Каирский музей экспонаты римский легионер. Египетский музей в каире

Находящийся в северной части , Египетский музей кажется почти таким же архаичным, как и цивилизация, о которой он рассказывает. Основанный в 1858 году Огюстом Мариеттом, который раскопал в и несколько крупнейших храмов Верхнего Египта (а позже был похоронен на территории музея), он уже давно перерос имеющееся здание, в котором сейчас едва хватает места для размещения артефактов фараоновской эпохи. Если уделять каждому экспонату по одной минуте, то понадобится девять месяцев, чтобы осмотреть все 136 тысяч памятников.

Ещё 40 тысяч скрыты в подвалах, многие из них уже поглотил мягкий грунт, так что требуются новые раскопки уже под самим зданием. Возле сейчас строится новое большое здание Египетского музея, в нём будет размещена часть экспонатов нынешнего собрания. Планируется, что он должен открыться в конце 2015 года. В то же время, несмотря на беспорядок, плохое освещение и недостаточное количество сопровождающих надписей в старом музее, богатство коллекции делает его одним из немногих по-настоящему великих музеев мира, который ни один посетитель Каира не может пропустить.

Одного трёх, четырёхчасового посещения достаточно, чтобы просмотреть выставку сокровищ Тутанхамона и некоторые другие шедевры. У каждого посетителя есть свои любимые объекты, но в список стоит включить на первом этаже залы амарнского искусства (залы 3 и 8), самые лучшие статуи Древнего, Среднего и Нового царств (залы 42, 32, 22 и 12) и предметы из нубийского тайника (зал 44). На втором этаже файюмские портреты (зал 14), модели из гробниц (залы 37, 32 и 27) и, конечно, зал мумий (зал 56), хотя за вход в него берут дополнительную плату.

Прежде чем войти в музей, обратите внимание на пруд перед главным входом. Водные лилии, растущие там, – это редкие сейчас голубые лотосы, растение с психотропными свойствами, которое применялось древними египтянами в качестве лекарства. Судя по некоторым и фрескам и рельефам, они погружали цветы лотоса в вино.

Когда вы войдёте в музей, вам, возможно, предложат экскурсию в сопровождении гида, которая обычно продолжается два часа (около 60 фунтов в час), хотя музей заслуживает, по меньшей мере, шестичасового осмотра. Экскурсоводы великолепно знают свой предмет и помогут вам разобраться в увиденном, а если вы посещаете музей небольшой группой, их услуги окажутся вовсе не такими уж дорогими. Другой вариант – вы можете взять напрокат аудио-гид с записанной на плёнку экскурсией (20 фунтов на английском, арабском или французском), на его панели есть кнопки с номерами экспонатов, о которых идёт речь.

Однако, поскольку экспонаты нумеровались в соответствии с по меньшей мере двумя различными системами, не говоря уже о новых номерах, используемых аудио-гидом, дело сильно усложняется. Некоторые объекты имеют сейчас уже по три различных номера, и часто на них нет никаких других этикеток. Самый лучший из опубликованных путеводителей по музею – Illustrated Guide to the Egyptian Museum (150 фунтов) с большим количеством фотографий самых лучших экспонатов музея.

Памятники в нём описаны не в том порядке, как они представлены в экспозиции, но в конце есть иллюстрированный указатель, который поможет вам сориентироваться в тексте книги. Кроме того, эта книга – прекрасный сувенир на память о посещении музея. Вход в кафе-ресторан, расположенное на первом этаже, – через магазин сувениров с внешней стороны музея.

Первый этаж египетского музея

Экспозиция организована в более или менее выдержанном хронологическом порядке, поэтому, направляясь по часовой стрелке от входа по внешним галереям, вы пройдёте через Древнее, Среднее и Новое царство, а завершите осмотр Поздним и Греко-римским периодами в восточном крыле. Это правильный с точки зрения истории и искусствоведения, но очень утомительный подход.

Более простой способ осмотра заключается в том, чтобы пройти через Атриум, который охватывает всю эпоху цивилизации фараонов, до прекрасного зала Амарнской эпохи в северном крыле, а затем вернуться и пройти через отделы, которые вам наиболее интересны, или подняться на второй этаж на выставку, посвящённую Тутанхамону.

Для того, чтобы охватить оба варианта, в статье разделён нижний этаж на шесть секций: Атриум, Древнее, Среднее и Новое царство, зал Амарнской эпохи и восточное крыло. Какой бы маршрут вы ни выбрали, стоит начать с фойе Атриума (зал № 43), где начинается повествование о династиях фараонов.

  • Ротонда и Атриум

В Ротонде, расположенной внутри музейного вестибюля, представлены монументальные скульптуры различных эпох, в частности, стоящие по углам три колосса Рамсеса II (XIX династия) и статуя Аменхотепа, сына царского архитектора Хапу, жившего в период правления XVIII династии. Здесь же, в северо-западном углу, находятся шестнадцать маленьких деревянных и каменных статуй чиновника XXIV века до нашей эры по имени Ибу, изображающие его в различные периоды жизни.

Слева от двери известняковая статуя сидящего фараона Джосера (№ 106), установленная в сердабе его ступенчатой пирамиды в Саккаре в XXVII веке до нашей эры и вывезенная археологами 4600 лет спустя. Те, кто считает правление Джосера началом эпохи Древнего царства, называют предшествующий период Раннединастическим или Архаическим.

Реальное начало династического правления увековечено на знаменитом экспонате, находящемся в зале № 43, при входе в Атриум. На палетке Нармера (декоративном варианте плоской плитки, которая использовалась для растирания красок) запечатлено объединение двух царств (около 3100 года до нашей эры) правителем по имени Нармер или Менес. На одной стороне памятника правитель в белой короне Верхнего Египта поражает врага булавой, в то время как сокол (Хор) держит другого пленника и попирает ногами геральдический символ Нижнего Египта – папирус.

Обратная сторона изображает, как правитель в красной короне осматривает тела убитых, а также разрушает крепость в облике быка. Два яруса изображений разделены фигурами мифических животных с переплетёнными шеями, которых удерживают от борьбы бородатые мужчины, – символ политических достижений властителя. Вдоль боковых стен зала стоят две похоронные ладьи из (Сенусерт III – XII династия).

Спускаясь в зал № 33, который представляет собой Атриум музея, вы увидите пирамидионы (замковые камни пирамид) из Дашура и саркофаги эпохи Нового царства. Затмевая саркофаги Тутмоса I и царицы Хатшепсут (относящийся к периоду, когда она ещё не стала фараоном), стоит саркофаг Мернептаха (№ 213), увенчанный фигурой самого фараона в виде Осириса и украшенный рельефным изображением богини неба Нут, своими объятиями защищающей правителя. Но стремление Мернептаха к бессмертию не осуществилось. Когда в 1939 году саркофаг был обнаружен в Танисе, в нём находился гроб Псусеннеса, правителя XXI династии, чья покрытая золотом мумия выставлена сейчас на верхнем этаже.

В центре Атриума находится фрагмент расписанного красками пола из царского дворца в Тель-эль-Амарне (XVIII династия). По поросшим тростником берегам реки, изобилующей рыбой и водными птицами, бродят коровы и другие животные. Это прекрасный пример лирического натурализма искусства Амарнского периода. Чтобы узнать больше об этой революционной эпохе в истории фараонов, поднимитесь наверх мимо невозмутимых колоссов Аменхотепа III, царицы Тии и их трёх дочерей, предшественников Ахетатона и Нефертити, изображения которых находятся в северном крыле.

Но сначала вы должны пройти через зал № 13, в котором (справа) находится победная стела Мернептаха, известная также как стела Израиля. Свое название она получила по фразе из рассказа о завоеваниях Мернептаха – «Израиль опустошён, его семени нет». Это единственное известное нам упоминание Израиля в текстах Древнего Египта.

Именно поэтому многие верят, что Исход имел место именно в годы правления Мернептаха, сына Рамсеса II (XIX династия), хотя в последнее время эта точка зрения подвергается всё большей критике. На другой стороне расположена более ранняя надпись, повествующая о деяниях Аменхотепа III (отца Эхнатона), совершённых во славу бога Амона, которого его сын впоследствии отверг. В другом конце зала находится модель типичного египетского дома из раскопок Телль-эль-Амарны, недолговечной столицы Эхнатона и Нефертити, которым оказана честь иметь собственную отдельную экспозицию в залах № 8 и 3, немного дальше.

  • Залы Древнего царства

Юго-западный угол первого этажа посвящён Древнему царству (около 2700-2181 годы до нашей эры), когда фараоны III и VI династий правили Египтом из Мемфиса и строили свои пирамиды. Вдоль центрального крыла залов № 46-47 стоят погребальные статуи важных вельмож и их слуг (обычай заживо хоронить слуг вместе с господином прервался с завершением второй династии). Рельеф из храма Усеркафа (зал № 47, с северной стороны от входа в зал № 48) является первым известным нам примером изображения картин природы в декоре царских погребальных сооружений. Хорошо различимы фигуры пёстрого зимородка, пурпурной камышницы и священного ибиса.

Вдоль северной стены зала № 47 выставлены шесть деревянных панелей из гробницы Хесира с изображениями этого старшего писца фараонов III династии, который одновременно является самым ранним из известных нам зубных врачей. В зале № 47 выставлены также ушебти – статуэтки рабочих, которые изображены приготавливающими пищу (№ 52 и 53). Здесь же находятся происходящие из храма в Гизе три сланцевых скульптурных триады Менкаура из его долинного храма в Гизе: фараон изображён рядом с Хатхор и богиней Афродитопольского нома. Пара алебастровых плит с изображением львов у четвёртого столба на северной стороне, возможно, использовалась для жертвоприношений или возлияний в конце эпохи II династии.

Среди наиболее впечатляющих экспонатов зала № 46 – статуэтки хранителя царского гардероба карлика Хнумхотепа, человека с деформированной головой и сгорбленной спиной, страдавшего, по-видимому, болезнью Потта (№ 54 и 65). Фрагменты бородки Сфинкса находятся в конце вестибюля (зал № 51), слева под лестницей (№ 6031). Ещё один осколок метровой длины находится в . Бородка, видимо, имела длину 5 метров до того, как она была разбита на куски войсками мамлюков и солдатами Наполеона во время тренировочных стрельб. Кроме того, в зале № 51 находится скульптурная голова фараона V династии Усеркафа (№ 6051), представляющая собой самую раннюю из известных на данный момент статуй размером больше натурального.

У входа в зал № 41 рельефы из гробницы эпохи V династии в Мейдуме (.№ 25) изображают охоту в пустыне и различные виды сельскохозяйственных работ. На другой плите (№ 59) из гробницы V династии в Саккаре мы видим взвешивание, обмолот и сортировку зерна, работу стеклодува и резчика статуй. Изображённые на этих рельефах женщины одеты в длинные платья, мужчины – в набедренных повязках, а иногда вообще без одежды (можно видеть, что обряд обрезания входил в число египетских обычаев). Зал № 42 может похвастаться великолепной статуей Хефрена, его голова увенчана изображением Хора (№ 37).

Статуя, привезённая из долинного храма Хефрена в Гизе, вырезана из чёрного диорита, а белые мраморные вкрапления удачно подчёркивают мускулы ног и сжатого кулака фараона. Не менее впечатляющей является стоящая слева деревянная статуя Каапера (№ 40) – фигура полного человека с задумчивым взглядом, которую арабы, работавшие на раскопках в Саккаре, назвали «шейх аль-балад», поскольку он походил на их деревенского старосту. Одна из двух недавно восстановленных деревянных статуй справа (№ 123 и № 124), возможно, изображает этого же человека. Отметим также примечательную статую писца (№ 43), разложившего свиток папируса на коленях.

На стенах зала № 31 находятся выполненные на песчанике рельефы, найденные в Вади-Марага на , возле древних мест добычи бирюзы. Парные известняковые статуи Ранофера символизируют его двойной статус верховного жреца бога Птаха и бога Сокара в Мемфисе. Статуи выглядят почти идентичными, отличаясь лишь париками и набёдренными повязками, обе они были созданы в царских мастерских, возможно, одним и тем же скульптором.

В зале № 32 доминируют выполненные в натуральную величину статуи царевича Рахотепа и его супруги Неферт из их мастабы в Мейдуме (IV династия). Кожа царевича окрашена в кирпично-красный цвет, его жены – кремово-жёлтая; такое различие распространено в египетском искусстве. Неферт одета в парик и диадему, её плечи окутаны прозрачным покрывалом. На царевиче простая набёдренная повязка, обёрнутая вокруг талии. Обратите внимание на находящееся слева живое изображение карлика Сенеба и его семьи (№ 39).

Лицо хранителя царского гардероба, которого обнимает супруга, выглядит умиротворённым; их обнажённые дети подносят пальцы к губам. Во второй нише по левую сторону висит яркий и живой образец настенной живописи, известный под названием «Мейдумские гуси» (III-IV династии). Расцвет Древнего царства представлен всего лишь статуей Ти слева (№ 49), период заката этой эпохи гораздо богаче памятниками: непосредственно рядом со входом стоят древнейшие из известных нам металлических скульптур (около 2300 год до нашей эры) – статуи Пепи I и его сына.

Выставленная в зале № 37 мебель царицы Хетепхерес была восстановлена из кучи золота и обломков сгнившего дерева. Хетепхерес – супруга Снофру и мать Хеопса – была похоронена возле пирамиды своего сына в Гизе; вместе с ней в гробницу поместили носилки, золотые сосуды и ложе с балдахином. Кроме того, в том же зале, в отдельной витрине находится крошечная статуэтка Хеопса, единственное известное нам портретное изображение фараона – строителя Великой пирамиды.

  • Залы Среднего царства

В зале № 26 вы попадаете в эпоху Среднего царства, когда при правлении XII династии была установлена централизованная власть и возобновилось строительство пирамид (около 1991-1786 годах до нашей эры). Мрачная реликвия предшествующей эпохи внутренних смут (завершивших Первый переходный период) находится справа. Это статуя Ментухотепа Небхепетра с огромными ступнями (символ власти), телом чёрного цвета, скрещёнными на груди руками и курчавой бородкой (черты, характерные для изображений Осириса).

В древности она была спрятана в подземной камере возле поминального храма Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри и впоследствии случайно обнаружена Говардом Картером, лошадь которого провалилась сквозь крышу. На противоположной стороне зала стоит саркофаг Даги (№ 34). Если бы мумия владельца всё ещё находилась в нём, то она могла бы с помощью пары «глаз», нарисованных на внутренней стороне стенки гроба, любоваться стоящими у входа в зал № 21 статуями царицы Нофрет в облегающем платье и парике богини Хатхор.

Статуэтки в глубине зала № 22 поражают нетипичной живостью своих лиц, контрастирующей с маниакальным застывшим взглядом деревянной статуи Нахти справа. В зале также выставлены портретные изображения Аменемхета III и Сенусерта I, но прежде всего ваше внимание привлечёт погребальная камера Хархотепа из Дейр эль-Бахри в середине зала, которая внутри покрыта живописными сценами, заклинаниями и текстами.

Вокруг камеры стоят десять известняковых статуй Сенусерта из его пирамидного комплекса в Лиште. По сравнению со статуей того же фараона, изготовленной из древесины кедра и стоящей в витрине справа от вас (№ 88), эти скульптуры очень формальны. На тронах этих статуй изображены разные варианты символа единства сематауи: Хапи, бог Нила, или Хор и Сет с переплетёнными стеблями растений – символами Обеих земель.

Основную идею египетской государственности выражает уникальная двойная статуя Аменемхета III (№ 508) в зале № 16. Парные фигуры – персонификации нильского божества, подносящего своему народу рыб на подносах, – могут символизировать Верхний и Нижний или самого фараона и его божественную сущность ка. Когда вы выходите из залов Среднего царства, вас провожают взглядом стоящие слева пять сфинксов с львиными головами и человеческими лицами. Эпоха анархии – Второй переходный период и вторжение гиксосов – в экспозиции не представлены.

  • Залы Нового царства

Перейдя в зал № 11, вы попадаете в Новое царство – эпоху возрождения власти фараонов и расширения империи при XVIII и XIX династиях (около 1567-1200 годах до нашей эры). Объединяющая Африку и Азию египетская империя была создана Тутмосом III, которому пришлось долго ждать своей очереди, пока в качестве фараона правила его совсем не воинственная мачеха Хатшепсут. В музее находится колонна из её великого храма в Дейр-эль-Бахри: сверху на посетителей властно смотрит скульптурная голова Хатшепсут, увенчанная короной (№ 94). С левой стороны зала находится необычная статуя ка фараона Хора (№ 75), установленная на наклонном основании, символизирующем его посмертные скитания.

В зале № 12 вы увидите статую Тутмоса III (№ 62) из аспидного сланца, а также другие шедевры искусства эпохи XVIII династии. В задней части зала, в священном ковчеге из разрушенного храма Тутмоса III в Дейр-эль-Бахри находится статуя богини Хатхор в образе коровы, выходящей из зарослей папируса. Сам Тутмос изображён спереди статуи, под головой богини, а также на фреске сбоку, где он сосёт молоко, как младенец. Справа от ковчега – каменная статуя визиря Хатшепсут Сененмута (№ 418) с дочерью царицы Нефрура, во второй нише справа – меньшая по размеру статуя этой же пары.

Отношения между царицей, её дочерью и визирем вызывают множество различных спекуляций. К тому же периоду относится фрагмент рельефа из Дейр-аль-Бахри (вторая ниша слева) с изображением экспедиции в Пунт. На нём изображена страдающая слоновой болезнью царица Пунта и её осёл, а также царица Хатшепсут, наблюдающая за ними во время путешествия в эту сказочную страну.

Справа от рельефа стоит статуя бога Хонеу из серого гранита с локоном волос, символизирующих юность, и лицом (как принято считать) мальчика-фараона Тутанхамона. Она была вывезена из храма лунного бога в Карнаке. По обе стороны от этой скульптуры и «Пунтского рельефа» стоят две статуи мужчины по имени Аменхотеп, изображающие его в виде юного писца незнатного происхождения и восьмидесятилетнего жреца, удостоенного почестей за управление крупномасштабным строительством, наподобие сооружения «Колоссов Мемнона».

Перед тем как повернуть за угол в северное крыло, вы увидите две статуи львиноголовой Сехмет, найденные в Карнаке. В зале № 6 господствуют царственные сфинксы с головами Хатшепсут и членов её семьи. Некоторые из рельефов на южной стене привезены из гробницы Майа в Саккаре. Гробница была открыта в девятнадцатом веке, затем потеряна и снова найдена в 1986 году. Зал № 8 в значительной степени является дополнением к залу Амарнской эпохи, в нём также находится монументальная двойная статуя Амона и Мут, разбитая на куски средневековыми каменотёсами и с любовью собранная из фрагментов, долгое время валявшихся в подвалах музея в Карнаке, где памятник первоначально и стоял. Те части, которые не удалось вставить в головоломку, выставлены в стенде позади скульптуры.

Слева от лестницы в зале № 10 обратите внимание на цветной рельеф на плите из храма Рамсеса II в Мемфисе (№ 769), который изображает царя, приводящего к покорности врагов Египта. В мотиве, повторяющемся на дюжинах храмовых пилонов, царь держит за волосы ливийца, нубийца и сирийца и замахивается топором. Фараоны династии Рамессидов, которые никогда сами не сражались, особенно любили такие рельефы.

Зал завершается художественным ребусом (№ 6245): статуя Рамсеса II изображает царя в виде ребёнка с приложенным к губам пальцем и растением в руке, его защищает бог Солнца Ра. Имя бога в комбинации со словами «ребёнок» (мес) и «растение» (су) образует имя фараона. Из зала № 10 вы можете продолжить знакомство с Новым царством в восточном крыле или подняться по лестнице в галерею Тутанхамона на следующем этаже.

  • Зал Амарнской эпохи

Зал № 3 и большая часть примыкающего к нему зала № 8 посвящены Амарнскому периоду: эпохе разрыва с вековыми традициями, которая продлилась ещё некоторое время после окончания правления фараона Эхнатона (около 1379-1362 годах до нашей эры) и царицы Нефертити. Отвергнув Амона и других фиванских богов, они провозгласили культ единого бога – Атона, построили новую столицу в в Среднем Египте, чтобы избавиться от старой бюрократии, и оставили после себя загадочные произведения искусства.

От стен зала № 3 на вас смотрят четыре колоссальные статуи Эхнатона. Их вытянутые головы и лица, пухлые губы и раздувшиеся ноздри, округлые бёдра и живот наводят на мысль о гермафродите или о первобытной богине земли. Поскольку эти же особенности свойственны также изображениям его супруги и детей на некоторых стелах (в левой нише и в витринах напротив) и гробничных рельефах, существует теория, что художественный стиль Амарнской эпохи отражает какую-то физическую аномалию Эхнатона (или членов царской семьи), а надписи намекают на какие-то извращения.

Противники этой гипотезы возражают: голова Нефертити, хранящаяся в , доказывает, что это был только стилистический приём. Ещё одна особенность амарнского искусства заключалась в выраженном интересе к частной жизни: стела с изображением царской семьи (№ 167 в зале № 8) изображает Эхнатона держащим на руках старшую дочь Меритатон, в то время как Нефертити качает в колыбели её сестёр. Впервые в египетском искусстве появляется, например, сцена завтрака. Мастера Амарнской эпохи концентрировали своё внимание на земном мире, а не на традиционных сюжетах, связанных с загробной жизнью.

Искусство наполняется новой жизненной силой – обратите внимание на свободные мазки кисти на фрагментах фрески со сценами на болоте, представленными на стенах зала № 3. В расположенной слева от входа в зал витрине «А» выставлены некоторые из документов Амарнского архива (остальные находятся в Лондоне и Берлине). В них содержатся просьбы прислать войска, чтобы помочь сторонникам фараона в Палестине, рассказано о последствиях его смерти и поисках союзников, которые вела Нефертити, чтобы бороться с теми, кто побуждал Тутанхамона повернуть амарнскую революцию вспять. Эти клинописные таблички в обожжённых глиняных «конвертах» хранились в архиве дипломатического ведомства Амарны.

Гроб Эхнатона с инкрустацией из сердолика, золота и стекла можно увидеть в зале № 8, его крышка выставлена рядом с золотой обкладкой нижней части. Эти сокровища исчезли из музея в период между 1915 и 1931 годом, но были обнаружены в Швейцарии в 1980 году. Сейчас золотой декор восстановлен и помещён на плексигласовую модель, имеющую предполагаемую форму первоначального гроба.

  • Восточное крыло

Побудительным мотивом пройти дальше из залов Нового царства в восточное крыло может стать находящаяся в зале № 15 статуя супруги Нахт Мина (№ 71), выглядящая очень сексуально. В зале № 14 выставлена огромная алебастровая статуя Сети I, чувственная моделировка лица которой вызывает в памяти бюст Нефертити.

Вероятно, что изначально фараон был изображён в немесе – головном уборе, который мы можем видеть на погребальной маске Тутанхамона. Ещё большее впечатление производит отреставрированная тройная статуя из розового гранита, изображающая Рамсеса III, которого коронуют Хор и Сет, воплощающие соответственно порядок и хаос.

Новое царство постепенно приходило в упадок во время правления XX династии и погибло при XXI династии. За ним последовал так называемый Поздний период, когда у власти находились преимущественно иноземные правители. К этому времени относится выставленная в центре зала № 30 статуя Аменирдис-старшей, которую фараон поставил во главе фиванских жриц Амона.

На голове Аменирдис, одетой как царица Нового царства, – соколиный головной убор, украшенный уреем, который некогда увенчивала корона Хатхор с солнечным диском и рогами. Наиболее запоминающейся из многочисленных статуй богов в зале № 24 является изображение беременной самки гиппопотама – богини деторождения Таурт (или Тоэрит).

Залы № 34 и 35 освещают Греко-римский период (с 332 года до нашей эры), когда принципы классического искусства начали активно проникать в символизм Древнего Египта. Характерный для эпохи сплав стилей демонстрируют причудливые статуи и саркофаги в зале № 49. Зал № 44 используется для проведения временных выставок.

Второй этаж египетского музея

Самой значительной частью экспозиции второго этажа являются залы с сокровищами Тутанхамона, которые занимают лучшие площади. После осмотра этих предметов всё, кроме мумий и нескольких шедевров, кажется тусклым, хотя и в других залах есть артефакты, не уступающие выставленным внизу. Для их осмотра приходите в музей в какой-нибудь другой день.

  • Залы Тутанхамона

Набор погребальной утвари фараона-мальчика Тутанхамона включает в себя 1700 предметов, которые заполняют дюжину залов. Учитывая краткость его правления (1361-1352 годы до нашей эры) и небольшие размеры его гробницы в Долине Царей, бесценные сокровища, которые, как кажется, должны были принадлежать, по меньшей мере, таким великим фараонам, как Рамсес и Сети, ещё больше поражают воображение.

Тутанхамон просто перешёл на сторону фиванской контрреволюции, которая уничтожила амарнскую культуру и восстановила прежнее могущество культа Амона и его жрецов. Однако влияние Амарны очевидно в некоторых экспонатах, которые расставлены примерно так же, как они находились в гробнице: сундуки и статуи (зал № 45) перед мебелью (залы № 40, 35, 30, 25,15, 10), ковчеги (залы № 9-7) и золотые изделия (зал № 3).

Рядом с ними украшения (зал № 4) и другие сокровища из различных гробниц (залы № 2 и 13). Большинство посетителей устремляются к последним четырём залам (залы № 2, 3 и 4 закрываются на пятнадцать минут раньше остальных), игнорируя указанную только что последовательность. Если вы принадлежите к числу таких посетителей, пропустите приведённое ниже детальное описание.

Когда члены экспедиции Говарда Картера в 1922 году проникли в запечатанный коридор гробницы, они обнаружили переднюю камеру, буквально набитую ларцами и обломками вещей, оставленных грабителями. Здесь находились также две статуи ка Тутанхамона в натуральную величину (стоят у входа в зал № 45), черная цвет кожи которых символизирует возрождение царя. Непосредственно за ними находятся золотые статуи Тутанхамона, изображающие его охотящимся с гарпуном.

В зале № 35 главным экспонатом является позолоченный трон с ручками в виде крылатых змеев и ножками в виде звериных лап (№ 179). На спинке изображена царственная пара, отдыхающая в лучах солнца-Атона. Имена супругов приведены в принятой для амарнской эпохи форме, что позволяет отнести трон к тому периоду, когда Тутанхамон всё ещё придерживался солнцепоклоннического культа.

В число других мирских предметов, которые фараон-мальчик взял с собой в иной мир, входит изготовленный из чёрного дерева и слоновой кости набор для игры в сенет, похожей на наши шашки (№ 49). Множество фигурок-ушебти должны были выполнять задания, которые боги могли дать фараону в ином мире (по сторонам от входа в зал № 34).

В зале № 30 находится ларец с «Посохами пленных» (№ 187), изображения на котором, инкрустированные чёрным деревом и слоновой костью, символизируют единство севера и юга. Бюст фараона-мальчика, рождающегося из лотоса (№ 118), свидетельствует о сохранении влияния амарнского стиля во время правления Тутанхамона. Церемониальный трон (№ 181) в зале № 25 является прототипом епископских кресел в Христианской церкви. Его спинка украшена роскошной инкрустацией из чёрного дерева и золота, но выглядит оно неудобным. Более типичны для времён фараонов деревянное кресло и скамеечки для ног, а также богато украшенный комод.

Одежда и притирания царя хранились в двух великолепных сундуках. На крышке и боковых стенках «Расписного ларя» (№ 186) в зале № 20 он изображён охотящимся на страусов и антилоп или уничтожающим сирийское войско со своей боевой колесницы, показанной больше натуральной величины. Торцевые панели показывают фараона в облике сфинкса, попирающего врагов.

В отличие от воинственных изображений Тутанхамона на других предметах сцена на крышке «Инкрустированного ларя» выполнена в амарнском стиле: Анхесенамон (дочь Нефертити и Эхнатона) подносит лотос, папирус и мандрагору своему супругу в окружении цветущих маков, гранатов и васильков. В золотом ковчеге, украшенном идиллическими сценами семейной жизни, когда-то находились статуи Тутанхамона и его жены Анхесенамон, которые были украдены в древности.

От подголовников из слоновой кости в зале № 15 совершенно логичным будет перейти к позолоченным ложам, посвящённым богам, изображения которых в виде животных вырезаны на стойках (№ 183, 221 и 732 в зале № 10). В следующем зале № 9 находится священный ковчег Анубиса (№ 54), который несли перед похоронной процессией фараона: защитник мёртвых изображён в виде бдительного шакала с позолоченными ушами и серебряными когтями.

В выставленных дальше четырёх алебастровых сосудах с крышками, помещённых в алебастровый же ларец (№ 176), хранились внутренности умершего фараона. Этот ларец, в свою очередь, стоял внутри следующего экспоната – золотого сундука с крышкой и статуями богинь-защитниц Исиды, Нефтиды, Селкет и Нейт (№ 177). В залах № 7 и 8 выставлены четыре позолоченных ковчега, которые помещались один в другой, наподобие русской матрёшки; в них находился саркофаг Тутанхамона.

Во всегда заполненном посетителями зале № 3 выставлено золото Тутанхамона, часть которого периодически выставляется за рубежом. Когда сокровища находятся в , то основное внимание привлекает знаменитая погребальная маска с головным убором немес, инкрустированная лазуритом, кварцем и обсидианом.

Внутренние антропоморфные гробы украшены этими же материалами, они изображают мальчика-царя с руками, сложенными, как у Осириса, под защитой выполненных в технике перегородчатой эмали крыльев богинь Уаджет, Нехбет, Исиды и Нефтиды. На мумии Тутанхамона (которая остаётся в его гробнице в Долине Царей) были найдены многочисленные амулеты, эмалевые парадные доспехи со вставками из стекла и сердолика, нагрудные украшения с драгоценными камнями и пара золотых сандалий – всё это выставлено здесь.

Следующий зал ювелирных изделий поражает воображение. Золотая голова сокола эпохи VI династии (когда-то прикреплённая к медному телу) из Иераконполиса считается звездой коллекции, но серьезную конкуренцию ей составляют корона и ожерелье царевны Хнумит, а также диадема и нагрудные украшения царевны Сатхатхор. Рядом с телом последней в её гробнице в Дашуре были найдены аметистовый пояс и ножной браслет Меререт, ещё одной царевны XII династии.

Церемониальный топор Яхмоса увековечивает память об изгнании из Египта гиксосов. Топор был найден в гробнице его матери, царицы Аххотеп. Из того же тайника, обнаруженного Мариеттом в 1859 году, происходит и составной браслет из лазурита и причудливые золотые мухи с выпуклыми глазами – Орден Доблести, награда за храбрость.

Ко времени XXI-XXII династий, когда северный Египет управлялся из Дельты, относится экспонат № 787, выставленный в зале № 2. Из трёх царских захоронений, раскопанных Монте в 1939 году, самой богатой была гробница Псамметиха I, изготовленный из электра, гроб которого был обнаружен в саркофаге Мернептаха (находится на нижнем этаже). Его золотое ожерелье в стиле эпохи Нового царства изготовлено из нескольких рядов дисковидных подвесок.

Между залом № 8 и Атриумом стоят две деревянные колесницы, обнаруженные в передней камере гробницы Тутанхамона. Они были предназначены для торжественных церемоний, их позолоченные рельефы изображают связанных азиатов и нубийцев. Настоящие боевые колесницы фараонов были легче и прочнее. Завершив осмотр сокровищ Тутанхамона, вы можете пройти либо в Зал мумий в западном крыле, либо в другие залы.

  • Мумии музея

В южной части второго этажа музея находятся два зала, где выставлены мумии. В зале № 53 находятся мумифицированные животные и птицы из различных некрополей Египта. Они свидетельствуют о распространённости анималистических культов в конце языческой эры, когда их приверженцы бальзамировали всё: от быков до мышей и рыб.

Современные египтяне смотрят на эти свидетельства суеверности своих предков спокойно, но выставка человеческих останков оскорбляла чувства многих из них, что и привело к закрытию Садатом знаменитого Зала мумий (раньше – зал № 52) в 1981 году. С тех пор Египетский музей и институт Гетти работали над восстановлением сильно повреждённых мумий царей. Результаты их работы в настоящее время выставлены в зале № 56, для входа в который требуется купить отдельный билет (70 фунтов, для студентов – 35 фунтов; закрывается в 18:30).

Здесь выставлены одиннадцать царских мумий (с подробными пояснениями; экспонаты расположены в хронологическом порядке, если обходить зал против часовой стрелки), в том чисел останки некоторых самых знаменитых фараонов, в частности, великих завоевателей XIX династии Сети I и его сына Рамсеса II. Последний имел гораздо менее атлетическое телосложение, чем то, которое можно увидеть у его колоссальных статуй в Мемфисе и других местах. Здесь находится и мумия сына Рамсеса, Мернептаха, которого многие считают фараоном библейского Исхода. Если у вас нет особого интереса к мумиям, не стоит платить так много, чтобы их увидеть.

Все мумии хранятся в запечатанных контейнерах с контролируемой влажностью, и большая часть из них выглядит очень мирно. Тутмос II и Тутмос IV кажутся спящими, у многих сохранились волосы. Вьющиеся локоны и красивое лицо царицы Хенуттауи, возможно, указывают на её нубийское происхождение. Из уважения к умершим, экскурсии здесь не разрешаются, приглушённый гул голосов посетителей прерывается только периодическими призывами: «Пожалуйста, соблюдайте тишину!».

Мумии были обнаружены в царском тайнике в Дейр-эль-Бахри и в одном из помещений гробницы Аменхотепа II, где тела были перезахоронены во время правления XXI династии, чтобы уберечь их от грабителей. Чтобы увидеть, что мумия внутри пустая, посмотрите в правую ноздрю Рамсеса V – с такого угла вы можете заглянуть внутрь непосредственно сквозь отверстие в черепе.

  • Другие залы музея

Чтобы осмотреть оставшуюся часть экспозиции в хронологическом порядке, вы должны начать с зала № 43 (над Атриумом) и двигаться по часовой стрелке, как и на первом этаже. Но, поскольку большинство посетителей попадают сюда из залов Тутанхамона, мы описываем западное и восточное крыло именно с этой точки.

Начав с западного крыла, обратите внимание на «Скарабеев сердца», которых помещали на горла мумий. На них наносили слова заклятия, призывающего сердце умершего не свидетельствовать против него или неё во время Суда Осириса (зал № 6). В числе множества предметов из царских гробниц XVIII династии в зале № 12 мумии ребёнка и газели (витрина I); парики жрецов и коробки для париков (витрина L); два леопарда из тайника гробницы Аменемхета II (№ 3842) и колесница Тутмоса IV (№ 4113). В зале № 17 представлена утварь из частных гробниц, в частности, усыпальницы Сеннеджема из посёлка работников возле Долины Царей.

С мастерством, отточенным на строительстве царских гробниц, Сеннеджем вырубил для себя стильный склеп на двери гробницы (№ 215), он изображён играющим в сенет. На саркофаге его сына Хонсу изображены львы Рути – божества текущего и прошедшего дня, – поддерживающие восходящее солнце, и Анубис, бальзамирующий его тело под покровительством Исиды и Нефтиды.

В коридоре выставлены ларцы с канопами и гробы, во внутренних залах модели времён Среднего царства. Из гробницы Мекетра в Фивах происходят великолепные фигурки и жанровые сценки (зал № 27): женщина, несущая на голове кувшин с вином (№ 74), крестьяне, которые ловят рыбу сетью с тростниковых лодок (№ 75), скот, который гонят мимо хозяина (№ 76). В зале № 32 сравните модели лодок с полной командой матросов (витрина F) с солнечными барками без моряков, предназначенных для путешествия в вечность (витрина Е). Любители солдатиков восхитятся фалангами нубийских лучников и египетских воинов из гробницы принца Месехти в (зал № 37).

Южное крыло музея лучше всего осматривать, передвигаясь быстрым шагом. В средней секции представлена модель погребального комплекса, показывающая, как пирамиды и их храмы были связаны с Нилом (зал № 48), и кожаный похоронный балдахин царицы XXI династии, украшенный красно-зелёными квадратами, расположенными в шахматном порядке (№ 3848, возле юго-восточной лестницы в зале № 50). Более впечатляющи две экспозиции в центральной части: недавние находки и забытые сокровища, выставленные возле зала № 54, а также зал № 43 – предметы из гробницы Юйи и Туйи.

Самыми красивыми из этих предметов являются позолоченная маска Туйи с драгоценными камнями, их антропоморфные гробы и статуи этой супружеской пары. Как родители царицы Тии (жены Аменхотепа III) они были похоронены в Долине Царей, их гробница была найдена нетронутой в конце девятнадцатого века. За входом в зал № 42 обратите внимание на стенную панель из синей фаянсовой плитки, происходящую из поминального храма Джосера в Саккаре (№ 17).

В зале № 48 около перил открытой галереи над Ротондой находится витрина (№ 144) с каменной головой матери Эхнатона царицы Тии, которая предвосхищает амарнский стиль, и статуэтки «танцующие карлики», изображающие экваториальных пигмеев. В той же витрине находится великолепная, очень живая статуэтка нубийской женщины (возможно, тоже царицы Тии) с причёской из косичек, выглядящей очень современно.

Если вы пришли из северного крыла, то восточное крыло для вас открывается залом № 14, в котором выставлены пара мумий и очень реалистичные, но плохо освещённые файюмские портреты, найденные археологом Флиндерсом Питри в Хаваре. Портреты, относящиеся к Римскому периоду (100-250 годы), выполнялись в технике энкаустики (красители смешивались с расплавленным воском) с живой натуры, а после смерти изображённого человека их клали на лицо его мумии.

Поразительное разнообразие египетского пантеона эпохи позднего язычества демонстрируется статуями божеств в зале № 19. Крошечные статуэтки заслуживают внимательного осмотра, особенно статуэтки беременной самки гиппопотама – богини Таурт (в витрине С), Гарпократа (Хора-ребёнка), Тота с головой Ибиса и бога-карлика Птах-Сокара (всё – в витрине Е), а также Бэса, выглядящего почти как мексиканский божок (в витрине Р). В витрине V в центре зала обратите внимание на изображение Хора из золота и серебра, по всей видимости, служившее саркофагом для мумии сокола.

Следующий зал посвящён остраконам и папирусам. Остраконы представляли собой кусочки известняка или глиняные черепки, на которых наносились рисунки или малозначительные надписи. Папирус использовался для законченных произведений искусства и записи ценных текстов.

Кроме Книги мёртвых (залы 1 и 24) и Книги Амдуат (где изображена церемония взвешивания сердца, № 6335 в южной части зала № 29), обратите внимание на Сатирический папирус (№ 232 в витрине 9 на северной стороне), на котором изображены кошки, прислуживающие мышам. На изображениях, созданных в Гиксосский период, кошки представляют собой египтян, а мыши – их правителей, которые пришли из стран, прежде входивших в состав Египетской державы.

Изображение намекает на то, что правление иностранцев в Египте воспринималось как противоестественное. В зале № 29 выставлен также письменный прибор писца и краски и кисти художника (возле двери на другом конце). В следующем зале № 34 находятся музыкальные инструменты и статуэтки играющих на них людей.

В коридоре (зал № 33) стоят два интересных кресла: сиденье из амарнского туалета выставлено в витрине «О» возле двери, а в витрине «S» – кресло для родов, очень похожее на то, что используется в наше время. В зале № 39 выставлены стеклянные изделия, мозаика и статуэтки Греко-римского периода, а в зале № 44 – фаянсовая облицовка стен в месопотамском стиле из дворцов Рамсеса II и III.

Вконтакте

Каирский египетский музей находится в Каире , столице Египта , на площади Тахрир, расположенной в центральной части города. Его коллекция исторических ценностей превышает 150 000 экспонатов и ежегодно притягивает миллионы туристов со всего мира.

Каирский египетский музей – история создания.

Своим появлением знаменитая сокровищница древностей обязана людям, которые при жизни ни разу не встречались. В 1835 году по приказу Мохаммеда Али, правившего страной в то время, был издан указ, запрещающий самовольные раскопки и вывоз древних артефактов из Египта. До этого декрета многие захоронения подвергались разграблению, а бесценные экспонаты можно было приобрести на черном рынке.

Не зная о запрете, в 1850 году в Александрию на пароходе прибыл французский историк Огюст Мариетт. Целью его визита было приобретение древних рукописей. Поняв, что вывезти ценности из страны не удастся, он остался в Египте, навсегда влюбленный в эту страну. Свою первую коллекцию он выставил через 8 лет в музее, открытом им в Булаке. Однако после стихийного бедствия, произошедшего в 1878 году, многие экспонаты были сильно испорчены, а некоторые похищены. Ученый обратился к правительству с прошением построить для сохранения коллекции большой египетский музей. Исмаил-Паша, возглавлявший правительство, откликнулся на эту просьбу, и для сохранности на время возведения хранилища приказал перевезти всю коллекцию в свой дворец.

Французский архитектор Марсель Дюнон предоставил эскиз здания, выполненный в стиле неоклассицизма. После утверждения проекта в 1900 году началось строительство, завершившееся через 2 года. Все экспонаты были перевезены из Гизы и выставлены в новом Национальном музее в Каире.


Основатель сокровищницы Огюст Мариетт после смерти удостоился чести быть погребенным в мраморном саркофаге, расположенном слева от входа в нее. Над его усыпальницей возвышается отлитая из бронзы статуя ученого. В саду, разбитом у здания Каирского египетского национального музея, выставлены находки, обнаруженные знаменитым египтологом. Здесь посетители могут увидеть обелиск Рамсеса II и высеченного из красного гранита сфинкса Тутмоса III.


Каирский египетский музей – экспонаты.

Хранящиеся в египетском музее артефакты настолько великолепны, что интересны не только ценителям прошлого, но и туристам, которые приехали в Египет на отдых. Чтобы ознакомиться с многочисленными экспонатами и проникнуться величием древней цивилизации, нужно не менее 4 дней.

В Каирском египетском музее, состоящем из огромного вестибюля и ста залов, расположенных на двух этажах, всегда шумно и многолюдно. Посетив каждый из залов, можно, словно на машине времени, совершить путешествие к истокам мировой цивилизации. Величайшие творения человеческих рук собраны в тематические коллекции и расположены по хронологическому принципу. Самые старые экспонаты имеют возраст, превышающий пять тысяч лет, а самые молодые охватывают начало нашей эры.


Первый этаж Каирского музея.

Египетский музей Каира хранит на первом этаже гранитные, известняковые и базальтовые изваяния правителей Египта. На самом входе посетителей встречают огромные статуи фараона Аменхотепа III и его супруги Тии.


Далее можно увидеть фараона Микерина, восседающего в окружении древнеегипетских богинь Хатор и Бат. Особое внимание туристов привлекает тщательно выполненное из темно-зеленого диорита, пронизанного тонкими светлыми прожилками, изваяние фараона Хафра, принадлежащего к четвертой династии. Некоторые египтологи считают, что именно его лицо носит , сидящий возле пирамиды в долине Гиза.


Здесь же можно увидеть фигуру фараона III династии Джосера, считающегося первым строителем пирамид. Его ступенчатая усыпальница находится в Саккаре недалеко от плато Гиза. На первом этаже стоит изваяние Снофру – фараона IV династии, для которого в Дахшуре возвели две пирамиды: Ломанную и Розовую, не уступающих по своему величию пирамидам, построенным в долине Гиза.

Не меньший интерес у посетителей вызывают искусно раскрашенные известняковые статуи принца Рахотепа и его жены – царевны Нофрет. Оба изваяния обнаружили еще во время экспедиций, возглавляемых самим Мариетом.


Здесь же есть отдельный зал, посвященный отцу Тутанхамона – фараону-еретику Эхнатону. В нем находятся колоссальные изваяния, изображающие его и Нефертити, которая была ему женой.



Кроме монументальных изваяний среди экспонатов много погребальных плит, всевозможных сосудов и статуэток меньшего размера.

Второй этаж Каирского музея.

Но более всего посетителей манит второй этаж, на котором собраны сокровища из гробницы Тутанхамона и других древних правителей. Обнаружение гробницы юного фараона и сокровищ, собранных в ней, произвело на жителей XX столетия неизгладимое впечатление. Поражает не столько количество драгоценных камней и золота, как высочайшее мастерство древних мастеров. Золотая погребальная маска Тутанхамона , декорированная драгоценными камнями и редкими породами дерева, вызывает у посетителей восторг, а у современных ювелиров чувство зависти. Вес этого шедевра более 11 кг.


С не меньшим мастерством изготовлены украшения фараона – ожерелья, выполненные из золота с инкрустацией из бирюзы и кораллов, массивные кольца и серьги, а также нагрудные украшения, декорированные сценками из древних мифов.




Невольное восхищение вызывает позолоченный трон Тутанхамона, украшенный драгоценными камнями. На спинке есть изображение фараона и его юной жены.


В зале правителя выставлены три саркофага. Примечательно, что один из них отлит из золота и весит около ста килограмм.


В отдельном зале можно ознакомиться с сокровищами царицы Хетепхерес, являвшейся матерью известного фараона Хеопса. Кроме шкатулки, инкрустированной драгоценными камнями, носилок, покрытых золотыми листами, и серебряных браслетов, в нем можно увидеть погребальные саркофаги, принадлежащие разным эпохам и изготовленные из различных материалов.


Осмотрев сокровища Тутанхамона, стоит заглянуть в соседний зал и ознакомиться с коллекцией драгоценностей, принадлежавших фараонам, правившим в XI-X столетиях до нашей эры. Эти экспонаты менее известны, но не менее ценны. Здесь хранятся золотые украшения и саркофаг фараона Псусеннеса I, инкрустированные драгоценными камнями.


Туристы с крепкими нервами могут посетить зал, в котором поддерживается специальный микроклимат. Здесь находятся мумии, принадлежащие известным правителям страны. Если турист планирует побывать в зале с мумиями не в составе экскурсионной группы, он должен внести дополнительную плату. Перед посещением нужно запомнить одно правило – вести фото и видеосъемку в этом зале Каирского египетского музея запрещено.

Комплекс, основанный в 1885-м году, обладает высочайшей концентрацией археологических экспонатов в мире. В этом музее находится более 100 тысяч артефактов, относящихся ко всем периодам египетской истории. Куда бы Вы не посмотрели — Вы увидите что-то интересное. Для того, чтобы осмотреть все сокровища этого фантастического места понадобиться несколько лет! Поскольку большинство людей приезжают в Каир всего на несколько дней — лучше сосредоточить своё внимание на самые популярные и важные для египетской истории экспонаты.

Египетский музей в Каире — видео

Каирский музей — фото

Для тех, кого впечатлили пирамиды , или здесь находится оригинал статуи фараона Джосера . Так же здесь есть небольшая статуэтка из слоновой кости, изображающая фараона Хеопса (единственное изображение фараона, сохранившиеся до наших дней) — создателя Великой пирамиды в Гизе. А прекрасная статуя его сына Хефрена — один из шедевров древнеегипетской скульптуры. Его защищает бог Гор в образе ястреба. В углу первого этажа скрываются несколько каменных фрагментов, которые были найдены прямо под головой Великого сфинкса. Это части церемониальной бороды и царской кобры, некогда украшавших статую.

Те, кто побывал в древнем городе Ахетатоне наверняка хотят увидеть зал, в котором находятся изображения фараона Эхнатона и Нефертити . Египтологи полагают, что создавая новую религию, Эхнатон хотел быть изображенным в мужском и женском обличии одновременно, как верховный создатель.

Помните фараона, преследовавшего Моисея и его народ в Синайской пустыне? Это Рамзес Великий. В Каирском египетском музее не мало его статуй (он правил 66 лет). Возможно, Вам захочется посмотреть ему в глаза в зале царских мумий — это непередаваемые ощущения.

Почти каждый, кто приезжает в Египет посещает , и в Каирском музее для них есть особенный отдел. Все хотят посмотреть сокровища гробницы Тутанхамона . Почти половина второго этажа египетского музея отдана под выставку этих бесценных артефактов. Здесь находится более 1 700 экспонатов, занимающих 12 залов! Здесь можно увидеть прекрасную статую Тутанхамона, стоящего на спине пантеры; великолепный трон из дерева, инкрустированный золотом и драгоценными камнями, на обратной стороне которого изображен фараон со своей молодой женой, которая приходилась ему сводной сестрой; так же можно увидеть золотые амулеты и саркофаги из чистого золота, а так же маленькие (38-сантимсетровые) золотые саркофаги, в которых хранились внутренности фараона. И, вероятно, главное сокровище Тутанхамона — золотая посмертная маска, которая покрывала лицо мумии. Сделанная из чистого золота маска, украшенная лазурью, привезенной с территории нынешнего Афганистана, — является одной из главных сокровищ египетского музея в Каире.

Каирский музей — режим работы, стоимость билетов

Посещать Каирский музей можно ежедневно с 9:00 до 17:00.

Стоимость билетов для посещения — 60 египетских фунтов. За посещение зала с мумиями дополнительно необходимо доплачивать примерно 10 долларов.

Каирский музей — как добраться, адрес

Адрес: Al Ismaileyah, Qasr an Nile, Cairo Governorate.

Египетский музей расположен в центре Каира. Добраться до него можно на метро — первая (красная) линия, станция Urabi.

Каирский египетский музей на карте

Египетский музей расположен в Каире, столице Египта. Это поистине необыкновенное место, в котором хранятся многочисленные экспонаты, рассказывающие нам об истории и искусстве Египта разных эпох. Эти сокровища музея могут удивить любого и заинтересуют даже тех людей, которые никогда не увлекались историей Египта.

Египетский Музей хранит не просто экспонаты, но время и историю. Ведь некоторым манускриптам и свиткам, бытовым предметам и предметам искусства уже более пяти тысяч лет! Вы также можете найти в нем сохранившиеся мумии фараонов, саркофаги жрецов, сокровища гробницы Тутанхамона, которые были захоронены вместе с правителем.

Один из самых известных экспонатов – это посмертная маска Тутанхамона. Также небезызвестны скульптуры Аменхотепа III и Тии, его жены, мимо которых невозможно пройти. Необыкновенные статуэтки, скульптуры, росписи и украшения, которые носили в Древнем Египте... Посетителей Египетского музея ждет немало загадочного: предназначения многих артефактов до сих пор не известны, а воздействие некоторых из них считается благотворным на человеческий организм.

В Египетском Музее, хранителе множества старинных экспонатов, царит атмосфера древности и таинственности. Посетителям его представлена возможность глубоко окунуться в историю и культуру Египта разных эпох.

Военный музей

Египетский Национальный Военный музей расположился в каирской Цитадели – это укрепленный район, с возвышения которого виден почти весь город. Музей размещен во дворце Мухаммеда Али. Коллекция музея отражает все этапы развития и становления египетской армии, а также периоды военной истории страны.

Среди экспонатов военного музея – различные виды оружия, в том числе военные трофеи, портреты знаменитых полководцев. Интерес представляет коллекция советских танков. Обширная экспозиция посвящена войне с Израилем.

Также посетителям музея могут быть интересны манекены, одетые в военную форму разных исторических периодов, знамена, знаки отличия, разнообразные транспортные средства, применяющиеся египетской армией.

Музей Имхотепа

Музей включает в себя шесть галерей, в которых на всеобщее обозрение представлены экспонаты, раскрывающие историю Саккары. Перед входом стоит статуя Джосера, содержащая надписи - имена и титулы Имхотепа. Экспозиция музея содержит разнообразные медицинские инструменты, изваяния божеств и керамическую посуду - все это было обнаружено в результате многолетних археологических исследований.

Кроме того, посетителям этого музея предоставлена возможность осмотреть усыпальницу, специально сконструированную для более полного представления о гробницах, входящих в состав некрополя.

Хелуанский музей восковых фигур

Хелуанский музей восковых фигур располагается в пригороде Каира, недалеко от станции метро "Айн Хелуан". Экспонатами этого небольшого общественного музея являются скульптуры из воска, которые демонстрируют важные фигуры из египетской истории и идеализированной традиционной египетской культуры.

Здесь можно увидеть фигуры Салаха Эль-Дин аль-Айюби (Саладина), короля Англии Ричарда «Львиное Сердце», Амра ибн аль Асса, Клеопатры, президента Гамаль Абдель Насера и многих других исторических личностей.

Музей был основан известным египетским живописцем и скульптором Бикар Хусейном.

Коптский музей

Коптский музей в Каире посвящен культуре и истории коптов – исповедовавших христианство египтян. Здесь находится самая большая в мире коллекция коптского искусства. Музей основан в 1910 году. Его основатель Маркус Симайка Паша был одним из руководителей Совета коптской общины. Основу музея составила его личная коллекция.

Интерьер музея содержит элементы, общие для коптской и мусульманской культур. Фонды музея содержат около 16 тысяч экспонатов, в постоянной экспозиции выставлены 1200 образцов коптского искусства: резьба по дереву и камню, иконы, фрески, фрагменты тканей, украшенных вышивкой и золотым шитьем, монеты. В Коптском музее есть отдельный зал, посвященный древним христианским монастырям.

Особый интерес как для туристов, так и для исследователей представляет собрание произведений коптской письменности – около 6 тысячи рукописей на папирусе. Гордость музея – единственная в мире полная копия псалмов Давида, датируемая 6 веком, а также 13 папирусных листов так называемого "Евангелия от Иуды", найденного в 1970-х годах и незаконно вывезенного за пределы Египта.

Музей Гайер-Андерсона

Музей Гайер-Андерсона располагается в южной части старого мусульманского района Каира, рядом с мечетью Тулун. Музей состоит из 2 зданий, соединенных галереей – Бейт-аль-Киритилия и Бейт Амна Бент Салим. Одно из зданий построено в 1540 году, второе – в 1631. В 1934 году дома были проданы правительству, которое, в свою очередь, передало их английскому военному врачу майору Гайер-Андерсону.

Англичанин отреставрировал оба дома, сохранив средневековый интерьер и разместив здесь богатую коллекцию произведений искусства, антиквариата, одежды и безделушек разных исторических эпох.

В залах музея можно увидеть антикварную мебель, арабские костюмы, ковры, посуду из стекла и хрусталя. Вниманию посетителей представлены статуи царицы Нефертити и богини Бастет, деревянный потолок, украшенный сценами из Корана, мраморный фонтан в гостиной. В кабинете Гайер-Андерсона ничего не меняли с его смерти, на стенах кабинета до сих пор висят фотографии родных англичанина.

В интерьерах музея снимали одну из серий Бондианы – «Шпион, который меня полюбил».

Музей Ахмеда Шауки Кармат Ибн Хани

Музей Ахмеда Шауки – нетрадиционный музей, в котором вместо привычных скульптур и других артефактов находится 713 рукописей, в которые входят черновики со стихами и другими произведениями великого арабского поэта. Также в музее можно найти впечатляющую коллекцию картин, фотографий поэта и его семьи, его наград и других ценных подарков. В доме-музее эмира (принца) арабской поэмы находятся спальня и кабинет поэта. Музей открыли для широкой публики 17 июня 1977 года.

Ахмед назвал свой дом «Кармет Ибн Хани», что переводится как «Виноградник Ибн Хани». Влияние Ахмеда на арабскую литературу было таким большим, что его дом превратился в особо чтимый и охраняемый национальный музей. Шауки был последователем аль-Баруди, который в своих стихах-панегириках возвеличивал пророка Мухаммада и воспевал былую славу Египта. За гневные стихи против британского протектората он был выслан английскими властями из страны.

Музей исламского искусства

Коллекция Музея исламского искусства в Каире насчитывает несколько десятков тысяч экспонатов, иллюстрирующих все периоды развития мусульманского искусства. Здесь выставлены образцы не только из Египта, но и из других исламских стран: Ирана, Армении, Турции.

Посетители музея могут увидеть здесь мраморные фонтаны, резные решетки машрабия, персидские ковры, образцы арабской каллиграфии. В музее выставлены ткани, арабское оружие, изделия из серебра, стекла и дерева, золотые и бронзовые украшения, металлическая посуда. Есть также образцы резьбы по дереву с запрещенными исламом изображениями людей.

В одном из залов музея выставлены многочисленные копии Корана. Также здесь можно увидеть зал исламской керамики, мозаичное панно с видами Мекки и Каабы, огромный папирус 8 века.

На территории музея исламского искусства расположены также сувенирный магазин, кафе, лекционный зал, библиотека. Есть условия для посетителей с ограниченными возможностями. Фотографировать в музее разрешено только без вспышки.

Музей дворца Абдин

Музей дворца Абдин располагается в бывшем королевском дворце, построенном по образцу резиденций европейских монархов. Это один из самых роскошных дворцов в мире, здесь 500 комнат. В 80-х годах 20 века президент Египта Хосни Мубарак распорядился открыть в здании дворца музей.

Для посещения открыты нижние этажи, где находятся Музей оружия, Королевский семейный музей, Президентский музей подарков и другие. Верхние этажи, где жила королевская семья, предназначены для размещения иностранных гостей.

Особого внимания заслуживает богатейшая коллекция Музея оружия с уникальными экспонатами – такими, как, например, меч российских императоров в золотых ножнах с украшениями из эмали и драгоценных камней.

Отдельный зал музея занят наградами правителей Египта. Здесь также можно увидеть коллекцию изделий из серебра и уникального фарфора, редкие картины и ювелирные украшения исключительной работы, короны фараонов Древнего царства, бюсты правителей.

Здание дворца Абдина используется для церемоний и приемов глав государств.

Египетский геологический музей

Египетский геологический музей, открытый в 1904 году, является частью национального геологического исследовательского центра.

Экспозиция демонстрирует геологическую историю страны, ее растительный и животный мир. В музее имеются представляющие большой научный интерес коллекции окаменелостей беспозвоночных и позвоночных, минералов, руды, горных пород, а также метеоритов. Экспонаты размещены в тематических залах трех галерей.

На территории музея работают специализированные лаборатории для исследований в области минералогии, палеонтологии и петрологии. А также здесь имеется собственная библиотека, доступная для ученых и общественности. Библиотечный фонд включает свыше 10000 изданий, карт, летописей.

Каирский музей парфюмерии

Каирский музей парфюмерии находится в столице Египта. В этом уникальном музее собрана большая коллекция ароматов, позволяющих проследить тысячелетнюю историю производства духов на территории этой древней и загадочной страны.

Берега Нила издавна были местом, где выращивали масличные растения, экстракты которых применялись мастерами для производства неповторимых ароматов. Доподлинно известно, что при дворе египетских фараонов содержались парфюмеры, поставлявшие для венценосных правителей уникальную парфюмерию.

Особого внимания заслуживают сосуды, выполненные вручную высококлассными мастерами-ювелирами. При изготовлении сосудов использовались драгоценные камни и металлы, позволявшие духам долгое время сохранять свои первоначальные качества.

Традиционно для производства духов в Египте использовались лишь натуральные материалы – масла, экстракты трав и специи. В музее также расскажут о древних технологиях получения ароматов и предложат продегустировать некоторые из них.

Дом-музей Сухайми

Байт аль-Сухайми, или просто "Дом Сухайми", - это старинный дом времен Османской империи, в наше время превращенный в музей.

Дом был построен в 1648 году в дорогой части Каира. Чуть больше столетия спустя здание купила семья шейха Ахмеда аль-Сухайми. Его семья жила здесь в течение нескольких поколений, постепенно увеличивая пространство дома путем поглощения соседних зданий.

Традиционно стены дома окружают внутренний дворик с небольшим садом. Интерьер помещений остался почти нетронутым с давних времен. Мраморный пол, деревянная мебель и расписной потолок являются свидетелями давно прошедших лет.

Музей, оборудованный здесь, дает полное представление о быте богатой городской семьи в Средние века и о чисто житейских приспособлениях для полноценной жизни в условиях радикального климата.

Детский музей

Детский музей в Каире был открыт в 2011 году в рамках сотрудничества страны с Британским музеем. Это самый крупный в Африке и арабском мире музей для детей. Он располагается в лесопарке Гелиополя.

Музей создавался по инициативе Сюзанны Мубарак, супруги прежнего президента страны. На 2-м этаже музея размещена её статуя, которую подарил Британский музей в качестве признания вклада Сюзанны Мубарак в заботу о детях Египта. Рядом имеется обращение к детям, призывающее обогащать собственные знания.

Экспозиция музея иллюстрирует историю Египта с древнейших времен: одеяние, процессы ткачества и прядения, систему орошения, древнее судостроение, внутреннее устройство пирамид, расшифровку иероглифов с Розеттским камнем.

В зале, посвященном Красному морю, посетители могут узнать о морской флоре и фауне, ознакомиться с описанием имеющихся экологических проблем. Зал, посвященный обитателям пустыни, рассказывает о способах приспособления растений и животных к суровым природным условиям. Также в музее имеются такие залы, как ремесленный, информационный, о строении человека.

Музей Махмуда Мухтара

Музей Махмуда Мухтара, посвященный выдающемуся египетскому скульптору, располагается в Каире, на острове Гезира. Оригинальное здание музея, отделанное бронзой, камнем, базальтом, мрамором и гранитом, было построено по проекту архитектора Египта Рамзеса Осью Вассефа.

Открытие музея состоялось в 1962 году. В 2003-м году здесь были произведены масштабные восстановительные работы.

В экспозиции музея представлены 85 скульптур Мухтара, материалы, знакомящие посетителей с его жизнью и блистательным творчеством, оказавшим значительное влияние на искусство страны.

В сооружении размещается также и мавзолей знаменитого мастера, где он был похоронен.

Музей Умм Кульсум

Музей Умм Кульсум размещается во дворце Монастирли 1851 года постройки, расположенном на берегу Нила. Небольшой музей посвящен знаменитой египетской певице и актрисе, прославившейся великолепным исполнением прекрасных арабских песен и удостоенной высшей награды от короля Египта.

Экспозиция демонстрирует личные вещи, сувениры, одежду певицы. Например, здесь можно увидеть ее блестящее концертное платье, подписанные автографом примадонны очки. В музее имеется мультимедийный зал, где посетителям предлагается послушать ее песни, просмотреть короткий документальный фильм о биографии певицы – с того времени, когда маленькая Фатима выступала перед зрителями, переодевшись в мальчика-бедуина, до пышных похорон Умм Кульсум с участием лидеров арабских стран и 4 миллионов каирцев.

Музей Египетского географического общества

Музей национального географического общества Египта включает в себя небольшую историческую библиотеку, зал заседаний и собственно этнографический музей. Это не самый известный музей Каира, но он не менее интересен, чем другие.

В коллекции музея – экспонаты с 18 до начала 20 века. Здесь можно увидеть реконструкцию быта и обычаев коренного населения Египта. Внимания заслуживают воссозданная парикмахерская и повозка новобрачных. Иногда в музее проходят исторические реконструкции сцен из жизни аборигенов, посетителей угощают национальными блюдами, которые готовят тут же.

В одном из залов музея собраны экспонаты, привезенные из экспедиций по Африканскому континенту: копья и щиты воинов местных племен, слоновьи бивни, чучело крокодила.

В библиотеке можно увидеть старинные карты, данные переписей населения Египта, состоявшихся в 20 веке, фотографии египетской пустыни.

Железнодорожный музей

Железнодорожный музей в Каире был основан в 1933 году. В его коллекции - около 700 экспонатов. Здание этого небольшого музея располагается недалеко от Центрального железнодорожного вокзала Каира.

В экспозиции музея 5 разделов. В первом – транспорт до эпохи паровых двигателей, от колесниц фараонов до водного транспорта.

Второй, самый важный раздел, посвящен собственно поездам: от самых первых поездов до самых современных. Здесь есть модели паровых двигателей, локомотивов и вагонов, некоторые из них выполнены в натуральную величину.

Есть здесь и подлинные детали паровозов. Туристам предлагается осмотреть личный поезд Мухаммеда али-Паши, который выглядит так, будто только что покинул депо и готов отправиться в путь.

В двух других отделах музея можно увидеть модели железнодорожных мостов и станций со всего Египта. Последний раздел экспозиции посвящен самолетам – от изобретений братьев Райт до наших дней. Также в музее находятся статистические данные о развитии транспортной сети в Египте, фотографии, карты и документы.

Египетский музей текстиля

Египетский музей текстиля – первый специализированный музей на Ближнем Востоке и третий музей текстиля в мире. Здесь представлены дошедшие до наших дней образцы всех тканей, изготавливавшихся в Египте с древних времен: льна, в обработке которого древние египтяне были очень искусны, тонкой шерсти, образцы вышивки и золотого шитья.

Здесь можно увидеть погребальные одежды из гробниц фараонов, коптские вышивки, окрашенные ткани царских одеяний, набедренные повязки и рубашки, мусульманские молитвенные коврики. Также в музее представлены орудия труда прях и швей, ткацкие станки.

Экспозиция музея дает представление не только о древнеегипетской текстильной промышленности, но и об истории костюма.

В музее 2 этажа, здесь поддерживается особый микроклимат, необходимый для сохранности тканей и изделий из них. Впервые экспозиция была открыта для публики в 2010 году.

Музей под открытым небом в Мемфисе

Мемфис – старейший город Египта, крупный административный центр древности. В 3 тысячелетии до нашей эры здесь располагалась столица Древнего царства. Сейчас на этом месте находится своеобразный музей под открытым небом.

В Мемфисе по сей день идут раскопки, но они затруднены близким залеганием подземных вод и тем, что часть территории древнего города находится под частными пальмовыми рощами. Целых зданий в городе практически не сохранилось – до наших дней город дошел полностью покрытым илом.

В Мемфисе можно увидеть знаменитый колосс фараона Рамзеса II, достигающий 10 метров в высоту, большой алебастровый стол, где бальзамировали священных быков, посвященных богу Апису, алебастрового сфинкса весом в 10 тонн.

Также здесь можно увидеть гранитные надгробия, остатки древних храмов и гранитных статуй фараонов.

Музей открыт ежедневно, вход на территорию платный.

Этнографический музей

В Этнографическом музее Каира представлены традиции и повседневная жизнь города и Египта. Экспозиция музея состоит из четырех категорий, демонстрируемых в отдельных выставочных залах.

В первом зале размещены экспонаты, представляющие подлинные ремесла, промышленные товары, работы мастеров, выполненные из дерева, железа, меди, стекла, кожи и прочих материалов.

Во втором зале показаны старинные африканские этнографические реликвии. Здесь можно увидеть оружие, музыкальны инструменты и снаряжение дервишей из Бахр-эль-Газали, Дарфура, Абиссинии, Северной Уганды и Сомалийских земель.

Третий зал располагает большой коллекцией предметов, которые связаны с обычаями и традициями Египта - свадебными обрядами, обрезанием, общественными банями, курением и другими. Наиболее ценные из них - цветные стекла из старинных исламских сооружений, чересстрочная лепнина.

Четвертый зал рассказывает о Суэцком канале. Самым заметным объектом здесь является диорама, изображающая императорский корабль на открытии канала в 1869 году.

Музей "Панорама Октябрьской войны"

Музей "Панорама Октябрьской войны", построенный в 1989 году, находится в районе гелиополиса в Каире. Он рассказывает о событиях великой победы Египта над Израилем в 1973 году.

Музей представляет собой круговое здание, центральное место в котором занимает панорамная живопись, изображающая военные события между египетскими и израильскими вооруженными силами.

Вся панорама состоит из трех отдельных шоу, каждое из которых длится около 20 минут: первое начинается с документального фильма "Путь к Победе", второе шоу представляет собой небольшое театральное представление, и третье - круговая 3D диорама батальной сцены на вращающейся платформе, включающая множество спецэффектов: от столбов дыма до роя самолетов, летящих прямо в зрительный зал.

Музей современного искусства Египта

Музей современного искусства в Каире найти легко – он располагается прямо напротив Каирской Оперы. Он открылся вновь совсем недавно – в 2005 году, этому предшествовала длительная реконструкция. Здесь находятся работы египетских художников 20 и 21 веков.

Самая значительная выставка музея – «Искусство сегодня» - расположена на первом этаже. Здесь выставлены работы 95 художников, выполненные с 1975 года и до сегодняшнего дня.

Самые заметные экспонаты музея - бронзовая статуя скульптора Махмуда Мухтара «Невеста Нила», картины Махмуда Саида «Город» и «Свидание» Рахгеба Айяда.

Для посетителей музея работают кафе и сувенирный магазин с открытками и постерами, расположенные на верхнем этаже трехэтажного здания музея.


Достопримечательности Каира

Свежий обзор

Начну с того, что во всем мире (включая, как ни странно, даже ) указатели коричневого цвета означают какие-то сайты, интересные для туристов — природные и культурные достопримечательности, музеи, исторические памятники. Но не в Обзоре. В Обзоре смотреть практически не на что, поэтому коричневые тут абсолютно все доступные указатели. Из новых во всяком случае. (Все на что действительно должны быть коричневые указатели перечислено в заметке )

Случайные записи

Ну вот, думала, что закончила с путешествиями в Германии, но, оказывается, еще много осталось впечатлений в мыслях и в фотографиях. И недавно Ксюша напомнила об одном коротком путешествии в деревню Пехау. Теперь это не деревня, а часть Магдебурга, один из его районов, да и расположен он в 5 км от Альтштадта на правом берегу Эльбы, между Старой Эльбой и речкой Эле. Поехали мы туда уже на исходе дня, просто погулять, но и здесь есть свои достопримечательности и своя история. Пехау впервые в письменных источниках упоминается в 948 году как "Pechovi" (cо словацкого — печь, очаг, а с праславянского — беспокойство). В то время река Эльба служила границей между Священной Римской империей германской нации и славянскими племенами морзанов. Старая деревня Пехау приписывается к кольцевому укреплению морзан. С приходом к

Сразу за 22 июня опубликую 3 часть книги про Памятник совесткому Воину-освободителю в Трептов-парке. Две предыдущие части были про , и про . Эта часть будет про процесс строительства.

Прежде чем проект стал действительностью…

Дан приказ — и работа закипела

4 июня 1947 года Главнокомандующий Группой советских оккупационных войск в Германии Маршал Советского Союза В. Д. Соколовский отдал приказ №139, в котором предписывалось приступить к сооружению памятников советским воинам в берлинских районах Трептов и Панков-Шёнхольц.

Билеты в ОАЭ на майские праздники купили в виде путевки вместе с проживанием в Шардже на первой линии и полупансионом. Вышло примерно по 500 баксов на человека. Рейс Fly Dubai — считается лоукостером, хотя багаж по 20 кг на человека включен в билет. В этом году в это время как раз началась Ораза — мусульманский пост в священный месяц Рамадан. В это время цены падают, а жизнь в Эмиратах замирает почти.

Этот вводный рассказ будет о путешествии и туда и обратно.

Немного об алматинском аэропорте. Курилка присутствует — ее перенесли вниз по лестнице и сделали почти на улице за решеткой. Указателей на нее из зала ожидания нет. Бар с пивом по 3500 тенге остался, но прямо рядом появился бар с тем же пивом по 1200 тенге. Удобно

Так как Fly Dubai недорогая компания — к самолетам везут на автобусе. А Эйр Астана стыкуется в рукав.

Онфлёр (Honfleur) — был последним городом в нашем путешествии по северо-западной Франции. Расположен он в регионе Нормандия в устье Сены. Впервые в письменных источниках упоминается в 1027 году как владение нормандского герцога Ричарда III. До 16 века Онфлёр был крупным портом, через него шла торговля с Англией, и отсюда же пираты разоряли английское побережье. Но со временем онфлерская гавань стала заиливаться и судам с большой осадкой приходилось ждать прилива, чтобы попасть в порт, королем Франциском I в 1517 году было принято решение о строительстве нового порта на берегу Ла Манша — Гавра. Экономическая значимость Онфлёра как порта с тех пор очень невелика.

Продолжу публиковать книгу о Памятнике Советскому Воину-освободителю в Берлине. Первая часть была опубликована ранее — об . В этой части о самом мемориале и о войне.

Ансамбль необычайной выразительной силы

А теперь приглашаем вас посетить мемориальный ансамбль и поближе познакомиться с ним как в целом, так и с его отдельными элементами, взглянув на него глазами скульптора Е. В. Вучетича.

«С обеих сторон территория ограничивается транспортными магистралями: Пушкиналлеей и Ам Трептовер паркштрассе. Окружённый стеной могучих вековых платанов, будущий памятник полностью изолировался от этого района Берлина с его архитектурой, и это освобождало нас от необходимости считаться с ней. Входя на территорию парка, человек отключается от городской жизни и всецело подпадает под воздействие памятника.

Просто куча фотографий из города. Не самые интересные, но думаю довольно красивые и они отражают почти все архитектурные аспекты этого небольшого курортного городка с давней, но почти несохранившейся историей.

Первое, что бросается в глаза на въезде в город Обзор со стороны Варны — сгоревший остов автобуса, который, говорят, очень давно тут стоит. И сразу начинает казаться, что тут какой-то постапокалипсис. А на самом деле очень милый балканский городок. Ну немного конечно испорчен XXI веком и туристическим бизнесом, но можно здесь найти и болгарскую традиционность.

Нынешний обзор старых фотографий Самары будет посвящен культуре и искусству. Ну и чуть-чуть про советскую торговлю и услуги. Ну и совсем чуть-чуть про дошкольные учреждения и медицину.

В городе четыре театра, филармония, киностудия, телецентр, десятки народных театров, Дворцов культуры и рабочих клубов. Государственный волжский народный хор прославил песни и пляски нашего раздольного края во всех уголках Родины и за ее пределами. Отделения творческих Союзов писателей, композиторов, художников, кинематографистов, архитекторов, Всероссийского театрального общества объединяют большие плодотворно работающие отряды деятелей культуры, литературы и искусства.

Наш последний день во Франции начался с путешествия в Довиль — курортный городок на берегу Ла Манша в Нормандии. От Кана до Довиля около 45 км, весь путь гид рассказывала о нравах бытовавших во времена оны во Франции, чтобы подвести базу к возникновению этого города-курорта. Так в конце 18 — начале 19 веков в обычае у мужского населения Франции было иметь жену из светских дам и любовницу из дам полусвета, а то и содержанку или куртизанку. Всех этих женщин он должен был содержать согласно их потребностям и статусу. В те времена стало модно вывозить на лето жен с детьми к морю, но это создавало неудобства для мужчин, обремененных отношениями с другими женщинами. Сейчас дорога от Парижа до Довиля по времени занимает 2 часа, а в 19 веке все было гораздо сложнее. Поэтому и возник курорт Довиль, совсем рядом с уже существовавшим городком Трувиль-сюр-Мер. Эти два курорта стали идеальным местом отдыха для знати, даже появилась пословица: "Жену — в Довиль, любовницу — в Трувиль", тем более, что все рядом, просто перейти через речку Тук. Вот, примерно, такую историю нам поведала гид, ну, может быть более красочно, чем я.

Ко Дню Победы начну публиковать книгу, выпущенную издательством «Штаатсферлаг Германской Демократической Республики» в Берлине в 1981 году. Книга эта подарена одному из ветеранов ВОВ администрацией АЗТМ примерно в те же года.

Называется книга полностью «Памятник советскому Воину-освободителю в Трептов-парке. Прошлое и настоящее». Авторы: Кружок «Юные историки» Дома юных пионеров берлинского городского района Трептов. Руководитель д-р Хорст Кёпштейн.

На суперобложке один абзац:

Памятник советскому Воину-освободителю в Трептов-парке — это свидетельство незабываемого героизма сынов и дочерей советского народа, отдавших свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от гитлеровского фашизма. Он призывает и обязывает людей всех национальностей, не жалея собственных сил, бороться за сохранение мира на земле.