Солнечные ступеньки для детей 5 6 лет. Программа для дошкольников "солнечные ступеньки"

Рабочая программа предшкольной подготовки

«Солнечные ступеньки»

Возраст детей: 6-7 лет

Составитель: Володина Ольга Борисовна

п. Тульский, 2015г

Пояснительная записка

Рабочая программа «Солнечные ступеньки» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. : Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

Цел и курса: способствовать успешной психологической адаптации детей к условиям школы; формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, развитие устной речи.

Задачи обучения:

    Развивать устную речь; обогащать словарь обучающихся.

    Овладение математическими знаниями и умениями .

    Развивать память, мышление, внимание, наблюдательность.

    Пробуждать у детей живой познавательный интерес и образовательную активность.

    Развивать умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно.

    Развитие умений действовать по правилам.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования. Программа «Солнечные ступеньки » предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов :

(по 1 часу в неделю).

Занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 2 занятия в день, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 29 недель. Общее количество занятий – 58
Принципы организации деятельности на занятии

1) принципы последовательности (содержательные задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с возрастными возможностями ребенка);
2) принцип доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
3) принцип наглядности ( использование широкого круга наглядных пособий);
4) принцип индивидуализации (учет психологических особенностей детей);

5) принцип «межпредметности » (связь с другими предметами: развитием речи, окружающим миром).

6) принцип технолого- педагогического сопровождения развития ребёнка предполагает наблюдение и помощь (по мере необходимости).

Для успешной организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников используются следующие методы обучения : словесный, наглядный, индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, частично – поисковый, репродуктивный; работа под руководством педагога, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль. Особое внимание уделяется методам стимулирования учебной деятельности: дидактические игры, занимательные задания, создание ситуаций эмоционально- нравственных переживаний (соревнования, конкурсы, викторины), игры – инсценировки, поощрение.

Для отдыха и снятия напряжения подобраны физкультминутки, пальчиковые игры, психогимнастика; многие из них соответствуют теме занятия.

Формы организации:
1. фронтальная;
2. работа по подгруппам;
3. индивидуальная.

№п/п

Тема занятия

Кол-во занятий

Знакомство с учебными принадлежностями. Правила письма. Границы раскраски. Ориентировка на листе.

Знакомство с геометрическими фигурами.

Количественный и порядковый счёт.

Свойства предметов: цвет, форма, размер.

Понятие «много», «один».

Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно».

Расположение предметов в пространстве: «за», «перед», «над», «под», «между», «слева», «справа», «снизу», «сверху».

Число и цифра «1».

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.

Число и цифра «2».

Сравнение предметов по величине. Работа с палочками.

Знаки «плюс», «минус», «равно». Нахождение и определение геометрических фигур в классе. Решение логической задачи.

Число и цифра «3». Дорисуй круг до чего-либо. Обводка по шаблону, раскрашивание.

Сравнение предметов по величине. Решение задач в стихах. Соотнесение количества предметов с цифрой.

Число и цифра «4». Понятия «длинный», «короче», «самый короткий». Решение логической задачи.

Число и цифра «5». Д/И « Кто внимательный?» Работа с палочками.

Число и цифра «6». Решение ребусов. Д/И «Преврати геометрические фигуры в предметы».

Независимость числа от величины предметов. Времена года. Загадки.

Число и цифра «7». Дни недели.

Работа с палочками.

Число и цифра «8».

Понятия «большой», «поменьше», «самый маленький». Д/И «Что изменилось?»

Число и цифра «9».

Д/И « Узнай, какой день недели.» Решение ребусов.

Число и цифра «10».

Понятия «высокий», «низкий».

Д/И «Выложи столько же».

Решение логической задачи.

Упражнение в дополнении числа до любого заданного.

Д/И «Положи цифры по порядку».

Ориентировка в пространстве.

Соотнесение количества предметов с цифрой.

Задачи-шутки. Д/И «Когда это бывает?» Рисуем по точкам.

Занятие – путешествие «В стране Цифрундии».

Обучение составлению задач.

Выкладывание домика из палочек.

Д/И «Какой цифры нет?» Ориентировка в пространстве.

Цифра «0».Решение примеров.

Д/И «Преврати геометрические фигуры в предметы».

Д/И «Число, цифра, предмет».

Повтор цифр от 0 до 10.

Решение логических задач.

Д/И «Запиши пропущенную цифру.»

Составление и решение математических задач.

Д/И «Преврати круги в предметы». Д/И «Как стояли фигуры?»

Решение примеров.

Закрепление геометрических форм.

Решение логических задач.

Ровное и половинное время.

Д/И «Дорисуй треугольники».

Пространственная ориентировка.

Определение времени.

Решение примеров.

Д/И «Найди предмет по заданным признакам "

Д/И «Нарисуй правильно».Решение логических задач.

Разгадывание ребусов.

Соотношение предметов.Д/И «Как стояли фигуры?»

Решение простых задач. Д/И «Дорисуй квадраты».

Знакомство с часами. Упражнение в дополнении числа до любого заданного. Д/И «Соедини по порядку».

Конструирование: «Гусеница». Ориентировка в пространстве. Д/И «Найди недостающий предмет»

Работа с часами. Д/И «Что когда бывает?» Д/И «Что не так?» Работа с палочками.

Упорядочивание предметов по признакам: «выше-ниже», «больше-меньше», «длиннее-короче», «легче-тяжелее». Состав чисел.

Решение примеров.

Упражнения на развитие сообразительности и внимания. Рисуем по точкам.

Конструирование: «Ракета» Решение ребусов. Числа от 0 до 10.

Графический диктант. Количественный и порядковый счет. Решение логической задачи.

Лабиринт. Д/И «Соедини по порядку». Загадки. Д/И «Собери урожай».

Рисуем по точкам. Д/И «Третий лишний». Д/И «Найди соседа»

Знакомство с ребусами. « Угадай что это?» разгадывание ребусов.

Графический диктант. Задачи в стихах.

Знакомство с геометрией. Игра « На что похож…»

Развиваем логику. Задачи на логическое мышление.

Разгадывание кроссвордов. Составление кроссвордов.

Графический диктант. Количественный и порядковый счёт.

Решение примеров, Упражнения на развитие сообразительности и внимания. Рисуем по точкам.

Д/И « Найди противоположности»

Скопируй узор. Решение занимательных задач. Времена года.

Д/И « Найди лишнее!» Весёлый счёт.

«Нарисуй по цифрам», решение задач на логику.

Стихи, загадки о цифрах.

Инсценирование сказки «Теремок» на новый лад.

Весёлый счёт. Загадки и стихи о цифрах.

Разгадывание ребусов. Задачи в стихах.

Логические задачи.

Открытый урок по математике «Чему мы научились»

Скоро в школу.

Выпускной.

«Развитие умственных способностей и математических представлений»

Предметные:

выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;

показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными пред­метами;

сравнивать предметы;

определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или во множествах элементов поровну;

называть числа в пpямом и в обратном порядке от 1 до 10;

сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»;

пересчитывать элементы данного конечного множества;

называть и различать геометрические фигуpы: круг, квадрат, треу­гольник, прямоугольник .

Метапредметные:

1.Регулятивные УУД:

2 .Познавательные УУД : добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

3. Коммуникативные УУД : донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других.

Календарно- тематическое планирование по курсу

№п/п

Тема занятия

Кол-во занятий

Школа вежливости.

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Коллективный пересказ сказки «Маша и три медведя».

Описание картинки. Выделение звука в слове.

Речь устная.Предложение и слова. Текст. Игра «Опиши предмет»

В мире звуков и букв.Звуки гласные и согласные. Д/И «Доскажи словечко». Правило посадки за столом. Рабочая строка. Междустрочное пространство.

Сказка о звуках. Условные знаки и обозначения. Прямые палочки. Противоположные по значению слова. Игра «Сочини сказку о предмете».

Гласный звук [а]. Буква «Аа». Печатание буквы «А». Ударение. Игра «Молоточки».

Гласный звук [о ]. Буква «Оо». Печатание буквы «О». Составление предложений по картинке. Штриховка.

Гласный звук [у ]. Буква «Уу». Печатание буквы «У». Игра «Раздели слово на части»

Гласный звук [ы ]. Буква «ы». Печатание буквы «ы». Составление рассказа по сюжетной картинке.

Согласный звук [м ]. Буква «Мм». Печатание буквы «м». Д/И «Доскажи словечко». Игра «Да-нетка».

Согласный звук [с], [‘с]. Буква Сс.Печатание буквы.

Игра « Кто внимательный?»

Штриховка.

Согласный звук[ х],[’х]. Буква Хх.Печатание буквы.

Чистоговорки. Деление слов на слоги.

Согласный звук [р],[‘ р]. Буква Рр. Печатание буквы.

Определение места звука в слове . Инсценировка сказки «Репка».

Согласный звук[ ш]. Буква Шш.Печатание буквы.

Деление слов на слоги. Слова похожие и разные.

Согласный звук [л],[‘ л]. Буква Лл. Печатание буквы. Составление слогов. Разучивание скороговорок.

Согласный звук [н],[‘ н]. Буква Нн. Печатание буквы. Д/И «Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок.

Согласный звук [к],[ ‘к]. Буква Кк. Печатание буквы. Д/И «Хлопок на звук». Игра «Да-нетка».

Согласный звук [т],[‘т]. Буква Тт. Печатание буквы. Инсценировка сказки «Теремок».

Гласный звук[и]. Буква Ии. Печатание буквы. Составление слогов. Работа с картинками. Слуховой диктант.

Согласный звук [п],[‘ п]. Буква Пп. Печатание буквы

Д/И «Раздели буквы на группы

Чистоговорки.

Согласный звук [з],[‘з]. Буква Зз. Печатание буквы.

Д/И «Какого цвета звук?». Составление рифмы к словам.

Согласный звук [‘й]. Буква Йй. Печатание буквы. Определение места звука в слове. Д/И Игра «Съедобное –не съедобное»

Согласный звук [г], [‘г]. Буква Гг. Печатание буквы. Д/И «Кто живёт в домике?». Игра «Да-нетка».

Согласный звук[ в],[‘ в]. Буква Вв. Печатание буквы. Ребусы, анаграммы, шарады.

Согласный звук [д], [‘д]. Буква Дд. Печатание буквы. Составление рассказа по цепочке по заданной теме.

Согласный звук [б], [‘б]. Буква Бб. Печатание буквы. Д/И «Слово рассыпалось». Слуховой диктант.

Согласный звук [ж]. Буква Жж. Печатание буквы. Д/И «Какой слог пропал?» Скороговорки.

Гласный звук [е]. Буква Ее. Печатание буквы

Составление рассказа по цепочке. Слоговое лото

Буква ь.Печатание буквы. Сравнение слов.

Д/И «Эхо». Ребусы.

Гласный звук [я]. Буква Яя. Печатание буквы. Д/И «Слова на букву» Игра «Да-нетка».

Гласный звук [ю]. Буква Юю. Печатание буквы.

Д/И «Ищу рифму».

Гласный звук [ё]. Буква Ёё. Печатание буквы. Поиграем в слова. Штриховка.

Согласный звук [‘ч]. Буква Чч. Печатание буквы.

Д/И «Найди звук в слове».Д/И «Доскажи словечко». Составление слогов.

Гласный звук [э]. Буква Ээ. Печатание буквы.

Составление рассказа по картине.

Согласный звук [ц]. Буква Цц. Печатание буквы. Д/И «Слова на букву». Д/И «Найди звук в слове».

Согласный звук [ф], [‘ф]. Буква Фф. Печатание буквы.

Слоговое лото. Д/И «Угадай-ка».

Согласный звук [‘щ]. Буква Щщ. Печатание буквы. Д/И «Дополни предложение». Игра «Да-нетка».

Буква Ъ. Печатание буквы.

Развитие грамматически правильной речи. Деление слова на части. Скороговорки, шарады.

Алфавит. Д/И «Слово спряталось». Игра «Да-нетка».

Алфавит. Слуховой диктант. Игра в слова. Составление рассказа по картинке.

«Раскрась картинку по буквам»

Лепка знакомых букв и составление слов.

Стихи, загадки о буквах.

Игра «Живые буквы» инсценирование.

Ребусы «Найди букву»

Сочиняем сказку. Составление сказки по картинкам.

Д/И «Угадай букву» (дописать, дорисовать)

Заучивание стихотворения Б.Заходера «Песенка-азбука»

Заучивание скороговорок.

Инсценирование стихотворения Б. Заходера «Буква «Я»

Беседа о профессиях родителей.

«На что буквы похожи» А. Шибаев Алфавит в картинках

Весёлые буквы-лепка букв из пластилина.

Составляем слова. Скороговорки.

Составляем рассказ по картине.

Удадай-ка-разгадывание ребусов.

Открытый урок по обучению грамоте. «Чему мы научились»

Скоро в школу

Выпускной

Планируемые результаты освоения курса

«Обучение грамоте и развитие речи»

Предметные:

  • не смешивать понятия «звук» и «буква» ;

    уметь различать звуки речи на слух;

    делить слово на слоги, ставить ударение;

    уметь составлять простые предложения;

    составлять рассказ по серии картин;

    конструировать буквы;

    штриховать по образцу.

Метапредметные:

1.Регулятивные УУД: р аботать по предложенному плану, использовать необходимые средства; определять успешность выполнения задания.

2 .Познавательные УУД : преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты, составлять рассказы по картинке.

3. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других.

Данная рабочая программа обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

· создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;

· подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;

· формирование положительного отношения к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 2051

ГОРОДА МОСКВЫ

ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

«СОЛНЕЧНЫЕ СТУПЕНЬКИ»

Срок реализации: 1 год

Составитель:

учитель начальных классов

Грищенко Т.Н.

Ратникова М.Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.

В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:

Наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

Заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

Наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

Всестороннее воспитание ребенка;

Специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.

Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.

Данная рабочая программа обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;
  • подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
  • формирование положительного отношения к школе.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
  • развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
  • воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
  • формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;
  • укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;
  • воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
  • создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:

Данный курс содержит три комплексных блока:

  1. Обучение грамоте, развитие речи (2занятия в неделю по 30 минут)
  2. Логика и счет (2занятия в неделю по 30 минут)
  3. Мир вокруг нас (2занятия в неделю по 30 минут)

ХАРАКТЕИСТИКА РАЗДЕЛОВ

Обучение элементам грамоты, первоначальному чтению

Основная задача - развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, подготовка руки к письму.

На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове.

Дети знакомятся с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква". Учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова.

Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму)

Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.

Каждое занятие включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.)

На занятиях используются:

  • пальчиковая гимнастика;
  • веселые подвижные игры (речь + движения);
  • штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;
  • обводки по трафарету или шаблону;
  • печатание букв, слогов, слов, цифр.

Логика и счет

Основная задача - ознакомление детей с математическими понятиями и развитие логического мышления.

На занятиях дети осваивают количественный (прямой и обратный), порядковый счет.

Дети обучаются элементарным основам математики:

  • знакомство с цифрами;
  • состав числа;
  • отношения и связи между числами;
  • геометрические фигуры;
  • математические знаки;
  • арифметические задачи;
  • примеры на сложение и вычитание;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Состоит из учебных пособий:

1. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика (часть 1, часть 2)

2. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Обучение грамоте (часть 1, часть 2)

3. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Подготовка к письму (часть 1, часть 2)

4. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Окружающий мир. Предметы. Природа. (часть 1, часть 2)

5. "Солнечные ступеньки", серия "Папка дошкольника"

Средства, необходимые для реализации программы:

«Логика и счет»

Пояснительная записка

Предпосылками формирования элементарных математических представлений следует считать формирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных логических операций.

Сенсорный опыт детей:

Зрительный;

Координационный в пространстве и во времени;

Цветовой.

К основным видам логических операций можно отнести классификацию и сериацию .

Классификация (распределение- объединение объектов по группам)- анализ(выделение признаков объекта); сравнение(сопоставление ряда объектов по выделенному признаку); обобщение(выделение общего признака у ряда объектов); синтез(объединение объектов в группу по выделенному признаку).

Сериация - установление последовательных взаимосвязей(определение различий соседних объектов; установление ряда объектов по убыванию или возрастанию степени проявления признака).

Уровни сложности логических операций:

а) самостоятельно;

б) с помощью сверстников, взрослых:

Классификация: по кол-ву объектов- 2-4;

По кол-ву признаков- от 1 до 3;

Сериация: по кол-ву объектов- не более 3.

Программа дочислового периода обучения математике:

1.Формирование представлений о количестве.

Классификация множеств объектов по кол-ву объектов(один, много, ни одного).

2.Виды преобразований основных объектов :

Инвариантные преобразования геометрических форм: сдвиг, вращение, симметрическое отображение, подобие и их композиции;

Преобразование количества: - инвариантные (изменение положения элементов группы в пространстве);

Неинвариантные (объединение групп, изъятие подгруппы).

3.Способы сравнения : на глаз; наложение; перенос; взаимно однозначное соответствие.

4.Способы описания результатов сравнения : равенство; неравенство; установление последовательности.

1.Развитие представлений о количестве: количество как характеристика множества предметов.

2.Классификация множеств предметов по количеству (один, много, ни одного).

3.Сравнение двух множеств предметов по кол-ву различными способами.

4. Распределение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предыдущего.

5.Развитие представлений о форме.

1. Сравнение предметов по форме различными способами.

2. Выделение геометрических форм(пространственные, плоские, линейные).

3. Знакомство с объёмными геометрическими фигурами.

4. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами.

5. Знакомство с линейными геометрическими фигурами. Построение геометрических фигур от руки и с помощью линейки.

6. Преобразования геометрических фигур.

7. Сравнение форм геометрических фигур под действием преобразований различными способами.

6.Развитие представлений о непрерывных величинах.

1.Сравнение двух предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте различными способами.

2. Сравнение трёх предметов - геометрических фигур по длине, ширине, высоте различными способами.

3. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по площади различными способами.

4. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по объёму различными способами.

5. Сравнение двух предметов - геометрических фигур по величине различными способами.

Основные объекты: числа, действия над числами.

Представление о числах: количественное описание равноэлементных множеств, способы записи числа, число как результат измерения, число как результат сложения единиц, аддитивный состав числа.

Представление о ряде чисел: упорядоченность числового ряда, положение числа в ряду, порядковые числительные.

Действия над числами (от 1 до 5): - понятие арифметического действия;

Действие сложение как объединение множеств;

Действие вычитание как изъятие подмножества из множества.

Программа числового периода обучения математике:

Числа от 1 до 5.

Классификация множеств по кол-ву элементов. Равноэлементные множества.

Число как количественная характеристика равноэлементных множеств. Числа 1, 2, 3, 4, 5 и соответствующие им «эталонные»

множества. Способы записи числа: точечная и цифровая.

Действия над числами.

  1. Понятие арифметического действия.
  2. Действие сложения.
  3. Действие вычитания.
  4. Получение последующего и предыдущего числа.

Аддитивный состав чисел от 1 до 5:

- разложение числа на сумму единиц;

- произвольное разложение числа;

Способы прибавления чисел 1 и 2 к числам 2, 3;

Способы вычитания чисел 1 и 2 из чисел 2, 3, 4, 5.

Формирование познавательных УУД:

Классификация-объединение по группам;

Анализ – выделение признака из целого объекта;

Сравнение - выделение признака из ряда предметов;

Обобщение - выделение общего признака из ряда объектов;

Синтез - объединение в группы по признакам;

Сериация – умение видеть и называть соседний объект; умение распределять объекты по убыванию или по возрастанию степени проявления признака.

Формирование сенсорного опыта:

Ориентирование в окружающем пространстве, считая точкой отсчёта себя или другой предмет;

Ориентирование на плоскости листа в клеточку, на странице книги;

Определение временных отношений(день, месяц, год);

Определение цвета;

Умение использовать в речи понятия: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».

Дети должны уметь:

Оценивать кол-во предметов числом и проверять сделанную оценку в пределах десяти;

Вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке от1 до 10;

Показывать знание способов записи числа(точкой, точками, цифрой);

Раскладывать числа от 2 до 5 на сумму единиц;

Производить арифметические действия сложения и вычитания на множестве чисел, наибольшее из которых 10;

Осуществлять набор и размен монет;

Сравнивать предметы по форме разными способами;

Узнавать и называть объёмные, плоские, линейные геометрические фигуры.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

работы со словарем (алфавит);

соблюдения орфоэпических норм;

создания в устной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ:

« Логика и счет» (66 часов)

№ п/п

Тематика занятия

Страницы тетради

Дата

Ориентирование на листе тетради. Одинаковый, лишний предмет.

С.1-2

01.10

06.10

Счет предметов. Больше, меньше, только же. Цифра 0

С.3-5

08.10

13.10

Число и цифра 1.

С.6-7

15.10

20.10

Число и цифра 2. Состав числа 2.

С.8-9

22.10

9-10

Число и цифра 3. Состав числа 3.

С.10-11

27.10

29.10

11-12

Число и цифра 4. Состав числа 4.

С. 12-13

03.11

05.11

13-14

Число и цифра 5. Состав числа 5.

С.14-15

10.11

12.11

15-16

Число и цифра 6. Состав числа 6.

С.16-17

17.11

19.11

17-18

Число и цифра 7. Состав числа 7.

С.18-19

24.11

26.11

19-20

Число и цифра 8. Состав числа 8.

С.20-21

01.12

21-22

Число и цифра 9. Состав числа 9.

С.22-23

03.12

23-24

Число 10. Состав числа 10.

С.24-25

08.12

10.12

25-26

Числа натурального ряда.

С.26-27

15.12

17.12

27-28

Числа натурального ряда

С. 28-29

22.12

24.12

29-30

Знаки >,

С. 30-32

29.12

31.12

31-32

Составление схем-примеров

С. 2-3 ч.2

33-34

Решение примеров

С. 4-5

35-36

Увеличить, уменьшить на 2

С. 6-7

37-38

Решение примеров

С. 8-9

39-40

Решение примеров

С.10-11

41-42

Задача.

С.12-13

43-44

Задача «было-съели-осталось»

С. 14-15

45-46

Задача «было-съели-осталось»

С. 16-17

47-48

Решение примеров

С.18-19

49-50

Решение примеров

С.20-21

51-52

Состав числа 10

С.22-23

53-54

Решение примеров

С.24-25

55-56

Увеличить, уменьшить на 3

С.26-27

57-58

Измерение длины.

С.28-29

59-60

Счет до 20.

С. 30-31

61-62

63-64

Решение примеров. Упражнения на развитие логики

65-66

Решение примеров. Упражнения на развитие логики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМУ КУРСУ

«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Пояснительная записка

Обучение дошкольников аудированию, то есть слушанию с пониманием, как самостоятельному виду речевой деятельности позволяет работать над формированием их коммуникативных и интеллектуальных компетенций.

Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной мыслительно - мнимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. И в то же время аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией.

Обучение аудированию в процессе предшкольной подготовки позволяет учит дошкольников:

Внимательно вслушиваться в звучащую речь (удерживать внимание);

Определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте(что было сначала, что было потом и что в конце);

Понимать причинно- следственные связи повествования;

Внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам(стремиться узнать их значение);

Развёрнуто отвечать на вопрос.

Формировать у дошкольников умения:

Предвосхищать смысловое содержание высказывания;

Использовать в речи понятия, связанные временными и пространственными ориентирами(сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; над, под, выше, ниже);

Развивать выразительность речи в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и пр.

Формирование умений понимать речь на слух также положительно сказывается на развитии памяти дошкольника, и прежде всего его слуховой памяти, соль важной не только для изучения русского языка, но и любого другого предмета.

Определение последовательности событий в тексте;

Составление устного рассказа по рисункам к тексту;

Понимание причинно-следственных связей повествования;

Говорение с опорой на речевые образцы;

Выстраивание сложноподчинённого предложения с опорой на образец речи и при помощи наращивания цепочки событий или героев;

Соблюдение нужной интонации высказывания;

Формирование сенсорных эталонов;

Формирование умения объяснить, аргументировать свой ответ;

Запоминание зрительного образа отдельных букв и коротких слов, нахождение и маркирование их в небольшом тексте.

Базовые ожидаемые результаты.

Универсальные учебные действия.

Ребёнок должен уметь, знать и научиться:

Удерживать внимание, слушая короткий текст;

Выполнять инструкцию взрослого при работе в тетради, при просмотре иллюстраций к тексту;

Отвечать на вопросы;

Обсуждать со взрослым возникшую проблему;

Исправлять свои ошибки;

Коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы;

Определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте;

Восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена;

Понимать логику и причинно-следственные связи повествования;

Удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;

Делать простой логический перенос при обсуждении деталей текста;

Понимать несложное обобщение с опорой на высказывание героев интриги;

Внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам, стремиться узнать их значение;

Выстраивать сложноподчинённые предложения с помощью наращивания цепочки событий или героев с опорой на речевой образец;

Выстраивать сложноподчинённые предложения с опорой на речевой образец;

Правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения;

Использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;

Узнавать зрительный образ отдельных букв и коротких слов, находить и маркировать их в небольшом тексте;

Различать и воспроизводить звукопись в стихотворном тексте.

Обучение грамоте, развитие речи (66 ч.)

Номер занятия

Тема обучения грамоте

Страницы рабочей тетради

Тема занятия

Тема по развитию речи

Дата

Буквы а и о

С.1-2

Белка

Дифференциация звуков, составление словосочетаний

01.10

06.10

Буква И

с.3

Петушок

Лексика и словообразование

08.10

Буква у

С.4

Снеговик

Развитие мышления,
устное сочинение

13.10

Буква ы

С.5

Футболист

Образование множественного числа

15.10

Буква н

С.6

Дом

Предлог на

20.10

Буквы к и т

С.7-8

Пароход

Решение логической задачи,
аргументация

22.10

27.10

9-10

Буквы з – с

С.9, 16

Игрушки

Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией

29.10

03.11

11-12

Буква л

С.10

Действуй по инструкции

Звук [л]. Автоматизация звука

05.11

10.11

13-14

Буква р

С.11

Краски.
Цвета и оттенки

12.11

17.11

Буква в

С.12

Действуй по инструкции

Использование предлогов, лексика

19.11

16-17

Буква е, ё

С.13, 24

Широкая строка

Составление пересказа

24.11

26.11

18-19

Буквы б – п

С.14, 17

Широкая строка

Сочинение-описание

01.12

03.12

Буква м

С.15

Межстрочное пространство

Лексика по теме, словообразование

08.12

21-22

Буквы д – т

С.18, 7

Овалы

Дифференциация звуков [д] – [т], работа над дикцией

10.12

15.12

Буква г

С.20

Зигзаги

Использование предлогов, словообразование

17.12

Буква ч

С.21

Наклонные

Развитие мышления,
устное сочинение

22.12

Звук ш

С.22

Паровозик

24.12

Буква ж

С.23

Наклонные зигзаги

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией

29.12

Буква х

С.26

Петля

Составление рассказа

31.12

28-29

Буква ю

С.27

Узкая строка

Составление пересказа

Буква ц

С.28

Узкая строка

Составление пересказа

Буква щ

С.30

Узкая строка.

Волна

32-33

Буквы ф – в

С.31,12

Узкая строка.

Петля

Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией

34-35

Буква я

С.19

Пишу от заданной точки

Развитие мышления,
устное сочинение

36-37-38

Слоги

С.1-3 с ч.2

Пишу от заданной точки

Работаю по инструкции

Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией

39-40-41

Слоги

с. 2-4 ч.2

Штрихов Прямая наклонная

Дифференциация звуков [с] – [ш], работа над дикцией

42-43-44

Слова-предметы

С.5-7 ч.2

Штриховка

Прямые наклонные

Лексика по теме, словообразование

45-46-47

Слова

С. 8-10 ч.2

Прямая наклонная

Лексика по теме, словообразование

48-49-50

Деление слов на слоги

С.11-13 ч.2

Наклонная с закруглением вверху и внизу.

Развитие мышления, устное сочинение

51-52-53

Деление слов на слоги

С. 14-16 ч.2

Овалы

Развитие мышления,
устное сочинение

54-55-56

Слова-предметы

С.17-19

Петля, наклонные

Составление пересказа

57-58-59

Предложение. Составление предложений из слов

С.20-22

Овалы

Составление пересказа

60-61-62

Виды предложений)

С.23-26

Петля

Развитие мышления, устное сочинение

63-64-65-66

Повторение и систематизация.

С.27-32

Элементы букв. Повторение

Составление пересказа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМУ КУРСУ

«Мир вокруг нас»

(ознакомление с окружающим миром)

Пояснительная записка

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть сознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением – младшему. В тоже время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении достигать гармоничных отношений с окружающим миром и с самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

Существенным моментом в воспитании культуры школьников всех возрастов является изменение в их сознании представления гармонии человека и природы, формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости. Без осознания человеком самоценности природы как таковой, а не с точки зрения ее полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих.

В качестве средства воспитания носителей новой культуры взаимоотношений с природой, людьми и сами с собой предлагается программа курса для детей старшего дошкольного возраста, рассчитанная на 32 занятия (1 занятие в неделю).

Главная цель курса – пробуждение интереса к объектам окружающей среды, в том числе и к самим себе, как неотъемлемой части природы, воспитание чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, желания приносить пользу растениям, животным, людям.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач :

  1. Формирование экологических знаний, умений, навыков.
  2. Обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой.
  3. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной сферы.
  4. Способствовать формированию системы знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, содействовать личностному развитию ребенка и наиболее полной его самореализации.

Введение:

Знакомство с классификацией предметов. Деление предметов на группы.

Осень:

Изменения окраски листьев. Узнавание деревьев по листьям. Грибы съедобные и несъедобные. Созревание плодов и семян. Узнавание плодов и семян разных растений. Сад и огород. Погодные явления осенью.

Заморозки. Появление первого льда на лужах. Замерзание рек, озер. Завершение листопада. Явления в жизни животных, их подготовка к зиме.Подготовка животных к зиме. Отлет птиц.

Изменения, наблюдаемые в неживой природе. Изменения температуры воздуха. (холоднее, теплее) Осадки. Снегопад.

Зима:

Снегопады, морозы, оттепели. Покой в жизни растений. Явления в жизни насекомых. Как зимуют насекомые. Игры детей зимой. Новый год.

Жизнь животных зимой. Зима – голодное время для птиц. Зимующие птицы. Помощь зимующим птицам. Жизнь растений зимой. Зимние забавы.

Весна:

Пробуждение растений. Появление травянистых растений. Сокодвижение у кленов и берез. Набухание почек. Цветение деревьев и кустарников. Первоцветы. Международный женский день.

Освобождение водоемов ото льда. Изменения в жизни животных. Пробуждение водоемов. Прилет птиц. Гнездование. Помощь птицам в этот период. Явления в жизни животных. Пробуждение насекомых. Рождение детенышей у млекопитающих.

Животные разных стран.

Ориентировка во времени:

Усвоение названий дней недели, месяцев, сезонов, частей суток;

Познакомить детей с часами.

Знакомство с профессиями людей:

Разнообразие профессий. Уважение к людям труда.

Занятие-игра:

Требования к знаниям умениям и навыкам

  • Понятие об окружающем мире, живой и неживой природе.
  • Характерные признаки сезонных изменений в нашей местности.
  • Уметь рассказать о наблюдениях за сезонными изменениями в живой и неживой природе.
  • Знать объекты живой природы: животные, растения, грибы.
  • Определять существенные признаки отличия домашних и диких животных, перелетных и зимующих птиц.
  • Практически различать деревья, кустарники, травы.
  • Называть 3-4 растения, животных, фруктов, овощей.
  • Проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни людей (труд, одежда и др.).
  • Знать название дней недели, месяцев, сезонов, частей суток.
  • Знать названия распространенных профессий.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА

«МИР ВОКРУГ НАС»(32ч)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Любимые игрушки. Кто чем играет?

06.10

Предметы, которые нас окружают. Тематические группы слов. Посуда

13.10

Наша одежда. Сезонные изменения одежды. Правила здорового образа жизни

20.10

Головные уборы. Правила здорового образа жизни

27.10

Наша обувь. Правила здорового образа жизни

03.11

Мебель. Тематические группы слов.

10.11

Школьные принадлежности

17.11

Электроприборы. Правила безопасного использования электроприборов

24.11

Инструменты. Кому что нужно для работы?

01.12

Музыкальные инструменты. Народные музыкальные инструменты. Симфонический оркестр

08.12

Спортивные снаряды и принадлежности. Правила здорового образа жизни

15.12

Наземный транспорт. Правила дорожного движения

22.12

Воздушный транспорт. Правила поведения в самолете

29.12

Водный транспорт. Правила безопасного поведения на воде

Профессии человека. Кто что делает? Кто где работает?

Техника на службе у человека

Овощи.

Фрукты.

Ягоды.

Цветы.

Деревья.

Времена года. Осень. Грибы.

1

23

Домашние животные и их детеныши

1

24

Дикие животные и их детеныши

1

25

Животные севера.

1

26

Животные жарких стран.

1

27

Обитатели моря.

1

28

Птицы.

1

29

Домашние птицы.

1

30

Рыбы.

1

31

Насекомые.

1

32

Повторение.

1

ПРИЛОЖЕНИЕ

Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников

Игра 1. «Полслова за вами»

Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.

Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.

Игра 2. « Опиши предмет»

Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

Игра 3. «Я знаю»

Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

- Я знаю пять имен мальчиков:

Саша - раз,

Дима - два,

Игорь - три,

Денис - четыре,

Володя - пять.

Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима)

Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.

Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.

Игра 5. «Расшифруй письмо»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.

Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.

Игра 6. «Кто лучше»

Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.

Игра 7.«Кто наблюдательнее»

Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.

Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву.

Игра 8. «Сочини сказку о предмете».

Цель: Развитие речи учащихсчя, пополнение словарного запаса.

Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

Игра 9. «День - ночь»

Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.

Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.

Игра 10. «Подружи букву»

Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги- слияния)

Игра 11. «Идем в гости»

Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».

Игра 12. «Составь слово»

Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.

Игра 13. «Разложи по-порядку»

Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.

Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши»

Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.

Игра 15. «Молоточки»

Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.

Игра 16. « Буква заблудилась»

Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.

Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.

Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони»

Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.

Игра 18. «Когда это бывает»

Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.

Игра 19. «Колокольчики»

Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.

Игра 20. «Исправь ошибки»

Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.

Игра 21. «Слова»

Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.

Игра 22. «Узелки на память»

Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем. НЫ

НИ

НЕ

НЯ

НЁ

НЮ

НЭ

М

МА

МУ

МО

МЫ

МИ

МЕ

МЯ

МЁ

МЮ

МЭ

Т

ТА

ТУ

ТО

ТЫ

ТИ

ТЕ

ТЯ

ТЁ

ТЮ

ТЭ

К

КА

КУ

КО

-

КИ

КЕ

-

-

-

КЭ

Х

ХА

ХУ

ХО

-

ХИ

ХЕ

-

-

-

ХЭ

Б

БА

БУ

БО

БЫ

БИ

БЕ

БЯ

БЁ

БЮ

БЭ

В

ВА

ВУ

ВО

ВЫ

ВИ

ВЕ

ВЯ

ВЁ

ВЮ

ВЭ

Г

ГА

ГУ

ГО

-

ГИ

ГЕ

-

-

-

ГЭ

Д

ДА

ДУ

ДО

ДЫ

ДИ

ДЕ

ДЯ

ДЁ

ДЮ

ДЭ

Ж

ЖА

ЖУ

ЖО

ЖЫ

ЖИ

ЖЕ

-

ЖЁ

-

-

З

ЗА

ЗУ

ЗО

ЗЫ

ЗИ

ЗЕ

ЗЯ

ЗЁ

ЗЮ

ЗЭ

Л

ЛА

ЛУ

ЛО

ЛЫ

ЛИ

ЛЕ

ЛЯ

ЛЁ

ЛЮ

ЛЭ

П

ПА

ПУ

ПО

ПЫ

ПИ

ПЕ

ПЯ

ПЁ

ПЮ

ПЭ

Р

РА

РУ

РО

РЫ

РИ

РЕ

РЯ

РЁ

РЮ

РЭ

С

СА

СУ

СО

СЫ

СИ

СЕ

СЯ

СЁ

СЮ

СЭ

Ф

ФА

ФУ

ФО

ФЫ

ФИ

ФЕ

ФЯ

ФЁ

ФЮ

ФЭ

Ц

ЦА

ЦУ

ЦО

ЦЫ

ЦИ

ЦЕ

-

-

-

-

Ч

ЧА

ЧУ

ЧО

-

ЧИ

ЧЕ

-

ЧЁ

-

-

Ш

ША

ШУ

ШО

-

ШИ

ШЕ

-

ШЁ

-

-

Щ

ЩА

ЩУ

ЩО

-

ЩИ

ЩЕ

-

ЩЁ

-

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества имени А. Торцева
Образовательная программа «Солнечные ступеньки»
Срок обучения: 1 год Возраст: 5 - 6 лет
Составитель: Овсянникова Ольга Георгиевна, педагог-психолог второй квалификационной категории г. Мурманск

Дошкольное детство – большой и ответственный период, который представляет огромные возможности для развития. Социальная ситуация развития дошкольника характеризуется существенным расширением спектра межличностных отношений.
Уже дети младшего дошкольного возраста начинают активно осваивать сферу общения со сверстниками, включаются во взаимоотношения со взрослыми, предъявляющим особые, новые для ребёнка требования.
На современном этапе сфера образования даёт родителям возможность выбора образовательного учреждения: средняя школы, лицея, гимназии. Но независимо от уровня учреждения, при поступлении в школу ребёнок должен обладать определёнными знаниями, навыками и умениями. Многие родители считают, что достаточно научить ребёнка считать и писать, чтобы он был успешным в учении и при этом не обязательно развивать умение ребёнка взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Практика показывает, что дети легче адаптируются к школе и хорошо учатся, когда у них сформированы все компоненты готовности к обучению, а именно физическая, психологическая и социальная.
Физическая готовность к школе определяется соответствием развития ребенка его возрастным нормам: развитость крупной и мелкой моторики, общая выносливость и др.
Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности:
- общей осведомлённости и социально-бытовой ориентировки;
- знаний и представлений об окружающем мире;
- умственных операций, действий и навыков;
- произвольной регуляцией деятельности и поведения;
- познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации;
- речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:
- мотивационная (личностная),
- интеллектуальная,
- эмоционально – волевая.
Социальная готовность включает умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на новом уровне, а также сформированность позиции школьника, т.е. желании учиться и стремиться получать новые знания.

Пояснительная записка

Подготовка детей к школьному обучению осуществляется в дошкольных учреждения, но следует обратить внимание на то, что большой процент детей 5-6 летнего возраста по разным причинам не посещает детские сады. Общими характерными чертами детей, не посещающих дошкольные учреждения, являются, как правило, неумение взаимодействовать в детском микросоциуме, т.е. выстраивать конструктивные взаимоотношения, недостаточная сформированность эмоциональной регуляции собственного поведения, разный уровень психических новообразований, необходимых для успешного обучения в школе. Соответственно возникает необходимость организации предшкольной подготовки и в учреждениях дополнительного образования.
Проблема предшкольной подготовки является актуальной в области педагогики и сегодня (Бабкина Н.В., Наумова Т.Н., Соколова И.М., Широкова Г.А., Александровская Э.М., Безруких М.М. и др.).
В школах раннего развития Домов творчества – процесс подготовки детей к обучению организован особым образом, т. е. он моделирует школьную среду, но при этом сохраняется статус дошкольника. Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободной смены вида деятельности.
Заложенный в детях интеллектуальный и творческий потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс построен с учетом уникальности каждого ребенка и направлен на максимальное развитие способностей обучающегося.
Программа «Солнечные ступеньки» направлена на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевых качеств у дошкольника, а также формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
В процессе работы над данной программой была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература.
В пособии Земцовой О.Н. «Умные книжки» представлены игры, упражнения, направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), математических представлений, развитие речи, на подготовку к обучению грамоте, а также развитие мелкой моторики и знакомство с окружающим миром. Пособие Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной «Учим детей общению» предназначено для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, а также представлена работа с конфликтными, агрессивными, замкнутыми, застенчивыми детьми, которые в силу своих личностных особенностей испытывают сложности при общении со взрослыми и детьми. В пособии Тихомировой Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей» представлены игры, занятия, упражнения, направленные на развитие познавательных способностей (восприятие, внимание, память). Пособие Алябьевой Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста) представлен практический материал по развитию эмпатии, коммуникативных навыков, профилактике агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности. В пособии Истратовой О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники» представлен материал, направленный на развитие познавательной сферы (мышление, речь, воображение, память, внимание). В представленных пособиях подготовка детей к обучению в школе рассматривается в ключе 2-3 направлений.
Структура программы и содержание занятий составлены таким образом, что охватывают все стороны подготовки дошкольника к обучению, учитывая психические особенности детей данного возраста. В процессе занятий дети легче адаптируются в группе сверстников, объединены совместной деятельностью, у них формируется чувство сплочённости, повышается уверенность в своих силах, создаётся безопасное пространство для общения, условия для самовыражения.
На занятиях вводятся персонажи – герои сказок, кукла Маша, которые являются проводниками между взрослым и детьми, помогают скрыть обучающую задачу и способствуют раскрепощению и созданию благоприятной психологической обстановки.
Программа «Солнечные ступеньки» – модульная, в основе которой лежат пособие Алябьевой Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»; «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники» Истратовой О.Н.; учебное пособие Дубровиной И.В. «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми» и имеет социально-педагогическую направленность.
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования, в центрах раннего развития детей.
Программа «Солнечные ступеньки» является частью комплексной программы Школы раннего развития ребенка «Лучик» Дома детского творчества им. А. Торцева.
Программа «Солнечные ступеньки» проходит апробацию в Доме детского творчества им. А. Торцева.
Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ: целенаправлен¬ное развитие личности ребенка и познавательных психи¬ческих процессов, лежащих в основе успешного обучения в школе.
ЗАДАЧИ:
1. способствовать развитию познавательных процессов: памяти, внимания, мышления;
2. развивать коммуникативные навыки;
3. способствовать развитию эмоционально-волевой сферы;
4. развивать творческие способности дошкольников;
5. развивать мелкую моторику рук, координацию действий;
6. формировать навыки социального поведения;
7. способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
8. формировать позитивное отношение к сверстникам.

Принципы построения программы

Программа «Солнечные ступеньки» построена на основе следующих принципов:
1) системности и планомерности.
Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа. Занятия проводятся систематично. Материал располагается последовательно, от простого к более сложному.
2) принцип учета возрастных особенностей.
С учетом психолого-физиологических особенностей детей осуществляется подбор заданий, методов и приемов обучения, обеспечивает формирование у каждого ребенка активной и творческой индивидуальности.

3) принцип доступности.
Материал преподносится в доступной для понимания форме, что облегчает работу с детьми, делает ее для них понятной.
4) принцип креативности.
Творческий подход педагога к проведению занятий и творческое применение детьми знаний и умений.
5) игровой принцип.
Для детей дошкольного и младшего возраста ведущим видом деятельности является игра, поэтому занятия носят игровой характер. Обучение ведется через логические игры и игровые ситуации.
6) принцип проблемности.
Создание проблемной ситуации на занятии позволяет детям самостоятельно найти решение (выбор стратегии поведения в ситуации; вариативность решения проблемы и т.д.).
7) принцип развития ребёнка в деятельности, так как деятельность самого ребёнка – основной фактор его развития.
8) принцип целостного и гармоничного формирования личности в процессе обучения и воспитания.
Ребенок развивается как личность в соответствии с его физическими особенностями и имеющимися задатками.
9) принцип индивидуальности и дифференцированности.
Знание и учет индивидуально-психологических особенностей обучаемых, постановка задач конкретным воспитанникам в соответствии с их личностными характеристиками, корректирование методики воспитания и обучения.
10) принцип единства развивающей и диагностирующей функции
Тестирование, диагностические задания, позволяющие проанализировать степень овладения детьми знаниями, умениями, оценить их уровень развития.
Срок реализации
Программа «Солнечные ступеньки» предназначена для детей дошкольного возраста 5-6 лет:
- не посещающих дошкольное образовательное учреждение;
- организованных детей данного возраста.

Данная образовательная программа рассчитана на один год обучения: в течение этого периода будет осуществляется подготовка детей к обучению школе, включающая развитие логического мышления, памяти, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, развитие навыков общения, а также наблюдательности; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных навыков и эмпатии.

Принципы построения занятий:
- создание психологически благоприятной атмосферы;
- соответствие индивидуальным особенностям обучающихся;
- адекватность требований и нагрузок;
- доброжелательность;
- безоценочность, оценка косвенная, которая характеризует только положительный результат;
- заинтересованность и активность самого ребёнка;
- содружество взрослого и ребёнка.

Формы занятий
Занятия проводятся в форме игры-путешествия, занятия исследования, занятия-сказки, сюжетной игры, мини-тренинга.
Организация занятий
Продолжительность занятий - 25 минут.

Между занятиями дети отдыхают в течение 10 минут на перемене, в которую входят игры малой подвижности, что соответствует санитарным нормам и климатическим условиям Крайнего Севера.
Каждое занятие состоит из двух блоков.
Первый блок включает этические беседы, направленные на формирование эмоционально-волевой, нравственной сферы, эмпатии, упражнения, этюды на развитие коммуникативных навыков.
Во второй блок входят игры и задания на развитие познавательных процессов, мелкой моторики рук и координацию движений, релаксационные упражнения.
Используются следующие формы работы:
- индивидуальная;
- коллективная;
- групповая.
Ожидаемые результаты
К окончанию обучения по данной программе дети должны
иметь:
- представление о школе;
- сформированную систему знаний и умений, характеризующую готовность к школьному обучению.
уметь:
- самостоятельно находить решение поставленной проблемы;
- анализировать ситуации, исследовать предложенный педагогом объект;
- контролировать своё поведение; сдерживать эмоции, желания;
- общаться со сверстниками и взрослыми.
Диагностическая работа
В период прохождения программы педагог отслеживает результаты детей с помощью тестов, творческих заданий, открытых занятий, диагностики, анкетирования родителей.
Для отслеживания динамики развития психических процессов обучающихся составляется индивидуальная диагностическая карта и сводная диагностическая таблица по результатам диагностики (приложение 1).
Подведение итогов реализации программы проводится в виде диагностических мероприятий по определению уровня готовности детей к обучению в школе, а также групповых и индивидуальных консультаций для родителей (приложение 2).

В работе используются следующие тесты и методики:
для исследования мышления:
логического – «Вставь заплатки», «Продолжи закономерность», задания из «Папки дошкольника» - «Логика»;
словесно-логического – «Невербальная коммуникация»;
творческого – «Дорисуй картинки»;
для исследования внимания:
степень устойчивости или неустойчивости внимания определяется после выполнения следующих заданий:
«Корректурная проба», «Пиктограмма», наблюдение;
для исследование памяти:
наличие возрастной нормы выводится по результатам выполнения следующих тестов: «Образная память» и «Опосредованное запоминание»;
для исследования эмоционального состояния:
наблюдение, собеседование с родителями и педагогами,
методика «Разноцветные домики» (Н. И. Ганошенко, И.В. Тихомирова)
исследование самооценки:
методика «Лесенка».

Диагностика определения готовности к обучению в школе:
- тест Керна-Йирасека;
- методика по определению способности обобщать, абстрагировать и классифицировать;
- методика изучения произвольного внимания;
- диагностика развития элементов логического мышления;
- диагностика самоконтроля и произвольного запоминания;
- диагностика речевого развития ребёнка, осознанности восприятия и использования им речи;
- методика «Весёлый – грустный» для оценки эмоционального отношения к школе.
2. Материально-техническое оснащение
Для реализации программы необходимо обеспечить каждого ребёнка рабочим материалом: карандаши графитные простые и цветные, альбом для рисования тонкий, ластик, мягкие и резиновые игрушки; коврики для детей; раздаточный и демонстрационный материал.
Для более успешной реализации данной программы возможно использование технических средств обучения: аудиомагнитофона, аудиозаписей.
3. Методическое обеспечение
Используются следующие методические пособия:
Е.А. Алябьевой «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»;
О.Н. Истратовой «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники»;
Рабочие тетради серии «Умные книжки»
Серия «Папка дошкольника».
Е.И Соколовой «Готовимся к школе: учимся наблюдать, думать, запоминать»;
Н.В. Бабкиной «Развиваем мышление: тетрадь для детей 5 – 6 лет»;
Л.Ф. Тихомировой «Развитие познавательных способностей детей». Популярное пособие для родителей и педагогов;
О.Н.Земцовой «Тесты для детей 5 – 6 лет»;
С.Е. Гаврилиной, Н.Л. Кутявиной, И.Г.Топорковой, С.В. Щербининой Развиваем мышление. Школа для дошколят;
С.Е. Гаврилиной Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой Развиваем память. Школа для дошколят.

Методы обучения
1.информационно-рецептивный метод (обследование предметов, рассматривание картин и иллюстраций);
2.наглядный (рисунки, иллюстрации, показ игрушек, дидактические пособия);
3.словесные (беседа, рассказ, обсуждение, объяснения, примеры);
4.активные методы (проблемные, поисковые, исследовательские);
5.репродуктивный, направленный на закрепление знаний, активизацию навыков и умений.

Приёмы обучения
1. практические упражнения;
2. игровые приёмы.

На занятиях обязательно используются элементы здоровьесберегающих технологий (физминутки, упражнения на расслабление, гимнастика для глаз, пальчиковые игры).
4. Санитарно-эпидемиологические требования
к реализации образовательной программы
«Солнечные ступеньки».

1. Требования к учебному кабинету.

Занятия детского объединения проходят в отдельном кабинете. Поверхность стен покрашена краской, что позволяет производить сухую и влажную уборку. В кабинете пол застелен линолеумом.
Высота помещения 3,5 метра, что соответствует требованиям строительных норм и правил, утверждённых проектным заданием.
В кабинете имеется укомплектованная медицинская аптечка для оказания первой медицинской помощи.

Ежедневно проводится влажная уборка помещения.
2. Требования к естественному и искусственному освещению.

Кабинет достаточно освещён. КЕО соответствует нормам 1-го светоклиматического пояса. Светильники располагаются в виде сплошной линии. Уровень искусственной освещённости соответствует показателям СанПиН 2.2.1/11.1.1278-03 (Протокол №3 «Измерение искусственной освещённости» от 24.02.2009г.). Светопроёмы помещения оборудованы тканевыми шторами, которые сочетаются с цветом стен. Система общего освещения распределяется равномерно.
3. Требования к воздушно-тепловому режиму.

Температура воздуха в помещении составляет 18-21°С при относительной влажности в тёплое время года – 60-30%; в холодный период – 45-30%. Результаты замеров воздушно-теплового режима в кабинете соответствуют показателям СанПиН 2.4.4.1251-03 (Протокол исследования микроклимата №1, №2 от 20.02.2009 г.)
4. Требования к оборудованию для организации основного вида
деятельности.
Рекомендовано оборудовать кабинет ученическими столами и стульями, соответствующих росто-возрастным особенностям детей (Акт от 01.08.2008 г.).
На занятиях используется материал, соответствующий требованиям государственных стандартов и безопасный для здоровья обучающихся.
Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам, ПК и организации работы.
5. Требования к режиму деятельности детей.

Наполняемость группы не превышает 15 человек.
При зачислении в детское объединение каждый ребёнок предоставляет справу от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в детском объединении.
Продолжительность занятия 25 мин, в которые входят 10 минут динамических игр, что соответствует санитарным нормам и климатическим условиям Крайнего Севера.
5.Тематический план