2.1. Концертно-зрелищные учреждения культуры . Они включают в себя театры, концертные организации, спортивно- зрелищные комплексы, цирки, кино и, главным образом, ориентированы на демонстрацию, трансляцию образцов, ценностей культуры, т.е. на актуализацию культурного фонда, на введение в оборот таких ценностей, образцов, норм, их репродуцирование и внесение инноваций в имеющийся культурный фонд, в том числе в фонд художественной культуры. Все они не существуют вне аудитории, вне непосредственного контакта с ней. исключение составляет кино, где такой контакт опосредован техническими средствами, позволяющими тиражировать творческий результат (кинофильм). Это делает массово доступной кинопродукцию, в то время, как театр, спектакль, концерт, спорт, зрелище, и т.д. представляют собой индивидуальные события.
По отношению к обществу эти учреждения выполняют социализирующую роль , приобщая людей к ценностям, нормам не только художественным, но и нравственным, политическим и пр., предъявляя им образцы, эталоны социально-значимых ситуаций. Не случайно в России во все времена большое социальное значение придавали театру как «учителю жизни», способному воздействовать на ум и сердце человека. На героев пьес и фильмов нередко смотрят как на образец.
Важна и консолидирующая роль учреждений этого типа, объединяющих определенные категории людей на основе общих интересов. Таковы группы, сообщества, даже клубы любителей театра, поклонников каких-либо артистов, спортивных болельщиков.
Блок функций, ориентированный на активность личности, занимает в целом более скромное место. Они в значительной степени осознаются и декларируются как удовлетворение разнообразных вкусов разных групп населения.
2.2. Музеи - это научно-исследовательские и научно- просветительные учреждения. Музеи, в основном, реализуют два блока функций: блок функций, ориентированный на актуализацию культурных ценностей – создание, расширение музейных фондов, коллекций, их фиксация, изучение; экспонирование музейных предметов и пр. материалов; блок функций социализации личности
Образование. просвещение разных социальных групп, формирование эталонных культурных сред Социальные функции выполняются специфически музейными средствами. где первостепенную роль играет музейный предмет , т.е. распространяются, транслируются эталонные образцы, связанные с историческим прошлым и настоящим национальной и мировой культуры.
Музеефикация охватывает различные сферы культуры искусство, историю стран и народов, производственную, бытовую деятельность, природную и искусственную среду
Меньше места в функционировании музея занимает комплекс задач, связанный с личностными проблемами - самореализацией, самообразованием, культурной самодеятельностью и т.п.
2.3. Библиотеки массовые и специализированные. Это самостоятельные учреждения культуры, где собираются, хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка, распространение, организация использования в обществе. Таким образом, библиотеки способствуют актуализации культурного потенциала Библиотеки являются научно-информационными, культурно-просветительными учреждениями Они являются связующим звеном в системе «книга - читатель», что в реальном функционировании специалисты нередко ставят на первый план. Это относится главным образом к массовым публичным библиотекам, которые не несут так называемой мемориальной функции, т.е. не хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинных, уникальных документов и т.п. Для таких библиотек основным являются не книжные фонды как таковые, а их использование читателем. Отсюда большая значимость блока функций социализации, направленных на образование читателей, формирование у них навыков работы с печатными изданиями, периодикой, разнообразное информирование. Личностный, функциональный блок как бы отодвинут на второй план Это - создание условий лля саморазвития человека, его самообразования.
Соотношение функциональных блоков подвижно и зависит не только от типа библиотеки, но и от конкретной социо-культурной ситуации, качества социальной среды.
2.4. Парк культуры . Отличается от других учреждений тем, что его функции связаны с природной основой, природной средой На этой основе формируется его ориентация на личностные и социализационные функции Это прежде всего рекреационно-оздоровительное направление, т.е. активный, оздоровительно-развлекающий, развивающий отдых, индивидуальный и групповой, связанный с процессами социальной интеграции, налаживания социальных связей (гуляния, спортивные и пр игры, праздники). Социализирующие функции должны быть вплетены в рекреационные процессы Они осуществляются через включенность человека в парковую среду, ландшафт, парковую архитектуру.
Функция социализации ценностного культурного фонда несколько уступает первым двум функциональным направлениям, хотя парк как природно-культурное образование позволяет кумулировать и транслировать культурный опыт, активизирует заботы человека о природных объектах, формирует адекватное его поведение в природной среде.
2.5. Клубные учреждения. Клубные учреждения в отличие от других культурно-досуговых учреждений являются в первую очередь социальными учреждениями. Это означает, что их деятельность должна решать прежде всего социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели образа жизни.
Клуб необходимо рассматривать с двух позиций:
Как клубное учреждение, подведомственное Министерству культуры, профсоюзам, другим ведомствам или организациям, являющееся инструментом государственной политики и живущее по установленным государством правовым нормам;
Как некоторый социальный институт «добровольное объединение людей в целях общения, связанного с различными интересами» (согласно определению, данному в Энциклопедическом словаре).
Диапазон этих интересов достаточно обширен - от совместных развлечений до коллективного решения серьезных социально-политических проблем. Клуб, «клубность» - в данном случае определяются не по формам ведомственной принадлежности - это особый способ общения, взаимоотношений людей, даже больше - определенный образ их жизни. Необходимо отметить, что клубные общности как институт социальной активности населения не были в полной мере реализованы ни на одном этапе существования нашего общества. Обращение к клубной проблематике показывает, что сегодня происходит переосмысление традиционных функций культуры в обществе. Теперь это не идеологическое воспитание и культурное обслуживание, а создание условий для нормальной жизнедеятельности человека. Изменил свое содержание в связи с этим и культурный досуг, который стал одним их механизмов социальной стабилизации и адаптации. В досуговом пространстве теперь значительно активнее чем раньше, идет формирование социальной и культурной сферы, защищающей человека. Компенсаторная функция клубного коллектива всегда играла немаловажную роль, так как клуб представляет собой дополнительное пространство для самореализации и развития, релаксации и восстановления. Поэтому сегодня можно говорить об усилении роли клуба как средства способного ослабить остроту социальной напряженности, помочь адаптироваться в новых экономических и политических условиях, способствовать психологической релаксации.
Для выполнения этих функций необходимы новые виды социально-культурной деятельности - индивидуальной и групповой, основанные на осознании социальной ценности досуга как пространства самоактуализации личности, не менее важной, чем профессиональная деятельность, и способствующий социальной интеграции людей.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что ведущее место в функционировании клубного учреждения занимает комплекс задач, связанный с проблемами культурной самореализации, проявления социальной активности и инициативы личности, культурная самодеятельность и рекреация.
Записки путешественников, летописи, воспомина-ния участников войны и многие другие свидетельства прошлого содержатся в книгах. Книги бывают рукопис-ными и печатными. Они представляют для историка большую ценность . Нет такого исследователя прошло-го, который не обращался бы в библиотеку. В переводе с греческого «библион» — книга, «тека» — хранилище, то есть это слово означает «книгохранилище».
Изучение источников помогает историкам увидеть, как жили люди в прошлом. Для этого сначала надо со-брать исторические материалы, а затем тщательно проверить их достоверность.
Картинки (фото, рисунки)
Хранение документов в архиве
Государственный исторический музей. Россия, г. Москва
Дом-музей А.П. Чехова. Россия, г. Таганрог
Художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф». Россия, близ г. Санкт-Петербурга
Национальный музей. Чехия, г. Прага
Художественно-исторический музей. Австрия, г. Вена
Галерея Уффици. Италия, г. Флоренция
Национальная галерея. Великобритания, г. Лондон
Дворик Британского музея, г. Лондон
Лувр. Франция, г. Париж
В зале Лувра
Музей под открытым небом. Италия, г. Рим
Экспонаты Капитолийского музея. Италия, г. Рим
Каирский музей. Египет
В зале Каирского музея
Летний императорский дворец. Китай, г. Шанхай
Экспонаты музея Шикумэнь. Китай, г. Шанхай
Национальный музей антропологии. Модель древнего города Теночтитлана, находившегося на месте современного города Мехико. Мексика, г. Мехико
Экспонаты национального музея антропологии. Мексика, г. Мехико
Национальный музей Республики Тыва. Россия, г. Кызыл
Экспонаты Мемориального музея космонавтики. Россия, г. Москва
В залах Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Россия, г. Москва
Музей истории железнодорожной техники Московской железной дороги. Россия, г. Москва
Государственный музей оружия. Россия, г. Тула
В зале Государственного музея оружия
Арабский ботанический атлас. XV в. Библиотека Принстонского университета. США
Библиотека Британского музея, г. Лондон
Страница рукописной книги. XV в. Британская библиотека
Служебник. XV в. Британская библиотека
Библиотека Хосе Васконселоса. Мексика, г. Мехико
Библиотека Страхова монастыря. Чехия, г. Прага
Национальная библиотека Франции, г. Париж
Библиотека Конгресса США, г. Вашингтон
Внаучной литературе и культурной практике существуют различные подходы при изучении учреждений культуры. Нередко их рассматривают согласно экономически ориентированной схеме: производство - распределение - потребление К ней примыкает такая достаточно распространенная схема информационного характера: создание - хранение - передача -восприятие тех или иных культурных образцов. Названные подходы получили достаточно широкое распространение в практике управления учреждениями культуры.
Согласно данным схемам на одном полюсе оказывается Субъект культурной деятельности, создающий культурные объекты, - на другом - объект (аудитория), воспринимающая культурные ценности. Между ними находятся различные каналы передачи культурной информации, т.е. органы, организации, учреждения и пр., при посредстве которых субъект воздействует на объект.
Технические средства, новые технологии, такие как звукозаписывающая, звукопроизводящая, кино, видеоаппаратура, компьютерная техника и т.д. служат вспомогательными средствами улучшающими движение информации от субъекта к объекту.
Названные подходы правомерны, поскольку они отражают важные моменты культурного процесса, но имеют определенные ограничения. Далеко не все в культуре может быть описано в терминах создания - освоения. Прежде всего это относится к деятельности таких учреждений культуры как клубные учреждения, досуговые центры, социально-культурные объединения, парки и др.; их функционирование основано на активной социально-культурной деятельности посетителей, такие з"чреждения не являются «пассивными» каналами трансляции, а создают условия для проявления и организации культурной активности индивидов, социальных групп, выступающих здесь как субъекты деятельности.
С культуролого-социологической точки зрения целесообразно рассматривать учреждения культуры с позиции их социальных функций.
Под социальными функциями учреждений культуры понимается деятельность по ряду направлений, представляющих совокупность социально- значимых проблем и задач, решаемых с помощью учреждений культуры в обществе или в отдельных его сферах.
Можно выделить три блока социальных функций, которые выполняют учреждения культуры.
Первый блок функций - это вклад учреждений культуры в сохранение имеющегося культурного фонда, передача, создание новых культурных образцов, ценностей, норм, а также актуализация, введение их в оборот в массовом масштабе.
Второй блок функций - роль учреждений культуры в социализации членов общества: их приобщение к существующим в культуре нормативно-ценностным системам; формирование навыков и норм обращения с культурными ценностями, развитие способностей и т.д.
Третий блок функций - возможности учреждений культуры по отношению к личности. Это создание условий для развития, самореализации, развлечения, эмоциональной разрядки. В деятельности всех учреждений культуры так или иначе обнаруживается каждый из таких функциональных блоков. Однако для учреждений культуры разного типа могут быть характерны и разные функциональные доминанты. В силу причин и обстоятельств, профиля деятельности учреждения, те или иные функции выходят на первое место.
Типы учреждений культуры
2.1. Концертно-зрелищные учреждения культуры . Они включают в себя театры, концертные организации, спортивно- зрелищные комплексы, цирки, кино и, главным образом, ориентированы на демонстрацию, трансляцию образцов, ценностей культуры, т.е. на актуализацию культурного фонда, на введение в оборот таких ценностей, образцов, норм, их репродуцирование и внесение инноваций в имеющийся культурный фонд, в том числе в фонд художественной культуры. Все они не существуют вне аудитории, вне непосредственного контакта с ней. исключение составляет кино, где такой контакт опосредован техническими средствами, позволяющими тиражировать творческий результат (кинофильм). Это делает массово доступной кинопродукцию, в то время, как театр, спектакль, концерт, спорт, зрелище, и т.д. представляют собой индивидуальные события.
По отношению к обществу эти учреждения выполняют социализирующую роль , приобщая людей к ценностям, нормам не только художественным, но и нравственным, политическим и пр., предъявляя им образцы, эталоны социально-значимых ситуаций. Не случайно в России во все времена большое социальное значение придавали театру как «учителю жизни», способному воздействовать на ум и сердце человека. На героев пьес и фильмов нередко смотрят как на образец.
Важна и консолидирующая роль учреждений этого типа, объединяющих определенные категории людей на основе общих интересов. Таковы группы, сообщества, даже клубы любителей театра, поклонников каких-либо артистов, спортивных болельщиков.
Блок функций, ориентированный на активность личности, занимает в целом более скромное место. Они в значительной степени осознаются и декларируются как удовлетворение разнообразных вкусов разных групп населения.
2.2. Музеи - это научно-исследовательские и научно- просветительные учреждения. Музеи, в основном, реализуют два блока функций: блок функций, ориентированный на актуализацию культурных ценностей – создание, расширение музейных фондов, коллекций, их фиксация, изучение; экспонирование музейных предметов и пр. материалов; блок функций социализации личности
Образование. просвещение разных социальных групп, формирование эталонных культурных сред Социальные функции выполняются специфически музейными средствами. где первостепенную роль играет музейный предмет , т.е. распространяются, транслируются эталонные образцы, связанные с историческим прошлым и настоящим национальной и мировой культуры.
Музеефикация охватывает различные сферы культуры искусство, историю стран и народов, производственную, бытовую деятельность, природную и искусственную среду
Меньше места в функционировании музея занимает комплекс задач, связанный с личностными проблемами - самореализацией, самообразованием, культурной самодеятельностью и т.п.
2.3. Библиотеки массовые и специализированные. Это самостоятельные учреждения культуры, где собираются, хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка, распространение, организация использования в обществе. Таким образом, библиотеки способствуют актуализации культурного потенциала Библиотеки являются научно-информационными, культурно-просветительными учреждениями Они являются связующим звеном в системе «книга - читатель», что в реальном функционировании специалисты нередко ставят на первый план. Это относится главным образом к массовым публичным библиотекам, которые не несут так называемой мемориальной функции, т.е. не хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинных, уникальных документов и т.п. Для таких библиотек основным являются не книжные фонды как таковые, а их использование читателем. Отсюда большая значимость блока функций социализации, направленных на образование читателей, формирование у них навыков работы с печатными изданиями, периодикой, разнообразное информирование. Личностный, функциональный блок как бы отодвинут на второй план Это - создание условий лля саморазвития человека, его самообразования.
Соотношение функциональных блоков подвижно и зависит не только от типа библиотеки, но и от конкретной социо-культурной ситуации, качества социальной среды.
2.4. Парк культуры . Отличается от других учреждений тем, что его функции связаны с природной основой, природной средой На этой основе формируется его ориентация на личностные и социализационные функции Это прежде всего рекреационно-оздоровительное направление, т.е. активный, оздоровительно-развлекающий, развивающий отдых, индивидуальный и групповой, связанный с процессами социальной интеграции, налаживания социальных связей (гуляния, спортивные и пр игры, праздники). Социализирующие функции должны быть вплетены в рекреационные процессы Они осуществляются через включенность человека в парковую среду, ландшафт, парковую архитектуру.
Функция социализации ценностного культурного фонда несколько уступает первым двум функциональным направлениям, хотя парк как природно-культурное образование позволяет кумулировать и транслировать культурный опыт, активизирует заботы человека о природных объектах, формирует адекватное его поведение в природной среде.
2.5. Клубные учреждения. Клубные учреждения в отличие от других культурно-досуговых учреждений являются в первую очередь социальными учреждениями. Это означает, что их деятельность должна решать прежде всего социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели образа жизни.
Клуб необходимо рассматривать с двух позиций:
Как клубное учреждение, подведомственное Министерству культуры, профсоюзам, другим ведомствам или организациям, являющееся инструментом государственной политики и живущее по установленным государством правовым нормам;
Как некоторый социальный институт «добровольное объединение людей в целях общения, связанного с различными интересами» (согласно определению, данному в Энциклопедическом словаре).
Диапазон этих интересов достаточно обширен - от совместных развлечений до коллективного решения серьезных социально-политических проблем. Клуб, «клубность» - в данном случае определяются не по формам ведомственной принадлежности - это особый способ общения, взаимоотношений людей, даже больше - определенный образ их жизни. Необходимо отметить, что клубные общности как институт социальной активности населения не были в полной мере реализованы ни на одном этапе существования нашего общества. Обращение к клубной проблематике показывает, что сегодня происходит переосмысление традиционных функций культуры в обществе. Теперь это не идеологическое воспитание и культурное обслуживание, а создание условий для нормальной жизнедеятельности человека. Изменил свое содержание в связи с этим и культурный досуг, который стал одним их механизмов социальной стабилизации и адаптации. В досуговом пространстве теперь значительно активнее чем раньше, идет формирование социальной и культурной сферы, защищающей человека. Компенсаторная функция клубного коллектива всегда играла немаловажную роль, так как клуб представляет собой дополнительное пространство для самореализации и развития, релаксации и восстановления. Поэтому сегодня можно говорить об усилении роли клуба как средства способного ослабить остроту социальной напряженности, помочь адаптироваться в новых экономических и политических условиях, способствовать психологической релаксации.
Для выполнения этих функций необходимы новые виды социально-культурной деятельности - индивидуальной и групповой, основанные на осознании социальной ценности досуга как пространства самоактуализации личности, не менее важной, чем профессиональная деятельность, и способствующий социальной интеграции людей.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что ведущее место в функционировании клубного учреждения занимает комплекс задач, связанный с проблемами культурной самореализации, проявления социальной активности и инициативы личности, культурная самодеятельность и рекреация.
Учреждения делятся на: Бюджетные, Внебюджетные (самоокупаемые, хозрасчетные)
Типы учреждений:
1 тип Клубные учреждения
Сельский – городской – ведомственный - по месту жительства (клуб юного техника) и т.д. - дом культуры
Дворец культуры
2 тип Театрально – зрелищные учреждения
Театр всех видов – Кинотеатры - Цирковое искусство - Концертные залы, площадки, организации
3 тип Музеи
Отраслевые - мемориальные – краеведческие - музеи-заповедники - музеи-усадьбы (ясная поляна)
Галереи- военно-патриотические музеи (Куликово поле)- музеи диковинок (кунскамеры) и т.д.
4 тип Библиотечные учреждения
Территориальное деление (районная, городская, российская и т.д.) - отраслевое деление (иностранной литры, педагогической литры, медицинской литры) - учебное деление (школьная, училищ, ВУЗов) - демографическое деление (детская, юношеская, для пенсионеров и т.д.)
5 тип Парки культуры и отдыха
Городские ПКиО- центральные ПКиО - сады- скверы
Появляются новые типы учреждений культуры.
· 2 Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
o 2.1 Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре
o 2.2 Статья 2. Законодательство Российской Федерации о культуре
o 2.3 Статья 3. Основные понятия
o 2.4 Статья 4. Область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре
o 2.5 Статья 5. Суверенитет Российской Федерации в области культуры
o 2.6 Статья 6. Равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры
o 2.7 Статья 7. Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития
· 3 Раздел II. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
· 4 Раздел III. ПРАВА И СВОБОДЫ HАРОДОВ И ИНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
· 5 Раздел IV. НАЦИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 6 Раздел V. ПОЛОЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
· 7 Раздел VI. ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
· 8 Раздел VII. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
· 9 Раздел VIII. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
· 10 Раздел IX. КУЛЬТУРНЫЕ ОБМЕНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ
· 11 Раздел Х. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КУЛЬТУРЕ
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Культура России (2006 - 2010 годы)"
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего правового акта) - распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 1432-р
Государственный заказчик -координатор - Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Государственные заказчики - Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное агентство
Основные разработчики Программы - Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное агентство
Цели Программы - сохранение культурного наследия Российской Федерации; формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан; создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации; интеграция в мировой культурный процесс; обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям
Задачи Программы - обеспечение сохранности историко-культурного наследия; сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований; адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества; обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности; обеспечение культурного обмена; разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры; поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок; обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций; модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - обеспечение сохранности объектов культурного наследия Российской Федерации, в том числе недвижимых памятников истории и культуры, музейных ценностей, библиотечных фондов и архивных документов:
Увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения до 33,5 процента;
Увеличение доли отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории до 3 процентов;
Увеличение доли архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных документов до 21 процента;
Укрепление единого культурного пространства, культурных связей между регионами, обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан:
Увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда до 15 процентов;
Увеличение количества посещений музеев;
Увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных;
Увеличение показателя средней книгообеспеченности;
Увеличение количества творческих дебютов и новаторских проектов в отрасли (увеличение доли новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств до 18 процентов);
Укрепление позиций отечественного кинематографа на российском и мировом рынке (увеличение доли национальных фильмов в общем объеме проката до 22 процентов);
Укрепление влияния российской культуры на мировой культурный процесс, укрепление мировых культурных связей, использование опыта зарубежных стран в развитии отечественной культуры (увеличение количества российских культурных акций, проведенных за рубежом, по сравнению с предыдущим годом, до 1,15 процента в 2010 году)
Перечень мероприятий Программы
В 2006 - 2010 годах должен быть проведен комплекс ремонтно-реставрационных работ на 300 объектах культурного наследия федерального значения, среди которых Нижегородский кремль, Астраханский кремль, Лефортовский дворец в г. Москве, Дворец наместника в г. Тобольске, здание Арсенала в г. Челябинске, усадьба Остафьево, объекты Литературного музея, государственного музея-заповедника "Гатчина" и государственного музея-заповедника "Павловск", Гостиный двор в г. Архангельске, Суздальский кремль, Путевой дворец в г. Твери и другие.
В течение 2006 - 2010 годов в ходе реализации Программы будут созданы дополнительные возможности для активизации культурного обмена, повышения доступности искусства, обеспечения социально значимой литературой жителей различных регионов страны.
Мероприятия, проводимые в рамках Программы, предполагают развитие отечественного кинематографа. Предусматривается создание более 80 игровых, 1100 частей неигровых и 30 мультипликационных фильмов.
Ресурсы Программы должны быть направлены на преодоление отставания музеев, библиотек и архивов России в использовании современных информационных технологий, создании произведений культуры на электронных носителях, обеспечении безопасности их хранения.
Важным для библиотек и архивов России сегодня является перевод информационных ресурсов с бумажных на электронные носители, развитие систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей.
Предполагается дальнейшее развитие сети региональных и межрегиональных центров консервации документов, формирование системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации.
Реализация Программы позволит продолжить формирование базы данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации и обеспечить ежегодное введение в него более 1,5 млн. записей. Возрастет количество музеев, имеющих доступ к Интернету. Будет осуществляться реставрация музейных предметов, уникальных и особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации.