Сообщение американские поэты 19 века. Американские писатели

1. Трумен Капоте — "Летний круиз"
Трумен Капоте - один из крупнейших американских писателей ХХ века, автор таких бестселлеров, как "Завтрак у Тиффани" и "Другие голоса, другие комнаты", "Хладнокровное убийство" и "Луговая арфа". Вашему вниманию предлагается дебютный роман, написанный двадцатилетним Капоте, когда он только приехал из Нового Орлеана в Нью-Йорк, и в течение шестидесяти лет считавшийся утраченным. Рукопись "Летнего круиза" всплыла на аукционе "Сотбис" в 2004 г., впервые опубликован он был в 2006-м. В этом романе Капоте с непревзойденным стилистическим изяществом описывает драматичные события из жизни великосветской дебютантки Грейди Макнил, остающейся на лето в Нью-Йорке, пока ее родители отплывают в Европу. Она влюбляется в служащего автомобильной парковки и флиртует со своим другом детства, вспоминает былые увлечения и танцует в модных дансингах…

2. Ирвинг Шоу — "Люси Краун"
В книгу вошел один из самых известных романов американского прозаика и драматурга Ирвина Шоу "Люси Краун" (1956). Как и другие произведения писателя - "Две недели в другом городе", "Вечер в Византии", "Богач, бедняк", - этот роман открывает читателю мир хрупких связей и сложных, подчас непредсказуемых отношений между людьми. История о том, как одна ошибка может перевернуть всю жизнь человека и его близких, о неоцененном и разрушенном семейном счастье рассказана обманчиво простым языком, поражает авторским знанием человеческой психологии и приглашает читателя к размышлению и сопереживанию.

3. Джон Ирвинг — "Мужчины не ее жизни"
Несомненный классик современной литературы Запада и один из ее неоспоримых лидеров ввергает читателя в зеркальный лабиринт отражений: страхи из детских книжек некогда популярного писателя Теда Коула неожиданно обрастают плотью, и вот уже сказочный человекокрот превращается в реального маньяка-убийцу, чтобы почти через сорок лет Рут Коул, дочь писателя, тоже писательница, собирая материал для романа, сделалась свидетельницей его жестокого преступления. Но в первую очередь роман Ирвинга о любви. Атмосфера сгущенной чувственности, любви без берегов и ограничений наполняет его страницы некой магнетической силой, превращая читателя в участника волшебного действа.

4. Курт Воннегут — "Мать Тьма"

Роман, в котором великий Воннегут, с присущим только ему мрачным и озорным юмором, исследует внутренний мир... профессионального шпиона, размышляющего о собственном непосредственном участии в судьбах нации.

Писатель и драматург Говард Кэмпбелл, завербованный американской разведкой, вынужден играть роль ярого нациста, - и получает массу удовольствия от своего жестокого и опасного маскарада.

Он сознательно громоздит нелепость на нелепость, - но чем сюрреалистичнее и комичнее его нацистские "подвиги", тем больше ему доверяют, тем больше людей прислушиваются к его мнению.

Однако войны кончаются миром - и Кэмпбеллу предстоит жить без возможности доказать свою непричастность к преступлениям нацизма...

5. Артур Хейли — "Окончательный диагноз"
Почему романы Артура Хейли покорили весь мир? Что сделало их классикой мировой беллетристики? Почему, стоило выйти в нашей стране `Отелю` и `Аэропорту`, их буквально сметали с прилавков, выкрадывали из библиотек, давали почитать друзьям `в очередь`?

Очень просто. Произведения Артура Хейли - это своеобразные `куски жизни`. Жизни аэропорта, отеля, больницы, Уолл-стрит. Замкнутого пространства, в котором обитают люди - со своими радостями и горестями, честолюбием и надеждами, интригами и страстями. Люди работают, враждуют, влюбляются, расстаются, добиваются успеха, нарушают закон - такова жизнь. Таковы и романы Хейли...

6. Джером Сэлинджер — "Сага о Глассах"
"Цикл повестей Джерома Дэвида Сэлинджера о семействе Гласс - шедевр американской литературы XX века, "чистый листок бумаги вместо объяснения". Дзен-буддизм и нонконформизм в книгах Сэлинджера вдохновили на переосмысление жизни и поиск идеалов не одно поколение.
Сэлинджер любит Глассов больше, чем их любит Бог. Он их любит слишком уж исключительно. Их изобретение и стало для него хижиной отшельника. Он любит их до того, что готов ограничивать себя как художника".

7. Джек Керуак — "Бродяги Дхармы"
Джек Керуак дал голос целому поколению в литературе, за свою короткую жизнь успел написать около 20 книг прозы и поэзии и стать самым известным и противоречивым автором своего времени. Одни клеймили его как ниспровергателя устоев, другие считали классиком современной культуры, но по его книгам учились писать все битники и хипстеры - писать не что знаешь, а что видишь, свято веря, что мир сам раскроет свою природу.

"Бродяги Дхармы" - это праздник глухих уголков и шумного мегаполиса, буддизма и сан-францисского поэтического возрождения, это выстроенный, как джазовая импровизация, рассказ о духовных поисках поколения, верившего в доброту и смирение, мудрость и экстаз; поколения, манифестом и библией которого стал другой роман Керуака, "В дороге", принесший автору всемирную славу и вошедший в золотой фонд американской классики.

8. Теодор Драйзер — "Американская трагедия"
Роман "Американская трагедия" - вершина творчества выдающегося американского писателя Теодора Драйзера. Он говорил: "Никто не создает трагедий - их создает жизнь. Писатели лишь изображают их". Драйзеру удалось так талантливо изобразить трагедию Клайва Грифитса, что его история не оставляет равнодушным и современного читателя. Молодой человек, вкусивший всю прелесть жизни богатых, так жаждет утвердиться в их обществе, что идет ради этого на преступление.

9. Джон Стейнбек — "Консервный ряд"
Обитатели квартала бедноты в маленьком приморском городке...

Рыбаки и воры, мелкие торговцы и мошенники, "ночные бабочки" и их печальный и циничный "ангел-хранитель" - немолодой врач...

Героев повести нельзя назвать респектабельными, они не слишком ладят с законом. Но устоять перед обаянием этих людей невозможно.

Их приключения, то веселые, то печальные, под пером великого Джона Стейнбека превращаются в настоящую сагу о Человеке - одновременно грешном и святом, подлом и готовом к самопожертвованию, лживом и искреннем...

10. Уильям Фолкнер — "Особняк"

"Особняк" - последняя книга трилогии Уильяма Фолкнера "Деревушка", "Город", "Особняк", посвященной трагедии аристократии американского Юга, которая оказалась перед мучительным выбором - сохранить былые представления о чести и впасть в нищету или порвать с прошлым и влиться в ряды дельцов-нуворишей, делающих скорые и не слишком чистые деньги на прогрессе.
Особняк, в котором поселяется Флем Сноупс, дает название всему роману и становится местом, где происходят неотвратимые и страшные события, потрясшие округ Йокнапатоф.

Последние полтора десятилетия XIX века были отмечены интенсификацией интеллектуальной жизни страны: появилась целая группа мыслителей, пытавшихся разрешить как извечные философские вопросы, так и вопросы социальной справедливости и гуманности. Философы Джозия Ройс, Джордж Сантаяна, Уильям Джеймс, Чарльз Сандерс Пирс, Джон Дьюи, Оливер Уэнделл Холмс как специалист по праву, экономисты и социологи Торстейн Веблен, Герберт Кроули, Лестер Фрэнк Уорд, Генри Джордж и крупнейший мыслитель черной Америки Уильям Дюбуа — все они сетовали на поверхностные суждения и "порочную идеологию", занимавшие "ментальное пространство США".

Новая школа американских философов и психологов стремилась к тому, чтобы абстрактные, казалось бы, рассуждения о материализме, идеализме, детерминизме и свободе воли утвердились в сознании американцев как нечто, непосредственно их касающееся. Таким образом они старались предотвратить вымывание истинно человеческих основ жизни массивным потоком механистических сил.

Издательское дело в стране продолжало интенсивно развиваться. Фермеры, фабричные рабочие, мелкие горожане, каждая этническая группа, жители каждого региона имели теперь собственную газету или журнал.

Одновременно с расширением читательской аудитории происходило ее расслоение. Разборчивый читатель, который ранее жил исключительно в Бостоне и других городах северо-восточного побережья и распространился по всем крупным центрам США, всегда получал журналы, которые соответствовали его духовным и эстетическим запросам и политическим пристрастиям. Теперь же появилась масса изданий, которые обслуживали самую разнообразную публику и ориентировались на ее культурный уровень и вкусы. Разрыв в читательских пристрастиях был настолько огромен, что Америка, казалось, находилась в разгаре культурной гражданской войны. "Между университетской этикой и деловыми этиками, между американской культурой и американским народом, <...> между академическим педантизмом и бульварным сленгом нет и не может быть ничего общего, никакой "нейтральной полосы", — писал известный критик начала XX века В.В. Брукс.

Однако чтение не только газет и журналов, но и художественной литературы наконец-то стало общенациональной привычкой.

Книгопечатание в Америке, начиная с периода Реконструкции, также было явственно ориентировано на два слоя, можно сказать, два класса читателей. Крупные центры книгопродажи — Нью-Йорк, Бостон и Филадельфия поставляли в книжные магазины продукцию для образованных горожан, тогда как "подписные" издательства обеспечивали книгонош, которые разносили "культуру" по мелким городишкам и селам Америки. Огромная, в большинстве своем грамотная, но не слишком рафинированная читательская аудитория: мастеровые, фермеры и члены их семей — заранее заказывала публикацию книг по истории, вопросам морали, медицинской помощи, патриотические или юмористические сочинения и лишь изредка — художественные произведения.

В этих условиях писателям, чтобы достичь успеха, приходилось "выкручиваться" изо всех сил: устраивать публичные лекции (позже — публичные "чтения"), ради популярности, а не только лишь заработка, печататься в дешевых журналах, создавать сценические версии своих произведений, так как посмотревшая "представление" публика охотно заказывала публикацию "понравившегося романа". Карьера литератора требовала талантов бизнесмена, и в 1880-е авторы стали все чаще прибегать к услугам литературных агентов. Однако доходы писателей заметно выросли, по сравнению с довоенными, что во многом и подталкивало к поиску читательской благосклонности. В конечном итоге, это — наряду с прочими обстоятельствами — тормозило развитие литературы.

Американская словесность рубежа веков далеко не сразу пришла в соответствие с масштабностью экономических и социальных сдвигов в стране. Долгое время главные литературные свершения оставались связанными с романтизмом, который продолжал доминировать в поэзии. Проза же, взявшаяся проторить путь реализму, топталась на месте. Во-первых, она не спешила освобождаться от системы ценностей, которые сложились под знаком пуританской идеологии.

Живучести пуританского мировосприятия способствовало то, что оно отнюдь не противоречило новой протестантской этике делового успеха, а, напротив, даже укрепляло ее: "Делайтесь состоятельными! — призывал проповедник Р. Конвелл. — Честно нажитое богатство — лучший путь проповеди Евангелия". Вследствие этого популярные социал-дарвинистские идеи Спенсера (они неизбежно проникли в США из Европы и увлекли писателей молодого поколения — Гарленда, Лондона, Драйзера) парадоксально уживались с требованием целомудренности литературы, по отношению к которому новые реалии жизни и даже оригинальность художественного мастерства оказывались второстепенными.

В этом плане очень показательна творческая судьба Кейт Шопен (1851—1904), талантливого прозаика, крепкого мастера новеллистического жанра и "местного колорита", завоевавшей читательское признание двумя сборниками рассказов из жизни креолов Луизианы "Старожилы Байо" (1894) и "Ночь в Акадии" (1897). Писательница была буквально уничтожена критикой и подвергнута общественному остракизму после публикации романа "Пробуждение" (1899), психологически тонкого и виртуозно выполненного исследования женской души.

Произведение сочли вызывающим и неприличным: его героиня, молодая замужняя дама Эдна Понтилье, совершает супружескую измену, нимало этим не тревожится и вдобавок в финале впадает в непростительный грех самоубийства, причем, даже не из раскаяния, а просто повинуясь минутному импульсу. Общественность была возмущена глубокой безнравственностью героини, не задумывающейся над последствиями своих поступков, и явным сочувствием к ней автора.

В действительности же невероятной явилась не обывательская (в романе нет ни одной откровенной сцены), но художественная смелость К. Шопен. Она новаторски — без авторского комментария и морализаторства — изобразила не до конца еще сложившуюся, а только пробуждающуюся личность юной женщины, распахнутую навстречу всем звукам, краскам и запахам окружающего ее мира. Шокированные читатели и критики попросту не заметили ни красоты и совершенства стиля, ни трагической, без мелодраматизма, силы произведения. Их приговор был окончателен; ошельмованный автор опередившего свое время романа, К. Шопен навсегда ушла из литературы, а через пять лет и из жизни.

Развитие реалистической прозы тормозилось, во-вторых, распространением "улыбающейся" традиции, признанной "наиболее американской", но на деле ограничивающей, сужающей видение писателями такой разносторонней и часто кризисной современной жизни. Эта "улыбка" становилась все более нарочитой и постепенно начала восприниматься едва ли не как "гримаса глупца". Ярчайший пример тому — творчество Уильяма Сидни Портера, писавшего под псевдонимом О. Генри (1862—1910).

Блестящий мастер новеллы и вместе с тем автор, не имеющий себе равных по части "перевязывания ран" простых американцев, он пользовался большой популярностью лишь у самого неразборчивого читателя. Неизменно счастливые развязки его рассказов в конце концов наскучили современникам. Письма и неоконченные рукописи О. Генри свидетельствуют о том, что он не вполне охотно оставался "добрым сказочником", а мечтал о "простой честной прозе".

Своеобразным "ограничителем", в-третьих, было и почти неизбежное стремление литераторов к коммерческому успеху, жертвами которого оказались в США многие писатели. Так, например, Фрэнсис Брет Гарт (1836—1902), приехавший из Олбени в Сан-Франциско в 1870-е, на какое-то время стал самым знаменитым писателем Америки. Один из пионеров "местного колорита", он в своем "Счастье ревущего стана и других рассказах", по сути, выступил создателем популярного образа Дикого Запада, населенного сентиментальными мошенниками, храбрыми отщепенцами и падшими женщинами с золотыми сердцами.

В тридцатипятилетнем возрасте Брет Гарт победителем отправился на восток страны и подписал с крупным журналом "Атлантик Мансли" контракт в 10 тысяч долларов, после чего его литературная карьера быстро закончилась. Его произведения, в которых писатель явно повторялся, не имели успеха, большие долги и горькое разочарование, в конце концов, сделали Гарта добровольным изгнанником. В 1878 он поступил на консульскую службу в Англии и покинул США, как оказалось, навсегда.

И, наконец, серьезнейшей причиной отставания американской словесности как от европейской литературы, так и от темпов социально-политического развития собственной страны, была незрелость национальной реалистической традиции, ее провинциальный характер, обусловленный всеми предыдущими обстоятельствами. Блестяще освоившей романтические принципы изображения действительности, но столкнувшейся с изменившимися жизненными реалиями, литературе США вновь приходилось начинать, практически, с чистого листа, не копируя при этом европейский опыт, который не соответствовал американской специфике. Вновь, как и прежде, требовалась одухотворяющая идея, способная дать импульс художественному развитию.

Неким свежим дуновением явилось оформление и все более уверенная деятельность школ "местного колорита", постепенно освобождавшихся от инерции изящного, "благопристойного" письма, ревнителями которого оставались высокообразованные бостонские "брамины" — Генри Уордсворт Лонгфелло, Джеймс Рассел Лоуэлл и Оливер Уэнделл Холмс. Много сделавший в свое время для национальной культуры, этот триумвират пытался по-прежнему определять эстетические нормы американской словесности, "как будто не было Гражданской войны, и в Америке нет иных регионов, кроме Новой Англии", — как сказал о нем современник.

XIX столетие - время больших перемен в духовной жизни США. Промышленный переворот и экономические успехи разрушали строгие пуританские предписания, которые осуждали искусство, созданное не рассудком, но чувством. Все внушало оптимистическую уверенность в великом предназначении Америки. Люди наивно верили в свои неограниченные возможности.

Американский романтизм

В отличие от европейского он весь был устремлен в будущее, оптимистичен. В то же время для него характерна была тоска по безвозвратно ушедшему, грусть от созерцания вечного круговорота жизни. Вера в лучшее будущее и процветание Америки примиряла большинство романтиков с темными сторонами жизни.

Яркими представителями романтизма в литературе были так не похожие друг на друга поэт Генри Лонгфелло и писатель Фенимор Купер.

Генри Лонгфелло (1807-1882) - классик американской литературы. Его творчество - веха в американской поэзии XIX в. В отличие от известных поэтов и писателей Лонгфелло сполна насладился славой при жизни. Когда он умер, траур был объявлен не только в США, но и в Англии.

Лучшим его произведением была поэма «Песнь о Гайавате». Она вошла в число наиболее известных произведений мировой литературы.


«Песнь» написана по мотивам индейских преданий и легенд. Лонгфелло воспел в ней индейского национального героя сказочно-гармоничного века Гайавату, который проповедовал мир между племенами, научил людей земледелию и письменности. Поэма проникнута удивительно трогательным описанием природы и народных легенд, духом светлой печали. Взывает к гармонии в отношениях между людьми, между природой и человеком.

Индейская тема отражена в пяти романах Фенимора Купера (1789-1851), объединенных общим героем - охотником и следопытом Натти Бампо: «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой». Действие романов происходит в XVIII в. в период войны между Англией и Францией на территории Америки. Ф. Купер с горечью описывает бесчеловечное истребление индейских племен и уничтожение уникальной культуры. Встреча двух цивилизаций обернулась трагедией. Честный и отважный Натти Бампо и его верный друг индейский вождь Чингачгук тоже были раздавлены миром стяжательства и наживы.

На волне движения за отмену рабства возникло несколько талантливых произведений. Самым значительным из них явился роман «Хижина дяди Тома» (1852) Гарриет Бичер-Стоу (1811 - 1896).


На долю книги выпал большой читательский успех. Она несла правду об ужасах рабства на Юге США. Современники говорили, что в борьбе за отмену рабства она сыграла большую роль, чем сотни пропагандистских брошюр или митингов. По «Хижине дяди Тома» были поставлены спектакли во многих театрах США. В Бостоне пьеса шла 100 дней подряд, а в Нью-Йорке только в одном из театров - 160 дней. Увлекательное содержание, правдивое описание условий жизни невольников и нравов плантаторов-рабовладельцев сделали «Хижину дяди Тома» одной из самых популярных книг мировой литературы. Она до сих пор читается с неослабевающим интересом.

В период демократического подъема 50-х гг., когда Штаты сотрясались спорами северян с южанами и в стране зрела Гражданская война, явился поэт Уолт Уитмен (1819- 1892). Рядовой журналист, он издал в 1855 г. книгу «Листья травы», которая сделала его великим поэтом Америки и принесла ему всемирную славу. Эта единственная книга поэта была не похожей на все то, что было написано до него. Удивительный творческий взлет, «загадку Уитмена» безуспешно пытаются разгадать люди.


Уитмен называл себя пророком демократии. Он воспевал Америку, до самозабвения - ее трудовой народ. Воспевал движение светил и каждый атом, каждую крупицу мироздания. Вглядываясь в народ, он различал отдельного человека, склоняясь над травой, видел травинку - листочек травы. Неистово влюбленный в жизнь, он радовался любому малейшему ее росточку, сливался со стихией окружающего мира. Образ «травы» и «я» поэта нерасторжимы:

"Я завещаю себя грязной земле, пусть я вырасту моей
любимой травой,
Если хочешь снова увидеть меня, ищи меня у себя
под подошвами."

Уитмен создал свой, подлинно уитменовский стиль. Его изобретение - свободный стих. Поэт так охарактеризовал ритм свободного стиха, которым написаны «Листья травы»: «Этот стих, как морские волны: они то накатываются, то отступают - лучистые и тихие в ясный день, грозные в бурю». В отличие от поэтов-романтиков стихотворная речь Уитмена удивительно человечна и непосредственна:

"Первый встречный, если ты, проходя, захочешь заговорить
Со мною, почему бы тебе не заговорить со мною,
Почему бы мне не начать разговор с тобой?"

Уитмен славил не только красоту человека и красоту природы своей страны. Он воспевал железные дороги, фабрики и машины.

"...О, мы построим здание
Пышнее всех египетских гробниц,
Прекрасней храмов Эллады и Рима,
Твой мы построим храм, о пресвятая индустрия..."

Что ж, великий поэт Америки не был особенно проницателен. Опьяненный мечтой и восхищенный миром, он не увидел опасности для человека и человечества, вытекающей из мощной поступи со-временной индустрии.

Первые предостережения

Среди американских писателей первой половины XIX в. было немало таких, которые критиковали отрицательные стороны американской действительности. «Свобода, равенство и братство» пришли в противоречие с жизнью. В ней, по выражению одного из романтиков, господствовал «всемогущий доллар».

В то время как Уитмен воспевал Америку, Герман Мел-вилл сказал о ней немало горьких слов в своем знаменитом романе «Моби Дик, или Белый Кит». Буржуазная цивилизация, считал он, несет людям зло и гибель. Мелвилл обличал расизм, колонизацию и рабство. За несколько лет до ее начала он предсказал Гражданскую войну в США.

Резко критиковал буржуазную цивилизацию еще один известный американский писатель Генри Торо. Он проповедовал опрощение человека, его гармоничное отношение с природой. Вот его знаменитое описание железной дороги: «Каждая шпала - это человек, ирландец или янки. По ним, по этим людям, уложены рельсы... и гладко катятся вагоны. Шпалы могут еще когда-нибудь проснуться и встать»,- пророчески предостерегал Торо.

Американский реализм

Крупнейшими американскими писателями-реалистами во второй половине XIX - начале XX в. были Марк Твен, Ф. Брет Гарт, Джек Лондон и Теодор Драйзер.

Марк Твен (1835-1910) подверг беспощадной критике и осмеянию своих главных врагов - «монархию денег» и религию. Поэтому некоторые из его книг долгое время не могли быть напечатаны в США. Лучшие произведения Марка Твена - «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», посвящены жизни простых людей Америки.

Особое место в американской литературе занимает Брет Гарт (1836-1902) . Он знаменит своими рассказами и повестями из жизни золотоискателей Калифорнии. В них захватывающе и мастерски показана порабощающая власть золота. Произведения Гарта были приняты в Европе как новое слово американской литературы.

В конце XIX в. видное место в американской литературе занял короткий рассказ. Виртуозным мастером рассказа, легкой и веселой новеллы показал себя О"Генри. Рассказами завоевал себе известность крупнейший писатель начала XX в. Джек Лондон (1876-1916). В них описан новый и незнакомый для американцев мир - бесстрашные и мужественные люди, золотоискатели Севера, мир романтики и приключений. Лучшие произведения Джека Лондона - рассказы «Любовь к жизни», «Мексиканец», романы «Белый клык» и «Мартин Иден». В рассказе «Белая чума» - видение катастрофы буржуазной цивилизации.

Оборотная сторона экономического процветания США с размахом изображена в романах выдающегося писателя Америки Теодора Драйзера (1871 -1945) . В трилогии «Финансист», «Титан» и «Стоик» повествуется о финансисте-«сверхчеловеке», который пришел к горькому выводу о бесплодности накопления и стяжательства. Одно из лучших произведений писателя - роман «Американская трагедия».

Живопись

Американская живопись находилась под сильным влиянием Западной Европы. Для нее были характерны романтизм и реализм, а с конца XIX в.- импрессионизм. Художников романтического направления больше всего интересовали две большие темы - природа и личность. Поэтому широко была распространена портретная живопись. В условиях экономического процветания художники, как правило, рисовали богатых людей и членов их семей. Какой-то особой самобытностью американская живопись еще не отличалась.


Сердце Анд. Фредерик Черч (1826-1900). В 1850-е гг. посетил Южную Америку, после чего прославился в США яркими и впечатляющими изображениями экзотических ландшафтов


Мать и дитя, 1890. Американка М. Кассатт стала первой женщиной, добившейся признания среди импрессионистов. Картины на темы материнства просты, выразительны и полны душевной теплоты

Только после Гражданской войны американские художники перестают ощущать себя неотесанными подмастерьями. Их произведения становятся все более «американскими».

Наиболее известными американскими живописцами XIX в. были представители романтического направления: Коул, Даренд и Бингем. Большой популярностью пользовался портретист Сарджент. Однако типичным американским художником конца столетия принято считать Уинслоу Хомера.


Легкий бриз, 1878. У. Хомер (1836-1910). Эта картина была встречена как величайшее достижение художника. Детская тематика была популярна во второй половине XIX в., как и во времена Гекльберри Финна


Дочери Эдварда Буата, 1882. Дж. Сарджент (1856-1925). Родился в семье богатых американцев в Италии. Всю жизнь провел в Европе, изредка совершая наезды в США. Создал виртуозные светские портреты

Метрополитен-музей

В XIX в. в США началось коллекционирование произведений европейской живописи. Богатые американцы выезжали в Европу и скупали там художественные ценности. В 1870 г. группа общественных деятелей и художников основала в Нью-Йорке Метрополитен-музей - крупнейшее художественное собрание США.

Сегодня в нем хранится около 3 млн произведений мирового искусства. Метрополитен-музей стоит в одном ряду с крупнейшими художественными музеями мира, как Эрмитаж и Третьяковская галерея в России, Лувр в Париже или Британский музей в Лондоне.

Архитектура

Американская архитектура была такой же эклектичной, как и европейская. В ней причудливо переплетались элементы известных вам стилей - готики, рококо и классицизма. Во второй половине XIX в. американцы внесли большой вклад в развитие мировой архитектуры. Им принадлежит заслуга в создании стальной конструкции для больших промышленных и административных зданий.

А началось все с трагического события. В 1871 г. город Чикаго почти полностью выгорел от большого пожара. Надо было перестраивать весь город, что вызвало всплеск различных идей. Группа архитекторов во главе с Луисом Салливеном разработала остов коммерческого небоскреба, в основу которого был положен стальной каркас, наполненный камнем и цементом. В 1880-е гг. сначала в Чикаго, а затем и в других городах появились первые небоскребы, ставшие символом индустриальной мощи Америки.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.


Введение

Философия литературоведения

1Соотношение философии и науки

2Литературоведение в системе научного знания

2 Литература США начала XX века

Заключение

Список литературы


Введение


Романтичная и социально-острая, уникальная в своей истории и оригинальная подходом к проблемам, гонимая на родине и признанная в других странах - американская литература представляет особый интерес для философского осмысления.

Литературоведение как научная дисциплина рассматривает не только творческие методы, но и уделяет немало внимания истории литературы. Этот интерес может быть выражен по-разному: история конкретного литературного направления, история литературы определенной страны и т.д.

Рубеж XIX-XX веков во многом стал знаковым моментом для литературы США - признание получили новые авторы, взгляд общественности упал на проблемы, которые долгое время скрывали или замалчивали, обозначились новые культурные и литературные тенденции.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью получения теоретических знаний в области американской литературе.

Объектом исследования является литература XIX - ХХ веков. Предмет - литература США этого периода.

Цель работы: структурировать знания о литературе США указанного периода, восполнить пробелы и выявить основные тенденции развития.

В ходе достижения поставленной цели были обозначены и решены следующие задачи:

)Поиск информации по заданной теме;

)Анализ и обработка полученной информации;

)Выявление главных особенностей американской литературы XIX-XX века.

Реферат состоит из двух глав, введения, заключения и списка используемой литературы.


1. Философия литературоведения


1 Соотношение философии и науки


Для наиболее полного понимания связи философии и науки, необходимо дать определения этим понятиям. Философия - особая форма общественного сознания и познания мира. Она вырабатывать систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, исследует и обобщает наиболее существенные характеристики человеческих взаимоотношений с миром. В Современной энциклопедии дано следующее определение философии - это мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место человека в нем. Философия исследует различные формы отношений человека с миом: познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое. Опираясь на теоретические и практические знания об этих отношениях, философия выявляет взаимоотношения субъекта и объекта. Похожие определения можно найти и в других источниках.

Обобщая множество определений, можно сказать, что философия есть обобщенное знание о мире и о месте человека в нем. Философия занимается поиском и установлением наиболее общих законов и закономерностей в мире: в природе, в обществе, в отношении человека с окружающей действительностью.

Науку можно определить как особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. В Философском энциклопедическом словаре находим следующее определение: наука - сфера человеческой деятельности, главной задачей которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов.

Частные науки обращены к явлениям и процессам реальной действительности, существующим объективно, независимо ни от человека, ни от человечества. Их не интересует моральный аспект человеческой жизни, в своих поисках они не принимают во внимание категории добра и зла. Наука формулирует свои выводы в теориях, законах и формулах, исключая из спектра исследования отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие.

По мнению Б. Рассела, все частные науки сталкиваются с неизвестными фактами о мире, но «когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения». Наукам присуща ориентация на повседневную жизнь, решение конкретных вопросов, определяющих качество жизни. В то время как философии рассматривает наиболее общие формы человеческого опыта, не всегда дающие конкретные практические результаты.

Очевидно, что ни одна научная дисциплина, в том числе и философия, не может вобрать в себя весь объем знаний о мире. Этим фактом определяется глубокая преемственность между частными науками и философией. На определенном этапе философия обладает признаками науки: свои принципы и закономерности она формирует на основе конкретного научного материала, полученного эмпирическим путем конкретных наук; философия, в свою очередь, формирует методологический фундамент для дальнейшего научного роста. Специальные науки же нуждаются в философском осмыслении знаний, накопленных ими.

В XIX веке сложилось особое направление философских исследований, т.н. философия науки. Необходимость в разработке специальной философской методологической базы для той или иной науки появляется по мере роста теоретической составляющей научного познания. Элементы проблематики философии науки обнаруживаются уже в античной философии, но собственная проблематика данной дисциплины обозначается лишь с Нового времени.

Предметом изучения философии науки становиться структура и развитие научного знания в целом. Философия науки избирает своей основой проблематику науки, как эпистемологического (эпистемология - теория познания) и социокультурного феномена.

Место философии науки в структуре научного знания определяется способностью реализовывать эпистемологические и социокультурные потребности науки с помощью своих внутренних, исторически сформированных понятий и проблем. Философия науки придает сознанию конструктивно-критические функции относительно наличной научно-познавательной практике.

Собственная проблематика философии науки, как отдельной дисциплины, формируется в трудах У. Уэвелла, Дж.С. Милля, О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Гершеля. В связи с тем, что в XIX веке социальная роль научного труда возрастает настолько, что становится формой профессиональной деятельности, работы этих и других авторов привели к постановке конкретной нормативно-критической задачи: привести научно-познавательную деятельность в соответствие с некоторым философско-методологическим идеалом.

Путь, пройденный философией науки с момента самоопределения как отдельной научной дисциплины, стал основой современного образа науки. Важнейшей его особенностью является то, что научное знание, без различий по предмету и методу, оказывается социально и культурно релятивным (относительным), а также исторически изменчивым. На этой основе предполагается преодоление противостояния естественных и гуманитарных наук. Поиск единства научного знания происходит теперь не только на основе естественных наук, но и на базе гуманитарных дисциплин. Однако при этом из рассуждений философов науки практически исчезают такие понятия, как истина и объективность. Главным в философии науки оказывается центральное понятие методологии гуманитарных наук - понятие интерпретации, и на роль единого методологического основания современной науки, в таком случае, начинает претендовать философская герменевтика.

Современное состояние философии науки определяется двумя редукционистскими тенденциями. Натуралистическая тенденция предполагает растворение философии науки в междисциплинарных исследованиях, таких как синергетика, когнитивная наука, науковедение. Гуманитарная тенденция ведет к превращению дисциплины в литературоведение, антропологию, культурологию. Сохранение принадлежности к сфере философского исследования возможно лишь с учетом эвристического потенциала научной области, критического осмысления на фоне более глубокой разработки тех фундаментальных целей и ценностей, которые образуют ядро рационалистического мировоззрения.


2 История литературоведения


Как уже было сказано выше, развитие философии науки имеет тенденцию к расширению «функционального поля». К решению глобальных философских вопросов обращаются уже не только прикладные, естественные науки, но и гуманитарные. В системе философского знания о гуманитарной науке можно выделить отдельно такие области, как философия сознания и философия языка. Данные направления выделяют особняком поскольку из-за междисциплинарной установки они шире по объему, чем философия психологии и философия лингвистики.

В рамках философии языка можно выделить литературоведение, как дисциплину, способную формировать философское знание. Данная научная область настолько авторитетна, что сейчас нередко уже можно встретить обращение к литературным произведениям, как наиболее ярким примерам в области социологии, политологии, истории. В Большой советской энциклопедии дано следующее определение литературоведения: это наука о художественной литературе, её происхождении, сущности и развитии. По мнению авторов энциклопедии, литературоведение в настоящее время является одной из самых сложных и динамично развивающихся систем научного знания. В состав литературоведения включают и т. н. вспомогательные дисциплины: текстологию, или критику текста, палеографию, книговедение, библиографию.

Стоит сказать, что границы науки, изучающей литературу, достаточны широки. Кроме общих вопросов, связанных с процессом развития литературы, предметом исследования литературоведов становиться непосредственно само произведение, законы его построения, специфика того или иного текста и т.д. Литературоведение условно делят на две основные части - теоретическое и историческое литературоведение. Теоретическим литературоведением занимается теория литературы, или поэтика. Она исследует основные элементы художественной литературы: образ, роды и виды, стили и т. д.

История литературы, напротив, интересуется, прежде всего, конкретными элементами литературоведения. Предмет её исследования - своеобразие различных национальных литератур, литературных периодов, направлений и течений, творчества отдельных авторов. История литературы рассматривает любое литературное явление в историческом развитии.

Чертами двух вышеуказанных направлений - теории и истории литературы - обладает историческая поэтика. Как и теория литературы, она отдельные литературные формы: жанры, стили, типы сюжетов и персонажей и т. д. Но в отличие от теории литературы, историческая поэтика рассматривает эти формы в развитии (например, прослеживаются изменения романа как жанра).

История литературоведения уходит своими корнями в глубокое прошлое. Рассуждения об искусстве встречаются в древнейших памятниках, дошедших до наших дней - в индийских ведах (10-2 вв. до н. э.), в китайской "Книге преданий" (12-5 вв. до н. э.), в древнегреческой "Илиаде" и "Одиссее" (8-7 вв. до н. э.) и др. В Европе первые концепции искусства и литературы разработаны античными мыслителями. Уже в сочинениях Аристотеля «Риторика» и «Метафизика» происходит формирование собственно литературоведческих дисциплин - теории литературы, стилистики и поэтики. Его сочинение «Об искусстве поэзии» содержит первое систематическое изложение основ поэтики. Оно открыло многовековую традицию специальных трактатов по поэтике, которая со временем приобретала всё более усиливавшийся нормативный характер. В XVIII в. вышли в свет первых историко-литературные курсы: «История итальянской литературы» (1772-82) Дж. Тирабоски, «История английской поэзии» (1774-81) Т. Уортона, а также построенный на историческом рассмотрении родов поэзии «Лицей, или Курс древней и новой литературы» (1799-1805) Ж. Лагарпа.

С течением времени масштабное поле литературоведения порождает ряд общеевропейских методологических школ. Одной из первых среди них была мифологическая школа. Её философской основой стали труды по эстетике Ф. Шеллинга и бр. А. и Ф. Шлегелей.

Влияние романтической теории об искусстве как способе самовыражении творческого духа послужило основой биографического метода (Ш.О. Сент-Бёв, «Литературно-критичeские портреты», 1836-39). Стоит отметить, что данный метод в той или иной мере проходит через всё новейшее литературоведение. Биoграфический метод дал развитие психологическим теориям творчества, распространенным в конца XIX - начале XX вв.

Во 2-й половине XIX в. особенно влиятельной была культурно-историческая школа, имевшая в своей основе, кроме прочих факторов, детерминизма в литературoведении.

В конце XIX в. в западноевропейском литературоведении появляются тенденции к возникновению сравнительного подхода в изучении литературы. Этому способствует развитие культурно-исторического и психологического методов («Научная критика», 1888, Э. Эннекена, Франция; «Главные течения в европейской литературе XIX в.», 1873-1890, Г. Брандеса, В. Вундт, Д. Н. Овсянико-Куликовский).

На рубеже XIX-XX вв. оформилась духовно-историческая (или культурно-философская) школа. В своей теории представители этой школы (В. Дильтей) пренебрегли социально-классовыми мотивами переживания, развивая принцип «историзма» (применительно к смене художественных стилей и форм). Не принимались во внимание и моменты художественной структуры, т. к. искусство растворялось в потоке присущего эпохе общего миросозерцания.

Особое место в западной литературоведческой традиции заняли течения, основанные на философии экзистенциализма. Экзистенциалисты истолковывали поэтическое произведение как самодовлеющую, замкнутую в себе истину, экзистенциалистская «интерпретация» избегает традиционного генетического подхода, выдергивая произведение из социально-исторического контекста.

Современное литературоведение - это наука, всесторонне изучающая художественную литературу, её происхождение и социальные связи; специфику словесно-образного художественного мышления, природу и функции художественного творчества, общие и локальные закономерности историко-литературного процесса. В последние десятилетия оживились исследования в области поэтики, для которых характерна отчётливая установка на познание формообразующих, содержательных принципов литературы; это выдвинуло на первый план проблему произведения как сложной системы, способной включаться в изменяющийся исторический и социальный контекст.

Перед современным литературоведением стоит главная задача - выработать механизмы адекватной интерпретации художественного текста. Литературовед должен уметь наладить диалог с произведением словесного искусства и сделать этот диалог интересным для читателя или слушателя. Проще говоря, исследователь должен увидеть и понять в художественном тексте что-то такое, чего не специалист не заметит или не сумеет объяснить. Уровень квалификации литературоведа как раз и определяется способностью решать эти задачи. Чем обширнее знания, чем тоньше и нестандартней комментарий, тем выше уровень филолога-литературоведа.


Литература США на рубеже XIX-XX веков


В начале, хочется совершить небольшой экскурс в историю США интересующего нас периода, т.к. без знания основных исторических событий невозможно понимание литературных процессов и анализ текстов.

Соединенные штаты Америки - одно из самых молодых государств. Освоение континента европейцами началось в XVI веке; до их появления территория будущей мировой державы была населена индейcкими племенами. К XVIII веку европейцами был колонизирован весь Североамериканский континент. В 1774 г. 13 английских колоний начали военные действия в борьбе за независимость. Результатом их пoбеды 4 июля 1776 г. стало образование нового суверенного государства.

На протяжении XIX века территория США увеличивалась за счет приобретения у французов Луизиaны, у испанцев Флориды и завоевания других земель. Захват местных государств сопровождались либо принудительным выселением индейского нарoда в резервации, либо полным уничтожением населения.

В 1861 г. между южными и северными штатами возникли разногласия, связанные с экoномическими и культурными вопросами, вследствие чего возникла Конфедерация 11 южных штатов, oбъявившая о своем отделении. В начале гражданской войны южане одержали несколько побед, но в итоге она завершилась победой северных штaтов и сохранности федерации.

Конец XIX - начало XX века отмечается грандиозным экономическим подъемом США благодаря наплыву иммигрантов с других материков. 4 апреля 1917 г. Aмерика вступила в Первую мирoвую войну. До этого времени государство предпочитало занимать нейтральную позицию по отношению к событиям в Европе. В этoт момент США занималась созданием зон влияния в странах Тихого океана, Карибского бассейна и Цeнтральной Америки. После войны в 1929 г. резкий скачок экономики страны сменился ужаснейшим кризисом. Во время Великой депрессии значительно сократилось производство, и увеличилась безработица. 7 декабря 1941 г. вследствие бомбардировки в Перл-Харбoре американской базы японскими истребителями, армия США вступила во Вторую мировую войну с Японией. После 11 декабря 1941 г. Америка вступила в военный конфликт с Италией и Германией. Все свои военные действия aмериканцы разворачивали в основном на Тихоокеанской территории. После Тегерaнской конференции 6 июня 1944 года армия США фигурировала в разгроме германской армии на Атлантичeском побережье Франции. Боевые действия против Японии успешно проходили в юго-восточной Азии и на островах Тихого океана. 6 августа 1945 г. американцы скинули на Хиросиму атoмную бомбу, а 9 августa бомба была сброшена еще на один японский город - Нагасаки. 2 сентября 1945 г. императором Японии Хирохито был подписан акт о кaпитуляции.


1 Литература США конца XIX века


Конец XIX века исследователи-литературоведы называют поздним амeриканским романтизмом. В этот период в литературном пространстве страны происходит резкое разделение, вызванное Гражданской войной между Севером и Югом. С одной стороны выступает литература aболиционизма, которая в рамках романтической эстетики протестует против рабства с этических и общегуманистических позиций. С другой стороны, литература Юга идеализирующая традиции рабовладельческого строя, встает на защиту исторически обреченного и реакционного уклада жизни.

Мотивы противоборства антигуманистическим законам занимают существенное место в творчестве таких писателей, как Лонгфелло, Эмерсон, Торо и др. Эти же мотивы мы можем наблюдать в творчестве Г. Бичер-Стоу, Д. Г. Уитьера, Р. Хилдрета и др. Сложным сплавом романтических и рeалистических элементов является творчество величайшего американского поэта Уолта Уитмена. Романтическим мироощущением - уже за пределами хронологических рамок романтизма - проникнуто творчество Дикинсон. Романтические мотивы органично входят в творческий метoд Ф. Брет Гарта, М. Твена, А. Бирса, Д. Лондона и других писателей США конца XIX - начала XX столетия.

Необходимо отметить, что американский романтизм существенно отличается от романтизма европейского. Утверждение национальной самобытности и независимости, поиски «национальной идеи» проходят через все искусство американского романтизма. Культура США не имела многовекового опыта, какой имела на тот момент Европа, - к концу XIX века новая нация еще не успела «нажить» предметов и реалий, за которыми могли бы закрепиться романтические ассоциации (такие как тюльпаны Голландии и розы Италии). Но постепенно в книгах Ирвинга и Купера, Лонгфелло и Мелвилла, Готорна и Торо романтический колорит приобретают явления и факты американской природы, истории, географии.

Не менее значимой для американского романтизма стала тема индейцев. Индейцы в Америке с самого начала фактором, с которым связан очень сложный психологический комплекс - восхищения и страха, враждебности и чувства вины. Oбраз «благородного дикаря», жизнь индейцев, ее свобода, естественность, близость к природе могли стать ромaнтической альтернативой капиталистической цивилизации в книгах Ирвинга и Купера, Торо и Лонгфелло. В произведениях этих авторов мы видим свидетельство того, что конфликт двух рас не был фатально неизбежен, а виновны в нем жестoкость и корыстолюбие белых поселенцев. Творчество американских романтиков делают жизнь и культуру индейцев важной составляющей национальной литературы США, передавая её особую образность и колорит. То же относится и к восприятию другого этнического меньшинства - черных американцев южных штатов.

В амeриканском романтизме в рамках единого творческого метода существовали заметные региональные различия. Oсновные литературные регионы - это Нoвая Англия (северо-восточные штаты), средние штаты, Юг.

Атмосферу американского Юга передают произведения Д. П. Кеннеди и У. Г. Симмса. Стоит отметить, авторы не смогли до конца избавиться от стереотипов прославления добродетелей «южной демократии» и преимуществ рабовладельческих пoрядков. При всех этих чертах ограниченности «южный» романтизм готовит почву для формирования сложной, многомеpной, но несомненно плодотворной «южной традиции» в литературе США, которая в XX в. представлена именами У. Фолкнера, Р. П. Уоpрена, У. Стайрона, К. Маккалерс, Ш. Э. Грау и др. Писатели-южане нередко остро и справедливо критикуют пороки капиталистического развития Америки, дегуманизирующие последствия буржуазного прогресса, но делают это с политически-реакционных позиций, утверждая, что «радостно, не ведая забот, невольник на плантации живет».

Средние штаты с самого начала отличаются большим этническим и религиозным многooбразием и терпимостью. Здесь закладываются американская буржуазная демократия и особенно быстро развиваются капиталистические отношения. Сo средними штатами связано творчество Ирвинга, Купера, Полдинга, позднее Мелвилла. Оснoвные темы в творчестве романтиков средних штатов - поиски национального героя, интерес к социальной проблематике, размышления о пройденном страной пути, сопоставление прошлого и настоящего Америки.

Для романтизма Новой Англии (Готорн, Эмерсон, Торо, Брайент и др.) характерно в первую очередь стремление к философскому осмыслению американского опыта, к анализу национального прошлого, его идейного и художественного наследия. Этой литературе присуще исследование сложных этических проблем; важное место занимает пересмотр пуританского комплекса религиозных и нравственных представлений колонистов-пуритан XVII-XVIII вв., с которым сохраняется глубинная преемственная связь. В новоанглийском романтизме сильна традиция нравственно-философской прозы, уходящая корнями в пуританское колониальное прошлое Америки. После окончания Гражданской войны в литературе США получает развитие реалистическое направление в литературе. Новое поколение писателей связано с новым регионом: oно опирается на демократический дух американского Запада, на стихию народного устного фольклора и адресует свои произведения самому широкому, массовому читателю. С точки зрения новой эстетики, романтизм перестал отвечать требованиям времени. Резко критиковали романтические «порывы» М. Твен, Ф. Брет Гарт и другие молодые писатели-реалисты. Их противоречия с романтиками вызваны, прежде всего, различным пониманием жизненной правды и способов ее выражения в художественном творчестве. Американские реалисты второй половины XIX в. стремятся к максимальной исторической, социальной и бытовой конкретности, их не устраивает язык романтических аллегорий и символов.

Надо сказать, что отрицание это носит сугубо диалектический характер. В литературе США XX в. присутствуют романтические мотивы и связаны они, как правило, с поиском утраченных высоких идеалов и подлинной духовности, единства человека и природы, с нравственной утопией внебуржуазных человеческих отношений, с протестом против превращения личности в винтик государственной машины. Эти мотивы отчетливо видны в творчестве крупнейших американских художников слова нашего столетия - Э. Хемингуэя и У. Фолкнера, Т. Уайлдера и Д. Стейнбека, Ф. С. Фицджеральда и Д. Д. Сэлинджера. К ним продолжают обращаться и писатели США последних десятилетий.

американский литература роман реалистический

2.2 Литература США начала XX века


Начало ХХ века было отмечено значительными художественными достижениями американской литературы, получившее широкое признание во всем мире. Во многом этому способствовали приток иммигрантов из Европы и мощное экономическое развитие. В начале века стал более ощутим конфликт между массовой литературой, мещанской беллетристикой и псевдоромантической прозой в стиле «изысканной традиции», с одной стороны, и литературой, стремящейся передать жизнь в ее динамике и противоречиях, с другой. Важное значение для развития литературы в этот период имел рост общественных движений: сначала - антивоенных, затем - антимонопольных. Уже в первое десятилетия ХХ века выделяют три новые тенденции в американской литературе: критический реализм, экспериментальная и социалистическая литературы.

Важным этапом в литературной жизни Америки стал роман Драйзера «Гений». В этом произведении показан конфликт между истинным творческим началом и внешними обстоятельствами, мешающим его реализовать. Драйзер считал, что в американском обществе превалирует романтика наживы, умами владеет уверенность, что существующая система самая лучшая. По его мнению, Голливуд захватил не только кинематографию, но и литературу: герои в американской литературе перестали работать, бедность стала мифом, а трудности разрешаются при помощи разных интриг.

Набирающая силу реалистическая литература была представлена таким авторами, как Марк Твен, Э. Синклер, Дж. Лондон и др. Многие из них поддерживали движение т.н. «разгребателей грязи». Эта группа писателей стала основателями американского социологического романа, соединив в своем творчестве журналистское исследование с художественным осмыслением.

В апреле 1917 года США объявили о вступлении в первую мировую войну. Америка никогда не воевала на своей территории, но и ее литературу потрясла тема «потерянного поколения». Проблемы, связанные с войной, вошли не только в книги тех писателей, которые воевали на фронтах Европы, как, например, Э. Хемингуэй. Война, переплетаясь с другими смысловыми линиями в разных произведениях, затрагивает специфические для Америки проблемы - большие деньги и крах Американской мечты, - помогает прозреть и увидеть истинную ценность вещей, ложь и корыстную надуманность официальных лозунгов. Экономический кризис 20-30-х гг. стянул все противоречия в единый узел, обострив социальные конфликты: на Юге и Западе массами разорялись фермы, на Севере и Северо-востоке на шахтах и заводах развернулись ожесточенные столкновения. Т. Драйзер пишет о бедствиях горняков Гарлана, Стейнбек всему миру поведал о трагедии фермеров Калифорнии и Дальнего Запада. Свое наиболее правдивое и глубокое отражение бурные 30-е гг. находят в творчестве Э. Хемингуэя, У. Фолкнера, Дж. Стейнбека, А. Миллера, С, Фицджеральда.

Начало века ознаменовалось и новыми тенденциями в развитии этнических культур. Возрастает интерес к творчеству писателей-индейцев, увеличивается число изданий произведений черных американцев, среди которых выделяют Уильяма Дюбуа, П.Л. Данбар, Ч.У. Чеснат. Они захватывают широкую американскую аудиторию. Приток иммигрантов в США породил своеобразную литературу, как на английском языке, так и на языках, приехавших в Америку выходцев из разных стран. Это явление дало толчок к новому этапу развития не только литературы США, но и культуры в целом.

Характерной чертой американских реалистов было то, что, заимствуя некоторые формальные особенности модернистского романа, они сохраняют эстетические принципы критического реализма: умение создавать типы огромного социального значения, показывать глубоко типические для американской действительности обстоятельства провинциальной и столичной жизни; умение изображать жизнь как противоречивый процесс, как постоянную борьбу и действие, в отличие от декадентского романа, который заменяет изображение социальных противоречий уходом во внутренний мир героя.

Мастера американской прозы начала ХХ века сознательно создавали простые сюжеты, лишая их элементов занимательности, свойственным романам XIX столетия. По их мнению, такой подход к творчеству лучше способен подчеркнуть трагизм положения главного героя. Традиционная автобиографичность продолжала подпитывать реалистичные элементы американской литературы, такие как фактографичность и документализм. Авторы считaли, что в ХХ веке эстетика чтения должна стать более напряженной, поэтому они не стремятся, как их предшественники, сообщить в экспозиции все основное о своих героях; от читателя требуется дополнитeльное усилие, чтобы усвоить и осмыслить компоненты сложной композиции pомана.

Начало ХХ века в США не только открыл мировой общественности великие имена, но и стал для страны непростым переходным периодом от состояния «заносчивой юности» к более зрелому пониманию вещей. «Великая депрессия» 30-х годов была официально преодолена в 1933 году, но ее присутствие в литературе выходит далеко за обозначенные пределы. Опыт этих трудных лет навсегда остался в американцах как иммунитет против самодовольства, беспечности и душевного безразличия. Он лег в основу дальнейшего развития национальной формулы успеха, способствовал укреплению моральной основы американского бизнеса, нашедшей отражение в литературе.


Заключение


Литературная жизнь США на рубеже веков была насыщенной. Происходившие в мире политические события, социальные потрясения и культурные изменения находили скорое отражение в художественной литературе. Надо сказать, что многие реакционные произведения в итоге положили начало целым течениям литературы.

Хочется отметить основные тенденции, сложившиеся в американской литературе в начале ХХ века. В данной работе их выделено три.

Диссонанс в писательских кругах относительно тем, идей и форм произведений закономерно привел к смене периода романтической литературы на реалистическую. Конфликт между массовой и «благородной» литературой, основанный на переосмыслении нации самой себя, привел к формированию американского социального романа.

Вторым направлением в литературе США стала военная проза. Несмотря на то, что военные действия Первой мировой войны не затронули территорию Америки, американская общественность остро отреагировала на них. Авторы, затронувшие эту тему, получили признание не только в своей стране, но и за рубежом.

Хочется отметить еще одну тенденцию, сложившуюся в начале ХХ века и имеющую активнейшее развитие по сей день - это признание этнических авторов. Долгое время эта область литературы была предана забвению в силу внутренней политики США относительно цветного населения. Начало века ознаменовалось «открытием» этнической литературы. Этот факт значительно обогатил литературное пространство Америки. Сейчас многие писатели-американцы не американского происхождения получили всемирную известность.


Список литературы


1.Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров, 3-е изд. Т. 1-30. М., «Сов. энциклопедия», 1969-78.

. Гиленсон Б.А. Американская литература 30-х годов XX века, М. 1974.

. История литературы США: Литература начала XX в. Гл. ред. Я. Н. Засурский, Т.5. М., «Наследие», 2009.

.Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

.Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.

.Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. - Иваново: ЛИСТОС, 2011

. Основы литературоведения. Гл. ред. Мещеряков В.П., М., «Дрофа», 2003

.Рассел Б. Мудрость Запада / Под ред. В.А. Малинина. - М., 1998

.Современная энциклопедия. 2000.

.Толмачёв В.М. Зарубежная литература конца XIX - начала XX века. - М.: Академия, 2003.

.Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004

.Философский энциклопедический словарь. 2010.

. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» И.Т. Касавин, 2009.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Развитие английской литературы в 19 веке

В английской литературе 19 века, как и в других национальных литературах этого столетия, борются 2 направления: романтизм и реализм. Романтизм пришел в Англию из Франции (влияние революции 1789-1794гг.) и подчинил себе первую половину 19 века, хотя некоторые литературоведы считают, что истинный романтизм существовал всего четверть века. Начало романтизма в Англии связывают с 1798 годом, когда У.Вордсворд и С.Кольридж выпустили книгу стихов «Лирические баллады». Закат же этого направления вызывает многочисленные споры. Одни считают, что под романтизмом подвела черту смерть Байрона в 1824 году, другие связывают это явление с творчеством У.Хэзлитта, У.Лэндора и Т.Карлейля, а это уже середина столетия. Романтизм как метод наиболее отчетливо проявился в поэзии, а в прозе неизменно присутствовали как черты романтизма, так и черты реализма.

В английском романтизме можно выделить 3 основных течения (поколения):

  • 1. поэты «Озерной школы» («лейкисты») - У.Вордсворд, С.Кольридж, Р.Саути романтизм культура идеализм бытие
  • 2. революционные романтики - Дж.Г.Байрон, П.-Б.Шелли, Дж.Китс
  • 3. «лондонские романтики» - Ч.Лэм, У.Хэзлитт, Ли Хант

Родоначальником английского романтизма является Уильям Блейк (1757-1827). Свои основные произведения Блейк создал еще в 18 веке («Песни невинности», «Песни опыта», «Бракосочетание неба и ада») В 19 веке написаны «Мильтон», «Призрак Авеля» и т.д. Блейк считается основоположником космического мировоззрения.

Развитие французской литературы в 19 веке

Новеллистика проспера мериме

В своих новеллах Мериме пытается воплотить положительный идеал, который он хочет отыскать в народной среде и в странах, еще не испорченных буржуазной цивилизацией (например, на Корсике, в Испании). Однако, в отличие от романтиков, Мериме не идеализирует героев и их уклад жизни. Он объективно изображает героев: с одной стороны, он показывает героические и благородные стороны их характера, с другой - не скрывает их отрицательные стороны, обусловленные их дикостью, отсталостью и нищетой. Таким образом, у Мериме характер героя обусловлен внешней средой. И в этом писатель продолжает традиции реализма. В то же время Мериме отдает дань романтизму, и это проявляется в том, что в центре новелл писателя всегда стоит исключительная сильная личность.

В отличие от романтиков, Мериме подробно не описывает эмоции персонажей. Писатель очень лаконичен и рисует психологию человека, его переживания через внешние приметы - жесты, мимику, поступки. Повествование ведется от лица рассказчика, который делает это небрежно, нехотя, как бы скучая, то есть манера повествования всегда несколько отстраненная.

Композиция новелл всегда очень четкая, логически выстроенная. Как писатель-реалист Мериме изображает не только кульминационный момент, но и рассказывает предысторию событий, дает сжатые, но насыщенные характеристики героев. Контраст в новеллах Мериме проявляется в столкновении реальной действительности и драматичных, необычайных событий, разворачивающихся на фоне этой действительности. Вообще все новеллы построены на контрасте: с одной стороны, человеческие пороки и низменные интересы, а с другой - бескорыстные чувства, понятие о чести, о свободе, о благородстве.

Американская литература 19 века

Творчество О"Генри (наст. имя - Уильям Сидни Портер)

Творчество этого писателя начинает складываться в конце 90-х гг. 19 века-начале 20 века. Первоначально О"Генри никак не был связан с литературой - он работал кассиром в банке, но уже в это время его интересовали окружающие его люди, причем люди абсолютно разные. Однако постепенно наблюдательность будущего писателя и хорошее чувство юмора приводят к тому, что он начинает издавать еженедельный юмористический журнал «Роллинг стоун». Но скоро безмятежную жизнь О"Генри перевернула недостача в банке, и чтобы избежать ареста, писатель отправляется путешествовать и начинает профессионально заниматься журналистской деятельностью. Впоследствии эти материалы лягут в основу сюжетов многих произведений. Спустя некоторое время болезнь жены заставляет О"Генри вернуться, суд присяжных признает писателя виновным и на 5 лет отправляет в тюрьму. Именно там во время ночных дежурств О"Генри активно занимается написанием рассказов.

Первый рассказ был написан в 1899 году под названием «Рождественский чулок Дика-Свистуна». Всего О"Генри написал 287 рассказов, которые вошли в такие сборники, как «4 миллиона» (1906), «Горящий светильник» (1907), «Голос города» (1908), «Деловые люди» (1910), «Коловращение жизни» (1910). В 1904 году он пишет авантюрно-юмористический роман «Короли и капуста».