Термины по теме нации и межнациональные отношения. Учащиеся записывают вопросы в тетрадь

Межнациональные отношения. Нации - это развитые этнические образования. Которые возникли на основе культурной, экономической, языковой, территориальной и социально-психологической общности. Основными факторами, определяющими нацию являются: общая территория, язык, экономическая жизнь, тождественные черты психического склада (менталитет) и национальное самосознание. Нередки случаи, когда национальное самосознание трансформируется в радикальную форму национализм.

Понятие нации и национализма

Такие понятия следует строго разграничивать. Если национальное самосознание является движущим фактором сохранения национальных ценностей, традиций и обычаев, то суть национализма заключается в мировоззрении, основой которого выступает идеология в исключительное совершенство своего народа по сравнению с представителями других наций.

Национализм не только проповедует национальные ценности, но и пропагандирует их насильственное насаждение другим народам. Национализм в свою очередь также имеет свою радикальную форму - шовинизм. Суть шовинистических идей заключается в открытом противопоставлении интересов своего этноса как доминирующих с помощью методов разжигания национальной вражды вплоть до попыток физического уничтожения представителей «чужой» национальности.

Национализм зачастую не возникает беспричинно. Субъективными предпосылками национализма являются утеснения интересов определенной нации в прошлом. Яркий пример - фашистская Германия, самолюбие народа которой было задето в послевоенное время (Первая Мировая война), что стало благодатной почвой для возникновения радикальных национал-социалистических сил в государстве.

На возникновение межнациональных конфликтов влияют следующие факторы: 1. Территориальные споры 2. Историческая напряженность между отдельными народами 3. Дискриминация меньшинств со стороны доминантной в государстве нации 4. Стремление наров создать собственную государственность.

Отношение к историческому прошлому и традициям народа

При решении межнациональных конфликтов, следует руководствоваться современными демократичными принципами, в частности: исключение принуждения и насилия, поиски взаимовыгодного консенсуса, осознание ценности прав человека, готовность к диалогу.

Отторжение от исторического прошлого своего народа, его вековых традиций и обычаев ведет к постепенной гибели нации, ее культурному разложению. В современном мире национальная культурная преемственность переживает глубокий кризис. Новые тенденции общественной и культурной жизни не предусматривают продолжение новым поколением традиционных ценностей и норм в наше время.

Однако именно от них зависит уровень национального сознания человечества и ощущение своей причастности к историческому прошлому своего народа, не зависимо от того, каким оно было. Основной задачей воспитания каждого поколения должно быть его приобщение к историческим культурным и духовным ценностям и идеалам.

Человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как их предотвратить?

На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них есть многочисленные и малонаселенные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят а состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Факты . Общепризнано, что Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В преобладающем большинстве народы страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории страны сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Вы, вероятно, не раз слышали слово «национальность». Оно означает осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической (от греч. ethnos - народ) общности. Собственно, важнейшим признаком такой общности как раз и является сознание ее членами общей культурной идентичности (слово «идентичный» происходит от латинского слова, означающего «тождественный, одинаковый»). Иными словами, этническая группа - это общность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают ее от других групп; они имеют общий язык, религию, общие черты материальной и духовной культуры, представления об общности происхождения и исторической судьбы, общие черты психологического склада. Ученые нашей страны под основными типами этнических общностей, как правило, понимают племя, народность, нацию. Многие ученые используют слово «нация» в другом смысле: нация - это все граждане определенной страны, независимо от их этнических различий.

Отношения между нациями . Из курса истории вы знаете, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления государств (в период рабовладельческого и феодального обществ) складываются народности; на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними волзикали кровавые распри. И в современном мире продолжаются национальные конфликты. На Ближнем Востоке многие годы происходят вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередки национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде. Затяжной конфликт происходил между народами бывшей Югославии. Возникли острые конфликты и на территории бывшего СССР.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А. С. Пушкин.

Отношение к истории и традициям народа . Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть - славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган,- их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая; «Все свое - хорошо, все чужое (свойственное другой нации) - плохое. Люди, разделяющие такую позицию, готовы не задумываясь оправдывать все, что было в истории своего народа, и хорошее и плохое, и при этом чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно - с болью или негодованием - не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1088 г. в Армении представители других народов нашей страны и зарубежных стран сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разбирать завалы и восстанавливать города и села. Но бывают и другие традиции, например кровная месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальный традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на национальную разобщенность в СССР , возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на Фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тысяч героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Документ . Фрагмент из работы российского ученого В. Л. Тишкова:

«Пока мы не начнем наряду с понятием «народы России» утверждать понятие «российский народ», ничего путного не получится. Речь идет не о том, чтобы переделать татар или бурят в россиян, и тем более в русских. Задача ответственных экспертов, ученых и педагогов - терпеливо и настойчиво объяснять, что «российськость» как идентичность и российский народ -нация не результат внутренней унификации, а естественное наложение более широкой историко-культурной и социально-политической идентичности на множество внутренних этнокультурных различий которые существуют среди населения страны».

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутые в любой многонациональной стране, - великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

Межнациональные отношения в современном обществе. Во второй половине 80-х гг. ХХ в. В некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Среди них события в Алма-Ате, Сумгаити, Абхазии, Фергане, Нагорном Карабахе и т.д. Эти многочисленные конфликты выбивали людей из нормальной жизненной коле, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

Каковые причины этих конфликтов? Одна из главных причин – территориальные споры. Нередко в этих спорах ссылаются на историю. Из курса истории вы знаете, что в разные ее периоды происходило передвижение народов, завоевания, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Если возникает территориальный спор, в качестве аргумента часто произвольно выбирают «выгодный» исторический период: «Когда-то мы на этой территории жили». Поскольку территориальные границы не всегда четко обозначались и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно, а попытки силой решить эту проблему влекут за собой немыслимые бедствия.

Причиной конфликтов бывает и неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы. Различие в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти – все это может стать источником недовольства, порождать конфликтную ситуацию.

Среди причин конфликтов особое место занимают противоречия, связанные с использованием языка того народа, который является меньшинством. Если в государстве вводятся ограничения на использование этого языка, запреты на обучение детей на родном языке, и вследствие этого возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры, то отношения в обществе становятся напряженными.

Любое ущемление прав по национальному признаку, притеснения и произвол в отношении того или иного народа вызывают общественное недовольство, стремление восстановить справедливость. Порой конфликты возникают на бытовом уровне.

Некоторые люди верят в то, что будто бы есть «плохие» и «хорошие» национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Подобные слова и действия являются, как правило, отражением низкой культуры, повышенной агрессивности отдельных лиц, бытовые конфликты возникают на рынках, среди соседей по дому, на транспорте. Они таят в себе угрозу усиления межнациональной розни.

От решении проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать, что обострение отношений между людьми разных национальностей опасно для общества, для каждой семьи , для каждого человека. Необходимо осуществлять меры по нормализации межнациональных отношенний, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен Мириться С проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставляем наций, с установкой па вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.

Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это высший принцип гуманизма.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии , большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.

В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, но языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным по традициям и обычаям, которые он соблюдает,по культуре, которая ему наиболее близка.

Мнения . Социологи в 2001-2002 гг. провели исследование, как учащиеся 7, 9, 11 классов относятся к людям иной национальности. Среди заданных вопросов был и такой: «Считаете ли вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой национальности?». Мнения разделились. 10,3% ответили: «Нет, так как хочу, чтобы мои дети были той же национальности, что и я». 7,4% дали ответ: «Нет, это неизбежно вызовет конфликты в семьей. Между тем 61,4% опрошенных заняли противоположную позицию: «Для меня национальность, супруга/супруги не будет иметь значения». Причем обнаружилось, что среди старшеклассников число тех, кто не придает особого значения национальности будущего/будущей супруга/супруги, больше, чем среди учащихся 7 классов.

А каково твое отношение к этому вопросу?

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием па родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

Ситуация. За последние годы в ряде стран Западной Европы и в России появились большие группы иммигрантов приезжих из других стран, имеющих иной язык, иную культуру, иные обычаи. Представители общественности стран, принявших иммигрантов, считают, что они должны уважать культуру и традиции страны, в которую они приехали, строго соблюдать ее законы.

К еще одна важная норма международного права: всякое выступление, натравленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, уничтожение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

Проверь себя

1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и четное»?

2. Каковы различные понятия национальной гордости?

3. Какое значение имеют национальные традиции ?

4. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?

5. В чем опасность межнациональных конфликтов?

6. Каким образом можно предотвратить национальные конфликты?

7. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?

"" В классе и дома

1. Найди в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в Древнем мире, в Средние века , тебе известны? Назови нации и народности, живущие в разных странах в наше время.

2.Приведи примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.

3.В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, подучит вдвое больше», И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось» чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.

Подумай, о чем говорит эта притча. Объясни, как ты оцениваешь ответ человека волшебнику.

4. Проиллюстрируй на материале из газет тему межнациональных противоречий в разных странах мира в настоящее время.

5. Французский писатель В. Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласен ли ты с писателем? Покажи на примерах, что величие народа не зависит от его численности.

6. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности» а мать другой. Объясни, о чем свидетельствует этот факт. Предположи, как бы ты определил национальную принадлежность детей в этих семьях.

Подробное решение Параграф § 15 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Что такое нация? Как определяется национальность? Почему критикуют политику мультикультурализма?

Нация - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Нация – исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры.

Национальность – принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни.

Мультикультурализм - один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе Мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответ­ствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.

Вопросы и задания к документу

Из Конституции Российской Федерации.

Преамбула

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.

3. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Вопрос 1. Как в Преамбуле характеризуется народ, принявший данную Конституцию?

Многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Вопрос 2. В каких положениях Преамбулы отражено понимание нации в этническом значении этого слова?

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Вопрос 3. В чём выражается гуманистический подход к межнациональным отношениям, реализованный в данном документе?

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Вопрос 4. Какие проявления националистических взглядов запрещены в Конституции?

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Вопрос 5. Чем можно объяснить утверждение русского языка в качестве государственного?

Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Государственный язык - предусмотренный Конституцией страны язык, используемый в законодательстве, делопроизводстве и судопроизводстве. Это язык, на котором государственная власть общается с гражданами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. В каких двух значениях используется понятие «нация»? Какие признаки характерны для гражданской нации?

Понятие «нация» используется сегодня в двух основных значениях. Первое связывает нацию с этносом. Греческое слово «этнос» означает «народ». Под этносом, по мнению ряда учёных, понимается исторически сложившаяся на определённой территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, а главное - сознанием своего единства.

Нация складывается в течение длительного времени в результате сближения, «сплавления» представителей различных (родственных и неродственных) племён и народностей. Естественно, что понятие «нация», призванное отразить сложнейшие общественные процессы, выкристаллизовывалось также достаточно долго.

В начале XX в. главными признаками нации считались общность языка, территории, экономической жизни, психологического склада. Современные учёные соглашаются с тем, что на этапе формирования нации эти признаки имеют большое значение. Вместе с тем единство нации может поддерживаться и общностью самосознания, духовных и культурных ценностей, а также исторической судьбы.

Наряду с этнокультурным есть и иное понимание нации. Под нацией понимается культурно-политическая общность граждан определённого государства. Помимо некоторых культурных факторов (языка), нацию в таком понимании связывает принадлежность к одному государству. Именно в этом значении используется понятие гражданская нация.

Употребляя понятие «нация», надо помнить об этих двух смыслах - этническом и общегражданском. В зависимости от контекста смыслы могут меняться. Например, в словосочетаниях «национальный гимн», «российский национальный оркестр» понятие «национальный» имеет общегражданский смысл, в словосочетаниях «национальная традиция», «национальный костюм» или «национальный танец» - этнический.

Вопрос 2. Что такое толерантность в межнациональных отношениях?

Толерантность - это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей и организаций, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды не разделяются, не одобряются и даже могут являться вредоносными для всех.

Толерантность в межнациональных отношениях - это не просто терпимость к другой нации, а готовность понять другое мнение, не навязывая своих принципов, взглядов, убеждений по отношении к нации; умение найти компромисс, поэтому происходит двухсторонний процесс.

Вопрос 3. Раскройте функции национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.

Функции исторической памяти и национального самознания в формировании и сплочении в современной жизни нации заключаются в том, что нация понимает культурное наследие своих предков и пытается продолжить их деятельность, брать с них пример или, наоборот, остерегаться их ошибок. У члена национального социума развивается патриотизм. В связи со всеми этими процессами развиваются культурная деятельность и образование государства.

Вопрос 4. В чём заключается политика мультикультурализма? В чём вы видите её сильные и слабые стороны?

Мультикультурализм - политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы».

Мультикультурализм - один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

Критики мультикультурализма утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведёт к усреднению. По их мнению, если низкий уровень культурного развития мигрантов несомненно повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мультикультурализма неизменно падает.

В 2010-е годы ряд лидеров европейских стран, придерживающихся правых, правоцентристских и консервативных взглядов, заявляли, что считают политику мультикультурализма в своих странах провалившейся.

Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.

Вопрос 5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?

История межнациональных отношений переполнена проявлениями неприязни, непримиримости, нередко приводившей к конфликтам, порой трагическим. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.

В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются материальные ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в экономических проблемах, в безработице, в ухудшении экологической обстановки, в антидемократических законах и т. д. Особенно тяжёлые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку, преследование национальной религии, культуры, языка) или принижение её, пренебрежение национальными чувствами.

Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национальной вражды вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, замыкается.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего представляются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории. Постепенно складывается «образ врага» - опаснейшее социальное явление. (Подумайте над этими явлениями, сделайте выводы.)

Вопрос 6. В чём опасность национализма?

Разрушительной силой может стать и националистическая идеология. Национализм по-разному проявляет свою социально-политическую направленность. Так, движения, связанные с идеями национализма, возрождения своей нации, сыграли немаловажную роль в антиколониальной борьбе народов Америки, Африки, Азии.

Однако, как свидетельствует исторический опыт, особенно опыт XX в., национализм из идеологии и политики борьбы против национального угнетения всё чаще превращается в утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «своей» нации.

Своё крайнее выражение политика национализма получила в странах с фашистскими режимами. Человеконенавистническая идея «расового превосходства», искоренения «неполноценных» рас и народов вылилась в практику геноцида - истребления целых групп населения по национальному признаку.

Вопрос 7. В чём суть гуманистического подхода к этническим проблемам?

В толерантности, терпимости. Признании того, что у людей есть право жить по законам своего этноса, если это не противоречит условиям общежития и взаимоотношений с прочими этносами.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Как вы считаете, затрагивает ли проблема межнациональных отношений каждого из нас? Ответ аргументируйте.

Затрагивает. Даже, если вы исключили для себя общение с инородцами, то, хотя бы, своим детям вы обязаны объяснить «кто есть кто», предупредить о возможных, вероятных негативных последствиях общения с теми, или иными представителями других национальностей.

Людей много и проблема совместного проживания разных людей будет существовать всегда.

Вопрос 2. Учёные утверждают: агрессивный национализм характерен для малообразованных слоёв населения и часто является способом самооправдания собственной неспособности к политическому мышлению. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ подкрепите конкретными историческими примерами.

Агрессивный национализм характерен не только для малообразованных слоев населения, но и для тех, кто взял на вооружение нацистскую идеологию. Причем в случае агрессивности малообразованных слоев населения их агрессия носит характер кратковременной вспышки, ибо им некогда агрессивничать так как заняты насущными проблемами. Если же целая нация вооружается агрессией, объявляя себя богоизбранными или арийцами, то в этом случае агрессию можно остановить лишь кардинальными и решительными действиями.

Вопрос 3. В тексте Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» прочтите пункт 1 ст. 1. Подготовьте ответы на вопросы: 1) что согласно закону следует понимать под: а) экстремистской деятельностью, б) экстремистской организацией, в) экстремистскими материалами? 2) Какие действия в сфере национальных и межнациональных отношений закон относит к экстремистской деятельности?

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

Совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

2) экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Существует три наиболее важных для любой организации аспекта мотивации с точки зрения их роли в поддержании баланса интересов:

  • мотивация привлечения
  • мотивация удержания
  • мотивация к эффективному труду

Мотивация привлечения сотрудника в разных ситуациях различна и зависит от того, кто в ком больше заинтересован: человек ищет работу или компания ищет работника. Опытные кадровики знают, что поведение кандидатов, которые ищут работу сами, отличается от поведения тех, кого нашли рекрутеры, особенно ярко это заметно в случае прямого поиска. Тогда в проекте по переманиванию, как правило, учитывают все три аспекта мотивации.

В массе простых случаев, не все аспекты мотивации совпадают друг с другом, а нередко и противоречат. Так, человек, привлеченный условиями компании, поступает на работу. Начав работать, он понимает, что есть обстоятельства, которые при приеме на работу им не осознавались или были неизвестны. Они-то впоследствии и приводят к изменению его притязаний и мотивации. Например, кандидата привлек хороший офис и его расположение, но применяемые в организации формы удержания создают нездоровую психологическую атмосферу. Иногда работник воспринимает сложившиеся обстоятельства драматически, тогда он покидает работу в первые же месяцы.

К факторам, образующим мотивацию привлечения, как правило, относят:

  • размер заработной платы, наличие премий, бонусы, участие в прибыли и пр.
  • имя, размер, рейтинг компании, характер бизнеса и пр.
  • уровень и наименование должности, размер полномочий и ответственности, возможность карьерного продвижения и пр.
  • наличие корпоративной инфраструктуры (столовая, корпоративный транспорт, средства связи, рабочая одежда) и т.д.
  • местоположение офиса, вид офиса и состояние рабочих мест
  • личные и деловые качества руководителя
  • корпоративная культура, соблюдение КЗОТа, налоговая легальность и пр.

В этом списке сделана попытка расставить факторы по степени значимости. Однако для различных категорий работников существуют свои приоритеты. Так, для высшего менеджмента в большей степени могут оказаться значимыми, например, два последних обстоятельства, а для кого-то важен один-единственный фактор - первый.

Когда мотивация привлечения уже не работает, на передний план выходит удерживающая мотивация. Как правило, компания формирует мотивацию удержания в виде корпоративных программ или в виде определенных индивидуальных условий для сотрудника при поступлении сигналов о его возможном уходе.

Строго говоря, индивидуальные программы удержания конкретного сотрудника могут свидетельствовать о том, что в компании нет системы, позволяющей учитывать изменение квалификации работников и своевременно реагировать на ее рост. Несомненно, в ходе работы растет компетентность работника: он обогащается новыми знаниями, осваивает новые технологии, приобретает новый опыт, собственно, этим и развивает компанию - это закон роста компетентности.

Если компания игнорирует этот закон, то сотрудник уходит на новое место, которое позволяет реализовать его возросшие умения. Так происходит, например, в организациях, где оплата труда "договорно-прецендентная", о чем поподробнее будет сказано дальше.

Мотивация удержания может сформироваться и у работника, например, когда он сам находит привлекательные черты в компании: "Платят меньше, чем я ожидал, зато близко от дома", "Работа однообразная, зато коллектив замечательный" и пр.

Корпоративные меры, позволяющие удерживать сотрудников:

  • развитие квалификации и карьеры, программы дублерства и кадрового резерва
  • кредитование, отсрочка выплат, долгосрочные бонусы, опционы и пр.
  • компенсационные меры в отношении инфляции, налоговых потерь и пр.
  • гибкие формы формирования социального пакета, льготы, привязанные
  • к выслуге, квалификации и достижениям
  • активные формы корпоративной идеологии и корпоративной культуры

Организация мотивации к эффективному труду - наиболее трудная задача для большинства компаний. Именно этот аспект в подавляющем числе случаев имеется в виду, когда речь заходит о мотивации.

Наличие в организации алгоритмов побуждения к эффективному труду разрешает возможные противоречия между работником и работодателем, делает баланс интересов стабильным.

Однако при решении именно этой задачи возникает больше всего противоречий, конфликтов, поскольку результат напрямую влияет на справедливость в оценке труда и его оплаты.

Если обозначить возраст капитализма в России десятилетним сроком, то легко можно проследить историю развития этого аспекта мотивации.

Значительная масса компаний в эпоху "расцвета капитализма" в начале 90-х привлекала работников высокими зарплатами, что сдвигало баланс интересов в пользу работодателя. Работник ради высокой зарплаты, не обращая внимания на отсутствие гарантированных КЗОТом факторов труда, стремился попасть в фирму. В такой ситуации в мотивации труда вполне логично применялись формы "негативной мотивации" - штрафы, удержания, лишение премии, вычеты за болезнь, за отпуск. Размер зарплаты определялся интуитивно.

При насыщении рынка коммерческими предприятиями у работника появился выбор, предприятия стали конкурировать между собой на рынке труда размерами зарплат и условиями труда. У работодателей возникла потребность в развитии факторов привлечения и способов повышения производительности труда.

Тем не менее, в те годы за одну и ту же работу разница в оплате отличалась в разы, причем, подчас в одной организации. Такой способ определения оплаты можно назвать "договорно-прецендентным": работнику платили те деньги, за которые он согласился работать. Другому работнику, пришедшему на эту должность на замену уволившегося, платили не столько же, сколько предшественнику, а по новой договоренности.

Надо отметить, что большинство крупных промышленных предприятий имело отделы труда и зарплаты (ОТИЗы), которые нередко сохранялись при акционировании предприятий. Но роль их изменилась, прибавились новые функции, ведь мотивация - никто сегодня не берется этого отрицать - не только расчет зарплат.

При создании рынка труда компании стали изучать спрос и предложение специалистов, размеры их оплаты и пр., что привело к некоторой стандартизации размеров оплат. Но и при таком подходе появился ряд проблем и ограничений. Так, рынки труда в регионах и даже в городах России довольно сильно отличаются по структуре спроса и предложения, да и по уровню предлагаемых зарплат. Изучение зарплат на рынке труда затрудняется конфиденциальностью в этой сфере, поэтому отчеты компаний, которые проводят мониторинг зарплат, бывают очень ненадежны.

Однако размер оплаты сам по себе, как известно, не решает проблем баланса интересов работника и работодателя. В компаниях возникают способы побуждения к производительному труду: премии, бонусы, доплаты за выполнение определенных показателей, чем-то напоминающие забытые формы сдельно-премиальной и аккордной оплаты.

Классическая форма оплаты - совокупность базовой ставки и изменяемой части. Их соотношение зависит от вида бизнеса, стратегии компании.

Бизнес с большими оборотами средств (недвижимость, автомобили, табак, спиртное, нефть) и рискованной, агрессивной стратегией снижает размер базовой ставки по отношению к изменяемой части.

Интеллектуальный бизнес, деятельность, где велика роль "человеческого фактора", а также управленческая деятельность, напротив, предоставляет надежный базис и сравнительно небольшую изменяемую часть вознаграждения (финансы и учет, программирование и пр.).

В компаниях разрабатывают формулы, рассчитывающие изменяемую часть зарплаты и моделирующие совокупный доход. Из этой формулы видно, каким должен быть размер базовой ставки, и он определяется, как правило, интуитивно. Всем известно, что главную трудность в создании формул составляет описание натуральных показателей и их взвешивание. Науки здесь нет, делается это экспериментально, а результат часто порождает конфликты и чувство несправедливости у работников.

В настоящее время начинает возрождаться тарификация для определения базовой ставки, а главное - для определения места должности среди других должностей в компании.

Старые способы тарификации, основанные на нормах расхода времени, отмирают в силу трудоемкости и громоздкости. Ранее для каждой профессии в НИИ разрабатывались нормативы затрат времени на каждую работу и методики расчета размера оплаты труда. В расчете зарплаты нельзя было ошибиться ни на копейку, ведь тогда платило зарплату государство - высокая ответственность! Кто пробовал использовать эти методики, понимает - это подвиг.

Сейчас с приходом на рынок иностранных компаний мы получили и современные средства тарификации - "грейдинг", аналитические способы, основанные на расчете сложности труда, значимости, ответственности работ и пр. Так, методы Hay Group, Watson Wyatt Woldwide, некоторых компаний из Большой пятерки уже широко известны на нашем рынке.

Тарификация позволяет создавать ранжирование должностей, за которым стоят программы подготовки и карьерного перемещения. То есть создает базис для новых разнообразных форм привлекающей и удерживающей мотивации.

Связь мотивации со стратегией компании

Методика оплаты или формула, как бы точна она ни была, сама по себе не решает проблем закрепления и побуждения, если она не рассматривается в контексте корпоративной стратегии.

Стратегическое видение у разных компаний имеет различную перспективу. Есть компании, которые имеют видение перспективой в один-два года, это, как правило, небольшие отечественные организации. Транснациональные корпорации "видят" значительно дальше. Некоторые корпорации тратят значительные средства на стратегическое планирование длиной в пять лет, но при этом уточняют стратегию ежегодно.

Стратегия оказывает прямое и косвенное воздействие на систему мотивации.

Прямое влияние заключается в том, что при стратегическом планировании учитываются затраты на персонал, определяются политики в области численности, структуры и развития персонала, в области мотивации. Здесь же учитываются возможные состояния рынка труда, развитие экономики, прочие внешние угрозы и возможности.

Члены организации, которая имеет прописанные политики в области персонала, в каждый момент времени знают, по каким правилам строятся в ней отношения. Здесь больше справедливости, больше стабильности.

Косвенное влияние корпоративной стратегии не менее эффективно. Знание сотрудниками целей организации само по себе мотивирует, так как каждое действие сотрудника приобретает смысл в контексте общего направления усилий организации. Сотрудники перестают быть слепым орудием работодателя, действуют осознанно, что увеличивает их отдачу.

В настоящее время именно эта неочевидная сторона мотивации привлекает все большее внимание еще и потому, что имеет несколько полезных "побочных эффектов".

  • Во-первых, в ходе разработки стратегии сплачиваются менеджеры компании, поскольку совместная креативная деятельность имеет командообразующий эффект.
  • Во-вторых, все руководители одномоментно усваивают одни цели - это создает единомыслие и согласованность в команде менеджеров.
  • В-третьих, команда менеджеров вольно или невольно транслирует их "вниз" - подчиненным, тогда цели организации перестают быть "вещью в себе" для работников, они становятся их собственными целями.
  • В-четвертых, выстроенное от стратегии до задач сотрудника "дерево целей" во многом определяет корпоративную культуру.
  • В-пятых, на этой основе может быть построена система управления по целям (МВО) и другие механизмы управления и мотивации.

Система стратегической мотивации, тоже имеет "послойную", иерархическую структуру:

  • долгосрочная мотивация
  • среднесрочная мотивация
  • краткосрочная мотивация
  • непосредственное мотивирование

Долгосрочная мотивация включает достаточно традиционные формы побуждения. Они непосредственно вытекают из стратегических задач и составляют основу кадровой политики:

  • выплаты, связанные со стратегическими результатами деятельности компании
  • выплаты, связанные с долгосрочными результатами деятельности сотрудника
  • бонусы с отсроченным платежом, опционы и пр.
  • доплаты за выслугу
  • нематериальные формы - звания, признание стратегически значимых результатов, особое положение в системе иерархии, карьерное планирование

Среднесрочная мотивация организуется на период до года и включает достаточно традиционные механизмы: квартальные и годовые премии.

Если долгосрочная мотивация направлена на удержание сотрудников в компании, то лишь некоторые формы среднесрочной имеют такое свойство. Так, например, это отказ в выплате годового бонуса, если сотрудник увольняется в середине года, или право сотрудника на льготы, если он проработал полный год и пр. Нематериальными формами могут быть как "забытые старые" - итоги деятельности за месяц, квартал, так и новые для нас - управление по целям.

Достаточно эффективно работают накопительные и отсроченные формы мотивации, например, так называемая "жетонная мотивация", когда сотрудник знает, за что и сколько он заработал, но получает в денежном или натуральном виде не ранее, чем через год. "Жетонная мотивация" родилась и применяется в педагогике. В коммерции опыт внедрения подобной системы - "системы чековой мотивации" - был предпринят автором совместно с В.В.Докучаевым в ЗАО "Академсервис" в 1996 году.

Краткосрочная мотивация - ежемесячная зарплата и месячный бонус. Нематериальные формы мотивации здесь не так эффективны.

Перспективным направлением можно считать систему корпоративной "биржи труда" для сотрудников, компетенции которых не востребованы и не являются компенсируемыми факторами на его должности. Такие сотрудники могут за дополнительную плату участвовать в работах, которые время от времени нужны компании: обучение персонала, работа в качестве переводчика, в том числе - переводчика документации, составление проектов и отчетов для других подразделений, экспертная деятельность и пр.

Краткосрочная мотивация больше других видов мотивации направлена на побуждение к эффективному труду, и именно здесь должны работать формулы начисления. Но именно здесь и возникают проблемы из-за того, что эти формулы не работают.

Эту проблему современный менеджмент решает несколькими путями. Наиболее известны два. Первый - о нем уже говорилось - управление по целям. Второй - оценка исполнения.

Оценка исполнения - это стандартизованная оценка труда сотрудника, организованная таким образом, что труд каждого, независимо от должности и содержания труда, оценивается непосредственным руководителем по иерархическому принципу, "пирамидально", по единым критериям. Оценки делаются сравнимыми и влияют на месячный или квартальный бонус. В EAST LINE, к примеру, реализована четырехшкальная ежеквартальная оценка.

Непосредственная мотивация встречается в отечественных компаниях достаточно редко. Это вознаграждение, например, в виде разовой выплаты незапланированной и непредусмотренной бюджетом небольшой премии за высокие результаты или высокую значимость выполненной работы непосредственно после выполнения работы.

Выглядит это так: работник докладывает о результате, а руководитель здесь же в конверте передает деньги. Размер такой премии таков, что имеет скорее моральный, чем материальный эффект. Однако деньги - не единственный способ непосредственного мотивирования. Это может быть и личный звонок президента компании сотруднику, рукопожатие и пр.

Мотивирующий эффект каждого из четырех "слоев" стратегической системы мотивации имеет свой "срок жизни". Так, эффект непосредственного мотивирования может исчезнуть при первом порицании непосредственно руководителя или после получении зарплаты. Краткосрочная мотивация снижается медленнее, еще медленнее угасает среднесрочная и долгосрочная мотивация. Но это не означает, что долгосрочное мотивирование заменит нижние уровни мотивации. Если в компании существуют все четыре уровня мотивации, то вместе они действуют более эффективно, придавая стратегическую устойчивость организации, как четыре ножки придают устойчивость столу. Не потому ли он, словно символ стратегической устойчивости, веками фигурирует в качестве объекта при любом рассуждении ("возьмем, к примеру, стол"), включая предложенное читателю в этой статье?

Урок обществознания в 10 классе

Цель:
-создать условия для овладения учащимися знаниями об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи урока:

Дидактическая : создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся.

Образовательная : 1.Знать, что такое «этнос» и «этнические общности»,понимать смысл основных понятий темы (расизм, шовинизм, геноцид и др.),знать виды и причины межнациональных конфликтов и пути их решения.

Развивающая : овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, умение работать с источниками; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, проводить сравнение, делать выводы, приводить примеры из СМИ. В урок включены элементы тренировочных заданий ЕГЭ по обществознанию, что формирует у учащихся успешную подготовку к ЕГЭ по предмету.

Воспитательная : воспитывать у учащихся национальные патриотические чувства, толерантность, формирование активной жизненной позиции, воспитание у учащихся уважения к другим народам и формирование основ культуры межнационального общения.

Основные понятия: нация, национальность, этнос, племя, народность, межнациональные отношения, межнациональный конфликт, национализм, шовинизм, геноцид, расизм, толерантность

Межпредметные связи : история, музыка, география, литература

Дидактический материал : текст с фрагментом из произведений философов о нации и межнациональных отношениях, рабочие листы с заданиями, Конституция Российской Федерации

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация «Нации и межнациональные отношения»,пособие «Обществознание для подготовки к ЕГЭ» П.А. Баранов, Конституция РФ

Целеполагание.

Объявление целей занятия: отработать и закрепить основные умения и навыки по тренировочным заданиям ЕГЭ и в процессе выполнения заданий повторить основные термины, понятия, классификации и характеристики по теме.

Форма урока: урок-практикум с элементами интеграции и применением ИКТ.

Предоставление информации : презентация «Межнациональные конфликты»

(межпредметная связь с историей, музыкой)

Подход: компетентностный

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.Организация класса.

Внимание, ребята!

Проверка готовности к уроку.

1 мин

2.Определение темы урока.

Слайд 1

Тему нашего сегодняшнего урока, ребята, я попрошу попробовать определить самим. А чтобы это сделать послушайте, пожалуйста, старинную легенду.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего оберну­ли бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согла­сию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: - Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...

Затем мудрец обратился к чернокожему:

А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на верши­нах наших гор, а волосы его - цвета солнца...

Черный и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцу» и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любо­вью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музы­ки и песен чей-то молодой голос:

Как хорошо, что все мы разные!

Итак, как вы думаете, как звучит тема нашего урока.

Слушают текст легенды «Хорошо, что все мы разные!»

3. Тема урока

Слайд 2

Тема нашего урока

«Нации и межнациональные отношения»

Скажите, ребята, а зачем нам изучать эту тему?

Учащиеся дают ответы и записывают тему в тетрадь

4. Определение целей и задачи урока

Слайд 3

Сегодня перед собой и вами я ставлю такие цели и задачи. Чтение целей и задач урока со слайда

5. Сообщение рассматриваемых вопросов

Слайд 4

Запишите, ребята, вопросы, которые мы с вами рассмотрим в течение всего урока.

Рассматривая каждый вопрос, мы с вами окажемся в роли этнографов, социологов и историков. То есть будем такими своего рода экспертами в данной области, чтобы полностью осветить тему урока

Учащиеся записывают вопросы в тетрадь

6 Изучение нового материала

Работа по первому вопросу

(обществоведы)

Слайд 5

Первый наш с вами вопрос звучит «Этнические общности». Поговорим о том, что это такое и каковы виды этноса.

Выполните схему в тетради

Учащиеся выполняют схему в тетради

Запишите определение термина «этнос»

Записывают определение в тетрадь

Племя – исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком, или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями.

Слушают информацию

На смену племенам пришла другая, исторически более высокая форма этноса – народность. Она свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма.Народность этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Она представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность.

Народность по численности превышает племя. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство.

Народности – достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадались на более мелкие части, из них постепенно формировались новые этносы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, распавшуюся в XII веке на образовавшиеся в последствии три самостоятельных этноса – русских, украинцев и белорусов.

Слушают информацию

Слайд 6

На базе народностей формируются нации – высший исторический тип этноса.

Нации – исторически сложившаяся общность людей, для которых характерна общность экономической жизни, языка, территории, культуры.

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку.

Слушают информацию со слайда

Слайд 7

А сейчас давайте рассмотрим схему о признаках нации и запишем эти признаки в тетрадь

Учащиеся записывают признаки в тетрадь

Слайд 8

И, конечно, же надо сказать о том, что такое «национальность». Сформулируйте свое определение этого термина.

Учащиеся дают устные ответы

7.Первичное закрепление

А теперь проверим, кто меня внимательно слушал.

Что является первой ступенькой развития этноса? Для какого периода развития общества характерно объединение людей в племена?

Как называется вторая ступень этноса? В связи с чем люди объединялись в народности?

Что является высшей степенью развития этноса?

Каковы признаки нации?

Учащиеся дают устные ответы

Слайд 9

Для закрепления прослушанного материала предлагаю выполнить задание в формате ЕГЭ

Давайте проверим, правильно ли выполнено задание.

1 человек выполняют у доски, остальные в тетради

Работа по второму вопросу

(социологи)

Слайд 10

Мы переходим к изучению второго вопроса, который звучит «Межнациональные отношения»

Информация со слайда

Слайд 11

Скажите, пожалуйста, что за текст перед вами. (преамбула из Конституции РФ 1993 года). Давайте прочтем.

Чтение преамбулы Конституции и ст. 1 Конституции

Слайд 12

Слайд 13

Ярким примером многонационального государства является наша страна На территории Российской Федерации проживает около 130 национальностей.

Самой многочисленной нацией являются русские – это государствообразующая нация и русский язык признан государственным языком, языком межнационального общения на территории России.

Слушают информацию со слайда

Слушают информацию со слайда

Слайд 14

А вот люди каких национальностей проживают на территории Ростовской области

Слушают информацию со слайда

Слайд 15

А это информация о количестве людей разных национальностей на территории Волошинского сельского поселения

Слушают информацию со слайда

Слайд 16

Ребята, а это информация о национальном составе учащихся нашей школы

Слайд 17

А теперь выполните следующее задание, которое перед вами на слайде.

Давайте проверим результаты вашей работы над ситуацией.

Выполнение задания в формате ЕГЭ

(умение работать с документацией)

Работа по третьему вопросу (историки)

Слайд 18

Вместе с русской культурой национальные культуры народов России составляют духовное богатство нашей страны. Чтобы наглядно представить, как складывается многонациональная культура России. Приведём пример.

Прослушайте небольшой фрагмент песни и назовите автора слов.

(Эти стихи написаны на аварском языке Расулом Гамзатовым, выросшим в небольшом ауле а Дагестане. На русский язык их перевёл русский поэт Николай Гребнёв. Затем стихи были положены на музыку. Сделал это композитор Ян Френкель, еврей по национальности. Исполнителями её стали Марк Бернес (немец) и Иосиф Кобзон(еврей).И эта песня стала частичкой нашей общей культуры, частичкой нашей памяти о тех, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной войны.

Слушают запись песни «Журавли» в исполнении Марка Бернеса

Слайд 19

Давайте обратимся к военной статистике той поры. В числе Героев Советского Союза 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 160 татар, 108 евреев, 96 казахов, 90 армян, 90 грузин, 69 узбеков, 15 литовцев, 12 киргизов, а также представители других национальностей. Это был общий вклад в Великую победу.

Слушают информацию со слайда

Слайд 20

Но, к сожалению, далеко не всегда складываются такие добрые, ровные отношения между людьми разных национальностей. Из курса истории, материалов СМИ, телевидения мы можем привести множество примеров войн, конфликтов на национальной почве. Приведите примеры.

Чеченская война

Великая Отечественная война

Первая мировая война(100-летие)

Арабо-израильский конфликт

Война во Вьетнаме и др.

Учащиеся приводят примеры военных конфликтов между народами

Слайд 21

Каковы же причины межнациональных конфликтов?

Причины межнациональных конфликтов.

    ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей;

    ущемление прав данного этноса;

    из – за насильственного удержания народа в составе другого государства

●ущемление достоинства личности

Территориальные - борьба за изменение границ.

Экономические - борьба этносов за обладание

ресурсами.

Социальные - требования гражданского равно-

правия, равенства перед законом.

Культурно-языковые - требования сохранения

или возрождения, развития языка, культурной общности.

Учащиеся называют причины межнациональных конфликтов

Слайд 22

Очень актуальным стало в последнее время такое явление как «национализм».

Что же это такое?

Учащиеся записывают со слайда

Слайд 23

Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939 -1945 гг. Синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «шовинизм», «геноцид», «Холокост».

Слушают информацию со слайда

Слайд 24

1/3 евреев уничтожено

Слайд 25

Эти факты и цифры звучат ужасающе. Вы сами стали свидетелями страшных видеорепортажей с экранов телевизора о событиях гражданской войны на Украине. И не только телевидение предоставляет такую информацию, но об этом говорят люди, вынужденные покинуть свой дом, свою страну, Украину. Мы живем в приграничной зоне, и в этом году большое количество украинцев было принято родственниками или чужими людьми в свои семьи на территории нашего села. То, что рассказывают люди о войне- это боль, это страх, это потеря близких и родных. Значит, получается, любая война – это уничтожение человечеством самих себя.

Слушают учителя

Слайд 26

Какую же роль играет государство в решении межнациональных конфликтов?

Давайте узнаем об этом из учебника.

(Стр.191-192) Выберите и назовите принципы национальной политики государства. Как вы их понимаете?

Работа с учебником

Слайд 27

Но не только, ребята, государство должно решать проблемы межнациональных отношений. Но начать это должен каждый прежде всего с себя, выбирая главный принцип отношений друг с другом- это толерантность.

Что же означает это слово?

Слайд 28

Запишите определение со слайда.

Учащиеся записывают определение со слайда

Слайд 29

Толерантность- это проявление уважения, терпимости не только к людям другой национальности, но и к друг другу, к разным мнениям, взглядам, религиям.

Слайд 30

Ещё в 19 веке прозвучали слова, которые по праву можно считать мечтой людей не только той эпохи, но и нас, современников. Мечта о времени, «..когда народы, распри позабыв, в

Ответы учащихся

Слайд 31

А поэтому нелишним будет каждому пользоваться правилом трёх «П»

П- признание

П-понимание

П-принятие

8. Закрепеление изученного материала

Слайд 32-33

Слайд 34

А сейчас, ребята, давайте обобщим материал, по которому мы сегодня с вами работали.

Реалии сегодняшнего дня тревожат новостями, происходящими в Сирии. Прежде всего –это проблема беженцев.

Предлагаю вам задания по группам (привести по 1 позитивному и негативному аргументу по проблеме беженцев из Сирии в Европу)

2. А это задание в формате ЕГЭ.

Учащиеся дают устные ответы.

Все работают над ситуацией в группах

Слайд 35

Видеоинтервью «Что вы считаете главным в межнациональ-ных отношениях?»

Слайд 36

И в заключение, ребята, хочу дать вам несколько советов.

Такую позицию разделяют и наши земляки, жители нашего села.

Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный.
Н.А.Добролюбов

9.Рефлексия.

Слайд 37

А теперь, ребята, прошу выразить своё отношение к теме нашего сегодняшнего урока.

Учащиеся дают устные ответы.

10. Домашнее задание.Оценки.

Слайд 38

Домашнее задание. 1.§ 17, стр184-192

2. Составить сложный план по теме «Национальная политика»

Учащиеся записывают домашнее задание.

Слайд 39

Спасибо за внимание!!!