История русской школы саксофона. Виды саксофонов

По принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева.

Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя.

Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент «мундштучным офиклеидом », а название «саксофон » было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом .

С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже - в симфоническом, ещё реже - в качестве солиста. Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки.

Саксофон обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

Устройство саксофона

Представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину, и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эса» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эс насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука : он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а у теноровых и более низких разновидностей - иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как открытость (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются более закрытые мундштуки, для других жанров - более открытые.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок) , которая тоже схожа по строению с тростью . Обычно для её изготовления применяется камыш, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления - лигатуры , представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Разновидности саксофонов, их семейство

Семейство саксофонов , сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь из них:

Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый - преимущественно в джазе и родственных жанрах.

Большая часть саксофонов - транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит cи-бемоль).

Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая - инструменты строя in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) - инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) - должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F , эти модели постепенно вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов

Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Техника игры на саксофоне

Аппликатура саксофона близка аппликатуре , а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете . При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры .

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с , возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у ). Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.

В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры - фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.

Выдающиеся саксофонисты

  • Джон Колтрейн - один из крупнейших джазовых саксофонистов второй половины XX века;
  • Бен Уэбстер - американский джазовый тенор-саксофонист, выдающийся мастер свинга;
  • Пол Дезмонд — американский джазовый альт-саксофонист, автор одной из наиболее популярных джазовых композиций «Take Five»;
  • Орнетт Коулман - американский джазовый саксофонист, композитор, один из основателей стиля «Фри-джаз»;
  • Джерри Маллиген - американский джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей стиля «кул»;
  • Брэнфорд Марсалис - американский джазовый и классический саксофонист, брат Уинтона Марсалиса;
  • Федерико Мондельчи - современный итальянский классический саксофонист, руководитель ансамбля саксофонов;
  • Марсель Мюль - французский классический саксофонист, основоположник современной французской школы исполнения на этом инструменте, первый профессор Парижской консерватории;
  • Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист первой половины XX века;
  • Мэйсио Паркер - американский саксофонист второй половины XX века, определивший звучание фанк-музыки;
  • Фаусто Папетти - итальянский саксофонист, исполнитель популярной музыки и музыки к кинофильмам;
  • Сигурд Рашер - немецкий и американский классический саксофонист, один из крупнейших в XX веке;
  • Дэвид Джексон - выдающийся саксофонист жанров прог- и арт-рок;
  • Ховард Джонсон - исполнитель на баритоновом саксофоне и других инструментах;
  • Декстер Гордон - один из первых исполнителей бибопа на теноровом саксофоне;
  • Жан Мари Лонде (Лондейкс) - французский классический саксофонист, исполнитель ряда посвящённых ему сочинений;
  • Маргарита Шапошникова - профессор РАМ им. Гнесиных, Народная артистка России, основатель академической школы саксофона в СССР, ведущий музыкант-саксофонист России;
  • Лев Михайлов - один из крупнейших отечественных классических кларнетистов и саксофонистов;
  • Игорь Бутман - современный российский джазовый саксофонист;
  • Георгий Гаранян - джазовый саксофонист;
  • Алексей Козлов - советский и российский саксофонист, основатель легендарного советского джазового коллектива «Арсенал»;
  • Давид Голощёкин - выдающийся петербургский джазовый музыкант.

История саксофона и его роль в музыке

Первый саксофон был создан Адольфом Саксом в Париже в 1842 году. Этот инструмент обладал всеми характеристиками современного саксофона: металлическим коническим корпусом, мундштуком (почти без изменения заимствованным у кларнета) с одинарной тростью и системой кольцевых клапанов Теобальда Бёма, и имел «змееобразную» (скрученную) форму.

Первое сочинение, в котором был задействован саксофон , принадлежит перу Гектора Берлиоза, всегда положительно относившемуся к нововведениям в музыке. Это сочинение - Хорал для голоса и шести духовых инструментов, в котором помимо саксофона использовались и другие инструменты, сконструированные Саксом (бас-кларнет, корнет и др.). 3 февраля 1842 Берлиоз сам первым продирижировал этим произведением, а уже в декабре того же года саксофон впервые появился в оперном оркестре на премьере оперы Жоржа Кастнера «Последний царь Иудеи».

В 1844 году саксофон был впервые представлен на промышленной выставке в Париже, а 21 марта 1846 года Сакс получил патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. В 1845 году инструменты, сконструированные Саксом (саксофоны, саксгорны и саксотромбы) были введены в военные духовые оркестры.

Будучи знатоком оркестровки и возможностей инструментов, Берлиоз включил в свой труд «Искусство инструментовки» достаточно обширную статью о саксофонах и дал этим инструментам положительную характеристику. Композиторы периодически включали саксофон в оркестр (как правило, в операх): Галеви - «Вечный жид» (1852), Мейербер - «Африканка» (1865), Тома - «Гамлет» (1868) и «Франческа да Римини» (1882), Делиб - «Сильвия» (1876), Массне - «Король Лахорский» (1877), «Иродиада» (1881) и «Вертер» (1886), Сен-Санс - «Генрих VIII» (1883), д’Энди - «Фервааль» (1895) и др. В симфоническом оркестре саксофон использовался намного реже, один из самых известных случаев его применения - музыка Жоржа Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1874), где этому инструменту поручено большое соло.

В 1857-1870 годах Сакс преподавал игру на саксофоне в военном училище при Парижской Консерватории. За эти годы он подготовил множество первоклассных музыкантов и вдохновил композиторов на создание сочинений, написанных специально для саксофона. Но в 1870 году разразилась война, большинство учеников училища ушли на фронт, и спустя некоторое время оно было закрыто. Класс саксофона в Парижской консерватории был открыт лишь в 1942 году. После 1870 года в Европе начался период упадка интереса к инструменту, однако «эстафету» приняли американские музыканты, в частности, Элиза Холл, успешно выступавшая в качестве сольного исполнителя.

Начало XX века отмечено новым всплеском интереса классических композиторов к саксофону. В 1920-е годы в свои сочинения его ввели Дариюс Мийо (балет «Сотворение мира»), Жермен Тайфер, Морис Равель (в его «Болеро» используется сразу три саксофона - сопранино, сопрано и тенор), Мануэль Розенталь и другие. Кроме того, проникавший в Европу джаз, где саксофон уже стал одним из доминирующих инструментов, имел большой успех. Это и предопределило триумфальное возвращение саксофона и его необычайную популярность в музыке ХХ века.

Среди других сочинений этого времени, в которых задействован саксофон, можно упомянуть оперу «Кардильяк» (1926) Пауля Хиндемита, балет «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (1930), сюиту «Поручик Киже» (1934) Сергея Прокофьева, ораторию «Жанна д’Арк на костре» (1935) Артюра Онеггера, «Концерт памяти ангела» и оперу «Лулу» Альбана Берга, балет «Гаянэ» Хачатуряна а также многие другие произведения. Саксофон исполняет главную тему в пьесе «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля, а также лиричное соло в среднем разделе первой части «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова.

Был написан также ряд сольных сочинений для саксофона: Рапсодия Дебюсси (1903, оркестрованная Жаном Роже-Дюкассом в 1911); Концерт, соч. 109 Александра Глазунова; две Баллады Франка Мартина, Хорал с вариациями, соч. 55 Венсана д’Энди; Камерное концертино Ибера; «Легенда» Флорана Шмитта; Концерт Ларса-Эрика Ларссона; Концерт для двух фортепиано, хора и квартета саксофонов с оркестром (1934) Жермен Тайфер; а также произведения менее известных авторов, таких как Жан Абсиль, Хенк Бадинс, Эжен Бозза, Гастон Брента, Андре Капле, Рэймон Шеврёй, Мариус Констан, Уилл Эйзенман, Анри Томази и многих других. Эти произведения исполняются очень редко. Среди советских композиторов, создававших произведения для саксофона - Эдисон Денисов, София Губайдулина, Вячеслав Артёмов, Николай Пейко, Андрей Эшпай.

С 1969 года регулярно проводятся Всемирные конгрессы саксофонистов, в рамках которых проходят конкурсы и фестивали, издаются книги и периодические издания. В 1995 году в Бордо был открыт Европейский центр саксофона, задачей которого является сбор всех существующих материалов, имеющих отношение к саксофону, и дальнейшее продвижение этого инструмента в рамках современной музыки.

В конце XIX века в США зародился новый музыкальный стиль - джаз, и саксофон почти сразу стал одним из основных его инструментов. Специфичное звучание инструмента и огромные выразительные возможности как нельзя лучше подходили для этого стиля. Примерно с 1918 года, по выражению одного из критиков, страну захлестнула «саксофономания». Налаженное массовое производство этих инструментов способствовало их быстрому распространению, и уже по самым ранним из сохранившихся записей джазовых музыкантов конца 1910-х - начала 1920-х годов можно услышать, что саксофон пользуется огромной популярностью в этом жанре.

В эпоху свинга (с середины 1930-х годов) в моду вошли джазовые оркестры (бигбэнды), в которых группа саксофонов стала обязательной частью. Как правило, в состав такого оркестра входили не менее пяти саксофонов (два альтовых, два теноровых и один баритоновый), однако состав мог варьироваться, при этом один из саксофонистов также иногда играл на кларнете, флейте или более высокой разновидности саксофона (сопрано или сопранино). Среди выдающихся саксофонистов этого времени, игравших соло - Лестер Янг (1909-1954), Коулмэн Хокинс (1904-1969), позднее - Чарли Паркер (1920-1955).

В современном джазе саксофон остаётся одним из ведущих инструментов. Во второй половине XX века крупными исполнителями были Джулиан «Кэннонболл» Эддерли (1928-1975), Джон Колтрейн (1926-1967), Джерри Маллигэн, Бад Шенк, Фил Вудс и многие другие.

Видео: Саксофон на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Этот поистине душевный инструмент тронет даже самое черствое сердце. Узнать звучание саксофона можно из тысячи. Именно его «голос» часто слышится на многих романтических мероприятиях, к примеру, на таинстве бракосочетания. Также саксофон удачно вписывается во множество джазовых композиций, где становится резким и задорным.

Кто изобрел саксофон?

Изобретателем этого душевного музыкального инструмента считают инструментального бельгийского мастера французского происхождения - Адольфа Сакса. Он всю жизнь мечтал дать шанс быть инструменту, который стал бы чем-то средним между деревянными и музыкальными медными нотами. Приспособление, в котором могли бы сочетаться два этих тембра, отлично вписалось бы, по мнению изобретателя, в оркестр военных сил Франции. Ответ на вопрос «в каком году изобретен саксофон» многие дают не совсем точно, однако известно, что рождение саксофона пришлось на начало 1842 года. Патент был установлен спустя 4 года после изобретения. Согласно истории о том, как Сакс изобрел саксофон, он сидел дома и, приставив мундштук от кларнета к офикледу, сделал попытку заиграть, с первых же нот парень влюбился в это звучание. С того момента и пришло ему на ум назвать такой инструмент в свою честь. Популярный в то время композитор и журналист услышав потрясающий звук саксофона, был очень удивлен. Спустя несколько месяцев журналист написал статью об этом музыкальном инструменте.

Так разошлась слава о саксофоне по всей Европе, и дошла в наши края. На этом сотрудничество Сакса и Берлиоза не закончилось. Известный композитор сочинил первую партию для музыкального изобретения. После премьеры саксофона не один известный автор пожелал, чтобы его звучание вписали в их произведения.

Звучание саксофона

Звучание этого чудесного музыкального инструмента описывают множеством самых прекрасных слов: он непревзойденный, завораживающий, волшебный, чарующий и в то же время очень нежный.

Тембр саксофона способен затронуть до глубины души уже с первых нот, а его звук невозможно не узнать. Игра на саксофоне требует виртуозных навыков, играть на нем дано не каждому. А тот, кто решит связать свою жизнь с игрой на саксофоне, просто обязан любить музыку, жить ею и в совершенстве владеть инструментом

Из чего состоит саксофон? Его виды

О том, кто изобрел саксофон, сегодня упоминают чаще, чем о его достижении. И это верно. Однако сам инструмент достоин не меньшего внимания. С момента рождения саксофона его автор разработал четырнадцать видов. Но со временем стало ясно, что наибольшей популярностью пользуются всего восемь из них. А четыре вида просто молниеносно сметаются с рук автора. Эти инструменты имеют очень сочное звучание и необычайную технику.

Этот музыкальный инструмент являет собой трубку конической формы. Изготавливают его, как правило, из специального сплава меди, цинка и никеля. Автор саксофона далее усовершенствовал свое творение и придал некоторым видам более компактную форму. Саксофон стало удобнее использовать благодаря изогнутой основе. Саксофон, имеющий много разновидностей, может быть ровным. Инструмент складывается из трех частей: корпуса (основы), раструба и эски. Эски - трубка, которая является продолжением корпуса саксофона. На эту часть и накладывается мундштук. Он по форме похож на птичий клюв и изготовлен из эбонита. Иногда производители используют качественный пластик. Реже - металл. За образование специфического звука в саксофоне отвечает «язычок» - трость. Она в свою очередь может быть тростниковой, бамбуковой или изготавливаться из камыша. Эта деталь саксофона прикрепляется к инструменту при помощи машинки (лигатуры). Она по внешнему виду напоминает маленький сверток с парой винтов по бокам. Тот, кто изобрел саксофон, а именно Адольф Сакс, не забыл и о красивом внешнем виде инструмента. Сегодня его изготавливают по технологии первого автора, дополняя красивыми оттенками и узорами.

Саксофон в нынешнем мире

На сегодняшний день саксофон пользуется необычной популярностью и считается одним из главных инструментов во многих духовых оркестрах. Мало кто из ценителей современной музыки, в том числе поп-музыки, рока, рок-н-ролла, знает, что саксофон задействован и в этих современных направлениях. Не последнее место этот духовой инструмент занимает и в симфонических оркестрах.

Кратко о дальнейшей судьбе Сакса

Сакс после достижения пика своей карьеры решает остановиться в Париже. Многие не порадовались тому, что на их земле будет жить известный изобретатель - тот, кто придумал саксофон. Однако друзья Сакса его поддержали. Недоброжелателями оказались конкуренты - местные мастера. Они, как потом выяснилось, завидовали таланту Сакса и его друга Берлиоза. Адольф Сакс в силу своей мудрости не обращает внимания на злые слухи и открывает свое дело по производству духовых музыкальных инструментов. Его работы пользуются широким спросом, и заказы поступают из многих стран мира. Саксофон продолжает пользоваться популярностью, каждый раз напоминая о великом человеке, который сделал большое вложение в историю музыки, о том, кто изобрел саксофон и навечно остался жить в памяти многих.

САКСОФОН

Основные сведения

Саксофон (Sax - фамилия изобретателя, phone - звук) - духовой деревянный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева.

Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя.

Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент «мундштучным офиклеидом », а название «саксофон » было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом .

С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже - в симфоническом, ещё реже - в качестве солиста. Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки.

Саксофон обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

Устройство саксофона

Саксофон представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину, и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.



Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эса» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эс насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштукакларнета : он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а у теноровых и более низких разновидностей - иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как открытость (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются более закрытые мундштуки, для других жанров - более открытые.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок) , которая тоже схожа по строению с тростью кларнета . Обычно для её изготовления применяется камыш, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления - лигатуры , представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Разновидности саксофонов, их семейство

Семейство саксофонов , сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь из них:

Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый - преимущественно в джазе и родственных жанрах.

Большая часть саксофонов - транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) иin B (при исполнении ноты до прозвучит cи-бемоль).

Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая - инструменты строя in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) - инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) - должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F , эти модели постепенно вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов

Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Саксофон-сопрано - это самый маленький из четырех наиболее распространенных разновидностей саксофона. В отличие от больших разновидностей, у саксофона-сопрано нет У-образно изогнутой трубки. В квартете саксофонов, саксофон-сопрано исполняет самую высокую партию. Его часто используют для исполнения основной партии в небольших джаз-бандах и, нередко, в смешанных джаз-рок группах.

Альтовый саксофон является одним из наиболее популярных представителей семейства саксофонов в целом, благодаря тому, что это весьма гибкий в применении и очень выразительный музыкальный инструмент. Его широчайший диапазон и бархатистый звук делают альтовый саксофон фаворитом среди инструментов, используемых в популярных группах и оркестрах различной величины. В качестве сольного инструмента альтовый саксофон особенно популярен при исполнении джазовых композиций.

ТОНАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН Две с половиной октавы.
МАТЕРИАЛ Лакированная медь.
РАЗМЕР 74 см в высоту; длина трубки 1,2м.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Изобретен бельгийцем Адольфом Саксом, в Брюсселе, около 1840г. Всего же Саксом были изобретены 14 саксофонов различных размеров, с характеристиками от высокого сопрано до контрабаса.
КЛАССИФИКАЦИЯ Духовой инструмент, т.е. который производит звуки при помощи вибрации воздушного столба.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ Альтовый саксофон классифицируется как духовой инструмент, потому что его звук создается вибрацией язычков.

Одним из самых выразительных представителей семейства саксофонов является саксофон-альт. Богатство и многокрасочность его звуковой палитры придают ему качество одного из ярких солирующих голосов духового, симфонического, джазового оркестров, а также различных камерных ансамблей.
Эти качества привлекают внимание многих композиторов, которые в своих произведениях поручают саксофону-альту исполнение напевных, кантиленных мелодий и сложных технических пассажей.
Звуки среднего регистра альтового саксофона напоминают тембр человеческого голоса, а при усилении динамики характер звучания инструмента приобретает черты экспрессивности и драматизма. Чем выше тесситура, тем больше напряженности в звучании инструмента, так как звукам верхнего регистра присуща некоторая пронзительность, а вместе с тем особая яркость и блеск. В этом регистре возможна динамика от меццофорте до форте.

Звуки высшего регистра отличаются еще большей напряженностью и некоторой крикливостью, они доступны лишь в нюансе форте или фортиссимо.

Альтовый саксофон стал чуть ли не самым популярным из всех 14 разновидностей саксофонов, представленных Адольфом Саксом парижской публике.

Саксофон альт, с его чувственным, бархатистым тоном, в сочетании с доступной ему беглостью кларнета завоевал прочное место в джазовой и популярной музыке. При содействии Мориса Равеля альт оставил след и в русской музыке: его голос звучит в оркестровом переложении «Картинок с выставки» Модеста Петровича Мусоргского (1870), выполненном в 1922 году.

Альт был первым инструментом прославленного джазового мастера тридцатых-сороковых годов прошлого века Лестера Янга и парадоксального, неповторимого Чарли Паркера, который учился музыке и искусству импровизации «с нуля» по записям Янга.

Баритон-саксофон является самым крупным видом наиболее часто используемых саксофонов. Баритон-саксофон изобретен бельгийцем Адольфом Саксом примерно в 1840 году. Звук баритон-аксофона хриплый и выразительный. Хотя он изначально появился в военных оркестрах, в настоящее время этот инструмент наиболее часто можно встретить в джазе.

Техника игры на саксофоне

Аппликатура саксофона близка аппликатуре гобоя , а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете . При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры кларнета.

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует скларнетом, возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у валторны ). Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.

В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры - фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.

Выдающиеся саксофонисты

· Джон Колтрейн - один из крупнейших джазовых саксофонистов второй половины XX века;

· Бен Уэбстер - американский джазовый тенор-саксофонист, выдающийся мастер свинга;

· Пол Дезмонд - американский джазовый альт-саксофонист, автор одной из наиболее популярных джазовых композиций «Take Five»;

· Орнетт Коулман - американский джазовый саксофонист, композитор, один из основателей стиля «Фри-джаз»;

· Джерри Маллиген - американский джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей стиля «кул»;

· Брэнфорд Марсалис - американский джазовый и классический саксофонист, брат Уинтона Марсалиса;

· Федерико Мондельчи - современный итальянский классический саксофонист, руководитель ансамбля саксофонов;

· Марсель Мюль - французский классический саксофонист, основоположник современной французской школы исполнения на этом инструменте, первый профессор Парижской консерватории;

· Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист первой половины XX века;

· Мэйсио Паркер - американский саксофонист второй половины XX века, определивший звучание фанк-музыки;

· Фаусто Папетти - итальянский саксофонист, исполнитель популярной музыки и музыки к кинофильмам;

· Сигурд Рашер - немецкий и американский классический саксофонист, один из крупнейших в XX веке;

· Дэвид Джексон - выдающийся саксофонист жанров прог- и арт-рок;

· Ховард Джонсон - исполнитель на баритоновом саксофоне и других инструментах;

· Декстер Гордон - один из первых исполнителей бибопа на теноровом саксофоне;

· Жан Мари Лонде (Лондейкс) - французский классический саксофонист, исполнитель ряда посвящённых ему сочинений;

· Маргарита Шапошникова - профессор РАМ им. Гнесиных, Народная артистка России, основатель академической школы саксофона в СССР, ведущий музыкант-саксофонист России;

· Лев Михайлов - один из крупнейших отечественных классических кларнетистов и саксофонистов;

· Игорь Бутман - современный российский джазовый саксофонист;

· Георгий Гаранян - джазовый саксофонист;

· Алексей Козлов - советский и российский саксофонист, основатель легендарного советского джазового коллектива «Арсенал»;

· Давид Голощёкин - выдающийся петербургский джазовый музыкант.

бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре , реже - в симфоническом , также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра (ансамбля). Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки. Инструмент обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

История инструмента и его роль в музыке

Классическая музыка

Изобретение саксофона относится к началу 1840-х годов. В это время Сакс, работавший в музыкальной мастерской своего отца в Динане и уже получивший несколько патентов, искал возможности устранить интонационные расхождения между деревянными и медными инструментами духовых оркестров, заполнить тембровое пространство между ними и заменить громоздкие и несовершенные басовые офиклеиды . Именно под названием «мундштучный офиклеид» новый инструмент был впервые представлен на Брюссельской промышленной выставке в августе 1841 года. Этот инструмент обладал металлическим коническим корпусом, мундштуком с одинарной тростью (почти без изменения заимствованным у кларнета), системой кольцевых клапанов Теобальда Бёма , но при этом имел «змееобразную» (скрученную) форму.

Будучи знатоком оркестровки и возможностей инструментов, Берлиоз включил в свой труд «Искусство инструментовки» достаточно обширную статью о саксофонах и дал этим инструментам положительную характеристику. Композиторы периодически включали саксофон в оркестр (как правило, в операх): Галеви - «Вечный жид» (), Мейербер - «Африканка» (), Тома - «Гамлет» () и «Франческа да Римини» (), Делиб - «Сильвия» (), Массне - «Король Лахорский» (), «Иродиада» () и «Вертер» (), Сен-Санс - «Генрих VIII» (), Венсан д’Энди - «Фервааль» () и др. В симфоническом оркестре саксофон использовался намного реже, один из самых известных случаев его применения - музыка Жоржа Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (), где этому инструменту поручены два больших сольных эпизода.

Был написан также ряд сольных сочинений для саксофона: Рапсодия Дебюсси ( , оркестрованная Жаном Роже-Дюкасом в ); Концерт, соч. 109 Александра Глазунова ; две Баллады Франка Мартена , Хорал с вариациями, соч. 55 Венсана д’Энди; Камерное концертино Ибера ; «Легенда» Флорана Шмитта; Концерт Ларса-Эрика Ларссона ; Концерт для двух фортепиано, хора и квартета саксофонов с оркестром (1934) Жермен Тайфер; Сюита для саксофона и гитары, соч. 291 (), Трио для трёх саксофонов, соч. 331 (), Концерт для саксофона и струнного оркестра, соч. 344 () Алана Хованесса ; Концерт для квартета саксофонов с оркестром Филипа Гласса (); Концерт для саксофона и виолончели с оркестром Майкла Наймана (); а также произведения менее известных авторов, таких как Жан Абсиль , Хенк Бадингс , Эжен Бозза , Гастон Брента, Андре Капле , Рэймон Шеврёй, Мариус Констан , Уилл Эйзенман, Анри Томази и многих других. Среди русских композиторов, создававших произведения для саксофона (соло и ансамбли), - Эдисон Денисов , София Губайдулина , Вячеслав Артёмов , Николай Пейко , Андрей Эшпай , Татьяна Чудова , Юрий Каспаров , Дмитрий Капырин .

В современном джазе саксофон остаётся одним из ведущих инструментов. Во второй половине XX века крупными исполнителями были Джулиан «Кэннонболл» Эддерли (1928-1975), Джон Колтрейн (1926-1967), Джерри Маллигэн , Бад Шенк , Фил Вудс , Орнетт Коулман , Стэн Гетц , Пол Дезмонд и многие другие.

Строение саксофона

Мундштуки, трости, лигатуры, колпачок тенорового саксофона

Саксофон представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни . Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука . Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые альтовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса и «эски» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эску насаживается мундштук , строение которого очень похоже на строение мундштука кларнета : он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как «пасть» (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются мундштуки с меньшими пастями, для других жанров - с более широкими.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок), которая тоже схожа по строению с тростью кларнета. Обычно для её изготовления применяется бамбук , камыш или тростник , однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления - лигатуры (машинки), представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Семейство саксофонов

Баритоновый саксофон

Семейство саксофонов, сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только восемь:

Разновидность саксофона Строй Транспозиция
Саксофон-сопраниссимо В (си-бемоль) Малая септима вверх
Саксофон-сопранино Es (ми-бемоль) Малая терция вверх
Саксофон-сопрано B (си-бемоль) Большая секунда вниз
Саксофон-альт Es (ми-бемоль) Большая секста вниз
Саксофон-тенор B (си-бемоль) Большая нона вниз
Саксофон-баритон Es (ми-бемоль) Большая терцдецима вниз
Саксофон-бас B (си-бемоль) Большая секунда через две октавы вниз
Саксофон-контрабас Es (ми-бемоль) Большая секста через две октавы вниз

Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

Из представленных в таблице восьми разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый , теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый - преимущественно в джазе и родственных жанрах.

Бо́льшая часть саксофонов - транспонирующие инструменты , то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль ) и in B (при исполнении ноты до прозвучит си-бемоль ).

Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая - инструменты in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров , вторая (те, которые известны сегодня) - инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) - должна была стать частью военных духовых оркестров . Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F. Постепенно инструменты «симфонических» строев вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов.

Диапазон саксофона состоит из трёх регистров : низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Техника игры на саксофоне

Аппликатура саксофона близка аппликатуре флейты , а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете, но немного легче сделать амбушюр . При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры кларнета.

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато , он конкурирует с кларнетом, возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато , глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у валторны). Ни саксофон, ни валторна не являются деревянными инструментами. Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру

Музыкальный инструмент: Саксофон

Если кому-нибудь задать вопрос, какой музыкальный инструмент вы считаете наиболее чувственным? Несомненно, в ответ услышите - саксофон - инструмент для души, как его называют многие меломаны. Его с трастный и экспрессивный тембр, умеющий передавать нежность и страсть, может уносить человека в самые потаённые воспоминания. Не зря поэты в своих лирических стихах поющий и плачущий голос саксофона часто связывают с романтическими переживаниями героев. Но не только слезы и печаль характерны для этого инструмента, который обладает большими выразительными возможностями. Он весьма многолик и может быть серьёзным философом в произведениях И.С. Баха , нежным и лиричным у композиторов-романтиков, дерзким и свободным в джазе. В этом жанре саксофон - король, так как фактически является голосом исполнителя, которым он разговаривает со слушателями. Нельзя не отметить импровизационные возможности инструмента, сделавшие его в джазовом искусстве непревзойдённым лидером.

Звук

Серебристый, бархатный, волшебный, магический - такими красивыми словами обычно описывают голос саксофона. Его певучий и сочный тембр зачаровывает с первых нот. Звук инструмента узнаваем без труда.

Его выразительные возможности очень велики, саксофон отличается не только певучестью и мелодичностью, но и техничностью, являясь одним из самых виртуозных в группе духовых инструментов, ведь ему посильны различные исполнительские задачи. Плавное легато с глиссандированными звуковыми переходами, отчётливое стаккато, фруллато, вибрация звука с большой амплитудой, а также использование очень высокого регистра с флажолетным звучанием - это только небольшой перечень приёмов, которыми пользуются саксофонисты.

  • Зависть конкурентов А. Сакса после изобретения саксофона не имела границ. Для борьбы с ним ненавистники создали целое сообщество. Его трижды банкротили в 1852, 1873 и 1877 годах. У него переманивали рабочих, выкрадывали чертежи, музыкантам запрещали использовать его инструменты, обворовывали его мастерские, публиковали клеветнические статьи и даже организовывали покушение на убийство.
  • Памятник, а также самый большой музей А. Сакса находится в г. Динант, на родине великого изобретателя. Его жители, очень гордящиеся своим земляком, выбрали саксофон символом своего города. Логотип в виде саксофона здесь можно встретить везде: в барах, ресторанах, кафе, магазинах. Именем изобретателя названа улица, и на зданиях висят фигурки, изображающие саксофон.
  • В 1948 году в СССР постановлением ВКПб от 10 февраля слова джаз и саксофон, как элементы враждебной культуры, попадают под запрет, этот период, который длился восемь лет, вошел в эпоху советского джазового искусства, как время, когда разгибали саксофоны.
  • В Германии, в период третьего Рейха, саксофон попал под запрет, как инструмент, не имеющий арийского происхождения, то есть неблагородный и недостойный.
  • Билл Клинтон, президент США с 1993 по 2001 год, очень любит музицировать на саксофоне. Еще в юности, руководя школьным джаз-бэндом, он хотел стать профессиональным музыкантом. Таким мечтам будущему главе Белого дома сбыться не удалось, но на своей инаугурации в 1993 году на саксофоне он все же сыграл.
  • Под эгидой Всемирных конгрессов саксофонистов, постоянно проходящих начиная с 1969 года, регулярно проводятся конкурсы и фестивали, издается специальная литература. А 1995 год ознаменовался открытием во французском городе Бордо Европейского центра саксофона, который занимается популяризацией инструмента, а также собирает данные об исполнителях.

  • Каждый год саксофонисты со всего мира съезжаются на родину великого бельгийца А. Сакса в бельгийский город Динант для участия в параде саксофонистов. Освещенное факелами и под звучание инструментов шествие проходит вечером по набережной вокруг города, создавая мистический эффект. Завершает мероприятие концерт саксофонистов на центральной площади.
  • Памятники саксофону и саксофонистам можно встретить в разных уголках планеты. Самый большой: 12-метровый находится на родине А. Сакса в Бельгии в г. Денау. Скульптуру саксофониста из бронзы, являющимся символом норвежского города Молде, местные жители ласково называют «Джаз мальчик». Памятники саксофону установлены в Латинской Америке, в Японии (остров Хоккайдо), в России (Ростов-на-Дону), в Грузии (Тбилиси), в Таиланде (Бангкок), а в Калифорнии (США) фанаты инструмента построили дом-саксофон.
  • Международные конкурсы исполнителей на саксофоне проходят по всему миру, но самый важный - это конкурс саксофонистов в Бельгии в Денау, на родине А. Сакса. По своей значимости его можно сравнить с конкурсом имени П.И. Чайковского. Настоящим и долгожданным триумфом для российского саксофона стала победа музыканта Сергея Колесова, завоевавшего первое место и три специальных приза.
  • Наиболее известные фирмы, которые изготавливают саксофоны находятся во Франции(Selmer и Buffet), Японии(Yamaha), Чехии (Amati), Германии (BS).
  • Саксофонисты в своей технике для исполнения длинных звуков очень часто используют перманентное дыхание. Первоначально рекорд был установлен Д. Кенни, который непрерывно исполнял одну ноту в течение 45 минут без остановки. Однако его рекорд был побит Д. Эскаланте, который продержал звук в два раза дольше - 1 час 30 минут.

Конструкция

Саксофон – инструмент, состоящий из множества деталей, которые изготавливаются отдельно, а затем собираются в инструмент. Корпус его это трубка конической формы, которая с одной стороны расширяется и в зависимости от вида инструмента, может заворачиваться, приобретая форму курительной трубки. С расширенной стороны корпуса находится раструб. Другая сторона инструмента заканчивается эской, тонкой трубкой, соединяющей основную часть инструмента и мундштук, который по строению очень похож на кларнетный. К мундштуку при помощи специального приспособления – небольшого хомутика, называемого лигатурой, крепится одинарная трость - звукообразующий элемент саксофона. Трости обычно делают из тростника, который выращивается на юге Франции, но иногда для их изготовления используются синтетические материалы.

На корпусе саксофона находится клапанный механизм, имеющий много довольно сложных взаимосвязанных соединений, количество клапанов в нем варьируется и зависит от вида инструмента, иногда их может быть до 22.


Разновидности

Изначально изобретатель разрабатывал саксофоны четырнадцати видов, но с течением времени исполнительская практика показала, что востребованными являются только восемь, а наиболее популярными - четыре: сопрано (строй- B), альт (строй - Es), тенор (строй - B) и баритон (строй - Es). Эти виды, обладающие красивым сочным звуком, а также большим техническим потенциалом, составляют квартет саксофонов и активно применяются в различных музыкальных жанрах.

К менее употребляемым видам относятся: саксофон-сопраниссимо (строй - B), сопранино (строй – Es), басовый(строй - B) и контрабасовый (строй - Es).

Кроме указанных выше разновидностей саксофона очень редко, так как они существуют в единичных экземплярах, можно встретить саксофон-пикколо (соприлло) и субконтрабасовый саксофон.

Произведения:

Клод Дебюсси - Рапсодия для саксофона с оркестром (слушать)

А. Эшпай - Пьеса для саксофона и фортепиано (слушать)

Применение

Саксофон в настоящее время является очень популярным инструментом с очень обширной сферой применения. Он полноправный член в духовых и эстрадных оркестрах. Во многих современных жанрах, таких как рок, поп, рок-н-ролл , регги, эр энд би, соул, блюз, фанк саксофон является очень важным инструментом. В симфонической и оперной музыке саксофон также находит применение, но, к сожалению, не так часто, то есть постоянной прописки в симфоническом оркестре инструмент не получил.

Саксофон своим необыкновенным тембром всегда привлекал внимание многих композиторов. Изначально французские композиторы, такие как Ф. Галеви, Д. Мейербер, Ш. Тома, К. Делиб, Ж. Массне, К. Сен-Санс, В. д’Энди эпизодически поручали инструменту соло напевного характера в своих операх. Также звучание саксофона мы слышим в балетных спектаклях Д. Шостаковича, С. Прокофьева и А. Хачатуряна. Звучанием инструмента украшены и симфонические произведения, С. Прокофьева, А. Берга, М. Мусоргского , А. Онеггера, С. Рахманинова , Ж. Бизе.

Нотная библиотека для саксофона очень богата и разнообразна - это переложения произведений великих композиторов различных эпох и направлений, а также оригинальные произведения, написанные специально для инструмента. Среди авторов, которые уделяли инструменту особое внимание, стоит отметить А. Глазунова , Л. Ларссона, К. Дебюсси , Ф. Мартина, В. д’Энди, Ф. Шмита, а также Ж Абсиля, Э. Бозза, Х. Бадинса, А. Капле, Г. Брента, М. Констана, Р. Шеврёя, А. Томази, У. Эйзенмана. Советские композиторы А. Эшпай, Н. Пейко, В. Артёмов, С. Губайдулина, Э. Денисов также оставили для инструмента немало прекрасных музыкальных сочинений.

Исполнители

С самого начала своего появления саксофон своим необыкновенно красивым тембром и большим потенциалом выразительных и технических возможностей всегда привлекал к себе особое внимание. Поэтому на протяжении всей истории своего развития каждый период выявлял замечательных саксофонистов-виртуозов. А поскольку саксофон очень активно применялся в различных музыкальных жанрах, то в каждом направлении были свои выдающиеся исполнители. Во второй половине XIX века, когда инструмент только начал появляться на концертной сцене, меломаны наслаждались исполнительством таких мастеров, как Л. Майера, Ж. Суаля, Ж. Мурмана, А. Вюиля и, несомненно, самого изобретателя саксофона Адольфа Сакса, который великолепно играл на инструменте. Чуть позже, в последней четверти столетия, когда саксофон пересек Атлантический океан, то очаровал американцев своим звучанием в лице Э. Лефебра, а также Э. Холл, очень много сделавшей для популяризации инструмента на континенте.

В начале XX века, с появлением новых направлений в музыке, в том числе джаза, интересы исполнителей стали разделяться. Джазовый саксофон, который доминировал в первой половине столетия был представлен такими выдающимися именами, как Д. Ходжес, Л. Янг, Д. Колтрейн, К. Хокинс, С. Роллинс и Ч. Паркер.

Во второй половине века джаз подарил миру: Д. Колтрейна, П. Дезмонда, О. Коулмана, Д. Маллигена, Б. Марсалиса, Ч. Паркера, И. Бутмана, Г. Гараняна, А. Козлова, Д. Голощёкина, Д. Эддерли, Д. Маллигэна, Б. Шенка, Ф. Вудса.

Классический саксофон связан с именами Ф. Мондельчи, М. Мюля, С. Рашера, Ж. Лонде, М. Шапошниковой, Л. Михайлова, Г. Бумке, С. Лизона, Ж. Вриса, Ж. Лондейкса.

История

Начало истории саксофона не надо искать в глубине веков, так как инструмент сравнительно молодой, и возник он только в сороковых годах позапрошлого века. Весь путь происхождения саксофона тесно связан с биографией его великого изобретателя Адольфа Антуана Жозефа Сакса, который появился на свет 6 ноября 1814 года в маленьком бельгийском городке Динанте. Отцом Адольфа был замечательный мастер по изготовлению музыкальных инструментов, настолько успешный, что смог получить приглашение в столицу Бельгии Брюссель для назначения на должность придворного мастера, отвечающего за обеспечение военных оркестров духовыми инструментами.

Музыкальные способности и увлечение конструированием у своего первенца Шарль Сакс заметил еще в раннем детстве. Мальчик вместо веселых игр со своими ровесниками любил проводить время в мастерской отца, наблюдая за его работой. Уже к шестнадцати годам Антуан, освоил филигранную технику производства деталей духовых инструментов и совместно с инструментами отца отправил на выставку изготовленные им кларнет и две флейты.

Сильное влечение к музыке и желание молодого человека поглубже узнать особенность звукоизвлечения на духовых инструментах приводят его в Брюссельскую консерваторию, где он учится играть на кларнете. В то же время Антуан не оставляет работу в мастерской своего отца, продолжая заниматься над совершенствованием духовых инструментов. В итоге он делает свой жизненный выбор, решив стать в дальнейшем музыкантом-изобретателем, и в 20 лет принимает на себя управление мастерскими отца. Уже в этом молодом возрасте Антуан активно работает над модернизацией клапанной системы кларнета в строе «B» немецкой системы и усовершенствованием басового кларнета. Несколько позже он начинает преобразование сопранового кларнета и системы Бема. Все начинания молодого Сакса приносят не только вознаграждения и патенты, но и опыт, который помог ему в дальнейших изысканиях. Занимаясь модернизацией инструментов, у Антуана возникает мысль создания нового инструмента, который бы имел характерные особенности звучания деревянных и медных духовых инструментов одновременно. Для воплощения своей идеи Сакс видоизменил металлический корпус офиклеида под форму басового кларнета, прикрепил мундштук с тростью от кларнета и приспособил клапанный механизм гобоя, тем самым соединив особенности деревянных и медных духовых инструментов.

Сначала инструмент не отличался красивым звуком, и мастеру понадобилось некоторое время, чтобы довести его до совершенства и затем представить на выставке в Брюсселе в 1841 году. Изначально инструмент был запатентован под названием «мундштучный офиклеид».

В 1842 году в жизни талантливого бельгийца произошло знаковое событие, он знакомится с молодым, но тогда уже популярным композитором и журналистом Гектором Берлиозом, который, услышав звучание нового инструмента Сакса, был приятно поражен. Положительно относившийся ко всему новаторскому в музыке Берлиоз пишет хвалебную статью об изобретателе и новом инструменте, который он первым назвал саксофоном. В результате этой публикации о саксофоне узнали не только в Европе, но и в России. Однако композитор на этом не остановился, он сочинил произведение, в котором впервые была написана партия для нового инструмента - «Хорал», и сам же его продирижировал. После такой премьеры новоявленного инструмента и другие композиторы стали использовать звучание саксофона в своих произведениях.

На пике успеха Адольф Сакс решает обосноваться в Париже, центре европейской культуры. Однако не все во французской столице были рады такому эмигранту. Кроме друзей, среди которых известные композиторы Г. Берлиоз, Д. Мейербер, Г. Доницетти, Д. Россини, Ф. Галеви, Л. Обер, были и недоброжелатели - местные мастера, завидовавшие таланту незаурядного бельгийца. Несмотря на интриги Сакс, открыв собственное производство, активно работает, изобретает инструменты и выполняет заказы правительств разных государств по поставке духовых инструментов для военных оркестров. В 1844 году он впервые выставляет саксофон на парижской промышленной выставке, а затем в 1846 году на инструмент и его разновидности получает патент. К сожалению, саксофон, как мечтал мастер, постоянного применения в симфоническом оркестре не получил, но зато в дальнейшем, стал поистине «королем» нового появившегося направления, который получил название «джаз ».