Иеромонах фотий биография, фото, личная жизнь. Личная жизнь отца Фотия: как победитель «Голоса» существует в монастыре

Российские зрители в 2015 году могли наблюдать, как скромный монах стал победителем шоу Голос, обойдя сотни и тысячи других претендентов. У кого-то это событие вызвало негодование, у кого-то возмущение, но равнодушных осталось мало. Иеромонах Фотий (в миру Виталий Мочалов) - священнослужитель Русской православной церкви, наместник Пафнутьево-Боровского монастыря в Калужской области, первый священник, который обрел славу после телевизионного проекта.

Детство и юность будущей звезды

Виталий Мочалов родился 11 ноября 1985 года в городе Горький (нынешний Нижний Новгород). Семья не была верующей. Мальчик с детства увлекался музыкой и посещал музыкальную школу, где обучался пению и игре на фортепиано. Уже будучи подростком, Виталий пел в церковном хоре, а также часто солировал в школьном коллективе. После школы Виталий решает поступить в музыкальное училище по специальности музыкальная теория.

Но спустя год вся семья принимает решение эмигрировать в Германию, город Кайзерслаутерн. Там юноша не оставляет своего увлечения и обучается игре на органе. Виталий даже подрабатывал игрой на органе на концертах в католических и протестантских храмах.

К вере молодой человек пришел самостоятельно. В 7 лет попросил маму пойти окрестить его, так как боялся, что не сможет стать ангелом. Мама и сын приняли крещение, но воцерковление произошло позже. После посещения детского православного лагеря «Благовест» Виталий вернулся домой другим. Он всецело окунулся в атмосферу православной жизни, общения с Богом, посещал службы , трудился, пел на клиросе.

Путь в монастырь

Прожив три года в Германии, Виталий без родителей вернулся в Россию с твердым решением оставить мирскую жизнь, возможность быть женатым, деньги, успех и стать монахом. Будущий священник начал свое служение в Пафнутьево-Боровском монастыре Калужской епархии. Духовным отцом его стал известный духовник схиархимандрит Власий, к которому многие верующие обращаются за советами. Когда у Виталия еще были сомнения в выборе своего жизненного пути, именно Власий предложил ему оставаться в монастыре.

Сначала Виталий был пострижен в иноки, в 2011 году рукоположен в иеродиакона, а в 2012 году принял сан иеромонаха под именем Фотий (значение этого имени с греческого языка -»свет»). Впоследствии батюшка стал регентом хора этого монастыря.

Обучением монастырских певчих занимался талантливый педагог Виктор Твардовский. С ним батюшка вновь увлекся вокалом и начал активно петь. По словам самого Фотия, Виктор помог ему «настроить» голос, а упражнения его авторской методики Фотий использует до сих пор.

Увлечений у монаха было много и помимо пения. В монастыре он занимался дизайном и версткой приходских изданий, увлекался фотографией и видеомонтажом. Существовала даже возможность, что Фотий пойдет служить в армию, и сам монах собирался отдать долг родине, но из-за проблем со зрением в армию его не призвали. Фотий прекрасно владеет немецким и английским языками.

Шоу «Голос»

Идея участия в Голосе появилась у монаха давно. Еще в 2013 году он отправил заявку и даже был приглашен на кастинг. Но в тот год батюшка не решился просить благословения у церковного начальства. Вновь попытать счастья Фотий решил в 2015 году, и тогда Первый канал написал официальное письмо митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту с просьбой отпустить иеромонаха на шоу. Ответ был положительным, церковное начальство благословило Фотия.

Слепые прослушивания стали первым серьезным испытанием в шоу. Иеромонах исполнял арию Ленского из оперы «Евгений Онегин». Повернулся только Григорий Лепс. Было видно, как батюшка немного шокирован таких течением событий, ведь, по его словам, он планировал попасть к Александру Градскому. Первой мыслью Фотия было: «Что я буду делать с Григорием Лепсом?».

Но дальнейшие события показали, что это наилучший вариант, ведь Григорий привел монаха к победе. Лепс даже сразу же на слепом прослушивании подал идею для будущей песни, которую прошептал Фотию на ухо. Оказалось, что это композиция «По дороге в Загорск», которая и была исполнена в четвертьфинале.

На своем пути в проекте Фотий исполнял разнообразный репертуар :

  • композиция Андреа Бочелли;
  • пронзительный «Монолог» на стихи Ахматовой;
  • романс «По дороге в Загорск»;
  • песня «Спокойной ночи, господа» в финале;
  • композиция «Лабиринты» в дуэте с Григорием Лепсом.

В качестве песни победителя Фотий спел проникновенную композицию Джоша Гробана «Перте» (Для тебя). Певец вообще уважает творчество Гробана и часто исполняет другую его композицию «Алиготе» (Уходи).

Члены жюри очень тепло и с огромным уважением относились к батюшке. Василий Вакуленко (Баста) даже попросил благословения, а Александр Градский неизменно защищал и хвалил необычного конкурсанта.

Когда проект подошел к зрительским голосованиям, сомневаться в победе Фотия уже не приходилось. Ведь батюшка опережал своих конкурентов с огромнейшим отрывом, раз за разом лишь увеличивая проценты. Народ откликнулся и проникся добродушием, скромностью и искренним исполнением монаха. Многие голосовали не столько за пение, сколько за образ, за смелость.

После победы Фотия поздравил сам патриарх Кирилл. В своем послании он отметил, что мероприятие изначально было очень спорным и вызывало сомнения, ведь эстрада и слава несовместимы с монашеством. Но результат превзошел все ожидания. Также патриарх пожелал сохранить Фотию ту скромность и естественность поведения в непростое время после конкурса и отметил, что выбранный им монашеский путь превышает ту победу, которую он одержал.

Монах Фотий после всплеска славы

Конечно, обрушившаяся слава кардинально изменила творчество и жизнь иеромонаха Фотия. Теперь он ведет активную концертную деятельность, общается в социальных сетях и больше не может быть просто иноком в монастыре. Приходится совмещать монашескую и светскую жизнь. В 2016 году даже была опасность, что Фотий покинет сцену и концертную деятельность.

В СМИ появилась информация, что исполняющий обязанности наместника Пафнутьево-Боровского монастыря спросил патриарха о том, что делать с Фотием, ведь он не только поет, но и дает различные интервью, через которые у людей формируется представление о православии и монашестве. В частности, был упомянут эпизод, в котором Фотий говорил, что в монастыре ему «стало скучно». Патриарх ответил, что через отца Фотия многие открывают для себя православную веру, у монаха есть не только слава, но и народная любовь. Поэтому патриарх не стал использовать свои властные полномочия и запрещать батюшке выступать.

Другие священнослужители тоже в основном положительно оценивают деятельность Фотия. Ведь если хотя бы один человек задумается о вере, придёт в храм благодаря пению и выступлениям священника, это будет уже маленькая победа и благое дело.

Активная гастрольная деятельность занимает сейчас все время иеромонаха Фотия. Последние новости могут радовать поклонников: график батюшки расписан на много месяцев вперед. В репертуаре арии из известных опер, зарубежные хиты, классические эстрадные композиции. Фотий, как правило, выступает в небольших камерных залах. Киров, Псков, Санкт-Петербург, Обнинск, Москва - далеко не полный список городов, где выступал иеромонах. В июне 2017 года был дан большой сольный концерт в Крокус Сити Холл.

В социальных сетях можно легко найти аккаунты Фотия (иеромонаха), где сейчас активно публикуются все новости и концертная программа. На его страничке вконтакте выкладываются различные композиции, живые записи с концертов, а также можно видеть множество восторженных откликов зрителей.

В своем профиле в Инстаграм Фотий любит рассмешить поклонников. Например, не так давно он выложил видео, где поет в микрофон, а затем быстренько съедает средство для пения, ведь оно было шоколадным. Часто священник появляется и на телевидении, раздает интервью, был гостем в развлекательных шоу на Первом канале:

  • «Вечерний Ургант»;
  • «Наедине со всеми»;
  • «Пока все дома»;
  • «Кто хочет стать миллионером» вместе с другим победителем Голоса Сергеем Волчковым.

В сентябре 2016 года был выпущен дебютный альбом «Романсы» . На диске собраны произведения великих композиторов: Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова.

Батюшка признается, что ему нелегко справляться с новым образом жизни, но он старается сохранить правильный монашеский настрой. Возможность уединяться, то есть жить в отдельной комнате - единственное требование в его райдере на гастролях. Как будет дальше складываться его судьба, покажет время, но пока иеромонах Фотий радует и вдохновляет своим голосом сотни и тысячи людей.

Финал шоу "Голос", 4 сезон, на "Первом канале" состоялся вечером 25 декабря 2015 года.
По результатом голосования, победу одержал представитель команды Григория Лепса иеромонах Фотий (Виталий Мочалов) за православного батюшку отдали свои голоса 76% телезрителей.

«Его судьба вряд ли изменится, в вот жизни тех, кто его слушает, после победы измениться могут».

Григорий Лепс

Виталий Мочалов родился в Горьком. С детства любил пение, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, а в музыкальном училище не доучился из-за переезда семьи в Германию. В 20 лет решил уйти в монастырь, для чего переехал в Боровск, насельник (обитатель) Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Иеромонах Фотий поет в церковном хоре. Увлекается изучением языков, фотографией.

Григорий Лепс выбрал для своего финалиста песню "Лабиринт", а затем отец Фотий спел песню на итальянском языке "Per te".

В завершении вечера иеромонах Фотий исполнил романс "Спокойной ночи, господа…", из репертуара Григория Лепса (Автор текста: К.Арсеньев, автор музыки: А.Самойлов).

Отец Фотий стал четвертым обладателем
статуэтки "Голос"
Фото: Руслан Рощупкин

Сразу после победы «КП»
задала священнику несколько важных вопросов прямо на сцене

- Батюшка, с победой. Какие ощущения?
- Удовлетворение и благодарность Богу, а также всем, кто способствовал моей победе и голосовал.

- Кто болел за вас?
- Мама, папа, бабушка и брат смотрят меня, не могут принимать участие в голосовании (они живут в Германии), но постоянно молятся и держат кулачки. И просят знакомых поддерживать.

- Что Григорий Викторович говорил вам перед финалом?
- Просил, чтобы я не волновался, потому что это чувствуется. Мои огрехи в основном из-за этого. Старался с этим совладать и на финале почему-то волнение отступило. Удивительно.

- Почему?
- Может быть, помогла молитва. Может быть, таблетки, которые дала фониатр Екатерина Осипенко (улыбается). И всеобщая поддержка. Мне все говорили: выдохни.

Как реагируете на негатив? Некоторые считают, что вы выиграли, потому что имеете преимущество - вы священник.
- Это правда, я священнослужитель, но выиграл совсем не поэтому. По такой логике все девушки страны должны были голосовать за Витольда Петровского и Олега Майями. Или все каратисты страны - тоже. Я знаю, что за меня голосуют и неверующие. Или люди считают, что за меня голосуют верующие, а за Михаила Озерова - атеисты? Нет. Все зависело от другого.

- Как оцениваете свое выступление?
- На четыре с плюсом (улыбается). Были недочеты, кое-что не получилось, буду стараться работать, совершенству нет предела.

- Компания Universal дает вам карт-бланш: готовы к записи пластинки?
- Конечно, мне хотелось бы записать интересный альбом (пока такой шаг сделала лишь Дина Гарипова, победительница первого сезона «Голоса; Сергей Волчков и Александра Воробьева не стали сотрудничать, заплатив отступные). Там будут и духовные, и лирические песни, и другие, которые я пою.

- Как вам работа с Григорием Лепсом?
- Григорий Викторович открылся мне с неожиданной стороны. Я увидел в нем интересного собеседника, духовного, глубоко верующего человека. Он поддерживал и верил в меня.

- Репертуар подбирал наставник? Вас все устроило?
- Да, это выбор Григория Викторовича. Поначалу мне показалось, что песня для дуэта «Лабиринт» - не совсем мое, но, думаю, что людям понравилось, раз проголосовали за меня. «Per te» - моя любимая композиция. Когда я исполняю ее близким, они счастливы.

- Какие теперь, простите за колкий вопрос, творческие планы?
- Выспаться, а потом работать над репертуаром, искать новые песни. Двигаться дальше. Не знаю, вырасту ли я в большого артиста, пока я не осознал момента. Для меня это все пока сюр. Как будто происходит в другой реальности.

- В гастрольный тур поедете?
- Я бы хотел. Надеюсь, что меня отпустят.

- Разрыв в 50% вас не удивил?
- Вижу его в третий раз, поэтому несильно удивлен, но с другой стороны, смотрел опросы в интернете - кто победит - и там Михаил Озеров лидировал. Я думал: ну ясно, значит Градский снова выиграет.

- Кроме денежного приза вам подарили машину. Готовы ездить на ней?
- Да, права у меня есть. Буду ездить. Надеюсь, что не разобью.

- А как родители наставляли перед финальной битвой?
- Молились за меня. Сегодня же празднуется память Спиридона Тримифунтского. Родители пожелали, чтобы он мне помог.

В первом интервью "КП" вы говорили, что, может быть, потратите часть выигранных денег на поездку в США. Не отказываетесь от идеи?
- Вовсе нет, мне было бы это интересно.

Александр Градский со своим воспитанником Михаилом Озеровым пошел ва-банк и, едва сдерживая эмоции, исполнил "ту самую" песню "Как молоды мы были", а в следующем этапе участник 4-го сезона "Голоса" блистательно спел Unchained Melody.

Михаил Озеров отличился трепетным исполнением "К стеклу прильнув лицом".

Третье место в финале шоу "Голос", 4 сезон: Ольга Задонская
Наставник Полина Гагарина

Родилась на Украине в музыкальной семье. С детства пела в военном хоре, которым руководила мама, выступала с сольными концертами. Гордится выступлением на одной сцене со своим кумиром - Кристиной Агилерой.


Полина Гагарина вместе с Ольгой Задонской
удивили исполнением песни Виктора Цоя "Кукушка".

После этапа представления участников наставниками Ольга Задонская спела I Will Survive и песню из репертуара своей звездной наставницы Полины Гагариной "Спектакль окончен".

Так вчера вечером распределились места в финале шоу "Голос" по результатам зрительского голосования.
Собранные средства от смс голосования будут направлены Первым каналом в благотворительные фонды, такие как Православная служба спасения «Милосердие» и фонд Константина Хабенского.

Появление монаха в популярном телешоу и его победа в нём наделали много шума. Даже спустя несколько месяцев разговоры об этом не утихают. А сам их «виновник» – иеромонах Фотий, насельник Свято-Пафнутиева Боровского монастыря, - стал желанным гостем многих теле- и радиопрограмм. Его гастрольный график расписан на несколько месяцев вперёд. Поклонники требуют сольных дисков.

Не мешает ли шоу-бизнес монашеским обетам, нам откровенно рассказал сам Фотий.

Встречу назначили в монастыре. Его практически метровой толщины стены, невероятная тишина и стаи голубей, парящих над куполами храмов, умиротворяют.

Хочется забыть обо всём, склонив голову в молитве.

Появляется Фотий. В руках у монаха - телефон. Батюшка передвигается по монастырю практически не отрывая глаз от его экрана. Даже во время интервью Фотий с ним не расстаётся. Сначала телефон лежит на столе. Но как только начинает издавать звуки, возвещая о поступившем сообщении, оказывается в руках монаха. Порой священнослужитель настолько погружается в происходящее по ту сторону экрана, что теряет нить разговора.

- Вы достаточно продвинутый батюшка: активно пользуетесь соцсетями, постоянно загружаете фотографии в «Инстаграм».

Для меня соцсети – средство общения, самовыражения. Там я вижу индикатор своей полезности – КПД: что людям нравится, что не нравится. Это определённая шкала. В реальном времени можно увидеть отношение к тому или иному твоему слову.

- Готовы ли вы поменять репертуар ради публики?

У всех свои вкусы, но есть какие-то общие тенденции. Я прислушиваюсь к ним. Мне очень важно, когда достаточно большое количество поклонников высказывают свои предпочтения. Исходя из этого, делаю какие-то поправки в исполнении, репертуаре. В основном народ любит добрые русские песни, городской романс с глубоким смыслом - то, что сейчас редко услышишь. Например, песни Эдуарда Хиля, Марка Бернеса.

- В общепринятом представлении монахи – аскеты, денно и нощно молящиеся. Современный монах – кто это? Для чего он пришёл в монастырь?

Человек идёт в монастырь, чтобы найти особые условия спасения, ведь спастись можно и в миру. И от того, как ты проведёшь жизнь в монастыре, будет зависеть твоя посмертная участь. Конечно, нужно жить достойно. То, как себя веду я, не пример идеального монашеского подвига.

- Почему?

Я активно общаюсь с миром, а по идее, должен полностью его отсечь и находиться в монастыре физически, духовно и умственно. Потому что стены тебя не спасут. Можно общаться, выходить в Интернет. Тогда какой смысл нахождения в монастыре, если ты вышел из него через Интернет, нашёл лазейку.

- Вы нашли такую лазейку?

Получается, да. Я понял, что это не только искушение для меня, соблазн, а именно (вздыхает.- Прим. авт.) моя слабость и собственное желание как-то находить компромисс - синтез пребывания в монастыре и общения с народом. Потому что народ, как оказалось, очень интересуется именно такой духовной жизнью. Хотя есть люди, радикально настроенные, считающие, что никакого общения с миром быть не должно. Ну пусть они так считают, мне важнее позиция - когда люди тянутся к монахам, когда ты можешь дать ответы на их вопросы. И сказать это на их языке, а не на языке святоотеческих книг. Можно просто закрыться здесь и читать только духовные книги, но ты не будешь понятен молодёжи. А поскольку я молодой, с техникой на «ты», то активно использую этот инструмент, чтобы показывать изнутри монастыря, что мы те же люди, умеющие радоваться всему. Стараюсь нести через социальную сеть небольшую проповедь какого-то добра.

- Вам важен отклик. А если его не будет, уйдёте из соцсетей?

Да, я анализирую, что там происходит, не тщеславия ради, не ради количества лайков и репостов. Я смотрю, что людям нравится и в соответствии с этим выстраиваю контент на своей странице.

Фото из гримёрки перед выступлением в Калужской областной Филармонии.

- Будто дразня публику, вы часто выкладываете фото из гримёрок с разными вкусностями – пирожными и прочими сладостями. И даже не скрываете, что питаете слабость к сырам.

Это не провокационные фотографии. Люди придумали стереотипы, и потом сами не могут от них отказаться. Их просто раздражает, выворачивает наизнанку, если монах выложил конфеты. Они считают, что это плохо. Но объяснить, почему им кажется это предосудительным, не могут. Я такой же человек. Поэтому стараюсь показать, что монахи - люди, не чуждые никаких мирских слабостей: мы тоже любим вкусно покушать, но не культивируем чревоугодие, сластолюбие. Я не просто показываю еду, я показываю её эстетическую сторону. Это своеобразное воспитание. Я рассказываю о своём вкусе - он простой, не какой-то утончённый. Да, сыры – это моя слабость.

- Хотели вы того или нет, но для многих стали кумиром, а в Библии говорится: «Не сотвори себе кумира».

Мне не нравится, что почитание переходит в фанатение. Это, конечно, беда.

Фотий получает огромное количество писем и посылок от поклонников.

- У вас огромное количество подписчиков в соцсетях, вы получаете десятки писем. О чём вам пишут?

В основном это слова благодарности, признательности за то, что я появился на телевидении, вообще на сцене. Пишут, поздравляют, просят, конечно, молитвенной помощи. Я же выступаю не просто как певец, но и как священник, поэтому люди и тянутся ко мне, в том числе как к человеку, который разбирается в духовных вопросах и может подсказать что-то: как вести себя в определённом религиозном плане, как жить. Интересная ситуация: вроде как артист и в тоже время - как душевный терапевт.

- Вы стараетесь отвечать на все письма?

Нет у меня пока времени отвечать. Откровенно говоря, у меня нет даже времени их читать, вскрывать, потому что постоянно какие-то разъезды, какие-то дела. Посылки, конечно, сразу вскрываю, интересно же (улыбается). А там какая-нибудь мелочь, какие-нибудь сладости… Они обычно в соцсетях узнают, что мне нужно. Как-то я сказал, что стою на морозе и у меня перчаток даже нет. И люди сразу начинают беспокоиться присылают мне перчатки…

Монаху прислали шарфик и томик стихов.

Пряники.

Посылка из Швейцарии.

- Как вы относитесь к своей популярности?

Я не обольщаюсь слащавыми комментариями и похвалами, которые поступают в мой адрес. Главное - видеть, что приносит людям радость.

- Популярность быстротечна, через 2-3 года о вас как об участнике проекта могут и не вспомнить. Вы к этому готовы?

Тем лучше - останутся только верные поклонники. Я изначально был невыгоден Первому каналу. Не могу с ним дальше сотрудничать, всё это очень сложно. Чтобы мне лишний раз выйти в эфир, столько нужно получить разрешений, согласовать документов, поставить подписей... Это очень ответственно. Всё, что я скажу на Первом, может быть использовано против меня.

- Главный вопрос, который задают многие: «Для чего монах пошёл на проект, зачем ему такая широкая аудитория, столько внимания?»

По сути, конечно, не нужна. Оказалось, я нужен ей. Ещё до участия в «Голосе» я анализировал отклики людей на свои выступления. Публика хотела меня слышать, получать диски, которые я сам записывал. Появилась мысль, что будет неплохо выступить на всю страну, чтобы люди меня услышали и как-то порадовались.

- Как думаете, стали бы вы победителем, не будучи монахом, а только благодаря своим вокальным данным?

Может, и нет. Я человек необычный, ко мне сразу было приковано внимание публики. Вокальными данными блещет каждый на этом конкурсе, там нет недостойных - все профессионалы, даже те, кто на первых же эфирах выбыл. Они молодцы. Люди голосуют за целый комплекс – они видят образ, видят посыл, они видят какую-то искренность. Часто слышу, что за меня голосовали не потому, что я православный монах, а потому что их глубоко тронуло, зацепило моё исполнение.

- Не раз в своих интервью вы говорили: если пригласят участвовать в «Евровидении» , готовы дать достойный ответ Кончите Вурст. Откуда вы о ней узнали? Видели её выступление?

О ней сложно не знать. Тем более что после её победы «Евровидение» считается рассадником разврата. Говорят, туда вообще лучше не соваться, и не то что священнику, духовному лицу, а даже мирянам. Но я иного мнения. Раз есть такая площадка - на ней нужно выступать. Если люди любят эпатаж, сюрпризы, что-то необычное, надо сделать ответный удар – показать, что не только развратное может быть популярным, но и что-то чистое и светлое, исходящее от той части нашего человечества, которое проповедует только добро и нравственность.

С Тимуром Кизяковым на съёмке программы «Пока все дома».

- Мне показалось, что вы устали от внимания, славы.

Я бы охотно отдохнул недельку. Постоянно какие-то звонки, дела, личное общение с людьми. Хочется как-то поддерживать жизнь в соцсетях, отвечать, обновления какие-то делать. Всего понемножку - и ты ложишься уже в три часа ночи. Я бы хотел, чтобы обо мне все забыли.

- И даже концерты не приносят удовольствия?

Поначалу удовольствие получаешь, но это очень быстро надоедает, тяготит. Хочется куда-то зарыться. Я другого темперамента человек - нахожусь на сцене в смущении, не знаю, как себя правильно вести. Пою как пою – и всё. Люди видят мою какую-то отрешённость - я вроде как пою, но я не с ними, а как будто я в своём мире нахожусь.

Телецентр «Останкино». Иеромонах с Иваном Охлобыстиным и Гариком Сукачёвым.

- Я знаю, что, помимо профессионального пения, вы до прихода в монастырь сочиняли музыку. Почему перестали этим заниматься?

Это перестало быть нужным, хотя и в миру это было не нужно – так, хобби. Писал «в стол», никто этого не слышал. Я жду момента, когда в моей судьбе будет такой поворот, что я смогу реализовать и эту способность. Она для меня, может, даже более значима, чем голос. Самореализация очень важна для человека, тем более, когда он чувствует в себе потенциал, а плодов это не приносит. Музыка, которую я пишу, не столь популярна. Она не электронная, не соответствует вкусам масс. Да и вообще сейчас в Интернете сложно занять какую-то нишу, уже столько музыки там выложено. Нужно просто заниматься своим делом, своим направлением. А для меня это киномузыка. Понятно, что как монах я уже не смогу писать музыку - только если как-то так получится, что предложат.

- После победы в проекте вас задарили подарками – поездка во Францию, автомобиль.

Поехать я могу в любой момент, нужно только получить благословение. А машина ещё с конвейера не сошла. Кстати, я в позапрошлом году сдал на права, очень хотел иметь машину. Может, для меня это было дополнительной мотивацией пойти на «Голос». Я знал, что победителю достаётся автомобиль. Я, конечно, копил не на «Ладу», хотел несколько другую машину. Хотя первый автомобиль должен быть попроще - отечественный.

- Какую бы вы машину хотели? С чего может на неё накопить монах?

Я хотел «Тойоту». Да особо копить-то и не с чего. Это всё только благодетели какие-то. Большую сумму никто не даст. Сам себя в чём-то урезаешь – лишний раз не покушаешь суши, пиццу. Так, тихонько, копейка к копеечке - и ты знаешь, что на двигатель у тебя уже есть денежка.

- Не боитесь, что слава может вас сломать?

В ней ничего положительного нет, но и отрицательного - тоже. Самое главное - её оправдывать, чтобы она не была пустая. Достичь славы и стать популярным ничего не стоит. По сути, попа, несколько раз показанная по телевидению, тоже станет популярной. Самое главное - зарабатывать эту славу достойно, чтобы соответствовать.

Сейчас Фотий вместе с другими участниками «Голоса» готовится к туру по всей стране. Батюшка будет давать и сольные концерты. Так, билеты в Калуге на его мартовское выступление разбирают, как горячие пирожки. На что монах потратит деньги, он так и не смог сказать. Заявив, что это не такие уж большие средства. Когда мы подошли к храму, к нам подбежала женщина.

- Отец Фотий, можно с вами сфотографироваться? Когда скажу своим в деревне, что видела вас, никто не поверит!

После фотосессии на монаха буквально налетели паломницы, прося о благословении. Не глядя на них, стараясь пробраться сквозь толпу, Фотий выполнил их просьбу и скрылся. Послушание батюшки – пение на клиросе в хоре. В остальное время он практически всегда онлайн.

Фото: Светлана ТАРАСОВА и с личной страницы Фотия «ВКонтакте».

Иеромонах Фотий (Мочалов) из Свято-Пафнутьева Боровского монастыря считает свое участие в популярном российском телепроекте "Голос" на Первом канале дерзким поступком, но говорит, что согласовал его и получил благословение митрополита. В преддверии финала конкурса он рассказал в интервью для проекта "Религия и мировоззрение" РИА Новости о целях беспрецедентного и неоднозначного участия монаха в светском шоу, о том, где и как он учился пению, что привело его в церковь, как устроена современная монашеская жизнь, интересен ли старцу Власию Григорий Лепс и что будет после "Голоса". Беседовали Алексей Михеев и Ольга Липич.

Отец Фотий, вопрос, который вам уже задавали, наверное, много раз, но, возможно, вы как-то переосмысливаете ответ на него: какова цель, с которой вы пришли в телешоу "Голос"? Это некая миссия или простое человеческое желание реализовать заложенные в себе таланты, победить?

— Конечно, я пришел на "Голос" прежде всего как простой человек, чтобы действительно реализоваться как-то, показать дар, который мне Господь дал. Это желание было не совсем мое — большую роль сыграли друзья. И я хотел попасть еще на второй сезон проекта, но тогда не удалось получить благословение.

- Не успели просто или не дали?

— Вначале я просто побоялся обратиться к более высоким церковным властям. А в этот раз имею благословение митрополита (Калужского и Боровского Климента, который является правящим архиереем Калужской митрополии, на территории которой расположен Боровский монастырь — ред.). Уже и патриарх знает об этом.

- Патриарх уже после того, как вы начали участвовать в проекте, об этом узнал?

— Да, он по факту узнал и неофициально высказал свое отношение после переговоров с владыкой о том, что можно это сделать и что он благословит меня на этот конкурс.

- Долго ли вы сами решались на участие в проекте, были какие-то сомнения?

— Когда еще на второй сезон "Голоса" подавал заявку, думал, может быть, это не совсем правильно. И когда у меня не получилось это организовать, я посчитал, что это знак Божий, что все это не нужно, что, может, действительно, дело это не монашеское. Хотя и так и так оно не монашеское… Тогда я сказал себе, что я не буду этого делать, чтобы никого не вводить в соблазн и не повредить своей душе.

- А что потом заставило все-таки поменять решение?

— Меня спрашивали друзья: почему ты все же не попробовал? Говорили: напиши заявку еще раз! Я думал, что уже, наверное, не будет больше "Голоса" или прием заявок закончился, но зашел на сайт Первого канала и оказалось, что прием анкет в самом разгаре. И решил: была — не была, напишем. Мне позвонили с телеканала и спросили, в силе ли мое желание участвовать? Я ответил: да, только нужно получить благословение владыки. И они предложили сами написать ему письмо, от канала. Владыка благословил, сказал, что не против.

- Ваш духовный наставник — старец схиархимандрит Власий - тоже вас благословил и поддержал?

— Поддержал. Я у него спрашивал об этом.

- Это, наверное, первый человек, у которого вы спросили?

— Да, это кратчайший путь разрешения всех вопросов, потому что он - духовник и все-таки важнее, чем административное начальство.

- А сейчас он вам как-то помогает в ходе проекта?

— Я, конечно, ему рассказываю. И он даже посматривает за моими выступлениями - келейник показывает. Он меня спрашивает: "Да, ну как Лепс? Что ты там, прошел или не прошел?"

- Даже на сайте монастыря объявляется, когда будет ваше выступление. Вы чувствуете поддержку братии в целом?

— Конечно. И даже те, кто неоднозначно относится к этому проекту, стараются не показывать этого, чтобы меня не расстраивать. Они просто молчат об этом, но, в принципе, ко мне дружелюбны.

Думаю, те, кто поддерживает, воспринимают ваше участие в "Голосе" как миссию. Какую пользу с точки зрения церковной это приносит, на ваш взгляд?

— Люди испытывают большую радость, когда видят меня на экране — для них это как глоток свежего воздуха. Все привыкли видеть на экране только накрашенные, расфуфыренные лица. Шоу есть шоу. И даже если кто-то поет оперную арию, это не приносит такого эффекта, как появление батюшки. Самое приятное, что люди, увидев меня, задумываются о чем-то духовном.

- То есть привлекаете к размышлению о духовном?

— Да, напоминание какое-то о совести, о храме. Я получаю комментарии, что люди, увидев меня, хотят пойти в храм после того, как 10 лет в нем не были.

- В монастырь стало приезжать больше паломников — послушать ваше пение на клиросе?

— Не знаю, насколько больше. У нас в основном едут к отцу Власию. Но паломники меня встречают, узнают, хотят сфотографироваться. И наши постоянные прихожане, трудники, даже те, которые с первого раза не поняли моего шага, спустя месяц, послушав другие мои выступления, изменили свое отношение.

А не было мысли участвовать в этом конкурсе инкогнито, под мирскими именем, без подрясника, а потом в финале или на каком-то этапе сообщить о том, что вы монах? Для большего эффекта?

— Вряд ли это бы принесло дополнительный эффект. И я не имею права выступать в мирской одежде: я уже монах и везде на публике должен быть в монашеском одеянии, в подряснике.

То, что вы попали в проект и успешно участвуете в нем, для вас это знак, что Господь благоволит этому начинанию? Или вы воспринимаете происходящее как плоды смелого поступка, который может иметь разные последствия?

— Естественно, это был дерзкий поступок. Но я его согласовывал, то есть это было не по самочинию. Как монах я обязательно должен спрашивать благословения на все, что я делаю, тем более на то, чтобы выезжать из монастыря куда-то. До сих пор на каждое выступление, на каждую репетицию я пишу бумагу, чтобы меня настоятель отпустил. Я человек несвободный, не могу делать все, что я хочу. И, конечно же, я увидел во всем этом промысел Божий. Раз все так складывается, что митрополит Климент благословил и на кастинге ко мне было такое доброжелательное отношение со стороны продюсеров.

- Продюсеры учитывают вашу непохожесть на других конкурсантов, монашество?

— Да, и руководство канала, и музыкальные редакторы. И когда я пришел на слепое прослушивание, то увидел доброе отношение к себе наставников, Григория Лепса. Для него, конечно, это был шок. Некоторые писали в комментариях, что Лепс к нему повернулся, это была его ошибка, он его сольет в ближайшие баттлы. Сейчас мы понимаем, что это не ошибка Лепса. Он повернулся на голос: этот голос ему понравился — и он решил его развивать. Впоследствии я увидел, что он очень мной заинтересовался, не хочет отпускать из проекта.

- Но изначально вы хотели себе в наставники более академического Градского?

— Да, я рассчитывал на это. К Лепсу у меня было отношение поверхностное, я его рассматривал как певца рок-эстрады, которую я не люблю и не слушаю.

- Он стал вашим наставником, это что-то поменяло в вас?

— Я даже благодарю Бога за то, что он стал моим наставником. Потому что у Градского непонятно, смог бы я пройти дальше.

А вас не смущает в этом шоу соревновательный аспект, ринг, арена? У христианства ведь, в силу истории, особое отношение к такого рода вещам…

— Конечно, правила в конкурсе жесткие, 50 процентов участников уходят. И иногда кажется, что несправедливо убирать людей, когда только с ними познакомились. Но в течение конкурса не чувствуешь соперничества. От тебя мало что зависит — решает же наставник, не ты.

- А что потом? Если вы победите, это изменит вашу жизнь монашескую?

— Если так получится, что меня выведут в победители, это не означает, что я победитель как вокалист. Первый канал с помощью этого конкурса показывает, что хорошего есть в нашем обществе, какие есть певцы, которые могут быть примером для других. Допустим, раньше в "Голосе" выиграли Сергей Волчков, Александра Воробьева, Дина Гарипова — это не были такие звезды, которые создают шоу: побеждает не это, не нужно быть эпатажным, суперкрутым артистом сразу же. Побеждает именно зрительский интерес, наверное, спрос на что-то душевное, что берет сердца.

— Вернусь, конечно. Я и так живу в монастыре, делаю просто периодически такие вылазки.

- Как часто, кстати?

— Вначале — каждый месяц, потом вот неделя всего между выступлениями. Думаю, меня не будут раскручивать как поп-звезду. Меня нет смысла раскручивать — я уже ушел из мира. Будут приглашать иногда туда-то или туда-то, но так, чтобы не казалось, что я триумфально шагаю по телевидению, везде-везде. Чтобы это было максимально культурно и целесообразно.

А есть ли сейчас и предвидите ли в будущем ограничения в репертуаре, жанрах, лексике, в передачах, местах, где вам позволено выступать? Ограничения, продиктованные вашим внутренним цензором или тем человеком, который вас благословляет?

— Об этом мне никто никогда не говорил. Это действительно уже внутренний цензор — все зависит от моего вкуса, моего понимания приличия. Я не пою рок-музыку. Могу какие-то эстрадные композиции петь, но больше лирические.

- Почему рок не поете?

— Как жанр он мне не нравится. Не потому, что я священник. Просто я его не слушаю и, не имея симпатий к нему, не смогу его правильно исполнить.

- А какая музыка вам больше всего импонирует?

— Я меломан. Я люблю всякую музыку.

- А какие любимые жанры?

— Кроссовер — соединение классики с эстрадой. В таком стиле поют Джош Гробан, Андреа Бочелли.

- А из отечественного — эстрада или классика?

— Могу и Пугачеву спеть, если мне нравится песня, типа баллады, с мудрым философским содержанием, не попса.

- Сколько языков в вашем певческом активе?

— Много. Знаю я только немецкий и английский, немножко греческий. А пою на многих - итальянский, английский, испанский, немецкий, латинский, греческий, сербский…

- Кто вам помогает в этом музыкальном развитии? Есть педагог, с которым вы постоянно занимаетесь?

— Во время этого проекта я спрашиваю иногда своего педагога, с которым занимаюсь вокалом уже 10 лет. Как только пришел в монастырь, попал к хорошему педагогу. Здесь узнали, что я пою, что я музыкант, и сразу отправили меня к педагогу. Он из Москвы, и периодически всех певчих с клироса отправляли к нему на занятия. Во мне они увидели особый талант, и я провел в Москве даже больше времени, чем полагалось: всем обычно 10 уроков дают, а мне дали 20. Когда я приехал после этих уроков, произошли заметные изменения в моем голосе, звук стал ярче, звонче, как бы вторая ломка моего голоса произошла.

- А вы могли бы назвать этого педагога?

— Виктор Витальевич Твардовский, один из потомков нашего известного поэта. Он из Владимира, заканчивал Московскую консерваторию. У него очень интересная методика, он учит классическому итальянскому бельканто. Добавляются новые обертона, высокие частоты, певческий аппарат приобретает совершенно новое качество.

— А мы и занимаемся. Он сейчас приезжает к нам в монастырь и дает уроки, которые оплачивает монастырь.

Если вернуться к репертуару, то почему, идя на шоу с миссионерской задачей, вы не поете на нем духовных песен?

— Это не нужно. Если уж я пришел в такой светский конкурс, надо петь светские песни.

- В чужой монастырь не со своим уставом?

— Это тоже, да. Я священник, от меня ожидают духовного - и это будет для проекта неинтересно. Иное дело, когда кто-то мирской будет петь духовную песню, думаю, это будет более адекватно восприниматься.

- А есть какие-то табу для вас — в лексике, манере исполнения? "Рюмку водки на столе" споете?

— Нет, мне это не будут давать. Мне дают такие песни, которые соответствуют моему голосу и которые другие не споют.

- Как вы считаете, вас стараются не смущать?

— Продюсеры, в частности Юрий Аксюта, максимально стараются сделать так, чтобы ни в коем случае не затронуть мою репутацию.

- Они чуткие такие?

— Конечно.

- Не похоже на стереотипное мнение о шоу-бизнесе…

— А это не шоу-бизнес. В шоу-бизнес проникают не через конкурсы, а совершенно другими путями.

- Что это тогда для вас — просветительский проект?

— Нет. Это просто честный народный конкурс, где зритель сам выбирает, кого он хочет слушать. Не ему навязывают, а он выбирает.

— Естественно.

Почему вы выбрали именно этот конкурс? Участвовали в каких-то других?

— Участвовал, да, но не в телевизионных. В Обнинске участвовал. Участвовал в конкурсах и не певческих — это к вопросу о соревнованиях.

- Не певческих, а с чем связанных?

— Связанных с сочинением музыки. В конкурсе композиторов. Еще был конкурс любительских видеофильмов в Калуге.

- Вы еще и кино снимаете?

— Делаю, да, такие небольшие фильмики.

- Вы очень разносторонний человек. Стихи не пишете, слова песен на свою музыку?

— На свои стихи у меня нет песен. Потому что я боюсь сочинять стихи. Умею это делать - знаю законы жанра, правила стихосложения. Но понимаю, что это огромная ответственность и лучше за это не браться, если не посвятил этому жизнь. На шару сочинить нельзя, нужно иметь призвание. Если все время у тебя в голове рифмы, если ты поэтически думаешь, тогда да. Я очень критически отношусь к любительской поэзии.

- К музыке вы менее критичны, чем к поэзии?

— Да нет, и к музыке… Просто я сочиняю музыку больше.

- В каком стиле? И как вы записываете свою музыку?

— Симфоническая, инструментальная музыка, в стиле киномузыки, саундтрека. Пишу, естественно, на компьютере, нотами, используя банки виртуальных инструментов.

- Будете продолжать участвовать в конкурсах со своими музыкальными произведениями?

— Нет. Я сейчас оставил сочинение музыки, потому что не вижу в этом перспективы. Как пришел в монастырь, я перестал писать музыку.

- То есть 10 лет назад перестали писать для конкурсов? А для себя?

— Да. Для себя музицирую, конечно, дома, в келье. У меня есть инструмент - клавиши цифровые, как пианино. Иногда пишу музыку к песням для воскресной школы.

Есть одна песня духовного плана, ее можно в сети найти - "Сколь краток век наш". Музыку сам написал, сам аккомпанировал, а стихи взял у одного автора, активно пишущего в сети, Виктора Шпайзера.

- Диски со своей музыкой или с исполнением произведений других авторов вы записывали, выпускали?

— Я записываю все в келейных условиях. Есть уже два диска кавер-песен. Полтысячи уже точно, наверное, раздал. Но все это я не имею права продавать, поскольку все эти песни не мои и минусовые фонограммы тоже беру в интернете.

Прецедент, который вы сейчас создаете, может послужить толчком к развитию творчества среди черного духовенства? И насколько подобная самореализация допустима для монахов в других видах деятельности, например, взять "Ледниковый период" — вдруг кому-то захочется показать владение коньками, лыжные или еще какие гонки выиграть?

— Я об этом не задумывался. В принципе, у нас и так духовенство талантливое, кто только чем не занимается в свободное время, и на лыжах катаются — все возможно. Священник — тот же самый человек, и человек, Богом помазанный. Думаю, если Господь человека поцеловал, то наградил его и другими дарами.

- Но может ли человек, отказавшийся от мира, их развивать?

— Все зависит от его желания. Ему никто не будет препятствовать.

- Образно выражаясь, церковь — не тюрьма?

— Конечно. Церковь — она для человека, а не человек для церкви. Наоборот, она даже поощряет, если человек, пришедший в церковь, изнутри показывает, что здесь адекватные люди, не мракобесы, не маргиналы. Ведь есть стереотип, что духовные люди —неважно, монахи они или белые священники - недалекие, глупенькие, поэтому поверили в Бога, типа секты. Очень важно показывать, что люди уходят и с талантами в монастырь: они настолько любят Бога, что решили пожертвовать даже своей карьерой.

- А почему вы лично выбрали монашеский путь?

— Из желания жить с Богом, жить в ограде церкви, не размешивать церковь с мирской жизнью, чтобы была такая простая чистая жизнь в церкви, служение, пение. Я думал, что если пойду в монастырь, смогу петь на клиросе, предполагал, что одним из послушаний у меня может быть хор — в детстве я пел в церковном хоре. Других причин нет.

- И все-таки вы ушли в монастырь очень молодым человеком… Сколько лет вам было тогда?

— Постригся в 24 года. Но стригут же не сразу — приехал в монастырь в 20 лет. У меня была такая переоценка жизненных ценностей. Ничего не случилось — просто решил оставить все ради Бога. Как вот есть изречение в Евангелии, что человек, нашедший поле, на котором зарыт клад, все оставляет и покупает это поле. Вот это поле можно сравнить с монастырем. Я все оставляю ради Божией благодати, этого клада невидимого, который есть в монастыре.

Не бывает сожалений об уходе из мира, особенно во время соприкосновения с телепроектом с его аплодисментами, зрительскими симпатиями, славой?

— Такого ощущения у меня нет. Я уже как-то абстрагировался от мира, чувствую свою непринадлежность к нему.

- Этот проект для вас — не искушение, а миссия, которую вы решили исполнить?

— Это дело временное, я всегда это осознаю.

- И будущее свое видите исключительно в монастырских стенах?

- А у вас есть желание управлять, стать в будущем епископом, патриархом?

— Я вообще от этого бегу, не то что бегу, мне никто не предлагал. Я боюсь и никогда не буду стремиться к руководящим должностям.

- Стремиться - это плохо?

— Нет, вообще стремиться это хорошо, вот апостол Павел говорит, что желание быть епископом - это благое желание, с точки зрения…

- Служения?

— Да, управлять церковью - это же огромная ответственность. У меня нет административных способностей. И мне бы меньше всего хотелось заниматься такими делами.

Какие проблемы вы видите сегодня в церкви, в монашестве и каковы пути их решения? Сохраняются ли традиции, старчество, зачем молодежь в большинстве своем постригается в монахи? Каким вообще вы видите монаха через 50 лет, через 100 лет?

— У нас идет активное восстановление храмов, постройка новых…

- Но только ли здания требуются сегодня?

— Да, внутренняя жизнь на самом деле требует большого лечения. В монастыри уходят, прибегают люди из этого сложного мира. Священство и монашество — это все равно отражение мира. Мы не имеем права требовать от священников святости. Монах — это человек, ушедший из этого же мира, с теми же самыми страстями, он с ними как-то борется. Сейчас очень много проникновения мира в монастырь. Как пророчествовали святые, "будет в монастыре как в миру, а в миру как в аду". Конечно, есть обмирщение, но это не апостасия (не отступничество), это неизбежный процесс - так сложилось. И это не значит, что все так плохо. Просто, если сравнивать с древними монастырями, о жизни которых мы читаем в книгах, то конечно, мы видим несоответствие.

- Да, многих смущает, например, приход технических новшеств в монастыри - айпадов и так далее…

— Опять же, почему люди удивляются? Потому что они начитанны, у них есть какой-то идеал, с которым они все время сравнивают. Это неправильно.

- А как правильно?

— Правильно — жить с Богом и мыслить гибко. Понимать, что заповеди можно исполнять и в современном мире. И неважно, есть у тебя компьютер, айпад, смартфон или нет. Если они у тебя есть, это не значит, что ты погиб. Это детали, реалии нашего мира. И в этом миру можно спасаться. Самое же главное — любовь, она может быть в любых условиях.

- А вообще, у вас какая основная цель в жизни — спасение?

— Это общая цель. Что значит "спастись"? Сам себе не скажешь, что вот если ты что-то делаешь, значит, спасешься. И сам процесс исполнения заповедей не для того существует, чтобы мы думали, что, исполняя это, спасаемся…

- Что очки набираем?

— Ну да, что бонус какой-то. Это не бонус, это духовный закон. Просто если ты его не исполняешь, ты сам отдаляешься от Бога, сам себя вовлекаешь в погибель. А если хочешь спастись, просто бежишь от огня. Мотылек, который летит на огонь, он глупый, он обжигает свои крылышки. Если мы знаем, что что-то опасно, мы от этого бежим. В заповедях Господь нас просто предупреждает: не делай вот так. Не потому что он такой строгий, а потому что есть духовные законы, и если ты их нарушаешь, то гибнешь духовно.

Но это если мы берем те десять заповедей, которые содержат запрет. А как с заповеданной Христом в Евангелии любовью к Богу и ближнему - она является основой?

— Да, Иисус Христос именно для этого и пришел на землю, чтобы донести это (любовь) до человека. Потому что ветхий человек так и не понял, зачем и для чего предыдущие заповеди. Он думал, что это просто такой юридический закон: исполняя это, ты будешь просто праведником, молодец такой. На самом же деле: почему не укради? Не потому что такой закон, а потому что это есть акт любви. Если ты украл, это преступление против любви и против человека.

- Что раньше пришло в вашу жизнь - вера или музыка? Какие ключевые моменты своей биографии вы бы выделили?

— Музыкой я начал заниматься с детства, когда меня привели в музыкальную школу, в 7 лет. До этого я просто дома подпевал маме, когда она пела, она у меня музыкальная, закончила ту же музыкальную школу. Крестился я вместе с мамой, в 7 лет, почему-то у меня возникло такое непреодолимое желание.

- Не мама вас повела за руку, а вы сами решили?

— Да, взял маму и сказал: пойдем креститься. И она вместе со мной и вместе с братом крестилась. А вот уже в 12 лет - получилось, что я через музыку попал в церковь - мой учитель по вокалу из музыкальной школы (я учился на двух специальностях, по фортепиано и вокалу) захотел взять меня в церковный хор в детский православный лагерь. И в 12 лет я туда поехал. А уже после лагеря я поступил в воскресную школу, отучился там года три, полюбил храм и все, что с ним связано, почувствовал благодать, которую Господь мне дал тогда, авансом. Когда я повзрослел, уже меньше ходил в храм, но все равно мама напоминала мне причащаться, молитву почитать, всегда мне говорила: читай Иисусову молитву.

Когда я приехал из православного лагеря, очень удивил маму произошедшими во мне глобальными изменениями. Я не был каким-то хулиганом, но все равно мама увидела, что что-то поменялось. И она тоже стала интересоваться духовной литературой и стала очень глубоко верующей.

- А потом где вы учились музыке?

— В музыкальном училище в Нижнем Новгороде, где и жил. Один курс проучился, не закончил, потому что мы семьей эмигрировали в Германию, в Кайзерслаутерн. Там я начал заниматься на органе, чтобы продолжать учиться музыке. Там в каждой церкви орган есть, и я подрабатывал — играл на органе, иногда даже концерты.

Параллельно мы ходили в церковь. Один православный приход Московского патриархата находился в Саарбрюкене, на цокольном этаже католического собора. Католики разрешили сделать там православный храм. Это очень благородный жест, мы бы у себя такого никогда не позволили.

- Почему?

— Мы враждебно просто относимся к католикам, известно почему — не только потому, что есть догматические какие-то расхождения, но и крестовые походы были…

И обвинения в прозелитизме (переманивании паствы — ред.), особенно после падения железного занавеса в 1990-е годы…

— Я за мир с любой конфессией. Я не призываю к объединению католиков и православных, не имею никаких экуменических идей — просто мне хочется, чтобы люди относились к любой конфессии христианской как к братьям по вере. Это те же самые христиане, и иногда мы даже можем у них чему-нибудь поучиться, иногда католик намного благочестивее, чем православный.

- А к другим религиям вы как относитесь: к иудаизму, исламу, буддизму?

— Если я общаюсь с представителями этих религий, то, естественно, стараюсь не конфликтовать, не заводить споры, не рассуждать о различиях. Я уважаю веру другого человека. Нужно понимать, что мы не какие-то там избранные люди, мы не должны этим кичиться, гордиться. Мы должны благодарить Бога, что он сподобил нас родиться в стране, где есть православная вера, и снисходительно относиться к другим.

- Вернемся к музыке. Если сравнивать пение и игру на органе или на других инструментах, для вас они равнозначны? Искусство вообще градируется как-то по важности, чистоте в общецерковном и в вашем личном понимании?

— Нет, просто есть искусство ради искусства, когда человек творит что-то, пишет картины, книги и тем самым уподобляется Богу, использует по назначению свой талант, полученный от Бога. Было бы грехом зарыть его, не реализовать. А другое дело, когда человек использует свой дар для развлечения. Играя на музыкальном инструменте, ты можешь создавать и искусство, и предмет развлечения.
Господь принимал прославление в музыкальных инструментах. В Ветхом завете мы встречаем упоминания об игре на гуслях, тимпаны, литавры, бубны — всевозможные там были инструменты, на которых восхвалялся Бог. Просто изначально природа инструментов — есть такая теория — усладить слух. Орган в католическом храме — яркий пример того, что мы сами себе больше помогаем возгревать какие-то душевные движения, чтобы сердце умилилось, пришло в покаянное состояние. Для этого орган и существует. Человек думает, что у него слезы, потому что он проникся, осознал все свои грехи, - нет, это ему орган помог.

- Но, в принципе, в этом же нет чего-то греховного?

— Греховного, конечно, нет ничего. Я имел в виду очень тонкие духовные процессы. Духовная жизнь очень интересна, и если человек хочет ее сделать максимально беспримесной, максимально искренней, все-таки орган - это не искренность. Это "прелесть" по-русски называется, на духовном языке, когда человек льстит самому себе, что он такой верующий, такой благочестивый. Настоящая духовная жизнь основана не на этом, она абсолютна трезвенная, без всяких услад и всяких вспомогательных костылей.

- А пение не является усладой или костылем?

— Здесь все остается за голосом, непосредственно принадлежащим тебе, то есть ты из сердца, из своего существа поешь, непосредственно восхваляешь Бога своим голосом, как своей речью, так и своим пением. Пение — это своя какая-то ипостась, ее нельзя сравнивать с инструментом.

Как вы думаете, для чего Господь позволил такому разнообразию существовать в этом мире: разные люди, религии, искусства, таланты, страсти, столько сложностей?

— Чтобы не скучно было. На самом деле во всем есть причина, какая-то отправная точка. Люди сами во всем виноваты.

- Мир — он вообще совершенен или нет?

— А в чем он несовершенен?

- В том, что существуют войны, насилие, агрессия…

— Все это происходит из-за вражды, а вражда — плод греха.

А как же природные катаклизмы или то, что живые существа, в том числе и человек, вынуждены убивать других, чтобы выжить? Это все следствия грехопадения?

— Конечно, наш мир несет печать этого разрушения, которое человек сам произвел. С того момента, как человек был изгнан из рая, он был призван своим трудом кормиться.

- Если мы за скобки выносим человека с его грехами, в чем виноваты другие живые твари?

— Так они же вместе были…

- И человек всех потащил в этот круговорот?

— Произошло такое вот огрубение. Человек стал больше похож на животное, а животные стали такими агрессивными. Почему комары кусаются? Не потому что Господь так придумал. Ну зачем в раю такое существо? После грехопадения изменилась природа. А вообще, они питаются нектаром…

- В чем суть первородного греха?

— Непослушание. Господь дал человеку разум и свободу выбирать между добром и злом. И зло заключалось в том, что человек не захотел слушаться Бога, своего Творца, а захотел сделать по-своему и поэтому попробовал запретный плод.

Еще важно то, что Адам и Ева услышали от змия, какой мотив был совершения этого непослушания: что станете как боги.

А какой вывод из этого можно сделать для современной повседневной жизни? Человеком не должно двигать стремление возгордиться, возвыситься над остальными, а мотивацией любого поступка должно быть послушание и служение Богу?

— Не нужно зацикливаться только на религии как связи с Богом или постоянно думать о том, как бы угодить и каждое свое действие рассматривать с точки зрения пользы в духовном смысле. Нужно просто в определенные моменты своей повседневной жизни понимать, что есть грех. Часто мы соглашаемся с грехом и говорим, ну и ладно, плюем на совесть, а это все больше и больше приводит к окаменению — и совести потом уже почти не слышно. Нужно прислушиваться к своей совести.

На сегодня Иеромонах Фотий является первым духовным лицом, ставшим широко популярным «в миру». Слава пришла к Иеромонаху Фотию после победы в известном проекте «Голос». В какой-то мере священнослужитель стал первооткрывателем, ведь участие духовенства в коммерческих музыкальных проектах казалось немыслимым для большинства слушателей. Отец Фотий доказал, что любовь к Богу и преданность музыке - вполне совместимые вещи . Песни монаха несут в себе красоту, умиротворение и особое тепло, а сам он служит хорошим примером для публики.

Биография Иеромонаха Фотия

Детские годы батюшки

О жизни иеромонаха Фотия в детстве, подлинно известны следующие факты:

  • После окончания 9-летнего обучения в школе, Виталий решил продолжить образование в музыкальном училище.
  • Учеба в России продлилась совсем недолго, всего лишь один год. После этого родители молодого человека приняли решение о переезде. Выбор пал на город Кайзерслаутерн в Германии . Там Виталий обучался игре на органе.
  • В эти годы, парень впервые начал зарабатывать, участвуя в органных концертах, а также не забывал и о церковных службах.
  • В городе, где Виталий жил со своей семьей находилась православная церковь, которую он часто посещал и пел на клиросе, иногда занимаясь работой пономаря.
  • Фотий так и не сумел освоиться в чужой стране, его все время тянуло на родину и в 2005 году, он вернулся в Россию.

Служение Богу, монашество

Через некоторое время после возвращения в родные места, юноша в качестве паломника посетил Свято-Успенскую Почаевскую Лавру.

Он находился в монастыре всего две недели, но впечатлений осталось очень много. Вернулись воспоминания из детства, появились вопросы о своем истинном предназначении. Однако в тот момент, Виталий понимал, что жизнь в монастыре очень непростая и к такому он еще не готов.

Все же, это время было очень плодотворным, он снова прочитал Евангелие, изучил житие святых и увидел православную церковь в новом свете.

Виталий решил, что ему нужен совет другого человека. Схиархимандрит Власий слыл мудрым старцем, за помощью к нему отправлялись многие религиозные люди. Власий посоветовал ему принять монашество. Так, Виталий стал богослужителем Фотием, обитателем Свято-Пафнутьева Боровского монастыря .

Родители, конечно же, испытали серьезные переживания, узнав о решении сына. Мать, благословила выбор Виталия, понимая, что это не слепая мечта. Хотя ей пришлось очень нелегко. Отец пытался переубедить молодого человека, но это было невозможно и ему ничего не оставалось, как просто смириться.

Выбор Виталия был абсолютно осознанным, по зову сердца. Ни для кого не секрет, что некоторые отправляются в монастырь, чтобы спрятаться от проблем, компенсировать свою неустроенность. Мало кто, способен оставить мирское благополучие , и посвятить себя служению отныне обитая в маленькой скромной келье.

Виталий всегда был очень способным в музыке и ему пророчили большое будущее. Попав в монастырь, он был готов к тому, что в случае необходимости от своей мечты, возможно, придется отказаться.

Сколько испытаний ему пришлось перенести будучи послушником! Но он стойко проявил себя в тяжелом труде.

В монастыре Виталий приложил немало усилий, чтобы его голос зазвучал лучше. Через некоторое время, он стал посещать занятия вокалом у заслуженного преподавателя Виктора Твардовского. О нем иеромонах отзывается с особой теплотой. Затем, в силу нехватки времени, Фотий занимался пением самостоятельно, с помощью методики того же самого Твардовского.

Педагог улучшил вокальную технику отца Фотия, его репертуар значительно расширился и обогатился. Голос стал хорошо поставленным и натренированным, способным исполнять даже сложные оперные партии.

С согласия протоиерея, вместе со своими братьями из монастыря, отец Фотий участвовал в мероприятиях, исполняя песни в больницах, домах престарелых, в школах.

Видимо, Господь посчитал талант юноши необходимым людям, и вся творческая деятельность пришла как само по себе разумеющееся, без каких-либо особых задумок.

Хобби священника

Батюшка - очень многогранный и разносторонне развитый человек . Он не только является регентом, но и занимается версткой журнала для детей, помогает театру воскресной школы.

Окружающие люди не перестают удивляться, как за внешней мягкостью может скрываться такая сильная личность. Фотий много думает о других и всеми силами помогает тем, кому необходима поддержка. Он обладает очень целеустремленным характером и обязательно достигает желаемого.

Помимо этого:

Проект «Голос»

Иеромонах Фотий в социальных сетях

Участие в «Голосе» вынудило музыканта завести аккаунты в социальных сетях, например: VK, инстаграм, твиттер , а также есть канал на YouTube. Страницы постоянно обновляются и содержат актуальную информацию. Правда, неизвестно, занимается ли этим лично иеромонах Фотий. Музыка и творчество в контакте могут быть, опубликованы его концертным менеджером или же поклонниками творчества.

В «Перископе» священник проводит трансляции, где говорит на насущные темы, проводит видеопрогулки, рассказывает о приготовлении текущего ужина или показывает, как водит автомобиль. Такая деятельность несет пользу современной молодежи. Ведь Церковь у юношей и девушек ассоциируется с чем-то старомодным, а жизнь монаха кажется совсем несчастной и скучной. Благодаря активности священника в интернете, молодые люди стали интересоваться религиозными темами.

Ранее люди, не связанные с церковью, путались даже с названием сана «иеромонах» Некоторые молодые люди добавляли даже приставку нейромон, вероятно, перепутав с популярной группой.

Подписчики монаха отмечают, что Фотий имеет замечательное чувство юмора и его видео смотреть очень приятно. Свои обсуждения они публикуют на форумах, а вот личного сайта у монаха нет.