Круг детского чтения. Общая характеристика круга чтения современного младшнго школьника Понятие детская литература и детское чтение

Детская литература - это искусство. Как искусству ей свойственно выражение обобщённых идей в яркой форме - в конкретных образах.

Сказки, рассказы, стихи формируют художественный вкус, повышают культурный уровень ребёнка. К.И. Чуковский отмечал: «Ребёнок понимает по- своему, и даже, если он при этом ошибается, его впечатления настолько ярки и образны, что нет необходимости их приземлять».

К.Д. Ушинский подчёркивал, что литература должна ввести ребёнка «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Это произведения устного народного творчества: загадки, считалки, пословицы, поговорки. При знакомстве с произведениями устного народного творчества мы совершенствуем высшие психические функции: слухоречевую, зрительную память, произвольное внимание, творческое мышление, обогащаем лексику, развиваем фразеологический словарь, формируем навыки грамматически правильной речи. Ещё до года малыш начинает слушать первые потешки, песенки, рассматривать их в книжных иллюстрациях. В этом возрасте его интересуют ритмы, интонация.

Необходимо отметить и колоссальное влияние произведений устного народного творчества для умственного развития дошкольников.

Главная задача родителей - знать о литературных склонностях своего малыша, чтобы совершенствовать их.

Важно отметить, что совместное чтение способствует становлению тёплых эмоциональных отношений матери и ребёнка.

Во время чтения художественной литературы обратите внимание на следующие рекомендации:

  • - Читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа.
  • - Как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту. Это повышает интерес у ребёнка.
  • - Уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают вашего ребёнка. Постарайтесь читать в тихой, спокойной обстановке.
  • - Читайте вслух всю жизнь! Эта потребность формирует у вашего ребёнка интерес к чтению.
  • - Детские книги должны находиться в доступном для малыша месте.
  • - Запишитесь в детскую библиотеку, предоставьте ребёнку участвовать в выборе книг.

Помните: ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - БЛАГОПРИЯТНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ!

Учим с детьми потешки, стихи, загадки, переносим их в детское творчество, в технику оригами. В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам.

Ребёнку нужно открывать богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой - избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Родителям необходимо обращать внимание не только на содержание произведения, но и на выразительные средства языка - сказки, рассказа и других произведений художественной литературы.

Познавательные книги о труде, о технике, о вещах, о природе вошли в детскую литературу. Они позволяют раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, в образной форме показывать сущность явлений, подготавливают научное миропонимание.

Стихи С.Я. Маршака о создании вещей «Откуда стол пришёл», «Книжка про книжку».

К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». Энциклопедическая книга Житкова «Что я видел».

Детская книга создала особый тип книги - весёлую книгу для детей.

Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества - умение шутить и смеяться.

Произведения К.И. Чуковского, Н.Н. Носова, В.Г. Сутеева, С.Я. Маршака, Э.Н. Успенского и другие.

Жанровое и тематическое многообразие детской литературы даёт возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности.

Круг детского чтения рассчитан на пополнение литературного кругозора детей, повышения их начитанности.

Неоднозначные по замыслу, многоплавные и многослойные, проникнутые тонким юмором и иронией, они привлекают внимание ребёнка не только забавностью сюжета, но и глубокой мыслью, которую надо почувствовать и понять и раскрыв которую маленький читатель испытывает удовлетворение.

В центре внимания современных писателей внутренний мир взрослого и ребёнка, мир переживаний, разнообразных отношений и чувств.

Это свойственно книгам Р. Погодина, И. Токмаковой, Э.Успенского и других авторов.

Детские писатели ставят детей перед необходимостью осознавать нравственные истины, выбирать линию поведения, занимать правильную позицию по отношению к другим людям, вещам, природе.

У старших дошкольников проявляется устойчивый интерес к «толстой» книге.

Это хрестоматия, произведения отечественных и зарубежных писателей.

Помните, что книга - ваш хороший собеседник и лучший друг!

Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке.

Вопросы о круге детского чтения поднимались в России в 18-м веке, и в трудах Н.Чернышевского, В.Белинского, Н.Добролюбова, Л.Толстого в 19-м веке.

Но все же острота вопроса остается и в современной России 21-го века.

Человеку, занимающемуся вопросами детского чтения необходимо обладать разносторонними знаниями в области русского фольклора, и зарубежного творчества, писателей русской и иностранной детской литературы. А так же для формирования круга детского чтения, необходимо иметь отличную педагогическую и психологическую подготовку. Ему самому важно отслеживать тенденции развития рынка детской литературы, детского книгоиздательства, самому много читать и верить в то, что художественное слово может воздействовать и влиять на человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круг детского чтения.

Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке.

Вопросы о круге детского чтения поднимались в России в 18-м веке, и в трудах Н.Чернышевского, В.Белинского, Н.Добролюбова, Л.Толстого в 19-м веке.

Но все же острота вопроса остается и в современной России 21-го века.

Человеку, занимающемуся вопросами детского чтения необходимо обладать разносторонними знаниями в области русского фольклора, и зарубежного творчества, писателей русской и иностранной детской литературы. А так же для формирования круга детского чтения, необходимо иметь отличную педагогическую и психологическую подготовку. Ему самому важно отслеживать тенденции развития рынка детской литературы, детского книгоиздательства, самому много читать и верить в то, что художественное слово может воздействовать и влиять на человека.

Так что же это-круг детского чтения? Это круг произведений, которые слушают, читают и воспринимают дети. Они писались, переходили от взрослых, были поняты и приняты детьми. В круг детского чтения входят:

Фольклор,

Книги для детей,

Детское творчество,

Детские газеты и журналы,

Как известно, что каждому году жизни ребенка соответствуют определенные произведения: потешки и пестушки четырехстрочные в раннем дошкольном возрасте, до сказок-романов в старшем дошкольном возрасте.

Из этого напрашивается вопрос - от чего зависит круг детского чтения?:

От возраста ребенка, от его предпочтений. Так, в самые юные слушатели предпочитают сказки, потешки, стихи, написанные определенным автором, определенной книге.

От развития самой литературы. Что говорить, состояние уровня развития детской литературы конца 20-го века оставалось на низком уровне, стихи для детей практически не печатались, очень мало исторических и реалистических произведений, что не способствовало воспитанию разностороннего читателя.

От подбора литературы для детского чтения. В фондах городских и сельских библиотек, от книг находящихся в семьях, большое влияние оказывает само время, в котором живет ребенок.

Круг детского чтения не может быть одинаковым для всех, и не должен. Ведь ребенок в состоянии выбрать книгу себе сам, даже самый маленький, по привлекательной обложке, по иллюстрациям.

Образовательная программа, которая выполняется в дошкольном учреждении, содержит в себе определенный список рекомендуемой литературы для чтения детям, согласно возрастной категории.

Наряду с этим, существует семейное, домашнее чтение. Это вариативная часть чтения, которая зависит от знания детской литературы, вкуса, предпочтения, образования родителей и она играет положительную роль в сохранении уникальности ребенка-слушателя, ребенка-читателя.

В круге детского чтения существует ряд произведений, обязательных, без которых дошкольное детство не возможно себе представить. Это произведения прошедшие проверку многими поколениями читателей, классические произведения:

Народные сказки,

Произведения К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, Н.Носова,

Сказки Ш.Перро, Х.Андерсена, А.Линдгренд.

В. Г. Белинский, утверждал, что детям свойственно особое восприятие услышанного, о важности роли книги в воспитании ребенка. Ведь «неправильная» книга может привести к искажению нравственных представлений, разрушит эстетические чувства, и о своем месте в окружающем мире.

Дошкольники воспринимают искусство внеконтекстно: может одушевить неодушевленные предметы, изменяет произведения на свое усмотрение, делая его героем себя или своих друзей. Понравившаяся книга оказывает на ребенка сильное впечатление, и он использует сюжет в своих играх, живет ими, включает в свою реальную жизнь.

Литература, как вид искусства помогает в воспитании грамотного слушателя и читателя, но следует помнить, что она будет лучше восприниматься в том случае, когда будет создана особая эмоциональная атмосфера, настрой ребенка на чтение книги.

У детей должно быть отведено время для чтения, и ни чего не должно мешать или отвлекать. Детям необходимо объяснить, что нельзя читать во время еды, в транспорте, на ходу. Не следует постоянно читать одну и ту же книгу. При чтении следует не торопиться, четко и ясно проговаривать звуки и буквы. Взрослые должны помнить, что недопустимо заставлять ребенка слушать, если он устал, отвлекается, желает сменить вид своей деятельности. Только внимательное заботливое отношение к дошкольникам, тщательный выбор для чтения того или иного произведения приведут к желаемому результату.

В подборе круга детского чтения должно уделяться особое внимание:

Доступности,

Наглядности,

Занимательности,

Динамичности сюжета,

Воспитательной ценности произведения.

Так что же должно входить в круг детского чтения?

Все виды литературы:

Проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература;

Фольклорные жанры- народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, детские народные песенки, страшилки;

Научно-популярные жанры (энциклопедии);

Произведения литературы народов мира.

Тематика произведений должна быть настолько разнообразной, насколько требует читатель:

Детство;

Детская игра, игрушки;

Природа, животный мир;

Взаимоотношения детей и взрослых; семья, долг перед родителями и родственниками; интернационализм; честь и долг перед Родиной;

Война и героизм;

Исторические периоды;

Человек и техника.

Важно учитывать и половые различия между детьми. Для девочек нужно читать книги о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам же будет интересна литература о смелости, о мужестве, о героях, о путешествии, изобретениях, о поведении людей в трудных ситуациях.

Детская литература - это самоценный вид словесного художественного творчества, играющий важную роль в развитии и воспитании ребенка. В.Лунин так отмечал: «Должен Вам сознаться, что пишу я не для Вас, а для самого себя!».



Детская литература - это специфическая сфера общей литературы. Принципы. Специфика детской литературы.
Детская литература — часть общей литературы, наделённая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому выделяющаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии. Функциональные виды детской литературы включают учебно-познавательные, этические, развлекательные произведения.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. А.М. Горький называл детскую литературу «суверенной» областью всей нашей литературы. И хотя принципы, задачи, художественный метод литературы для взрослых и детской литературы едины, последней свойственны только ей присущие черты, которые условно можно назвать спецификой детской литературы.
Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Основная отличительная черта ее — органическое слияние искусства с требованиями педагогики. Под педагогическими требованиями подразумеваются, в частности, учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей.
Об особенностях детской литературы как искусстве слова в свое время говорили основоположники теории детской литературы - выдающиеся писатели, критики и педагоги. Они понимали, что детская литература - есть подлинное искусство, а не средство дидактики. По словам В. Г. Белинского, литература для детей должна отличаться «художественной истинностью создания», то есть быть явлением искусства, а авторы детских книг должны быть широко образованными людьми, стоящими на уровне передовой науки своего времени и иметь «взгляд на предметы просвещенный».
Назначение детской литературы — быть художественным и познавательным чтением для ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе:
Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, возникающими при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает героям, чувствует стихотворный ритм, радуется звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети юмор и шутку. Не сознавая условности созданного автором художественного мира, дети горячо верят в происходящее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Мы вступаем в мир игры, где одновременно сознаем ее условность и верим в ее действительность.
Познавательная (гносеологическая) функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже в тех случаях, когда писатель уводит ребенка в мир невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жизни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художественные образы, которые обладают высокой степенью обобщения. Они позволяют читателю увидеть в единичном факте, событии или характере закономерное, типичное, всеобщее.
Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе, поскольку литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Речь идет как об универсальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных с конкретным временем и конкретной культурой.
Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую функцию. Назначение литературы — приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия.
Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе — развивать и воспитывать детей средствами художественного слова. Это значит, что литература для детей в значительной степени зависит от существующих в обществе идеологических, религиозных, педагогических установок.
Говоря о возрастной специфике детской литературы можно выделить несколько групп на основании возраста читателя. Классификация литературы для детей повторяет общепринятые возрастные этапы развития личности человека:
1) ясельный, младший дошкольный возраст, когда дети, слушая и рассматривая книги, осваивают различные произведения литературы;
2) преддошкольный возраст, когда дети начинают овладевать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в большей части остаются слушателями произведений литературы, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст;
3) младшие школьники — 6—8, 9—10 лет;
4) младшие подростки — 10—13 лет; 5) подростки (отрочество) — 13—16 лет;
6) юношество — 16—19 лет.
Книги, адресованные каждой из этих групп, имеют свои особенности.
Специфика литературы для самых маленьких определяется тем, что она имеет дело с человеком, почти ничего не знающем об окружающем мире и ещё не способном воспринимать сложную информацию. Для детей этого возраста предназначены книжки‑картинки, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, раскраски… Литературный материал для малыша - стихи и сказки, загадки, шутки, песни, скороговорки.
Серия "Читаем с мамой", например, рассчитана на детей от 1 года и включает в себя картонные книжки с яркими иллюстрациями, изображающими незнакомых ребёнку животных. Такая картинка сопровождается либо просто названием животного, которое ребёнок постепенно запоминает, либо коротким стихотворением, дающим представление о том, кто изображён на картинке.В небольшой объём - часто всего одно четверостишие - нужно уместить максимум знаний, при этом слова должны быть предельно конкретными, простыми, предложения - короткими и правильными, ведь слушая эти стихи, ребёнок учится говорить. В то же время стихотворение должно давать маленькому читателю яркий образ, указывать на характерные черты описываемого предмета или явления.
Поэтому написание подобных, на первый взгляд, предельно простых стихов, требует от автора едва ли не виртуозного владения словом, чтобы стихи для самых маленьких могли решить все эти непростые задачи. Не случайно лучшие детские стихи, услышанные человеком в самом раннем возрасте, часто остаются в памяти на всю жизнь и становятся первым опытом общения с искусством слова уже для его детей. В качестве примера здесь можно назвать стихи С. Я. Маршака "Детки в клетке", стихотворения А.Барто и К.Чуковского.
Ещё одна характерная черта литературы для самых маленьких - преобладание стихотворных произведений. Это не случайно: детское сознание уже знакомо с ритмом и рифмой - вспомним колыбельные и потешки, - а потому легче воспринимает информацию именно в таком виде. Вместе с тем, ритмически организованный текст даёт маленькому читателю целостный, законченный образ и апеллирует к его синкретическому восприятию мира, характерному для ранних форм мышления.

Особенности литературы для дошкольников

После трёх лет круг чтения несколько меняется: постепенно на второй план отходят самые простые книжки с короткими стихотворениями, их сменяют более сложные стихи на основе игровых сюжетов, например "Карусель" или "Цирк" С. Маршака. Круг тем естественно расширяется вместе с кругозором маленького читателя: ребёнок продолжает знакомиться с новыми явлениями окружающего мира. Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает всё необычное, поэтому любимым жанром дошкольников становятся стихотворные сказки: дети "от двух до пяти" легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию.
Лучшим образцом таких книг до сих пор остаются сказки К.Чуковского: в игровой форме, на языке, доступном и понятном малышам, они рассказывают о сложных категориях, о том, как устроен мир, в котором предстоит жить маленькому человеку.
В это же время дошкольники, как правило, знакомятся и с народными сказками, сначала это сказки о животных ("Теремок", "Колобок", "Репка" и т.д.), а позже волшебные сказки со сложными поворотами сюжета, с превращениями и путешествиями и неизменным счастливым концом, победой добра над злом.

Литература для младших школьников

Постепенно книга в жизни ребенка начинает играть все большую роль. Он учится читать самостоятельно, требует рассказов, стихов, сказок о своем сверстнике, о природе, животных, о технике, о жизни разных стран и народов. Т.е. специфика литературы для младших школьников определяется ростом сознания и расширением круга интересов читателей. Произведения для детей семи-десяти лет насыщены новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни.
Специфика детской литературы должна выражаться не столько в выборе специальных «детских» тем, да еще поданных изолированно от реальной жизни, сколько в особенностях композиции и языка произведений.
Сюжет детских книг обычно имеет четкий стержень, не дает резких отступлений. Для него характерны, как правило, быстрая смена событий и занимательность.
Раскрытие характеров персонажей должно осуществляться предметно и зримо, через их дела и поступки, так как ребенка больше всего привлекают действия героев.
Требования к языку книг для детей связаны с задачей обогащения словаря юного читателя. Литературный язык, точный, образный, эмоциональный, согретый лиризмом, наиболее соответствует особенностям детского восприятия.
Итак, о специфике детской литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста. Среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Период формирования детей – до 10 лет. Очень важно серьезно относиться по-взрослому к книгам для детей до 7 лет. Очень важно сделать эти книги качественно, и во внутреннем плане, и во внешнем. (Киплинг: «Скажи мне, что читал ваш ребенок до 7 лет, и я скажу, ак сложится его жизнь»). Большие гуманистические задачи такой литературы – воспитать своего читателя. Задачи воспитания:

  • Воспитывают мышление
  • Формируют интересы
  • Воспитывают нравственные качества
  • Задают этические установки
  • Воспитывают эстетически
  • Способствуют передаче культурных традиций и социального опыта
  • Развивают речь

В круг детского чтения включаются две большие массы изданий:

Детская литература – произведение литературы, которое написано специально для читателей – детей определенной группы. Учитывает интерес детей, их запросы, особенности психики и мышления. Авторы (Линдгрен, Сладков, Успенский, Каверин, Драгунский и др.) понимают, что интересно детям того или иного возраста, сохранят в душе детское восприятие мира. Не опускаются до мировоззрения детей, а помогают детям воспринять мир.

Произведения из категории литературы для взрослых – литература, которую приспосабливают для детей. Отбирают по какому-либо признаку – жанр, герой, истории о животных. Чаще всего это литература для старшей и средней школы. Редактор должен представлять себе, что детям будет интересно на определенном этапе.

Чехов «Каштанка». История по собачку – для детей. Освещаемые проблемы – для взрослых. Чехов считал, что нет отдельной литературы для детей. Дефо – вырезали то, что главный герой занимался работорговлей. Гулливер – необычная жизнь, необычные приключения.

Редактор ставит своей целью именно через формирование интересов и принадлежности к определенному социальному адресу формирование круга детского чтения. Все психологи говорят, что формирование базы ребенка, нравственных качеств и интересов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Если произведение переделано для детей, то оно может быть для разных возрастов. Если же оно изначально было написано для детей, то должно быть ориентировано на четкий читательский адрес.

Точкой отсчета может служить возраст главного героя. Возраст важен – чтобы заинтересовать ребенка, детям должны быть понятны и интересны проблемы произведения.

При подготовке изданий для детей используется не только детская, но и «взрослая» литература. Поэтому в издательском деле и редактировании употребляется несколько понятий, характеризующих область издания литературы для детей и юношества.

Различают такие понятия, как «детская литература», «литература для детей», «круг детского чтения». Уже из самих названий видно, что они пересекаются друг с другом и в то же время имеют самостоятельное содержание.

Понимание смысла, который вкладывается в каждый из этих терминов, важно прежде всего с точки зрения общего подхода к книгоизданию, поскольку они определяют организацию и методику формирования репертуара изданий, источники отбора произведений, особенности работы редактора с авторами.

Рассмотрим понятие «детская литература»; именно оно является исходным для характеристики всей области издания для детей.

Детская литература создается специально для детской читательской аудитории. Писатель учитывает специфику детского восприятия, стараясь, чтобы его произведение хорошо понимали и усваивали читатели определенного возраста.

Особое значение имеет умение автора распознать детскую психологию, ориентироваться на интересы, пристрастия детей, возможности восприятия ими тех или иных фактов. Говорят, что для создания произведения детской литературы необходимо сохранить «детское видение мира», позволяющее отчетливо представлять себе свойства и качества детского восприятия. Детский писатель должен понимать и знать ребенка и, конечно, обладать особым талантом, который определяет мастерство автора, - талантом создавать живые незабываемые картины окружающего мира, узнаваемого ребенком и поучающего его.

При создании произведения собственно детской литературы учитывается специфика определенного возраста. Очевидно, писатель, обращающийся к детской литературе, должен отличаться особым отношением к жизни, представлять себе, как окружающая действительность воспринимается ребенком, отмечать необычное, яркое - то, что интересно его будущим читателям.

Разработаны определенные методы написания произведения литературы специально для детей. Вот только один, достаточно распространенный прием, связанный с особой позицией автора произведения, - он смотрит на окружающий мир как бы из детства, которое описывает. Писатель не наблюдает за своими героями со стороны, а рассматривает события их глазами. Именно так развивается повествование в повестях «Детство» Л. Толстого и «Детство» М. Горького, «Голубая чашка» А. Гайдара. Писатель перевоплощается в своих персонажей, не позволяя себе ни на минуту отстраниться и взглянуть на них глазами взрослого. По-видимому, именно взгляд на мир из детства сообщает содержанию этих повестей одно из самых существенных для произведений детской литературы качеств - качество достоверности описанного, понятности для читателя.

Таким образом, детская литература специально создается в расчете на определенную возрастную категорию читателей с учетом специфики детского восприятия.

Одна из важных задач редактора - создание актива детских писателей. А между тем найти этих писателей бывает трудно, поскольку детские писатели - это писатели, обладающие особым даром - помнить и понимать детство. В.Г. Белинский писал: «Должно родиться, а не сделаться детским писателем. Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но своего рода гений… много нужно условий для образования детского писателя… Любовь к детям, глубокое знание потребностей, особенностей и оттенков детского возраста есть одно из важных условий».

Рассмотрим более широкое понятие - «литература для детей». Этим понятием обозначается и детская литература, и взрослая, представляющая интерес для детей и понятная им.

Известно, что многие писатели, произведения которых охотно читают дети, специально для детей не писали. Литератор Н. Телешов вспоминал: «Чехов уверял… что никакой «детской» литературы не существует. «Везде только про Шариков да про Барбосов пишут. Какая же это «детская»? Это какая-то «собачья литература».

Таким образом, чтение детей охватывает не только специально написанные произведения, но пополняется и за счет взрослой литературы. Именно так формируется репертуар изданий для детей. Его составляют детская литература и произведения, написанные для взрослых, но представляющие интерес для детей

Из детской литературы и литературы для детей составляется так называемый круг детского чтения. Энциклопедический словарь «Книговедение» определяет круг чтения следующим образом: «Совокупность произведений печати, отражающая основные интересы и потребности в чтении определенной читательской группы. Круг чтения социально и исторически обусловлен. Выявление круга чтения - одна из основных задач конкретных социологических исследований в области чтения».

Применительно к детскому чтению круг чтения имеет свои характеристики. Остановимся на них.

«Круг детского чтения» включает книги, которые должны быть прочитаны именно в детстве и которые определяют чтение ребенка конкретного возраста. Это динамическое явление, так как по мере роста ребенка расширяются и границы охвата литературы, которую он читает. Круг чтения показывает интересы и пристрастия человека, отдельные издания «возвращаются», если читатель обращается к ним не однажды. Состав изданий постоянно меняется в зависимости от изменения интересов детей и репертуара выпускаемых изданий, причем чем богаче, разнообразнее репертуар, тем больше возможностей влияния на ребенка, так как круг его чтения будет в той или иной степени отражать это богатство и разнообразие.

Формирование круга детского чтения связано с решением воспитательных задач. Та литература, которая специально написана для детей, определяет во многом облик, характер, поведение детей. Кроме того, она является источником культурных традиций, передает читателям определенный опыт. Не случайно В.Г. Белинский специальное внимание обращал на определение круга детского чтения. Размышляя о его составе, критик прежде всего указывал на связь книги с жизнью, художественность, «глубокость» и гуманность идеи, целомудренность содержания, простоту и народность. Среди произведений, которые должны входить в круг детского чтения, он называл стихотворения и сказки А.С. Пушкина, роман о приключениях Робинзона Крузо Д. Дефо.

Детская литература формирует и определяет круг чтения каждого ребенка, изменяя и структурируя его состав, причем постепенно эта литература вытесняется «взрослой», оставляя за пределами интересов читателя собственно детскую литературу. Учитывая, что определенные книги могут воздействовать наиболее эффективно именно на того читателя, которому предназначены, можно считать, что литература, входящая в круг детского чтения, должна быть прочитана в соответствующем возрасте; книги, которые не «попались» читателю вовремя, не могут оказать на него того влияния, которого добивался автор, и, следовательно, свои социальные функции выполняют не полно. Действительно, воздействие на дошкольника, школьника старшего возраста, взрослого человека сказки, например «Красной шапочки», различно, так как в каждом возрасте интерес представляют «свои» аспекты произведения. Следовательно, круг чтения определяет степень и характер влияния на читателя содержания произведения и связан с особенностями свойств различных категорий читателей.

При организации книгоиздания для детей, особенно в процессе формирования репертуара, редактор ориентируется на круг детского чтения, отбирая произведения для переиздания и включая в систему изданий новую литературу.

Первые книжки в жизни ребенка: книжки-игрушки, книжки-подушки и книжки для купания. Предметно-содержательное восприятие книги ребенком до полутора-двух лет. Значение книжных картинок в становлении аналитического и образного мышления ребенка. Приемы формирования навыков «чтения» иллюстрационного текста книги.

Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор - частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.

В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.

С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.

Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-перевертыши. Этот особый вид прибауток необходим детям для тренировки интеллекта.

Детям 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки). Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций.

Идею произведения, написанного специально для младших школьников, ребенок воспринимает интуитивно и лишь тогда, когда литературное событие воспроизводит нечто похожее на жизнь самого ребенка. Дело в том, что детская литература, ориентируясь на особенности психического развития маленького читателя, не предлагает сложных сюжетов и фабул, сложных идей. Она ищет пути к сознанию ребенка, пользуясь теми художественными средствами, которые будут доступны читателю этого возраста - отсюда и особенности стиля произведений для детей. Идею ребенок выводит не из текста, а из личного опыта. Как и почему он принял такое решение, маленький читатель объяснить не может, а потому и не хочет отвечать на наши вопросы типа «почему ты так решил, почему ты так считаешь?». Правильно было бы сказать, что идею произведения, написанного специально для детей, младший школьник самостоятельно осознать может на уровне житейских представлений, но осмыслить ее во всей глубине, подняться на уровень художественного обобщения ему не под силу без помощи взрослых: подтекст не воспринимается маленьким ребенком без специального обучения.

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

Хотя круг чтения младших школьников во многом определяется школьной программой (изучаются в основном классика детской литературы), тем не менее, детям 7-10 лет предлагается значительный, по объему репертуар чтения, выходящий за рамки программного. Трудно представить развитие ребенка этого возраста без произведений Р. Погодина, В. Воскобойникова, B. Крапивина, В. Медведева, Е. Велктистова, Ю. Олеши, а также А. Толстого, М. Зощенко, Е. Шварца и др.

Особый интерес у младших школьников способны вызвать книги, герои которых такие же школьники, как они сами, например: "Витя Малеев в школе и дома" Н. Носова, "Многотрудная, полная невзгод и опасностей, жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника" Л. Давыдычев, "Ольга Яковлева" C. Ивановой и др.

Для детей младшего школьного возраста непреходящую ценность имеют книги С. Лагерлеф "Приключения Нильса с дикими гусями", Пройслера "Маленькая Баба Яга", О. Уальда ("Мальчик-звезда"), Д. Толкина ("Властелин колец"), Р. Киплинга ("Маугли"), А. Экзюпери ("Маленький принц"), Я. Корчака ("Король Матиуш I"). Для этого возраста предназначено и большинство произведений Астрид Линдгрен, книги Э. Расие "Приключения Мюнхаузена", Д. Свифта "Путешествие Гулливера", Д. Дефо "Робинзон Крузо". Многим детям младшего школьного возраста уже доступны повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна", "Принц и нищий", а также отдельные произведения Ч. Диккенса. Для девочек в последние годы в серии "Незнакомая классика. Книга для души" издана повесть американской писательницы Э. Портер "Полианна", которая пришлась по душе не только детям, но и взрослым. Для чтения девочек рекомендуется также книга Ф. Бернетт "Маленькая принцесса". Для мальчиков издана и пользуется большим спросом книга Г, Белля "Долина грохочущих копыт" и Ф. Бернетт "Маленький лорд Фонтлерой". Эти книги пробуждают у детей чувства добра и сострадания.

Особое место в книжном собрании для детей младшего школьного возраста принадлежит Библии, а также "Мифам древней Греции", без чтения которых невозможно понять великие произведения искусства, созданные на их сюжеты. Так, младшим школьникам адресована книга "Вавилонская башня и другие библейские предания". Особую ценность имеют переиздания детской Библии. Для выборочного чтения можно рекомендовать младшим школьникам познакомиться с книгой Н. Куна "Легенды и мифы древней Греции" или книгой В. и Л. Успенских "Мифы древней Греции".

Из исторических книг особую ценность представляют книги о нашем Отечестве, впервые изданные до революции, а именно: Головин Н. "Моя первая русская история: В рассказах для детей", и книга А. Ишимовой "История России в рассказах для детей".

В учебниках Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой очень много сказок разных народов мира например «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка), «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» (литовская сказка), «Дыйканбай и дев» (киргизская сказка), «Богатырь Назнай» (дагестанская сказка), «Похождения дикого кота Симбы» (африканская сказка), «Почему у зайца губа рассечена» (эстонская сказка), «Как петух лису обманул» (латышская сказка).