Перспективный план "Чтение художественной литературы" календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа) на тему. Картотека конспектов НОД в старшей группе ДОУ

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия .

  • В. Берестов «Дракон»;
  • А. Блок «Ветер принес издалека» (в сокащении), «На лугу»;
  • А. Введенский «Песенка о дожде»;
  • Ю.Владимиров «Оркестр»;
  • М. Волошин «Осенью»;
  • С. Городецкий «Весенняя песенка», «Первый снег», ;
  • С. Есенин «Пороша»;
  • В. Жуковский «Жаворонок» (в сокращении);
  • Н. Заболоцкий «На реке»;
  • М. Лермонтов «На севере диком», «Горные вершины»;
  • Н. Матвеева «Путаница»;
  • Э. Мошковская «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида»
  • Н. Некрасов «Перед дождем» (в сокращении);
  • А. Пушкин «За весной, красой природы…» (отрывок из поэмы «Цыганы»), «Птичка», «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из )
  • А. Ремизов «Калечина-малечина», «У лисы бал»;
  • Н. Рубцов «Про зайца»;
  • Г. Сапгир «Считалки, скороговорки»;
  • П. Соловьева «Ночь день»;
  • И. Токмакова «Мне грустно…»;
  • Ф. Тютчев «Весенние воды»;
  • Э. Успенский «Память», «Страшная история»;
  • Л.Фадеева «Зеркало в витрине»;
  • А. Фет «Что за вечер…» (в сокращении), «Уж верба вся пушистая» (отрывок) ;
  • Д. Хармс «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»;
  • С. Черный «Волшебник», «Перед сном»

Проза .

  • С. Алексеев «Первый ночной таран»;
  • Е. Воробьев «Обрывок провода;
  • М. Зощенко «Великие путешественники»;
  • Ю. Коваль «Выстрел», «Русачок-травник», «Стожок»;
  • К. Коровин «Белка» (в сокращении);
  • А. Куприн «Слон»;
  • Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;
  • Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась», «Тридцать зерен»;
  • М. Пришвин «Курица па столбах»;
  • А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;
  • С. Романовский «На танцах»;
  • Н. Телешов «Уха» (в сокращении)

Литературные сказки .

  • В. Даль «Старик-годовик»;
  • В. Драгунский «Денискины рассказы»
  • К. Драгунская «Лекарство от послушности»;
  • П. Ершов «Конек-Гор­бунок»;
  • К.Лагунов «Ромка, Фомка и Артос»
  • Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса»;
  • К. Паустовский «Теплый хлеб»;
  • А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
  • А. Ре­мизов «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;
  • Г.Скребицкий «Всяк по-сво­ему»;
  • И. Соколов-Микитов «Соль зем­ли»;
  • А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы);
  • А.Усачев «Школа снеговиков»
  • К. Ушинский «Слепая лошадь»

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия .

  • Б. Брехт «Зимний разговор через форточку», перевод с немецкого К. Ореши­на;
  • М. Валек «Мудрецы», переввод со словац. Р. Сефа;
  • Л. Станчев «Осенняя гам­ма», перевод с болг. И. Токмаковой;
  • Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга…»;
  • «Жил-был старичок из Винчестера…», «Жила на горе стару­шонка…»; «Один старикашка с косою…»), перевод с англ. Г. Кружкова.

Литературные сказки .

  • X. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с датскго А Ганзен; Ф.Зальтен «Бемби» (главы), перевод с немецкого Ю. Нагибина;
  • А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы», перевод со шведского Е. Соловьевой;
  • М. Мацутани «Приключения Таро в стране гор» (главы), перевод с японского Г. Ронской;
  • Б.Поттер «Сказ­ка про Джемайму Нырнивлужу», перевод с англ. И. Токмаковой;
  • С. Топелиус «Три ржаных колоса», перевод со шведского А. Любарской;
  • Г. Фаллада «Исто­рии из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыво­рот»), перевод с немецкого Л. Цывьяна;
  • М. Эме «Краски», перевод с французского И. Кузнецовой.

Для заучивания наизусть

  • Я. Аким «Апрель»;
  • П. Воронько «Лучше нет родного края», перевод с украинского С.Маршака;
  • Е. Благинина «Шинель»;
  • Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
  • С. Есенин «Береза»;
  • С. Маршак «Тает месяц молодой…»;
  • Э. Мошковская «Добежали до вечера»;
  • В. Орлов «Ты лети к нам, скворуш­ка…»;
  • А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок из «Евгения Онегина»);
  • Н. Рубцов «Про зайца»;
  • И. Суриков «Зима»;
  • П. Соловьева «Подснеж­ник»;
  • Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Для чтения в лицах

  • К. Аксаков «Лизочек»;
  • Л.Ле­вин «Сундук»;
  • С. Маршак «Кошкин дом» (отрывки);
  • Д. Самойлов «У Слоненка день рождения» (отрывки);
  • А. Фройденберг «Великан и мышь», перевод с немецкого Ю. Коринца

Перспективно - тематическое планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы

(подготовительная группа) 2011-2012 уч.год

СЕНТЯБРЬ

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень. Лес осенью. Осень в Якутии»

Лексическая тема

«Осень. Овощи. Фрукты»

А.Н Майков «Осень»

В.А. Сухомлинский

«Кого ждала рябина»

В.А. Сухомлинский

Улетают лебеди»

В.А.Сухомлинский « Осенний наряд»

В.А. Сухомлинский

« Как начинается осень».

«Осенние дожди»

По Г. Скоребицкому

В.А. Сухомлинский «Как муравей перелез через ручеек»

1.«Осенний клен»

В.А. Сухомлинский

2. «Ива - будто девушка золотокосая»

В.А. Сухомлинский

3. «Осень принесла золотистые ленты»

В.А. Сухомлинский

И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем»

Е. Пермяк « В школу»

Сказка « Кот – воркот, Котофеевич»

В.А.Сухомлинский

«Коростель и крот»

В.А. Сухомлинский « Ласточки прощаются с родной стороной»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Л.Толстой.«Дуб и орешник»,

В. Сладков«Осень на пороге»

К. Твардовский « Лес осенью» В. Сухомлинский «Рыжие белочки»

«Стыдно перед соловушкой»

В.Строков «Насекомые осенью»

Н.Носов, «Огородники» » М.Соколов-Микитов «Листопадничек,

В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»

«Хроменькая уточка» (украинская сказка),

Л. Толстой (басня «Старик и яблони»),

«Мужик и медведь» - р.н.с.

«Приходите в огород» (шотландская песенка Э.Островская «Картошка»

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

1.«Лягушка – путешественница»

В.М. Гаршин

К. Ушинский Четыре желания»

В.А.Сухомлинский «Пряник и колосок»

«Сивка – бурка» Р.Н.С.,

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

1.»Дождик» З.Александрова

1.Песня об осени

1.«Последние ягоды» И.Павлова

«Спор деревьев» К.Ушинский

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

1.«Божья коровка»

Скребицкий

Г.Е. Сычева «Осень»

1.»Осенний букет»

), «Овощи» Ю.Тувим

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

«Под грибом» (по сказке В.Сутеева)

«Пекарь и портной»

В.А.Сухомлинский

ОКТЯБРЬ

Подготовительная группа ... разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы », «Коммуникация» в средней группе ...
  • Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №44

    Программа

    ... по образовательной области «Чтение художественной литературы » Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Самостоятельная деятельность Образовательная деятельность в семье Непосредственная образовательная деятельность Образовательная ...

  • Лексическая тема

    «Осень. Насекомые»

    Лексическая тема

    «Осень. Как звери к зиме готовятся»

    Лексическая тема

    «Осень. Перелетные птицы».Птицы Якутии»

    Лексическая тема

    «Осень. Хлеб»

    В.Строков «Насекомые осенью»

    В.А.Сухомлинский

    «Солнышко и божья коровка» «Пчелиная музыка», «Как муравей перелез через ручеек»

    Рус. Народная сказка «Пых»

    «Вини – Пух и все-все-все» главы пересказ Заходера

    В.Бианки; «Готовятся к зиме», «Прячутся» В.А.Сухомлинский.

    «Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»

    Пришвин. «Жил – был медведь»

    Р.н.с.»Зимовье зверей»

    И.Соколов-Микитов; «Улетают журавли» «Ласточки прощаются с родной стороной» В.А.Сухомлинский; «Улетают лебеди»

    Д. Мамин - Сибиряк«Серая шейка"

    В. Бианки

    «Прощальная песенка»

    Михалков «Дядя Степа»

    «Лисичкин хлеб» М.Пришвин; «Как из зернышка вырос колосок», «Хлеб – это труд» В.А.Сухомлинский; «Колосок» - украинская сказка.

    «Хлеб» М. Глинская

    «Легкий хлеб» белорусская сказка

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    «Конек-горбунок» П.Ершов.

    «Голубой зверек» А. Барков

    «Девочка и синичка» В.А. Сухомлинский

    «Мешок овсянки» А. Митяев

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    «Мы не заметили жука» А. Барто.

    «Зайка» В.И. Мирясов

    Составление описания журавля. (Коноваленко В.В.)

    По серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел» (Коноваленко В.В.)

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    Составление рассказа по картине «Осень»(Коноваленко В.В.).

    «Как готовятся к зиме звери и птицы»(Коноваленко В.В.)

    «Птичка летает…» И.Токмакова.

    «Уж небо осенью дышало» А.Пушки

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    «Стрекоза и муравей» Крылов.

    Сказка «Два жадных медвежонка»

    Проект на тему «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». Подготовительная группа


    О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во время Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка - дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем.
    Дети дошкольного возраста - слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребенка возникнет стремление к постоянному общению с книгой.
    И ещё. Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу. Это свидетельствует о том, что у детей резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Использование технологии проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.
    Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать!
    Проблема: непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни;
    незнание истории её развития и современного состояния;
    поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой, не достаточное внимание уделяется чтению художественной литературы родителями детям, замена книги на мультфильмы и компьютер, всё это приводит к серьёзной проблеме: у детей падает интерес книге, плохо развивается речь, познавательная активность. Полагаю, что партнёрское сотрудничество дошкольного учреждения и семьи поможет приобщить дошкольников к книге и процессу. Поэтому решила углубить работу в этом направлении.
    В процессе беседы с детьми выявила, что дети не знают детских писателей и их произведений; не умеют выразительно рассказывать стихи, пересказывать знакомые произведения. Кроме того к большому нашему сожалению не все дети любят слушать, когда им читают, им интересны в основном иллюстрации. Если взять книгу со стихами или сказками, а на иллюстрации нет какого-нибудь героя, о котором идет речь, то книга становиться сразу "не интересная! " и дети категорически отказывается слушать! Что сделать для того, чтобы заинтересовать маленького слушателя?
    Отсюда и возникла идея проекта «Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников». (Проект для воспитанников в подготовительной группе). В процессе проектирования происходит взаимодействие всех: и детей, и воспитателей, и взрослых. Начиная работу над проектами родители сами начинают включаться в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

    Паспорт проекта.

    Вид проекта:
    По доминирующей в проекте деятельности: информационный, познавательно-игровой, творческий
    По числу участников проекта: групповой
    По времени проведения: 1.09.2016-30.09.2016
    По профилю знаний: межпредметный
    По типу объекта проектирования: социальный.
    Продолжительность проекта – 1месяц
    Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
    Цель проекта: формирование у детей любви к книге через комплексное воздействие и выполнение творческих заданий.
    Задачи проекта:
    1. создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме;
    2. пробудить желание к чтению книг;
    3. развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;
    1. воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним;
    2. обучить правилам обращения с книгой;
    3. активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности, привлечь родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе;
    4. поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов;
    5. развивать память, речь, внимание, коммуникативные навыки.
    Разработка проекта:
    Донести до участников проекта важность данной темы;
    Создать развивающую среду: дидактические игры, иллюстрации, подобрать материал;
    Подобрать материал для продуктивной деятельности;
    Составить перспективный план работы.
    Актуальность: В наше время приучить детей к книге, дать им возможность полюбить ее одна из задач стоящих перед педагогом, да и перед родителями! Ведь только хорошая книга научит ребят литературному русскому языку, она даст разыграться воображению ребенка, которое можно будет воплотить в художественной или музыкальной деятельности, создавая книжки иллюстрации и разыгрывая сцены из прочитанного произведения.
    В наше время компьютеров и мобильных телефонов родители очень редко читают детям книги, легче включить мультфильм и ребенок смотрит, а родители занимаются своими делами. Поэтому в последнее время заметно снизился интерес к чтению у дошкольников. Современные дети проводят больше времени за компьютерными играми, телевизором, планшетами. Надо помнить, что дошкольное детство – самый ценный период в жизни ребенка, он играет огромную роль в формировании того, каким станет человек. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
    Особое внимание следует уделить становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой.
    Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия. В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.
    Поэтому мы решили разработать и провести данный проект в нашей группе.
    Этот проект значим для всех участников проекта:
    -У детей формируются навыки самостоятельности, активности по взаимоотношению с книгой.
    Расширяются нравственные представления о содержании произведений детских авторов.
    -Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника.
    -Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.
    Кроме того мы попытались распределить роли в проектной группе.
    Воспитатель - организует НОД по произведениям детских авторов, оформляет фотовыставки по итогам проекта,
    Дети - участвуют в познавательной деятельности, создают творческие работы.
    Родители совместно с детьми - ищут произведения, читают, делают поделки своими руками.
    Обеспечение проектной деятельности:
    Материально - техническое: Аудиозаписи, мультфильмы, книги, иллюстрации, игры и игрушки, материал для творчества.
    Диагностико - дидактический: конспекты непрерывной образовательной деятельности.
    Ожидаемые результаты:
    1.Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
    2.Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
    3.Повышение интереса к книге.
    4.Дети знают и рассказывают об истории создания книги. Имеют представления о значении книги в жизни человека.
    5.Знают и называют детских писателей и их произведения.
    6.Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.
    Внешние продукты:
    1. Выставка творческих работ детей (рисунки, поделки, книжки-малышки, отреставрированные книги)
    2. Пополнение библиотеки группы.
    Внутренние продукты:
    1.Дети научились давать мотивационную оценку поступкам героев книг, понимают жанровые особенности книг.
    2.Увеличилось количество заученного литературного материала.
    3.Проявление потребности посещать библиотеку.
    Формы работы:
    - Беседы Презентации
    - Развлечения
    - Выставки
    - Консультации
    - Экскурсии
    - Совместная деятельность воспитателя и детей, воспитателя и родителей, родителей и детей
    - Поисково – исследовательская деятельность
    - Театрализованная деятельность

    Технологичность проекта:
    технология личностно – ориентированного взаимодействия;
    технология игрового взаимодействия;
    информационно – коммуникационная технология.

    Этапы реализации данного проекта:
    1 этап Подготовительный.
    постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
    подбор методической литературы для реализации проекта;
    подбор наглядно - дидактического материала, художественной литературы;
    Анкетирование на тему: «Использование художественной литературы в семье»
    Консультация для родителей «Прочитай мне сказку мама…», «Знакомство детей с художественной литературой», «Книга в жизни дошкольника», «Ребенок и телевидение: за и против».
    Были предложены дидактические игры для проведения в домашних условиях «Я начну, а ты продолжи», «Угадай-ка», «Одним словом».
    Родителям предложено совместно со своими детьми изготовить книжки-малышки «Мои любимые сказки», «Мои любимые стихи».
    Оформление книжного уголка. Детям предложено совместно со своими родителями принести книги для выставок «Мои любимые сказки», «Мои любимые стихи», «Книги А. Барто», книжки по правилам дорожного движения.

    2 этап Реализация проекта
    Тема, цель и направления деятельности, сроки Мероприятия
    01.09.2016-04.09.2016
    «На улицах города».
    Цель: способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
    Познание
    Коммуникация
    Социализация

    Художественное творчество

    1. Оформление уголка для родителей и детей с информацией о проекте.
    2. Викторина по теме «Знаете ли вы ПДД? »
    3. Беседы: «Знакомство с улицей», «Транспорт», «Светофор».
    4.Рассматривание: грузового автомобиля, иллюстраций по ПДД, макета с изображением проезжей части улицы и тротуара.
    5. Экскурсия в библиотеку.
    6.Чтение художественной литературы:
    1)В. Лебедев – Кумач «Про умных зверюшек»,
    2)С. Маршак «Мяч», А.Северный«Светофор»,
    3)В.Кожевников Светофор»,
    4)С.Михалков «Бездельник светофор», загадки.
    Целевые прогулки: Где мы гуляем, Рассматривание грузового автомобиля.
    Экскурсия к перекрестку
    «Зверюшки на дороге»
    «Веселый светофор»
    Аппликация «Грузовик»
    Рисование «Светофор»
    Лепка «Пешеходный переход»
    07.09.2016 -17.09.2016
    «В мире сказок»
    Цель: расширять знания о русских народных сказках, о сказках А.С.Пушкина, учить передавать структуру сказки с помощью моделирования, оценивать характер героев
    Познание
    Коммуникация
    Социализация
    Чтение художественной литературы
    Художественное творчество
    1. Беседы: «Как появилась книжка», «Герои сказок добрые и злые», «Сказка ложь, да в ней намек»,
    2. Экскурсия в библиотеку.
    3. НОД «Из какой сказки эпизод?» (рассматривание иллюстраций из сказок А.С. Пушкина знакомство с художественной литературой)
    4. НОД «Нарисуй сказочного персонажа, а мы отгадаем сказку» (изобразительная деятельность)
    5. НОД Игры дидактические «Кто есть кто?», «Отгадай загадки», «Вспомни сказку по отрывку», «Собери картинку»
    6.Чтение художественной литературы (сказки А.С.Пушкина)
    21.09.2016-30.09.2016
    «Книжкина неделя»
    Цель: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
    «Книжкина неделя»
    Познание
    Коммуникация
    Социализация
    Чтение художественной литературы
    Художественное творчество
    1. Беседы: «Русский фольклор», «Сказки и былины», «Юмор в стихах и сказках» (знакомство с художественной литературой)
    2. «Книжкина больница» Ремонт книжек
    3.Чтение художественной литературы (список с.177 «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
    4.Выставки книг
    5.НОД «Из какой сказки эпизод?» (рассматривание иллюстраций)
    6. НОД «Нарисуй сказочного персонажа, а мы отгадаем сказку» (изобразительная деятельность)
    7.НОД «Кто изготовил книгу?» (социальный мир)
    8.НОД «В гости к литературным героям»
    9.НОД Викторина «Дорогой сказок» (знакомство с художественной литературой)
    10.НОД Игры дидактические «Кто есть кто?», « Отгадай загадки», «Вспомни сказку по отрывку».
    11 НОД «Рукам забота – сердцу радость» «По страницам любимых сказок» (Лепка, аппликация)
    3 этап Заключитель-ный этап Анализ результатов проекта
    Выставки детских книг для данного возраста
    Выставки книг-самоделок, сделанных детьми совместно с родителями
    Викторина по сказкам
    Показатели успешности литературного образования дошкольников служит:
    Самостоятельное добровольное обращение ребёнка к книге
    - Заинтересованное слушание и участие в беседе
    - Умение общаться с книгой «один на один»
    - Только совместная работа по принципу "педагог - ребенок - родитель" способствует достижению положительных результатов в литературном образовании дошкольников
    Результат проекта:
    1. В результате совместной деятельности воспитанников и педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Дети побывали в библиотеке, познакомились с разделами библиотеки.
    2. Проект был связан и с безопасностью дорожного движения, т.к. сентябрь обычно в стране объявляют месячником безопасности, что способствовало развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
    3.Родители воспитанников получили информацию о том, как воспитать у ребёнка любовь к чтению.
    4.Проектный метод развил познавательный интерес к различным областям знаний у детей, сформировал навыки сотрудничества. Все участники проекта получили массу положительных эмоций.
    Продукт детской деятельности:
    1.Оформлены стенды.
    2.Альбом “Книга – лучший друг” (пословицы, поговорки, загадки о книге);
    3.Библиотечка в группе, в уголке для чтения
    4.Разработаны и оформлены правила пользования книгой.
    5.Изготовлены закладки для книг.
    6.Выставки рисунков детей.
    Ресурсы:
    1. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-6-е изд., испр. И доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-208с.
    2. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги».
    3. Карпунина О. Г. «Книжкина больница».
    4. Наглядно- дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).
    5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
    6. Ушакова О.С: « Развитие речи детей 5-7 лет». М.: Сфера, 2015
    7. Ушакова О.С. « Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». М.: Сфера, 2011

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

    Количество занятий 34

    Планирование составлено на основе программы

    _____________________________

    Рассмотрена и принята на

    заседании педагогического совета

    Протокол № ______

    от «____»_____ 20___г.

    Нуртдинова Раушан Гасимовна

    РТ

    г. Альметьевск

    Коммуникация. Чтение художественной литературы

    Направление «Познавательно-речевое развитие»

    Образовательная область «Чтение художественной литературы»

    направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:

    формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных

    представлений;

    развитие литературной речи;

    приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного

    восприятия и эстетического вкуса".*

    Формирование интереса и потребности в чтении

    Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

    Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

    Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

    Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

    Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

    Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников

    Чтение художественной литературы

    МЕСЯЦ

    НЕДЕЛИ

    ТЕМА

    ЗАДАЧИ

    ЛИТЕРАТУРА

    СЕНТЯБРЬ

    1

    Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка»

    учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанрах, композиционных, языковых особенностях русской сказки; продолжать развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводит детей к осознанию и пониманию образных выражений.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.1 стр.175

    2

    «О чем печалишься осень». Чтение стихотворений об осени, рассматриваний иллюстраций

    закрепить знания об изменениях природы; вызвать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов; развивать поэтический слух

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.2 стр.182

    3

    Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»

    Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей, закрепить знания о жанровых особенностях сказки

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.3 стр.184

    4

    Заучивание стихотворения Е.Трудневой «Осень»

    учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; продолжать развивать поэтический слух; умение чувствовать, понимать и воспроизводит образный язык стихотворения; развивать умение подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей; активизировать употребление в речи глаголов.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.4стр.191

    ОКТЯБРЬ

    1

    Чтение туркменской народной сказки «Падчерица»

    учить замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев обеих сказок; развивать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.5стр.193

    2

    Ознакомление с малыми фольклорными формами

    уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, развивать умение составлять по ним небольшие рассказы, соотносить при этом содержание с названием текста.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.6стр.199

    3

    Чтение «Сказки про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д.Мамин-Сибиряка

    Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.7стр.201

    4

    Заучивание стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…

    учит детей выразительно читать наизусть стихотворение и передавать интонационно печаль осенней природы, чувствовать понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирики А.Пушкина

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.8стр.205

    НОЯБРЬ

    1

    Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка»

    познакомит детей с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.9стр.205

    2

    Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И. Крылова

    «Стрекоза и муравей

    познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; помочь пониманию аллегории басни, идеи, значении пословиц о труде; воспитывать чуткость к образному строю языка басни, учить связывать значение пословицы с определенной ситуацией

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.10 стр.205

    3

    Беседа о творчестве А.Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбки»

    углублять и расширять знания детей о творчестве А.Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.11стр.212

    4

    Чтения стихотворения К.Чолиева «Деревья спят». Беседа об осени

    Учить детей составлять рассказ с использованием выразительно-изобразительных средств языка; развивать умение подбирать эпитеты к заданному слову; передавать в слове настроение, впечатления

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.12стр.219

    ДЕКАБРЬ

    1

    Малые фольклорные формы

    уточнять и закреплять представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.13стр.212

    2

    Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»

    развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.14 стр.223

    3

    Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Первый снег»

    Учить детей интонационно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения; учить замечать изобразительно-выразительные средства

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.15 стр.226

    4

    Рассказывание сказки В.Одоевского «Мороз Иванович»

    Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки; подвести к пониманию идеи произведения; показать ее связь со значением пословицы

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.16 стр.228

    ЯНВАРЬ

    1-2 недели каникулы

    3

    Чтение басни Крылова « Ворона и Лисица»

    продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учит понимать аллергорию, ее обощенное значение, выделит мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста; развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.17 стр.235

    4

    Чтение рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным» . Составление рассказов по пословице

    учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию; продолжать учить детей составлять по пословице короткие рассказы или сказки; осмысливать образное содержание и обощенное значение пословиц и поговорок.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.18 стр.237

    ФЕВРАЛЬ

    1

    Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза». Творческое рассказывания

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.19 стр.241

    2

    Чтение сказки. У.Диснея «Три поросенка отдыхают»

    учить чувствовать юмористический характер сказки, обращать внимание на образный язык произведения; развивать творческую активность детей в процессе придумывания продолжения сказки

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.20 стр.242

    3

    Малые фольклорные формы

    Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками; учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.21 стр.246

    4

    Чтение рассказа С.Иванова «Каким бывает снег»

    углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; учить передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.22 стр.247

    МАРТ

    1

    Чтение басни С. Михалкова. «Ошибка» Анализ фразеологизмов, пословиц, рисование к ним иллюстраций

    учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллергории, содержащейся в басне; продолжат учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.23 стр.250

    2

    Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

    подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знание детей о жанровых особенностях сказки

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.24стр.252

    3

    Комплексное занятие «Весна идет». Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций

    вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.25стр.259

    4

    Чтение басни Л.Толстого «Собака и её тень». Анализ половиц

    учить детей осмысливать аллергонию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.26стр.262

    АПРЕЛЬ

    1

    Чтение сказки М. Михалков

    «Лесные хоромы» . Сопоставлений с русской народной сказкой « Теремок»

    познакомить детей со сказкой, помочь найти сходное и отличное от русской народной сказки «Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.27 стр.263

    2

    Чтение рассказа В. Драгунского

    «Друг детства» -

    чтение рассказа

    Вызывать эмоциональный отклик на восприятие образного содержания произведения; помочь осмыслению идеи значения образных выражений; закрепить знания о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.28стр.262

    3

    Малые фольклорные формы

    систематизировать и обобщить знания о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.29стр.270

    4

    Заучивание стихотворения Г.Новицкой « Вскрываются почки». Творческое рассказывание «Как разбудили клен»

    учит детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы; развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы; развивать умение составлять лирические рассказы и сказки (речетворческие способности)

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.30стр.273

    МАЙ

    1

    Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С.Аксакова «Аленький цветочек». Лексические упражнения.

    систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве; о сказках, потешках, песенках, пословицах; о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.31стр.275

    2

    Чтение сказки Х-К.Андерсена «Гадкий утенок»

    уточнить знание детей о творчестве датского сказочника Х.-К. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характер персонажей сказки, формировать внимание к поэтическим образам.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.32стр.277

    3

    Чтение басни И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

    продолжать учить осмысливать содержание басни, образный строй языка; развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.33стр.278

    4

    Итоговая литературная викторина

    закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений; закрепить знания о малых фольклорных формах.

    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет», зан.34стр.279

    Перспективный план работы в подготовительной к школе группе по ознакомлению с художественной литературой

    Беседа «Откуда пришла книга»

    Цель: познакомить с разнообразием книг (в прошлом и сейчас), дать детям понятие как делается книга. Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним.

    Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Филипок»

    Цель: донести до сознания детей замысел автора- стремление к учению естественно для крестьянского ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, человек«дела»

    Аппликация «Школа»

    Цель: учить составлять из геометрических фигур разнообразные архитектурные постройки.

    Выставка «Какими бывают книги»

    Цель: познакомить с разнообразием книг, их оформления.

    ЦВЕТЫ САДОВЫЕ

    Заучивание А.К.Толстого «Колокольчики»

    Цель: Закрепление представлений о весне. Различение ранней и поздней весны.

    Обогащение лексики признаками и действиями предметов.

    Развитие диалогической речи.

    Закрепление названий полевых цветов.

    Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».

    Чтение стихотворений Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»

    Цель: вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы,учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных тестов.

    Рисование «Любимый цветок»

    Цель:передавать изображение цветов по прочитанным произведениям

    Выставка детских рисунков «Мой цветок»

    Цель:учить любоваться красотой природы, радоваться за полученный результат

    ОВОЩИ И ФРУКТЫ

    Пересказ Л.Н.Толстого «Косточка»

    Цель:учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их. Учить пересказывать близко к тексту.

    Чтение Н.Носова «Огурцы». Рассматривание иллюстраций, знакомство с творчеством

    Цель:познакомить детей с творчеством Н.Носова с его биографией.Учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их, аргументируя свои суждения.

    Лепка «Фрукты и овощи»

    Цель:вызвать интерес к реальному изображению овощей и фруктов.

    Выставка творчества Н.Носова

    Цель:познакомить с художественными произведениями и иллюстрациями к его книгам.

    ЯГОДЫ

    ГРИБЫ

    Ознакомление с малыми фольклорными формами

    Цель: уточнить представление детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок.

    Вечер загадок «В грибном царстве, в ягодном государстве»

    Цель:закрепить, систематизировать знания детей о малых фольклорных формах-загадках, умение самим составлять загадки.

    Рисование «Грибное лукошко»

    Цель: учить по загадке изображать грибы

    Изготовление альбома «Загадки и отгадки»

    Цель:учить подбирать соответствующие отгадки

    ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА

    Заучивание пословиц и поговорок о хлебе

    Цель:поддерживать и развивать интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представление о пословицах и поговорках.

    Чтение М.М.Пришвина «Лисичкин хлеб»

    Цель: учить воспринимать образное содержание произведения, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, объяснять смысл и происхождение названий трав.

    Рисование по пословицам о хлебе

    Цель:учить предавать в рисунке содержание пословиц.

    Изготовление альбома «Хлеб всему голова»

    ОСЕНЬ

    Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

    Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы.

    Чтение стихотворений про осень, слушание П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь»

    Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; воспитывать бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»).

    Аппликация «Чудо листочки» (составление картины из сухих листьев)

    Цель: учить составлять композицию по литературному произведению

    Выставка книг и картин «Золотая осень»

    Цель: формировать умения воспринимать поэтические произведения в единстве словесного и изобразительного искусства.

    ПЕРЕЛЕТ

    НЫЕ

    ПТИЦЫ

    Чтение В.Бианки «Лесные домишки»

    Цель:помочь усвоить биологические сведения:приспособленность птиц и животных к определенным условиям, обратить внимание на художественную выразительность, лаконичность и точность описания «домишек».

    Театрализация р.н. сказки «Гуси-лебеди»

    Цель: учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре,подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа;формировать живой интерес к русскому фольклору.

    Коллективная аппликация «Лягушка-путешественница»

    Цель:передавать понравившийся эпизод сказки.

    Изготовление альбома «Любимые герои сказок»

    ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕЮГА И СЕВЕРА

    Пересказ Л.Н.Толстого «Слон»

    Цель: воспитывать нравственные качества: жалость к животным, забота о своей семье; расширять кругозор детей.

    Чтение Д.Р.Киплинг «Книга джунглей»

    Цель:познакомить с творчеством Д.Р.Киплинга

    Рисование «Кто живет в джунглях»

    Цель: передавать образы реалистичных животных.

    Изготовление мнемотаблиц для составления сказок

    ОДЕЖДА

    ОБУВЬ

    ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

    Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

    Цель: углублять и расширять знания о творчестве А.С.Пушкина;воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

    День рождение Н.Носова. Чтение Н.Носова «Живая шляпа», «Заплатка» (инсценировка)

    Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец).

    Рисование по сказкам Пушкина

    Цель:развивать творческое воображение передавая образ сказочных героев

    1.«Книжкина больница»;

    2.Выставка «Моя любимая книжка»

    Цель:прививать любовь к художественным произведениям.

    ЗИМА

    ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕ

    НИЯ

    Рассказывание р.н.сказки «Снегурочка»

    Цель: Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку;развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы;закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра;воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

    Знакомство с биографией А.С.Пушкина. Чтение А.С.Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя…»

    Цель: продолжать знакомить с творчеством великого русского поэта; расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина;

    вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А.С. Пушкина.

    Коллективная работа «Елочка»(оригами)

    Цель: учить передавать красоту зимнего леса.

    Выставка творчества А.С.Пушкина

    Цель: познакомить с художественными произведениями и иллюстрациями к его книгам.

    НЕДЕЛЯ ИГРЫ И ИГРУШКИ

    Чтение рассказа Драгунского «Друг детства»

    Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею;

    закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ)

    Слушание в аудиозаписи А.Барто «Игрушки»

    Лепка «Дед Мороз спешит на елку»

    Цель: лепить игрушки, которые могут быть в мешке у Деда Мороза.

    Выставка «Моя любимая игрушка»

    Цель: , учить принимать на себя роль экскурсавода при рассказывании о своей игрушке, прививать бережное отношение к игрушкам.

    МЕБЕЛЬ

    Чтение С.Маршака «Откуда стол пришел?»

    Цель: Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

    Учить подбирать рифмы к различным словам;

    Сюжетно-ролевая игра «Семья» (обыгрывание поделок)

    Цель: учить детей отражать в играх события реальной жизни;совершенствовать диалогическую и развивать монологическую связную речь.

    Конструирование из бумаги «Мебель»

    Цель: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.

    Пополнение атрибутами мебели для сюжетно-ролевой игры

    ПОСУДА

    Чтение Н.Носова «Мишкина каша»

    Цель: воспитывать чувство юмора-умение понимать и ценить юмор, радоваться ему.

    Рисование «Золотая хохлома»

    Цель: передавать харектерные особенности росписи, закреплять видовое разнообразие посуды

    Выставка посуды по видам росписи (хохлома, гжель, Городец)

    Цель:расширять знания дтей о видах росписи

    ДОМАШ

    НИЕ ЖИВОТНЫЕ

    Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»

    Цель:учить детей пересказывать текст, точно,последовательно, выразительно, проникаться чувством симпатии к мальчику, видят в его поступке проявление мужества.

    Рассказывание р.н.сказки «Хаврошечка»

    Цель:помочь дать мотивированную оценку персонажам, обратить внимание на яркость и образность повествования.

    Аппликация «Пушистый котенок»

    Цель: передавать образ котенка из рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»

    Изготовление масок животных для театрализации сказок

    ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

    Чтение Е. Чарушина «Волчишко»

    Цель: пробудить в детях сочувствие, сопереживание герою рассказа;

    при помощи вопросов научить детей ставить себя на место героя рассказа;

    воспитывать понимание эмоционального смысла произведения;

    ; помочь детям в воспитании чувства бесстрашия.

    Театрализация сказки «Сказка про храброго зайца»

    Цель:побуждать детей к активному участию в театрализации сказки,учить четко проговаривать слова, сочетая движения и речь.

    Рисование «Зайчик серенький сидит»

    Цель:учить передавать в рисунке эпизод из жизни животного, через композиционное расположение персонажа.

    Изготовление альбома «Узнай и расскажи сказку»

    ЗАЩИТ

    НИКИ ОТЕЧЕСТВА

    Рассказывание р.н.сказки «Никита Кожемяка»

    Цель:обратить внимание на характерные особенности героя-стремление прийти на помощь, готовность к защите Родины, вызвать у детей восхищение героем, желание быть похожим на него.

    Чтение А.Митяев «Мешок овсянки»

    Цель: Вызвать интерес к сюжету рассказа, помочь понять, почему солдат стремился заботиться о собаках. Воспитывать у детей чувство любви и большой благодарности всем, кто защищал нашу страну.

    Подарок для папы

    Цель:учить проявлять заботу и внимание о близких людях

    Персональная выставка работ «Маленький художник»

    Цель:воспитывать чувство радости за успехи своих друзей.

    СЕМЬЯ

    Заучивание Г.Виеру «Мамин день»

    Чтение по ролям С.Михалкова «А что у вас?», беседа о маме

    Цель:учить рассказывать стихотворение по ролям, интонационно выразительно проговаривать фразы.

    Рисование р.н.сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

    Цель: воспитывать интерес и желание отображать в рисунке понравившийся отрывок из сказки.

    Пополнение группового фотоальбома «Я и моя семья»

    ВЕСНА

    Чтение М.Пришвина «Золотой луг»

    Вечер поэзии «Полюбуйся: весна наступает»

    Цель: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления;

    учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов; воспитывать любовь к природе.

    Рисование «Ранняя весна»

    Цель: учить создавать сюжетные композиций на темы окружающей жизни и поэтических

    произведений.

    Выставка картин-натюрмортов «Цветы»

    Цель: пополнять знания детей о цветах, воспитывать чувство прекрасного

    Первая неделя апреля

    День рождение книги. Викторина по произведениям Н.Носова

    Цель: уточнить знания детей о произведениях Н.Носова;

    Воспитывать любовь к художественной литературе.

    Чтение Н.Носова «Фантазеры». Вечер фантазий «Чья история смешнее»

    Цель: помочь проникнуть в замысел рассказа- веселая добрая фантазия доставляет радость, ложь-неприятность, огорчение, помочь осознать смысл слова«фантазеры», учить самостоятельно придумывать смешные ситуации.

    Лепка «Фантастический сказочный герой»

    Цель: учить создавать фантастический образ

    Коллаж по произведениям Н.Носова

    Цель: закреплять знания детей о творчестве писателя

    КОМНАТ

    НЫЕ РАСТЕНИЯ

    Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

    Цель: подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

    Чтение Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

    Цель:уточнить знания о творчестве Г.Х.Андерсона,учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки и их поступки.

    Аппликация «Цветок»

    Цель:учить составлять необычный фантазийный цветок.

    Изготовление альбома «Мой любимый мультфильм»

    ВРЕМЕНА ГОДА

    (ОБОБЩЕНИЕ)

    Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Вскрываются почки»

    Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух.

    Составление описательного рассказа по пейзажной картине «Май.Облачко» В.Подлянского

    Цель: учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,используя разные типы предложений;обогащать словарь детей образными словами и выражениями, активизировать в их речи глаголы, синонимы и антонимы.

    Рисование «Цветущая весна» (пальчиковая техника)

    Цель:учить передавать поэтическое весеннее настроение.

    Оформление галереи картин о весне

    Цель:учить соотносить литературный отрыврк о весне с соответствующей пейзажной картиной

    НАСЕКО

    МЫЕ

    Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

    Цель: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями;

    подвести к пониманию аллегории басни,идеи;воспитывать чуткость к образному строю языка басни;понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

    Чтение с последующим пересказом В.А. Сухомлинского «Пусть будут и соловей и жук»

    Цель: познакомить с литературной сказкой В. Сухомлинского;развивать у детей способность эмоционально откликаться на прочитанное;

    воспитывать уважение к окружающим, дружелюбие;

    учить диалогической речи при пересказе.

    Рисование по басне И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

    Цель:учить предавать образы героев в сюжете

    Выставка «Животные в сказках»

    Цель: знакомить с выразительностью образов животных разных художников

    РЫБЫ

    ПОДВОД

    НЫЙ

    МИР

    Рассказывание р.н. сказки «Царевна-лягушка»

    Цель: продолжать развивать поэтический слух:умение слушать и выделять в тексте выразительные средства.

    Викторина «Мы любим сказки»

    Цель: Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений;

    закрепить знания о малых фольклорных формах.

    Коллаж «Поможем бабушке и дедушке вспомнить сказки»

    Цель:

    учить создавать композицию из героев различных сказок.

    Выставка детских рисунков «Рисуем сказки»

    Цель: развивать творчество, фантазию.