это? Так ли уж всё спокойно в отношениях между Базаровым и Одинцовой? Уж не просмотрел ли Писарев какие – то глубинные процессы, которые привели к гибели Базарова? Чем явился для Базарова новый его приезд в имение Одинцовой? Ведь его принципы определяют смысл его жизни, и вдруг…

Он нарушил этот принцип; знал, что «толку» от Одинцовой не добиться, а всё равно опять к ней поехал. Базаров полюбил Одинцову сильно, поэтому, может быть, и тешил себя тем, что мог обмануться в её холодности… Вдруг она всё же окажется лучше, вдруг при новой встрече она всё-таки произнесёт ожидаемые им три слова. Он подверг жестокому испытанию всё своё мировоззрение: ведь если стоит «сломаться» одному этому принципу, то какова цена всего остального. Не так-то легко было Базарову решиться на третье посещение имения Одинцовой.

Что же произошло во время этой встречи? Базаров теперь пробыл у Одинцовой недолго, но был бы рад пожить здесь подольше, затем и приехал, но понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему, потому и побыл недолго.

Но интересное всё же произошло. Вспомните, Тургенев говорит, что после какой-то одной фразы Базарова, сказанной им на следующий день после приезда, лицо Одинцовой «…попеременно краснело и бледнело». Что случилось? Базаров высказался о возможности помолвки Кати и Аркадия: «Партия во всех отношениях хорошая; состояние у Кирсанова изрядное, о

Споры Базарова с Павлом Петровичем: кто же прав? (Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Роман "Отцы и дети", по определению русского писателя Владимира Набокова, - это "не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений XIX века". Центральное место здесь занимают долгие споры молодого разночинца нигилиста Евгения Базарова и стареющего аристократа Павла Петровича Кирсанова.
Эти герои отличаются друг от друга всем: возрастом, социальным положением, убеждениями, внешностью. Вот портрет Базарова: "высокого роста в длинном балахоне с кистями", лицо "длинное и худое с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум"; у героя тонкие губы, а "его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа". А вот портрет главного базаровского оппонента: "...вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик... изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов".
Павел Петрович лет на двадцать старше Базарова, но, пожалуй, даже в большей степени, чем он, сохраняет в своем облике приметы молодости. Старший Кирсанов - человек, чрезвычайно заботящийся о своей внешности, чтобы выглядеть как можно моложе своих лет. Так и подобает светскому льву, старому сердцееду. Базаров, напротив, о внешнем виде нисколько не заботится. В портрете Павла Петровича писатель выделяет правильные черты
и строгий порядок, изысканность костюма и устремленность к легким, неземным материям. Этот герой и будет отстаивать в споре порядок против базаровского преобразовательского пафоса. И все в его облике свидетельствует о приверженности норме. Даже рост у Павла Петровича средний, так сказать, нормальный, тогда как высокий рост Базарова символизирует его превосходст-во над окружающими. И черты лица у Евгения подчеркнуто не- . правильные, волосы неухоженные, вместо дорогого английского костюма Павла Петровича у него какой-то странный балахон, рука красная, грубая, тогда как у Кирсанова - красивая рука "с длинными розовыми ногтями". Зато широкий лоб и выпуклый череп Базарова выдают в нем ум и уверенность в себе. А у Павла Петровича лицо желчное, и повышенное внимание к туалету выдает в нем тщательно скрываемую неуверенность в собственных силах. Можно сказать, что это постаревший лет на двадцать пуш-. кинский Онегин, живущий в другую эпоху, в которой этому типу людей скоро уже не будет места
Какую же позицию отстаивает в споре Базаров? Он утверждает, что "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Евгений глубоко убежден, что достижения современного естествознания в перспективе позволят решить и все проблемы общественной жизни. Прекрасное - искусство, поэзию - он отрицает, в любви видит только физиологическое, но не видит духовного начала. Базаров "ко всему относится с критической точки зрения", "не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип". Павел Петрович же провозглашает, что "аристократизм - принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди". Однако впечатление от вдохновенной оды принципам заметно ослабляется тем обстоятельством, что оппонент Базарова на первое место ставит наиболее близкий себе "принсип" аристократизма. Павел Петрович, воспитанный в обстановке безбедного усадебного существования и привыкший к петербургскому светскому обществу, не случайно на первое место ставит поэзию, музыку, любовь. Он никогда в своей жизни не занимался никакой практической деятельностью, исключая короткую и необременитель- ную службу в гвардейском полку, никогда не интересовался естественными науками и мало что в них смыслил. Базаров же, сын небогатого военного врача, с детства приученный к труду, а не к праздности, кончивший университет, увлекающийся естественными науками, опытным знанием, очень мало в своей короткой жизни имел дело с поэзией или музыкой, может быть, и Пушкина-то толком не читал. Отсюда и резкое и несправедливое суждение Евгения Васильевича о великом русском поэте: "...Он, должно быть, в военной службе служил... у него на каждой странице: На бой, на бой! за честь России!", кстати говоря, почти дословно повторяющее мнение о Пушкине, высказанное в беседе с Тургеневым писателем-разночинцем Н.В. Успенским (автор "Отцов и детей" называл его "человеконенавидцем").
Базаров не имеет и такого опыта в любви, как Павел Петрович, потому и склонен слишком упрощенно относиться к этому чувству. Старшему Кирсанову уже довелось изведать любовные страдания, именно неудачный роман с княгиней Р. побудил его на долгие годы осесть в деревне у брата, а смерть возлюбленной еще сильнее усугубила его душевное состояние. У Базарова любовные муки - столь же неудачный роман с Анной Сергеевной Одинцовой еще впереди. Потому-то в начале романа он столь уверенно сводит любовь к известным физиологическим отношениям, а духовное в любви называет "романтической чепухой".
Базаров -.реалист, а Павел Петрович - романтик, ориентированный на культурные ценности романтизма первой трети XIX века, на культ прекрасного. И его, конечно, коробит от базаровских высказываний насчет того, что "порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта" или что "Рафаэль гроша медного не стоит". Здесь Тургенев с базаровской точкой зрения, безусловно, не согласен. Однако он не дает победы в этом пункте спора и Павлу Петровичу. Беда в том, что рафинированный аристократ-англоман не обладает не то что способностями Рафаэля, но вообще никакими творческими способностями. Его рассуждения об искусстве и поэзии, так же как и об обществе, - пустые и тривиальные, часто комичные. Достойным противником Базарову Павел Петрович никак не может быть. И когда они расстаются, старший из братьев Кирсановых "был мертвец", конечно, в переносном смысле. Споры с нигилистом хоть как-то оправдывали смысл его существования, вносили некое "бродильное начало", будили мысли. Теперь же Павел Петрович обречен на застойное существование. Таким мы его и видим за границей в финале романа.
Тургеневскому замыслу вполне отвечала победа Базарова над аристократом Кирсановым. В 1862 г. в одном из писем по поводу "Отцов и детей" Иван Сергеевич особо подчеркивал, что "вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса... Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью - если он не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели. Но "рассыропиться", говоря его словами, я не хотел, хотя через это я бы, вероятно, тотчас имел молодых людей на моей стороне. Я не хотел накупаться на популярность такого рода уступками. Лучше проиграть сражение... чем выиграть его уловкой. Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная -и все-таки обреченная на гибель, - потому
что она все-таки стоит в преддверии будущего..." Сам Тургенев был представителем того же поколения, что и Павел Петрович, но из героев своего романа наибольшие симпатии испытывал к молодому нигилисту Базарову. В 1869 г. в специальной статье, посвященной "Отцам и детям", писатель прямо указывал: "Я честно, и не только без предубежденья, но даже с сочувствием отнесся к выведенному мной типу... Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий все художественное, я придал ему резкость и бесцеремонность тона - не из нелепого желания оскорбить молодое поколение (!!!)... "Эта жизнь так складывалась", - опять говорил мне опыт, - может быть, ошибочный, но, повторяю, добросовестный... Личные мои наклонности тут ничего не значат; но, вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений Базарова на художества, - я разделяю почти все его убеждения. А меня уверяют, что я на стороне "Отцов"... я, который в фигуре Павла Кирсанова даже погрешил против художественной правды и пересолил, довел до карикатуры его недостатки, сделал его смешным!" Тургенев был честен как художник в той же мере, в какой честен как человек был созданный его воображением персонаж. Писатель не хотел идеализировать Базарова и наделил своего героя всеми теми недостатками, которыми в избытке обладали его прототипы из радикальной разночинной молодежи. Однако Тургенев не лишил Евгения и русских корней, подчеркнув, что наполовину герой вырастает из русской почвы, коренных условий русской жизни, а наполовину формируется под влиянием привнесенных из Европы новых идей. И в споре с Павлом Петровичем Базаров, по убеждению писателя, да и любого вдумчивого читателя, прав в основных своих позициях: в необходимости подвергать сомнению сложившиеся догмы, неустанно трудиться на благо общества, критически относиться к окружающей действительности. Там же, где Базаров не прав, в утилитарных взглядах на природу прекрасного, на литературу, на искусство, победа все равно не остается на стороне Павла Петровича. Аркадий и Базаров
После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева "Отцы и дети" вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что "плебей" Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничавший в журнале "Современник", назвал Базарова "асмо-деем нашего времени".
Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И. С. Туг генева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи,
появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству.
Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: "Отцы и дети". Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений - вечная проблема классической литературы, с другой, - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов.
Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей мы можем их отнести.
Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря "детей", лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере.
Центральное место в романе занимает фигура нового человека - Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые "драться хотят". Другие - люди старшего поколения, которые не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова. Они изображены мелкими, слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интересами. В романе представлены дворяне и разночинцы 2-х поколений - "отцов" и "детей". Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в чужой ему среде.
В Марьине Базаров - гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в главном -в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и уже переставал повторять слепо за Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не выдерживает я выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до драки. Разница между героями видна в их поведении в "империи" Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело - естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем. Аркадий - совершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное - уют и покой, а для Базарова - не сидеть сложа рук, трудиться, двигаться.
Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде. Крупное разногласие возникло между "друзьями" в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно "ученик" выходит из-под власти "учителя". Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. "Ты, нежная душа, размазня", - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. "Ученик" не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену "отцам", не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий -человек, принадлежащий старому поколению, поколению "отцов".
Писарев очень точно оценивает причины разногласий между "учеником" и "учителем", между Аркадием и Базаровым: "Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов".
Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.


О чём спорят Базаров и Павел Петрович Кирсанов?

«В девяти случаях из десяти спор

кончается тем, что каждый из его участников ещё

больше убеждается в своей абсолютной правоте».

Дейл Карнеги.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» вечный конфликт двух поколений перерастает в социальный конфликт, конфликт двух идеологий. Основной спор идёт между двумя главными героями: Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, хотя в споре участвуют, прямо или косвенно, все действующие лица романа и сам автор.

Спор между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым отражает борьбу между либеральными и демократическими силами в России. Эта борьба особенно ожесточилась в 1859 году. В основе конфликта героев лежит обсуждение значительной части главных вопросов русской жизни. Герои выражают своё отношение к народу, к культурному наследию России, к искусству, спорят о нравственных нормах, о любви, о вере и безверии.

Что же представляют собой основные противники спора? Павел Петрович Кирсанов родился и воспитывался в дворянской семье, отсюда его аристократические манеры.

Отец же Базарова был бедным лекарем. Евгений гордится своим демократическим происхождением. Он говорит, что его дед землю пахал. Их происхождение разное, и поэтому у них разные взгляды.

Павел Петрович и Базаров спорят уже своим внешним видом. Изысканный туалет и полированные ногти Кирсанова, совершенно не нужные в такой деревенской глуши, уже оскорблены пыльным балахоном с кистями, в который одет Евгений. Его развязная и грубоватая речь, его немыслимые бакенбарды и красная обнажённая рука шокируют Павла Петровича, который даже не хочет поздороваться с Базаровым, потому что это, как он считает, ниже его достоинства и он не подаст Евгению свою руку в белоснежном рукавчике с опалом.

Разное отношение у героев романа и к науке, и к искусству.

Они часто спорят на эти темы. Кирсанов считает, что искусство – вещь полезная, а Базаров полностью это отрицает, говоря, что «Рафаэль медного гроша не стоит» и «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Он отрицает также науку «вообще», хотя «в лягушек верит».

На народ у них тоже разные взгляды. Базаров говорит о Павле Петровиче, что тот никогда не подаст руки простому мужику, никогда не подойдёт к нему, не зажав носа платком. Но, по словам Кирсанова, Евгений презирает простой народ хотя бы за то, что мужики верят в Илью-пророка, разъезжающего по небу, когда гром гремит.

Павел Петрович – приверженец «принсипов», принятых на веру. Он считает, что если так принято, то это верно. А Базаров – нигилист, он намерен всё сломать. Евгений хочет сначала расчистить место, а уж потом думать, что делать дальше. Под словом «всё» он также подразумевает и политический строй того времени.

К любви у героев тоже разное отношение. Павел Петрович считает, что есть возвышенные чувства, но его любовь к некой княгине Р. оборачивается земной влюблённостью в Фенечку. Базаров вообще отрицает любовь и говорит. Что если проштудировать анатомию глаза, то неизвестно, откуда возьмётся таинственный взгляд. Но Евгений влюбляется в Одинцову и находит в её лице и таинственную улыбку, и таинственный взгляд. Он отрицает возвышенные чувства и называет их ощущениями, но сам противоречит себе.

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов спорят на разные темы, а Тургенев использует спор как приём для раскрытия взглядов своих героев. Формально в споре побеждает Базаров: он хладнокровнее, а Кирсанов начинает выходить из себя, разгорячается. Но в споре с автором Евгений проигрывает. Мужики называют его «шутом гороховым» и думают, что и барин их понять не может, и они его тоже не понимают.

«Базаровщина» потерпела поражение, но Базаров, способный подвергнуть сомнению правоту своих взглядов, победил. Перед смертью он говорит: «Я нужен России…да нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» умирает нигилист Базаров, герой-одиночка, с ним умирает всё то, что есть несправедливого и неправильного в новых теориях того времени. Этим Тургенев показывает, что новые силы, избавившись от неверного и наносного, ещё выйдут на дорогу перемен, ещё скажут своё последнее слово.

Views: 13786

Прочитав десятую главу произведения «Отцы и дети», легко убедиться в том, что взгляды на жизнь Павла Петровича и Базарова диаметрально противоположны. К примеру, Павел Петрович высоко ставит аристократию: «…я уважаю аристократов — настоящих… Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её». Базаров же, наоборот, очень низкого мнения об аристократах: «Дрянь, аристократишко». Другое различие их мировоззрений в том, что Павел Петрович очень любит искусство и не терпит тех, кто не уважает деятелей духовной культуры: «Мне сказывали, что в Риме наши художники в Ватикан ни ногой. Рафаэля считают чуть не дураком, потому что это, мол, авторитет, а сами бессильны и бестолковы до гадости; а у самих фантазия дальше «Девушки у фонтана» не хватает, хоть ты что! И написана-то девушка прескверно. По-вашему, они молодцы, не правда ли?», на что Базаров возражает: «По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его». Кроме того, Базаров не верит в то, что существует «хоть одно постановление, <…> которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания». Павел Петрович на это отвечает: «Я вам миллионы таких постановлений представлю, миллионы!»

Итак, мы убедились, что Павел Петрович и Базаров — совершенно разные люди, их взгляды на вещи в буквальном смысле противоположны, и спорят они об аристократах, искусстве и принципах. Павел Петрович уверен, что они играют огромную роль в жизни людей, Базаров же считает, что они не имеют смысла.

10 класс

Формат

Принято считать, что в словесной схватке либерала Павла Петровича с революционером-демократом Базаровым полная правда остается на базаровской стороне. Между тем на долю победителя достается весьма относительное торжество. Симпатии читателей связаны с Базаровым не потому, что он абсолютно торжествует, а "отцы" бесспорно посрамлены. Обратим внимание на особый полемики героев и не совсем обычный нравственно-философский ее результат. К концу романа, в разговоре с Аркадием, Базаров упрекает своего ученика в пристрастии к употреблению "противоположного общего места".

На вопрос Аркадия, что это такое, Базаров отвечает: "А вот что: сказать, например, что просвещение полезно, это общее место; а сказать, что просвещение вредно, это противоположное общее место. Оно как будто щеголеватее, а в сущности одно и то же". И Базарова, между прочим, можно с таким же успехом обвинить в использовании "противоположных общих мест". Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них, Базаров отрицает разумность того и другого. утверждает, что без "принс`ипов" могут жить лишь безнравственные и пустые люди, Евгений Васильевич называет "прынцип" бессмысленным, нерусским словом. Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует: "Что ж, коли он заслуживает презрения!" Павел Петрович говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: "Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!" и т. д. Базаров прав до известной степени: любые истины и авторитеты должны проходить проверку сомнением. Но "наследник" должен обладать при этом чувством сыновнего отношения к культуре прошлого. Это чувство Базаровым подчеркнуто отрицается.

Принимая за абсолют конечные истины современного естествознания, Базаров впадает в нигилистическое отрицание всех исторических ценностей. Тургенева привлекает в разночинце отсутствие барской изнеженности, презрение к прекраснодушной фразе, порыв к живому практическому делу. Базаров силен в критике консерватизма Павла Петровича, в обличении пустословия русских либералов, в отрицании эстетского преклонения "барчуков" перед искусством, в критике дворянского культа любви. Но, бросая вызов отживающему строю, герой в ненависти к "барчукам проклятым" заходит слишком далеко Отрицание "вашего" искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание "вашей" любви - в утверждение, что любовь - "чувство напускное": все в ней легко объясняется физиологическим влечением, отрицание "ваших" сословных принципов - в уничтожение любых принципов и авторитетов, отрицание сентиментально-дворянской любви к народу - в пренебрежение к мужику вообще. Порывая с "барчуками", Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры, ставя себя в трагическую ситуацию.

В споре с Базаровым Павел Петрович прав до известной степени: жизнь с ее готовыми, исторически взращенными формами не уступит произволу бесцеремонно обращающейся с нею личности или группы лиц. Но доверие к опыту прошлого не должно препятствовать проверке его жизнеспособности, его соответствия вечно обновляющейся жизни. Оно предполагает отечески бережное отношение к новым общественным явлениям. Павел Петрович, одержимый сословной спесью и гордыней, этих чувств лишен. В его благоговении перед старыми авторитетами заявляет о себе "отцовский" дворянский эгоизм. Недаром же Тургенев писал, что его "направлен против дворянства как передового класса". Итак, Павел Петрович приходит к отрицанию человеческой личности перед принципами, принятыми на веру. Базаров же приходит к утверждению личности, но ценой разрушения всех авторитетов. Оба эти утверждения - крайние: в одном - закоснелость и эгоизм, в другом - нетерпимость и заносчивость.

Спорщики впадают в "противоположные общие места". Истина, ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает отеческой любви к ней, Базарову - сыновнего почтения. Участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная социальная нетерпимость. (*113) Поэтому оба, в сущности, не вполне справедливы по отношению друг к другу и, что особенно примечательно, к самим себе. Уже первое знакомство с Базаровым убеждает: в его душе есть чувства, которые герой скрывает от окружающих. "Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку". Однако нет-нет, да и сорвется герой Тургенева, заговорит с преувеличенной резкостью, с подозрительным ожесточением. Это случается, например, всякий раз, когда речь заходит об искусстве. Тут Базарову изменяет хваленая уравновешенность: "Искусство наживать деньги или нет более геморроя!" Почему?

Не является ли базаровская нетерпимость результатом ощущения скрытой власти искусства над его внешне "нигилистической" душой? Не сознает ли Базаров в музыке и в искусстве силу, самым нешуточным образом угрожающую его ограниченным взглядам на природу человека? И другое. Первый завтрак в Марьине. Базаров "вернулся, сел за стол и начал поспешно пить чай". Каковы же причины поспешности? Неужели внутреннее замешательство и неловкость перед Павлом Петровичем? Уж не "робеет" ли сам Базаров, так трунивший над робостью Николая Петровича? Что скрывается за "совершенно развязною" манерою его поведения, за "отрывистыми и неохотными" ответами? Очень и очень не прост с виду самоуверенный и резкий тургеневский разночинец. Тревожное и уязвимое сердце бьется в его груди. Крайняя резкость его нападок на поэзию, на любовь, на философию заставляет усомниться в полной искренности отрицания. Есть в поведении Базарова некая двойственность, которая перейдет в надлом и надрыв к финалу романа. В Базарове предвосхищаются герои Достоевского с их типичными комплексами: злоба и ожесточение как форма проявления любви, как полемика с добром, подспудно живущим в душе отрицателя.

В тургеневском "нигилисте" скрыто присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и "романтизм", и народное начало, и семейное чувство, и умение ценить красоту и поэзию. Не случайно Достоевский высоко оценил роман Тургенева и трагическую фигуру "беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм".