Внутренние помещения музея в каире. Каирский египетский музей — сокровищница древней истории

Каирский египетский музей – уникальное место и одна из главных достопримечательностей Страны фараонов. Он расположен прямо на центральной площади египетской столицы. Этот музейный комплекс основан еще в 1885 году и на данный момент это место самой большой концентрации исторических экспонатов в мире.

В Каирском музее выставлено порядка 100 тысяч артефактов, рассказывающих о разных периодах истории Египта. Считается, что для того, чтобы осмотреть их все, не хватит и нескольких лет. А поскольку туристы приезжают в Египет на весьма короткое время, лучше всего остановиться на самых популярных и захватывающих дух экспонатах египетской истории.

Сокровищница истории Египта

Коллекция Каирского музея поистине уникальна. Каждый турист, проходя многочисленные залы, совершает увлекательное путешествие в загадочную древнеегипетскую цивилизацию, поражающую величием и великолепием своих творений. Все артефакты в музее расположены по хронологическому и тематическому принципу. Первый этаж занимают каменные скульптуры из известняка, базальта, гранита с древнейших времен и до периода завоевания Египта римлянами. Среди них – великолепная скульптурная композиция фараона Микерина, окруженного богинями.


Тех, на кого произвели неизгладимое впечатление пирамиды в Саккаре, Дашуре и Гизе, наверняка приведет в восторг оригинал статуи фараона Джосера. Здесь же хранится единственное сохранившееся изображение великого фараона Хеопса, создателя пирамиды в Гизе – статуэтка из слоновой кости. А статуя его сына Хефрена – это один из шедевров древнеегипетской скульптуры. Также в музее выставлены несколько каменных фрагментов, найденных прямо над головой Великого Сфинкса. Это части церемониальной бороды и царской кобры, которые некогда украшали статую Хефрена.

Нельзя обойти вниманием и зал, в котором хранятся изображения фараона-еретика Эхнатона и его супруги – царицы Нефертити, о красоте которой ходят легенды. Знаменитые фото ее профиля красноречиво говорят о красоте и утонченности ее черт. Также национальный Каирский музей известен множеством изображений фараона Рамзеса Великого, который, по преданию, преследовал Моисея в Синайской пустыне. Обязательно посмотрите на него в зале царских мумий – это зрелище никого не оставляет равнодушным.


Ну и конечно, кто не захочет посмотреть на сокровища гробницы Тутанхамона? Эти бесценные экспонаты занимают почти половину второго этажа здания музея – 1700 артефактов, находящихся более чем в 10 залах. Здесь можно найти величественную статую Тутанхамона, стоящего на спине пантеры, трон из цельного дерева, украшенный золотом и драгоценными минералами, золотые амулеты, саркофаги.

Известно, что этот правитель умер очень молодым, в возрасте 18 лет, и смерть его была спровоцирована несчастным случаем. Он погиб от малярии, которая развилась после того, как он получил открытый перелом колена при падении с колесницы. В музее находятся маленькие шкатулки-саркофаги, в которые были помещены органы молодого царя. Ну и, конечно, самое знаменитое сокровище Тутанхамона – золотая маска, которая закрывала лицо найденной мумии. Это одна из самых ценных древностей, которые хранит в себе национальный египетский музей в Каире. Фото маски можно легко найти в сети Интернет – она настолько прекрасна и так хорошо сохранилась, что невозможно не испытывать восторг, глядя на нее.

Отдельный зал отведен под сокровища царицы Хетепхерес, матери Хеопса, создателя самой известной и большой пирамиды в Гизе. Это и большой трон, и ложе, и носилки, покрытые золотом, и шкатулки, украшенные драгоценностями, и браслеты. Здесь же огромные саркофаги разных эпох, выполненные из красного и черного гранита, гранитные сфинксы, ложки из ценнейших пород дерева.


В III тысячелетии до нашей эры кто-то написал на стенах Великих пирамид: «О фараон, ты не ушел мертвым, ты ушел живым!» Человек, написавший эти строки, и не догадывался о том, насколько он оказался прав. Вся история древнего Египта собрана в стенах Каирского египетского музея. Только здесь можно в полной мере ощутить силу и мощь величайшей древней цивилизации, и этот феномен не смогло повторить ни одно другое государство.

Режим работы Каирского египетского музея

Национальный музей древностей расположен в самом центре Каира, на главной площади. До него можно добраться при помощи метро (первая линия, станция Urabi). Каирский египетский музей принимает туристов каждый день с 9.00 до 17.00.

Билет стоит 60 египетских фунтов, но если вы хотите посетить зал мумий – придется доплатить еще 10 фунтов.

В наших путешествиях мы редко посещаем музеи, но иногда бывает. В мире есть интересные исторические музеи с невероятными экспонатами, рассказывающими истории городов и стран, людей и событий. Каирский египетский музей - один из них. Признаюсь, что, если бы мы поехали в Каир самостоятельно, то не посетили бы его. Перед поездкой я ничего не знала о музее и его коллекциях и знала только то, что там запрещено фотографировать, длинные очереди, чтобы попасть, и что на его посещение стоит выделять чуть ли не целый день. Но обстоятельства сложились так, что Каирский египетский музей стал основной достопримечательностью на ровне с пирамидами. Все фотографии, представленные ниже, сделаны мной, но до написания этой заметки я знала только единицы экспонатов. Потому пришлось проделать немалую работу, чтобы не просто показать вам коллекцию музея, но и рассказать о том, что мы видели. Так что побуду я немного гидом для своих любимых читателей:)

Второй день экскурсионной программы "Каир 2 дня" от туроператора . 15 марта 2018 года, Египет, Каир. Предыдущие и этой поездки.
01.


Второй день начался в 7 утра со столовой отеля «Катаракт» в Каире. После чего группа встретилась с гидом, погрузилась в автобус, и мы поехали на встречу первой достопримечательности - музею. В автобусе нас встретил новый гид - Ахмед - он и проведет все экскурсии. Теперь его очередь развлекать туристов рассказами о постройке пирамид, а основной наш гид Мухаммед в это время занимался только организационными вопросами. Ахмед дал название нашей группе из 20 человек и 3 маленьких детей "Алладин", на это слово мы должны будем сбегаться к гиду, если он требует своего внимания. Русский у него был похуже и, несмотря на то, что мы с мамой пересели ближе, понять его речь было сложнее. Да и по поводу пирамид Ахмед рассказывал давно устоявшиеся байки и даже не заикнулся о новом открытии - еще одном способе, как могли строить пирамиды, к которому сейчас больше склоняются ученые, но пока этот вариант в процессе поиска доказательств.

В 8:45 наш автобус подъехал к воротам музея, и мы вышли на большую и шумную от толп туристов территорию, которая встретила нас небольшим Сфинксом. Я думала, что Сфинкс в Египте один, а оказалось таких статуй и памятников довольно много.
02.

Каирский музей был открыт в 1902 году. Это крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства - около 160 тысяч экспонатов, собранный в более, чем 100 залах.
03.

Музей еще был закрыт для посещения, но очередь из желающих попасть туда тянулась на более, чем 50 метров и в 4 ряда. Ахмед сказал, что у нас есть 15 минут на погулять по территории, пока он с Мухаммедом организуют входные билеты и аудиогиды. По словам гида, все монументы, стоящие на улицы, подлинные и оригинальные, и их можно посмотреть совершенно бесплатно.
04.

05.

Мы прогулялись до общественного туалета. Запах почувствовали издалека. Туалет страшненький и не сказала бы, что чистый, хотя уборщицы мыли полы, когда мы туда вошли. Такое ощущение сложилось, что египтянки считают, что, чем больше воды на полу, тем он чище. А я боялась запачкать свои белые тапки)) Туалетную бумагу уборщица оторвала голыми руками, отставив до этого швабру и ведро. Бумажкой я не воспользовалась, хотя и не отношу себя к брезгливым. Выходя, я решила даже руки не мыть, чтобы побыстрее покинуть вонючее помещение, но уборщица больших размеров (как меня три) преградила дорогу и показала на умывальник. Надзиратель, блин)) Ладно, вымыла руки, вытерла о штаны и хочу выйти, а эта египтянка тянет руку со словами "мани-мани". Гид вроде говорил, что туалет бесплатный, но эта дама явно не хотела меня выпускать. Я достала 5 фунтов, которые специально для таких целей положила в отдельный карман, и дала ей. Она улыбнулась, очень обрадовалась и выпустила меня. А тут следом мама выходит из кабинки и африканка к ней. "Не," - говорю, - "она со мной". Уборщица махнула рукой и пропустила.

После этого приключения мы вернулись к группе, где гид раздавал всем билеты и аудиогиды. С помощью такого себе плеера-рации Ахмед сможет доносить нам полезную информацию в очень шумном музее и собирать нас кодовым словом "Алладин", если кто потеряется.

Стоимость входного билета в музей составила 120 египетских фунтов и была включена в программу экскурсии в Каир. Хотя я вот сейчас вспоминаю, что на одном из туристических сайтов Египта, видела цену в 60 фунтов и даже с надписью для туристов, хм... Если хотите фотографировать внутри, то нужен отдельный билет за 50 фунтов (3 доллара) и гид позаботится о том, чтобы приобрести его для вас. Также перед экскурсией гид рекомендовал купить диск с фото и видео из музея.
06.

Еще немного в очереди, проверка билетов, сканирование вещей и прохождение через сканирующие ворота для людей, и мы внутри.
07.

В первом зале, он же главный, мы остановились всего возле одного стенда, хотя зал очень большой и с немалым количеством экспонатов. Похоже, что Ахмед рассказывал про письменность египтян, но понять, а тем более подойти ближе было невозможно.
08.

Потому я отвлеклась на другие экспонаты.
09.

Каменный саркофаг.
10.

11.

Колоссальная статуя фараона Аменхотепа III с его женой царицей Тией и их дочерью Хенутане в главном зале музея. Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации. С одной стороны, он почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы (поклонение одному богу Амону).
12.

За этими великими статуями мы поднялись по лестнице на второй этаж. Гид, молодец, повел нас в ту сторону, куда не пошли остальные туристические группы, поэтому людей пока встречалось немного.

Скульптурная диада Амона и Мут из Карнака. Найдены в храме Амона в Карнаке, бывшего на протяжении почти двух с половиной тысячелетий главным национальным святилищем страны. Голова царицы, выполненная из твёрдого, превосходного кристаллического известняка, была лишь одним из более ста обломков грандиозной диады, изображающей бога Амона и его супругу, богиню Мут. Изначальная высота памятника достигала 4,15 м. Задняя часть скульптурной группы, где находились опорные столбы статуй, увы, утеряна, так как представляла наибольшую ценность для грабителей; с ней утеряна и большая часть надписей, некогда находившихся на памятнике. В образе Амона был изображён Хоремхеб - последний царь XVIII династии, до воцарения - известный военачальник эпохи правления Эхнатона. В облике Мут - его официальная супруга Мутноджемет - царица непростой судьбы, не просто более знатная по рождению, чем её супруг, но и принадлежавшая к высшей знати: её старшей сестрой, судя по всему, была сама Нефертити.
13.

Эта плита была найдена в королевской гробнице 18-й династии, период 1356-1340 гг. до н.э. На ней изображен фараон Эхнатон, сын Аменхотепа III. Женой его была Нефертити. И считается, что Эхнатон был отцом Тутанхамона, хотя все его изображения были только с женой и дочерьми. Сюжет на плите: фараон со своей семьёй совершает подношения Атону. Атон представлен солнечным диском и лучами солнца, заканчивающиеся ладонями.
14.

Эхнатон привел свой народ к единому богу - Атону - Солнцу, отменив царившее в стране многобожие. Его можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально известно её поклонение Единому Богу. Но после смерти фараона жрецы быстро вернули свое влияние и постарались уничтожить все следы строптивого правителя. Я очень удивилась, когда узнала, что личность Эхнатона стала прототипом для образа вымышленного фараона из книги Болеслава Пруса "Фараон", которая давно стоит в моем книжном шкафу на видном месте, сверкая позолоченными буквами. Придется почитать-таки:)

Оскверненный королевский гроб Эхнатона. В гробнице тела фараона не оказалось. Его саркофаг был разрушен, но восстановлен археологами.
15.

16.

17.

После зала Эхнатона мы снова спустились вниз. Гиду пришлось водить нас кругами, так как возле некоторых экспонатов уже собирались другие группы. И опять сфинкс. Вспомнилось, что гид рассказывал про женщину фараона, вроде Хатшепсут, и это сфинкс с ее изображением. Но дальше будет еще один экспонат, посвященный ей, который мы увидели, уже направляясь на выход, и гид не обратил наше внимание на него.
18.

Еще один пустой зал.
19.

21.

И вновь мы поднялись на второй этаж. Некоторые залы стояли пустынными, без людей, хотя уверена, интересных вещей они хранят тоже не мало. Если бы не группа, я бы точно сюда забрела.
22.

Вид на главный зал и центральный вход со второго этажа.
23.

Некоторые лица нашей группы во главе с дядей Муратом... кроме кошки конечно))
24.

Но это не кошка, а Анубис. Статуя Анубиса изображена в виде лежачего шакала и была прикреплена к крыше погребальной камеры Тутанхамона.

Элемент погребальной камеры. Образ этой статуи считается принадлежит Великой жене царя Тутанхамона - Анхесенамон - египетской царицы XVIII династии, сестры и главной супруги Тутанхамона, третьей дочери фараона Эхнатона и его жены Нефертити. Родилась около 1354 или 1353 года до н. э.
25.

Носилки для фараона.
26.

Ложе фараона.
27.

Туалет фараона.
28.

Этот зал полностью посвящен одному фараону - Тутанхамону. Невольное восхищение вызывает его позолоченный трон, украшенный драгоценными камнями. На спинке есть изображение фараона и его юной жены.
29.

Изображение на одной из боковых стен сундука. Гид рассказывал, что эту картину многие заказывают, чтобы повесить у себя дома, но я плохой слушатель)) Здесь также изображен Тутанхамон.
30.

Какие чудесные тапочки, действительно, произведение искусства. В них был похоронен Тутанхамон.
31.

Здесь же было два отдельных зала с вещами Тутанхамона, найденными при раскопках. Нам дали 15 минут свободного времени для их изучения. В основном это были золотые статуэтки, посуда и украшения. А самым известным экспонатом является погребальная маска фараона, которая выставлена в музее для всеобщего обозрения, но фотографировать ее запрещено (наверно потому что золотая), хотя вы без проблем найдете фотографии в интернете. Некоторые пытались фотографировать на мобильный и многим это удается. Мне же не повезло с двумя немецкими старухами, которые увидев, что я направляю смартфон в сторону маски, подняли такой крик, что все обернулись, а не только смотрящий, - фашистки, блин, надо было их сфотографировать))

Деревянный бюст мальчика-короля Тутанхамона, найденный в его могиле. Он поднялся на трон в возрасте 9-10 лет в 1333 году до н.э. Это очень интригующий артефакт. Заметили разницу между торсом и головой? По-видимому, это манекен молодого фараона, используемый для пошива одежды. Кажется странным, что это было похоронено с фараоном. Теперь он смотрит на всех проходящих мимо туристов, которым явно намного лучше, чем стоять в этой стеклянной коробке))
32.

А вот такая статуя, ее копия, стояла у нас в отеле Хилтон. Их кстати пара, были найдены в небольшой входной комнате гробницы Тутанхамона в Долине Царей. Похожи они на часовых и были идентифицированы как статуи «Ка» или представления его души или духа. Обе фигуры носят килт с очень серьезной гофрировкой.
33.

Нам дали 15 минут свободного времени еще раз обойти зал Тутанхамона и посетить зал мумий животных. Может здесь где-то был и зал царских мумий? Все наши пошли сначала в зал мумий животных, а потом просто ожидали неподалеку от гида. Или я все-таки что-то прослушала? Хотя гид показывал нам мумию человеческого зародыша, на которого, чтобы увидеть, нужно было присветить фонариком, а фотографировать со вспышкой запрещено. Может это и был зал мумий? Хотя нет, вычитала, что из уважения к умершим, экскурсии здесь не разрешаются. Но хотя бы подвести и сказать "идите туда" гид мог. Сейчас смотрю на схему расположения залов. Зал мумий животных № 53 и зал царских мумий № 56 (на некоторых картах даже не отмечен) расположены по разные стороны, совершенно не рядом. Почему карты в музее не выдают?

В общем, мы попали в зал мумифицированных животных и птиц из различных некрополей Египта. Они свидетельствуют о распространённости анималистических культов в конце языческой эры, когда их приверженцы бальзамировали всё: от быков до мышей и рыб.
35.

36.

37.

38.

Просто забавный элемент))
39.

После мы еще погуляли по второму этажу и позаглядывали на первый. В этом зале похоже проходит реставрация одного из экспонатов. Интересно, это что-то новенькое нашли...
40.

Еще один зал. Экскурсовод рассказывает про украшения, принадлежащие какой-то египетской царице. Не припомню, чтобы мы сюда заходили.
41.

Зал с каменными саркофагами. Здесь мы тоже не были.
42.

Точка встречи с гидом - атриум с видом на центральный вход.
43.

Здесь же расположен зал № 48, посвященный Туйи и Иуйи.
44.

Погребальные маски Туйи и Иуйи. Туйи вместе со своим мужем Иуйи были погребены в Долине царей. Этой небывалой чести они удостоились, потому что были родителями Великой Царской супруги Аменхотепа III фараона 18 династии, а также потому, что занимали высокие посты при Эхнатоне. Погребальная маска Туйи выполнена из холста, штукатурки, золота, алебастра и стекловидного сплава. Ее высота 40 см. Изначально маску покрыли черным покровом, который можно видеть на парике. Погребальная маска Иуйи изготовлена из картонажа и позолоты.
45.

Потом мы очень быстро промчались мимо рядов с саркофагами.
46.

47.

И спустились снова на первый уровень.
48.

Фрагмент стены с рельефами. Но в этой фотографии я запечатлела нашу группу с детьми. Здесь их двое, а вообще у одной семьи было трое маленьких детей. Объясните, зачем таких малышей брать на подобные экскурсии. Я многое не поняла из того, что видела там, а что они поймут и запомнят ли. Да и сами взрослые хоть что-то вспомнят из этой поездки, кроме того, как меняли подгузники, успокаивали ревущих детей и постоянное их кормили и развлекали.
49.

Один из множества рельефных рисунков изображает похоже подношение еды фараону. А если включить фантазию, так вообще можно представить такое себе египетское меню на обед)) К примеру, первый мужчина справа несет горшок, внизу какие-то элементы и птицы - значит это куринный суп; второй несет блюдо, а внизу рыба нарисована - значит жаренная рыбка и т.д.))
50.

Этот экспонат носит название "Сидящий писец" и относится к знаменитым произведениям искусства Древнего Египта. Грамотность была доступна немногим в Древнем Египте. В целом статуя писца придерживается канонических форм, но автор решил отделить руки и торс от каменной глыбы. Чертам лица также приданы личностные характеристики. Взгляд писца устремлен вдаль. Он размышляет. Левой рукой он придерживает папирус, а в правой - палочка для письма. Статую нашли в Саккаре в 1893 году во время проведения археологических раскопок. Сделана она из известняка. Высота - 51 см. Датируется первой половиной Пятой династии (середина XXV века до н.э.).
51.

А эта статуя примечательна своими глазами. Они будто живого человека. Глаза изготовлены из алебастра, хрусталя, черного камня с медным ободком, который имитирует подводку. Это статуя жреца Каапера (Сельский староста). Изготовлена из сикоморы (один из видов рода фикус). Деревянные статуи были распространены в Древнем царстве. Материал более податливый, чем камень, но менее долговечный. Поэтому мало деревянных статуй того времени сохранилось до нашего времени.
52.

Диоритовая статуя Хафра (Хефрена). Это четвёртый фараон Египта из IV династии, строитель второй по величине пирамиды в Гизе, к которой мы скоро отправимся. Кроме того, ему приписывается сооружение Великого Сфинкса (следовательно, его лицо было прототипом изображённого на Сфинксе).
53.

Но больше всего мне понравилось, что египетские школьники приходят в этот музей делать зарисовки экспонатов. И их мы встречали очень часто и много. Вот как надо в музей ходить, а то все на смартфоны фотографируют)) Хотя так многое не покажешь, да и чтобы основное зарисовать, одного дня мало будет)
54.

Девочка делает зарисовку статуи смотрителя пирамид Ниусерра и Нефериркара, которого звали Ти. Это копия статуи, найденной в 1865 году в Саккаре.
55.

Иногда бывают интересны не только экспонаты музеев, но и сами музеи, носящие дух истории в своих каменных стенах.
56.

Сплошные сфинксы.
57.

Этот экспонат гид обошел и не прокомментировал. Но я нашла в интернете, что это голова статуи царицы Хатшепсут, женщины-фараона Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. Она считается одним из самых известных египетских правителей наряду с Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII. Эта голова статуи была найдена в Дэйр-эль-Бахри в храме, который Хатшепсут построила в период своего правления. Хатшепсут предстает в виде бога Осириса с бородой и короной. Лицо статуи окрашено в красный цвет. Этот цвет использовался только на мужских статуях. Предполагается, что голову украшала двойная корона Белая Верхнего и Красная Нижнего Египта. Чуть выше мы останавливались возле сфинкса с ее лицом.
58.

Вот и всё. Беглое знакомство с историей Египта и поднятие воспоминаний со школьных учебников завершилось. Гид провёл нас мимо торговых рядов на выходе из музея без остановки, забрал у нас аудиогиды, и мы снова сели в автобус для дальнейшей поездки к следующей достопримечательности.
59.

Пока писала статью, нашла информацию по поводу стоимости билета, и таки да, вход стоит для приезжих 60 фунтов, а 120 фунтов - это стоимость входа в зал царских мумий. И вот этого точно не было в программе. Египтяне, блин, одним словом, - вруны, которых свет еще не видывал. Также совершенно не понравилось односторонне общение с гидом по средством аудиогида: звук шипел, гул в музее все-равно был слышен через наушники, а гид нарочно тараторил так, что несмотря на его вроде бы хороший русский, что-либо разобрать было невозможно. Сами представьте, когда тебе все эти незнакомые имена и даты, описанные выше, вкладывают в уши без остановки на фоне общего шума, только и слышишь "Алладин", "Тутанхамон" и всё))

На осмотр музея у нас ушло чуть больше, чем полтора часа, в 11:00 мы были на пути к пирамидам. Этого так мало для такой богатой коллекции. Обойти более, чем 100 залов даже не представляется возможным. Считается, что потребуется несколько лет, чтобы осмотреть все экспонаты Каирского музея. С экскурсией и гидом вы это сделаете намного быстрее, однако самостоятельно выйдет более осознанно, когда будет время не только сфотографировать экспонат, но и почитать таблички, и рассмотреть детали. Я смогла осознать, где была и что видела, только сейчас, когда занялась выбором фото и поискам описаний к ним. Надеюсь, кому-то поможет моя заметка заранее ознакомится с музеем и не совершить моих ошибок.

Египетский музей в Каире (Каир, Египет) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Одним из наиболее интересных мест в Каире по праву считается Египетский музей, расположенный на площади Тахрир. Здесь собрано огромное количество египетских древностей, представляющих большой интерес. Осмотреть более 150 тысяч экспонатов за один день очень сложно, но постараться стоит. Кстати, здание Египетского музея тоже далеко не маленькое и насчитывает более 100 залов.

В 1835 году правительство страны было вынуждено создать «Службу древностей Египта», поскольку в это время расхищение гробниц фараонов достигло небывалого уровня. Многие местные жители жили исключительно за счет торговли древностями на черном рынке. Археологи зачастую ничего не могли сделать, поскольку за всеми новыми раскопками бдительно следили грабители. Кроме того, ценные экспонаты свободно вывозились из страны, поскольку никакого официального запрета на вывоз не существовало.

Эта чрезвычайная ситуация потрясла французского ученого Огюста Мариэтта. В 1850 году он приехал в Каир с единственной целью: любыми способами остановить расхищение исторических ценностей. Ему удалось основать в Булаке Египетский музей, который затем был перенесен в Гизу. Мариэтт настолько был предан своей профессии и Египту, что даже умер в этой стране. В 1902 году все экспонаты музея были перевезены в Каир, в здание, которое построил архитектор Марсель Дюнон. Во дворе музея установлен памятник знаменитому египтологу, а его прах заключен в гранитный саркофаг.

Ради сохранения египетских древностей французский ученый Огюст Мариэтт отказался от высокооплачиваемой работы в Лувре и уехал в Каир.

Сегодня в Египетском музее находятся уникальные экспонаты, возраст которых около пяти тысяч лет. Здесь посетители могут увидеть одиннадцать мумий фараонов, саркофаги, предметы искусства и быта и многие другие вещи из жизни древних египтян. Без сомнения, все экспозиции заслуживают пристального внимания. Но есть, конечно, и те, что пользуются особой популярностью у посетителей. Большой интерес вызывает гробница Тутанхамона, найденная в 1922 году. Захоронение Тутанхамона было единственным, которое не пострадало от рук грабителей. Археологи нашли очень много ценных вещей и сокровищ, принадлежавших фараону. Многие из них теперь можно увидеть в Египетском музее. Например, здесь хранятся три саркофага, один из которых выполнен полностью из золота и весит 110 кг.

В зале Египетского музея, где хранятся мумии фараонов, создан особый микроклимат.

Интересна и экспозиция предметов, относящихся ко времени правления фараона Эхнатона. Аменхотеп IV вошел в историю Египта благодаря своим реформам. Он повелел своему народу поклоняться лишь одному богу - Солнцу-Атону, а не множествам богов, как было в годы правления его предков. В честь солнца он даже взял себе новое имя - Эхнатон. После его смерти жрецы поспешили как можно быстрее вернуться к старым устоям жизни и приказали истребить все, что связано с Эхнатоном. Именно поэтому осталось крайне мало памятников, относящихся к этому периоду времени.

Адрес: Meret Basha, Qasr an Nile, Cairo

В самом центре Каира на площади Тахрир находится одно из крупнейших хранилищ исторических артефактов – Каирский музей. Коллекция музея размещена в более чем ста залах, в которых выставлено свыше ста тысяч археологических находок. Столь высокой концентрацией экспонатов не может похвастать ни один музей мира.

История создания музея

Основу богатейшего в мире собрания египетских древностей заложил французский учёный Огюст Мариет, основатель и первый руководитель Каирского музея. Увлёкшись египтологией под влиянием своего друга и родственника, знаменитого Шампольона, Мариет поступил на работу в Луврский музей, а в 1850 году был направлен в Египет для поисков древних рукописей.


Вместо поисков в библиотечных архивах молодой египтолог с энтузиазмом приступил к раскопкам мемфисского некрополя в Саккаре, а также в других местах. Свои находки учёный отсылал в Лувр. Ему принадлежит честь открытия Аллеи сфинксов и Серапеума, некрополя священных быков Аписов.












Вернувшись во Францию, Мариет продолжил работу в Лувре, но уже в 1858 году правитель Египта Саид-паша предложил ему возглавить египетскую Службу древностей. Приехав в Египет, Мариет повёл энергичную борьбу с расхищением древних артефактов, не забывая об археологических изысканиях. Под его руководством Большой сфинкс был окончательно расчищен от вековых песчаных наносов. В 1859 году в каирском пригороде Булаке по ходатайству учёного было построено специальное здание для археологических находок. Так было положено начало коллекции Каирского музея.


В 1878 году во время наводнения здание музея было частично затоплено, многие экспонаты пострадали. После этого было решено построить новое большое здание в более безопасном месте, а коллекция была перевезена на хранение во дворец правителя Египта Исмаила-паши.


За заслуги перед египтологией Мариет был избран членом ряда европейских академий, а египетские власти удостоили его титула паши. Умер Огюст Мариет в 1881 году. Прах учёного, согласно его завещанию, покоится в саркофаге во дворе Каирского музея.


Нынешнее здание было построено в 1900 году, а два года спустя музей принял первых посетителей.


С тех пор коллекция музея непрерывно пополняется. Однако были в его истории и чёрные моменты. Во время «арабской весны» в 2011 году в ходе народной демонстрации мародёры разгромили несколько витрин и похитили по меньшей мере 18 экспонатов. Грабёж пресекли другие участники демонстрации, после чего военные взяли музей под свою охрану.

Экспозиция музея

Чтобы осмотреть все экспонаты Каирского музея, потребуется несколько лет. Даже специалисты время от времени находят в его запасниках нечто совершенно новое для себя. Поэтому остановимся на самых интересных из хранящихся здесь артефактов.


Экспонаты музея размещены по хронологическому и тематическому принципу. У входа посетителя встречают внушительные статуи Аменхотепа III и его супруги Тии. Изображение царицы не уступает по размерам скульптуре фараона, что противоречит египетской традиции.



На первом этаже хранятся статуи всех размеров, относящиеся к периоду от Додинастической эпохи до римского завоевания. Здесь же находятся фрагменты Большого сфинкса – части накладной бороды и урея, изображения кобры с короны фараона.


Особый интерес представляют скульптурные изображения фараонов древнейшей эпохи – статуя строителя первой пирамиды Джосера, единственное сохранившееся изображение Хеопса – статуэтка из слоновой кости, а также великолепный образец древнеегипетского искусства – диоритовое изваяние фараона Хафра. Своей величественностью выделяется 10-метровая статуя Рамзеса II из розового гранита.



К эпохе Древнего царства относится погребальный инвентарь из гробницы царицы Хетепхерес, матери Хеопса. Найденная в 1925 году усыпальница оказалась нетронутой. Сделанные в ней находки, среди которых паланкин царицы, её ложе, драгоценные шкатулки и украшения, дают представление о роскоши, окружавшей семью фараона.


Незабываемое впечатление произведёт посещение «зала мумий», где посетитель оказывается лицом к лицу с владыками Египта, среди которых легендарные Сети I, Рамзес II, Тутмос III, Аменхотеп II, завоеватели и строители, оставившие после себя величественные архитектурные памятники. В зале поддерживается особый микроклимат, способствующий сохранности мумий.



Большую ценность представляют артефакты эпохи правления фараона-реформатора Эхнатона, который попытался заменить традиционную религию египтян культом единого солнечного бога Атона. Всего за несколько лет Эхнатон выстроил новую столицу, Ахетатона, которая была покинута после смерти фараона, а имя его было проклято жрецами. Всякая память о нём уничтожалась, однако в развалинах Ахетатона сохранилось множество произведений искусства эпохи Эхнатона.


Фараон был реформатором не только в сфере религии. Застывшие каноны искусства во время его царствования были нарушены, скульптурные и живописные изображения людей и животных отличаются выразительностью, естественностью, отсутствием идеализации. Это была настоящая революция в искусстве. К этому периоду относится знаменитое изображение царицы Нефертити.

Гробница Тутанхамона

Настоящей жемчужиной музея является собрание предметов из гробницы Тутанхамона, единственной царской усыпальницы, оставшейся нетронутой. Всего в гробнице было обнаружено более 3500 предметов, половина из которых выставлена в залах музея.


В усыпальнице содержалось всё, что может понадобиться фараону в загробной жизни – предметы мебели, посуда, украшения, письменные принадлежности, даже царская колесница. Шедевром мебельного искусства является вырезанный из дерева позолоченный трон, усыпанный драгоценными камнями. Здесь же выставлены статуя Тутанхамона, изображённого стоящим на спине пантеры, его охотничье оружие, даже рубашка и сандалии, в которых он был похоронен.


В музее экспонируются четыре деревянных саркофага. В них, вложенных друг в друга, находился последний, золотой, содержавший мумию фараона. Здесь же выставлены небольшие золотые саркофаги, предназначенные для внутренностей усопшего.


Главным сокровищем экспозиции, а, возможно, и всего музея, является золотая посмертная маска фараона, украшенная лазурью. Маска отлично сохранилась и прекрасно передаёт черты лица древнего владыки. Маска Тутанхамона – это своеобразная визитная карточка Каирского музея и один из символов Египта.



Несколько часов путешествия сквозь время мимо витрин Каирского музея оставят неизгладимые воспоминания. Даже после поверхностного знакомства с невероятно богатой коллекцией становится понятным, почему Каирский музей часто называют главной достопримечательностью Египта.

Некоторые экспонаты можно посмотреть снаружи здания.

Слева от входа похоронен сам Огюст Мариет, над могилой находится его статуя. Если обратить внимание на табличку на памятнике Огюсту Мариету, то можно увидеть надпись “Mariette Pacha” (на фото слева). Огюста очень уважали в Египте, отсюда и такое громкое звание.

Рядом с этой статуей выставлены бюсты самых известных археологов. Среди них: Жан-Франсуа Шампольон (расшифровал значение древних египетских иероглифов), Гастон Масперо (открыватель Дейр эль-Бахри) и Карл Рихард Лепсиус (прусский археолог, в честь которого названа одна из пирамид).

Внутри здания всего два этажа – цокольный (“Ground floor”) и первый (“First floor”). Сейчас нет смысла описывать план каждого этажа, так как группы экспонатов периодически перемещают между залами. Скажем только, что на цокольном этаже находятся все крупные предметы – статуи, саркофаги и плиты. На первом этаже находятся две самые интересные комнаты: первая – с сокровищами гробницы Тутанхамона, вторая – с царскими мумиями эпохи Нового царства.

Обо всех экспонатах рассказывать также смысла нет. Ограничимся несколькими самыми интересными.

Маска фараона Тутанхамона

В 1922 году археолог Говард Картер обнаружил в единственную гробницу, которая не была открыта древними грабителями. Внутри покоился фараон Тутанхамон из 18-й династии.

В гробнице находилось несколько тысяч предметов, но больше всего прославилась погребальная маска из золота весом 10,23 килограмма.

Ее образ настолько популярен, что она изображена на монете 1 египетский фунт и является визуальной “визитной карточкой” Каирского музея.

В 2014 году с этой маской произошло несчастье – отвалилась борода, когда сотрудники музея взяли ее для чистки. В 2015 году команда из египетских и немецких реставраторов прикрепила бороду обратно при помощи пчелиного воска. Сейчас маска в целости и сохранности.

Статуя фараона Хафры (Хефрена)

Единственная целая статуя Хафры (см. фото) – 4-го правителя 4-й династии. Конечно, он больше прославился своей в Гизе, чем скульптурами.

Статуэтка фараона Хуфу (Хеопса)

Знают все читатели, но мало кто знает, как он выглядел. Это неудивительно, ведь сохранилась всего одна маленькая статуэтка с его изображением (см. фото), которую можно посмотреть в Каирском музее.

Статуи фараона Микерина

– третья по величине в Гизе. У ее подножья в храме были найдены великолепные статуи, изображающие фараона вместе с богинями (см. фото). Об этих статуях мы подробно рассказывали в статье о его пирамиде.

Бюст фараона Эхнатона

Эхнатон – великий фараон-реформатор, который пытался ввести в древнем Египте монотеизм. И у него это почти получилось. В его столице – городе Амарна было найдено множество его изображений, а самый знаменитый бюст Эхнатона (см. фото) можно увидеть в Каирском музее.