Литературно-исторические заметки юного техника. Максим Горький — биография (кратко самое важное)

Биография Максима Горького изложена в его произведениях: «Детство», «В людях», «Мои университеты», вернее, начало его жизни. Максим Горький – это псевдоним выдающегося русского писателя, драматурга Алексея Максимовича Пешкова. В его творческой биографии был еще один псевдоним: Иегудиил Хламида.

Талант-самородок был пять раз награжден Нобелевской премией по литературе. Обычно его называют пролетарским, революционным писателем за его борьбу с самодержавием. Биография Максима Горького была не из легких. Об этом пойдет речь в данной статье.

Максим Горький родился в 1868 году. Его биография началась в Нижнем Новгороде. Его дед по линии матери – Каширин — был разжалованным офицером по причине жесткого обращения со своими подчиненными. После возвращения из ссылки он стал мещанином, содержал красильную мастерскую. Его дочь вышла замуж за столяра и уехала с мужем в Астрахань. Там у них родились двое детей.

Старший из них – Алеша заболел холерой в четыре года. Поскольку мать была беременна вторым ребенком, отец ухаживал за больным ребенком и заразился от него. Вскоре он умер, а мальчик пошел на поправку. От переживаний мать родила раньше срока. Она решила вместе с детьми вернуться в родительский дом. По дороге умер ее младший ребенок.

Они поселились в доме ее отца в Нижнем Новгороде. Сейчас там находится музей – домик Каширина. Сохранилась обстановка и мебель тех лет, даже розги, которыми дед порол Алешу. Он был жесткого, вспыльчивого характера и мог высечь в гневе, кого попало, даже маленького внука.

Максим Горький получил домашнее образование.Читать его научила мама, а дед выучил церковной грамоте. Несмотря на свою вспыльчивость, дед был очень набожным человеком. Часто посещал церковь и водил туда внука, обычно против его воли, насильно. Так в маленьком Алеше зародилось отрицательное отношение к религии, а также дух противления, который потом перерастет в революционное направление в его произведениях.

Однажды мальчик отомстил деду, изрезав ножницами его любимое «Жития святых». За что, конечно, получил, как следует.

Недолго Максим посещал приходскую школу. Но из-за болезни вынужден был прекратить обучение в ней. Максим Горький также учился в слободском училище два года. Вот, пожалуй, и все его образование. Он всю жизнь писал с ошибками, которые исправляла потом его жена – корректор по специальности.

Мама Алеши вышла замуж второй раз и переехала к мужу, забрав с собой сына. Но отношения у него с отчимом не сложились. Однажды Алеша увидел, как он бьет его мать. Мальчик набросился на отчима и поколотил его. Пришлось после этого сбежать к деду, что было, конечно, не лучшим вариантом.

Долгое время школой жизни для Алеши была улица, где у него появилось прозвище «Башлык». Он некоторое время воровал дрова, чтобы протопить дом, продукты, искал на свалке тряпье. После того, как его одноклассники нажаловались учителю, что с ним невозможно сидеть рядом по причине плохого запаха, исходящего от него, Максим Горький обиделся и больше не приходил в училище. Среднее образование он так и не получил.

Юношеские годы

Вскоре мама Алексея заболела чехоткой и умерла. Оставшись сиротой, Алеша вынужден был зарабатывать себе на жизнь. Дед к тому времени совсем разорился. Хорошо об этом времени пишет сам Горький: «…дед сказал мне:

— Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…

И пошёл я в люди.» Так заканчивается повесть «Детство». Начинается взрослый, самостоятельный период биографии Максима Горького. А было ему тогда всего одиннадцать лет!

Алексей работал в разных местах: в лавке подсобником, поваром, на пароходе посудником, в иконописной мастерской подмастерьем.

Когда ему было шестнадцать лет, он решил попробовать поступить в Казанский университет. Но, к великому его сожалению, получил отказ. Во-первых, туда не принимали малоимущих, а во-вторых, у него не было даже аттестата.

Тогда Алексей пошел работать на пристань. Там он познакомился с революционно настроенной молодежью, стал посещать их кружки, читать марксистскую литературу.

Когда юноша работал в булочной, то познакомился с народником Деренковым. Он отправлял доход от продажи изделий на поддержание народного движения.

В 87-м году умерли бабушка и дед Алексея. Он очень любил бабушку, которая часто защищала его от вспышек гнева деда, рассказывала ему сказки. На ее могиле в Нижнем Новгороде поставлен памятник, изображающий ее, рассказывающей сказку любимому внуку Алеше.

Юноша очень переживал ее смерть. У него развилась депрессия, в припадке которой он предпринял попытку самоубийства. Алексей выстрелил себе в грудь из ружья. Но сторож успел вызвать медицинскую помощь. Несчастного отвезли в больницу, где срочно прооперировали. Он остался жить, но последствия этого ранения станут причиной его пожизненной болезни легких.

Позже, в больнице, Алексей совершил еще одну попытку самоубийства. Он выпил яду из медицинского сосуда. Его опять успели откачать, промыв желудок. Тут пришлось психиатрам осмотреть юношу. Было найдено множество психических расстройств, которые позже отвергались. За попытки самоубийства Алексея отлучили от церковного общения на четыре года.

В 88-м году Алексей вместе другими революционерами уезжает в Красновидово для ведения революционной пропаганды. Он вступает в кружок Федосеева, за что его арестовывают. С этого момента за ним начинает следить полиция. В то время он был батраком, работал сторожем на станции, затем переехал на Каспийское море, где стал работать среди прочих рыболовов.

В 89-м году он написал прошение в стихах с целью перевода его в Борисоглебск. Потом работал на станции Крутая. Здесь Алексей впервые влюбился в дочь начальника станции. Чувство его было так сильно, что он решился на предложение руки и сердца. Ему, конечно же, был дан отказ. Но девушку он помнил всю жизнь.

Алексей был увлечен идеями Льва Толстого. Он даже отправился к нему в Ясную поляну. Но жена писателя велела прогнать ходока.

Начало творческой карьеры

В 89-м году Максим Горький познакомился с писателем Короленко и рискнул показать ему свое произведение. Начало творческой биографии было весьма неудачным. Писатель раскритиковал его «Песнь старого дуба». Но молодой человек не отчаялся и продолжал писать.

В этом году Пешков попадает в тюрьму за участие в революционном движении молодежи. Выйдя из заточения, он решает отправиться в путешествие по Руси-матушке. Он посетил Поволжье, Крым, Кавказ, Украину (где попал в больницу). Ездил, что сейчас называется «автостопом» — на попутных обозах, шел много пешком, забирался в пустые товарные вагоны. Молодому романтику нравилась такая свободная жизнь. Возможность посмотреть мир и ощутить счастье вольности – все это легко в основу произведений начинающего писателя.

Тогда родилась рукопись «Макара Чудра». В Грузии Пешков познакомился с революционером Калюжным. Он напечатал это произведение в газете. Тогда родился псевдоним – Максим Горький. Максим — в честь его отца, а Горький – потому что горечь присутствовала постоянно в его биографии.

Его произведения стали охотно печатать в газетах и журналах. Вскоре все заговорили о новом таланте. К тому времени он уже остепенился и вступил в брак.

Всплеск известности

В 98-м году были напечатаны два тома произведений писателя. Они принесли ему не только большую славу, но и беду. Горького арестовали за революционные взгляды и посадили в замок в столице Грузии.

После освобождения писатель поселяется в Санкт-Петербурге. Там были созданы им лучшие произведения: «Песня о буревестнике», «На дне», «Мещане», «Трое» и другие. В 1902 году его избирают почетным академиком императорской Академии наук. Сам император высоко оценил творчество писателя, несмотря на его борьбу с самодержавием. Его острый, прямой язык, смелость, вольность, гениальность мысли, присутствовавшая в произведениях, никого не могли оставить равнодушным. Талант был явным.

В тот период Горький продолжает принимать участие в революционном движении, посещает кружки, распространяет марксистскую литературу. Словно уроки прошлых арестов не оказали на него никакое влияние. Такая смелость просто выводила из себя полицию.

Теперь известный писатель уже свободно общался с кумиром юности Львом Толстым. Они беседовали подолгу в Ясной Поляне. Познакомился он также с другими писателями: Куприным, Буниным и другими.

В 1902 году Горький вместе с семьей, в которой было уже двое детей, переселяется в Нижний Новгород. Он снимает просторный дом в центре города. Сейчас там находится музей. Эта квартира была пристанищем для творческих людей того времени. В ней собирались и подолгу общались, обмениваясь новыми произведениями, такие известности, как: Чехов, Толстой, Станиславский, Андреев, Бунин, Репин и, конечно же, его друг – Федор Шаляпин. Он играл на рояле и пел музыкальные произведения.

Здесь он закончил «На дне», написал «Мать», «Человек», «Дачники». У него неплохо получалась не только проза, но и стихи. Но некоторые из них, например «Песнь о буревестнике», написаны, как известно, белым стихом. Революционный, гордый дух, призыв к борьбе присутствуют почти во всех его произведениях.

Последние годы

В 1904 году Горький вступил в РСДРП, в следующем году познакомился с Лениным. Писателя вновь арестовывают и сажают в Петропавловскую крепость. Но вскоре под давлением общественности его освободили. В 1906 году Горький вынужден был покинуть страну, и стал политическим эмигрантом.

Он жил сначала в США. Затем из-за долго мучившей его тяжелой болезни (туберкулез) поселился в Италии. Везде он вел революционную пропаганду. Обеспокоенные власти рекомендовали ему поселиться на острове Капри, где он жил около семи лет.

На крыше здания редакции газеты «Известия»

Здесь его посещали многие русские писатели и революционеры. Раз в неделю в его вилле даже устраивался семинар для начинающих литераторов.

Здесь Горький написал свои «Сказки об Италии». В 12-м году он выезжал в Париж, где общался с Лениным.

В 13-м году Горький вернулся в Россию. Он поселился в Питере на пять лет. В его просторном доме находили прибежище родственники, знакомые. Однажды женщина по имени Мария Будберг, принесла ему бумаги на подпись и упала в голодный обморок. Горький накормил ее и оставил в своем доме. Позже она станет его любовницей.

С писателем Роменом Ролланом

Горький, который вел активную революционную деятельность, как ни странно отрицательно отнесся к октябрьскому перевороту в стране. Он был поражен жестокостью революции, ходатайствовал за арестованных белых. После покушения на Ленина Горький отправил ему сочувственную телеграмму.

В 21-м году Горький снова покидает Родину. По одной версии причиной этому послужило ухудшение здоровья, по другой – несогласие с политикой в стране.

В 28-м году писателя пригласили в СССР. Пять недель он путешествовал по стране, потом вернулся обратно в Италию. А в 33-м году приехал на родину, где жил уже до самой смерти.

В последние годы жизни им создана книга «Жизнь Клима Самгина», поражающая своей жизненной философией.

В 34-м году Горький проводит Первый съезд Союза писателей СССР.

Последние годы он жил в Крыму. В 36-м году Горький посетил больных внуков в Москве. Видимо, он заразился от них или простудился по дороге. Но состояние его здоровья резко ухудшилось. Писатель слег, было понятно, что он уже не выздоровеет.

Умирающего Горького посетил Сталин. Умер писатель 18 июня. При вскрытии оказалось, что легкие его были в ужасном состоянии.

Гроб писателя несли Молотов и Сталин. Обе жены Горького шли за гробом. Город Нижний Новгород, в котором родился писатель, с 32-го года носил его имя по 1990-й год.

Личная жизнь

Горький обладал всегда завидной мужской силой, по сохранившимся сведениям, несмотря на свою хроническую болезнь.

Первый неофициальный брак писателя был с акушеркой Ольгой Каменской. Ее мать, тоже акушерка, принимала роды у матери Пешкова. Ему казалось интересным, что теща помогла ему появиться на свет. Но с Ольгой они прожили недолго. Горький ушел от нее после того, как она заснула при чтении автором «Старухи Изергиль».

В 96-м году Алексей повенчался с Екатериной Волжиной. Она была единственной официальной женой писателя. У них родились двое детей: Екатерина и Максим. Катя вскоре умерла. Сын умер на два года раньше Горького.

В 1903 году он сошелся с актрисой Марией Андреевой, которая ради него бросила мужа и двоих детей. Он жил с ней до самой смерти. Причем развода с первой женой Горького так и не было.

Настоящее имя — Пешков Алексей Максимович (1868), прозаик, драматург, публицист.

Родился в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика, после смерти отца жил в семье деда В. Каширина, владельца красильного заведения.

В одиннадцать лет, став круглым сиротой, начинает работать, сменив многих "хозяев": посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др. Только чтение книг спасало от отчаяния беспросветной жизни.

В 1884 приехал в Казань, чтобы осуществить свою мечту — учиться в университете, но очень скоро понял всю нереальность такого плана. Начал работать. Позже Горький напишет: "Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде". В свои 16 лет он уже многое знал о жизни, но четыре года, проведенных в Казани, сформировали его личность, определили его путь. Начал вести пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян (с народником М. Ромасем в селе Красновидово). С 1888 начались странствия Горького по России с целью лучше узнать ее и ближе познакомиться с жизнью народа.

Прошел Горький через донские степи, по Украине, до Дуная, оттуда — через Крым и Северный Кавказ — в Тифлис, где провел год, работая молотобойцем, затем конторщиком в железнодорожных мастерских, общаясь с революционными деятелями и участвуя в нелегальных кружках. В это время он написал свой первый рассказ — "Макар Чудра", опубликованный в тифлисской газете, и поэму "Девушка и смерть" (напечатан в 1917).

С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, занялся литературным трудом, публикуясь в поволжских газетах. С 1895 рассказы Горького появляются в столичных журналах, в "Самарской газете" стал известен как фельетонист, выступая под псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1898 вышли в свет "Очерки и рассказы" Горького, сделавшие его широко известным в России. Много трудится, быстро вырастая в большого художника, новатора, способного повести за собой. Его романтические рассказы звали к борьбе, воспитывали героический оптимизм ("Старуха Изергиль", "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике").

В 1899 был опубликован роман "Фома Гордеев", выдвинувший Горького в ряд писателей мирового класса. Осенью этого года он приехал в Петербург, где познакомился с Михайловским и Вересаевым, с Репиным; позже в Москве — с.Л. Толстым, Л. Андреевым, А. Чеховым, И. Буниным, А. Куприным и другими писателями. Сходится с революционными кругами и за написание прокламации, призывавшей к свержению царской власти в связи с разгоном студенческой демонстрации, был выслан в Арзамас.

В 1901 — 1902 написал свои первые пьесы "Мещане" и "На дне", поставленные на сцене МХАТа. В 1904 — пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары".

В революционных событиях 1905 Горький принимал самое активное участие, был заключен в Петропавловскую крепость за антицаристские прокламации. Протест русской и мировой общественности заставил правительство освободить писателя. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу. В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке".

По возвращении в Россию создал пьесу "Враги" и роман "Мать" (1906). В этом же году Горький уехал в Италию, на Капри, где жил до 1913 года, все силы отдавая литературному творчеству. В эти годы написаны пьесы "Последние" (1908), "Васса Железнова" (1910), повести "Лето", "Городок Окуров" (1909), роман "Жизнь Матвея Кожемякина" (1910 — 11).

Используя амнистию, в 1913 писатель возвратился в Петербург, сотрудничал в большевистских газетах "Звезда" и "Правда". В 1915 основал журнал "Летопись", руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как Шишков, Пришвин, Тренев, Гладкое и др.

После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты "Новая жизнь", являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием "Несвоевременные мысли". Высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что "диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков...", размышлял о роли интеллигенции в спасении нации: "Русская интеллигенция снова должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа".

Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство "Всемирная литература". В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, и многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти.

В 1921 Горький по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (возобновился туберкулез). Сначала жил на курортах Германии и Чехословакии, затем переехал в Италию в Сорренто. Продолжает много работать: закончил трилогию — "Мои университеты" ("Детство" и "В людях" вышли в 1913 — 16), писал роман "Дело Артамоновых" (1925). Начал работу над книгой "Жизнь Клима Самгина", которую продолжал писать до конца жизни. В 1931 Горький вернулся на родину. В 1930-е вновь обратился к драматургии: "Егор Булычев и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1933).

Подводя итог знакомству и общению с великими людьми своего времени. Горький создал литературные портреты Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, очерк "В. И. Ленин" (новая редакция 1930). В 1934 усилиями М. Горького был подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. 18 июня 1936 М. Горький скончался в Горках, похоронен на Красной площади.

Великий русский, а затем советский писатель Максим Горький действительно имел очень тяжёлую и сложную судьбу. Его псевдоним был выбран не случайно. Известный писатель имел далеко не пролетарские корни, хотя в официальной биографии он значится сыном столяра. Жизнь Максима Горького насыщена многочисленными событиями, в том числе и трагическими. Алексей Максимович Пешков, таково его настоящее имя, родился в Нижнем Новгороде в семье Максима Савватьевича Пешкова с Варварой Васильевной Кашириной. Отец работал управляющим в пароходстве, поэтому отец Варвары Васильевны был против заключения такого неравного брака с безродным человеком. Супружество длилось недолго, вскоре отец, работавший краснодеревщиком, умер от холеры. Мать не захотела возвращаться к отцу и вновь вышла замуж, однако здоровье ее оказалось подорвано работой и родами, в результате чего она скончалась от чахотки. В раннем возрасте маленький Алексей осиротел и его приютил дед Каширин. Максим Горький интересную биографию свою осветил в многочисленных трудах.

Василий Васильевич к концу своей жизни разорился, но внука обучал. По большей части Алексей читал церковные книги и знакомился с жизнеописаниями святых. Уже в одиннадцать лет он познакомился с жестокими реалиями рабочей жизни, так как остался совершенно один. Алексей работал помощником на пароходе, в магазине и учился писать иконы. Полного образования Горький так и не получил, хотя учился в местном ремесленном училище. Уже в этот период Алексей Максимович увлекался литературой, в архивах сохранилось, например, его произведение «Песнь старого дуба…». Очень интересно и подробно описывает Максим Горький биографию юности в одноименном произведении.

Найти биографию Максима Горького не сложно, однако его жизнь была настолько насыщена, что большинство из них оказываются неполными. В 1884 году Горький поступал в университет в Казани, но его не зачислили. Однако Горький в свои шестнадцать лет оказался уже достаточно сильным и твердым человеком. Он остался в Казани и начал работать. Здесь он впервые познакомился с марксизмом. Жизнь и творчество Максима Горького, впоследствии, были пронизаны идеями Маркса и Энгельса, он окружил ореолом романтики образ пролетария и революции. Юный писатель рьяно включился в пропаганду и уже в 1888 году был арестован за связь с революционным подпольем. За молодым писателем был установлен строгий полицейский надзор. Работая на железнодорожной станции, он написал несколько рассказов, а также поэтических произведений. Избежать заключения Горький смог, отправившись в странствие по стране. Донские степи, Крым, далее Северный Кавказ и, наконец, Тифлис – вот маршрут путешествия писателя. Он много работал и вел пропаганду среди своих сослуживцев, а также крестьян. Эти годы жизни Максима Горького отмечены первыми произведениями «Макар Чудра» и «Девушка и смерть».

В 1892 году Алексей Максимович после длительных странствий возвращается в Нижний Новгород. «Макар Чудра» публикуется в местной газете, после чего выходит в свет ряд его фельетонов, а также обозрений. Его первоначальным псевдонимом было странное имя Иегудиил Хламида. Сам Максим Горький в биографии и интервью не раз вспоминал его. Его «Очерки и рассказы» вскоре превратили провинциального писателя в популярного автора-революционера, внимание властей к персоне Алексея Максимовича значительно выросло. В этот период свет увидели произведения «Старуха Изергиль» и «Челкаш» — 1895 год, «Мальва», «Супруги Орловы» и другие – 1897 год, а в 1898 году был издан сборник его сочинений.

Если говорить о Максиме Горьком, его биографии и творчестве, то данный период можно именовать расцветом его литературного таланта. В 1899 году появилась известная «Песнь о соколе» и «Фома Гордеев». После выхода в свет «Песни о буревестнике» писатель был выслан из Нижнего Новгорода в Арзамас.

С 1901 года он обращается к драматургии. В этот период Максим Горький, краткая биография которого описывается многочисленными источниками, характеризуется как активный революционер, сторонник марксизма. Его выступление после кровавых событий 9 января стало поводом для ареста, однако Горький был в то время на пике популярности, и его отпустили. Он принимал непосредственное участие в революционной борьбе 1905 года, однако в связи с угрозой расправы был вынужден уехать в Америку. Первый раз за рубежом писатель пробыл недолго, поэтому большинство интересных фактов биографии Максима Горького связано с Россией.

Следует сказать, что у Максима Горького личная жизнь складывалась также бурно. Он был женат на Екатерине Воложиной, у него имелись сожительницы и любовницы, а также множество родных и приемных детей.

В эмиграции писатель создал такие шедевры как «Мать», различные памфлеты сатирического характера. Едва вернувшись на родину, Алексей Максимович вновь выезжает за границу. До 1913 года он проживает в Италии из-за проблем со здоровьем. Недуг матери передался и сыну, он страдал от чахотки. В рамках одной статьи невозможно отобразить полную биографию Максима Горького, кроме того, подробно его жизнь в эмиграции освещена в многочисленных источниках.

Вернулся на родину Горький, воспользовавшись актом амнистии. Однако на этом этапе его жизни возникли первые противоречия со взглядами Ленина, с которым он был знаком лично. Октябрьскую революцию писатель встретил прохладно, тем не менее, продолжил свою творческую деятельность и подарил молодому советскому государству еще множество патриотичных произведений. В 1921 году, по настоятельной рекомендации Ленина, Горький выехал в Италию. Общественности сообщили, что он вынужден лечиться за границей. Так появилась новая страница эмиграции Максима Горького в хронологии жизни и творчества.

В 1932 году он вернулся на родину. Власти предоставили роскошную дачу и с уважением относились к его персоне. Максим Горький в последние годы жизни писал свой роман, так и оставшийся незавершенным — «Жизнь Клима Самгина». 18 июня в 1936 году он неожиданно умирает при странных обстоятельствах. Чуть ранее был отравлен сын. Позже были найдены многочисленные свидетельства того, что сам Сталин был заинтересован в кончине Горького, однако прямых доказательств так и не предъявлено.

Общий вид Красной площади во время похорон Максима Горького. Фотография Эммануила Евзерихина. 1936 год ИТАР-ТАСС

Горьковский миф, сформировавшись в основных чертах еще до революции, был зацементирован советским каноном, а затем развенчан диссидентской и перестроечной критикой. Подлинная фигура писателя размылась до абсолютной неразличимости под слоями противоречащих друг другу мифологизаций и демифологизаций, а полная увлекательных эпизодов биография успешно заместила в коллективном воображении его творчество. Arzamas собрал спорные моменты биографии и творчества писателя-босяка, буревестника революции, основоположника соцреализма, близкого друга Ленина, советского бонзы, певца Беломорканала и Соловецкого лагеря.

1. Горький — ничтожный писатель

Самая знаменитая формулировка этого тезиса принадлежит, видимо, Владимиру Набокову. «Художественный талант Горького не имеет большой ценности» и «не лишен интереса» лишь «как яркое явление русской общественной жизни», Горький «псевдоинтеллигентен», «обделен остротой зрения и воображением», в нем «напрочь отсутствует интеллектуальный размах», а его дар «убог». Он стремится к «плоскому» сентиментализму
«в худшем варианте», в его произведениях нет «ни одного живого слова», «одни готовые штампы», «сплошная патока с небольшим количеством копоти». Не менее язвительно о писательском даровании Горького отзывался Мережковский:

«О Горьком как о художнике именно больше двух слов говорить не стоит. Правда о босяке, сказанная Горьким, заслуживает величайшего внимания; но поэзия, которою он, к сожалению, считает нужным украшать иногда эту правду, ничего не заслуживает, кроме снисходительного забвения».

Дмитрий Мережковский. «Чехов и Горький» (1906)

Другой признанный носитель высокого литературного вкуса И. А. Бунин прямо писал о «беспримерной незаслуженности» мировой славы Горького («Горький», 1936), обвиняя его чуть ли не в фальсификации собственной босяцкой биографии.


Степан Скиталец, Леонид Андреев, Максим Горький, Николай Телешов, Федор Шаляпин, Иван Бунин, Евгений Чириков. Открытка начала XX века vitber.lv

Но рядом с этими уничижительными характеристиками несложно поставить другие — прямо противоположные, дышащие любовью к Горькому и восхищением к его таланту. По слову Чехова, Горький — «настоящий», «залихватский» талант, Блок называет его «русским художником», вечно язвительный и сдержанный Ходасевич пишет о Горьком как о писателе высокой пробы, а Марина Цветаева отмечает по случаю присуждения Бунину Нобелевской премии: «Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее — Горький. Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи» (в письме к А. А. Тесковой от 24 ноября 1933 года).

2. Горький — создатель соцреализма

Советское литературоведение интерпретировало развитие реалистического искусства как переход от критического реализма, воплощенного в творчестве Пушкина, Гоголя, Тургенева и Толстого, к реализму социалистическому, являвшему собой официальный и единственный художественный метод советского искусства. Последним представителем критического реализма был назначен Чехов, а Горькому досталась роль «основоположника литературы социалистического реализма» и «родоначальника советской литературы» (Большая советская энциклопедия).

«Выдающимися произведениями социалистического реализма» признавались пьеса Горького «Враги» (1906) и особенно роман «Мать» (1906). При этом теория социалистического реализма окончательно оформилась лишь в 30-е годы, именно тогда и была выстроена генеалогия этого «художественного метода... представляющего собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека» — с Горьким во главе и с его написанным чуть не 30 лет назад в Америке романом «Мать» в качестве высочайшего образца.

Позднее Горький чувствовал необходимость оправдать тот факт, что шедевр соцреализма был написан в Америке, вдали от русских реалий. Во второй редакции очерка «В. И. Ленин» (1930) появилась фраза: «Вообще поездка не удалась, но я там написал „Мать“, чем и объясняются некоторые „промахи“, недостатки этой книги».

Максим Горький в Италии, 1907 год Архив ИТАР-ТАСС

Максим Горький в Италии, 1912 год Архив ИТАР-ТАСС

Максим Горький в Италии, 1924 год Архив ИТАР-ТАСС

Сегодня исследователи Горького обнаруживают идеологическую пружину образцового советского романа совсем не в марксизме, как того хотело советское литературоведение, а в своеобразных идеях богостроительства, занимавших Горького на протяжении всей жизни:

«Горького не увлекал марксизм, но увлекала мечта о новом человеке и новом Боге... <...> Главная идея „Матери“ — идея нового мира, и символично, что место Бога-Отца в нем занимает Мать. <...> Сцены собраний рабочего кружка выдержаны в той же квазибиблейской стилистике: они напоминают тайные встречи апостолов».

Дмитрий Быков. «Был ли Горький?»

Примечательно, что вопреки железной хронологической логике советской теории стилей последнее произведение Горького «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936; четвертая часть не была завершена) в статье Большой советской энциклопедии о социалистическом реализме причислено к реализму критическому.

3. Горький — борец с социальной несправедливостью


Максим Горький в президиуме торжественного собрания, посвященного празднованию 1 Мая. Петроград, 1920 год Wikimedia Commons

Несомненно, что Горький восставал против современного ему миропорядка, но его бунтарство не ограничивалось сферой социального. На метафизический, богоборческий характер горьковского творчества указывал его яростный критик Д. С. Мережковский:

«Чехов и Горький действительно „пророки“, хотя не в том смысле, как о них думают, как, может быть, они сами о себе думают. Они „пророки“ потому, что благословляют то, что хотели проклясть, и проклинают то, что хотели благословить. Они хотели показать, что человек без Бога есть Бог; а показали, что он — зверь, хуже зверя — скот, хуже скота — труп, хуже трупа — ничто».

Дмитрий Мережковский. «Чехов и Горький», 1906

Известно, что Горькому были близки идеи русского космизма, идеи борьбы со смертью как воплощением абсолютного зла, ее преодоления, обретения бессмертия и воскресения всех мертвых («Общее дело» Н. Ф. Федорова). По свидетельству О. Д. Чертковой, за два дня до смерти в бреду Горький произнес: «...знаешь, я сейчас спорил с Господом Богом. Ух, как спорил!» Горьковский бунт захватывал мироздание, жизнь и смерть, был призван изменить миропорядок и человека, то есть метил куда выше простого изменения общественного устройства. Прямое художественное выражение этого — сказка в стихах «Девушка и смерть» (1892), вызвавшая знаменитую резолюцию Сталина: «Эта штука сильнее „Фауста“ Гете (любовь побеждает смерть)».

4. Горький — антимодернист

Образ Горького — поборника реалистических тенденций в литературе, противника декаданса и модернизма, основателя соцреализма рассыпается, если приглядеться к его реальному месту в литературном процессе Серебряного века. Яркий романтизм ранних рассказов, ницшеанство и богоискательство оказываются созвучны модернистским тенденциям русской литературы рубежа веков. Анненский пишет о пьесе «На дне»:

«После Достоевского Горький, по-моему, самый резко выраженный русский символист. Его реалистичность совсем не та, что была у Гончарова, Писемского или Островского. Глядя на его картины, вспоминаешь слова автора „Подростка“, который говорил когда-то, что в иные минуты самая будничная обстановка кажется ему сном или иллюзией».

Иннокентий Анненский. «Драма на дне» (1906)

Портрет Максима Горького. Ок. 1904 года Getty Images / Fotobank

Мифологизация Горьким своей жизни также может быть прочитана по-новому в контексте символистского жизнетворчества, а близость со многими модернистами ярко демонстрирует всю относительность традиционного советского взгляда на место Горького в литературном процессе. Неслучайно тончайший взгляд на природу горьковского искусства принадлежит не кому иному, как Владиславу Ходасевичу, важнейшей фигуре русского модернизма, входившему на протяжении нескольких лет в домашний круг писателя.

5. Горький и Ленин

Образ Горького как великого пролетарского писателя, канонизированный советской официальной культурой, обязательно включал в себя легенду о теснейшей дружбе, связывавшей буревестника революции с Лениным: легенда имела мощную визуальную составляющую: многочисленные скульптуры, картины и фотографии, изображавшие сцены оживленных бесед создателя соцреализма с пролетарским вождем.


Ленин и Горький с рыбаками на Капри. Картина Ефима Чепцова. 1931 год Getty Images / Fotobank

На деле политическое положение Горького после революции было далеко не однозначным, а влияние — ограниченным. Уже с 1918 года писатель играл в Петрограде роль несколько двусмысленную, причиной чему были его весьма критические по отношению к социалистической революции очерки, составившие книгу «Несвоевременные мысли» (книга не перепечатывалась в России вплоть до 1990 года), и вражда с могущественным председателем Петроградского совета Григорием Зиновьевым. Такое положение привело в конце концов к почетной ссылке Горького, продлившейся почти двенадцать лет: певцу революции не нашлось места в послереволюционной действительности.

Впрочем, к созданию этого мифа приложил руку и сам Горький, в сентиментальных красках изобразивший дружбу с Лениным в биографическом очерке о нем.

6. Горький и Сталин

Последний период жизни Горького — после его возвращения в советскую Россию — так же, как и вся его биография, оброс легендами, несущими, правда, противоположный идеологический заряд. Особое место среди них занимают популярные слухи, что Горький, вернувшись, попал под жесткий контроль чекистов, что Сталин угрожал ему и его семье и в конце концов расправился с неугодным писателем (предварительно организовав убийство его сына).

Но факты говорят о том, что сталинизм Горького был искренним, а отношения со Сталиным — как минимум нейтральными. После возвращения писатель изменил свое мнение о методах большевиков, увидев в советской реальности грандиозную лабораторию по переделке человека, вызвавшую его глубокое восхищение.

«В 1921-1928 годах Горького смущало и тяготило полуопальное положение буревестника революции, принужденного жить за границей на положении чуть ли не эмигрантском. Ему хотелось быть там, где творится пролетарская революция. Сталин, расправившийся с его недругом Зиновьевым (имею в виду не казнь Зиновьева, а его предварительную опалу), дал Горькому возможность вернуться и занять то высокое положение арбитра по культурным вопросам, которого Горький не мог добиться даже при Ленине. Сама личность Сталина, конечно, ему в высшей степени импонировала. <...> Несомненно, он льстил Сталину не только в официальных речах и писаниях».

Владислав Ходасевич. «О смерти Горького» (1938)

Молотов, Сталин, Микоян несут урну с прахом Горького к Кремлевской стене.

Похороны Горького. Сталин, Молотов, Каганович выносят урну с прахом из Дома союзов.

Трудящиеся Москвы на траурном митинге на Красной площади. Мультимедиа-арт-музей, Москва

Похороны Горького. Сталин, Молотов, Каганович, Орджоникидзе и Андреев несут урну с прахом во время траурного митинга.

Версия о том, что Горького убили, впервые была озвучена в ходе Третьего Московского процесса 1937 года: в злодейском убийстве писателя и его сына, Максима Пешкова, обвиняли бывшего наркома внутренних дел Генриха Ягоду, а также секретаря Горького Петра Крючкова и трех известных врачей — Льва Левина, Игнатия Казакова и Дмитрия Плетнева. Все это преподносилось как часть обширного «правотроцкистского» заговора. В частности, Ягода признался, что убил Горького по личному указанию Троцкого, переданному через Енукидзе: якобы заговорщики пытались рассорить Горького со Сталиным, а когда ничего не вышло, решили его устранить, опасаясь, что после свержения сталинского руководства Горький, к чьему мнению прислушиваются и в стране, и за рубежом, «подымет свой голос протеста против нас». Максима Пешкова Ягода якобы приказал отравить из личных соображений, поскольку был влюблен в его жену. Чуть позже возникают версии, согласно которым Сталин сам приказал Ягоде отравить Горького, или даже сделал это собственноручно, послав ему коробку конфет. Известно, впрочем, что Горький не любил сладкое, а конфетами обожал одаривать родных и гостей, так что отравить его таким образом было бы затруднительно. В целом, никаких сколько-нибудь убедительных доказательств версии об убийстве не известно, хотя писали о ней много.

Но версия эта оказалась выгодна: Сталин воспользовался ею как предлогом для расправы над троцкистско-зиновьевским блоком. Разоблачители Сталина, в свою очередь, с удовольствием вписали Горького в число сталинских жертв.

7. Горький, русский народ и евреи

Портрет Максима Горького. Картина Бориса Григорьева. 1926 год Wikipedia Foundation

Образ Горького — певца русского народа рассыплется, если принять во внимание, что великий пролетарский писатель с ненавистью относился к русскому крестьянству и деревне. В системе взглядов Горького крестьянин олицетворял все негатив-ные свойства человеческой натуры: глупость, лень, приземленность, ограниченность. Босяк, излюбленный горьковский тип, будучи выходцем из крестьянской среды, возвышался над ней и всем своим существованием отрицал ее. Столкновение Челкаша, «старого травленного волка», «заядлого пьяницы и ловкого, смелого вора», с трусливым, слабым и ничтожным крестьянином Гаврилой ярко иллюстрирует это противопоставление.

«Вымрут полудикие, глупые, тяжелые люди русских сел и деревень... и их заменит новое племя — грамотных, разумных, бодрых людей. На мой взгляд, это будет не очень „милый и симпатичный русский народ“, но это будет — наконец — деловой народ, недоверчивый и равнодушный ко всему, что не имеет прямого отношения к его потребностям».

Максим Горький. «О русском крестьянстве» (1922)

По-своему горьковское отношение к крестьянству понял Мережковский: «Босяк ненавидит народ, потому что народ — крестьянство — все еще бессознательное христианство, пока старое, слепое, темное — религия Бога, только Бога, без человечества, но с возможностью путей и к новому христианству, зрячему, светлому — к сознательной религии Богочеловечества. Последняя же сущность босячества — антихристианство...» («Чехов и Горький», 1906).

Примером народности, в которой уже воплотились искомые идеалы разума, трудолюбия и деловитости, для Горького служили евреи. Он не раз писал о евреях в тех же выражениях, в каких рисовал образ нового человека, который придет на смену русскому крестьянину. Еврейская тема занимает важное место в публицистике писателя, он всегда выступает последовательным защитником еврейства и жестким противником антисемитизма:

«В продолжение всего тяжелого пути человечества к прогрессу, к свету... еврей стоял живым протестом... против всего грязного, всего низкого в человеческой жизни, против грубых актов насилия человека над человеком, против отвратительной пошлости и духовного невежества».

Максим Горький. «О евреях» (1906) 

Русский писатель, прозаик, драматург Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился в в 1868. Несмотря на известность писателя, биография Горького, особенно в детстве, полна неопределенностей. Его отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871), происходил из мещан Пермской губернии. Дед Горького – Савватий Пешков – был человеком крутого нрава: дослужился до офицерского чина, но за жестокое обращение с подчиненными был разжалован и сослан в Сибирь. Его отношение к сыну Максиму было не лучше, по причине чего тот несколько раз убегал из дому. В возрасте же 17 лет ушел из дома навсегда – после этого сын с отцом больше не виделись. Максим Пешков был талантливым, творческим человеком. Обучился ремеслу краснодеревщика, осел в Нижнем Новгороде и стал работать столяром в пароходстве И. С. Колчина. Здесь он женился на Варваре Васильевне Кашириной (1842-1879), которая происходила из семьи нижегородских купцов. Согласие на брак дала лишь мать невесты – Акулина Ивановна, отец же – Василий Васильевич Каширин – согласия не давал, но потом смирился. Весной 1871 Максим Пешков уехал с семьей в Астрахань, где начал работать управляющим астраханской конторой пароходства Колчина. Летом 1871 Максим Савватиевич, выхаживая заболевшего холерой Алешу, заразился сам и умер. Варвара Васильевна с сыном и матерью вернулись в Нижний Новгород в дом отца.

Дед Горького – Василий Васильевич Каширин – в молодые годы был бурлаком, затем разбогател и стал владельцем красильной мастерской. В свое время он был старшиной красильного цеха, избирался гласным (депутатом) нижегородской Думы. Кроме деда Горького, в доме жили два его сына со своими семьями. Лучшие времена для семьи Кашириных прошли – из-за фабричного производства бизнес шел к упадку. К тому же семья Кашириных не была дружной. Жили, как на войне, и Алеша Пешков был там лишь обузой. Горький считал, что мать не любила его, считая виновником несчастий, и поэтому отстранилась от него. Она начала устраивать личную жизнь и повторно вышла замуж. Лишь бабушка – Акулина Ивановна – относилась с добротой к Алеше. Она заменила ему мать и, как могла, поддерживала внука. Именно бабушка дала ему любовь к народным песням и сказкам. Дед же, несмотря на свой сложный характер, обучил мальчика в шестилетнем возрасте по церковным книгам грамоте. В 1877-1879 Алеша Пешков успешно учился в Нижегородском слободском канавинском начальном училище. В августе 1879 от чахотки скончалась его мать. Дед к тому времени совсем разорился и отправил 11-летнего внука «в люди».

«В людях» Алексей Пешков сменил множество занятий: работал «мальчиком» в обувном магазине, посудником на пароходе, находился в услужении, ловил птиц, был продавцом в иконной лавке, учеником в иконописной мастерской, статистом в театре на Нижегородской ярмарке, десятником на ремонте ярмарочных зданий и др. Во время работы на пароходе «Добрый» начальником Алексея Пешкова был повар – отставной гвардейский унтер-офицер Михаил Смурый, который заметил любознательность мальчика и пробудил в нем любовь к чтению. Книги во многом спасали Алексея Пешкова от злого, несправедливого мира, помогли многое понять. Несмотря на ранние лишения и страдания, он сумел сохранить жизнелюбие. Впоследствии М. Горький писал: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай… Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде».

В 1884 Алексей Пешков поехал поступать в Казанский университет. Вернулся он в Нижний Новгород в 1889 и с перерывами прожил здесь до 1904. В 1913-1914 М. Горький написал автобиографическую повесть «Детство».

В Нижнем Новгороде существует Музей детства А. М. Горького «Домик Каширина». В этом доме Алеша Пешков начал жить с конца августа 1871, после приезда с матерью из Астрахани. Весной 1872 дед Горького разделил имущество между сыновьями, и дом остался его сыну Якову. Сам же Василий Васильевич с женой Акулиной Ивановной и внуком Алешей переехал жить в другой дом. В Музее детства А. М. Горького воспроизведена подлинная обстановка дома семьи Кашириных.