Исследовательская работа «Проблемы молодежи в современной русской литературе» (на материале произведения Т. Михеевой «Не предавай меня»)

Проблема классической литературы в современном обществе
Самой актуальной, на мой взгляд, проблемой классической литературы в современном обществе является не признание ее среди молодого поколения. Поставьте перед собой вопрос: «Когда я последний раз брал в руки книгу автора классической литературы?»
«Затрудняюсь ответить»- больше половины молодого населения именно так ответит на поставленный вопрос. В чем причина? На мой взгляд, основная причина данной тенденции в изменении взглядов молодежи, переоценка жизненных ориентиров, им уже неинтересен Евгений Онегин со своими неординарными манерами, со своим явным тщеславием, стремлением к свободе и в то же время с тонким ранимым внутренним миром. Они не понимают, для чего читать произведение Ивана Тургенева «Муму», чему может научить рассказ о немом дворнике Герасиме, который утопил собаку.
Компьютерные игры (а также всевозможные инструкции к ним), американские мультфильмы (Шрек, Клуб Винкс, Черепашки Ниндзя и т.д.), современные романы для девочек (как найти свою любовь, как избавится от прыщей), детективы, где уже и из первой части выясняется кто убийца, книги про вампиров («Сумерки»). Вот они, так называемые заменители Пушкина, Достоевского, Толстого и других величайших писателей классической литературы.
Школьная программа отводит все меньше времени на чтение классической литературы. Если раньше у детей чтение таких книг отождествлялось с приятным познавательным времяпровождением, то сейчас у многих подростков найдется куча других занятий, а для некоторых это подобно каторге, которую сочиняет для них учитель. Раньше дети, читая литературу, учились добру, справедливости, заботе о близких, помощи бедным, сейчас же они живут в другом мире, каждый день приходя домой и включая телевизор они видят ненависть, злость, эгоизм, изъятие выгоды с помощью унижения других людей и т.д., поэтому они лечатся другими способами. «Для чего я буду тратить столько времени, читая Достоевского, чтобы извлечь для себя пользу, посмотреть на мир с другой стороны, поступать так же как и герои книг, чтобы справится со злом, когда я могу сесть за компьютер включить игру «Counter Strike» и справится со всеми преступниками более легким способом» - думают сейчас современные дети.Печально,но это действительно так. К тому же статистика не молчит: Анализируя формы проведения досуга среди подростков выяснилось, что
- 75% подростков предпочитают гулять со сверстниками;
- Треть подростков предпочитают слушать музыку, играть на компьютере;
- 15% школьников с друзьями смотрят телевизор;
- 7% играют в активные игры (футбол).
Видно, что в этом списке места классической литературе нет, да что там классической, даже современным книгам подростки мало уделяют внимания.
В заключение скажу, что проявление данной ситуации, касающейся классической литературы является неизбежным следствием развития современных технологий, тенденций к совершенствованию, сейчас мир компьютерных технологий, мир, где катастрофически не хватает свободного времени. Задача сегодняшнего общества, а именно образовательных учреждений- как можно больше знакомить нынешнюю молодежь с классиками, с произведениями, у которых нет срока годности, на занятиях в классах, с преподавателем, чтобы наши дети могли отличить Н.В. Гоголя от произведений Грибоедова А. С.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социально–философские и социологические исследования идеального мужчины. Интерпретация и операционализация основных понятий. Метод сбора информации, техника и инструментарий. Логический анализ основных понятий. Анкетный опрос молодежи г. Дубна.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2015

    Определение степени заинтересованности современной молодежи в чтении, выявление наиболее предпочтительных жанров литературы и оценка молодыми людьми качества современной литературы. Методика и этапы проведения данного исследования методом фокус-группы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Молодежь как особая социальная группа, социальные проблемы современной молодежи. Алкоголизм как социальная угроза, его основные причины и последствия. Опыт борьбы с алкоголизмом среди молодежи. Исследования отношения молодежи к употреблению алкоголя.

    реферат , добавлен 08.10.2011

    Ознакомление с понятиями творчества и творческой деятельности. Социально-психологический портрет современной молодежи. Проведение социологического исследования на тему "Особенности организации молодежного досуга и творческой деятельности в КДЦ "Рассвет".

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Понятие исследования в социальной работе. Программа, объект и предмет, выборка, цель и задачи социологического исследования. Гипотезы исследования, интерпретация основных понятий. Положения социологической теории и конкретных социологические явления.

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Интерпретация и операционализация понятий, связанных с изучением игровой зависимости в молодежной среде. Игровые предпочтения молодежи г. Саратова и их социально-психологические последствия. Факторы, влияющие на уровень игровой зависимости молодежи.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2015

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

Бычкова Екатерина

Скачать:

Предварительный просмотр:

8 (39-153)39-1-01

АННОТАЦИЯ

Бычкова Екатерина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гляденская основная общеобразовательная школа №11

«Классика и молодежь»

руководитель: Бычкова Марина Ивановна – учитель русского языка МБОУ Гляденской основной общеобразовательной школы №11.

научный руководитель:

Цель исследовательского проекта: исследовать, как влияет классическая литература на кругозор и нравственность человека, почему молодежь в наше время почти не читает классику, почему не хочет быть похожей на замечательных героев классических книг.

Методы проведённого исследования: метод наблюдения, анкетирования, сравнения, анализа. Основные результаты исследовательского проекта: подобрана и изучена литература по теме, проведено анкетирование, оформлена и проведена презентация для участников анкетирования, обобщены и сопоставлены полученные результаты, написано «призывающее» эссе «Читайте». Частично подтверждена гипотеза: если школьник будет больше читать классической художественной литературы, размышлять о поступках героев, знакомиться с шедеврами музыки и живописи, то он станет умным, развитым, образованным и нравственным человеком, способным к самосовершенствованию. Подготовленные материалы и презентация оказали позитивное влияние на мнение ребят, участвовавших в анкетировании. Вопросы, изученные в теме, интересны и актуальны.

1. Введение с.4

2. Анкетирование и его результаты с.5

4. Произведения художественной литературы о роли
книги с.14

5. Заключение с.15

6. Опыт «вдохновляющего» эссе с.16

7. Литература с.17

ВВЕДЕНИЕ

Учитель русского языка и литературы постоянно напоминает нам, что сегодня нашей стране нужны умные, самостоятельные, творческие, совестливые люди. Такие люди очень много читают и знают, а мы не хотим читать. Я стала задумываться над вопросом: «Почему молодежь в наше время почти не читает классику, почему не хочет быть похожей на замечательных героев классических книг?» И пришла к неутешительным выводам, что именно сегодня русская классическая литература (учительная по сути!) не востребована молодежью.

Умение понимать прочитанное, сравнивать, задавать вопросы, размышлять, задумываться о смысле жизни, ставить перед собой благородные цели – вот самые актуальные умения для современного человека. Именно этому и учит классика, забытая сегодня, превратившаяся в материал тоскливых домашних заданий и (к сожалению!) готовых сочинений, ответов, практически сведенная до уровня американских комиксов.

Выявленные противоречия дают возможность сформулировать тему исследования: «Молодежь и классика»

Я выдвинула следующую г ипотезу: если школьник будет больше читать классической художественной литературы, размышлять о поступках героев, знакомиться с шедеврами музыки и живописи, то он станет умным, развитым, образованным и нравственным человеком, способным к самосовершенствованию.

Цель: исследовать, как влияет классическая литература на кругозор и нравственность человека, почему молодежь в наше время почти не читает классику, почему не хочет быть похожей на замечательных героев классических книг.

Я поставила перед собой такие задачи:

1. Изучить круг чтения и кругозор выпускников нашей школы.

2. Сравнить результаты анкетирования нынешних выпускников и выпускников 20 века.

3. Исследовать, как повлияла литература на формирование личности известных и авторитетных людей.

4. Найти в произведениях художественной литературы мысли о роли книги в жизни человека.

5. Убедительно представить современным школьникам необходимость чтения.

Предмет исследования: Широта кругозора и уровень нравственности выпускников школы.

Объект исследования: Выпускники XX века, выпускники 2012 года МБОУ Гляденской ООШ №11.

Методы исследования:

1. Анкетирование.

2. Сравнение и анализ результатов анкет.

4. Работа с художественной и публицистической литературой, информационными источниками.

5. Написание «призывающего» эссе «Читайте!»

Анализ анкет учащихся 9 класса и ответов выпускников ХХ века (Вопросы разработаны Российской государственной библиотекой).

1.На кого из людей, которых ты видел, о которых ты слышал или читал, ты хотел бы быть похожим?

9класс

  1. Федор Емельяненко
  2. Сам на себя.
  3. Папа.
  4. Я - это я и никто больше.
  5. Гоголь.

Выпускники ХХ века

1)Пушкин

2)Ломоносов

3)Толстой

4)Ульянова Мария Ильинична, мать В.И.Ленина

5)Пётр Великий

6)Татьяна Ларина

7)Крылов

8)на тех людей, с которых можно пример взять

9)Гоголь

Вывод: На вопрос ответило только 50٪ девятиклассников. Значит, у большинства из них нет достойных идеалов для подражания. 20٪ ответивших не хотят никому подражать, а хотят быть похожими на самих себя, показывая тем самым свой эгоизм, позёрство. Но радует то, что у 10٪ старшеклассников есть достойный идеал для подражания – родители (10٪) и знаменитый писатель Н.В.Гоголь (10٪).

Выпускники XX века видят своими идеалами писателей, полководцев, людей науки, исторических деятелей.

2.Твоя любимая книга.

9 класс

  1. «Судьба человека»
  2. Александр Памоников «Афганский гладиатор»
  3. Справочная литература по мотоциклам
  4. Ужастики и фантастика
  5. Стихотворения
  6. «Мастер и Маргарита»

Выпускники ХХ века

1) Стихи Есенина

2) Рассказы Куприна

3. Астахов «Затеси»

4) «Мёртвые души»

5) «Рыжий конь»

6) «Петербургские трущобы»

7) «Мастер и Маргарита»

8) «Тени исчезают в полдень»

Вывод: Из девятиклассников ответили 80٪. Из них 10٪ выбрали справочную литературу, 30٪ –лирику, 40٪ – русскую литературу и 20٪ предпочитают зарубежную литературу. Остальные же 20٪ не имеют любимой книги. Книги, выбранные ими, принадлежат писателям XX века. С выпускниками XX века совпадает произведение М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Огорчает то, что ни у наших девятиклассников, ни у выпускников ХХ века нет любимых классических произведений писателей XIX века.

9 класс

  1. Шекспир, «Ромео и Джульетта»
  2. «Том Сойер»
  3. Не читаю зарубежку

Выпускники ХХ века

  1. «Последний поклон»
  2. «Малыш и Карлсон»
  3. «Том Сойер»
  4. «Поющие в терновнике»

Вывод: Из девятиклассников ответило 60٪. Большинство из них выбрало трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта».

Выпускники ХХ века написали произведения детских писателей. По малочисленным ответам на этот вопрос можно сделать вывод, что большинство ответивших просто не читают классику зарубежных авторов.

4.Твой любимый поэт.

9 класс.

  1. Есенин
  2. Пушкин
  3. Бунин
  4. Лермонтов

Выпускники ХХ века

1)Пушкин

2)Есенин

3)Лермонтов

4)Блок

6)Гумилёв

7)Цветаева

8)Ахматова

9)Никитин

10)Шевченко

11)Бальмонт

12)Соловьёв

Вывод: На этот вопрос ответили все девятиклассники. Радует то, что у большинства любимым поэтом является А.С.Пушкин (поэт XIX века), его выбрали 40٪ ответивших. С ответами выпускников ХХ века совпали поэты: Пушкин, Есенин, Лермонтов.

Конечно, такого выбора, какой выпускники ХХ века, у современных школьников не наблюдается. Возможно, лирика сегодня не так актуальна?

5.Любимый художник и картина .

9 класс.

  1. «Три богатыря»
  2. «Три медведя»
  3. Саврасов «Грачи прилетели»

Выпускники начала ХХ века

1) З.Серебрякова «За обедом»

2) Шишкин «Три медведя»

3) Васнецов «Три богатыря», «Аленушка»

4) Суриков

5) А.Дейнека «Мать»

6) Леонардо Да Винчи «Мадонна Литта»

7) Серов «Девочка с персиками»

8) Саврасов «Грачи прилетели»

9) «Утро в сосновом лесу»

Вывод: На этот вопрос ответило 60٪ девятиклассников. Создаётся ощущение, что называли они не любимого художника и картины, а тех, о ком слышали и кто запомнился. Беспокоит, что ребята не называют авторов картин.

Но с ответами выпускников ХХ века совпали художники Саврасов, Шишкин, Васнецов. Знания в этой области выпускников ХХ глубже. Скорее всего, это объясняется их большими возможностями увидеть шедевры живописи в музеях и альбомах.

6.Любимый композитор и любимое музыкальное произведение.

9 класс

  1. Шаинский «Учат в школе»
  2. Западные «хиты»
  3. Д.Маликов
  4. Бетховен, «Соната №20»
  5. Моцарт

Выпускники ХХ века

1) Догу «Мой ласковый и нежный зверь»

2) Шостакович

3) Игорь Крутой «Листопад»

4) Чайковский «Вальс цветов», «Лебединое озеро»

5) Бетховен «Лунная соната»

6) Тухманов «Лунная серенада»

7) Глинка

8) Д.Верди

9) Ф.Шопен

Вывод: Ответило 70٪ девятиклассников. Снова создается ощущение, что называют не любимых композиторов, а популярных или тех, кого знают.

Огорчает, что классика стоит в одном ряду с попмузыкой.

Таких композиторов, как Д.Верди, Ф.Шопен (см. выбор выпускников XX века), современные школьники вообще не называют. А второстепенными композиторами их вряд ли назовёшь.

7.Любимый герой отечественной литературы.

9 класс

  1. Тимур
  2. Давыдов
  3. Онегин
  4. Коробочка
  5. Даша Черных
  6. Чичиков

Выпускники XX века

1) Павел Корчагин

2) Кутузов

3) Данко

5) Зоя Космодемьянская

6) дед Щукарь

7) Елена Стахова

8) Татьяна Ларина

9) Наташа Ростова

10) Анна Каренина

Вывод: На вопрос ответило 90٪ наших выпускников. Но неизвестно, по каким качествам они выбирали своего любимого героя. Если потому, что хотят взять с них пример, то непонятно, почему среди названных героев есть и отрицательные. Например, Коробочка, Чичиков. Но есть и герои, с которых можно и даже нужно брать пример. Например, Тимур (из книги Гайдара «Тимур и его команда»). По большинству произведений, герои которых здесь названы, были сняты фильмы. И, может быть, у выпускников на выбор литературного героя влияет его сценический образ.

Выбор же Выпускников ХХ века более самостоятелен: анкетируемые выбирают мыслящих героев, неординарных личностей и, вероятно, соотносят себя с ними.

8.Любимый герой зарубежной литературы .

9 класс

  1. Джульетта
  2. Дюймовочка
  3. Том Сойер
  4. Ромео

Выпускники ХХ века

1)Робин Гуд

2)Овод

3)Скарлетт. О Хара

4)Мэгги

5)Шерлок Холмс и доктор Ватсон

6)Д’Артаньян

7)Малыш

8)Карлсон

9)Дюймовочка

10) Фауст

Вывод: Ответили всего лишь половина девятиклассников. И опять же здесь названы главные герои трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Скорее всего, главная причина того, что они не могут назвать героев, – их неначитанность. По с выпускниками ХХ века наши выпускники хуже знают зарубежные произведения и их героев. Но выбор выпускников ХХ векатоже заставляет задуматься: герои сказок, Дюма.

Фауста и Гамлета современные выпускники не называют. Почему? Эти герои сейчас не популярны? Или время размышляющих героев прошло.

9.Любимый исторический герой.

9класс

  1. Петр 1
  2. Екатерина 2
  3. Сталин
  4. Иван 4 (Грозный)
  5. Пугачев
  6. Ленин

Выпускники ХХ века

1) Юрий Гагарин

2) Павел Корчагин

3) Иван Грозный

4) Николай II

5) Пугачев

6) Павел Морозов

7) Тарас Бульба

8) жены декабристов

9) Пётр I

10) Жанна д’Арк

11) Сусанин

12) Екатерина II

16) Мария Стюарт

Вывод: Ответило 90٪ девятиклассников. Самыми любимыми у всех являются или правители (цари), или полководцы. Но следует отметить, что у выпускников ХХ века любимыми были именно народные герои, боровшиеся за свободу Родины. Вероятно, предреволюционная атмосфера формировала такие идеалы.

10.Любимый герой-современник.

9 класс

  1. Путин
  2. С. Безруков (Саша Белый)
  3. В. Галкин
  4. Г.Качаев

Выпускники ХХ века

1) Путин

2)А.Лебедь

3)Андреев

4)Горький

5)Вербицкая

6) Принцесса Диана

7) Тэтчер

8)Мать Тереза

9) Киркоров

10)Мечников

Вывод: Наших девятиклассников ответило на этот вопрос 70٪. Выпускники считают своими героями президента или актёров. Вероятно, на выбор влияет телевидение. 20% считают своим героем главу Шарыповского района Г.В.Качаева.

У выпускников XX века любимые герои – это писатели, люди науки, актеры.

11.Твой лозунг.

9 класс

  1. «Жизнь нужно пожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»
  2. «Лишь время нам даст понять, кто друг, кто враг, кто просто так»
  3. «Если не я, то кто же?»
  4. «Люби и будь любимой, живи и радуйся жизни»
  5. «И что ты паришься, живи, как нравится».
  6. «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждёт тебя успех»
  7. «Человек человеку – волк»
  8. «Жить, ничего не делая, но всё, что хочу получить просто так»

Выпускники начала ХХ века

1) «Не унывай, все наладится»

2) «Всегда вперед идти к своей цели»

3) «Быть добрым, радовать и помогать людям»

4) «Жить по – совести»

5) «Никогда не унывай, падаешь – вставай»

6) «Движение – это жизнь»

7) «Не переноси на завтра то, что можно сделать сегодня»

Вывод: Ответило 80٪ девятиклассников, 40٪ из них занимают нравственную позицию, а 40٪ поддерживают безнравственную позицию.

У выпускников ХХ века – 100% проявляет альтруизм

Общий вывод: Анализируя анкеты, я пришла к выводу, что выпускники ХХ века были более начитанны, образованны, их кругозор был шире, а жизненная позиция нравственнее. Считаю, что ведущая роль в их образовании принадлежала книге. Культура чтения, благоговейное отношение к классике играли огромную роль в воспитании прошлого века.

Известные люди о классической литературе

Мы обратились к изданиям периодической печати и телевизионным информационным источникам, чтобы исследовать, есть ли у известных современных людей любимые писатели-классики и какие книги сыграли в их жизни большую роль.

Галина Волчек (режиссер):

«Чехов, пожалуй, единственный русский писатель, которого присвоил весь мир. Он стал «своим» для всего мира от Японии до Бразилии, потому что как никто другой сумел полюбить и принять человека со всеми радостями и бедами, достоинствами и пороками» 27 марта 2011 г.,

Владимир Познер (политический обозреватель)

«Известно, что легко объяснить, почему не любишь кого-то или что-то, но крайне трудно объяснить, почему любишь.

Так и в отношении «Мастера…» Объяснение только одно, хотя и довольно слабое: здесь все, от первого до последнего слова, греет мою душу, вызывает чувство радости, восторга. Проще говоря, это моё. Эта книга даже вытеснила с первого места в моем сердце «Маленького Принца»»

Владимир Соловьев (телеведущий) о книге М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

«Эта книга моя любимая, и вот почему: в далекие 70-е годы роман Булгакова печатали в журнале, и моя мама читала мне его вслух. Я плакал и смеялся, грустил и радовался. Это были моменты счастья. Мама, книга и я»

Юрий Грымов (режиссер):

«Проза А. Платонова – одно из самых сильных читательских впечатлений моей жизни. Эту прозу не назовешь «легким чтением», наоборот, ее надо преодолевать как колючий терновник, идти по грязи, по крови, чтобы в конце, утирая слезы, ощутить настоящее трагическое счастье оттого, что ты ЧЕЛОВЕК. Это очень по-русски!» 27 марта 2011 г.

Чулпан Хаматова (актриса) :

«В ваших руках… - сокровище!!! Это книга Льюисс Кэрролл «Алиса в стране чудес».

Если Вы еще маленький, то впереди у вас пропитанное удовольствием увлекательное путешествие.., а если Вы уже не маленький, то у вас впереди радость оглядывания назад, когда оно – это путешествие, было еще впереди. Это не детская и не взрослая книга. В ней нет границ, непонятно, в какой момент взрослые юмор и ирония сменяются детскими наивностью и непосредственностью! РАДУЙТЕСЬ!»

Татьяна Устинова (писатель):

«Мой любимый классический русский роман! И.Гончаров «Обрыв»

Перечитайте, не поленитесь!

«Обрыв» - роман о любви, семье и о том, что вечные ценности непреходящи.

«Обрыв» - роман о страсти, может быть единственный в русской литературе.

«Обрыв» - роман о том, что ничего не страшно, если есть близкие люди, и о том, что никакой грех - не смертелен!» 28 марта 2011 г.,

Ефим Шифрин (актер):

«Вообще-то право подписывать книжки всегда оставляют за автором. Но когда речь идет о классиках, дарственные надписи больше похожи на намек или совет! Читайте Гоголя! В его произведениях - обещание всей громады русской литературы, все ее жанры, вся ее мощь. И что очень важно: бесценный и блистательный юмор»

Владимир Войнович (писатель):

«Я люблю многих классиков и их книги, но «Капитанскую дочку» я читал раз, может быть, пятьдесят. Меня часто спрашивают, а что я сейчас читаю, и разумеется, я всегда читаю что-нибудь, но всегда могу сказать, что читаю «Капитанскую дочку», потому что именно от нее получаю истинное предвкушаемое наслаждение»

Эльдар Рязанов (режиссер):

«Книга Ромена Гари «Обещание на рассвете», с моей точки зрения, лучшая книга о матери – умная, тонкая, нежная, ироничная, она пронизана такой нежностью, такой любовью, какую трудно сыскать. При этом вы, дорогой читатель, будете все время посмеиваться над матушкой автора, даже потешаться, но любовь писателя обволакивает всю книгу, заставляя душу читателя подниматься очень высоко. Прочтите эту книгу обязательно, Вы получите несказанное удовольствие.»

Назовите книгу (классическую, художественную), которая сыграла большую роль в вашей жизни и почему?

На этот вопрос мы попросили ответить авторитетных для нас людей: наших родственников, учителей, уважаемых жителей села.


Нина Петровна Яковлева, заведующая библиотекой д.Гляден

Одно из произведений – роман "Песнь Соломона" Тони Моррисона. Главный персонаж романа - Молочник Помер изучает историю жизни своего прадеда Соломона, его цель – не только узнать о жизни далекого родственника, но и найти свое место в жизни.

Валентина Павловна Коваль, сельский фельдшер

На меня повлияла книга В.М. Шукшина «Калина красная. Повести и рассказы». Шукшин умеет делать в литературе то, перед чем литературный язык обычно пасует. Он умеет превратить в роман одно междометие. Умеет дать словам какое-то настоящее несловарное значение.

Тамара Николаевна Смирнова, учитель математики

С детства очень люблю Михаила Юрьевича Лермонтова - мой любимый русский писатель и поэт, который хотя и прожил весьма короткую жизнь, но прожил ее достаточно ярко. По моему мнению, его поэзия, может, не так разнообразна как поэзия А.С. Пушкина, но более глубокая, хотя и частично грустная и даже трагичная.

Татьяна Владимировна Савельева, организатор

Галина Юрьевна Квашнева, повар

Любимый писатель – Максим Горький, его повесть «Мать», где раскрывается забота о своих детях. Героиня ради своего дела и будущего детей жертвовала собой.

Татьяна Геннадьевна Рассохина, Завуч

Очень люблю книгу Рик Уоррена «Целеустремленная жизнь». Автор раскрывает 5 основных целей, которые должны быть в жизни каждого человека. Книга помогает найти свое предназначение.

Бычкова Марина Ивановна, учитель литературы

Я люблю многих классиков и их книги, но «Капитанскую дочку» я читал раз, может быть, пятьдесят. Меня часто спрашивают, а что я сейчас читаю, и разумеется, я всегда читаю что-нибудь, но всегда могу сказать, что читаю «Капитанскую дочку», потому что именно от нее получаю истинное предвкушаемое наслаждение.

Алексей Дмитриевич Помазкин, директор ШПИ

А за что я люблю Пушкина? За то, что он со мной по жизни и в радости и в горе, многому научил и никогда не предаст! Он Гений, черт возьми, приятно быть с Пушкиным на дружеской ноге.

Зацепина Валентина Анатольевна, учитель начальных классов

Самая важная для меня книга юности, сыгравшая огромную роль в моем формировании, - это роман А.Фадеева «Молодая гвардия». Подвиг героев-молодогвардейцев был нравственной высотой, на которую равнялись.

Вывод: Классическая литература, как выяснилось, влияет на людей положительно. Она открывает для них что-то новое, необычное. Прочитав произведения известных писателей, они вычерпывают оттуда умные мысли и жизненный опыт.

Известные и авторитетные люди, как видим, воспитывались на классической русской и зарубежной литературе, на шедеврах детской классики. Многие из них читают классику и сейчас. Думается, что книга играет огромную роль в их жизни, роль друга, советчика и источника знаний о жизни.

Произведения художественной литературы о роли книги

В разных произведениях художественной литературы мы находим примеры, как повлияло чтение книг на становление человека.

А.Грин «Зеленая лампа»

Бедняк Джон Ив, посвятивший свое время чтению книг, стал образованным человеком и врачом.

А.Грин «Алые паруса»

Подростком будущий капитан Грэй прочитает книги о мореплавателях и будет мечтать о море и путешествиях.

В.Каверин «Два капитана»

Герой романа Саня Григорьев собирается стать капитаном (становится полярным летчиком), поэтому очень много читает книг о путешественниках.

И.Тургенев «Ася»

Характер героини повести Асю во многом сформировался под влиянием романа Пушкина «Евгений Онегин». Асина любимая героиня – Татьяна Ларина. Она даже первая признается в любви, как и пушкинская героиня.

М.Горький «Детство», «В людях»

Автобиографический герой научился читать по Библии. Но настоящим открытием для него стали поэмы и сказки Пушкина: «Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко…»

М.Цветаева «Мой Пушкин»

- «Но ещё одно, не одно, а многое, предопределил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда – то только потому, что…Татьяна в книге это на моих глазах сделала. И если я потом, когда уходили, не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда в саду, Татьяна застыла статуей. Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества».

Ю.Бондарев о книгах К.Паустовского

- «На книгах Паустовского воспитывалось не одно поколение. Я знаю молодых людей, которые захотели стать моряками и стали после того, как влюбились в «Черное море» Паустовского».

К.Паустовский о книгах А.Грина

- «Рассказы Грина вызывают в людях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и чувства высокого, свойственного исследователям, мореплавателям, путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь мир…»

К.Паустовский о сказках Андерсена

- «Милый чудак и поэт научил меня вере в победу солнца над мраком и доброты человеческого сердца над злом…»

Я ещё имею небольшой читательский опыт, но теперь, знакомясь с произведениями художественной литературы, читая интервью и мемуары известных людей, буду интересоваться: какую роль в их жизни сыграла книга, каков был их круг чтения.

Хотелось бы закончить этот раздел мыслями писателя и библиофила Андре Моруа о чтении:

- «Есть только одно средство стать культурным человеком - чтение».

- «Хорошие книги никогда не оставляют человека таким, каков он был до знакомства с ними. Читая их, он становится лучше».

- «Книги – это двери, распахнутые в чужие души».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наше время молодежь все меньше и меньше читает классику и не старается в чем-то походить на героев классической литературы. А в них есть много хороших качеств, например, доброта, честность, порядочность, любовь к Родине, к людям, уважение, терпеливость, старание и многое другое.

Школьники, в основном, читают классику только по школьной программе или внеклассному чтению и летом по списку литературы. Молодежи не хочется читать книги не только классические, но и современные. Поскольку они читают мало классической литературы, то, следовательно, не хотят быть похожими на замечательных героев её произведений. И все чаще современная молодежь стремится все сделать для себя, а не для окружающих её людей. Классики же, наоборот, стремились сделать жизнь людей лучше, звали вперед, стремились знать как можно больше.

Опыт «вдохновляющего» эссе

Во-вторых, классическую литературу можно читать просто для себя, для души.

В-третьих, читая классику, можно анализировать характеры и поступки героев, брать с них пример.

В-четвертых, в произведениях классической литературы встречаются ситуации, нередко происходящие с нами. Поэтому, чтобы найти выход из таких ситуаций, читайте классику!

Значит, классика просто необходима. Читайте же!

Читайте!

Книга - неисчерпаемый источник интеллектуального наслаждения и бесценное хранилище информации.

Ищущий в дороге и скучающий в одиночестве пусть возьмет себе в спутники книгу - нет спутника лучше ее, болеющий и страдающий пусть берет себе в помощь книгу - в мире нет лекарства ее сильнее.

Читайте как можно больше, черпайте знания, жизненный опыт из книг

Читайте! Находите у героев произведений хорошие качества, а таких героев очень много…

ЛИТЕРАТУРА

  1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: уч. пособие / под ред. Л.В.Чернец, М. Изд.центр «Академия», 1999г. Тема исследования: Молодежь и Классика Работу выполнила: ученица 7 класса Бычкова Екатерина Руководитель: Бычкова М.И.

    Гипотеза Если школьник будет больше читать классической художественной литературы, размышлять о поступках героев, знакомиться с шедеврами музыки и живописи, то он станет умным, развитым, образованным и нравственным человеком, способным к самоусовершенствованию. 17.02.2012 2 «Книги – это двери, распахнутые в чужие души» (А.Моруа)

    Цель: Исследовать, как влияет классическая литература на кругозор и нравственность человека, почему молодёжь в наше время почти не читает классику, почему не хочет быть похожей на замечательных героев классических книг. 17.02.2012 3

    Задачи: Изучить круг чтения и кругозор выпускников нашей школы. Сравнить результаты анкетирования нынешних выпускников и выпускников 20 века. Исследовать, как повлияла литература на формирование личности известных и авторитетных людей. Найти в произведениях художественной литературы мысли о роли книги в жизни человека. Убедительно представить современным школьникам необходимость чтения. 17.02.2012 4

    Предмет исследования Широта кругозора и уровень нравственности выпускников школы. 17.02.2012 5 Объект исследования Выпускники XX века, выпускники 2012 года МБОУ Гляденской ООШ №11.

    Методы исследования: Анкетирование Сравнение и анализ результатов анкет. Опрос авторитетных людей. Работа с художественной и публицистической литературой, информационными источниками. Написание призывающего эссе «Читайте!» 17.02.2012 6

    Анализ анкет учащихся 9 класса Гляденской школы и ответов выпускников 20 века. 17.02.2012 7

    1.На кого из людей, которых ты видел, о которых ты слышал или читал, ты хотел бы быть похожим? Гоголь (9 класс) Сам на себя (9 класс) Пётр Великий (вып.ХХ века) Ульянова Мария Ильинична, мать В.И.Ленина (вып.ХХ века) Татьяна Ларина (вып.ХХ века) Родители (9 класс) 17.02.2012

    2.Твоя любимая книга. «Мастер и Маргарита», Ужастики и фантастика Справочная литература по мотоциклам (9кл.) Стихи Есенина, Рассказы Куприна, Астахов «Затеси», «Мёртвые души», «Рыжий конь» (вып. ХХ века) 17.02.2012 9

    4.Твой любимый поэт. Есенин, Пушкин, Бунин, Лермонтов (9 кл.) Выпускники ХХ века Пушкин, Есенин, Лермонтов, Блок, Маяковский, Гумилёв, Цветаева, Ахматова, Никитин, Шевченко, Бальмонт, Соловьёв 17.02.2012 11

    5.Любимый художник и картина «Три богатыря», «Три медведя», Саврасов «Грачи прилетели» (9 кл.) Выпускники ХХ века З.Серебрякова «За обедом», Шишкин «Три медведя», Васнецов «Три богатыря», « Аленушка », Суриков, А.Дейнека «Мать», Леонардо Да Винчи «Мадонна Литта » 17.02.2012 12

    6.Любимый композитор и любимое музыкальное произведение. 9 кл. Шаинский «Учат в школе», Западные «хиты», Д.Маликов,Бетховен, «Соната №20», Моцарт Выпускники ХХ века Догу «Мой ласковый и нежный зверь», Шостакович, Игорь Крутой «Листопад», Чайковский «Вальс цветов», «Лебединое озеро», Бетховен «Лунная соната», Тухманов «Лунная серенада», Глинка, Д.Верди, Ф.Шопен 17.02.2012 13

    7.Любимый герой отечественной литературы. 9 класс Тимур, Давыдов, Онегин, Коробочка, Даша Черных, Чичиков Выпускники ХХ века Павел Корчагин, Кутузов, Данко, Зоя Космодемьянская, дед Щукарь, Елена Стахова, Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Анна Каренина 17.02.2012 14

    8.Любимый герой зарубежной литературы. 9 класс Джульетта, Дюймовочка, Том Сойер, Ромео Выпускники ХХ века Робин Гуд, Овод, Скарлетт. О Хара, Мэгги, Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Д’Артаньян, Малыш, Карлсон, Дюймовочка, Фауст 17.02.2012 15

    9.Любимый исторический герой. 9класс Петр 1, Екатерина 2,Сталин, Иван Грозный, Пугачев, Ленин Выпускники ХХ века Юрий Гагарин, Павел Корчагин, Иван Грозный, Николай I , Пугачев, Павел Морозов, Тарас Бульба, жены декабристов, Пётр I , Жанна д’Арк, Сусанин, Екатерина II , Мария Стюарт 17.02.2012 16

    10.Любимый герой-современник 9 класс Путин, С. Безруков (Саша Белый), В. Галкин, Г.Качаев Выпускники ХХ века Путин, А.Лебедь, Андреев, Горький, Вербицкая, Принцесса Диана, Тэтчер, Мать Тереза, Киркоров, Мечников 17.02.2012 17

    11.Твой лозунг. 9 класс «Если не я, то кто же?» «Люби и будь любимой, живи и радуйся жизни» «И что ты паришься, живи, как нравится». «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждёт тебя успех» «Человек человеку – волк» 17.02.2012 18

    11.Твой лозунг. Выпускники ХХ века «Не унывай, все наладится» «Всегда вперед идти к своей цели» «Быть добрым, радовать и помогать людям» «Жить по – совести» «Никогда не унывай, падаешь – вставай» « Движение – это жизнь» «Не переноси на завтра то, что можно сделать сегодня» 17.02.2012 19

    Общий вывод Выпускники ХХ века были более начитанны, образованны, их кругозор был шире, а жизненная позиция нравственнее. Ведущая роль в их образовании принадлежала книге. Культура чтения, благоговейное отношение к классике играли огромную роль в воспитании прошлого века. 17.02.2012 20

    Галина Волчек (режиссер) – А.П.Чехов Владимир Познер (политический обозреватель), Владимир Соловьев (телеведущий - М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Юрий Грымов (режиссер) - Проза А. Платонова Чулпан Хаматова (актриса) - Льюисс Кэрролл «Алиса в стране чудес» Татьяна Устинова (писатель)- И.Гончаров «Обрыв» Ефим Шифрин (актер) - Гоголь Владимир Войнович (писатель) – А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Эльдар Рязанов (режиссер): - Ромен Гари «Обещание на рассвете» 17.02.2012 21 Любимые книги и писатели известных и авторитетных людей

    Назовите книгу (классическую, художественную), которая сыграла большую роль в вашей жизни и почему? Нина Петровна Яковлева, заведующая библиотекой д.Гляден: - Одно из произведений – роман "Песнь Соломона" Тони Моррисона. Главный персонаж романа - Молочник Помер изучает историю жизни своего прадеда Соломона, его цель – не только узнать о жизни далекого родственника, но и найти свое место в жизни. 17.02.2012 22

    Валентина Павловна Коваль, сельский фельдшер: - На меня повлияла книга В.М. Шукшина «Калина красная. Повести и рассказы». Шукшин умеет делать в литературе то, перед чем литературный язык обычно пасует. Он умеет превратить в роман одно междометие. Умеет дать словам какое-то настоящее несловарное значение 17.02.2012 23

    Татьяна Геннадьевна Рассохина, Завуч: - Очень люблю книгу Рик Уоррена «Целеустремленная жизнь». Автор раскрывает 5 основных целей, которые должны быть в жизни каждого человека. Книга помогает найти свое предназначение. 17.02.2012 24

    Алексей Дмитриевич Помазкин, директор ШПИ: - А.С.Пушкин - это мой любимый автор. «Борис Годунов» - это моя любимая книга. А за что я люблю Пушкина? За то, что он со мной по жизни и в радости и в горе, многому научил и никогда не предаст! Он Гений, черт возьми, приятно быть с Пушкиным на дружеской ноге. 17.02.2012 25

    Вывод Классическая литература: положительное влияние на людей; открытие нового, необычного; умные мысли и жизненный опыт; Книга играет огромную роль в жизни человека, выполняет роль друга, советчика и источника знаний о жизни. 17.02.2012 26

    Произведения художественной литературы о роли книги А.Грин «Зелёная лампа» А.Грин «Алые паруса» В.Каверин «Два капитана» И.Тургенев «Ася» М.Горький «Детство», «В людях» 17.02.2012 27

    Общий вывод Молодежь все меньше читает классику и не старается в чем-то походить на героев классической литературы. Молодежь старается подражать эстрадным исполнителям, актерам Современная молодежь стремится все сделать для себя, а не для окружающих её людей. 17.02.2012 28

    ЛИТЕРАТУРА Введение в литературоведение. Литературное произведение: уч. пособие / под ред. Л.В.Чернец, М. Изд.центр «Академия», 1999г. Левидов,А.М. Литература и действительность / Изд.Советский писатель, 1987 «Моя любимая книга» http://www.moscowbooks.ru/projects/my_favorite_book.asp Известные люди о книгах и чтени и http://bibnout.ru/?page_id=797 17.02.2012 29

1. Методологический раздел.

1.1. Актуальность темы.

1.2. Определение проблемы.

1.3. Научная разработка темы исследования.

1.4. Логический анализ понятий.

1.5. Цель исследования.

1.6. Задачи исследования.

1.7. Объект исследования.

1.8. Предмет исследования.

1.9. Гипотезы.

2. Методика – процедурный раздел.

2.1. Методы сбора первичной эмпирической информации.

2.2. Место, время проведения исследования. Название инструментария.

2.3. Характеристика инструментария.

2.4. Выборка.

2.5. Методы обработки социальной информации.

2.6. Практическая значимость исследования.

Приложения:

2.7. Анкета.

2.8. Рабочий план проведения исследования.

2.9. Библиография.

3. Аналитический раздел.

1. Методологический раздел программы.

1.1. Актуальность темы.

В настоящее время все большие масштабы приобретает проблема связанная с тем, что люди разных возрастов, социальных принадлежностей и национальностей начинают все меньше читать книги, т.к. используют в основном только Интернет или слушают музыку.

Лично меня сподвигло на выбор этой темы, то, что все люди стали меньше читать и уровень разговорной речи становится хуже, а некоторые даже не знают очень известных писателей.

В данный момент количество людей, которые любят читать становится все меньше. Это явление связано все с большим проникновением западной культуры в нашу страну и с возрастающим давлением ее на сознание наших соотечественников, особенно на молодежь. Вот почему мне интересно мнение людей, не столько пожилых, сколько молодых.

Пусть моя программа социологического исследования будет стимулом для всего этого. Ведь читать различную литературу полезно, каждый раз можно познавать все больше и больше.

1.2 Определение проблемы.

В настоящее время стоит огромная проблема того, что люди не хотят читать. Я думаю, это связано с тем, что некоторые не имеют времени, другие после работы или учебы очень устают и поэтому уже не могут читать, другие же больше предпочитают Интернет или послушать музыку.

1.3. Научная разработка темы исследования.

Читательская культура молодежи: мифы и реальность.

Анна Акимова

1) Респонденты отвечали и на вопрос об отношении к школьной программе по литературе. 42% ответили, что она нуждается в дополнении современной литературой. На втором месте ответ «в ней собрана лучшая литература» – 32,2%. Но в основном так отвечали те, кто еще учится в школе. У тех, кто уже работает, а значит, имеет возможность больше читать для себя, отношение к школьной программе очень скептическое – 21,1% ответили, что она нуждается в полном пересмотре.

Наиболее известными современными писателями для респондентов оказались Борис Акунин, Сергей Лукьяненко , а также авторы иронических детективов. На вопрос о современном британском писателе смогли ответить только 19 человек, все они назвали автора серии книг о Гарри Поттере (Джоан Роллинг) . Остальные называли либо старых английских писателей, либо и вовсе американских.

По ответам молодежи видно, что у них есть домашние библиотеки: 38,6% ответили, что имеют дома более 200 книг, 43,6% – от 50 до 200 книг. Но, несмотря на это, молодежь предпочитает книги для прочтения покупать в книжных магазинах (42,9%), на третьем месте после домашних библиотек оказались публичные библиотеки (18,7%). Конечно, источник получения книги сильно зависит от возраста: школьники берут книги в библиотеках (39,4%), среди работающих библиотеками пользуются всего 2,8%.

80% библиотекарей уверены, что современная молодежь читает меньше, чем в 80-е и 90-е годы XX столетия. Хотя анализ продаж и активности читателей показывает, что сейчас молодежь читает больше, чем в 1990-е, когда острые социальные проблемы вытолкнули молодых на улицы, кроме того, не было новых известных авторов, которые выступали бы «локомотивами». Сейчас такие книги, как «Гарри Поттер», книги Коэльо , Лукьяненко, Акунина, привлекают молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес. По поводу 1980-х годов что-то определенное сказать трудно из-за того, что официальная статистика тех лет дает очень искаженную информацию.

Что мешает чтению? 45% респондентов ответили, что телевидение является самым главным препятствием для чтения молодежи; более 50% – что мешают Интернет и компьютеры. Высокая нагрузка в школе здесь тоже оказалась среди лидеров – 25% библиотекарей видят в этом основное препятствие для чтения молодежи.

Вишникина Катя (источник " Газета АЛЬТЕРНАТИВА ")

Адрес : http://www.kalitva.ru/2007/06/14/chto_chitaet_molodezh.html

2) Наиболее популярнее сейчас это - современная философия. Оказалось, что в большинстве своем подростки выбирают «разрекламированных» авторов философских экшенов - Анхеля де Куатье и Пауло Коэльо. Также популярны сегодня японский философ Харуки Мураками, Ричард Бах, написавший знаменитую (и не менее сложную) «Чайку Джонатан Ливингстон».Выяснилось, что после выхода в 2006 году книги Дэна Брауна «Код да Винчи», ее мгновенно смели с прилавков магазинов, а в библиотеках эта книга вечно «на руках». Очень уж модное произведение! На втором месте обычно фантастика. Многие молодые люди предпочитают именно ее. Фантастику можно разделить на две ветви - это фэнтези (сказки) и ужасы. Королем ужасов неизменно является Стивен Кинг («Парень из Колорадо»). Как ни ругайте Кинга, уважаемые учителя литературы, его книги всегда будут популярны, их читают люди разного возраста.
Несколько уступает Кингу Дин Кунц - современный замечательный писатель-фантаст.
Самые читаемые книги - серия про Гарри Поттера писательницы Джоан Роллинг. Их читают все - от мала до велика. Тему полюбившегося сказочного мира продолжают книги знаменитого французского режиссера Люка Бессонна. Волшебные приключения мальчика Артура даже начали экранизировать. К сожалению, лишь единицы читают книги с интересом, увлечением. Около 70 процентов школьников берут в библиотеках только школьную литературу и материалы для докладов. Из классических произведений молодежь предпочитает «Мастера и Маргариту». Это произведение влечет подрастающие поколения уже долгое время.И, наконец, самой развлекательной литературой являются - журналы. Их «развелось» очень много самых разных. Например, «YES!», «Лиза», «GLAMOUR».Думаю, не стоит сетовать на то, что читать мы стали меньше. Да, факты весьма плачевны: 52% россиян не покупают книг вообще, 37% их не читают, 79% не пользуются библиотеками.

О литературной эволюции.

Ю. Н. Тынянов

3) Положение истории литературы продолжает оставаться в ряду культурных дисциплин положением колониальной державы. С одной стороны, ею в значительной мере владеет индивидуалистический психологизм (в особенности на Западе), где вопрос о литературе неправомерно подменяется вопросом об авторской психологии, а вопрос о литературной эволюции - вопросом о генезисе литературных явлений. С другой стороны, упрощенный каузальный подход к литературному ряду приводит к разрыву между тем пунктом, с которого наблюдается литературный ряд, - а им всегда оказываются главные, но и дальнейшие социальные ряды, - и самым литературным рядом. Построение же замкнутого литературного ряда и рассмотрение эволюции внутри его наталкивается то и дело на соседние культурные, бытовые в широком смысле, социальные ряды и, стало быть, обречено на неполпоту. Теория ценности в литературной науке вызвала опасность изучения главных, но и отдельных явлений и приводит историю литературы в вид "истории генералов". Слепой отпор "истории генералов" вызвал в свою очередь интерес к изучению массовой литературы, но без ясного теоретического осознания методов ее изучения и характера ее значения.

Наконец, связь истории литературы с живою современною литературой - связь выгодная и нужная для науки - оказывается не всегда нужною и выгодною для развивающейся литературы, представители которой готовы принять историю литературы за установление тех или иных традиционных норм и законов и "историчность" литературного явления смешивают с "историзмом" по отношению к нему. В результате последнего конфликта возникло стремление изучать отдельные вещи и законы их построения во внеисторическом плане (отмена истории литературы).

Евгений Лещинский (источник "Наш мир")

Адрес: http://www. knigi .ru/lilit/.html

4) Подобным же образом решается вопрос наиболее трудный, наименее исследованный: о литературных жанрах. Роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют. Жанры "рассказ", "повесть" в системе 20-х - 40-х годов определялись, как то явствует из самых названий, другими признаками, нежели у нас. Мы склонны называть жанры по второстепенным результативным признакам, грубо говоря, по величине. Названия "рассказ", "повесть", "роман" для нас адекватны определению количества печатных листов. Это доказывает не столько "автоматизованность" жанров для нашей литературной системы, сколько то, что жанры определяются у нас по иным признакам. Величина вещи, речевое пространство - не безразличный признак. В изолированном же от системы произведении мы жанра и вовсе не в состоянии определить, ибо то, что называли одою в 20-е годы XIX века или, наконец, Фет, называлось одою не по тем признакам, что во время Ломоносова.

На этом основании заключаем: изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно. Исторический роман Толстого не соотнесен с историческим романом Загоскина, а соотносится с современной ему прозой.

Строго говоря, вне соотнесенности литературных явлений и не бывает их рассмотрения. Таков, напр., вопрос о прозе и поэзии. Мы молчаливо считаем метрическую прозу - прозой и неметрический верлибр - стихом, не отдавая себе отчета в том, что в иной литературной системе мы были бы поставлены в затруднительное положение.

Но проза дифференцируется, эволюционирует, одновременно эволюционирует и стих. Дифференция одного соотнесенного типа влечет за собою или, лучше сказать, связана с дифференцией другого соотнесенного типа. Возникает метрическая проза (напр., Андрей Белый). Это связано с перенесением стиховой функции в стихе с метра на другие признаки, частью вторичные, результативные: на ритм как знак стиховых единиц, особый синтаксис, особую лексику и т. д. Функция прозы к стиху остается, но формальные элементы, ее выполняющие, - другие.

Дальнейшая эволюция форм может либо на протяжении веков закрепить функцию стиха к прозе, перенести ее на целый ряд других признаков, либо нарушить ее, сделать несущественной; и подобно тому как в современной литературе малосущественна соотносительность жанров (по вторичным, результативным признакам), так может настать период, когда несущественно будет в произведении, написано ли оно стихом или прозой.

Анна Скворцова

Адрес: http:// gazeta . ru /

5) Если мы условимся в том, что эволюция есть изменение соотношения членов системы, т. е. изменение функций и формальных элементов, - эволюция оказывается "сменой" систем. Смены эти носят от эпохи к эпохе то более медленный, то скачковой характер и не предполагают внезапного и полного обновления и замены формальных элементов, но они предполагают новую функцию этих формальных элементов. Поэтому самое сличение тех или иных литературных явлений должно проводиться по функциям, а не только по формам. Совершенно несходные по видимости явления разных функциональных систем могут быть сходны по функциям. и наоборот. Вопрос затемняется здесь тем, что каждое литературное направление в известный период ищет своих опорных пунктов в предшествующих системах, - то, что можно назвать "традиционностью".

Так, быть может, функции пушкинской прозы ближе к функциям прозы Толстого, нежели функции пушкинского стиха к функции подражателей его в 30-х годах и Майкова.

Резюмирую: изучение эволюции литературы возможно только при отношении к литературе как к ряду, системе, соотнесенной с другими рядами, системами, ими обусловленной. Рассмотрение должно идти от конструктивной функции к функции литературной, от литературной к речевой. Оно должно выяснить эволюционное взаимодействие функций и форм. Эволюционное изучение должно идти от литературного ряда к ближайшим соотнесенным рядам, а не дальнейшим, пусть и главным.

Доминирующее значение главных социальных факторов этим не только не отвергается, но должно выясниться в полном объеме, именно в вопросе об эволюции литературы, тогда как непосредственное установление "влияния" главных социальных факторов подменяет изучение эволюции литературы изучением модификации литературных произведений, их деформации.

Молодежь в новом веке будет читать все меньше, не оправдываются. Молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно, без нажима со стороны школы и родителей. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы, индустрия книжного бизнеса дает возможность узнавать все новые и новые имена. Не пострадало чтение и от развития новых информационных технологий, пока чтению составляет конкуренцию только телевидение. Чтение за эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение. Библиотеки в такой ситуации должны способствовать развитию вкуса и критического мышления у молодых читателей. Читать в наше время действительно престижно!

1 .4. Логический анализ понятий.

1.4.1. Интерпретация и операционализация понятий.

Ключевые понятия:

3. Литературные жанры;

4. Молодежь.

Теоретическая интерпретация ключевых понятий:

1. Книги - подборка листов бумаги, пергамента или другого листового материала, содержащих каким-либо способом перенесённые на них текст и (или) иллюстрации, скреплённая по одному краю и защищённая обложкой. Каждая сторона листа в книге называется страницей. Иногда книгой называется большой раздел документа или литературного произведения. Книга, записанная в электронном формате, называется ещё e-книга или электронная книга.

2. Жанр - совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия «жанр» иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

3. Литературные жанры: былина, драма, ода, элегия, рассказ, повесть, роман, стихотворение, поэма.

Былина - героическая песня повествовательного характера.

Драма - главное отличие драмы от других литературных жанров - предназначение для сцены.

Ода - торжественное патетическое стихотворение. В V - IV вв. до н.э. исполнялась только с музыкой, пением, танцами. В Древней Греции одами прославляли спортивные соревнования. В Древнем Риме Гораций разлучил оду с музыкой. Большой мастер од считался в 16-17 веке во Франции Малербо. В это же время в России лучшими в жанре оды были Ломоносов, Тредиаковский, Державин.

Элегия - жанр лирики, возник в 7 веке до нашей эры в древней Греции.

Рассказ - это малая форма эпической прозаической литерату ры.

Повесть - древнейший жанр русской литературы.

Роман произошёл на романских языках в древние и средние века, но имел только некоторые черты современного романа.

Стихотворение - разнообразие тематики этого поэтического жанра.

Поэма - большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, повесть или роман в стихах. Расцвет данного жанра связан с романтизмом. Поэмы писали Байрон, Шелли, Мицкевич, Пушкин, Лермонтов.

4. Молодежь - это специфическая социально-демографическая физическая группа, отличающаяся периодом социальной адаптации, становлением социальной зрелости и психологическими особенностями.

1.5. Цель исследования.

Выявить какие жанры литературы наиболее предпочтительнее у молодежи, так как я считаю, что сейчас в наше время очень важно читать.

1.6. Задачи исследования.

1) определить отношение молодежи к чтению книг;

2) выяснить зависимость выбора жанра книги от возраста;

3) выявить зависимость выбора жанра книги от пола;

4) выявить любимые места для чтения книг;

5) какие книги, интересуют нынешнюю молодежь.

1.7. Объект исследования.

Объектом исследования являются студенты дневного отделения РГТЭУ города Москвы, которые отдают предпочтение различным жанрам литературы.

1.8. Предмет исследования.

Предмет исследования – жанры, которые предпочитают студенты различных возрастов.

1.9. Гипотезы.

  1. Большинство студентов считают, что читать книги это пустая трата времени. (Для проверки использовался вопрос в анкете №5).
  2. Чем взрослее человек, тем больше он начинает читать научных книг. (Для проверки использовался вопрос в анкете №1).
  3. Девушки предпочитают романы, а молодые люди рассказы и повести. (Для проверки использовался вопрос в анкете №3).
  4. Большинство предпочитают читать в транспорте, на отдыхе, дома, на работе и в университете. (Для проверки использовался вопрос в анкете №11).
  5. Обстоятельства, препятствующие чтению - это отсутствие книг, дефицит времени, жизненный цикл семьи, дефицит интереса. (Для проверки использовался вопрос в анкете №6,7 и 8).

2. Методический раздел программы.

2.1. Методы сбора первичной социологической информации.

Опрос в форме анкетирования.

2.2. Место и время проведения исследования. Название инструментария.

Место: г. Москва.

Время проведения: Ноябрь, 2008.

Инструментарий: Анкета.

Название инструментария: Литературные жанры литературы.

2.3. Характеристика инструментария.

Всего в анкете 12 вопроса, в том числе:

1. Вопросы по содержанию:

1.1. О личности респондента - №1-3.

1.2. О фактах поведения - №10.

1.3. О фактах сознания - №5.

2. Вопросы по форме:

2.1. Открытые - № ---.

2.2. Закрытые - №6,7,8,11.

2.3. Полуоткрытые - №10.

3. Вопросы по оформлению:

3.1. Линейные - № 1-12.

3.2. Табличные -№ ---

4. Вопросы-фильтры -№1-12.

5. Вопросы-ловушки -№---.

6. По функции:

6.1 Основные - 10.

6.2 Неосновные – 2.

2.4. Выборка.

В данном социологическом исследовании приняло участие 50 человек в возрасте от 17 до 25 лет.

2.5. Методы обработки социологической информации.

В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирической информации.

2.6. Практическая значимость исследования.

Данное социологическое исследование имеет большое практическое значение. Обработанные данные могут быть применены как уже действующими библиотеками для дальнейшего развития отдельных направлений или разработки абсолютно нового, ранее не привлекавшего внимания.

Кроме того, результаты исследования могут показать, какой жанр литературы наиболее предпочтительней в Российской Федерации.


Приложение 1.

АНКЕТА

Уважаемый участник опроса! Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое предпочтение в литературе.

Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.

Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который наиболее близок к Вашему личному мнению или напишите свой вариант.

Студентка 2-го курса ФУ

Трубицына Наталья

1. Ваш возраст.

а) младше 18

б) от 18 до 20

в) от 20 до 23

г) от 23 до 25

2. Ваш род деятельности.

а) студент, не работающий

б) студент, работающий

Если ваш ответ б) укажите профессию _______________

3. Ваш пол.

а) мужской

б) женский

4. Ваше образование.

а) среднее

б) среднее специальное

в) неполное высшее

Если Вы ответили НЕТ, переходите к вопросу №12

6. Что вы предпочитаете больше отечественную или зарубежную литературу?

а) отечественная литература

б) зарубежная литература

7. Что вы читаете? (возможно два варианта ответа)

а) классика

б) современные книги

8. Какой жанр книги вы предпочитаете?

а) былина

б) драма (трагедия, комедия)

г) лирика (элегия)

д) рассказ (эссе, очерк, новелла)

е) повесть

з) стихотворение

9. Сколько обычно, по времени, в день вы читаете?

а) меньше часа

б) от 1 до 3 часов

в) от 3 до 5 часов

г) другое ______________

10. За сколько вы прочитали свою последнюю книгу?

а) за день

б) за неделю

в) за месяц

г) другое _________________

11. Где вы обычно читаете? (возможно несколько вариантов ответа)

б) в институте

в) на работе

г) в общественном транспорте

д) на отдыхе

е) другое ______________

12. Если у вас домашняя библиотека?

Спасибо за ответы!!!
Приложение 2.

Рабочий план проведения исследования.

Наименование мероприятий Сроки исполнения

Ответственный

Разработка программы КСИ 05.11 – 07.11 Трубицына Н.Д.
Разработка инструментария 08.11 – 10.11 Трубицына Н.Д.
Разработка инструкций для организаторов и анкетеров 11.11 – 12.11 Трубицына Н.Д.
Тиражирование инструментария 13.11 -15.11 Трубицына Н.Д.
Инструктаж организаторов и анкетеров 16.11 – 18.11 Трубицына Н.Д.
Сбор, обработка и подготовка анкет 19.11 – 21.11 Трубицына Н.Д.
Анализ полученной информации, её обобщение и отображение 22.11 – 23.11 Трубицына Н.Д..
Подготовка аналитических записок и отчетов 24.11 - 27.11 Трубицына Н.Д.
Презентации и внедрение итогов исследования в практику 28.11 – 30.11 Трубицына Н.Д.

Приложение 3.

Библиография.

1. Читательская культура молодежи: мифы и реальность. Анна Акимова.

2. Вишникина Катя (источник " Газета АЛЬТЕРНАТИВА ") http://www.kalitva.ru/2007/06/14/chto_chitaet_molodezh.html

3. О литературной эволюции. Ю. Н. Тынянов.

4. Евгений Лещинский (источник "Наш мир") http://www. knigi .ru/lilit/.html

5. Анна Скворцова http :// gazeta . ru /


3. Аналитический раздел.

1. Читает ли молодежь (в %):

Вывод: молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы. Пока чтению составляет конкуренцию только телевидение. Чтение за эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение.

2. Выбор литературного жанра, в зависимости от возраста (в %):

Былина Драма Ода Лирика Рассказ Повесть Роман Стихотворение Поэма
<18 0 14 7 0 7 0 36 14 22
18-20 1 17 2 4 13 17 26 13 5
20-23 0 32 0 17 0 17 17 0 17
23-25 0 0 0 0 50 50 0 0 0

Вывод: роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют. Он наиболее предпочтительнее у молодежи до 18 лет. В основном молодежь в возрасте от 18 и до 25 лет предпочитают: "рассказ", "повесть". На этом основании заключаем: изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно.

3. Выбор литературного жанра, в зависимости от пола:

Вывод: подобным же образом решается вопрос наиболее трудный, наименее исследованный: о литературных жанрах.

Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, есть взаимная функция прозы и стиха. Функция стиха в определенной литературной системе выполнялась формальным элементом метра.

Из таблицы видно, что молодые люди любят стихи, а девушки романы.

4. Наиболее предпочтительные места для чтения:

5. Какие книги больше всего предпочитает молодежь:

Вывод: сейчас такие современные книги, как «Гарри Поттер», книги Коэльо , Лукьяненко, Акунина, привлекают молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес, зарубежная литература также пользуется успехом.


Общий вывод.

В ходе исследования многие гипотезы были доказаны, некоторые опровергнуты.

По итогам можно сделать вывод, что многие студенты любят читать, другие же не любят.

Большинство студентов читают в общественном месте, по пути из института или в институт, получается, что в метро и в автобусах.

Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, есть взаимная функция прозы и стиха. Функция стиха в определенной литературной системе выполнялась формальным элементом метра.

Роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют.