Чем прославился Микеланджело? Буонаротти Микеланджело: картины и их описание.

Краткая биография итальянском художника и скульптора изложена в єтой статье.

Микеланджело Буонарроти биография кратко

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городе Капрезе в аристократической, но обедневшей семье. Очень рано, в 1481 году, мать мальчика скончалась. Спустя некоторое время отец отправляет его во флорентийскую школу. Юноша не проявил особых талантов к учебе, зато любил общаться с творческими людьми и перерисовывать фрески из местных церквей.

В возрасте 13 лет его отцу пришлось смириться с тем, что Микеланджело хочет быть художником. Когда ему исполнилось 14, Буонаротти поступает на обучение в школу скульптора к Б. ди Джованни, пользовавшегося покровительством самого Лоренцо ди Медичи. Юноша быстро заводил новые и полезные знакомства. Стоит сразу отметить, что две страны – Рим и Флоренция, это те места, где жил Микеланджело попеременно. Именно этим странам художник подарил свои величайшие творения, которые сделали его знаменитым на весь мир.

С 1494 года начался расцвет его творчества как великого художника. На время он переезжает в Болонью и работает над созданием скульптур для Арки св. Доминика. Спустя 6 лет, возвратившись во Флоренцию, Микеланджело работает по заказу. В это время создает скульптуру «Давид», которая стала идеалом изображения человеческого тела на многие века.

В 1505 году Микеланджело переезжает в Рим, по приглашению папы римского Юлия II. Тот заказал художнику гробницу. С 1508 по 1512 мастер расписывал Сикстинскую капеллу в виде библейской истории. Несмотря на то, что отношения между двумя сильными личностями были очень сложные, понтифик заказал Буонаротти еще и свою скульптуру.

Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni). Родился 6 марта 1475, Капрезе - умер 18 февраля 1564, Рим. Итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти (1444-1534), городского советника.

В некоторых биографических книгах говорится, что предком Микеланджело являлся некий мессер Симоне, происходивший из семейства графов ди Каносса. В XIII веке он якобы прибыл во Флоренцию и даже управлял городом как подеста. Документы, однако, не подтверждают этого происхождения. Они даже не подтверждают существования подесты с таким именем, но отец Микеланджело, по-видимому, верил этому, да и позже, когда Микеланджело уже стал знаменитым, графская фамилия охотно признавала родство с ним.

Алессандро-ди-Каносса в 1520 году в письме называл его уважаемым родственником, приглашал его к себе в гости и просил считать его дом своим. Шарль Клеман, автор нескольких книг о Микеланджело, уверен, что происхождение Буонарроти от графов ди Каносса в целом принятое во времена Микеланджело, кажется более чем сомнительным сегодня. По его мнению, Буонарроти обосновались во Флоренции очень давно и в разные времена находились на службе у правительства республики на достаточно важных постах.

О своей матери, Франческе ди Нери ди Миниато дель Сера, рано вышедшей замуж и умершей от истощения частыми беременностями в год шестилетия Микеланджело, последний ни разу не упоминает в своей объёмной переписке с отцом и братьями.

Лодовико Буонарроти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать.

В 1488 году отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Он занимался там в течение одного года. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции.

Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Возможно, в это время были созданы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.

В 1494-1495 годах Микеланджело живёт в Болонье, создаёт скульптуры для Арки святого Доминика.

В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим, куда Микеланджело прибывает 25 июня. В 1496-1501 годах он создаёт «Вакха» и «Римскую Пьету».

В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию. Работы по заказу: скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давид». В 1503 выполнены работы по заказу: «Двенадцать Апостолов», начало работы над «Святым Матфеем» для флорентинского собора.

Приблизительно в 1503-1505 годах происходит создание «Мадонны Дони», «Мадонны Таддеи», «Мадонны Питти» и «брюггерской Мадонны». В 1504 году заканчивается работа над «Давидом»; Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине».

В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора.

В 1505-1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, для которой создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».

В апреле 1506 года - вновь возвращение во Флоренцию, в ноябре следует примирение с Юлием II в Болонье. Микеланджело получает заказ на бронзовую статую Юлия II, над которой работает в 1507 году (позже была разрушена).

В феврале 1508 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. В мае по просьбе Юлия II он едет в Рим для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 года.

В 1513 году Юлий II умирает. Джованни Медичи становится папой Львом Х. Микеланджело заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II. В 1514 году скульптор получает заказ на «Христос с крестом» и капеллы папы Льва X в Энгельсбурге.

В июле 1514 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. Ему поступает заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, и он подписывает третий договор на создание гробницы Юлия II.

В 1516-1519 годах состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо в Каррару и Пьетразанту.

В 1520-1534 годах скульптор работает над архитектурным и скульптурным комплексом Капеллы Медичи во Флоренции, а также проектирует и строит Библиотеку Лауренцина.

В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.

Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 года в Риме. Погребён в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». По словам Бернини, великий Микеланджело перед смертью сказал, что сожалеет, что умирает именно тогда, когда только научился читать по слогам в своей профессии.

Известные работы Микеланджело:

Мадонна у лестницы . Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти
Битва кентавров . Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти
Пьета . Мрамор. 1498-1499. Ватикан, Собор Святого Петра
Мадонна с младенцем . Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам
Давид . Мрамор. 1501-1504. Флоренция, Академия изящных искусств
Мадонна Таддеи . Мрамор. Ок. 1502-1504. Лондон, Королевская академия художеств
Мадонна Дони . 1503-1504. Флоренция, Галерея Уффици
Мадонна Питти . Ок. 1504-1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло
Апостол Матфей . Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств
Роспись свода Сикстинской капеллы . 1508-1512. Ватикан. Сотворение Адама
Умирающий раб . Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр
Моисей . Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи
Атлант . Мрамор. Между 1519, ок. 1530-1534. Флоренция, Академия изящных искусств
Капелла Медичи 1520-1534
Мадонна . Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521-1534
Библиотека Лауренциана . 1524-1534, 1549-1559. Флоренция
Гробница герцога Лоренцо . Капелла Медичи. 1524-1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо
Гробница герцога Джулиано . Капелла Медичи. 1526-1533. Флоренция, собор Сан-Лоренцо
Скорчившийся мальчик . Мрамор. 1530-1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Брут . Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло
Страшный суд . Сикстинская капелла. 1535-1541. Ватикан
Гробница Юлия II . 1542-1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи
Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре . Мрамор. Ок. 1547-1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело - зарисовка одной из деталей купола Собора Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 году.

Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 году в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке среди работ неизвестных авторов эпохи Возрождения был найден другой рисунок: на листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору - подсвечник для семи свечей. В начале 2015 года стало известно об обнаружении первой и, вероятно, единственной сохранившейся до наших дней бронзовой скульптуры Микеланджело - композиции из двух всадников на пантерах.

Микеланджело Буонарроти - является одним из величайших итальянских скульпторов, живописцев, архитекторов. Жил в эпоху Ренессанса.

Детство

Его полное имя звучит так: Микеланджело де Франческо де Неи де Минато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Родился он 6 марта 1475 года в одной из областей Италии - Таскании. В городе Капрезе. Его отцом был флорентийский дворянин Лодовико Буонарроти.

Отец, принадлежавший древнему, но обедневшему роду служил городским советником. Про мать будущего гения искусства известно лишь то, что она умерла, когда Микеланджело исполнилось только 6 лет. И отец отдал его на воспитание в семью кормилицы. Живя в деревне, мальчик обучился работе с резцом по камню и глиной.

Обучение

Увидев страсть сына к ваянию, отец отдал его в обучение местному художнику Доменико Гирландайо. В его школе мальчик проучился один год. После чего он продолжил свое обучение профессии скульптора у знаменитого в то время мастера Бертольдо ди Джованни.

Среди самых знаменитых работ Микеланджело выделяется статуя Давида. До этого все скульпторы изображали этого древнего героя в виде могучего война с мечом в руке. Мастер отошел от этого образа и изобразил Давида в виде юноши в раздумье перед поединком. Заказчикам так понравилась статуя, что они решили установить ее в центре города.

А насчет еще одной скульптуры Микеланджело современники сказали такие слова: «Если ты его закапаешь в землю и затем отошлешь в Рим под видом старой статуи, то мы уверены, что там ее примут за древнюю поделку и заплатят намного больше». Это сказано про статую «спящего Купидона».

Мастер и католическая церковь

Очень большая часть жизни скульптора занята работой на католическую церковь. К примеру, он расписал потолок, а затем и стены знаменитой Сикстинской капеллы. Красота композиции была такова, что люди приходили издали, что бы полюбоваться на изображения святых. Свою силу изображения не потеряли до сих пор.

Не менее сильна по силе воздействия и картина страшного суда. Изображение конца света поражает всех, кто видел ее. Неискушенному зрителю картина кажется написанной в один день, настолько она едина в своем исполнении. А ведь мастер писал ее в течение долгих восьми лет. Страшный суд одна из последних работ великого Микеланджело.

Он оставил такое завещание: душу - Господу, тело - Земле, а имущество - родне. И 18 февраля 1564 года он умер, прожив 88 лет.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 14.12.2016 18:55 Просмотров: 1884

Великий Микеланджело считал наиболее совершенной живописью ту, которая напоминает скульптуру.

Складки одежды, изгибы человеческого тела, обычно мускулистого, на живописных полотнах мастера создают иллюзию скульптуры.
Эти характеристики соответствуют нее только монументальным фрескам, но и станковой живописи.

Микеланджело «Мадонна Дони» (около 1507)

Доска, масло, темпера. 120х120 см. Уффици (Флоренция)

Это единственное сохранившееся до нашего времени оконченное станковое произведение Микеланджело Буонарроти. Оно выполнено им в молодые годы, в форме тондо (круглая по форме картина или барельеф, сокращение от итал. rotondo – круглый).
Тема тондо – Святое семейство. На первом плане изображена Дева Мария. За ней – Иосиф Обручник. На заднем плане и несколько в стороне – Иоанн Креститель. Взоры всех троих устремлены на младенца Христа, которого Мария принимает от мужа.
Пять обнажённых мужских фигур, которые расположены на заднем плане и отделены от Святого семейства горизонтальной полосой, – загадочный элемент композиции. Они не смотрят на Христа. Возможно, это древние язычники, ожидающие крещения.

Потолок Сикстинской капеллы (1508-1512)

4096х1341 см. Музей Ватикана (Ватикан)

Роспись потолка Сикстинской капеллы – известнейший цикл фресок Микеланджело, один из шедевров искусства Высокого Возрождения. Это одно из самых монументальных произведений художника. Гёте писал: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Следует иметь в виду, что Микеланджело никогда до этого не занимался фреской. Но принял заказ, чтобы доказать своё мастерство.

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла – бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473-1481 гг. архитектором Джордже де Дольчи по заказу папы римского Сикста IV.

Вид на Сикстинскую капеллу

Интерьер Сикстинской капеллы. В глубине – алтарная стена с фреской Микеланджело «Страшный суд» (1537-1541).

Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481-1483 гг. Сандро Боттичелли , Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. В 1508-1512 гг. Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками по заказу папы Юлия II.
Чтобы расписывать потолок, необходимы были леса. Микеланджело сам создал «летящие» леса. Это был настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены около верха окон. Такой тип лесов позволял работать сразу по всей ширине свода. Таким образом, во время работы Микеланджело в капелле могли проходить службы. Ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора.
Во время работы Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. После длительной работы в таких условиях он долгое время мог читать, только держа текст высоко над головой. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо.
Каждый день укладывался слой штукатурки такой площадью, какую мог записать художник за один день, дневная норма фрески называлась джорната . Слой штукатурки, не покрытый росписью, удалялся, края срезались наискось наружу, зачищались, новая джорната приштукатуривалась к уже готовым фрагментам.
С содержанием росписи потолка Сикстинской капеллы можно познакомиться на этой схеме.


Главная тема цикла – потребность человечества в Спасении, которое Бог дарит людям через Иисуса.
Рассмотрим некоторые фрески росписи потолка Сикстинской капеллы.

Фреска «Сотворение Адама» (около 1511)

280х570 см. Сикстинская капелла (Ватикан)

Эта фреска является четвёртой из 9 центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвящённых книге Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:27). Это одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами. Правая рука Его вытянута навстречу руке Адама и почти касается её.
Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук.

Фрагмент фрески

Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Их руки не соприкасаются – Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога преобладает огромная творческая энергия. В образе Адама воспета сила и красота человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который человек получает душу.

Фреска «Всемирный потоп»

Согласно Книге Бытия, потоп явился Божественным возмездием за нравственное падение человечества. Бог решил истребить всё человечество, оставив в живых лишь благочестивого Ноя и его семью. Бог сообщил Ною о своём решении и повелел построить ковчег. К началу постройки ковчега Ною было 500 лет, у него было три сына. После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет. Когда строительство ковчега закончилось, Ною было велено зайти в ковчег с семьёй и взять с собой по паре от каждого вида нечистых животных и по 7 – каждого вида чистых животных, живущих на земле. Ной исполнил указание, и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Наводнение длилось 40 дней и ночей и «всякая плоть, движущаяся по земле» погибла, остался лишь Ной и его спутники.
На фреске Микеланджело изображён момент отплытия ковчега и весь ужас надвигающейся вселенской катастрофы: отчаявшиеся люди выбираются на клочок суши, не покрытый водой.

Фреска «Опьянение Ноя»

Высадившись на сушу после окончившегося наводнения, Ной возделывает землю, выращивает виноград. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету (отсюда слова «хам», «хамский», означающие человека, совершающего неприглядные или грубые поступки, унижающие человеческое достоинство). Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом, Сим даже отвернулся, чтобы не видеть наготу отца. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета.
В каждом из четырёх углов капеллы, на изогнутых распалубках свода, Микеланджело изобразил четыре библейские истории, которые связаны со спасением народа Израиля Моисеем, Есфирью, Давидом и Юдифью.

Панель «Наказание Амана» повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири»). В центре основная сцена – казнь Амана, её обрамляют изображения разоблачения заговора Есфирью и Артаксеркса, отдающего приказ.
Художественные решения росписи потолка Сикстинской капеллы, найденные Микеланджело, получили дальнейшее развитие в произведениях других мастеров: иллюзорная архитектура, анатомически верное изображение человеческого тела, перспективное построение пространства, динамика движений, ясный и сильный колорит.

Микеланджело «Страшный суд» (1537-1541)

1370х1200 см

Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет после росписи потолка, чтобы написать по заказу папы Климента VII (а после его смерти папы Павла III) на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
Это произведение завершило в искусстве эпоху Возрождения. За ней открывался новый период разочарования философии антропоцентрического гуманизма.
Огромная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Её тема – второе пришествие Христа и апокалипсис. В этой фреске центром является могучая фигура Христа, а отчаявшиеся персонажи вовлечены в гигантский вихрь событий. Отмечают односторонность взгляда художника на это событие. Он отступил от всех христианских традиций и представил второе пришествие Спасителя исключительно как день гнева, ужаса, борьбы страстей и безнадежного отчаяния. Фреска поражает смелостью замысла, своеобразным величием композиции, мастерством рисунка.
Условно композицию «Страшного суда» можно разделить на три части:

Верхняя часть (люнеты) – летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых.

Левый люнет: ангелы с атрибутами Страстей Христовых

Вопреки традиции, ангелы изображены без крыльев. В напряжённых выражениях лиц ангелов с широко раскрытыми глазами – мрачное ви́дение конца времен, но не духовное спокойствие и просветление спасённых, а тревога, трепет, подавленность. Виртуозная работа художника, написавшего ангелов в самых сложных положениях, вызвала восхищение одних зрителей, и критику других, которые утверждали, что ангелы не соответствуют их представлению о них.
Центральная часть – Христос и Дева Мария между блаженными.

Центр всей композиции – фигура Христа-Судии с Девой Марией, в окружении толпы проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых.
Христос-Судия изображался всегда на троне, как описывает Евангелие от Матфея, отделяющего праведных от грешных. Обычно Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а левая опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы (кровоточащие раны от следов гвоздей, которыми Он был прибит к Кресту).
Христос Микеланджело изображён на фоне облаков, без алой мантии владыки мира, показан в самый момент начала Суда. Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом...
Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, 10 дней. Его нагота вызвала осуждение. Кроме того, вопреки традиции, художник изобразил Христа-Судию безбородым.

Возле Христа – Дева Мария, которая со смирением отвернула лицо: не вмешиваясь в решения Судии, она лишь ждёт результатов. Взгляд Марии направлен на Царствие Небесное. В облике Судии нет ни сострадания к грешникам, ни радости за блаженных: время людей и их страстей сменилось триумфом божественной вечности.

Нижняя часть – конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в ад.
Низ фрески разделён на 5 частей: в центре ангелы с трубами и книгами возвещают Страшный суд; слева внизу представлено воскрешение мертвых, вверху – вознесение праведников; справа вверху – захват грешников дьяволами, внизу – ад.
Количество персонажей «Страшного суда» – более 400.

Несколькими годами позже «Страшного Суда» Микеланджело написал две фрески в Паолинской капелле ватиканского дворца: «Обращение апостола Павла» и «Распятие апостола Петра». Это были последние произведения его кисти.

Микеланджело «Распятие апостола Петра»

Фреска. 625х662 см. Апостольский дворец Капелла Паолина (Ватикан)
Фреска написана в период 1546-1550 гг. по заказу папы Павла III. Отличается мощью, выразительностью и стройностью композиции, многие историки искусства считают эту работу вершиной творчества Микеланджело. Это одна из двух последних законченных работ Микеланджело.
Апо́стол Пётр – один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. В Католической церкви считается первым папой римским. Символически изображается с ключами от рая, стражем которого является.
Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. Был очень живым и вспыльчивым; именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, он же отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Но позже искренне покаялся и был прощён Господом.
По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 67 г. вниз головой по его желанию. Он считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Этот момент и изображён на фреске Микеланджело.

Микеланджело Буонарроти – один из самых гениальных людей, живших когда-либо. Творил он в эпоху Ренессанса, которая породила множество шедевров и уникальных личностей. Однако никто не мог в то время достичь тех высот, что достиг Микеланджело. Он был талантлив во всем: одинаково хорошо владел скульптурой и живописью, был гениальным архитектором и поэтом.

Микеланджело Буонарроти годы жизни

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции. Его отец был градоправителем, или по-другому подеста. В тринадцать лет юный Буонарроти получает работу в мастерской Доменико Гирландайо, который в то время был известным флорентийским мастером живописи. Это решение юноши совершенно не устраивает его отца и братьев, которые прочили ему другое будущее. Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко. Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи. Вскоре юный художник попадает в дом Лоренцо и знакомится там с великими представителями той эпохи: архитекторами, живописцами, учеными и поэтами. Именно здесь, Микеланджело изучает шедевры античной культуры и начинает постигать мастерство скульптуры и живописи.

Самыми его ранними работами считаются рельефы «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы» . Уже в них начинает прослеживаться тема высоко одухотворенных личностей, физически крепких людей. Эти две работы наполнены различными символами.


Битва кентавров, мраморный барельеф / Микеланджело Мадонна у лестницы,1490 г.–1492 г. автор Микеланджело

В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело. Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века. Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее. На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы, и играющие вокруг нее дети. Сюжет близок к бытовому жанру. Однако стоит приглядеться к деталям. Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью. Публика видит сильную и крепкую женщину, которая способна родить и воспитать настоящего героя. Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры.

В 1501 году Микеланджело возвращается домой после поездки в . Он полностью охвачен политическими и общественными идеями, становится ярым защитником своей родины, пытается всеми силами противоборствовать тирании и диктату. Примерно в это время Микеланджело создает одну из своих знаменитых скульптур«Давида» . В ней воплощен идеал защитника отечества.


Статуя «Давид» Микеланджело Буонарроти

Статуя выполнена из мрамора, и впервые была показана широкой публике во Флоренции 8 сентября 1504 года. На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом. Впоследствии эта скульптура станет символом Флорентийской республики, а современники признают эту работу верхом человеческого гения. Изображение Давида перед боем можно считать новаторским, так как многие художники и скульпторы предпочитали изображать его уже после победы над врагом. Лицо героя спокойно, но в то же время он сосредоточен на поединке, тело Давида напряжено, брови грозно сдвинуты. Его тело наполнено смелостью и отвагой.

Мадонна Дони (Святое семейство)


Станковое произведение Микеланджело Буонарроти, 1507 г.

Подписание договора с папой Юлием II

В 1508 году Микеланджело Буонарроти подписал договор с папой Юлием II, согласно которому он должен был расписать потолок Сикстинской капеллы.


Потолок Сикстинской капеллы, автор Микеланджело

Роспись потолка Сикстинской капеллы, созданная в 1508- 1512 г. является настоящим шедевром искусства эпохи Ренессанса.

Панорама Сикстинской капеллы

Создание скульптуры Моисея в 1515 году

Микеланджело не раз использует образ мудрого и сильного борца за справедливость в своем творчестве. Эта тема проглядывается в статуи Моисея , созданной в 1515 году.


Моисей. Скульптура Микеланджело

Скульптура являет собой фрагмент гробницы Юлия II, которая так и не была достроена из-за финансовых трудностей. В фигуре Моисея заложена великая сила человеческого духа, этот человек может повести за собой целые народы. Он являет собой образ человека-борца. Именно такого героя не хватало Италии в то время, когда ее раздирали внутренние конфликты и междоусобицы. Достаточно вспомнить, что в 1527 году произошел практически полный разгром Рима германскими войсками. Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи. Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата. Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера. К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал.


Капелла Медичи

В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи. Выполнена она по его личному архитектурному проекту. Это сооружение представляет собой памятник одному из сильнейших семейств Италии, грозному роду Медичи. Микеланджело делал капеллу по подобию Пантеона в Риме, он захотел создать его малую копию в своем родном городе. Внешне здание оставляет довольно неприятное впечатление: стены его ничем не украшены, монотонную поверхность разбавляют окна и купол. Микеланджело собирался украсить внутреннюю часть капеллы большим количеством скульптур, однако, замысел так и не был воплощен в жизнь полностью. Работа над внутренним убранством не доставляла никакого удовольствия Буонарроти, на процесс также повлиял конфликт с Медичи в 1527 году. Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы.

Вскоре мастер уезжает из Флоренции в Рим, где остается до конца своих дней, и над зданием уже работают его ученики.

Панорама Капеллы Медичи

Где похоронен Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти скончался 18 февраля 1564 года, а 14 июля его тело перевозят на его родину, во Флоренцию и погребают в местной церкви Санта-Кроче.