Современный египет. Генетики сделали неожиданное открытие о родословной древних египтян

Когда мы думаем о древних египтянах, то обычно вспоминаем Клеопатру или очаровательный процесс мумификации. Однако мы не задумываемся об обычных предметах и идеях, которые используем сегодня в повседневной жизни.

Хотя большинство из современных изобретений приписывают более позднему периоду истории, древние египтяне были на передовой. Как и мы, они всегда искали способ сделать свою жизнь более легкой и свободной от стрессов. Ниже приводится список предметов и идей, переживших испытание временем, о чем не задумывается большинство из нас.

10. Правительство

Хотя часто говорят, что первая система правления возникла в Римской империи, на самом деле, это только первая документально зафиксированная система правления на Западе. Самую первую структуру управления связывают с древними египтянами.

Еще более удивительно то, что эта политическая система не была связана с фараонами, как считают многие. Примерно до 1570 года до н. э. древним Египтом правили цари. В додинастический период Египет находился под контролем Царей Скорпиона, что звучит подозрительно похоже на название банды байкеров. Мы не знаем, как вело себя правительство до тех пор, пока к власти не пришел Царь Нармер (King Narmer) и не установил первое централизованное правление в пределах существующих границ.

С этого момента экономика стала развиваться благодаря торговле, которая велась между классами в отдельных провинциях, индивидуальному благосостоянию и налогам. Это означает, что, возможно, древние египтяне тоже пытались уклоняться от уплаты налогов.

9. Календарь

До тех пор, пока нет государственной политики и действующей экономики, нет необходимости отслеживать дни. Но это касается не столько надоедливых сборщиков налогов, которые должны были знать, когда запугивать людей. У египтян была развитая ирригационная система, и они должны были знать, когда Нил будет разливаться.

Таким образом, они создали календарь, в котором было 365 дней. Сначала в нем было 370 дней, пока египтяне не поняли, что нужно сократить год, и просто добавили високосные годы. Так что, если вы родились в день, который есть только в високосном году, и вам фактически только 20 лет, хотя у вас уже есть внуки, то можете поблагодарить за это старых добрых египтян.

8. Вино

Канун Нового Года, Рождество, дни рождения – это все отличные поводы, чтобы устроить вечеринку и выпить. Мы можем поблагодарить древних египтян за одно из наших любимых развлечений, поскольку они были первыми людьми, которые изобрели вино. Новый календарь, вероятно, дал им еще больше оснований пить, поскольку теперь они могли отмечать разные даты.

Первоначально предполагалось, что обнаруженные археологами виноградники предназначены для выращивания винограда, который затем употребляли в пищу. Затем на дне нескольких горшков археологи нашли остатки вина, это доказывает, что что древние египтяне любили расслабляться.

На самом деле, так много сосудов содержали этот продукт, что возникло ощущение, что древние египтяне были одержимы вином. С таким количеством древних праздников (включая пятидневный праздник в конце года) историкам легко понять, почему было настолько популярным. Итак, в следующий раз, когда вы отправитесь на вечеринку, просто не забудьте расслабиться так, словно сейчас 3000 год до н.э.

7. Зубная паста

В 1600-х годах случаи смерти в Лондоне документировались с помощью «Счетов Смертности». В то время, как это довольно мрачный документ, в нем в качестве одной из основных причин смертности указываются инфицированные зубы (исключая только тяжелые эпидемии, такие как бубонная чума). Это было связано с отсутствием надлежащей стоматологической помощи в то время. На самом деле, люди даже не считали, что употребляемая ими пища может привести к развитию заболевания зубов.

Они также не знали, что многие столетия назад древние египтяне уже решили эту проблему. Древние египтяне поняли, какую цену платят за больные зубы, и обнаружили простое решение. Да, первая формула зубной пасты была изобретена египтянами с использованием почти тошнотворного списка ингредиентов, таких как измельченные копыта быка, пепел и сожженная яичная скорлупа.

Вместе с зубной пастой появились мятные конфеты. У них был менее пугающий список ингредиентов, который включал каменную соль, сушеную и сушеный ирис. На самом деле, были обнаружены несколько рецептов (наряду с руководствами по приготовлению), относящиеся к Древнему Египту. В то время это простое изобретение спасло жизни многих людей.

6. Ручки

Если вы углублялись в какие-нибудь теории заговора, то наверняка сталкивались с убеждением, что инопланетяне дружили с древними египтянами. После обнаружения каких-то подозрительно выглядящих изображений и иероглифов, высеченных в камне, приверженцам теории заговора просто не дает покоя мысль о том, что древние инопланетяне и древние египтяне мирно сосуществовали. Тем не менее, все упустили из виду тот факт, что данные изображения являются намного более редкими, чем мы думаем.

На раннем этапе древние египтяне осознали неудобство такой непрактичной системы письма, что привело к изобретению пергамента и ручек. В то время как большинство из нас предполагают, что прогресс в развитии письменных принадлежностей начался с появления гусиного пера, первыми появились тростниковые ручки.

Древние египтяне разработали форму письма, которой никогда раньше не было. Они размачивали концы длинные стеблей тростника в воде, а затем обрезали концы, придавая им острую форму, которая могла правильно распределять чернила во время письма. Это сделало возможным появление портативных документов улучшило общую эффективность жизни.

Однако вскоре они выяснили, что такие ручки быстро высыхают, что и привело к использованию перьев. Только в конце 1800-х годов общество вернулось к первоначальной египетской идее и разработало современную шариковую ручку, а также колпачок, чтобы она не высыхала так быстро.

5. Часы

Опоздание на работу было проблемой даже для древних египтян, так как у них тоже были часы. Обелиск или солнечные часы были самой ранней версией часов, но они показывали время в том случае, если небо было чистым.

Это привело к изобретению водяных часов. Выглядящие совсем как пивоваренная машина, которую можно увидеть в вашем местном хипстерском кофешопе, эти часы работали благодаря медленно капающей в течение дня воде, что позволяло определять время в помещении.

Они придумали и портативные часы, где для определения времени использовалась тень. Эти устройства оказали такое влияние на повседневную жизнь Древнего Египта, что все были очарованы этой идеей. Так началось путешествие к современным часам.

4. Протезы

Хотя кажется, что протезы - новая концепция, на самом деле они датируются 950 годом до нашей эры. Хотя те протезы не были напичканы электроникой, как некоторые современные, они помогали своим владельцам вести полноценную жизнь.

Археологам удалось обнаружить искусственный большой палец ноги, который является самым ранним протезом в мире. В гробницах древних египтян часто находили многие подобные части тела, но как выяснилось, они служили только для того, чтобы сделать тело целым для загробной жизни. Все изменилось, когда у мумифицированного тела был найден сделанный из дерева и кожи большой палец ноги, состоящий из трех частей.

Чтобы доказать, что этот палец был сделан, чтобы помочь человеку ходить, были созданы несколько аналогов, которые протестировали научными методами. Группа людей, у которых отсутствовал большой палец, ходили с протезом и без него, чтобы выяснить, помогает ли он. Результаты показали, что палец благотворно влиял на процесс ходьбы, что позволило идентифицировать найденный предмет как ранний протез.

3. Ножницы

Распространенным заблуждением является то, что ножницы изобрел Леонардо да Винчи. На самом деле, оригинальный дизайн был создан еще в 1500 году до нашей эры. Хотя римляне спроектировали конструкцию с перекрестными лезвиями, которую мы сегодня, у древних египтян была более простая, но эффективная версия. Это был единый кусок металла, сформированный в два лезвия, которые регулировались с помощью металлической полосы между ними.

С изобретением ножниц древние египтяне смогли создавать различные стрижки. Даже самый умелый стилист не смог бы повторить их без хорошей пары ножниц.

2. Плуг


Фото: Joevilliers

Сельское хозяйство является основой для бесчисленного числа цивилизаций. Но древние египтяне первыми создали технологию, необходимую для эффективного земледелия.

До изобретения плуга, люди должны были ходить с «палками-копалками», которые они втыкали в землю, чтобы сделать отверстия, в которые бросали семена. Без этих палочек работа может потребовать несколько недель или даже месяцев. Египтяне устали от этих «палок-копалок» и длительных часов, проведенных с ними в поле. Так они спроектировали первый известный плуг - ард.

Ард представлял собой обычную «палку-копалку» с ручкой в форме арки и каменным или металлическим острием, прикрепленным снизу. С помощью этого изобретения древние египтяне могли просто пройтись по полю и создать глубокую канаву, куда помещалось сразу много семян. Хотя это изобретение несопоставимо с плугами, которые есть у нас сегодня, эта небольшая инновация изменила жизнь фермеров в те времена.

1. Краска для волос

Если вы когда-либо видели изображения древних египтян, то не удивитесь что выглядели они по-особенному. Они не только создали макияж, парики и наращивание волос, но и разработали первую технику окрашивания волос. Волосы не только влияли на внешний вид, но и отражали социальный статус. Чем лучше выглядели ваши волосы, тем богаче вы были.

Древние египтяне стремились к тому, чтобы всегда выглядеть молодо, и седые волосы не подходили под этот идеал. Поэтому египтяне начали использовать высушенные листья хны для производства рыжевато-коричневой краски для окрашивания волос. Хну также использовали для окрашивания ногтей и губ. Добиться нужного цвета можно было путем добавления в смесь большего или меньшего количества листьев хны.


Население Египта составляет более 77 миллионов человек, причем демографических проблем эта страна не знает: рождаемость превышает смертность почти в пять раз. Правда, это заслуга отнюдь не совершенной системы здравоохранения (она формально бесплатная, но лечиться лучше в коммерческих клиниках, в государственных же хирурги, например, получили прозвище «мясники») и уж тем более не высоких доходов египтян, секрет заключается в обычной для арабских стран многодетности семей. Однако справедливости ради надо отметить довольно высокую среднюю продолжительность жизни: 68 лет для мужчин и 73 - для женщин.

Некоторый лоск влияния международной культуры, а, возможно, и колониального прошлого заметен в одежде служащих.

Вероятно, галстуки и пиджаки обязательны для разного рода офисных работников, а также сотрудников туристических компаний, по роду службы сталкивающихся с иностранцами. Впрочем, водителей автобусов или гидов это правило обычно не касается.

Обычные жители крупных городов, если говорить о представителях сильного пола, одеваются в целом привычно западному глазу: джинсы, рубашки, пиджаки, легкие куртки…

Кстати, действительно больших городов с населением более миллиона человек в Египте только три: столичный Каир, вплотную примыкающая к нему Эль-Гиза, а также имеющая неофициальный статус культурной столицы Александрия.

Школьное образование является бесплатным, хотя имеющие такую возможность родители стараются пристроить своих чад в платные учебные заведения. Система высшего образования отличается от привычной нам, обучение в вузах в среднем занимает три-четыре года, хотя у врачей, если ничего не путаю, больше.

Гордостью современных египтян является родословная, при случае они любят подчеркнуть, что происходят от великих строителей грандиозных пирамид и величественных храмов, государство которых достигло рассвета задолго до того, как в Европе появились первые города. На деле, конечно, прямыми потомками (насколько этот термин вообще позволителен в правильном котле множества народностей) жителей Древнего Египта являются разве что некоторые копты, составляющие лишь небольшую долю в общем населении страны. Предками же остальных являются арабские завоеватели, хлынувшие в Египет в VII веке. Справедливости ради надо отметить, что византийские императоры в предшествующей борьбе с арианской ересью оказались столь усердны, что средиземноморское побережье Африки изрядно обезлюдело; тем самым были созданы самые благоприятные условия для вторжения из Аравии.
Национальные меньшинства сейчас включают в себя также бедуинов, берберов, нубийцев и черкесов, численность которых в общей сложности не превышает 2% от населения страны. Насколько я знаю, каких-либо столкновений на этой почве в Египте нет, если кто и доставляет проблемы, так это радикальные исламисты.

То, что Египет - государство мусульманское (исповедуется ислам суннитского толка) и не вполне светское (хотя в основе законодательства лежит многое еще от кодекса Наполеона, в него инкорпорированы также и шариатские нормы), сразу видно уже хотя бы по тому, что подавляющее большинство женщин носят хиджабы - легкие головные платки.

Один из гидов толкнул целую речь про преимущества положения прекрасного пола в Египте. Мол, никакой эмансипации, женщин холят и лелеют, буквально на руках носят. Ну, а если какая-то особа вдруг не хочет жить по законам шариата, она всегда вольна снять хиджаб и начать жить по светским законам. При этом гид перечислял имена женщин, занимающих видные посты в государственном аппарате Египта, и даже оказался настолько подкован, что назвал российских министров слабого пола. Сравнение, разумеется, оказалось в пользу исламской страны.

Платки носят и совсем юные особы, исключение тут составляют разве что маленькие девочки.

По существующим каноном требуется не только носить хиджаб, но и закрывать плечи, руки и, разумеется, ноги. Думаю, в жару это не слишком удобно. Впрочем, и египетские мужчины, как видно на снимках, шорты не носят.

Однако юность и кокетливость берут свое - девушки пытаются одеваться модно. Сейчас, как мне показалось, популярны чуть расклешенные джинсы, поверх которых носят длинные кофты или короткие платья.

Школьная экскурсия. Это совсем малыши, и девочки платки еще не надевают.

В то время как легко одетые европейки и русские фотографировали Сфинкса и пирамиды, эти девушки-старшеклассницы когда украдкой, а когда и вполне открыто как значительно большую экзотику снимали туристок.

А это уже чадра, - если можно так выразиться, радикальная форма исламской женской одежды. Упомянутый выше гид, к слову, отзывался об этом явлении резко отрицательно, напирая на то, что по-настоящему твердая в вере женщина так не оденется, лишь увлеченная ложными течениями ислама.
Кстати, в Каире или Гизе подобные картины мне встречались сравнительно редко, этот снимок, например, я сделал в Луксоре.

По отсутствию чадры и крестам на груди стоящие слева пожилая женщина и девушка безошибочно идентифицируются как христианки. Доля православных среди населения страны составляет около 5% (еще есть немного католиков). Вообще же женщин без головных платков в Египте я видел крайне редко.

Тему доходов населения гиды обсуждали весьма неохотно. Ответы их сводились в основном к звучащей подобно заклинанию формуле «Египет - страна богатая, только правители у нас воры». Ей-богу, аналогии тут говорят сами за себя. :)
Наиболее патриотично настроенный гид (Махмуд-Азиз, о котором я уже рассказывал в альбоме об ) предпочитал толкать речи про то, как хорошо живется тут ученым: и зарплата в три тысячи долларов в месяц, и льгот куча, включая ежегодный недельный отдых на курортах Хургады или Шарм-эль-Шейха. Другой гид нехотя признал, что многие зарабатывают менее ста долларов в месяц, особенно это касается жителей сельской местности и маленьких городов.

Откровенно говоря, у меня создалось впечатление, что для многих и озвученная стодолларовая планка является более чем желанной. Впрочем, достоверную статистику на этот счет мне видеть не доводилось.

Любопытно, что все гиды весьма презрительно отзывались о крестьянах-феллахах, часто приезжающих в города на заработки и ходящих в архаичного вида национальных длинных рубахах (галабеях).

Этого уличного торговца я даже было принял за европейца. И хотя цвет кожи у него непривычно светлый, черты лица скорее местные. Как мне подсказали, это скорее всего альбинос.

В египетской провинции в галабеях ходят очень многие мужчины, совсем необязательно одни только крестьяне.

Часто подобные одеяния используются как униформа мелкими служителями вроде вахтеров на экскурсионных объектах. Заодно они часто пытаются подзаработать, предлагая туристам пофотографировать себя за деньги на фоне старых храмов или усыпальниц. Вероятно, они тешат себя надеждой, что в антураже способны недурно заменить собою древних египтян.

Бедуины, которых не пускают на территорию православного монастыря Св. Екатерины близ , через ограду пытаются продать туристам путеводители и какие-то сувениры.

Подавляющая доля египтян проживают в долине Нила, где плотность населения превышает 1700 человек на квадратный километр.

В этом же время в покрывающих большую часть территории страны пустынях живет не более 2% от населения Египта, а на квадратный километр там приходится менее одного человека.

Веранда кафе на западном берегу Нила близ Луксора. В целом я бы не стал называть египтян народом бездельников (многие вынуждены работать в нескольких местах), но то, что напряженно работать они не любят, - факт налицо. И сильнее всего, на мой взгляд, им мешает невнимание к мелочам, что проявляется буквально во всем: в одежде, домах, качестве работы…

Однако даже бедные феллахи вовсю пользуются мобильной телефонией.

Главными источниками государственного дохода Египта являются поступления от судоходства в Суэцком канале, продажи за рубеж сырья (в основном нефти) и туризма. Тем не менее сельское хозяйство по-прежнему играет в экономике страны огромную роль, и за владение плодородной землей идет нешуточная борьба.

Невинные детские забавы на деревенской улочке.

Пусть Египет импортирует пшеницу, овощи и фрукты он, напротив, экспортирует. Цены на местную сельхозпродукцию даже в туристических местах совсем невелики. Скажем, килограмм хорошей клубники стоит 10 фунтов, то есть меньше двух долларов. Вместе с тем цены в магазинах на всякого рода шоколадки, конфеты и прочие мелочи способны поразить даже иностранца, причем речь не идет о лавках Шарм-эль-Шейха или Хургады, где давно всякий стыд позабыли, а о минимаркетах при АЗС по главным магистралям страны. Подозреваю, что ценники там спешат за платежеспособным спросом, ведь феллахи на личных автомобилях между городами не разъезжают.

Между тем в глубинке и в магазинах только для местного населения, уверен, все стоит очень дешево. Египет является дорогой страной разве что для туристов и то в местах массового скопления последних.

Багажники: и у машины на крыше, у женщины на голове… Впрочем, для позвоночника вертикальная осевая нагрузка наверняка предпочтительнее асимметичной.

Уличный продавец лепешек. Поджаристые, они выглядели столь заманчиво, что я едва сдержался купить. Главным образом меня остановили не думы об антисанитарии, а почти стопроцентная вероятность того, что торговец при виде туриста загнет цену раз так в десять.

Продавец сувениров. С этими товарищами ухо надо держать остро, так как обманывать здесь любят, в частности продавать под видом серебряных украшений бижутерию и т.п. Вообще обилие клиентов-туристов, как мне кажется, портит представителей любого народа. Даже в Китае чем дальше от границы с Россией, тем лучше отношение к русским (взять тот же близ Хабаровска - весьма показательный пример). В туристических же местах Египта туристов воспринимают исключительно как бумажники на ножках. Это явление носит столь масштабный характер, что вызывает у многих иностранцев острую неприязнь ко всему местному населению без разбора.

Между тем мне доводилось слышать, что в египетской глубинке люди совсем другие: куда более дружелюбные, причем приветливость их обычно лишена вошедшей в туристическй фольклор корыстной составляющей. Там и подвезти путешественника могут бесплатно и даже накормить обедом, довольные уже самим фактом знакомства с иностранцем.
Довелось мне наблюдать подобный альтруизм и в Шарм-эль-Шейхе, когда садовник (кстати, интеллигентного вида юноша в очках) на улице подарил красивой девушке цветок (сначала она даже отнекивалась, полагая, что это попытка получить деньги).
К слову, объясниться в Египте, не зная арабского, легко в свете упомянутого выше колониального прошлого. В образованных кругах распространен французский язык, еще больше людей, причем из разных слоев общества, в той или иной степени владеют английским. Вроде бы оба этих языка даже входят в обязательную школьную программу. В туристических местах легко встретить и египтян, разговаривающих на русском: там давно уже усвоили законы конкуренции и странное нежелание многих туристов из России осваивать иноземные наречия.

Уличный уборщик. Впрочем, о ситуации с мусором на улицах египетских городов и об экологии я лучше поговорю в другой раз, когда буду показывать Каир и Эль-Гизу. В про египтян я затрону преимущественно вопросы транспорта, включая общественный, и охраны правопорядка.

Древние египтяне для современных ученых - это по-прежнему одна большая загадка. Большинство египтологов считают их выходцами из Азии, приводя в качестве подтверждения своей правоты древнеегипетский язык, относящийся к семито-хамитской группе. Меньшая часть исследователей находит предков египтян в «Черной» Африке.

Нужно сказать, что художники Древнего Египта изрядно запутали ученых, изображая жителей страны с различными оттенками кожи – от светло-коричневого до практически черного. Геродот, сравнивая египтян, эфиопов и колхийцев, предполагал, что все они родственны друг другу, так как их отличительная черта – смуглая кожа и курчавые волосы.

Можно лишь предположить, что Древний Египет, являясь в течение тысячелетий плавильным котлом для множества культур и наций, не сформировал однородный этнос, не считая разве что потомков фараонов, которые поддерживали чистоту своей крови. За столетия в Египте «наследило» множество народов, включая ассирийцев, ливийцев, кушитов, персов, греков, римлян, арабов и турков.

Не так давно немецкие генетики из института Макса Планка решили проверить, не оставили ли представители других государств и народов, в том числе воины Александра Македонского, завоевавшие Египет, свой генетический след в этой стране. Для исследования у 90 мумий, забальзамированных в ходе более чем тысячелетнего периода, был взят митохондриальный геном.

Ученые установили, что существенных генетический изменений исследуемый генетический материал не претерпел, несмотря на несколько миграционных волн из Европы, Ближнего Востока и Африки. Но здесь важно учесть, что это касается лишь представителей высшей касты, к которой и принадлежали мумифицированные.

Ученые из Германии также определили, что если современные египтяне имеют генетическое родство с африканскими народами, проживающими к югу от Сахары, то образцы жителей Древнего Египта обнаруживают бὀльшую генетическую общность с населением Ближнего Востока и Леванта. Приток людей из внутренних регионов Африки начался примерно 1300 лет назад вместе с ростом работорговли и миграционных волн, вызванных арабским завоеванием Египта.

В настоящее время прямыми потомками древних египтян принято считать коптов – христианское население Египта, не превышающее 7% от общего числа жителей страны. Несмотря на то что копты и арабы принадлежат к различным этносам, по внешнему виду отличить их практически невозможно.

Еще в 1908 году один из основателей французской египтологии Гастон Масперо, выступая в коптском клубе «Рамсес», заявил его членам, что копты – наиболее чистые потомки древних египтян. По словам ученого, копты и египетские мусульмане имеют одни корни, однако из-за большого числа браков с иноземцами последние утратили этническую чистоту.

Копты, напротив, на протяжении многих веков свято хранили чистоту своей крови, не смешиваясь с пришлыми арабами. Копты до сих пор женятся только раз в жизни, не признавая гражданские браки и разводы.

Слово «копт» греческого происхождения (Αιγύπτιος - айгоптиос) и переводится как «египтянин». Именно в древнеегипетском языке берет свои истоки язык современных коптов, ему даже удалось сохранить специфику, свойственную речи фараонов.

В свое время Франсуа Шампольон с успехом использовал современный ему коптский язык при расшифровке древнеегипетских иероглифов. Этот язык он считал последней стадией развития языка древних египтян. В начале нашей эры иероглифическое письмо постепенно стало вытесняться греческим алфавитом, модифицировался и сам язык, со временем превратившись в тот, на котором сегодня и разговаривают копты.

Нужно заметить, что население современного Египта не настолько арабизировано, как предполагалось ранее. Согласно последним данным генетических исследований, около 80% населения северной части Египта генетически так или иначе связаны с жителями древней страны фараонов, в южных областях Египта таких насчитывается порядка 65%.

Немало родственных древним египтянам народностей проживает вдали от берегов Нила, в первую очередь, на Ближнем Востоке. В качестве ближайших генетических родственников древних египтян ученые называют ливанцев и сирийцев.

Совместная группа немецких ученых из Университета Тюбингена и Института эволюционной антропологии Макса Планка при изучении ДНК древнеегипетских мумий выявила близкородственную связь египтян c еще одним восточным народом – армянами. Этот же факт подтвердили и египетские ученые в процессе исследования аутосомных и Y-ДНК-маркеров трех фараонов 18-й династии: Аменхотепа III, его сына Эхнатона и внука Тутанхамона.

Впрочем, эти исследования могут свидетельствовать и о том, что не древние египтяне внесли свою лепту в генетические характеристики населения Ближнего Востока и Закавказья, а наоборот, египетские фараоны имели восточное происхождение.

Одним из объяснений ближневосточных корней египетских фараонов может служить вторжение гиксосов, которые проникли в Древний Египет через Армянское нагорье и завоевали в XVIII–XVI веках до н. э. часть государства вплоть до среднего течения Нила. Весь Египет они покорить не сумели, но, вероятно, сильно видоизменили генетическую карту этой страны.

Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян и египетских фараонов. Само слово «копт» происходит от греческого Αιγύπτιος — «айгопти ос» и означает просто «египт янин», а греческое слово: geo+copt обозначает «земля коптов» . Сами потомками древних египтян называли и себя и свою страну «хемус «- «земля»(др.-греч.: Aἷμᾰ (Haîma) — кровь; Αἷμος (Haîmos) — кровная, лат.: haema 😉 . Хемус — древнее название Балканских гор.

Коптский язык развился из древнего египетского языка, сохранив многие его особенности и элементы того языка, на котором разговаривали фараоны. Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и Франсуа Шампольоном с успехом использовал современный язык коптов при расшифровке древнеегипетских иероглифов. Коптский язык сохранил в себе он сочетание элементов древнегреческого языка, существовавшего в эпоху древнеегипетских фараонов. Коптские буквы похожи на греческие, из греческого же языка заимствовано много слов.

В начале нашей эры иероглифическое письмо древнеегипетского языка сменили на греческое написание текстов, а древнеегипетский язык стали называть коптским.
К этому времени христианство в Египте уже получило широкое распространение, и священная Библия была переведена на язык египтян, которые не знали греческого. Да, и египетского иероглифического (демотического) письма простой народ Египта не знал, так как для изучения иероглифов требовалось специальное, длительное обучение. Переводчикам Библии пришлось создать алфавит из 24 греческих букв и добавить 6 новых знаков для шипящих звуков, отсутствующих в греческом языке. В начале IV века египтяне-христиане, или «копты» , знакомые с греческим алфавитом, смогли читать Святое Писание.

В последние годы исследователи обнаружили на погребальных масках египетских фараонов тексты на коптском и греческом языках , а также тексты коптского евангелия и фрагменты античных произведений классических греческих авторов.

Копты, как и были не похожи на остальных жителей Египта, они отличались светлой кожей и красивым разрезом глаз , они и сегодня сохраняют тонкие черты лица, точеный профиль фараонов. На протяжении многих веков копты строго хранят чистоту своей крови и в жены берут только женщин европейского вида, похожих на белокожих коптских женщинах. Женятся копты только один раз в жизни, гражданские браки и разводы у них не признаются.

Египетский бог Гор в римском военном костюме

Римское завоевание Египта

В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию. Через Александрийский порт в страну стали проникать товары со всего Средиземноморья, вместе с торговцами греками и македонянами. Александрия в начале нашей эры была одним из центров торговли Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры.

С этого времени только греки могли занимать чиновничьи должности. Официальным языком стал греческий, которого древние египтяне не знали. Уделом коренных жителей Египта коптов, земледельцев и ремесленников оставались лишь тяжёлый труд, налоги и поборы. Количество денежных налогов и поборов, в виде сельскохозяйственных продуктов — хлеба, вина, растительного масла, доходило до 450! Не будучи в силах вынести эти налоги и поборы, египтяне поднимали восстания в 165, 181-184 годах уже нашей эры, но римляне жестоко расправлялись с восставшими.

После завоевания Египта римлянами, ограничения в правах и угнетение египтян ещё больше ужесточились. Для новых хозяев Египет был житницей, римляне стремились вывезти как можно больше зерна.

Во II веке нашей эры в Египте стало распространяться христианство. Центром распространения новой религии стала Александрия. В 213 году при подавлении очередного восстания египтян римляне разрушили даже ирригационные каналы, обрекая земледельцев на голод и мучения. Римский император Деции в 250 году решил истребить христианство, заставив всех христиан совершить при специальной комиссии римские языческие обряды. Тех, кто отказывался это делать, отправляли в темницу, морили голодом и отрубали голову, сжигали на костре или бросали на съедение диким зверям. Женщин-мучениц казнили зверским образом: привязывали к верхушкам двух пригнутых к земле финиковых пальм и, резко отпуская, разрывали их пополам.

В 258 году римский император Валериан издал указ о казни всех христианских священников, а знатных христиан за отказ от жертвоприношения лишали имущества и превращали в рабов.

Страшные мучения остались в памяти египетского народа, копты ведут счет времени по «эре мучеников» — с 28 августа 284 года, даты восшествия на престол римского императора Диоклетиана, беспощадного гонителя христиан, по указу которого, тысячи христиан мужчин и женщин с детьми, после пыток предавали мучительной смерти.

В 313 году император восточно-римской империи Константин Великий объявил себя христианином и издал указ о вероисповедании.

Арабское завоевание Египта

Копты в Египте почитались с глубокой древности, они были настоящими хранителями древнейшей культуры Египта, древнеегипетского языка и веры.

В 1970-х в Верхнем Египте была обнаружена книга заклинаний, написанная в VII-VIII веке на коптском языке. Книга заклинаний ещё не полностью расшифрована, но учёные уже обнаружили в ней любовные заклинания, заклинания для изгнания злых духов, лечебные и проклинающие заклятия.

Учёные полагают, что в не расшифрованной пока части «Египетского справочника колдовских сил» хранится еще много тайн, которые раскроют правду о верованиях древних коптов.

Коптский язык использовался в официальных документах Египта до арабского нашествия в 641 году, после вторжения арабов в Египет официальным языком государства стал арабский, а коптский язык фараонов был исключен из употребления в государственных документах.

Ритуальные заговоры, записанные на коптском языке

После 641 года египетских христиан стали называть коптами, в отличие от египтян, принявших ислам. В современном Египте численность коптов, исповедующий христианскую религию, по разным источникам, составляет от 6 до 8 млн. человек.

При арабских правителях Египта Аббасидах (750 — 1258 г.г.) жизнь коптов становится очень тяжелой. Хотя многие копты продолжают занимать ответственные посты в Египте, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют положение коптов, и к середине IX века копты оказались в Египте христианским меньшинством. Хотя исламское господство сопровождалось частыми преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.

Коптская Церковь

Коптская церковь Египта — самая ранняя христианская церковь в мире! Коптская Церковь была основана в 42 году нашей эры самим святым Марком Евангелистом, прибывшим в столицу древнего Египта Александрию с проповедью христианства.

Епископ Кесарийский Евсевий, написавший около 310 года первую «Историю Церкви» по-гречески свидетельствует о том: «Святой Марк первым отправился в Египет, чтобы проповедовать Евангелие, которое он уже записал, и сначала он организовал церковь в самой Александрии» (Евсевий, ОН 2.16.1). Эта информация дополняет «Хронику Евсевия», где Епископ Кесарийский отмечает приезд святого Марка в Александрию на третий год правления римского императора Клавдия (41 – 54 гг.) — то есть в 42 — 43 году .

Основание самой ранней христианской церкви произошло через десять лет после даты смерти Иисуса Христа, традиционно считавшейся в 33 году нашей эры.

Крылатый Лев — символ евангелиста Св. Марка

Святой Марк написал самое раннее из четырёх Новозаветных Евангелий , был основателем первой христианской церкви и первым епископом Александрийской церкви, ещё до основания Римской церкви.

Благодаря деятельности возникших в Египте первых христианских поселений египетский город Александрия оказался первым среди пяти первых христианских столиц — вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно Александрийская школа богословия, основателями которой были св. Климент, Ориген, Кирилл, пыталась привить христианству философский язык.

В 69 году святой апостол Марк принял мученическую смерть от римлян-язычников. Святой Марк, крестивший коптский народ, почитается у коптов первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.

Приняв христианство, копты стали избирать с 536 года своего духовного отца, главу христианской церкви Александрии, который носит титул Папы. Сейчас коптский Папа вместе с синодом находится в Каире.

Коптскую христианскую традицию избрания Папы, переняли римляне, позднее принявшие христианство, как государственную религию, и церковные иерархи Рима стали избирать Папу. В отличии от Папы римского, избираемого в довольно преклонном возрасте смерти, коптский папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне, он служит своему народу пожизненно, пользуется непререкаемым авторитетом и является лидером нации.

Нынешний коптский Папа Александрийский, Патриарх престола св. Марка — Шенуда III родился в 1923 году, избран в 1971 году, возглавляет Коптскую церковь и является единственным духовным лидером всего народа. Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св. Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, и 40 минут произносит духовное слово к прихожанам, затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.

Коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри — алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи, утварь, но отличаются особой скромностью и простотой своего убранства. В большинстве коптских храмов есть скамейки, фрески на стенах храма встречаются нечасто, иконопись упрощенная, без деталей, изображения плоские, пропорции не соблюдаются, как на детских рисунках. Кресты в коптских храмах ориентированы в двух направлениях, так что с любой стороны храма виден Крест.

При входе в храм копты снимают обувь. В коптской церкви мужчины и женщины разделены перегородкой, они молятся семь раз в сутки, обратившись на восток, обязательно в головных уборах. Постятся копты большую часть года, соблюдая пять постов, семь великих и пять малых праздников. Коптские священники носят шапочки-тюрбаны и кресты, сделанные из кожи, и к ним так же подходят прихожане для обязательной исповеди и благословения.

Христианские традиции копты хранят очень трепетно, они венчаются в церкви.

Официальная дата появления Коптской церкви — 451 год Халкидонский Вселенский Собор, осудивший монофизитство как ошибочное учение, и Коптская Церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви. В Александрии избирают дух патриархов - коптского и греческого, при этом копты называют себя ортодоксами, в то время как почти на всех языках Европы этим термином определяются православные христиане. год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе.

Копты - монофизиты (от греческого: monos — один и physis — природа, естество) — учение в христианстве, возникло в V веке. Монофизиты — армяне, эфиопы, и потомки фараонов копты, считают человеческую природу Иисуса Христа «единосущностной», поглощенной божественной природой. Согласно христианской вере коптов, Иисус Христос имеет единую божественную сущность, не разделённую на божественную и человеческую. Копты - монофизиты противопоставляли свои христианское воззрения, учению Архиепископа Константинополя Нестория (428-431 г.г.).- несторианству, подчеркивающему человеческую сущность Христа.


Из религиозных праздников копты почитают христианское Рождество, отмечая его 7 января. Праздник Пасхи очень древний, его отмечали ещё фараоны в Древнем Египте и назывался он тогда Опет. Копты отмечают праздник весны в пасхальный Понедельник, совпадающий с православной Пасхой - Жам эн-Нессим, что в переводе с арабского означает «аромат западного ветра». Копты в этот день массово выезжают за город и устраивают праздничные пикники. Александрия является древним коптским церковным центром, там находятся захоронения всех патриархов Коптской Церкви, начиная от святого апостола Евангелиста Марка.

Центр Коптской христианской Церкви коптского народа расположен в египетском Каире и включает в себя гигантский собор св. Марка, древний храм апостолов Петра и Павла, множество различных служб и зданий. В египетском Каире находится главная духовная семинария Коптской Церкви. В Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры.

Монашество

Именно у коптов в 3−4-м веке возникло монашество, которое отсюда распространилось по христианскому миру. Стало оно неотъемлемой частью и русского православия.

Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне, вдали от Нила египетским христианским подвижником преподобным Антонием Великим (251- 356 г.г.). Почти одновременно с ним в Египетской пустыне возник монастырь св. Павла.

Почитаемые христианской церковью святые Мария Египетская, преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина родились и жили на берегах Нила. В настоящее время в Коптской Церкви имеется 12 мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями, где монахи живут, согласно монастырскому уставу, в строгости и молитвах, питаясь в основном хлебом и водой.

Египтяне не только дали христианскому миру монашество — традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской православной культуры, но и возрождают монашество в наши дни. Немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри Египта. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира.

Египет дал миру множество святых, чтимых повсюду в христианском мире — это Святой Павел Фивейский 90 лет постился в одиночестве, святой Макарий Египетский, способный «добрым словом и худого человека сделать добрым», святая Мария Египетская , раскаявшаяся блудница, святая великомученица Екатерина , отказавшая римскому императору ради «брака с Господом».

Самыми известными в мире коптами были Св. Афанасий, Св. Василий - автор праздничной православной церковной литургии, Св. Пахом - основатель монашеского и отшельнического движения.
Сохранились руины древнего коптского христианского монастыря V века близ Саккары — города мёртвых, рядом с Мемфисом — древней столицей Египта.

Коптская культура и искусство

Коптская культура — это удивительный сплав египетских, греческих и христианских мифов. Один из крупнейших исследователей коптских древностей, Александр Каковкин, утверждает, что копты воспринимали языческие божества и героев христианскими персонажами: «Так, Иустин Философ, или Мученик (ум. ок. 165), в мифах о Дионисе, Геракле, Асклепии видел искаженные библейские пророчества о Спасителе. Особенно много общего Иустин находил между Христом и Иосифом».


Одним из самых интересных коптских искусств является изготовление тканей. Копты ткали, используя, в основном, гобеленовую технику переплетения нитей. Среди излюбленных мотивов — подвиги Геракла и история Иосифа.


В Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры. Коптское искусство представляет собой удивительно привлекательный и очень радостный стиль, отказывающийся от правил классического Рима, но изобилует созревшим виноградом, героическими сценами сражений или охоты — все нарисовано или вышито в веселых, ярких тонах, напоминающих энергичные детские рисунки.

Коптское искусство настолько радужно красиво, что при исламе, копты продолжали исповедовать христианство, поглощая яркость красок коптского ремесла, и применяя его элементы в своём искусстве.


Копты не мумифицировали своих мертвых, но хоронили их в пустыне . В песке, предметы одежды коптов хорошо сохранились. Они дают нам представление о традициях ткачества, и особенностях одежды коптов. Это развернутое детское платье, воротник вокруг шеи и манжеты рукавов отделаны полосой цветной вышивки, в которой можно рассмотреть характерные элементы коптского орнамента.

До нашего времени дошла коптская литература, в которой большое место занимают рассказы о религиозных мучениках (мартирии) и жизнеописания первых деятелей коптской церкви. Эта литература — важный источник для изучения ранней истории христианства.

В 1517 году власть в Египте перешла в руки турок, гонения и притеснения на египетских коптов-христиан привели к тому, что в XVII веке коптский язык перестал быть разговорным языком.

Учёные-копты, опасаясь за судьбу коптского языка, издавали грамматические учебники, но и это не помогло. Богослужение в коптской церкви ведётся на коптском языке, но прихожане уже не понимают его. Иногда копты пользуются Библией, в которой текст дан параллельно на двух языках коптском и арабском, и священники читают тексты свящённой книги на двух языках.

Египет — несравненный хранитель потерянного времени: место, где прошлое никогда не умирает. Мы думаем о древнем Египте как о земле мумий и пирамид египетских фараонов, но сухая земля и песок, сохранивший древние могилы фараонов, также чудесно сохранила манускрипты, произведения искусства и предметы быта, одежда, обувь, того далёкого времени, детские игрушки, рядом с прекрасно сохранившейся туникой.

Самые старые книги в мире написаны в Египте на папирусах и пергаменте, они хранят тексты древнегреческих пьес. Найденные при археологических раскопках в Оксирхинчусе (англ. Oxyrhynchus) реалистичные портреты древних коптов завораживают своей красотой и совершенством.

Судя по найденным древним манускриптам на иврите, древнегреческом и арабском языке, в древнем Египте мирно жили бок о бок различные национальные общины на протяжении тысячелетий. В Египте сохранилась Еврейская Библия 9 — 10 века с яркими рукописными буквами на иврите, рядом Кодексом Синайтикус (Codex Sinaiticus) — самым старинным в мире христианским текстом Нового Завета, написанным в монастыре Святой Екатерины на Синае в середине 4 века н.э. , то есть во времена Римской империи. Рядом с этими рукописями лежит великолепная копия страницы из Корана 8 века н.э., созданная спустя столетие после завоевания Египта исламом.

Менее всего сохраняются сведения о самой вере, о появлении монотеизма из языческого многобожия (политеизма). Как происходил переход от боготворения языческих богов к поклонению единому богу?

Египетская галерея языческих богов была особенно экстравагантной.

Римская империя, поглотившая Египет после битвы при Ациуме в 31 году до н.э., была очарована экзотическими египетскими божествами, такими как Исида и Серапис. По своей давней традиции римляне принимали в свой пантеон новых богов, которым поклонялись завоёванные римлянами народы. Сохранилась бронзовая статуэтка римского императора с головою египетского божества шакала Анубиса, и мраморный бюст бога Сераписа на его голове.

Среди этих странных египетских богов был также бог Иегова, согласно Библии у евреев была долгая история, связанная с Египтом. Саймон Шама в своей книге «История евреев» пишет, что реальные сведения из истории евреев мы находим в документах, хорошо сохранившихся египетских папирусах. Например, письмо римского императора Клавдия, в котором он говорит местным жителям не поклоняться ему как богу и просит их терпеть евреев.

Новая христианская религия охватила Римскую империю во втором веке нашей эры.

В древнем Египте, захваченном Римом можно увидеть самые древние образцы христианского искусства, ставшие откровенным подтверждением того, как христианство принимало языческую символику и обряды.

Великолепно сохранившийся древнехристианский текстиль с необыкновенно яркими, электризующими красками вышивки, мозаикой с классическими виноградными лозами, и херувимами (putti — путти) и, что более странно, древним египетским символом «анк» — крестом с петлистым верхом, который на тысячелетия предшествовал христианству, но был принят христианами Египта, как знак вечной жизни.

Древний Египет приближает нас к решению тайны самой религии. Первоначальная религия египетских фараонов вырастает из песков предыстории, он так же стара, как и любая другая религия, основанная на стремлении человека к вечной жизни.

Египтяне использовали магию и мумификацию умерших, для обеспечения их вечной жизни после смерти — символ «анк» служил этой цели. Монотеистическая христианская религия тоже обещает вечную жизнь праведникам после смерти, поэтому не удивительно, что христиане приняли египетский анк, как один из своих знаков.

Старый Каир всё еще сохранился в лабиринтах церквей, и веры, которую сохраняют копты и называют христианством.

Существуют исламские манускрипты, которые воспроизводят старых богов древнего Египта, а также книги египетских заклинаний, повторяющих ту же магию, что и языческие римляне, ранние христиане и средневековые мусульмане. Для веры, которая действительно универсальна, используют древнюю египетскую магию, традиция её восходит к древним временам и смешивает религиозные воззрения евреев, христиан и исламские идеи. Магия проклятия, остаётся проклятием, каким бы богам ты ни верил.

Древний Египет указывает на то, что мирное сосуществование разных религий и взаимопроникновение религиозных идей, символов, обрядов и традиций вполне возможно . В древнем Египте были времена, когда христиане защищали мечети, а мусульмане защищали христианские церкви, евреи же почти полностью исчезли из современного Египта.

2017-06-12

ЛЭЙН, ЭДВАРД УИЛЬЯМ

НРАВЫ И ОБЫЧАИ СОВРЕМЕННЫХ ЕГИПТЯН

ДОМАШНИЙ УКЛАД

Мы подробно рассмотрели моральные и социальные основы жизни мусульман в Египте, теперь мы можем ознакомиться с их домашним укладом и традициями. Начнем с высших и средних слоев общества.

Обращаясь к главе семьи или к любому взрослому мужчине, не считая слуг и простолюдинов, мусульмане обычно выражают свое почтение, прибавляя к имени слово шейх (букв, «старший» или «пожилой»). Но часто это обращение, принятое в основном по отношению к известным своей образованностью или святостью людям, употребляется в том же значении, что английское «мистер». Шерифа принято называть сеидом или сейидом («господин»), какое бы положение он ни занимал. Многие шерифы принадлежат к низшим слоям населения, среди почитаемых потомков Мухаммада много слуг, мусорщиков и нищих, но их всех полагается величать этим почетным именем, кроме того, их отличают от других мусульман зеленые тюрбаны 1 . Однако многие из имеющих право на эти привилегии, не только среди бедноты, но и среди богачей, а особенно среди ученых, не хотят ими пользоваться и предпочитают белые тюрбаны и обращение шейх. Мужчину, который совершил паломничество, обычно называют хагг, а женщину - хагга, однако многие паломники, так же как и шерифы, о которых только что шла речь, предпочитают звание шейх. Обычное обращение к женщине - ситт («госпожа»).

Прежде чем приступить к описанию поведения главы семьи, нужно рассказать о том, из кого состоит мусульманская семья. Для гарема отводится специальное помещение (называемое, так же как и его обитатели, «гаремом»), куда никому из лиц мужского пола, кроме главы семьи, некоторых близких родственников и детей, входить не разрешается. Гарем - это жена или жены (числом до четырех), рабыни (белые и «абиссинки», вернее, галла, чаще всего являются наложницами главы семьи, другие, черные, готовят пищу, прислуживают женам и т.д.), наконец, вольные, служанки, которые наложницами, по крайней мере узаконенными, не бывают. Слуги мужского пола - иногда черные или белые рабы, но чаще всего вольнонаемные. Очень мало кто из египтян позволяет себе иметь четырех жен, как это допускается исламом, а еще реже можно встретить мужчину, который кроме двух или более жен содержит еще и наложниц. Даже те, у кого только одна жена, ради сохранения мира в семье или по иным причинам предпочитают не заводить наложниц-рабынь. Другие считают, что лучше не иметь жены, содержание которой обходится довольно дорого, но содержать наложницу-абиссинку, которой прислуживает черная рабыня или служанка-египтянка, выполняющая также и прочие работы по дому. Жен редко помещают в одном доме, обычно они живут в разных местах. Если средства позволяют, глава семьи нанимает одного или двух слуг мужского пола, прислуживающих ему и его гостям - мужчинам, и, кроме того, сакка - водоноса, который обслуживает гарем и сопровождает женщин, когда они выходят из дому 2 , бавваба - привратника, который сидит у входа в дом, и саиса - конюха, который следит за лошадью, мулом или ослом. Редко у кого из египтян есть мамлюк, т.е. белый слуга, чаще всего они принадлежат туркам, и мало кто,

кроме высокопоставленных турок, держит евнухов, но богатый купец-египтянин горд, если у него есть черный раб, который едет или идет позади него и несет его трубку.

Египтяне рано ложатся и очень рано встают, поскольку им полагается встать и одеться до рассвета, когда наступает время утренней молитвы. Обычно, пока глава семьи совершает ритуальное омовение и произносит молитвы, жена или рабыня варит для него кофе и наполняет его трубку, чтобы к моменту, когда он закончит религиозный обряд, все было готово.

Многие египтяне до самого полудня довольствуются чашкой кофе и трубкой, а некоторые рано утром съедают легкий завтрак. Первая трапеза египтян (аль-фатур) состоит, как правило, из хлеба, яиц, масла, сыра и взбитых сливок или кислого молока и пр. или из фатыры - тонких блинчиков, пропитанных молоком и сложенных наподобие салфетки, иногда их поливают медом или посыпают сахаром. Очень часто на завтрак едят бобы вроде наших конских бобов, которые томят целую ночь в закупоренном глиняном сосуде, доверху погруженном в горячую золу печи или бани. Это блюдо едят с льняным или сливочным маслом и обычно приправляют небольшим количеством лимонного сока, в таком виде его и продают по утрам на рынках Каира и других городов. Часто у тех, кто не имеет средств на изысканные яства, трапеза состоит из хлеба и так называемой дакки - смеси соли и перца с заатаром (диким майораном), мятой или тмином, к которым добавляют еще либо зерна кориандра, либо корицу, кунжут или хуммус (мелкий «турецкий» горошек). В эту смесь макают хлеб, который всегда имеет форму круглой лепешки шириной в пядь и толщиной в палец. Почти все египтяне, которым такая роскошь по карману, выпивают чашку кофе и выкуривают трубку рано утром и еще несколько раз в течение дня. Многие всегда имеют при себе трубку: либо сами держат ее в руках, либо передают слуге, который всюду носит ее за господином. Курильщики держат табак в мешочке, сделанном из шалевой ткани, из шелка или из бархата, к этому мешочку часто добавляется еще и маленький кисет, в котором лежат кремень, огниво и трут. Носят его обычно за пазухой.

Трубки (называют их по-разному: шибук, уд и т.д.) обычно бывают от четырех до пяти футов 3 длиной, иногда несколько короче, а иногда и значительно длиннее. Чаще всего трубки делаются из дерева гармашак. Большая часть трубки (начиная с мундштука и примерно на три четверти длины) покрыта шелком, отороченным по концам золотой нитью, часто переплетенной либо с цветным шелком, либо с полоской золота или серебра, а нижний конец шелкового покрова украшен кистью. Изначально этот покров предназначался для того, чтобы его смачивали водой для охлаждения трубки (а следовательно, и дыма), но это делают только в тех случаях, когда трубка старая или некрасивая. Зимой многие египтяне курят трубки из вишневого дерева, их никогда шелком

не покрывают. Летом трубка из гармашака дает более прохладный дым, чем другие. Чашеобразная часть трубки делается из обожженной глины и окрашивается в красный или коричневый цвет 4 . Мундштук делается из двух или более кусков темного и светлого янтаря, соединенных орнаментом из покрытого эмалью золота, агата, яшмы, сердолика или еще какого-либо полудрагоценного камня. Это самая дорогая часть трубки; иногда мундштуки украшают даже бриллиантами. Наиболее распространенный тип трубки стоит примерно от двух до трех фунтов стерлингов. За мундштуком идет деревянная часть, которая быстро засоряется никотином и поэтому часто меняется. Трубку тоже приходится часто чистить, а делается это при помощи пакли, намотанной на длинную проволоку. Многие каирские бедняки зарабатывают на жизнь чисткой трубок.

Табак, который курят египтяне из высших и средних слоев общества, обладает очень тонким и приятным ароматом. Он производится в основном в окрестностях Латакии, в Сирии. В прилегающих к этому городу горах выращивается лучший сорт «горного табака» 5 . Среднее сословие чаще всего курит более крепкий табак, называемый «тирским» - по имени города Тир 6 , иногда курят смесь обоих сортов. При курении жители Египта и других восточных стран затягиваются глубоко, так что значительная часть дыма проникает в легкие. Поэтому арабское выражение «курить табак» буквально значит «пить табак» или «пить дым», поскольку табак и дым обозначаются одним и тем же словом. Редко можно увидеть египтянина, который сплевывает во время курения.

Некоторые знатные египтяне курят персидскую трубку, в которой дым проходит сквозь воду; такая трубка называется наргиле, потому что вода находится в кокосовом орехе, который по-арабски называется наргиле. Другой тип трубки - со стеклянным сосудом - называется шиша 7 . В персидских трубках всегда очень длинный, гибкий ствол. Для водяных трубок употребляется особый тип персидского табака - тумбак. Его сначала несколько раз промывают и набивают им трубку, пока он еще не высох, а сверху кладут два-три куска горящего древесного угля. Такая трубка распространяет очень приятный, нежный аромат, но, поскольку при этом типе курения приходится сильно втягивать дым, оно вредит людям со слабыми легкими 8 . Куря персидскую трубку, люди втягивают в свои легкие дым так же свободно, как воздух. Считается, что из-за курения наргиле среди жителей Аравии и Египта очень многие страдают болезнью печени. Простонародье курит трубку, обычно называемую гоза; она устроена так же, как и наргиле, только ствол у нее короткий, не гибкий и без подставки. Набивают ее либо тумбаком, либо пьянящим гашишем, или коноплей (см. рис. 33).

Кофе (кахва или ахва) заваривают очень крепким и пьют без сахара и без молока. Кофейные чашки (финган) обычно очень маленькие: они вмещают менее полутора унций жидкости. Сделаны

они из фарфора или голландского стекла, без ручек, поэтому их ставят в другие чашки (зарф), очень похожие на подставки для яиц и сделанные из серебра или меди - в зависимости от того, насколько состоятелен владелец сервиза 9 . Свежеобжаренный и смолотый кофе кладут в закипевшую воду и размешивают, после чего один или два раза кофейник ставится на огонь, чтобы довести кофе до кипения, потом его разливают по чашкам, пока поверхность еще сохраняет кремовый цвет. Египтяне особенно любят крепкий кофе без всяких приправ, сахар добавляют очень редко (только в случае болезни), молоко или сливки - никогда, но часто кладут в него немного зерен кардамона. Принято также обкуривать посуду дымом смолы мастикового дерева. В богатых домах ей иногда придают изысканный аромат амбры. Обычно это делается так: в кофейник кладут серую амбру, примерно с карат весом, и растворяют ее на огне, затем приготовляют кофе в другом кофейнике, дают ему немного отстояться и переливают в.кофейник с амброй. А иногда просто прилепляют на дно чашки кусочек амбры весом примерно в два карата: такого количества хватает на две-три недели. Так делают люди, которые хотят всегда пить ароматический кофе, но угощают им не всех. Кофейник иногда подают в серебряном или медном сосуде (азки) с горящими угольями. Такой сосуд подвешивают на трех цепочках. Раздавая кофе, слуга держит ножку зарфа большим и указательным пальцами. Финган берут двумя руками - левой снизу, а правой сверху.

В холодную погоду на пол ставят наполненную углем медную жаровню (манкаль, в просторечии манкад), в которой иногда жгут ароматические вещества (рис. 35). Египтяне очень любят приятные запахи и часто освежают ароматами свое жилище. Чаще всего для этого пользуются низкосортным ладаном, так называемым бахур аль-барр, а также бензойной смолой или древесиной алоэ.

Если египтянин в состоянии держать лошадь, мула или осла или нанимать осла, он очень редко выходит за пределы своего дома пешком, но мало кто из жителей Каира или других городов

решается держать лошадь, потому что это может навести на мысль о его чрезмерном богатстве и побудить власти вымогать у него дополнительные налоги. Современные египтяне пользуются мягкими седлами, покрытыми вышитой или еще какой-нибудь красивой материей или бархатом, оголовье и нагрудную часть уздечки украшают шелковыми кистями, монетами или какими-нибудь орнаментами из серебра (рис. 36). Богатые купцы и улемы обычно ездят на мулах с примерно такими же седлами, только седла, на которых ездят улемы, покрыты саггадой, иногда такими ковриками покрывают и седла для женщин, которые, впрочем, сильно отличаются от мужских, о чем будет рассказано ниже. По узким и заполненным людьми улицам Каира осла обычно пускают мелкой иноходью. Ослов в Каире много, и их всегда можно нанять. Египет искони славился своими прекрасными ослами, которые, как правило, больше английских и превосходят их во всех отношениях. Цена хорошего, породистого и дрессированного осла соответствует примерно трем-четырем фунтам стерлингов, а иногда даже превышает стоимость обычной лошади. На осла надевается мягкое седло, передняя часть которого покрыта красной кожей, а сиденье - мягкой, цветной, сплетенной из шерсти попоной, стремя всегда делается очень коротким. Чтобы расчистить дорогу едущему на коне всаднику, впереди бежит его конюх (их может быть и двое), вооруженный длинной палкой (наббутой), которую он держит вертикально, ухватив за нижний конец. С этой же целью рядом с ослом, позади него, а иногда и впереди тоже бежит слуга, призывая прохожих отойти с дороги или поостеречься, как бы им не досталось по спине, по лицу, по бокам, по ногам или по пяткам 10 . Однако наездник должен не полагаться на своего слугу, а смотреть в оба, как бы не удариться об объемистую поклажу верблюда и не вылететь из седла: такие неприятности неизбежно случаются на узких и заполненных пешеходами улицах. Трубку наездника обычно несет слуга, который наполняет ее и зажигает, когда его господин спешивается около какого-нибудь дома или лавки.

Если у египтянина нет определенного занятия, он проводит большую часть дня либо разъезжая по городу, посещая друзей и знакомых и делая покупки, либо куря трубку, попивая кофе и предаваясь беседе с друзьями дома. По утрам он проводит час, а то и более в общественной бане, наслаждаясь этой процедурой. В полдень, если он соблюдает мусульманские обряды, снова наступает время молитвы, но, как я уже говорил, среди египтян сравнительно мало людей, которые никогда не пренебрегают своими религиозными обязанностями, напротив, многие из них вообще почти не молятся. Сразу после полудня (если у него не было позднего завтрака) египтянин съедает легкий обед, за которым следуют курение трубки и чашка кофе, а в жаркую погоду он в течение некоторого времени предается полуденному сну. Часто глава семьи удаляется для отдыха в гарем, где жена или служанка оберегает его покой или трет ему ступни. В таких случаях, да и в другое время, когда хозяин дома хочет побыть в уединении, слуга объясняет всякому приходящему гостю, что его господин находится в гареме, и все знают, что вызывать его оттуда нельзя, разве что по какому-нибудь очень важному и безотлагательному делу. Со времени дневной молитвы и до захода солнца (время следующей молитвы) египтянин опять наслаждается трубкой и кофе в обществе одного или нескольких друзей у себя дома или где-нибудь еще. Вскоре после захода солнца он ужинает.

Теперь я перейду к описанию обеда (аль-гада), ужина (аль-аша) и того, как принято совершать эти трапезы, из которых главной считается ужин. Готовят обычно днем, а то, что остается от ужина, если в доме нет гостей, съедают на следующий день на обед. Глава семьи обычно обедает и ужинает со своей женой или женами и детьми, но многие мужчины из высших слоев либо считают такую трапезу для себя унизительной, либо слишком для этого заняты и могут принимать участие в семейной трапезе только в редких случаях. Есть и среди простонародья мужчины, которые очень редко едят вместе со своими женами и детьми. Если кто-либо находится в гостях у друга, когда наступает час обеда, хозяин обязательно должен распорядиться, чтобы принесли обед. Это считается необходимым и в тех случаях, когда гость - чужой человек.

Прежде чем сесть за стол, вернее, за ПОДНОС, ВСе ДОЛЖНЫ ПОМЫТЬ руки 11 , а иногда и рот водой с или хотя бы облить правую руку

водой. Слуга приносит медный таз и кувшин (тишт и ибрик) 12 (рис. 37). Таз покрыт крышкой с отверстиями и со специальным возвышением для мыла посередине. Когда воду поливают на руки, она проходит сквозь отверстия в таз, так что, когда таз несут дальше, к другим сотрапезникам, скопившейся в нем воды не видно (рис. 38). Каждому дается по салфетке (фута).

Столом служит круглый медный поднос (он называется синийа и санийа) обычно от двух до трех футов в диаметре; его ставят на деревянную табуретку (курси) высотой примерно в пятнадцать дюймов, которую часто покрывают перламутром, панцирем черепахи, костью и т.д. Эти два предмета составляют суфру (рис. 39). На подносе раскладывают круглые лепешки, иногда разрезанные пополам, несколько разрезанных пополам лимонов, которые выжимают на любое блюдо, требующее кислой приправы, и ложки из самшита или слоновой кости по одной на каждого из сотрапезников. Лепешки часто служат тарелками. Затем в соответствии с обычаем страны на поднос ставят одновременно несколько блюд из меди или фарфора с различными яствами, овощами и пр. или же по одному блюду поочередно на турецкий лад.

Сотрапезники садятся на пол вокруг подноса, и каждый кладет на колени по салфетке; если же поднос стоит вблизи низкого дивана, как это часто бывает, одни садятся на диван, а другие - на пол. Если трапеза особенно многолюдна, поднос ставят на середину комнаты и садятся вокруг него, доложив одно колено на пол, а второе (правое) приподняв - это наиболее принятая во время трапез поза, позволяющая двенадцати сотрапезникам разместиться вокруг подноса шириной в три фута. Садясь за стол, закатывают правый рукав до локтя и, прежде чем начать еду, говорят: «Бисмилля» («Во имя Аллаха») 13 . Эту фразу обычно произносят очень тихо, первым это делает хозяин дома. Она считается и благословением, и приглашением принять участие в трапезе. Если тот, к кому обращаются со словами бисмилля пли тафаддаль (что в данном случае означает: «Окажи мне

милость и прими участие в трапезе»), не хочет принять приглашение, он должен ответить: «Ганиан» («Пусть это будет приятным») или что-нибудь в этом роде, иначе возникнет опасение сглаза, ибо говорят, что пища, которую «сглазили», не благословенна. Но настойчивость, с которой египтяне уговаривают пришельца поесть вместе с ними, показывает, что бисмилля произносится прежде всего из побуждений гостеприимства. Хозяин дома начинает есть первым, его примеру следуют гости и другие сотрапезники. Вилками и ножами мусульмане не пользуются, их заменяют большой и указательный пальцы правой руки; для супа, риса и других блюд, которые трудно есть иначе, подают ложки, а в особых случаях, о которых речь пойдет ниже, пользуются обеими руками. Если на подносе одновременно стоит несколько блюд, каждый берет из какого-нибудь по желанию, а иногда и из всех по очереди, когда же подается только одно блюдо, каждый угощается, а затем блюдо убирают и ставят другое 14 . Считается вежливым взять маленький кусочек и передать его другу. Когда жители Египта и других стран Востока едят руками, это делается не так грубо, как может вообразить европеец, никогда этого не видевший и не читавший точных описаний такой трапезы. Каждый отламывает маленький кусочек хлеба и опускает его в блюдо, а затем подносит ко рту вместе с кусочком мяса или еще чего-нибудь, взятого из блюда 15 . Кусок хлеба обычно складывают вдвое, держа внутри мясо или еще что-нибудь, пользуясь при этом только большим и указательным пальцами. Если кусок мяса нельзя сразу положить в рот, его кладут на хлеб (рис. 40).

Еда подается так, чтобы ее удобно было есть описанным выше образом. Состоит она, как правило, из йахни - тушеного мяса с нарезанным луком, бамьей 16 или другими овощами; кавурмы - жирной тушенки с луком; варак махши - смеси риса и рубленого мяса (слегка приправленного солью и луком, а часто чесноком, петрушкой и пр.), завернутой в листья винограда, салата или капусты и сваренной в таком виде; огурцов (хийар), черных, белых или красных бадинганов 17 или тыквы (каракуса) такого же размера и

формы, как огурец, фаршированных такой же смесью мяса, риса и специй; кебаба, или маленьких кусочков говядины или баранины, прожаренных на вертеле. Многие блюда полностью или в основном состоят из овощей: капусты, портулака, шпината, бамьи, бобов, люпина, турецкого горошка, мелко нарезанной тыквы и т.д. Часто подают рыбу, приправленную подсолнечным маслом. Поскольку жиры в Египте дефицитны, большинство блюд готовят на очищенном масле, причем кладут его очень много (в жаркую пору оно совсем жидкое). Дичь делят на части либо двумя руками, либо берут вдвоем так, чтобы каждый действовал только правой рукой, некоторые управляются сами, одной рукой. Многие арабы считают недозволенным прикасаться к пище левой рукой и делают исключение только в тех случаях, когда правая рука покалечена 18 . Дичь часто фаршируют изюмом, фисташками, хлебными крошками и петрушкой, иногда также готовят целого ягненка, но его мясо легко отделить одной рукой. Тушеное мясо часто приправляют сладостями: йахни, например, подают с персиками и абрикосами с сахаром. К трапезе подают разнообразные сладости безотносительно к порядку других кушаний. Излюбленное сладкое блюдо египтян - кунафа, на вид нечто вроде тонкой вермишели из пшеничной муки. Ее поджаривают и приправляют сахаром и медом. В соответствующий сезон часть трапезы составляет арбуз (баттых). Его нарезают примерно за четверть часа до подачи и охлаждают на открытом воздухе, но при этом все время следят, как бы не подползла змея и не отравила его своим дыханием или укусом, поскольку считается, что эти пресмыкающиеся особенно любят арбузы и чуют их по запаху на большом расстоянии. В Египте очень много арбузов, весьма вкусных и полезных. Трапеза обычно заканчивается вареным рисом с маслом, солью и перцем (рузз муфальфалъ, турецкий пилав), но в богатых домах за ним часто следует миска хушафа 19 - сладкого отвара изюма с сахаром, охлажденного и приправленного розовой водой 20 . Часто вместо этого подают арбуз 2l .

Египтяне едят немного и довольно быстро. Окончив трапезу, каждый говорит: «Аль-хамду ли-лля» («Хвала Аллаху») и встает, не ожидая других 22 . После этого моют лицо и руки с мылом, слуга подает таз и поливает из кувшина, так же как перед трапезой.

Пьют за трапезой только воду из Нила, а в богатых домах - шербет, который будет описан ниже. Во время еды арабы пьют очень мало или вовсе не пьют, но сразу после еды выпивают довольно много. Нильская вода удивительно вкусная, а в колодцах Каира и по всему Египту вода немного солоноватая. Воду пьют либо из глиняных бутылей, либо из медных чашек 23 . Существует два типа бутылей для воды: дорак - с узким горлышком и кулля - с широким (рис. 41, а и б ). Делаются они из сероватой пористой глины, которая хорошо охлаждает воду испарением, поэтому их обычно выставляют на сквозняк. Внутреннюю поверхность этих бутылей коптят дымом какого-нибудь смолистого дерева, а потом тем же способом придают ей аромат дерева кафали 24 и мастики. Перевернутую бутыль держат над небольшим глиняным сосудом (мибхара), в который кладут необходимый для разжигания дерева горящий древесный уголь и мастику. Примерно в дюйме от горлышка дорак перевязывают тряпочкой, чтобы смола не разливалась по поверхности. Кроме того, для аромата в бутыли вливают немного сока из цветка апельсинового дерева. Бутыли либо закрывают пробками из серебра, меди, олова или дерева, либо покрывают

сплетенными пальмовыми листьями и ставят на поднос из луженой меди, на котором скапливается выступающая из них вода. В холодную погоду во многих домах предпочитают таким бутылям, слишком сильно охлаждающим воду, посуду из фарфора (рис. 42). На рис. 43 изображены чашки для питья наиболее распространенной формы. Внутри некоторых из них выгравированы тексты из Корана и другие изречения или имена «Семи спящих отроков», но это мне редко приходилось видеть. Перед тем, как выпить воды, и после этого обязательно повторяют те же восклицания, которые произносятся веред едой и после еды, а каждый из сотрапезников говорит пьющему: «Пусть это будет приятным» 25 , на что полагается ответить: «Да дарует тебе Аллах радость» 26 .

В некоторых прелестных рассказах «Тысячи и одной ночи» мы читаем о том, что «унесли яства» и «принесли вина», однако в современном Египте мусульмане редко потребляют этот запретный напиток в обществе. Но все же многие позволяют себе выпить вина в компании избранных знакомых. Слуги такого человека точно знают, кого из его друзей можно допускать в дом, когда господин предается этим запрещенным радостям, а всем другим говорят, что хозяина нет дома или что он находится в гареме. Такие люди пьют вино перед ужином, после и во время его, но более всего - перед, потому что считается, что оно возбуждает аппетит. По словам одного моего друга - раскаявшегося мусульманского пьяницы (я не могу рассказать об этом по собственному опыту, поскольку я не пью вина и потому меня никогда не приглашали принять участие в мусульманской пирушке), вино подается на круглом лакированном подносе или на стеклянном блюде. Обычно на таком подносе стоят два кувшина из фигурного стекла: в одном - вино, а в другом - сладкий напиток из изюма и сахара, а иногда еще пара бутылок, несколько маленьких стеклянных чаш и стеклянные блюдца с сухими и свежими фруктами и какими-нибудь соленьями. Кроме того, на подносе стоят две свечи и часто букет цветов в подсвечнике.

Египтяне потребляют различные виды сладкого напитка - шербета. Чаще всего это просто очень сладкая вода, иногда лимонад (шараб аль-лимун) или наиболее ценимый сорт - зеленый напиток, изготовленный из толченых цветов фиалки, вскипяченных с сахаром (шараб аль-банафсаг). Четвертый вид шербета делается из шелковицы (шараб ат-тут), пятый - из щавеля (шараб аль-хумейд). На улицах продают также шербет из изюма (забиб), так он и называется. Есть еще один напиток, который представляет собой крепкий настой солодкового корня (ирсус) и называется так же, как этот корень, третий делается из рожкового дерева и называется по имени его плода - харруб. Шербет подают в стеклянных чашках (кулля) (примерно на три четверти пинты 27 ), расписанных цветами из позолоты (рис. 44). Чашки для шербета ставят на круглый поднос и покрывают круглой салфеткой из

вышитого шелка или парчи. На правой руке того, кто подает шербет, висит большая продолговатая салфетка, расшитая широкими узорами золотом и шелком по краям. Очевидно, она предназначается для того, чтобы вытирать губы после питья, но пользуются ею очень редко, и висит она скорее для вида.

Промежуток между ужином и акта, временем молитвы и наступления ночи, египтяне обычно проводят, покуривая трубку и попивая кофе. Если курение прерывают из-за молитвы, то потом снова предаются этому наслаждению. Кроме того, коротать время помогают беседы, шашки, шахматы или еще какие-либо игры. Члены зажиточной египетской семьи могут проводить время в приятных, но всегда тихих, спокойных занятиях. В час ужина или после него мужчины нередко ходят в гости к друзьям. Обычно они пользуются в этих, да и в других случаях складным фонарем (фанус) из натянутой на проволочные кольца вощеной ткани, с дном и крышкой из луженой меди. На рис. 45 изображены такой фонарь и обычная лампа (кандиль) в деревянном футляре, служащем защитой от ветра. Эта лампа представляет собой маленький стеклянный сосуд с вделанной в дно трубочкой, в которую вставляется фитиль из обкрученного вокруг соломы хлопка. Сначала в лампу вливают воду, а потом горючее. Такого типа лампы часто висят над входом в дом. По ночам интерьеры домов выглядят мрачнее, чем днем: для освещения большого, нарядного помещения считается достаточным зажечь две свечи (стоящие на полу или на табуретке, к тому же иногда скрытые под большим стеклянным абажуром или вставленные в стеклянный фонарь, поскольку в окнах нет стекол, а есть лишь решетки). Летом мало кто из египтян бодрствует позднее трех-четырех часов ночи, т.е. в течение трех или четырех часов после захода солнца (в любое время года точкой отсчета часов является заход солнца); зимой они иногда засиживаются по пять-шесть часов после захода.

Так проводят свои дни египтяне среднего достатка, не имеющие постоянных занятий или дел, которые требовали бы их участия или присутствия. У людей торговых принято вскоре после завтрака отправляться в лавки или на склады и оставаться там почти до захода солнца 28 . В лавке у них достаточно досуга, чтобы курить сколько пожелают, а их покупатели часто курят вместе с ними. Некоторым из покупателей купец предлагает трубку (если у них нет своей) и чашку кофе, которую приносят из ближайшей кофейной лавки. Значительная часть дня часто проводится в приятной беседе с покупателями или торговцами из соседних лавок. Торговцы обычно совершают молитвы, не выходя из лавок. Вскоре после дневной молитвы, а иногда перед ней или вскоре после нее они съедают либо легкий завтрак, либо кебаб с лепешкой (принесенные слугой из дома или купленные на рынке), лепешку с сыром, соленьями или еще с чем-нибудь из продающегося на улицах съестного. Если при этом в лавке присутствует покупатель, его всегда приглашают, и часто очень настойчиво, принять участие

в трапезе. В лавках всегда держат большие глиняные бутыли с водой, которые по мере необходимости наполняются проходящими по улицам сакка. Вечером торговец возвращается домой, съедает свой ужин и вскоре ложится спать.

В Египте общепринято, чтобы муж и жена спали на одном ложе, исключение составляют только богатые семьи, в которых предпочитают иметь разные постели. В домах людей среднего достатка ложе обычно устроено так: кладут набитый хлопком матрас (тарраха) примерно в шесть футов длиной и три или четыре фута шириной на низкие козлы из пальмовых веток (сарир), в изголовье помещают подушку, а простыню расстилают и на подушку и на матрас. Лётом обычно укрываются только легким одеялом (харам), а зимой - стеганым, набитым хлопком (лихаф). Если козел нет, матрас кладут прямо на пол или два матраса один на другой, а иногда по бокам размещают диванные подушки. Предохраняющая от москитов занавеска 29 вешается около постели на четырех шнурках, подвязанных к вбитым в стену гвоздям. Египтяне редко переодеваются, ложась в постель, зимой многие спят во всем облачении, снимая только верхнюю одежду, а летом и вовсе ничего не снимают. Зимой ложе помещается в маленьком чулане (хазна), летом - в большой комнате. Днем все постельные принадлежности сворачивают и кладут сбоку или заносят в чулан. В самую жаркую погоду многие спят на крышах или в открытом помещении (фасха или фасаха), но от сна на открытом ночном воздухе часто возникают глазные болезни и прочие недуги. В наиболее распространенном тине козел из пальмовых веток заводятся жуки, которые в Египте столь же многочисленны летом, как мухи зимой. Самые противные насекомые - вши - почти неизбежны в Египте даже при исключительной чистоплотности, однако тех, кто меняет белье каждые два-три дня, они мало беспокоят, а если такое и случается, то кожу они не затрагивают, заползая только в белье, откуда их легко убрать. Можно почти полностью уберечься от мух, если часто мыть и подметать полы, покрывать двери и окна сетками, но очистить египетский дом от жуков, особенно если в нем, как это часто бывает, много деревянных изделий, невозможно.

Слугам-мужчинам обычно живется очень легко. Исключениесоставляет только саис - конюх, который бежит впереди своего господина или вслед за ним несколько часов подряд и даже в самую

жаркую погоду не обнаруживает никаких признаков усталости. Чаще всего слуги - уроженцы Египта. В Каире и других городах иногда берут в услужение нубийцев, которые обычно выполняют роль привратника и считаются более честными, чем слуги-египтяне. Жалованье слуг очень мало - от доллара до двух в месяц, но они получают много подарков 30 . В праздник ид аль-фитр, после рамадана, хозяин обычно дарит всем своим слугам какую-нибудь одну или все принадлежности туалета: ири (синюю рубашку, служащую верхней одеждой), тарбуш и тюрбан. Другой одеждой (иногда за исключением обуви) слуга должен обеспечивать себя сам. Кроме хозяина слугам делают небольшие денежные подарки и его гости, а также торговцы, с которыми он имеет дело; это происходит практически всякий раз, когда слугу посылают за большими закупками. Слуги спят в том, в чем ходят, на маленьких циновках, а зимой укрываются плащом 31 или одеялом. В некотором смысле их отношения с хозяевами часто носят весьма фамильярный характер, они даже вместе смеются и шутят, но в остальном слуги очень покорны, всячески выражают своему господину глубочайшее почтение и совсем по-детски, безропотно терпят от него телесные наказания.

К черным рабам (абид) мужского пола относятся мягче, чем к вольнонаемным слугам; их образ жизни вполне соответствует их природной лености. Если черный раб недоволен своим положением, он согласно закону может заставить хозяина продать его. Многие рабы в Египте носят турецкую военную форму. Это наиболее фанатичная часть населения, склонная оскорблять христиан и других иноверцев, хотя сами они приняли ислам, зная о его доктринах не более, чем ребенок, проведший в школе одну неделю. О служанках речь пойдет в другой главе.

Знакомство с современными жителями Египта часто заставляет нас сравнивать их домашний уклад с образом жизни средневековых европейцев. При этом, пожалуй, когда речь идет о мужчинах, мы замечаем больше сходства, нежели различия, зато применительно кженщинам мы обнаруживаем картину прямо противоположную.