Из-за чего исчезли древние египтяне.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-2.jpg" alt="> Почему Египет так называют? Культура Древнего Египта Религия "> Почему Египет так называют? Культура Древнего Египта Религия Искусство Боги Мифы Пирамиды Карта древнего Египта Письменность Иероглифы

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-3.jpg" alt=">Итак - древний Египет. Но удивительным является то, что ни древние, ни современные"> Итак - древний Египет. Но удивительным является то, что ни древние, ни современные жители Египта не называли и не называют так свою родину. В древнем Египте жители именовали свою страну «Черной» , а себя - «людьми Черной (земли)» , по цвету плодородной почвы низменной долины Нила. Еще в глубокой древности соприкасавшиеся с египтянами народы Аравийского полуострова, Передней Азии и Двуречья дали Египту свое название: Миср - «Населенное место, город» , так как их, видимо, поразила населенность Египта и большое количество городов, расположенных близко друг от друга. Современные египтяне свою страну тоже называют: Миср. Почему же мы, как и многие другие европейские народы, употребляем слово «Египет» ? Это название пошло от древних греков. Оно происходит от названия древнеегипетского города Мемфиса - Хикупта. В начале 1 тысячелетия до нашей эры, когда древние греки стали проникать в Египет, первым из самых больших городов, который им встретился, был Мемфис на рубеже Дельты и долины Нила. Его название (вернее - одно из названий, так как «Мемфис» тоже египетское слово) «Хикупта» или «Айгюптос» греки взяли за обозначение всей страны. Так что наше слово «Египет» тоже очень древнее, но оно пришло из древнегреческого.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-4.jpg" alt="> Цивилизация Древнего Египта насчитывает"> Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н. э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000 -летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). » . Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос» . В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов - Мемфиса.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-5.jpg" alt="> Примерно с 3000 г. до н. э. "> Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей- полуживотных. Хорошо организованная и могущественная Бог-творец Птах (согласно жреческая каста создавала семейные мемфисской теологии) был, группы различных божеств, многие например, объединен в из которых, вероятно, были богиней войны Сехмет, а бог- первоначально местными богами. целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-6.jpg" alt=">В VIII тысячелетии до н. э. в северо- восточной Африке, в нижнем течении реки"> В VIII тысячелетии до н. э. в северо- восточной Африке, в нижнем течении реки Нил, возникли первые египетские города: Мемфис, Иераконполь и др. Прошло несколько десятков веков, и к III тысячелетию до н. э. , в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта, сложилось одно из древнейших государств на Земле, породившее замечательную и великую культуру Древнего Востока, В искусстве существует прямая традиция, передаваемая от мастера к ученику, от ученика к ценителю или копиисту, связывающая загадочные ранние формы художественного творчества с культурой нашего времени. “Она соединяет нынешнее искусство – любое современное здание, любой плакат – с искусством, возникшим пять тысячелетий назад в долине Нила”. Школу египтян прошли греческие мастера, а все мы – выученики греков. Поэтому искусство Древнего Египта для нас чрезвычайно важно.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-7.jpg" alt=">Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он"> Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб - это бог Земли, или по сути сама Земля. Нут - богиня Неба, или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис. и Исида, Сетх и Нефтида. Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона (все многообразие богов и божеств кой - либо религии). Осирис являлся богом растительности. По легенде он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-8.jpg" alt="> Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца,"> Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. анх - это крест, у которого вместо верхней палочки находиться круг. В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия. Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Бог Пта Был один из главных богов- это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет весь видимый мир, дает жизнь всему живущему

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-9.jpg" alt=">Мифология древнего Египта считается одной из самых развитых и богатых, известных за всю историю"> Мифология древнего Египта считается одной из самых развитых и богатых, известных за всю историю существования древних цивилизаций. Начало формирования её относят к 6 -4 тысячелетию до нашей эры. С тех пор, за долго до существования классового общества она претерпела существенные изменения. Поклонение божествам прошло свой путь эволюции от скромного культа местного божка до помпезного почитания их во всём Египте. Это имело отношение к возвеличиванию той или иной династии, которая в свою очередь покланялась некоему мифологическому персонажу. Ярким примером этого может служить распространение культа богини города Саис Нейт в 7 -6 веках до нашей эры одновременно с воцарением 26 Саисской династии. На заре формирования египетской мифологии местное божество было у каждой области. Местные боги имели различное воплощение- это могло быть животное, птица, дерево, камень или даже природное явление.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-10.jpg" alt=">Пирамиды и Сфинкс, который впрочем также входит в состав погребального комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат"> Пирамиды и Сфинкс, который впрочем также входит в состав погребального комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат к наиболее характерным монументальным памятникам древнего Египта. Пирамиды были классическим типом царской усыпальницы в эпоху Древнего царства, а в менее монументальном виде, сохраняя свою внешнюю форму, возводились также для фараонов Среднего царства. Древнейшим видом гробниц царей Египта, возникшим до пирамид, были мастабы. Слово “мастаба” относится уже к арабскому времени и связано с тем, что форма этих трапециевидных в разрезе гробниц напоминала арабам большие скамьи, называвшиеся “мастаба”. Общего названия пирамид в нынешнем значении этого слова у египтян не было.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-11.jpg" alt=">1 2 "> 1 2

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-12.jpg" alt="> Египтяне были искусными рисовальщиками. Необычайно"> Египтяне были искусными рисовальщиками. Необычайно точно они рисовали предметы и животных. Можно думать, что первоначально жители долины Нила записывали свои мысли, изображая на рисунке предметы, о которых шла речь. Но к периоду Раннего царства сложилась египетская система письма. Она на первый взгляд очень трудна. Сотни различных знаков от изображений человека и животных до предметов домашней утвари! Кажется, нет возможности разобраться в этом скоплении знаков. Но почти двухты-сячелетние искания привели к тому, что тайны египетского письма раскрыты.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-13.jpg" alt=">В VIII веке до нашей эры, появился еще один вид египетского письма - демотика,"> В VIII веке до нашей эры, появился еще один вид египетского письма - демотика, развившийся из иератики. Система этого письма та же: те же звуковые знаки, определители.

По мотивам книги Войтеха Замаровского "Их величества пирамиды". Религия Древнего Египта. Обычай приносить в жертву царя. Первая в мировой истории забастовка. Революции (Великие Смуты) Египта. Этапы гибели египетской цивилизации. Древнеегипетские надписи.

20 тысяч лет назад начали таять громадные ледники, и таяли они 10 тысяч лет, и стало на Земле заметно теплее. Легче стало жить всем племенам и народам. Человечество стало расправлять плечи, освобождённые от жестокого ледяного обруча. И чем мягче и теплее становился климат, тем больше становилось людей на Земле. Особенно теплым и добрым стал климат 7 тысяч лет тому назад и на Земле появилось столько людей, что им стало тесно и они стали мешать друг другу.

В то время было на Земле место, где людям жилось лучше всего. Самая большая в мире пустыня создаёт здесь уникальный сухой климат. Щедро снабжает это место энергией Солнце и щедро одаривает его водой и плодородным илом самая длинная в мире река. Вот почему уже много тысячелетий в долине Нила сохраняется самая высокая плотность населения на Земле.

А в те давние времена эта долина была единственной дорогой жизни, которая связывала зелёную Центральную Африку и тёплое внутриконтинентальное море с райскими берегами. Вот почему здесь появился первый в истории социальный организм - Египетское Государство.

Уникальность этого места и неповторимое сочетание сил Природы определило и уникальную неповторимость идеи, котораясвязаламножество разных племён и народов в единый гигантский народ - египетской религии. Такой религии больше не было ни укого и нигде. именно поэтому мы многое у египтян не можем понять до сих пор.

В этом месте Земли природа была очень добра к людям, а люди отвечали ей восторженной любовью и фанатичным обожествлением. Не только Солнце, но и быки, крокодилы, кошки и даже жуки были у египтян богами. Сделали они богами и своих царей. Правда это произошло не так быстро, как того хотелось царям. Сначала была демократия. Вождь племени или начальник маленького царства по прошествии двух десятков лет своего правления обязан был отчитаться о свое работе перед народом, и, если эта работа народу не нравилась, то царя, по традиции, аккуратно приносили в жертву богам. А потом эта традиция превратилась в формальный красивый ритуал, потому что Фараон Египта сам был богом, т.е. всегда и всё делал правильно и всегда был прав. Фараонов оскверняли только после их смерти - и это тоже стало традицией у египтян. Вот почему современным археологам досталась для изучения только одна случайно уцелевшая гробница фараона Тутанхамона.

В этом месте Земли природа была очень добра и к трупам люлюдей. Много раз находили египтяне в сухих песчанных дюнах пустыни хорошо сохранившиеся тела своих далёких предков. Вот и стали египтяне верить, что человека после смерти ожидает иной, более хороший, прекрасный мир, в котором можно будет мало работать, много и хорошо отдыхать, и быть вечным. Только для того, чтобы человек мог жить в такой нематериальной сущности надо было сделать одно немаловажное дело - сохранить его материальную сущность - тело. Вот почему большинство трудов и забот египтян было посвящено приготовлениям к смерти.

В этом самом райском месте Земли лучше всего жилось фараонам. Жили они долго и сладко и никто ни до, ни после них так не жил. Например, мировой рекорд пребывания у власти поставил египетский фараон Пиопи II. Он правил Египтом с шестилетнего возраста, а прожил до ста лет. Но фараонам хотелось большего, им хотелось жить так вечно. Вот почему основным экономическим законом развития египетского общества стало удовлетворение главного желания фараонов - сохранение их тела после смерти.

Зная это египтологи определяют экономические параметры Египта в тот или иной период его истории по количеству труда, ушедшего на оформление могилы Фараона. И это превосходит человеческое воображение.

По расчётам учёных если бы хиросимскую атомную бомбу сбросили прямо на пирамиду Хеопса, то гробница всё-равно осталась бы целой.

Велик вклад египтян в человеческую цивилизацию. При возникновении Египта произошёл небывалый расцвет науки и искусств. Была изобретена письменность.

Таинственна и трагична история Египта. В Египте были Древнее, Среднее, Новое и Позднее царство. каждое существовало несколько сотен лет, а между ними было каждый раз 100-200 лет Великих Смут: "Воистину страна перевернулась, как на гончарном круге... Воистину богатые жалуются. а бедные радуются. В каждом городе раздаётся: "Прогоните могущественных из своей среды!" воистину уже не узнаешь сына из знатного рода. Дитя супруги высокородного мужаа находится не в лучшем положении, чем сын бывшей рабыни. Воистину высородные госпожи ныне стоят на коленях, как служанки, и дробят зерно мельничным камнем. Те, что прежде одевались в тонкое полотно, сегодня за каждый пустяк получают побои... Сейчас не сыщешь служанки. зато высокородные госпожи предлагают себя в рабыни... Воистину судебные акты выброшены, тайные архивы открыты... Воистину служебные палаты открыты и списки украдены; поэтому рабы ныне могут стать господами. Воистину сановники перебиты и их списки разгромлены. Воистину книги законов выброшены, и люди топчут их на окраине города, и взбунтовавшаяся беднота разрывает их на улицах, как тряпки... Воистину беднота возвысилась... Смотрите, произошли события, каких прежде, в древнейшие времена не бывало: властительсвергнут простыми людьми! Смотрите, кто был погребён, как властитель, выброшен из гроба! Смотрите, что было укрыто в пирамиде, ныне лежит под открытым небом... Покои царя разрушены в одночасье" (из древнеегипетской надписи).

Но какждый раз Египет возвращался к своему основному экономическому закону. и опять царствовали фараоны, а в науке и искусствах царил застой, тысячелетиями повторялись застывшие формы. Только одно изменялось - способ сокрытия тела Фараона.

В Древнем Царстве строили Великие пирамиды. Но их разграбили. В Среднем Царстве строили небольшие ложные пирамиды и гигантские разветвлённые Лабиринты. Но и их разграбили.

В Позднем Царстве была таинственная Долина Царей, где в скалах вырубались смертниками-строителями хорошоупрятанные Лабиринты, но и эту долину разграбили, только Тутанхамон уцелел.

Кстати, первая в истории забастовка была тоже в Египте на 29 году правления Рамзеса III: "Ремесленники, трудившиеся в Фиванском некрополе, сговорившись, бросили работу, преодолели пять каменных оград, отделявших их от господ, расположились перед храмом, в котором укрылись перепуганные чиновники и потребовали у царя справедливости: "... Мы не ели уже восемнадцать дней... Нас привели сюда голод и жажда. У нас нет одежды, нет рыбы, нет овощей... Воистину в сих святых местах творится злое дело!" (древнеегипетская надпись).

Ужасен конец Египта...

Сначала страну начали кратковременно завоёвывать иностранцы; нубийский царь Пианхи, ассирийцы, персидский царь Камбиз, в 343 г. до н.э. Египет окончательно завоевали персы. После этого Египтом уже не управляли египтяне.

В 322 г. до н.э. его отвоевал у персов Александр Македонский. В 30 г. до н.э. после смерти Клеопатры Египет стал римской провинцией и уже не существовал как государство.

В 293 г. н.э. после административной реформы римского императора Диоклетиана Египет был разделён на 6 провинций. Само слово "Египет" исчезло с карт.

В 383 г. Феодосий I запретил культ древних богов. Египетская религия стала нелегальной.

394 г. н.э. датируется последняя иероглифическая надпись. Исчезла письменность египтян, как средство информации.

В 642 г. Египет завоевали арабы. Нехристианская часть египтян, египтяне - язычники смешались с арабами.

После покорения Египта турками в 1517 году вообще исчез живой язык египтян-христиан (коптов)

Так исчез с лица нашей планеты народ Египта. А в Египте сейчас живут арабы.

Почему египтяне изображали всех людей плоскими и в профиль January 9th, 2017

Древние египтяне хорошо известны их феноменальными архитектурными постройками, произведениями искусства и большим пантеоном экзотических богов. Вера в загробную жизнь и все аспекты ее проявления и сделали египтян знаменитыми на весь мир. При просмотре множества художественных произведений тех лет можно заметить, что все люди и боги изображены в профиль (сбоку). На рисунках не применяется перспектива, нет «глубины» изображения.

Для чего же или почему применялся такой стиль?


Погребальный портрет юноши. Египет, II век н.э. | Фото: ru.wikipedia.org.

Можно было бы подумать, что дело было всего лишь в том, что только так и умели рисовать в Древнем Египте. Это же было очень и очень давно. Вспомните например наскальную живопись в пещерах - похоже. На самом деле писать реалистичные картины в Египте умели. Самый известный пример античной живописи - фаюмские портреты I-III веков н.э. Многие историки и искусствоведы ломают копья над вопросами искусственного примитивизма египетской живописи.

И вот какие идеи предлагаются...

1. В то время еще не изобрели «трехмерность» изображения

Египетские боги на стенах гробницы Нефертари. Фото: egyptopedia.info.

Все рисунки Древнего Египта сделаны «плоскими», но с мелкими деталями. Возможно, большинство художников было просто не способно к созданию сложных композиций с людьми в реалистичных позах. Поэтому приняли типовые каноны: головы и ноги всех людей и богов изображены в профиль. Плечи, наоборот, развернуты прямо. Руки сидящих всегда покоятся на коленях.

2. Умышленное упрощение как социальный аспект

Должностное лицо во время охоты на птиц. | Фото: egyptopedia.info.

Египтяне изобрели отличный способ избавиться от третьего измерения и использовали это для представления социальной роли изображенных людей. Как представляли в те годы, на картине не могли быть рядом изображены фараон, бог и простой человек, ведь это возвеличивало последнего. Поэтому все фигуры делали разного размера: фараоны - самые крупные, сановники - меньше, рабочие и рабы - самые мелкие. Но тогда, реалистично рисуя двух человек разного статуса рядом, один из них выглядел бы ребенком. Лучше уж изображать людей схематично.

3. Вызовом считается прямой взгляд.

В царстве животных: звери избегают смотреть друг другу в глаза. Вызовом считается прямой взгляд. Посмотрите, как дерутся собаки. Слабая - обращена к сильному сопернику в профиль, или подставляет шею. Боги - так высоки и священны, что человек, даже художник, имеет право лишь искоса наблюдать за жизнью всесильных. Прямо в глаза смотрит только Смерть, равно разгневанный бог. Поэтому человек может только наблюдать, и уж никак не участвовать в таинствах божественных литургий.

Второй ответ мог бы объяснить технологию изображения.
Раскрашенные, или вытесанные в камне фигуры весьма схожи с дагеротипами, и даже театром теней, который дожил до наших дней с глубокой древности.

Вспомним, как все мы с детства любили играть тенями рук. Дагеротипы легче воспринимаются именно в профиль. Древние мастера для шаблонов использовали тени, отброшенные на стены пирамид от факела или заходящего солнца. Такая технология заметно облегчала им изображение величественных гигантских фигур. Поэтому художники были исключительно жрецами, египтянами элитных кругов. Не использовать же для контуров божества тени презренного раба?

Освоив технику дагеротипа, египтяне, возможно, пошли дальше. Как красиво и естественно изображено движение на фресках. Откуда умение передачи шага, направления? Не существовало ли в прошлом непрочных аналогий с сегодняшним кинопрокатом, мультяшками или хотя бы Театром Теней? Возможно мы не все знаем о времяпровождении молодых фараонов, их праздниках почитания божеств и посвящений. Символично, что боги Египта не смотрят нам в лицо. Или мы не смотрим в их лица.

4. Религиозная версия

Загробный мир Древнего Египта. | Фото: dv-gazeta.info.

Согласно еще одной версии, египтяне умышленно делали рисунки людей двухмерными, «плоскими». Особенно это заметно на картинах, где присутствуют животные. Их древние мастера красочно выписывали, придавая реалистичные и элегантные позы.

Древние египтяне с их поклонением загробной жизни считали, что душа человека может путешествовать. А поскольку рисунки в основном выполнялись в гробницах и усыпальницах, то они могли бы «оживить» трехмерное живописное изображение умершего человека. Во избежание этого фигуры людей рисовали плоскими и в профиль. Так человеческое лицо более выразительно и его проще изобразить похожим.

Дабы не оживить изображение иудеи пошли еще дальше. Они вообще запретили человеческие изображения и потому в последующем многие евреиские художники (не все) рисовали людеи с искаженными пропорциями. Пример картины Шагала. В последствии этот запрет у иудеев заимствовали и мусульмане.

Некоторые версии конечно пересекаются между собой, но какая вам кажется наиболее вероятной? Или вы знаете другую версию?

Когда пал последний фараон Египта и страна стала разрываться на части непрерывными атаками со стороны агрессивных соседних стран, куда пропало местное население? Может быть, в период времени от римских завоеваний до присоединения Египта к мусульманским империям оно полностью исчезло?

Копты — это коренное население Египта и прямые потомки египтян. Они одни из первых христиан в мире и представители одной из самых древних ветвей христианства. Это именно то население Египта, которое в течение нескольких тысяч лет создавало великую цивилизацию.

Сейчас копты являют собой прекрасный пример того, как могут в тесной обстановке уживаться христианство и ислам. Копты, несмотря на непрестанные попытки ассимиляции, все так же похожи на древних египтян и все так же христиане. Они блюдут не только веру, но и чистоту крови. Коптская девушка никогда не выйдет замуж за не копта. А коптские юноши не женятся на арабских девушках. И лишь изредка они берут в жены европейских христианок.

...ПОКАЗАЛИ МНОГОЛЕТНИЕ ДНК- ИССЛЕДОВАНИЯ

Назвать египтянина арабом равносильно тяжелому оскорблению. "Мы - потомки фараонов и не имеем никакого отношения к арабам", - парируют жители Страны пирамид. Впрочем, они оказались почти правы, и это подтвердили многолетние научные изыскания, пишет издание "Иджипт индепендент", ссылаясь на данные обнародованного исследования National Geographic Genographic Project.

Более 10 лет ученые из National Geographic работали над определением генетического профиля каждой страны мира, чтобы установить расовое и этническое происхождение человечества. Анализ ДНК сотен коренных египтян выявил, что с арабами потомки фараонов соотносятся лишь на 17%. На 68% египтяне - исконные африканцы, точнее, североафриканцы, кровь которых со временем разбавили евреи (4%), выходцы из Восточной Африки (3%), азиаты (3%) и жители Южной Европы (3%).

По оценкам специалистов, "древнее население мигрировало из Африки, и их путь пролегал через северо-восток Африки затем далее на юго-запад Азии". Северовосточные и арабские компоненты в Египте появились в результате тех миграционных потоков, уверены ученые, равно, как и более поздние мигранты вернулись обратно в Африку с распространением сельского хозяйства 10 тыс. лет назад, а уже в VII веке с распространением ислама сюда пришли и арабы с Аравийского полуострова.

Восточноафриканские компоненты в египетской генетике стали отражением внутренних потоков передвижения в сторону плодородного Нила, а появление южноевропейских и азиатских элементов обусловлено ролью, которую играл в свое время Египет в экономическом и культурном развитии Средиземноморского региона.

Согласно результатам исследования, в наибольшей степени арабами являются кувейтяне: их ДНК на 84% соответствует арабской генетике, на 7% - азиатской, на 4% - североафриканской и на 3% - восточноафриканской. "Ближневосточная кровь", отмечают специалисты, формировалась также в результате миграции населения из Африки в Азию, когда часть людей решила остаться и, тем самым, заложила основу генетического фонда арабов. Между тем небольшая часть африканской крови, полагают эксперты, могла стать результатом работорговли в VIII-XIX веках.

Что касается ливанцев, то арабами их можно считать лишь наполовину (44%), на 14% в них течет еврейская кровь, на 11% - североафриканская, а еще 10% им добавили азиатские предки наряду с европейцами (5%) и выходцами из Восточной Африки (2%). В наименьшей степени - всего на 4% - арабами можно назвать туниссцев, в жилах которых течет 88% североафриканской крови. На 5% ее разбавили выходцы из Западной Европы и на 2% - жители Западной и Центральной Африки.

Немного истории

Можно считать ошибкой, что знакомство египтян с арабами произошло во время арабского завоевания Египта в седьмом веке. Культурное влияние Египта на культуру Аравии не вызывает сомнения. В свою очередь, с самого раннего времени отмечается появление в египетском языке слов, заимствованных у обитателей восточных пустынь. Основной путь, который связывал Египет с Аравией, шел через реку Вади аль-Хаммамат, которая начиналась недалеко от Фив и выходила к Красному морю в Аль-Кусейра. Египтяне установили контакты с бедуинскими племенами на Синайском полуострове еще в додинастические времена, когда приобретали у них медь и бирюзу. Фараоны первой династии уже сами эксплуатировали рудники на Синае, подчиняли себе проживавших там бедуинов или просто договаривались с ними.

Аравийский полуостров окружали степи и пустыни, превращая его в естественную крепость, недоступную для завоевателей. Недаром арабы называют его Арабским островом. Ограниченные жизненные ресурсы заставляли население мигрировать в соседние страны. Примерно раз в тысячелетие миграция бедуинских племен принимала массовый характер. Переселенцы направлялись или на восток в Междуречье, или в районы Сирии и Синайского полуострова, за которым лежала богатейшая долина Нила.

В 24-м году до нашей эры по приказу римского императора Августа префект Египта Элий Галл снарядил военную экспедицию для завоевания Аравии. В нее входило 10 тысяч воинов Египта, как и самих египтян, так и проживавших в стране римлян и греков. В состав экспедиции так же входили и союзники: 10 тысяч набатейцев и 500 иудеев. Это была первая и последняя попытка европейского государства захватить Внутреннюю Аравию. Изнурительный поход не принес никаких результатов, и через несколько месяцев закончился возвращением в Египет.

В 269-270 годах победоносные войска Зенобии, царицы Пальмиры, захватили Египет. По данным историков, что бы завоевать симпатии египтян, царица Зенобии распространяла слухи о своем египетском происхождении. Во всяком случае, все историки сходятся на том, что она в совершенстве владела египетским языком.

Еще один краткий эпизод из истории взаимоотношения арабов и египтян:

Уже после того, как войскам императора Аврелиана удалось разгромить пальмирцев, почти одновременно произошли антиримские восстания в Пальмире и Александрии. Это говорит об общих интересах египтян и арабов в борьбе против иноземных захватчиков.

Нередки были случаи, когда арабы жили среди египтян и наоборот. Арабские историки сообщают, что египтянин Бакум еще до появления ислама восстановил храм Каабы в Мекке, разрушенный сильнейшим селем, а Джабр бен Абдаллах аль Кибты (т.е. копт), один из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда, был египтянином. На отношения арабов с египтянами повлиял сам пророк Мухаммед. По преданию он пожелал добра коптам, когда его жена коптка Мария родила сына, которого нарекли Ибрахимом.

Предводитель арабского войска Амр ибн аль-Ас, завоевавшего Египет, ранее был купцом и неоднократно приезжал в эту страну со своими товарами. Он говорил: Население Египта благороднее всех неарабов, щедрее и ближе всех к родству к арабам.

Из всего этого следует, что вступление в Египет под знаменами ислама арабской армии в 640 году не явилось вторжением враждебного народа. Уже с древнейших времен арабы знали египтян, а египтяне арабов. Были между ними и вооруженные столкновения, и длительные периоды мирных торговых, культурных и религиозных связей.

Само завоевание проходило мирно. Глава коптской церкви, подвергавшейся жестоким гонениям со стороны византийцев, призвал всех египтян не оказывать сопротивления новым завоевателям, чье число не превышало 12 тысяч (через несколько десятилетий в Египте насчитывалось уже более 80 тысяч воинов-арабов). Каждый наместник, назначаемый халифом в Египет, приводил с собой войско в несколько тысяч человек. Многие воины женились на коптских женщинах и навсегда оставались в Нильской долине. Особенно охотно арабы селились в Верхнем Египте, где их привлекали жаркий сухой климат, и конечно плодородие земель.

Завоевав Египет, арабы не поселились в уже существовавших городах. Жизнь в них для них была непривычна. Они разбили свой военный лагерь аль-Фустат, вблизи крепости Вавилон. Постепенно лагерь превратился в столицу. Лагерь оставался столицей до 969 года. После Фатимиды основали Каир.

Первый шаг в египтизации арабов и арабизации египтян — это ежегодная весенняя отправка арабских военных отрядов в различные районы страны для выпаса лошадей. Определенный отряд отправлялся в определенный район, и это приводило к установлению прочных связей с местным населением. Воины приживались в этих районах и постепенно смешивались с местным населением. Интересный факт: араб иногда брал в жены египтянку, но обратного не происходило.

Смешению арабов и египтян-коптов содействовало и то, что на большинстве государственных должностей (кроме самых высоких, занимаемых арабами), находились египтяне. Арабские племена, поселившись в Египте, переходили к оседлому образу жизни, и перенимали у коренных жителей их жизненный опыт, обычаи и привычки.

Уже спустя несколько веков большинство египтян приняло ислам, забыло свой древний язык, и переняло арабский. В настоящее время на коптском языке (давно уже непонятном для коптов), совершается лишь часть богослужений в церкви, но и здесь преобладает арабский. Копты, составляющие население в несколько миллионов, не являются национальным меньшинством в стране, что иногда про них говорят. В этническом отношении они принадлежат к египетскому народу, отличаясь от остальных египтян лишь религией.

Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя. Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты очень близки к традиционному православию. Но различий между православием и египетским христианством немало - и в теологии, и в традициях.

После прочтения книги Абд Ар-Рахмана ибн Абд Ал-Хакама я теперь все могу сказать о происхождении египтян. И ответить на вопрос, почему египтяне называют себя на арабами, а египтянами. В 639 г. отряд арабских войск вторгся в Египет, и в течение двух лет эта важная провинция Византийской империи была захвачена и включена в состав халифата. Легкость завоевания в большой мере объясняется тем, что основное население этой страны — копты — испытывало двойной гнет со стороны византийцев: кроме налогового гнета оно подвергалось религиозным преследованиям, поскольку среди коптов было распространено учение монофиситов, осужденное византийским православием как ересь. Все важные административные должности в государстве занимали православные, обычно византийцы. Они же являлись наиболее крупными земельными собственниками. Поэтому копты рассматривали приход арабов как освобождение от византийского засилья и помогали им в ходе военных действий, указывая дороги, снабжая продовольствием и т. п. И действительно, на протяжении нескольких десятков лет арабское правление в этой стране было не тяжелее, а легче византийского. Налоги увеличены не были, а религиозные преследования прекратились. Ал-Фустат, построенная арабами столица провинции, где находилась ставка наместника, через 25-30 лет превратился в большой торгово-ремесленный город. О наличии в нем коптского населения свидетельствует факт постройки церкви, причем возражения фанатично настроенных мусульманских деятелей по этому поводу пресек наместник Египта Маслама б. Мухаллад (один из сподвижников пророка Мухаммада), сказав, что постройка церкви коптами на своей земле дозволена и что она служит благоустройству страны. Чрезвычайно быстро шло в стране распространение арабского языка. В начале VIII в. произошла замена греческого языка арабским в административной переписке. А уже с середины VIII в., как показывают сохранившиеся папирусы, по-арабски пишутся и деловые и частные письма, тогда как греческих и коптских папирусов с этого времени практически нет. Это, правда, не свидетельствует о принятии коптами не только языка, но и религии ислама. Только в начале IX в., когда после подавления многолетнего восстания (в котором, кстати сказать, приняли деятельное участие поселившиеся в Египте арабы) начались преследования христиан-коптов, произошла массовая исламизация основного населения страны, однако число христиан-коптов, особенно в Верхнем Египте, оставалось значительным и гораздо позднее. Интересно отметить, что в истории Египта мы ни разу не встречаемся с антиарабской борьбой местного населения. Восстания, которые имели место в этой стране, всегда были вызваны чисто экономическими причинами, вроде повышения налогов. Не было в Египте и той жестокой борьбы между арабскими племенами, которая шла в центральных и восточных провинциях халифата. Египет же не претерпел усобиц и разорения. В 868 г. назначенный правителем страны Ахмад б. Тулун практически добился независимости от халифов и платил лишь символическую дань. Кроме того, после создания жизнеописания пророка Мухаммеда( ) в Египте издается и мусульманская история Египта. В этой истории упоминается, что пророк Мухаммед(да благословит его Аллах и да приветствует ) предупреждал своих последователей о коренном населении Египта темнокожих и кучерявых людях. И просил не преследовать их, так как пока арабы заняты завоеваниями. Копты могут выполнять мирную работу до которой арабы не охочи. В истории Египта описывается история Египта до арабского завоевания, рассказ о Египетских древностях, о строительстве Александрии. В книге изложен ход завоевания страны арабами под руководством Амры б. Ал-Аса. Постепенно происходит исламизация коптов, они добровольно принимают религию арабов. Происходят смешанные браки между христианками и арабами. И в настоящее время население Египта это смешанное арабо-коптское население. Настоящее арабское население сохранилось только среди бедуинов. В книге «Завоевания Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса» говорится о заселении Египта потомками Ноя, затем приводятся имена всех царей древнего Египта, описываются приход в эту страну Авраама, история Иосифа, Моисея и другие связанные с Египтом библейские эпизоды. Кроме того, есть мнение, что ученый при написании этой книги пользовался коптским фольклором, так как есть несколько персонажей не известных в библии или коране. Египетские историки, которые всячески подчеркивали близость арабов и коптов - эта тема развернута в начале книги Ибн ‘Абд ал-Хакама, где, с одной стороны, подчеркивается родство арабов с коптами, поскольку египтянка Агарь была матерью прародителя арабов Исма’ила, а с другой - хорошее отношение к коптам пророка Мухаммада, поскольку матерью его сына Ибрахима, умершего в младенчестве, была коптянка Марийа. Египетские арабы претендовали на то, что они являются прямыми продолжателями древней египетской культуры и истории, на то, что они сами египтяне. Именно поэтому среди многочисленных исторических трудов, написанных египтянами, практически нет ни одной «всеобщей истории», нет ни одного сочинения, которое было бы посвящено истории халифата в целом.