Как джоан роулинг добилась успеха. Джоан Роулинг: волшебная история

31 июля 1965 года родилась мама «Мальчика-Который-Выжил», сражаясь с «Тем-Кого-Нельзя-Называть». И не говорите, что вы не поняли, о ком идет речь

Текст: Елизавета Тимошенко
Фото: www.rutoday.com

Первая книга о маленьком волшебнике в очках — чей день рождения, как заявлено в книге, тоже приходится на 31 июля — была выпущена 30 июня 1997 года британским издательством Bloomsbury, и после этого мир литературы изменился необратимо. При этом общеизвестно, что рукопись Джоан Роулинг вначале отвергло несколько издательств, а редактор Bloomsbury Барри Каннингем советовал начинающей писательнице сосредоточиться на поисках работы, поскольку зарабатывать на детских книгах невозможно. Роулинг пренебрегла благоразумным советом и не прогадала: ее ждал мировой успех, свыше 450 миллионов экземпляров проданных книг, перевод на 77 языков. Экранизации книг становятся самыми прибыльными в истории кинематографа.

За прошедшие с того июньского дня 18 лет не было недостатка в объяснениях «задним числом», почему, казалось бы, детская сказка вдруг обрела невероятную популярность у читателей разных возрастов, разных национальностей, разных профессий, разных литературных пристрастий. Равно как и попыток последовать ее примеру. Устроителям некоторых открытых конкурсов для детских писателей даже приходится отдельно оговаривать, что книги про маленьких волшебников, волшебниц и волшебные школы рассматриваться не будут.

Впрочем, надо признать, что мало кому из последователей Роулинг удается хотя бы частично повторить успех «мамы Гарри Поттера». Почему? Потому что, увлекшись волшебным антуражем, авторы не удосуживаются проанализировать, на каких жестких принципах построена вся многотомная сказочная сага.

Накануне юбилея Джоан Роулинг (31 июля 2015 года писательнице исполнится 50 лет) мы решили восполнить этот недостаток. И дать несколько советов тем, кто вознамерился повторить ее успех. Потому что, конечно, молния дважды в одно место не бьет - только если это «место» не специально сконструированный громоотвод.

1. Совет первый: возьмите героя-аутсайдера, «Иного», «Постороннего» — именно такой герой привлекает внимание читателя

Именно об этой черте «поттерианы» в первую очередь говорят те, кто пытается «докопаться» до причин ее мирового успеха. Книги и фильмы про аутсайдеров (а Гарри — типичный аутсайдер) всегда пользуются успехом. Особенно если в них закрученный и стремительно развивающийся сюжет. Достаточно вспомнить одинокого чудака Дон Кихота, прòклятого своим отцом Айвенго и, с другой стороны, князя Мышкина.

Так и здесь: мы начинаем сочувствовать Гарри с первых же страниц. Сирота, воспитывающийся в семье, которая не подарила ему ни капли любви. У него нет друзей, кузен Дадли терроризирует его. Но однажды всё меняется. У Гарри появляется если не семья (умерших вернуть невозможно даже при помощи волшебства), то друзья, любящие его «за просто так», понимающие его и готовые встать рядом с ним плечом к плечу, когда угрожает опасность.

Примечательно, что Гарри «чужой», «другой» и в неволшебном (магловском), и в волшебном мире. «Мальчик-Который-Выжил» вынужден нести бремя славы, но не только это отличает его от остальных. Воспитываясь в детстве в неволшебном окружении, он получил возможность взглянуть на волшебный мир со стороны. Гарри, по сути, соединяет в себе эти два мира, что дает ему возможность нестандартно мыслить. Поступать не как все и не бояться осуждения. И эта черта, без сомнения, не может не привлекать современного человека, живущего в мире, где слово «идеология» приобрело негативный оттенок, а способность мыслить самостоятельно и жить не по навязанному стандарту вызывает уважение.

Обратим внимание также на то, что Гарри — не супергерой, и побеждает не за счет своих сверхспособностей. Супергерою нельзя сочувствовать — им можно только восхищаться. А Гарри — обычный подросток, на долю которого выпало много испытаний, причем испытаний житейских, отнюдь не фантастических: потеря родителей, одиночество, смерть близких, насмешки окружающих…

Проблемы и испытания маленького волшебника — абсолютно реальные, с которыми так или иначе сталкивается каждый из нас.

А теперь плавно перейдем к совету №2, касающемуся сюжета. О нём мы уже упоминали.

2. Совет второй — придумайте закрученный и стремительно развивающийся сюжет, который не заставит читателя скучать

В мире Роулинг нет «приключений ради приключения». Гарри Поттер не ищет сокровища просто потому, что ему это интересно, не гоняется за врагами просто потому, что хочет их покарать и не побеждает сказочных монстров просто потому, что хочет доказать свою силу. Наоборот — он бы и рад жить в кругу счастливой семьи (вспомним его мечту, отраженную в зеркале Еиналеж), но волею судьбы ему выпадает на долю совсем другое…

Мало того: множество исследователей творчества Роулинг говорят о детективной составляющей ее книг как о неизменной основе ее сюжета.

Каждый из романов о Гарри Поттере строится по модели детектива: герои сталкиваются с загадками, подозревают какого-либо персонажа, строят версии, которые неизменно опровергаются в финале. В каждой книге нас неизменно подводят к чрезвычайно важной для Роулинг мысли: «всё не то, чем оно кажется». Человеческое сознание искажено предрассудками, аффектами, стереотипами, и поэтому мы не способны видеть людей такими, каковы они на самом деле.

Вообще тема предрассудков и их губительного влияния на жизнь человека — одна из ключевых для Роулинг. В каждой из книг цикла о Гарри Поттере развенчиваются несколько предрассудков, бытующих в волшебном или неволшебном мире. В «Философском Камне» эта тема находит яркое выражение, с одной стороны, в образе Дурслей, испытывающих ужас и ненависть к волшебникам (потому что эти люди живут «не как все»), а, с другой, в образе Драко Малфоя, презирающего маглов. В «Тайной Комнате» впервые тревожно звучит тема «грязнокровок» и «полукровок», к которым значительная часть магического сообщества относится как к людям второго сорта, даже если они исключительно умны и талантливы, как Гермиона Грэнджер. В «Узнике Азкабана» весь волшебный мир охвачен паникой из-за побега преступника, и никому не приходит в голову, что этот человек мог быть оклеветан. Точнее, в нем даже не видят человека, как не видят и в оборотнях вроде профессора Люпина, чье «оборотничество» — тяжелая и мучительная болезнь, обрекшая его на одиночество, голод и практически нищету. Жертвой предрассудков позднее становится и сам Гарри Поттер…

С помощью непредсказуемого сюжета, строящегося на загадках, Роулинг удается снова и снова одурачивать читателя, показывая, насколько предсказуемы люди в своих суждениях. И только тот, в ком любовь, сострадание и понимание способны пересилить предубеждение, имеет шанс на победу. Именно к этому идет Гарри на протяжении всех семи книг — к любви и пониманию. К способности пожалеть и принять даже ненавистного, всеми нелюбимого, отвратительного профессора Снейпа (Снегга).

Всё как в жизни, не правда ли?

О «жизненности» в качестве следующего совета мы и поговорим сейчас.

3. Совет третий — приблизьте выдуманный мир к реальному

Очарование «Гарри Поттера» зиждется еще и на том, что эта книга — как ни парадоксально это прозвучит — максимально приближена к реальности. «Гарри Поттер», по сути — зеркало нашего мира со всеми его проблемами: мультикультурализмом, расизмом, политической пропагандой и манипуляцией сознанием, произволом СМИ, межрасовыми конфликтами, «трудностями перевода», неравенством богатых и бедных, взятками, недобросовестными чиновниками и судами… и т.д. и т.п. Роулинг не сдерживает себя в сарказме. Вспомним Риту Скитер — в высшей степени пародийный образ журналистки, любящей сенсации и готовой как угодно переврать слова собеседника, чтобы написать скандальную статью. Или мистера Фаджа, главу Министерства, дрожащего за свое кресло, готового смести воображаемых конкурентов с лица земли и не видящего реальной опасности, нависшей над волшебным сообществом. Или тетю и дядю Гарри — косных обывателей, эгоистичных и ограниченных. Роулинг по ходу действия отпускает насмешки над качеством образования, медицинским обслуживанием, логикой правовых актов, ведением расследований, якобы «объективностью» и «правдивостью» СМИ. Ее герои, хоть и живут в Хогвартсе, сталкиваются с теми же проблемами, что и мы — читатели.

4. Совет четвертый — тщательно продумайте свою волшебную вселенную

Вместе с Гарри, Роном и Гермионой мы узнаём, как действует то или иное заклинание, как называются те или иные волшебные сладости, как лечатся заболевания, как проводятся спортивные соревнования, как организовано транспортное сообщение, как работают взрослые волшебники, как функционирует Министерство Магии… список можно продолжать. Мир Роулинг не хаотичен: он основан на четких законах, подобных законам физики, и это завораживает. Обилие структурированной информации о вымышленном мире вызывает у читателя мощный эффект присутствия, эффект постижения реальности. Но эта информация излагается дозированно и потому не утомляет читателя. С каждым новым учебным годом Гарри Поттера мы узнаём то, что нам положено знать, и не больше. Роулинг удается не перегнуть палку с количеством фактов о магической вселенной. Иначе читатель может задуматься, зачем ему, собственно, знать, как функционируют волшебные перья на очередном экзамене для пятикурсников какой-то там несуществующей волшебной школы.

Продуманности вселенной соответствует продуманность персонажей, её населяющих. Сюжетные линии всех героев рано или поздно пересекаются, каждая линия доведена до конца, и ни одного персонажа, вскользь упомянутого, писательница не бросает. Между прочим, Роулинг продумала не только прошлое, но и будущее: в многочисленных передачах и интервью она неоднократно упоминала, что случится в будущем как с основными, так и с второстепенными героями. И такая продуманность впечатляет.

5. Совет пятый — не пренебрегайте достижениями родной художественной литературы

Только совсем неискушенному читателю может показаться, что Роулинг явилась со своим Гарри Поттером из ниоткуда. Филологи с легкостью находят в книгах Роулинг как отсылки к классике английской литературы, так и фольклорные мотивы, христианские аллегории и средневековый символизм. Американский исследователь Джон Грэнджер посвятил «истокам» романов о Гарри отдельную книгу, которая называется «Книжная полка Гарри Поттера» (John Granger «Harry Potter’s Bookshelf: The Great Books behind the Hogwarts Adventures»), где он анализирует отражение разных литературных традиций в творчестве Роулинг. И это лишний раз доказывает, что ни одно выдающееся произведение не возникает на пустом месте.

Цикл о Гарри Поттере не является даже первым циклом на подобную тематику. Мы можем вспомнить книжную серию Джилл Мёрфи «Самая плохая ведьма», описывающую учебу главной героини Милдред Хаббл в школе чародейства. Приключения непутевой Милдред Хаббл, неспособной выполнить хотя бы одно заклинание правильно, умудряющейся впутываться во всевозможные неприятности, пришлись по душе детям, тем более что за волшебными реалиями угадывались знакомые каждому школьные будни. Первая книга серии вышла в 1974-м году, и сразу же вызвала читательский интерес (в том числе видимо, и у девятилетней девочки из-под Бристоля по имени Джоан).

В качестве непосредственных предшественников Роулинг также называют Урсулу Ле Гуин с ее романом «Волшебник Земноморья», повествующем об учебе юного волшебника Геда в школе магов на острове Рокк.

6. Совет шестой — подумайте о нравственной идее, которая будет лежать в основе вашего сюжета

В мире Гарри Поттера ведется серьезная война, во время которой он теряет почти всех своих близких, но — и это решительно утверждается писательницей — побеждает не сила волшебства, мощь оружия или хитроумие стратегического замысла, а любовь, позволяющая жизнь отдать «за други своя». Иными словами, «Гарри Поттер» — книга о вечных ценностях, о любви и самопожертвовании. Джон Грэнджер, которого мы только что упоминали, в другой своей книге, «Как Гарри нас всех околдовал» (John Granger «How Harry Cast His Spell: The Meaning Behind the Mania for J. K. Rowling’s Bestselling Books») подробно рассматривает христианскую символику в «Гарри Поттере» как неотъемлемую составляющую английской литературы, в традициях которой Роулинг создает свое произведение. Грэнджер пишет: «Удивительно и мастерство, с которым воплощено это глубокое духовное содержание. Христианские образы, символы, темы и смыслы включены во все книги о Гарри Поттере, и это, конечно же, вызывает особый отклик у читателей-христиан. Однако традиционные элементы, взятые у веры и «титанов» английской литературы, используются так деликатно, что их универсальное и христианское духовное содержание, не поврежденное какой-либо христианской оболочкой, доходит до людей, не являющихся христианами, даже до тех, кому привили неприятие всего христианского. Именно это и движет поттероманией. Проще говоря, ГП на уровне воображения удовлетворяет человеческую потребность в религиозном, мистическом или духовном опыте. Как писатель-постмодернист Роулинг удовлетворяет эту потребность как никакой другой из ныне живущих авторов».

Роулинг удалось не отпугнуть читателя моралью. При этом она не избегает сложных тем — смерти, жестокости, насилия. Гарри очень часто оказывается в ситуациях, располагающих к диалогу о смерти. И это далеко выводит сериал за рамки «детского чтения»: писательница очевидно не боится серьезной постановки вопроса, нравственные идеи не носят сусально-наивного характера. «Эти книги отвечают на главные духовные вопросы, а важность последних особенно остро ощущается поколением, далеко отстоящим от времени, когда религиозная жизнь была традиционна. В эпоху скепсиса, неверия в само существование трансцендентного наша способность различать что-либо за пределами материи и энергии почти атрофировалась за недостатком упражнения, и наш сознательный ум склонен отрицать ее. И в этот вакуум вторгаются истории про юного волшебника и его сражение с Волдемортом вовне и внутри себя. Роулинг, используя традиционную символику веры и английской литературы, тренирует атрофированное духовное чувство своих читателей и задействует их способность любить и понимать мир, давая ей трансцендентное измерение» (Джон Грэнджер «Как Гарри нас всех околдовал»).

7. Совет седьмой — будьте оптимистичны

Но несмотря на выявленную американским профессором трансцендентность, «Гарри Поттер», на самом деле — очень воодушевляющая и позитивная книга. Она утверждает: как бы ни был силен враг, ты можешь выстоять. Даже если весь мир против тебя. Основные ценности в этом конечном, смертном мире — это любовь, дружба, близкие. Семья, друзья. Банально? Да. Но именно эта банальность оказалась чрезвычайно востребованной в конце XX — начале XXI века. К чему стремится Гарри Поттер? К магической силе? Нет. Господству? Нет. Волшебным сокровищам? Нет. Его идеал — это спокойная семейная жизнь в любви, которой он был лишен. И, плечом к плечу с друзьями, он преодолевает все испытания. Даже собственную смерть.

Просмотры: 0

Она прошла путь от пособия по безработице до миллиардного состояния, фундаментом которого стала лишь сила воображения. Автор самой популярной и убедительной книги о волшебстве и взрослении – Джоан Роулинг.

1. Трудное детство

Самая известная сегодня детская писательница имела далеко не самое счастливое детство. Мать Джоан часто и серьезно болела, что тяжело отражалось на атмосфере в семье. У нее диагностировали рассеянный склероз, когда Джоан было 15 лет, и спустя 10 лет она умерла. Это стало одной из главных трагедий в жизни Роулинг.

В то же время у Джоан были тяжелые отношения с отцом. В одном из интервью писательница признавалась, что отец внушал ей страх, а романтическая идея Эндрю, персонажа романа Роулинг «Случайная вакансия» - уйти из дома и жить на разукрашенных граффити и заваленных битыми стеклами улицах Лондона – это про неё.

До сих пор отношения писательницы с отцом остаются напряженными, а подростковые проблемы – важнейшей темой её творчества. « Я не была особенно счастлива. Я думаю, что это ужасное время жизни », – описывала Джоан свой опыт взросления.

По всей видимости, именно серьезное понимание того, с чем приходится сталкиваться современному подростку, и сделало книги Роулинг такими популярными.

2. Неудачница

История успеха Джоан Роулинг иной раз выглядит не менее волшебно, чем события романа о Гарри Поттере. Хотя Роулинг пробовала писать с раннего детства, всерьез подступиться к этому делу она долгое время не могла. Сначала будущая писательница поступала в Оксфорд, но не прошла, пришлось учиться в менее престижном Эксетерском университете.

Там Роулинг получила степень бакалавра по французскому языку и классической филологии. После университета переехала в Лондон и устроилась работать секретарем в исследовательский отдел «Международной амнистии».

Идея написать роман о мальчике, который учится в школе волшебства, пришла к Роулинг незадолго до смерти матери. Её уход сильно повлиял на будущую книгу. Вплотную работать над первыми главами Джоан начала в Порту (Португалия), куда она переехала, чтобы по вечерам преподавать английский, а днем писать книгу.

Там же она вышла замуж и родила ребенка. Однако брак оказался несчастливым и продлился чуть больше года. В конечном итоге с ребенком и первыми главами романа о Гарри Поттере Роулинг сбежала от мужа в Шотландию, где жила её сестра.

Позднее она признавалась, что в те времена считала себя « самой большой неудачницей, которую знала ».

Прошло 7 лет после окончания университета, и Роулинг обнаружила себя живущей на социальное пособие матерью-одиночкой. За плечами – неудачный брак, впереди – никаких перспектив.

Впоследствии писательница признавалась, что именно поражение, которое она потерпела в жизни, позволило ей сделать то, что она по-настоящему хотела: « Неудача означала избавление от всего несущественного. Я перестала притворяться перед собой, что я была какой-то другой, нежели на самом деле, и стала направлять всю свою энергию на завершение единственной работы, которая что-то значила для меня.

Если бы я действительно преуспела в чём-либо ещё, я бы никогда не смогла найти решимость добиться успеха в том, что было действительно моим. Я освободилась, потому что мой самый большой страх реализовался – и я всё ещё была жива, у меня всё ещё была дочь, которую я обожала, у меня была старая пишущая машинка и большая идея. И так каменное дно стало прочным фундаментом, на котором я перестроила свою жизнь ».

Так «Гарри Поттер» стал незаконченной рукописью, которой только предстояло найти путь к своему читателю.

3. Писательница

Сочинять истории и писать рассказы Джоан Роулинг начала очень рано. В детстве она часто развлекала ими свою сестру. « До сих пор помню, как я рассказывала ей историю, в которой она упала в кроличью нору и семья кроликов кормила её клубникой.

Абсолютно точно, что первый рассказ, который я записала (когда мне было лет пять или шесть), был о кролике по имени Кролик. Он заболел корью, и к нему пришли его друзья, в том числе гигантская пчела по имени мисс Пчела », – вспоминала писательница.

В подростковом возрасте двоюродная бабушка познакомила Джоан с творчеством журналистки и писательницы Джессики Митфорд. Она привлекала Роулинг прежде всего очень насыщенной, можно сказать даже авантюрной биографией.

Вероятно, тогда у неё и могли возникнуть первые мечты о писательском деле. Во всяком случае Роулинг с самого детства писала часто и много, но вплоть до появления «Гарри Поттера» не предпринимала последовательных усилий, чтобы заявить о себе в литературе.

Когда Роулинг закончила рукопись первого романа (а от возникновения идеи до финального варианта прошло 5 лет), она наконец решилась на публикацию. Но ещё целый год будущий бестселлер кочевал по издательствам. Рукопись отвергли около 10 раз.

В конце концов на риск пошло издательство Bloomsbury. Но взрослые и здесь были не слишком дальновидны. По легенде решающим фактором для публикации стало мнение восьмилетней Алисы Ньютон, дочери председателя издательства. Прочитав первую главу романа, она решительно потребовала продолжения.

Первая книга серии о маленьком волшебнике «Гарри Поттер и философский камень» была опубликована тиражом 1000 экземпляров, половина из которого была разослана по библиотекам. Сегодня это издание стоит десятки тысяч фунтов.

4. Гарри Поттер

История появления книги о Гарри Поттере давно приобрела легендарный и хрестоматийный характер. Роулинг рассказывает о рождении идеи первого романа как о чудесном озарении, посетившем её в переполненном поезде на пути из Манчестера в Лондон: « Я возвращалась в Лондон одна в переполненном поезде, и идея о Гарри Поттере просто пришла мне в голову.

Я писала почти непрерывно с шестилетнего возраста, но никогда раньше меня так не взволновывала идея. К моему огромному разочарованию, у меня не было пишущей ручки, и я была слишком застенчива, чтобы попросить кого-нибудь одолжить…

У меня не было рабочей ручки с собой, но я думаю, что, наверное, это было хорошо. Я просто сидела и думала четыре часа (задержки поезда), в то время как все детали пузырились в моём мозгу и этот тощий черноволосый мальчик в очках, который не знал, что он волшебник, становился для меня всё более и более реальным.

Может быть, если бы я замедлила ход мыслей, чтобы зафиксировать их на бумаге, то подавила бы некоторые из них (хотя иногда мне интересно, сколько из того, что я представила себе тогда, я забыла к тому времени, когда оказалась с ручкой). Я начала писать «Философский камень» в тот же вечер, хотя те первые несколько страниц не имеют ничего общего с законченной книгой ».

После публикации книга довольно быстро и совершенно неожиданно взяла ряд престижных литературных премий и была опубликована в США. В последующие 10 лет Роулинг написала ещё 6 книг серии, каждая из которых становилась бестселлером.

Если первая книга была изначально опубликована всего в 1000 экземплярах, то последняя - «Гарри Поттер и Дары смерти» - побила все мыслимые рекорды. Только в первые 24 часа было продано 11 миллионов экземпляров – на 2 миллиона больше, чем показатель предыдущей книги писательницы. «Гарри Поттер и Дары смерти» стала самой быстро продаваемой книгой всех времен и народов.

Книги о Гарри Поттере хоть и позиционируются как детские, но затрагивают совсем недетскую тематику: потеря родителей и близких, социальные проблемы, трудности взросления и самоопределения. Роулинг научилась говорить с детьми и подростками на их языке, не снижая интеллектуальный уровень и не глядя на своего читателя свысока. Возможно, в этом – одна из составляющих успеха романа.

5. Миллиардер

Книги о Гарри Поттере моментально стали классикой детской литературы и пользуются необыкновенной популярностью во всех странах мира. Более того, идея о мальчике из школы волшебства в конечном итоге развернулась в полноценный мир, так называемую «вселенную Гарри Поттера».

Её основу составляют 7 романов оригинальной серии, а также несколько книг, уточняющих детали волшебного мира, в котором происходит действие. Все основные романы экранизированы, на их основе регулярно разрабатываются компьютерные игры и аттракционы для парков развлечений.

Последние 4 книги серии поставили абсолютный рекорд как самые быстро продаваемые, а серия фильмов о Гарри Поттере занимает второе место в списке самых прибыльных франшиз. В целом бренд «Гарри Поттер» оценивают в более чем 12 миллиардов долларов. Естественно, что немалая часть из этих денег принадлежит Джоан Роулинг.

Журнал «Форбс» назвал её первым человеком, заработавшим миллиард долларов при помощи писательского труда. Всё это сделало Роулинг второй богатейшей женщиной из сферы развлечений, а также одной из самых влиятельных леди Великобритании.

6. Роберт Гэлбрейт

Необыкновенная популярность серии романов о Гарри Поттере для Джоан Роулинг обернулась не только заслуженной славой и баснословными гонорарами, но и трудностями в дальнейшем развитии своего таланта. Писательнице стало тесно в тисках детской литературы.

Но этого Джоан Роулинг показалось мало. «Зов кукушки» – следующий свой роман, на этот раз криминальный, она опубликовала под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. В аннотации автор был представлен как бывший следователь королевской военной полиции.

Писательница позднее признавалась, что опубликовала роман анонимно, чтобы быть свободной от читательских ожиданий и получить непредвзятую оценку критиков. Однако журналисты раскрыли псевдоним быстрее, чем предполагала Роулинг. Им потребовалось всего три месяца. За то время, пока авторство сохранялось в тайне, «Зов кукушки» был назван звездным дебютом и получил хорошие отзывы критиков.

Отчасти Роулинг добилась желаемого – пусть на три месяца, но вновь стала начинающим и никому не известным писателем. Вслед за первым криминальным романом Роулинг написала еще два, ставших продолжением – «Шелкопряд» и «Карьера зла».

Конечно, писательница вряд ли когда-нибудь сможет уйти от того субтильного, но отважного мальчика в очках, что изменил её жизнь и стал родным миллионам детей по всему мир. Но само желание Роулинг не эксплуатировать свои прошлые достижения, безусловно, вызывает уважение.

7. Добрые дела

Роулинг выросла в небогатой семье и уже во взрослой жизни несколько лет прожила в бедности, в одиночку воспитывая ребенка и живя на социальное пособие. Неудивительно, что, сказочно разбогатев, она стала тратить значительные средства на благотворительность.

В 2012 году «Форбс» даже не включил Роулинг в число богатейших людей мира, объяснив это тем, что писательница потеряла статус миллиардера, так как пожертвовала на благотворительность более 160 млн долларов и была вынуждена выплатить высокий налог.

Бывшая мать-одиночка Роулинг возглавляет фонд Gingerbread, специализирующийся на помощи семьям с одним родителем, и регулярно перечисляет средства на эту деятельность. Она также поддерживает программы по борьбе с бедностью и помогает детским больницам, участвует в многочисленных аукционах, средства от которых идут на помощь нуждающимся.

Кроме того, Роулинг спонсирует организации по исследованию и лечению рассеянного склероза – болезни, которая унесла жизнь её матери. Своими пожертвованиями она участвовала в создании Центра регенеративной медицины в Эдинбургском университете, который затем был переименован в клинику имени Энн Роулинг, матери писательницы.

Также Джоан поддерживает художников, писателей и исполнителей, лишившихся страховки и средств к существованию, и сотрудничает с организацией «Врачи без границ». Ежегодно Роулинг тратит десятки, если не сотни миллионов фунтов стерлингов на благотворительность. « Я думаю, что вы несёте моральную ответственность, когда вы получаете гораздо больше, чем вам нужно », – объясняет свою щедрость писательница.

История жизни Джоан Роулинг - литературной мамы Гарри Поттера - представляет собой одну из многочисленных вариаций историй Золушки. Череда неудач в карьере и личной жизни, до 30 лет сопутствовавшие этой женщине, отступила так внезапно, что сама Джоан еще долго не могла поверить собственному успеху. Сага о волшебнике Гарри Поттере, выходившая по одной книжке с 1997 по 2004 год, стала, пожалуй, самым ожидаемым и самым востребованным произведением за последние десятилетия, как среди детей, так и среди взрослых.

Секретов успеха у Джоан Роулинг нет. Литературный талант, череда жизненных неудач, от которых так хочется спрятаться в уютный внутренний мир, наличие свободного времени и желание полностью перекроить собственную жизнь - вот, пожалуй, и все, что помогло Джоан Роулинг написать одну из самых замечательных сказок XX века. Школа волшебства и магии, мальчик, с помощью верных друзей вступающий в борьбу со злом, - все это помогало Джоан Роулинг уйти от неинтересной действительности в вымышленный сказочный мир. «Это был вызов», - признавалась в одном интервью писательница. «Если бы я не начала тогда писать, я бы свихнулась».

Когда первая из задуманных 7 книг (7 лет обучения Гарри Поттера в школе Хогвардс) была закончена, Джоан предложила ее нескольким издательствам. Ответом был отказ, аргументированный тем, что детское произведение не должно быть таким объемным. Да и сюжет сказки про борьбу маленького сироты со злом был несколько избит. Однако, издательство «Блумсбери» все же решило приобрести у писательницы права на ее книгу. Первый гонорар Джоан Роулинг составил 4000$. Сегодня эта сумма кажется сущими копейками по сравнению с теми гонорарами, которые писательница получила за остальные 6 книг. На сегодняшний день, по данным журнала «Forbes», состояние английской писательницы превышают годовые доходы королевы Елизаветы II.

Тираж в 35 миллионов экземпляров, перевод книги на 40 языков мира, экранизация в Голливуде. Это настоящее чудо, которое помог совершить малыш Гарри в жизни своей литературной мамы. Джоан Роулинг стала настоящей «золотой жилой» для издательства, которое однажды поверило в ее талант.

Джоан Роулинг сегодня называют писательницей, которая вернула ребенку книгу. Дети, до сих пор предпочитавшие видеоигры или просмотр фильмов, наконец-то взялись за чтение. Да так, что их стало не оторвать от книги.

Накануне выхода в свет очередной книги из волшебной саги по всему миру творилось нечто невероятное. Первые экземпляры выкупались состоятельными родителями за огромные деньги, чтобы дети могли скорее приступить к чтению; на фургоны, развозившие по ночам книги по книжным магазинам для начала продаж, совершались бандитские нападения, причем из фургонов похищались 1-2 экземпляра; злоумышленники, тайком пробравшись ночью в офис издательства, делали фотокопии каждой страницы книги о Гарри Поттере и выкладывали снимки в сеть (причем в кадр тогда попали банка с пивом и рука злоумышленника, которые стали основными зацепками при расследовании этого преступления).

Джоан Роулинг сумела изменить мир детской книги. Вслед за ее романом на прилавках стали появляться сотни плагиаторских произведений о юных волшебниках (как о мальчиках, так и о девочках), которые сражаются в родной школе со злом. Однако, плагиат всегда вторичен, и является лишь подтверждением популярности основного произведения.

В 2010 году в шоу Опры Уинфри Джоан Роулинг призналась, что подумывает над продолжением романа о повзрослевшем Гарри Поттере.

Биография Джоан Роулинг представляет несомненный интерес, ведь эта легендарная британская писательница создала целую серию романов о мальчике-волшебнике Гарри Поттере, покорившем сердца миллионов читателей. Экранизация всех частей произведения в разы увеличила число фанатов, а коммерческая стоимость бренда «Поттер» возросла до рекордных 15 миллиардов долларов, сделав Джоан Роулинг одной из богатейших женщин-литераторов.

Однако книги о храбром юном волшебнике были не единственными ее произведениями, за свою длинную писательскую карьеру Джоан Роулинг пробовала работать в таких жанрах, как:

1. Социальная драма. К этому направлению относится ее произведение «Случайная вакансия», вызвавшее восторженные отзывы критиков и читателей. Действие в романе разворачивается в маленьком городишке Пэгфорде, на первый взгляд благополучном и тихом, но при более пристальном взгляде читателю открывается мир подлости, интриг, войны всех против всех, жестокости, нетерпимости.

2. Поучительные сказки для детей, разошедшиеся миллионными тиражами по всему миру. За одну из таких сказок принц Чарльз лично вручил Джоан Роулинг почетную награду Британской империи.

3. Детективы – еще один «конек» писательницы. Свою первую работу на этом поприще – «Крик кукушки» – она опубликовала под мужским псевдонимом. Джоан Роулинг прежде задумывалась над тем, чтобы поработать в этом жанре, а идею для романа почерпнула из обычной криминальной хроники.

Детство и юность писательницы

Джоан Кэтлин Роулинг родилась 31 июля 1965 года в небольшом городишке Уэйт, что находится недалеко от побережья на востоке Британии, в самой обычной семье. Ее мама была заботливой, любящей женщиной, которая с детства прививала маленькой Джо тягу к чтению.

Спустя два года после рождения Джоан в семье появилась еще одна малышка, а через пару лет чета Роулинг перебралась в Уинтербурн. О своем детстве Джоан Роулинг отзывается так: «Я была самым счастливым ребенком на свете, мы играли с сестрой, шалили, а мама была нашим лучшим другом».

Давая пару лет назад интервью, Джоан Роулинг отметила, что некоторые интересные факты из жизни, о которых она никогда раньше не рассказывала, могли бы пролить свет на историю ее успеха. Так, первую свою сказку она написала, когда была шестилетним ребенком, и с тех пор не могла остановиться.

По вечерам Джоан читала маленькой сестренке свою сказку о девочке, которая случайно попала в кроличью норку и не смогла выбраться, а заботливые кролики кормили ее сладкой и сочной клубникой. В школе Джоан Роулинг с удовольствием участвовала в литературных конкурсах, несколько раз она побеждала даже более взрослых участников.

Школьные годы стали для девочки по-настоящему счастливыми: науки давались ей легко, и друзья даже подшучивали над ней, называя всезнайкой. Шон Харрис, с которым Роулинг подружилась в шестом классе, стал прообразом знаменитого рыжего Рона – добродушного, храброго друга Гарри. Возможно, этот веселый мальчишка был первой подростковой любовью юной Джоан Роулинг.

В подростковом возрасте в жизни девочки случается первая трагедия – от стремительно прогрессирующей болезни умирает ее мама, и это навсегда меняет жизнь Джо. Отношения с отцом не складываются, он абсолютно не понимает девочку, предпочитая решать все в приказном тоне, не интересуется ее жизнью и проблемами.

Юной писательнице всегда легко давались языки, поэтому она принимает решение поступить на один из факультетов Эксетерского университета, чтобы получить образование языковеда или филолога. Однако учеба уходит на второй план, Роулинг больше интересуют увлекательные романы Толкиена и неповторимые произведения Диккенса.

После окончания учебы Джоан принимает решение переехать поближе к шумному и перспективному Лондону, чтобы найти работу по специальности. Она устраивается секретаршей научного отдела организации «Международная амнистия», где и встречает свою первую любовь, а через год переезжает вместе с возлюбленным жить в Манчестер.

Краткая биография, опубликованная на сайте Роулинг, говорит, что идея писать книги никогда не покидала ее, а образ необычного мальчика пришел к ней именно во время той поездки вместе с любимым в Манчестер. Джоан схватила салфетку и быстро записала несколько строк: «Он сидел у окна и смотрел на медленно удаляющийся перрон».

Личная жизнь

Через пару лет Джоан переезжает в португальский город Порту, где устраивается преподавателем английского языка. В это время она знакомится со скандально известным журналистом Хорхе Арантесом, с которым у нее завязываются романтические отношения.

Октябрь 1992 года становится для пары самым счастливым, они женятся, а через девять месяцев на свет появляется дочь Джоан – Джессика Изабель. Брак не приносит счастья Джоан Роулинг, муж часто скандалит и даже распускает руки, в конце концов он в припадке ярости выгоняет Джоан с малышкой на руках из дома.

После скандального развода Роулинг вынуждена была поехать к сестре, ее мучили сомнения в собственных силах, а затяжная депрессия чуть не толкнула писательницу на суицид. У дочери Джоан начались проблемы со здоровьем, и именно это отрезвило писательницу, заставило ее взять себя в руки. Роулинг приходится жить только на социальное пособие, нищета вынуждает ее поступить на факультет педагогического университета и с удвоенной энергией писать четвертую главу романа о необычном мальчике.

В 2001 году Роулинг второй раз выходит замуж за никому не известного Нила Мюррея, обычного анестезиолога. Вскоре у них рождаются совместные дети: сын Дэвид и дочь Маккензи. Этот брак становится счастливым: муж не только во всем поддерживает супругу, но и является поклонником ее книг.

Дружная семья проживает в Эдинбурге – городе, улочки и здания которого послужили прообразами для волшебных замков и таинственных домов, описанных в книгах о Поттере. Семья стала настоящей опорой, и, как говорит сама Джоан Роулинг, последние новости о ее творчестве можно узнать скорее от мужа и детей, чем от нее самой.

Удивительный мир, созданный Джоан Роулинг, история успеха которой потрясла многих любителей литературы в стиле фэнтези, навсегда останется одним из самых успешных литературных проектов. Писательница смогла затронуть сердца взрослых и детей, заставив их мечтать о волшебном мире, полном фантастических существ и невероятных возможностей. Ее герой, мальчик-сирота, смог стать сильным и могучим волшебником, победившим врагов, перешагнувшим грань жизни и смерти.

Творчество писательницы

Писательница не скрывает, что годы работы над Поттером стали не только самыми счастливыми, но и самыми утомительными. Несколько раз ее мучила жестокая депрессия (так в одной из частей появились жуткие дементоры), а творческая усталость привела к смерти одного из героев в «Кубке Огня».

Первую часть эпопеи Роулинг пришлось печатать на старой пишущей машинке, на которой западали клавиши и их постоянно приходилось выправлять. Оконченную книгу писательница отправила в двенадцать издательств, однако никто из них интереса не проявил. Ровно через год ее пригласили для переговоров представители издательства «Блумсбери», предложив продать книгу за 1500 долларов. Роулинг согласилась, и в середине 1997 года книга вышла небольшим тиражом – всего 1000 экземпляров.

Несмотря на заверения владельцев издательства, что детская литература не может принести сколько-нибудь значительных заработков, количество полученных наград и принесенная прибыль просто зашкаливали. На американском аукционе разгорелась целая битва за право опубликовать произведение писательницы.

Американское агентство, выигравшее аукцион, предложило писательнице взять псевдоним, так у Джоан появилось второе имя – Кетлин. Вырученные от продажи книги деньги Роулинг потратила на покупку квартиры. Последующие книги выходили одна за одной, идеи о новых приключениях Поттера рождались как бы сами собой.

Четвертая часть вышла одновременно в США и Британии, продажи за первые сутки составили свыше 372 тысяч экземпляров. Все семь частей романа были удостоены многочисленных литературных премий, а сама Роулинг стала первой писательницей, заработавшей миллиардное состояние своим творчеством. Автор: Наталья Иванова

Автор самого удачного бестселлера в истории детской литературы и исключительного литературного произведения, по мнению газеты «Таймс», родилась в английском городе Йейте (графство Глостершир) в последний день июля 1965 года.

Ее полное имя Джоан Мюррей Роулинг, хотя подписываться писательница стала Джоан Кэтлин Роулинг, взяв второе имя от своей бабушки.

Ничем не примечательное детство, будущая писательница расцвечивала красками своих сказок о животных, первый персонаж – Кролик, появился, когда Джоан было около шести лет. Первым слушателем фантастических историй стала ее сестра Ди, появившаяся на свет спустя 23 месяца после Джоан.

Обстановку в семье нельзя было назвать счастливой: мать тяжело болела, а с отцом отношения не ладились (писательница до сих пор не общается с ним). После нескольких переездов семейство Роулинг обосновалось в Татшилле, где Джоан посещала начальную и среднюю школу. Более чем скромная внешность девочки (веснушки, близорукость и не спортивная фигура) компенсировалась умением рассказывать невероятно увлекательные истории своим сверстникам, которые и были главными действующими лицами, совершающими отважные и достойные уважения подвиги.

Джоан продолжила свое образование в университете города Экзетер, где изучала французский язык. На учебу и работу «самым худшим из секретарей» будущий автор Гарри Поттера потратила несколько лет жизни. В 26 лет Джоан отправляется в Португалию, чтобы заняться преподавательской деятельностью, которой отдавала вторую половину суток, а утро было посвящено новому роману (третьему по счету). Первые две книги писательница определила как «очень плохие».

Новая история была о мальчишке, однажды узнавшем, что он волшебник, и чудесным образом, попавшем в школу магии. Тогда же, в Португалии, Джоан повстречала своего будущего мужа — журналиста Хорхе Арантеса, в результате их союза на свет появилась дочь Джессика. Биография семейной жизни продлилась всего 13 месяцев и не была счастливой.

Чудеса начинаются

В декабре 1993 года Джоан Роулинг с дочкой и тремя главами книги о маленьком волшебнике перебралась в Шотландию к своей младшей сестре, где ютилась вместе с дочерью в крошечной арендованной комнате, прозябая на пособие по безработице. Но увлекательный мир книги о мальчике-сироте, позволял забыть и о неустроенном быте, и об отсутствии денег. Но волшебная история чудом воплотилась в реальность, и Джоан получила скромный грант от шотландского комитета по искусству для того, чтобы завершить написание книги.

Сюжетный замысел состоял из семи книг, каждая из которых освещала очередной год обучения Гарри в Хогвартсе. Первая — «Гарри Поттер и философский камень» была вскоре написана. Сначала за чтение взялась сестра Дайанн, которая навсегда осталась поклонницей чудесной истории, но когда книга была предложена издательствам, все ответили отказом, за исключением одного – британского «Блумберри», которое купило произведение за 4 000 долларов.

Джоан Роулинг, рассказывая о своей молодости, говорила, что не была уверенным в себе человеком, но всегда знала, что когда-нибудь сможет удивить мир волшебной историей. Тот факт, что только одно издательство согласилось напечатать книгу, не смущает писательницу. Она уверенна, что даже отказ всех без исключения издателей, не поколебал бы ее решимость в своих действиях.

«Гарри Поттер» — книга на все времена

Великая идея написания книги о мальчишке, который едет на учебу в школу чародейства, возникла в голове Джоан Роулинг во время поездки. Она перевернула всю жизнь писательницы, о чем свидетельствует ее биография. Под перестук колес возникали «волшебные» идеи, факультеты, призраки, учителя и предметы. Имея в жизни прочную основу, состоящую из дочери Джессики, обветшалой пишущей машинки и интересной идеи, Джоан удалось перестроить собственную жизнь.

Как говорила сама Дж. К. Роулинг в одном из интервью: « Когда я поняла, что книга получается, я почувствовала радость – самую чистую, без примесей. Это будет настоящее произведение, которое появится на полках книжных магазинов!». Именно так все и произошло.

В июне 1997 года книга «Гарри Поттер и философский камень» вышла в Великобритании. Права на книгу купило издательство «Артур Левин/Учебная литература», и к тому моменту, когда была написана первая редакция книги, сумма от продаж составляла 20 000 долларов. На автора книги обрушилось невиданное признание. «ГП и философский камень» в 1997 году завоевывает награды «Книга года» и «Smarties Prize» в Британии. Книга вышла в 1998 году в США под названием «Гарри Поттер и камень волшебника».

В Великобритании в следующие два года публикуются еще две книги: «Гарри Поттер и Тайная комната» и «Гарри Поттер и Узник Азкабана». Так, на исходе тысячелетия, книги Роулинг становятся мировой литературной сенсацией. Первые три произведения занимают троицу верхних позиций в списках бестселлеров.

С 2000 по 2007 годы список книг о мальчике-чародее пополняется еще четырьмя частями: «ГП и Кубок Огня», «ГП и орден Феникса», «ГП и принц-полукровка», «ГП и дары смерти», которые также становятся лидерами по тиражам и сборам.

В 2000 году компания «Уорнер Бразерс» выпустила фильм по первой книге, а спустя 11 лет мир увидел последнюю экранизацию о Гарри Потере. Абсолютно все кинокартины имели бешеный успех и стояли на первом месте в списках лидеров просмотров.

Деньги и популярность

Вместе с успехом к Джоан Роулинг пришло и материальное благополучие – она вошла в пятерку самых успешных женщин мира. Она самый продающийся британский автор – объем продаж составляет более 550 млн. фунтов стерлингов.

Книги в количестве 300 млн. экземпляров были сметены с полок книжных магазинов, восемь кинофильмов собрали в прокате свыше 5 млрд. долларов, а в таинственном космосе появился астероид, названный в честь «величайшей из ныне живущих британских авторов» — Джоан Роулинг. Пять лет, именно за такой срок писательница Роулинг прошла путь от нищенского существования на социальное пособие до статуса мультимиллионера.

В 2007 году биография писательницы пополнилась званием «Человек года», журнал «Таймс» отметил социальное, политические и моральное вдохновение, которое смогли дать книги Роулинг своим поклонникам. Самая влиятельная женщина в стране – такой статус получила Роулинг, опровергла утверждения о своем богатстве: «у меня много денег, но я не самая богатая», более 160 млн. долларов писательница потратила на благотворительность.

Неслучайное появление «Случайной вакансии»


Первые два романа, которые Джоан Роулинг никогда не пыталась опубликовать, были написаны для взрослых. И книга под названием «Случайная вакансия» , увидевшая свет в 2012 году, написана была исключительно для взрослой аудитории. В ней Роулинг попыталась отойти от привычного всем своего сказочного понимания мира и погрузить читателя в жесткую атмосферу, лишенную иллюзий.

Книга вызвала бурю самых противоположных эмоций, но всех без исключения держит под впечатлением — первая сотня страниц книги вызывает недоумение, а затем невозможно оторваться, не прочитав до конца. Многие читатели сходятся во мнении, что книга излишне грубовата, но это является своего рода протестом против косности и мерзости общества, которое построено на подставах, сексе и насилии. И в этом заслуга книги, можно назвать «Случайную вакансию» этакой «достоевщиной» на британский лад и, безусловно, эта книга заслуживает прочтения и является достойным событием в мировой литературе.

The Cuckoo’s Calling и Роберт Гэлбрейт

В апрель 2013 года на прилавках книжных магазинов появился дебютный роман Роберта Гэлбрейта — The Cuckoo’s Calling криминального содержания. Книга получила признание других авторов и положительные отзывы читателей. Но вскоре возникли подозрения, что роман слишком хорош для автора-дебютанта и в ходе нехитрых расследований и лингвистических анализов выяснилось, что роман The Cuckoo’s Calling принадлежит перу Джоан Роулинг , издавшей его под псевдонимом Роберта Гэлбрейта. По словам самого автора, ей доставила большое удовольствие публикация книги, без необходимости оправданий ожиданий публики и «это дало возможность получить объективные отзывы». А также Джоан Роулинг подтвердила намерение продолжать заниматься писательской деятельностью и создать новую серию, но под псевдонимом.

Личная биография Джоан Роулинг начала складываться счастливо с 2001 года, когда она второй раз вышла замуж за Нила Мюррея, родила сына Дэвида и дочь Маккензи. Сейчас семья живет в Эдинбурге, а все свои произведения британская писательница посвящает своим родным и не собирается останавливаться на достигнутых результатах.