Художник маковский константин егорович картины с названиями. Русские художники.Семья Маковских

Маковский Константин Егорович

(2 июля (20 июня) 1839-30 (17) сентября 1915) - известный российский художник, присоединившийся к передвижникам. Многие из его исторических картин, как например «Наряд русской невесты» (1889), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России в предыдущие столетия. Константин Маковский является также представителем академизма.

Константин родился в Москве, старшим сыном в семье российского деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского. Егор Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища, которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Все дети Егора Ивановича стали выдающимися художниками. Позднее Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».

В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все - ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.

В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках Академии с такими картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом.

Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины повседневной жизни (Вдова (1865), Продавец сельди (1867) и т. д.). В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» и продолжал работать над картинами, посвящёнными повседневной жизни. Он выставлял свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.

Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.

В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём предвестника Русского импрессионизма.

Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге.

Сын Маковского, Сергей Константинович - известный деятель русской культуры Серебряного века (впоследствии один из первых предложил это название), художественный критик, издатель журнала «Аполлон».


К. Е. Маковский. "Дети, бегущие от грозы". 1872. Третьяковская галерея. Москва.







































Литература: Л. И. Помыткина, К. Маковский. Воззвание Минина. Альбом, Горький, 1978.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)


Смотреть что такое "Маковский Константин Егорович" в других словарях:

    Маковский, Константин Егорович Автопортрет Дата рождения: 2 июля (20 июня) 1839 Место рождения: Москва … Википедия

    Русский живописец, действительный член петербургской АХ (1898). Брат В. Е. Маковского. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1851‒58) у С. К. Зарянко и в петербургской АХ… … Большая советская энциклопедия

    - (1839 1915) российский живописец. Брат В. Е. Маковского. Член Артели художников, передвижник, с сер. 1870 х гг. перешел к академизму. Жанровые картины (Дети, бегущие от грозы, 1872), красочные жанрово исторические сцены, портреты … Большой Энциклопедический словарь

    См. в статье Маковские (семья художников) … Биографический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Маковский. Константин Маковский … Википедия

    - (1839 1915), российский живописец. Брат В. Е. Маковского. Член Артели художников, передвижник, с середины 1870 х гг. перешёл к академизму. Виртуозные по живописной технике жанровые картины («Дети, бегущие от грозы», 1872), красочные жанрово… … Энциклопедический словарь

    Русский живописец; сын известного в свое время московского любителя искусства, одного из основателей тамошнего училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича М. (1800 1886), род. в Москве в 1839 г.; под отцовским влиянием 12 лет от роду… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1846 1920), российский живописец передвижник. Брат К. Е. Маковского. Жизненные, тонко подмеченные сценки городского быта («Объяснение», 1889 1891), психологически убедительные полотна на социально критические темы («Крах банка», 1881), образы… … Энциклопедический словарь

    Маковский, Владимир Егорович Дата рождения: 26 января (7 февраля) 1846 Место рождения: Москва … Википедия

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Константин Егорович Маковский родился 20 июня 1839 года в Москве в семье потомственного дворянина Егора Ивановича Маковского. Е.И.Маковский был коллекционером, художником-любителем, одним из основателей художественного класса, который впоследствии стал Московским училищем живописи и ваяния. В 1840-1850-е годы дом Маковских был одним из центров художественной жизни Москвы. Эта семья дала целую плеяду деятелей искусства — ими стали четверо детей Егора Ивановича и трое внуков. Наиболее известными среди них являются младший брат Константина художник Владимир Маковский, и сын Сергей, художественный критик.

Константин Маковский начал рисовать с четырех лет, под руководством отца, копируя гравюры из домашнего собрания. Двенадцати лет в 1851 году он поступил в Московское училище живописи и ваяния, где занимался у М.И.Скотти и С.К.Зарянко, одновременно пользовался советами друга дома В.А.Тропинина. В период становления Маковского кумиром публики был К.П.Брюллов. Тропининско-брюлловское влияние было определяющим на раннем этапе творчества художника. И прежде всего это выразилось в его портретах. Именно в этом жанре Маковский добился наибольшего успеха. Одной из его ранних работ является портрет Н. А. Некрасова.

В октябре 1857 года Маковский поступил в Академию художеств в Петербурге. Он учился исторической живописи у профессора А.Т.Маркова. В 1860 году впервые участвовал в академической выставке, показав картину «Исцеление Христом слепых после изгнания из храма торжников», а в 1861 представил на выставку картину «Харон перевозит души через реку Стикс». Обе эти работы Маковский представлял на малую золотую медаль, но не получил ее. Только третья его картина – «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» – была удостоена этой награды. Маковский был допущен к конкурсу на большую золотую медаль. Но в 1863 году он стал участником знаменитого «бунта 14-ти». В числе четырнадцати претендентов на большую золотую медаль, отказавшихся писать программу на тему из скандинавской мифологии и требовавших права свободного выбора темы, Маковский вышел из Академии художеств, получив только звание классного художника второй степени по исторической и портретной живописи.

Сокровища грановитой палаты. 1890 г. Селёдочница. 1867 Дервиши в Каире. 1875 г. Египтянка с ребенком. 1875 г.
Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III Чарка меду Харон перевозит души умерших через реку Стикс. Charon transfers the souls of deads over the Stix river. У околицы
Семейный портрет. 1882 г. Русская красавица Поцелуйный обряд Портрет Марии Михайловны Волконской. 1905 г.
Портрет З.Н. Юсуповой. Портрет детей художника. Портрет графа Сергея Георгиевича Строганова. 1882 г. Портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа П.П.Муравьёв. 1863 г.
Портрет Александра II. 1881 г. Под венец Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади Московские балаганы
Крестьянский обед в поле. Жница. 1871 г. Женский портрет
Дети, бегущие от грозы Девушка в костюме Флоры. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. Appeal of Minin. Боярышня
Боярышня у окна. Боярыня у окна. Болгарские мученицы.

На протяжении полутора десятилетий Юлия Павловна Маковская – жена художника – была его музой, моделью для портретов, исторических картин и мифологических композиций. Данный портрет занимает среди них особое место, привлекая совершенством модели, красотой живописи и мастерством исполнения.

Современники в один голос восхищались красотой Юлии Павловны. Репин называл ее «ангелом неизреченной красоты». По семейной легенде, появление портрета было случайным. Жена поднялась в мастерскую к художнику, нарядившись в темно-красный бархатный капот и голубую ленту. Константин Егорович, увлеченно работая над каким-то холстом, поначалу не обратил на нее внимания, и она, надувшись, села в кресло и стала рассеянно разрезать страницы книги ножом из слоновой кости. Художник обернулся, тут же поставил на мольберт первый попавшийся под руку узкий холст и набросал силуэт жены с книгой в руках. В три сеанса портрет был окончен, и о нем заговорил весь город.

«Это малиновое платье так и звенит – острой высокой нотой среди тусклых тонов наших серых будней», – писал один из современников.

В декабре 1863 года Маковский вступил в организованную И.Н.Крамским Артель художников, но состоял в ней недолго. Еще в Академии художеств он обрел известность, написав в 1862 году в один сеанс портрет Александра II для русского посольства в Лондоне. Внимание к Маковскому со стороны императора в самом начале его творческого пути способствовало быстрой популярности художника. Вслед за этим он начал писать заказные портреты высокопоставлен¬ных лиц – графа Н.Н.Муравьева-Амурского, графа В.А.Адлерберга, герцога Н.М. Лейхтенбергского и др. В 1860-е годы число его заказчиков быстро растет, как и его заработки. Светский заказной портрет принес ему заслуженную славу блестящего портретиста петербургской знати. Он становится одним из самых популярных в России художников.Выполнявшиеся в большом количестве в течение всей его жизни заказные портреты были неравноценны по качеству и нередко отражали равнодушие художника к модели. Вместе с тем богатый портретный материал использовался им в создании многофигурных композиций.
В 1866 году Маковский сблизился с музыкальным миром Петербурга, женившись на артистке драматической труппы Императорских театров Е.Т. Бурковой. В их доме бывали известные музыканты, певцы, композиторы содружества «Могучая кучка». К этому времени относится портрет оперного певца О.А Петрова, исполненный в традициях передвижнического реализма.

Цветы. 1884 г.
Натурщик. 1858 г.
Селедочница
1874. Портрет мальчика



Маленький антиквар. 1884 г.

Константин Маковский – один из самых крупных живописцев и портретистов России 19 века, член творческого объединения передвижных художественных выставок, автор жанрово-исторических произведений, человек большого таланта и мастерства.

Судьба была благосклонна к этому художнику. Его картины пользовались огромной популярностью и высоко ценились как у российских коллекционеров, так и у зарубежных. Огромная часть работ пополнила частные коллекции. В российских музеях на сегодняшнее время очень малое количество картин этого мастера, ибо произведения его нарасхват уходили к заграничным покупателям.

Ни много ни мало, картина «Боярский свадебный пир в 17 веке», оказавшаяся не по карману самому Третьякову, была продана за огромную по тем временам сумму 60000 рублей американскому мастеру ювелирного дела Шуману, заплатившему за неё троекратную сумму от той, которую Маковский просил за это произведение у основателя Третьяковской галереи. Картины художника были так же дороги, как и жизнь, которую он предпочитал. Мастер купался в лучах славы, боготворил женщин и любил роскошь.

Детство и юность

К. Е. Маковский родился в 1839 году. Его отец, Егор Иванович Маковский был известным художником, одним из основоположников училища живописи, скульптуры и архитектуры в Москве, которое и окончил Константин в 1857 году, поступив в это учебное заведение, будучи двенадцатилетним подростком. С детства в семье царила атмосфера поклонения художественному мастерству, в доме бывали многие известные деятели живописи и культуры.

По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и другие дети. Живописному творчеству и графике отдали силы и умение сыновья Егора Ивановича Владимир и Николай, а также дочь Александра. Только вторая дочь, Мария, посвятила себя певческому искусству.

Константин Маковский продолжил обучение в Академии Художеств Петербурга, где достаточно быстро раскрылись его талант и художественная одарённость. Уже в 1862 году начинающий художник получил Малую золотую медаль за своё первое историческое произведение на тему убийства сына Бориса Годунова.

Однако закончить Академию в обычном порядке Маковскому так и не пришлось: в 1863 году 14 учеников, в числе которых был и Константин, обратились к академическому руководству с просьбой о самостоятельном выборе произведений, претендующих на главную золотую медаль. Маковский не захотел писать картину по мотивам скандинавских мифов.

После отказа в этом праве, участники группы со скандалом покинули стены Академии, получив дипломы художников 2 степени и впоследствии основав Товарищество передвижных художественных выставок. О так называемом «бунте четырнадцати» было доложено императору Александру и за группой быстро установили негласное двойное наблюдение: городской полиции и тайной императорской.

Творческий путь

После завершения учёбы Константин Маковский с головой окунается в творческий процесс. В 1866 году художник удостоился наград за картину «Литературное чтение». За произведение о том, как крестьянские дети стерегут лошадей в ночном, созданное по сюжету рассказа Тургенева «Бежин луг», мастер получил Золотую медаль с присвоением звания художника 1 степени. Детскую тему он продолжил в картине «Игра в бабки» (1870), где в образах героев картины очень тонко подметил их характерные черты.

В своём раннем творчестве К. Маковский создает глубокие смысловые жанровые произведения. В 1870-72 годах из-под его пера вышли картины «В приёмной у доктора», привлекшая большое внимание ценителей типичностью образов, юмором и оригинальным сюжетом «Балаганы на Адмиралтейской площади» с колоритными типажами представителей российских сословий тех времён, «Крестьянский обед во время жатвы», «Похороны ребёнка» и «Дети, бегущие от грозы». В 1872-73 годах Маковский создаёт картину «Любители соловьёв», за которую удостаивается 1 премии Общества поощрения художеств и звания академика.

Параллельно он успешно пробует себя в портретном жанре, создавая как образы известных деятелей искусства, науки и общества, так и простых людей В это время из-под пера художника вышли «Портрет А. И. Сувориной», «Девочка в платке», «Вакханка», «Молодая итальянка с померанцами», «Селёдочница», и др. Портрет артиста О. А. Петрова был высоко оценен В. В. Стасовым, который писал, что данное полотно – одно из самых лучших в портретном творчестве как по исполнению, так и по удивительному сходству изображения с реальным персонажем.

В 1876 году, являясь уже знаменитым и востребованным, К. Маковский едет в путешествие по Европе и Азии, посещает Сербию, Болгарию и Египет. Венцом этой поездки явилось создание картин, которые стали одними из лучших в его галерее: «Дервиши в Каире» и «Болгарские мученицы», а также портретные зарисовки «Арабский мальчик с апельсином», «Каирец», «Египетский воин».

В конце 19 столетия К. Маковский создает создаёт большое количество весомых, эффектных и занимательных исторических полотен эпохи боярского жанра 17 века, имевших величайший успех в мире искусства. Это и упоминавшаяся выше картина про свадебный пир бояр в 17 веке, и «Выбор невесты царём», (1887) и «Пир у боярина Морозова», (1895). В это же время создаётся череда великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия», множество полотен с изображениями боярышень.

Маковский был женат трижды, воспитал нескольких детей, один из которых, Сергей, стал впоследствии известным поэтом и художественным критиком. Вспоминая свой жизненный путь, Маковский писал, что не зарыл своего таланта, данного ему богом, в землю, но так и не применил его в полной мере. Художник констатировал, что слишком любил жизнь, эта любовь помешала ему полноценно отдаться творчеству.

Мастер умер в 1915 году, не оправившись после падения на улице, в возрасте 76 лет, будучи ещё творчески активным. Произведения Маковского навсегда вошли в число бестселлеров мировой художественной живописи.

Константин Маковский – один из самых крупных живописцев и портретистов России 19 века, член творческого объединения передвижных художественных выставок, автор жанрово-исторических произведений, человек большого таланта и мастерства.

Судьба была благосклонна к этому художнику. Его картины пользовались огромной популярностью и высоко ценились как у российских коллекционеров, так и у зарубежных. Огромная часть работ пополнила частные коллекции. В российских музеях на сегодняшнее время очень малое количество картин этого мастера, ибо произведения его нарасхват уходили к заграничным покупателям.

Ни много ни мало, картина «Боярский свадебный пир в 17 веке», оказавшаяся не по карману самому Третьякову, была продана за огромную по тем временам сумму 60000 рублей американскому мастеру ювелирного дела Шуману, заплатившему за неё троекратную сумму от той, которую Маковский просил за это произведение у основателя Третьяковской галереи. Картины художника были так же дороги, как и жизнь, которую он предпочитал. Мастер купался в лучах славы, боготворил женщин и любил роскошь.

Детство и юность

К. Е. Маковский родился в 1839 году. Его отец, Егор Иванович Маковский был известным художником, одним из основоположников училища живописи, скульптуры и архитектуры в Москве, которое и окончил Константин в 1857 году, поступив в это учебное заведение, будучи двенадцатилетним подростком. С детства в семье царила атмосфера поклонения художественному мастерству, в доме бывали многие известные деятели живописи и культуры.

По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и другие дети. Живописному творчеству и графике отдали силы и умение сыновья Егора Ивановича Владимир и Николай, а также дочь Александра. Только вторая дочь, Мария, посвятила себя певческому искусству.

Константин Маковский продолжил обучение в Академии Художеств Петербурга, где достаточно быстро раскрылись его талант и художественная одарённость. Уже в 1862 году начинающий художник получил Малую золотую медаль за своё первое историческое произведение на тему убийства сына Бориса Годунова.

Однако закончить Академию в обычном порядке Маковскому так и не пришлось: в 1863 году 14 учеников, в числе которых был и Константин, обратились к академическому руководству с просьбой о самостоятельном выборе произведений, претендующих на главную золотую медаль. Маковский не захотел писать картину по мотивам скандинавских мифов.

После отказа в этом праве, участники группы со скандалом покинули стены Академии, получив дипломы художников 2 степени и впоследствии основав Товарищество передвижных художественных выставок. О так называемом «бунте четырнадцати» было доложено императору Александру и за группой быстро установили негласное двойное наблюдение: городской полиции и тайной императорской.

Творческий путь

После завершения учёбы Константин Маковский с головой окунается в творческий процесс. В 1866 году художник удостоился наград за картину «Литературное чтение». За произведение о том, как крестьянские дети стерегут лошадей в ночном, созданное по сюжету рассказа Тургенева «Бежин луг», мастер получил Золотую медаль с присвоением звания художника 1 степени. Детскую тему он продолжил в картине «Игра в бабки» (1870), где в образах героев картины очень тонко подметил их характерные черты.

В своём раннем творчестве К. Маковский создает глубокие смысловые жанровые произведения. В 1870-72 годах из-под его пера вышли картины «В приёмной у доктора», привлекшая большое внимание ценителей типичностью образов, юмором и оригинальным сюжетом «Балаганы на Адмиралтейской площади» с колоритными типажами представителей российских сословий тех времён, «Крестьянский обед во время жатвы», «Похороны ребёнка» и «Дети, бегущие от грозы». В 1872-73 годах Маковский создаёт картину «Любители соловьёв», за которую удостаивается 1 премии Общества поощрения художеств и звания академика.

Параллельно он успешно пробует себя в портретном жанре, создавая как образы известных деятелей искусства, науки и общества, так и простых людей В это время из-под пера художника вышли «Портрет А. И. Сувориной», «Девочка в платке», «Вакханка», «Молодая итальянка с померанцами», «Селёдочница», и др. Портрет артиста О. А. Петрова был высоко оценен В. В. Стасовым, который писал, что данное полотно – одно из самых лучших в портретном творчестве как по исполнению, так и по удивительному сходству изображения с реальным персонажем.

В 1876 году, являясь уже знаменитым и востребованным, К. Маковский едет в путешествие по Европе и Азии, посещает Сербию, Болгарию и Египет. Венцом этой поездки явилось создание картин, которые стали одними из лучших в его галерее: «Дервиши в Каире» и «Болгарские мученицы», а также портретные зарисовки «Арабский мальчик с апельсином», «Каирец», «Египетский воин».

В конце 19 столетия К. Маковский создает создаёт большое количество весомых, эффектных и занимательных исторических полотен эпохи боярского жанра 17 века, имевших величайший успех в мире искусства. Это и упоминавшаяся выше картина про свадебный пир бояр в 17 веке, и «Выбор невесты царём», (1887) и «Пир у боярина Морозова», (1895). В это же время создаётся череда великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия», множество полотен с изображениями боярышень.

Маковский был женат трижды, воспитал нескольких детей, один из которых, Сергей, стал впоследствии известным поэтом и художественным критиком. Вспоминая свой жизненный путь, Маковский писал, что не зарыл своего таланта, данного ему богом, в землю, но так и не применил его в полной мере. Художник констатировал, что слишком любил жизнь, эта любовь помешала ему полноценно отдаться творчеству.

Мастер умер в 1915 году, не оправившись после падения на улице, в возрасте 76 лет, будучи ещё творчески активным. Произведения Маковского навсегда вошли в число бестселлеров мировой художественной живописи.