Факты о картине черный квадрат. Малевич, которого вы не знали: малоизвестные факты о жизни и творчестве художника

Самая известная его картина «Черный квадрат» сегодня оценена в более чем 20 миллионов долларов. Сам автор называл это произведение вершиной своего творчества.

Квадрат, круг, крест

В 1913 году Казимир Малевич вместе с товарищами-супрематистами готовил постановку оперы «Победа над Солнцем». Все декорации к спектаклю делал сам художник. В этих работах он впервые набросал идею картины — в опере черный квадрат замещал солнечное светило, тем самым говоря зрителям, что супрематическое творчество освещает теперь дорогу идущим вперед.

Именно поэтому год появления самого «Черного квадрата» обозначен художником как 1913-й, хотя нарисовал он свой шедевр в 1915-м году.

Тогда все супрематисты готовились к выставке «0,10» в Петербурге. Для них в «Художественном бюро Н.Е. Добычиной» отводилось целых два зала, требовалось не менее 30 работ, но столько не набиралось. Говорят, что перед выставкой Малевич рисовал и днем, и ночью. Тогда-то в этой гонке за количеством супрематических картин и появился триптих — «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест».

Казалось бы, художник работал на количество. Но нет, как только «Черный квадрат» был закончен, Малевич вздохнул с облегчением. Он сказал, что создал свое главное произведение — и на выставке водрузил его в «красный угол» зала, место, куда сразу падал взгляд зрителя.

Чёрный квадрат в «красном углу» выставки «0,10», 1915 г. Источник: Public Domain

Битва негров

На протяжении уже более 100 лет все неравнодушные к «Черному квадрату» люди исследовали вдоль и поперек картину, пытаясь найти тайный смысл. Кто-то считал, что Малевич просто над всеми посмеялся. Кто-то видел грандиозный философский смысл, а кто-то — только способ заработка и вспоминал баснословную сумму, которую можно получить за эту картину. Но лишь в 2015 году исследователи с помощью рентгена обнаружили, что за черным квадратом скрываются еще два рисунка Казимира Малевича, кубофутуристический и протосупрематический. Также под черной краской музейщики обнаружили буквы. Из них им удалось сложить фразу: «Битва негров ночью».

Сам же Малевич про свой «Черный квадрат» говорил так: «Я не мог ни спать, ни есть. Всё пытался понять, что же я сделал. Но не мог».

Эксперты Третьяковской галереи обнаружили под красочным слоем картины цветное изображение. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Четыре шедевра

«Черный квадрат» художника представлен в четырех экземплярах, но все они в чем-то — в цвете, в фактуре, в рисунке, в размере — отличаются друг от друга. Посмотреть и сравнить их можно, посетив российские музеи. Первый «Квадрат» обитает в Третьяковской галерее. Второй, который, по мнению многих экспертов, рисовали сподвижники художника под его руководством, находится в Русском музее. Третий Малевич изобразил уже в 1929 году специально для Третьяковской галереи, где он и хранится вместе с первым «Квадратом». А вот с четвертым воплощением главной фигуры супрематизма вышла детективная история. В 1990-е эту картину оставили в качестве залога в банке в Самаре, но владелец за ней так и не явился. Полотно выкупил Владимир Потанин , заплатив за него, по слухам, миллион долларов, и отдал творение Казимира Малевича в Эрмитаж.

Картина вместо иконы?

Похороны Казимира Малевича, как ни странно, тоже связаны с черным квадратом. Малевич сам настаивал на том, чтобы его похоронили по супрематическому обряду. Поэтому для церемонии изготовили специальный саркофаг, на крышке которого нарисовали черный квадрат. Желающие попрощаться с творцом могли не только увидеть Малевича в последний раз, но и посмотреть на картину «Черный квадрат», которая стояла рядом с гробом. После панихиды саркофаг водрузили на грузовик, на который предварительно тоже был нанесен черный квадрат. Поскольку Малевич умер в Ленинграде, а захоронить тело должны были в Московской области, саркофаг перевезли на поезде в столицу. Вторая панихида по Малевичу проходила уже в Донском монастыре. И там возле саркофага среди цветов стоял не портрет Малевича, а «Черный квадрат». Надо ли говорить, что памятник на могиле художника в Немчиновке был воплощением черного квадрата на белом кубе. Во время боев в Великую Отечественную войну памятник пропал, постепенно утратились сведения и о точном месте захоронения Казимира Малевича.

Результатом любого рисования является картина. Это утверждение было бы правдой, если бы Казимир Малевич не доказал обратное. В 1915 году он написал "Черный квадрат на белом фоне" и сделал шокирующее признание: "Это не живопись, это что-то другое".
Чуть позже художник и теоретик искусства Эль Лисицкий заявил, что "Черный квадрат" - это полное противопоставление всему, что подразумевается под понятиями "искусство", "живопись" и "картина". И что Малевич свел все формы и всю живопись до абсолютного нуля.
Со времени появления "Черного квадрата" прошло более 90 лет, но он все еще будоражит умы и воображение, все еще вызывает бурные споры. Абсолютно черное квадратное изображение, написанное маслом и обрамленное белой канвой. В скандальном шедевре Малевича нет ничего из традиционных признаков шедевра.

Однако, как и предсказывал сам художник, этот рисунок, сделанный бессознательно, а точнее под воздействием "космического сознания", стал важнейшим событием в мировой истории искусства. Он освободил концепцию живописи от всех ее традиционных законов, свел ее к нулю формы, обозначил квадрат как новую, базисную "первофигуру" нового искусства, которое Казимир Малевич назвал Супрематизмом, что означает превосходство, доминирование.
Он называет "Черный квадрат" "голой иконой без рамы", а себя - Председателем Пространства. Он открыто заявляет о своем намерении "зарезать искусство живописное, уложить его в гроб и припечатать Черным квадратом".

В 1882 году молодой французский писатель и издатель Жюль Леви основал группу "Салон непоследовательных," которая состояла из художников, писателей, поэтов и других представителей парижской богемы конца 19 века. Объединение это не преследовало никаких политических целей. Лозунгом группы была фраза "Искусство непоследовательно", придуманная Леви в пику расхожей фразе "les arts decoratifs". "Салон непоследовательных" насмехался над официальными ценностями через сатиру, юмор, а иногда и грубую шутку. Картины, которые демонстрировались на выставках Салона, были вовсе не "картины" в традиционном понимании. Это были смешные карикатуры, абсурдные кошмары, рисунки, как будто бы нарисованные детьми. 1 октября 1882 "Салон непоследовательных" открывает в Париже выставку с причудливым названием "Искусство непоследовательных". На выставке были представлены работы шести авторов, которые можно считать предтечей сюрреализма, заявившего о себе 40 лет спустя. Самой вызывающей среди картин было одноцветное, абсолютно черное изображение, нарисованное поэтом Полом Билходом (Paul Bilhaud), и называлось оно "Ночная драка негров в подвале" (Negroes Fighting in a Cellar at Night). Такой Черный прямоугольник.


Никаких заявлений о концептуальном смысле картины. Никакого предложения вглядеться и найти скрытый смысл черного прямоугольника, обрамленного игривой виньеткой. Просто шуточная картина. Причем шутка не в картине даже, а в ее названии. Ведь действительно - когда негры дерутся в подвале ночью, то ничего не видно и все черное!
Юмористическую идею Билфорда развил художник Альфонс Алле (Alphonse Allais). На выставке Incoherent shows 1883 года он выставляет картину "Малокровные девочки, идущие к первому причастию в снежной буре" (Pale Young Girls Going to their First Communion in the Snow) , представляющую собой белый прямоугольник.


На выставке 1884 года он показывает еще один монохромный рисунок - красный прямоугольник под названием "Апоплекcические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря" (Apoplectic Cardinals Harvesting Tomatoes by the Shores of the Red Sea).


Затем Альфонс Алле расширил свою коллекцию Синим, Зеленым, Серым прямоугольниками и выпустил книгу с этими работами, дополнив их пустой музыкальной партитурой под названием "Траурный марш для глухих". Надо признать, что Алле был большой фантазер и юморист.
В монохромных работах французских шутников концепт отсутствия был принижен юмористическим названием. В монохромных работах Казимира Малевича тот же самый концепт был усилен ничего не означающим названием. Ведь "Черный квадрат" - это не название, это просто констатация.
Самое же главное состоит в том, что непоследовательные парижские юмористы конца 19 столетия не рассказали миру ничего о сакральном смысле своих работ. Может быть, потому, что там его не было. Малевич был гораздо серьезнее. Он неустанно ваял репутацию своего шедевра, пользуясь всеми возможными способами. В итоге имена "непоследовательных" сегодня знают лишь специалисты, а имя Малевича знает весь мир. В настоящее время в России находятся четыре „Чёрных квадрата“: в Москве и Санкт-Петербурге ровно по два „Квадрата“: два в Третьяковской галерее один в Русском музее и один в Эрмитаже. Одно из полотен принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который его приобрел у Инкомбанка 2002 году за 1 миллион долларов США (32 миллиона рублей) и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж этот самый первый, а значит, самый важный из существующих вариантов холст с изображением „Черного квадрата“ кисти основателя супрематизма.

Вот ещё несколько его работ.


Имя: Казимир Малевич (Kazimierz Malewicz)

Возраст: 56 лет

Деятельность: живописец, сценограф, теоретик искусства, педагог

Семейное положение: был женат

Казимир Малевич: биография

Полотна Казимира Малевича известны миллионам, но понятны единицам. Одних картины художника пугают и раздражают простотой, других восхищают и завораживают глубиной и тайными смыслами. Малевич творил для горстки избранных, но равнодушным не оставил никого.


Прожив насыщенную исканиями жизнь, первопроходец русского авангарда подарил потомкам все, чем живет искусство сегодня, а его картины парадоксальным образом выглядят современнее нарисованных последователями.

Детство и юность

Казимир Северинович Малевич родился в Киеве 23 февраля 1879 года. Биография художника загадочна и полна «белых пятен». Одни называют годом рождения будущего кубиста 1879-й, другие – 1978-й. По официальной версии Малевич родился в Киеве, но есть и те, кто склонен считать малой родиной художника белорусский городок Копыль, а отцом Казимира – белорусского этнографа и фольклориста Северина Малевича.


Если придерживаться официальной версии, то родители крестили Казимира Малевича в середине марта 1879 года в Киевском костеле святого Александра, свидетельством чего является архивная запись в приходской книге.

Отец будущего абстракциониста – шляхтич Северин Малевич – родился в местечке Турбов Подольской губернии Российской империи (сегодня Винницкая область Украины). В Турбове Северин Антонович трудился управляющим на сахароваренном заводе промышленника Николая Терещенко. Мама Казимира Малевича – Людвига Александровна Галиновская – присматривала за домом и воспитывала многочисленное потомство: у Малевичей родилось четырнадцать детей, но до зрелого возраста дожили девять из них – пятеро сыновей и четыре дочки.


Казимир – первенец четы Малевичей. В семье общались на польском языке, но знали украинский и русский. Будущий художник считал себя поляком, но в период коренизации в анкетах записывался украинцем.

До 12 лет Казимир Малевич прожил в селе Моевка Ямпольского уезда Подольской губернии, но из-за работы отца до 17 лет по году-полтора жил в селах Харьковской, Черниговской и Сумской губерний.


В детстве Казимир Малевич о рисовании знал мало. Интерес к холсту и краскам у подростка проявился в 15 лет, когда сын с отцом побывал в Киеве. На выставке юный Малевич увидел поразивший его портрет девочки, сидящей на скамейке и чистящей картошку. Картина стала отправной точкой для желания взяться за кисть. Заметив это, мама на день рождения купила сыну набор красок.

Увлечение Казимира рисованием оказалось так велико, что 17-летний сын упросил отца позволения поступить в Киевскую художественную школу, основанную русским художником-передвижником Николаем Мурашко. Но проучился Малевич в Киеве только год: в 1896 году семья перебралась в Курск.

Живопись

Первая картина в технике масляной живописи, принадлежащая кисти Малевича, появилась в Конотопе. 16-летний Казимир на полотне размером аршин на три четверти изобразил лунную ночь и реку с пришвартованной на берегу лодкой. Работу назвал «Лунная ночь». Первое полотно Малевича продано за 5 рублей и утеряно.

После переезда в Курск Казимир Малевич устроился чертежником в управлении российской казенной железной дороги. Живопись стала отдушиной от скучной и нелюбимой работы: молодой художник организовал кружок, в котором собрались единомышленники.


Через два года после переезда в Курск Малевич устроил первые выставки картин, о чем написал в «Автобиографии», но документальных свидетельств не осталось. В 1899-м Казимир женился, но вскоре семейная жизнь, рутинная работа в управлении и провинциальность города подтолкнули художника к переменам: Казимир Малевич, оставив семью в Курске, отправился в Москву.

В августе 1905 года Малевич подал прошение в столичное училище живописи, ваяния и зодчества, но получил отказ. Казимир не вернулся к семье в Курск, а за 7 рублей в месяц снял комнату в лефортовской художественной коммуне, где обитало три десятка «коммунаров». Через полгода деньги закончились, и Казимир Малевич вернулся домой.


Летом 1906 года он совершил вторую тщетную попытку поступить в столичное училище. Но на этот раз художник перебрался в Москву с семьей: Малевич с женой и детьми жил в снятой матерью квартире. Людвига Александровна работала заведующей столовой на Тверской улице. После ограбления столовой и разорения семья перебралась в меблированные комнаты доходного дома в Брюсовом переулке.

Желание учиться подтолкнуло Казимира Малевича к посещению студии русского художника Федора Рерберга. Три года, начиная с 1907, художник жадно учился. В 1910 году участвовал в первой выставке общества художников «Бубновый валет» – крупном творческом объединении раннего авангарда. «Бубновалетовцы» известны тем, что порвали с традициями реалистической живописи. В объединении Малевич познакомился с Петром Кончаловским, Иваном Клюном, Аристархом Лентуловым и Михаилом Ларионовым. Так Казимир Малевич сделал первый шаг к новому направлению – авангардизму.

Кубизм и супрематизм

В том же 1910 году работы Малевича участвовали в первой выставке художников «Бубнового валета». Зимой 1911-о картины Казимира Севериновича экспонировались на выставке общества «Московский салон», а весной участвовали в выставке первого объединения авангардистов Санкт-Петербурга «Союз молодежи».

В 1912 году Казимир Малевич отправился в Мюнхен, где участвовал в совместной выставке работ «Союза молодежи» и немецких экспрессионистов общества «Синий всадник». В этот период художник вошел в группу молодых коллег объединения «Ослиный хвост», существовавшего до 1913 года и открывшего миру Нико Пиросманишвили.


Творчество художников-авангардистов пересеклось с творчеством поэтов футуристов Велимира Хлебникова и Алексея Крученых. Казимир Малевич иллюстрировал самописные книги Хлебникова и Крученых, а в 1913 году создал декорации и эскизы костюмов к опере «Победа над Солнцем», текст которой написан Крученых. Опера дважды прошла в санкт-петербургском театре «Луна-парк». Декорации Малевича – трехмерное воплощение картин того периода и состоят из геометрических фигур. Казимир Малевич назвал эти полотна «заумным реализмом» и «кубо-футуристическим реализмом».

В автобиографических воспоминаниях Малевич рассказал, что идея «Черного квадрата» родилась во время работы над оперой Крученых: художник «увидел» свой квадрат на заднике декорации.


Картина Казимира Малевича "Черный квадрат"

В 1915 году Малевич участвовал в первой выставке футуристов «Трамвай В» в Петрограде и написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». В манифесте Казимир Малевич обосновал новое направление авангардизма – супрематизм (от латинского супрем – доминирование), основателем которого являлся. По замыслу Малевича цвет доминирует над остальными свойствами живописи и краска на полотнах «освобождена» от подсобной роли. В супрематических работах художник уравновесил творческую силу человека и Природы.

В декабре 1915 года (по новому стилю – январе 1916) на футуристической выставке «0,10» Казимир Малевич экспонировал 39 полотен, объединенных названием «Супрематизм живописи». Среди выставленных работ нашлось место его знаменитому произведению «Черный квадрат». Картина – часть триптиха, в который вошли «Черный круг» и «Черный крест».


В Городском музее Амстердама хранится холст Малевича «Супрематизм. Автопортрет в двух измерениях», нарисованный в 1915 году. Для передачи собственного «я» мастер использовал минимум красок и геометрические фигуры с углами. В автопортрете Казимир Малевич «признался» в несговорчивом, «колючем» характере, упрямстве. Но красный и желтый цвета «разбавляют» мрачную характеристику, а маленькое кольцо в центре «говорит» о коммуникации с внешним миром.

Супрематизм Малевича оказал влияние на русских художников Ольгу Розанову, Ивана Клюна, Надежду Удальцову, Любовь Попову, Мстислава Юркевича. Они вошли в организованное Казимиром Малевичем общество «Супремус».


Картина Казимира Малевича "Черный квадрат", "Черный круг" и "Черный крест"

Летом 1917 года Казимир Малевич возглавил Художественную секцию Московского совета солдатских депутатов и оказался в числе разработчиков проекта Народной академии искусств. В октябре Малевич стал председателем «Бубнового валета», а в ноябре московский Военно-революционный комитет назначил художника комиссаром по охране памятников старины. Он вошел в Комиссию по охране художественных ценностей, в том числе ценностей Кремля. Новая власть благоволила художникам, совершившим революцию в искусстве.

В 1918 году Казимир Малевич переехал в Петроград, где создал декорации и костюмы к постановке Всеволода Мейерхольда «Мистерия-Буфф» по пьесе . На это время приходится период «белого супрематизма» Малевича. Ярким примером исследователи называют полотно «Белое на белом» (другое название – «Белый квадрат»).


Картина Казимира Малевича "Белый квадрат"

В 1919 году Казимир Малевич вернулся в Москву, где назначен руководителем «Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма».

Зимой 1919 года, в разгар гражданской войны, авангардист переехал в Витебск, где руководил мастерской Народного художественного училища «нового революционного образца». Возглавлял училище . В том же году ученики Малевича вошли в созданную им группу «УНОВИС» (Утвердители нового искусства), развивавшую направление супрематизма. Председателем Творкома (Творческого комитета) «УНОВИСа» выбрали Лазаря Хидекеля, создавшего архитектурный супрематизм. В эти годы Казимир Малевич сосредоточился на разработке нового направления и написании философских трактатов.


Казимир Малевич и группа "Утвердители нового искусства"

Позже, в условиях гонений на авангардное искусство, идеи супрематизма в Советском Союзе «перетекли» в дизайн, сценографию и архитектуру.

В 1922 году теоретик и философ дописал главный труд «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой» и переехал с учениками из Витебска в Петроград.

С творчеством Малевича познакомились в Берлине: полотна авангардиста показаны на Первой русской художественной выставке.


Картина Казимира Малевича "Супрематическая композиция"

В 1923 году Казимир Малевич – исполняющий обязанности директора Петроградского Музея художественной культуры. Вместе с учениками «УНОВИСа» он занимается исследовательской работой.

С 1924 по 1926 год – директор Ленинградского государственного института художественной культуры, где возглавил формально-теоретический отдел. Но после опубликованной в июле разгромной статьи «Монастырь на госснабжении» институт закрыли, а готовый к печати сборник трудов аннулировали. Советская власть отвернулась от представителей «реакционного» искусства.

Гонения усилились в 1927 году, когда Казимир Малевич побывал в Германии. На ежегодной художественной выставке в Берлине художнику предоставили для его работ зал, но он, получив официальное письмо с требованием вернуться, срочно отбыл в Ленинград.


Малевич в ожидании худшего написал завещание, оставив картины, среди которых «Белый квадрат», на попечение семейства фон Ризен и архитектора Гуго Херинга. Во время войны исчезло 15 работ, остальные полотна хранятся в Амстердамском городском музее. Картину «Утро после вьюги в деревне» Казимир Малевич продал в Берлине. Холст экспонируется в Музее Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке.

Власть не простила Малевичу признания на Западе и поездки в Германию. В 1930 году Казимира Малевича арестовали, заподозрив в международном шпионаже. Реакция западных СМИ и коллег заставила власть выпустить художника на свободу через 2 месяца. Страх наказания не сломал Малевича, и он «рассказывает» посредством кисти и полотна ту правду, которую видит: крестьяне на картинах кубиста – манекены без лиц на фоне плодородных полей. Таким Казимир Малевич видит население деревень после раскулачивания и коллективизации.


Картина Казимира Малевича "Утро после вьюги в деревне"

Враждебность власти к художнику росла: выставку работ Малевича в Киеве раскритиковали, а осенью снова посадили в тюрьму, обвинив в антисоветской пропаганде. Но в декабре Казимир Малевич вышел на свободу.

После второй тюремной отсидки кубист создал полотна второго «крестьянского цикла», знаменующие этап «постсупрематизма», характерного плоскостью изображаемых торсов. Яркий пример – картина «На жатву (Марфа и Ванька)».

В 1931 году художник трудился над эскизами росписи «Балтийского дома» (ранее Красного театра). В следующем году Малевич назначен руководителем Экспериментальной лаборатории Русского музея и участвует в юбилейной выставке «Художники РСФСР за 15 лет». Для этой выставки, по мнению биографов, Казимир Малевич написал последний, четвертый вариант «Черного квадрата», который хранится в Эрмитаже.


В последние три года авангардист рисовал портреты в жанре реализма. Работу над картиной «Соцгород» Малевич так и не закончил.

Особенность живописи Казимира Малевича – техника наложения красок одна на другую. Для получения красного пятна художник на нижний черный слой накладывал красный. Зритель видел цвет не чисто красным, а с оттенком темноты. Эксперты, зная секрет Малевича, легко выявляли подделки его полотен.

Личная жизнь

В 1896 году Казимир Малевич с родителями переехал в Курск. Спустя три года 20-летний чертежник женился на дочери местного пекаря Казимире Зглейц. Свадьба оказалась двойной: на сестре Казимиры Марии женился брат Казимира – Мечислав.

В 1992 году у супругов родился первенец Анатолий (умер от тифа в 15 лет). А в 1995-м появилась дочь Галина.

Совместная жизнь пары дала трещину вскоре после рождения детей: жена считала увлечение мужа рисованием баловством. Малевич уехал в Москву, и отношения супругов ухудшились.


Личная жизнь не наладилась и после воссоединения семьи в Москве: Казимира забрала детей и устроилась фельдшером в психиатрической больнице в селе Мещерском в Подмосковье. Вскоре женщина влюбилась и, бросив сына и дочь на попечение коллеги, уехала с возлюбленным в неизвестном направлении.

Казимир Малевич приехал в Мещерское за детьми и познакомился с Софьей Рафалович, женщиной, на попечении которой остались дети. В 1909 году Софья и Казимир сыграли свадьбу, а в 1920-м у них родилась дочь Уна, названная в честь «УНОВИСа».


Жена поддержала увлечение мужа творчеством, взяла на себя бытовые проблемы и, пока супруг совершенствовал технику рисования, зарабатывала деньги для семьи. В 1925 году семейная идиллия закончилась: Софья умерла, оставив супруга с 5-летней Уной на руках.

Казимир Малевич через 2 года женился третий раз: его супругой стала младшая на 23 года Наталья Манченко.

Смерть

В 1933 году Малевичу поставили страшный диагноз: рак предстательной железы. Болезнь прогрессировала: в 1935-м мастер не поднимался с постели. Бедность – Казимир Малевич не получал пенсии от Союза художников – и неизлечимая болезнь быстро свели мэтра в могилу: его не стало 15 мая.

Зная о грядущей смерти, он спроектировал последнее пристанище – супрематический крестообразный гроб, в котором его тело лежало с раскинутыми руками: «распластавшись на земле и открываясь небу».


Ученики Казимира Малевича, как он и завещал, сделали гроб по его эскизам. Одели умершего гения в белую рубаху, черные брюки и красные туфли. Попрощались с мастером в Ленинграде и Москве. Тело кремировали в московском Донском крематории и 21 мая похоронили прах под любимым дубом художника неподалеку деревни Немчиновка (Одинцовский район Московской области).

В военные годы деревянный памятник с нарисованным черным квадратом разрушился, могила затерялась.


После войны энтузиасты установили местонахождение могилы, но на этом месте раскинулось пахотное поле. Поэтому увековечили место захоронения на лесной опушке в двух километрах: на лицевой стороне белого бетонного куба размещен красный квадрат. Сегодня рядом с условной могилой стоит дом №11, улица в Немчиновке носит имя художника.

Колхозное поле, на котором покоится прах Казимира Малевича, застроили элитным жилым комплексом «Ромашково-2». В августе 2013 родственники мастера запечатали землю с места захоронения в капсулы, одну захоронили в Ромашкове, другие передали в места, где жил Казимир Малевич.

  • Гений кубизма и супрематизма дважды провалил экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
  • В феврале 1914 года абстракционист участвовал в эпатажной «футуристической демонстрации», во время которой гулял с коллегами по Кузнецкому мосту, засунув деревянные хохломские ложки в петлицы.
  • Полотно «Скачет красная конница» – единственная абстракция Малевича, признанная официальной историей советского искусства из-за связи с Октябрьской революцией. Работа разделена на три части: землю, небо и людей. В соотношении ширины земли и неба художник применил «золотое сечение» (пропорция 0,618). Картина хранится в санкт-петербургском Русском музее.

Картина Казимира Малевича "Скачет красная конница"
  • Символом созданного Казимиром Малевичем авангардного объединения «УНОВИС» стал черный квадрат, нашитый на рукав.
  • Как завещал Казимир Малевич, на его похоронах главенствовала супрематическая символика. Изображение квадрата было на гробу, в зале гражданской панихиды и на вагоне поезда, везшего прах в Москву.
  • Существует версия о создании Казимиром Малевичем граненого стакана. Идея пришла в голову художнику в 1930-м, во время второй отсидки в тюрьме. Малевич поделился замыслом с автором монумента «Рабочий и колхозница» Верой Мухиной, которая подключила знакомых и запустила выпуск граненых стаканов в массовое производство.

  • Родные сестры второй жены Софьи Рафалович вышли замуж за художников Евгения Кацмана и Дмитрия Топоркова, стоявших у истоков социалистического реализма. Творчество Малевича соцреалисты считали недостойным.
  • После смерти Казимир Малевич предложил проект монумента вождя. По замыслу абстракциониста гору сельскохозяйственных инструментов венчал куб как символом вечности. Проект отвергли.
  • В 2008 году на аукционе Sotheby"s картину Казимира Малевича «Супрематическая композиция» купил неизвестный человек за $60 миллионов. Полотно стало самой дорогой картиной, написанной художником из России.

Знаменитые картины Малевича

  • «Черный квадрат»
  • «Белое на белом»
  • «Черный круг»
  • «Красный квадрат»
  • «Скачет красная конница»
  • «Супрематическая композиция»
Казимир Малевич – это не только «Черный квадрат». В чем смысл творчества Малевича? Почему он стал таким популярным? Оказывается, что Малевич работал дизайнером тканей и рисовал эскизы костюмов к пьесе. И многое другое... Вашему вниманию предлагается малоизвестное творчество художника.

Малевич, а есть ли смысл?

Я говорю «Малевич» – вы представляете черный квадрат. Но Малевич нарисовал не только квадрат, а еще много разных цветных фигур. И не только фигур. Но сейчас поговорим о них. Когда смотрите на картины Малевича, возникает вопрос: «зачем он это нарисовал?» Кстати, на вопрос «зачем» Малевич отвечает – очень долго и скучно в своих философских трудах. Если сказать проще и короче – это был протест. Творчество, как протест. Попытка создать что-то абсолютно новое. И тут не поспоришь – Малевичу удалось удивить и шокировать. Прошло сто лет, как был создан «Черный квадрат», а он до сих пор не дает людям покоя, и многие считают своим долгом свысока бросить «и я так могу». И вы так можете, и Малевич смог. Малевич был первым, кто додумался до такого – и поэтому стал популярным.

Даже художница и та черпает вдохновение из полотен мэтра!

Малевич смог придумать новое направление. Это направление живописи называется «супрематизм». От слова «supremus», которое в переводе означает «самый высокий». Сначала «высоким» Малевич называл цвет. Ведь цвет – это главное в живописи. А потом, с приходом популярности, художник уже называл «высшим» свой стиль. Мог себе позволить. Теперь супрематизм – самый высокий, самый лучший, единственный настоящий стиль живописи.

Художники-супрематисты рисуют разные геометрические фигуры, чаще всего квадрат, прямоугольник, круг и линию. Цвета простые – черный, белый, красный и желтый. Но могут быть исключения – каждый художник рисует так, как сам захочет.

Если хотите разобраться в направлениях современного искусства, то рекомендуем прочитать пару книг подборки.

Как Малевич понимал живопись?

Об этом можно сказать одной цитатой:

«Когда пропадет привычка видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».





Чем оно отличается от произведения «нечистого»? Тем, что живопись, по мнению Малевича, должна создавать то, чего никогда не было раньше. Создавать, а не повторять. Именно этим художник отличается от ремесленника. Ремесленник «штампует» товар. А произведение художника – одно такое. Без повторения уже созданного. Если мы видим на полотне пейзаж – это «повторение» природы. Если нарисованная человек – это тоже повторение, ведь люди уже существуют в жизни.

Малевич придумал термин – беспредметность. На картине мы должны видеть беспредметность, и только в этом случае картина настоящая. Потому что если видим предмет – значит, этот предмет существует в мире. Если же он существует – значит, художник не нарисовал ничего нового. Тогда зачем он вообще рисовал? Такая вот философия.

Кроме знаменитого «Черного квадрата» Малевич нарисовал еще белый и красный квадраты. Но они почему-то не стали настолько популярными.

Итак, смысл картин Малевича в том, что художник придумывает то, чего никогда не было и не будет. Этим он будоражит публику. Публике же нравится обсуждать, осуждать или наоборот – восхищаться. Вот поэтому к Малевичу пришла популярность, а споры о его творчестве не утихают до сих пор. Но Малевич – это не только супрематизм.

Что еще рисовал Малевич?

Все художники, прежде чем перейти к таким экспериментам – сначала выучили академическую живопись. Ту, которая по правилам, к которой мы привыкли. Малевич – не исключение. Он рисовал и пейзажи, и портреты, занимался фресковой живописью.

Эскиз фресковой живописи под названием «Торжество неба»:

Пейзаж. «Весна»:

Портрет девушки:

После этого Малевич перешел к экспериментам. Художник пробовал передать движение людей с помощью геометрических фигур. Одна из самых популярных картин в этом стиле называется «Лесоруб». Эффект движения достигается благодаря плавным переходам цвета.

А это – картины из «Крестьянского цикла» художника. «На жатву. Марфа и Ванька». На первый взгляд фигуры кажутся неподвижными, но еще миг – и мы увидим движение.

Еще одна «подвижная» картина – «Сбор урожая»:

А эта картина называется «Спортсмены». Здесь главное – цвет и симметрия. Это пример, как направление супрематизм можно использовать не только в рисовании квадратов и линий. Силуэты состоят из разноцветных фигур. Но при этом мы видим на картине людей. И даже замечаем спортивную форму.

Ткани от Малевича

Малевич создал эскизы вот таких тканей. Их орнаментовка придумывалась под влиянием все того же супрематизма: на ткани мы видим фигуры и типичные цвета – черный, красный, синий, зеленый.

По эскизам Малевича и Александры Экстер (художницы и дизайнера) мастерицы села Вербовка делали вышивки. Вышивали платки, скатерти и подушки, а потом продавали их на ярмарках. Такие вышивки особенно популярными были на ярмарках в Берлине.

А еще Малевич нарисовал эскизы костюмов для спектакля «Победа над Солнцем». Это была пьеса-эксперимент, которая бросала вызов логике. Единственным музыкальным инструментом, который сопровождал пьесу, было расстроенное пианино. Слева направо: Внимательный рабочий, Спортсмен, Забияка.

Чем вдохновлялся Малевич?

Как Малевич смог придумать новое направление? Удивительный факт, но художник вдохновлялся народным творчеством. В автобиографии он называл своими первыми учителями искусства обычных крестьянок. Будущий художник смотрел на их творчество и понимал, что хочет научиться так же. Присмотритесь к вышивке – вот оно, начало супрематизма. Здесь мы видим ту же геометрию, которую позже создаст Малевич. Это орнаменты без начала и конца – разноцветные фигуры на белом фоне. Квадраты. На супрематических рисунках Малевича фон белый, ведь он означает бесконечность. И цвета узоров те же: используются красный, черный, синий.

1. На заводе фарфора в Петрограде по эскизам Малевича и его учеников украшали столовые и чайные сервизы.

2. Малевич был дизайнером флакона одеколона «Северный». Художник придумал флакон по просьбе парфюмера Александра Брокара. Это прозрачный стеклянный флакон, по форме – как ледяная гора. А сверху – колпачок в виде медведя.

3. Привычное нам слово «невесомость» придумал именно Малевич. Развитие (хоть творческое, хоть техническое) художник понимал, как самолет, который преодолел свой вес и поднялся в небо. То есть невесомость у Малевича означала идеал. А вес – это рамки, тяжесть, которая тянет людей вниз. А со временем слово стало употребляться в привычном для нас значении.

4. У настоящего художника искусство – всюду. Даже в быту. Вот так выглядел рабочий кабинет Малевича. Мы видим черный квадрат, крест и круг. Посередине – одна из супрематических картин, которую в то время рисовал художник.

5. У Малевича было прекрасное чувство юмора. Некоторые картины он подписывал так: «Смысл картины автору неизвестен». Смешно, зато честно.

6. В мире до сих пор нет ни одного музея Малевича. Зато есть памятники.

Открытие памятника «Черному квадрату»:

Памятник творчеству Малевича:

7. Малевич не только художник и дизайнер, но и писатель: он писал стихи, статьи и философские книги.

8. Малевич только один раз был за границей, но его творчество было популярно во всей Европе. И сейчас большинство его картин находятся в музеях Европы и Америки.

9. Всю жизнь художник думал, что родился в 1878 году. И только после празднования его 125-летия выяснилось, что настоящая дата рождения – 1879. Поэтому, 125-летнюю годовщину Малевича праздновали два раза.

10. Недавно программисты придумали «шрифт Малевича». Читается он сложно, зато выглядит интересно.

7 фактов о «Черном квадрате»

1. Первое название «Черного квадрата» – «Черный четырехугольник на белом фоне». И правда: «Черный квадрат» на самом деле – не квадрат. Ведь ни одна его сторона не равна другой. Это почти незаметно – но можно приложить линейку и измерить.

2. Всего Малевич нарисовал 4 «Черных квадрата». Все они разные по размеру и находятся в музеях России. Сам художник называл свой квадрат «начало всего». Но на самом деле первый «Черный квадрат» – это закрашенная картина. Какая – мы не знаем. Было много споров – снять с квадрата краску и посмотреть или же оставить все как есть. Решили оставить. Ведь прежде всего – такая была воля художника. А под рентгеном видно, какой рисунок начинал рисовать Малевич. Скорее всего, это тоже что-то геометрическое:

3. Сам Малевич пояснял «закрашивание» по-другому. Говорил, что рисовал квадрат быстро, что идея возникла, как озарение. Поэтому не было времени искать чистое полотно – и он взял то, которое лежал под рукой.

4. «Черный квадрат» быстро стал символом нового искусства. Его использовали как подпись. Художники пришивали на одежду квадратный кусочек черной ткани. Это означало, что они – художники нового поколения. На фото: ученики Малевича под флагом в виде черного квадрата.

5. Что означает «Черный квадрат»? Каждый может понимать картину по-своему. Некоторые считают, что в квадрате мы видим космос, потому что в космосе нет верха и низа. Только невесомость и бесконечность. Малевич же говорил, что квадрат – это чувство, а белый фон – ничто. Выходит, это чувство в пустоте. А еще – квадрат не встречается в природе, в отличие от других фигур. А значит, не связан с реальным миром. В этом – весь смысл супрематизма.

6. На первой своей выставке в Петербурге, Малевич демонстративно повесил «Черный квадрат» в угол, где обычно висели иконы. Художник бросил вызов публике. И публика сразу разделилась на противников нового искусства и его почитателей.

7. Главная ценность «Черного квадрата» в том, что каждый почитатель творчества Малевича может повесить репродукцию картины у себя дома. Причем – собственного производства.

Напоследок предлагаю такую цитату Малевича, которая поясняет все его творчество:

«Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию».

В отличие от «Черного квадрата», «Белый квадрат» Малевича является в России менее известной картиной. Однако она не менее загадочна и также вызывает множество споров среди специалистов в области живописного искусства. Второе название этого произведения Казимира Малевича - «Белое на белом». Оно написано в 1918 году и относится к такому направлению живописи, которое Малевич назвал супрематизмом.

Немного о супрематизме

Рассказ о картине Малевича «Белый квадрат» целесообразно начать с нескольких слов о супрематизме. Этот термин происходит от латинского supremus, что значит «наивысший». Это одно из направлений в авангардизме, возникновение которого относят к началу XX века.

Оно является разновидностью абстракционизма и выражается в изображении различных комбинаций разноцветных плоскостей, представляющих собой простейшие геометрические очертания. Это прямая линия, квадрат, круг, прямоугольник. С помощью их сочетания образуются уравновешенные асимметричные композиции, которые пронизаны внутренним движением. Они носят название супрематических.

На первом этапе термин «супрематизм» означал превосходство, доминирование цвета над остальными свойствами живописи. По мнению Малевича, краска в беспредметных полотнах впервые была освобождена от вспомогательной роли. Написанные в таком стиле картины явились первым шагом к «чистому творчеству», уравнивающему творческие силы человека и природы.

Три картины

Нужно отметить, что изучаемая нами картина имеет и еще одно, третье название - «Белый квадрат на белом фоне», Малевич написал ее в 1918 году. Уже после того, как были написаны два других квадрата - черный и красный. О них сам автор писал в своей книге «Супрематизм. 34 рисунка». Он говорил, что три квадрата связаны с установлением определенных мировоззрений и миростроений:

  • черный являет собой знак экономии;
  • красный обозначает сигнал к революции;
  • белый рассматривается как чистое действие.

По мнению художника, белый квадрат дал ему возможность исследования «чистого действия». Другие квадраты указывают путь, белый несет в себе белый мир. Он утверждает знак чистоты в творческой жизни человека.

По этим словам можно судить, что обозначает белый квадрат Малевича, по мнению самого автора. Далее будут рассмотрены точки зрения других специалистов.

Два оттенка белого

Перейдем к описанию картины Казимира Малевича «Белое на белом». При ее написании художником использованы два оттенка белого цвета, близких друг к другу. Фон имеет чуть теплый оттенок, с некоторой долей охры. В основе самого квадрата - холодный голубоватый оттенок. Квадрат несколько перевернут и располагается ближе к верхнему правому углу. Данным расположением создается иллюзия движения.

На самом деле четырехугольник, изображенный на картине, квадратом не является - это прямоугольник. Существуют данные о том, что в начале работы автор, нарисовав квадрат, упустил его из вида. А после этого, присмотревшись, решил очертить его границы, а также выделить и основной фон. С этой целью он прорисовал очертания сероватым цветом, а фоновую часть также выделил другим оттенком.

Супрематическая икона

По мнению исследователей, когда Малевич работал над картиной, которую позже признали шедевром, его преследовало ощущение «метафизической пустоты». Именно его он и попытался выразить с большой силой в «Белом квадрате». А блеклый, совсем не праздничный, лишь подчеркивает жутко-мистическое состояние автора.

Данная работа как бы вытекает, является производной из «Черного квадрата». И первая, не меньше чем вторая, претендует на «титул» иконы супрематизма. На «Белом квадрате» Малевича видны четкие и ровные линии, очерчивающие прямоугольник, которые, как считают некоторые исследователи, являются символом страха и бессмысленности существования.

Все свои духовные переживания художник излил на полотно в форме некоего геометрического абстрактного художества, которое на самом деле несет в себе

Интерпретация белизны

В русской поэзии интерпретация белого цвета приближается к видению буддистов. У них он обозначает пустоту, нирвану, непостижимость бытия. Живопись XX века, как никакого другого, мифологизирует именно белый.

Что касается супрематистов, то они видели в нем в первую очередь символ многомерного пространства, отличного от Эвклидова. Оно погружает наблюдателя в медитативный транс, который очищает душу человека подобно занятиям буддистской практикой.

Сам Казимир Малевич по этому поводу высказывался следующим образом. Он писал о том, что движение супрематизма уже идет навстречу беспредметной белой природе, к белой чистоте, к белому сознанию, к белым возбуждениям. А это, по его мнению, является высшей ступенью созерцательного состояния, будь то движение или покой.

Бегство от жизненных трудностей

«Белый квадрат» Малевича явился вершиной и окончанием его супрематической живописи. Сам он был в восторге от него. Мастер говорил, что ему удалось взломать лазурный заслон, диктуемый цветовыми ограничениями, и выйти в белизну. Он призывал своих товарищей, называя их штурманами, плыть за ним навстречу бездне, так как он воздвиг маяки супрематизма, а бесконечность - вольная белая бездна - лежит перед ними.

Однако, как считают исследователи, за поэтической красотой этих фраз проглядывается их трагическая суть. Белая бездна является метафорой небытия, то есть смерти. Высказывается догадка о том, что художник не может найти в себе силы победить трудности жизни и поэтому уходит от них в белое безмолвие. Две из последних своих выставок Малевич завершил белыми холстами. Тем самым он как бы подтверждал, что реальной действительности предпочитает уход в нирвану.

Где выставлялось полотно?

Как уже говорилось выше, «Белый квадрат» был написан в 1918 году. В первый раз он был показан весной 1919 года в Москве на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм». В 1927 году картина показывалась в Берлине, после чего она осталась на Западе.

Она стала вершиной беспредметности, к которой стремился Малевич. Ведь ничто не может быть более беспредметным и бессюжетным, чем белый четырехугольник на таком же фоне. Художник признавался, что белый цвет манит его своей свободой и безграничностью. «Белый квадрат» Малевича нередко рассматривают в качестве первого из примеров монохромной живописи.

Это одно из немногочисленных полотен художника, которое оказалось в собраниях США и является доступным для широкой американской публики. Может быть, именно по этой причине эта картина превосходит другие его знаменитые работы, не исключая «Черный квадрат». Здесь она рассматривается в качестве вершины всего супрематического направления в живописи.

Зашифрованный смысл или бессмыслица?

Некоторые исследователи считают, что всякого рода истолкования о философско-психологическом значении картин Казимира Малевича, в том числе и его квадратов, являются надуманными. А на самом деле никакого высокого смысла в них нет. В качестве примера таких мнений можно привести историю о «Черном квадрате» Малевича и белых полосках на нем.

19 декабря 1915 года в Петербурге готовилась футуристическая выставка, для которой Малевич обещал написать несколько картин. Времени у него оставалось мало, он или не успевал закончить полотно к выставке, или был недоволен результатом, что сгоряча замазал его черной краской. Так и получился черный квадрат.

В это время в мастерской появился друг художника и, посмотрев на полотно, воскликнул: «Гениально!» И тогда Малевичу пришла мысль об уловке, которая могла быть выходом из создавшейся ситуации. Он решил придать получившемуся черному квадрату некий загадочный смысл.

Этим может быть объяснен и эффект растрескавшейся краски, имеющийся на полотне. То есть никакой мистики, просто залитая черной краской неудавшаяся картина. Нужно отметить, что неоднократно были совершены попытки исследования полотна на предмет обнаружения первоначального варианта изображения. Но успехом они не завершились. На сегодняшний день они прекращены, дабы не повредить шедевр.

При внимательном рассмотрении сквозь кракелюры можно увидеть намек на другие тона, цвета и узоры, а также белые полоски. Но это не обязательно картина, находящаяся под верхним слоем. Это вполне может быть нижним слоем самого квадрата, который образовался в процессе его написания.

Нужно отметить, что подобных версий относительно искусственного ажиотажа вокруг всех квадратов Малевича имеется очень большое количество. А что же на самом деле? Скорее всего, тайна этого художника никогда не будет раскрыта.