Кто такой Дед Мороз - где живет и кто его помощники? Где живет Дед Мороз: резиденция волшебника и точный адрес для писем.

Все мы с детства помним веселые встречи Нового года с приходом Дедушки Мороза и Снегурочки. Под ватными причиндалами и блестящей шапкой сказочного персонажа обычно скрывался кто-то очень знакомый, но хотелось думать, что действительно настоящий Дед Мороз пришел нас поздравить и раздать сладости. Откуда же появился он, из каких времен и кто его придумал?

Если обратиться к истории, то придется совершить экскурс в далекое прошлое человечества, на тысячи лет назад. Оказавшись на севере евроазиатского континента, мы бы увидели народы, поклоняющиеся Варуну – творцу Вселенной. Главный судья людей, он был грозен, но справедлив. Все космические тела подчинялись этому божеству. По мере развития человеческого общества бог менял имена, у славян стал называться Сварогом. С появлением христианской религии «Дед» (Сварог) был переименован в Санта-Клауса потомками индоевропейцев. Так когда появился дед мороз на руси? Северные народности средневековой Руси почитали одного Бога – Николая Чудотворца – являвшегося тем же Святым Николаем (Санта-Клаусом) для христиан. Датировано первое упоминание примерно 3им веком нашей эры.

Зимой день, называемый солнцеворотом. Это 21 декабря. Наше светило поворачивает на лето после самой длинной в году ночи. Немного раньше христианами отмечается день Николая святителя. Наши предки «кликали мороз» с этого дня до Крещения. В русских народных сказках появляется новый персонаж – Дед Мороз. Он как прообраз древнего божества Варуна тоже судит людей по справедливости, награждая заслуживших ее и наказывая греховодников.

В руках у Деда Мороза посох, а на плече ель, украшенная звездами. Вместе с ним приходит на праздник и Снегурочка – это символ замороженной воды. В русской сказке девушка тает летом. А густая борода и волосы на голове Деда Мороза символизирует богатство и могущество. Белые рукавички на руках его обозначают святость, дары старика всегда бескорыстны и чисты. Пояс на его шубе – это символ связи нас с нашими предками. На ногах сапоги, обычно красного или белого (под серебро) цвета. На верху посоха у Деда Мороза находится голова быка – это обозначает власть над подлунным миром.

Резиденция сказочных персонажей находится ныне в городе Великий Устюг. Около этого города есть деревня Морозовица, где по легенде и поселился Мороз (не следует его путать с Дедом), младший брат Водолея. Дом дедушки Мороза построен из дерева. Остроконечная крыша здания возвышается над резиденцией. Есть небольшой зоопарк. Из Великого Устюга зимний владыка разъезжает в праздники по российским городам, к нему тоже приезжают экскурсанты посмотреть на место его жительства и на него самого.

Приближаются новогодние праздники. Детвора ждёт праздничную ёлку, мандаринов, сладостей и море подарков. Взрослые предвкушают праздничное веселье и, наравне с детьми, ожидают чуда и сюрпризов. С некоторых пор символами Нового года стали Дед Мороз и Снегурочка – сказочные персонажи нашего детства. Сам образ Деда Мороза, как новогодний персонаж сказок и детских утренников, к которому мы привыкли, существует сравнительно недавно. Когда родился Дедушка и кто его родил – история, покрытая мраком, поскольку корнями уходит в далёкое прошлое наших предков. Есть версия, что наш Дед Мороз – это воплощение славянского бога Морока, повелителя зимы и снега. Кстати, бог Морок также считался богом лжи, обмана и заблуждений. Отсюда сохранились такие выражения в русском языке, как: «упасть в обморок», «морочить голову»; в украинском языке — «запаморочення». Морок представлялся нашим прародителям как седой старик, который бродил по лесам, покрывая инеем деревья, а реки сковывая льдом. Встреча с Мороком сулила беду. Злой бог мог заморозить до смерти, поэтому люди задабривали его, как могли: угощали блинами, киселём, приглашали к столу отведать кутью, печенье, просили не губить посевы.

Как-то со временем злой Морок стал добрее, что ли, но не сразу. Вспомните хотя бы русскую народную сказку «Морозко» или сказку Владимира Фёдоровича Одоевского по народным мотивам «Мороз Иванович». Героиню сказки, которая отличалась добрым, покладистым характером и трудилась не покладая рук, Морозко немного поморозил, а потом одарил сокровищами. А сестру её сводную, злую и ленивую, заморозил насмерть. Наверное, поэтому мы своим чадам говорим, что Дедушка Мороз только послушным детям дарит подарки.

Морок, Морозко… На самом деле у этого старца много имен. Сколько имен, столько версий о его происхождении: Морок, Морозко (как мы уже знаем), он же Карачун, он же Трескун, он же Зюзя (наши братья белорусы так величали его), Позвизд (славянский бог бурь и непогод), Зимник, Дядо Коледа (в Болгарии) и т.д. Но, пожалуй, есть общее, в чем сходятся все предполагаемые прообразы нынешнего Дедушки. Во-первых, это могущественное существо – дух или бог, наделенный магической, волшебной силой; во-вторых, норов крут и суров, под стать суровой зиме – времени года, когда он правит на земле. Есть еще одно, что позволяет узнать в прообразах нашего современного героя, – внешний вид. Седые волосы и борода старца свидетельствует о почтенном возрасте, следовательно, — о мудрости и о владении могущественными магическими знаниями. Перчатки Деда Мороза ранее были трехпалы, что считалось символом божественного начала. В наше время их заменили привычными для нас варежками. На нём белая рубаха и штаны изо льна, расшитые орнаментом, – признак божества, которое несет чистую энергию. Красная длинная шуба, отороченная лебяжьим мехом, и шапка, расшитая серебром и жемчугом, и также оторочена мехом — неизменные атрибуты Деда Мороза. В качестве сильного оберега и символа связи с поколениями от предков до потомков — широкий пояс поверх шубы. В руках волшебный хрустальный посох, от прикосновения которого всё живое превращается в лёд. Наконечник посоха украшен лунницей (украшение из серебра в виде полумесяца) или головой быка – символы власти, плодородия, счастья.

Проследить, когда у Деда Мороза в качестве спутницы появилась не то дочка, не то внучка Снегурочка, сейчас уже сложно. В народном фольклоре этот образ иногда выступает самостоятельно. Даже некоторые исследователи склонны думать, что образ прекрасной снежной девушки имеет более глубокие корни – никто иная как сама Кострома (сестра Купалы). Кострома представлялась девушкой, закутанной в белом, которая в руках держит дубовую ветвь и ступает в сопровождении хоровода. В обряде похорон Костромы, проводимом нашими предками, показывалось, как девушка заболевает и умирает, а потом воскресает, что представляет собой признаки сезонного духа, и в этом наблюдается родство с образом Снегурочки. Сказочный персонаж тоже умирает – тает.

Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне.

Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования.) Хозяева одаривали колядующих едой.

Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один «человек», одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, «упразднены», и поэтому существуют и по сей день. Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но «старшой» есть и сейчас.

Согласно другой версии, «прапрадедом» современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку «Морозко». Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей.

ДЕД МОРОЗ (Морозко) - могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях - олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.

Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.

По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX — начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.

В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник. Некоторые современные малограмотные исследователи истории обвиняют Сталина в непоследовательности за то, что он не уничтожил Деда Мороза, так как Дед Мороз, по их мнению, «детский бог».

На праздник приходит со своей божественной внучкой - Снегурочкой.

Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда (Бога ветра), Зимника и Карачуна.

К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены после насильственной христианизации, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не известно (см. «Проблемы изучения язычества на Руси»).

Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза - после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения - воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.

Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.

Этот образ был окончательно оформлен в СССР: древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника - Нового Года, заменившего праздник Рождества Христова (якобы дня рождения бога чужого народа из Синайской пустыни), дотоле при всемерной поддержке властей навязываемый церковью народу царской России почти в течение целого тысячелетия.

Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября - по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность, основанная на христианской традиции Рождества Христова. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть «дней рождения», ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше.

О древних верованиях славян, об их четырех великих солнечных праздниках, в т.ч. о великом двухнедельном языческом новогоднем Йоле-Солнцевороте, положившем начало нашему современному Новогоднему празднику (который есть просто усеченный Йоль, от которого ныне осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля - наша Новогодняя ночь), о насильственной христианизации славян варяжскими захватчиками-поработителями, об уничтожении славянской мифологии (потому ныне у славян нет своей мифологии) см. на стр. Масленица и в сопроводительных статьях на стр. Пантеон славянских богов, приведенных после «Словаря славянских богов».

Дед Мороз и РПЦ

Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику (Богу иной религии, значит, религиозному конкуренту, противоречащему христианскому учению), а с другой стороны, как к непобедимой русской культурной традиции, с которой бороться - лишь себя позорить и выявлять свою слабость.

Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где «и летом студено».
Великий Устюг - нынешняя «бизнес-родина Деда Мороза»

По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристский бизнес-проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза». В Великий Устюг идут туристские поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия.

За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тыс. до 32 тысяч. По заявлению Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооброт в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица.

Происхождение Деда Мороза

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других — средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке — Санта-Клаус, а у нас — Дед Мороз.

Кто он такой — наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз — персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную «устную летопись»: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза — богатыря, кузнеца, который сковывает воду «железными морозами». Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Наш Дед Мороз — образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского «Снегурочка», поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос», стихотворение В.Я. Брюсова «Царю Северного полюса», карело- финский эпос «Калевала»).

Позвизд — славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой — на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж — Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет — там жди жестокой стужи.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун — злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке «Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

И всё же, давайте попробуем определить основные черты облика Российского Деда Мороза соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза — кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой — традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:

Борода и волосы — густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего «физиологического» смысла (старец — седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы — единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

Шуба — длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте — это не Дед Мороз, а один из его многочисленных «младших братьев». Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы — перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка — красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки — полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие «неточности»: замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

Трёхпалые перчатки или варежки — белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость — символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки — неизвестно.

Пояс — белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль …

Обувь — серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от «подделки». Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

Посох — хрустальный или серебрённый «под хрусталь». Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.
И еще некоторые особенности Деда Мороза

Внешние особенности Деда Мороза и его неизменных атрибутов таковы:

1. Дед Мороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. Внимание: никаких бомбошек и кисточек!

2. Нос Деда Мороза – обычно красный. (Никаких дурных аналогий! Просто на крайнем севере ОЧЕНЬ холодно!) Но также допускается вариант синего носа в силу снежно-ледяного происхождения Дедушки.

3. У Деда Мороза борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег.

4. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху. Изначально, совсем давно, цвет шубы был синим, холодным, но под влиянием красных шубок «европейских собратьев» изменился на красный. Хотя на данный момент допускаются оба варианта.

5. Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы. (см. также п.7)

6. Дед Мороз не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком (поясом). В крайнем случае, застегивается на пуговицы.

7. Дед Мороз предпочитает исключительно валенки. И не удивительно, ведь при – 50?С (обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у Снежного хозяина ноги отмерзнут.

8. С собой Дед Мороз всегда носит посох. Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи «диким Морозко», этим самым посохом народ-то и «морозил».

9. Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он неглядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.

10. Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжьим ходом. Случаев с использованием оленей не зарегистрировано.

11. Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница внучка Снегурочка. Оно и понятно: в одиночестве да на крайнем севере, с тоски умереть можно! А с внучкой оно веселее. P.S. А еще Дед Мороз никогда не носит очки и не курит трубку!

Снегурочка, внучка деда Мороза

Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.

Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз – скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок. Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру «Заморожу», и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.

Снегурочка, внучка Деда Мороза, повсюду сопровождает своего Дедушку. Образ Снегурочки — символ застывших вод. Это девушка, одетая только в белые одежды (либо цветов напоминающих застывшие воды). Головной убор внучки Деда Мороза — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Из истории Деда Мороза

Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка.

Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника елки стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основных чертах сложившуюся задолго до Октября.

Образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» - «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой - от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега.

С одной стороны, согласно поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863), он изображается как зловредный атмосферный дух, которому приписывается способность оказывать пагубное воздействие на человека.

С другой стороны (преимущественно в поэзии для детей), зарождается его положительный двойник, главной функцией которого становится формирование «здоровой» погоды и сотворение зимних «волшебств».

На создание этого образа начинает «работать» и некрасовский «Мороз, Красный нос», из которого для детского пользования берется только фрагмент «Не ветер бушует над бором…», где главный герой, исторгнутый из контекста поэмы, выступает как «воевода», неограниченный властитель зимнего леса и волшебник, убирающий свое «царство» в«в алмазы, жемчуг, серебро».

Одновременно и независимо от литературного образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, «заведующий» елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада. В ходе переориентации елки «на отечественную почву» и создания псевдофольклорной елочной мифологии и произошло оформление Деда Мороза. Этот персонаж формировался в процессе поисков ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки?

Процесс унификации имени растягивается на несколько десятилетий: старый Рупрехт (1861) - единичные случаи, указывающие на немецкую традицию; св. Николай или Дедушка Николай (1870) - вариант отбрасывается рано, поскольку у русских, как уже отмечалось, Никола в роли дарителя никогда не выступал; Санта Клаус (1914) - только при изображении западных елок; просто старик, живущий зимой в лесу (1894); добрый Морозко (1886); Мороз Ёлкич (1890-е годы).

В борьбе за имя победителем оказался Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонаж. В восточнославянской мифологии Мороз - существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызывать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей. Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка).

На праздниках елки Дед Мороз появляется не сразу, а в середине или даже к концу торжества. По народным представлениям, любой гость - всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира. Так Дед Мороз становится на елке желанным, и его следует пригласить, что вполне соответствует ритуалу приглашения в гости мифологических персонажей - предков или того же фольклорного Мороза. Дед Мороз, по существу, и становится предком-дарителем. Поэтому и зовут его не стариком или старичком, а дедом или дедушкой. К началу XX века образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков.

В это время и утверждается мнение об «исконности», древности этого образа: «Дедушка-мороз… внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает танец вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки». Когда в середине 1920-х годов в СССР началась антирелигиозная кампания, не только елка, но и Дед Мороз превратился в «религиозный хлам» и стал рассматриваться как «продукт антинародной деятельности капиталистов».

В антирождественской кампании приняли участие поэты, состоявшие на службе у советской власти, как, например, Демьян Бедный, который писал:

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С ёлкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!

Вместе с реабилитацией елки в конце 1935 года прекратились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах. Устроители детских елок получили возможность проявлять инициативу, составители книг - рекомендаций по устройству елок сочиняли сценарии, что в конце концов и привело к выработке стандартного ритуала общественной детской елки.

Если прежде дети получали различные подарки, отличающиеся и качеством, и материальной ценностью, то теперь Дед Мороз приносил для всех детей одинаковые пакеты, которые он подряд вынимал из своего мешка.

Маринка Картинка

Все люди обожают получать подарки. Дети верят, что их приносит добрый волшебник, пока они спят. Взрослые, желая порадовать близких, выбирают для них на Новый год наиболее подходящие сувениры и кладут под елку. Всем настолько приятно приобщиться к созданию чудесного и радостного настроения, царящего в этот праздник, что впору поверить в сказку и ее главного чародея, которого каждый народ величает по-своему. Осталось понять, где живет Дед Мороз и откуда к нам попадает новогоднее волшебство.

Существует несколько версий появления на Руси Деда Мороза. У древних славян было поверье о хозяине зимы и холодной погоды. Звали его Морозко и описывали, как сердитого старика с длинной белой бородой. Он властвовал на земле с ноября по март, и все боялись его способности насылать холода и вьюгу.

Старец был строг, но справедлив. Он наказывал ленивых и злых людей и одаривал добрых и отзывчивых. С тех самых пор родители уговаривают детей быть послушными, чтобы Дед Мороз исполнил загаданные ими желания и принес хорошие подарки.

По другой версии, возникшей после прихода христианства, прообразом Деда Мороза послужил Николай Чудотворец, живший в III веке. Даже в детском возрасте будущий святой постоянно совершал добрые дела и, как мог, помогал окружающим.

Став архиепископом в Ликии, он защищал несправедливо гонимых, похищенных детей, неоднократно спасал моряков во время шторма, вознося молитвы Богу и успокаивая море. Ему приписывается еще множество волшебных деяний и необычайная щедрость к людям.

Николай-чудотворец дожил до глубокой старости и носил седую бороду, что дает основание историкам и исследователям считать Дедом Морозом именно его.

Дети мечтают увидеть волшебство своими глазами. «Где живет Дед Мороз?» – самый часто задаваемый родителям вопрос в канун Нового года.

Кто-то отвечает, что он живет в землях, засыпанных снегом, где в небе переливается разноцветное северное сияние.

Другие считают, что добрый чародей приезжает на оленьей упряжке из Лапландии.

Многие верят, что Дед Мороз живет в России, в городе Великий Устюг. С 1999 года это место официально считается его резиденцией.

Отправиться на экскурсию в дом волшебника – интересное приключение и для детей, и для взрослых.

Город Великий Устюг – краткая информация

Так где же живет Дед Мороз в России? Конечно, на севере, а точнее, в небольшом городе, расположенном в Вологодской области у истока реки Северная Двина.

Расстояние до него от Москвы – 920 км. Население составляет 31 тысячу человек.

Основали город в XII веке князья из Ростова и Суздаля. Поселение постоянно подвергалось набегам и разграблениям, пока в XIV веке не вошло в состав Устюжского княжества. Город рос за счет выгодного положения рядом с торговыми путями и окончательно укрепил свои позиции, присоединившись к Великому Московскому княжеству.

Урон его экономике нанес Петр I после победы над шведами и открытия судоходства по Балтийскому морю. Купцы постепенно покидали город, утративший торгово-транспортное значение. На смену им пришли ремесленники, прославившиеся на всю Россию искусным чернением серебра.

В XVIII веке в Великом Устюге случился страшный пожар, после чего в то время уездный город Вологодской губернии пришлось отстраивать заново. С Советских времен он относится к Вологодской области. Теперь его название широко известно из-за пребывания в нем Деда Мороза и открытия современного парка развлечений.

Достопримечательности города

Большинство памятников архитектуры разместились вдоль берега реки Сухоны. На одной стороне стоят древнейшие храмы Дымковской слободы, построенные и освященные в XIV веке.

На противоположном берегу находится Соборное дворище, отличительной чертой которого является множество возведенных рядом друг с другом церквей. В Великом Устюге, несмотря на пожар, сохранилось множество старинных монастырей, соборов и колоколен. Иконы и церковную утварь на протяжении веков бережно скрывали от разграблений в церковных помещениях, поэтому в настоящий момент их внутреннее убранство имеет огромную историческую ценность.

В Музее древнерусского искусства представлены интересные образцы старинной иконописи и шитья, а также инструменты, книги и летописи. Там можно ознакомиться с развитием зодчества северо-востока России.

В бывшем доме купца Усова открыт Музей истории Великого Устюга. В нем проводятся лекции о значении города в освоении северных земель. Также рассказывается о борьбе населения с племенами, нападавшими на поселение XII века. Оружие и военная амуниция того времени сохранилась, так как была сложена в подвале одного из монастырей. Есть необычные артефакты, найденные на раскопках археологами.

Фабрика «Великоустюгские узоры» представляет короба, шкатулки и корзины, собранные из бересты и украшенные резьбой и росписью. Многие изделия продаются. Туристам нравятся брелоки и подстаканники, которые напомнят о посещении города.

На родине Деда Мороза обязательно должна быть выставка, посвященная только ему. Музей новогодней и рождественской игрушки знаменит украшениями для елки и собранием поздравительных открыток дореволюционной и Советской России. С этого музея начинается путь в волшебную резиденцию.

Самая популярная достопримечательность города – Дом Деда Мороза. Это большой деревянный терем, окруженный соснами и елями. Архитектура дома настолько необычна, что легко поверить в его сказочную принадлежность.

По нему можно ходить часами, рассматривая диковинные вещицы и комнаты, где живет и работает Дед Мороз. Там же стоит его трон, на котором гостям разрешается посидеть. Визит к настоящему герою легенд заканчивается извлечением подарка из большого сундука, стоящего в Тронном зале.

В резиденции Деда Мороза есть настоящая русская деревня, где гостей угощают блюдами русской кухни, катают в санях и на паровозике. Для детей открыты игровые площадки, аттракционы и лавки с сувенирами и игрушками. Интересное путешествие можно совершить по Тропе сказок. В сосновом бору построены домики мудрой Совы, Лесовичка и волшебный колодец. Их обитатели сами встречают гостей и водят их по лесу.

Точный адрес для писем Деду Морозу

В Великом Устюге в отдельном деревянном доме бесперебойно работает Почта Деда Мороза. Именно сюда дети могут присылать письма с рассказом о желанных подарках и просить волшебника положить их в праздник под елочку.

Адрес, на который следует писать: 162390, Россия, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Почта Деда Мороза или на сайт: pochta-dm.ru.

В здании выставлены предметы местного народного творчества, которые можно купить и отправить друзьям и близким вместе с открыткой, на которой будет стоять подпись и печать хозяина дома.

В западной Европе и Северной Америке дети верят в Санта Клауса. В основе легенды о нем лежит чудо, сотворенное Святым Николаем в Ликии. Дочери одного бедного горожанина никак не могли выйти замуж, поскольку были бесприданницами. Узнав об этом, Святой Николай подбросил им в дымоход кошели с золотыми монетами. Его дары упали в башмачки девушек, что помогло им найти женихов.

Именно поэтому в канун Рождества в Европе принято ставить к камину сапоги или вешать чулки. Санта Клаус летает на санях, запряженных оленями, и проникает в дом через печную трубу. У него есть свита, состоящая из злых и добрых сказочных существ. В зависимости от поведения в уходящем году ребенок получит подарок от Санты или козни Крампуса.

В остальное время волшебник живет за Полярным кругом, в Лапландии. Путь к дому чародея знают только его верные олени и гномы, людям трудно найти к нему дорогу.

На финской части Полярного круга стоит гора Корватунтури, похожая на огромное ухо. Просьбы детей со всего мира долетают через него до Санты, и он заранее готовит подарки к следующему Рождеству. Его резиденция, где в свободные часы он встречается с гостями, расположена в Кухмо, неподалеку от знаменитой горы.

Там можно прокатиться на оленьей упряжке или залезть в грот, чтобы осмотреть жилище Санты или понаблюдать за работой гномов. Множество развлечений и лавок с сувенирами привлекают туда туристов со всего мира.

Кроме того, местному волшебнику тоже можно написать письмо и отправить на его личную почту.

Заключение

Несмотря на утрату иллюзий, взрослым, как и детям, нужно знать, где живет Дед Мороз, чтобы ненадолго вернуться в детство. Это беззаботное время вспоминается с радостью, ведь тогда существовала вера в чудо, и в новогодние праздники оно сбывалось. Неважно, что подарки под елку укладывали родители. Найти их следующим утром было таким счастьем!

Идея встречи с Дедом Морозом дарит ожидание необыкновенных событий. Дети будут полны впечатлений от поездки в его волшебное жилище, встреч с героями сказок и гуляния по заснеженному бору. Чародей выглядит совсем, как настоящий, поэтому надежда на исполнение заветных желаний сохранится на всю жизнь.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!

Инструкция

У восточных славян Мороз считался богом-повелителем зимнего холода. Рассказывали, что его родителями были богиня смерти Морана и «скотий бог» (а по совместительству – повелитель царства мертвых) Велес. Нередко он отождествлялся и с другими славянскими божествами – Позвиздом, Зимником и Корочуном. Славяне представляли его невысоким стариком с длинной седой бородой. Зимой он бродил по свету, постукивая своим волшебным посохом. От его стука трескучие морозы сковывали льдом поверхности рек, озер и ручьев.

После принятия христианства церковь, стремясь уничтожить остатки язычества, старалась всячески очернить языческих богов. Потому и Мороз превратился в злое и жестокое божество, повелевающее холодами и метелями и безжалостно морозящее людей. Подобные представления отразились в поэме Некрасова «Мороз – Красный нос», где «Мороз-воевода» насмерть заморозил в лесу рано овдовевшую молодую крестьянку, оставив круглыми сиротами ее малолетних детей.

Образ строгого, но справедливого Деда Мороза появился в русской литературе в 1840 году, когда был опубликован сборник Владимира Одоевского «Сказки дядюшки Иринея», в который вошла и сказка «Мороз Иванович». Правда, действие в ней происходит весной, а не зимой, и никакого отношения к новогодним и рождественским праздникам ее главный герой пока не имеет. По сюжету, сказка Одоевского напоминает «Госпожу Метелицу» Братьев Гримм, только женский зимний персонаж заменен здесь мужским.

Мороз Иванович живет в ледяном дворце, путь в который лежит через колодец. Попавших к нему девочек старик подвергает испытаниям, заставляя выполнять работу по дому. Трудолюбивую рукодельницу Мороз Иванович награждает серебряными пятачками, а ленивице дает большой бриллиант и серебряный слиток, которые оказываются всего лишь кусками льда. Ставшее привычным имя Дед Мороз впервые прозвучало в 1912 году, в стихотворении Марии Пожаровой «Заклинание зимы».

В качестве рождественского персонажа Дед Мороз впервые выступил в 1910 году, однако особой популярности не приобрел. Традиционным новогодним персонажем он стал лишь во второй половине 30-х годов, когда в СССР начали проводить елки для детей. Постепенно сложился и его внешний облик – длинная седая борода, красная или синяя шуба до пят, подпоясанная широким кушаком, высокая шапка, рукавицы и валенки. В руках у Деда Мороза посох и мешок с подарками. Обычно он ездит на санях, запряженных тройкой лошадей. Немного позднее дедушка обзавелся и внучкой – красавицей Снегурочкой.

Связанная статья

Дед Мороз – любимый и привычный персонаж новогодних праздников. Это добрый с бородой и большим мешком подарков. Облачен в шубу синего, голубого, красного или белого цвета.

Кто же такой Дед Мороз?

Истоки значения этого персонажа теряются в глубине веков, однако изначально «добрый Дедушка Мороз» добрым не был. Среди языческих раннеславянских божеств был покровитель стужи и холода. Тогда дары было принято приносить ему, чтобы он уберег людей от морозов, даровал хорошую погоду.

В фольклоре и старинных сказках встречается Морозко или Дед Студенец. Подарков он тоже не дарил, но был могущественным и справедливым персонажем.

Современная интерпретация новогоднего дарителя относится к Святому Николаю. 19 декабря дети привыкли получать сладости к этому празднику. Николай был легендарной личностью – жил на территории Средиземноморья, происходил из зажиточной семьи. Он всегда помогал бедным, а после смерти был канонизирован. Согласно легенде, он подбросил в мешочек золота в дымоход одного дома, там жила семья, которая просто погибала от бедности. Утром дети нашли золото , которые сохли возле печи.

Позже появился западный рождественский персонаж – Санта-Клаус. Его прототипом в разных мифологиях являлись гномы, лесные эльфы. Версия с дымоходом и подарками популярна на Западе – Санта-Клаус стал своеобразным маркетинговым ходом в 30-е годы ХХ века. Это был новый символ счастливого времени.

Историки связывают появления образа щедрого дарителя с окончанием Великой депрессии – необходимо было поднять настроение народа, сделать праздник по-настоящему радостным.

Дед Мороз в России

Все начиналось с Дедушки Николая, который дарил подарки и сладости детям. В ХIX веке, во времена царствования Александра Николаевича, фигурировал сказочный Морозко и Старый Рупрехт или Дедушка Рупрехт. Последний персонаж имел немецкое . Именно в XIX веке покровитель зимы и перестал быть страшным, он превратился в щедрого и доброго волшебника.

В 20-е годы прошлого столетия Дед Мороз и елка, как символ новогоднего торжества, были под запретом, как идеологически вредные. Привычные символы праздника вернулись в 1935 году, а еще через 2 года к Дедушке Морозу присоединилась Снегурочка.

Доброжелательный персонаж полюбился не только детям, но и взрослым. Современному Дедушке Морозу пишут письма, просят о подарках или исполнении желаний. Эта традиция появилась на отечественных территориях в 50-60 годы ХХ века.

Дед Мороз – собирательный образ, и, скорее, искусственно созданный, чем имеющий определенные мифологические корни. Однако, традиция дарить подарки связывает его, как и Санта-Клауса, со Святым Николаем.

Видео по теме