В социальной структуре общества важное значение занимают группы людей, объединённые по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определённой нации или народности. На Земле сейчас настытывается более 2 тыс. наций, народностей, племён. Наций и народностей намного больше, чем государств. Поэтому среди государств немало таких, которые являются многонациональными.
В современном мире не изжиты национальные конфликты. На Ближнем Востоке, например, многие годы длятся вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередко возникают национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде, Испании. Обострение национальных отношений произошло в Югославии, где до сих пор идёт вооружённая борьба между народами различных национальностей. Напряжённость в межнациональных отношениях в России – одна из характерных черт кризисно катастрофического состояния общества. Она вызывает наибольшее беспокойство не только в нашей стране, но и у мирового сообщества.
Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Преступные действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, поломали судьбу миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.
Этой позиции противостоит другая: «Всё своё – хорошо, всё чужое – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы оправдывать хорошее и плохое, что было в истории своего народа, и чернить историю другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, к бедам не только для других народов, но и для своего собственного.
В историческом прошлом у разных народов были славные страницы. Они связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и ныне вызывают восхищение многих наций. Но есть в истории и мрачные страницы, которые воспринимаются с болью и которые нельзя скрывать. Неудобные факты исторического прошлого следует не скрывать, а оценивать так, как они того заслуживают.
Исторический путь каждого народа – это возникновение и утверждение национальных традиций и обычаев, отношение к которым неоднозначно. У многих народов есть добрая традиция гостеприимства, славная традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988г. в Армении народы нашей страны и других стран мира оказывали бескорыстную помощь армянскому народу – сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разобрать завалы и восстанавливать города и сёла.
Но бывают и отжившие, недобрые традиции. Например, кровавая месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать национальные традиции и обычаи. Оно в состоянии самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно восхищения, а что – осуждения.
Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы нашей страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди Героев Советского Союза русские и украинцы, белорусы и татары, евреи и казахи, грузины и армяне, узбеки и мордва, чуваши и азербайджанцы, башкиры и осетины, марийцы и туркмены, таджики и латыши, киргизы и литовцы и представители других народов СССР.
Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.
И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть или представляющее подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом. В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. Законы России предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.
Сотрудничество и взаимопонимание между нациями – великое завоевание народов нашей страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять.
Однако в конце 80-х – начале 90-х годов в некоторых районах страны произошло обострение межнациональных отношений, возникли нетерпимость, конфликты на межнациональной основе. Они выбивают людей из нормальной жизни, а в ряде случаев приводят к многочисленным жертвам. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия недопустимы. Они могут привести к всеобщей беде.
От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны.
Именно поэтому государству необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем на основе принципов дружбы и сотрудничества народов. И в тоже время многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций. Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к кокой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданом, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано равенством людей, независимо от их национальности. Это – высший принцип гуманизма цивилизации.
Доклассовое общество представлено такими формами общности людей как род и племя.
Род- группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии.
Племя - объединение нескольких родов.
Народность - исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.
Нации появляются в период развития капиталистических отношений.
Нация - исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.
Признаки нации:
1. единство территории
2. единство языка
3. общность исторической судьбы
5. общее самосознание-знание истории своего народа, бережное отношение к нац. традициям, чувство нац. достоинства
6. устойчивая государственность
7. единство экономических связей
8. развитая соц. структура
Национальность - принадлежность к определенной нации
Национальное меньшинство - значительная совокупность людей определенной национальности, проживающих на территории определенного государства, являющихся его гражданами, но не принадлежащих к коренной национальности.
Диаспора – пребывание значительной части населения вне пределов страны.
Этнос -совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации.
Гумилев. Теории пассионарности. Избранная биохимическая энергия извергает на землю потоки энергетической лавы, что приводит к возникновению этноса. Когда пассионарность покидает этносы, они умирают.
Межнациональные отношения:
1. отношения между различными государствами
2. отношения между различными национальностями в пределах одной страны
Формы межнациональных отношений:
1. мирное сотрудничество
Этническое смешивание (межнациональные браки)
Этническое поглощение-ассимиляция - полное растворение одного народа в другом (ВПН, освоение Северной Америки)
2. этнический конфликт
Основные направления в развитии межнациональных отношений:
1. интеграция - стремление к взаимодействию, расширению связей, восприятию всего лучшего (ЕС)
2. дифференциация - стремление нации к саморазвитию, суверенитету, противостояние различных этносов (протекционизм, экстремизм, сепаратизми др.). Сепаратизм - стремление нации к отделению, обособлению.
Межнациональный конфликт- крайняя форма противоречия между соперничающими национальными формированиями, созданными для защиты национальных интересов.
Причины межнациональных конфликтов:
1. социально-экономические - неравенство в уровне жизни, допуске к благам
2. культурно-языковые - недостаточное использование языка и культуры в общественной жизни
3. этнодемографические - различие в уровне естественного прироста населения
4. экологические
5. экстерриториальные - несовпадение границ с границами расселения народов
6. исторические - прошлые взаимоотношения народов
7. конфессиональные
Типы межнациональных конфликтов:
1. государственно-правовой - неудовлетворенность правовым положением нации (Чечня-Россия)
2. этнотерриториальный (Нагорный Карабах)
3. этнодемографический - ограничения для пришлых по сравнению с коренной национальностью (Конфедерация народов Кавказа и российские власти)
4. социальнопсихологический - нарушение прав человека (права русских в прибалтике)
Дискриминация - принижение, умаление, ущемление прав
Национализм -идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
Шовинизм -крайняя степень национализма.
Геноцид - преднамеренное и систематическое уничтожение населения по расовым национальным или религиозным признакам.
Сегрегация -вид расовой дискриминации.
Способы решения межнациональных конфликтов:
1. гуманистический подход к решению нац. проблем
Добровольный поиск согласия и отказ от насилия
Признание приоритета прав человека над правами государства, общества, народов
Уважение суверенитета народов
2. переговоры между конфликтующими сторонами
3. информационный путь- обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций.
4. применение правового механизма.
Нации и межнациональные отношения
Этнические общности (этносы ) – устойчивые группы людей, объединенных хозяйственными связями, территорией, обычаями, верованиями, языком и
другими связующими факторами.
Основные формы этнических общностей
Например : на основе объединения восточных племен, как полнее, кривичи и др., образовалась древнерусская народность. Она явилась общим корнем белорусской, украинской и русской народностей, которые впоследствии сложились в нации.
Этносы - это исторически сложившиеся большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.
Нация - это исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка и культуры.
Нация - исторически сложившаяся общность людей, обладающая государственностью. Нации формируются в период развития товарно-денежных отношений. Им предшествуют племя и народность.
Нация - исторически сложившаяся общность людей, обладающая государственностью.
Основные признаки нации:
Национальный культурный язык
Национальная культура (музыка, театр, кино и т.д.)
Единство социальной и экономической жизни
Традиции и обычаи
Общность территории
Национальная культура - включает в себя все достояние народа, способ его существования, приспособления к природно-географической и общественно-исторической среде, в которой он живет.
Национальная культура включает в себя:
Язык, литературу, музыку
Формы одежды
Все виды пищи
Конструкцию и внутреннее убранство жилища
Праздники
Традиции, обычаи
Формы этикета
В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавлива-ет экономические, политические, идеологичес-кие, культурные, правовые, дипломатические и другие связи.
Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периоди-ческими), основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравно-правными.
Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями. Каждое из этих проявлений межнациональных отношений имеет свое специфическое содержание. Дадим краткую характеристику некоторым из них.
Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей наций (народов, этносов). Они формируются как стихийно, в процесс6е развития, скажем, торговых отношений самостоятельных государств, а также в рамках федеративных государств между республиками, автономиями и т.д. объективной основой межнациональных экономических отношений являются сложившееся общественное разделение труда между различными национальными образованиями, хозяйственно-экономические связи между ними.
Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются, прежде всего, участия всех народов (наций) в осуществлении политической власти и решении на государственном уровне важнейших проблем их жизни. В данном случае встает вопрос о государственном устройстве: является ли данное государство унитарным, в котором отсутствуют механизмы представительства и реализации на государственном уровне интересов отдельных наций, или же оно представляет собой федерацию, в которой такие механизмы имеются. Политические межнациональные отношения направлены, кроме того, на осуществление гражданских прав и свобод представителей различных наций.
Важнейшую роль в жизни и развитии каждой нации играют межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры и в то же время на сохранение и развитие их национальной самобытности. Этому способствуют обмены в области народного и профессионального искусства, в том числе песенного, танцевального, музыкального, прикладного, а также сотрудничество в области литературы, современного монументального искусства, живописи, архитектуры и т.п. Национальная духовная культура, будучи, как правило, весьма сложным, богатым и многоплановым явлением, развивается в контексте имеющихся в данном обществе экономических, политических, нравственных, религиозных и других общественных отношений, испытывает на себе их влияние и в немалой степени зависит от них. Вместе с тем она развивается в тесном взаимодействии национальных культур многих народов, в процессе которого складывается мировая духовная культура.
Можно указать на межнациональные экологические отношения, возникающие, в частности, в связи с охраной природы на территориях, где издавна живут те или иные народы. И не только охраны, но и воспроизводства природных ресурсов, в том числе земельных, лесных, водных и др..
Ход развития межнациональных отношений зависит от множества объективных и субъективных факторов.
Межнациональные конфликты - это крайнее обострение противоречий между нациями (народами), возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, языковых, культурных, религиозных проблем.
Причины межнациональных конфликтов:
Неудовлетворенность нации, не имеющей собственной государственности
Произвольно установленные национально-территориальные границы
Опасность размывания этноса в результате притока иноязычного населения
Ограничения в использовании национального языка
Ущемление прав и свобод по национальному признаку
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области нац. отношений:
Отказа от насилия и принуждения;
Поиска согласия на основе единодушия всех участников;
Признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
Способность многонационального общества вовремя предвидеть и разрешать цивилизованными способами межнациональные конфликты - важный показатель его гражданской зрелости и демократизма. Этому способствует и правовое регулирование межнациональных отношений, составляющее важнейшую сферу деятельности правового государства. Всестороннее развитие гражданского общества, демократизация политической системы и создание правового государства - важнейшие социальные предпосылки цивилизованного решения национального вопроса в современных условиях.
Семья. Правовые основы брака
Семья признается учеными основным носите-лем культурных образцов, наследуемых из поко-ления в поколение, а также необходимым усло-вием социализации личности.
Семья -- группа, состоящая из двух или более человек, связанных друг с другом браком, кровной связью или усы-новлением (удочерением), ведущих совместное хозяйство, вступающих во взаимодействие в семейных ролях и хранящих унаследованную культуру, добавляя к ней выработанные совме-стно новые общие черты.
Семья и общество -- маленькая и большая ча-сти одной и той же системы. Семья регулирует отношения полов, препятствует беспорядочным сексуальным связям. Ее основными задачами являются: рождение детей; формирование и вос-питание подрастающего поколения; эмоциональ-ная разрядка; физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи; установ-ление тесных экономических отношений.
Различают две основные формы организации семьи -- супружескую и родственную.
В супружеской семье участниками отношений являются муж, жена и их дети. Они живут от-дельно, имеют собственное хозяйство, достаточ-но самостоятельны материально. Отношения с другими родственниками могут быть более или менее тесными, но в любом случае не существу-ет сильной зависимости от них.
При родственной организации семьи супруги и их дети живут вместе с другими родственни-ками и ведут общее хозяйство. Такая традиция характерна для многих восточных народов.
Брак -- это социально признанный союз двух взрослых людей разного пола, они становятся родственниками. Существует «открытый брак» (гражданский) -- форма совместного прожива-ния, союз двух людей без официальной регист-рации. Основными формами брака являются:
моногамия (единобрачие) -- одновременно у человека может быть одна жена или один муж;
полигамия (многобрачие, групповой брак, по-лигиния или полиандрия) -- муж или жена
имеют больше, чем одного супруга.
Человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как их предотвратить?
На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них есть многочисленные и малонаселенные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят а состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.
Факты . Общепризнано, что Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В преобладающем большинстве народы страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории страны сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.
Вы, вероятно, не раз слышали слово «национальность». Оно означает осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической (от греч. ethnos - народ) общности. Собственно, важнейшим признаком такой общности как раз и является сознание ее членами общей культурной идентичности (слово «идентичный» происходит от латинского слова, означающего «тождественный, одинаковый»). Иными словами, этническая группа - это общность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают ее от других групп; они имеют общий язык, религию, общие черты материальной и духовной культуры, представления об общности происхождения и исторической судьбы, общие черты психологического склада. Ученые нашей страны под основными типами этнических общностей, как правило, понимают племя, народность, нацию. Многие ученые используют слово «нация» в другом смысле: нация - это все граждане определенной страны, независимо от их этнических различий.
Отношения между нациями . Из курса истории вы знаете, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления государств (в период рабовладельческого и феодального обществ) складываются народности; на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.
Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.
История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними волзикали кровавые распри. И в современном мире продолжаются национальные конфликты. На Ближнем Востоке многие годы происходят вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередки национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде. Затяжной конфликт происходил между народами бывшей Югославии. Возникли острые конфликты и на территории бывшего СССР.
Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А. С. Пушкин.
Отношение к истории и традициям народа . Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть - славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган,- их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.
Этой позиции противостоит другая; «Все свое - хорошо, все чужое (свойственное другой нации) - плохое. Люди, разделяющие такую позицию, готовы не задумываясь оправдывать все, что было в истории своего народа, и хорошее и плохое, и при этом чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.
В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно - с болью или негодованием - не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.
Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1088 г. в Армении представители других народов нашей страны и зарубежных стран сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разбирать завалы и восстанавливать города и села. Но бывают и другие традиции, например кровная месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальный традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения.
Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на национальную разобщенность в СССР , возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на Фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тысяч героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.
Документ . Фрагмент из работы российского ученого В. Л. Тишкова:
«Пока мы не начнем наряду с понятием «народы России» утверждать понятие «российский народ», ничего путного не получится. Речь идет не о том, чтобы переделать татар или бурят в россиян, и тем более в русских. Задача ответственных экспертов, ученых и педагогов - терпеливо и настойчиво объяснять, что «российськость» как идентичность и российский народ -нация не результат внутренней унификации, а естественное наложение более широкой историко-культурной и социально-политической идентичности на множество внутренних этнокультурных различий которые существуют среди населения страны».
Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутые в любой многонациональной стране, - великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.
Межнациональные отношения в современном обществе. Во второй половине 80-х гг. ХХ в. В некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Среди них события в Алма-Ате, Сумгаити, Абхазии, Фергане, Нагорном Карабахе и т.д. Эти многочисленные конфликты выбивали людей из нормальной жизненной коле, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.
Каковые причины этих конфликтов? Одна из главных причин – территориальные споры. Нередко в этих спорах ссылаются на историю. Из курса истории вы знаете, что в разные ее периоды происходило передвижение народов, завоевания, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Если возникает территориальный спор, в качестве аргумента часто произвольно выбирают «выгодный» исторический период: «Когда-то мы на этой территории жили». Поскольку территориальные границы не всегда четко обозначались и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно, а попытки силой решить эту проблему влекут за собой немыслимые бедствия.
Причиной конфликтов бывает и неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы. Различие в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти – все это может стать источником недовольства, порождать конфликтную ситуацию.
Среди причин конфликтов особое место занимают противоречия, связанные с использованием языка того народа, который является меньшинством. Если в государстве вводятся ограничения на использование этого языка, запреты на обучение детей на родном языке, и вследствие этого возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры, то отношения в обществе становятся напряженными.
Любое ущемление прав по национальному признаку, притеснения и произвол в отношении того или иного народа вызывают общественное недовольство, стремление восстановить справедливость. Порой конфликты возникают на бытовом уровне.
Некоторые люди верят в то, что будто бы есть «плохие» и «хорошие» национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Подобные слова и действия являются, как правило, отражением низкой культуры, повышенной агрессивности отдельных лиц, бытовые конфликты возникают на рынках, среди соседей по дому, на транспорте. Они таят в себе угрозу усиления межнациональной розни.
От решении проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать, что обострение отношений между людьми разных национальностей опасно для общества, для каждой семьи , для каждого человека. Необходимо осуществлять меры по нормализации межнациональных отношенний, решению накопившихся в этой области проблем.
Многое зависит от каждого человека. Никто не должен Мириться С проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставляем наций, с установкой па вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.
Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.
Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это высший принцип гуманизма.
Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии , большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.
В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, но языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным по традициям и обычаям, которые он соблюдает,по культуре, которая ему наиболее близка.
Мнения . Социологи в 2001-2002 гг. провели исследование, как учащиеся 7, 9, 11 классов относятся к людям иной национальности. Среди заданных вопросов был и такой: «Считаете ли вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой национальности?». Мнения разделились. 10,3% ответили: «Нет, так как хочу, чтобы мои дети были той же национальности, что и я». 7,4% дали ответ: «Нет, это неизбежно вызовет конфликты в семьей. Между тем 61,4% опрошенных заняли противоположную позицию: «Для меня национальность, супруга/супруги не будет иметь значения». Причем обнаружилось, что среди старшеклассников число тех, кто не придает особого значения национальности будущего/будущей супруга/супруги, больше, чем среди учащихся 7 классов.
А каково твое отношение к этому вопросу?
Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием па родном языке.
Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.
Ситуация. За последние годы в ряде стран Западной Европы и в России появились большие группы иммигрантов приезжих из других стран, имеющих иной язык, иную культуру, иные обычаи. Представители общественности стран, принявших иммигрантов, считают, что они должны уважать культуру и традиции страны, в которую они приехали, строго соблюдать ее законы.
К еще одна важная норма международного права: всякое выступление, натравленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, уничтожение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.
Проверь себя
1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и четное»?
2. Каковы различные понятия национальной гордости?
3. Какое значение имеют национальные традиции ?
4. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?
5. В чем опасность межнациональных конфликтов?
6. Каким образом можно предотвратить национальные конфликты?
7. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?
"" В классе и дома
1. Найди в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в Древнем мире, в Средние века , тебе известны? Назови нации и народности, живущие в разных странах в наше время.
2.Приведи примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.
3.В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, подучит вдвое больше», И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось» чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.
Подумай, о чем говорит эта притча. Объясни, как ты оцениваешь ответ человека волшебнику.
4. Проиллюстрируй на материале из газет тему межнациональных противоречий в разных странах мира в настоящее время.
5. Французский писатель В. Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласен ли ты с писателем? Покажи на примерах, что величие народа не зависит от его численности.
6. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности» а мать другой. Объясни, о чем свидетельствует этот факт. Предположи, как бы ты определил национальную принадлежность детей в этих семьях.
Наряду с классами, сословиями и другими группами социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности, называемые этническими.
Этносы - это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы. Для этноса характерны устойчивая межпоколенная преемственность, общее самосознание, чувство кровного родства и общность исторической судьбы.
Ученые в современном мире насчитывают от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. В России более ста этносов, в том числе около 30 наций.
Первой специфически человеческой формой общности был род - кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка, нравов и традиций. Объединение нескольких родов составляет племя - тип этнической общности и социальной организации людей доклассового периода. Его характерные черты: общая территория, экономическая общность и взаимопомощь членов данного племени, общность языка, происхождения и кровнородственные связи. Усиление межплеменных хозяйственных и культурных связей, военные столкновения, миграция населения, вызванные возникновением частной собственности и классов, приводят к постепенному смешению племен, замене кровнородственных связей территориальными. Возникает новая историческая общность - народность.
Народность - это сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства экономическая, языковая, территориальная и культурная общность людей. Становление государства способствует упрочению народности. Но в процессе исторического развития народности могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку.
С усилением экономических и культурных связей формируется рынок, ликвидируется хозяйственная раздробленность данной народности, и различные ее части сплачиваются в одно национальное целое.
Нация возникает из родственных племен и народностей и не родственных племен, рас и народностей, что формирует черты национального характера и национальное самосознание. Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.
Нация - исторически возникшая на определенной территории социально-этническая общность, которой присущи устойчивое единство экономической жизни, культуры, языка и психологии. В отличие от народности, нация более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают глубокие экономические факторы. Каждая исторически сложившаяся нация осознает свои интересы, особенности своей культуры, традиций, перспективы развития. Она обладает своим особым чувством национального достоинства. Нация - наиболее развитая историко-культурная общность: складывается в течение длительного периода в результате соединения представителей различных племен и народностей.
В России нации возникли и формировались в результате становления российской государственности. Основой русского языка явились древние славянские языки плюс латинский, греческий, татарский, французский, английский, немецкий языки.
Ключевой признак нации, ядро, определяющее ее суть, - это духовная культура. Человек связан с нацией через культуру, а не через кровь, т. е. не через этнические корни. Национальность означает принадлежность человека к той или иной нации. В большинстве стран мира национальность определяется не государственными органами, а самим человеком добровольно.
Межнациональные отношения включают в себя отношения между национальностями внутри государства и отношения между разными государствами.
Смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса называется этнической миксацией (пример - латиноамериканцы).
Ассимиляция - это поглощение одного этноса другими. При аккультурации один народ усваивает нормы другого народа, но сохраняет свое этническое самосознание.
Взаимодействие осуществляется мирными и военными способами.
НТР сегодня - ведущий фактор развития. Ее последствиями являются, с одной стороны, специализация производства, с другой - широкая кооперация, сотрудничество. В связи с этим наблюдаются два процесса:
Интернационализация всех сторон жизни людей;
Дифференциация наций и народов, стремление к национальному самоопределению. Интернационализация осуществляется двумя путями:
Созданием единого государства (например, Европейский Союз);
Образованием открытого многонационального общества
(как в США).
Ущемление прав какой-либо группы граждан в силу их принадлежности к другой расе или национальности называется дискриминацией. Крайняя форма расовой дискриминации называется апартеидом. Апартеид - это лишение или существенное ограничение политических, экономических и гражданских прав какой-либо группы населения вплоть до ее территориальной изоляции в специальных местах (резервациях, бантустанах).
Индустриальное развитие не устраняет национальных проблем, а нередко усиливает тягу к самостоятельности и самоопределению. Причинами являются кризисы в экономике, инфляция, рост цен, безработица, ухудшение экологической обстановки и т. д.
Сегодня, к сожалению, существует такое явление, как национальное насилие - подавление или принижение нации. Оно проявляется в ущемлении прав нации, запрещении и преследовании религии, культуры, языка, традиций. Национальное насилие базируется на идеологии национализма. Национализм - идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим. Национализм опирается на идеи национального превосходства, национальной исключительности. Крайней формой национализма является шовинизм - идеология, проповедующая неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам. Выделяют также национализм господствующих наций (великодержавный) и национализм угнетенных наций, отстаивающих национальную независимость.
Существует точка зрения, что национализм является прогрессивным явлением. Он позволяет сплотить нацию, формирует чувство гордости, патриотизм, преданность, быстро обеспечивает организованность в обществе. Но не стоит забывать, что национализм порождает ненависть и вражду к другим народам, создает основу для конфликтов и войн.
Национализму противостоит интернационализм - добровольное сотрудничество народов разных рас и наций, не исключающее их суверенитет и равноправие.
Национальная нетерпимость приводит к войнам, истреблению человечества.
Главной причиной этнических конфликтов является этноцентризм - уверенность в правоте собственной культуры, склонность отвергать нормы другой культуры.
В развитии наций и национальных отношений действуют две тенденции:
Пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против национального гнета, создание национальных государств;
Развитие и улучшение всяких отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства экономической жизни, науки, политики.
Эти две тенденции действуют одновременно и постоянно, являясь главными противоречиями в развитии межнациональных отношений.
Но существуют и другие противоречия:
Правильное сочетание интересов каждой нации, каждой этнической группы с интересами общества в целом;
Развитие постоянной кооперации, международного разделения труда и сохранение национальной самобытности;
Рост национальной интеллигенции и потеря национальной самостоятельности, языка, культуры;
Противоречия между национально-государственными образованиями (использование природных ресурсов, экологические проблемы, транспорт и т. д.);
Миграционные процессы и их результаты в межэтнических отношениях;
Межличностные конфликты на национальной почве. Причины обострения межнациональных отношений в
СССР и России:
Невнимание к духовным интересам и потребностям различных народов;
Фактическое ущемление этнических интересов и традиций;
Навязывание этнически чуждых обычаев и обрядов; -игнорирование важности национального фактора в жизни общества.
Принципы гуманистической национально-этнической политики:
Постоянное гармоничное сочетание национальных и интернациональных интересов;
Безусловное право каждого народа на самоопределение;
Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии;
Особая чуткость и осмотрительность во всем, что касается вопросов межэтнического общения, затрагивает национальные чувства людей.
История доказала, что только уважение друг друга, соблюдение прав, свобод способствует миру, прогрессу общества. Люди должны быть терпимы, толерантны друг к другу. Толерантность - терпимость к чужим мнениям и верованиям.
Современный человек должен обладать культурой национального общения, уважительно относиться к национальному достоинству людей, к национальным культурам, прогрессивным обычаям и традициям, к языку каждого народа, стремиться освободиться от предрассудков не только в мировоззрении, но и в чувствах, не только в словах, но и на деле. Он должен стремиться создать такую общественную атмосферу, при которой человек любой национальности чувствовал бы себя как дома в любой точке нашей страны.