Известные удмурты. Краткая история удмуртов

Самоназвание народа удмурт представляет собой композит, второй компонент которого - мурт означает «человек, мужчина; чужой», а о первом компоненте, уд-, следует сказать, что, по всей очевидности, это - древнее самоназвание народа, отражённое и в экзоэтнонимах, ср. марийское одо(марий), русское (в)отяк, (в)отин. Происхождение этого названия вызвало к жизни множество гипотез, из которых наиболее достоверной является версия Сергея Белых и Владимира Напольских, согласно которой название удмуртов представляет собой целиком заимствованный из какого-то иранского языка композит, который в языке-источнике мог иметь вид *ant(a)-mart(a) и означал буквально «человек окраины, житель пограничья». Письменными источниками удмурты фиксируются поздно. Если не считать явно ошибочных (вроде отождествления с ними народа Веда «Слова о погибели Русской земли», под которым на самом деле скрываетсямордовское название чувашей -ветьке (ведень в родительном падеже) или весьма сомнительных предположений, первым упоминанием об удмуртах, точнее, об удмуртской земле (Вотятцкая земля), подвластной казанскому хану следует считать русский летописный рассказ о походе Ивана III на Казань в 1469 году. С середины XVI века южные удмурты под именем (в)отяки или даже черемиса, зовомая отяки уже постоянно фигурируют в русских документах, относящихся к территории Казанского ханства. Северные удмурты (точнее - нижнечепецкие) упоминаются под именем (в)отяки в русских документах, касающихся Вятской земли, с 1521 года.Татары называли удмуртов ар. Попытки некоторых исследователей видеть в арянах, арских князьях и арских людях, фиксируемых русскими документами XV-XVI веков в Нижнем Прикамье - Приказанье и на Нижней Чепце, удмуртов на основании сходства этих названий с татарским названием удмуртов ar несостоятельны: под этими именами однозначно имеются в виду арские и каринские (чепецкие) татары, жители или выходцы из района города Арска (тат. Арча - от *артча «задний, тыловой») - старого удельного центра Волжской Булгарии, а затем и Казанского ханства. Безусловно, нельзя исключать возможности присутствия среди арских людей каких-то групп удмуртов, но прямых указаний на этот счёт в источниках не содержится. Формирование удмуртов шло (если исходить прежде всгео из археологических данных) в бассейне Вятки. Именно на правобережье Вятки и в Вятско-Ветлужском междуречье локализуются древние контакты марийцев с народом одо. О бассейне Вятки как исконной территории обитания удмуртов свидетельствуют и удмуртские родовые предания. Ещё в прошлом веке многие группы удмуртов сохраняли память о своей принадлежности к одному из двух больших удмуртских территориально-земляческих объединений - Ватка и Калмез (сегодня названия этих объединений и память о границе между ними сохранились практически только у некоторых групп северных удмуртов, в частности - у проживающих в Унинском районе Кировской области, по мнению которых ватка живут в деревнях, расположенных по притокам р. Чепцы (прежде всего - в бассейне р. Косы), а калмезы - по притокам р. Кильмезь). Ватка в XIX веке населяли бассейн Чепцы и пришли туда, согласно их преданиям, с низовьев этой реки, со средней Вятки (на это указывает и само название объединения - в буквальном переводе «вятские»). В легендах калмезов сохранилась память о борьбе их богатырей с народом Пор (удм. пор «марийцы; чужой, враждебный народ»). Калмезы расселялись первоначально в бассейне реки Кильмезь, к XIX веку распространились достаточно широко: от среднего течения Чепцы на севере до южных (юго-западных) районов Удмуртии на юге. Судя по некоторым топонимам, именно у калмезов первоначально бытовал этноним od(o) в качестве самоназвания - возможно, благодаря расселению калмезов, отступавших под давлением марийцев с нижней Вятки, этот южный по происхождению (см. выше) этноним проник в конце первого - начале второго тысячелетия н.э. ко всем группам удмуртов и стал, в конце концов, самоназванием консолидирующейся народности.В обособлении предков удмуртов от их северных родичей по языку, предков коми, важнейшую роль сыграли связи южнопермских (протоудмуртских) групп с тюрками. Контакты с булгарами и их прямыми языковыми потомками чувашами (см. раздел о марийцах) продолжались со времени появления их в Среднем Поволжье в VII-VIII вв. н.э. и как минимум до XIV века и отразились в наличии около двух сотен «булгарских» (булгаро-чувашских) заимствований в удмуртском языке (в коми языки при этом проникло не более трёх десятков таких заимствований, что свидетельствует либо о том, что окончательный «распад» пермского праязыка произошёл уже в эпоху ранних булгарско-пермских контактов, либо - что вероятнее - о том, что булгаризмы проникали в древнекоми диалекты через посредство древнеудмуртских, а уже в первые века II тыс. н.э. на севере пермского ареала доминирующим стало не тюркское, а древнерусское культурно-языковое влияние, что препятствовало усвоению тюркизмов с юга). Контакты удмуртов с тюрками, говорящими на языках кипчакской группы, прежде всего - поволжскими татарами начались не позднее XIV века и продолжаются до сих пор. Первоначально эти контакты происходили в двух центрах: на юге, в Приказанье, в районе города Арск (см. выше), относительно которого у завятских удмуртов (живущих на правом берегу нижней Вятки, в Кукморском и Балтасинском районах Татарстана и Мари-Турекском районе Марий Эл) сохранились предания, что там жил удмурт эксэй "удмуртский царь", что может свидетельствовать о былом пребывании части удмуртов в феодальной зависимости от татарских князей Арска; и на севере, в нижнем и среднем течении реки Чепцы, где по крайней мере с начала XV века документами фиксируются арские князья - предки каринских или чепецких татар, у которых в зависимости до 1588 года находились местные удмурты. Возможно, проникновение тюркских феодалов из Арска вверх по Вятке на Чепцу имело место и еще в булгарскую эпоху - во всяком случае, в пользу этого свидетельствует находка в бассейне Чепцы, в селе Гордино Балезинского района Удмуртии камня с булгарской эпитафией 1323 года.С удмуртско-тюркскими контактами на арско-чепецком пути, очевидно, связано и происхождение бесермян - этнографической группы (в 1993 года официально считаются отдельным народом), живущей на севере и северо-западе Удмуртии. Диалект удмуртского языка, на котором говорят бесермяне, стоит особняком в системе современных удмуртских диалектов, сближаясь по разным признакам с северными (соседними), южными и периферийно-южными диалектами. Особенности материальной культуры бесермян (прежде всего - традиционный женский костюм) указывают на их чрезвычайно тесные связи в прошлом с чувашами. Поэтому, очевидно, не случайно в XVI-XVII веках предков бесермян, живших по р. Чепце, называли в русских документах чуваша. В то же время некоторые особенности духовной культуры бесермян (например, использование арабской формулы обращения к Аллаху в традиционных языческих бесермянских молитвах) могут свидетельствовать об их тесных контактах в прошлом с мусульманами или даже (что, впрочем, маловероятно) о былом исповедании их предками ислама. При этом важно, что несмотря на малочисленность и дисперсное расселение этой группы, они очень чётко отделяют себя (точнее - в известной степени дистанцируются) от окружающих народов - удмуртов и татар. В самоназвании бесермян - бесерман - следует видеть искажённое тю. *busurman / *b?s?rmen, происходящее из перс. mosalm?n < араб. muslim(un) «мусульманин» - ср. рус. бусурман «мусульманин». Это слово попало к волжским булгарам из Средней Азии (ср. название Besermini, применяемое к жителям Хорезма у папского нунция брата Иоанна де Плано Карпини в XIII веке) в период принятия ими ислама в IX веке и служило вплоть до XV века обозначением части населения Волжской Булгарии и Казанского ханства (бесермены русских источников XIV-XV веков), скорее всего - потомков булгар. Какая-то часть булгарских бесермен вошла в состав каринских (чепецких) татар, как об этом свидетельствуют исторические документы и данные татарских генеалогических преданий-шеджере. Их происхождение следует связывать с районами Заказанья (г. Арск), откуда бесермены в XIV-XVI веках, спасаясь от феодальной усобицы в Золотой Орде, набегов русских ушкуйников и князей и, наконец, вследствие разгрома Золотой Орды и - в том числе - территории бывшей Волжской Булгарии Тамерланом в конце XIII века, переселились вверх по Вятке, в низовья Чепцы. Уже с 1511 года наряду с арянами (видимо - предки чепецких татар, выходцы из Арской земли) и (чуть позже) вотяками (то есть с удмуртами) в качестве зависимого от арских князей населения окрестностей села Карино на нижней Чепце упоминаются в русских документах чуваша или (с 1547 г.) чуваша арские; в XVII веке это название постепенно заменяется на бесермяне - речь идёт уже о предках современных бесермян. Очевидно, ещё на территории Арской земли булгары-бесермены должны были иметь тесные контакты с южными группами удмуртов, древними жителями этих мест. Не исключено, что какая-то часть южных удмуртов, находившаяся с бесерменами в особо тесном контакте, переняла у господствующей группы определённые черты материальной и духовной культуры (в том числе и какие-то элементы ислама) и этноним, начав называть себя бесерман. Именно такая удмуртская группа могла быть известна под именем чуваши арской русских документов, относящихся как к Арской земле, так и к нижней Чепце, и именно с ней можно связывать происхождение бесермян.Если с юга удмурты имели тесные связи с тюрками, то на севере, на средней Вятке (район городов Вятка, Слободской, Никулицын) они довольно рано вошли в соприкосновение с русскими. Судя по археологическим данным, проникновение русских на территорию Вятской земли началось еще в домонгольское время. И русские, и удмуртские предания свидетельствуют о том, что города Вятской земли были основаны на месте удмуртских «городков». По-видимому, уже с XIII века именно давление русских вынуждает удмуртов объединения Ватка уходить с Вятки вверх по Чепце на восток. Хотя в ранних русских источниках, относящихся к Вятке и более северным регионам (прежде всего Перми), удмурты ни под каким именем специально не упоминаются (о первом упоминании см. выше), следует думать, что в составе многонационального населения Вятской земли - возникшего на Средней Вятке к концу XIII века независимого государства с вечевой формой правления - северные удмурты присутствовали, тем более, что и сегодня удмурты проживают в ряде деревень Слободского, Унинского и соседних с ними районов Кировской области. С этого времени можно говорить о начале русского влияния на северных удмуртов, сопоставимомого с тюркским (примерно с того же времени - уже собственно татарским) влиянием на южных удмуртов, что в конечном счёте привело к окончательному оформлению заметных различий в языке и культуре северных и южных удмуртов.Естественно, при этом нельзя забывать и о взаимодействии южных удмуртов с русскими (первые контакты с группами восточных славян, жившими на територии Волжской Булгарии, могли иметь место ещё в булгарское время), и о связях северных удмуртов с чепецкими татарами. Следует отметить, что вплоть до XVIII века реальных попыток христианизации удмуртов даже на севере, не предпринималось, подавляющее большинство их оставалось язычниками. После покорения Москвой Вятки в 1489 году и после взятия русскими Казани в 1552 году все удмуртские земли были объединены в составе Московского государства. После 1552 года часть южных удмуртов (преимущественно - завятских, то есть живущих на правом, западном берегу Вятки), спасаясь от опасности насильственной христианизации, подобно марийцам (а вероятно - совместно с ними) переселилась на восток, в основном на земли северо-востока современной Башкирии. Так формируются группы закамских удмуртов, живущих сегодня на юге Пермской области, в Башкирии, в Бавлинском районе Татарстана и в Красноуфимском районе Екатеринбургской области, говоры которых вместе с говорами завятских удмуртов составляют периферийно-южное наречие удмуртского языка. Значительная часть этих удмуртов не была даже формально крещена, они придерживались язычества, и их культура и язык развивались под сильнейшим тюркским (татарским и башкирским) влиянием. Массовое обращение удмуртов в христианство произошло лишь в XVIII веке, при этом, не коснувшись вовсе некоторых южных групп, оно имело формальный характер. Практически повсеместно сохранялось двоеверие. Вплоть до начала XX века (кое-где и до сих пор) большая часть удмуртов сохраняла память о своей принадлежности к территориально-родовым религиозным объединениям, кланам- воршудам.Реакцией на усиливающееся социальное и национальное угнетение в середине XIX - начале XX веков стали неоднократные случаи перехода удмуртов в ислам, попытки возврата к реформированной языческой религии (секты «липопоклонников» , «вылепырисей» - от удм. выле пырись "входящий в новое"). В конце XIX века удмурты приняли участие в миграции крестьянского населения России на Урал и в Сибирь, эти миграции продолжались и в XX веке. Сегодня имеются удмуртские деревни и целые кусты деревень на Урале, в Сибири и Северном Казахстане.После революции 1917 года, в 1920 году была создана Удмуртская (первоначально - Вотская) автономная область, в 1934 году преобразованная в автономную республику (ныне - Удмуртская Республика). В России насчитывается 637 тыс. удмуртов (ок. 70% - в той или иной степени удмуртоязычны) и 3 тыс. бесермян (2002); в городах проживают 297 тыс., а на селе - 340 тыс. удмуртов.Ссылки

Удмурты никогда ни с кем не воевали, никого не завоевывали, все о них отзываются хорошо, все соседние народы с ними уживаются и говорят об удмуртах только хорошее.

Тем не менее, в современной Удмуртии, где численность удмуртов едва достигает 28%, быть удмуртом далеко не почетно, а представления об удмуртском менталитете весьма негативны. Быть удмуртом, значит считаться недалеким человеком с очень ограниченным кругозором и большими амбициями, при этом обладать невыразительной внешностью. Гнобят удмуртов в основном не Русские , а Татары , которых в Удмуртии хотя и 6%, но которые по старой памяти считают себя по отношению к удмуртам высшей расой.

Удмурты , ранее носившие название вотяки , это инородцы пермской группы финского племени. Этимология слова «удморт » самоназвания удмуртов как правило возводится к праславянскому словосочетанию «Уд-мард» , «Мард » это, как вы помните отсюда , это человек, а Уд это член – не обязательно половой, но и половой тоже. Кроме того, слово «уд» переводится как ветка, росток, побег, поросль, а ныне этот корень входит в состав слова «удочка») и «морт» – человек. Как сочетаются эти два понятия в одном слове, и почему удмурты взяли этот экзоним в качестве самоназвания для науки о сих пор остаётся загадкой.
В современной Удмуртии словом «вотяк » именуется необразованный, некультурный, примитивный, недалёкий, отсталый человек. Называя кого-то вотяком, дразнящий указывает не на национальность, а на какую-то ситуацию или поступок.

В составе удмуртов имеется также субэтнос бесермян . Бесермяне в последнее время считаются отдельным народом.

Более половины удмуртов - 56% - являются носителями гаплогрппы N1c1 .

Первые сведения об удмуртах в русских письменных источниках восходят к концу XV в. В это время удмурты занимали примерно ту же территорию Камско-Вятского междуречья, где они расселены и теперь. Данные советской археологии говорят о том, что удмурты сформировались в бассейне Вятки и Чепцы на основе древнейшего населения, создавшего ананьинскую и пьяноборскую культуры I тысячелетия до н. э. и первых веков н. э. Территория, на которой найдены памятники ананьинской культуры, занимает бассейны среднего и верхнего течения Камы, Вятки, низовьев р. Белой, распространяется на часть Поволжья до реки Ветлуги и заходит на правый берег Волги в районе Казани.
В конце XIII - начале XIV в. удмурты стали данниками татаро-монголов. Обосновавшись по среднему течению Волги, татаро-монголы вначале мало интересовались удмуртами и не стремились проникнуть в северное Закамье (не путать с Замкадьем), но постепенно, как и вся Русь, удмурты оказались в зависимости от татаро-монголов и стали объектом жестокой эксплуатации с их стороны. На территории Удмуртии татары создали феодальные княжества, которые сохраняли свою независимость вплоть до разгрома Казани, а фактически значительно дольше. Южная часть Удмуртии была у татар особой административно-податной единицей - Арской даругой; правившие здесь татарские мурзы назывались арскими князьями. В Вятской земле, в Карино, расположенном в 15-20 км от устья р. Чепцы, обосновались в конце XIV в. (1391 г.) каринские мурзы, которые распространяли свою власть на все окрестное удмуртское население.
Удмурты были обложены ясаком, но, кроме взноса ясака, население выполняло в пользу татар и другие многочисленные повинности: поставку фуража, ямщину и пр. Удмурты должны были нести военную службу и сражаться в отрядах хана и мурз.
Территориально и административно удмурты в XV-XVI вв. не представляли единого целого, а были разделены на несколько групп. Северные удмурты (каринские и чепецкие), жившие в бассейне Чепцы по ее правым и левым притокам, входили в состав Вятской земли; южные, занимавшие территорию по среднему течению Камы и Ижу, отчасти Вятке й Кильмезю, входили в состав Казанского ханства. В 1489 северные Удмурты вошли в состав Московского государства. Присоединение Удмуртов к Русскому государству завершилось к 1558 году.
Традиционные формы хозяйства: пашенное земледелие (рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, горох, просо, полба, конопля, лён) и животноводство (рабочий скот, коровы, свиньи, овцы, домашняя птица). Огородничество играло сравнительно небольшую роль. Выращивали для домашнего потребления капусту, огурцы, брюкву, редьку и др. В общих посевах, например, в 1913 зерновые культуры занимали 93%, лён – 4,1%, картофель – 2%, многолетние травы – 0,1%. Традиционные занятия – охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство долго служили важным подспорьем. Составной частью традиционного хозяйства Удмуртов были ремёсла и промыслы (в том числе рубка леса и заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка, а также мукомольное производство, извозничество и др.). Отхожие промыслы большого развития не получили. Распространёнными занятиями женщин были прядение, вязание, вышивка и ткачество. Ткани для нужд семьи полностью были домашнего производства, часть тканей шла на продажу, удмуртские холсты ценились на рынке. В Удмуртии с 18 века сложилась развитая металлургическая и металлообрабатывающая промышленность (Ижевский, Воткинский и другие заводы), однако Удмурты использовались лишь на вспомогательных работах.
Основной социальной ячейкой традиционного удмуртского общества была поземельная соседская община (бускель). Община обычно состояла из нескольких объединений родственных семей. При преобладании малых семей сохранялись большие неразделённые семьи. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, вела совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. При разделе отделившиеся селились по соседству, образуя родственные гнёзда (бoляк, иськавын), сохранялись некоторые элементы общего хозяйства (болячные поля, гумна, бани), широко использовалась родственная и соседская взаимопомощь (веме), когда была необходима кооперация большого числа рабочих рук.
Поселения (гурт) Удмуртов располагались в основном цепочкой вдоль рек, вблизи родников. До середины 19 века удмуртские гурты застраивались без улиц: каждый родственный коллектив строился вокруг родовой усадьбы, образуя кучевую планировку поселения. Во 2-й половине 19 века согласно правительственным указам внедряется уличная планировка, при этом родственники селились по соседству, образуя улицу или концы с патронимическим названием. Исторически сложившимися типами посёлков у Удмуртов были деревни, сёла, починки.
Традиционное жилище Удмуртов – наземная бревенчатая изба (корка) с холодными сенями. Двускатная тесовая крыша ставилась прежде на самцах, позднее – на стропилах. Углы рубили в обло, пазы прокладывали мхом или куделью. В начале 20 века зажиточные семьи ставили дома-пятистенки, из зимней и летней половин, или двухэтажные дома с кирпичным низом. Удмуртская изба соответствовала северо-среднерусской планировке. Глинобитную печь (гур) ставили у входа устьем к фасадной стене. На шестке устраивали очаг – северные Удмурты с подвешенным, южные, как и татары, с вмазанным котлом. По диагонали от печи находился красный угол, где стояли стол и стул для главы семьи. Вдоль стен тянулись массивные лавки, над ними – полки. Спали на нарах и полатях. Летом жили в неотапливаемой одно – или двухэтажной клети (кенос, чум) с галереей. Их часто ставили под одну крышу с избой, соединяя их сенями, или отдельно, напротив избы, по другую сторону двора. На каждом дворе было культовое сооружение (куа) для семейных молений. Оно служило и летней кухней. Из других надворных построек на усадьбе удмуртского крестьянина были погреб с навесом или срубным помещением – кладовкой над ним, навесы для дров и хозяйственного инвентаря. Хлевы и скотный двор, отделённые забором, примыкали к чистому двору.
Североудмуртский женский костюм начала 20 столетия состоял из белой холщовой туникообразной рубахи (дэрем) с прямыми рукавами с ластовицами, с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съёмным вышитым нагрудником (кабачи). Поверх рубахи – холщовый халат (шортдэрем) с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетёной опояской и передником без грудки. У южных Удмуртов к этому времени белая одежда сохранялась лишь в качестве ритуальной, для всех остальных случаев шили дэремы из пестряди, расширяющиеся к низу и оканчивающиеся оборкой. Грудь рубахи украшали аппликацией из кумача и цветных ситцев. На рубаху надевали сшитый в талию камзол или безрукавку (саестэм). Передник южные Удмурты шили с высокой грудкой. Верхняя одежда – полушерстяные и шерстяные кафтаны и шубы. Обувь – узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки, лапти (кут) с узорными шерстяными оборами, башмаки, валенки.
Головными уборами удмуртам служили налобная повязка (йыркерттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (чалма, весяк кышет), высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами (айшон) – аналог русского кокошника. На него накидывали вышитое покрывало (сюлык). Девичьи головные уборы – платок, налобная повязка (укотуг), небольшая холщовая шапочка, украшенная вышивкой, бисером, металлическими бляшками или мелкими монетами (такъя). Женские украшения: нагрудные из монет, бисера, чересплечные перевязи камали, бутьмар, серьги (пельугы), цепочки (жильы), кольца, перстни (зундэс), браслеты (поскес), бусы, ожерелья (весь). Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Девушки вплетали косники (йырси пунэт) с монетами и бусами. В украшениях северных Удмуртов преобладали вышивка, бисер и бусы, у южных – монеты.
Мужская одежда – белая, позже пестрядинная рубаха-косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами. Мужские головные уборы – валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь – холщовые или шерстяные онучи, лапти, сапоги, валенки. Верхняя тёплая одежда не отличалась от женской.
Основу питания Удмуртов составляют растительные продукты в сочетании с животными. Активно включают они в свой рацион дикорастущие дары природы: грибы, ягоды, различные травы. Традиционные хлебные изделия: кислый подовый хлеб (нянь), кислые лепёшки с молочной подливой (зыретэн табань), блины с маслом и кашей (мильым), ватрушки из пресного теста с разнообразными начинками – мясной, грибной, капустной и т.д. Одно из любимых кушаний – пельмени мясные, капустные, картофельные, творожные и др. Различные супы (шыд): с кислым тестом, лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой; уха; щи из дикорастущей зелени. Популярны окрошки с хреном, редькой. Традиционны каши из разных круп, иногда вперемешку с горохом. Молочные кушанья: простокваша, ряженка, творог. Масло и сметана в прошлом были праздничной и ритуальной пищей, так же как и яйца. Сладкие кушанья – из мёда, конопляного семени. Наиболее характерные напитки: хлебный и свекольный квас (сюкась), пиво (сур), медовуха (мусур), самогон, ягодные морсы. Мясо употребляли в вяленом, печёном, но преимущественно в отварном виде. После забоя скота делали кровяную колбасу (виртырем), студень (куалекъясь).
Большое место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ. Обрядовое содержание календарных праздников состояло из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний, различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, в целом хозяйственное и семейное благополучие крестьянина. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: весёлое народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Подготовка и проведение праздников санкционировались общиной.


Удмурты сохраняют народное музыкальное и песенно-танцевальное искусство. Музыкальные инструменты: гусли (резь), варган (ымкрезь, ымкубыз), свирель и флейта из стеблей растений (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз, кубыз). Бытовали также свистульки (шулан, чипсон), трещотки (такыртон), рожки (тутэктон). Древние инструменты постепенно вытесняют гармонь, скрипка, балалайка, гитара. Музыкальный фольклорный коллектив из села Бураново Малопургинского района Удмуртии, исполняющий удмуртские и русские народные песни, а также разнообразные хиты известных российских и зарубежных исполнителей, перепевая их на родном удмуртском языке, представлял Россию на конкурсе песни «Евровидение-2012» в Баку, по результатам которого занял второе место. 2 января 2014 года одним из факелоносцев эстафеты олимпийского огня зимних Олимпийских игр в Сочи стала 75-летняя участница коллектива «Бурановские бабушки» Галина Конева.

04/05/06
Удмурты, они же вотяки - одна из национальностей нашей необъятной родины. Гнездится данный вид в основном в пределах Удмуртии (где к несчастью проживаю я). Их сразу можно отличить от остальных: конопатые рожи, оттопыренные уши, волосы рыжие (иногда цвета свежего поноса), нос приплюснутый, лоб низкий. Рост маленький, характер скверный. Возможны также их гибриды с татарами (более прогрессивный вид). Я ненавижу их за отсутствие интеллекта, за их корявый внешний вид, их уродливый язык и то, что они засоряют телеэфир своими передачами (*Чагыр-чагыр дедекё*, *Иворьёз*). Правда в столице Удмуртии они почти выродились как вид (встречаются только небольшими группами) и большинство их проживает в деревнях. Надеюсь они скоро вымрут...

FKB , 22/10/10
среди удмуртов много изнасилованных детей

nayt , 23/10/11
я их не ненавижу)) но и сказать что они мне нравятся тоже не могу)не смотря на то что мой отец на половину украинец и на половину удмурт,мама у меня русская

Женя100 , 17/10/12
поцеент по имени kogirum пишет, что удмурцы титульная нация. а кто же тогда русские которых живет в УР в два раза больше? как можно любить или уважать нацию которая не сохранила не только свой язык, но и имена.кто нить слышал в жизни хоть одно удмурское имя? а что это за национальный местный поет с фамилией чайников?

vovani , 14/06/13
Я их не ненавижу, но хорошего от них ни чего нет, и вообще у них своего ни чего нет только могут копировать с кого нибудь и хвалить себя что удмурты типа самые лучшие во всём мире. А так называемые девушки всю молодость плядуют потом умудряются ещё и замуж выскочить.У них такой обычай чтоли?- срамота! Вот и рождаются у них не понятно кто!

Петруччо , 18/06/13
Живу 10 лет в Удмуртии, и хуже нации я не видел. Завистливые, страшные, тупые. Живут одним днем - и чтобы сегодня поиметь с тебя пятак - пожертвуют завтрашим червонцем. Никаких ценностей. Ужасный акцент. Самый большой процент суицида по России - как следствие национальных черт характера. Вотянки дают на раз. Никогда удмурту не верьте на слово и не заводите с ним дружбу. Из плюсов - еще раз - их тупость, чем можно пользоваться.

Joseph Chamberlain , 18/06/13
Реально тупейшая и морально дегенеративная нация, напрочь лишенная какого либо научного, социального и культурного прогресса, живущая только лишь первичными природными потребностями. Вотяки это аналог африканских ниггеров, только с белым цветом кожи, по интеллекту как раз стоят с ними на одинаковой, самой низшей ступени развития. Их Удмуртия это нищая республика, города со старой и изношенной инфраструктурой, деревни вымирают из за алкоголизма. Работают эти вотяки массово в основном либо в Москве, либо в соседнем Татарстане, так как работы дома у них практически нет. Во времена царицы Екатерины этих белых ниггеров меняли на гвозди, по стоимости один вотяк - один гвоздь, весьма справедливая цена надо отметить. Выше верно подмечено, что эта нация склонна к самоубийствам, так как ничего жизнеутверждающего в них нет и быть не может. Оно и к лучшему, слабые и деградирующие должны погибать, расчищая проход более сильным и благородным народам. В общем тупиковая нация.

Liannochka , 21/06/14
К самой нации отношусь индифферентно, но вот субъект федерации не люблю. Живу в Ижевске, 19 город по населению в стране, а выглядит как село. Городом, да и республикой никто не занимается, бюджет дефицитный. Соседний Татарстан выглядит куда лучше. А у нас даже Ижевск выглядит убого, что уж говорить о городах поменьше. Не развивается у нас здесь ничего, поэтому и нация деградировала

Удмурты живут в районах Западного Приуралья, расположенных в бассейне Камы и Вятки. Самоназвание - удмурт, или удморт {Уд - имя собственное, мурт - человек). В русских письменных памятниках XVI-XVII вв. удмурты упоминаются под названиями «ари», «аряне», «отяки». В царской России их называли вотяками.

Численность удмуртов, по данным переписи 1959 г.,- 624794 человек, из них 76% живет в Удмуртской АССР. За пределами республики удмурты живут небольшими группами в Татарской, Марийской, Башкирской АССР, в Кировской и Пермской областях. Язык удмуртов относится к пермской группе финно-угорских языков и близок к языку коми и коми-пермяков; он распадается на два диалекта - южный и северный, различия между которыми незначительны. В советское время из промежуточных говоров между северными и южными наречиями сложился литературный язык и создалась письменность, в основу которой положен русский алфавит.

В состав удмуртского народа входит этнографическая группа бесер- мян, которые живут в Глазовском и Балезинском районах Удмуртской АССР. Бесермяне говорят на удмуртском языке, но с включением значительного количества татарских слов, как и в южном диалекте удмуртского языка. Они сохраняют свое самоназвание бесермен и до недавнего времени отличались от удмуртов некоторыми чертами материальной и духовной культуры. Особенно своеобразны были их костюм и орнамент. Покрой одежды, вышивки и головные уборы бесермян несколь ко напоминают чувашские. Песни и напевы бесермян самобытны. В терминологии родства прослеживаются тюркские черты. В народных верованиях наряду с древними анимистическими представлениями и магией сказывалось влияние ислама.

Удмуртская Автономная Советская Социалистическая Республика, входящая в состав РСФСР, расположена на северо-востоке Европейской части Советского Союза и граничит на севере и западе с Кировской обл., на востоке с Пермской обл., на юге с Башкирской и Татарской АССР.

Климат Удмуртской АССР континентальный. Для нее характерны заморозки поздней весной и ранней осенью. Почвы в большинстве районов подзолистые и суглинистые, в центральной части - песчаные и супесчаные, в речных поймах - иловые и торфяные. Из полезных ископаемых наиболее значительны залежи торфа; имеются месторождения горючих сланцев, медных руд, бурого железняка, кварцевого песка, известняка и красных глин, а также угля и нефти. В последние годы ведутся поиски нефтяных месторождений, удобных для промышленной разработки.

Больших судоходных рек на территории республики нет, за исключением Камы, небольшой отрезок которой омывает Удмуртию с востока. Наиболее крупные реки - Чепца, Кильмезь, Вала - используются в основном для сплава древесины. Леса занимают 43% всей площади республики. Преобладают хвойные породы: ель, пихта, сосна, из лиственных распространены береза, осина и липа. Основной лесной массив сосредоточен в центральной части республики. Животный мир - типичный для лесных районов Восточной Европы.

Кроме удмуртов, в республике живут русские, татары; среди рабочих, занятых в промышленности, много приезжих из Белоруссии, Украины и других республик и областей Советского Союза.

Краткий исторический очерк

Первые сведения об удмуртах в русских письменных источниках восходят к концу XV в. В это время удмурты занимали примерно ту же территорию Камско-Вятского междуречья, где они расселены и теперь. Данные советской исторической науки позволяют видеть предков удмуртов в аборигенах Вятского края. Связи, прослеживаемые в материальной культуре удмуртов IX-X вв. н. э. с более ранними культурами той же области, говорят о том, что удмурты сформировались в бассейне Вятки и Чепцы на основе древнейшего населения, создавшего ананьинскую и пьяноборскую культуры I тысячелетия до н. э. и первых веков н. э. Территория, на которой найдены памятники ананьинской культуры, занимает бассейны среднего и верхнего течения Камы, Вятки, низовьев р. Белой, распространяется на часть Поволжья до р. Ветлуги и заходит на правый берег Волги в районе Казани, Ареал пьяноборской культуры несколько меньше, чем ананьинской, В первые века нашей эры произошло обособление и выделение более узких племенных групп из общего конгломерата обитавших здесь угро- финских племен. Об этом говорят и данные языка, указывающие на то, что удмуртский язык, входивший в пермскую языковую общность, в это время отделился от языка народов коми.

В IV-VIbb.h. э. приток скотоводческих племен из южноуральских и волжских степей на Камское левобережье вызвал частичное перемещение древнего населения в бассейне Вятки и Камы. Как указывают археологические данные, именно в этот период и несколько позднее, в VI-VII вв. г по Чепце, Кильмезю, Ижу и Вале возникли поселения, жителей которых, потомков носителей пьяноборской культуры, можно считать предкам# современных удмуртов.

Археологические материалы VIII - IX вв. позволяют наметить районы с локальными различиями в культуре населения (в частности, в одежде, головных уборах, украшениях). Эти различия были обусловлены процессом формирования народностей Приуралья и выделением их из общей более ранней культурной среды.

В X-XIV вв. поселения предков северных удмуртов были сосредоточены на территории современного Глазовского района, о чем свидетельствуют расколки городищ Донды-Кар, Гурья-Кар, Идна-Кар и др. Предки южных удмуртов в этот период обитали по течению Камы и ее притоку Ижу, отчасти по рекам Вале и Кильмезю. Городища, в которых жили предки удмуртов, были укреплены валами и рвами. Жилищами служили срубные постройки с очагами внутри. Основой хозяйства населения было пашенное земледелие, которое в лесных районах края развивалось на базе подсечно-огневой системы; большую роль в хозяйстве играли также скотоводство и охота, преимущественно на пушного зверя. Остатки горнов и многочисленные находки железных предметов в памятниках X-XV вв. указывают на то, что предки удмуртов в этот период были знакомы с плавкой железа. Они знали также изготовление глиняной посуды и ткачество.

Во главе управления стоял совет старейшин, куда входили представители наиболее влиятельных родов; при решении важных вопросов созывалось народное собрание - кенеш, в котором принимали участие взрослые мужчины-воины.

Примерно в XII-XIII вв. у населения Прикамья шел процесс распада родового строя. Стали выделяться отдельные семьи, которые селились совместно с семьями из другого рода в открытых, не укрепленных селищах. Родовая община постепенно сменялась территориальной, соседской общиной.

В памяти народа сохранились легенды о столкновениях, происходивших между рядовыми земледельцами и родоплеменной верхушкой - родовыми старейшинами и военными вождями. Однако развитых феодальных отношений у удмуртов не сложилось.

Распад родовых отношений у удмуртских племен протекал далеко яе равномерно. Так, на Чепце и Каме население жило в своих родовых гнездах - укрепленных городищах - вплоть до XIV в., на Вятке городища были покинуты в XIII в., а на Камском правобережье, в районе устья р. Вятки,- еще в XII в. Такая неравномерность объясняется степенью экономического и культурного воздействия на отдельные родоплеменные группы удмуртов со стороны Волжско-Камской Булгарии и княжеств Северо-Восточной Руси.

Булгарское государство, которое, как известно, в конце I - начале II тысячелетия н. э. существовало на территории вдоль среднего течения Волги, на протяжении нескольких столетий поддерживало тесные связи с окружающими племенами: мордовскими, марийскими и др. и распространяло на них свое политическое и экономическое влияние. Удмурты тоже входили в сферу булгарского влияния. Они были данниками булгар, поставляли им военное ополчение, торговали с ними, за что пользовались свободой передвижения в булгарских землях и защитой границ булгарами от нападений степных кочевников. На территории Удмуртской АССР сохранились памятники булгарского времени в виде городищ, надгробий и могильников, в которых встречаются булгарские монеты и другие предметы булгарского происхождения.

Булгары вели оживленную торговлю со своими соседями, в том числе и с удмуртами, обменивая восточные привозные ткани, украшения и орудия труда на кожу, мед и пушнину. Последняя особенно ценилась, так как являлась главным предметом торговли с другими народами. Наименования «ары», «Арская земля» были даны удмуртам и их территории камскими булгарами. Удмуртские племена имели тесные связи с г. Биляром, который в XII в. стал столицей Волжско-Камской Булгарии. Термин «биляр» (в произношении удмуртов бигер) был распространен удмуртами на все тюркское население Волжско-Камской Булгарии, а позднее и на казанских татар. Термином «бигер» удмурты называют татар и поныне.

Удмурты, жившие на пограничной с булгарами территории, под натиском последних зачастую оставляли свои городища и переселялись на север в глубь лесов. Одно из таких городищ, известное под названием «Чертово Городище», булгары превратили в свой укрепленный форпост.

Булгары, у которых уже сложились феодальные отношения, не только способствовали разложению родового строя у удмуртов, но оказывали также влияние на их быт и язык.

Связи между удмуртскими племенами и славянами прослеживаются с IX-XIII вв. Значительное количество предметов славянского происхождения этого времени, найденных на городищах и в могильниках на Вятке, свидетельствует о ранних и обширных обменных связях аборигенов края с русскими. С укреплением в XII в. Владимиро-Суздальского княжества на северо-восток начали проникать русские.

С булгарами связано, по-видимому, и происхождение бесермян, хотя вопрос этот является пока предметом спора между учеными и окончательно не решен. Анализ старой культуры бесермян позволяет, как нам кажется, считать их потомками какого-то древнетюркского, по всей вероятности, булгарского, населения, жившего небольшими группами среди аборигенов края в бассейне р. Чепцы. Существование древних булгарских поселений в бассейне этой реки подтверждается археологическими памятниками булгарского происхождения, найденными в районах современного обитания бесермян (например, булгарское погребение в с. Гордино).

Этноним «бесермен» в письменных источниках появляется с середины XIII в. По свидетельству Плано Карпини, в числе народностей, покоренных татаро-монголами, были трухмены, мордва и бесермены. Согласно русским летописям, в Куликовской битве (1380 г.) у Мамая в войске, поставленном покоренными народами, была и бесерменская рать.

Живя продолжительное время на территории Вятско-Камского междуречья, бесермяне подвергались на протяжении ряда столетий культурному воздействию со стороны удмуртов и отчасти татар, смешивались с ними, восприняли язык удмуртов, многие элементы их культуры и в настоящее время представляют собой этнографическую группу, почти целиком слившуюся с удмуртским народом.

В конце XIII - начале XIV в. удмурты стали данниками татаро- монголов. Обосновавшись по среднему течению Волги, татаро-монголы вначале мало интересовались удмуртами и не стремились проникнуть в северное Закамье, но постепенно, как и вся Русь, удмурты оказались в зависимости от татаро-монголов и стали объектом жестокой эксплуатации с их стороны. На территории Удмуртии татары создали феодальные княжества, которые сохраняли свою независимость вплоть до разгрома Казани, а фактически значительно дольше. Южная часть Удмуртии была у татар особой административно-податной единицей - Арской даругой; правившие здесь татарские мурзы назывались арскими князьями. В Вятской земле, в Карино, расположенном в 15-20 км от устья р. Чепцы, обосновались в конце XIV в. (1391 г.) каринские мурзы, которые распространяли свою власть на все окрестное удмуртское население.

Удмурты были обложены ясаком, но, кроме взноса ясака, население выполняло в пользу татар и другие многочисленные повинности: поставку фуража, ямщину и пр. Удмурты должны были нести военную службу я сражаться в отрядах хана и мурз.

В легендах и песнях, дошедших до нас, часто рассказывается о тех унижениях и оскорблениях, которым татарские феодалы подвергали местное удмуртское население.

К концу XV в. почти у всех удмуртских племен распад родового строя уже завершился. Удмурты яшли в поселениях - гуртах большими семьями, не связанными между собой кровнородственными отношениями. Для управления такой соседской общиной избирался тбро, обычно из более обеспеченной семьи. Такие представители сельских общин осуществляли связь с центральной властью. Примерно с этого времени можно говорить об удмуртах как о сложившейся народности.

Территориально и административно удмурты в XV-XVI вв. не представляли единого целого, а были разделены на несколько групп. Северные удмурты (каринские и чепецкие), жившие в бассейне Чепцы по ее правым и левым притокам, входили в состав Вятской земли; южные, занимавшие территорию по среднему течению Камы и Ижу, отчасти Вятке й Кильмезю, входили в состав Казанского ханства.

Вятская земля в 1489 г. стала частью Великого княжества Московского. Вместе с русскими в состав этого княжества вошли и удмурты. Они привлекались к постройке и защите городов, участвовали в походах великого князя против казанского хана. Расселенные в основной массе на территории Хлыновского, Слободского и частично Котельнического станов (уездов) Вятской провинции, удмурты были приравнены к черносошному тягловому крестьянству и управлялись великокняжеским наместником.

Удмурты, жившие по соседству, но на территории Каринского стана, находились в феодально-крепостной зависимости от татарских мурз. Присоединив Вятскую землю, московские князья, желая привлечь на свою сторону каринских татар и использовать их в качестве служилых людей, сохранили за ними феодальные права «судить и ведать» удмуртами, жившими на этих землях.

При царе Федоре Ивановиче грамотой 1588 г. одна часть северных удмуртов была окончательно освобождена от крепостной зависимости от каринских мурз, а другая часть - черносошное крестьянство - была отделена от вятской администрации в податном и служебном отношении. Вместо прежних, довольно многочисленных повинностей удмурты были обложены определенным денежным оброком, раскладку которого они делали сами, с 1619 г. они стали сдавать оброк в Москве. По всем судебным делам (за исключением разбоя и тяжбы с поличным) постановлено было также не обращаться к местным властям, а творить суд в Москве, к УДа удмурты должны были являться один раз в год - 2 февраля. Эти особенности в управлении северных удмуртов сохранялись в течение всего XVII в. вплоть до реформ Петра Первого.

Южные удмурты, входившие в Казанское ханство, после падения Казани (1552 г.) отошли к Московскому государству и стали платить Москве тот же ясак, что прежде казанским ханам. Сбор ясака обычно возлагался на служилых людей из татар, которые с этой целью разъезжали по удмуртским землям и, угрожая оружием, нещадно обирали население.

В начале XVIII в. царское правительство уравняло удмуртов с русским населением в податном отношении. В 1717-1718 гг. удмуртские дворы были переписаны, и на удмуртов была наложена подворная подать, которая с 1723 г. была заменена подушной. На удмуртов распространилось несение и других повинностей. Особенно тяжелым было лашманство- работы по заготовке корабельного леса. В 1719 г. была введена поставка рекрутов. А значительно раньше, вскоре после падения Казани, русские власти предприняли меры по укреплению Прикамья: начали строить крепости (Сарапул и др.). охраняемые гарнизонами, раздавать земли русским колонистам и особенно щедро монастырям. К монастырям было приписано до 50 тыс. крестьян, которые подвергались жестокой эксплуатации. Во второй половине XVIII в. с развитием горнометаллургической промышленности раздача удмуртских земель усилилась.

В 1729 г. купец Григорий Вяземский основал в Вятской провинции на р. Кирси первый железоделательный - Кирсинский - завод. В 1759 г. на севере Удмуртии возник Пудемский завод, а в более южном, Камском, районе в том же году П. И. Шувалов основал на р. Вотке Боткинский завод; через год он же построил на р. Иже Ижевский железоделательный завод, ставший позднее одним из крупнейших заводов При- уралья.

Уральские заводчики были крупными землевладельцами. В Удмуртии камским заводам Шувалова по указу императрицы Елизаветы Петровны было отведено около 700 тыс. десятин лесного массива сроком на 100 лет. На заводах работали крепостные и приписные крестьяне; в 1760-х годах на камских заводах насчитывалось до 18 тыс. крестьян. К заводам были приписаны целые удмуртские волости; удмурты использовались заводчиками на самых тяжелых работах: лесозаготовках, углежжении, добычежелезной руды. Многочисленные поборы царского правительства, взяточничество администрации, тяжелые заводские работы, жестокость заводского начальства, унижение национального достоинства, преследование религии, национальной культуры - все это создавало невыносимые условия существования и неоднократно побуждало удмуртов к восстаниям. Не раз удмурты выступали вместе с русским крестьянством. Так, например, среди удмуртов происходили волнения во время восстания Ивана Болотникова (1606-1607 гг.). Удмурты участвовали в крестьянских войнах под предводительством Степана Разина (1670-1671 гг.) ж Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.).

В первой половине XIX в. удмурты вместе с русским крестьянством принимали активное участие в так называемых картофельных бунтах.

Реформа 1861 г. ухудшила положение удмуртского крестьянства. В результате реформы удмурты лишились 44% своих дореформенных наделов, в то же время подати с крестьян увеличились.

Заметно усилился процесс классового расслоения удмуртской деревни: за счет разорения основной массы крестьянства обогащалось и крепло кулачество. Недоимки и другие долги крестьян в Вятском крае в 1880-х годах составляли свыше 16 млн. рублей. Недовольство крестьян росло, выливаясь в массовые восстания. Крупное волнение крестьян вспыхнуло в 1888 г. в Малмыжском уезде, оно охватило 68 селений. Однако- это восстание, как и другие, предшествовавшие ему, а также разрозненные выступления кончались жестокой расправой с повстанцами.

Народные волнения усугублялись протестом против начавшегося еще с XVII в. усиленного внедрения среди удмуртов православия. Особенна большой размах христианизация удмуртов приняла в XVIII в. с момента организации в 1740 г. специальной «конторы новокрещенских дел» в Казани. Были созданы приходы и подобраны кадры миссионеров, знающих удмуртский язык. Новокрещенные получали ряд льгот: они освобождались от податей, повинностей и рекрутчины. Создавая видимость добровольного обращения в христианство «прозревших язычников», миссионеры в то же время применяли насильственные меры для искоренения народных верований: разрушали культовые постройки (куала), вырубали священные рощи {луд) и т. п. В конечном счете миссионерская деятельность среди удмуртов дала мало результатов. Православие навсегда осталось чуждым мировоззрению удмуртов, и они упорно продолжали совершать свои обряды и моления в священных рощах и куалах, иногда заменяя имена старых божеств именами православных святых и приурочивая свои моления к церковному календарю.

Религиозные представления удмуртов включали разнообразный комплекс верований, возникших на разных ступенях общественного развития. Наряду с пережитками тотемизма, выражавшимися в почитании некоторых животных и птиц - коня, быка, медведя, лебедя,- у удмуртов было развито поклонение силам природы. В священном коробе вор- шуд, считавшемся местом пребывания духа родового предка, в качестве реликвии хранили шкурку белки, перья рябчика и тетерева, засушенную рыбу, иногда металлические пластинки с изображением животных. Дохристианские удмуртские имена нередко совпадали с названиями животных и птиц: Дукъя - глухарь, Юсъ - лебедь, Юбер - скворец, Койык - лось, Гондыр - медведь, Жаки - сойка и т. п.

В религиозных верованиях удмуртов сохранялись отзвуки родовых отношений. Так, имена воршуда - родового божества - совпадали с названиями родов. У некоторых родовых групп с понятием о воршуде отождествлялось представление о женском родовом божестве, что было связано с пережитками материнского рода. Каждая родовая группа в прошлом имела свою куалу, в которой совершались моления. Ритуальное угощение на праздниках распределялось по родовым группам. На общеродовые моления члены рода съезжались из очень отдаленных мест (до 100 км и более). При переселении части рода на другое место брали пепел из родовой куалы для закладки новой.

Большую роль в религиозных воззрениях удмуртов играл культ предков. Удмурты считали, что покойники ведут такую же жизнь в загробном мире, как и живые люди на земле. Поэтому в гроб клали различные вещи, которыми покойный пользовался при жизни: котелок, топор, нож; умершим женщинам клали иголки, нитки. С умершим зарывали в могилу также одежду и пищу: хлеб, соль, мясо, блины, самодельную водку (кумышка). Считалось, что члены одного рода и семьи после смерти продолжали жить вместе, поэтому умерших сородичей хоронили на родовых кладбищах, приезжих же погребали на отдельных участках. Традиция обязывала живых сородичей проявлять заботу об умерших, справляя по ним поминки на кладбище. Кроме поминок по недавно умершим, в определенные дни года - накануне некоторых праздников - устраивались общие поминки по всем умершим. Раньше в поминках принимали участие все члены определенной родовой группы, позднее их совершали уже отдельные семьи на могилах своих близких.

Пантеон удмуртских божеств отражал дуализм религиозных воззрений удмуртов. Главным добрым божеством считался Инмар, который, по представлениям удмуртов, живет на солнце; ему противопоставлялось злое божество переметь, или шайтан, якобы приносящее людям вред, его надо было задабривать жертвами. Кроме главных божеств, в представлениях удмуртов существовали второстепенные божества, населяющие окружающую природу. Они верили, что в воде живет Вумурт (водяной), в лесу - Нюлесмурт. Почитали они также двух богинь - Шунды Му мы и Гудыри Му мы (матери солнца и грома).

Обрядовая сторона культа была весьма сложной. Жреческие обязанности исполнял сначала старший в роде, а с распадом рода и утверждением сельской общины должность жреца (вдсясъ) стала выборной. Со временем в связи с имущественной дифференциацией крестьян функции жрецов переходили в большинстве случаев к наиболее зажиточным. Жрецы находились в привилегированном положении: они освобождались от всех общественных повинностей, пользовались правом первоочередной общественной помощи в сельскохозяйственных работах, над ними было запрещено производить самосуд в отличие от простых членов сельской общины.

Искоренить древние верования удмуртов царскому правительству и православному духовенству не удавалось. Неоднократно выступления удмуртов, их борьба за национальную культуру принимали характер религиозных движений. Были случаи массового отказа крещеных удмуртов от православной церкви (например, во время крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева). Они скрывались в лесах, спасаясь от религиозных гонений.

К концу XIX в. все удмурты Вятской губ. формально считались исповедующими православие, фактически же у них сложился религиозный синкретизм - сочетание обрядов православной церкви и дохристианских верований. Удмурты, жившие в Пермской и Уфимской губерниях, не приняли христианства.

Часть удмуртов, живших в пограничных с современными Татарской и Башкирской республиками районах, а также бесермяне подверглись воздействию ислама, что сказалось в некоторых обрядах. Они приглашали к умершему муллу, отмечали пятницу и другие мусульманские праздники, соблюдали мусульманские посты.

Царское правительство, стремясь отвлечь народные массы России от все возраставшего революционного движения, намеренно разжигало национальную рознь, прибегало к вопиющей клевете на угнетенные народы, инсценировало судебные процессы против них. Таким судебным делом, в котором бросалось обвинение целому народу, было мултанское дело, разбиравшееся с 1892 по 1896 г. Оно получило широкую известность и взволновало все передовое общество царской России. Сущность мултанского процесса заключалась в том, что 10 удмуртов из с. Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губ. обвинялись в убийстве нищего Матюнина, совершенном якобы с ритуальной целью,- для принесения в жертву, чтобы «умилостивить» богов. Дело пересматривалось три раза в глухих уездных городках царской России: Малмыже, Елабуге, Мамадыше. Подсудимые дважды приговаривались к каторжным работам и только после третьего разбирательства были оправданы. В их защите принимали участие представители передовой общественности царской России, среди них писатель В. Г. Короленко, этнографы С. К. Кузнецов и Гр. Верещагин, присяжный поверенный Н. П. Корабчевский, корреспонденты О. М. Жирнов, А. Н. Баранов и многие другие.

В начале XX в., когда в России широко развернулось руководимое большевиками рабочее движение, борьба удмуртских трудящихся вступила в новый этап. В 1904-1905 гг. в Глазове, Вятке, Ижевске, а затем в Воткинске, Сарапуле, Елабуге, Малмыже и некоторых удмуртских селах начали работу социал-демократические кружки. В 1905 г. было организовано Бюро Прикамской группы, переименованное в 1906 г. в Бюро Прикамского союза РСДРП, которое объединило социал-демократические организации Удмуртии. В октябре 1905 г. в Ижевске, Воткинске, Сарапуле, Елабуге, Малмыже и в нескольких селах были проведены политические демонстрации против лживого царского манифеста от 17 октября. В ноябре 1905 г. рабочие Ижевска избрали Совет рабочих депутатов в составе 146 человек. В революции 1905-1907 гг. принимали участие и удмуртское крестьянство и начавший складываться удмуртский рабочий класс. В с. Кай (ныне Кировская обл.), где в 1898-1899 гг. находился в ссылке Ф. Э. Дзержинский, крестьяне, обезоружив полицию, захватили власть и образовали «Кайскую республику», продержавшуюся некоторое время. В том же году крестьяне Малмыжского, Сарапульского и Глазовского уездов на собраниях и митингах требовали передачи им лесов и земель, упразднения стражников, ограничения произвола попов и выбора своих представителей в волостные, земские и другие органы без различия национальности. Крестьяне отказывались платить подати в казну и поставлять рекрутов на царскую службу. Правительство жестоко расправлялось с восстававшими крестьянами.

В годы революционного подъема большевистская работа в крае значительно активизировалась. В феврале 1917 г. под руководством большевиков происходила всеобщая забастовка ижевских рабочих, охватившая все рабочее население города. Совет рабочих и солдатских депутатов был организован в Ижевске в марте 1917 г., большинство его вначале составляли меньшевики и эсеры, но в августе руководство Исполкомом Ижевского Совета перешло в руки большевиков.

На I Всероссийском рабоче-крестьянском съезде удмуртов в Елабуге (июнь 1918 г.) удмуртские трудящиеся выразили желание установить автономию в рамках Российской Федерации. При Народном комиссариате по делам национальностей был учрежден Удмуртский отдел, который вместе с партийными организациями Удмуртии приступил к созданию автономии удмуртского народа. Работа эта осложнилась в годы гражданской войны, когда территория Удмуртии стала ареной военных действий. Только в 1919 г. Красная Армия при активной поддержке удмуртского народа под руководством Коммунистической партии очистила территорию Удмуртии от мятежников и белогвардейцев. При разгроме колчаковских войск в боях за Сарапул, Агрыз и Ижевск действовала знаменитая 28 стрелковая дивизия под командованием В. Азина, в составе которой было немало удмуртов.

В сентябре 1919 г. в Сарапуле состоялся II Всероссийский рабоче- крестьянский съезд удмуртов, принявший решение о переводе Удмуртского отдела из Москвы в Сарапул и об организации Комиссариата для разработки вопросов удмуртской автономии. 4 ноября 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР издали декрет об образовании автономной области удмуртского народа с центром в г. Глазове; в нее вошли пять уездов Вятской губ. (без нескольких волостей). В 1921 г. областной центр был перенесен в г. Ижевск.

Первые годы существования Удмуртской (Вотской) автономной области были тяжелыми. Край истощила гражданская война. Тяжелое положение усугубила засуха, вызвавшая голод. Первые мероприятия Советской власти были направлены на восстановление хозяйства и ликвидацию последствий гражданской войны и голода. Области были ассигнованы для этого крупные денежные средства.

Самоотверженная борьба трудящихся Удмуртии под руководством Коммунистической партии и при поддержке Советского правительства к 1930-м годам увенчалась большими успехами во всех областях социалистического строительства. По всей Удмуртии успешно прошла коллективизация сельского хозяйства. К 1934 г. 81,3% крестьянских хозяйЬтв объединились в колхозы. Большие сдвиги произошли в области культуры. 28 декабря 1934 г. область была преобразована в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

С образованием республики удмурты получили новые возможности для подъема экономики и культуры. В годы предвоенных пятилеток в Удмуртской республике появились сотни новых промышленных предприятий, изменился быт колхозной деревни и городов. Сформировался национальный рабочий класс, выросли кадры удмуртской интеллигенции. В годы Великой Отечественной войны развитие промышленности Удмуртии не только не приостановилось, но стало еще более мощным. Трудящиеся Удмуртии напрягали все силы, чтобы обеспечить победу Красной Армии. Народ Удмуртской АССР принимал активное участие в борьбе против немецко-фашистских варваров не только поставками вооружения, хлеба и фуража, но и подвигами своих сыновей и дочерей. Свыше 60 тыс. воинов - уроженцев Удмуртии-за мужество, доблесть и отвагу награждены орденами и медалями Советского Союза. 79 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза.

  • Татарстан Татарстан :
    23454 (2010 г.) , 24207 (2002 г.)
  • Башкортостан Башкортостан :
    21477 (2010 г.) , 22625 (2002 г.)
  • Пермский край Пермский край :
    20819 (2010 г.) , 26272 (2002 г.)
  • Свердловская область Свердловская область :
    13789 (2010 г.) , 17903 (2002 г.)
  • Кировская область Кировская область :
    13639 (2010 г.) , 17952 (2002 г.)
  • Ханты-Мансийский автономный округ - Югра :
    3670 (2002 г.)
  • Казахстан Казахстан :
    5824 (перепись 2009 г.)

    Украина Украина :
    4712 (перепись 2001)

    Зыряне и вотяки в традиционной одежде. 1862 г.

    Удмурты в национальных костюмах, фото 1900 года.

    Говорят на удмуртском и русском языках. 58,7 % удмуртов назвали родным удмуртский язык , который относится к финно-угорской группе уральской семьи . Внутри своей языковой группы удмуртский язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу . По переписи 2010 года , в России проживало около 552 тысяч удмуртов, в том числе в самой Удмуртии 410 тысяч. Основная религия - православие , в сельской местности включающее остатки дохристианских верований .

    Антропология и генетика

    Исследования краниологических параметров черепов из удмуртских захоронений XVII-XIX веков свидетельствуют об их принадлежности к локальному прикамскому варианту европеоидной расы . Наиболее близкими к их антропологическому комплексу являются коми-пермяки . Из средневековых материалов ближайшую к «общеудмуртской» характеристике имеют серии из могильников юго-западных районов Удмуртии и северо-западного Татарстана, где находилась предполагаемая прародина удмуртов.

    На общеудмуртском фоне выделяется среднечепецкая группа, облик которой сближается с карелами, ижорой и коми-зырянами - то есть восточнобалтийским типом , который в древности имел широкое распространение на территории Европы. Предполагается, что причиной этого было растворение в северных удмуртах остатков населения чепецкой культуры .

    Было проведено исследование гаплогрупп Y-хромосомы 53 удмуртов из Ижевска и Якшур-Бодьинского района Удмуртии. Получены следующие результаты :

    Этническая история

    Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья. В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён - носителей и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры).

    В современном удмуртском языке самоназвание удмуртов членится на два компонента - уд- (с неясной семантикой) и -мурт «человек, мужчина» (иранское заимствование). Этимология первого компонента не вполне ясна. По мнению С. К. Белых и В. В. Напольских , этноним удмурт восходит к иранскому *anta-marta «житель окраины, пограничья; сосед» - относительно степного ираноязычного мира , аналогично одному из названий древних славян - анты «жители окраины » .

    Прежнее русское название - вотяки́ (отяки, воть ) - восходит к тому же корню уд- , что и самоназвание удмурт (но через марийское посредство о́до «удмурт») .

    Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия н. э. находились под властью Булгарии , а позже - Золотой Орды и Казанского ханства . Северо-удмуртские земли вошли в состав России с окончательным присоединением Вятской земли в 1489 году . Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты - или 1558 год - приняты в местной историографии условно).

    Возникновение государственности удмуртов связано с образованием в 1920 году Вотской автономной области (с 1932 года - Удмуртская АО , с - Удмуртская АССР , с - Удмуртская Республика).

    Основные занятия

    Традиционные занятия удмуртов - пашенное земледелие , животноводство , меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель - 2 %. Культуры: рожь , пшеница , ячмень , овёс , гречиха , просо , конопля , лён . Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту , брюкву , огурцы . Важную роль играли охота , рыболовство , пчеловодство и собирательство .

    Развиты были ремёсла и промыслы - рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение , ткачество , вязание , вышивка . Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.

    Основная социальная ячейка - соседская община (бускель ). Это - несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

    Антропонимика

    Уровень образования

    Перепись 2010 года показала, что уровень образования российских удмуртов намного ниже, чем в целом у населения РФ. По переписи 2010 года, среди удмуртов лишь 11,1 % имели высшее или послевузовское образование (23 526 человек из 211472 лиц удмуртской национальности в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования) . При этом среди жителей России всех национальностей доля лиц с высшим образованием в 2010 году составила 23,4 % (среди лиц в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования) .

    Материальная культура

    Жилище

    Типичное поселение - деревня (удм. гурт ), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище - наземная бревенчатая постройка, изба (корка́ ), с холодными сенями . Крыша - двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах . Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом . Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом. В качестве летней кухни и для семейных обрядов нередко использовалась упрощённая срубная постройка архаичного типа с очагом - куала .

    В домах находилась глинобитная печь (гур ), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар , котлом. По диагонали от печи располагался красный угол , со столом и стулом для главы семьи. По стенам - скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах . Двор включал погреб , хлевы , навесы, кладовые.

    Одежда

    Северо-удмуртский женский костюм включал рубаху (дэре́м ), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэре́м ), опояску. На рубашку под камзол прикрепляется красный матерчатый нагрудник, обшитый позументом и бархатом. Одежда - белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая - цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэсте́м ), или камзол , шерстяной кафтан. Обувь - узорные чулки и носки, башмаки, валенки , лапти (кут ).

    На голове носили налобные повязки (йыркерттэт ), полотенце (чалма, весяк кышет ), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом (айшон ). Девичьи уборы - укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер , бусы , у южных - монеты . Украшения - цепочки (жильы ), серьги (пель угы ), перстни (зундэс ), браслеты (поскес ), ожерелье (весь ).

    Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы - самые простые - хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроём и вчетвером.

    Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка , скрипка , гармонь , гитара .

    Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна антагонистичная космогония (борьба доброго и злого начал), трёхчленное деление мира (верхний, средний и нижний), культ наделённого личностью Неба в качестве Творца. Верховное божество - Инмар (также одним из главных богов считался Кылдысин). Злой дух, соперник Инмара - Шайтан . Божество домашнего очага, хранитель рода - воршуд . Многочисленны низшие духи: вумурт , вукузё - водяной, гидмурт - дух хлева, нюлэсмурт - дух леса, тӧлпери - дух ветра, нюлэсмурт, тэлькузё - леший, ягпери - дух бора, лудмурт - дух луга и поля, кутӥсь - злой дух, насылающий болезнь, и др. Весьма значительным является влияние народного христианства и ислама (религиозный календарь, мифологические сюжеты).

    Развитым был языческий клир - жрец (вӧсясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен тӧро - уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях.

    Изображения народных божеств неизвестны, хотя этнографы XIX века упоминают наличие удмуртских «идолов» (из дерева или даже серебра).

    Почиталась священная роща (луд); некоторые деревья имели сакральное значение (берёза, ель, сосна, рябина, ольха).

    Праздники

    Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является