Центральным понятием эффективности является критерий эффективности (показатель успешности) менеджмента.
Критерии (показатели) эффективности менеджмента – это количественные показатели (числа), характеризующие его результативность и экономичность.
В качестве критериев эффективности должны избираться такие показатели, которые дают возможность:
– прогнозировать ожидаемый результат – достижение организацией ее цели;
– оценивать фактическую степень достижения цели;
– сравнивать различные варианты достижения цели между собой.
Для этого критерии эффективности должны вскрывать сущность решаемой организацией задачи, определять главные, решающие связи и пути совершенствования менеджмента.
Основныетребования к критериям (показателям) эффективности менеджмента:
1. Соответствовать целям, стоящим перед организацией. Так, если целью коммерческой организации является извлечение прибыли, то естественно взять в качестве показателя ее успешности прибыль, а если цель некоммерческой организации – решение определенной социальной проблемы (например, снижение уровня безработицы), то показатель успешности должен свидетельствовать о ее решении (это может быть количество безработных на определенный день).
2. Быть связанным с внешней и внутренней обстановкой, в которой организация решает свои задачи. Так, если организация находится в состоянии кризиса, уместно использовать в качестве критериев эффективности такие, как стабильность, ликвидность и т. п. Если же организация процветает, на первый план выходят такие показатели, как рентабельность, прибыльность и т. п.
3. Обладать полнотой, достаточной для принятия необходимых решений. Например, широко известный показатель «тонно-километры» не позволяет судить, за счет чего достигнут требуемый результат: то ли за счет тонн (перегруз?), то ли за счет километров (далеко возили?).
4. Быть пригодным для использования, т. е. простым, понятным (иметь физический смысл) и выраженным в количественной форме. Вряд ли можно считать полноценными критериями эффективности качественные характеристики типа «ходовой товар», «высокое качество», «большой спрос» и т. п.
5. Быть доступным для получения. Так, некоторые критерии эффективности, имеющие статистическую основу (например, вероятности достижения определенной цели), безупречны с точки зрения теории, но требуют длительных и дорогостоящих экспериментов и сложных расчетов, что делает их малопригодными для практики.
Основной принцип выбора критерия эффективности обоснован в 1945 году академиком А. Н. Колмогоровым и состоит в установлении строгого соответствия между целью, которая может быть достигнута организацией в результате ее действий, и принятым показателем успешности. В этом смысле показатель успешности (критерий эффективности) называют целевой функцией .
Показатели эффективности менеджмента можно классифицировать:
1.Обобщающие показатели экономической эффективности управления:
· отношение общего результата всей деятельности организации к затратам на получение этого результата;
· отношение затрат на содержание аппарата управления к доходам организации и др.
2. Обобщающие показатели социальной эффективности управления:
· отношение числа решений, принятых по предложению исполнителей (сотрудников) организации, к общему числу принятых решений;
· отношение численности персонала, привлеченного к управленческой деятельности, к общей численности всего персонала организации.
3. Частные показатели экономической эффективности управления:
· отношение управленческих расходов цеха к общей сумме всех издержек цеха;
· трудоемкость обработки управленческой информации отдела кадров.
4. Частные показатели социальной эффективности:
· отношение технической оснащенности управленческого труда цеха к общей технической оснащенности всего цеха;
· сравнение коэффициента текучести работников аппарата управления нашей организации с коэффициентом текучести работников аппарата управления организации-конкурента.
Система показателей эффективности деятельности организации должна давать всестороннюю оценку использования всех ресурсов и содержать все социально-экономические показатели: обобщающие , а также частные (функциональные) , характеризующие какую-либо определенную сторону деятельности.
Эффективность менеджмента в целом может характеризоваться количественными (экономическая эффективность ) и качественными (социальная эффективность) показателями.
При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей - как количественных, так и качественных.
Система показателей оценки эффективности аппарата управления может быть классифицирована следующим образом:
I. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управление , например:
· прибыль;
· фактический чистый доход.
II. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда . В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления и т.п.
При оценке эффективности процесса управления применяются показатели, которые приобретают нормативный характер:
1. Производительность труда работников аппарата управления может определяться, как количество произведенной организацией конечной продукции или объема выработанной в процессе управления информации в среднем на одного сотрудника этого аппарата.
2. Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование. Для оценки экономичности могут использоваться такие показатели, как удельный вес затрат на содержание аппарата управления в общей сумме всех затрат, удельный вес управленческих работников в численности всего персонала, себестоимость единицы выполнения объёма отдельных видов управленческих работ.
3. Адаптивность системы управления определяется её способностью эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.
4. Гибкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свои роли в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений.
5. Оперативность принятия управленческих решений характеризует своевременность выявления управленческих проблем и такую скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов.
6. Надежность аппарата управления в целом характеризуется его безотказным функционированием. Для оценки надежности исполнительности аппарата управления и его подсистем может использоваться уровень выполнения заданий и соблюдение утвержденных нормативов, отсутствие отклонений при исполнении указаний.
III. Группа показателей характеризует рациональность организационной структуры и её организационно-технический уровень:
· звенность системы управления,
· уровень централизации функций управления,
· принятые нормы управляемости,
· сбалансированность распределения прав и ответственности.
В условиях рынка резко возрастает роль оптимального управления эффективностью труда, которую надо рассматривать не только как отношение переработки поступающих ресурсов в конечный продукт к затратам труда, но и как процесс, имеющий широкий круг внешних воздействий (делового и фонового окружения).
Диагностика системы управления организации призвана выявлять симптомы и причины существующих проблем. В ходе диагностики выявляются слабые места (симптомы) существующей системы управления, анализируются и выявляются причины их возникновения (см. рис. 5).
Рис. 5.Схема диагностики системы управления
Для комплексной оценки текущего состояния системы управления проводится анализ следующих блоков :
Оценка инвестиционной деятельности;
Управление финансами;
Эффективность внутренних процессов управления и бизнес-процессов;
Инновации и развитие инфраструктуры;
Обучение и развитие персонала;
Взаимоотношение с клиентами.
Анализ процесса управления организацией в разрезе указанных аспектов позволит наиболее полно ответить на основные вопросы (рис. 6).
Рис. 6. Основные вопросы при анализе процесса управления организацией
В современной практике понятие эффективности менеджмента выражается двумя ключевыми терминами :
1. managerial effectiveness - «системная» эффективность.
Системная эффективность зависит от того, насколько рационально организовано управление, т.е. от состава и количества звеньев, их подчиненности, распределения функций. Иными словами, эффективность системы управления определяется качеством организационной структуры, процессов управления, а от квалификации конкретных управленцев почти не зависит.
2. management efficiency - «операционная» эффективность.
Операционная эффективность , т.е. соотношение между результатами управленческой деятельности и затрачиваемыми усилиями, напротив, в первую очередь определяется деловыми качествами менеджеров-управленцев, а также тем, насколько рационально используется их потенциал.
Оценку качества и эффективности деятельности менеджера следует рассматривать как поэтапно проходящий процесс :
Первый этап. Оценка профессиональных качеств менеджера и их соответствия решаемым задачам и функциям менеджера . Изучаются: уровень и профиль образования; стаж и опыт работы; навыки и способности; личные качества и этика поведения; карьера и потенциал. Состав и приоритеты профессиональных качеств зависят от уровня управления, сложности решаемых задач, степени ответственности и уровня риска.
По результатам оценки выявляется соответствие или несоответствие менеджера по профессиональным качествам занимаемой должности и решается вопрос о способах приобретения требуемых качеств или о переходе на другую должность.
Второй этап. Оценка профессионализма аппарата управления . Развитие профессионализма управленческих кадров выступает одной из целей деятельности менеджера, поэтому положительная динамика качественных характеристик рассматривается как базовое условие результативной деятельности.
Третий этап. Оценка деятельности аппарата управления. Возглавляемый менеджером аппарат, реализующий его идеи, оценивается с позиций качества и результативности труда.
Показатели результативности деятельности аппарата управления : оперативность; качество выходной документации; экономичность; коммуникабельность; партнерство; ответственность; мотивированность; имидж; деловая культура.
Четвертый этап. Оценка качества труда менеджера. Типичные характеристики труда: уровень творчества; сложность и разнообразие решаемых задач; характер и степень ответственности; доля организационной работы в общем ее объеме; масштаб руководства; уровень риска; трудоемкость и стоимость труда.
Пятый этап. Оценка влияния менеджера на формирование внутренней атмосферы организации . Оцениваются: стиль руководства; культура менеджмента; этика деятельности; методы разрешения конфликтных ситуаций; организационная культура; совместимость; социально-психологический климат; направленность коллектива на развитие; информированность и гласность; демократичность; социальная справедливость.
Шестой этап. Оценка качества, результативности и эффективности внешних связей и коммуникаций предусматривает комплексную оценку каждого вида связей.
При экономической оценке учитывается влияние факторов риска, конъюнктуры, инфляции, инвестиционного климата. Организационная оценка включает учет временных факторов, устойчивости, надежности отношений и поведения субъектов внешних связей, уровня организационной культуры. При социальной оценке учитываются социальная значимость связи, активность, социальный риск, жизнестойкость.
Следует отметить, что именно во внешней среде происходит реализация продукции или услуг, выявление конечных результатов деятельности и оценка отдельных ее видов. Работа с внешними партнерами, государственными органами, организациями и предпринимателями - приоритетная сфера деятельности менеджера, в значительной степени определяющая эффективность менеджмента в целом.
Седьмой этап. Оценка результативности и эффективности деятельности менеджера. Применяется методология оценки выработки и реализации решений по управлению производственной и социальной деятельностью, маркетингом, инновационными и инвестиционными процессами, экологией, безопасностью.
Результативность рассматривается как уровень достижения результата, соответствующего цели решения.
Эффективность оценивается через качество результата, т.е. полученный эффект, соотнесенный с затратами на управление (ресурсами менеджмента).
Для оценки эффективности функционирования подсистем системы управления организацией и системы в целом используется коэффициент эффективности - условная величина, которая дает возможность количественно оценить результат деятельности предприятия (организации) по основным направлениям производственно-хозяйственной и социальной деятельности, анализировать состояние дел в динамике для выработки управляющего воздействия.
Все уровни управления организацией оцениваются по достигнутым показателям эффективности производства и качества работы (рис. 7).
Эффективность функционирования менеджмента в целом и каждой подсистемы определяется как сумма весомостей соответствующих показателей эффективности при условии их выполнения по формуле:
где К э - коэффициент эффективности;
P i - весомость i-го показателя эффективности.
Рис. 7. Оценка эффективности и качества менеджмента в организации
Заключение о выполнении или невыполнении показателя эффективности дается на основании сравнения фактического значения показателя с базовым, устанавливаемым ежегодно приказом по организации. Управление данным видом деятельности считается эффективным, если наблюдается устойчивая тенденция улучшения показателя.
Обеспечение высокой эффективности менеджмента во многих современных компаниях осуществляется на основе метода управления «стандарт-организации». Сущность метода «стандарт-организации» заключается в разработке базовой модели управления организацией (фирмой, корпорацией), стандартов по отдельным видам деятельности и на их основе - комплексной системы управления организацией (КСУО), положения и требования которых обязательны для всех организаций.
Стандарт организации представляет собой нормативный акт по управлению, в котором регламентируются основные параметры всего жизненного цикла создания продукции или услуги - маркетинга, технической подготовки производства, опытного (пробного) и серийного производства, продаж, рационального использования факторов производства, эффективности и качества работы персонала в процессах хозяйственной и иной деятельности организации (объединения).
Стандарт устанавливает общие положения, цели, задачи, функции, организацию и технологию выполнения работы, оценку эффективности и качества работы, мониторинг, анализ и ответственность за функционирование отдельных подсистем. Рекомендуемый перечень показателей эффективности функционирования всей организации и отдельных подсистем, а также методики расчета показателей эффективности приводятся в стандарте предприятия.
Структурная схема оценки эффективности и качества работы приведена на рис. 8.:
Рис. 8. Структурная схема стандарта организации
Эффективность управления организацией находится под влиянием мероприятий по совершенствованию системы управления. При этом необходимо учитывать, что произведенные изменения и затраты и полученные результаты могут иметь совершенно разный, не совпадающий характер.
Результат от проведенных мероприятий может проявиться немедленно или через некоторое время, подчас через значительный промежуток времени. Это существенно затрудняет оценку эффективности мероприятий по совершенствованию управления. Объективная и полная оценка эффективности менеджмента требует рассмотрения прежде всего ее экономической составляющей.
В настоящее время в силу специфики управленческого труда и сложности расчета его результатов и затрат определение многих качественных показателей, например, квалификации, культуры управленческого труда, для оценки эффективности управления чрезвычайно сложно. Поэтому рекомендуют применять более укрупненный и несколько условный метод оценки общей экономии от внедрения мероприятий по научной организации управленческого труда (Эоб) по следующей формуле:
Эоб=Эв+Эдс+Эот–З,
где Эв - экономия, достигнутая за счет высвобождения управленцев, руб.
Э дс - экономия, достигнутая за счет изменений должностной структуры управленцев в функциональных и производственных подразделениях, руб.;
Э от - экономия, достигнутая за счет рационального использования средств оргтехники, канцелярских товаров и др., руб.
З - затраты на осуществление мероприятий по научной организации управленческого труда, руб.
Рациональная и своевременная оценка эффективности управления и экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию менеджмента позволят повысить его эффективность и конкурентоспособность как менеджмента, так и организации в целом.
Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации. Функциональное предназначение управления сводится к обеспечению эффективности основной деятельности, поэтому ее эффективность определяется степенью результативности самой организационной системы. Отсюда следует, что эффективность управления определяется степенью реализации целей организации и ее интегрального показателя - прибыли.
Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели бывают как количественными, так и качественными.
В обществе на управление затрачиваются значительная часть трудовых ресурсов, причем наиболее активной их составляющей и профессионально подготовленной для выполнения такой сложной работы. Это положение объективно обуславливает необходимость повышать уровень рациональности использования ресурсов, всемерно сокращать затраты на них.
В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную .
Экономическая эффективность определяется отношением полученного результата к затратам.
Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары и услуги.
Исходя из этого, справедливо говорить об экономической и социальной эффективности управления.
Оценка эффективности управления предполагает наличие двух сторон эффективности: внешняя и внутренняя.
Внутренняя эффективность показывает, каким образом определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп ее участников.
Внешняя эффективность управления показывает, насколько организация соответствует требованиям ограничения внешней среды.
В практике управления складываются ситуации, когда требуется сравнить его эффективность с предшествующим периодом и родственными организациями с ю выявления динамики роста или падения эффективности и на ее основе принятия соответствующих мер по развитию основной деятельности или улучшению собственно управленческой. В этих случаях пользуются критериями и показателями эффективности управления .
Критерий (греч. - средство для суждения) - это качественный признак, на основе которого производится оценка; показатель - это конкретные количественные свойства или признаки, характеризующие эффективность управления.
Важнейшими критериями выступают показатели достижения запланированных результатов основной деятельности фирм и прибыли. Оценка эффективности управления должна быть комплексной и учитывать степень использования ресурсов и возможностей развития фирм, достижения производственных, экономических и социальных целей.
Алгоритм процесса оценки эффективности управления представляет собой последовательный ряд следующих действий:
- вырабатываются цели оценки;
- обосновываются критерии оценки;
- определяется состав исходных данных, используемых в процессе оценки;
- вырабатываются требования к критериям оценки;
- выбираются методы расчета критериев;
- проводится расчет количественной величины критериев, т.е. показателей, соответствующих тем или иным критериям.
Традиционно экономическая эффективность управления определяется следующими показателями.
- Показатель эффективности управления
:
ЭУ = П / ЗУ ,
Где П – прибыль организации;
- ЗУ – затраты на управление. - Коэффициент численности управленческих работников
:
КЧ = ЧУ / Ч ,
Где ЧУ – численность работников управления;
- Ч - численность работников организации. - Коэффициент затрат на управление
:
КЗ = ЗУ / З ,
Где З - общие затраты на управление.
- Коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции
:
КЗП = ЗУ / К ,
Где К – количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг).
Улучшение показателей эффективности деятельности фирмы возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий, комплексно отражающих факторы эффективности.
Наиболее типичным для определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления является начисление годового экономического эффекта, полученного от их реализации, и сравнение его с затратами на эти мероприятия.
Коэффициент эффективности совершенствования управления :
КЭ = Эг / Зу ,
где Эг
- годовой экономический эффект, полученный в результате проведения мероприятий;
- Зу
- затраты на мероприятия по совершенствованию управления.
Годовой экономический эффект может рассчитываться по формуле:
Эг = С - Зу * ЕН ,
где С
- годовая экономия от мероприятий по совершенствованию управления;
- ЕН
- отраслевой нормативный коэффициент эффективности.
Для ориентировочной оценки эффективности проводимых мероприятий по совершенствованию управления также используется показатель коэффициента общей эффективности КЭ (близкий по своему смыслу к КЭ - коэффициенту эффективности совершенствования управления):
КЭ = ЭО / ЗУ ,
где ЭО
- общая экономия, получаемая в результате реализации мероприятий по совершенствованию управления;
- ЗУ
- общие затраты на совершенствование управления.
Обоснование экономической эффективности совершенствования управления деятельностью предприятий должно дополняться оценкой их социальной эффективности.
Социальная эффективность определяется отношением показателей, отражающих социальный результат, к затратам, необходимым для его достижения. Социальные результаты проявляются в улучшении условий жизни и быта населения, сохранении и закреплении здоровья человека, облегчении и повышении содержательности его труда.
Экономическая эффективность от совершенствования научной организации управленческого труда (НОУТ) рассчитывается: на этапе анализа - с целью определения целесообразности перестройки организации труда; на этапе оптимизации - с целью выбора наиболее рационального варианта проектных решений (расчетная эффективность); на этапе функционирования, когда определяется фактическая эффективность.
Для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации труда существует несколько методик. В качестве основных общих показателей экономической эффективности мероприятий в них рассматриваются рост производительности труда и годовой экономический эффект (приведенная экономия).
В силу специфики управленческого труда и сложности определения его результатов расчет производительности труда для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации управленческого труда практически невозможен.
Годовой экономический эффект (Эг ) можно рассчитать по формуле:
Эг = (С1 - С2 ) * В2 - ЕН * ЗЕД ,
где С1
, С2
- стоимость единицы работы до и после внедрения мероприятий по НОУТ (трудовые затраты), руб.;
- В2
- годовой объем работ после внедрения мероприятий по НОУТ в натуральном выражении;
- ЕН
- нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости ТН
); ЕН
для мероприятий по НОУТ устанавливается равным 0,15; ТН
= 6,7 года;
- ЗЕД
- единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий.
По многим видам управленческого труда трудно выразить объем работы в натуральном выражении.
Э = ЭВ + ЭДС + ЭТ - З ,
где Э
- общая экономия, достигнутая за счет всех мероприятий по совершенствованию организации труда, руб.;
- ЭВ
- экономия, достигаемая за счет высвобождения численности, руб.;
- ЭДС
- экономия, достигнутая за счет изменений должностной структуры управленческих работников в функциональных и производственных службах;
- ЭТ
- экономия, полученная за счет более широкого и рационального использования средств оргтехники, экономии канцелярских и других материалов, руб.;
- З
- сумма средств, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда, руб.
Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию позволит повысить его эффективность и стабильность функционирования организации.
Результативность управления зависит от многих показателей, таких как: эффективность, экономичность, качество и т.д.
Для улучшения качества управления, его необходимо сначала оценить, и проанализировать слабые стороны.
ЛЕКЦИЯ 6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
План лекции
Критерии и показатели оценки эффективности управления
Методы оценки и анализа эффективности управления
Факторы повышения эффективности управления
Насколько эффективно в обществе управление, настолько благополучно общество.
В современных условиях усложнения производства и экономики в целом, возрастания роли научно-технического прогресса, обострения конкуренции, необходимости учета в процессе управления факторов, связанных с использованием сырьевых и энергетических ресурсов и воздействием на окружающую среду, конечные результаты деятельности фирмы зависят от рациональности структуры и эффективности процессов управления во всех ее элементах и подсистемах.
Оценка эффективности управления имеет первоочередное значение для многих аспектов менеджмента, поскольку с ее помощью определяются правильность, обоснованность, действенность работы руководителя.
Можно ли определить, эффективен тот или иной руководитель? И по каким параметрам, показателям или критериям можно судить об этом? Может быть, по числу издаваемых руководителем приказов и распоряжений? Или по количеству принятых им решений?. Или может быть по тому, как рано он приходит и как поздно он уходит с работы?
Цель лекции - выявление критериев, показателей и факторов эффективности управления.
Вопрос 1. Критерии и показатели оценки эффективности управления
Важность определения эффективности управления привлекает внимание ученых и практиков, в том числе З.П. Румянцеву, Р.А Фатхутдинова, В.Н. Парахину и Л.И. Увицкого, труды которых обобщены в данной лекции.
В теории управления качественную сторону полученного результата обозначают термином критерий эффективности (отличительный признак, мерило, на основании которого дается оценка каждого явления), количественную сторону полученного результата - показателем эффективности.
Рассмотрению эффективности менеджмента должно предшествовать обращение к общему понятию эффективности, охватывающему различные сферы человеческой деятельности. Такой подход диктуется не только методическими соображениями, но и тем, что указанное общее понятие пока еще не получило однозначной трактовки. Буквально «эффективное» (от латинского «effectus») означает действенность, результативность, производительность. Вообще говоря, эффектом обладает любое взаимодействие, имеющее какой-то результат, и в этом самом широком смысле эффект можно рассматривать как абсолютное, характеризующее результат, свойство любого взаимодействия или процесса. При всей близости категорий «эффект» и «эффективность» они друг с другом не совпадают. Эффективность свойственна не всякому взаимодействию, а лишь целенаправленному; поэтому данная категория носит управленческий характер и отражает, прежде всего, степень достижения преследуемых целей. Таким образом, в отличие от эффекта, эффективность - это всегда определенное соотношение (результата и целей или результата и затрат на его получение), т. е. величина относительная. Этой исходной позицией определяется и понимание эффективности управления.
Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учетом двух направлений оценки ее функционирования:
По степени соответствия достигаемых результатов установленным целям организации;
По степени соответствия процесса функционирования системы объективным требования к его содержанию, организации и результатам.
Эффективность управления - это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления). Причем эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики. Другими словами, эффективность деятельности управляющей системы должна быть выражена в конечном счете через показатели эффективности управляемой системы, хотя может иметь и свои собственные частные характеристики.
Критерии эффективности управления находятся в тесной связи с целями фирмы. Специфика управления состоит в том, что выpaботка целей является функцией самого управления, а их реализация осуществляется как в рамках функционирования субъекта управления, так и в рамках управляемого объекта. Поэтому для определения эффективности управления используют такие критерии, как:
во-первых, собственно управленческая эффективность;
во-вторых, экономическая эффективность;
в-третьих, социальная эффективность.
Рассмотрим их. Итак, первым критерием эффективности управления является управленческая эффективность, то есть результативность, понимаемая как достижение цели.
Эффективность управления отражает результативность обеспечения социально-экономического развития предприятия. В этой связи эффективность управления проявляется в достигнутых показателях результативности всей деятельности предприятия.
Организация существует для реализации определенных целей и, если эти цели достигнуты, то эта организация может считаться добившейся успеха, а ее руководитель эффективным менеджером.
Самый общий показатель управленческой эффективности:
Э упр. = результат 100%
Также эффективность управления может быть выражена и оценена не только по конечным результатам работы всей фирмы, но и по таким параметрам, как скорость принятия решения и осуществления конкретных шагов, отдача от осуществления решения, измеряемая в стоимостных показателях. Для определения эффективности отдельного решения можно сравнить планируемые и фактические «входы» и «выходы» и измерять полученную отдачу от решения, т. е. отношение «выхода» к «входу». Эффективность системы внутрифирменного управления определяется в этом случае как экономический эффект от принятия управленческих решений.
Поскольку управление носит информационный характер, то информация также представляет результат действия, а следовательно, является «выходом» системы управления.
Кроме того, эффективность управления определяется эффективностью функционирования и использования каждого элемента системы управления - рациональностью структуры, применением научных, передовых методов управления, скоростью, полнотой информационного обслуживания, квалификацией управляющих кадров, их умением творчески подходить к решению конкретных проблем управления.
Вторым, критерием эффективности управления является экономическая эффективность, которая характеризует соотношение результатов с затратами, необходимыми для их достижения.
Показатели экономической эффективности:
Э упр. = результат 100%
Э упр. = затраты фактические 100%
затраты плановые
Экономическая эффективность как показатель результативности предполагает соизмерение затрат с результатом и всегда является относительной величиной. Следует иметь в виду, что универсального показателя экономической эффективности нет и не может быть, поскольку многочисленное количество факторов обусловливает ее. В качестве результата может рассматриваться прибыль как конечный итог деятельности, а в качестве затрат - основные производственные фонды и оборотные средства или издержки производства.
Организация может выжить только благодаря результативности и экономической эффективности. Следовательно, эти два критерия эффективности управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Важной количественной характеристикой экономической эффективности является производительность.
Производительность - это отношение количества единиц на выходе к количеству единицу на входе.
Этот показатель экономической эффективности отражает комплексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации).
Среди экономических показателей эффективности организации обычно называются: стабильность (производство, структура, положение на рынке), рост (темпы роста производства, численности занятых, число нововведений), способность организации приспосабливаться к изменениям внешней среды (взаимосвязь показателей внешней среды и деятельности организации). Все эти показатели необходимо анализировать не в абсолютном выражении, а в динамике, то есть в сопоставлении с предыдущими периодами.
Эффективность организации во многом зависит от ее способности планировать свою деятельность в долгосрочном масштабе, прогнозировать будущие изменения. Это позволяет в определенной степени минимизировать риск в условиях нестабильной экономики. Таким образом, эффективность управления напрямую зависит от эффективности производства как элемента системы. Все другие стороны деятельности организации также требуют эффективного управления: это маркетинг, управление персоналом, управление инновациями, стратегический менеджмент. Причем управляющая подсистема должна обеспечить эффективное управление по всем функциональным подразделениям (табл. 1).
Менеджмент: учебный курс Маховикова Галина Афанасьевна
9.1. Сущность, критерии и показатели эффективности управления
В науке об управлении пока нет единой трактовки понятия «эффективность управления». Почти у каждой научной школы имеется свой взгляд на проблему. Отсюда ее недостаточная разработанность по многим аспектам исследования, и в первую очередь методологическому (относительно понятийного аппарата, критериев и показателей оценки эффективности).
Существует много подходов к оценке эффективности менеджмента, использующих в основном качественные описания.
Чаще всего эффективность рассматривают как действенность, результативность работы фирмы, проекта, технологии с точки зрения экономических позиций, а именно получение необходимого максимального результата с наименьшими затратами. Это существенный момент, делающий необоснованным частое отождествление понятий «результативность» и «эффективность». Однако «результативный» еще не значит «эффективный». Эффективность подразумевает соотнесение полученного с затраченным, и чем больше это отношение, тем лучше.
Эффективность менеджмента как управляющей системы в широком смысле – это целесообразность и качество управления, нацеленного на высокую результативность деятельности управляемой системы (организации), реализацию целей и стратегий, достижение определенных экономических результатов, выражаемых в качественных и в количественных показателях.
Рассмотрение принципов менеджмента, его основных функций, методов и аспектов, проведенное в предыдущих главах, позволяет выделить ключевые факторы эффективности менеджмента, к которым относятся:
Постоянно адаптирующиеся к внешним условиям миссия, цели и стратегии развития организации, соответствующие требованиям потребителей;
Стратегически ориентированная, оптимальная структура бизнеса, обеспечивающая максимально возможную результативность бизнеса;
Высококомпетентный развивающийся персонал, оптимально взаимодействующий в рамках бизнес-процессов и нацеленный на конечный результат;
Эффективная система ведения бизнеса и менеджмента, включающая оптимизированные методы, принципы, технологии, процессы и процедуры, базирующиеся на современных информационных технологиях;
Продвинутая организационная культура, базирующаяся на адаптивном, одновременно стратегическом и ситуационном стиле руководства, а также на совместном, коммуникативном и целенаправленном взаимодействии персонала. Организационная культура – мощный стратегический инструмент, позволяющий координировать все структурные подразделения и отдельных членов коллектива на достижение поставленных целей в рамках выбранной миссии и стратегии.
Различают несколько видов эффективности в зависимости от критерия, по которому она классифицируется. Так, по характеру оцениваемого эффекта и составу доходов и расходов можно говорить об экономической и социальной эффективности. По уровню получения соответствующих результатов выделяют эффективность общественную (или общеэкономическую) (для страны, региона, отрасли), бюджетную (для бюджетов всех уровней) и коммерческую (для отдельного предприятия, проекта). С повышением уровня оценки эффективности емкость этого понятия увеличивается. Так, в составе общеэкономического эффекта, кроме чисто экономических результатов необходимо выделять внеэкономический эффект, межотраслевой эффект и т. п. Можно подразделить эффективность по составляющим системы управления (эффективность производства и эффективность управления), стадиям производственного процесса и процесса управления, по функциям производства и управления и другим критериям.
Рассмотрение категории эффективности управления невозможно в отрыве от производственных составляющих системы, и в частности эффективности производства. Эффективность производства служит и критерием эффективности управления, а рост последней, в свою очередь, – один из решающих факторов и резервов роста эффективности производства.
Система управления, как уже отмечалось, представляет собой многосложное образование, характеризующееся большим числом сторон, свойств, особенностей процессов, в силу чего и эффективность управления может проявляться в различных формах и определяться рядом параметров. Для ее выражения применяется ряд частных понятий, а именно показатели эффективности:
Труда работника аппарата управления;
Управленческой деятельности аппарата управления или отдельных его органов и подразделений;
Процесса управления (при выработке и реализации конкретного управленческого решения);
Системы управления (с учетом иерархии управления);
Механизма управления (применяемых методов, рычагов, стимулов);
Совершенствования управления.
Более упрощенный подход рассматривает в качестве составляющих эффективности три показателя, характеризующих:
1) деятельность работников управления;
2) деятельность подразделений (органов) управления;
3) систему управления в целом.
Каждое из частных понятий взаимодополняет и раскрывает другие, представляя своего рода иерархию. Поэтому, чтобы достоверно определить уровень эффективности управления, необходимо учесть все ее составляющие.
Управленческий труд относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности, и его оценка не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы, поэтому для измерения его эффективности часто применяются косвенные методы.
Критерием оценки управленческого труда является его эффективность:
Из книги Продажи в сфере HoReCa автора Горелкина ЕленаПоказатели эффективности в отношении продвижения в HoReCa Любая работа с каналом продаж требует аналитического подхода и обоснования эффективности. Выделяют несколько основных показателей эффективности сбыта – они работают в HoReCa, как и в других сферах. Основными
Из книги Добавьте в корзину. Ключевые принципы повышения конверсии веб-сайтов автора Айзенберг Джеффри Из книги Управление персоналом: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович14.1. Общие показатели эффективности персонала и службы управления персоналом Системные изменения в области управления персоналом на основе применения японских методов управления на заводе General Motors в Калифорнии привели к радикальному улучшению показателей его
Из книги Управленческие решения автора Лапыгин Юрий Николаевич11.2. Показатели и критерии эффективности Для осуществления выбора альтернативы из множества рассматриваемых их необходимо оценить. Оценивают альтернативы по критерию эффективности – определяющему правилу. Существуют два основных вида критерия эффективности, которые
Из книги Реклама и рекламная деятельность: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович Из книги Генератор новых клиентов. 99 способов массового привлечения покупателей автора Мрочковский Николай Сергеевич Из книги Основы баннерной рекламы автора Петюшкин Алексей Валерьевич Из книги Рекламное агентство: с чего начать, как преуспеть автора Голованов Василий АнатольевичШаг 2. Выбираем критерии оценки и показатели работы фирмы, персонала и периодичность контроля План действий:1. Разрабатываем и рассчитываем ключевые показатели всех бизнес-процессов: ? общие для фирмы – вал за месяц, чистая прибыль за месяц; ? наем и обучение –
Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда Из книги Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI автора Ветлужских Елена Н. Из книги Быстрее, лучше, дешевле [Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов] автора Хаммер МайклГлава 10 Критерии и ограничения эффективности систем вознаграждения Любая компания, разрабатывая и внедряя систему вознаграждений (компенсаций), стремится к повышению ее эффективности. Что мы имеем в виду?Обратимся к определению этого понятия в экономике: эффективность
Из книги Семь шагов для создания эффективного ИТ-подразделения автора Гредников Сергей Из книги Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту автора Никерсон Пэт7.1. Ключевые показатели эффективности ИТ-подразделения Для различных видов бизнеса служат разные показатели, как правило, они называются ключевыми показателями эффективности (Key Performance Indicators, KPI). Одно из требований к показателям – измеримость. Для оценки эффективности
Из книги Экономическая безопасность предприятия автора Фирсова Олеся Артуровна Из книги Управление отделом продаж автора Петров Константин Николаевич1.3. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики Существует тесная взаимосвязь экономической безопасности с системой национально-государственных интересов. Именно через категорию национально-государственных интересов сплетаются воедино
В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Можно оценить ресурсы, легко измерить время, трудно оценить результат.
Есть конечный результат в котором управление проявляется лишь опосредовано, и можно назвать непосредственный результат, который присущ любому виду деятельности человека.
Непосредственный результат управления может характеризовать комплекс критериев и показателей эффективности.
Что же такое критерий и показатель эффективности управления?
Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.
Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.
Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и качеством труда персонала, социальной эффективностью (которые мы рассмотрим при изучении последующих вопросов).
Рассмотрим вначале критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Современная наука выделяет общие, локальные и качественные критерии эффективности управления.
Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.
Группа более частных локальных критериев:
· затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;
· затраты материальных ресурсов;
· затраты финансовых ресурсов;
· показатели использования основных производственных фондов;
· ускорение оборачиваемости оборотных средств;
· сокращение срока окупаемости капиталовложений.
Группа качественных критериев:
· увеличение доли продукции высшей категории качества;
· обеспечение экологической чистоты;
· выпуск продукции, необходимой обществу;
· улучшение условий труда и быта работников;
· ресурсоэнергосбережение и др.
Критерием эффективности управления, кроме того, при определенных условиях может быть максимум выпуска продукции или максимум услуг.
Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической эффективности, которые мы рассмотрим во втором вопросе.
Показатель эффективности – количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.
Такие показатели эффективности как производительность труда, материалоемкость, фондоотдача основных производственных фондов, оборачиваемость оборотных средств, окупаемость капиталовложений условно можно объединить в группу частных или локальных показателей.
Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами.
Показателями, характеризующими работу аппарата управления являются стратегическая эффективность управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.
При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность), которые мы рассмотрим во втором и третьем вопросе соответственно.