Критерии оценки эффективности управления основным капиталом. Три главных принципа эффективного управления капиталом

Управление капиталом – важнейший , обуславливающий рост . Большинство даже не задумываются над этим.

Между тем, управление капиталом и связанные с ним понятия стоят того, чтобы уделить им должное внимание на страницах нашего учебника.

Процесс использования имущества для получения прибыли есть не что иное, как .

Другое название этого же процесса – капиталовложение

. Иметь четкий АЛГОРИТМ принятия решений, базирующийся на постоянном анализе текущей информации; алгоритм должен включать в себя механизмы отслеживания и обработки этой информации и – самое главное – мгновенного принятия решения на основе полученных данных;

. ПРОЗРАЧНОСТЬ и понятность инвестиционной стратегии; четко представлять движение капитала на всех этапах инвестиционной сделки.

Безусловно, можно сформулировать и другие принципы управления капиталом , однако стоит помнить, что правила критически важны и необходимы для всякой инвестиционной стратегии, поскольку от них напрямую зависит ее и способность просуществовать в сколь-нибудь обозримой перспективе.

Практическое воплощение этих принципов приведет к эффективному управлению капиталом и стабильному росту дополнительной стоимости инвестированных средств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Введение 2
  • Глава 1. Теоретические основы управления собственным капиталом предприятия 5
  • 1.1 Сущность, структура и методы формирования собственного капитала 5
  • 1.2 Современные методы оценки стоимости собственного капитала 17
  • 1.3 Особенности дивидендной и эмиссионной политики на предприятии 25
  • Глава 2.Анализ эффективности управления собственным капиталом ОАО «Завод Железобетон» 33
  • 2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Завод Железобетон» 33
  • 2.2 Анализ структуры собственного капитала на предприятии 43
  • 2.3 Управление собственным капиталом на предприятии 54
  • Глава 3. Пути повышения эффективности использования собственного капитала 62
  • 3.1 Совершенствование системы управления собственным капиталом 62
  • 3.2 Финансовые механизмы управления формирование операционной прибыли, как фактор роста собственного капитала предприятия 68
  • 3.3 Основные направления оптимизации собственного капитала 79
  • Заключение 87
  • Список использованных источников 93

Введение

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория и, в частности, собственный капитал. Значимость последнего для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе РФ в части требований о минимальной величине Уставного капитала, соотношений Уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов в зависимости от соотношения чистых активов и суммы Уставного и резервного капитала.

Финансовая политика предприятия является узловым моментом в наращивании темпов его экономического потенциала в условиях рыночной системы хозяйствования с ее жестокой конкуренцией. Важное значение имеют показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. Оценка собственного капитала служит основой для расчета большинства из них.

Предприятию необходимо осуществлять анализ собственного капитала, поскольку это помогает выявить его основные составляющие и определить последствия их изменений для финансовой устойчивости. Динамика изменения собственного капитала определяет объем привлеченного и заемного капитала.

Основная проблема для каждого предприятия, которую необходимо определить - это достаточность денежного капитала для осуществления финансовой деятельности, обслуживания денежного оборота, создания условий для экономического роста. Эта проблема практически для всех предприятий остается пока нерешенной, о чем свидетельствует значительный недостаток собственного оборотного капитала. Следовательно, существует объективная потребность в изучении, анализе и улучшении собственного капитала на предприятие. Вышеперечисленным обстоятельством и определяется актуальность проводимого исследования.

Целью работы является рассмотрение системы управления собственным капиталом организации и разработка направлений его эффективного использования.

Объектом исследования выступает открытое акционерное общество «Завод Железобетон».

Предметом исследования является процесс управления собственным капиталом организации.

Основными задачами работы являются:

определить понятие и сущность собственного капитала, его виды;

изложить принципы формирования собственного капитала;

сформулировать основные методы управления собственным капиталом предприятия;

провести анализ системы управления собственным капиталом на примере ОАО «Завод Железобетон»;

разработать пути повышения эффективности использования собственного капитала организации.

В работе использовались различные источники. Основой теоретической части работы стала экономическая литература: статьи, учебные пособия, книги российских и зарубежных авторов. Практическая часть работы основывается на материалах бухгалтерской и финансовой отчетности ОАО «Железобетон».

При проведении анализа управления собственным капиталом предприятия были применены такие приемы и методы как горизонтальный анализ вертикальный анализ, анализ коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ.

Структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.

Проведенное исследование и практические расчеты говорят о практической значимости работы и применения рекомендаций в практике управления собственным капиталом организации.

Глава 1. Теоретические основы управления собственным капиталом предприятия

1.1 Сущность, структура и методы формирования собственного капитала

Капитал - это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления свей деятельности с целью получения прибыли.

Капитал - одна из фундаментальных экономических категорий, сущность которой научная мысль выясняет на протяжении ряда столетий. Термин "капитал" происходит от латинского "саpitalis", что означает основной, главный. В первоначальных работах экономистов капитал рассматривался как основное богатство, основное имущество. По мере развития экономической мысли это первоначальное абстрактное и обобщенное понятие капитала наполнялось конкретным содержанием, соответствующим господствующей парадигме экономического анализа развития общества.

В процессе хозяйственной деятельности происходит постоянный оборот капитала: последовательно он меняет денежную форму на материальную, которая в свою очередь изменяется, принимая различные формы продукции, товара и другие, в соответствии с условиями производственно-коммерческой деятельности организации, и, наконец, капитал вновь превращается в денежные средства, готовые начать новый кругооборот.

В российской практике капитал предприятия часто разделяют на капитал активный и пассивный. С методологической точки зрения это неверно. Такой подход является причиной недооценки места и роли капитала в бизнесе и приводит к поверхностному рассмотрению источников формирования капитала. Капитал не может быть пассивным, так как является стоимостью, приносящей прибавочную стоимость, находящуюся в движении, в постоянном обороте. Поэтому более обоснованно здесь применять понятия источников формирования капитала и функционирующего капитала .

Структура источников образования активов (средств) представлена основными составляющими: собственным капиталом и заемными (привлеченными) средствами.

Собственный капитал организации как юридического лица в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего организации. Это так называемые чистые активы организации.Они определяются как разность между стоимостью имущества (активным капиталом) и заемным капиталом. Конечно, собственный капитал имеет сложное строение. Его состав зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта.

Финансовую основу предприятия представляет сформированный им собственный капитал. На действующем предприятии он представлен следующими основными формами (рисунок 1):

Рис.1. Формы функционирования собственного капитала предприятия

Уставный фонд. Он характеризует первоначальную сумму собственного капитала предприятия, инвестированную в формирование его активов для начала осуществления хозяйственной деятельности. Его размер определяется (декларируется) уставом предприятия. Для предприятий отдельных сфер деятельности и организационно-правовых форм (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью) минимальный размер уставного фонда регулируется законодательством.

Резервный фонд (резервный капитал). Он представляет собой зарезервированную часть собственного капитала предприятия, предназначенного для внутреннего страхования его хозяйственной деятельности. Размер этой резервной части собственного капитала определяется учредительными документами. Формирование резервного фонда (резервного капитала) осуществляется за счет прибыли предприятия (минимальный размер отчислении-прибыли в резервный фонд регулируется законодательством).

Специальные (целевые) финансовые фонды. К ним относятся целенаправленно сформированные фонды собственных финансовых средств с целью их последующего целевого расходования. В составе этих финансовых фондов выделяют обычно амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд охраны труда, фонд специальных программ, фонд развития производства и другие. Порядок формирования и использование средств этих фондов регулируется уставом и другими учредительными и внутренними документами предприятия.

Нераспределенная прибыль. Она характеризует часть прибыли предприятия, полученную в предшествующем периоде и не использованную на потребление собственниками (акционерами, пайщиками) и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования на развитие производства. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых средств предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.

Прочие формы собственного капитала. К ним относятся расчеты за имущество (при сдаче его в аренду), расчеты с участниками (по выплате им доходов в форме процентов или дивидендов) и некоторые другие, отражаемые в первом разделе пассива баланса .

Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. В процессе управления формированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования. Состав основных источников формирования собственных финансовых ресурсов предприятия приведен на рис.2.

В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, - она формирует преимущественную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости предприятия.

Рис.2. Состав основных источников формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.

Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью используемых собственных основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают, а лишь являются средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.

В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов средств в уставный фонд) или акционерного (путем дополнительной эмиссии и реализации акций) капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня). В число прочих внешних источников входят бесплатно передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса .

Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективности управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.

Формирование собственного капитала происходит на принципах обеспечения необходимого уровня самофинансирования и производственного развития предприятия. Формирование собственного капитала осуществляется по основным этапам:

Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.

На первом этапе анализа изучаются общий объем формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных ресурсов в общем объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.

На втором этапе анализа рассматриваются источники формирования собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала за счет различных источников.

На третьем этапе анализа оценивается достаточность собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в предплановом периоде. Критерием такой оценки выступает показатель "коэффициент самофинансирования развития предприятия". Его динамика отражает тенденцию обеспеченности развития предприятия собственными финансовыми ресурсами.

Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. Эта потребность определяется по следующей формуле:

Псфр=ПкхУск/100-СКн+Пр, (1)

где Псфр - общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;

Пк-общая потребность в капитале на конец планового периода;

Уск - планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме;

СКн - сумма собственного капитала на начало планируемого периода;

Пр - сумма прибыли, направляемой на потребление в плановом периоде.

Рассчитанная общая потребность охватывает необходимую сумму собственных финансовых ресурсов, формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.

Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.

Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как основными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов .

Метод ускоренной амортизации активной части основных фондов увеличивает возможности формирования собственных финансовых ресурсов за счет этого источника» Однако следует иметь в виду, что рост суммы амортизационных отчислений в процессе проведения ускоренной амортизации отдельных видов основных фондов приводит к соответствующему уменьшению суммы чистой прибыли. Поэтому при изыскании резервов роста собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников следует исходить из необходимости максимизации совокупной их суммы.

Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников.

Объем привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.

Обеспечение удовлетворения потребности в собственных финансовых ресурсах за счет внешних источников планируется за счет привлечения дополнительного паевого капитала (владельцев или других инвесторов), дополнительной эмиссии акций или за счет других источников.

Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:

обеспечении минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться;

обеспечении сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.

Эффективность процесса формирования собственных финансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде. Его уровень должен соответствовать поставленной цели .

Коэффициент самофинансирования развития предприятия рассчитывается по следующей формуле:

Ксф=ЧФР/А, (2)

где Ксф - коэффициент самофинансирования развития предприятия;

СФР- планируемый объем формирования собственных финансовых ресурсов;

А- планируемый прирост активов предприятия.

Успешная реализация процесса формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих основных задач:

проведением объективной оценки стоимости отдельных элементов собственного капитала;

обеспечением максимизации формирования прибыли предприятия с учетом допустимого уровня финансового риска;

формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) предприятия;

формированием и эффективным осуществлением политики дополнительной эмиссии акций (эмиссионной политики) или привлечения дополнительного паевого капитала .

Собственный капитал характеризуется следующими основными положительными особенностями:

Простотой привлечения, так как решения, связанные с увеличением собственного капитала (особенно за счет внутренних источников его формирования) принимаются собственниками и менеджерами предприятия без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов.

Более высокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятельности, т.к. при его использовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах.

Обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства .

Вместе с тем, ему присущи следующие недостатки:

Ограниченность объема привлечения, а следовательно и возможностей существенного расширения операционной и инвестиционной деятельности предприятия в периоды благоприятной конъюнктуры рынка на отдельных этапах его жизненного цикла.

Высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала.

Неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств, так как без такого привлечения невозможно обеспечить превышение коэффициента финансовой рентабельности деятельности предприятия над экономической.

Основываясь на экономической сущности собственного капитала можно выделить следующие критерии оптимальной структуры собственного капитала:

Для обеспечения защитной функции, присущей собственному капиталу, величина уставного капитала должна отвечать требованиям, заложенным в законодательных актах. Прежде всего, это касается минимально возможного размера на момент образования, а также условия, что в процессе функционирования хозяйственных обществ размер их чистых активов должен сохраняться в размере меньше уставного капитала. Но уже на этом этапе возникают противоречия в российской практике. Удельный вес уставного фонда в собственном капитале настолько мал, что не может выступать критерием устойчивости предприятия, т.к. переоценка основных фондов отражается в добавочном капитале, и сопоставление чистых активов в данной ситуации более целесообразно производить не только с суммой уставного, но и добавочного капиталов.

Функционирующие предприятия должны иметь достаточный размер собственного капитала, который обеспечит финансовую устойчивость предприятия. Предполагается, что его должно быть достаточно для формирования не только основного, но и собственного оборотного капитала. Тем самым будут обеспечены защитная и регулирующая функции капитала, а также функция изменения направления производства, т.е. возможности развития.

Для реализации функции капитала, выражающейся способностью приносить доход, критерием может служить эффективность использования собственного капитала. Наиболее эффективное его использование возможно при условии привлечения кредита, несмотря на его платность. На это указывает эффект финансового рычага. Соответственно соотношение собственного и заемного капиталов должно иметь оптимальное значение для каждого конкретного предприятия исходя из его стратегии и возможностей.

Цена собственного капитала указывает на высокую цену предприятия, его финансовую устойчивость, а также позволяет реализовать покупательную способность капитала и его регулирующую функцию.

Капитал выступает как агент производства, служит будущим потребностям. Исходя из этого в состав собственного капитала необходимо включить нераспределенную прибыль (или прибыль, направленную в специальные фонды для осуществления развития производства). Все это должно быть выражено в дивидендной политике. Определение пропорций в распределении прибыли - это один из ключевых вопросов. Для предприятия важно как собственное развитие, так и выплата дивидендов учредителям, что способствует повышению цены предприятия. Достижение оптимальных размеров в распределении прибыли возможно исходя из внутренних темпов роста предприятия.

Защитная и регулирующая функции полностью могут быть реализованы только при создании минимального размера резервного капитала. Особенно это важно для сельскохозяйственных предприятий, которые подвержены как предпринимательским, так и природно-экономическим рискам. При этом следует учесть российскую практику и те противоречия которые, возникают при определении минимального размера резервного капитала, величина которого поставлена в прямую зависимость от величины уставного капитала, что регламентируется в законодательных актах. Однако стоит заметить, что в настоящее время в большинстве АКО размер уставного капитала очень мал, а это значит, что в случае возникновения непредвиденных убытков минимальный уровень резервного капитала не играет того значения буфера, которое ему приписывается .

Таким образом, рассматривая проблему формирования рациональной структуры капитала, целесообразно сделать вывод о том, что подходя к решению этого вопроса с учетом критериев оптимальности многие предприятия могут достичь необходимый уровень финансовой устойчивости, обеспечить высокую степень развития, снизить факторы риска, повысить цену предприятия и вывести производство на более эффективный уровень. Соотношение же между собственными и заемными источниками средств, служит одним из ключевых аналитических показателей, характеризующих степень риска инвестирования финансовых ресурсов в данное предприятие. Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия - это стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.

1.2 Современные методы оценки стоимости собственного капитала

Развитие предприятия требует прежде всего мобилизации и повышения эффективности использования собственного капитала, так как это обеспечивает рост его финансовой устойчивости и уровня платежеспособности. Поэтому первоочередное внимание должно быть уделено оценке стоимости собственного капитала в разрезе отдельных его элементов и в целом.

Оценка стоимости собственного капитала имеет ряд особенностей, основными из которых являются:

необходимость постоянной корректировки балансовой суммы собственного капитала в процессе осуществления оценки. Принципы такой корректировки рассмотрены ранее. При этом корректировке подлежит только используемая часть собственного капитала, так как вновь привлекаемый собственный капитал оценен в текущей рыночной стоимости;

оценка стоимости вновь привлекаемого собственного капитала носит вероятностный, а следовательно, в значительной мере условный характер. Если привлечение заемного капитала основывается на определенных контрактных или иных фиксированных обязательствах предприятия, то привлечение основной суммы собственного капитала таких контрактных обязательств не содержит (за исключением эмиссии привилегированных акций).

Любые обязательства предприятия по выплате процентов на паевой капитал, дивидендов держателям простых акций и т.п., не носят характер контрактных обязательств и являются лишь расчетными плановыми величинами, которые могут быть скорректированы по результатам предстоящей хозяйственной деятельности;

суммы выплат собственникам капитала входят в состав налогооблагаемой прибыли, что увеличивает стоимость собственного капитала в сравнении с заемным. Выплаты собственникам капитала в форме процентов и дивидендов осуществляются за счет чистой прибыли предприятия, в то время как выплаты процентов за используемый заемный капитал осуществляются за счет издержек (себестоимости), а следовательно в состав налогооблагаемой базы по прибыли не входят. Это определяет более высокий уровень стоимости вновь привлекаемого собственного капитала в сравнении с заемным;

привлечение собственного капитала связано с более высоким уровнем риска инвесторов, что увеличивает его стоимость на размер премии за риск. Это связано с тем, что претензии собственников основной части этого капитала (за исключением владельцев привилегированных акций) подлежат удовлетворению при банкротстве предприятия в последнюю очередь;

привлечение собственного капитала не связано, как правило, с возвратным денежным потоком по основной его сумме, что определяет выгодность использования этого источника предприятием несмотря на более высокую его стоимость. Если по заемному капиталу возвратный денежный поток наряду с платежами по его обслуживанию включает и возврат суммы основного долга в установленные сроки, то по привлекаемому собственному капиталу возвратный денежный поток включает, как правило, только платежи процентов и дивидендов собственникам (за исключением отдельных случаев выкупа предприятием собственных акций или паев). Это определяет большую безопасность использования собственного капитала с позиций обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, что стимулирует его готовность идти на более высокую стоимость привлечения этого капитала. С учетом этих особенностей рассмотрим механизм оценки и управления стоимостью собственного капитала .

Стоимость функционирующего собственного капитала имеет наиболее надежный базис расчета в виде отчетных данных предприятия. В процессе такой оценки учитываются:

средняя сумма используемого собственного капитала в отчетном периоде по балансовой стоимости. Этот показатель служит исходной базой корректировки суммы собственного капитала с учетом текущей рыночной его оценки. Расчет этого показателя осуществляется по методу средней хронологической за ряд внутренних отчетных периодов;

средняя сумма используемого собственного капитала в текущей рыночной оценке.

сумма выплат собственникам капитала (в форме процентов, дивидендов и т.п.) за счет чистой прибыли предприятия. Эта сумма и представляет собой ту цену, которую предприятие платит за используемый капитал собственников. В большинстве случаев эту цену определяют сами собственники, устанавливая размер процентов или дивидендов на вложенный капитал в процессе распределения чистой прибыли.

Стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в отчетном периоде определяется по следующей формуле:

где - стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в отчетном периоде, %;

Сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия в процессе ее распределения за отчетный период;

Средняя сумма собственного капитала предприятия в отчетном периоде.

Процесс управления стоимостью этого элемента собственного капитала определяется прежде всего сферой его использования - операционной деятельностью предприятия. Он связан с формированием операционной прибыли предприятия и осуществляемой им политикой распределения прибыли.

Соответственно стоимость функционирующего собственного капитала в плановом периоде определяется по формуле:

где - стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в плановом периоде, %;

Стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в отчетном периоде, %;

Планируемый темп роста выплат прибыли собственникам на единицу вложенного капитала, выраженный десятичной дробью .

Стоимость нераспределенной прибыли последнего отчетного периода оценивается с учетом определенных прогнозных расчетов. Так как нераспределенная прибыль представляет собой ту капитализированную ее часть, которая будет использована в предстоящем периоде, то ценой сформированной нераспределенной прибыли выступают планируемые на ее сумму выплаты собственникам, которым она принадлежит.

Такой подход к оценке нераспределенной прибыли основан на том, что если бы она была выплачена собственникам капитала при ее распределении по результатам отчетного периода, то они, инвестировав ее в любые объекты, получили бы определенную прибыль, которая являлась бы ценой этого инвестированного капитала. Но собственники предпочли инвестировать эту прибыль в собственное предприятие, следовательно, ее ценой выступает планируемая к распределению сумма чистой прибыли предстоящего периода на эту часть инвестируемого капитала.

С учетом такого подхода стоимость нераспределенной прибыли приравнивается к стоимости функционирующего собственного капитала предприятия в плановом периоде .

Такой подход позволяет сделать следующий вывод: коль скоро стоимость функционирующего собственного капитала в плановом периоде и стоимость нераспределенной прибыли в этом же периоде равны, при оценке средневзвешенной стоимости капитала в плановом периоде эти элементы капитала могут рассматриваться как единый суммированный элемент, т.е. включаться в оценку с единым суммированным удельным весом.

Процесс управления стоимостью нераспределенной прибыли определяется прежде всего сферой ее использования - инвестиционной деятельностью. Поэтому цели управления этой частью капитала подчинены целям инвестиционной политики предприятия и соответственно норма инвестиционной прибыли (внутренняя ставка доходности) всегда должна соотноситься с уровнем стоимости нераспределенной прибыли.

Стоимость дополнительно привлекаемого акционерного (паевого) капитала рассчитывается в процессе оценки дифференцированно по привилегированным акциям и по простым акциям (или дополнительно привлекаемым паям).

Стоимость привлечения дополнительного капитала за счет эмиссии привилегированных акций определяется с учетом фиксированного размера дивидендов, который по ним заранее предопределен. Это значительно упрощает процесс определения стоимости данного элемента капитала, так как обслуживание обязательств по привилегированным акциям во многом совпадет с обслуживаем обязательств по заемному капиталу. Однако существенным различием в характере этого обслуживания с позиций оценки стоимости является то, что выплаты по обслуживанию заемного капитала относятся на издержки (себестоимость) и поэтому исключены из состава налогооблагаемой прибыли, а дивидендные выплаты по привилегированным акциям осуществляются за счет чистой прибыли предприятия, т.е. не имеют "налогового щита". Кроме выплаты дивидендов, к расходам предприятия относятся также эмиссионные затраты по выпуску акций (так называемые "издержки размещения"), которые составляют ощутимую величину.

С учетом этих особенностей стоимость дополнительно привлекаемого капитала за счет эмиссии привилегированных акций рассчитывается по формуле:

где - стоимость собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии привилегированных акций, %;

Сумма дивидендов, предусмотренных к выплате в соответствии с контрактными обязательствами эмитента;

Сумма собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии привилегированных акций;

ЭЗ - затраты по эмиссии акций, выраженные в десятичной дроби по отношению к сумме эмиссии.

Стоимость привлечения дополнительного капитала за счет эмиссии простых акций (или дополнительно привлекаемых паев) требует учета таких показателей:

суммы дополнительной эмиссии простых акций (или суммы дополнительно привлекаемых паев);

суммы дивидендов, выплаченных в отчетном периоде на одну акцию (или суммы прибыли выплаченной собственникам на единицу капитала);

планируемого темпа роста выплат прибыли собственникам капитала в форме дивидендов (или процентов);

планируемых затрат по эмиссии акций (или привлечению дополнительного паевого капитала).

В процессе привлечения этого вида собственного капитала следует иметь в виду, что по стоимости он является наиболее дорогим, так как расходы по его обслуживанию не уменьшают базу налогообложения прибыли, а премия за риск - наиболее высокая, так как этот капитал при банкротстве предприятия защищен в наименьшей степени .

Расчет стоимости дополнительного капитала, привлекаемого за счет эмиссии простых акций (дополнительных паев), осуществляется по следующей формуле:

где - стоимость собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии простых акций (дополнительных паев), %;

Количество дополнительно эмитируемых акций;

сумма дивидендов, выплаченных на одну простую акцию в отчетном периоде (или выплат на единицу паев), %;

Планируемый темп выплат дивидендов (процентов по паям), выраженный десятичной дробью;

сумма собственного капитала, привлеченного за счет эмиссии простых акций (дополнительных паев);

Затраты по эмиссии акций, выраженные в десятичной дроби по отношению к сумме эмиссии акций (дополнительных паев).

Процесс управления стоимостью привлечения собственного капитала за счет внешних источников характеризуется высоким уровнем сложности и требует соответственно высокой квалификации исполнителей. Это управление осуществляется путем разработки и реализации эмиссионной политики предприятия, а также его дивидендной политики (или политики распределения прибыли) .

С учетом оценки стоимости отдельных составных элементов собственного капитала и удельного веса каждого из этих элементов в общей его сумме может быть рассчитан показатель средневзвешенной стоимости собственного капитала предприятия.

1.3 Особенности дивидендной и эмиссионной политики на предприятии

Как отмечалось выше успешное управление собственным капиталом должно обеспечить решение задач. Наиболее важной на этапе устойчивого функционирования предприятия является формирование и проведение эффективной политики в распределении прибыли и проведение дополнительной эмиссии акций.

Начнем рассмотрение с дивидендной политики. Термин "дивидендная политика" связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые в этом разделе принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности (в этом случае меняться будет только терминология - вместо терминов акция и дивиденд будут использоваться термины пай, вклад и прибыль на вклад; механизм же выплаты доходов собственникам останется таким же). Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма. В принципе же в более широком трактовании под термином "дивидендная политика" можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия .

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Формированию оптимальной дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования. Наиболее распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики, являются:

Теория независимости дивидендов. Ее авторы - Ф. Модильяни и М. Миллер (упоминаемые обычно при ссылках под аббревиатурой ММ) утверждают, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия (цену акций), ни на благосостояние собственников в текущем или перспективном периоде, так как эти показатели зависят от суммы формируемой, а не распределяемой прибыли. В соответствии с этой теорией дивидендной политике отводится пассивная роль в механизме управления прибылью. При этом свою теорию они сопроводили значительным количеством ограничений, которые в реальной практике управления прибылью обеспечить невозможно. Несмотря на свою уязвимость в плане практического использования, теория ММ стала отправным пунктом поиска более оптимальных решений механизма формирования дивидендной политики .

Теория предпочтительности дивидендов (или "синица в руках"). Ее авторы - М. Гордон и Д. Линтнер утверждают, что каждая единица текущего дохода (выплаченного в форме дивидендов) в силу того, что она "очищена от риска" стоит всегда больше, чем доход отложенный на будущее, в связи с присущим ему риском. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли. Однако противники этой теории утверждают, что в большинстве случаев полученный в форме дивидендов доход все равно реинвестируется затем в акции своей или аналогичной акционерной компании, что не позволяет использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной политики (фактор риска может быть учтен лишь менталитетом собственников; он определяется уровнем риска хозяйственной деятельности той или иной компании, а не характером дивидендной политики).

Теория минимизации дивидендов (или "теория налоговых предпочтений"). В соответствии с этой теорией эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. А так как налогообложение текущих доходов в форме получаемых дивидендов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег во времени, налоговых льгот на капитализируемую прибыль и т.п.), дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат, а соответственно максимизацию капитализации прибыли с тем, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников. Однако такой подход к дивидендной политике не устраивает многочисленных мелких акционеров с низким уровнем доходов, постоянно нуждающихся в текущих их поступлениях в форме дивидендных выплат (что снижает объем спроса на акции таких компаний, а соответственно и котируемую рыночную цену акций). .

Сигнальная теория дивидендов (или ""теория сигнализирования") Эта теория построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций в качестве базисного элемента используют размер выплачиваемых по ней дивидендов. Таким образом рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание реальной, а соответственно и котируемой рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход. Кроме того, выплата высоких дивидендов "сигнализирует" о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде. Эта теория неразрывно связана с высокой "прозрачностью" фондового рынка, на котором оперативно полученная информация оказывает существенное влияние на колебания рыночной стоимости акций.

Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или "теория клиентуры") В соответствии с этой теорией компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров, их менталитету. Если основной состав акционеров ("клиентура" акционерной компании) отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления. И наоборот, если основной состав акционеров отдает предпочтение увеличению своих предстоящих доходов, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения. Та часть акционеров, которая с такой дивидендной политикой будет не согласна, реинвестирует свой капитал в акции других компаний, в результате чего состав "клиентуры" станет более однородным.

Практическое использование этих теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики - "консервативный", "умеренный" ("компромиссный") и "агрессивный". Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (таблица 1).

Перейдем к рассмотрению особенностей эмиссионной деятельности предприятия. Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях.

Таблица 1

Основные типы дивидендной политики акционерного общества

С позиции финансового менеджмента основной целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политики предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

Эмиссионная деятельность предприятия охватывает следующие этапы.

Исследование возможностей эффектного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.

Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.

Оценка инвестиционной привлекательности своих акций проводится с позиции учета перспективности развития отрасли, конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансового состояния. В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний .

Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основной из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности.

Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников. Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе эмиссии может быть установлен один вариант номинала).

Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам:

предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики);

затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру).

Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.

Определение эффективных форм андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения.

С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие имеет возможность используя неизменный коэффициент финансового левериджа соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а следовательно и повысить рентабельность собственного капитала .

Таким образом, и дивидендная политика и эмиссионная играют важную роль в управлении собственным капиталом организации.

Подведем итоги главы. Средства которыми располагает субъект хозяйствования для осуществление своей деятельности с целью получения прибыли называю капиталом. Собственный капитал в общем виде определяется стоимостью имущества, принадлежащего организации. Управление собственным капиталом связано с его формированием и обеспечением эффективного использования. Собственный капитал формируется за счет внутренних источников и внешних. Финансовая устойчивость организации на прямую зависит от объема собственного капитала. Важное место занимают методы оценки собственного капитала, от чего зависит его доходность в процессе использования. Важным в управлении собственным капиталом является обеспечение сбалансированной дивидендной и эмиссионной политики. На основании проведенного теоретического изучения перейдем к практическому исследованию.

Глава 2. Анализ эффективности управления собственным капиталом ОАО «Завод Железобетон»

2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Завод Железобетон»

ОАО «Завод Железобетон» зарегистрировал Регистрационный отдел администрации г. Липецка 15 мая 1996 года № 1711, перерегистрация после 01 июля 2002 года - за основным государственным регистрационным номером 1024840857140, дата внесения записи 11 декабря 2002 года Инспекция МНС России по Центральному району г. Липецка

Полное наименование эмитента - Открытое Акционерное Общество «Завод Железобетон». Сокращенное наименование - ОАО «Завод Железобетон» Место нахождения общества - 398005, г. Липецк, ул. Алмазная, д.6.

С 01.10.1992 года на основании Указа Президента РФ от 01.07.1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерное общества» ПО «Липецкстройиндустрия» было преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Завод Железобетон».

С 15 мая 1996 г. на основании Закона от 26.12.1995г. преобразовано в Открытое Акционерное Общество «Завод Железобетон».

Целью создания общества является обеспечение строительных предприятий, учреждений, организаций и частных лиц железобетонными изделиями и другой железобетонной продукцией.

Стратегия развития общества направлена:

наращивание объемов производства и продаж (сбор денежных средств) с целью получения максимальной прибыли и обеспечения занятости работников предприятия,

обеспечение роста производительности труда, как основного фактора роста реальной заработной платы и повышения благосостояния трудящихся,

повышение качества выпускаемой продукции, обеспечивая рост конкурентоспособности на товарном рынке,

снижение производственных затрат с целью обеспечения рентабельной работы и сдерживания роста цен на готовую продукцию и услуги,

продолжение работы по реконструкции и тех перевооружению производства, зданий и сооружений, по замене устаревшего и изношенного оборудования и металлоформ,

освоение новых видов изделий, пользующихся спросом на рынке, оперативно реагируя на потребительский спрос.

Состояние экономики ОАО "Завод Железобетон" отражает общее положение, сложившееся в экономике Липецкой области и России в целом. Решающее влияние на экономическое положение общества оказывает состояние жилищного и промышленного строительства. В последние годы объем строительства увеличился соответственно увеличился и выпуск строительных материалов.

Основными видами деятельности общества являются:

производство изделий из бетона для использования в строительстве;

производство товарного бетона;

передача электроэнергии;

распределение электроэнергии;

распределение пара и горячей воды (тепловой энергии);

распределение воды;

деятельность столовых при предприятиях и учреждениях;

оптовая торговля прочими строительными материалами;

производство промышленных газов (сжатого воздуха);

производство строительных металлических конструкций;

предоставление услуг по монтажу, ремонту, техническому обслуживанию и перемотке электродвигателей, генераторов и трансформаторов;

Подобные документы

    Понятие и структура собственного капитала, источники финансирования, управление: задачи, этапы, механизм. Формирование собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия; роль дивидендной и эмиссионной политики в управлении собственным капиталом.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2010

    Сущность и основные характеристики понятия "собственный капитал" и "управление собственным капиталом". Источники формирования собственного капитала, задачи и функции управления им и методы оценки. Количественные характеристики оценки собственных средств.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2010

    Сущность и структура собственного капитала предприятия, механизм управления им. Источники формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Анализ и оценка эффективности управления собственным капиталом ООО "Лемон", пути его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2012

    Политика управления собственным капиталом: сущность и этапы в современных условиях. Организационно-экономическая характеристика компании и анализ политики управления собственным капиталом. Методика расчета лизинговых платежей и амортизационных отчислений.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2015

    Рассмотрение основных теоретико-методических принципов управления собственным капиталом предприятия. Анализ деятельности и оценка эффективности управления капиталом ОАО "Рольф". Выявление путей совершенствования структуры капитала данного предприятия.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2015

    Понятие, состав и структура собственного капитала. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия. Оценка стоимости собственного капитала. Дивидендная политика предприятия. Этапы разработки эффективной эмиссионной политики предприятия.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2012

    Основные цели и принципы формирования капитала предприятия: классификация видов и оптимизация структуры. Оценка стоимости отдельных элементов капитала. Анализ управления собственным и заемным капиталом. Обоснование оптимальной структуры капитала.

    презентация , добавлен 22.06.2015

    Собственный капитал предприятия: определение и сущностные характеристики, структура. Задачи управления собственным капиталом. Организационно-экономическая характеристика ОАО "Пензпромстрой", повышение эффективности использования собственного капитала.

    дипломная работа , добавлен 26.01.2012

    Сущность и классификация оборотного капитала. Политика управления оборотным капиталом, ее виды и признаки. Правила операций по покрытию финансовых потребностей. Методы расчёта собственного капитала организации и оценка эффективности управления им.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2014

    Понятие собственного капитала, его позитивные особенности и недостатки, этапы управления. Структура собственного капила в зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, методы и показатели оценки его стоимости (формирование цены).

Оценка финансового состояния, устойчивости и деловой активности предприятия является не просто важным элементом управления. Результаты этой оценки служат визитной карточкой, рекламой, досье, позволяющими определить переговорную позицию предприятия при контактах с представителями различных партнерских групп.

Система экономического рейтинга промышленных, торговых, финансовых корпораций в развитых капиталистических странах, основанная на такой оценке, четко определена. Она содержит фиксированный набор документов, содержащих финансово-экономические показатели, которые в обязательном порядке заверяются независимой аудиторской фирмой по итогам года. Заключение аудиторской фирмы, публикуемое в средствах массовой информации вместе с балансовыми отчетами, необходимо не только для инвесторов, акционеров корпорации, но и для налоговых инспекций, банков и других кредиторов. Высокий рейтинг, рассчитанный авторитетной аудиторской фирмой, - лучшая реклама в международном бизнесе43. А на фондовом рынке действует правило: «Покупаются не акции - покупается компания».

В странах с развитой экономикой расчетами ключевых показателей финансовой активности, помимо специализированных организаций, занимаются правительственные учреждения. В США, например, это Налоговое бюро Министерства торговли, Федеральная торговая комиссия, Комиссия по ценным бумагам. Ре- зультаты исследовании пушшкуются в специальных справочниках. При этом число расчетных индикаторов различно. В США публикуются 10-15 показателей, в Японии в ежегоднике по компаниям - 12, а в справочнике Министерства торговли и промышленности - около 80 ключевых показателей.

В дореволюционной России функции независимой организации по достоверной оценке финансового состояния предприятий выполняли специализированные бюро. В 1910-1912 гг. в Москве существовало «Товарищество справочных контор о кредитоспособности». Оно действовало совместно со Справочным институтом, имеющим представительства в Берлине, Будапеште, Брюсселе и Амстердаме. Товарищество издавало специализированную коммерческую газету, где публиковались информация о кредитоспособности клиентов и ряд показателей, необходимых для оценки их финансового положения.

Исследованию деловой активности предприятия посвящены по существу все предыдущие главы настоящего учебника. В обобщенном же виде можно утверждать, что оценка деловой активности предприятия сводится, в конечном счете, к определению эффективности управления капиталом, находящимся в распоряжении предприятия.

Показатели 4.1-4.2 из табл.

В.1 (выручка от реализации и чистая прибыль) позволяют оценить эффективность управления всей суммой авансированного капитала. Показатель 4.3 (производительность труда) оценивает эффективность управления трудовыми ресурсами (человеческим капиталом, в том числе и предпринимательскими способностями менеджеров). Показатель 4.4 (фондоотдача) характеризует эффективность управления основным капиталом. Показатели оборачиваемости 4.5-4.11 позволяют оценить эффективность управления оборотным капиталом. По отдельности некоторые из этих показателей уже были рассмотрены. Комплексная же оценка деловой активности требует особого внимания к вопросам, которые возникают на пересечении различных сфер анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Такого рода особенности рассматриваются в данной главе.

Управление оборотным капиталом требует решений, основанных на компромиссе между доходностью и риском. Для большинства предприятий продолжительность операционного цикла оборотных активов, как правило, больше, чем продолжительность операционного цикла соответствующих пассивов (рис. 9.1). Это является существенной причиной возникновения нехватки оборотных средств.

Для преодоления дефицита источников оборотного капитала предприятию необходимы краткосрочные банковские кредиты, иные заимствования, а также возможность управлять дебиторской задолженностью. Однако дебиторская задолженность, денеж-

ные средства на расчетном счете, запасы и затраты в готовой продукции, другие элементы оборотного капитала оказывают различное воздействие на эффективность экономической деятельности. Поэтому финансовый менеджер должен уметь управлять не только величиной, но и структурой оборотного капитала.

Соответственно разными оказываются цели менеджера относительно различных элементов оборотного капитала. Столь же несходны и модели управления ими. Среди них выделяют модели управления запасами, выпуском, ценой товара (услуги), производственными и технологическими процессами, дебиторской, кредиторской задолженностями и другими источниками оборотного капитала.

Уставной капитал ООО “Профиль” составляет 10000 млн.руб.

Учет уставного капитала дает возможность определять сумму обязательств предприятия перед его участниками (акционерами).

Уставный капитал ООО “Профиль” разделен на доли участников в соответствии с размерами взноса.

Состояние и изменение собственного и заемного капитала, а также структуры заемного капитала имеет большое значение для инвесторов. Динамика источников имущества предприятия представлена в таблице 7.

Таблица 7. Динамика источников имущества и их структура ООО “Профиль”

Как показывают данные табл. 6, в структуре источников финансирования организации за три года произошли некоторые изменения.

За 2011 год доля собственного капитала увеличилась на 26,54%. На 89,67% снизилась доля краткосрочных обязательств. Величина долгосрочных обязательств уменьшилась на 97 млн. руб.

Доля собственного капитала в 2013 г. увеличилась по сравнению с 2012 г. на 24337 млн. руб. Значительно увеличилась сумма краткосрочных обязательств - на 50996 млн. руб.

Темпы роста источников финансирования в 2013 году составили 512.97%..

Для анализа структуры собственного капитала, выявления причин изменения отдельных его элементов и оценки этих изменений за анализируемый период составим таблицу 8.

Как видно из таблицы 8 за анализируемый период произошли значительные изменения в структуре собственного капитала.

Если в 2011 г. он состоял на 50,8% из отчислений в фонд потребления, на 48,8% из добавочного капитала и на 0,1% из уставного, то к концу 2013 г. его состав значительно расширился за счет резервного капитала. Фонд потребления стал составлять 55,8% в собственном капитале фирмы.

Размер уставного капитала за анализируемый период не изменился и остался равным 10 млн.руб.

Источники капитала

Абсолютные Отклонения 2013 г к 2011 г.

Уставный капитал

Добавочный капитал

Фонд потребления

Нераспределенная прибыль отчетного года

Нераспределенная прибыль прошлых лет

Итого собственный капитал

Таблица 8 . Динамика структуры собственного капитала ООО “Профиль”

Сумма добавочного капитала изменилась незначительно и к 2013 г. стала равна 5900 млн. руб. Произошло снижение удельного веса добавочного капитала на 4,9%.

Структура капитала анализируемого предприятия несет в себе риск для инвесторов, так как предприятие работает преимущественно на заемном капитале.

Целесообразно провести анализ эффективности использования собственного капитала в ООО “Профиль” и оценить финансовую устойчивость в данном предприятии.

Анализируя показатели, представленные в таблице 9, можно сделать следующие выводы. Коэффициенты автономии относятся к числу основных показателей структуры источников средств предприятия, и показывает удельный вес собственных средств предприятия в общей сумме источников. Этот показатель определяет долю собственников в общей стоимости имущества предприятия. Максимальное значение такого коэффициента = 1.

Повышение эффективности управления капиталом предприятия

Меркушева Марина Вячеславовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия,

Яньшина Кристина Игоревна,

магистрант кафедры экономики предприятия.

Керченский государственный морской технологический университет.

Механизм управления капиталом ООО «Пролив» представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его формированием за счет различных источников, а также обеспечением эффективного его использования во всех сферах хозяйственной деятельности предприятия.

Понятие «капитал» имеет двойственный характер, который заключается в том, что, с одной стороны, проявляется как денежные вложения предпринимателя с целью получения прибыли; с другой стороны - средства производства.

Капитал – это накопленный путем сбережений запас экономических благ в форме денежных средств и капитальных товаров, вовлекаемый его собственниками в экономический процесс как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения прибыли .

Для повышения эффективности управления капиталом предприятия необходимо практическое применение принципов и методов реализации управленческих решений .

1. Формирование достаточного объема капитала, обеспечивающего необходимые темпы экономического развития.

Большую долю в сумме капитала ООО «Пролив» занимает собственный капитал, заемные средства на предприятии практически отсутствуют. Собственный капитал занимает более 90 % общей суммы капитала. Для оптимизации капитала ООО «Проливу» рекомендуется привлечение заемных средств, на приобретение коптильной печи. Это могут быть кредиты банков и других кредитных организаций, а также от государства, средства, полученные от выпуска ценных долговых бумаг.

2. Оптимизация распределения сформированного капитала по видам деятельности и направлениям использования.

При получении банковского кредита ООО «Пролив» получит возможность приобрести коптильную печь, что в скором времени повлечет за собой снижение себестоимости, повышение качества продукции, увеличению объема производства.

Приобретение и установка коптильной печи позволит рыбоконсервному заводу увеличить ассортимент продукции, снизить себестоимость производимой, увеличить количество выпускаемой продукции, снизить трудоемкость.

3. Обеспечение условий достижения максимальной доходности капитала при предусматриваемом уровне финансового риска.

Рентабельность собственного капитала ООО «Пролив» показывает, что при увеличении собственного капитала снижается его рентабельность, но возрастает финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия в целом. У предприятия есть все возможности увеличить свое экономическое положение.

Однако, собственных средств рыбоконсервного завода недостаточно для обновления имеющегося оборудования, закупки нового, а также применения новейших технологий. Исходя из этого предприятие испытывает необходимости в привлечении денежных средств извне.

4. Оптимизация оборота капитала.

Анализируя капитал ООО «Пролив» было выявлено, что увеличение прибыли за счёт ускорения оборачиваемости капитала происходит при условии, если к исходной денежной форме он возвращается с приращением, то есть, когда производится рентабельная продукция.

Но за анализируемый период на предприятии заметна нестабильная тенденция чистой прибыли, соответственно и снижение рентабельности реализации.

Отсюда следует, что если производство и реализация являются убыточными, то ускорение оборачиваемости средств ведёт к ухудшению финансовых результатов и «проседанию» капитала, что и наблюдается на предприятии в 2015 г.

Управление капиталом представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его формированием из различных источников, а также обеспечением его эффективного использования в различных видах хозяйственной деятельности организации.

Для более эффективного размещения капитала ОО «Пролив», на основе принятия финансовых и инвестиционных решений, выделим следующие принципы:

Учет перспектив организации, что предполагает выделение соответствующих финансовых ресурсов на реализацию долгосрочных инвестиционных и инновационных проектов и программ.

В связи с вступлением Крыма в состав Российской Федерации перед рыбоконсервным заводом «Пролив» открываются новые перспективы. Выход на новые рынки, что позволит увеличить объем поставляемой и производимой продукции, появление новых поставщиков сырья по более низким ценам, привлечение квалифицированных кадров. Возможность вложения денежных средств в сферу производства, закупку нового оборудования, такого как коптильная печь, что в будущем позволит снизить себестоимость продукции, минимизировать издержки, снизить трудоемкость выпускаемой продукции.

Достижение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов организации.

Также возможно привлечение инвесторов для закупки нового оборудования, в частности коптильной печи, или получение займа. Появление коптильной печи откроет новые возможности перед ООО «Пролив» это увеличение ассортимента, завоевание большей доли рынка, выход на новые рынки, повышение качества продукции, минимизация издержек, снижение себестоимости, что позволит предприятию быть более конкурентоспособным.

Так как одной из задач управления формированием заемного капитала является выбор таких источников финансирования, которые лучше всего соответствуют особенностям деятельности предприятия в плане осуществления эффективных операций по привлечению дополнительных средств. Заем может быть получен путем обычной открытой подписки или посредством частного размещения среди ограниченного круга финансовых институтов. Одним из самых важных видов частных займов – банковские ссуды на срок, период погашения которых колеблется от 1 до 8 лет, что меньше, чем срок действия большинства облигаций. Выбор форм привлечения заемных средств осуществляется предприятием самостоятельно, исходя из специфики его деятельности .

Данные мероприятия позволят ООО «Пролив» быть более устойчивым на рынке, оптимизировать издержки, получать больше прибыли и повысить эффективность управления капиталом на предприятии, а также повысить эффективность управления капиталом предприятия.

Литература

1. Акулов В.Б., Экономическая теория: учебное пособие. / В. Б. Акулов, Б. И. Герасимов, Л. В. Пархоменко. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2009. - 296 с.

2. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента: учебное пособие. / И. А. Бланк. - В 2 т. Киев, 2009. - 512 с.

3. Блауг М .Экономическаямысльвретроспективе : учебное пособие. / М. Блауг. - М .: «Дело Лтд» , 2009. - 720 с.

4. Глазьев С. Стабилизация и экономический рост: журнал. / С. Глазьев. - М., Ж. «Вопросы экономики», №1,2011 г. - 201 с.

5. Ермишин П. Г. Основы экономической теории: курс лекций / П. Г. Ермишин, М.: ИНФРА-М, 2008. - 159 c.

6. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Антология экономической классики; предисловие, составление И.А. Столярова. М.: МП «Эконов», «Ключ», 2013. - 352 с.

7. Львов Д. С. Об оценке эффективности функционирования крупномасштабных хозяйственных объектов: учебное пособие / Д. С. Львов. - ЭММ. 2003.- 569 с.

8. Макконнелл К. Р. Принципы, проблемы и политика. в 2т.: пер. с англ. 11-го изд. / М.: 2008. - 320 с.