Пищевая промышленность. Виды пищевых производств

Есть у человека одна потребность, которая всегда и в любых условиях нуждается в удовлетворении. Кем бы вы ни были, какое бы не занимали, без хорошей, доброкачественной еды вам не обойтись. Ничего удивительного, что с давних пор пищевая промышленность в том или ином виде была основой основ экономики многих государств.

Наша страна не исключение. Нужно сказать, что пищевая промышленность России всегда была достаточно развитой, так как наше государство практически всегда являлось сельскохозяйственной державой. Полученное сырье нужно было перерабатывать для последующего хранения или сбыта, так что соответствующая отрасль народного хозяйства развивалась быстро. Кроме того, у России практически не было ни одного мирного века, так что и о снабжении армии качественными продуктами питания следовало заботиться постоянно.

Краткий исторический экскурс

Первый удар пищевая промышленность России получила во время Первой Мировой, а сумрачное время Гражданской войны окончательно ее подкосило. В сравнении с 1900 годом производство продуктов снизилось сразу в пять раз. Впрочем, уже к 1927 году отрасль практически полностью восстановилась до прежнего уровня, вот только потребности молодой страны удовлетворить она была не в состоянии.

Индустриализация державы, резкое усиление строительства и развертывание производства во всех уголках СССР привели к необходимости коренного пересмотра пищевой промышленности, которая существовала до той поры. Актуальность этого была тем выше, чем больше высококачественного сырья начинали давать коллективизированные сельскохозяйственные кооперативы и колхозы. Приблизительно в те же годы отделы статистики вывели среднестатистические цифры потребностей людей различных профессий в питательных веществах и отдельных категориях продуктов.

В ходе Отечественной Войны 1941-45 годов практически вся пищевая промышленность России, расположенная в центральных частях государства, опять-таки была разрушена. Спасало положение только своевременная эвакуация большей части предприятий на Восток. Кстати, именно благодаря этому обстоятельству в Казахстане на сегодняшний день имеется передовая в том районе продуктовая индустрия.

Следует заметить, что день пищевой промышленности в России, который отмечается 19 октября, как раз-таки во многом создан в память о героическом труде работников отрасли, которые обеспечивали непрерывные поставки пищи в тыл и на фронт.

Послевоенные проблемы

По прошествии пяти лет многие отрасли народного хозяйства, в том числе и пищевая промышленность, были восстановлены на прежнем, довоенном уровне. Вот только мы уже говорили, что и прежде индустрия уже не могла удовлетворить возросшие потребности стремительно растущей и развивающейся страны. По факту положение было еще хуже. Дело в том, что население сельской местности кормилось практически исключительно той продукцией, которая выращивалась на огороде. Промышленную продукцию люди практически не покупали.

В тот период стране экстренно требовалось как можно больше рабочих. Естественными «кандидатами» на их роль были как раз-таки крестьяне. Вот только перевозить их в города было нельзя, так как в этом случае количество населения, которое потребляли продукты питания, стремительно могло возрасти. Разумеется, что эта ситуация могла привести к голоду. Требовалось срочно переориентировать отрасль на новые стандарты. Неоценимую помощь в том оказали основные институты пищевой промышленности в России (Московский, Кубанский), специалисты которых разработали множество программ переоснащения отрасли.

К сожалению, на местах подход для разрешения этой проблемы был выбран совершенно неверный. Колхозникам запрещали содержать скот в личных подворьях, или же законодательно ограничивали его количество. Предполагалось, что в этом случае сильно возрастет производительность труда. Конечно, для достижения этой цели постоянно повышались нормы производственной выработки. Что же касается продукции растениеводства, то для повышения сбора зерновых власть постановила начать распашку чернозема в Казахстане.

Вот тут-то и выяснилось, что для нормальной эксплуатации распаханных земель хронически не хватает квалифицированных специалистов. Фактически получилось так, что только 40% от всей обрабатываемой площади могли быть использованы в соответствии с сельскохозяйственными нормами. Из-за почв быстро падало, что, в конце концов, привело к необходимости закупки зерна за рубежом.

Перестройка

К началу 90-х годов пищевая промышленность России находилась далеко не в самом лучшем состоянии. Из-за ставшей легендарной бесхозяйственности, народное хозяйство теряло вплоть до 40% готовой продукции и ценного сырья. В период с 1970 по 1986 год постоянно снижались медико-физиологического снабжения многих профессий. Фактически, нормально в этом плане питались только представители партийной верхушки, военные, моряки, летчики и космонавты.

На начало 1991 года потребности населения в овощах, хлебе и макаронных изделиях покрывались примерно на 80-90%. Что же касается сахара, сала, мяса, молока и птицы, то этот показатель составлял едва ли 55-60% в лучшем случае. Кому не знакомы ставшие одним из признаков позднего СССР очереди за «дефицитными» продуктами? Все институты пищевой промышленности в России тех лет испытывали катастрофический кадровый голод, стремительно падал уровень подготовки выпускаемых ими специалистов.

После 1991 года начался стремительный спад общего производства. Некоторые отрасли пищевой промышленности сократили объем выпуска на 60%. Состояние рынка стремительно ухудшалось еще из-за того, что у потенциальных покупателей попросту не было средств для покупки продукции отечественных производителей. Все это происходило на фоне мощного потока дешевых импортных товаров, которые рекой хлынули через открывшиеся границы. Каждое производство пищевой промышленности в России тех лет было попросту вынуждено прибегать к невыгодному для себя демпингу, призванному сохранить хоть какой-то интерес покупателей к своей продукции.

Состояние технической составляющей отрасли

К началу 90-х годов и в этой области все было очень печально. Физически многое оборудование устарело уже наполовину, а что касается морального «износа», то он и вовсе был запредельным. Нарастающая технологическая отсталость и финансовая неустойчивость экономики еще сильнее усугубляли и без того далеко не самое блестящее положение отечественной пищевой промышленности.

В результате российское производство оказалось не в состоянии обеспечить собственное население продуктами питания. Ситуация была тем серьезнее, чем чаще органы санитарно-эпидемиологических служб обнаруживали полное несоответствие многих импортных товаров даже самым базовым нормам. Окорочка с сальмонеллезом — далеко не самое страшное из того, что тогда находили. Естественно, что сырье подобного качества получала сама пищевая промышленность России. 2014 год в этом плане намного лучше, наши органы санитарно-эпидемиологического контроля работают куда интенсивнее.

Составляющие пищевой промышленности в России

Одним из главных столпов этой отрасли в нашей стране (да и во всем мире) является животноводство. Его-то мы сейчас и обсудим. Данная отрасль народного хозяйства дает не менее 60 % ценного сырья, из которого производятся отечественные продукты питания. Увы, но в России мало регионов, в которых природа позволяет разводить мясной скот. Одним из них является Кавказ. Социальная обстановка там такова, что восстановление отрасли (относительное) стало возможным только в последние годы.

Соответственно, все последнее время не менее 60 % от потребности населения страны в той же говядине покрывалось исключительно импортными поставками, из-за которых страдает пищевая промышленность России. 2014 год ознаменовался введением западных санкций. Как ни странно, но именно последнее обстоятельство позволяет надеяться на благоразумие власти, которая, быть может, все же обратит внимание на собственных производителей.

Скотоводство

В нашей стране развито в двух направлениях: мясомолочное и Развито только в где климат и кормовая база делают производство достаточно рентабельным.

Отечественная молочная продукция в последние годы отличается достаточно высоким качеством. Проблема состоит в малом объеме субсидий, которое государство направляет на подержание отрасли. Теоретически это происходит из-за вступления нашей страны в ВТО, но Германии и Франции сей факт не мешает поддерживать собственных фермеров. На сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на то что страна способна обеспечивать не менее 89% потребности в молочной продукции самостоятельно, мы продолжаем закупать ее за рубежом.

Из-за этого сильно страдает пищевая промышленность России. Доклад специалистов отрасли за прошлый год свидетельствует, что на полностью самостоятельное обеспечение молоком страна способна выйти через пять-семь лет. Вместо этого отечественных производителей снова оставляют без государственных заказов и финансирования.

Что касается говядины, то здесь ситуация еще печальнее. Дело в том, что в нашей стране практически нет молочного скотоводства как такового. Все мясо отечественного происхождения, которое появляется на прилавках наших магазинов — от молочных пород скота. Оно имеет столь низкие пищевые характеристики, что в пищевой промышленности используется исключительно в виде добавки к свинине. Организовать производство полноценных стейков или колбас из него невозможно, а ведь эта продукция могла бы способствовать значительному увеличению доходов российских производителей продуктов.

Свиноводство

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что не менее 2/3 от всей потребности в мясном сырье покрывает именно свиноводство. Отечественная продукция из нее отличается прекрасным качеством и всегда имеет высокий спрос у потребителей. Проблема в том, что свинина — достаточно затратный продукт, так как для ее получения необходимы крупные субсидии в строительство крупных свиноводческих комплексов. Реалии же таковы, что государство вкладываться в них не спешит, предпочитая финансировать зарубежных производителей. Собственная пищевая и перерабатывающая промышленность России в это время испытывает хронический недостаток средств.

Отрасли пищевой промышленности в России

А сейчас рассмотрим основные отрасли пищевой промышленности России. В основу принципа размещения перерабатывающих предприятий на территории страны положены сразу два фактора: сырьевой и потребительский. В большинстве случаев при строительстве новых предприятий ориентируются именно на доступность сырья, так как его при выпуске пищевой продукции требуется очень много. При перевозках на более-менее большие расстояния требуются огромные затраты для обеспечения его сохранности, а потому производство в таких условиях становится попросту нерентабельным.

В зависимости от сочетания всех этих факторов, специалисты выделяют три отрасли пищевой промышленности, которые распространены в России:

  • К источникам сырья тяготеет крахмала и патоки, сахара и растительного масла, растительных консервов. К примеру, производство сахара у нас имеется только в Кавказском и Центрально-Черноземном районах, так как везти куда-то сотни тысяч тонн сырья, из которого выходит лишь несколько десятков тонн готовой продукции, попросту нерентабельно и глупо. Там же расположены крупнейшие предприятия пищевой промышленности России (АСТОН, «Юг Руси»), которые производят растительное масло.
  • Напротив, производства хлебобулочной отрасли можно отыскать на всей территории страны. Это позволяет отнести ее к потребительской пищевой промышленности. Зерно сравнительно несложно транспортировать, выход готовой продукции из сырья достаточно велик.
  • Смешанные отрасли: мукомольная и мясная. Первичная обработка сырья производится в непосредственной близости от мест его выработки, а затем полуфабрикаты отправляются к местам окончательной их переработки. Идеальный пример — рыба. Заморозка ее выполняется еще на рыболовецких траулерах. Соленую же сельдь, к примеру, выпускают даже в Удмуртии, от которой до ближайшего моря не одна тысяча километров.

Прочие характеристики отрасли

Вообще, отечественная пищевая отрасль включает в себя сотни производственных циклов, отличающихся высокой сложностью. Самыми важными являются базовые разновидности. Их продукция является первичным сырьем для более сложных отраслей. К таковым производствам относится: мукомольная промышленность, выработка сахара-сырца, получение молока с его последующим охлаждением.

К ним же можно причислить все предприятия пищевой промышленности России, специализирующиеся на выработке рыбы или забое скота. Но здесь уже приходится делать различия между отраслями: та же говядина может сразу отправляться на прилавки магазинов, а может быть использована для производства колбас, мясного хлеба и т. д. Именно последние процессы считаются наиболее важными, так как получаемая в результате их выполнения продукция приносит львиную долю прибыли производителю.

Важные особенности производства

Пищевая промышленность только в нашей стране удовлетворяет потребности миллионов потребителей. Этим обусловлено огромное разнообразие компаний, некоторые из которых находятся на рынке уже более сотни лет (Nestle, к примеру). Особенность данной отрасли состоит в том, что нужно постоянно находить какие-то новые вкусы и формы выпуска, так как интерес потребители нужно поддерживать. Именно по последней причине современная продуктовая индустрия заинтересована в изобретении новой тары и способов ее оформления.

Проще говоря, пищевая промышленность не только в нашей стране, но и за рубежом, дает работу тысячам людей, занятых в производстве стеклянной, бумажной, пластиковой и металлической упаковки. Во многом это обуславливает и сырьевой характер размещения предприятий отрасли: то же пиво лучше разливать в непосредственной близости от заводов, где выпускаются пластиковые и стеклянные бутылки. Возить их через полстраны - дело затратное.

Основные затраты пищевой отрасли

Если говорить о прибыльности такого рода производств, то немалые затраты предприятия пищевой промышленности России несут из-за необходимости приобретения современных фасовочных линий и станков, цены на которые не отличаются особой демократичностью. Весьма велики расходы на профессиональное полиграфическое оформление упаковок. Добавьте к этому платежи дизайнерам, маркетологам, затраты на сертификацию и продвижение своей продукции. Таким образом, современная пищевая промышленность - отрасль весьма и весьма затратная.

Основные проблемы пищевой промышленности в нашей стране

В общем-то, о многих из них мы уже говорили. Так, развитие пищевой промышленности в России сильно осложняется из-за практически полного отсутствия государственной поддержки отрасли. Затрат для налаживания производства много (смотрите выше), налогов - еще больше, а реальной заинтересованности первых лиц государства в обеспечении собственной самодостаточности страны нет.

Не нужно забывать о том, что в отрасли есть несколько крупнейших игроков, которые контролируют рынок пищевой продукции практически во всем мире. Эти компании знает каждый: «Нестле», «Кока-Кола», «Юнилевер» и прочие. Так, практически вся газированная вода выпускается на заводах, акции которых принадлежат «Кока-Коле». То же самое и в ситуации с шоколадом: даже покупая отечественные конфеты, вы спонсируете швейцарскую «Нестле».

Конечно, эти компании пищевой промышленности России в определенном смысле выгодны, так как выплачивают в федеральный бюджет немалые налоги. Обратная же сторона медали в том, что одно только отечественное производство газированной воды практически полностью убито, так как мелким компаниям попросту нереально конкурировать с такими «китами» мировой индустрии. Вот основные проблемы пищевой промышленности России.

Спрос населения на продукты питания удовлетворяет пищевая промышленность. Сфера производства имеет несколько направлений, большую территориальную распространенность. В настоящей статье мы определим основные отрасли развития пищевой промышленности, перечислим возможные трудности и приоритетные стороны.

Роль пищевой промышленности

Большой потенциал для развития производства в пищевой промышленности сформирован за счет богатой сырьевой базы, создаваемой сельским хозяйством. Деятельность строится на непосредственной связи с торговыми компаниями. Локализация, массовость, высокая рентабельность и сопротивляемость экономическим изменениям сделали сферу пищевой промышленности лидирующей.

Характеристики и значение пищевой промышленности позволяют установить, что инвестирование в сферу производства отечественных пищевых продуктов — одно из прибыльных и быстро окупаемых. Это обусловлено доверием граждан к сырьевой базе, непосредственной близостью предприятий к потребителям, альтернативной ценовой политикой.

Определение пищевой промышленности

Пищевая промышленность – комплекс производственных объединений, изготавливающих и выпускающих сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию для обеспечения населения продуктами питания. Отличительной чертой промышленности является многоотраслевое развитие.

Отрасли пищевой промышленности

На сегодняшний день существует более тридцати обособленных отраслей по выпуску пищевых продуктов, табачных и алкогольных изделий.

Что производит пищевая промышленность:

  • Молочные изделия;
  • Продукты длительного хранения, специальной обработки (консервация);
  • Пеработка мяса;
  • Масложировая продукция;
  • Макаронные изделия, размол муки;
  • Виноделие;
  • Табачная продукция, курительные принадлежности;
  • Кондитерские изделия;
  • Напитки с низким уровнем содержания алкоголя и безалкогольные;
  • Переработка рыбы и морепродуктов;
  • Добыча и подготовка (измельчение, добавление добавок) соли;
  • Производство сахара;
  • Выращивание фруктов, овощей, зелени;
  • Хлебопродукция.

Обширное отраслевое разъединение связано с массовостью производства, сложностью совмещения разных видов сырьевой обработки. Каждая сфера позиционируется на отдельном направлении, разрабатывает все возможные пути обработки сырья, продуктовый ассортимент. Наиболее крупными и перспективными отраслями являются производство мяса, молока, мучных изделий и продовольственных товаров.

Основные отрасли пищевой промышленности — обработка сырья, поступающего по транспортным сетям страны (например, обработка молочной и мясной продукции, поступающих с фермерских хозяйств). Данная группа производства имеет распространение в зависимости от логистики, близости к крупным промышленным центрам и комплексам. Вторая категория продукции развивается относительно формирующегося спроса населения и сырьевой базы.

Главная масса производства профилируется на переработке материалов, небольшая часть занимается добычей природных ресурсов (рыба, соль, растения, возможные к употреблению в пищу). При осуществлении деятельности предприятия обязаны обеспечить оптимизацию производственного цикла, безопасность и высокое качество выпускаемой продукции, конкурентоспособность на международном рынке.

Производство продуктов питания является важным для экономической, продовольственной безопасности страны. Основной проблемой развития пищевой промышленности в России в настоящее время является ограниченность сырьевых ресурсов. Так как фермерство идет на спад, а существующие хозяйства не удовлетворяют потребность производства в молочных и мясных продуктах.

По географии пищевой промышленности России предприятия отрасли располагается везде, где есть население. Можно вести речь только о специализации регионов на различных видах пищевой промышленности. По производству продукции пищевой промышленности выделяются Центральная Россия, Поволжье, Урал и Северный Кавказ.

По причине безостановочного производства и больших объемов выпускаемой продукции, оборудование для пищевой промышленности быстро изнашивается, устаревает. Поэтому важным для поддержания приоритетного положения пищевой промышленности страны является своевременное обновление технической базы.

Географическое положение России позволяет вести производство продуктов питания не только добываемых на суше, но и выполнять добычу больших объемов рыбы, морепродуктов, поэтому острого сырьевого дефицита в данной отрасли не наблюдается.

Слабыми сторонами пищевой промышленности государства в сравнении с зарубежными производителями являются:

  • Слабая техническая оснащенность производства;
  • Низкий показатель внедрения и применения инновационных технологий;
  • Неразвитая система федерального регулирования цен;
  • Плохая организация защиты прав компаний перед государственными структурами и др.

Несмотря на указанные недостатки, пищевая промышленность России до сих пор имеет большую привлекательность для российского и зарубежного инвестирования. Привлечение дополнительных оборотных средств — главная перспектива развития пищевой промышленности в России. Среди иностранных компаний активное сотрудничество и осуществление вложений ведут такие производители, как Nestle, Heinz, Unilever, Danone.
80% компаний планируют в ближайшее время произвести техническое перевооружение, с целью автоматизации процесса производства, а также для достижения более высокой конкурентоспособности перед импортными производителями.

Предприятия пищевой промышленности

2017 стал годом положительного динамичного роста сферы производства пищевых продуктов. Это обусловлено применением санкционных ограничений по отношению к России, введением политики импортозамещения, программ государственных льгот.
В таблице приведены крупнейшие по производительности труда изготовители товаров продовольствия в России по итогам 2016г.

По процентному росту производительности труда за двенадцать месяцев лидерами стали:

  1. Каневсксахар – 107%;
  2. Великоустюгский ликеро-водочный завод – 101%;
  3. Таганский мясокомбинат – 95%.

Интересный пример: По степени внедрения инновационных технологий при производстве и поставках молочной продукции стоит отметить Группу компаний «Галактика», ставшую лидером по производству продуктов из молока на международном рынке и реализующую свои товары на всей территории России.
С помощью технологии блокчейн покупатель может проконтролировать всю цепочку производства продуктов ГК «Галактика» — от хозяйства до полки. Как это сделать: Сканируем штрих-код, который на продукции, вводим дату изготовления, вносим индивидуальный код, получаем всю информацию об этом продукте!

Каковы главные факторы размещения предприятий пищепрома России?

Прибыльность и развитость производителей продовольственных товаров определяется двумя основными факторами: близостью к сырью и спросом среди населения.

Расположение перерабатывающего комплекса в непосредственной близости с сырьевым производителем позволяет сэкономить на транспортных расходах, издержках по хранению. Сырье регулярно поступает в переработку, процесс производства имеет непрерывный цикл, что является основополагающим в стабильности. Ориентация на потребительский спрос необходима организациям, выпускающим изделия с коротким сроком хранения.

На характер размещения отраслевых предприятий пищевой промышленности влияют также следующие факторы:

  • Сезонный характер поставки сырья;
  • Невозможность сырьевой транспортабельности;
  • Экономическая необоснованности логистических мероприятий;
  • Характер потребительского спроса;
  • Массовая востребованность продуктов питания;
  • Существенная доля транспортных расходов в себестоимости продукции и др.

Большой удельный вес технической оснащенности предприятий пищевой промышленности занимают импортные производители, но отечественные поставщики в продажах пищевого оборудования и сопутствующих товаров для выпуска продуктов питания активно конкурируют с ними.

Определим крупнейших отечественных поставщиков спецоборудования: среди импортных производителей оборудования стоит отметить: Ferrero SpA, Buhler AG, Technology B. V. и др.

С каждым годом растут показатели внедрения новейших технологий в производство продуктов питания. Такая динамика обусловлена сложившейся мировой экономической ситуацией, а также потребностью населения страны в товарах отечественного производства.

Основным направлением внедрения инновационных технологий в пищевой промышленности является автоматизация производственного цикла. Еще в начале 21 века в пищевой промышленности активно внедрялись роботы , позволяющие поднимать крупногабаритные грузы с большим весом и заменять оборудование для пищевой промышленности .

Автоматические конвейеры позволяют облегчить труд работников, повышают качество и скорость совершения определенной операции.

Среди новинок пищевой промышленности выделяются ароматизаторы, консерванты, подсластители и заменители. Такие компоненты позволяют существенно удешевить продукцию, увеличить срок хранения изделий. Важным направлением развития также является применение усовершенствованной упаковки.

Актуальные новости пищевой промышленности:
Среди последних новостей пищевой промышленности можно выделить следующие:

  • Рыбоперерабатывающие компании планируют отказаться от посредников, осуществляя закупку сырья непосредственно у добытчиков;
  • Падение закупочной цены цельной курицы составило 13%;
  • Среди населения зафиксирован рост употребления полуфабрикатов;
  • Возрос спрос на жирозаменители на основе растительного сырья и др.

Пищевая промышленность – основополагающая сфера производства для удовлетворения потребностей населения. Главный критерий стабильности — внедрение инноваций в сферу деятельности, что позволит оптимизировать производственный цикл, создать товары достойного качества без вреда для граждан и экологии.

Введение

В России пищевая промышленность имеет огромный потенциал. Это связано с наличием крупных сырьевых баз и обилием продукции, производимой сельским хозяйством. Нужно отметить, что в настоящее время пищевая промышленность в нашей стране является одной из лидирующих.

Наши производители перенимают опыт своих зарубежных коллег и не боятся экспериментировать. Очень важно, что они заботятся о техническом и технологическом обновлении производства. Кроме того, наше государство строго следит за тем, чтобы соблюдались все стандарты продовольственной безопасности.

Пищевая промышленность в России представлена тысячами предприятий разной формы собственности и разного размера. Большое количество производителей приводит к очень высокой конкуренции на рынке сбыта. Поэтому пищевая промышленность сегодня не стоит на месте. Все время происходит внедрение различных технических новинок.

Нужно отметить тот факт, что почти весь ассортимент в продуктовых магазинах в настоящее время составляют именно товары отечественного производства. Это является свидетельством прогресса в развитии российской пищевой промышленности.

Пищевая промышленность России объединяет около 30 отраслей, которые характеризуются определенными биотехнологиями изготовления продукции и различной организации производства. Крупнейшими из них можно назвать следующие группы отраслей: мясная, молочная, масложировая, кондитерская, хлебопекарная, пивоваренная.

От результатов работы предприятий пищевой промышленности во многом зависит экономическая и продовольственная безопасность страны, здоровье населения. Однако сейчас положение многих предприятий пищевой промышленности остается достаточно тяжелым. Это связано с такими факторами, как недостаток средств для технического переоснащения, низкая покупательная способность населения, высокие цены на импортное сырье.

Исходя из вышесказанного, цель данной работы - выявить основные проблемы развития предприятий пищевой промышленности России и пути их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть предприятия пищевой промышленности по отраслям;

Проанализировать итоги работы предприятий за 2010 год;

Проанализировать современное состояние предприятий пищевой промышленности России, их особенности и основные задачи для развития;

Работа написана с помощью статей периодических изданий, в основном журнала "Пищевая промышленность" и "Экономические науки.

Общая характеристика предприятий пищевой промышленности России

Характеристика предприятий пищевой промышленности по отраслям

Одной из черт российской пищевой промышленности является формирование вертикально интегрированных корпораций. Кондитерская, масложировая, молочная, мясоперерабатывающая отрасли пищевой промышленности представлены различными крупными холдингами. Так, в масложировой отрасли, крупный производитель группа компаний «НМЖК», включает в себя различные заводы и комбинаты, осуществляющие деятельность на всех циклах производства масложировой продукции. Крупный сибирский холдинг «Российские мясопродукты» располагает не только мясозаготовительными и производственными предприятиям, но также и собственной сбытовой сетью, .

На пищевом рынке России предприятия, производящие продукты питания, можно подразделить на такие основные группы:

1) крупные вертикально интегрированные холдинги, ориентированные на развитие производства на основе собственной сырьевой базы (начали формироваться в середине 90-х г.) - Черкизовский мясоперерабатывающий завод, Вимм-Билль-Данн, ЗАО "Парнас М".

2)транснациональные корпорации, имеющие производства в Подмосковье и других регионах страны (начали появляться с первой половины 90-х г.) - "Данон" (Франция); "Эрманн", "Кампина" (Германия); ООО "Пепси-Кола Дженерал Боттлерс", "Марс" (США); "Кэдбери" (Великобритания);

3) холдинговые предприятия с участием иностранного капитала - ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", "Кампомос"; ОАО "Петмол".

4) региональные перерабатывающие предприятия, начавшие работу еще в советский период и успешно прошедшие этап реорганизации структуры управления и производства во второй половине 90-х гг.

5) мелкие производственные цеха, предприниматели без образования юридического лица, как правило, производящие и реализующие свою продукцию в одном и том же регионе.

На начало 2008 года пищевая отрасль России включала 49973 действующих предприятий (в том числе предприятия, выпускающие напитки, табак).

Предприятиям пищевой промышленности присущ ряд особенностей, которые определяют их производственную структуру:

Сезонность производства в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, сезонность использования в них рабочей силы и неравномерная загрузка основных производственных фондов на протяжении года;

Высокий уровень материалоемкости производимой продукции, требующий учета влияния хозяйственного механизма на уровень использования сырьевых и других материальных ресурсов, экономического стимулирования повышения качества сельскохозяйственного сырья и конечной пищевой продукции;

Специфический характер производства в ряде отраслей, что проявляется в значительных объемах производства продукции, которая быстро портится и требует сжатых сроков хранения и реализации;

Материально-техническая база отраслей пищевой промышленности, что обусловливает необходимость ее насыщения современной техникой, прогрессивными технологиями как важную предпосылку интенсификации хозяйствования на предприятиях отрасли;

Направленность производства на непосредственного потребителя, что делает пищевую промышленность наиболее восприимчивой к внедрению рыночных отношений, влияющих на организационную структуру;

Необходимость внедрения новых продуктов питания с преодолением различных организационных барьеров, возникающих в процессе дифференциации и диверсификации отрасли;

Высокие квалификационные навыки и умения, предъявляемые к работникам, которым из-за незначительного количества профессионально технических образовательных учреждений, готовящих современных рабочих для предприятий пищевой промышленности, приходится обучать на предприятиях, .

Рассмотрим предприятия пищевой промышленности в каждой отрасли.

Хлебопекарная промышленность - одна из ведущих отраслей пищевой промышленности. В этой отрасли функционирует более 18 тысяч хлебозаводов (в том числе 1,5 тыс. крупных), среди которых более 50 % представляют собой малые пекарни.

Одной из особенностей хлебопекарной отрасли является концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях и, одновременно, наличие большого количества малых предприятий различных форм собственности. Отрасль представлена как новичками - частными пекарнями, так и бывшими государственными хлебозаводами, которые в ходе приватизации были акционированы.

В России основной объем производства хлеба сконцентрирован на крупных предприятиях. Здесь вырабатывается более 80% всех хлебобулочных изделий. Большое распространение получили хлебопекарные предприятия сравнительно небольшой мощности (3500 тыс. тонн продукции в год), которые называют мини-пекарнями, численность которых составляет 10 тысяч, .

Малые предприятия приспособились к требованиям рынка и занимают свой сегмент за счет выработки более широкого ассортимента продукции и нахождения предприятий в шаговой доступности от покупателя.

В последнее десятилетие 200 хлебозаводов из 1500 прекратили свое существование, многие десятки хлебозаводов снизили выработку хлеба в несколько раз. Производство хлебобулочных изделий, по данным официальной статистики, в последние годы сокращается: в 2000 г. было произведено 9,1 млн. тонн продукции, в 2003 году - 7,8 млн.тонн.

В 2004-2005 г.г. происходит хотя и незначительный, но рост объемов производства (8,1 млн.т. и 8,4 млн.т. соответственно). Однако в 2008 году вновь наблюдается падение анализируемого показателя до 7,5 млн. т. Несмотря на снижение объёмов производства, потребность населения в них удовлетворялась полностью.

Что касается мясоперерабатывающих предприятий, то они продолжают работать в условиях острого дефицита основного производственного ресурса - отечественного сырья животного происхождения. Однако макроэкономические показатели мясной промышленности сохраняют положительную динамику - с 2001 года растут объемы производства основных видов мясной продукции. Так в 2008 году произведено 2016,9 тыс. тонн мяса птицы (на 11,6 % больше уровня 2007 года), свинины - 501,7 тыс. тонн (на уровне 2007 года). В то же время говядины произведено 280,3 тыс. тонн, что ниже уровня 2007 г на 1,4 %.

Предприятия производят заготовку и убой скота, птицы, производя мясо, мясные консервы, колбасные изделия, полуфабрикаты (котлеты, пельмени). Наряду с производством пищевых продуктов вырабатываются сухие животные корма, ценные медицинские препараты (инсулин, гепарин), а также клеи, желатин и перопуховые изделия.

Молочная промышленность -- отрасль пищевой промышленности, объединяющая предприятия по выработке из молока различных молочных продуктов. В состав промышленности входят предприятия по производству животного масла, цельномолочной продукции, молочных консервов, сухого молока, сыра, брынзы, мороженого, казеина и другой молочной продукции.

Производство молочных продуктов в России находится в стадии стагнации, что обусловлено недостатком сырья, вызванного пока еще сложной ситуацией в животноводческом комплексе страны, значительным сокращением поголовья молочного стада и, следовательно, снижением валового надоя молока в хозяйствах всех категорий. За последние 5 лет производство сырья (молока) в хозяйствах всех категорий практически не растет и держится на уровне 32 млн. тонн.

По состоянию на 2008 год из-за дефицита отечественного сырья среднегодовые мощности предприятий используются менее чем на половину: по производству масла животного - на 30,8%, молока сухого цельного - на 40,5 %, сухого обезжиренного молока - на 48%, консервов молочных - на 50,4%. Это говорит о значительных потенциальных возможностях промышленной переработки сырья (молока), увеличения производства молочных продуктов в широком ассортименте.

Современные молочные комбинаты или заводы осуществляют комплексную переработку сырья, выпускают широкий ассортимент продукции, оснащены механизированными и автоматизированными линиями по розливу продукции в бутылки, пакеты и другие виды тары, пастеризаторами и охладителями, сепараторами, выпарными установками, сыроизготовителями, автоматами по расфасовке продукции.

Примечательно то, что в настоящее время все большую популярность среди представителей малого и среднего бизнеса приобретают мини-заводы по производству молока и кисломолочных продуктов. Такие заводы можно разместить на территории небольшого поселения, военного городка или фермы. Подобные мини-цехи производятся на заводе-изготовителе полностью готовые к работе. Лидерами среди различных цехов по переработке молока являются мини-производства КОЛАКС, что подтверждают различные награды, которые получили разработчики и производители данных мини-заводов.

Таким образом, в настоящее время фермеры могут составить конкуренцию заводам-монополистам в своем регионе, так как такое мини-производство требует значительно меньших затрат по сравнению с крупным заводом. Это связано и с издержками на транспортировку сырья, и на оплату труда работникам. К тому же фермеры имеют возможность переработать собственное сырье без участия посредников, .

2010 год стал знаковым для российского рынка переработки молока. Два крупнейших игрока были поглощены международными корпорациями: французский холдинг Danone поглотил «Юнимилк», а американская компания PepsiCo приобрела «Вимм-Билль-Данн», .

Масложировая промышленность России объединяет комплекс производств, связанных между собой общностью исходного сырья и последовательностью стадий его переработки. Различные группы производств характеризуются также общим назначением вырабатываемой ими продукции.

Масложировую продукцию (растительное масло, маргарин, майонез) вырабатывают 76 крупных предприятий (в том числе 52 маслозавода) и 1300 малых цехов и предприятий разных форм собственности. За последние 5 лет, по данным Росстата, мощности предприятий по переработке масличных культур увеличились с 4,39 до 7,97 млн. тонн (в 1,8 раза).

Построены новые крупные перерабатывающие предприятия. Корпорация "АСТОН" ввела в эксплуатацию маслоэкстракционный завод ООО "АСТОН" по переработке семян подсолнечника. ГК "Содружество" запустила завод по переработке бобов сои в Калининградской области. Кроме того, осуществляется строительство предприятий небольшой мощности для обеспечения потребностей местного населения некоторых регионов страны в масложировой продукции.

В настоящее время основные производители растительных масел: агрохолдинг "Юг Руси", предприятия которого расположены в основных регионах производства масличных семян. Так, один из заводов агрохолдинга ООО "Золотая семечка" - крупнейший в России по производству растительных масел. Мощность завода составляет 3000 тонн переработки маслосемян в сутки, или 1 млн. 100 тыс. тонн в год.

Переработка плодоовощной продукции в РФ стала возрождаться после кризиса 1998 года: соки, компоты, джемы, овощные консервы, быстрозамороженные овощи и фрукты, сделанные в России, отвоевывают утраченные позиции, .

Основную долю (85%) плодоовощной продукции продолжают выпускать специализированные крупные и средние предприятия.

Доля российских производителей на рынке плодоовощных консервов составляет около 10%. Основные производители кетчупов на российском рынке: компании "Балтимор", "Петросоюз", "Юнилевер". Сегодня к крупнейшим предприятиям по производству хрустящего картофеля относят ООО "Фрито Лей Мануфактуринг" (Московская область), ОАО "Русский продукт" (Москва), ЗАО "Р.С.К." (Московская область) и ОАО "Пищекомбинат Вологодский".

Основными трудностями для предприятий являются низкое качество сельскохозяйственного сырья, дефицит денежных оборотных средств, необходимых для обеспечения бесперебойного производства, низкий уровень оснащенности современными видами технологического оборудования. Остро стоит проблема сбыта плодоовощных консервов.

Кондитерская промышленность - отрасль, производящая высококалорийные пищевые продукты, в составе которых, как правило, содержится большое количество сахара. Самым динамично развивающимся в отрасли остается сектор производства шоколада и шоколадных изделий. Российский рынок шоколадных изделий отличается высокой концентрацией.

Почти общероссийских продаж шоколадных изделий приходится на 6 крупных гигантов. Это международные гиганты кондитерской отрасли: Nestle (в России владеет самарской кондитерской фабрикой "Россия", Камской кондитерской фабрикой в г. Перми и кондитерской фабрикой "Алтай" в г. Барнауле), Kraft Foods (владеет кондитерской фабрикой "Покров", Владимировская область) и Mars (США), "Кедбери", холдинг "Объединенные кондитеры", куда входят крупнейшие отечественные производители шоколада - ОАО "Рот Фронт", ОАО "МКФ "Красный Октябрь", концерн "Бабаевский" и кондитерское объединение "СладКо", состоящее из ОАО "СладКо" (г. Екатеринбург) и ОАО "Кондитерская фабрика "Волжанка" (г. Ульяновск).

«СладКо» - один из крупнейших производителей кондитерских изделий в России, входит в десятку лидеров кондитерской отрасли и производит все основные виды кондитерских изделий - шоколад, конфеты, карамель, печенье, вафли.

За последние годы организован целый ряд новых предприятий и цехов. Увеличилось число специализированных предприятий. Их насчитывается около 200, свыше половины из которых - небольшие (мощностью до 5 тыс. тонн в год). Вместе с тем растет число предприятий, располагающих мощностью свыше 20 тыс. тонн, на которых коэффициент использования мощности значительно выше среднеотраслевого (около 70%).

Предприятия кондитерской промышленности контролируют по физическому объему примерно 87% потребительского рынка. В целом в настоящее время кондитерскую промышленность страны можно характеризовать как успешно функционирующее звено агропромышленного комплекса. В отрасли насчитывается 1500 специализированных и прочих пищевых предприятий, выпускающих кондитерские изделия общей среднегодовой производственной мощностью 3,3 млн. тонн, .

За последние десять лет пивоваренная индустрия России прошла путь от одной из отсталых отраслей пищевой промышленности до эффективно работающего сектора аграрно- промышленного комплекса России.

К числу важных тенденций в отрасли можно отнести стремление к консолидации пивоваренного рынка путем осуществления крупномасштабных слияний. Главные причины этого - ощутимое повышение цен на основное сырье (пивоваренный ячмень, солод и хмель), а также тароупаковочные материалы.

В результате консолидации 6 крупных компаний контролируют 90% российского рынка пива. Это компании "Балтика" (38%), "СанИнбев" (19%), "Хайнекен" (14%), "Эфес" (10%), "Саб Миллер" (5%), Очаково (4%).

ОАО Пивоваренная компания «Балтика»-- крупнейшая российская пивоваренная компания, лидер российского рынка пива с долей более 42 % .

Бренд «Балтика» -- один из двух российских брендов (наряду с «Лукойлом»), вошедших в список 100 крупнейших мировых торговых марок, составленный в апреле 2007 года британской газетой Financial Times.

За последние годы наблюдается значительный прогресс в обеспечении отрасли солодом отечественного производства. Производство солода выросло с 490 тыс. тонн (2000 год) до 1,4 млн. тонн в 2008 году, то есть увеличилось почти в 3 раза. Основной вклад в достижение этого внесли пивоваренные компании, которыми были построены и введены в эксплуатацию солодовенные заводы. Это компании "Балтика", "Очаково", "Эфес". Кроме того, компанией "Русский солод" построены и введены в эксплуатацию солодовенные заводы в Московской области (п. Вороново), Воронежской области (п. Элеваторный), и Орловской области (п. Знаменка) производственной мощностью по 100 тыс. тонн в год солода каждая. Все построенные солодовенные заводы оснащены высокопроизводительным оборудованием, внедрены современные технологии производства солода.

Производство безалкогольных напитков и минеральных вод продолжает развиваться достаточно высокими темпами. Производство безалкогольных напитков в 2008 году составило 601,8 млн. дал., или 100,6% к выработанным в 2007 году, минеральных вод - 8005,8 млн. полулитров, или 110,2% к объему 2007 года.

Основные производители безалкогольных напитков и минеральных вод в России наряду с мировыми лидерами Coca-Cola и PepsiCo: ЗАО "ОСТ-АКВА", ООО "Мегапак", ООО ПК "Мастер", ЗАО "Бородино" Московской области, Московский пиво - безалкогольный комбинат "Очаково".

В настоящее время в России наблюдается консолидация отрасли, которая сопряжена с наращиванием доли рынка его участников. Главную роль здесь играют транснациональные корпорации "Данон", Coca-Cola, PepsiCo, Nestle и отдельные крупные российские производители молочных продуктов и соков - "Вимм-Билль-Данн".

В условиях жесткой конкуренции российскими производителями безалкогольных напитков (включая минеральные воды) большое внимание уделяется повышению качества выпускаемой продукции и улучшению дизайна оформления.

Данная отрасль не зря считается самой значимой и важной в промышленности страны. И это не удивительно, так как благодаря ей осуществляется производство всех необходимых продуктов питания для людей. А как мы все знаем, человек не может существовать без еды.

Статистика пищевой промышленности России

Перерабатывающая и пищевая промышленность России является частью агропромышленного комплекса страны (АПК). Она осуществляет производство порядка 95 процентов всего потребляемого в России продовольствия.

Население же тратит на него примерно ¾ от своих доходов. Конечно, были спады в развитии этой отрасли в период кризиса, но сегодня российская пищевая промышленность – это по-прежнему одна из стратегических отраслей в экономике. Её доля в общем пищевом промышленном производстве составляет порядка 15 процентов. Также, она позволяет обеспечить всё население страны самыми необходимыми продуктами питания.

В пищевую промышленность России входит около 30 отраслей и более чем 60 видов производства. Всё это объединяет свыше 22 тысяч предприятий, занимающихся разной деятельностью. На них работает около 2 миллионов человек.

В настоящее время в России нет дефицита продовольственных продуктов. В магазинах и гипермаркетах представлен просто огромнейший ассортимент выбора продуктов. Каждый сможет выбрать и купить любой товар по своему вкусу и финансовым возможностям. Этот вид промышленности обладает просто огромнейшим потенциалом, обусловленным наличием крупных сырьевых баз с изобилием продуктов питания, которые производит сельское хозяйство. Все они обладают высоким качеством, которое помогло им завоевать доверие и любовь не только лишь россиян, но и других мировых стран.

Сегодня пищевая промышленность в России является приоритетной для развития. Благодаря принятому опыту от зарубежных коллег, наши предприниматели не боятся идти на эксперименты при производстве высококачественного продукта. Самое главное постоянно следить и усовершенствовать всю техническую и технологическую составляющую такого производства. Само государство строго следит за тем, чтобы соблюдались все нормы и стандарты, отвечающие за качество пищевой продукции, а также их безопасность. Пищевая промышленность в России на сегодняшний день представлена тысячами предприятий, которые имеют разную форму собственности и производственные объёмы.

Само же продовольствие уже стало достаточно специфическим товаром. Обусловлено это тем, что большая часть продуктов не может храниться долгий период времени. Всё это заставляет производителей искать новые инновационные технологии производства, позволяющих увеличить срок хранения пищевых продуктов. В результате этого образуется очень высокая конкуренция сбыта. Всё это только лишь движет пищевую промышленность России вперёд, внедряя различные технические новинки.

Тот факт, что на полках магазинов страны присутствуют практически все отечественные продукты, говорит о том, что имеется прогрессивное развитие данной промышленности. Она есть, и была всегда тесно связана с сельским хозяйством – основным поставщиком сырья. Тесно пищевая промышленность и с торговлей.

Отрасли пищевой промышленности

Какие отрасли входят в пищевую промышленность России?

  • Мясная;
  • Рыбная;
  • Молочная;
  • Хлебопекарная;
  • Макаронная;
  • Мукомольно-крупная;
  • Масложирная;
  • Плодоовощная;
  • Продовольственная.

Основная же часть предприятий, занимающихся пищевой промышленностью, в нынешнее время относится к перерабатывающим отраслям. Современная пищевая промышленность России применяет самые разнообразные способы обработки пищевого сырья. Всё это делается с той целью, чтобы обеспечить безопасное потребление пищевых продуктов и повысить их вкусовые качества. Сюда входит и специальная термическая обработка, засолка, консервирование и т.д.

Изменение технологической обработки продуктов питания позволяет достичь существенного роста в качестве таких товаров.

По данным Госторинспекции, за последние годы качество отечественных продуктов существенно выросло, а большинство российских продуктов и вовсе превзошли качество импортных. Всё это способствует снижению спроса на товары импортного производства.

Для развития собственной деятельности производителей товаров государство предоставило им право самим осуществлять разработку и утверждение различных технических условий для своей продукции. Это позволяет существенно увеличить ассортимент и разнообразить оформление реализуемых продовольственных товаров.

Компании пищевой промышленности на выставке

О современных тенденциях роста и о перспективных направлениях в российской пищевой промышленности вы сможете более детально ознакомиться на выставке «Агропродмаш». Для этого вам необходимо приехать в самый крупный выставочный комплекс столицы ЦВК «Экспоцентр» и посетить различные семинары, лекции, выставочные залы и многое другое.

Пищевая промышленность включает в себя предприятия производящие готовые пищевые продукты или полуфабрикаты, безалкогольные напитки и ликероводочную продукцию, также в структуру пищепрома входят предприятия табачной промышленности. На долю предприятий пищепрома, приходится 14% объема всего производства промышленного комплекса страны. По итогам 2014 года, объем отгруженных товаров собственного производства пищевой промышленности РФ составил 4.7 трлн. рублей.

В 2014 году рост объемов производства в этой страны составил 9.3%. А в целом за последние 5 лет, выпуск продукции российского пищепрома увеличился почти на 30%. Динамика роста довольно высока и что немаловажно отличается стабильностью. Начиная с 2010 года, объемы выпуска российской пищевой промышленности увеличиваются на 7-9% ежегодно. Кроме этого, в связи с внедрением правительством России политики импортозамещения, можно предположить, что в 2015 году тенденции роста сохранятся и даже увеличатся.

Но, необходимо отметить, что увеличение объема отгруженных товаров в денежном эквиваленте вызвано в большей степени повышением цен на продукты. Индексы производства растут немного медленней. В 2014 году индекс производства составил 102.5% по отношению к 2013 году, а если взять средний прирост за 5 лет, то он будет равняться 2.9%.

Чтобы увеличить эффективность работы пищевой промышленности, Министерством сельского хозяйства РФ, была разработана «Стратегия развития пищевой промышленности Российской Федерации до 2020 года». Основными целями которой являются:

  • Увеличение объемов производства;
  • Модернизация производства и наращивание производственных мощностей;
  • Развитие логистики и инфраструктуры рынка продовольственных товаров;
  • Повышение конкурентоспособности продукции с целью импортозамещения и увеличения экспорта.